Выездная налоговая проверка доначисление налогов

Выездная налоговая проверка доначисление налогов

ФНС России выпустила письмо от 07.06.2018 № СА-4-7/[email protected], в котором с учетом сложившейся судебной практики пояснила некоторые вопросы, связанные с доначислением налогов в результате проведения выездных налоговых проверок.

Налоговое ведомство обратило внимание, что выездная проверка является самостоятельной формой налогового контроля. Она проводится в дополнение к камеральным проверкам, но в отличие от этих проверок инспектор имеет более широкие полномочия и проверяет значительно большее количество документов. Поэтому необнаружение налоговым органом нарушений по тому или иному налогу по результатам камеральной проверки не исключает выявление соответствующих нарушений в результате выездной налоговой проверки. При этом доначисление налогов в таком случае является правомерным, так как проведение выездной проверки не может расцениваться как дублирование камеральной проверки.

По действующим правилам плательщики налога на прибыль учитывают в составе прочих расходов для целей налогообложения суммы налогов, сборов (в частности, налог на имущество, земельный налог), страховых взносов, начисленные в установленном порядке.

В письме ФНС России указала следующее: если в результате выездной проверки доначислены указанные платежи (следовательно, они должны быть учтены в расходах в большем размере), то одновременно инспектор должен пересчитать (уменьшить) налоговую базу по налогу на прибыль при условии, что этот налог также является предметом выездной проверки.

ФНС России признала право налогоплательщиков представлять уточненные налоговые декларации после завершения выездной налоговой проверки и составления акта, но до вынесения решения по ее результатам. В отношении таких деклараций налоговый орган может поступить следующим образом:

  • провести дополнительные мероприятия налогового контроля и учесть его результаты при принятии решения по выездной проверке;
  • провести повторную выездную проверку;
  • проверить декларации в рамках камеральной проверки.

Восемь предвестников скорой налоговой проверки

В условиях кризиса сбор налогов имеет первоочередное значение для пополнения государственной казны. Следствием этого является ужесточение фискальной политики, в том числе проверок предприятий.

Сейчас налоговики стараются избегать холостых выстрелов и проводят серьезную аналитическую работу и сбор нужных доказательств. Поэтому бизнес должен быть готов к тому, что после ревизии последует доначисление налогов (сборов), пеней и штрафов. По оценкам экспертов, «цена проверки» для среднего бизнеса сейчас варьируется от 10 млн до 50 млн руб.

Критерии отбора организаций для контроля закреплены в Концепции системы планирования выездных налоговых проверок (приказ Федеральной налоговой службы (ФНС) России от 30.05.2007). В концепции указано 12 критериев. Например, если налоговая нагрузка или рентабельность компании ниже среднего уровня в отрасли, а в отчетности отражены убытки в течение долгого времени, то это предприятие на прицеле. Если в компании зарплаты ниже средних по отрасли в данном регионе, суммы налоговых вычетов значительны, а расходы растут быстрее доходов, она тоже, скорее всего, окажется в когорте избранных. Неоднократное приближение компании к максимальным показателям, дающим право на специальные налоговые режимы, тоже заставит проверяющих взять вас на заметку. Игнорирование запросов налоговой, работа с фирмами-однодневками, переход из одной инспекции в другую также чреваты неприятностями.

Ряд факторов обязательно приведут к проверке компании.

Сделки с фирмами-однодневками. В 2013 г. в Москве налоговая служба провела выездную проверку дистрибутора молочной продукции на предмет уплаты налогов с 2009 по 2011 г. В итоге были доначислены 423 млн руб. Компания обратилась в суд, но проиграла. Выяснилось, что за некоторое время до ревизии дистрибутор, уклоняясь от уплаты налогов, перевел всю свою деятельность (договоры, сотрудников, расчетные счета) на новую компанию, которая имела признаки однодневки. Он пытался убедить суд в том, что новая и старая компании не связаны друг с другом. Суд установил, что это не так.

Значительные вычеты по налогу на добавленную стоимость (НДС). В 2014 г. в Геленджике налоговики проверили генерального подрядчика, строящего элитный жилой комплекс, и доначислили фирме НДС, пеней и штрафов на 209,9 млн руб. В суде оказалось, что генподрядчик пытался незаконно возместить НДС по счетам-фактурам своего контрагента-однодневки. Стоит отметить, что с 2015 г. налоговиками применяется Автоматизированная система контроля (АСК) НДС-2, аккумулирующая данные по выплатам НДС организациями. В системе видны противоречия в отчетности контрагентов, и именно они становятся поводом для контроля. После внедрения АСК НДС-2 выяснилось, что каждая десятая компания в России является однодневкой.

Низкая налоговая нагрузка. В 2014 г. в Москве выездная проверка иностранной компании, работающей в сфере недвижимости, закончилась доначислением налога, штрафа и пеней на 93 млн руб. Поводом для проверки стал факт занижения компанией выручки от продажи нежилых помещений с целью уменьшения налогооблагаемой базы.

Завышение расходов с вовлечением иностранных юрлиц. В 2013 г. в Москве крупная иностранная юридическая фирма попыталась уменьшить налогооблагаемую базу путем вычитания расходов головного офиса, находящегося за пределами России. Это привело к выездной налоговой проверке и, как следствие, доначислению миллионных налогов, штрафов и пеней.

