Выездная налоговая проверка проводки

Доначисление НДС по результатам выездной проверки

Как отразить в учете сумму НДС, доначисленную организации по результатам выездной налоговой проверки в связи с неправомерным принятием к вычету сумм НДС на основании счетов-фактур, оформленных с нарушением установленных законодательством требований? Внести исправления в эти счета- фактуры не представляется возможным.

В июне 2009 г. по результатам выездной налоговой проверки установлено занижение организацией подлежащего уплате в бюджет НДС за III квартал 2006 г. на сумму 36 000 руб. В следующем месяце доначисленную сумму НДС организация заплатила в бюджет.

Налог на добавленную стоимость (НДС)

Счета-фактуры, составленные и выставленные с нарушением порядка, установленного п. п. 5, 6 ст. 169 Налогового кодекса РФ, не могут являться основанием для принятия предъявленных покупателю продавцом сумм НДС к вычету или возмещению (п. 2 ст. 169 НК РФ).

Бухгалтерский учет

Согласно абз. 2 п. 11 Указаний о порядке составления и представления бухгалтерской отчетности, утвержденных Приказом Минфина России от 22.07.2003 N 67н, в случаях выявления организацией в текущем отчетном периоде неправильного отражения хозяйственных операций на счетах бухгалтерского учета в прошлом году исправления в бухгалтерский учет и бухгалтерскую отчетность за прошлый отчетный год (после утверждения в установленном порядке годовой бухгалтерской отчетности) не вносятся.

В данном случае занижение суммы НДС, подлежащей уплате в бюджет в 2006 г., выявлено в 2009 г. по итогам выездной налоговой проверки, поэтому сумма доначисленного НДС отражается в бухгалтерском учете на дату получения акта налоговой проверки.

Доначисленная по результатам проверки сумма НДС в рассматриваемой ситуации отражается в составе прочих расходов как убытки прошлых лет, признанные в отчетном году (п. 11 Положения по бухгалтерскому учету «Расходы организации» ПБУ 10/99, утвержденного Приказом Минфина России от 06.05.1999 N 33н).

Согласно Инструкции по применению Плана счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций, утвержденной Приказом Минфина России от 31.10.2000 N 94н, сумма доначисленного НДС за 2006 г. отражается в 2009 г. по дебету счета 91 «Прочие доходы и расходы», субсчет 91-2 «Прочие расходы», в корреспонденции с кредитом счета 68 «Расчеты по налогам и сборам», субсчет «Расчеты по налогу на добавленную стоимость».

Налог на прибыль организаций

В ст 170 НК РФ перечислены случаи, когда суммы НДС, предъявленные организации контрагентами, учитываются в составе расходов в целях исчисления налога на прибыль. Учет в составе расходов НДС, доначисленного к уплате в бюджет в связи с неверным оформлением счетов-фактур, указанной статьей не предусмотрен.

По общему правилу в составе расходов для целей исчисления налога на прибыль учитываются экономически оправданные расходы, произведенные для осуществления деятельности, направленной на получение дохода (абз. 2, 4 п. 1 ст. 252 НК РФ). Расходы по уплате в бюджет НДС, доначисленного по результатам выездной налоговой проверки в связи с неправильным оформлением счетов-фактур, указанным требованиям не удовлетворяют. Следовательно, этот НДС не учитывается в составе расходов на основании п. 49 ст. 270 НК РФ.

Применение ПБУ 18/02

Сумма НДС, доначисленная по результатам выездной налоговой проверки, в бухгалтерском учете включается в состав прочих расходов и не учитывается при исчислении налога на прибыль. В связи с этим в учете организации возникают постоянная разница и соответствующее ей постоянное налоговое обязательство (ПНО) (п. п. 4, 7 Положения по бухгалтерскому учету «Учет расчетов по налогу на прибыль организаций» ПБУ 18/02, утвержденного Приказом Минфина России от 19.11.2002 N 114н).

Обозначения субсчетов, используемые в таблице проводок

К балансовому счету 68:

68-1 «Расчеты по НДС»;

68-2 «Расчеты по налогу на прибыль».

Содержание операций Дебет Кредит Сумма, руб. Первичный документ
Отражена сумма НДС, доначисленная по результатам выездной налоговой проверки 91-2 68-1 36 000 Акт выездной налоговой проверки
Отражена уплата суммы НДС, доначисленной по результатам выездной налоговой проверки 68-1 51 36 000 Выписка банка по расчетному счету
Отражено ПНО (36 000 x 20%) 99 68-2 7 200 Бухгалтерская справка-расчет

Н.В.Чаплыгина, Консультационно-аналитический центр по бухгалтерскому учету и налогообложению

Интересует НДС по акту проверки проводки

Порядок отражения в бухучете доначисленных сумм НДС зависит от причины ошибок и от периода, в котором они были допущены.

Если недоимка возникла из-за занижения налоговой базы или неправильного применения налоговой ставки, дополнительную сумму НДС отразите в составе прочих расходов (п. 11 ПБУ 10/99):

Дебет 91-2 Кредит 68 субсчет «Расчеты по НДС» – доначислен НДС по результатам выездной налоговой проверки.

