Водный налог налоговое право

Водный налог

Налогоплательщиками водного налога признаются организации и физические лица, осуществляющие специальное и (или) особое водопользование.

Объекты налогообложения – следующие виды водопользования:

  1. забор воды из водных объектов;
  2. использование акватории водных объектов, за исключением лесосплава в плотах и кошелях;
  3. использование водных объектов без забора воды для целей гидроэнергетики;
  4. использование водных объектов для целей лесосплава в плотах и кошелях.

Не признаются объектами налогообложения более десяти видов водопользования, включая забор из подземных водных объектов воды, содержащей полезные ископаемые и (или) природные лечебные ресурсы, а также термальных вод; забор воды из водных объектов для обеспечения пожарной безопасности, а также для ликвидации стихийных бедствий и последствии аварий; забор морскими судами, судами внутреннего и смешанного (река – море) плавания воды из водных объектов для обеспечения работы технологического оборудования; забор воды из водных объектов и использование акватории водных объектов для рыбоводства и воспроизводства водных биологических ресурсов и т.д.

Налоговая база. По каждому виду водопользования, признаваемому объектом налогообложения, налоговая база определяется налогоплательщиком отдельно в отношении каждого водного объекта. В случае, если в отношении водного объекта установлены различные налоговые ставки, налоговая база определяется налогоплательщиком применительно к каждой налоговой ставке.

1. При заборе воды налоговая база определяется как объем воды, забранной из водного объекта за налоговый период.

2. При использовании акватории водных объектов, за исключением лесосплава в плотах и кошелях, налоговая база определяется как площадь предоставленного лицензией водного пространства.

3. При использовании водных объектов без забора воды для целей гидроэнергетики налоговая база определяется как количество произведенной за налоговый период электроэнергии.

4. При использовании водных объектов для целей лесосплава в плотах и кошелях налоговая база определяется как произведение объема древесины, сплавляемой в плотах и кошелях за налоговый период, выраженного в тысячах кубических метров, и расстояния сплава, выраженного в километрах, деленного на 100.

Налоговым периодом признается квартал.

Налоговые ставки устанавливаются по бассейнам рек, озер, морей и экономическим районам в твердых размерах (в рублях за 1000 куб. метров воды). При заборе воды сверх установленных квартальных (годовых) лимитов водопользования налоговые ставки в части такого превышения устанавливаются в пятикратном размере налоговых ставок. В случае отсутствия у налогоплательщика утвержденных квартальных лимитов квартальные лимиты определяются расчетно как одна четвертая утвержденного годового лимита.

Ставка водного налога при заборе воды из водных объектов для водоснабжения населения устанавливается в размере 70 руб. за 1000 куб. метров воды, забранной из водного объекта.

Порядок исчисления налога. Налогоплательщик исчисляет сумму налога самостоятельно. Сумма налога по итогам каждого налогового периода исчисляется как произведение налоговой базы и соответствующей ей налоговой ставки. Общая сумма налога представляет собой сумму, полученную в результате сложения сумм налога, исчисленных в отношении всех видов водопользования.

Налоговая декларация представляется налогоплательщиком в налоговый орган по местонахождению объекта налогообложения в срок, установленный для уплаты налога. Иностранные лица представляют также копию налоговой декларации в налоговый орган по местонахождению органа, выдавшего лицензию на водопользование, в срок, установленный для уплаты налога.

Порядок и сроки уплаты налога. Общая сумма водного налога уплачивается по местонахождению объекта налогообложения. Налог подлежит уплате в срок не позднее 20-го числа месяца, следующего за истекшим налоговым периодом.

Какие-либо налоговые льготы по водному налогу не предусмотрены.

Налоги и налогообложение

Водный налог

Водный налог является федеральным налогом и наряду с НДПИ относится к разряду природно-ресурсных платежей. Поэтому помимо фискальной функции, отвечающей за формирование доходов бюджета, водный налог реализует значимую регулирующую функцию:

  1. стимулирует хозяйствующих субъектов к осуществлению рационального и эффективного водопользования, повышая их ответственность за сохранение водных ресурсов страны и поддержание экологического равновесия;
  2. имеет воспроизводственное назначение, так как часть собранных средств целевым образом предназначена для осуществления мероприятий по охране и восстановлению водных объектов.

Следует отметить, что российской практике известны различные формы платы за использование водных ресурсов. В Советском Союзе в 1920—1930 гг. взимался водный сбор с единицы орошаемой площади, который был отменен после завершения коллективизации. В период с 1949 по 1956 г. существовала плата за воду, подаваемую оросительными системами. С 1982 по 1998 г. взималась плата за воду, забираемую промышленными предприятиями из водохозяйственных систем. В 1999 г. после принятия Закона «О плате за пользование водными объектами» от 6 мая 1998 г. № 71-ФЗ в РФ был введен налог за пользование водными объектами, который предусматривал, помимо платы за забор воды из водных объектов, платность и других аспектов водопользования, в частности сброса предприятиями отработанной воды в водные объекты и пользования водными объектами без изъятия воды и сброса сточных вод, существенно расширявший не только состав объектов обложения, но и круг плательщиков.

