Земельный налог изменения

Что меняется по земельному налогу в 2020 году: обзор

Из этой статьи вы узнаете про главные изменения по земельному налогу с 2020 года. Сразу скажем, что многие из них носят кардинальный характер и затронут практически всех плательщиков.

Ставку налога по садовым (дачным) участкам ограничили верхней планкой

В письме от 27.04.2019 № 03-05-04-02/31408 Минфин России разъяснял, что за период 2019 года ставка по земельному налогу в отношении дачных участков не может превышать ставку за садовые земельные участки при условии, что они не используются в предпринимательстве.

Но с 2019 года вступил в силу Федеральный закон от 29.07.2017 № 217-ФЗ, который исключил из земельного законодательства понятие «дачный участок».

В связи с этим законом признаны садовыми земельные участки с видами разрешенного использования:

  • «дачный земельный участок»;
  • «для ведения дачного хозяйства»;
  • «для дачного строительства».

Исключение – земли для садоводства как вида сельхозпроизводства по выращиванию многолетних культур.

С 2020 года вступят в силу изменения в НК РФ (Федеральный закон от 15.04.2019 № 63-ФЗ), согласно которым ставка земельного налога не может превышать 0,3% кадастровой стоимости в отношении участков для садоводства и не используемых в предпринимательской деятельности, а также земель общего пользования в садоводческих товариществах.

Исчисление земельного налога при изменении стоимости земель при изменении категории использования

Еще несколько лет назад в письме Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина России от 13 марта 2013 г. N 03-05-04-02/7507 ведомство, ссылаясь на позицию Президиума ВАС (Постановление от 06.11.2012 N 7701/12), дало разъяснения относительно исчисления налога на земельные участки, у которых была изменена категория или вид разрешенного использования: “. полагаем, что исчисление земельного налога в отношении земельного участка, у которого в течение налогового периода изменилась кадастровая стоимость в результате перевода земель из одной категории в другую или изменения вида разрешенного использования земельного участка, целесообразно осуществлять с применением коэффициента, аналогичного коэффициенту, установленному в пункте 7 статьи 396 НК РФ» (коэффициент в данном случае — отношение числа полных месяцев, в течение которых этот земельный участок находился в собственности налогоплательщика, к числу календарных месяцев в налоговом (отчетном) периоде).

КОНСУЛЬТАЦИЯ ЮРИСТА


УЗНАЙТЕ, КАК РЕШИТЬ ИМЕННО ВАШУ ПРОБЛЕМУ — ПОЗВОНИТЕ ПРЯМО СЕЙЧАС

8 800 350 84 37

Однако, в настоящее время позиция налоговых и судебных органов звучит так:

“В соответствии со ст. 391 НК РФ изменение кадастровой стоимости земельного участка в течение налогового периода не учитывается при определении налоговой базы в этом и предыдущих налоговых периодах, если это не связано с исправлением ошибок, допущенных при определении кадастровой стоимости, а также решением комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости или решением суда.

Таким образом, изменения кадастровой стоимости земельных участков, произошедшие в текущем налоговом периоде в результате перевода земель из одной категории в другую или изменения вида разрешенного использования земельного участка, могут учитываться только со следующего налогового периода по земельному налогу (Определение Конституционного Суда РФ от 09.02.2017 N 212-О и основанное на позиции Конституционного суда Письмо ФНС РФ от 19.04.2017 № БС-4-21/[email protected]).

Пример: 18 августа 2015 г. подмосковное ООО “Зарядье” изменило категорию принадлежащего ему земельного участка размером 20 га с “земель сельскохозяйственного назначения” на “земли населенных пунктов” с разрешенным использованием “под комплексное жилищное строительство”. Ставка налога не изменилась, оставшись на уровне 0,3%, однако кадастровая стоимость участка, согласно ст. 24.19 Закона об оценочной деятельности 1 , повысилась и была установлена в 3 млрд рублей вместо 560 тысяч рублей. Налог за 2015 год должен быть исчислен исходя из старой стоимости (полностью), а начиная с 2016 года — исходя из новой.

Кто должен платить земельный налог и от чего зависит его сумма?

Не каждому коммерсанту приходится платить земельный налог. Как только земельный участок появляется в составе его имущества, вопрос расчета и уплаты этого налога становится актуальным.

Например, 21.01.2019 компания зарегистрировала право собственности на землю — с этого момента у нее возникает обязанность по исчислению и уплате земельного налога (п. 1 ст. 388 НК РФ).

Если же компания решила оформить землю на праве безвозмездного срочного пользования или заключила договор аренды, обязанность платить земельный налог у нее отсутствует и искать ответ на вопрос, как рассчитать земельный налог, не нужно (п. 2 ст. 388 НК РФ).

ВАЖНО! Земельный налог является местным и регламентируется не только Налоговым кодексом (гл. 31), но и земельным, а также муниципальным законодательством (в части установления льгот, ставок, порядка и сроков уплаты).

Сумма налога зависит от нескольких факторов: от регионального расположения и кадастровой стоимости участка, назначения его использования, ставки налога и наличия льгот. Регионам в отношении этого налога дана возможность:

  • утверждать величину ставок по нему, не выходя за пределы, установленные НК РФ;
  • дифференцировать эти ставки;
  • вводить дополнительные льготы;
  • принимать решение об уплате авансов по налогу;
  • устанавливать сроки уплаты.

Далее рассмотрим порядок расчета земельного налога для юрлица.

Изменение вида использования или категории земельного участка

Однако на практике нередко случается, что кадастровая стоимость земельного участка меняется в течение налогового периода вследствие изменения вида разрешенного использования земельного участка и (или) его перевода из одной категории земель в другую. Но, как видим, в ст. 391 НК РФ ничего не говорится о том, как учитывать это изменение.

