Выездные налоговые проверки иностранных организаций

Выездные налоговые проверки иностранных организаций

Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с ЗАО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.

Лекторы – ведущие эксперты, непосредственные разработчики законов:
В. В. Витрянский, Л. Ю. Михеева, Е. А. Суханов, А. А. Маковская. Принять участие можно очно/ онлайн или в записи, в любой точке страны!

Письмо Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина РФ от 19 июня 2007 г. N 03-07-08/160 О порядке проведения налоговыми органами выездных налоговых проверок по НДС подразделений иностранной организации, осуществляющей деятельность на территории РФ через свои подразделения

Вопрос: Иностранная организация осуществляет предпринимательскую деятельность на территории Российской Федерации через несколько отделений, расположенных на территориях, подконтрольных разным налоговым органам. Декларации по налогу на добавленную стоимость представляются по месту нахождения одного из таких отделений, расположенного в г. Москве, другие отделения являются строительными площадками. Налоговый и бухгалтерский учет осуществляется в московском представительстве иностранной организации, налоги также исчисляются московским представительством и уплачиваются с его счетов. Бухгалтерский и налоговый учет в полном объеме по всем строительным площадкам иностранной организации осуществляется на территории представительства, расположенного в г. Москве. Строительные площадки, находящиеся в других регионах, не имеют своих счетов и самостоятельных балансов. Первичные документы по принятым материалам и работам регистрируются и учитываются в московском отделении. Просим Вас разъяснить порядок проведения выездных налоговых проверок иностранной организации при указанных выше условиях. В частности, мы бы хотели получить разъяснения по следующим вопросам:

1. С 2006 года налоговые декларации по налогу на добавленную стоимость представляются иностранной организацией по месту нахождения ее отделения в г. Москве на основании уведомления, предусмотренного Налоговым кодексом Российской Федерации. Представление налоговых деклараций и уплата налога осуществляются в целом по операциям всех находящихся на территории Российской Федерации отделений иностранной организации. До 2006 года декларации по налогу на добавленную стоимость представлялись отдельно по каждому из отделений, действующих на территории России.

Просим разъяснить, вправе ли налоговый орган, расположенный по месту нахождения строительной площадки, принять решение о проведении выездной налоговой проверки по налогу на добавленную стоимость, если отделение, расположенное на подконтрольной ему территории, в настоящее время не представляет декларации по налогу на добавленную стоимость в связи с тем, что соответствующие декларации представляются в г. Москве:

КОНСУЛЬТАЦИЯ ЮРИСТА


УЗНАЙТЕ, КАК РЕШИТЬ ИМЕННО ВАШУ ПРОБЛЕМУ — ПОЗВОНИТЕ ПРЯМО СЕЙЧАС

8 800 350 84 37

а) в отношении периодов, когда налоговые декларации по налогу на добавленную стоимость представлялись в соответствующий налоговый орган;

б) в отношении периодов, когда налоговые декларации представлялись по месту нахождения отделения в г. Москве.

2. В соответствии со статьей 89 Налогового кодекса Российской Федерации «выездная налоговая проверка проводится на территории (в помещении) налогоплательщика [. ]». Как было указано выше, иностранная организация ведет бухгалтерский и налоговый учет в полном объеме в представительстве, расположенном в г. Москве. Данное представительство располагает необходимыми помещениями для того, чтобы обеспечить проверяющим возможность ознакомления с документами в случае проведения выездной налоговой проверки. Будет ли помещение представительства иностранной организации в г. Москве рассматриваться как «территория налогоплательщика» в смысле ст. 89 Налогового кодекса РФ, в случае если выездная налоговая проверка будет назначена налоговым органом, расположенным в другом субъекте Российской Федерации в отношении строительной площадки?

3. Если выездная налоговая проверка по налогу на добавленную стоимость строительной площадки, расположенной за пределами г. Москвы, может осуществляться налоговым органом по месту ее нахождения также и в случае, когда представление налоговых деклараций и уплата налога осуществляется представительством, расположенным в г. Москве, в целом по операциям всех находящихся на территории Российской Федерации отделений, просим Вас разъяснить:

а) повлечет ли такая проверка проведение проверки отделения, расположенного в г. Москве и представляющего декларации по налогу на добавленную стоимость. Если да, то каким образом будут исчисляться сроки проведения проверки;

б) будет ли данная проверка рассматриваться в качестве самостоятельной выездной налоговой проверки филиала или представительства либо в качестве выездной налоговой проверки организации?

Ответ: Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики рассмотрел ваше письмо по вопросам проведения налоговыми органами выездных налоговых проверок по налогу на добавленную стоимость подразделений иностранной организации, осуществляющей деятельность на территории Российской Федерации через свои подразделения, и сообщает следующее.

Выездная налоговая проверка осуществляется в порядке, установленном статьей 89 Налогового кодекса Российской Федерации (далее — Кодекс).

Так, в соответствии с нормами указанной статьи Кодекса решение о проведении выездной налоговой проверки выносит налоговый орган по месту нахождения организации. При этом налоговый орган вправе проводить самостоятельную выездную налоговую проверку филиалов и представительств по вопросам правильности исчисления и своевременности уплаты региональных и (или) местных налогов.

Согласно статье 11 Кодекса иностранными организациями признаются юридические лица, компании и другие корпоративные образования, обладающие гражданской правоспособностью, созданные в соответствии с законодательством иностранных государств, международные организации, филиалы и представительства указанных иностранных лиц и международных организаций, созданные на территории Российской Федерации.