Если недоимка возникла из-за неправильного применения налогового вычета, исправления вносите в следующем порядке.

Доначисление НДС за налоговые периоды прошлых лет отразите проводкой:

Дебет 91-2 Кредит 68 субсчет «Расчеты по НДС» – доначислен НДС в результате неправильного применения налогового вычета (по результатам выездной налоговой проверки за прошлые годы).

При доначислении НДС за налоговые периоды текущего года сделайте записи:

Дебет 19 Кредит 68 субсчет «Расчеты по НДС» – восстановлен «входной» НДС, ранее неправомерно принятый к вычету (по результатам выездной налоговой проверки за текущий год);

Дебет 91-2 Кредит 19 – отнесена на прочие расходы сумма НДС, восстановленная по результатам налоговой проверки.

Поскольку в налоговом учете расходы в виде сумм НДС, доначисленных по результатам налоговой проверки, не отражаются, возникают постоянные разницы и соответствующие им постоянные налоговые обязательства (п. 4, 7 ПБУ 18/02).

Обоснование данной позиции приведено ниже в материалах «Системы Главбух»

Ситуация:как отразить в бухучете суммы НДС и налога на прибыль, доначисленные по результатам выездной налоговой проверки. Организация согласна с решением инспекции

В бухучете суммы начисленных налогов отражаются на счете 68 «Расчеты по налогам и сборам».

Если из-за неправильного определения налоговой базы в бухучете были отражены заниженные суммы налогов, то их доначисление по результатам налоговой проверки следует квалифицировать как исправление допущенных ошибок. При отражении дополнительно начисленных налогов нужно применять общий порядок внесения изменений в данные бухучета, установленный ПБУ 22/2010.*

Читайте так же:  Налог на роскошь размер

Исправления вносите на основании подтверждающих документов (ч. 1 ст. 9 Закона от 6 декабря 2011 г. № 402-ФЗ). В рассматриваемой ситуации такими документами являются решение налоговой инспекции, вынесенное по результатам проверки, и требование об уплате налогов.

Датой обнаружения ошибки следует считать дату вступления в силу решения налоговой инспекции, на основании которого организации доначислены налоги.* От этой даты, а также от того, насколько существенна допущенная ошибка, зависит период, в данные которого нужно вносить исправления.

Порядок отражения в бухучете доначисленных сумм НДС зависит от причины ошибок и от периода, в котором они были допущены.

Если недоимка возникла из-за занижения налоговой базы или неправильного применения налоговой ставки, дополнительную сумму НДС отразите в составе прочих расходов (п. 11 ПБУ 10/99).*

В учете сделайте запись:

Дебет 91-2 Кредит 68 субсчет «Расчеты по НДС»
– доначислен НДС по результатам выездной налоговой проверки.

Если недоимка возникла из-за неправильного применения налогового вычета, исправления вносите в следующем порядке.*

Доначисление НДС за налоговые периоды прошлых лет отразите проводкой:

Дебет 91-2 Кредит 68 субсчет «Расчеты по НДС»
– доначислен НДС в результате неправильного применения налогового вычета (по результатам выездной налоговой проверки за прошлые годы).

При доначислении НДС за налоговые периоды текущего года сделайте записи:*

Дебет 19 Кредит 68 субсчет «Расчеты по НДС»
– восстановлен «входной» НДС, ранее неправомерно принятый к вычету (по результатам выездной налоговой проверки за текущий год);

Дебет 91-2 Кредит 19
– отнесена на прочие расходы сумма НДС, восстановленная по результатам налоговой проверки.

Поскольку в налоговом учете расходы в виде сумм НДС, доначисленных по результатам налоговой проверки, не отражаются, возникают постоянные разницы и соответствующие им постоянные налоговые обязательства (п. 4, 7 ПБУ 18/02).* В бухучете нужно сделать запись:

Дебет 99 Кредит 68 субсчет «Расчеты по налогу на прибыль»
– отражено постоянное налоговое обязательство с разницы между расходами в бухгалтерском и налоговом учете в связи с доначислением НДС по результатам налоговой проверки.

Сумму доначисленного налога на прибыль отразите проводкой:

Дебет 99 Кредит 68 субсчет «Расчеты по налогу на прибыль»
– доначислен налог на прибыль по результатам налоговой проверки.

Этой проводкой можно ограничиться, если допущенная ошибка не связана с нарушениями правил ведения бухучета. Например, если в бухучете организация имела право отражать те или иные расходы, а в налоговом учете отразила их неправомерно.

Если же ошибка связана с нарушением правил ведения бухучета, то придется корректировать и счета учета затрат. Например, корректировку нужно будет внести, если какие-либо расходы в бухучете были неправильно классифицированы. Кроме того, в некоторых случаях могут возникнуть налогооблагаемые или вычитаемые разницы.

