Выездная налоговая проверка простого товарищества

Содержание

Вопрос: Обязано ли простое товарищество вести налоговый учет? Как проводится выездная проверка простого товарищества? («Практическая бухгалтерия», N 6, июнь 2005 г.)

Обязано ли простое товарищество вести налоговый учет? Как проводится выездная проверка простого товарищества?

Простое товарищество не является юридическим лицом, и, следовательно, не может быть налогоплательщиком. Поэтому ни выездные, ни камеральные проверки деятельности простых товариществ не проводятся. В то же время результаты совместной деятельности обязательно должны отражаться в бухгалтерском и налоговом учетах каждого участника договора. Стало быть, нарушения, связанные с неправильным учетом и налогообложением совместных доходов и расходов, налоговики смогут обнаружить в ходе проверок каждого из товарищей.

«Практическая бухгалтерия», N 6, июнь 2005 г.

Актуальная версия заинтересовавшего Вас документа доступна только в коммерческой версии системы ГАРАНТ. Вы можете приобрести документ за 75 рублей или получить полный доступ к системе ГАРАНТ бесплатно на 3 дня.

Купить документ Получить доступ к системе ГАРАНТ

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.

Журнал «Практическая бухгалтерия»

ООО «Агентство бухгалтерской информации»

Название Журнала говорит само за себя: в нем есть все, что нужно бухгалтеру-практику.

В каждом номере подробно, на конкретных примерах (с проводками и числовыми расчетами) рассматриваются проблемные вопросы налогового и бухгалтерского учета, типичные и нестандартные ситуации, публикуются комментарии специалистов к наиболее интересным для бухгалтера документам, даются конкретные практические рекомендации и советы по вопросам оптимизации бухучета и налогообложения.

При негласном простом товариществе участники регулируют налоговую базу задним числом

Популярное по теме

Описание схемы. Согласно статье 1054 ГК РФ, договором простого товарищества может быть предусмотрено, что его существование не раскрывается для третьих лиц. Так называемое негласное товарищество. К нему применяются все правила, предусмотренные для обычного простого товарищества. Таким образом, соглашение действует с момента его заключения, а налоговики узнают о его наличии лишь при проведении проверки.

Отношения товарищей со сторонними контрагентами строятся точно так же, как если бы договора о товариществе не существовало. Они заключают контракты, выставляют счета и счета-фактуры от собственного имени без каких-либо пометок. То есть внешне все выглядит так, будто участники ведут самостоятельную предпринимательскую деятельность. На практике это используется компаниями на «упрощенке» для корректировки задним числом базы по единому налогу и для получения возможности в нужный момент выставить клиенту НДС.

Например, существует компания на «упрощенке» с базой «доходы минус расходы», которая ведет реальную торговую деятельность. В какой-то момент она проводит крупную сделку или приобретает основное средство, с учетом которых нарушает установленные лимиты. Казалось бы, она теряет право на спецрежим. Но на практике это обходят.

Для этого «упрощенец» и вспомогательное ООО заключают договор негласного простого товарищества, датированный периодом до проведения крупной сделки. После чего стороны рассматривают произведенную операцию как осуществленную в общих интересах товарищей. При этом доходом «упрощенца» будет не вся выручка по сделке, а лишь распределенное в ее пользу вознаграждение по договору негласного простого товарищества, что позволит не превышать лимит. А приобретенное основное средство станет общей собственностью товарищей (см. схему).

Схема. Как с помощью негласного простого товарищества корректируют налоговую базу «упрощенца»

При этом стороны вносят минимальные изменения в свой учет, в частности, в книгу доходов и расходов «упрощенца» и налоговый учет компании на общем режиме. Кроме того, составляется отчет товарища, фактически проведшего сделку, для участника, ведущего общие дела. А также документ с расчетом распределения прибыли между участниками.

По той же схеме иногда меняют статус плательщика НДС. Дело в том, что участники товарищества обязаны уплачивать НДС, даже если они сами по себе неплательщики этого налога (п. 3 ст. 346.14 НК РФ). Поэтому в какой-то момент «упрощенец» может решить, что та или иная сделка была произведена им в рамках договора негласного простого товарищества, и выставить контрагенту счет-фактуру. Это обяжет товарищество уплатить НДС в бюджет, однако и позволит учесть вычеты по этому налогу.

Комментарий « ПНП ». Масштабную схему с использованием негласного простого товарищества в 2009 году раскрыли курские налоговики. Вернее, это им показалось, что была схема уклонения от уплаты налогов – Федеральный арбитражный суд Центрального округа с этим не согласился (постановления от 05.07.10 № А35-2884/2009, от 28.06.10 № А35-2716/09, от 02.06.10 № А35-2597/09-С21, от 04.05.10 № А35-2687/2009 и от 11.03.10 № А35-2748/09-С18).

Судьи, в частности, указали, что негласность договора простого товарищества прямо допускается Гражданским кодексом, следовательно, не может свидетельствовать о фиктивности договора. Так же, как и тот факт, что компании, участвовавшие в товариществе, взаимозависимы. Тем более, что налоговики не раскрыли, как механизм такой взаимозависимости мог повлиять на результаты сделок.

Таким образом, при должной аккуратности в документальном оформлении сделок применение этой схемы хоть и чревато налоговыми претензиями, но успешно защищается в суде.

Особенности проведения встречной налоговой проверки

Встречная налоговая проверка — такого термина нет в нынешней редакции Налогового кодекса РФ. Однако встречные налоговые проверки проводятся инспекциями и правоохранительными органами довольно активно. В статье пойдет речь об особенностях проведения такого рода контрольных мероприятий.

Что понимается под термином «встречная проверка»

Понятие «встречная налоговая проверка» в действительности существовало, но до 01.01.2007, когда из абз. 2 ст. 87 НК РФ было исключено такое дополнительное мероприятие налогового контроля, проводимое при осуществлении камеральных или выездных налоговых проверок.

