Внутренний контроль финансового состояния

Внутренний финансовый контроль

к приказу от 29 декабря 2017 № 333

Положение о внутреннем финансовом контроле

1. Общие положения

1.1. Настоящее положение разработано в соответствии с законодательством России (включая внутриведомственные нормативно-правовые акты) и Уставом учреждения. Положение устанавливает единые цели, правила и принципы проведения внутреннего финансового контроля учреждения.

1.2. Внутренний финансовый контроль направлен на:

1.3. Внутренний контроль в учреждении осуществляют:

1.4. Целями внутреннего финансового контроля учреждения являются:

  • подтверждение достоверности бюджетного учета и отчетности учреждения и соответствия порядка ведения учета методологии и стандартам бюджетного учета, установленным Минфином России;
  • соблюдение другого действующего законодательства России, регулирующего порядок осуществления финансово-хозяйственной деятельности;
  • подготовка предложений по повышению экономности и результативности использования средств федерального бюджета.

1.5. Основные задачи внутреннего контроля:

1.6. Принципы внутреннего финансового контроля учреждения:

2. Система внутреннего контроля

2.1. Система внутреннего контроля обеспечивает:

2.2. Система внутреннего контроля позволяет следить за эффективностью работы структурных подразделений, отделов, добросовестностью выполнения сотрудниками возложенных на них должностных обязанностей.

2.3. Методы проведения внутреннего контроля:

3. Организация внутреннего финансового контроля

3.1. Внутренний финансовый контроль в учреждении подразделяется на предварительный, текущий и последующий.

3.1.1. Предварительный контроль осуществляется до начала совершения хозяйственной операции. Позволяет определить, насколько целесообразной и правомерной является операция.

Целью предварительного финансового контроля является предупреждение нарушений на стадии планирования расходов и заключения договоров.

Предварительный контроль осуществляют руководитель учреждения, его заместители, главный бухгалтер и сотрудники юридического отдела.

При проведении предварительного внутреннего финансового контроля проводится:

  • контроль за принятием обязательств учреждения в пределах доведенных лимитов бюджетных обязательств;
  • проверка проектов приказов руководителя учреждения;
  • проверка бюджетной, финансовой, статистической, налоговой и другой отчетности до утверждения или подписания;

3.1.2. При проведении текущего внутреннего финансового контроля проводится:

  • мониторинг расходования лимитов бюджетных обязательств (и других целевых средств) по назначению, оценка эффективности и результативности их расходования;
  • анализ главным бухгалтером (бухгалтером) конкретных журналов операций, в том числе в обособленных подразделениях, на соответствие методологии учета и положениям учетной политики учреждения;

Ведение текущего контроля осуществляется на постоянной основе специалистами финансового отдела и бухгалтерии, сотрудниками планового отдела.

Проверку первичных учетных документов проводят сотрудники бухгалтерии, которые принимают документы к учету. В каждом документе проверяют:

  • соответствие формы документа и хозяйственной операции;
  • наличие обязательных реквизитов, если документ составлен не по унифицированной форме;
  • правильность заполнения и наличие подписей.

3.1.3. Последующий контроль проводится по итогам совершения хозяйственных операций. Осуществляется путем анализа и проверки бухгалтерской документации и отчетности, проведения инвентаризаций и иных необходимых процедур.

Целью последующего внутреннего финансового контроля является обнаружение фактов незаконного, нецелесообразного расходования денежных и материальных средств и вскрытие причин нарушений.

При проведении последующего внутреннего финансового контроля проводятся:

  • проверка наличия имущества учреждения, в том числе: инвентаризация, внезапная проверка кассы;
  • анализ исполнения плановых документов;
  • проверка материально ответственных лиц, в том числе закупок за наличный расчет с внесением соответствующих записей в Книгу учета материальных ценностей, проверка достоверности данных о закупках в торговых точках;
  • соблюдение норм расхода материальных запасов;
  • проверка достоверности отражения хозяйственных операций в учете и отчетности учреждения.

Последующий контроль осуществляется путем проведения плановых и внеплановых проверок. Плановые проверки проводятся с периодичностью, установленной графиком проведения внутренних проверок финансово-хозяйственной деятельности. График включает:

Объектами плановой проверки являются:

В ходе проведения внеплановой проверки осуществляется контроль по вопросам, в отношении которых есть информация о возможных нарушениях.

