Выездная налоговая проверка юрист

СРОКИ НАЛОГОВЫХ ПРОВЕРОК

Автор — Н. Селиванова, юрист компании «Гарант»

Налоговым кодексом Российской Федерации предусмотрены две формы налоговых проверок — камеральные и выездные налоговые проверки. Камеральные проверки являются основной формой налогового контроля — они проводятся каждый раз при поступлении от налогоплательщика деклараций или других документов, на основании которых происходит исчисление и уплата налогов, без специального решения руководителя налогового органа.

Выездные налоговые проверки проводятся исключительно по решению руководителя налогового органа, и в течение одного календарного года по одним и тем же налогам за один и тот же период времени может проводиться только одна выездная проверка (исключением являются повторные проверки при реорганизации/ликвидации предприятия или при осуществлении контроля деятельности налогового органа). Согласно п.2.5 Единых требований к формированию информационного ресурса «Выездные налоговые проверки» (утв. приказом МНС РФ от 17 ноября 2003 г. N БГ-3-06/[email protected]) налогоплательщик включается в план проведения выездных налоговых проверок, если выполняется хотя бы одно из условий:

— налогоплательщик относится к категории крупнейших и (или) основных,

— есть поручение правоохранительного органа,

— есть поручение вышестоящего налогового органа,

— организация представляет «нулевые балансы»,

— организация не представляет налоговую отчетность,

— необходимость проверки вытекает из мотивированного запроса другого налогового органа,

— налогоплательщик отобран по результатам камеральной налоговой проверки и анализа налоговой и бухгалтерской отчетности,

— налогоплательщик отобран на основании анализа основных финансовых показателей деятельности по отраслевому принципу,

— налогоплательщик отобран на основании анализа иной информации, результаты которого позволяют сделать вывод о возможности обнаружения налоговых правонарушений,

Для налоговых проверок законодательством установлено общее правило: налоговой проверкой охватываются только три календарных года деятельности налогоплательщика, непосредственно предшествовавшие году проведения проверки. Отметим, что налоговый орган вправе также исследовать документы более ранних периодов, если они имеют непосредственное отношение к проверяемому интервалу времени деятельности налогоплательщика.


По общему правилу камеральная налоговая проверка должна проводиться в течение трех месяцев со дня представления налогоплательщиком налоговой декларации или других документов. Однако, как было отмечено в информационном письме Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 17 марта 2003 г. N 71, проведение камеральной налоговой проверки с нарушением указанных выше сроков само по себе не является препятствием для выявления налоговым органом фактов неуплаты налогов и принятия мер по их взысканию.

Срок проведения выездной налоговой проверки, за некоторым исключением, должен составлять не более двух месяцев. Согласно статье 89 Налогового кодекса РФ в этот срок включается время фактического нахождения проверяющих на территории налогоплательщика. Если по решению руководителя налогового органа выездная налоговая проверка приостанавливается на определенный период, то этот период в срок проведения проверки не включается.

Право налогового органа на приостановление выездной налоговой проверки Налоговым кодексом РФ прямо не предусмотрено. Соответствующие положения содержатся в Инструкции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам от 10.04.2000 г. N 60 «О порядке составления акта выездной налоговой проверки и производства по делу о нарушениях законодательства о налогах и сборах». Как следует из материалов судебной практики (Постановление ФАС ЗСО от 23.06.03 г. N Ф04/2800-937/А45-2003, Постановление ФАС СКО от 22.09.03 г. N Ф08-3301/2003-1370А, Постановление ФАС ВВО от 6.06.03 г. N А29-8408/02А), федеральные арбитражные суды округов признают, что положения данной Инструкции полностью соответствуют требованиям Налогового кодекса РФ.

Приостановление выездной налоговой проверки может быть обусловлено необходимостью проведения встречной налоговой проверки, непредставлением налогоплательщиком необходимых документов и т.п. Согласно указанной выше Инструкции в случае, когда по решению руководителя (заместителя руководителя) налогового органа проверка была приостановлена, в акте выездной налоговой проверки приводится дата и номер соответствующего решения, а также период, на который проверка приостанавливалась.

В ходе проведения выездной налоговой проверки должностные лица налогового органа могут изымать подлинные документы налогоплательщика. Изъятие подлинных документов происходит в случаях, когда для проведения проверки недостаточно выемки только копий документов и есть достаточные основания считать, что подлинники будут заменены или скрыты. В случае изъятия подлинных документов они должны быть возвращены лицу, у которого документы изымались, в течение пяти дней с момента изъятия.