Суть его была проста: налоговая инспекция запрашивала документы у контрагентов проверяемого налогоплательщика, а затем сравнивала полученные сведения с теми, которые были отражены в документах организации.

Однако взамен термина «встречная проверка», исключенного из НК РФ, в кодекс введена новая статья 93.1. Она предусматривает запрашивание информации и документов о налогоплательщике и по конкретным сделкам. При этом в рамках таких запросов у налоговых органов полномочий стало существенно больше.

Тем не менее в деловой практике такие мероприятия по-прежнему называют встречной налоговой проверкой, поскольку суть их не изменилась: истребование документов и информации у третьих лиц для проверки достоверности сведений, отраженных у проверяемого налогоплательщика.

Почему документы в рамках «встречки» следует обязательно представлять, читайте в материале «Контрагент обязан представить истребуемые налоговиками документы».

В каких случаях проводится встречная налоговая проверка

Подп. 1 и 2 ст. 93.1 НК РФ определено, что встречная налоговая проверка проводится в следующих случаях:

Читайте так же:  Порядок выплаты дивидендов газпрома

1. Если проводится выездная или камеральная проверка (абз. 1 п. 1 ст. 93.1 НК РФ).

При этом выездная проверка может быть даже приостановлена на время отправки встречных запросов. Эту норму регулирует подп. 1 п. 9 ст. 89 НК РФ; кроме того, она отражена в письме Минфина России от 28.10.2008 № 03-02-07/1-433.

2. После того как встречная или камеральная проверка уже завершена (абз. 2 п. 1 ст. 93.1 НК РФ).

Встречная проверка в таком случае проводится в период рассмотрения материалов и выступает здесь, согласно абз. 3 п. 6 ст. 101 НК РФ, как дополнительное мероприятие налогового контроля.

Кроме того, у налогового органа есть еще немного времени для проведения встречной проверки. В НК РФ нет четкого определения, когда мероприятия налогового контроля при проверке заканчиваются. Поэтому суды могут принять документы, полученные по запросам, проведенным уже после окончания выездной проверки, но до составления окончательного акта. На этот счет есть указание ВАС РФ, содержащееся в определении от 11.02.2010 № ВАС-24/10.

Судя по всему, ВАС принимает во внимание норму п. 2 ст. 93.1 НК РФ, которая определяет, что у третьих лиц налоговый орган может требовать информацию и вне рамок официальных проверок. Однако инспекторы вправе делать такие запросы лишь по конкретным сделкам.

Какие документы вправе истребовать налоговые органы

Налоговым органам при проведении проверок предоставлено право требовать любые документы, касающиеся деятельности конкретного налогоплательщика. Это определено в письмах Минфина России от 09.10.2012 № 03-02-07/1-246 и от 08.10.2012 № 03-02-07/2-136.

Согласно внутренним регламентам ФНС такими документами являются договоры, счета-фактуры, акты приемки и сдачи, накладные — все то, что может содержать информацию о взаимодействии проверяемого налогоплательщика с контрагентами.

Нужно ли представлять документы, если в требовании не указаны их точные реквизиты, узнайте здесь.

Налоговые органы могут затребовать у контрагента сведения о налогоплательщике, у которого идет проверка.

Следует иметь в виду, что если документы или информация не касаются предмета проверки, то налоговый орган не вправе требовать их представления.

Налоговая инспекция при проведении камеральной проверки компании ООО «Омега» запросила штатное расписание у ее контрагента — ООО «Геркон». Такое требование неправомерно, поскольку по штатному расписанию ООО «Геркон» нельзя судить о деятельности проверяемой компании даже косвенно.

Подобного мнения придерживаются и арбитражные суды, что отражено, в частности, в постановлениях ФАС Восточно-Сибирского округа от 25.02.2013 № А10-2227/2012, ФАС Северо-Западного округа от 30.07.2010 № А56-59024/2009 и ФАС Дальневосточного округа от 16.11.2012 № Ф03-5399/2012.

Может произойти так, что документ не имеет прямого отношения к деятельности проверяемого налогоплательщика, но там есть упоминание о его хозяйственных операциях. Такие документы могут быть затребованы с большой вероятностью. Например, когда книга продаж контрагента содержит запись об одной операции с налогоплательщиком. Ее налоговый орган имеет полное право запросить согласно ст. 93.1 НК РФ (определение ВАС РФ от 19.01.2012 № ВАС-17466/11).

Однако выяснить обоснованность запроса можно лишь в суде, где квалифицированные юристы проверят, действительно ли связан запрашиваемый документ с деятельностью налогоплательщика.

А вот период, к которому относятся такие документы, не ограничен. По этой причине инспекторы довольно часто запрашивают материалы не только по тому периоду, по которому проводится проверка, но и по более широким временным рамкам. Минфин в письме от 23.11.2009 № 03-02-07/1-519 подтвердил, что такие полномочия у налоговых органов есть.

Итоги

Налоговики вправе запросить у вас документы или информацию о вашем контрагенте в рамках так называемой встречной проверки – специального мероприятия налогового контроля. Число запрашиваемых документов и период, за который они запрашиваются, в налоговом законодательстве не регламентируются.

Представить документы (информацию) о контрагенте или сообщить об их отсутствии необходимо в течение 5 рабочих дней с момента получения требования от своей налоговой инспекции.

Вопрос: Обязано ли простое товарищество вести налоговый учет? Как проводится выездная проверка простого товарищества? («Консультант. Комментарии к документам для бухгалтера», N 12, июнь 2005 г.)

Обязано ли простое товарищество вести налоговый учет? Как проводится выездная проверка простого товарищества?

