Возмещение иностранного ндс

Возврат НДС из бюджета иностранного государства

Возмещение суммы НДС, уплаченной российской компанией за рубежом

Используя различные механизмы налоговой оптимизации, компания может значительно сократить свои расходы. Настоящая статья посвящена одному из способов налоговой оптимизации, который пока не очень хорошо знаком российскому предпринимательскому сообществу, а именно, возврату из бюджета иностранного государства суммы НДС, уплаченной российской компанией за границей. Механизм возврата НДС из бюджета иностранного государства представляет интерес для российских организаций, которые по роду своей деятельности несут расходы на территории иностранного государства, в первую очередь, для компаний, осуществляющих международные перевозки.

В целях защиты конкуренции и создания равных условий для местных и иностранных организаций в некоторых странах предусмотрена возможность возврата иностранным лицам уплаченных сумм НДС. Правовой основой возврата НДС в европейских странах является 13-я Директива Совета Европейских Сообществ от 17 ноября 1986 г. № 86/560/EEC (далее — Директива).

Согласно Директиве государство-участник ЕЭС (в настоящее время, Европейского Союза) обязуется возмещать налогоплательщику (taxable person), являющемуся резидентом государства за пределами ЕЭС, сумму НДС, «уплаченную в связи с оказанными ему услугами или поставленным ему на данной территории или в данной стране другими налогоплательщиками движимым имуществом», а также, при определенных условиях и ограничениях, сумму НДС, взысканную в связи с импортом товаров в данную страну (п. 1 ст. 2).

Для использование возможности по возврату НДС налогоплательщик должен соответствовать ряду критериев (ст. 1):

1. Прежде всего, под налогоплательщиком понимается лицо, которое самостоятельно и независимо занимается предпринимательской деятельностью (economic activity), связанной с производством, торговлей, оказанием услуг;

2. Налогоплательщик не ведет экономической деятельности, а равно не имеет постоянного офиса (fixed establishment) для осуществления экономической деятельности на территории Европейского Союза (ЕС);

3. Налогоплательщик не имеет постоянного адреса или места нахождения в ЕС;

4. За некоторыми определенными исключениями, налогоплательщик не поставляет товары, не оказывает услуги на территории соответствующего государства ЕС.

Таким образом, возможность по возврату НДС из бюджета государства-участника ЕС может быть использована российскими коммерческим организациями и индивидуальными предпринимателями, Модная одежда оптом Украина . Сайт http://stok-odessa.com. которые не имеют какой-либо связи с данным государством, в частности, не имеют представительства и не ведут экономической деятельности на его территории.

Затраты, с которых НДС подлежит возмещению

В список затрат, уплаченный в связи с которыми НДС можно возместить, входят, например:

— расходы на участие в выставках, семинарах и конференциях;
— расходы на питание и проживание в гостинице;
— расходы на приобретение топлива;
— расходы на аренду и ремонт транспорта, запчасти;
— расходы на аренду помещений и оборудования;
— транспортные расходы;
— почтовые и телекоммуникационные расходы;
— расходы по обучению и стажировке персонала;
— расходы на услуги по маркетингу и рекламе;
— расходы на услуги по исследованию рынка;
— расходы на бухгалтерские и юридические услуги, услуги переводчика;
— расходы на услуги по установке и монтажу оборудования.

Многие из вышеперечисленных видов расходов характерны для транспортных, экспедиторских и логистических компаний. Очевидно, именно для таких компаний возможность по возврату НДС является наиболее актуальной и интересной.

Возмещение НДС по отдельным странам

Руководствуясь принципами, установленными Директивой, российские компании и индивидуальные предприниматели могут обратиться за возмещением НДС из бюджетов Австрии, Бельгии, Дании, Эстонии, Финляндии, Франции, Великобритании, Ирландии, Люксембурга, Нидерландов, Швеции. Таким образом, не все государства-члены ЕС предоставляют возможность возврата НДС налогоплательщикам из России: в соответствии с п. 2 ст. 2 Директивы, допускается введение механизма возврата НДС на условиях взаимности. Между тем, Российская Федерация в подобной ситуации не возмещает НДС иностранным компаниям и предпринимателям. Помимо стран ЕС, возможно обратиться за возвратом НДС в налоговые органы Норвегии, Монако, Исландии и Канады.

Принимая во внимание то, что ставка налога в отдельных странах может достигать 25%, использование механизма возврата НДС из бюджета иностранного государства позволяет существенно сократить расходы, понесенные за рубежом.

Условия возврата НДС

Можно выделить два основных условия возврата НДС согласно Директиве, первое относится к налогоплательщику, второе — к предъявляемым документам:

1.Обратившийся за возвратом НДС налогоплательщик не должен иметь представительства или вести какую-либо облагаемую налогом деятельность в данном государстве (это условие было рассмотрено выше), а также должен уплачивать НДС в своей стране.

Основные требования к представляемым документам состоят в следующем:

2.Необходимо предоставить заявление о возврате НДС, документально подтвердить, что заявитель является налогоплательщиком НДС в России, а также представить оригиналы счетов на оплату с указанием суммы НДС к возмещению.

Согласно ст. 3 Директивы, каждая страна имеет право установить свой список документов, условия подачи документов, в том числе срок, период времени, на который может распространяться заявление, уполномоченные на рассмотрение заявления государственные органы, минимальную сумму налога к возмещению, кроме того, должна предпринять необходимые меры по предотвращению возможного злоупотребления и мошенничества, в частности, обязать заявителя предоставить доказательства, что он ведет предпринимательскую деятельность.