Продолжительность проведения выездной налоговой проверки в исключительных случаях может быть увеличена до трех месяцев. К таким случаям, в частности, относятся: большой объем бухгалтерской документации налогоплательщика; необходимость направления запросов в другие организации, располагающие информацией о налогоплательщике; пожар, затопление или другие стихийные бедствия на территории налогоплательщика и т.д.

При проведении выездных проверок организаций, имеющих филиалы и представительства, срок проведения проверки увеличивается на один месяц на проведение проверки каждого филиала и представительства. В соответствии с Письмом МНС РФ от 7 мая 2001 г. N АС-6-16/369 проверка филиала (представительства), проводимая в рамках комплексной выездной налоговой проверки, не может быть начата ранее начала проведения проверки головной организации. Также не допускается проведение мероприятий проверки в отношении филиалов (представительств) после даты окончания комплексной налоговой проверки организации-налогоплательщика.

Датой окончания выездной налоговой проверки является дата составления справки о проведенной проверке. Согласно Инструкции МНС РФ от 10.04.2000 г. N 60 непосредственно после окончания выездной налоговой проверки проверяющий составляет справку о проведенной проверке, в которой фиксируются предмет проверки, а также даты начала и окончания проверки. При этом датой начала проверки является дата предъявления руководителю проверяемой организации или индивидуальному предпринимателю решения руководителя налогового органа о проведении проверки.

Не позднее двух месяцев после составления указанной справки уполномоченным должностным лицом налогового органа составляется акт выездной налоговой проверки. Акт выездной налоговой проверки должен быть передан для рассмотрения и подписания налогоплательщику. В случае несогласия с фактами, выводами или предложениями проверяющих, изложенными в акте проверки, налогоплательщик вправе в двухнедельный срок со дня получения акта представить в налоговый орган письменные возражения по акту и/или объяснения мотивов отказа подписать акт. При этом налогоплательщик вправе приложить к возражению (объяснению) заверенные копии документов, подтверждающие обоснованность его возражений.

Читайте так же:  Налог на имущество земля в собственности

По истечении указанного выше двухнедельного срока руководитель или заместитель руководителя налогового органа должен в течение 14 дней рассмотреть акт налоговой проверки и документы, представленные налогоплательщиком. По результатам рассмотрения данных материалов и при наличии фактов налоговых правонарушений выносится одно из следующих решений:

  • решение о привлечении налогоплательщика к налоговой ответственности;
  • решение об отказе в привлечении налогоплательщика к ответственности за совершение налогового правонарушения;
  • решение о проведении дополнительных мероприятий налогового контроля.

Необходимо отметить, что решение о проведении дополнительных мероприятий не является окончательным. Оно принимается в том случае, когда руководитель налогового органа (или его заместитель) не считает материалы проверки с учетом возражений налогоплательщика достаточным основанием для принятия одного из двух других перечисленных выше решений. После проведения дополнительных мероприятий окончательным решением в любом случае будет либо решение о привлечении к ответственности, либо решение об отказе в привлечении к ответственности.

Налоговый кодекс РФ не предусматривает какие-либо специальные сроки для проведения дополнительных мероприятий. Однако в соответствии с пунктом 1 статьи 115 НК РФ налоговые органы не могут по истечении 6 месяцев со дня составления акта проверки обратиться в суд с исковым заявлением о взыскании суммы штрафа. Данный срок является пресекательным. Поэтому в случае, когда дополнительные мероприятия проводятся за пределами данного срока, требования налоговых органов о взыскании налоговых санкций судом удовлетворены не будут.

Наталья Селиванова, юрист компании «Гарант»

Налоговые проверки

Виды налоговых проверок

Любое юридическое лицо или индивидуальный предприниматель в процессе хозяйственной деятельности сталкивается с необходимостью проведения у них налоговой проверки. Решение этого вопроса для налогоплательщика усложняется постоянно меняющейся и по свой сути сложной нормативной базой, касающейся уплаты налогов, а также тяжелым бременем финансовых (штрафных) санкций за нарушение налогового законодательства.

Значительно уменьшить возможные негативные последствия налоговых проверок можно с помощью квалифицированного юриста, своевременно обратившись к нему за помощью.

Налоговый кодекс Российской Федерации (далее — НК РФ) выделяет 2 вида проверок:

Камеральную. При ее проведении налоговый инспектор не выезжает к плательщику налога, а проводит проверку по месту нахождения налогового органа. Она проводится в течение 3-х месяцев со дня предоставления декларации. При этом разрешения руководителя территориального органа фискальной службы не нужно. В случае необходимости (по требованию проверяющего инспектора), плательщик налогов дает пояснения. При обнаружении правонарушений составляется акт установленной формы.

Камеральная проверка не проводится за тот период, в котором велся налоговый мониторинг. Исключения из этого предусмотрены ст. 88 НК РФ.