Минимизация налогов при участии материнской иностранной компании. Известная косметическая фирма под видом лицензионных платежей перечисляла за рубеж материнской компании сотни миллионов рублей ежегодно. По мнению налоговой инспекции, таким образом компания необоснованно уменьшала налог на прибыль и получала возмещение НДС из бюджета, что закончилось выездной налоговой проверкой и доначислением миллионных налогов, штрафов и пеней.

Активные мероприятия налоговиков в отношении контрагентов. В 2015 г. в Ростове-на-Дону налоговая проверка одного из поставщиков крупной транспортной компании повлекла за собой проверку всех контрагентов последней.

Систематические запросы информации о счетах компании в банки от налоговых органов. По закону банки обязаны давать такие данные налоговым органам. Налоговиков интересуют как адресаты, так и суммы, и регулярность операций. По этим показателям можно понять, является ли компания однодневкой: например, если она не оплачивает аренду офисов, коммунальные услуги, а большинство операций производит на счета одной или нескольких организаций и т. п. В 2015 г. арбитражный суд согласился с выводом томских налоговиков об использовании компанией по производству мороженого схем уклонения от уплаты налогов, поскольку сведения об операциях по счетам ее поставщиков говорили о том, что последние не вели реальной деятельности.

Вызов генерального директора или главного бухгалтера в налоговую инспекцию для дачи объяснений. Это тоже косвенный признак скорой проверки.

И если ревизия неизбежна, нужно к ней хорошо подготовиться. Внутренние документы и отчетность компании должны соответствовать как документам, представленным ранее в инспекцию, так и имеющимся у контрагентов. Ведь при проверке налоговики обязательно будут искать противоречия. Также инспекторов будет интересовать, есть ли у предприятия контакты первых лиц контрагентов – и наоборот. Подтвердить должную осмотрительность могут собранные вами досье по каждому контрагенту: с копиями учредительных документов, доказательствами проверки контрагента с помощью онлайн-сервиса «Проверь себя и контрагента» на сайте ФНС, визитками генерального директора и доверенностями.

Читайте так же:  Фтс управление валютно экспортного контроля

Автор – адвокат адвокатского бюро «Дмитрий Матвеев и партнеры»

Если налоговая инспекция затягивает выездную проверку

Сколько может длиться выездная налоговая проверка? Казалось бы, простой вопрос. В ст. 89 Налогового кодекса говорится: два месяца на проверку с возможным продлением до полугода. Плюс еще шесть месяцев на все возможные приостановления. Получаем год. Если среди контрагентов или учредителей налогоплательщика есть иностранные компании, о которых проверяющие могут попытаться получить информацию от иностранных налоговых органов, к получившемуся году можно смело добавить три месяца. По закону получается максимум 15 месяцев. Но на практике часто выходит иначе.

После выездной налоговой проверки налогоплательщик получает акт проверки, в котором описываются все выявленные налоговиками нарушения. В установленный законом срок (месяц с момента вручения акта налоговой проверки налогоплательщику) компания готовит возражения на акт проверки, а затем представители налогоплательщика приглашаются на обсуждение материалов проверки. В принципе, после этого налоговый орган должен вынести решение о привлечении к налоговой ответственности (либо об отказе от привлечения) или же о дополнительных мероприятиях налогового контроля. Но тут налоговый орган вдруг откладывает рассмотрение материалов проверки (по нашей практике, на месяц). Через месяц представители налогоплательщика и инспекции собираются снова. Доводы налогоплательщика опять заслушиваются, и налоговый орган опять откладывает рассмотрение материалов проверки.

Почему так происходит? Причин несколько. Ресурсы налоговых инспекций ограничены, и порой уход в отпуск даже 2–3 специалистов становится непреодолимым препятствием для подготовки решения по итогам выездной налоговой проверки. Часто рассмотрение материалов проверки откладывается, потому что налоговая инспекция должна согласовать позицию, например, с позицией управления ФНС в регионе. Но основная причина все же в том, что, откладывая рассмотрение материалов проверки, налоговый орган выигрывает время, чтобы продолжить изучение деятельности компании. Формально никаких мер налогового контроля в период рассмотрения материалов проверки проводить нельзя (налоговый орган не направляет требований налогоплательщику, не приходит с выемкой и не допрашивает свидетелей), но ничто не мешает инспекции изучать уже полученные документы и обращаться с запросами информации в другие компании и государственные органы (в том числе иностранные).

В моей практике рассмотрение материалов проверки по крупной компании откладывалось восемь раз, из-за этого решения по итогам выездной налоговой проверки налогоплательщик ждал почти два года.

Налоговый кодекс никак не регламентирует процедуру отложения рассмотрения материалов проверок и не устанавливает никаких ограничений относительно количества таких отложений.

Что же делать налогоплательщику? Обжалование неоднократно отложенных рассмотрений в вышестоящий налоговый орган ничего не дает, как ничего не дает и их обжалование в суде. Суды исходят из того, что чем дольше проверяется налогоплательщик, тем качественнее будет принятое налоговым органом решение.

Так, в областном арбитражном суде розничная сеть пыталась оспорить в суде неоднократные продления рассмотрения материалов налоговой проверки. Рассмотрение продлевалось, потому что инспекция ожидала ответа от налоговых органов Швейцарии на запрос об операциях двух аффилированных с компанией офшорных фирм по счетам в Credit Suisse AG. Ответ получен не был, и ФНС даже обратилась в Федеральный административный суд Швейцарии. Изучив представленные документы, арбитражный суд указал, что соблюдение сроков рассмотрения материалов налоговой проверки или дополнительных мер налогового контроля не является существенным условием процедуры рассмотрения. Иными словами, суд фактически дал налоговому органу возможность рассматривать материалы проверки сколь угодно долго.