Пример отражения в бухучете сумм НДС и налога на прибыль, доначисленных в результате выездной налоговой проверки

ЗАО «Альфа» по результатам выездной налоговой проверки, проведенной в мае 2013 года, были доначислены:
– НДС за I квартал 2013 года – в сумме 25 000 руб.;
– налог на прибыль за 2012 год – в сумме 40 000 руб.

Недоимка по НДС возникла в результате занижения налогооблагаемой базы.

23 мая «Альфа» получила решение о привлечении к налоговой ответственности и требование об уплате налогов.

Документы получены после утверждения годовой бухгалтерской отчетности за 2012 год. Поэтому все исправления, связанные с доначислением налогов, бухгалтер «Альфы» вносит в данные текущего месяца (май 2013 года) и отражает в бухгалтерской отчетности за 2013 год.

В учете сделаны следующие записи:

Дебет 91-2 Кредит 68 субсчет «Расчеты по НДС»
– 25 000 руб. – доначислен НДС за I квартал 2013 года по результатам выездной налоговой проверки;

Дебет 99 Кредит 68 субсчет «Расчеты по налогу на прибыль»
– 5000 руб. (25 000 руб. ? 20%) – отражено постоянное налоговое обязательство;

Дебет 99 Кредит 68 субсчет «Расчеты по налогу на прибыль»
– 40 000 руб. – доначислен налог на прибыль за 2012 год по результатам выездной налоговой проверки.

Выездная налоговая проверка проводки

Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с ЗАО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.

Лекторы – ведущие эксперты, непосредственные разработчики законов:
В. В. Витрянский, Л. Ю. Михеева, Е. А. Суханов, А. А. Маковская. Принять участие можно очно/ онлайн или в записи, в любой точке страны!

В учете организации не отражено решение ИФНС от 2017 года по выездной налоговой проверке. Суммы доначисленного налога, пеней и штрафов существенны. В периоды, охваченные выездной налоговой проверкой (2014-2016 гг.), отложенный налоговый актив не признавался. Основная часть доначислений по результатам ВНП относилась в НДПИ, что существенно повлияло на чистые активы. С момента проверки убыток увеличивается, получение налогооблагаемой прибыли в последующих периодах не предвидится. На сегодняшний день организация находится в стадии банкротства.
Как исправить ошибку в учете и отчетности? Должна ли быть сделана в текущем периоде (2019 г.) проводка Дебет 09 Кредит 84 на сумму 20% от доначислений, пеней, штрафов (в 2017 году и последующих периодах убыток)?

Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
Оснований для возникновения отложенного налогового актива мы в данном случае не видим.

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Лазарева Ирина

Ответ прошел контроль качества

Видео (кликните для воспроизведения).

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.

————————————————————————-
*(1) Приказ Минфина РФ от 31.10.2000 N 94н «Об утверждении Плана счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций и инструкции по его применению».
*(2) Вопрос: В учете организации не отражено решение ИФНС от 2017 года по выездной налоговой проверке. Суммы доначисленного налога, пеней и штрафов существенны. Как исправить ошибку в учете и отчетности? (ответ службы Правового консалтинга ГАРАНТ, июль 2019 г.).
*(3) Если для отражения, в частности, пеней, организация использует счет 91 «Прочие доходы и расходы», то в этом случае в бухгалтерском учете возникнет постоянное налоговое обязательство, которое опять же отражается проводкой (п. 7 ПБУ 18/02):
Дебет 99 Кредит 68, субсчет «Расчеты по налогу на прибыль».

Читайте так же:  Исковое в суд о возврате налога

Выездная налоговая проверка в учреждении

«Учреждения культуры и искусства: бухгалтерский учет и налогообложение», 2009, N 11

Основным нормативным документом, регулирующим отношения между налогоплательщиками и государством в области налогов и сборов, является Налоговый кодекс. Контроль за реализацией государственной политики в области налогов и сборов осуществляет Федеральная налоговая служба (ст. 30 НК РФ).

Налоговой проверке может быть подвергнуто любое бюджетное учреждение. Знание соответствующих положений Налогового кодекса и специальной нормативной правовой базы о порядке назначения и проведения налоговых проверок, правилах оформления документов, составляемых в ходе налоговых проверок и по их окончании, порядке вынесения решения по результатам рассмотрения материалов налоговой проверки поможет ему дать взвешенную правовую оценку правомерности требований инспекторов, проводящих проверку, и правильно выстроить линию защиты с целью успешной реализации своих прав и законных интересов в конфликтной ситуации.

Налоговый контроль за деятельностью бюджетных организаций осуществляется сотрудниками налоговых органов в пределах своей компетенции посредством налоговых проверок, получения объяснений, проверки данных учета и отчетности, а также в других формах, предусмотренных п. 1 ст. 82 НК РФ, в частности путем проведения камеральной (КНП) и выездной (ВНП) налоговых проверок.