Выездную. В отличие от камеральной, этот вид проверки предусматривает обязательное наличие решения руководителя местного налогового органа (или его заместителя). Проводится она по месту нахождения плательщика налогов. Правда, и здесь есть исключения, например, если налоговому инспектору не предоставляется помещение, такая проверка проводится в налоговом органе. Цель – проверка правильности исчисления и своевременности уплаты налогов. Проверяемый период не может превышать трех календарных лет, не считая года, в котором вынесено решение.

Если предприятие реорганизуется или ликвидируется, проверка может проводиться независимо от того, когда проводилась предыдущая проверка. При определенных обстоятельствах возможна даже выемка документов у налогоплательщика.

Налоговые проверки в зависимости от объема проверяемых документов

По объему проверяемых документов проверки делятся на:

Сплошные проверки. В этом случае проводится проверка всех документов организации, без пропусков и предположений об отсутствии нарушений. Сплошные проверки чаще всего проводятся в небольших организациях либо в организациях, где необходимо восстановить учет (при его отсутствии или уничтожении первичных документов);

Выборочные проверки. В этом случае проверяется только часть документов. Выборочная проверка может перерасти в сплошную проверку в случае установления в проверяемой выборке нарушений, которые могут быть присущи всему массиву документации организации.

Схематический порядок проведения выездной налоговой проверки:

Можно классифицировать налоговые проверки также по объему проверяемых вопросов:

  • комплексные (происходит проверка документации по всем вопросам, касающихся соблюдения налогового законодательства;
  • выборочные (проверяются вопросы, связанные с уплатой одного вида налога);
  • целевые (по отдельным направлениям деятельности).

Налоговые проверки в зависимости от способа организации

По способу организации налоговые проверки делятся на плановые проверки и внезапные проверки, и повторные проверки.

Внезапная проверка — это разновидность выездной налоговой проверки, которая проводится без предварительного уведомления налогоплательщика (в отличие от плановой проверки).

Цель внезапной проверки — установить факт совершения правонарушения, который может быть сокрыт при проведении обычных проверок.

Повторная проверка — это проверка по тем же видам налогов и по тем же налоговым периодам, по которым проводилась предыдущая проверка.

Налоговая консультация для юридических лиц

Если вас уже ждет налоговая проверка, не паникуйте. Помните, что по закону у вас есть несколько рабочих дней, чтобы подготовить документы должным образом.

Если вам угрожают уголовной ответственностью за уклонение от уплаты налогов, не давайте необдуманных показаний и проконсультируйтесь с адвокатом.

Сопровождение налоговых проверок

Разновидности налоговых проверок

Проверки, которые проводятся налоговыми органами, можно классифицировать по различным признакам и основаниям.

Налоговые проверки в зависимости от объема проверяемых вопросов

По объему проверяемых вопросов налоговые проверки делятся на комплексные, тематические и целевые.

Читайте так же:  Кбк по торговому сбору

Комплексная проверка — это проверка финансово-хозяйственной деятельности организации за определенный период времени по всем вопросам соблюдения налогового законодательства.

Тематическая проверка — это проверка отдельных вопросов финансово-хозяйственной деятельности организации (например, правильности исчисления и уплаты налога на прибыль, НДС, налога на имущество, других налогов). Такие проверки проводятся по мере необходимости, определяемой руководителем налогового органа.

Тематическая проверка проводится как элемент комплексной проверки либо как отдельная проверка по установленным фактам нарушения законодательства на основании текущего налогового наблюдения.

Целевая проверка — это проверка соблюдения налогового законодательства по определенному направлению или по финансово-хозяйственным операциям организации.

Такие проверки проводятся по вопросам взаиморасчетов с поставщиками и покупателями продукции (услуг), по экспортно-импортным операциям, по определенной сделке, по размещению временно свободных денежных средств, по правильности применения льгот и любым иным финансово-хозяйственным операциям.

Результаты целевой проверки используются при комплексной или тематической проверке и оформляются либо в актах этих проверок, либо как отдельные приложения.

Налоговые юристы Москвы в сфере налоговой безопасности на любой стадии

Не стоит удивляться внеплановой налоговой проверке, если деятельность вашей организации подпадает под один или несколько ниже перечисленных общеизвестных и общедоступных критериев

Все эти способы оптимизации налогообложения и многие другие давно известны налоговой инспекции, и описаны в приказе ФНС России от 30.05.2007 года №ММ-3-06/333, поэтому очень важно заранее и профессионально подготовиться к налоговой проверке. Мы знаем механизмы работы проверяющих и поможем сократить возможные риски.