Тем не менее в суд обращаться нужно. Если налогоплательщик добивается признания недействительными решений инспекций, принятых по итогам выездных проверок, в исковом заявлении в суд следует указать, сколько времени длились проверки и сколько раз откладывалось рассмотрение материалов. Аргумент о неоднократно отложенных проверках не станет в суде решающим, но может оказаться существенным в общей массе доказательств незаконности решения инспекции.

Выездная налоговая проверка доначисление налогов

Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с ЗАО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.

Лекторы – ведущие эксперты, непосредственные разработчики законов:
В. В. Витрянский, Л. Ю. Михеева, Е. А. Суханов, А. А. Маковская. Принять участие можно очно/ онлайн или в записи, в любой точке страны!

В учете организации не отражено решение ИФНС от 2017 года по выездной налоговой проверке. Суммы доначисленного налога, пеней и штрафов существенны. В периоды, охваченные выездной налоговой проверкой (2014-2016 гг.), отложенный налоговый актив не признавался. Основная часть доначислений по результатам ВНП относилась в НДПИ, что существенно повлияло на чистые активы. С момента проверки убыток увеличивается, получение налогооблагаемой прибыли в последующих периодах не предвидится. На сегодняшний день организация находится в стадии банкротства.
Как исправить ошибку в учете и отчетности? Должна ли быть сделана в текущем периоде (2019 г.) проводка Дебет 09 Кредит 84 на сумму 20% от доначислений, пеней, штрафов (в 2017 году и последующих периодах убыток)?

Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
Оснований для возникновения отложенного налогового актива мы в данном случае не видим.

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Лазарева Ирина

Ответ прошел контроль качества

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.

————————————————————————-
*(1) Приказ Минфина РФ от 31.10.2000 N 94н «Об утверждении Плана счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций и инструкции по его применению».
*(2) Вопрос: В учете организации не отражено решение ИФНС от 2017 года по выездной налоговой проверке. Суммы доначисленного налога, пеней и штрафов существенны. Как исправить ошибку в учете и отчетности? (ответ службы Правового консалтинга ГАРАНТ, июль 2019 г.).
*(3) Если для отражения, в частности, пеней, организация использует счет 91 «Прочие доходы и расходы», то в этом случае в бухгалтерском учете возникнет постоянное налоговое обязательство, которое опять же отражается проводкой (п. 7 ПБУ 18/02):
Дебет 99 Кредит 68, субсчет «Расчеты по налогу на прибыль».

ВС РФ подтвердил, что доначисленные после выездной проверки налоги сразу же должны быть отнесены на расходы по налогу на прибыль

ВС РФ признал, что после выездной проверки на инспекции лежит обязанность учесть произведенные в ее ходе начисления по соответствующим налогам, и отразить их в составе расходов при определении налоговой базы по налогу на прибыль при условии, что правильность исчисления налога на прибыль входила в предмет проводимой проверки (Определение ВС РФ от 26 января 2017 г. № 305-КГ16-13478 по делу № А40-159258/2015 1 ). Речь идет о ситуации, когда налоговики после проверки приняли решение о доначислении налогов, а в затратах по налогу на прибыль данные суммы не учли, обязав компанию заплатить налог на прибыль без уменьшения налогооблагаемой базы на сумму недоимки.

Читайте так же:  Даты налоговых проверок

Добавим, что ранее инспекцией была проведена выездная налоговая проверка общества за период с с 1 января 2011 года по 31 декабря 2012 года. По ее результатам был составлен акт и принято решение о привлечении налогоплательщика к ответственности за совершение налогового правонарушения (от 26 марта 2015 г. № 52-21-16/25р). Впоследствии, в связи с рассмотрением апелляционной жалобы общества решение инспекции было частично отменено решением ФНС России (от 3 июля 2015 г. № СА-4-9/[email protected]). Исковые требования ФНС России составили в части доначислений налога на прибыль в размере свыше 8,4 млн руб., НДПИ – 9,2 млн руб., налога на имущество – 432,5 тыс. руб., а также соответствующих сумм пеней и штрафов.

Не согласившись с решением инспекции в редакции решения ФНС России, общество обратилось в арбитражный суд с просьбой его отменить. Суд в первой инстанции требования по уплате НДПИ, а также начисления соответствующих сумм пеней и штрафа признал недействительным. В остальной части в удовлетворении требований было отказано. В апелляционной инстанции решение суда было оставлено без изменения. В кассации ранее принятые судебные акты также признали обоснованными.

Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суды указали, что компания неверно определила срок полезного использования (амортизационную группу) кабелей и кабельных удлинителей, что повлекло неуплату налога на прибыль организаций в размере свыше 8,4 млн руб. (п. 1 ст. 258 Налогового кодекса). В частности, кабели и кабельные удлинители относятся ко второй амортизационной группе со сроком полезного использования свыше 2 лет – до 3 лет включительно, а компания отнесла их к первой амортизационной группе со сроком полезного использования до 24 месяцев (технические паспорта основных средств «Силовые кабели» и «Удлинители кабельные»). В результате неверного определения срока полезного использования объектов основных средств компания занизила среднегодовую стоимость имущества, и данное обстоятельство послужило основанием для доначисления налога на имущество в размере 432,5 тыс. руб.