Начиная с 1 января 2005 г. взимание водного налога в РФ осуществляется в соответствии с главой 252 НК. С момента его введения в налогообложении водопользования привнесен ряд изменений, которые можно обобщить следующим образом.

Во-первых, были отменены отдельные налоговые льготы, которые устанавливались законодательными органами субъектов РФ, а также значительно расширен перечень налогоплательщиков. Так, наряду с организациями и индивидуальными предпринимателями плательщиками водного налога стали и физические лица, не являющиеся ИП.

Во-вторых, из объекта налогообложения исключен такой вид водопользования, как сброс сточных вод в водные объекты, что объясняется стремлением исключить ситуацию двойного налогообложения, поскольку за сброс загрязняющих веществ в водные объекты взимается плата за негативное воздействие на окружающую среду.

В-третьих, в целях сохранения поступлений в бюджет от данного налога одновременно увеличены ставки налога за забор воды из водных объектов. Помимо этого, ставки налога теперь установлены НК для всей территории РФ, а законодательные органы субъектов РФ теперь лишены права их регулировать.

В-четвертых, в качестве самостоятельного объекта налогообложения дополнительно выделено использование водных объектов без забора воды для целей гидроэнергетики.

Читайте так же:  Доход для применения упрощенной системе налогообложения

Основные элементы водного налога представлены на рисунке.

Плательщиками водного налога (ст. 333 8 НК) являются организации и физические лица, которые осуществляют специальное и (или) особое водопользование в соответствии с законодательством РФ.

При этом под специальным водопользованием понимается использование физическими и юридическими лицами водных объектов с применением сооружений, технических средств или устройств.

Особое водопользование может осуществляться только для строго определенных целей, а именно для обеспечения нужд обороны, федеральных энергетических систем, федерального транспорта, а также для государственных и муниципальных нужд.

Не признаются налогоплательщиками организации и физические лица, осуществляющие водопользование на основании договоров водопользования или решений о предоставлении водных объектов в пользование, соответственно заключенных и принятых после введения в действие Водного кодекса РФ в новой редакции (после 3 июня 2006 г.).

Перечень объектов налогообложения водным налогом, а также видов водопользования, не признаваемых объектом налогообложения, определен ст. 333 9 НК.

Налоговая база по водному налогу согласно ст. 333 10 НК по каждому виду водопользования определяется налогоплательщиком отдельно в отношении каждого водного объекта. Если в отношении одного водного объекта установлены различные налоговые ставки, налоговая база определяется налогоплательщиком применительно к каждой налоговой ставке.

Определение налоговой базы по водному налогу (ст. 333 10 НК)
№ п/п Объект налогообложения Налоговая база
1 Забор воды из водных объектов Определяется как объем воды, забранной из водного объекта за налоговый период. При этом объем воды определяется на основании показаний водоизмерительных приборов, а в случае отсутствия таковых — исходя из времени работы и производительности технических средств либо исходя из норм водопотребления
2 Использование акватории водных объектов, за исключением сплава древесины в плотах и кошелях Определяется как площадь предоставленного водного пространства. При этом площадь водного пространства определяется по данным лицензии на водопользование, а в случае отсутствия таких данных в лицензии — по материалам технической и проектной документации
3 Использование водных объектов без забора воды для целей гидроэнергетики Определяется как количество произведенной за налоговый период электроэнергии
4 Использование водных объектов для целей сплава древесины в плотах и кошелях Определяется как произведение объема сплавляемой древесины за налоговый период, выраженного в тысячах кубических метров, и расстояния сплава, выраженного в километрах, деленного на 100

Налоговым периодом по водному налогу признается квартал (ст. 333 11 НК).

По водному налогу по каждому из объектов налогообложения в соответствии со ст. 333 11 НК установлены твердые (специфические) налоговые ставки, которые дифференцируются по бассейнам рек, озер, морей и экономическим районам.

Следует отметить, что ставка водного налога при заборе воды из любых водных объектов для водоснабжения населения устанавливается в размере 70 руб. за 1 тыс. м 3 воды, забранной из водного объекта.

Порядок исчисления и сроки уплаты водного налога определены ст. 333 13 —333 14 НК. Сумма налога исчисляется налогоплательщиком самостоятельно по итогам каждого налогового периода как произведение налоговой базы и соответствующей налоговой ставки. Общая сумма налога определяется в результате сложения сумм налога, исчисленных в отношении всех видов водопользования.