Распространенные схемы обналичивания

А вот основания для проявления интереса к вашей организации со стороны правоохранительных органов всегда в тени (за исключением оснований, вызванных совместной с налоговой выездной проверкой). О том, откуда в УЭБиПК появилась информация о применяемой вами незаконной схеме оптимизации налогов, остается только догадываться.

Помните, что в соответствии со ст. 144 УПК РФ Уголовное дело о преступлениях, предусмотренных ст.199 УК РФ, может быть возбуждено следователем до получения из налогового органа заключения о нарушении законодательства Российской Федерации о налогах и сборах, при наличии повода и достаточных данных, указывающих на признаки преступления. Данный механизм позволяет правоохранительным органам самостоятельно рассчитать сумму неуплаченных налогов, пеней, штрафов, возбудить уголовное дело, а затем направить материал в налоговую инспекцию.

Налоговые проверки в зависимости от места проведения

В зависимости от места их проведения налоговые проверки делятся на камеральные, выездные и встречные.

Камеральная проверка — это проверка представленных налогоплательщиком налоговых деклараций и иных документов, служащих основанием для исчисления и уплаты налогов, а также проверка других имеющихся у налогового органа документов о деятельности налогоплательщика, проводимая по месту нахождения налогового органа.

Целью камеральной проверки является:

контроль за соблюдением налогоплательщиками законодательных и иных нормативных правовых актов о налогах и сборах;

выявление и предотвращение налоговых правонарушений;

взыскание сумм неуплаченных (не полностью уплаченных) налогов и соответствующих пеней;

возбуждение при наличии оснований процедуры взыскания в установленном порядке наложения налоговых санкций;

а также подготовка необходимой информации для обеспечения рационального отбора налогоплательщиков для проведения выездных налоговых проверок.

При проведении камеральной проверки контролируется:

состав и сроки представления документов налогоплательщиком;

правильность их оформления;

правильность проведения расчетов по налогам;

наличие документов, подтверждающих льготы по налогам;

правильность расчета налогооблагаемой базы.

Налоговики в ходе камеральной ревизии должны проверить поступившие к ним документы в течение 3 месяцев со дня их поступления.

О выявленных ошибках или несоответствии полученных сведений сообщается проверяемому лицу.

Срок для представления документов на исправление обнаруженных ошибок или получения дополнительных сведений составляет 5 дней.

Сотрудник ИФНС может вызвать представителя фирмы для дачи пояснений или привлечь нужного специалиста.

В случае выявления нарушений составляется акт проверки.

Под выездной налоговой проверкой понимается комплекс действий:

по проверке первичных учетных и иных бухгалтерских документов налогоплательщика, регистров бухгалтерского учета, бухгалтерской отчетности и налоговых деклараций, хозяйственных и иных договоров, актов о выполнении договорных обязательств, внутренних приказов, распоряжений, протоколов, любых других документов;

Видео (кликните для воспроизведения).

по осмотру (обследованию) различных предметов, любых используемых налогоплательщиком для извлечения доходов либо связанных с содержанием объектов налогообложения производственных, складских, торговых и иных помещений и территорий;

по проведению инвентаризации принадлежащего налогоплательщику имущества;

а также других действий налоговых органов (их должностных лиц), осуществляемых по месту нахождения налогоплательщика (месту его деятельности, месту расположения объекта налогообложения) и в иных местах вне места нахождения налогового органа.

Цель выездной налоговой проверки:

осуществление контроля за соблюдением законодательства о налогах и сборах и правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения в бюджет налогов и сборов;

взыскание недоимок по налогам и пени;

привлечение виновных лиц к ответственности за совершение налоговых правонарушений;

предупреждение налоговых правонарушений.

Однако эти цели достигаются другими, специфическими именно для выездных проверок средствами.

Например, выемка документов и предметов в рамках налогового контроля может быть осуществлена только при проведении выездной проверки.

При выездной проверке используются оригиналы первичных документов, поэтому эта проверка более объемна, чем камеральная.

Проверке, как правило, подвергают документацию за 3 года, предшествующих году вынесения решения о проведении проверки.

Продолжительность проведения проверки должна быть не более 2 месяцев.

Этот срок может быть увеличен только в случае возникновения обстоятельств, требующих продолжения проверки. К ним относят:

наличие информации о нарушениях, требующих дополнительной проверки;

непредставление налогоплательщиком нужных документов;

Сравнительная таблица особенностей выездных и камеральных проверок

Камеральная проверка Выездная проверка
Кто проверяет Сотрудники местных фискальных органов Сотрудники фискальных органов любого уровня
Что проверяется Документация только за отчетный период Документация за период до 3 лет
Причина проверки Не требуется Не требуется
Регулярность Каждый период, по мере предоставления деклараций Выборочно
Где проверяется По месту расположения надзорной службы По месту расположения проверяемой организации
Кого проверяют Всех налогоплательщиков (и физических лиц, и юридических лиц) Только юридических лиц
Что делается Анализ предоставленной документации Все действия, разрешенные НК РФ
Читайте так же:  Налог на роскошь автомобили юридические лица

Встречная проверка — это сопоставление разных экземпляров одного и того же документа.