Порядок проведения выездной налоговой проверки

Согласно п. 1 ст. 89 НК РФ выездная проверка проводится на основании решения руководителя (заместителя руководителя) налогового органа как на территории (в помещении) налогоплательщика, так и в здании налоговой инспекции, если налогоплательщик не может предоставить помещение для ее проведения. Форма такого решения приведена в Приложении 1 к Приказу ФНС России от 25.12.2006 N САЭ-3-06/[email protected] «Об утверждении форм документов, применяемых при проведении и оформлении налоговых проверок; Оснований и порядка продления срока проведения выездной налоговой проверки; Порядка взаимодействия налоговых органов по выполнению поручений об истребовании документов; Требований к составлению акта налоговой проверки» (далее — Приказ ФНС России N САЭ-3-06/[email protected]).

Решение о проведении ВНП в обязательном порядке должно содержать следующие сведения (п. 2 ст. 89 НК РФ):

  • полное и сокращенное наименования налогоплательщика;
  • предмет проверки, то есть налоги, правильность исчисления и уплаты которых подлежит проверке;
  • периоды, за которые проводится проверка;
  • должность, Ф.И.О. сотрудников налогового органа, которым поручается проведение проверки.

В соответствии с п. 3 ст. 89 НК РФ в отношении одного налогоплательщика ВНП может проводиться по одному или нескольким налогам.

В ходе контрольных мероприятий налоговики вправе охватить проверкой период, не превышающий трех календарных лет, предшествующих году, в котором вынесено решение о проведении проверки. Причем периодичность таких проверок в отношении одного налогоплательщика не должна превышать двух раз в течение года (п. 5 ст. 89 НК РФ). Исключение из правила — решение руководителя ФНС.

Вместе с тем контролеры могут провести повторную выездную налоговую проверку в порядке контроля вышестоящим налоговым органом деятельности инспекции или на основании поданной налогоплательщиком уточненной декларации, в которой указана сумма налога в размере, меньшем ранее заявленного (п. 10 ст. 89 НК РФ). В рамках этой проверки проверяется период, за который представляется уточненная налоговая декларация.

В соответствии с п. 6 ст. 89 НК РФ срок проведения ВНП не может превышать двух месяцев, начиная со дня вынесения решения о ее назначении и заканчивая днем оформления справки о проведенной проверке. В Письме от 04.04.2007 N 03-02-07/1-157 Минфин дал разъяснения о сроках проведения ВНП. В нем, в частности, сказано, что если последний день срока ее проведения попадает на нерабочий день, то с учетом ст. 6.1 НК РФ днем окончания срока считается ближайший следующий за ним рабочий день.

В последний день проведения выездной налоговой проверки проверяющий обязан составить справку о проведенной проверке, в которой фиксируются предмет и сроки ее проведения, и вручить ее налогоплательщику или его представителю (п. 15 ст. 89 НК РФ).

Нюансы отдельных мероприятий налогового контроля

В ходе выездной ревизии инспекторы могут назначить различные контрольные мероприятия, такие как вызов свидетеля, осмотр помещения, выемка документов и предметов, экспертиза и проч. Каждое из этих мероприятий имеет свои особенности.

Показания свидетеля

Получить показания свидетеля можно не только в помещении инспекции, но и у него дома. Для этого необходимо предварительно заручиться согласием самого свидетеля, а также родственников, проживающих совместно с ним. К слову, содержание будущего допроса рекомендуется держать в тайне от свидетеля, поскольку, цитируем: «раскрытие такой информации не позволит реализовать большую часть тактических приемов допроса, выработанных криминалистической наукой и апробированных на практике».

Осмотр

Осмотр помещений и территории проводится в случае, когда инспекторы располагают информацией о сокрытии выручки, занижении объемов и расценок строительства, о наличии неучтенных товарно-материальных ценностей, производственных мощностей и проч. При осмотре должны присутствовать не менее двух понятых. Если во время осмотра подозрения проверяющих подтвердятся, они незамедлительно назначат инвентаризацию или выемку. Для этих целей инспекторы мобилизуют дополнительных сотрудников ИФНС, а также технические и транспортные средства.

Выемка

В отношении выемки документов и предметов существует строгое ограничение: ее нельзя осуществлять в ночное время. Таковым считается период с 22.00 часов до 6.00 часов по местному времени. Это закреплено в статье 5 Уголовно-процессуального кодекса.

Экспертиза

Чаще всего экспертизу назначают, чтобы определить цену товара, основных средств, НМА и сметную стоимость строительства. Помимо этого, экспертов привлекают, чтобы подтвердить или опровергнуть принадлежность товара к однородной группе, установить объем работ или услуг, либо количество произведенной продукции. Наконец, нередко проводят почерковедческую, автороведческую и технико-криминалистическую экспертизу.

Привлекая экспертов, инспекторы обязаны соблюдать одно важное условие. Запрещается проводить экспертизу по вопросам бухгалтерского учета, правовым вопросам, а также иным вопросам, познаниями по которым должны обладать сами инспекторы.

Вручение акта по результатам налоговой проверки

В соответствии с п. 1 ст. 100 НК РФ по результатам выездной налоговой проверки в течение двух месяцев со дня составления справки о проведенной проверке уполномоченные должностные лица налоговых органов обязаны составить в установленной форме акт налоговой проверки.