Получается, что при таком изменении кадастровой стоимости надо применять общее ограничение и не учитывать его при расчете земельного налога за налоговый период, когда произошло изменение.

Конституционный суд в Определении от 09.02.2017 № 212-О подтвердил, что изменение кадастровой стоимости земельных участков, произошедшее в текущем налоговом периоде в результате перевода земель из одной категории в другую или изменения вида разрешенного использования земельного участка, может быть учтено только со следующего налогового периода по земельному налогу. Это относится ко всем случаям изменения вида разрешенного использования земельного участка, произошедшим в течение налогового периода, независимо от того, привели данные изменения к улучшению или к ухудшению положения налогоплательщика.

За весь налоговый период, в котором произошло изменение кадастровой стоимости земельного участка по указанной причине, налог рассчитывается исходя из той кадастровой стоимости, которая определена на начало этого налогового периода, а пересчет производится со следующего налогового периода. Такой вывод сделал Минфин в Письме от 14.04.2017 № 03-05-04-02/22593, основываясь на решении КС РФ.

Расчет земельного налога по кадастровой стоимости на примере

Посмотрим, как рассчитать земельный налог на 2019 год. Например, компания, зарегистрировавшая 21.01.2019 право собственности на земельный участок, узнала его кадастровую стоимость на начало года (980 000 руб.) и ставку налога (1,5%), действующую в соответствующей местности (из местного земельного НПА). Льготы или повышающие коэффициенты этим НПА не предусмотрены.

Читайте так же:  Платежное поручение из банка для налогового вычета

Произведем расчет земельного налога в 2019 году:

980 000 руб. × 1,5% × 11/12 = 13 475 руб.,

11/12 — коэффициент, который учитывает полные месяцы владения участком (с февраля по декабрь) из 12 месяцев 2019 года. Январь в расчет не входит, так как право на землю возникло во второй половине месяца.

Рассмотрим на примере, как рассчитать земельный налог в случае, если местным земельным законодательством предусмотрены авансовые платежи. Используя исходные данные предыдущего расчета, получим следующее:

  • авансовый платеж за 1 квартал 2019 года с учетом количества месяцев владения составит 2 450 руб. (1/4 × 980 000 × 1,5% × 2/3);
  • по каждому из следующих отчетных периодов (за полугодие и 9 месяцев 2019 года) платеж составит по 3 675 руб. (1/4 × 980 000 × 1,5%);
  • по итогам 2019 года нужно будет отдать бюджету сумму, равную разности между полной величиной налога, рассчитанной за год с учетом числа месяцев владения, и суммой начисленных за этот год авансовых платежей (13 475 – 2 450 – 3 675 × 2 = 3 675).

ВАЖНО! Налог уплачивается в полных рублях (соблюдая правило округления) — это установлено ст. 52 НК РФ.

Образец платежного поручения на уплату налога на землю скачайте здесь.

Отмена отчётности

С отчётного периода за 2020 год заполнять и представлять в ИФНС декларацию по земельному налогу организациям больше не нужно.

По аналогии с физлицами налоговики будут самостоятельно рассчитывать налог на землю на основании имеющихся у них сведений и рассылать плательщикам соответствующие сообщения.

Налогоплательщику-организации направят требование об уплате земельного налога, если:

  • выявлена недоимка по результатам рассмотрения инспекцией представленных пояснений и/или подтверждающих документов;
  • недоимка выявлена при отсутствии необходимых пояснений и/или документов.

Таким образом, последнюю декларацию по земельному налогу необходимо сдать за 2019 год.

Затем платить налог на землю нужно на основании сообщений из ИФНС, как это делают физлица.

Данные поправки предусмотрены п. 25–26 ст. 1 Закона от 15.04.2019 № 63-ФЗ. Так, ст. 398 НК РФ о декларации по земельному налогу признана утратившей силу, но с 2021 года.

Итоги

Порядок и сроки уплаты налога на землю устанавливаются местными законодателями. При этом местные законы не могут противоречить Налоговому кодексу. Организации рассчитывают величину налога самостоятельно. Уплата налога осуществляется ими ежеквартально и по итогам года, но не ранее 1 февраля года, идущего за отчетным, если иные сроки не установлены на уровне региона. За 2020 год сумму налога к уплате для юрлиц подсчитают налоговики.

Физлица и ИП получают налоговое уведомление от ФНС и уплачивают налог по итогам года не позднее 1 декабря года, следующего за отчетным.

ФНС России пояснила порядок расчета земельного налога в случае изменения его рыночной стоимости по решению суда

lena82 / Depositphotos.com

С 1 января 2019 года начали действовать новые положения налогового законодательства, регулирующие порядок расчета налоговой базы по земельному налогу при изменении кадастровой стоимости земельного участка (Федеральный закон от 3 августа 2018 г. № 334-ФЗ).

Согласно новым правилам, если судом или комиссией по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости было принято решение об изменении кадастровой стоимости земельного участка на основании установления его рыночной стоимости и новые сведения были внесены в ЕГРН, то использоваться для расчета новое значение будет с даты начала применения для целей налогообложения кадастровой стоимости, являющейся предметом оспаривания (п. 1.1 ст. 391 Налогового кодекса).

Налоговая служба поясняет, что поскольку изменения вступили в силу только с 1 января 2019 года, то и измененная кадастровая стоимость может применяться по вышеуказанным правилам только если решение суда или комиссии вступило в силу после 1 января 2019 года (письмо ФНС России от 7 октября 2019 г. № БС-4-21/[email protected]).