Этот метод можно применять лишь по документам, которые оформляются не в одном, а в нескольких экземплярах.

К их числу относятся документы, которыми оформляется поступление или отпуск материальных ценностей (накладные, счета-фактуры и т.д.).

Экземпляры таких документов находятся либо в различных организациях, либо в разных структурных подразделениях предприятия.

При условии правильного отражения хозяйственной деятельности, разные экземпляры документа имеют одно и то же содержание.

В иных случаях документы оформляются лишь в одном экземпляре, либо имеют различное содержание. При сопоставлении документов могут не совпадать: количество товара, единица измерения, цена товара и пр. Отсутствие экземпляра документа может быть признаком недокументирования факта хозяйственной деятельности, и, как следствие, сокрытия доходов.

На практике встречная проверка является частью проводимой камеральной или выездной налоговой проверки. Полученные в результате встречной проверки данные включаются в основной акт выездной или камеральной проверки (отражаются в вынесенном постановлении о привлечении к налоговой ответственности).

Неправомерные действия налоговых инспекторов

Нам часто приходится сталкиваться на практике при сопровождении с неправомерным действием сотрудников налоговых инспекций в процессе проведения выездной проверки. Как правило, это относится к:

  • требованию предоставить документы, не относящиеся к начислению и уплате налогов;
  • выемке документации без основания;
  • оказанию психологического влияния на сотрудников организации.

Необходимо напомнить, результат выездной налоговой проверки может сильно повлиять не только на перспективы Вашего бизнеса, но и личную безопасность. Только фиксация всех нарушений Ваших прав в процессе сопровождения налоговой проверки и своевременное обжалование станут основанием для суда, чтобы отменить полученные результаты. Предоставьте опытным юристам сопровождение процесса. Мы приложим все усилия для избежания, ошибок и штрафов,

Промедление и необуманные действия могут стоить вам не только бизнеса и больших денег, но и свободы

  1. Налоговая инспекция может провести выездную проверку и передать материалы в полицию
  2. Налоговая инспекция может провести совместную выездную проверку с УЭБиПК (Управление по борьбе с экономическими преступлениями и противодействию коррупции).
  3. УЭБиПК могут самостоятельно провести доследственную проверку, по результатам которой следственные органы могут возбудить уголовное дело.

Уголовное дело может быть возбуждено, если бюджету причинен крупный (199 ч.1 УК РФ) или особокрупный (199 ч.2 УК РФ) ущерб.

Крупным размером признается сумма налогов, сборов, страховых взносов, составляющая за период в пределах трех финансовых лет подряд более пяти миллионов рублей, при условии, что доля неуплаченных налогов, сборов, страховых взносов превышает 25 процентов подлежащих уплате сумм налогов, либо превышающая пятнадцать миллионов рублей.

Особо крупным размером — сумма, составляющая за период в пределах трех финансовых лет подряд более пятнадцати миллионов рублей, при условии, что доля неуплаченных налогов, сборов, страховых взносов превышает 50 процентов подлежащих уплате сумм налогов, либо превышающая сорок пять миллионов рублей.

Юридическое сопровождение налоговых проверок: почему это необходимо?

Любая компания, которая проходила проверку налоговиков, знает, что это серьезное мероприятие, поскольку штрафные санкции могут быть применены в размере сумм с шестью нулями и выше. Поэтому к ней следует подходить комплексно. Готовиться нужно не только финансово-экономическому отделу компании. Необходимо также побеспокоиться о юридической поддержке и защите. Скорее всего, по результатам проверки придется отстаивать свои интересы в налоговых органах путем обжалования вынесенных решений или даже в суде. Кстати, оба варианта защиты своих прав имеют положительные и отрицательные стороны. Основным «плюсом» обжалования решений в административном порядке является более короткий срок рассмотрения жалобы, огромным «минусом» — влияние «корпоративной этики» на принятие объективного, непредвзятого решения.

Не стоит забывать, что акты налоговиков могут быть обжалованы в судебном порядке только после их обжалования в вышестоящий налоговый орган. Есть и исключительные случаи, например, если решение по жалобе не принято в течение одного месяца со дня поступления жалобы (п.6 ст.140 НК РФ).