Вместе с тем, оспаривая решение инспекции, компания ссылалась на неверное определение инспекцией размера его налоговой обязанности при расчете налога на прибыль ввиду необоснованного не включения в состав расходов при исчислении данного налога сумм налога на имущество, доначисленных по результатам проведенной выездной налоговой проверки. Отклоняя данный довод, суды указали, что на момент вынесения инспекцией решения от 26 марта 2015 года у компании отсутствовала обязанность по уплате доначисленных сумм налога на имущество, поскольку им была подана апелляционная жалоба, в связи с чем указанное решение вступило в силу только после принятия вышестоящим налоговым органом решения по апелляционной жалобе.

Таким образом, по мнению судов, у налогоплательщика отсутствовали расходы в виде начисленных сумм налога на имущество (подп. 1 п. 1 ст. 264 НК РФ). В этой связи, в кассационной жалобе компания, ссылаясь на существенные нарушения судами норм материального и процессуального права, попросила отменить судебные акты в части доначисления налога на прибыль в размере 86,5 тыс. руб, а также соответствующих сумм пеней и штрафа, в связи с отказом инспекции в установлении действительного размера налоговых обязательств по указанному налогу с учетом всех выявленных при проведении налоговой проверки нарушений.

Судебная коллегия ВС РФ согласилась с доводами компании и удовлетворила ее требования, а предыдущие судебные решения отменила. В обоснование судья обратила внимание на то, что суммы налогов и сборов, за исключением перечисленных в ст. 270 НК РФ, относятся к прочим расходам, связанным с производством и реализацией (подп. 1 п.1 ст. 264 НК РФ). Датой осуществления таких расходов признается дата начисления налогов (подп. 1 п. 7 ст. 272 НК РФ). Следовательно, на инспекции лежит обязанность учесть произведенные в ходе выездной налоговой проверки начисления по соответствующим налогам, и отразить их в составе расходов при определении налоговой базы по налогу на прибыль.

ВС РФ также обратил внимание на то, что иной правовой подход, поддержанный арбитражными судами в рамках рассмотрения настоящего спора, влечет необоснованное возложение на налогоплательщика обязанности по самостоятельной корректировке налоговых обязательств путем представления уточненной налоговой декларации за период, который является предметом налоговой проверки. Такие действия компании после завершения проверки, по мнению Судебной коллегии, не устраняют недостоверность произведенного налоговым органом расчета сумм недоимки по налогу на прибыль, а также не позволяют скорректировать пени и штраф, исчисленные инспекцией без учета произведенных корректировок по всем охваченным проверкой налогам.

Выездная налоговая проверка доначисление налогов

Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с ЗАО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.

Лекторы – ведущие эксперты, непосредственные разработчики законов:
В. В. Витрянский, Л. Ю. Михеева, Е. А. Суханов, А. А. Маковская. Принять участие можно очно/ онлайн или в записи, в любой точке страны!

ООО были доначислены НДС и пеня по результатам выездной налоговой проверки за период с 01.01.2012 по 31.12.2013. В решении сказано, что ООО получило необоснованную налоговую выгоду посредством завышения налоговых вычетов по НДС. ООО предложено уплатить недоимку и пени и внести необходимые исправления в документы бухгалтерского и налогового учета.
НДС доначислен в связи с тем, что подрядчик, который выполнял работы для организации, привлёк субподрядчика, признанного налоговым органом фирмой-однодневкой.
В настоящее время решение налогового органа не вступило в силу. Организация планирует обжаловать решение налогового органа в установленном для этого порядке, в том числе и в судебном порядке, если вышестоящий налоговый орган не отменит решение о привлечении к ответственности в оспариваемой части.
В каком порядке должны быть отражены в бухгалтерском и налоговом учете доначисленные по результатам проверки суммы НДС и пени, если налоговая база по налогу на прибыль по таким расходам остается без изменения (признана налоговым органом, как правомерно уменьшающая налоговую базу по налогу на прибыль)? Можно ли уменьшить налогооблагаемую прибыль на сумму доначисленного НДС?

По данному вопросу мы придерживаемся следующей позиции:
Доначисленная по акту проверки сумма НДС и пени отражаются в бухгалтерском учете организации на дату вступления в силу решения налогового органа, вынесенного на основании акта проверки.
Порядок отражения приведен в данной консультации.
Суммы НДС и пени, начисленные по акту проверки, не уменьшают облагаемую налогом на прибыль базу.

Бухгалтерский учет

Налоговый учет

Рекомендуем ознакомиться с материалами:
— Энциклопедия решений. Случаи отнесения сумм входящего НДС на затраты. Восстановление вычетов по НДС;
— Энциклопедия решений. Исполнение решения налогового органа, вынесенного по результатам налоговой проверки.

Читайте так же:  Информация по долгам и налогам

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
профессиональный бухгалтер Башкирова Ираида

Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
аудитор, член РСА Горностаев Вячеслав

22 февраля 2018 г.

Видео (кликните для воспроизведения).

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.

Забрать могут даже единственное жилье. Как вести себя на выездной налоговой проверке?