Поскольку иностранные организации не имеют место нахождения на территории Российской Федерации, определяемое# статьей 54 Гражданского кодекса Российской Федерации, вышеуказанные нормы Кодекса в отношении иностранных организаций применяются с учетом Положения об особенностях учета в налоговых органах иностранных организаций, утвержденного приказом МНС России от 7 апреля 2000 г. N АП-3-06/124.

Пунктом 1 статьи 144 Кодекса установлено, что налогоплательщики налога на добавленную стоимость подлежат обязательной постановке на учет в налоговом органе в соответствии со статьями 83, 84 Кодекса с учетом особенностей, предусмотренных главой 21 «Налог на добавленную стоимость» Кодекса. При этом согласно пункту 2 статьи 144 Кодекса иностранные организации имеют право встать на учет в налоговых органах в качестве налогоплательщиков по месту нахождения своих постоянных представительств в Российской Федерации.

В соответствии с пунктом 1 статьи 89 Кодекса выездная налоговая проверка проводится на территории (в помещении) налогоплательщика на основании решения руководителя (заместителя руководителя) налогового органа. Выездная налоговая проверка может проводиться по месту нахождения налогового органа только в случае, если у налогоплательщика отсутствует возможность предоставить помещение для проведения выездной налоговой проверки.

На основании положений пунктов 4 и 8 статьи 89 Кодекса в рамках выездной налоговой проверки может быть проверен период, не превышающий трех календарных лет, предшествующих году, в котором вынесено решение о проведении проверки. Срок проведения выездной налоговой проверки исчисляется со дня вынесения решения о назначении проверки и до дня составления справки о проведенной проверке.

Согласно подпункту 6 пункта 1 статьи 31 Кодекса налоговые органы вправе в порядке, предусмотренном статьей 92 Кодекса, осматривать любые используемые налогоплательщиком для извлечения дохода либо связанные с содержанием объектов налогообложения независимо от места их нахождения производственные, складские, торговые и иные помещения и территории, проводить инвентаризацию принадлежащего налогоплательщику имущества.

Читайте так же:  Выездная налоговая проверка проводки

Кроме того подпунктом 6 пункта 1 статьи 23 Кодекса установлено, что налогоплательщики обязаны представлять в налоговые органы и их должностным лицам в случаях и в порядке, которые предусмотрены Кодексом, документы, необходимые для исчисления и уплаты налогов.

Учитывая изложенное, а также принимая во внимание особенности учета в налоговых органах иностранных организаций, полагаем, что налоговые органы вправе проводить выездные налоговые проверки иностранных организаций по месту их учета в налоговых органах.

Заместитель директора Департамента С.В. Разгулин

Письмо Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина РФ от 19 июня 2007 г. N 03-07-08/160

http://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/12054201/

Что-то пошло не так

Воспользуйтесь поиском, чтобы найти нужный материал

Сделано в Санкт-Петербурге

© 1997 — 2020 PPT.RU
Полное или частичное
копирование материалов запрещено,
при согласованном копировании
ссылка на ресурс обязательна

Ваши персональные данные обрабатываются на сайте в целях
его функционирования в рамках Политики в отношении
обработки персональных данных. Если вы не согласны,
пожалуйста, покиньте сайт.

Вы уверены, что хотите удалить используемое изображение и заменить его аватаром по умолчанию?

http://ppt.ru/kodeks.phtml?kodeks=14&paper=89

Налоговые проверки представительств иностранных организаций

В настоящее время многие международные компании при выборе организационной формы ведения бизнеса в России отдают предпочтение созданию обособленных подразделений иностранных юридических лиц на территории Российской Федерации

Это связано с наличием потенциальных преимуществ, которыми обладают представительства иностранных компаний при ведении деятельности в России:

— возможность ведения бухгалтерского учета в соответствии с международными стандартами финансовой отчетности;

— возможность при расчете налога на прибыль учета расходов, понесенных головным офисом, и др.

Процедура налогового контроля, применяемая к иностранным организациям, существенно не отличается от налоговой проверки российских юридических лиц. Методика осуществления мероприятий налогового контроля, сроки и порядок их проведения, порядок оформления результатов налоговых проверок, процедура обжалования актов, принятых по результатам их проведения, одинаковы.

Вместе с тем отдельные положения российского налогового законодательства, которые могут быть применены исключительно иностранными юридическими лицами, осуществляющими деятельность в Российской Федерации, равно как и положения международных соглашений Российской Федерации в области налогообложения, приводят к возникновению некоторых особенностей, связанных с расчетом налоговых обязательств по налогу на прибыль.

Наличие таких особенностей в порядке расчета налога на прибыль влияет на методологию и порядок проведения проверок налоговыми органами, равно как и на отдельные вопросы, на которые обращают внимание налоговые органы исключительно при проверке представительств иностранных компаний. Именно данным особенностям посвящена настоящая статья.

Как указывалось выше, наличие особенностей при проведении проверок иностранных организаций обусловлено наличием специфических норм российского налогового законодательства, равно как и международными соглашениями Российской Федерации в области налогообложения.

При исчислении налоговой базы по налогу на прибыль российских представительств иностранных компаний учитываются доходы и расходы, относящиеся исключительно к деятельности этих постоянных представительств. Поэтому при проведении налоговых проверок представители налоговых органов зачастую стремятся пересчитать налоговые обязательства представительств иностранных компаний, доначислив дополнительные доходы либо оспорив правомерность включения в состав затрат отдельных видов расходов.