О том, учитывается ли изменение кадастровой стоимости земельного участка в течение налогового периода при определении налоговой базы в этом и предыдущих налоговых периодах, читайте в материале «Определение базы по земельному налогу (по кадастровой стоимости земельного участка)» в «Энциклопедии решений. Налоги и взносы» системы ГАРАНТ. Получите полный доступ на 3 дня бесплатно!

Аналогичные разъяснения также содержатся в письмах Минфина России от 11 февраля 2019 г. № 03-05-06-02/8001 и от 15 февраля 2019 г. № 03-05-05-01/9513. Согласно им, вышеуказанные правила могут применяться и в отношении объектов налогообложения по налогу на имущество физических лиц.

Как рассчитать земельный налог за 2019 год в 2020 году (пример)?

Новый порядок получения льгот

Согласно новой редакции п. 10 ст. 396 НК РФ (абз. 2 подп. «б» п. 24 ст. 1 Закона от 15.04.2019 № 63-ФЗ), с 2020 года юрлица применяют льготы по земельному налогу в заявительном порядке.

К заявлению о предоставлении льготы можно приложить документы, подтверждающие право на них.

Итоги

Для решения вопроса о том, как рассчитать земельный налог, недостаточно прочитать Налоговый кодекс — нужно внимательно изучить и местное законодательство, которое содержит важную информацию, необходимую для расчета и уплаты налога (ставки, льготы, сроки и др.).

Поправки по земельному налогу с 01.01.2018

Автор: Казаков Е. С., эксперт информационно-справочной системы «Аюдар Инфо»

Федеральный закон от 30.09.2017 № 286-ФЗ «О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» внес поправки в НК РФ в отношении разных налогов. В том числе два изменения коснулись земельного налога.

Закон опубликован на портале www.pravo.gov.ru 01.10.2017 и действует в целом с 01.01.2018.

Новый подход к землям Москвы

В п. 2 ст. 394 НК РФ с 2020 года убрали возможность установления дифференцированных ставок в зависимости от места нахождения участка в отношении муниципальных образований внутри Москвы в результате изменения его границ (если по закону г. Москвы земельный налог отнесен к источникам доходов бюджетов этих муниципальных образований).

Как посчитать земельный налог с учетом льготы?

Содержащиеся в НК РФ или установленные местными властями льготы могут освободить компанию от уплаты земельного налога полностью или частично (ст. 395 НК РФ).

Если муниципалы предусмотрели льготу для земельного участка компании, исчисление налога производится с учетом этой льготы.

Продолжим наш пример расчета земельного налога: компания на своем земельном участке расположила научный центр (он занимает 20% площади и используется по целевому назначению), а местные власти предусмотрели освобождение от уплаты налога для земельных участков, используемых для размещения учреждений науки.

Земельный налог тогда будет рассчитан следующим образом.

  • Определим налоговую базу:

(980 000 руб. – 980 000 руб. × 20%) = 784 000 руб.

  • Определим сумму налога при налоговой ставке 1,5% и коэффициенте (Кв) = 0,9167 (рассчитанном ранее как 11/12):

784 000 руб. × 1,5% × 0,9167 = 10 780 руб.

Законодатели определились по-другому

Но, как оказалось, подобный вывод относится только к изменениям кадастровой стоимости по названной причине, произошедшим только в 2017 году или ранее. Федеральным законом № 286-ФЗ в п. 1 ст. 391 НК РФ добавлено еще одно исключение, связанное как раз с таким изменением.

Читайте так же:  Налоговый кодекс налог на землю физических лиц

С 01.01.2018 если изменение кадастровой стоимости случилось вследствие изменения вида разрешенного использования земельного участка и (или) его перевода из одной категории земель в другую, то оно учитывается при определении налоговой базы со дня внесения в ЕГРН сведений, являющихся основанием для расчета кадастровой стоимости этого земельного участка.

К сведению: согласно п. 4 ст. 85 НК РФ органы, осуществляющие государственный кадастровый учет и государственную регистрацию прав на недвижимое имущество, обязаны сообщать сведения о расположенном на подведомственной им территории недвижимом имуществе (правах и сделках, зарегистрированных в этих органах) и о его владельцах в налоговые органы по месту своего нахождения в течение 10 дней со дня соответствующей регистрации, а также ежегодно до 15 февраля представлять указанные сведения по состоянию на 1 января текущего года.

То есть расчет земельного налога в данной ситуации схож с тем, который установлен для вновь созданного земельного участка, поскольку при этом налоговая база должна быть определена с учетом остатка налогового периода после дня внесения в ЕГРН сведений, являющихся основанием для расчета кадастровой стоимости земельного участка.

В связи с этим в п. 7 ст. 396 НК РФ указывается, что в случае возникновения (прекращения) у налогоплательщика в течение налогового (отчетного) периода права собственности (постоянного (бессрочного) пользования, пожизненного наследуемого владения) на земельный участок (его долю) исчисление суммы налога (суммы авансового платежа по налогу) в отношении данного земельного участка производится с учетом коэффициента.

Аналогично будет рассчитываться коэффициент и при изменении кадастровой стоимости вследствие изменения вида разрешенного использования земельного участка и (или) его перевода из одной категории земель в другую, о чем говорится в новом п. 7.1 ст. 396 НК РФ.

Это означает, что фактически для такого налогового периода надо рассчитать два коэффициента. Один определяется как отношение числа полных месяцев со дня изменения вида разрешенного использования земельного участка и (или) его перевода из одной категории земель в другую к числу календарных месяцев в налоговом (отчетном) периоде. Назовем его К2.