В.А. Слыщенков, старший юрист;
Н.В. Близнякова, юрист.
ООО «Балтийское юридическое бюро»

Возмещение НДС иностранной организацией, не имеющей представительств в РФ

Постановка проблемы

Иностранная компания (далее – Компания) с 1998 г. сдает в аренду недвижимое имущество. Одно из сдаваемых в аренду зданий в 2004 г. сгорело, а в 2005–2006 гг. было отстроено заново с привлечением подрядных организаций и в 2006 г. вновь сдано в аренду.

Предъявленный подрядчиками НДС за 2005–2006 гг. заявлен Компанией в налоговых декларациях 2006 г., которые поданы в налоговый орган в январе 2009 г. с заявлением о возмещении НДС на банковский счет Компании.

Компания состоит на налоговом учете в качестве налогоплательщика в налоговой инспекции по месту нахождения недвижимого имущества с 2004 г. До января 2009 г. отчетность подавалась налоговым агентом Компании – арендатором, НДС и налог на прибыль перечислялись в бюджетную систему РФ также налоговым агентом при выплате арендной платы.

Налоговая инспекция отказала Компании в возмещении НДС на том основании, что она не представила документов, необходимых для постановки на учет в налоговом органе в качестве представительства иностранной организации, являющейся плательщиком НДС по месту постановки на учет каждого из своих филиалов и представительств.

Иных обстоятельств в качестве оснований отказа Компании в возмещении НДС инспекция не указала.

Попытки решения проблемы

Получив отказ в возмещении НДС, Компания обратилась в арбитражный суд с заявлением о признании его незаконным и о вменении в обязанность налоговому органу возместить НДС путем возврата с процентами за нарушение сроков возврата. Правовая позиция налогоплательщика состояла в следующем.

Читайте так же:  Декларация 3 ндфл недвижимость

Согласно пункту 2 статьи 173 и пункту 1 статьи 176 НК РФ в случае, если по итогам налогового периода сумма налоговых вычетов превышает общую сумму НДС, исчисленную по операциям, признаваемым объектом налогообложения, полученная разница подлежит возмещению (зачету, возврату) налогоплательщику в соответствии с положениями статьи 176 НК РФ, за исключением случаев, когда налоговая декларация подана налогоплательщиком по истечении трех лет после окончания соответствующего налогового периода.

О ПОСТАНОВКЕ ИНОСТРАННЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ НА НАЛОГОВЫЙ УЧЕТ

(п. 2 ст. 144 НК РФ)

Иностранные организации вправе встать на учет в налоговых органах в качестве налогоплательщиков по месту нахождения своих постоянных представительств в РФ. Постановка на учет осуществляется налоговым органом на основании письменного заявления иностранной организации.

При отсутствии у налогоплательщика недоимки по НДС и иным федеральным налогам, а также задолженности по соответствующим пеням и штрафам, подлежащим уплате, сумма НДС, которая должна быть возмещена по решению налогового органа, возвращается по заявлению налогоплательщика на указанный им банковский счет (п. 6 ст. 176 НК РФ).

Согласно общему правилу вычетам подлежат суммы НДС, предъявленные налогоплательщику при приобретении товаров (работ, услуг) в отношении товаров (работ, услуг), приобретаемых для осуществления операций, признаваемых объектами налогообложения в соответствии с главой 21 НК РФ (п. 1 п. 2 ст. 171 НК РФ). Исключений из этого правила или каких-то особенностей для налогоплательщика – иностранной компании, состоящей на налоговом учете в налоговых органах РФ на момент приобретения работ и услуг, налоговым законодательством РФ не установлено. Также в главе 21 НК РФ в качестве основания (условия) для получения права на вычет НДС не предусмотрена постановка иностранной компании на налоговый учет в качестве налогоплательщика НДС.

Налоговые вычеты по НДС производятся на основании счетов-фактур, выставленных продавцами товаров (работ, услуг), при наличии соответствующих первичных документов (п. 1 ст. 172 НК РФ).

Инспекция ссылалась на пункт 2 статьи 144 НК РФ (см. текст на полях, с. 52), однако:

— постановка на налоговый учет по месту нахождения своих постоянных представительств в РФ – лишь право иностранной компании;

— у Компании на территории РФ нет постоянных представительств в том смысле, который придается этому понятию в статье 306 НК РФ. Деятельность Компании по сдаче в аренду недвижимого имущества не признается деятельностью, образующей постоянное представительство. Более того, у Компании нет в РФ представительств, филиалов и каких-либо отделений и в смысле гражданского законодательства.

Согласно пункту 2.1.1.1 Положения об особенностях учета в налоговых органах иностранных организаций 1 (далее – Положение), если иностранная организация осуществляет или намеревается осуществлять деятельность в РФ через отделение в течение периода, превышающего 30 календарных дней в году (непрерывно или по совокупности), то она обязана встать на учет в налоговом органе по месту осуществления деятельности не позднее 30 дней с даты ее начала.

Иностранные и международные организации, имеющие в РФ недвижимое имущество, за исключением транспортных средств, относящихся к недвижимому имуществу в соответствии с законодательством РФ, подлежат постановке на учет по месту нахождения вышеназванного имущества в налоговом органе, осуществляющем учет этих организаций (п. 2.4.2 Положения).