Корректировка доходов

На практике нередко встречаются случаи, когда проверяющие оспаривают правильность расчета налоговой базы представительства, утверждая, что при расчете компанией не были учтены доходы, относящиеся к ее деятельности (например, доходы, полученные головным офисом либо другим подразделением иностранной компании). В таком случае возникает необходимость доказывания, что вменяемые налоговым органом доходы не относятся к проверяемому представительству. В качестве доказательств, подтверждающих правомерность своей позиции, компания может представить следующие документы:

— подтверждающие работу в конкретном отделении иностранной компании сотрудников, участвовавших в получении спорных доходов;

— должностные инструкции сотрудников отделения;

— положение о представительстве;

— переписку (в т.ч. электронную) с контрагентами;

— любые иные доказательства отсутствия связи между деятельностью проверяемого подразделения и получением доходов, вменяемых проверяющими.

Иностранным компаниям, ведущим в России деятельность через представительства, следует внимательно относиться как к содержанию, так и сохранности документов, указанных выше, поскольку они могут не только оказать помощь в разграничении полномочий и обязанностей между подразделениями компании, но и доказать правильность распределения доходов между российским представительством иностранной компании и ее головным офисом.

Указанный подход подтверждается судебной практикой. Налогоплательщику удалось, используя внутренние должностные инструкции сотрудников, доказать отсутствие связи между деятельностью представительства иностранной компании и доходом, вменяемым налоговым органом (постановление ФАС Московского округа от 23.07.2009 по делу N КА-А40/6609-09).

Корректировка расходов

Аналогично ситуации с определением доходов, относящихся к деятельности представительства, при проведении проверок часто возникает необходимость доказывания правомерности признания отдельных видов расходов. Это связано с использованием положений международных соглашений Российской Федерации в области налогообложения, предусматривающих возможность включения в состав затрат при расчете налога на прибыль расходов, понесенных головным офисом в интересах российского представительства.

Существуют два возможных варианта передачи расходов от головного офиса в представительство:

— принятие представительством расходов, понесенных головным офисом, в полном объеме (прямая передача расходов). Иными словами, головной офис передает расходы, непосредственно относящиеся к деятельности российского представительства, иностранной компании;

— принятие представительством расходов, понесенных головным офисом, в определенной части (распределение расходов). В указанном случае расходы, понесенные головным офисом, напрямую не связаны с его деятельностью, но связаны с осуществлением деятельности российского представительства.

При этом представительство должно быть готово доказать наличие связи между расходами, понесенными головным офисом, и доходами, получаемыми представительством иностранной компании (т.е. экономическую обоснованность расходов). В большинстве случаев убедить проверяющих в правомерности признания отдельных расходов поможет методика их распределения между головным офисом и представительством.

Исходя из сложившейся судебной практики, наличие методики распределения расходов и документов, подтверждающих их понесение, является достаточным доказательством для включения расходов представительства в расчет налога на прибыль (постановление ФАС Московского округа от 20.07.2007 по делу N КА-А40/6743-07).

В случае прямой передачи расходов налоговым органом редко оспаривается правомерность их включения в состав затрат при расчете налога на прибыль, поскольку связь понесенных расходов и доходов представительства очевидна (постановления ФАС Московского округа от 04.02.2008 по делу N А40-13165/07-117-89, от 25.07.2006 по делу N КА-А40/6537-06).

Однако, если головным офисом в адрес представительства иностранной компании распределяется лишь часть понесенных головным офисом расходов, у представительства могут возникнуть трудности с представлением документов, подтверждающих понесение таких расходов. Так, если иностранная компания, имеющая отделения в нескольких странах, распределяет расходы, понесенные головным офисом (управленческие и общеадминистративные, на рекламу и т.п.), пропорционально между всеми своими отделениями, российскому представительству может быть передана только часть понесенных головным офисом расходов. При этом ни Налоговый кодекс РФ, ни нормы международных соглашений об избежании двойного налогообложения не устанавливают конкретный перечень документов, подтверждающих понесенные расходы.

Читайте так же:  Подать на налоговый вычет через личный кабинет

Полагаем, что представители налогового органа будут требовать от представительства не только установленную компанией методику распределения расходов между отделениями, но и документы, подтверждающие всю сумму понесенных расходов, несмотря на то, что при расчете налога на прибыль представительством учтена только их часть. Аргументом налогового органа будет являться следующее: указанные документы нужны для подтверждения общей суммы распределяемых расходов, соответственно и для подтверждения размера передаваемой доли.

Позиция представительства основана на представлении только части документов, подтверждающих затраты, понесенные головным офисом, т.е. только в части, в которой затраты были переданы представительству. Однако в таком случае проверяющие могут оспорить полноту документального подтверждения расходов.

Кроме того, есть возможность представить при проведении проверки помимо методики распределения расходов между отделениями аудиторское заключение, подтверждающее общий размер распределяемых расходов.

Особенности формирования расходов отделением иностранной компании

Многие представительства иностранных компаний, ведущие предпринимательскую деятельность в России, одновременно могут выполнять ряд функций, не связанных с осуществляемой коммерческой деятельностью (т.е. функции подготовительного и (или) вспомогательного характера).

Для правильного расчета своих налоговых обязательств таким представительствам необходимо учитывать, что расходами для целей налогообложения признаются только затраты, непосредственно связанные с получением дохода на территории Российской Федерации. Расходы, осуществляемые для выполнения функций подготовительного и (или) вспомогательного характера, базу по налогу на прибыль отделения не уменьшают.

В то же время у представительств есть некоторые расходы, которые в равной степени могут быть отнесены как к деятельности подготовительного и вспомогательного характера, так и к деятельности, направленной на получение дохода. Таковыми, в частности, могут являться суммы начисленной амортизации, арендная плата, зарплата сотрудников и другие расходы, относящиеся к обоим видам деятельности отделения.

Таким представительствам иностранных компаний следует обращать особое внимание на необходимость распределения расходов, относящихся к осуществлению деятельности как коммерческого, так и некоммерческого характера.