Простое товарищество не является юридическим лицом, и, следовательно, не может быть налогоплательщиком. Поэтому ни выездные, ни камеральные проверки деятельности простых товариществ не проводятся. В то же время результаты совместной деятельности обязательно должны отражаться в бухгалтерском и налоговом учетах каждого участника договора. Стало быть, нарушения, связанные с неправильным учетом и налогообложением совместных доходов и расходов, налоговики смогут обнаружить в ходе проверок каждого из товарищей.

Эксперты журнала «Практическая бухгалтерия»

«Консультант. Комментарии к документам для бухгалтера», N 12, июнь 2005 г.

Актуальная версия заинтересовавшего Вас документа доступна только в коммерческой версии системы ГАРАНТ. Вы можете приобрести документ за 75 рублей или получить полный доступ к системе ГАРАНТ бесплатно на 3 дня.

Купить документ Получить доступ к системе ГАРАНТ

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.

Журнал «Консультант. Комментарии к документам для бухгалтера»

ООО «Международное агентство бухгалтерской информации»

Свидетельство о регистрации: ПИ N ФС77-31559 от 04.04.08.

Налоговые риски и возможности простого товарищества

Популярное по теме

Использовать в налоговом планировании договор простого товарищества становится все более невыгодно. Налоговики уже давно держат под контролем большинство подобных схем. На законодательном уровне их применение также ограничивается.

Так, с 2006 года «упрощенцы», работающие в рамках совместной деятельности, могут применять только один объект налогообложения — «доходы минус расходы» (ст. 346.14 НК РФ в редакции Федерального закона от 21.07.05 № 101-ФЗ).

Кроме того, Налоговый кодекс с 1 января 2006 года дополнен новой статьей 174.1 (введена Федеральным законом от 22.07.05 № 119-ФЗ), которая определила порядок исчисления и уплаты в бюджет НДС в рамках совместной деятельности. Теперь на участника простого товарищества, ведущего общие дела, возложена обязанность по уплате НДС. Причем, по мнению Минфина России, платить НДС должны также и те участники, которые применяют упрощенную систему налогообложения (письмо от 21.02.06 № 03- 11-04/2/49).

НАЛОГОВЫЕ СХЕМЫ ТОВАРИЩЕСТВА «УПРОЩЕНЦЕВ»

На особом контроле у налоговиков те компании, которые специально учредили новые фирмы или зарегистрировали индивидуальных предпринимателей, чтобы перевести на них часть своей деятельности с целью получения права на применение упрощенной системы налогообложения. И в дальнейшем заключили договор простого товарищества.

Налогосберегающая схема с использованием договора о совместной деятельности выглядит следующим образом. Два или более индивидуальных предпринимателя или юридических лица, перешедших на «упрощенку», заключают договор простого товарищества. В нем прописывают обязанности сторон соединить свои вклады и действовать сообща в сфере оптово-розничной торговли, производства, оказания услуг, выполнения работ (в том числе и строительных), сдаче имущества в аренду и т. д. ( см. схему «Объединение «упрощенцев ).

Простое товарищество не является юридическим лицом (ст. 1041 ГК РФ) и, следовательно, плательщиком каких-либо налогов. Налогоплательщиками могут быть только участники этого договора. Они применяют УСН с объектом налогообложения «доходы минус расходы» (п. 3 ст. 346.14 НК РФ). Соответственно вместо налога на прибыль каждый платит единый налог с той части прибыли от совместной деятельности, которая соответствует его вкладу (ст. 1048 ГК РФ). Эту прибыль также дополнительно минимизируют за счет оплаты работ или услуг «дружественных» компаний или предпринимателей, применяющих УСН с объектом налогообложения «доходы» (ст. 346.16 НК РФ).

Читайте так же:  Расчет налогового вычета на обучение ребенка

В этой ситуации заключение договора простого товарищества позволяет обойти лимиты, установленные Налоговым кодексом для «упрощенки», и использовать преимущества спецрежима среднему и даже крупному бизнесу.

Ведь упрощенную систему можно применять только если по итогам отчетного периода доходы не превышают 20 млн руб. (п. 4 ст. 346.13 НК РФ). Однако в простом товариществе ограничена не выручка, а прибыль. Причем суммой 20 млн руб., умноженной на количество товарищей.

Некоторые торговые компании «усовершенствовали» схему с помощью индивидуального предпринимателя на ЕНВД, который является поставщиком товарищества «упрощенцев». Это позволяет владельцу бизнеса иметь сколь угодно высокую прибыль при достаточно небольших и фиксированных по сумме налоговых отчислениях.

Индивидуальный предприниматель на «вмененке» с максимальной прибылью за наличный расчет реализует товары простому товариществу. В дальнейшем товарищи продают их в розницу с минимальной наценкой. Поскольку сумма ЕНВД зависит только от площади торгового зала или числа торговых мест, на нее не влияет размер выручки или прибыли. Таким образом, поскольку основная прибыль от продажи остается у предпринимателя, она выводится из-под налога на прибыль ( см. схему «Организация торговли с предпринимателем на ЕНВД»).

По этой схеме организует реализацию своей продукции и ряд производственных предприятий. Они выступают как поставщики простого товарищества. А рентабельность производства устанавливается близкой к нулю.

Безналоговая передача имущества

Одной из наиболее опасных схем с использованием договора простого товарищества является безналоговая продажа имущества. Налоговый риск при применении этой схемы состоит в признании сделки притворной, прикрывающей фактическую продажу имущества. Суть схемы состоит в следующем.

Продавец имущества заключает договор простого товарищества с покупателем. В качестве вклада по договору простого товарищества продавец вносит имущество, а покупатель денежные средства. Внесенная покупателем сумма равна продажной стоимости имущества. Вклады каждой из сторон оцениваются исходя из реальной продажной стоимости имущества (ст. 1041, 1042 ГК РФ). Именно по этой цене стоимость имущества отражается в учете простого товарищества.