При постановке на учет иностранной организации налоговым органом как по месту осуществления деятельности, так и по месту нахождения недвижимого имущества выдается Свидетельство по форме 2401ИМД с указанием ИНН (п. 2.1.1.1 и 2.4.3 Положения).

Такие свидетельства Компанией получены, ИНН Компании присвоен, он один. При этом деятельности на территории России, кроме сдачи в аренду недвижимого имущества, Компания не осуществляет.

Из положений статей 171, 172 и 176 НК РФ следует, что постановка представительства Компании на учет не является условием получения Компанией права на возмещение НДС.

Такая позиция подтверждается практикой ФАС Московского округа, в том числе по приведенному в пример делу 2 .

Интересен дополнительный довод налоговой инспекции, заявленный ею в рассмотренном деле: поскольку налоговый агент уже возместил из бюджета часть суммы НДС, уплаченного в нарушение установленного порядка за Компанию, повторное возмещение путем возврата указанной суммы Компании не основано на нормах права 3 .

В ответ Компания привела следующие аргументы: возмещение налоговым агентом из бюджета суммы «входного» НДС не влияет на право Компании на возврат этой суммы из бюджета. На это право не влияет и вывод инспекции о том, что нарушен порядок уплаты НДС, так как его должен был перечислять в бюджет сам налогоплательщик.

В итоговом судебном акте кассационный суд подтвердил эту позицию, указав, что:

первоначальная подача налоговых деклараций, исчисление, а также фактическая уплата налога не налогоплательщиком, а его арендатором как налоговым агентом не может быть основанием для отказа налогоплательщику в возврате НДС при установлении факта излишней уплаты налога;

довод инспекции о том, что возврат Компании из бюджета спорной суммы НДС является повторным, поскольку эта сумма уже возвращена из бюджета налоговым агентом, основан на неправильном толковании налогового законодательства в отношении сумм, различных по своей правовой природе и подлежащих возврату по различным правовым основаниям. Налогоплательщик обратился за возвратом излишне уплаченной суммы НДС, исчисленной с облагаемых операций (ст. 78 НК РФ), а налоговый агент – за возмещением НДС, уплаченного поставщику и подлежащего налоговому вычету (п. 2, 3 ст. 171, п. 1 ст. 172, 173 НК РФ).

Выводы

Иностранная организация встает на налоговый учет в конкретном налоговом органе по одному из названных в статье 83 НК РФ оснований, а не по какому-либо конкретному налогу.

Постановка на учет в налоговом органе в качестве плательщика НДС не предусмотрена НК РФ – более того, она не является условием для налоговых вычетов по НДС.

Таким образом, иностранная компания, если ее деятельность не образует постоянного представительства в РФ, вправе заявлять налоговые вычеты по НДС в связи с деятельностью, облагаемой НДС, и получать возмещение в случае превышения налоговых вычетов над суммой НДС к уплате.

N.A. Travkina, I.V. Kravchenko
Recovery of VAT by a foreign company that has no representative office in the Russian Federation
Russian legislation on taxes and levies does not establish any VAT recovery rule particular to foreign companies without representative offices or subsidiaries in the Russian Federation, but which are registered with the tax authorities. Despite this, the tax authorities keep finding grounds, albeit unlawful, for refusing to allow such companies to recover VAT.

Читайте так же:  Сроки перехода на упрощенную систему налогообложения

Ключевые слова: «НДС» – «иностранная компания» – «представительство в РФ» – «налоговый агент» – «налоговый вычет» – «аренда» – «недвижимое имущество»

Вычет по НДС с иностранного юридического лица

Осуществляя хозяйственную деятельность, нередко организации вступают в экономические связи с иностранными юридическими лицами. Заключая различные договора на покупку товаров (работ, услуг) с иностранной фирмой, необходимо обратить особое внимание на два следующих обстоятельства:

1. На территории какого государства приобретаются товары (работы, услуги)?

2. Зарегистрирована ли иностранная компания на территории Российской Федерации, как налогоплательщик по НДС?

Дело в том, что налоговое законодательство по НДС, связывает возникновение обязанностей налогового агента по данному налогу с одновременным выполнением двух условий, а именно:

  • Товары (работы, услуги) приобретены у иностранного юридического лица на территории России;
  • Иностранное юридическое лицо не состоит в России на налоговом учете.

Если эти два условия выполняются, то, перечисляя денежные средства за товары (работы, услуги) своему иностранному партнеру, организация должна будет удержать из этих денег соответствующую сумму налога и перечислить ее в бюджет.

В том случае, если хоть одно из вышеперечисленных условий не соблюдается, то делать этого не нужно, иначе говоря, обязанностей налогового агента у организации не возникает.

Пример.

Предположим, что российская торговая фирма приобрела партию компьютеров у представительства немецкой фирмы, имеющей аккредитацию в Российской Федерации и состоящей на учете в налоговом органе. Стоимость договора, согласованная сторонами составляет 1 416 000 рублей с учетом налога на добавленную стоимость.В данной ситуации не соблюдается наличие второго условия, выдвигаемого налоговым законодательством, поэтому российская организация не будет являться налоговым агентом. Осуществляя выплату продавцу за приобретенный товар, организация перечислит полную сумму по договору с учетом налога, а немецкая сторона, исчислит и уплатит налог на добавленную стоимость самостоятельно.