Поскольку факт распределения расходов может стать объектом внимания проверяющих, такое распределение должно осуществляться в соответствии с заранее разработанной и утвержденной методикой, предусматривающей разумное и пропорциональное распределение расходов между видами деятельности представительства.

Доходы и расходы иностранной компании, осуществляющей деятельность в России через несколько отделений

Как известно, в отличие от российских компаний, имеющих филиальную сеть, иностранные компании, имеющие в России несколько отделений, деятельность которых приводит к образованию постоянных представительств, рассчитывают налоговую базу отдельно по каждому представительству, осуществляющему деятельность на территории Российской Федерации.

Видео (кликните для воспроизведения).

В ходе проведения мероприятий налогового контроля иностранные компании, имеющие в России несколько отделений, нередко сталкиваются с претензиями проверяющих относительно неправомерного учета некоторых видов расходов при исчислении налога на прибыль, поскольку они касаются деятельности другого отделения иностранной компании в России.

Иными словами, по мнению проверяющих, расходы были понесены компанией для целей, не связанных с получением прибыли проверяемым представительством.

Во избежание подобных споров с проверяющими компаниям следует иметь документы, подтверждающие связь учитываемых при налогообложении расходов с деятельностью отделения, при исчислении налоговой базы которого они учтены: в частности, регистры налогового учета отделения, контракты компании со своими покупателями (заказчиками), реализуемые через соответствующее отделение, письма о передаче расходов и другие документы, подтверждающие относимость осуществленных расходов к коммерческой деятельности отделения. При наличии такого документального подтверждения представительство вправе уменьшить налог на прибыль на понесенные расходы (постановление ФАС Московского округа от 17.03.2008 N Ф04- 1466/2008(1627-А75-15)).

Деятельность в пользу третьих лиц, не предусматривающая получение вознаграждения

В некоторых случаях представительство иностранной компании может осуществлять деятельность подготовительного и (или) вспомогательного характера (маркетинг, реклама и др.) не только в интересах своего головного офиса или других отделений компании, но и для других компаний (например, других компаний группы).

В соответствии с п. 3 ст. 307 НК РФ, если иностранная организация осуществляет на территории Российской Федерации деятельность подготовительного и (или) вспомогательного характера в интересах третьих лиц, приводящую к образованию постоянного представительства, и при этом в отношении такой деятельности не предусмотрено получение вознаграждения, налоговая база определяется в размере 20% суммы расходов этого постоянного представительства, связанных с данной деятельностью (налоговая база по спецрасчету).

При осуществлении такой деятельности в интересах третьих лиц отделению иностранной компании следует вести раздельный учет между различными видами деятельности в связи с тем, что, во-первых, относящиеся к данной деятельности расходы сами по себе формируют налоговую базу для исчисления налога по спецрасчету, а во-вторых, соответствующие расходы не учитываются при формировании налоговой базы по обычным видам деятельности.

Позиция, занимаемая налоговыми органами, заключается в следующем: в формировании налоговой базы участвуют любые расходы, в т.ч. внереализационные, и суммы начисленной амортизации, связанные со вспомогательной и (или) подготовительной деятельностью постоянного представительства, осуществляемой в пользу третьих лиц без вознаграждения. При этом при исчислении налоговой базы условным методом нормируемые в соответствии с НК РФ расходы учитываются в их фактическом размере (т.е. без учета установленных нормативов).

Иностранные компании, одновременно ведущие через отделение деятельность, приводящую к образованию постоянного представительства, и деятельность в пользу третьих лиц, облагаемую налогом по спецрасчету, могут столкнуться с вопросом относительно порядка исчисления суммы налога в случае получения убытка от основной деятельности, а также уменьшения налоговой базы на сумму полученного в предыдущих налоговых периодах убытка.

В указанных ситуациях налог с базы, рассчитанной по спецрасчету, исчисляется отдельно. Это означает, что даже в случае получения убытка по основной деятельности в текущем или предыдущих периодах компания должна будет уплатить сумму налога, исчисленную по спецрасчету.

На соблюдение указанных положений налогового законодательства проверяющие также обращают внимание при проведении налоговых проверок отделений иностранных компаний.

http://taxpravo.ru/analitika/statya-71522-nalogovyie_proverki_predstavitelstv_inostrannyih_organizatsiy

Выездная налоговая проверка

С.В. Разгулин,
действительный государственный советник РФ 3 класса

Выездная налоговая проверка призвана выявить нарушения, обусловленные злоупотреблениями налогоплательщика в налоговой сфере, его стремлением уклониться от налогообложения. Причем на решение этой задачи налоговых органов ориентирует Конституционный суд.
Назначение выездной налоговой проверки означает, что с вероятностью более 98% по результатам ее проведения будут доначислены налоги, пени, штрафы.
В 2015 году эффективность одной выездной налоговой проверки составила почти 9 млн рублей (проведено немногим более 30 тысяч проверок). Порядку проведения выездной налоговой проверки посвящено интервью с экспертом.


— Какие правила предусмотрены Налоговым кодексом для выездной проверки?
Согласно пункту 2 статьи 89 НК РФ проверка проводится на основании решения налогового органа. В отношении крупнейшего налогоплательщика – это решение налогового органа, в котором налогоплательщик поставлен на учет в качестве крупнейшего. В отношении филиала или представительства организации – решение налогового органа по месту нахождения филиала или представительства.
Чаще всего решение о выездной налоговой проверке организации принимает налоговый орган по месту ее нахождения.
Для некоторых категорий налогоплательщиков (резидентов ОЭЗ, участников соглашений о разделе продукции, консолидированной группы налогоплательщиков, участников регионального инвестиционного проекта) Налоговым кодексом предусмотрены особенности проведения выездных налоговых проверок.

