Вступление в силу решения налоговой проверки

Статья 101.2 НК РФ. Вступление в силу решения налогового органа о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения и решения об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения при обжаловании

Новая редакция Ст. 101.2 НК РФ. Вступление в силу решения налогового органа о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения и решения об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения при обжаловании в апелляционном порядке

1. В случае обжалования решения налогового органа о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения или решения об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения в апелляционном порядке такое решение вступает в силу в части, не отмененной вышестоящим налоговым органом, и в необжалованной части со дня принятия вышестоящим налоговым органом решения по апелляционной жалобе.

2. В случае, если вышестоящий налоговый орган, рассматривающий апелляционную жалобу, отменит решение нижестоящего налогового органа и примет новое решение, такое решение вышестоящего налогового органа вступает в силу со дня его принятия.

3. В случае, если вышестоящий налоговый орган оставит без рассмотрения апелляционную жалобу, решение нижестоящего налогового органа вступает в силу со дня принятия вышестоящим налоговым органом решения об оставлении апелляционной жалобы без рассмотрения, но не ранее истечения срока подачи апелляционной жалобы.

Комментарий к Статье 101.2 НК РФ

Статья 101.2 НК РФ регламентирует апелляционный порядок обжалования решения налогового органа, принимаемого по результатам рассмотрения акта налоговой проверки. Обратите внимание: действие указанной статьи распространяется только на решения, принимаемые по результатам рассмотрения актов, составленных по результатам налоговых проверок (камеральных и выездных). То есть в случае вынесения решения по результатам рассмотрения акта, составленного в ходе иных мероприятий налогового контроля, ст. 101.2 не применяется.

Пример. В феврале 2007 г. ООО «Гортензия» нарушило сроки представления документов по взаимоотношениям с ООО «Лютики», которые были истребованы у него в порядке ст. 93.1 НК РФ (в ред. Закона N 137-ФЗ).

Ответственность за данное правонарушение установлена ст. 129.1 НК РФ (п. 6 ст. 93.1 НК РФ).

КОНСУЛЬТАЦИЯ ЮРИСТА


УЗНАЙТЕ, КАК РЕШИТЬ ИМЕННО ВАШУ ПРОБЛЕМУ — ПОЗВОНИТЕ ПРЯМО СЕЙЧАС

8 800 350 84 37

Указанное правонарушение было зафиксировано в акте, по результатом которого руководителем налогового органа вынесено решение в порядке, предусмотренном ст. 101.4 НК РФ.

В данном случае к принятому решению не применяется порядок апелляционного обжалования, установленный ст. 101.2 НК РФ и порядок исполнения решения, установленный ст. 101.3 НК РФ.

В соответствии с п. 1 ст. 101.2 НК РФ решение о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения или решение об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения может быть обжаловано в вышестоящий налоговый орган в порядке, определяемом настоящей статьей.

Порядок, сроки рассмотрения жалобы вышестоящим налоговым органом и принятие решения по ней определяются в порядке, предусмотренном ст. ст. 139 — 141 НК РФ, с учетом положений, установленных ст. 101.2 НК РФ.

Пунктом 2 ст. 101.2 НК РФ установлено, что решение о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения или решение об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения, не вступившее в силу, может быть обжаловано в апелляционном порядке путем подачи апелляционной жалобы.

Если вышестоящий налоговый орган, рассматривающий апелляционную жалобу, не отменит решение нижестоящего налогового органа, решение нижестоящего налогового органа вступает в силу с даты его утверждения вышестоящим налоговым органом.

В случае если вышестоящий налоговый орган, рассматривающий апелляционную жалобу, изменит решение нижестоящего налогового органа, решение нижестоящего налогового органа, с учетом внесенных изменений, вступает в силу с даты принятия соответствующего решения вышестоящим налоговым органом.

Заметим, что положения п. 3 ст. 101.2 НК РФ предоставляют налогоплательщику возможность обжаловать решение налогового органа либо в апелляционном порядке (до вступления его в силу), либо в вышестоящий налоговый орган (после вступления его в силу). Однако обжаловать решение сначала в апелляционном порядке, а потом в общеустановленном порядке невозможно. Это следует из формулировки п. 3 ст. 101.2 НК РФ, а именно:

«Вступившее в силу решение о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения или решение об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения, которое не было обжаловано в апелляционном порядке, может быть обжаловано в вышестоящий налоговый орган».

Пунктом 4 ст. 101.2 НК РФ установлено, что по ходатайству лица, обжалующего решение налогового органа, вышестоящий налоговый орган вправе приостановить исполнение обжалуемого решения.

Пунктом 5 ст. 101.2 НК РФ установлено, что решение о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения или решение об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения может быть обжаловано в судебном порядке только после обжалования этого решения в вышестоящем налоговом органе. В случае обжалования такого решения в судебном порядке срок для обращения в суд исчисляется со дня, когда лицу, в отношении которого вынесено это решение, стало известно о вступлении его в силу.

В то же время согласно п. 16 ст. 7 Закона N 137-ФЗ данное положение применяется к правоотношениям, возникающим с 1-го января 2009 г.