Определяя выполнение первого из условий, организация должна особое внимание обратить на следующие статьи Налогового Кодекса РФ: статья 147 «Место реализации товаров» и статья 148 «Место реализации работ (услуг).

Следующий момент, на который нужно обратить внимание, это возможность получения вычета по налогу.

Сумму НДС, удержанную из денег, перечисляемых иностранной компании, при определенных условиях налоговый агент может принять к вычету. Эти условия следующие:

– российская фирма является плательщиком НДС;

– товары (работы, услуги) приобретены для осуществления производственной деятельности или иных операций, облагаемых НДС;

— сумма налога по этим товарам (работам, услугам) удержана из денег, перечисленных иностранной компании, и уплачена в бюджет.

Рассмотрим на конкретном примере, чтобы было наиболее понятно.

Пример.

Немецкая компания, не зарегистрированная на территории РФ в качестве налогоплательщика, оказала российскому производственному объединению инжиниринговые услуги. Стоимость услуг по контракту составила 17 700 евро с учетом налога. Акт на оказание услуг подписан 5 февраля 2004 года Российская сторона расплатилась с иностранной компанией 12 февраля 2004 года

Для инжиниринговых услуг основным критерием для определения места реализации услуги является показатель «место о существления деятельности покупателя». Покупатель осуществляет деятельность на территории РФ, следовательно, данные услуги попадают под налогообложение НДС и облагаются налогом по ставке 18%.

Бухгалтер российского объединения исчислил сумму налога, которую в данном случае должна заплатить российская организация, исполняющая обязанности налогового агента, следующим образом.

17 700 евро х 18/118 = 2700 евро.

В соответствии с требованиями пункта 4 статьи 174 НК РФ российская организация перечислила сумму налога в бюджет одновременно с выплатой задолженности немецкой стороне. Курс евро по данным ЦБ РФ составил:

5 февраля 2004 года –35,7914 рублей/евро;

12 февраля 2004 года – 36,1576 рублей/евро;

В учете российского производственного объединения это отразилось следующим образом:

Корреспонденция счетов Сумма, рублей Содержание хозяйственной операции
Дебет Кредит
5 февраля 2004 года
26 «Общехозяйственные расходы» 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» 536 871 приняты к учету оказанные услуги без учета налога (17 700 – 2700) х 35,7914 рублей/евро
19 «Налог на добавлен-ную стоимость по матери-альным ценностям» 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» 96 636,78 выделен НДС со стоимости услуг иностранной компании (2700 евро х 35,7914 рублей/евро)
12 февраля 2004 года
60 « Расчеты с поставщиками и подрядчиками» 68 «Расчеты по налогам и сборам» субсчет «НДС» 97 625,52 удержан НДС из суммы дохода, подлежащей выплате иностранной компании (2700 евро х 36,1576 рублей/евро)
60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» 52 «Валютный счет» 542 364 перечислены денежные средства по контракту ((17 700 евро – 2700 евро) х 36,1576 рублей/евро)
91-2 «Прочие расходы» 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» 5493 отражена отрицательная курсовая разница (15 000 евро х (36,1576 рублей/евро — 35,7914 рублей/евро))
68 «Расчеты по налогам и сборам» субсчет «НДС» 51 «Расчетный счет» 97 625,52 НДС уплачен в бюджет
19 «Налог на добавленную стоимость по материальным ценностям» 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» 988,74 скорректирована сумма НДС, подлежащая вычету (2 700 евро х (36,1576 рублей/евро — 35,7914 рублей/евро))
68 «Расчеты по налогам и сборам» субсчет «НДС» 19 «Налог на добавленную стоимость по материальным ценностям» 97 625,52 НДС предъявлен к вычету

При применении права на налоговые вычеты, организация – налоговый агент должна особое внимание обратить на пункт 3 статьи 171 НК РФ*

* Вычетам подлежат суммы налога, уплаченные в соответствии со статьей 173 настоящего Кодекса покупателями — налоговыми агентами.

Право на указанные налоговые вычеты имеют покупатели — налоговые агенты, состоящие на учете в налоговых органах и исполняющие обязанности налогоплательщика в соответствии с настоящей главой. Налоговые агенты, осуществляющие операции, указанные в пункте 4 статьи 161 настоящего Кодекса, не имеют права на включение в налоговые вычеты сумм налога, уплаченных по этим операциям.

Положения настоящего пункта применяются при условии, что товары (работы, услуги) были приобретены налогоплательщиком, являющимся налоговым агентом, для целей, указанных в пункте 2 настоящей статьи, и при их приобретении он удержал и уплатил налог из доходов налогоплательщика .*

Исходя из текста данной статьи следует, что к возмещению может быть поставлена только сумма налога, которую налоговый агент удержал из доходов, полученных иностранным налогоплательщиком. Если же по какой-либо причине российская организация не произвела удержание налога с выручки, полученной «иностранцем» и осуществила уплату налога в бюджет за счет собственных средств, то она не имеет права на возмещение.

В данном случае не поможет и ситуация, когда стороны предусматривают в контракте положения, в соответствие, с которыми одна из сторон договора берет на себя обязательство уплачивать налоги за счет своего контрагента. Дело в том, что российское законодательство запрещает включение таких налоговых оговорок в контракты.