Внесение имущества в качестве вклада по договору простого товарищества не признается реализацией для налога на прибыль (п. 1 ст. 278 НК РФ). Однако собственник обязан восстановить НДС, уплаченный им ранее при приобретении этого имущества и принятый к вычету (подп. 1 п. 3 ст. 170 НК РФ).

Простое товарищество ведет деятельность (желательно первое время показать пусть небольшую, но прибыль).

По прошествии определенного времени договор простого товарищества прекращается (п. 1 ст. 1050 НК РФ). Делается это по согласованию сторон или по одностороннему заявлению продавца с выплатой стоимости его вклада. При прекращении договора о совместной деятельности покупатель выплачивает продавцу денежную компенсацию за долю в общей собственности.

Таким образом, продавец получает деньги, внесенные по договору простого товарищества покупателем, а покупатель — имущество, внесенное продавцом. При этом имущество (в том числе деньги), полученное в пределах первоначального взноса товарища при разделе имущества, находящегося в общей собственности участников, не учитывается для налога на прибыль (подп. 5 п. 1 ст. 251 НК РФ) и не облагается НДС (подп. 1 п. 2 ст. 146, подп. 6 п. 3 ст. 39 НК РФ).

Защита простого товарищества от налоговых претензий

Если вы все-таки решили использовать договор простого товарищества, мы дадим несколько рекомендаций, на что обратить внимание, чтобы защититься от претензий налоговиков.

Видео (кликните для воспроизведения).

Во-первых, желательно закрепить порядок определения прибыли от совместной деятельности в налоговом учете в учетной политике для целей налогообложения.

Дело в том, что Налоговый кодекс не установил порядка образования и распределения прибыли в простом товариществе. Поэтому руководствоваться надо главой 55 Гражданского кодекса (ст. 11 НК РФ). Согласно статье 1048 ГК РФ, доходом участников простого товарищества является не выручка, а прибыль от совместной деятельности. Эта позиция обычно не вызывает у налоговиков возражений.

Однако до сих пор остается спорным вопрос, как определять такую прибыль — по данным бухгалтерского или налогового учета? Минфин России считает, что участникам простого товарищества следует учитывать прибыль, полученную от совместной деятельности, по правилам главы 25 «Налог на прибыль организаций» (письмо от 15.03.06 № 03-11-02/62).

Тут можно возразить следующее. Гражданский кодекс требует ведения участниками простого товарищества раздельного баланса, который предусмотрен только бухгалтерским учетом. Поэтому и прибыль может определяться по правилам бухгалтерского учета (ПБУ 20/03 «Информация об участии в совместной деятельности», утв. приказом Минфина России от 24.11.03 № 105н). Распределяться между товарищами должна прибыль от совместной деятельности, а ее дает только бухгалтерский учет. Цель же налогового учета — не расчет прибыли, а расчет налоговой базы по налогу на прибыль, что не одно и то же.

Во-вторых, надо закрепить срок распределения прибыли.

Ведь полученная от совместной деятельности прибыль остается в обороте до принятия решения о ее распределении и учитывается на отдельном балансе. Так как компании на УСН применяют кассовый метод признания доходов и расходов, обязанность заплатить налог у них вообще может не возникнуть (будет так называемая вечная отсрочка платежа).

Поэтому, чтобы снизить налоговые риски, при определении времени осуществления расчетов желательно исходить из срока существования товарищества. Если товарищество создано на срок более одного года или оно будет бессрочным, установите проведение расчетов не реже чем один раз в операционный год. Если же товарищество создано на срок менeе года или фактически просуществовало менее года, рассчитаться лучше по прекращении договора о совместной деятельности.

В результате, если «упрощенцы» — участники простого товарищества не получают распределенную в свою пользу прибыль, а используют ее в рамках совместной деятельности, налогооблагаемого дохода у них вообще не возникает. Ведь ни на расчетный счет, ни в кассу деньги от простого товарищества не поступают!

Таким образом, в налоговом учете прибыль простого товарищества отражается участником, ведущим общие дела, методом начисления. Утверждение о том, что прибыль, подлежащая налогообложению, у участников должна определяться по данным бухгалтерского учета и кассовым методом, не соответствует действующему законодательству.

В-третьих, можно оспорить позицию Минфина о необходимости платить НДС «упрощенцам» — участникам простого товарищества (письмо № 03-11-04/2/49).

Дело в том, что статья 174.1 НК РФ (которую законодатель поместил в главу 21 НК РФ, посвященную НДС) регулирует исключительно взаимоотношения плательщиков НДС при осуществлении ими операций в рамках договора о совместной деятельности. И не может трактоваться расширительно.

Упрощенная же система налогообложения регулируется главой 26.2 НК РФ, в которой сказано, что «упрощенцы» не признаются плательщиками НДС (п. 2 ст. 346.11 НК РФ). В отношении «упрощенцев» эта глава имеет приоритет над главой 21 НК РФ об НДС.

Кроме того, довод чиновников о необходимости любого лица исчислять и платить НДС следует, по сути, из толкования абзаца второго пункта 1 статьи 174.1 Налогового кодекса. Рассматриваемая статья открывается словами: «в целях настоящей главыѕ». Таким образом, абзац первый пункта 1 статьи 174.1 НК РФ посвящен регулированию действий, подпадающих под действие главы 21 НК РФ. А так как второй абзац (где и содержится указание на уплату НДС при совместной деятельности) позиционно находится ниже первого, то трактоваться он должен только в его контексте. Поэтому фраза «возлагаются обязанности налогоплательщика» выглядит как указание законодателя на то, что на участника, ведущего общий учет, возлагаются обязанности налогового агента и законного представителя только тех товарищей, которые являются плательщиками НДС.