3.2. Лица, ответственные за проведение проверки, осуществляют анализ выявленных нарушений, определяют их причины и разрабатывают предложения для принятия мер по их устранению и недопущению в дальнейшем.

Результаты проведения предварительного и текущего контроля оформляются в виде протоколов проведения внутренней проверки. К ним могут прилагаться перечень мероприятий по устранению недостатков и нарушений, если таковые были выявлены, а также рекомендации по недопущению возможных ошибок.

3.3. Результаты проведения последующего контроля оформляются в виде акта. Акт проверки должен включать в себя следующие сведения:

Работники учреждения, допустившие недостатки, искажения и нарушения, в письменной форме представляют руководителю учреждения объяснения по вопросам, относящимся к результатам проведения контроля.

3.4. По результатам проведения проверки главным бухгалтером учреждения (лицом, уполномоченным руководителем учреждения) разрабатывается план мероприятий по устранению выявленных недостатков и нарушений с указанием сроков, и ответственных лиц, который утверждается руководителем учреждения.

По истечении установленного срока главный бухгалтер незамедлительно информирует руководителя учреждения о выполнении мероприятий или их неисполнении с указанием причин.

4. Субъекты внутреннего контроля

4.1. В систему субъектов внутреннего контроля входят:

4.2. Разграничение полномочий и ответственности органов, задействованных в функционировании системы внутреннего контроля, определяется внутренними документами учреждения, в том числе положениями о соответствующих структурных подразделениях, а также организационно-распорядительными документами учреждения и должностными инструкциями работников.

5. Права комиссии по проведению внутренних проверок.

5.1. Для обеспечения эффективности внутреннего контроля комиссия по проведению внутренних проверок имеет право:

6. Ответственность

6.1. Субъекты внутреннего контроля в рамках их компетенции и в соответствии со своими функциональными обязанностями несут ответственность за разработку, документирование, внедрение, мониторинг и развитие внутреннего контроля во вверенных им сферах деятельности.

6.2. Ответственность за организацию и функционирование системы внутреннего контроля возлагается на директора по общим вопросам С.В. Ефремова

6.3. Лица, допустившие недостатки, искажения и нарушения, несут дисциплинарную ответственность в соответствии с требованиями Трудового кодекса РФ.

Читайте так же:  Налоговая отчетность по упрощенной системе налогообложения

7. Оценка состояния системы финансового контроля

7.1. Оценка эффективности системы внутреннего контроля в учреждении осуществляется субъектами внутреннего контроля и рассматривается на специальных совещаниях, проводимых руководителем учреждения.

7.2. Непосредственная оценка адекватности, достаточности и эффективности системы внутреннего контроля, а также контроль за соблюдением процедур внутреннего контроля осуществляется комиссией по внутреннему контролю.

В рамках указанных полномочий комиссия по внутреннему контролю представляет руководителю учреждения результаты проверок эффективности действующих процедур внутреннего контроля и в случае необходимости, разработанные совместно с главным бухгалтером предложения по их совершенствованию.

8. Заключительные положения

8.1. Все изменения и дополнения к настоящему положению утверждаются руководителем учреждения.

8.2. Если в результате изменения действующего законодательства России отдельные статьи настоящего положения вступят с ним в противоречие, они утрачивают силу, преимущественную силу имеют положения действующего законодательства России.

График проведения внутренних проверок финансово-хозяйственной деятельности

Срок проведения
проверки

Период, за
который
проводится
проверка

Ревизия кассы, соблюдение порядка ведения кассовых операций

Проверка наличия, выдачи и списания бланков строгой отчетности

Ежемесячно на последний день отчетного месяца

Проверка соблюдения лимита денежных средств в кассе

Проверка наличия актов сверки с поставщиками и подрядчиками

Проверка правильности расчетов с Казначейством
России, финансовыми, налоговыми органами, внебюджетными фондами, другими организациями

Внутренний финансовый контроль

«Финансовый вестник: финансы, налоги, страхование, бухгалтерский учет», 2009, N 1

В современных условиях рыночной экономики, совершенствования управления, выработки новой стратегии развития предприятий усиливается роль и значение реформирования системы финансового контроля.