Читайте так же:  Годность справки 2 ндфл для налогового вычета

Однако не всегда суммы налога на добавленную стоимость, уплаченные налоговым агентом могут быть приняты им к вычету. В некоторых ситуациях эти суммы учитываются в стоимости соответствующих товаров (работ, услуг), в том числе основных средств и нематериальных активов. Такое положение устанавливает пункт 2 статьи 170 НК РФ*

*2. Суммы налога, предъявленные покупателю при приобретении товаров (работ, услуг), в том числе основных средств и нематериальных активов, либо фактически уплаченные при ввозе товаров, в том числе основных средств и нематериальных активов, на территорию Российской Федерации, учитываются в стоимости таких товаров (работ, услуг), в том числе основных средств и нематериальных активов, в случаях:

Видео (кликните для воспроизведения).

1) приобретения (ввоза) товаров (работ, услуг), в том числе основных средств и нематериальных активов, используемых для операций по производству и (или) реализации (а также передаче, выполнению, оказанию для собственных нужд) товаров (работ, услуг), не подлежащих налогообложению (освобожденных от налогообложения);

2) приобретения (ввоза) товаров (работ, услуг), в том числе основных средств и нематериальных активов, используемых для операций по производству и (или) реализации товаров (работ, услуг), местом реализации которых не признается территория Российской Федерации;

3) приобретения (ввоза) товаров (работ, услуг), в том числе основных средств и нематериальных активов, лицами, не являющимися налогоплательщиками в соответствии с настоящей главой либо освобожденными от исполнения обязанностей налогоплательщика по исчислению и уплате налога;

4) приобретения (ввоза) товаров (работ, услуг), в том числе основных средств и нематериальных активов, для производства и (или) реализации товаров (работ, услуг), операции по реализации (передаче) которых не признаются реализацией товаров (работ, услуг) в соответствии с пунктом 2 статьи 146 настоящего Кодекса.*

Иностранные налоги и проблемы их учета

Оплачивая работы или услуги зарубежных контрагентов, российские компании иногда вынуждены перечислять в составе их стоимости косвенные налоги. Но Минфин России, как правило, не позволяет отражать эти налоги в расходах.

Российские организации, которые привлекают иностранных партнеров для выполнения той или иной работы (услуги) на территории другого государства, могут столкнуться с проблемой — как отражать в налоговом учете расходы на уплату иностранных налогов? Речь идет о косвенных налогах (в т. ч. НДС), которые были исчислены и уплачены за границей по законам другого государства. Ситуация рассмотрена в журнале «Актуальная бухгалтерия» № 7, 2012.

Иностранный НДС в расходах учесть нельзя

Во избежание двойного налогообложения нормы Налогового кодекса (п. 3 ст. 311, ст. 386.1 НК РФ) позволяют организациям учесть только сумму налога на прибыль (доход) или налога на имущество, уплаченную в соответствии с законодательством иностранных государств. Для НДС такая возможность не предусмотрена (письма Минфина России от 16.12.2009 № 03-03-06/1/813, УФНС России по г. Москве от 18.08.2009 № 16-15/085547). Минфин России также выступает против включения в налоговые расходы сумм иностранного НДС (письма Минфина России от 12.11.2010 № 03-03-06/1/708, от 11.06.2010 № 03-03-06/1/407, от 06.10.2009 № 03-03-06/1/644).

Финансовое ведомство считает, что сумма этого косвенного налога не может быть учтена в составе прочих расходов даже как «другие расходы, связанные с производством и (или) реализацией» (подп. 49 п. 1 ст. 264 НК РФ), поскольку для учета расходов в виде налогов предусмотрена специальная норма (подп. 1 п. 1 ст. 264 НК РФ). Так, в качестве расходов признаются лишь те налоги, которые начислены в соответствии с российским законодательством, а иностранные косвенные налоги, в частности НДС, под действие этой нормы не подпадают. Следовательно, уменьшать базу по налогу на прибыль они не должны.

Иностранный контрагент оказал российской фирме услуги на территории другого государства. Стоимость услуг составила 300 000 долл. (в т. ч. косвенный налог — 6000 долл.).

Следовательно, фирма может включить в расходы только сумму:

300 000 – 6000 = 294 000 долл.

Сумма косвенного налога, уплаченная по законам другого государства, в налоговом учете фирмы не отражается, т. е. ее нельзя включить в расходы при расчете налога на прибыль, зачесть в счет уплаты российского НДС.

В Минфине России также полагают, что косвенный налог, который исчислен по законодательству другого государства и уплачен иностранному продавцу в составе стоимости услуги, нельзя включить в расходы еще и по основаниям, указанным в статье 270 Налогового кодекса (п. 19 ст. 270 НК РФ). То есть речь идет о невозможности включения в расходы сумм налогов, предъявленных покупателю налогоплательщиком (в нашем случае иностранной организацией).

При этом финансовое ведомство предпочитает не обращать внимание на тот факт, что в нашем случае подобные расходы нельзя определить как налоги.

Во-первых, в данной норме Налогового кодекса речь идет о российских налогах, то есть исчисленных согласно требованиям Налогового кодекса, а во-вторых, предъявить их должен именно налогоплательщик. Что касается иностранного продавца, то он в смысле статьи 19 Налогового кодекса таковым не является. Следовательно, данная норма к проблеме «иностранных» налогов не имеет никакого отношения.