Читайте так же:  Фмс возврат госпошлины

— Может ли организация сменить свое место нахождение в период проведения проверки?
Может, но обратите внимание на следующие обстоятельства.
Налоговый орган, в котором организация состоит на учете, может принять решение о проведении выездной налоговой проверки до момента внесения в ЕГРЮЛ записи об изменении места нахождения этой организации. По мнению ФНС, принятие решения о проведении проверки в день снятия с учета законодательству не противоречит (письмо ФНС России от 24.12.2015 № ЕД-4-2/22699).
Если организация меняет место своего нахождения во время проведения в отношении нее налоговой проверки, то проверка будет продолжаться. Причем оформление ее результатов, вынесение решения будет производиться тем налоговым органом, который принимал решение о проведении проверки (письмо Минфина России от 05.09.2012 № 03-02-08/80).

— Является ли проведение выездной налоговой проверки препятствием для закрытия обособленного подразделения и снятия с учета в налоговом органе?
В Налоговом кодексе предусмотрены специальные правила снятия с налогового учета для случаев прекращения деятельности российской организацией через обособленные подразделения (включая филиал и представительство).
Согласно пункту 5 статьи 84 НК РФ снятие с учета организации в налоговом органе по месту нахождения обособленного подразделения производится не ранее окончания выездной налоговой проверки.
Налоговый орган снимет организацию с учета по месту нахождения закрываемого филиала (представительства) или иного обособленного подразделения только после составления справки о проведенной выездной налоговой проверки. Данный порядок применяется при условии, что решение о проведении проверки принято до составления налоговым органом уведомления о снятии с учета, подготовленного на основании сведений из ЕГРЮЛ о закрытии филиала (представительства) или сообщения, полученного от самой организации о закрытии иного обособленного подразделения.

— Основанием проверки является решение о ее проведении. Что оно должно содержать?
Форма решения приведена в приложении № 3 к приказу ФНС России от 08.05.2015 № ММВ-7-2/[email protected] Решение должно содержать:
• номер решения и дату его вынесения;
• наименование налогоплательщика, в отношении которого проводится проверка.
При назначении проверки филиала или представительства отдельно от проведения проверки организации, в решении указывается наименование филиала или представительства. В отношении обособленных подразделений, не оформленных в качестве филиала и представительства, проверка назначена быть не может.
Проверка филиалов и представительств возможна только по региональным, местным налогам и торговому сбору. Самостоятельная выездная налоговая проверка филиалов и представительств по вопросам правильности исчисления и уплаты федеральных налогов и сборов, в том числе предусмотренных специальными налоговыми режимами, не проводится (письмо Минфина России от 28.03.2011 № 03-02-08/32).

— Какое значение имеет указание в решении видов проверяемых налогов?
Предмет проверки – виды налогов, по которым проводится проверка. Проверка может касаться одного, нескольких налогов или всех налогов («по всем налогам и сборам»). Налоговым кодексом ограничена возможность проведения проверок по одним и тем же налогам за проверенный период.
Налогоплательщику следует изучить решение о проведении проверки.
Если в решении о проведении проверки был указан, предположим, только налог на прибыль организаций, а ошибка обнаружена по НДС, то решение по результатам проверки о привлечении к ответственности в части НДС может быть признано недействительным по формальному основанию – отсутствие в решении указания на проверку НДС. Аналогичные последствия наступают при обнаружении налоговым органом правонарушения за период, который не был включен в решение о проверки.
В подобных обстоятельствах налоговый орган должен принять новое решение о проведении проверки.

— Могут ли проводить проверочные мероприятия лица, не указанные в решении?
В решении указываются ФИО и должности проверяющих. Эти лица имеют право доступа на территорию проверяемого лица, проводят все необходимые контрольные мероприятия.
Если с момента вынесения решения о проведении проверки до составления справки по ее окончании потребуется изменение состава проверяющей группы, то должно быть принято решение о внесении изменений в решение о проведении проверки (приложение № 1 к приказу ФНС России от 07.05.2007 № ММ-3-06/281).
Но согласно Постановлению Президиума ВАС РФ от 24.01.2012 № 12181/11 сам по себе факт подписания акта налоговой проверки лицом, не проводившим проверку, не может указывать на существенное нарушение прав проверяемого налогоплательщика. Налогоплательщик должен указать, в чем состояло нарушение его прав (это могут быть, в частности, препятствия в реализации права подачи возражений, представления объяснений).

— С чего начинается проверка?
Налогоплательщик знакомится с принятым решением под роспись. При вручении решения на экземпляре, который остается у налогового органа, проставляется отметка о получении решения представителем налогоплательщика. В определенных случаях решение направляется по почте заказным письмом или передается в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи через оператора электронного документооборота.
Если налогоплательщик предоставит в своем помещении место для работы проверяющих, то проверка проводится по месту нахождения налогоплательщика.

— Предположим, налоговый орган нарушил срок проведения проверки…
Сам по себе срок проверки не является пресекательным. Однако несоблюдение сроков проведения проверки может повлечь признание недействительным решения налогового органа, если оно вынесено на основании доказательств, которые были получены вследствие совершения налоговым органом действий за пределами срока проверки.
Кроме того, несоблюдение сроков проверки не изменяет порядок исчисления сроков на принятие мер по взысканию налога, пеней, штрафа. В связи с чем при проверке соблюдения налоговым органом сроков осуществления принудительных мер сроки совершения упомянутых действий учитываются в той продолжительности, которая установлена нормами Налогового кодекса. Об этом сказано в пункте 31 Постановления Пленума ВАС РФ от 30.07.2013 № 57.