Одним из перспективных видов финансового контроля является аудиторский финансовый контроль, который бывает двух видов: внешний и внутренний аудит.

Важнейшим элементом управления, обеспечивающим возможность принятия эффективных управленческих решений, а также их исполнение, и неотъемлемой частью управленческого контроля предприятия является внутренний аудит. Его основная задача — решение отдельных функциональных проблем управления, разработка и проверка информационных систем предприятия.

В соответствии с федеральными правилами (стандартами) аудиторской деятельности в РФ внутренний аудит — это организованная экономическим субъектом, действующая в интересах его руководства или собственников, регламентированная внутренними документами система контроля за соблюдением установленного порядка ведения бухгалтерского учета и надежностью функционирования системы внутреннего контроля, осуществляемая внутри аудируемого лица его подразделением — службой внутреннего аудита.

Служба внутреннего аудита является подразделением аудируемого лица. Деятельность службы внутреннего аудита независимо от степени ее самостоятельности и объективности не может достичь той степени независимости, которая требуется от внешнего аудитора при выражении мнения о достоверности финансовой (бухгалтерской) отчетности.

Однако она может быть и достаточно независимой, т.е. непосредственно подчиняться не исполнительному органу предприятия, а внешним учредителям.

Функции внутреннего аудита могут выполнять специальные службы или отдельные аудиторы, состоящие в штате экономического субъекта, ревизионные комиссии (ревизоры), привлекаемые для целей внутреннего аудита сторонние организации или внешние аудиторы.

Учитывая, что внутренний аудит — один из способов контроля за эффективностью деятельности звеньев структуры экономического субъекта, его можно квалифицировать как внутренний аудиторский финансовый контроль. Организация, роль и функции внутреннего аудита определяются самим экономическим субъектом, а именно его руководством или собственниками в зависимости от:

  • содержания и специфики деятельности экономического субъекта;
  • объемов показателей финансово-экономической деятельности экономического субъекта;
  • сложившейся системы управления экономического субъекта;
  • состояния внутреннего контроля.

К институтам внутреннего аудита относятся назначаемые собственниками или руководством экономического субъекта ревизоры, ревизионные комиссии, внутренние аудиторы или группы внутренних аудиторов.

Работа внутреннего аудита имеет для руководства и собственников экономического субъекта информационное и консультационное значение; она призвана содействовать оптимизации деятельности экономического субъекта и выполнению обязанностей его руководства.

Объекты внутреннего аудита могут быть различными в зависимости от особенностей экономического субъекта и требований его руководства или собственников. Как правило, функции внутреннего аудита включают:

Объективность внутреннего аудита обеспечивается степенью его независимости в структуре управления экономического субъекта. Это требование к внутреннему аудиту, как правило, обеспечивается тем, что он подчиняется и обязан представлять отчеты только назначившему его руководству или собственникам и независим от руководителей проверяемых филиалов экономического субъекта, структурных подразделений, органов внутреннего контроля и т.п.

Институтом внутренних аудиторов США (Institut of Internal Auditors) было разработано следующее определение: «внутренний аудит — это независимая деятельность в организации (на предприятии) по проверке и оценке ее работы в ее интересах». Цель внутреннего аудита — помочь членам организации эффективно выполнять свои функции. Внутренние аудиторы представляют своей организации данные анализа и оценки, рекомендации и другую необходимую информацию, являющуюся результатом проведенных проверок.

Внутренними аудиторами являются сотрудники, находящиеся в штате организации и подчиненные ее руководству. Задачи внутреннего аудита определяются руководством исходя из потребностей управления как подразделениями организации, так и организацией в целом.

Деятельность внутреннего аудитора заключается в выполнении широкого круга различных функций, входящих в его обязанности.

Эти функции включают:

  • проверку систем контроля, направленную на выработку политики организации в рамках законодательства;
  • оценку эффективности и экономичности операций организации;
  • проверку уровня достижений запланированных (программных) целей;
  • подтверждение достоверности информации, используемой руководством при принятии решений.

Внутренний аудит не только дает информацию о деятельности самой организации, но и подтверждает правильность и достоверность отчетов менеджеров. Используя информацию внутреннего аудита, руководство может оперативно и своевременно осуществлять необходимые изменения внутри организации.