Кстати, совсем недавно Минфин России в очередной раз подтвердил свою позицию, отметив, что суммы НДС, предъявленные российской организации при приобретении у иностранной организации работ (услуг), местом реализации которых не является территория России, нельзя учесть при расчете налога на прибыль организаций (письмо Минфина России от 11.03.2012 № 03-04-08/65). Что интересно, в качестве обоснования приведена ссылка уже на другую норму статьи 270 Налогового кодекса (п. 4 ст. 270 НК РФ).

Но если иностранный НДС нельзя включить в расходы напрямую, то, может быть, это можно сделать другими путями? Например, сначала включить этот расход в стоимость товаров (работ, услуг), а уже затем отнести на расходы.

Есть ли другие пути?

Минфин России не позволяет относить иностранный НДС на затраты по производству и реализации также в порядке, который предусмотрен статьей 170 Налогового кодекса. То есть включением сумм налога в стоимость товаров (работ, услуг) (п. 2 ст. 170 НК РФ).

Логика финансистов следующая: в статье 170 Налогового кодекса содержится исчерпывающий перечень случаев, когда суммы НДС, уплаченные поставщику и не подлежащие возмещению, учитываются в стоимости приобретаемых товаров (работ, услуг) при исчислении налога на прибыль. Явное нежелание расширять этот перечень прослеживается и в некоторых письмах налогового ведомства (письмо УФНС России по г. Москве от 20.05.2011 № 16-15/[email protected]).

Но не стоит забывать, что в нашем случае речь идет все-таки не о российском НДС, а об иностранном, поэтому вряд ли к нему можно применять положения этой статьи.

Неудивительно, что российские организации не могут воспользоваться и нормами статьи 171 Налогового кодекса и предъявить НДС другого государства к вычету (письмо УФНС России по г. Москве от 27.10.2011 № 16-15/[email protected]).

Читайте так же:  Организация валютного контроля при перемещении наличных

Исключение — «командировочный» НДС

Таким образом, даже несмотря на очевидную производственную направленность этих расходов, чиновники в своих разъяснениях исключают любую возможность учета сумм зарубежных косвенных налогов. Тем не менее для некоторых случаев Минфин России делает исключение.

Это касается налогов, которые предъявляются российским компаниям при оплате гостиничных услуг за границей (например, во время командировок работников). В этом случае всю сумму налога, содержащуюся в счете, можно включить в состав командировочных расходов (подп. 12 п. 1 ст. 264 НК РФ; письма Минфина России от 30.01.2012 № 03-03-06/1/37, от 14.02.2008 № 03-03-06/4/8).

С одной стороны, вызывает удивление, что в этом случае финансисты рассматривают иностранный косвенный налог уже не в смысле налога, которым он действительно не является по российскому законодательству, а просто в качестве расхода. Причем явно прослеживается желание финансистов найти для этих расходов в главе 25 Налогового кодекса свою специальную норму (письма Минфина России от 09.02.2007 № 03-03-06/1/74, от 30.01.2012 № 03-03-06/1/37).

С другой стороны, если бы Минфин России занял иную позицию и отказался признавать сумму налога обоснованным расходом, то это повлекло бы нарушение трудового законодательства (ст. 168 ТК РФ). Ведь сумма командировочных расходов, которую необходимо возместить работнику, определяется по первичным документам. Следовательно, в нее должен включаться и косвенный налог, уплаченный на территории иностранного государства. Иначе получилось бы, что работодатель обязан возместить сотруднику только часть понесенных им расходов.

Налоговики не согласны с финансистами

Не так давно бизнес неожиданно получил поддержку со стороны налоговиков, которые признали, что суммы уплаченных иностранных косвенных налогов можно учесть в составе расходов при расчете налога на прибыль (письмо ФНС России от 01.09.2011 № ЕД-20-3/1087).

При этом доводы налоговой службы вполне логичны: перечень прочих расходов, которые указаны в статье 264 Налогового кодекса, открыт. Следовательно, в качестве прочих расходов можно учесть любые экономически обоснованные и документально подтвержденные расходы. Исключение лишь одно. Налоги, по которым в законе напрямую предусмотрен порядок устранения двойного налогообложения путем зачета (т. е. налог, уплаченный за границей, зачитывается в счет уплаты соответствующего налога в Российской Федерации), в расходы включить нельзя. В частности, это касается зарубежных налога на прибыль и налога на имущество организаций (п. 3 ст. 311, ст. 386.1 НК РФ).

По нашему мнению, такая позиция наиболее обоснована.

Кстати, еще Конституционный Суд РФ подчеркнул, что законодатель оправданно отказался от закрытого перечня затрат, которые можно учесть при расчете налога на прибыль, и предоставил бизнесу возможность самостоятельно определять эти расходы в каждом конкретном случае. То есть исходя из фактических обстоятельств и особенностей финансово-хозяйственной деятельности той или иной организации (определения КС РФ от 16.12.2008 № 1072-О-О, от 04.06.2007 № 320-О-П).

Арбитражная практика, связанная с учетом сумм иностранных косвенных налогов, пока недостаточно сформировалась, но уже есть решения судов, которые заняли сторону бизнеса в этом вопросе (пост. ФАС ЦО от 13.10.2011 № А62-439/2011, ФАС МО от 22.07.2009 № КА-А40/6679-09, ФАС СЗО от 23.11.2009 № А56-4991/2009).