Сумма налога уплачивается по местонахождению объекта налогообложения не позднее 20-го числа месяца, следующего за истекшим налоговым периодом. Сумма водного налога целиком поступает в федеральный бюджет.

В этот же срок налогоплательщик обязан представить налоговую декларацию в налоговые органы по местонахождению объекта налогообложения. При этом налогоплательщики, отнесенные к категории

крупнейших, предоставляют налоговые декларации в налоговый орган по месту учета в качестве крупнейших налогоплательщиков. Налогоплательщики — иностранные лица представляют в этот же срок дополнительно копию налоговой декларации в налоговый орган по местонахождению органа, выдавшего лицензию на водопользование.

Водный налог

Является федеральным прямым налогом. Этот налог предусмотрен гл. 25.2. начало его действия – 1 января 2001 года. Ранее плата за пользование водными объектами была установлена ФЗ от 06.05.1992 года.

Налогоплательщиками являются организации и ФЛ, которые осуществляются специальное или особое водопользование в соответствие с законодательством.

Сейчас понятий специальное и особое водопользование нет, эти понятия были даны в ст. 95 Водного кодекса 1995 года, который действовал до 31.12.2006 года. Специальное водопользование осуществлялось только на основании лицензии.

Отсюда следует, что плательщиками водного налога являются лишь лица, которые приобрели права специального и особого водопользования в соответствие с Водным кодексом 1995 года. В 2006 году был принят новый водный кодекс, который вступил в действие с 01.01.2007 г. и изменил правила пользования водными объектами. Теперь такие права возникают на основании договора водопользования или решения о предоставлении водного объекта в пользование. Отличие в том, что пользование водными объектами на основании решения о предоставлении водного объекта в пользование, является бесплатным, а пользование на основании договора – платное, причем плата неналогового характера. Таким образом, еще раз, налогоплательщики это те – кто получили разрешения и лицензии согласно ВК 1995 года.

Согласно ст. 9 ВК, ФЛ и ЮЛ приобретают право пользования водными объектами по основаниям и в порядке, которые установлены законодательством о недрах, а согласно закону о недрах, предоставление недр в пользование осуществляется специальным государственным разрешением в виде лицензии. Подземные воды – тоже полезные ископаемые. Поэтому те ЮЛ и ФЛ, которые пользуются подземными водами на основании лицензии, также являются плательщиками водного налога.

Объект налогообложения – 4 вида пользования водными объектами:

1) Забор воды из водных объектов;

2) Использование акваторий водных объектов за исключением лесосплавов в плотах и кошлях;

3) Использование водных объектов без забора воды для целей гидроэнергетики;

4) Использование водных объектов для сплава древесины в плотах и кошлях.

Акватория – водное пространство в пределах естественных, искусственных или условных границ. НК также устанавливается перечень видов водопользования, которые не признаются объектами налогообложения. Их 15, некоторые из них: забор из подземных водных объектов воды, содержащей полезные ископаемые или природные лечебные ресурсы; забор воды для обеспечения пожарной безопасности или ликвидации последствий стихийных бедствий и аварий; забор воды для санитарных, экологических и судоходных нужд.

Читайте так же:  Какой максимальный срок взыскания налоговых санкций штрафов

Налоговая база определяется налогоплательщиком отдельно в отношении каждого водного объекта, а если объекты подпадают под разные ставки, то налоговая база определяется применительно к каждой налоговой ставке. По водному налогу применяются различные единицы измерения налоговой базы. Так, при заборе воды налоговая база – объем воды, забранной из водного объекта за налоговый период. Объем воды определяется на основании водоизмерительных приборов, а при их отсутствии, исходя из норм водопотребления. При использовании акваторий водных объектов, налоговая база определяется как площадь предоставленного водного пространства, которая определяется по данным лицензии. При использовании водных объектов без забора воды для целей гидроэнергетики, налоговая база – количество произведенной за налоговый период электроэнергии. При использовании водных объектов для целей сплава древесины, налоговая база – произведение объема сплавляемой древесины за налоговый период, выраженного в тысячах кубометров, и расстояние сплава, выраженного в километрах и деленного на 100.

Налоговым периодом признается квартал, отчетные периоды не предусмотрены.

Налоговые ставки установлены в твердой денежной сумме и дифференцированы по видам водопользования. Внутри видов водопользования ставки также дифференцированы в зависимости от экономического района, бассейна рек (Волга, Нева, Днепр, Урал), озер, морей и вида водного объекта (поверхностный или подземный). Экономических районов всего 12, такие как Северный, Уральский, Поволжский, Центральный и другие. Например, при заборе воды из бассейна рек и озер, налоговая ставка дифференцируется в зависимости от экономического района и вида водного объекта. При заборе воды сверх установленных лимитов налоговые ставки в части такого превышения устанавливаются в 5кратном размере. При заборе воды для водоснабжения населения, ставки налога устанавливаются в размере 70 рублей за одну тысячу кубических метров воды.