Таким образом, до 1-го января 2009 г. у налогоплательщика имеется возможность одновременной или последующей подачи жалобы в вышестоящий налоговый орган (либо в апелляционном порядке), а также в суд.

Принудительное взыскание

При неуплате или неполной уплате налога в установленный срок обязанность по уплате налога исполняется в принудительном порядке путем обращения взыскания на денежные средства на счетах налогоплательщика (ст. 46 НК РФ).

Взыскание налога производится по решению налогового органа путем направления в банк, в котором открыты счета налогоплательщика, поручения налогового органа на списание и перечисление в бюджетную систему РФ необходимых денежных средств со счетов налогоплательщика.

Решение о взыскании принимается после истечения срока, установленного в требовании об уплате налога, но не позднее двух месяцев после истечения этого срока (п. 3 ст. 46 НК РФ).

Решение, принятое после истечения указанного срока о взыскании, считается недействительным и исполнению не подлежит.

В этом случае налоговый орган может обратиться в суд с иском о взыскании с налогоплательщика причитающейся к уплате суммы налога. Заявление подается в суд в течение шести месяцев после истечения срока исполнения требования об уплате налога.

Читайте так же:  Особенности компетенции арбитражных судов по налоговым спорам

Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления может быть восстановлен судом.

Решение о взыскании доводится до сведения налогоплательщика в течение шести рабочих дней после его вынесения.

В случае невозможности вручить решение о взыскании налогоплательщику под расписку или передать иным способом, свидетельствующим о дате его получения, решение о взыскании направляется по почте заказным письмом и считается полученным по истечении шести рабочих дней со дня направления заказного письма.

Поручение налогового органа на перечисление сумм налога в бюджетную систему РФ направляется в банк, в котором открыты счета налогоплательщика, и подлежит безусловному исполнению банком в очередности, установленной гражданским законодательством РФ.

Поручение должно содержать указание на те счета налогоплательщика, с которых должно быть произведено перечисление налога, и сумму, подлежащую перечислению.

Взыскание налога может производиться как с рублевых расчетных (текущих) счетов, так и с валютных счетов налогоплательщика, если недостаточно средств на рублевых счетах.

Не производится взыскание налога с депозитного счета налогоплательщика, если не истек срок действия депозитного договора.

Поручение налогового органа на перечисление налога исполняется банком не позднее одного операционного дня, следующего за днем получения им указанного поручения, если взыскание налога производится с рублевых счетов, и не позднее двух операционных дней, если взыскание налога производится с валютных счетов, если это не нарушает порядок очередности платежей, установленный гражданским законодательством РФ.

При недостаточности или отсутствии денежных средств на счетах налогоплательщика или отсутствии информации о счетах налогоплательщика налоговый орган вправе взыскать налог за счет иного имущества налогоплательщика в соответствии со ст. 47 НК РФ.

Вступление в силу решения налоговой проверки

Федеральный закон от 02.07.2013 № 153-ФЗ «О внесении изменений в часть первую Налогового кодекса Российской Федерации»

Комментарий

Федеральный закон от 02.07.2013 № 153-ФЗ внес ряд изменений в порядок обжалования решений налоговых органов. Рассмотрим нововведения подробнее.

Срок вступления в силу решений налоговых органов

Согласно поправкам в п. 9 ст. 101 НК РФ с 3 августа 2013 года решение о привлечении (отказе в привлечении) к ответственности вступает в силу по истечении одного месяца со дня его вручения. Отметим, что ранее этот срок составлял:

  • 20 дней для решений, вынесенных по результатам выездной проверки консолидированной группы налогоплательщиков;
  • 10 дней для остальных решений.

Кроме того, добавилось положение, определяющее порядок вступления в силу решений ФНС России о привлечении (отказе в привлечении) к ответственности. Такие решения вступают в силу со дня их вручения лицу, в отношении которого оно было вынесено, или его представителю.

Напомним, что решение налогового органа должно быть вручено в течение пяти дней после его вынесения. При этом уточнено, что оно должно быть вручено под расписку или передано иным способом, свидетельствующим о дате его получения. Если это невозможно, то решение направляется по почте заказным письмом по месту нахождения организации (обособленного подразделения) или месту жительства физического лица.

Если же на решение налогового органа подана апелляционная жалоба, то оно вступает в силу в порядке, предусмотренном ст. 101.2 НК РФ в новой редакции. Так:

  • решение в необжалованной или неотмененной части вступает в силу со дня принятия вышестоящим органом решения по апелляционной жалобе;
  • если вышестоящий орган отменит решение нижестоящего и примет новое решение, то последнее вступает в силу со дня его принятия;
  • если вышестоящий орган оставит без рассмотрения апелляционную жалобу, то решение нижестоящего органа вступает в силу со дня принятия решения об оставлении жалобы без рассмотрения, но не ранее чем через один месяц с момента получения налогоплательщиком обжалуемого решения.

Жалоба и апелляционная жалоба

В ст. 138 НК РФ появились определения понятиям «жалоба» и «апелляционная жалоба».