Другой коэффициент (К1) определяется как отношение числа полных месяцев до дня изменения вида разрешенного использования земельного участка и (или) его перевода из одной категории земель в другую тоже к числу календарных месяцев в налоговом (отчетном) периоде (в общем случае – 12).

На основании п. 7 ст. 396 НК РФ можно также утверждать следующее. Если день внесения в ЕГРН сведений об изменении кадастровой стоимости имел место до 15-го числа соответствующего месяца включительно, этот месяц включается в число тех, которые участвуют в расчете коэффициента К2. Если же день внесения в ЕГРН сведений об изменении кадастровой стоимости был после 15-го числа соответствующего месяца, этот месяц участвует в расчете коэффициента К1.

В итоге расчет земельного налога будет произведен по следующей формуле:

ЗН = (КС1 х СН1 х К1) + (КС2 х СН2 х К2), где:

ЗН – сумма земельного налога за год;

КС1 – кадастровая стоимость до изменения (на 1 января налогового периода);

СН1 – ставка земельного налога, установленная для категории, присвоенной земельному участку до изменения;

КС2 – кадастровая стоимость после изменения (на дату внесения сведений в ЕГРН);

СН2 – ставка земельного налога, установленная для категории земельного участка после изменения.

Как заплатить земельный налог физическим лицам

С 2015 года для физлиц и ИП действует единый порядок уплаты земельного налога (п. 4 ст. 397 НК РФ). Они уплачивают налоги на основании полученных из ИФНС уведомлений. При этом фискальный орган не может прислать уведомление за срок, превысивший 3 налоговых периода.

В случае неполучения уведомления в срок граждане, владеющие землей, должны подать соответствующие сведения о находящемся в их собственности (постоянном пользовании) земельном участке в территориальную ИФНС. Эта обязанность для налогоплательщиков установлена в п. 2.1 ст. 23 Налогового кодекса. Передавать такую информацию следует по специально разработанной форме, скачать которую можно здесь.

Контроль за уплатой земельного налога осуществляет ИФНС по месту нахождения земельного участка. Если участок расположен на территории нескольких ИФНС, то обязанность осуществлять контроль за начислением и уплатой земельного налога ложится на каждую из них.

Если земельный участок был получен физлицом по наследству, то налог начисляется со дня вступления в наследство. За участки, выделенные под застройку, на протяжении первых 3 лет при расчете земельного налога используется повышающий коэффициент 2. Он применяется до сдачи построенного жилищного объекта в эксплуатацию, а затем излишне уплаченные суммы земельного налога (поскольку по факту получения прав собственности на объект недвижимости до истечения 3-летнего срока должен начать применяться коэффициент 1) возвращаются налогоплательщику.

Если земельный участок перешел в собственность налогоплательщика до 15-го числа, то для расчета налога этот неполный месяц учитывается как полный. А если после 15-го числа — то налог начинает начисляться со следующего месяца. Аналогичные правила действуют при выбытии участка из собственности: если это событие произошло до 15-го числа месяца, то данный месяц при расчете налога не учитывается, а если после 15-го — месяц в расчете участвует.

Льгота по земельному налогу – документы необязательны

В соответствии с п. 5 ст. 391 НК РФ для некоторых категорий физических лиц (в том числе для индивидуальных предпринимателей) облагаемая база по земельному налогу уменьшается на не облагаемую налогом сумму в размере 10 000 руб. в отношении земельного участка, находящегося в собственности, постоянном (бессрочном) пользовании или пожизненном наследуемом владении.

До сих пор для того, чтобы получить данную льготу, налогоплательщику нужно было представить в налоговый орган по его выбору документы, подтверждающие его право на уменьшение налоговой базы. Об этом сказано в п. 6 ст. 391 НК РФ. Но с 01.01.2018 указанный пункт утратит силу.

Однако сохранится п. 10 ст. 396 НК РФ. А в нем также говорится, что плательщики земельного налога – физические лица, имеющие право на льготы, представляют подтверждающие данное право документы. Здесь, кроме того, сказано, что должно быть представлено и заявление о предоставлении льготы.

Налоговая служба в Письме от 16.11.2015 № БС-4-11/[email protected] направила рекомендуемую форму такого заявления. Но Федеральным законом № 286-ФЗ дополнен п. 10 ст. 396 НК РФ: налоговики должны теперь разработать названную форму как нормативный документ. Очевидно, они должны это сделать до наступления 2018 года.

В указанный пункт внесено еще одно изменение, важное для налогоплательщиков. С 01.01.2018 им необязательно будет представлять документы, подтверждающие право на льготу (хотя такой возможности их не лишают), достаточно только заявления.

Здесь же будет обозначено, что подтверждение права налогоплательщика на налоговую льготу осуществляется в порядке, аналогичном порядку, предусмотренному п. 3 ст. 361.1 НК РФ для льгот по транспортному налогу (применяется с 01.01.2018).

Видео (кликните для воспроизведения).

Согласно этому порядку налоговый орган, не имея подтверждающих документов, по информации, указанной в заявлении налогоплательщика о предоставлении налоговой льготы, запрашивает сведения, подтверждающие право налогоплательщика на нее, у органов, организаций, должностных лиц, у которых имеются соответствующие сведения.

Читайте так же:  Проверка кассовой дисциплины налоговыми органами

Лицо, получившее запрос налогового органа о предоставлении сведений, подтверждающих право налогоплательщика на налоговую льготу, должно исполнить его в течение семи дней со дня получения или в тот же срок сообщить в налоговый орган о причинах неисполнения запроса.