В определенной мере функции внутренних аудиторов выполняют внутренние ревизоры (ревизорские группы) при бухгалтериях крупных предприятий, подчиненные главному бухгалтеру или финансовому директору, однако функции внутренних аудиторов шире.

Внутренний аудит решает следующие задачи:

  1. Контроль за состоянием активов и недопущение убытков.
  2. Подтверждение выполнения внутрисистемных контрольных процедур.
  3. Анализ эффективности функционирования системы внутреннего контроля и обработки информации.
  4. Оценка качества информации, выдаваемой управленческой информационной системой.
Читайте так же:  Перечень документов для возврата налога за обучение

На данный момент стандарты, регламентирующие порядок осуществления внутреннего финансового аудиторского контроля, и конкретные методики проведения аудита не разработаны, поэтому в своей деятельности лица, осуществляющие внутрифирменный аудит, руководствуются Федеральными правилами (стандартами) аудиторской деятельности. В настоящее время функции разработки внутрифирменных стандартов возложены на самих внутренних аудиторов. Чтобы исключить необъективность и опасность узкого видения проблем на каждом из соподчиненных уровней объектов, вовлеченных в систему аудирования, деятельность внутренних аудиторов должна осуществляться только на базе детального регламента, стандарта.

Термин «стандарт» здесь следует понимать в специальном смысле, который отличается от принятого у нас. Вместо «стандарты аудита» за рубежом применяют и другое название — Code of Ethics for Auditors, которое можно перевести как «стандарты поведения», «этический кодекс» или, наконец, «правила для аудиторов».

При этом каждая методика позволит существенно сократить время осуществления аудиторской проверки. При этом возникает необходимость разработки базовых методик проверок различных объектов аудиторского контроля с приведением в них целей и задач аудита, источников информации, классификации возможных нарушений и типовых ошибок, последовательности работ (в том числе перечней действий внутреннего аудитора в тех или иных ситуациях), типовых рабочих и отчетных документов.

Для сопоставимости информации аудиторские процедуры по сбору аудиторских доказательств можно рекомендовать осуществлять в три этапа (табл. 1).

Процедуры по сбору аудиторских доказательств

Разработанные методики необходимо совершенствовать для приведения их в соответствие с меняющимися условиями.

Положение о внутреннем финансовом контроле

Положение о внутреннем контроле предприятия – образец

Контрольные мероприятия должны охватывать деятельность в сфере финансов, охраны труда, рабочей дисциплины. Систему контроля необходимо выстраивать так, чтобы она не ущемляла права наемного персонала, но и не представляла возможности для нанесения ущерба интересам компании.

Положение о внутреннем качестве контроля должно носить разносторонний характер. Это объясняется тем, что его отсутствие в одном из сегментов деятельности может привести к злоупотреблениям и стать причиной материальных убытков. Например, в компании отлажена система контроля над финансовыми потоками, но мало внимания уделяется дисциплинарным вопросам. В итоге может оказаться, что сотрудники тратят рабочее время неэффективно, нарушают график работы, что становится причиной срыва сроков выполнения контрактов, способствует формированию репутации ненадежного контрагента.

Положение о внутреннем контроле разрабатывается каждым субъектом хозяйствования с учетом особенностей его деятельности. Универсального шаблона документа нет. В структуре Положения рекомендуется выделить следующие информационные блоки:

Вступительная часть, обосновывающая необходимость создания этого локального акта. В ней обозначаются цели и задачи контроля, сегменты деятельности, которые должны быть подвергнуты регулярному наблюдению.

Суть системы проверок – какие сферы деятельности она охватывает, что должно регулярно анализироваться.

Видео (кликните для воспроизведения).

В следующей части Положение о внутреннем контроле предприятия должно содержать описание алгоритма внедрения и реализации контрольных процедур. В этом информационном блоке можно привести отдельные описания разных стадий контроля – предварительный анализ, текущие проверки и процедуры последующего контроля. Здесь указывается, какие документы подлежат проверке, какими методами может осуществлять оценка эффективности работы разных отделов, что для этого необходимо. В данном блоке фиксируются правила документального оформления всех мероприятий, порядок подведения итогов.