При определенных обстоятельствах есть риск возбуждения уголовного дела в отношении руководителей, иных должностных лиц компании по статье по статье 199 УК РФ за уклонение от уплаты налогов.

Не останутся без внимания и факты неисполнения обязанностей налогового агента (ст. 199.1 УК РФ), сокрытие денежных средств либо имущества, за счет которых должно производиться взыскание налогов (ст. 199.2 УК РФ). Санкции этих статей предусматривают различные наказания, вплоть до лишения свободы сроком до 7 лет.

Во избежание негативных последствий по результатам налоговых проверок (или минимизации негативных последствий), в том числе в вопросе привлечения к уголовной ответственности должностных лиц предприятия, правовое сопровождение целесообразно доверить лучшим, которые имеют глубокие познания в области налогового, административного и уголовного права, а также практический опыт работы.

Как осуществляется налоговая проверка

Налоговая проверка осуществляется путем сопоставления данных организаций-налогоплательщиков и индивидуальных предпринимателей, указанных в налоговой отчетности (декларациях и расчетах), с реальным состоянием финансово-хозяйственной деятельности этих организаций-налогоплательщиков и индивидуальных предпринимателей.

Таким образом, в ходе проведения налоговой проверки сопоставляются фактические данные, полученные в результате налогового контроля, с данными налоговых деклараций и расчетов, которые организации-налогоплательщики и индивидуальные предприниматели представили в налоговые органы.

Читайте так же:  Возврат подоходного налога социальный вычет

Риски, связанные с налоговыми проверками

Самый большой риск в результате проведенных налоговых проверок – это доначисление налогов, и применение штрафных санкций. Причем с каждым годом инспекторы все больше и больше «преуспевают» в этом плане, доначисляя все больше и больше. При этом наметилась стойкая тенденция к возрастанию камеральных проверок и большего доначисления сумм в результате их проведения.

Все чаще проводятся комплексные проверки взаимозависимых компаний. В этом случае инспекторы имеют возможность проанализировать сделки между зависимыми контрагентами, выявить дробление бизнеса, в том числе проведенное с целью остаться на упрощенной системе налогообложения.

Особое внимание налоговиков — проверка сделок с фирмами-однодневками. Некоторые инспекторы не утруждают себя запросами пояснений налогоплательщиков – они сразу требуют убрать расходы и вычеты, если контрагент числится в базе однодневок.

Если какой-то фирме удалось все-таки избежать доначислений, считается, что он «счастливчик» поскольку более 95% выездных проверок – результативные. Вопрос только в доначисленной сумме.

Что такое налоговая экспертиза

Экспертизу назначают практически в каждой выездной проверке. При ее назначении и сопровождение орган ФНС должен точно соблюдать права налогоплательщиков, что обычно не происходит. Предлагаем ознакомиться с частыми нарушениями налогового кодекса при проведении экспертизы согласно ст. 95 НК РФ:

  • Привлечение экспертов, чьи специальные знания не являются достаточными для решения вопросов, указанных в постановлении.
  • В постановлении нет данных об эксперте, порученному проведение экспертизы.
  • Налогоплательщика не уведомили об экспертизе.

Обратите внимание! Экспертиза является краеугольным камнем до начисления. Если экспертизу убрать из доказательств, это сильно укрепит ваши шансы при обжаловании результатов проверки.

Как правило, экспертиза – это основное доказательство налоговых органов при доначислении налога и штрафа. Поэтому, если экспертизу не признают в качестве доказательства, победить в налоговом споре будет значительно легче. Необходимо требовать соблюдения своих прав при назначении и проведении экспертизы. Для минимизации возможных сложностей рекомендуется привлечь юриста по сопровождению налоговой проверки.

В услуги юристов по сопровождению проверок входит

  • Выстраивание защитной тактики
  • Своевременную подготовку и сопровождение бумаг, для исключения штрафных санкций
  • Сопровождение при опросе сотрудников фирмы
  • Контроль и законное препятствие изъятию документов и оборудования.

Типичные нарушения, которые выявляются при проведении налоговых проверок

На практике налоговые органы выявляют такие виды нарушений:

Занижение размера выручки.

Ошибки и нарушения при оформлении первичной документации.

Выездная налоговая проверка юрист

Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с ЗАО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.

Лекторы – ведущие эксперты, непосредственные разработчики законов:
В. В. Витрянский, Л. Ю. Михеева, Е. А. Суханов, А. А. Маковская. Принять участие можно очно/ онлайн или в записи, в любой точке страны!

Каков порядок проведения плановых и внеплановых налоговых проверок (особенно выездных) в отношении ИП?
Могут ли контрагенты ИП инициировать данные проверки?