— Какие мероприятия налогового контроля может проводить налоговый орган в период приостановления проверки?
Все, за исключением истребования у налогоплательщика документов, и тех мероприятий, которые проводятся на территории налогоплательщика. Например, налоговые органы вправе запрашивать пояснения у должностных лиц проверяемого налогоплательщика, вызывая их в налоговый орган (письма Минфина России от 05.05.2011 № 03-02-07/1-156, от 18.01.2013 № 03-02-07/1-11).
Приостановление проведения выездной проверки не изменяет срок исполнения требования о представлении документов, направленного до принятия решения о приостановлении проверки (письмо Минфина России от 28.06.2013 № 03-02-07/1/24644, пункт 26 Постановления Пленума ВАС РФ от 30.07.2013 № 57).

Может ли налоговый орган проводить одновременно несколько выездных налоговых проверок в отношении налогоплательщика?
В Налоговом кодексе ограничена периодичность проверок. Во-первых, ограничено право налогового органа на проведение выездных проверок в календарном году. Нельзя проводить более 2-х выездных налоговых проверок (независимо от вида налогов и периода проверки). Большее количество проверок возможно при принятии решения о ее проведении руководителем ФНС России.
Кроме того, при условии ежегодного проведения в отношении организации налоговых проверок, назначении проверок до окончания предыдущих проверок, решение о проведении очередной выездной налоговой проверки может быть обжаловано налогоплательщиком. При отсутствии со стороны инспекции доказательств, свидетельствующих о необходимости проведения еще одной проверки, суд может признать такое решение недействительным как нарушающее принцип недопустимости избыточного и неограниченного применения мер налогового контроля (Определение ВАС РФ от 21.03.2011 № ВАС-3294/10).

Читайте так же:  Валютный контроль пример

— Может ли налогоплательщик быть привлечен к ответственности по итогам повторной проверки?
Применение налоговых санкций в ходе повторных проверок фактически исключено, так как предварительно должен быть доказан сговор налогоплательщика и должностных лиц налогового органа, который не позволил выявить правонарушения в ходе первоначальной проверки.
Исключение – повторная проверка в связи с реорганизацией или ликвидацией. В этом случае привлечение организации к ответственности не ставится в зависимость от факта установления сговора налогоплательщика и налогового органа при первоначальной проверке.

Встречаются ситуации, в которых проиграв суд по итогам первой проверки, налоговый орган назначает повторную проверку…
Назначение повторной проверки возможно даже если решение, вынесенное по первоначальной выездной налоговой проверке, было предметом рассмотрения суда.
При наличии на момент проведения повторной проверки сохраняющих свою законную силу судебных актов об оспаривании решения налогового органа, вынесенного по результатам первоначальной проверки, налоговый орган не вправе переоценивать выводы о наличии и размере налоговой обязанности, которые были сделаны судом применительно к эпизодам первоначальной проверки.
Выносить по результатам повторной проверки решение, которое влечет изменение прав и обязанностей налогоплательщика, определенных судебным актом, налоговый орган не вправе (Постановление Конституционного Суда от 17.03.2009 № 5-П, Определение Конституционного Суда от 28.01.2010 №138-о-р).
В рамках такой повторной проверки налоговый орган должен исследовать доказательства, которые не были отражены в решении суда.

http://taxcom.ru/about/news/viezd_razgulin/

Выездные налоговые проверки: что нового в 2018 году

В 2018 году налоговые органы в полной мере используют ст. 54.1 НК РФ при проведении мероприятий налогового контроля. Как в связи с этим изменился характер проверок и на что нужно обращать внимание налогоплательщикам?

Юрист компании «Туров и партнеры» Денис Морозов объясняет , какие изменения претерпели налоговые проверки в этом году, на какие особенности должны обращать внимание предприниматели и как лучше всего подготовиться к выездной проверке.

19 августа 2017 года вступили в силу поправки в Налоговый кодекс РФ, согласно которым введена ст. 54.1 НК РФ «Пределы осуществления прав по исчислению налоговой базы и (или) суммы налога, сбора, страховых взносов». В 2018 году налоговые органы в полной мере используют эту статью при проведении мероприятий налогового контроля. Основной причиной доначислений является невозможность налогоплательщика доказать проявление должной осмотрительности при выборе контрагентов.

Налогоплательщикам запрещено уменьшать налогооблагаемую базу и принимать вычеты при наличии одного из следующих оснований:

  1. Искажены сведения о фактах хозяйственной жизни, об объектах налогообложения, подлежащих отражению в налоговом и (или) бухгалтерском учете либо налоговой отчетности налогоплательщика.
  2. Основной целью совершения сделки являются неуплата (неполная уплата) и (или) зачет (возврат) суммы налога;
  3. Обязательство по сделке исполнено не лицом, являющимся стороной договора, заключенного с налогоплательщиком. Исключением является, передача обязательств по исполнению сделки иному лицу по закону или договору.

Обстоятельства, которые не могут сами по себе служить основанием для предъявления налоговых претензий (п. 3 ст. 54.1 НК РФ):

1) первичные учетные документы подписаны неустановленным или неуполномоченным лицом;

2) контрагент нарушил налоговое законодательство;

3) налогоплательщик мог получить тот же результат экономической деятельности при совершении иных сделок (операций).

Положения п. 2 ст. 54.1 Кодекса не предусматривают для налогоплательщиков негативных последствий за неправомерные действия контрагентов второго, третьего и последующих звеньев.

Налоговые претензии возможны только при доказывании налоговым органом факта нереальности исполнения сделки (операции) контрагентом и несоблюдении налогоплательщиком установленных п. 2 ст. 54.1 Кодекса условий (Письмо ФНС РФ от 16.08.2017 N СА-4-7/[email protected]).