Налоговый орган в течение трех дней со дня получения указанного сообщения обязан проинформировать налогоплательщика о неполучении по запросу сведений, подтверждающих право этого налогоплательщика на налоговую льготу, и о том, что налогоплательщику все-таки необходимо направить подтверждающие документы в налоговый орган. Иначе льгота не будет предоставлена.

Как пересчитать земельный налог при изменении кадастровой стоимости земель?

Оспаривание кадастровой стоимости земельного участка — базы для определения размера платежа — один из популярных законных способов снижения земельного налога. Также нередко земли переводят из одной категории в другую. И в том, и в другом случае меняется их кадастровая стоимость. Соответственно, претерпевает изменения и база для исчисления земельного налога. О нюансах расчета и перечисления этого платежа рассказывают эксперты ГК «ГНК».

Кадастровая стоимость земельного участка — стоимость, установленная в результате проведения государственной кадастровой оценки либо рассмотрения споров о результатах кадастровой стоимости в суде или комиссии, специально созданной для разбирательства подобных споров (ст. 3 ФЗ от 29.07.98 № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности Российской Федерации»).

По общему правилу, для расчета земельного налога юридические лица используют кадастровую стоимость земельных участков, определенную на начало налогового периода, то есть на 1 января соответствующего года (п.1 ст.391, п. 1 ст. 393 НК РФ). Для вновь созданных земельных участков используют кадастровую стоимость на дату постановки этого земельного участка на государственный кадастровый учет.

Исключения в отношении исчисления даты:

исправление технической ошибки кадастра (налог пересчитывается за все периоды, начиная с того, в котором возникла ошибка);

пересмотр кадастровой стоимости судом или комиссией Росреестра;

изменение кадастровой стоимости (нормативными правовыми актами местных властей, например).

Если с технической ошибкой все сравнительно ясно, то относительно расчета налога после изменения категории земель возникают вопросы: если, например, в текущем году земельный участок изменил категорию использования, в результате чего его кадастровая стоимость увеличилась или уменьшилась, с какого момента изменилась налоговая база? А если кадастровая стоимость изменилась по решению суда или комиссии?

Порядок уплаты земельного налога для юрлиц

Общий порядок и сроки уплаты земельного налога определены в ст. 396–397 НК РФ.

Конкретные сроки для оплаты авансовых платежей (если имеет место решение об их уплате) и самого земельного налога устанавливаются представительными муниципальными органами путем принятия соответствующих нормативных актов. Например, в Москве это последний день месяца, следующий за отчетным кварталом (п. 2 ст. 3 закона Москвы «О земельном налоге» от 24.11.2004 № 74).

ВАЖНО! С 01.01.2021 срок уплаты земельного налога юрлицами станет единым: 1 марта для налога и последнее число месяца, следующего за отчетным периодом — для авансовых платежей. Новые правила будут применяться начиная с годового платежа за налоговый период 2020 года. Подробности см. здесь.

Налогоплательщики-юрлица самостоятельно исчисляют суммы авансовых платежей и налога за 2019 год исходя из принятых в регионе ставок и правил. Муниципальные органы управления вправе утверждать налоговые ставки для отдельных категорий земельных участков, не нарушая при этом предельных значений, установленных в ст. 394 НК РФ.

Также местные власти могут устанавливать обязанность для налогоплательщиков-организаций уплачивать налог в виде авансовых платежей. Если она будет определена, то юрлица должны ежеквартально платить ¼ от суммы, равной произведению установленной в регионе ставки, умноженной на кадастровую стоимость земли.

Налог по итогам года уплачивается как оставшаяся неуплаченной сумма налога (т. е. за вычетом авансов). Она должна быть внесена в местный бюджет в установленный в регионе срок.

ВНИМАНИЕ! С 2020 года рассчитывать сумму земельного налога юрлицам больше не нужно. Налоговики самостоятельно подсчитают сумму авансовых платежей и налога к уплате и уведомят об этом налогоплательщика. Подробности см. здесь. В случае неполучения уведомления юрлица обязаны самостоятельно сообщить налоговикам о налогооблагаемом имуществе. О нюансах читайте в материале «Организациям придется сообщать в налоговую о транспорте и земельных участках».

Об алгоритмах расчета налога при изменении кадастровой стоимости читайте в материале «Расчет земельного налога при изменении кадастровой стоимости» .

Юридические лица могут перечислить деньги через банк посредством платежного поручения или за них могут уплатить налог иные лица.

Порядок заполнения платежного поручения и пример его оформления для уплаты земельного налога в Москве см. здесь.

Порядок исчисления и уплаты земельного налога на участок (базовая формула)

Как рассчитывается земельный налог за 2019 год? На первый взгляд обычно: налоговую базу умножаем на ставку. При этом в качестве базы выступает кадастровая стоимость земли, установленная на начало соответствующего налогового года (п. 1 ст. 389 НК РФ), информацию о которой можно узнать:

  • из публичной кадастровой карты на сайте Росреестра;
  • непосредственно в Росреестре, послав туда письменный запрос;
  • из кадастрового паспорта участка или из свидетельства, полученного при регистрации права на землю, если регистрация такого права осуществлена в текущем налоговом году.

Если земля в течение года куплена или продана, формула земельного налога будет корректироваться с учетом периода владения землей (коэффициент Кв рассчитывается как отношение полных месяцев владения землей к 12 месяцам). Полным считается месяц, в котором право собственности возникло до 15 числа или утрачено после 15 числа (п. 7 ст. 396 НК РФ).

Другой коэффициент (Ки) должен применяться, если в течение года происходит изменение кадастровой стоимости.