Читайте так же:  Объекты обложения по земельному налогу

Из п. 5 ст. 100 НК РФ следует, что акт налоговой проверки в течение пяти дней с даты составления данного акта должен быть вручен лицу, в отношении которого проводилась проверка, или его представителю под расписку либо передан иным способом, свидетельствующим о дате его получения указанным лицом (его представителем). При этом в акте налоговой проверки согласно пп. 1 п. 3 ст. 100 НК РФ должна быть отражена дата его подписания лицами, проводившими проверку.

Срок вручения акта налоговой проверки не был законодательно установлен, на что неоднократно указывал Минфин (Письма от 26.09.2008 N 03-02-07/2-161 и от 02.06.2008 N 03-02-08-12), поэтому Федеральным законом от 26.11.2008 N 224-ФЗ были внесены изменения в п. 5 ст. 100 НК РФ, вступившие в силу с 01.01.2009.

Согласно внесенным поправкам акт выездной налоговой проверки должен быть вручен налогоплательщику в срок не позднее двух месяцев и пяти дней, исчисляемый в соответствии с п. 2 ст. 6.1 НК РФ со дня, следующего за последним днем проверки.

Выездная налоговая проверка проводки

Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с ЗАО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.

Лекторы – ведущие эксперты, непосредственные разработчики законов:
В. В. Витрянский, Л. Ю. Михеева, Е. А. Суханов, А. А. Маковская. Принять участие можно очно/ онлайн или в записи, в любой точке страны!

ООО были доначислены НДС и пеня по результатам выездной налоговой проверки за период с 01.01.2012 по 31.12.2013. В решении сказано, что ООО получило необоснованную налоговую выгоду посредством завышения налоговых вычетов по НДС. ООО предложено уплатить недоимку и пени и внести необходимые исправления в документы бухгалтерского и налогового учета.
НДС доначислен в связи с тем, что подрядчик, который выполнял работы для организации, привлёк субподрядчика, признанного налоговым органом фирмой-однодневкой.
В настоящее время решение налогового органа не вступило в силу. Организация планирует обжаловать решение налогового органа в установленном для этого порядке, в том числе и в судебном порядке, если вышестоящий налоговый орган не отменит решение о привлечении к ответственности в оспариваемой части.
В каком порядке должны быть отражены в бухгалтерском и налоговом учете доначисленные по результатам проверки суммы НДС и пени, если налоговая база по налогу на прибыль по таким расходам остается без изменения (признана налоговым органом, как правомерно уменьшающая налоговую базу по налогу на прибыль)? Можно ли уменьшить налогооблагаемую прибыль на сумму доначисленного НДС?

По данному вопросу мы придерживаемся следующей позиции:
Доначисленная по акту проверки сумма НДС и пени отражаются в бухгалтерском учете организации на дату вступления в силу решения налогового органа, вынесенного на основании акта проверки.
Порядок отражения приведен в данной консультации.
Суммы НДС и пени, начисленные по акту проверки, не уменьшают облагаемую налогом на прибыль базу.

Бухгалтерский учет

Налоговый учет

Рекомендуем ознакомиться с материалами:
— Энциклопедия решений. Случаи отнесения сумм входящего НДС на затраты. Восстановление вычетов по НДС;
— Энциклопедия решений. Исполнение решения налогового органа, вынесенного по результатам налоговой проверки.

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
профессиональный бухгалтер Башкирова Ираида

Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
аудитор, член РСА Горностаев Вячеслав

22 февраля 2018 г.

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.

Ожидаем выездную проверку: к чему готовиться и как себя обезопасить

У современных выездных проверок есть свои нюансы и отличительные особенности. Налогоплательщику лучше узнать о них заранее, чтобы встретить инспекторов во всеоружии. Чтобы разобраться во всех тонкостях, мы изучили два документа: рекомендации по проведению выездных налоговых проверок (приведены в письме ФНС России от 25.07.13 № АС-4-2/[email protected]) и рекомендации по проведению мероприятий налогового контроля, связанных с налоговыми проверками (приведены в письме ФНС России от 17.07.13 № АС-4-2/[email protected]). Самые интересные с практической точки зрения моменты мы осветили в этой статье.

Что такое предпроверочный анализ

Инспекторы собирают сведения о налогоплательщике задолго до начала выездной проверки. Данные берут из налоговых деклараций, результатов «камералок», а также из любых доступных источников. Это могут быть материалы встречных проверок, информационные ресурсы других ведомств (полиции, таможни, миграционной службы и проч.), и даже рекламные объявления.

Полученную информацию заносят в отчет, который называется «Заключение по результатам предпроверочного анализа». Там приведены значения по всем ключевым параметрам, таким как налоговая нагрузка на доходы, на расходы и на чистую прибыль, сумма убытков, уровень заработной платы и т д.

На основании заключения налоговики делают вывод, где кроются возможные нарушения, и что именно нужно искать в рамках выездной проверки. По сути предпроверочный анализ — это подготовительная работа, которая значительно облегчает и сокращает саму проверку.