Так, под жалобой понимается обращение лица в налоговый орган, предметом которого является обжалование вступивших в силу актов ненормативного характера, действий или бездействия должностных лиц инспекции.

А апелляционной жалобой признается обращение, предметом которого является обжалование не вступившего в силу решения налогового органа о привлечении (отказе в привлечении) к ответственности, вынесенного в соответствии со ст. 101 НК РФ.

Форма и содержание жалобы (апелляционной жалобы)

В НК РФ появилась статья, определяющая форму и содержание жалобы, в том числе апелляционной, – ст. 139.2. Требования к обеим жалобам одинаковые.

Они должны подаваться в письменной форме, подписываться лицом, их подавшим, или его представителем. В них должно быть указано:

  • наименование и адрес организации (ФИО и место жительства физического лица), подающей жалобу;
  • обжалуемые акты налогового органа, действия или бездействие его должностных лиц;
  • наименование налогового органа, акт которого обжалуется (наименование органа, действия или бездействие должностных лиц которого обжалуются);
  • основания, по которым организация (физлицо) считает, что ее права нарушены;
  • требования лица, подающего жалобу.

Кроме того, в жалобах могут содержаться номера телефонов, факсов, адреса электронной почты и иные необходимые для своевременного рассмотрения жалоб сведения.

Если жалоба подается представителем, то к ней должна прилагаться доверенность на его имя. Помимо этого, к жалобе могут прилагаться документы, подтверждающие доводы лица, ее подающего.

Общий порядок обжалования

С 3 августа 2013 года акты налоговых органов ненормативного характера, действия или бездействие их должностных лиц не обжалуются через вышестоящее должностное лицо. То есть с этой даты жалобы подаются только в вышестоящий налоговый орган и (или) в суд.

Кроме того, теперь указанные акты, действия или бездействие должностных лиц могут обжаловаться в суд только после их обжалования в вышестоящий налоговый орган (ранее жалоба в суд могла быть подана одновременно или после обжалования в вышестоящий налоговый орган). Однако есть случай, в котором можно обратиться в суд, не дожидаясь решения вышестоящего органа. Такое возможно, если решение по жалобе (апелляционной жалобе) не принято этим органом в течение (абз. 2 п. 2 ст. 138, п. 6 ст. 140 НК РФ):

  • 1 месяца в отношении решения о привлечении (отказе в привлечении) к ответственности, вынесенного в порядке ст. 101 НК РФ (2 месяцев при продлении срока рассмотрения);
  • 15 дней в остальных случаях (30 дней при продлении срока рассмотрения).

При этом срок для обращения в суд исчисляется со дня (п. 3 ст. 138 НК РФ):

  • истечения вышеуказанных сроков;
  • когда лицу стало известно о принятом вышестоящим органом решении по жалобе.

Обратите внимание, что с 3 августа 2013 года по 1 января 2014 года такой порядок обжалования применяется только в отношении решений, вынесенных в соответствии со ст. 101 НК РФ. С 1 января 2014 года этот порядок будет применяться в отношении обжалования практически всех актов налоговых органов, действий или бездействия их должностных лиц, за одним исключением.

Такое исключение составляет обжалование актов ненормативного характера, принятых ФНС России, и действий или бездействия ее должностных лиц. Согласно поправкам с 3 августа 2013 года обжаловать такие акты, действия или бездействие можно сразу в суд, так как апелляционного обжалования для них не предусмотрено.

Читайте так же:  Обследование финансовый контроль

Отметим еще одно нововведение: с 3 августа 2013 года появляется возможность обжаловать акты, принятые по итогам рассмотрения жалоб (апелляционных жалоб) в вышестоящий налоговый орган.

Порядок и сроки подачи жалобы

С 3 августа 2013 года все жалобы, в том числе апелляционные, подаются в вышестоящий налоговый орган через налоговый орган, акты ненормативного характера, действия или бездействие должностных лиц которого обжалуются. До этой даты такой порядок был предусмотрен только при апелляционном обжаловании.

При этом жалоба может быть подана в вышестоящий налоговый орган в течение одного года со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своих прав.

Если жалоба подается на вступившее в силу решение о привлечении (отказе в привлечении) к ответственности, не обжалованное в апелляционном порядке, то этот срок составляет один год со дня вынесения спорного решения.

А если жалоба подается в ФНС России, то этот срок составляет три месяца со дня принятия вышестоящим налоговым органом решения по жалобе (апелляционной жалобе).

Что касается сроков апелляционного обжалования, то они остались прежними: апелляционная жалоба подается до дня вступления в силу соответствующего решения (п. 2 ст. 139.1 НК РФ).

Обратите внимание, что повторное обращение с жалобой (апелляционной жалобой) производится в сроки, установленные для подачи соответствующей жалобы (п. 6 ст. 138 НК РФ).

Оставление жалобы (апелляционной жалобы) без рассмотрения

В НК РФ стали прописаны основания, по которым вышестоящий налоговый орган может оставить жалобу (апелляционную жалобу) без рассмотрения полностью или в части. Это возможно, если он установит, что (ст. 139.3 НК РФ):

  • жалоба не подписана лицом, ее подавшим, или его представителем;
  • не представлены документы, подтверждающие полномочия представителя на подписание жалобы;
  • жалоба подана после истечения срока для ее подачи и не содержит ходатайства о его восстановлении или в восстановлении пропущенного срока отказано. Обратите внимание, что указанное основание не распространяется на апелляционную жалобу;
  • до принятия решения по жалобе она была отозвана полностью или в части;
  • ранее подавалась жалоба по тем же основаниям.