Порядок исчисления и сроки уплаты налога: налогоплательщики исчисляют сумму налога самостоятельно. Сумма налога по итогам каждого налогового периода исчисляется как произведения налоговой базы и соответствующей ей налоговой ставки. Общая сумма налога уплачивается по месту нахождения объекта налогообложения. В срок не позднее 20 числа, следующего за налоговым периодом. К этому сроку налогоплательщик также должен представить налоговую декларацию в налоговый орган по месту нахождения объекта налогообложения.

Сборы за пользование объектами животного мира и за пользование объектами водных биологических ресурсов.

Эти сборы являются федеральными сборами. Они предусмотрены главой 25.1 НК. Эта глава дополнила НК в 2003 года, а действует с 01.01.2004 года. По применению этой главы Пленум ВАС дал разъяснение: в частности, суд указал, что от сбора за пользование объектами водных биологических ресурсов следует отличать государственную пошлину за предоставление разрешения на добычу, которая взымается на основании пп. 96, 97 п. 1 ст. 333.33 НК (то есть госпошлина за разрешение).

Плательщики сборов: организации и ФЛ-ИП, получающие в установленном порядке разрешение на добычу объектов животного мира и разрешение на добычу или вылов водных биологических ресурсов. Разрешение на добычу объектов животного мира выдается в соответствие с ФЗ об охоте и сохранении охотничьих ресурсов, а разрещение на добычу водных биолог ресурсов выдается в соответствие с ФЗ о рыболовстве и сохранении водных биолог ресурсов.

1) Объекты животного мира, их перечень установлен в п. 1 ст. 333.3. К ним относится, например, медведь, лось, косуля, кабан. Перечень закрытый;

2) Объекты водных биолог ресурсов. Их перечень – п. 4, 5 ст. 333.3.

Не признаются объектами обложения объекты животного мира и объекты водных биологических ресурсов, пользование которыми осуществляется для удовлетворения личных нужд представителями коренных малочисленных народов севера, Сибири и ДВ и лицами, не относящимися к коренным малочисленным народам, но постоянно проживающими в местах их традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности, для которых охота и рыболовство являются основой существования. Такое право предоставляется только на количество объектов животного мира и объектов водных биолог ресурсов, добываемых для удовлетворения личных нужд в местах традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности этих народов.

Лимиты и квоты для удовлетворения личных нужд устанавливаются ОИВ субъектов РФ.

Ставки сборов установлены в твердой ден сумме за единицу объекта животного мира или объекта водного биолог ресурса. Например, за каждого фазана или тетеря ставка сбора – 20 рублей. Это самая минимальная ставка. Макс ставка – 15000 за каждого овцебыка. При изъятии молодняка диких копытных животных (до 1 года) ставка сбора устанавливается в размере 50% от установленной ставке за взрослую особь.Ставка сбора за каждый объект животного мира устанавливается в размере 0 рублей, если пользование такими объектами осуществляется в следующих целях:

1) Для охраны здоровья населения, устранения угрозы для жизни человека, предохранение от заболеваний сельскохозяйственных и домашних животных, регулирование видового состава объектов животного мира, предотвращение нанесения ущерба экономике, животному миру и среде его обитания, а также в целях воспроизводства объектов животного мира, осуществляемого в соответствие с разрешением;

2) В случае изучения запасов, а также в научных целях в соответствие с законодательством РФ.

Ставки сбора за пользование объектами водных биолог ресурсов дифференцированы в зависимости от района добычи (вылова): дальневосточный бассейн, северный бассейн, балтийский бассейн, каспийский бассейн, азово-черноморский бассейн и внутренние водные объекты. Например, камбала, мойва, водоросли – 10 рублей за тонну (мин ставка). Сельдь – 400 рублей за тонну. Осетровые – 5500 рублей за тонну. Краб – 35000 рублей за тонну (макс). Морские млекопитающие: 30 (или 300?) рублей за тонну за касатку. Ставка сбора за пользование объектами водных биолог ресурсов устанавливается в размере 0 рублей в следующих случаях:

1) Рыболовство в целях воспроизводства и акклиматизации водных биолог ресурсов;

2) Рыболовство в научно-исследовательских и контрольных целях.

Ставки сбора для градо- и поселкообразующих российских водных хозяйств = 15% от установленных ставок.

Порядок исчисления сборов – сумма сбора определяется в отношении каждого объекта животного мира и каждого объекта водных биологических ресурсов как произведение соответствующего количества объектов на ставку ( ставку на дату начала срока действия разрешения).