Камеральная налоговая проверка

Выездная налоговая проверка

Рекомендуем ознакомиться с материалами:
— Энциклопедия решений. Основные отличия камеральных и выездных налоговых проверок;
— Энциклопедия решений. Порядок проведения камеральной налоговой проверки;
— Энциклопедия решений. Процедура проведения камеральной налоговой проверки;
— Энциклопедия решений. Сроки проведения камеральной налоговой проверки;
— Энциклопедия решений. Предмет камеральной налоговой проверки. Проверяемый период;
— Энциклопедия решений. Отбор налогоплательщиков для проведения выездных налоговых проверок;
— Энциклопедия решений. Критерии самостоятельной оценки рисков назначения выездных налоговых проверок;
— Энциклопедия решений. Проверяемый период при проведении выездной налоговой проверки;
— Энциклопедия решений. Сроки проведения выездных налоговых проверок;
— Энциклопедия решений. Памятка: встречаем проверяющих из налоговой;
— Энциклопедия решений. Истребование налоговым органом документов и информации у третьих лиц (встречные проверки).

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Цориева Зара

Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
аудитор, член РСА Мельникова Елена

1 февраля 2018 г.

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.

Профессиональный адвокат по налоговым спорам

Вам назначили выездную налоговую проверку?

Как правило, это означает, что ФНС подозревает вашу организацию в неуплате налога, по вашей организации уже провели предварительный до проверочный анализ, в результате чего получены подтверждения нарушениям. Кроме этого, размер суммы предполагаемого до начисления достаточен для инициации проверки. Среди причин этого находятся такие варианты:

  1. ФНС провела анализ работы вашей организации и пришла к выводу: вы незаконно сэкономили на уплате налогов.
  2. В числе ваших контрагентов находится кто-то с признаками недобросовестной организации, а вы можете об этом даже не знать.
  3. Ваша деятельность относится к критериям «искусственное дробление бизнеса».
  4. Вами была организована поставка продукции через «необязательного» посредника и на его счету осталась значительная часть прибыли.
  5. Ваша организация демонстрирует высокие обороты при «низкой» налоговой нагрузке и т. д.

Что необходимо сделать?

Необходимо подготовить оптимальную защиту интересов организации, создать доказательную базу, подготовить работников организации и своих контрагентов к проведению допросов, провести проверку правильности первичной документации, которую придется предоставлять по запросам проверяющих, для недопущения выемки документации и компьютерной техники в офисе, проследить за сохранностью документации и электронных носителей.

К чему это приведет?

Правильные действия налогового юриста приведут к тому, что в ходе сопровождения проверки Федеральная налоговая служба получит данные, которые нельзя применить как основание для до начисления. Претензии или нарушения, собранные налоговыми работниками до начала проверки, не должны подтверждаться или должны опровергаться в результате проверки.

Юристы под ключ осуществят сопровождение от начала до конечного результата, включая апелляционный процесс.

Читайте так же:  Как найти долг по налогам

Почему именно «КМК»?

Максимально положительный результат (выгодный для предприятия) может обеспечить высококвалифицированный юрист, в том числе благодаря:

  • консультированию налогового законодательства;
  • сопровождению налоговых проверок;
  • помощи в решении возникших разногласий;
  • обжалованию решений налоговых органов прочее.

Грамотный специалист поможет найдет выход из сложной ситуации. Даже если невозможно полностью устранить негативные последствия проверок, он сможет максимально «смягчить удар», сгладив, где это возможно, «острые углы» или обжаловать откровенные нарушения законодательства со стороны налоговиков. Привлечение квалифицированного налогового юриста на ранней стадии проверки повышает Ваши шансы на положительное урегулирование ситуации.

Так какой же оптимальный алгоритм совместных действий предприятия с юридической компанией в случае проведения налоговой проверки?

  1. Не полагаться на собственные силы.
  2. Без промедления обращаться за помощью к специалистам Юридической компании «КМК» для сопровождения налоговых проверок.
  3. Непосредственное присутствие юриста во время проведения выездных налоговых проверок.
  4. Совместное ознакомление с их результатами.
  5. Выработка общей позиции.
  6. В случае необходимости – обжалование решения налоговых органов.
  7. Представительство интересов Доверителя в вышестоящем налоговом органе, суде, правоохранительных органах юристом компании «КМК».

Важно! Желательно провести юридический аудит предприятия до начала налоговой проверки.

Юристы компании «КМК», имея значительный опыт сопровождения выездных налоговых проверок, гарантируют качественное предоставление услуг:

  • устные и письменные консультации;
  • юридический аудит деятельности предприятия;
  • сопровождение налоговых проверок;
  • выезд юристов в налоговые органы;
  • составление необходимых документов (объяснений, заявлений, жалоб и т.д.);
  • представительство интересов в суде, иных органах исполнительной власти прочее.