Положение может содержать информацию о перечне субъектов наблюдения, мерах ответственности к нарушителям внутренних регламентов. Обязательно надо выделить особенности правового статуса комиссии, которая будет проводить проверочные мероприятия.

Заключительные положения, в которых оговаривается дата вступления в силу документа и порядок внесения в него изменений.

Положение о внутреннем финансовом контроле 2019 года может содержать требования по достоверности отражения в учете всех хозяйственных операций, по корректности оформляемой отчетности, соблюдению сроков обработки первичной документации, составлению бухгалтерских и налоговых регистров, отчетов. В документе можно предусмотреть пункт, регламентирующий порядок реагирования на жалобы должностных лиц, в том числе на действия проверяющей комиссии.

Пример положения о внутреннем финансовом контроле можно скачать ниже.

Внутренний контроль финансового состояния

Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с ЗАО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.

Лекторы – ведущие эксперты, непосредственные разработчики законов:
В. В. Витрянский, Л. Ю. Михеева, Е. А. Суханов, А. А. Маковская. Принять участие можно очно/ онлайн или в записи, в любой точке страны!

Письмо Минфина России от 17 декабря 2019 г. № 02-02-05/98727 Об осуществлении внутреннего финансового контроля и внутреннего финансового аудита начиная с 1 января 2020 г.

Министерство финансов Российской Федерации в связи с поступающими запросами главных администраторов средств бюджета субъекта Российской Федерации (местного бюджета) (далее — главные администраторы (администраторы) бюджетных средств) по вопросам осуществления внутреннего финансового контроля и внутреннего финансового аудита начиная с 1 января 2020 года сообщает следующее.

В целях совершенствования организации и осуществления внутреннего финансового контроля и аудита были внесены изменения в Бюджетный кодекс Российской Федерации (далее — Бюджетный кодекс) (26 июля 2019 года принят Федеральный закон N 199-ФЗ «О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации в части совершенствования государственного (муниципального) финансового контроля, внутреннего финансового контроля и внутреннего финансового аудита».

В соответствии с внесенными в Бюджетный кодекс изменениями:

1) пункт 5 статьи 160.2-1 Бюджетного кодекса (в редакции Федерального закона от 26.07.2019 N 199-ФЗ) вступит в силу с 1 января 2020 года. Это означает, что действующие в настоящее время порядки осуществления внутреннего финансового контроля и внутреннего финансового аудита, принятые соответственно высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, местной администрацией (далее — Порядки), должны быть признаны утратившими силу с 1 января 2020 года;

Читайте так же:  Торговый сбор это местный налог

2) бюджетное полномочие главного администратора (администратора) бюджетных средств по осуществлению внутреннего финансового контроля в качестве отдельного бюджетного полномочия исключено из состава бюджетных полномочий, определяемых Бюджетным кодексом.

Кроме того, согласно подпункту 1 пункта 2 статьи 160.2-1 Бюджетного кодекса внутренний финансовый аудит осуществляется, в том числе, в целях оценки надежности внутреннего финансового контроля и подготовки предложений об организации внутреннего финансового контроля.

Таким образом, внутренний финансовый контроль, определяемый Бюджетным кодексом в качестве внутреннего процесса главного администратора (администратора) бюджетных средств и осуществляемый в целях соблюдения установленных правовыми актами, регулирующими бюджетные правоотношения, требований к исполнению своих бюджетных полномочий, является составной частью каждого бюджетного полномочия главного администратора (администратора) бюджетных средств.

Минфин России в соответствии со статьей 165 Бюджетного кодекса продолжит осуществлять методическое обеспечение осуществления внутреннего финансового контроля, однако издание нормативного правового акта, в котором будут установлены обязательные и единые для всей бюджетной системы Российской Федерации требования к организации и осуществлению внутреннего финансового контроля, не предусмотрено.

Таким образом, в части правового регулирования осуществления внутреннего финансового контроля исключается обязанность главных администраторов (администраторов) бюджетных средств издания (использования) нормативных правовых актов по внутреннему финансовому контролю.

Это означает, что главный администратор (администратор) бюджетных средств вправе самостоятельно определить порядок осуществления внутреннего финансового контроля с учетом необходимости соблюдения требований к исполнению бюджетных полномочий.