Основания продления выездной налоговой проверки

В определенных случаях проверка может затянуться до четырех, а иногда и до шести месяцев. Основания и порядок продления срока ее проведения утверждены Приказом ФНС России N САЭ-3-06/[email protected]

В соответствии с п. 3 этого Приказа основаниями продления срока проведения выездной (повторной выездной) налоговой проверки до четырех и (или) шести месяцев могут являться:

Особо следует отметить последний пункт, который делает перечень «исключительных» случаев увеличения срока проведения ВНП открытым. Это, в свою очередь, свидетельствует о том, что при большом желании налоговики могут применить данный пункт практически ко всему, тем самым затягивая срок проведения проверки на полгода.

В соответствии с п. 4 Приказа ФНС России N САЭ-3-06/[email protected] для продления срока проведения выездной (повторной выездной) налоговой проверки налоговый орган, проводящий ее, направляет в вышестоящий налоговый орган мотивированный запрос о продлении срока проведения выездной (повторной выездной) налоговой проверки.

Решение о продлении ее срока принимает руководитель (заместитель руководителя) ФНС:

  • при продлении срока повторной выездной налоговой проверки, проводимой управлением ФНС по субъекту РФ в порядке контроля за деятельностью налогового органа, проводившего проверку;
  • при продлении срока выездной (повторной выездной) налоговой проверки, проводимой межрегиональной инспекцией ФНС по крупнейшим налогоплательщикам;
  • при продлении срока выездной (повторной выездной) налоговой проверки, проводимой ФНС. В этом случае мотивированный запрос о продлении срока ее проведения представляется руководителю (заместителю руководителя) ФНС руководителем проверяющей группы (бригады).
Читайте так же:  Уплата налога на квартиру пенсионерам

В остальных случаях решение о продлении срока выездной (повторной выездной) налоговой проверки принимает руководитель (заместитель руководителя) управления ФНС по субъекту РФ.

Положения налогового законодательства (п. 9 ст. 89 НК РФ) позволяют контролерам в определенных случаях приостанавливать проведение ВНП, однако общий срок приостановления не может превышать шести месяцев. Если была приостановлена проверка по вопросу получения информации от иностранных государственных органов в рамках международных договоров, срок ее приостановления может быть увеличен еще на три месяца.

Приостановление и возобновление проведения ВНП осуществляются на основании решений руководителя налогового органа или его заместителя, формы которых утверждены Приказом ФНС России от 06.03.2007 N ММ-3-06/[email protected] (Приложения 1, 2).

Ограничения, которые должны соблюдать контролеры

Начав выездную проверку, инспекторы должны придерживаться определенных ограничений. Некоторые из них прямо не закреплены в Налоговом кодексе, но ФНС приводит их в своих рекомендациях.

Одно из таких ограничений касается решения о проведении проверки. В нем нужно указать предмет — либо проверка по нескольким налогам, либо проверка по всем налогам и сборам. Указывать в качестве предмета отдельные вопросы применения налогового законодательства запрещается. Например, нельзя написать, что предметом проверки является контроль за начислением амортизации основных средств или правильность признания доходов.

Еще одно ограничение установлено для периода, охваченного проверкой. В комментируемых рекомендациях четко сказано, что такой период должен состоять из целого числа налоговых периодов. Другими словами, если проверяется налог, по которому налоговым периодом признается год, инспекторы не могут назначить выездную проверку за квартал, полугодие и т д.

К тому же недопустимо начинать проверку раньше, чем закончится срок представления декларации за последний из проверяемых налоговых периодов. Значит, если налоговики решили проверить налог на прибыль за определенный год, начинать проверку нужно после 28 марта следующего года.

Также есть ограничение для случая, когда инспекторы проводят выездную проверку периода, за который представлена уточненная декларация. Согласно пункту 4 статьи 89 НК РФ налоговики вправе это сделать, даже если «уточненка» относится к более раннему периоду, нежели три года, предшествующие началу проверки. Но здесь есть условие: выездная проверка по «уточненке» не должна быть повторной. Если же данный период ранее уже был проверен, то назначать проверку второй раз категорически запрещено.
На практике налоговики зачастую не соблюдают вышеуказанные ограничения. В такой ситуации налогоплательщик может оспорить результаты проверки, и в качестве аргумента привести комментируемые рекомендации. На наш взгляд, у организаций и предпринимателей есть неплохие шансы одержать победу в суде.

Истребование и выемка документов в ходе налоговой проверки

В ходе налоговой проверки могут осуществляться выемка и истребование документов.

По поводу выемки документов Минфин в Письме от 06.03.2009 N 03-02-07/1-113 дал следующие пояснения: если у проверяющего достаточно оснований полагать, что документы, свидетельствующие о совершении правонарушений, могут быть уничтожены, сокрыты, изменены или заменены, то производится выемка этих документов в порядке, предусмотренном ст. 94 НК РФ, то есть на основании мотивированного постановления о выемке документов. Данное постановление подлежит утверждению руководителем (его заместителем) соответствующего налогового органа (п. 1 ст. 94 НК РФ).