Читайте так же:  Рекомендациях по проведению выездных налоговых проверок

По договору простого товарищества несколько лиц (товарищей) объединяют свои вклады и ведут совместную деятельность для извлечения прибыли или достижения иной не противоречащей закону цели (ст. 1041 ГК РФ). Участниками договора могут быть как организации, так и физические лица. Но если цель совместной деятельности предпринимательская, — то только индивидуальные предприниматели и коммерческие организации. Простое товарищество не образует юридическое лицо. А договор о совместной деятельности не нуждается в регистрации.

Внесенное товарищами имущество, а также полученные от совместной деятельности продукция и доходы становятся их общей долевой собственностью. По общему правилу прибыль, полученная товарищами в результате совместной деятельности, распределяется пропорционально стоимости их вкладов в общее дело. Но в договоре или ином соглашении можно предусмотреть иной порядок распределения прибыли. Налоги каждый участник платит соразмерно своей доле на основе информации, предоставленной ему участником, ведущим общие дела.

Порядок проведения выездной налоговой проверки (нюансы)

Где проводится согласно НК РФ выездная налоговая проверка?

Местом проведения выездной налоговой проверки являются помещения или офис налогоплательщика (п. 1 ст. 89 НК РФ). Но иногда бывает так, что размер помещений не позволяет расположиться там всей проверяющей группе, и тогда проверка может быть проведена в налоговой инспекции.

О том, что у налогоплательщика отсутствуют возможности по размещению проверяющих, он должен сообщить сам, в противном случае это решение принимает руководитель проверяющей группы по факту выезда и осмотра помещений налогоплательщика.

Следует отметить, что на практике случается, что налоговый орган без получения соответствующего заявления и должного осмотра принимает решение провести выездную налоговую проверку в инспекции. Но это свидетельствует о том, что контролирующие органы нарушают действующий порядок проведения выездной налоговой проверки.

Такое мнение поддерживают и суды. Так, ФАС Московского округа в постановлении от 20.08.2010 № КА-А40/8830-10 отменил решение, вынесенное по результатам выездной налоговой проверки, проводимой в упрощенном варианте, из-за нарушения процедуры проведения.

Но в то же время если решение налогового органа не содержит существенных ошибок, то суды вряд ли встанут на сторону налогоплательщика только лишь потому, что выездная налоговая проверка была проведена в налоговой инспекции без соответствующего уведомления проверяемого лица (постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 26.04.2013 № А75-3810/2012).

Важным обстоятельством является то, что даже при проведении выездной налоговой проверки на территории контролирующего органа налогоплательщику необходимо выполнять все требования проверяющих, будь то запрос на представление документов либо требование на осмотр рабочих помещений.

Встречная проверка налоговой инспекции: ее суть и цель проведения

Несмотря на название, встречная проверка, согласно ст. 87 НК РФ, не включена в список налоговых проверок. Дело в том, что по ее результатам не выносится решений, обязательных для выполнения налогоплательщиком. Это всего лишь одно из мероприятий, проводимых в рамках налогового контроля. В результате ее проведения налоговая инспекция получает информацию о налогоплательщике от его контрагентов и партнеров. О такой сущности встречной проверки можно судить по п. 1 ст. 82, п. 1 ст. 93.1, абз. 3 п. 6 ст. 101 НК РФ и письму ФНС России от 16.04.2007 № ШТ-13-06/[email protected]

Цели встречной проверки налоговой инспекции таковы:

  • проверка реальности существования контрагента, сотрудничающего с налогоплательщиком по сделкам, интересующим ФНС;
  • реальность операций, совершенных налогоплательщиком;
  • сверка информации о финансово-хозяйственных операциях, которая есть у проверяемого налогоплательщика и его контрагента.

При обнаружении расхождений между данными контрагента и налогоплательщика эти данные налоговые инспекторы исследуют на предмет того, повлияли ли эти разночтения на налоговую базу или нет. Если налоговая база уменьшилась, полученные данные отражаются в акте проверки, документы присоединяются к акту и в дальнейшем используются в качестве доказательства вины налогоплательщика в совершении правонарушения.

Может случиться так, что проверяемый налогоплательщик остается вне подозрений, но по контрагенту возникают вопросы. В подобных обстоятельствах контрагенту следует ждать сначала камеральную проверку, а затем и выездную (если предварительный анализ подтвердил его неблагонадежность).

Право ИФНС на выездную проверку

Законодательно определено, что право на проведение выездной налоговой проверки имеет тот налоговый орган, к которому территориально принадлежит налогоплательщик. Хотя существуют и исключения, действующие для крупнейших налогоплательщиков и обособленных подразделений.

Также важную роль играют дата постановки на учет в качестве налогоплательщика в определенном налоговом органе и дата внесения изменений в реестр учета.

Так, если при смене местонахождения своевременно не внесены соответствующие изменения в ЕГРЮЛ, то выездную налоговую проверку будет проводить налоговый орган по прежнему месту нахождения. Если такая ситуация возникнет по вине налоговой инспекции в связи с нарушением требований и сроков регистрации, то выездная налоговая проверка также будет проведена инспекцией по старому месту регистрации (постановление ФАС Поволжского округа от 29.05.2013 № А65-25327/2012).

Другие ИФНС не вправе назначать проверку налогоплательщиков, находящихся вне зоны их юрисдикции. Так, налоговый орган, у которого на учете числится лишь недвижимость и транспорт, но не сам налогоплательщик, не может назначить последнему выездную налоговую проверку.

Решение о проведении выездной налоговой проверки

Как уже отмечалось выше, началу выездной налоговой проверки предшествует подготовка основного документа, дающего право на проведение контрольного мероприятия, — решения о проведении выездной налоговой проверки и, соответственно, вручение его проверяемому юридическому или физическому лицу.