В результате нашего сотрудничества Вы можете рассчитывать на:

  • уменьшение суммы доначислений и штрафных санкций или полную отмену решения налогового органа;
  • квалифицированную защиту в случае возбуждения уголовного дела, связанного с уклонением от уплаты налогов или сокрытия денежных средств. Во многих случаях дело «разваливается», не успев дойти до суда.

Юристы нашей компании в рамках первой бесплатной консультации дадут оценку перспективам дела! Это поможет принять правильное решение о сотрудничестве с «КМК». Звоните!

Налоговая проверка

Налоговая проверка — это основная форма налогового контроля, которая представляет собой комплекс мероприятий, проводимых уполномоченными государственными налоговыми органами по контролю за соблюдением действующего законодательства о налогах и сборах.

В ходе осуществления процессуальных действий налоговые органы осуществляют контроль за правильностью исчисления, своевременностью и полнотой уплаты (перечисления) налогов (сборов) в бюджет.

Если налоговая проверка только начинается или уже проходит

Как уже сказано выше, если проверка уже идет, то инспекторы имеют основание предположить что ваша организация занимается незаконной оптимизацией налогов и наложить на вашу организацию серьезную сумму. На практике, 99,2% проверок завершаются доначислением. Если процедура проверки только начинается, то ее результат еще можно вывернуть на вашу сторону и уменьшить сумму начисления.

Что именно проверяет выездная налоговая проверка?

    Заключенные сделки, учитывающихся вне их настоящего смысла. У каждой сделка должна быть деловая цель. Если инспектор сможет доказать, что единственная цель сделки — это налоговая выгода — такую выгоду признают как необоснованную.

Наиболее частые претензии:

  • покупка работы или услуг при фактическом ее самостоятельном исполнении;
  • покупка продукции у «недобросовестных» контрагентов по завышенным ценам;
  • заключение притворной сделки (для примера: внесение дорогих предметов в уставный фонд и дальнейшая продажа части в уставном капитале без НДС).
  • Осмотрительность и осторожность при подборе контрагентов
  • За негативный выбор поставщиков ответственность несет покупатель. Налоговую выгоду по таким сделкам можно признать как необоснованную, если:

    • отсутствуют контакты с поставщиком;
    • нет данных в общедоступных источниках о работе поставщика;
    • у поставщика отсутствуют материальные и человеческие ресурсы для проведения сделки;
  • Дробление бизнеса;
  • Применение низконалогового субъекта и оффшоров;
  • Стоимость в сделке по продаже высокоценного актива взаимозависимому лицу.
  • Территориальный налоговый орган может оценить стоимость в сделке с взаимозависимым лицом с учетом обоснованной налоговой выгоды. Отметим критерии сделки, которые налоговые органы проверяют с повышенным вниманием:

    • Участник сделки организация или ИП, пользующиеся специальным налоговым режимом или льготной ставкой;
    • Стоимость значительно рознится с рыночной.
  • Цены в сделках по финансированию между взаимозависимыми лицами На сегодня устоялась довольно прозрачная правоприменительная практика по отношению к беспроцентным и процентным кредитам при выездной проверке.
  • Что необходимо сделать?

    На данном этапе следует воспользоваться услугами юриста по сопровождению, который сделает анализ ситуации, разберется на каком этапе находитесь вы, и что еще необходимо выполнить для защиты организации от обвинений в неуплате налога. Юрист должен сделать анализ запросов налогового органа, оценить представляемую для проверки первичную документацию, провести работу по подготовке свидетелей к допросам, защитить организацию от изъятий первичной документации и оргтехники, подготовить, в случае необходимости, юридических запрос в соответствующие органы, аффидевиты, провести ряд необходимых экспертиз (в т. ч. почерковедческую, финансово-экономическую), а также собрать другую документацию для сопровождения защиты интересов организации.

    К чему это приведет?

    Инспекторы ФНС не получат документацию и сведения, прямо свидетельствующие о нарушении в работе организации. Если возникнут претензии, направленные к контрагентам или методике ведения бизнеса, ФНС предоставят обоснованное письмо и будут затронуты вопросы экономической целесообразности, деловые цели и должная осмотрительность, что позволит исключить дополнительные налоговые начисления.

    Видео (кликните для воспроизведения).

    Рекомендуем обратиться за помощью к юристу по сопровождению проверок с самого начала

    Источники

    Выездная налоговая проверка юрист
    Оценка 5 проголосовавших: 1

    ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

    Please enter your comment!
    Please enter your name here