Истребование документов осуществляется согласно ст. 93.1 НК РФ. Налоговый орган вправе запросить документы бухгалтерского и налогового учета, касающиеся деятельности проверяемого налогоплательщика (Письма Минфина России от 13.02.2008 N 03-02-07/1-58, от 04.12.2007 N 03-02-07/1-468). В свою очередь, налогоплательщик обязан предоставить ему такую возможность (пп. 5 п. 1 ст. 23, п. 12 ст. 89 НК РФ).

В этих целях налоговики вручают учреждению требование о представлении документов (информации) по форме, утвержденной Приказом ФНС России от 31.05.2007 N ММ-3-06/[email protected] В нем должны быть указаны наименования, реквизиты, иные индивидуализирующие признаки документов, период, к которому они относятся.

Интересующие контролеров документы должны быть представлены проверяемым в виде заверенных им копий в течение 10 дней со дня получения соответствующего требования (п. 3 ст. 93 НК РФ). Причем данный срок следует исчислять в рабочих днях (п. 6 ст. 6.1 НК РФ). В противном случае налогоплательщика могут привлечь к ответственности, предусмотренной п. 1 ст. 126 «Непредставление налоговому органу сведений, необходимых для осуществления налогового контроля» НК РФ. Напомним, что данной нормой установлена ответственность в виде штрафа в размере 50 руб. за каждый непредставленный документ.

Когда к налоговой проверке привлекают полицейских

Если предпроверочный анализ покажет, что налогоплательщик вызывает подозрения, то к участию в выездной проверке пригласят сотрудников органов внутренних дел.

Подозрительными (с точки зрения налоговиков) являются обстоятельства, указывающие, что НДС или акцизы необоснованно предъявлены к возмещению, либо уже возвращены или зачтены.

Также под подозрение попадают предполагаемые налоговые схемы. Ярким примером служит длинная цепочка продавцов и покупателей, в число которых входит одна или несколько фирм-«однодневок». К последним, в числе прочего, относятся компании, зарегистрированные на номинальных учредителей, имеющие номинальных руководителей и т д. И если организация или предприниматель является звеном такой цепочки, то проверять этого налогоплательщика будут не только налоговики, но и полицейские. Заметим, что подобный исход дела можно предотвратить, если заранее навести справки о своих контрагентов (например, при помощи сервиса «Фокус»).

Кроме того, подозрение вызывают факты, свидетельствующие о фиктивном банкротстве компаний и предпринимателей. Наконец, в категорию подозрительных занесут налогоплательщиков, которые, узнав о надвигающейся проверке, в срочном порядке сменили адрес, учредителей или руководителей, начали реорганизацию или ликвидацию. Подобные действия послужат безусловным поводом для привлечения к проверке сотрудников МВД.

Проверки цен по сделкам между взаимозависимыми лицами

Согласно действующим положениям Налогового кодекса, инспекторы проверяют рыночные цены по сделкам, которые признаны контролируемыми. К категории контролируемых относятся сделки, заключенные между взаимозависимыми лицами и отвечающие определенным условиям (подробнее о контролируемых сделках читайте в статье «В Налоговом кодексе появился новый раздел о взаимозависимых лицах и рыночных ценах»). При этом проверка рыночных цен, назначенная в отношении контролируемой сделки, не относится ни к камеральным, ни к выездным проверкам, а является отдельным видом контрольных мероприятий.

Читайте так же:  Торговый сбор это какой налог

Но огромное множество сделок, заключенных между взаимозависимыми лицами, не отвечает критериям контролируемых. Означает ли это, что налоговики не будут проверять цены по таким сделкам? Нет, проверка цен возможна, но проводят ее в рамках обычной выездной ревизии. Об этом говорится в комментируемых рекомендациях.

Особое внимание инспекторы обратят на безвозмездную передачу товаров, работ или услуг, передачу залогодержателю права собственности на предмет залога при неисполнении обеспеченного залогом обязательства, а также на оплату труда в натуральной форме. Обнаружив подобные операции, работники ИФНС захотят выяснить, соответствует ли сумма, отраженная в налоговом учете, уровню рыночных цен. При проверке будут использовать методы, предназначенные для проверки контролируемых сделок, а именно метод сопоставимых рыночных цен, метод сопоставимой рентабельности и другие (подробно об этом читайте в статье «Как рассчитать рыночные цены по новым правилам»).

Не исключено, что при выездной проверке налоговики обнаружат искусственно созданные условия для вывода сделки из разряда контролируемых. Тогда инспекторы признают сделку контролируемой и сообщат о ней в Федеральную налоговую службу, чтобы та назначила соответствующую проверку.