Этому документу стоит уделить особое внимание, так как он является основанием для осуществления комплекса контрольных мероприятий. Зачастую некомпетентные инспекторы пренебрегают обязанностью своевременно вручить и ознакомить налогоплательщиков с решением, но это является грубой ошибкой и может быть использовано проверяемыми лица как аргумент при подтверждении нарушения процессуальных норм.

Решение о проведении выездной налоговой проверки имеет право составить только тот налоговый орган, к которому территориально принадлежит проверяемый налогоплательщик. В этом документе отражается информация о субъекте контроля, предмете проверки (перечень проверяемых налогов), периоде проверки и о составе проверяющей группы. Решение обязательно должно быть подписано руководителем налоговой инспекции либо его заместителем.

Какова продолжительность выездной налоговой проверки?

Срок выездной налоговой проверки составляет 2 месяца, но в то же время НК РФ дает возможность налоговым органам как продлевать его, так и приостанавливать. Инспекторы очень часто пользуются этими возможностями, когда нужно выяснить, является ли совершение определенной хозяйственной операции нарушением, или же изучить дополнительные материалы, касающиеся деятельности проверяемого лица.

О случаях, когда налоговые органы могут продлить срок выездной проверки, читайте в материале «Как и когда может быть продлена выездная налоговая проверка».

Срок, на который инспектор имеет право продлевать проверку, составляет 4 (6) месяцев (п. 6 ст. 89 НК РФ), а приостановить — 6 (9) месяцев (п. 9 ст. 89 НК РФ). Таким образом, если в течение контрольного мероприятия налоговики прибегают к описанным выше методам, то максимальный срок проверки может составить 1 год и 3 месяца.

Читайте так же:  Какой штраф налоговой за сдачу квартиры

Исключением является выездная налоговая проверка конкретного филиала или представительства — она должна быть проведена в течение 1 месяца. В данном случае законодатель предоставил контролерам только право на приостановление.

Срок выездной налоговой проверки начинает исчисляться со дня вынесения решения о проведении этого контрольного мероприятия, а заканчивается в день составления справки по результатам проверки (указанный документ должен быть вручен в тот же день).

Следовательно, можно выделить основные этапы проводимой проверки:

  • начало выездной налоговой проверки (вручение решения о проведении);
  • процесс проведения проверки (максимально — 1 год 3 месяца);
  • завершение проверки (составление справки о проведении выездной налоговой проверки).

Таким образом, в указанные выше сроки контролеры обязаны успеть провести все запланированные мероприятия, а также те, которые возникли в процессе проверки. Если же инспекторы получили какие-либо доказательства после истечения срока, то приобщать их к материалам выездной налоговой проверки они не имеют права (постановление ФАС Дальневосточного округа от 26.05.2009 № Ф03-2248/2009).

Также стоит отметить, что такое нарушение не предполагает отмены решения и результатов выездной налоговой проверки полностью, так как существует только одно формальное обстоятельство, способное повлиять на решение суда, — это нарушение процедуры участия налогоплательщика при рассмотрении материалов проверки (абз. 2 п. 14 ст. 101 НК РФ).

Более подробно о сроках выездной налоговой проверки рассказано в материале «Какой срок проведения выездной налоговой проверки?».

Выездная налоговая проверка в 2019 году: список особенностей

Если вы или ваша организация стали объектом внимания налоговых органов и получили уведомление о выездной налоговой проверке в 2019 году, вам необходимо ознакомиться с особенностями такой проверки:

  • выездная налоговая проверка может быть проведена только по месту нахождения налогоплательщика (за исключением случаев, указанных в абз. 2, 3 п. 2 ст. 89 НК РФ);
  • главная цель проверки — установить, правильно ли были исчислены налоги и страховые взносы, а также вовремя ли они были уплачены (пп. 4, 17 ст. 89 НК РФ);
  • основным документом, подтверждающим начало выездной налоговой проверки, является решение о ее проведении (п. 1 ст. 89 НК РФ);
  • проверяемый период не может превышать 3 лет (п. 4 ст. 89 НК РФ);
  • налогоплательщик не может быть проверен более 1 раза по одним и тем же налогам за один и тот же период;
  • за календарный год может быть проведена только одна выездная проверка (исключение — когда решение о повторной проверке принято руководителем вышестоящего налогового органа ФНС РФ);
  • выездная проверка не может быть назначена в отношении специальной декларации (п. 2 ст. 89 НК РФ), которую физлицо вправе добровольно подать в ИФНС об имеющемся у него имуществе (недвижимости, транспорте, вкладах в банки или в уставный капитал организаций), а также о контролируемых им иностранных компаниях.

Процедура запроса

Согласно п. 1 ст. 93.1 НК РФ при налоговых проверках право истребовать документы есть у того налогового органа, который ее проводит. Именно он может направлять поручение в налоговую инспекцию, где состоит на учете то лицо, у которого есть информация о деятельности проверяемого налогоплательщика.

Эти и другие правила установлены ст. 93.1 НК РФ и Порядком взаимодействия налоговых органов по выполнению поручений об истребовании документов (информации), утвержденным приказом ФНС России от 08.05.2015 № ММВ-7-2/[email protected]

Процедура встречной проверки согласно этим нормам такова:

  • Сначала проверяющая инспекция направляет поручение в налоговый орган по месту постановки на учет лица, у которого есть сведения о проверяемом налогоплательщике. Поручение оформляется в письменном виде и содержит просьбу об истребовании документов либо информации (возможно, и того и другого) у этого лица.
  • Местной инспекции отводится 5 рабочих дней для того, чтобы оформить и направить требование уже контрагенту. К этому требованию, содержащему перечень документов и информацию, должна быть приложена копия исходного поручения.
  • Контрагенту, в свою очередь, тоже дается 5 рабочих дней на то, чтобы дать ответ местному налоговому органу. В этот срок он должен либо представить все запрошенные документы, либо сообщить об отсутствии таковых. Если возникнут затруднения с подготовкой нужных инспекторам материалов, можно обратиться в налоговый орган с просьбой о продлении срока. По решению инспекции временные рамки для представления ответа могут быть продлены.