Решение об оставлении жалобы (апелляционной жалобы) без рассмотрения принимается в течение пяти дней со дня получения:

  • жалобы;
  • заявления об отзыве жалобы.

О принятом решении в течение трех дней сообщается в письменной форме лицу, подавшему жалобу.

Обратите внимание, что оставление жалобы без рассмотрения не препятствует ее повторной подаче в установленные НК РФ сроки. Исключением являются случаи, когда жалоба была оставлена без рассмотрения из-за ее отзыва или из-за того, что ранее уже подавалась жалоба по тем же основаниям.

Рассмотрение жалобы (апелляционной жалобы)

Согласно нововведениям лицо, которое подало жалобу (апелляционную жалобу), может представить в ходе ее рассмотрения дополнительные документы, подтверждающие свои доводы. Главное, чтобы эти документы были представлены до принятия решения по жалобе (п. 1 ст. 140 НК РФ).

Указанные документы будут рассмотрены вышестоящим налоговым органом, если лицо, представившее их, пояснит причины, по которым было невозможно своевременно представить их в инспекцию, решение которой обжалуется (п. 4 ст. 140 НК РФ).

Обратите внимание, что жалобу, эти и другие документы вышестоящий налоговый орган рассматривает без участия лица, подавшего жалобу (апелляционную жалобу).

Решение по жалобе (апелляционной жалобе) принимается вышестоящим налоговым органом в течение (п. 6 ст. 140 НК РФ):

  • 1 месяца со дня получения жалобы (апелляционной жалобы) на решение о привлечении (отказе в привлечении) к ответственности, вынесенное в порядке ст. 101 НК РФ. Указанный срок может быть продлен, но не более чем на 1 месяц;
  • 15 дней со дня получения остальных жалоб. Этот срок также может быть продлен, но не более чем на 15 дней.

Напомним, что до 3 августа 2013 года решение по жалобе должно быть принято в течение 1 месяца со дня ее получения и данный срок может продлиться не более чем на 15 дней.

При этом решение о продлении срока рассмотрения, а также решение по результатам рассмотрения жалобы вручается или направляется лицу, ее подавшему, в течение трех дней со дня его принятия.

Федеральный закон от 02.07.2013 № 153-ФЗ вступает в силу с 3 августа 2013 года. Однако если жалоба (апелляционная жалоба) на акты налоговых органов ненормативного характера либо действия или бездействие их должностных лиц подана до этого дня, то применяются положения НК РФ без учета изменений, внесенных указанным законом.

Энциклопедия решений. Вступление в силу решения по налоговой проверке

Вступление в силу решения по налоговой проверке

Порядок вступления в силу решений, вынесенных по результатам налоговых проверок, установлен в п. 9 ст. 101 НК РФ и предусматривает следующее:

— решение о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения и решение об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения вступают в силу по истечении 1 месяца *(1) со дня вручения лицу, в отношении которого было вынесено соответствующее решение (его представителю). Исключение составляют решения, вынесенные по результатам рассмотрения материалов выездной налоговой проверки консолидированной группы налогоплательщиков, для которых месячный срок исчисляется со дня вручения решения ответственному участнику этой группы;

— решение ФНС России о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения или об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения вступает в силу со дня его вручения лицу, в отношении которого было вынесено соответствующее решение (его представителю).

С учетом положений п.п. 2 и 5 ст. 6.1 НК РФ течение срока начинается со дня, следующего за днем вручения решения налогоплательщику (его представителю), и истекает в соответствующее число следующего месяца. Если окончание срока приходится на месяц, в котором нет соответствующего числа, то срок истекает в последний день этого месяца.

Пример

Решение о привлечении к ответственности вручено налогоплательщику 31 августа 2016 года. В сентябре 31-е число отсутствует, поэтому окончание месячного срока приходится на 30 сентября 2016 года.

Решение должно быть вручено лицу, в отношении которого оно было вынесено (его представителю), в течение 5-ти дней со дня его вынесения. Течение срока начинается на следующий день после вынесения решения и определяется в рабочих днях (п. п. 2, 6 ст. 6.1, п. 9 ст. 101 НК РФ).

Вручить решение налоговые органы должны непосредственно проверенному лицу (его представителю) под расписку или передать иным способом, свидетельствующим о дате получения решения этим лицом (его представителем).

В случае, если решение невозможно вручить или передать иным способом, свидетельствующим о дате его получения, оно направляется по почте заказным письмом по месту нахождения организации (обособленного подразделения) или месту жительства физического лица*(2). В случае направления решения по почте заказным письмом датой его вручения считается шестой день со дня отправки заказного письма*(3). С учетом п. 6 ст. 6.1 НК РФ срок исчисляется в рабочих днях.