Что должно быть в акте выездной проверки

По окончании выездной проверки инспекторы оформляют акт в соответствии со статьей 101 НК РФ. Существуют четкие правила относительно того, какие нарушения могут быть зафиксированы в акте выездной проверки. Таких нарушений десять:

1) нарушение порядка постановки на учет в налоговом органе (ст. 116 НК РФ);

2) нарушение срока представления сведений об открытии и закрытии счета в банке (ст. 118 НК РФ);

3) непредставление налоговой декларации (п. 1 ст. 119 НК РФ);

4) представление в налоговый орган управляющим товарищем, ответственным за ведение налогового учета, расчета финансового результата инвестиционного товарищества, содержащего недостоверные сведения (ст. 119.2 НК РФ);

5) грубое нарушение правил учета доходов и расходов и объектов налогообложения (ст. 120 НК РФ);

6) неуплата или неполная уплата сумм налога (сбора) (ст. 122 НК РФ);

7) cообщение участником консолидированной группы налогоплательщиков ответственному участнику этой группы недостоверных данных (несообщение данных), приведшее к неуплате или неполной уплате налога на прибыль организаций ответственным участником (ст. 122.1 НК РФ);

8) невыполнение налоговым агентом обязанности по удержанию и (или) перечислению налогов (ст. 123 НК РФ);

9) непредставление налоговому органу сведений, необходимых для осуществления налогового контроля (п. 1 ст. 126 НК РФ);

10) нарушение порядка регистрации объектов игорного бизнеса (ст. 129.2 НК РФ).

Другие нарушения фиксируются вне рамок выездной проверки. Ревизоры должны указать их в акте, который составляется в соответствии со статьей 101.4 НК РФ и не имеет отношения к выездному контрольному мероприятию. Это нарушения, ответственность за которые предусмотрена статьями статьей 125 НК РФ, пунктом 2 статьи 126 НК РФ, статьями 119.1, 128, 129, 129.1, 129.3 и 129.4 НК РФ.

Выездная налоговая проверка проводки

Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с ЗАО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.

Лекторы – ведущие эксперты, непосредственные разработчики законов:
В. В. Витрянский, Л. Ю. Михеева, Е. А. Суханов, А. А. Маковская. Принять участие можно очно/ онлайн или в записи, в любой точке страны!

Выездная налоговая проверка организации (субъект малого предпринимательства) проводилась за 2012-2014 годы. Решение по ней вынесено в марте 2017 года.
В результате налоговой проверки было вынесено решение о списании кредиторской задолженности прошлого периода, доначислении налога на прибыль и доначислении транспортного налога прошлого периода.
Списание кредиторской задолженности связано с тем, что, по мнению налогового органа, организация необоснованно не включила в налогооблагаемую прибыль кредиторскую задолженность контрагента, который в проверенном периоде был исключен из ЕГРЮЛ. Организация не планирует оспаривать решение налогового органа. Согласно своей учетной политике организация не использует ретроспективный метод исправления ошибок, а отражает исправление ошибок в учете в периоде их обнаружения. Кроме того, организация не применяет ПБУ 18/02 «Учет расчетов по налогу на прибыль».
Какой в данном случае счет бухгалтерского учета нужно использовать в связи с доначислением налогов и списанием кредиторской задолженности в бухгалтерском учете — 84 «Нераспределенная прибыль (непокрытый убыток)» или 91 «Прочие доходы и расходы»?

По данному вопросу мы придерживаемся следующей позиции:
Отразить доначисление транспортного налога за прошлые периоды и списание кредиторской задолженности ликвидированного контрагента в данном случае следует с использованием счета 91 «Прочие доходы и расходы». При этом доначисление налога на прибыль за прошлые периоды целесообразно отражать в учете с использованием счета 99 «Прибыли и убытки».

Рекомендуем также ознакомиться со следующим материалом:
— Энциклопедия решений. Исправление ошибок в бухгалтерском учете и отчетности.

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
аудитор, член Российского Союза аудиторов Буланцов Михаил

Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
кандидат экономических наук Игнатьев Дмитрий

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.

© ООО «НПП «ГАРАНТ-СЕРВИС», 2020. Система ГАРАНТ выпускается с 1990 года. Компания «Гарант» и ее партнеры являются участниками Российской ассоциации правовой информации ГАРАНТ.

Все права на материалы сайта ГАРАНТ.РУ принадлежат ООО «НПП «ГАРАНТ-СЕРВИС». Полное или частичное воспроизведение материалов возможно только по письменному разрешению правообладателя. Правила использования портала.

Портал ГАРАНТ.РУ зарегистрирован в качестве сетевого издания Федеральной службой по надзору в сфере связи,
информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзором), Эл № ФС77-58365 от 18 июня 2014 года.

ООО «НПП «ГАРАНТ-СЕРВИС», 119234, г. Москва, ул. Ленинские горы, д. 1, стр. 77, [email protected]

8-800-200-88-88
(бесплатный междугородный звонок)

Редакция: +7 (495) 647-62-38 (доб. 3145), [email protected]

Отдел рекламы: +7 (495) 647-62-38 (доб. 3136), [email protected] Реклама на портале. Медиакит

Видео (кликните для воспроизведения).

Если вы заметили опечатку в тексте,
выделите ее и нажмите Ctrl+Enter

Источники

Выездная налоговая проверка проводки
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here