При подготовке нужных инспекторам материалов можно обратиться в налоговый орган с просьбой о продлении срока. По решению инспекции временные рамки для представления ответа могут быть продлены.

В какой форме подать уведомление о невозможности предоставления в срок документов (информации), расскажем здесь.

Итоги

Целью проведения налоговой проверки является контроль за правильностью исчисления и уплаты налогов. Порядок проведения выездной налоговой проверки регулируется ст. 89 НК РФ. Результаты проверки могут быть отменены только в случаях существенных нарушений со стороны налогового органа, например при непредставлении налогоплательщику возможности участвовать в рассмотрении материалов проверки и дать пояснения.

Обязано ли простое товарищество вести налоговый учет? Как проводится выездная проверка простого товарищества?

Простое товарищество не является юридическим лицом и, следовательно, не может быть налогоплательщиком. Поэтому ни выездные, ни камеральные проверки деятельности простых товариществ не проводятся. В то же время результаты совместной деятельности обязательно должны отражаться в бухгалтерском и налоговом учетах каждого участника договора. Стало быть, нарушения, связанные с неправильным учетом и налогообложением совместных доходов и расходов, налоговики смогут обнаружить в ходе проверок каждого из товарищей.
И.Анашкин
Аудитор
Подписано в печать
27.05.2005
«Практическая бухгалтерия», 2005, N 6

Вопрос: Обязано ли простое товарищество вести налоговый учет? Как проводится выездная проверка простого товарищества? («Практическая бухгалтерия», 2005, n 6)

«Практическая бухгалтерия», 2005, N 6
Вопрос: Обязано ли простое товарищество вести налоговый учет? Как проводится выездная проверка простого товарищества?
Ответ: Простое товарищество не является юридическим лицом и, следовательно, не может быть налогоплательщиком. Поэтому ни выездные, ни камеральные проверки деятельности простых товариществ не проводятся. В то же время результаты совместной деятельности обязательно должны отражаться в бухгалтерском и налоговом учетах каждого участника договора. Стало быть, нарушения, связанные с неправильным учетом и налогообложением совместных доходов и расходов, налоговики смогут обнаружить в ходе проверок каждого из товарищей.
И.Анашкин
Аудитор
Подписано в печать
27.05.2005

Простое товарищество: налоговые последствия

Совместная деятельность — порой единственный способ объединить усилия как компаний, так и физических лиц без образования юридического лица, путем подписания соответствующего соглашения. В нашей статье мы постарались разобраться, каковы налоговые обязательства участников договора и нюансы отражения совместных операций на счетах бухучета.

Оформляем договор

По договору простого товарищества двое или несколько лиц обязуются соединить свои вклады и совместно действовать без образования юридического лица для извлечения прибыли или иных целей. Сторонами такого соглашения, заключаемого для осуществления предпринимательской деятельности, могут быть только:

  • индивидуальные предприниматели;
  • коммерческие организации.

Участники договора вносят в общее дело свой вклад, например деньги, иное имущество, профессиональные и иные знания, навыки и умения, а также вкладом может быть деловая репутация и деловые связи. Денежная оценка вкладов производится по соглашению сторон.

Каждый участник вправе действовать от имени всех товарищей, если договором не установлено, что ведение дел осуществляется отдельными товарищами либо совместно всеми сторонами соглашения. При совместном ведении дел для совершения каждой сделки требуется согласие всех товарищей.

Читайте так же:  Образец заполнения 3 ндфл возврат за обучение

Если договор простого товарищества связан с осуществлением его участниками предпринимательской деятельности, товарищи отвечают солидарно по всем общим обязательствам независимо от оснований их возникновения.

НДС и налог на прибыль

Особенности определения налоговой базы по доходам, полученным участниками договора простого товарищества, установлены статьей 278 Налогового кодекса.

Товарищи обязаны самостоятельно уплачивать налог на прибыль соразмерно своей доле в общем имуществе. Участник, ведущий общие дела, сообщает каждому товарищу о сумме распределенной в его пользу прибыли от деятельности по данному договору ежеквартально в срок до 15-го числа месяца, следующего за отчетным (налоговым) периодом (п. 3 ст. 278 НК РФ).

При этом следует помнить, что в «прибыльную» базу не включается стоимость вкладов в простое товарищество (п. 3 ст. 270 НК РФ). Доля прибыли, распределенная в пользу участника совместной деятельности, отражается во внереализационных доходах на последний день отчетного (налогового) периода (п. 4 ст. 278 НК РФ). Участники договора, согласно пункту 3 статьи 286 Налогового кодекса, должны уплачивать только квартальные авансовые платежи исходя из прибыли по итогам отчетного периода.

Следует иметь в виду, что убытки товарищества не подлежат распределению между товарищами и не учитываются ими при налогообложении (п. 4 ст. 278 НК РФ).

При этом следует помнить: участники товарищеских отношений должны вести раздельный учет операций по обычной и совместной деятельности. Так, в постановлении ФАС Дальневосточного округа от 13.06.2006 № Ф03-А37/06-2/ 814 судьи указали, что при отсутствии раздельного учета доходов и расходов вся выручка и затраты будут учитываться при налогообложении прибыли.