Главные администраторы (администраторы) бюджетных средств вправе издать ведомственный (внутренний) акт, обеспечивающий осуществление внутреннего финансового контроля, в том числе определяющий особенности совершения контрольных действий (указанный акт может быть (но не обязан) издан с учетом подходов, действующих в ранее изданном правовом акте главного администратора (администратора) бюджетных средств, регулирующем осуществление внутреннего финансового контроля), либо главные администраторы (администраторы) бюджетных средств вправе пользоваться ведомственными (внутренними) актами, определяющими порядок выполнения бюджетных процедур, с учетом их актуализации (при необходимости) в части определения совершаемых контрольных действий при выполнении бюджетных процедур.

С 1 января 2020 года внутренний финансовый аудит будет осуществляться в соответствии с федеральными стандартами внутреннего финансового аудита.

В настоящее время федеральные стандарты внутреннего финансового аудита «Определения, принципы и задачи внутреннего финансового аудита» и «Права и обязанности должностных лиц (работников) при осуществлении внутреннего финансового аудита» утверждены приказами Минфина России от 21 ноября 2019 года N 196н и от 21 ноября 2019 года N 195н, а федеральный стандарт внутреннего финансового аудита «Основания и порядок организации, случаи и порядок передачи полномочий по осуществлению внутреннего финансового аудита» подготовлен для представления на государственную регистрацию. Указанные документы размещены на официальном сайте Минфина России в разделе: «Бюджет/Внутренний финансовый контроль и аудит в государственном секторе / Нормативные правовые акты и методические рекомендации».

Кроме того, до конца текущего года планируется утверждение федерального стандарта внутреннего финансового аудита «Планирование внутреннего финансового аудита» (в настоящее время проект приказа размещен на официальном сайте www.regulation.gov.ru).

Исходя из пункта 5 статьи 160.2-1 Бюджетного кодекса Российской Федерации (в редакции Федерального закона от 26.07.2019 N 199-ФЗ) ведомственные (внутренние) акты по вопросам внутреннего финансового аудита принимают и издают только главные администраторы (администраторы) бюджетных средств, осуществляющие внутренний финансовый аудит.

Это означает, что главные администраторы (администраторы) бюджетных средств, передавшие полномочия по осуществлению внутреннего финансового аудита и (или) принявшие решение об упрощенной организации внутреннего финансового аудита с учетом положений федерального стандарта внутреннего финансового аудита «Основания и порядок организации, случаи и порядок передачи полномочий по осуществлению внутреннего финансового аудита», ведомственные (внутренние) акты по вопросам внутреннего финансового аудита не издают.

До завершения государственной регистрации федеральных стандартов внутреннего финансового аудита главные администраторы (администраторы) бюджетных средств вправе продолжить пользоваться своими ведомственными (внутренними) актами, обеспечивающими осуществление внутреннего финансового аудита, и (или) Методическими рекомендациями по осуществлению внутреннего финансового аудита, утвержденными приказом Министерства финансов Российской Федерации от 30 декабря 2016 г. N 822, с одновременным проведением работы по признанию утратившими силу нормативных правовых актов главных администраторов (администраторов) бюджетных средств, регулирующих осуществление внутреннего финансового аудита.

Ранее изданные внутренние акты (стандарты) главных администраторов (администраторов) бюджетных средств по осуществлению ими внутреннего финансового аудита подлежат уточнению с учетом положений пункта 5 статьи 160.2-1 Бюджетного кодекса.

Типовые (общие) перечни бюджетных процедур, также как и типовые перечни бюджетных рисков устанавливать в федеральных стандартах внутреннего финансового аудита не предполагается. При этом подходы к оценке бюджетных рисков будут установлены в федеральном стандарте внутреннего финансового аудита «Планирование внутреннего финансового аудита».

Также сообщаем, что в проекте федерального стандарта внутреннего финансового аудита «Основания и порядок организации внутреннего финансового аудита, а также случаи и порядок передачи полномочий по осуществлению внутреннего финансового аудита» учтены особенности организации и осуществления внутреннего финансового аудита на уровне субъектов Российской Федерации (муниципальных образований), исходя из которых определены несколько возможных форм организации внутреннего финансового аудита, в том числе упрощенная организация внутреннего финансового аудита.