  • У вас есть все, чтобы начать. Пять видов бизнеса, который окупится за пару месяцев
Глава «Титановой долины» задержан при получении взятки
«Отмерла кора головного мозга, пропала память». Как работа изо всех сил доводит до комы
Кызласова сдала микрофирма с тремя сотрудниками? Кто дал взятку главе «Титановой долины»
«Надо быть очень осторожным с самозанятыми. Хотя предприниматель все равно пойдет на р.

«Самое грустное — когда сами директора путаются в показаниях». Ксения Фролова — о том, что делать до, после и во время налоговой проверки.

Управляющий партнер НПК «СТАТУС» Ксения Фролова рассказала, как налоговая выбирает претендентов на выездную проверку, какой информацией о вашей компании обладает ФНС и как вести себя, если вас все-таки пришли проверять.

Видео (кликните для воспроизведения).

— Список организаций-претендентов на выездную налоговую проверку определяется с помощью программы ФНС по внутренним показателям. Что принимают во внимание налоговики:

  1. Подозрительно низкие суммы уплаченных налогов, несоизмеримые с масштабом деятельности организации.
  2. Убытки на протяжении нескольких лет (два года и более).
  3. Крайне низкая рентабельность, которая не мешает успешности бизнеса.
  4. Подозрительно низкие зарплаты в процветающей фирме.
  5. Зашкаливающий процент налоговых вычетов.
  6. Существенный рост расходов, выше роста доходов на протяжении долгого периода.
  7. Компания несколько раз становилась на учет и снималась с него в различных территориальных подразделениях налоговой.

Районная ФНС отрабатывает эти списки, выбирает наиболее перспективные и утверждает их в управлении. Если вам назначена выездная проверка, то инспектор знает основание доначислений, сумму доначислений и за счет чего эти доначисления будут изыматься. Таким образом, выездная налоговая проверка не назначается вслепую.

Также в 2018 г. в некоторых регионах инициаторами выездных проверок являлся ОБЭП. В доступе у ОБЭП базы ФНС, а именно, информация, которую отражает Программа АСК НДС-3. Как правило, свою работу ОБЭП начинает с поиска номинальных директоров в наиболее крупных организациях. Их вызывают повестками на допрос, в процессе которого добиваются признательных показаний о регистрации организации за вознаграждение. Таким образом, организации присваивается название «однодневка». Затем выясняют организации, по которым проходили крупные суммы сделок с «однодневками», и пишут уведомительные письма в налоговую об инициировании проверки совместно с ОБЭП. Налоговики в этом случае на своем уровне уже ничего не решают.

Что есть на вас у ФНС?

Рассмотрим информацию, которой сегодня владеет ФНС:

  1. Внутренняя информационная база ФНС.
  • Программный комплекс ФНС, позволяет налоговикам сравнить сведения из книг покупок и книг продаж по цепочке от поставщика до конечного покупателя. Программа сверяет контрагентов, счета-фактуры и указанные в них суммы налогов.
  • АСК НДС-3, которая помогает налоговикам полностью автоматизировать процесс контроля за движением средств между счетами юридических и физических лиц. С помощью этой программы можно видеть финансовые цепочки, в том числе, уплачен ли НДС в этих цепочках, находить взаимозависимые компании и связанные с ними физические лица.
  • В ФНС для внутреннего пользования открыта информация по всем налоговым проверкам России, доказательная база инспекторов.

2. База ЗАГС, в которой можно проследить все родственные связи.

3. Информация, получаемая от банков, которые предоставляют аналитику по расчетным счетам, вас и ваших близких, данные по IP-адресам, с которых отправляются платежи.

4. ФНС контролирует все потоки наличности в онлайн-режиме, которые собираются в единую систему ФНС.

6. Информационные базы по сбору данных о маркированных товарах. С 2019 г. список товаров значительно увеличился.

7. Документы, полученные в рамках камеральных и выездных проверок, хранятся в районной инспекции до трех лет. Данными этих архивов инспекторы пользуются для проведения проверок в других районах и регионах. Они сопоставляют допросы одних и тех же людей в разный промежуток времени, анализируют ранее предоставленные документы и информацию.

Мероприятия, которые проводят для выявления нарушений налогоплательщиков, одинаковы как при выездной, так и при камеральной налоговой проверке:

  • Запрос, выемка документов
  • Допросы свидетелей в ФНС, ОБЭП, районная полиция
  • Экспертиза
  • Осмотр территории
  • Инвентаризация.

Цена вопроса

Статистика налоговой за прошлый год: 3,5 миллиона камеральных проверок выявили нарушения. Штрафы, пени и доначисленные налоги в сумме превысили 55 миллиардов рублей. Средний чек — 16 тысяч (для Москвы выше). Всего таких проверок было почти 68 миллионов, то есть санкции последовали в каждом двадцатом случае. Иными словами, когда вы подаёте декларацию, есть 5%-ная вероятность, что придётся доплатить ещё 16 тысяч. Или больше.

Выездных проверок за то же время было 14 152. Нарушения были найдены в 13 838 случаях, это почти 98% — та самая гарантия успеха, о которой мы говорили выше. Штрафы, пени и доначисления составили 307 миллиардов. Средний чек по стране — 22,2 миллиона. И это еще не все.

Знал бы, где упасть — соломки подстелил бы

Конечно, дожидаться такой развязки совершенно не обязательно. Дадим несколько советов, что делать, чтобы до этого не дошло.