Что касается налога на добавленную стоимость, то тут нужно обратить внимание на следующее. Заключая договор простого товарищества, участники должны определить, кто из них будет вести общий учет операций, подлежащих обложению НДС. Отчетность по налогу в инспекцию по месту своей постановки на учет должен представлять товарищ, ответственный за общие дела. Как указано в письме МНС России от 07.08.2001 № 10-3-13/3159-4698, главой 21 Налогового кодекса не предусмотрено представление отдельной налоговой декларации по операциям реализации товаров при совместной деятельности.

Таким образом, участник, осуществляющий ведение дел, обязан исчислить и уплатить НДС со всей выручки от реализации товаров (работ, услуг) в рамках договора простого товарищества. При наличии счетов-фактур, выставленных продавцами и оформленных в установленном порядке, товарищ вправе принять НДС к вычету.

Причем столичные налоговые органы в письме от 17.10.2006 № 19-11/90800 отметили, что если в выставляемых счетах-фактурах поставщиками в качестве покупателя указан иной участник (не исполняющий обязанности налогоплательщика), то контрагенту необходимо внести исправления в документ.

Бухучет участников договора

Порядок отражения в бухучете совместных операций регламентирует ПБУ 20/03. По окончании отчетного периода финансовый результат, полученный от деятельности по договору простого товарищества, распределяется между участниками в установленном соглашением порядке (п. 19 ПБУ 20/03).

Товарищ, который ведет общие дела, составляет и представляет остальным информацию, необходимую для формирования отчетной, налоговой и иной документации (п. 20 ПБУ 20/ 03). При этом на отдельный баланс приходуется полученное от остальных товарищей имущество по кредиту счета 80 «Вклады товарищей» в дебет счетов 01, 10 и т. д.

Что касается остальных участников договора, то свое имущество, внесенное в счет вклада, они включают в состав финансовых вложений по стоимости, по которой они отражены в бухгалтерском балансе на момент вступления договора в силу. Товарищ при этом отражает операцию, связанную с передачей имущества в совместную деятельность, записью по дебету счета 58 «Финансовые вложения» субсчет 58-4 «Вклады по договору простого товарищества» и кредиту соответствующих счетов 01, 10 и т. д.

При формировании финансового результата участники включают в состав прочих доходов (расходов) прибыль (убытки) по совместной деятельности, подлежащую получению или распределению между товарищами.

«Упрощенные» товарищи

Участниками договора простого товарищества могут быть также компании, работающие на УСН. При этом пунктом 3 статьи 346.14 Налогового кодекса установлено, что указанные товарищи должны применять в качестве объекта налогообложения доходы, уменьшенные на величину расходов. Таким образом, «упрощенные» фирмы, уплачивающие налог с доходов, не вправе участвовать в совместной деятельности. Об этом напомнили специалисты финансового ведомства в письме от 02.04.2007 № 03-11-05/56.

Налоговый кодекс устанавливает особые правила уплаты НДС при осуществлении операций по договору простого товарищества. Так, согласно статье 174.1 Налогового кодекса, участник товарищества, в том числе «упрощенец», признается плательщиком налога на добавленную стоимость. Таким образом, фирма, применяющая УСН, не может пользоваться в данном случае освобождением от уплаты НДС. Такую точку зрения не раз высказывали финансисты (письмо Минфина России от 21.02.2006 № 03-11-04/2/49). Однако по этому поводу есть и другая точка зрения. Так, Налоговый кодекс устанавливает только одно ограничение для товарищей, использующих УСН, — выбор объекта налогообложения. Других запретов нет. А положения статьи 174.1 Налогового кодекса применяются только в целях главы 21 кодекса, то есть распространяются только на плательщиков НДС, каковыми «упрощенцы» не являются. Указанную позицию разделяют и судебные органы (постановления ФАС Западно-Сибирского округа от 04.12.2006 № Ф04-7977/2006 (28867-А27-34), от 26.10.2006 № Ф04-7200/ 2006(27937-А27-7), от 20.09.2006 № Ф04-6040/ 2006(26514-А27-14)).

Однако поспорить с налоговыми органами в 2008 году товарищам, переведенным на «упрощенку», не удастся. Ведь Закон от 17.05.2007 № 85-ФЗ установил, что участники договора простого товарищества, ведущие общий учет, должны уплачивать НДС по совместным операциям. Следовательно, если фирма (индивидуальный предприниматель), применяющая УСН, ведет общий учет операций товарищества, то она должна перечислять в бюджет налог в отношении операций товарищества в общеустановленном порядке, а также может принимать к вычету входной НДС по товарам, работам, услугам, приобретаемым в соответствии с указанным договором.

Многие фирмы, применяющие УСН, волнует вопрос, должны ли они вести бухгалтерский учет по совместной деятельности. Ведь организации, перешедшие на упрощенную систему налогообложения, освобождены от ведения бухучета (п. 3 ст. 4 Закона от 21.11.96 № 129-ФЗ). Однако финансовое ведомство в своих разъяснениях утверждает, что при ведении совместной деятельности данной привилегией пользоваться нельзя. В письме МНС России от 06.10.2003 № 22-2-16/ 8195-ак185 указано, что при объединении в простое товарищество организаций и индивидуальных предпринимателей, применяющих УСН, учет общего имущества и хозяйственных операций следует вести в соответствии с правилами бухгалтерского учета. Таким образом, если товарищ применяет «упрощенку» и ведет обособленный баланс, он должен делать бухгалтерские записи, а результаты совместной деятельности отражать в Книге доходов и расходов.

Эксперт компании «Гарант» С.В. Грановская

Мы пишем полезные статьи, чтобы помочь вам разобраться в сложных проблемах бухучета, переводим сложные документы «с чиновничьего на русский». Вы можете помочь нам в этом. Это легко.

Видео (кликните для воспроизведения).

*Нажимая кнопку отплатить вы совершаете добровольное пожертвование

Источники

Выездная налоговая проверка простого товарищества
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here