Экспертиза статьи: Сергей Родюшкин, служба Правового консалтинга ГАРАНТ, профессиональный бухгалтер-эксперт

Энциклопедия решений. Возврат НДС покупателям-иностранцам (Tax Free)

Возврат НДС покупателям-иностранцам (Tax Free)

С 2018 года введена система возврата покупателям-иностранцам НДС (Tax Free) (федеральный закон от 27.11.2017 N 341-ФЗ). Физические лица — иностранцы (не граждане ЕАЭС) вправе претендовать на возврат налога, уплаченного ими на территории РФ в составе цены приобретенных в розницу товаров.

Требования к покупателям

— физические лица — иностранцы кроме граждан ЕАЭС (пункты 1, 4 ст. 169.1 НК РФ);

— вывоз товара в течение трех месяцев со дня приобретения за пределы таможенной территории ЕАЭС через подлежащие определению Правительством РФ пункты пропуска через Государственную границу РФ (пункты 1, 4, 9 ст. 169.1 НК РФ)

Требования к товарам

кроме подакцизных товаров (ст. 181 НК РФ) и товаров, которые определит Правительство РФ (п. 2 ст. 169.1 НК РФ)

Требования к продавцам

организация розничной торговли (или ее обособленное подразделение) должна находиться в месте размещения, упомянутом в перечне, утверждаемом Правительством РФ (п. 5 ст. 169.1 НК РФ), и соответствовать критериям участия, определяемым Правительством РФ*(1):

— являться плательщиком НДС (п. 1 ст. 169.1 НК РФ);

*(1) Перечень критериев, которым одновременно должна удовлетворять организация розничной торговли, являющаяся плательщиком НДС, в целях участия в пилотном проекте по компенсации физическим лицам — гражданам иностранных государств суммы НДС при вывозе товаров за пределы таможенной территории ЕАЭС и перечень мест размещения организаций розничной торговли или их обособленных подразделений для включения в перечень организаций розничной торговли, указанный в абзаце первом п. 5 ст. 169.1 НК РФ, утверждены постановлением Правительства РФ от 06.02.2018 N 105, действующим до 31 декабря 2018 года. Форма заявления о включении организации в перечень организаций розничной торговли, участвующих в системе tax free, утверждена приказом Минпромторга России от 12.02.2018 N 416.

За компенсацией физлицо может обратиться в течение одного года со дня приобретения товаров (п. 9 ст. 169.1 НК РФ). Однако возврату подлежит не весь уплаченный иностранцем НДС, а за вычетом стоимости услуги по компенсации налога (п. 3 ст. 169.1 НК РФ).

Право физлица на возврат НДС подтверждают иностранный паспорт с отметкой о пересечении границы и специальный документ — чек (далее также — чек Tax Free). Для компенсации НДС организации розничной торговли должны выдавать иностранцам, которые приобрели у них в течение одного календарного дня товаров на сумму не менее 10 тысяч рублей с учетом НДС, специальный чек, на котором впоследствии нужно проставить отметку таможенного органа РФ, подтверждающую факт вывоза товаров с территории РФ в установленный срок (пункты 4 — 7 ст. 169.1 НК РФ).

Внимание

Чек Tax Free составляется в произвольной форме с указанием обязательных сведений. При этом ставить печать организации розничной торговли на нем не требуется (см. письмо ФНС России от 11.04.2018 N СД-18-3/[email protected]).

В случае оформления чеков специализированными организациями (торговыми центрами по обслуживанию клиентов (покупателей)) чек Tax Free должен содержать наименование, ИНН, адрес организации розничной торговли (ее филиала), которая реализовала товары физическому лицу.

По мнению ФНС России, внесение изменений в чек Tax Free может производиться как посредством вычеркивания записи о товаре, который был возвращен, так и составлением нового чека (без учета возвращенного товара) при условии, что стоимость товаров (после частичного возврата), отраженная в чеке Tax Free, составит не менее 10 тысяч рублей с учетом НДС. При оформлении нового чека Tax Free ранее оформленный аннулируется. Если первоначальный чек Tax Free физическим лицом не представлен, то оформляется новый чек без учета сведений о возвращенном товаре.

Читайте так же:  Возврат налога за обучение бланки

В случае, если стоимость товаров после частичного их возврата, отраженная в чеке Tax Free, составит менее 10 тысяч рублей с учетом налога, то чек Tax Free, оформленный при покупке товаров до их частичного возврата, подлежит возврату организации розничной торговли.

Распоряжением Правительства РФ от 07.02.2018 N 173-р утвержден перечень пунктов пропуска через государственную границу РФ, при условии вывоза через которые за пределы таможенной территории ЕАЭС товаров иностранные физические лица имеют право на компенсацию суммы НДС.

Иностранный гражданин с чеком Tax Free с проставленной отметкой таможни обращается за возвратом НДС к оказывающим услуги по компенсации суммы НДС лицам.

Реализация услуги по компенсации НДС иностранцам облагается НДС по ставке 0% при условии предоставления в налоговый орган установленного пакета документов (пп. 2.11 п. 1 ст. 164, п. 3.10 ст. 165 НК РФ).