  1. Поддерживайте порядок в документах: вам оказали услугу — запросите у исполнителя акт. Что-то купили — требуйте накладную. Если поставщик далеко, то пусть сперва будет хотя бы скан, а оригинал — бумажной почтой. В идеале вообще весь документооборот лучше перевести в электронный вид.
  2. Следите за цифрами: если у вас очень низкая или очень высокая рентабельность — ФНС проявит к вам особый интерес. Налоговая нагрузка и зарплата ниже средней по отрасли тоже привлечёт внимание налоговиков. Также стоит насторожиться, если расходы обгоняют доходы, а доля вычетов по НДС превышает 89% — это средний показатель по стране, в отдельных регионах может быть больше или меньше, но немного. Убедитесь, что ваш бухгалтер держит руку на пульсе и следит за изменениями.
  3. Будьте разумны и осмотрительны: неразборчивость в выборе контрагентов даст налоговой дополнительные козыри. Желание иметь дело только с родственниками — тоже, потому что на сделки взаимозависимых лиц налоговая смотрит косо.

И еще один очень важный момент — если налоговая присылает вам требование, то вы, конечно, можете хранить молчание, но оно будет истолковано против вас. Логика простая: если вы не отвечаете, то сомнения налоговой превратятся в подозрения — зачем это вам? Убедитесь, что у налоговиков есть ваши актуальные контакты. Электронный документооборот в этом случае тоже будет лучшим вариантом.

Почему проверяют?

Основанием для камеральной проверки является сам факт подачи налоговой декларации, проверка при этом проводится автоматически, распоряжение руководства для этого не требуется.

Для выездной, напротив, нужна санкция руководителя — утверждается соответствующий план проверок. Самое частое основание для включения в план — отклонение от среднеотраслевых показателей (налоговая нагрузка, зарплата, рентабельность). Кроме того, причиной будут убытки (особенно несколько кварталов подряд) и смена налоговой «прописки». Оценить риски и вероятность проверки можно самостоятельно — критерии общедоступны. Также самостоятельно можно рассчитать налоговую нагрузку и сравнить ее со среднеотраслевыми индикаторами — на сайте налоговой есть калькулятор.

Какие налоговые проверки бывают

Обычно опасаются — и это логично — выездных проверок. Многие знают, что есть еще и камеральные. Некоторым знакомо слово «встречная». Добавим, что проверки также бывают плановые и внеплановые. Теперь, когда всё окончательно запуталось, давайте разбираться 🙂

Камеральная налоговая проверка

У слова «камеральная» интересное происхождение: много веков назад словом Camera называлось сперва помещение, а потом учреждение, занимавшееся имущественными и денежными вопросами. В немецком языке Kammer и сейчас означает помещение и имеет несколько вариантов перевода — от чулана до палаты парламента (помните кунсткамеру и камеру обскуру?). Иными словами, при камеральной проверке действие происходит в стенах ведомства, а налоговики никуда не выезжают. Но при необходимости могут провести осмотр помещений налогоплательщика — например, офиса или склада. И даже инвентаризацию всего, что там находится.

Встречная налоговая проверка

Встречная проверка, вообще говоря, проверкой не является — точнее, проверяют не вас. По сути, это ситуация, когда налоговой нужна информация о сделках другой компании, если у налоговиков появились к ней вопросы. В таком случае налоговая направляет вам соответствующее требование и ждёт документы — их надо предоставить, иначе будет небольшой штраф и большой интерес, на этот раз уже к вам. Термин пришёл из старых редакций Налогового Кодекса, в нынешней его нет. Но им все пользуются.

Наконец, выездная проверка означает, что всё происходит у вас в офисе. Если по какой-то причине предоставить налоговикам помещение невозможно, то проверка проводится на территории ФНС или в помещении другой компании, но по-прежнему считается выездной.

Выездная налоговая проверка

Выездные проверки бывают плановые и внеплановые. Тут все понятно из названия: в первом случае проверку налоговая решила провести в обычном порядке, во втором — экстренно. Но даже если проверка плановая, то едва ли получится узнать об этом заранее: Налоговый Кодекс не обязывает налоговую уведомлять предпринимателей заблаговременно (критериев «заблаговременности» тоже нет). Поэтому чаще всего о проверке становится известно, когда гости уже пришли: начинается она с даты вынесения соответствующего решения — а вручить его инспектор может при первом визите в офис налогоплательщика.

Впрочем, не будем сгущать краски. Во-первых, таким образом проверяют обычно крупные компании — если у вас оборот пара миллионов в месяц, то налоговая, скорее всего, ограничится камеральной проверкой. Во-вторых, предстоящую проверку часто можно вычислить по ряду признаков: например, ваш контрагент рассказал вам, что ФНС затребовала у него документы за всё время вашего сотрудничества — похоже, что налоговая вознамерилась проверить вас на вашей территории.

Ресурсы налоговой ограниченны, поэтому выездные проверки проводятся, если налоговики уверены, что найдут нарушения. Благодаря современным технологиям инспекторы заранее знают, что и где искать — по статистике, дело заканчивается штрафами и доначислением налогов в 98% случаев.

Что делать, если вам назначили выездную налоговую проверку?