Особый порядок исчисления земельного налога применяется, если земля расположена на территории сразу двух муниципальных образований. Тогда стоимость участка делится между этими образованиями с учетом доли площади, находящейся в каждом из них (п. 1 ст. 391 НК РФ). И для каждой части делается свой расчет налога с применением соответствующих каждому из образований льгот и ставок.

От компании требуется не только рассчитать земельный налог по кадастровой стоимости с применением всех коэффициентов — не менее важно вовремя отчитаться в налоговую и уплатить налог.

Как рассчитать и уплатить налог, читайте в статье «Земельный налог за год — как рассчитать и когда платить?».

Закон региона может предусматривать уплату квартальных авансовых платежей по налогу. Каждый такой платеж рассчитывают как ¼ годовой суммы налога (п. 6 ст. 396 НК РФ) с учетом числа месяцев владения в соответствующем квартале (п. 7 ст. 396 НК РФ).

Сдать декларацию по земельному налогу за 2019 год компаниям нужно не позднее 03.02.2020 (перенос с субботы 1 февраля) — п. 3 ст. 398 НК РФ.

Налог по итогам года платят в срок, установленный в муниципальном образовании, но не раньше наступления срока подачи декларации (п. 1 ст. 397 НК РФ). Если местным законодательством предусмотрено начисление авансовых платежей (пп. 2, 3 ст. 393 НК РФ), то в течение года нужно платить авансы по налогу в соответствии со сроками, установленными местными властями.

ВАЖНО! Начиная с земельного налога за 2020 год сдача декларации в ИФНС отменяется. При этом юрлица будут получать от налоговой сообщения с рассчитанной суммой. Однако это не означает, что им больше не потребуется рассчитывать налог самостоятельно. Эта обязанность сохранится за организациями и далее. Ведь они должны знать сумму, чтобы в течение года вносить авансовые платежи (если таковые установлены местными властями). А сообщение от налоговой носит скорее информационный характер, чтобы компания могла сверить свои начисления с теми, что сделаны по данным налоговиков. И получит она его уже после сроков уплаты авансов (см., например, письмо Минфина от 19.06.2019 № 03-05-05-02/44672).

В какие сроки уплачивать авансовые платежи по земельному налогу, мы рассказываем в статье «Сроки уплаты авансовых платежей по земельному налогу».

Новый срок уплаты налога

С 2021 года установлены единые сроки уплаты (с периода 2020 г.) организациями транспортного и земельного налогов – не позже 1 марта следующего года. Для авансовых платежей – не позже последнего числа месяца, следующего за истекшим отчётным периодом.

Читайте так же:  Налог на общие земли в снт размер

Это означает, что местные власти больше не будут устанавливать срок уплаты земельного налога организациями.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Глава 31. Земельный налог (ст.ст. 387 — 398)

Глава 31. Земельный налог

ГАРАНТ:

См. Энциклопедии и другие комментарии к главе 31 НК РФ

>
Общие положения
Содержание
Налоговый кодекс Российской Федерации (НК РФ)

© ООО «НПП «ГАРАНТ-СЕРВИС», 2020. Система ГАРАНТ выпускается с 1990 года. Компания «Гарант» и ее партнеры являются участниками Российской ассоциации правовой информации ГАРАНТ.

Финансисты разъяснили порядок применения ставок земельного налога при изменении категории земель

Изменение категории земель или разрешенного использования земельного участка влечет изменение не только размера ставки земельного налога, но и величины кадастровой стоимости. К такому выводу пришли финансисты, проанализировав соответствующие нормы Налогового кодекса (письмо Департамента налоговой и таможенной политики Минфина России от 14 апреля 2017 г. № 03-05-04-02/22593).

При этом подчеркивается, что изменение кадастровой стоимости в результате перевода земель из одной категории в другую или изменения вида разрешенного использования земельного участка может учитываться для расчета земельного налога только со следующего налогового периода. ФНС России уточняет, что это относится ко всем случаям независимо от того, привели данные изменения к улучшению или ухудшению положения налогоплательщика.

Допустим, в марте 2017 года по решению уполномоченного органа власти земельный участок переведен из категории земель сельхозназначения в земли населенных пунктов с изменением вида разрешенного использования. В таком случае расчет земельного налога по ставке, соответствующей новой кадастровой стоимости участка, будет проводиться не с текущего, а начиная со следующего года.

Выводы финансистов подтверждаются конкретными нормами НК РФ. Так, согласно п. 1 ст. 390 НК РФ налоговая база для исчисления земельного налога определяется как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектом налогообложения в соответствии со ст. 389 НК РФ. При этом налоговая база определяется в отношении каждого земельного участка как его кадастровая стоимость по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом (п. 1 ст. 391 НК РФ).

Относят ли суды инвалидов к категории налогоплательщиков, имеющих право на льготу по земельному налогу, узнайте в «Энциклопедии судебной практики» в интернет-версии системы ГАРАНТ. Получите бесплатный
доступ на 3 дня!

В соответствии со ст. 391 НК РФ изменение кадастровой стоимости земельного участка в течение налогового периода не учитывается при определении налоговой базы в этом и предыдущих налоговых периодах. Исключение составляют случаи исправления ошибок, допущенных при определении кадастровой стоимости, а также принятия решения комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости или решения суда.

Сумма земельного налога исчисляется по истечении налогового периода как соответствующая налоговой ставке процентная доля налоговой базы (п. 1 ст. 396 НК РФ). При этом налоговые ставки для исчисления земельного налога устанавливаются нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований (законами городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя) и не могут превышать установленных размеров (п. 1 ст. 394 НК РФ). Допускается установление дифференцированных налоговых ставок в зависимости от категорий земель или разрешенного использования земельного участка (п. 2 ст. 394 НК РФ).