Читайте так же:  Контроль расходования финансовых средств

Внимание

Не вступившее в силу решение налогового органа о привлечении (об отказе в привлечении) к ответственности за совершение налогового правонарушения может быть обжаловано в апелляционном порядке в вышестоящий налоговый орган (п. 1 ст. 138, ст. 139.1 НК РФ). В этом случае сроки вступления в силу обжалуемого решения изменяются (ст. 101.2 НК РФ).

При подаче жалобы в вышестоящий налоговый орган на вступившее в силу решение возможно приостановление его исполнения при соблюдении условий, установленных в п. 5 ст. 139 НК РФ (в редакции Федерального закона от 01.05.2016 N 130-ФЗ, действующей с 20 июня 2016 года).

Изменение срока вступления в силу итогового решения по налоговой проверке в случае обжалования в апелляционном порядке

В случае обжалования решения налогового органа о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения или решения об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения в апелляционном порядке такое решение вступает в силу в порядке, предусмотренном ст. 101.2 НК РФ, а именно

— в части, не отмененной вышестоящим налоговым органом, и в необжалованной части — решение вступает в силу со дня принятия вышестоящим налоговым органом решения по апелляционной жалобе (п. 1 ст. 101.2 НК РФ);

— в случае, если вышестоящий налоговый орган, рассматривающий апелляционную жалобу, отменит решение нижестоящего налогового органа и примет новое решение , — такое решение вышестоящего налогового органа вступает в силу со дня его принятия (п. 2 ст. 101.2 НК РФ);

— в случае, если вышестоящий налоговый орган оставит без рассмотрения апелляционную жалобу, — решение нижестоящего налогового органа вступает в силу со дня принятия вышестоящим налоговым органом решения об оставлении апелляционной жалобы без рассмотрения, но не ранее истечения срока подачи апелляционной жалобы (п. 3 ст. 101.2 НК РФ).

Внимание

Видео (кликните для воспроизведения).

В случае подачи апелляционной жалобы максимальный срок вступления в силу решения, вынесенного по результатам налоговой проверки, с учетом сроков рассмотрения жалобы может составить 3 месяца и 3 рабочих дня с даты его вручения проверенному лицу или его представителю (п. 9 ст. 101, п. 1 ст. 139.1, п.п. 2, 4 ст. 139.3, п. 6 ст. 140 НК РФ).

В процессе обжалования решения в апеляционном порядке недоимки, пени и штрафы взыскиваться не будут. Однако по решению руководителя налогового органа (его заместителя) могут быть применены обеспечительные меры с целью сохранения источника, за счет которого указанные в решении суммы будут погашены (п. 10 ст. 101 НК РФ).

Лицо, в отношении которого вынесено соответствующее решение, вправе исполнить решение полностью или в части до вступления его в силу. Подача апелляционной жалобы не лишает это лицо такого права (абз. 3 п. 9 ст. 101 НК РФ).

*(1) До вступления в силу Федерального закона от 02.07.2013 N 153-ФЗ предусматривались следующие сроки вступления в силу решений:

— 20 рабочих дней — в случае вынесения решения по результатам рассмотрения материалов выездной налоговой проверки консолидированной группы налогоплательщиков;

— 10 рабочих дней — для остальных решений.

*(2) Направить решение по почте налоговый орган должен также в пределах 5 рабочих дней со дня его вынесения (п. 29 постановления Пленума ВАС РФ от 30.07.2013 N 57).

*(3) Правило определения срока получения решения в случае его отправления по почте введено в НК РФ Федеральным законом от 27.07.2010 N 229-ФЗ и предусматривало, что в этом случае решение считается полученным по истечении шести дней с даты направления заказного письма. Данная формулировка нормы конкретизирована Федеральным законом от 02.07.2013 N 153-ФЗ и действует в приведенной в тексте редакции с 3 августа 2013 года.

Актуальная версия заинтересовавшего Вас документа доступна только в коммерческой версии системы ГАРАНТ. Вы можете приобрести документ за 75 рублей или получить полный доступ к системе ГАРАНТ бесплатно на 3 дня.

Купить документ Получить доступ к системе ГАРАНТ

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.

Информационный блок » Энциклопедия решений. Налоги и взносы » — это совокупность уникальных актуализируемых аналитических материалов по наиболее популярным темам в сфере налогообложения

Каждый материал подкреплен ссылками на нормативные правовые акты, учитывает сложившуюся судебную практику и актуализируется по мере изменения законодательства

Материал приводится по состоянию на октябрь 2019 г.

См. содержание Энциклопедии решений. Налоги и взносы

При подготовке «Энциклопедии решений. Налоги и взносы» использованы авторские материалы, предоставленные Д. Акимочкиным, Л. Ананьевой, Ю. Бадалян, И. Башкировой, Я. Бушуевой, Ю. Волковой, О. Ганелесом, Д. Игнатьевым, Р. Дулатовым, Л. Карасевич, И. Котыло, И. Лазаревой, Е. Лазуковой, Е. Макаренко, Е. Мельниковой, В. Молчановым, О. Монако, И. Олейник, В. Сергеевой, Е. Титовой, О. Ткач, О. Шпилевой и др.