  • Оповестить ваших контрагентов, уточнить все ли живы.
  • Оповестить всех сотрудников организации о возможных вызовах на допросы в ФНС и ОБЭП. Необходимо созвониться с уволенными, сотрудниками, декретниками (их вызывают в первую очередь). Сотрудники должны знать, в какой организации они работают, кто принимал их на работу и какой у них оклад.
  • Провести уборку в помещениях.
  • Перед допросами обязательно вспомнить цепочку взаимоотношений. Кто принимал товар, кто отпускал его в производство или покупателю, в каких амбарных книгах это зафиксировано.
  • Проверить работу пропускной системы, видеорегистрации, вся ли информация там указана.
  • Помнить о доставке товара, оборудования, спецсредств. Эта цепочка также будет проверена ИФНС. Транспорт — важная составляющая в доказательствах.

Что проверяют?

При камеральной — своевременно ли была подана декларация и правильно ли рассчитаны и уплачены налоги за конкретный отчётный период. При выездной — все ли правильно и чисто за предыдущие три года.

Как выявляется дробление?

  1. Разделенные организации осуществляют один вид деятельности, находятся по одному юридическому адресу, используют одни и те же помещения, персонал, имеют единую материально-техническую базу, одних заказчиков, представляют собой единый комплекс, вовлеченный в единый производственный процесс.
  2. Ведение налоговой и бухгалтерской отчетности одними лицами, оказание услуг одним исполнителем.
  3. Сотрудники организаций выполняют одну и ту же работу в соответствии с должностными обязанностями, у сотрудников может быть одежда с единым логотипом.
  4. Организации совместно хранят бухгалтерские документы и документы по ведению финансово-хозяйственной деятельности, используют единый IP-адрес.
  5. Расчетные счета компаний открыты одними и теми же лицами в одних и тех же банках.
  6. Товарно-материальным обеспечением занимается один менеджер по снабжению.
  7. В случае приближения получаемых доходов в одной из организаций группы взаимозависимых лиц к лимиту по «упрощенке» договоры с заказчиками либо расторгаются, либо заключаются дополнительные договоры с другой взаимозависимой организацией на тех же условиях.

В своих актах налоговики пишут всю информацию, в которой есть хоть малейшая зацепка в вашей добросовестности, иногда сильно преувеличивая вашу причастность. Не надо пугаться. После акта следует ваше возражение.

Доказать свою правоту реально, если вы заблаговременно об этом позаботитесь, даже если ваш контрагент, по мнению налоговой, сомнительный, а подписи недостоверны.

Если вашим поставщиком является организация супруги, — не беда. Главное — доказать реальность операций, экономически обосновать хозяйственную деятельность.

Задача налогоплательщика — оспорить факты, приведенные в актах выездной или камеральной налоговой проверки, найти нарушения налоговых органов, которые они допустили при проведении проверки, и грамотно на основе законодательных актов написать возражение на акт.

Какие последствия могут быть

В случае камеральной проверки все просто: есть нарушение — надо устранить, доплатить налог и заплатить пени. Если был штраф, то заплатить и его тоже. Также понадобится подать уточнённую декларацию.

Выездная проверка этим не ограничится: если всё серьёзно (а судя по суммам доначислений, это обычно так), то директора и учредителей могут привлечь к субсидиарной ответственности, правоохранительные органы могут возбудить уголовное дело, а в отношении самой компании-должника налоговики могут инициировать процедуру банкротства.

Когда проверяют?

Камеральная проверка начинается сразу же после подачи декларации и длится 3 месяца. В случае НДС срок короче — 2 месяца (но может быть продлён, если налоговая сомневается в добросовестности налогоплательщика). Срок выездной проверки по общему правилу — 2 месяца с даты вынесения решения о проведении. Но этот срок может быть приостановлен, например, на время праздников, или продлён — до 4 месяцев или даже полугода, список оснований для продления открытый.

Какие доказательства приводят налоговики?

  1. Спорная компания не могла вести финансово-хозяйственную деятельность (минимальные налоги, отсутствие штата, не находится на юридическом адресе, нет имущества, транзитные операции, на допросе директор отрицает свою причастность к деятельности компании).
  2. Товар или услуга приобретены у третьего лица, не указанного в договоре, либо произведены вашей организацией без привлечения сторонних организаций.
  3. Услуги отсутствовали или экономически не обоснованы.
  4. Отсутствует подтверждение доставки товара или предполагаемое транспортное средство в этот день находилось в другом регионе, что подтверждается штрафом ГИБДД. Телефон, зарегистрированный на водителя, в это время также находился в другом регионе.
  5. Физические лица, которые должны были участвовать в бизнес-процессе заключения контракта, доставки, получения и оприходования товара отрицают, что они знают спорную организацию. И самое грустное — когда сами директора путаются в показаниях.
  6. Экспертиза подписей показала, что подпись недостоверна, либо налоговый инспектор сам выявил визуальное расхождение подписей.
  7. У ваших контрагентов выявлен транзитный характер операций по расчетному счету.

Что учесть налогоплательщику?

Налогоплательщикам необходимо заранее подготавливать доказательства своей правоты. А именно реальности сделок, отсутствия умысла. Потом, когда-нибудь, вы не успеете, время будет утеряно.

При возможных рисках работы с недобросовестными контрагентами необходимо:

1. Своевременно выявлять сомнительных контрагентов.

2. Заключая сделку, готовить документы при должной осмотрительности. Нельзя делать подборку документов только по рисковым контрагентам. Информацию необходимо собирать по всем значительным сделкам: фото и видеосъемка приема товара, услуг; скриншоты сайтов, писем, ксерокопии коммерческих предложений.