Обязанность проверять контрагента в законе не установлена. Тем не менее, с учетом ст. 54.1 НК РФ и рекомендаций по применению положений ст. 54.1 НК РФ (Письмо ФНС РФ от 31.10.2017 N ЕД-4-9/[email protected]) проявление должной осмотрительности важно для доказательства добросовестности налогоплательщика и контрагента.

В целях самостоятельной оценки рисков при выборе контрагентов налогоплательщики могут использовать общедоступные критерии оценки рисков, отраженные в Приказе ФНС РФ от 30.05.2007 N ММ-3-06/[email protected] «Об утверждении концепции системы планирования выездных налоговых проверок».

На что обращает внимание налоговая

  1. Отсутствие личных контактов руководства (уполномоченных должностных лиц) компании-поставщика и руководства (уполномоченных должностных лиц) компании-покупателя при обсуждении условий поставок, а также при подписании договоров.
  2. Отсутствие документального подтверждения полномочий руководителя компании-контрагента, копий документа, удостоверяющего его личность.
  3. Отсутствие документального подтверждения полномочий представителя контрагента, копий документа, удостоверяющего его личность.
  4. Отсутствие информации о фактическом местонахождении контрагента, а также о местонахождении складских и/или производственных и/или торговых площадей.
  5. Отсутствие информации о способе получения сведений о контрагенте (нет рекламы в СМИ, нет рекомендаций партнеров или других лиц, нет сайта контрагента и т.п.). При этом негативность данного признака усугубляется наличием доступной информации (например, в СМИ, наружная реклама, интернет-сайты и т.д.) о других участниках рынка (в том числе производителях) идентичных (аналогичных) товаров (работ, услуг), в том числе предлагающих свои товары (работы, услуги) по более низким ценам.
  6. Отсутствие информации о государственной регистрации контрагента в ЕГРЮЛ.

Какие документы и какую информацию затребует налоговая служба относительно действий налогоплательщика при осуществлении выбора контрагента

  1. документы, фиксирующие результаты поиска, мониторинга и отбора контрагента;
  2. источник информации о контрагенте (сайт, рекламные материалы, предложение к сотрудничеству, информация о ранее выполняемых работах контрагента);
  3. результаты мониторинга рынка соответствующих товаров (работ, услуг), изучения и оценки потенциальных контрагентов;
  4. документально оформленное обоснование выбора конкретного контрагента (закрепленный порядок контроля за отбором и оценкой рисков, порядок проведения тендера и др.);
  5. деловую переписку с контрагентом.

8 изменений в налоговом администрировании 2017 года

Годом ранее произошло много других изменений, о которых рассказывал на вебинаре «Выездные налоговые проверки в 2017 году» аудитор и налоговый адвокат Александр Матиташвили.

1. Уплатить налоги и сборы за компанию праве третьи лица (поправки в п. 1 ст. 45 НК РФ).

Такое правило действует с 30 ноября 2016 года. Также с 1 января 2017 года третьи лица могут уплатить за компанию страховые взносы.

В настоящее время в п. 1 ст. 45 НК РФ сказано, что уплата налога может быть произведена за налогоплательщика иным лицом, но это лицо не вправе требовать возврата из бюджетной системы уплаченного налога за налогоплательщика.

2. С 1 января 2017 года процесс взыскания налогов с поручителей для налоговиков упростился (поправки в п. 3 ст. 74 НК РФ).

Теперь инспекторы вправе взыскать неуплаченный налог с поручителей во внесудебном порядке. В 2016 году такое взыскание налоговый орган мог произвести только с привлечением судов.

Читайте так же:  3 ндфл имущественный вычет и социальный

3. С 1 октября 2017 года сумма пени за просрочку по налогу будет зависеть от периода просрочки (поправки в п. 4 ст. 75 НК РФ).

Организация, которая опоздала с уплатой налога более чем на 30 дней, должна будет заплатить пени исходя из расчета 1/150 ставки рефинансирования. За период просрочки до 30 дней включительно пени рассчитываются исходя из старой ставки — 1/300 ставки рефинансирования.

До 1 октября 2017 года при расчете пени количество дней просрочки роли не играет.

4. С 1 января 2017 года компания, не подав пояснения в инспекцию, рискует получить штраф по ст. 129.1 НК РФ.

Размер штрафа составляет 5 000 руб. Если в течение календарного года допускается повторное нарушение, то штраф увеличивается до 20 000 руб.

Инспекторы вправе запросить у компании пояснение в трех случаях (п. 3 ст. 88 НК РФ): 1) если компания заявляет в декларации убыток; 2) если организация показывает в уточненной декларации налог к уменьшению; 3) если инспекторы находят в декларации ошибки и противоречия.

5. Налоговики получили полный доступ к информации о движении денежных средств не только проверяемого налогоплательщика, но и всех его контрагентов.

Благодаря Федеральному закону от 03.07.2016 № 240-ФЗ инспекторы имеют право запрашивать в банках справки о наличии счетов, вкладов (депозитов) и (или) об остатках денежных средств на счетах, вкладах (депозитах), выписки по операциям на счетах, по вкладам (депозитам) иностранных организаций, реорганизованных или ликвидированных организаций, которые являются контрагентами тех лиц, в отношении которых проводится налоговая проверка либо у которых истребуются документы.

6. Со 2 июня 2016 года организации получили возможность направить жалобу в вышестоящий налоговый орган, в управление ФНС по региону, через интернет.

Согласно Федеральному закону от 01.05.2016 № 130-ФЗ организация вправе направить как простую жалобу, так и апелляционную жалобу.