Лица, оказывающие услуги по компенсации НДС, следует передавать подлинники чеков Tax Free с отметками таможенных органов РФ организациям розничной торговли, реализовавшим соответствующие товары, а себе оставлять копии на случай проверки. В налоговую инспекцию такие лица передают реестр сведений из чеков Tax Free. Перечень сведений, которые указываются в реестре, форма и Порядок его заполнения, а также формат и Порядок представления реестра в электронной форме утверждаются ФНС. Реестр представляется в налоговый орган в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи через ОЭД, являющегося российской организацией и соответствующего требованиям, утвержденным ФНС (см. письмо ФНС России от 11.04.2018 N СД-18-3/[email protected]).

Вычет компенсированного покупателю НДС у продавца

Исчисленные ранее и компенсированные иностранцам в установленном порядке суммы НДС организации розничной торговли вправе принять к вычету.

Согласно п. 11 ст. 172 НК РФ вычеты сумм НДС, указанных в п. 4.1 ст. 171 НК РФ, производятся на основании чека Tax Free при наличии на нем отметки таможенного органа РФ, подтверждающей вывоз товаров физическим лицом, за пределы таможенной территории ЕАЭС, и при условии, что физическому лицу была осуществлена компенсация суммы НДС.

В случае выявления при проведении камеральной проверки декларации, в которой заявлены вычеты компенсированного иностранцам НДС, несоответствий между задекларированными и имеющимися у налогового органа сведениями о налоговом вычете, у налогоплательщика могут быть истребованы документы, подтверждающие правомерность применения такого вычета (п. 8.7 ст. 88 НК РФ).

Указанные документы представляются в виде копий. В связи с чем налогоплательщик, оказывающий услуги по возврату НДС, должен иметь копии таких документов.

Учет и отчетность

До внесения соответствующих изменений и дополнений в документы по учету НДС и отчетность ФНС России рекомендует (письмо от 09.01.2018 N СД-4-3/[email protected]) операцию по реализации услуг по компенсации НДС отражать в разделах 4 — 6 налоговой декларации по НДС под кодом 1011431, а при заполнении книг покупок и продаж использовать дополнительные коды видов операций.

оформление документа (чека) для компенсации суммы НДС при реализации организацией розничной торговли товаров физическому лицу — гражданину иностранного государства; регистрация указанного документа (чека) в книге продаж

рекомендуемый код вида операции 35

до внесения изменений в раздел 3 декларации по НДС операцию по реализации товаров рекомендовано отражать в разделе 3 по строке 010 или 020

вычеты сумм НДС, исчисленных налогоплательщиками — организациями розничной торговли в случаях, предусмотренных п. 4.1 ст. 171 НК РФ

рекомендуемый код вида операции 36

до внесения изменений в раздел 3 декларации по НДС операцию по применению налоговых вычетов рекомендовано отражать в разделе 3 по строке 120

Внимание

Постановлением Правительства РФ от 01.02.2018 N 98 внесены изменения в правила заполнения книг покупок и продаж для отражения операций, связанных с возвратом НДС покупателям-иностранцам. Постановление действует с 1 апреля 2018 года.

В письме ФНС России от 26.03.2018 N СД-4-3/[email protected] разъяснен порядок заполнения с 1 апреля 2018 года отдельных граф книг продаж и покупок при возврате НДС иностранцам.

Так, оформленные организацией розничной торговли документы (чеки) для компенсации суммы НДС при реализации товаров гражданину иностранного государства, подлежат регистрации в книге продаж с учетом некоторых особенностей:

в графе 1 указывается порядковый номер записи сведений о документе (чеке) для компенсации суммы налога;

в графе 2 — код операции 35;

в графе 3 — порядковый номер и дата документа (чека) для компенсации суммы налога;

в графе 11 — порядковый номер и дата кассового чека, выданного организацией розничной торговли при реализации товаров физическому лицу — гражданину иностранного государства, указанному в п. 1 ст. 169.1 НК РФ, указанного в документе (чеке) для компенсации суммы налога;

в графе 13б — стоимость реализованных товаров с учетом налога, указанная в документе (чеке) для компенсации суммы налога;

в графах 17 и 18 — сумма налога, исчисленная по соответствующей ставке организацией розничной торговли по реализованным товарам, указанная в документе (чеке) для компенсации суммы налога;

При этом показания контрольных лент ККТ организации розничной торговли регистрируют в книге продаж без учета сумм, указанных в документах (чеках) для компенсации НДС иностранцам.

Документы (чеки) для компенсации суммы НДС, оформленные продавцами физическому лицу — иностранцу, подлежат регистрации в книге покупок по мере возникновения права на налоговые вычеты в порядке, установленном п. 11 ст. 172 НК РФ, с учетом особенностей:

в графе 1 указывается порядковый номер записи сведений о документе (чеке) для компенсации суммы налога;

в графе 2 — код операции 36;

в графе 3 — порядковый номер и дата документа (чека) для компенсации суммы налога;

в графе 11 — порядковый номер и дата кассового чека, выданного организацией розничной торговли при реализации товаров физическому лицу — гражданину иностранного государства, указанному в п. 1 ст. 169.1 НК РФ, указанного в документе (чеке) для компенсации суммы налога;

в графе 15 — указывается стоимость реализованных товаров с учетом налога, указанная в документе (чеке) для компенсации суммы налога;

Видео (кликните для воспроизведения).

в графе 16 — указывается сумма налога, исчисленная организацией розничной торговли по реализованным товарам, указанная в документе (чеке) для компенсации суммы налога, в отношении товаров, фактический вывоз которых подтвержден таможенным органом Российской Федерации.

Источники

Возмещение иностранного ндс
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here