Земельный налог: изменения-2019

С 01.01.2019 в земельном налоге произойдут следующие изменения:

  • В порядке перерасчета налога «физикам»: независимо от оснований перерасчет проводиться не будет, если это повлечет увеличение ранее уплаченной суммы налога (п. 2.1 ст. 52 НК РФ).
  • В порядке применения кадастровой стоимости: в случае ее оспаривания сведения о ее новом значении, установленном после 01.01.2019 решением комиссии при управлении Росреестра или суда, будут учитываться с периода налогообложения участка по оспоренной кадастровой стоимости (п. 1.1 ст. 391 НК РФ).
  • В части льгот: будет введено освобождение от земельного налога организаций, признаваемых фондами в соответствии с законодательством об инновационных научно-технологических центрах, в отношении участков, входящих в состав территории таких центров (подп. 13 п. 1 ст. 395 НК РФ).
  • Для лиц предпенсионного возраста: будет предусмотрено право на налоговый вычет в размере кадастровой стоимости 6 соток в отношении одного земельного участка (подп. 9 п. 5 ст. 391 НК РФ).
  • В части формы декларации по налогу: за 2018 год нужно отчитаться на бланке из приказа ФНС от 30.08.2018 № ММВ-7-21/[email protected]

Это изменения федерального уровня. Но они могут произойти также на региональном и муниципальном уровнях, поскольку власти субъектов имеют полномочия утверждать результаты государственной кадастровой оценки земель, а органы местного самоуправления могут устанавливать налоговые ставки и льготы.

Поэтому ФНС рекомендует пользоваться сервисом «Справочная информация о ставках и льготах по имущественным налогам», зайти в который можно по ссылке.

Пример расчета земельного налога в 2019 году ищите здесь.

Порядок и сроки уплаты земельного налога в 2019-2020 годах

Ставка для ИЖС

Соответственно, дополнен абзац третий подп. 1 п. 1 ст. 394 НК РФ: с 2020 года он уточняет, что базовая ставка земельного налога 0,3% и менее не может распространяться на участки, приобретенные (предоставленные) для индивидуального жилищного строительства (ИЖС), используемые в предпринимательской деятельности.

Изменение кадастровой стоимости земельного участка

Ранее мы сообщили читателям, как сложилась высшая арбитражная практика в отношении определения облагаемой базы по земельному налогу в случае изменения кадастровой стоимости земельного участка в течение налогового периода. Очевидно, такой же подход применяется и при изменении нормативной стоимости земли в течение налогового периода, что важно для крымских и севастопольских налогоплательщиков.

В общем случае облагаемая база по земельному налогу определяется в отношении каждого земельного участка как его кадастровая стоимость по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом (п. 1 ст. 391 НК РФ).

Только в отношении земельного участка, образованного в течение налогового периода, налоговая база в данном налоговом периоде определяется как его кадастровая стоимость на день внесения в Единый государственный реестр недвижимости (ЕГРН) сведений, являющихся основанием для определения кадастровой стоимости такого земельного участка.

Специально указано, что изменение кадастровой стоимости земельного участка в течение налогового периода не учитывается при определении налоговой базы в этом и предыдущих налоговых периодах, хотя до сих пор было предусмотрено два исключения из данного правила.

Так, если обнаружено, что при определении кадастровой стоимости земельного участка была допущена ошибка, то при ее исправлении происходит изменение этой стоимости. Оно учитывается при определении налоговой базы начиная с налогового периода, в котором была применена ошибочно рассчитанная кадастровая стоимость.

Читайте так же:  Т 49 расчетно платежная ведомость оплата отпускных

Другой случай – изменение кадастровой стоимости земельного участка по решению комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости или решению суда. Сведения о кадастровой стоимости, установленной решением указанной комиссии или суда, учитываются при расчете налоговой базы начиная с налогового периода, в котором подано соответствующее заявление о пересмотре кадастровой стоимости, но не ранее даты внесения в ЕГРН кадастровой стоимости, которая являлась предметом оспаривания.

Заявление на льготу могут рассматривать дольше

На основании новых абзацев 5-7 в п. 3 ст. 361.1 НК РФ (добавлены подп. «б» п. 66 ст. 2 Закона от 29.09.2019 № 325-ФЗ) ИФНС с 200 года получили право продлевать срок рассмотрения заявления на льготу по земельному налогу.

Общий срок составляет 30 рабочих дней, если инспекция не будет направлять запрос о земельном участке (участках) в другие ведомства. С 2020 года его могут продлить – максимум на 30 дней по решению руководителя ИФНС или его зама. И об этом инспекция должна известить организацию (ИП).

Потому налогоплательщик получит уведомление, из которого узнает, дали ему льготу или отказ.

В уведомлении о предоставлении льготы по земельному налогу должны быть указаны:

  • основания её предоставления;
  • объекты налогообложения;
  • периоды, применительно к которым предоставляется налоговая льгота.

В сообщении об отказе от предоставления льготы должны быть:

  • основания отказа;
  • объекты налогообложения;
  • период, с которого налоговая льгота не предоставляется.

Когда уплачивается земельный налог

Сроки оплаты земельного налога по итогам 2019 года для юрлиц — с 1 февраля года, следующего за отчетным, до даты, установленной местными актами.

Срок перечисления авансовых платежей устанавливается нормативными актами субъектов РФ. Например, в Москве они уплачиваются до конца месяца, который следует за отчетным кварталом. Так, авансовый платеж по земельному налогу в 2020 году в Москве уплачивается юридическими лицами:

  • 30.04.2020 — за 1-й квартал;
  • 31.07.2020 — за 2-й квартал;
  • 02.11.2020 — за 3-й квартал.