Порядок и сроки уплаты сборов, порядок зачисления сборов. Сумму сборов плательщики уплачивают при получении разрешения на добычу. Сумму сбора за пользование объектами водных биолог ресурсов плательщики уплачивают в виде разового платежа, единовременного взноса и регулярных взносов. Сумма разового платежа или взноса составляет 10% исчисленной суммы сбора. Уплата разового взноса производится при получении разрешения на добычу или вылов водных биолог ресурсов, а оставшаяся сумма определяется как разность между исчисленной суммой сбора и суммой разового взноса. Уплачивается равными долями в виде регулярных взносов в течение всего срока действия разрешения на добычу, вылов водных биолог ресурсов ежемесячно не позднее 20 числа.

Читайте так же:  Декларация 3 ндфл раз в год

Сумма сбора за пользование объектами водных биолог ресурсов, изъятых из среды обитания в качестве разрешенного прилова на основании разрешения на добычу и вылов, уплачивается в виде единовременного взноса не позднее 20 числа месяца, следующего за последним месяцем срока действия разрешения на добычу или вылов водных биолог ресурсов. Прилов – то, что попалось попутно (ловили одно, попалось другое).

Уплата сбора за пользование объектами животного мира производится плательщиками по месту нахождения органа, выдавшего разрешение на добычу, а уплата сбора за пользование объектами водных биолог ресурсов производится плательщиками-ФЛ, за исключением ИП, по месту нахождения органа, выдавшего разрешение на добычу или вылов, а плательщиками-ЮЛ и ИП по месту своего учета. Суммы сборов за пользование объектами водных биолог ресурсов зачисляются на счета ФК для их последующего распределения в соответствие с бюджетным законодательством. БК предусмотрено следующее распределение: 20% в фед бюджет, 80% в бюджет субъекта РФ. А суммы сборов за пользование объектами животного мира 100% поступают в фед бюджет.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Лучшие изречения: При сдаче лабораторной работы, студент делает вид, что все знает; преподаватель делает вид, что верит ему. 9668 — | 7405 — или читать все.

Водный налог

Водный налог является федеральным прямым налогом.

Налогоплательщики водного налога признаются организации и физические лица, осуществляющие специальное и (или) особое водопользование в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаваемое объектом налогообложения в соответствии со ст. 333.9 НК РФ (п. 1 ст. 333.8 НК РФ).

Объектом налогообложения водным налогом признаются:

1) забор воды из водных объектов;

2) использование акватории водных объектов, за исключением лесосплава в плотах и кошелях;

3) использование водных объектов без забора воды для целей гидроэнергетики;

4) использование водных объектов для целей сплава древесины в плотах и кошелях.

В п. 2 данной статьи приведен перечень видов водопользования, которые не признаются объектами налогообложения (в том числе забор воды из водных объектов для обеспечения пожарной безопасности, а также для ликвидации стихийных бедствий и последствий аварий; использование акватории водных объектов для рыболовства и охоты).

Видео (кликните для воспроизведения).

Налоговая база исчисляется по различным правилам в зависимости от вида водопользования:

– при заборе воды налоговая база определяется как объем воды, забранной из водного объекта за налоговый период;

– при использовании акватории водных объектов, за исключением сплава древесины в плотах и кошелях, налоговая база определяется как площадь предоставленного водного пространства;

– при использовании водных объектов без забора воды для целей гидроэнергетики налоговая база определяется как количество произведенной за налоговый период электроэнергии;

– при использовании водных объектов для целей сплава древесины в плотах и кошелях налоговая база определяется как произведение объема древесины, сплавляемой в плотах и кошелях за налоговый период, выраженного в тысячах кубических метров, и расстояния сплава, выраженного в километрах, деленного на 100.

Налоговый кодекс РФ в ст. 333.12 предусматривает различные налоговые ставки, отличающиеся в зависимости от вида водопользования, вида водного объекта (поверхностный или подземный), а также территории, где оно осуществляется (например, при заборе воды из поверхностных водных объектов водопользования в Волго–Вятском экономическом районе из бассейна реки Волга – 282 руб. за 1 тыс. куб. м воды)

Исчисляется водный налог только самим налогоплательщиком.

Налоговым периодом по водному налогу является квартал (ст. 333.11 НК РФ).

Срок уплаты водного налога – не позднее 20–го числа месяца, следующего за истекшим налоговым периодом (п. 2 ст. 333.14 НК РФ).

Налоговая декларация по водному налогу должна быть представлена не позднее 20–го числа месяца, следующего за истекшим налоговым периодом (п. 1 ст. 333.15 НК РФ).

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Лучшие изречения: Увлечёшься девушкой-вырастут хвосты, займёшься учебой-вырастут рога 10109 — | 7850 — или читать все.

Водный налог в 2019-2020 годах — сроки и порядок уплаты, ставки

Водный налог платят организации и предприниматели, использующие водные объекты РФ. Из материалов нашей рубрики, посвященной этому налогу, вы узнаете о перечне объектов обложения, нюансах расчета и уплаты налога, а также сроках его перечисления и размерах ставок.