7. Федеральный закон от 01.05.2016 № 130-ФЗ дает право налогоплательщикам лично участвовать в рассмотрении апелляционной жалобы.

Такое правило касается не всех решений по выездным налоговым проверкам и применяется в двух случаях: когда при рассмотрении апелляционной жалобы выявлены противоречия в сведениях, которые содержатся в материалах налоговиков, и если информация, представленная компанией, не соответствует тем данным, которые есть у налоговой инспекции.

8. Начали действовать более строгие правила для компаний, обязанных представлять налоговые декларации по телекоммуникационным каналам связи.

Федеральный закон от 01.05.2016 № 130-ФЗ устанавливает срок, в течение которого налогоплательщики обязаны организовать электронный документооборот с инспекцией, — не более 10 дней со дня возникновения обязанности по сдаче налоговой отчетности в электронном виде.

За эти 10 дней налогоплательщику надо успеть: заключить договор с оператором электронного документооборота; получить квалифицированный сертификат ключа проверки электронной подписи; если за онлайн-взаимодействие налогоплательщика с налоговой инспекцией отвечает уполномоченный представитель организации, представить в инспекцию документ, подтверждающий полномочия этого представителя. Если за 10 дней налогоплательщик не успевает выполнить все требования, налоговики могут заблокировать его расчетный счет.

Дополнительные мероприятия налогового контроля в рамках выездных налоговых проверок

Федеральный закон от 01.05.2016 № 130-ФЗ со 2 июня 2016 года разрешил налогоплательщикам подавать возражения по результатам дополнительного контроля. Благодаря этому закону в Налоговом кодексе теперь четко прописано, что, если налогоплательщик пишет заявление о том, что хочет ознакомиться с материалами дополнительного контроля, то налоговая инспекция в двухдневный срок должна обеспечить ему такую возможность.

Сформировать и отправить любые виды отчетности во все контролирующие органы

В случае необходимости получения дополнительных доказательств для подтверждения фактов совершения налоговых правонарушений либо руководитель налоговой инспекции, либо заместитель руководителя вправе вынести решение о проведении в срок, не превышающий один месяц, дополнительных мероприятий налогового контроля.

В решении о назначении дополнительных мероприятий указываются:

  • обстоятельства, вызвавшие необходимость проведения дополнительных мероприятий;
  • конкретный срок;
  • форма проведения дополнительных мероприятий.

В качестве дополнительных мероприятий производится истребование документов, допрашиваются свидетели, заказывается проведение экспертизы.

Форма решения о проведении дополнительных мероприятий утверждена Приказом ФНС от 08.05.2015 № ММВ-7-2/[email protected] Один экземпляр решения передается налогоплательщику, второй остается у налоговой.

В Письме Минфина РФ от 06.11.2009 № 03-02-08/82 уточняется, что налоговые органы обязаны обеспечить в установленном порядке участие налогоплательщика в процессе рассмотрения материалов налогового контроля, включая материалы, полученные в ходе дополнительных мероприятий налогового контроля. В настоящее время срок для ознакомления налогоплательщика с материалами — не позднее 10 дней с момента завершения дополнительных мероприятий.

Что касается результатов дополнительного контроля, то в Налоговом кодексе ничего не говорится о необходимости налоговиков оформлять какой-либо документ по результатам такого контроля. Хотя суды считают, что инспекция должна оформить письменный документ (акт или справку), в котором бы излагалось, какие процедуры проводились в ходе дополнительного контроля, какие документы были составлены, как документы, добытые в ходе дополнительного контроля, влияют на выводы, которые будут в решении по итогам налоговой проверки (Пост. ФАС УО от 03.09.2008 № Ф09-6220/08-С3; Пост. ФАС СКО от 09.02.2010 № А53-12505/2009).

Если налогоплательщик не согласен с актом, он может представить письменные возражения. Отсутствие письменных возражений не лишает налогоплательщика права давать устные пояснения на стадии рассмотрения материалов налоговой проверки, а также представлять документы, опровергающие выводы налоговиков, изложенные в акте налоговой проверки. Инспекция может принять решение о проведении дополнительных мероприятий. Когда налогоплательщика знакомят с документами, добытыми в ходе дополнительных мероприятий, налоговики составляют протокол ознакомления налогоплательщика с результатами дополнительного контроля (Письмо ФНС РФ от 07.08.2013 N СА-4-9/[email protected]).

В Постановлении Президиума ВАС РФ от 08.11.2011 № 15726/10 говорится, что, если в ходе дополнительных мероприятий налогового контроля налоговая инспекция обнаруживает какие-то существенные подтверждения своих выводов о нарушениях налогового законодательства, то налогоплательщику обязательно нужно дать время на ознакомление с результатами дополнительного контроля и на подготовку возражений. Если же в ходе дополнительных мероприятий инспекция не нашла существенных аргументов, то тогда решение выносится без обсуждений и возражений.

В рамках дополнительных мероприятий налогового контроля налоговая инспекция не вправе выявлять новые нарушения и записывать в решения новые основания для доначисления налогов (Пост. ФАС МО от 14.05.2010 № КА-А40/3565-10). Она может только перепроверять ранее выявленные нарушения и находить новые аргументы для уже найденных нарушений, описанных в акте.

Количество мероприятий, которые может провести инспекция в рамках дополнительного контроля, не ограничено, главное — уложиться в срок, который отведен для дополнительных мероприятий (Письмо Минфина от 15.07.2016 № 03-02-07/1/41426).

Видео (кликните для воспроизведения).

http://kontur.ru/articles/4752

Выездные налоговые проверки иностранных организаций
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here