Решение по налоговой проверке

— документ, который принимает налоговый орган по результатам рассмотрения материалов налоговой проверки. Руководитель (заместитель руководителя) налогового органа выносит решение:

1) о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения;

2) об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения.

Уплата налогов, штрафов и пеней

Уплата налогов и штрафов по окончании налоговой проверки производится в течение восьми рабочих дней со дня получения требования налогового органа (п. 4 ст. 69 НК РФ), если более продолжительный период времени для уплаты налога не указан в этом требовании.

Если на дату получения требования у налогоплательщика имеется переплата по соответствующему виду налогов (федеральным, региональным, местным), она может быть зачтена в счет уплаты недоимок, пеней и (или) штрафов по итогам проверки (п. п. 1, 5 ст. 78 НК РФ). В этом случае обязанность по уплате считается выполненной в день вынесения налоговым органом решения о зачете (пп. 4 п. 3 ст. 45 НК РФ).

Если налогоплательщик добровольно не исполнит решение налогового органа и не уплатит в срок, предусмотренный требованием, недоимку и штраф, ему грозит принудительное взыскание (ст. 46 НК РФ).

Подаем апелляцию

Решение о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения или решение об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения, не вступившее в силу, может быть обжаловано в апелляционном порядке путем подачи апелляционной жалобы (ст. 101.2 НК РФ).

Примечание. В решении о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения либо в решении об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения указываются срок, в течение которого лицо, в отношении которого вынесено решение, вправе его обжаловать, порядок обжалования решения в вышестоящий налоговый орган.

Жалоба подается налогоплательщиком в вышестоящий налоговый орган в течение 10 рабочих дней со дня вручения решения. Если решение обжаловалось, оно может вступить в силу после принятия решения по апелляционной жалобе лицом в вышестоящем налоговом органе.

Читайте так же:  Стандартный налоговый вычет какая статья

Если вышестоящий налоговый орган, рассматривающий апелляционную жалобу, не отменит решения нижестоящего налогового органа, то последнее вступает в силу со дня его утверждения вышестоящим налоговым органом.

В случае если вышестоящий налоговый орган, рассматривающий апелляционную жалобу, изменит решение нижестоящего налогового органа, то это решение с учетом внесенных изменений вступает в силу со дня принятия соответствующего решения вышестоящим налоговым органом.

Если решение уже вступило в силу и не было обжаловано в апелляционном порядке, то оно также может быть обжаловано в вышестоящий налоговый орган. В этом случае по ходатайству лица, обжалующего решение налогового органа, вышестоящий налоговый орган вправе приостановить исполнение обжалуемого решения.

Решение о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения может быть обжаловано в судебном порядке только после обжалования этого решения в вышестоящем налоговом органе.

В случае обжалования такого решения в судебном порядке срок для обращения в суд исчисляется со дня, когда лицу, в отношении которого вынесено это решение, стало известно о вступлении его в силу.

Выносится решение

Решение о привлечении к налоговой ответственности либо об отказе в привлечении к налоговой ответственности по результатам налоговой проверки составляется в течение 10 рабочих дней со дня истечения срока для представления возражений (ст. 101 НК РФ).

В течение пяти рабочих дней со дня его составления решение должно быть вручено налогоплательщику.

Еще через 10 рабочих дней со дня вручения решение вступает в силу.

Если решение отправлено заказным письмом, то оно считается полученным на шестой рабочий день с момента отправки (т.е. вступит в силу спустя 16 рабочих дней с даты его отправления).

Перед вынесением решения руководителем или заместителем руководителя налогового органа, проводившего налоговую проверку, рассматриваются акт и другие материалы налоговой проверки, в ходе которой были выявлены нарушения законодательства о налогах и сборах, а также представленные проверяемым лицом письменные возражения по указанному акту и приложенные к ним документы.

Если необходимо получить дополнительные доказательства для подтверждения факта совершения нарушений законодательства о налогах и сборах или отсутствия таковых, руководитель или заместитель руководителя налогового органа вправе вынести решение о проведении в срок, не превышающий один месяц, дополнительных мероприятий налогового контроля.

В этом случае окончательное решение о привлечении налогоплательщика к ответственности принимается после проведения дополнительных мероприятий по истечении месячного срока.

В решении излагаются:

— обстоятельства совершенного привлекаемым к ответственности лицом налогового правонарушения таким образом, как они были установлены проведенной проверкой, со ссылкой на документы и иные сведения, подтверждающие указанные обстоятельства;

— доводы, приводимые лицом, в отношении которого проводилась проверка, в свою защиту, и результаты проверки этих доводов;

— решение о привлечении налогоплательщика к налоговой ответственности за конкретные налоговые правонарушения с указанием статей НК РФ, предусматривающих данные правонарушения и применяемые меры ответственности;

— указываются размер выявленной недоимки и соответствующих пеней, а также подлежащий уплате штраф.

Комментарий

Решение по налоговой проверке — это документ, который принимает налоговый орган по результатам рассмотрения материалов налоговой проверки.