Что относится к налоговой базе?

Налоговая база определяется отдельно по каждому водному объекту и по каждому виду пользования водой. Исчисляется база так:

  • забор воды за 1 ед. объема — 1000 м3 воды;
  • использование акватории за 1 ед. площади — 1 км2 водного пространства;
  • гидроэнергетика за 1 ед. — 1000 кВтч электроэнергии;
  • лесосплав в плотах и кошелях за 1 ед. — 1000 м3 леса за 100 км сплава.

При заборе воды сверх установленных лимитов водопользования налоговые ставки возрастают в пять раз с учетом коэффициента 1,15.

Какие ставки у налога?

Размеры ставок ВН установлены в рублях за единицу налоговой базы. Ставки зависят от вида водопользования и различаются по экономическим районам, бассейнам рек, озерам и морям.

Налоговые ставки установлены в пункте 1 статьи 333.12 НК РФ. Они изменяются каждый год. Еще ежегодно происходит индексация базовой ставки на водный налог: коэффициент 2019 года — 1,75.

Отдельно установлен тариф для водоснабжения населения. Он также пересматривается каждый год. В 2019 году он составляет 122 рубля за 1000 м3 воды.

Как рассчитывается налог?

Налогоплательщик рассчитывает сумму налога самостоятельно. Рассчитывается она так:

ВН = Налоговая база х Ставка налога (с учетом коэффициентов)

Компания «Водица» имеет лицензию на забор воды для нужд производства из скважины в бассейне реки Печора. Производство оборудовано средствами измерения объемов воды. Квартальный лимит водопользования — 320 000 м3. За 1-й квартал 2019 года «Водица» использовала 360 000 м3 воды. Как рассчитать ВН за 1-й квартал 2019 года?

Читайте так же:  Код налогоплательщика для налоговой декларации 3 ндфл

Считаем. В течение квартала «Водица» превысила лимит забора воды. Его величина составляет:

360 000 – 320 000 = 40 000 м3

Теперь налог будет складываться из двух составляющих: плата за основной лимит и плата за сверхлимит.

Считаем плату за использованный лимит. Мы знаем его объем. Узнаем ставку для 1000 м3 забранной воды и годовой коэффициент.

320 000 м3 × 300 рублей ÷ 1 000 м3 × 2,01 = 192 960 рублей

Считаем сверхлимит по той же схеме. В конце умножаем сумму на 5.

40 000 м3 × 300 рублей / 1 000 м3 × 2,01 × 5 = 120 600 рублей

Складываем обе суммы и получаем ВН за 1-й квартал 2019 года:

192 960 + 120 600 = 313 560 рублей

Кто и за что платит?

Водный налог относится к прямым налогам, поступления от которого направляются непосредственно в государственную казну. Плательщики — организации и физлица, которые используют водоемы в видах деятельности, требующие лицензирования. К ним относятся:

  • забор воды;
  • использование акватории водоемов;
  • гидроэнергетика;
  • лесосплав в плотах и кошелях.

Платить ВН не должны юрлица и физлица, которые пользуются водными объектами по соглашению водопользования. Такие соглашения должны быть заключены и приняты после введения Водного кодекса Российской Федерации от 03.06.2006 № 74-ФЗ

ВН не взимается с 15 видов деятельности. Вот несколько из них:

  • полив сельхозугодий, полей и пастбищ;
  • борьба с пожарами;
  • создание летних лагерей и санаториев;
  • использование близлежащих территорий в качестве угодий для охоты и рыбалки.

Какие сроки уплаты?

ВН уплачиваются ежеквартально не позднее 20 числа месяца, следующего за истекшим налоговым периодом. Платить нужно по местонахождению объекта налогообложения.

Налоговая декларация сдается также по местонахождению. Исключение составляют крупные налогоплательщики, которые подают документы в тот налоговый орган, где состоят на учете. Иностранные граждане должны подавать сведения и оплачивать налог в ФНС по месту, где была выдана лицензия.

Льготы в рамках данного вида налога не предусмотрены.

Порядок расчета водного налога согласно НК РФ

Налогоплательщик сам считает сумму налога к уплате в бюджет. Чтобы рассчитать водный налог, нужно знать ставку налога и налоговую базу. Если у предприятия несколько водных объектов, общий размер налога определяется как сумма платежей за каждый объект.

Алгоритм определения налоговой базы зависит от вида водопользования и типа самого объекта:

  • по гидроэлектростанциям нужно платить за количество произведенной гидроэлектроэнергии, то есть за каждую 1 000 киловатт-часов энергии;
  • если вы используете акваторию, то платите за каждый квадратный километр водной глади (по данным договора использования воды и технической документации);
  • при заборе воды вы заплатите за каждую 1 000 кубометров воды.