3. Одним из важных доказательств реальности спорной сделки является дальнейшее использование сомнительного товара (услуги) в организации. Необходимо заранее формировать документы по списанию материалов в производство, формировать путевые листы. Продумать экономический смысл приобретения услуг. Нельзя накапливать виртуальный товар на складах, в конце года вы сдаете отчетность, и налоговые органы видят все ваши остатки.

4. Необходимо анализировать кредиторскую задолженность — на момент истечения срока исковой давности по договорам, сделки по ликвидированным компаниям. Вовремя делайте переуступки, зачеты встречных требований.

Методы взыскания недоимки:

  1. Взыскание недоимки с физического лица, которое получило денежные средства, имущество компании (ст. 45 НК РФ).
  2. Взыскание недоимки с фирмы, на которую был переведен весь бизнес (ст. 45 НК РФ).
  3. Субсидиарная ответственность при банкротстве и после его завершения, уголовная ответственность за уклонение от уплаты налогов и взыскание ущерба.

Арест может быть наложен даже на те активы директора, которые принадлежат не ему, а его семье и одновременно ему, в том числе даже на единственное жилье.

Налоговые проверки: как избежать и что делать, если всё же пришли

Если предприниматели чего и страшатся, так это налоговых проверок. Некоторые думают: первые 3 года после старта беспокоиться не о чем, зато потом придут непременно. Кто-то и вовсе уверен, что нагрянуть с обыском могут в любой момент.

Сегодня говорим о проверках: как, почему, какие последствия. И что делать, если проверка уже пришла.

Как обезопасить бизнес при дроблении

Правило первое: никакого стихийного открытия новых компаний. Оптимизация налогов — это проект. Необходимо провести подготовку к этому проекту и заранее определиться с числом участников новой бизнес-структуры.

Правило второе: никакой аффилированности юридических лиц. Во внимание берется не только прямая аффилированности, но и косвенная. Необходимо избегать нерыночных условий сделки, одинаковых сотрудников в организациях, одинаковой штатной бухгалтерии в организациях и т.п.

Правило третье: разделение бизнеса необходимо обосновывать деловыми целями. Например, компании в составе Группы могут продавать разные виды товаров, или их деятельность разграничена по территориальному признаку.

Правило четвертое: самостоятельность ведения деятельности каждого участника. Отсутствие самообеспечения — главная придирка налоговиков, наряду с взаимозависимостью. Каждый участник является самостоятельной бизнес — единицей, т. е. на балансе есть основные средства, он несет расходы, имеет расчетный счет и профильных специалистов в штате.

Одно из важнейших доказательств умысла — формальный документооборот. Всегда должны быть готовы и оформлены документы. В актах выполненных работ, накладных полная информация об услугах и товаре.

Если к вам все же пришли

Разместите инспекторов в отдельном кабинете: пусть они занимаются своим делом, а ваши работники — своим. Работа будет спокойной, а общение — контролируемым.

Будьте аккуратны в словах, настоятельно попросите сотрудников о том же. Все разговоры стоит доверить директору, бухгалтеру и юристу, если он есть. Если нет — стоит нанять хотя бы на время проверки. Всем остальным общения с налоговиками стоит избегать.

Когда передаёте документы, убедитесь, что на них нет непонятных отметок: символов, сокращений, даже рисунков — они могут быть истолкованы против вас. Налоговая и так что-то предполагает — иначе бы не пришла — зачем вам лишние подозрения.

Убедитесь, что у вас есть доступ ко всем нужным документам — если налоговая их потребует, важно будет уложиться в срок. Ещё раз напомним о пользе электронного документооборота — это очень, очень хороший способ иметь все документы под рукой. Всегда.

Не переусердствуйте: если у вас потребовали договор, не стоит вместе с ним передавать всю сопутствующую переписку и приложения. Задобрить инспекторов едва ли получится, а дополнительные вопросы, скорее всего, появятся.

Приготовьтесь давать пояснения. Если вас пригласили под расписку — это называется допрос. Отвечайте вдумчиво, незаполненные документы не подписывайте. Если на допрос вызывают ваших работников — убедитесь, что ваши показания не разойдутся. Ход беседы и возможные вопросы и ответы стоит продумать заранее — тут снова пригодятся юрист и бухгалтер. Впрочем, хороший бухгалтер до этого и не довёл бы.

Не паникуйте, не злитесь, не конфликтуйте. Это неприятно, но не смертельно.

Резюмируем. Профилактика лучше лечения, а камеральная проверка лучше выездной. Будьте аккуратны в сделках и вообще отношениях с контрагентами. Не забывайте собирать документы и отвечать на вопросы налоговой.

Регулярно подводите итоги и задавайте вопросы — себе и своему бухгалтеру. Не дожидайтесь, пока налоговая задаст их за вас

Материал подготовлен сервисом «Кнопка», партнером YCLIENTS.

Клиенты YCLIENTS могут использовать прозрачный бухгалтерский аутсорсинг Кнопка со скидкой 20% на первые три месяца. Кнопка заранее считает налог и выплаты сотрудникам, готовит документы и платежки, большинство поручений делает за час.

Для подключения вы можете обратиться по номеру 8 800 700 43 62 или оставить заявку на сайте.

Источники

Выездная налоговая проверка доначисление налогов
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here