Годовой платеж за 2020 год нужно будет перечислить с учетом новых правил, т.е. не позднее 01.03.2021 года.

Срок уплаты налога для физлиц был установлен до 1 декабря года, следующего за отчетным. Например, за 2018 год налог на землю нужно было уплатить не позднее 02.12.2019 (с учетом переноса срока 01.12.2019 (воскресенье) на ближайший рабочий день), а за 2019-й — не позднее 01.12.2020.

Аналогичный порядок и срок уплаты действует и для ИП.

Как уплатить земельный налог

Уплата земельного налога в 2019–2020 годах физлицами может быть проведена различными способами:

  • через банк или через платежный терминал — по штрих-коду или индексу документа, указанного в налоговом уведомлении;
  • онлайн — через сервис по перечислению налогов на сайте ФНС;
  • с мобильного телефона или из электронного кошелька;
  • в онлайн-режиме через сервисы oplatagosuslug.ru или муниципальный сервис «Заплати налоги»;
  • при помощи интернет-банкинга, подключенного обслуживающим личный счет физлица банком;
  • иным лицом за налогоплательщика.

Возможно ли исчислить уплачиваемый юрлицами земельный налог онлайн?

Как рассчитать земельный налог онлайн? Это вполне закономерный вопрос при современной автоматизации расчетных процессов. Услуги по расчету суммы налога с помощью онлайн-калькулятора предлагаются множеством сайтов.

Но воспользоваться этими предложениями можно, если алгоритм расчета налога достаточно простой (например, отсутствуют льготы, а участок расположен на территории одного муниципального района). В ином случае универсального калькулятора найти не удастся.

Как показывает практический опыт, расчет земельного налога лучше производить по самостоятельно созданной формуле (автоматизируя процесс с помощью таблиц Excel или иных собственных компьютерных разработок).

А для физлиц и ИП на сайте ФНС доступен специальный сервис, который посчитает сумму налога онлайн. Подробности см. здесь.

Исчисление земельного налога при изменении кадастровой стоимости в случае ее оспаривания

В случае изменения кадастровой стоимости по решению комиссии или суда земельный налог также можно пересчитать, — но уже на дату подачи заявления об оспаривании: согласно ст. 24.20 ФЗ-135 «Об оценочной деятельности в РФ» (новация введена Федеральным законом от 03.07.2016 N 361-ФЗ), сведения о кадастровой стоимости, установленной решением комиссии или суда, применяются для целей, предусмотренных законодательством РФ, с 1 января календарного года, в котором подано соответствующее заявление о пересмотре кадастровой стоимости (но не ранее даты внесения в государственный кадастр недвижимости кадастровой стоимости, которая являлась предметом оспаривания).

Аналогичные данные содержатся и в п.1 ст. 391 НК РФ — “сведения о кадастровой стоимости, установленной решением указанной комиссии или решением суда, учитываются при определении налоговой базы начиная с налогового периода, в котором подано соответствующее заявление о пересмотре кадастровой стоимости, но не ранее даты внесения в государственный кадастр недвижимости кадастровой стоимости, которая являлась предметом оспаривания”.

Таким образом, даже если заявление об оспаривании кадастровой стоимости подавалось налогоплательщиком в декабре 2016 года, и было удовлетворено в январе 2017 г, то земельный налог будет пересчитан, начиная уже с 1 января 2016 г.

Пример: то же ООО “Зарядье” имеет в собственности земельный участок в 20 га в Подмосковье, категория — земли поселений, разрешенное использование — под многоэтажную жилую застройку. Кадастровая стоимость участка составляет 3 млрд рублей.

12 декабря 2016 г. ООО подает заявление в Росреестр об установлении в отношении земельного участка его рыночной стоимости, приложив к нему результаты независимой оценки организации-члена СРО и экспертизу этой оценки. Согласно данным оценки, рыночная стоимость участка снижается до 1 млрд рублей. 29 декабря проходит заседание комиссии, на котором заявление удовлетворяют, установив стоимость участка согласно рыночной. Соответственно, земельный налог за 2016 год, ранее составлявший 9 млн рублей по ставке 0,3% в отношении земельных участков, занятых под жилые дома многоэтажной застройки, снижается до 3 млн рублей в год.

Рассмотрим также случай, когда изменение кадастровой стоимости участка произошло на основании соответствующего постановления местных органов власти. Предположим, что посреди года (то есть в течение налогового периода) власти увеличили стоимость земель. Соответственно, увеличилась и налоговая база. Что делать налогоплательщику – экстренно пересчитывать налог и авансовые платежи за весь год? Быть готовым к санкциям за недоплату?

Однако здесь может помочь п.2 ст. 5 НК РФ, который гласит, что акты законодательства о налогах и сборах, …устанавливающие новые обязанности или иным образом ухудшающие положение налогоплательщиков или плательщиков сборов, обратной силы не имеют. Повысившаяся в середине года кадастровая стоимость, конечно же, существенно ухудшает положение организации, и она может попробовать доказать это в суде. Последние встают на сторону налогоплательщиков (см., например, Апелляционное определение Верховного Суда РФ от 08.06.2017 N 16-АПГ17-3).

Видео (кликните для воспроизведения).

1 При изменении качественных и (или) количественных характеристик объектов недвижимости, влекущем за собой изменение их кадастровой стоимости, орган, осуществляющий функции по государственной кадастровой оценке, осуществляет определение кадастровой стоимости объектов недвижимости. Соответствующие изменения вносятся в Единый государственный реестр недвижимости и объектов недвижимости (ЕГРН).

Источники

Земельный налог изменения
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here