Решение по налоговой проверке регулируется пунктами 7 — 9 статьи 101 Налогового кодекса России (НК РФ).

Руководитель (заместитель руководителя) налогового органа выносит решение:

1) о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения (Форма по КНД 1165020, утв. Приказом ФНС России от 08.05.2015 N ММВ-7-2/[email protected]);

2) об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения (Форма по КНД 1165021, утв. Приказом ФНС России от 08.05.2015 N ММВ-7-2/[email protected]).

В решении о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения излагаются обстоятельства совершенного привлекаемым к ответственности лицом налогового правонарушения так, как они установлены проведенной проверкой, со ссылкой на документы и иные сведения, подтверждающие указанные обстоятельства, доводы, приводимые лицом, в отношении которого проводилась проверка, в свою защиту, и результаты проверки этих доводов, решение о привлечении налогоплательщика к налоговой ответственности за конкретные налоговые правонарушения с указанием статей настоящего Кодекса, предусматривающих данные правонарушения, и применяемые меры ответственности.

В решении о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения указываются размер выявленной недоимки и соответствующих пеней, а также подлежащий уплате штраф.

В решении об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения излагаются обстоятельства, послужившие основанием для такого отказа.

В решении об отказе в привлечении к ответственности за налоговые правонарушения могут быть указаны размер недоимки, если эта недоимка была выявлена в ходе проверки, и сумма соответствующих пеней.

Срок вынесения решения по результатам налоговой проверки

Срок вынесения решения по результатам налоговой проверки определен в пункте 1 статьи 101 НК РФ.

По результатам рассмотрения письменных возражений по акту налоговой проверки руководителем (заместителем руководителя) налогового органа в течение 10 дней со дня истечения срока, указанного в пункте 6 статьи 100 НК РФ*, принимается решение по результатам налоговой проверки или решение о проведении дополнительных мероприятий налогового контроля. Срок рассмотрения материалов налоговой проверки и вынесения соответствующего решения может быть продлен, но не более чем на один месяц.

* в течение одного месяца со дня получения акта налоговой проверки вправе представить в соответствующий налоговый орган письменные возражения по указанному акту в целом или по его отдельным положениям (п. 6 ст. 100 НК РФ).

Дата вступления в силу решения по результатам налоговой проверки

Решение о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения и решение об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения вступают в силу по истечении одного месяца со дня вручения лицу, в отношении которого было вынесено соответствующее решение (его представителю) (п. 9 ст. 101 НК РФ).

Указанное решение в течение пяти дней со дня его вынесения должно быть вручено лицу, в отношении которого оно было вынесено (его представителю), под расписку или передано иным способом, свидетельствующим о дате получения решения этим лицом (его представителем).

В случае, если указанное решение невозможно вручить или передать иным способом, свидетельствующим о дате его получения, оно направляется по почте заказным письмом по месту нахождения организации (обособленного подразделения) или месту жительства физического лица. В случае направления решения по почте заказным письмом датой его вручения считается шестой день со дня отправки заказного письма.

Решение по налоговой проверке может быть обжаловано в вышестоящем налоговом органе (см. Досудебное урегулирование налоговых споров).

Если налогоплательщик подает апелляционную жалобу на решение налогового органа, то решение вступает в силу в порядке, предусмотренном статьей 101.2 НК РФ — со дня принятия вышестоящим налоговым органом решения по апелляционной жалобе:

Читайте так же:  Валютный таможенный контроль еаэс

«1. В случае обжалования решения налогового органа о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения или решения об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения в апелляционном порядке такое решение вступает в силу в части, не отмененной вышестоящим налоговым органом, и в необжалованной части со дня принятия вышестоящим налоговым органом решения по апелляционной жалобе.

2. В случае, если вышестоящий налоговый орган, рассматривающий апелляционную жалобу, отменит решение нижестоящего налогового органа и примет новое решение, такое решение вышестоящего налогового органа вступает в силу со дня его принятия.

3. В случае, если вышестоящий налоговый орган оставит без рассмотрения апелляционную жалобу, решение нижестоящего налогового органа вступает в силу со дня принятия вышестоящим налоговым органом решения об оставлении апелляционной жалобы без рассмотрения, но не ранее истечения срока подачи апелляционной жалобы.»

То есть, подача апелляционной жалобы проводит к отсрочке исполнения решения налогового органа до даты принятия решения вышестоящим налоговым органом.

Налогоплательщик вправе оспорить решение по налоговой проверке и после вступления в силу такого решения. Но, в этом случае, подача жалобы в вышестоящий налоговый орган не приостанавливает исполнение обжалуемого акта налогового органа или совершение обжалуемого действия его должностным лицом (п. 5 ст. 138 НК РФ). В то же время, в случае обжалования решения налогового органа в вышестоящий налоговый орган по заявлению лица, подавшего жалобу, исполнение обжалуемого акта или совершение обжалуемого действия может быть приостановлено при наличии достаточных оснований полагать, что указанный акт или указанное действие не соответствует законодательству Российской Федерации. Решение о приостановлении исполнения обжалуемого акта или совершения обжалуемого действия принимается вышестоящим налоговым органом. О принятом решении в течение трех дней со дня его принятия сообщается в письменной форме лицу, подавшему жалобу.