Ставки водного налога устанавливаются в зависимости от типа водного ресурса и экономического района. Например:

  • для бассейна реки Волги в Уральском экономическом регионе ставка по забору воды равна 294 руб. за 1 000 кубометров;
  • а для реки Оби в том же экономическом регионе — 282 руб. за 1 000 кубометров воды.

Кроме того, государство устанавливает лимиты водопользования, за превышение которых придется заплатить в 5-кратном размере. Дифференцированные ставки и установление лимитов позволяют контролировать промышленную нагрузку на водные ресурсы и стимулировать экономное природопользование.

Какие коэффициенты применяются к ставкам водного налога в 2018 году, узнайте здесь.

Чтобы разобраться со всеми тонкостями расчета водного налога, мы подготовили подробный пример исчисления налога по забору воды с учетом того, что рассматриваемая организация допустила сверхлимитное использование.

Какая глава Налогового кодекса регулирует взимание водного налога

Порядок определения размера водного налога прописан в гл. 25.2 НК РФ. Водный налог должны платить пользователи следующих водных объектов: морей (и их отдельных частей, например, проливов, бухт, лиманов), рек, озер, болот, родников, гейзеров, ледников.

Водный налог был внедрен в экономическую практику страны в 2005 году. Поступления от него направляются в федеральный бюджет.

Чтобы использовать водные ресурсы государства, сначала нужно получить специальное разрешение:

  • До 2007 года такие разрешения выдавались на основании постановления Правительства РФ от 03.04.1997 № 383.
  • С 2007 года лицензии выдаются согласно положениям Водного кодекса РФ. Разрешительные документы, предоставленные до появления Водного кодекса, действительны до тех пор, пока не закончится срок их действия.

В 2015 году в статьи НК РФ, регулирующие водный налог, были внесены поправки — появились повышающие коэффициенты. Согласно внесенным поправкам к 2025 году налог вырастет в 4,5 раза, а по добыче минеральной воды дополнительный коэффициент увеличит его в 10 раз.

С каким коэффициентом рассчитывается водный налог в 2017 году, узнайте из сообщения «Водный налог 2017: что нового?».

Плательщики водного налога и объект налогообложения в 2018–2019 годах

Все водные объекты принадлежат государству. Оно не может продать озеро или море отдельной компании, но может передать его в пользование за плату. Согласно законам нашей страны гражданин может иметь в частной собственности только небольшой водный объект, который не имеет связи с крупными водными объектами. То есть нельзя купить озеро или участок реки, а вот пруд или использованный карьер, заполненный водой, можно.

Плательщиками водного налога являются юридические и физические лица (в том числе предприниматели), которые используют водные ресурсы и имеют лицензию на водопользование. Водный налог платится не только по ресурсам вод на поверхности, но и под землей (например, за добычу минеральной воды).

Однако водный налог платится не за любые действия с водными ресурсами, а только за специальное или особое использование воды. Специальное водопользование — такое, в ходе которого происходит изменение водного объекта или территории вокруг: постройка на озере пляжа или пристани, а на реке — ГЭС. Забор воды и сплав древесины тоже объекты обложения водным налогом.

Особое водопользование необходимо для обеспечения нужд госорганов, например, обороны или энергетики.

Читайте так же:  Как оформить налоговый вычет на первого ребенка

Водным налогом не облагается использование воды:

  • для тушения пожаров;
  • ликвидации стихийных бедствий;
  • нужд сельского хозяйства.

Перечень прочих видов водопользования, не облагаемых налогом, приведен в НК РФ.

Помимо специального и особого, есть еще общее водопользование (когда жители страны купаются на море, ловят рыбу, сплавляются по рекам). В этом случае платить водный налог не нужно.

В 2007 году в РФ вступил в действие Водный кодекс, согласно которому нужно перечислять плату за пользование водным объектом по договору водопользования. Фирмы, заключившие данный договор после вступления в силу Водного кодекса, водный налог не платят.

Подробнее о том, кто должен платить налог и как определяется налоговая база, читайте в этой статье.

НК РФ не предоставляет никаких льгот по водному налогу. В 2014 году премьер-министр РФ предполагал освободить от уплаты нескольких налогов, в том числе водного, жителей Крыма, однако данная инициатива дальнейшей реализации не получила.

Когда можно применять пониженные ставки по водному налогу, узнайте из статьи «Существуют ли налоговые льготы по водному налогу?».

Срок уплаты водного налога и сдачи отчетности

Водный налог рассчитывается ежеквартально по месту нахождения объекта налогообложения. Организация может не находится на той же территории, что и сам объект, поэтому для уплаты налога и сдачи декларации нужно зарегистрироваться в ИФНС, на чьей территории расположен водный ресурс.