Важное судебное решение

При обеспечении общего срока, ограничивающего временные рамки вмешательства государства в имущественную сферу налогоплательщика, оспариваемое заявителем законоположение не может рассматриваться как нарушающее конституционные права налогоплательщика.

Другой комментарий к Ст. 101.2 Налогового кодекса Российской Федерации

Комментарий к статье 101.2 НК в процессе написания. Заходите позже.

Составлен акт налоговой проверки: возражения, решение, апелляция, требование об уплате налогов, принудительное взыскание

О том, что проверка закончена, вас уведомят соответствующей справкой. Кстати, со дня ее составления налоговики должны покинуть территорию налогоплательщика. Справка носит информационный характер, в ней фиксируются:

— сроки ее проведения.

Акт по результатам выездной налоговой проверки оформляется в течение двух месяцев с момента ее окончания (ст. 100 НК РФ) и содержит:

— подробные выводы проверяющих;

— документально подтвержденные факты нарушений законодательства о налогах и сборах, выявленные в ходе проверки, или запись об отсутствии таковых;

— выводы и предложения по устранению выявленных нарушений и ссылки на статьи НК РФ, если за данные нарушения законодательства о налогах и сборах предусмотрена налоговая ответственность.

Акт налоговой проверки подписывают лица, проводившие проверку, а также проверяемое лицо.

Акт налоговой проверки должен быть вручен лицу, в отношении которого проводилась проверка, или его представителю в течение пяти рабочих дней с даты составления этого акта (п. 5 ст. 100 НК РФ).

Акт может быть вручен налогоплательщику под роспись или отправлен заказным письмом; в этом случае он считается полученным на шестой день с даты отправки заказного письма.

Примечание. Со дня получения акта начинается отсчет срока, предусмотренного для написания возражений, и фиксация этого срока крайне важна.

Возражаю!

В случае несогласия с фактами, изложенными в акте налоговой проверки, а также с выводами и предложениями проверяющих налогоплательщик может представлять возражения по акту в целом или в отношении отдельных его положений.

Возражения подаются в произвольной форме в письменном виде (п. 6 ст. 100 НК РФ) в течение 15 рабочих дней со дня получения акта налоговой проверки (п. 6 ст. 100 НК РФ).

Надо указать, с какими именно положениями акта вы не согласны. Эта позиция должна быть обоснована ссылками на нормы законодательства, судебной практикой, причем приоритет отдается решениям ВАС РФ и решениям судов по соответствующим судебным округам.

Тот факт, что возражения не были написаны, еще не свидетельствует о том, что налогоплательщик согласился с выводами, изложенными в акте проверки. Это никак не влияет на возможность последующего обжалования решения налоговых органов в суде. Однако, подавая возражения, следует учитывать, что они могут повлечь за собой проведение дополнительных мероприятий налогового контроля (п. 6 ст. 101 НК РФ). И тогда решение по результатам проверки будет принято с учетом данных, которые получены в ходе проведения дополнительных мероприятий.

Выставление требования об уплате налогов

Требование об уплате налогов, пеней и штрафов на основании вступившего в силу решения о привлечении к налоговой ответственности направляется налогоплательщику в течение 10 рабочих дней с даты вступления в силу данного решения (п. 2 ст. 70 НК РФ).

Примечание. Требование, направленное организации налоговым органом, в котором налогоплательщик состоит на учете, передается руководителю организации лично под расписку или направляется по почте заказным письмом. В этом случае оно считается полученным по истечении шести рабочих дней с даты направления заказного письма.

Требование должно содержать сведения:

— о сумме задолженности по налогу;

— размере пеней, начисленных на момент направления требования;

— сроке уплаты налога, установленного законодательством о налогах и сборах;

— сроке исполнения требования;

— мерах по взысканию налога и обеспечению исполнения обязанности по уплате налога, которые применяются в случае неисполнения требования налогоплательщиком.

Во всех случаях требование должно содержать подробные данные об основаниях взимания налога, а также ссылку на положения законодательства о налогах и сборах, которые устанавливают обязанность налогоплательщика уплатить налог.

Дополнительно

Выездная налоговая проверка — налоговая проверка, которая проводится на территории (в помещении) налогоплательщика на основании решения руководителя (заместителя руководителя) налогового органа

Камеральная налоговая проверка — налоговая проверка, которая проводится по месту нахождения налогового органа на основе налоговых деклараций (расчетов) и документов, представленных налогоплательщиком, а также других документов о деятельности налогоплательщика, имеющихся у налогового органа.

Дополнительные мероприятия налогового контроля — мероприятия налогового контроля, которые проводятся дополнительно, после окончания выездной налоговой проверки, в случае необходимости получения дополнительных доказательств для подтверждения факта совершения нарушений законодательства о налогах и сборах или отсутствия таковых.

Видео (кликните для воспроизведения).

Досудебное урегулирование налоговых споров — предусмотренная налоговым кодексом Российской Федерации процедура досудебного обжалования актов налоговых органов.

Источники

Вступление в силу решения налоговой проверки
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here