ВАЖНО! Если налогоплательщик относится к крупнейшим, показатели которого, например, выручка или сумма уплаченных налогов за год, исчисляются миллиардами, то отчитываться по водному налогу он должен в ту ИФНС, где зарегистрирован как крупнейший. Иностранные компании и физлица, помимо отчетности в налоговую инспекцию по водному объекту, сдают копию декларации в ИНФС по месту органа, выдавшего «водную» лицензию.

Отчетность по водному налогу сдается каждый квартал. Для того чтобы вы могли правильно заполнить декларацию, мы подготовили статью-подсказку. Форму декларации можно увидеть и скачать в материале «Декларация по водному налогу 2017». Для проверки правильности заполнения воспользуйтесь контрольными соотношениями. О том, где их посмотреть, читайте в публикации «Опубликованы контрольные соотношения по водному налогу».

Сроки уплаты водного налога устанавливаются федеральным законодательством. Данный платеж налогоплательщик перечисляет ежеквартально в срок, указанный в ст. 333.14 НК РФ.

Государственные органы РФ регулируют использование водных ресурсов с помощью 2 нормативных документов: Налогового и Водного кодекса. Соответственно, предприятия вносят либо водный налог, либо плату за пользование водным объектом по договору водопользования.

За последние годы нормы, регулирующие водный налог, изменились незначительно (НК РФ дополнили рядом новых положений, в том числе установили коэффициенты, призванные корректировать сумму налога к уплате в соответствии с ростом потребительских цен и др.). Какие еще изменения внесут законодатели в водный налог, узнавайте первыми из материалов рубрики «Водный налог».

Водный налог — что это?

За пользование водой чаще всего платить не нужно. Однако, если организация занимается сплавом леса или гидроэнергетикой, придется обратиться в ФНС.

Водный налог — это хорошее подспорье в рациональном, бережном отношении к ресурсам природы. Он сравнительно недавно присутствует в НК РФ и изменениям подвергается редко. Все связанные с ним вопросы регулируются главой 25.2 НК РФ. Разберемся, в каких случаях пользование водой становится платным.

Если не заплатить?

Ответственность предусмотрена в рамках общих положений об ответственности за налоговые правонарушения:

Водный налог

Налогоплательщиками водного налога признаются организации и физические лица, осуществляющие специальное и (или) особое водопользование в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаваемое объектом налогообложения в соответствии со статьей 333.9 НК РФ.

Не признаются налогоплательщиками организации и физические лица, осуществляющие водопользование на основании договоров водопользования или решений о предоставлении водных объектов в пользование, соответственно заключенных и принятых после введения в действие Водного кодекса Российской Федерации.

Объектом налогообложения водным налогом в силу п. 1 ст. 333.9 НК РФ признаются четыре вида пользования водными объектами (водопользования):

  • забор воды из водных объектов;
  • использование акватории водных объектов, за исключением лесосплава в плотах и кошелях;
  • использование водных объектов без забора воды для целей гидроэнергетики;
  • использование водных объектов для целей сплава древесины в плотах и кошелях.

В п. 2 данной статьи приведен перечень видов водопользования, которые не признаются объектами налогообложения:

Исходя из ст. 333.10 НК РФ налоговая база по водному налогу исчисляется по различным правилам в зависимости от вида водопользования:

  • при заборе воды налоговая база определяется как объем воды, забранной из водного объекта за налоговый период;
  • при использовании акватории водных объектов, за исключением сплава древесины в плотах и кошелях, налоговая база определяется как площадь предоставленного водного пространства;
  • при использовании водных объектов без забора воды для целей гидроэнергетики налоговая база определяется как количество произведенной за налоговый период электроэнергии;
  • при использовании водных объектов для целей сплава древесины в плотах и кошелях налоговая база определяется как произведение объема древесины, сплавляемой в плотах и кошелях за налоговый период, выраженного в тысячах кубических метров, и расстояния сплава, выраженного в километрах, деленного на 100.

Налоговый кодекс РФ в ст. 333.12 предусматривает различные налоговые ставки, отличающиеся в зависимости от вида водопользования, вида водного объекта (поверхностный или подземный), а также территории, где оно осуществляется.

Примеры налоговых ставок:

Исчисляется водный налог только самим налогоплательщиком (п. 1 ст. 52, п. 1 ст. 333.13 НК РФ).

Налоговым периодом по водному налогу является квартал (ст. 333.11 НК РФ).

Срок уплаты водного налога — не позднее 20-го числа месяца, следующего за истекшим налоговым периодом (п. 2 ст. 333.14 НК РФ).

Видео (кликните для воспроизведения).

Налоговая декларация по водному налогу должна быть представлена не позднее 20-го числа месяца, следующего за истекшим налоговым периодом (п. 1 ст. 333.15 НК РФ).

Источники

Водный налог налоговое право
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here