Обращаем внимание, что объектами внутреннего финансового аудита являются бюджетные процедуры (операции) главного администратора (администратора) бюджетных средств, что не подразумевает проведения выездных проверок финансово-хозяйственной деятельности подведомственных этому главному администратору (администратору) бюджетных средств учреждений (администраторов бюджетных средств) в рамках осуществления внутреннего финансового аудита.

При этом в связи с признанием утратившими силу с 1 января 2020 года Порядков, по мнению Минфина России, план проведения аудиторских мероприятий на 2020 год может быть составлен и утвержден до начала очередного финансового года с учетом положений федерального стандарта внутреннего финансового аудита «Определения, принципы и задачи внутреннего финансового аудита» (в части указанного содержания плана).

Читайте так же:  Льгота ндфл на ребенка

Годовую отчетность о результатах осуществления внутреннего финансового аудита за 2019 год рекомендуется сформировать с учетом положений Порядков.

Минфин России просит финансовые органы субъектов Российской Федерации довести указанное письмо до главных администраторов бюджетных средств субъекта Российской Федерации, а также до финансовых органов муниципальных образований (главных администраторов средств местного бюджета).

A.M. Лавров

polozhenie_o_vnutrennem_finansovom_kontrole.jpg

Похожие публикации

Положение о внутреннем контроле разрабатывается и утверждается субъектами хозяйствования самостоятельно по произвольному шаблону. Этот документ выполняет роль внутреннего регламента по организации деятельности ответственных лиц в ключевых сегментах работы. В нем соединяется предписывающая функция с контрольными операциями, такое сочетание позволяет очертить круг показателей, подлежащих регулярному объективному оцениванию, и повысить эффективность работы разных отделов компании.

Зачем необходимо положение о системе внутреннего контроля

Внутренний надзор направлен на повышение координации работы структурных подразделений предприятия и на минимизацию рисков деятельности, обусловленных неправомерными действиями должностных лиц. Контроль должен быть направлен не на одну сферу деятельности, например, распределение финансовых ресурсов, а на разные сегменты, чтобы повысить объективность принимаемых решений и их эффективность.

Внутренний контроль, положение, образец которого представлен в статье, является неотъемлемым элементом комплекса организационных процедур для каждого субъекта хозяйствования. Обязательность создания собственной системы внутреннего контроля установлена нормами ст. 19 закона о бухучете от 06.12.2011 г. № 402-ФЗ. Законодательство оговаривает необходимость проверки предпринимателями и юридическими лицами каждой совершенной хозяйственной операции на предмет ее экономической целесообразности и полноты отражения в учете. Положение о внутреннем контроле учреждения госсектора имеет более широкий смысл – оно предназначено для сопоставления плановых показателей с фактическими, выявления причин расхождений между ними.

Обзор документа

Минфин выпустил разъяснения по вопросам внутреннего финансового контроля и аудита с учетом изменений в законодательство, вступающих в силу с 1 января 2020 г., и указал:

— главный администратор (администратор) бюджетных средств вправе самостоятельно определить порядок контроля с учетом необходимости соблюдения требований к исполнению бюджетных полномочий;

— аудит нужно будет проводить в соответствии с федеральными стандартами.

Типовые (общие) перечни бюджетных процедур, также как и типовые перечни бюджетных рисков устанавливать в федеральных стандартах не предполагается. При этом подходы к оценке бюджетных рисков будут установлены в стандарте «Планирование внутреннего финансового аудита».

Внутренний контроль финансового состояния

Библиографическая ссылка на статью:
Тарасова Т.М. Мониторинг финансового состояния в системе внутреннего контроля предприятия // Экономика и менеджмент инновационных технологий. 2014. № 4 [Электронный ресурс]. URL: http://ekonomika.snauka.ru/2014/04/4912 (дата обращения: 07.02.2019).

В настоящее время повышается самостоятельность предприятий, и их экономическая и юридическая ответственность. Резко возрастает значение финансовой устойчивости субъектов хозяйствования. Все это увеличивает роль экономического анализа деятельности предприятий.

Деятельность любого предприятия начинается с постановки и ответа на следующие три ключевые вопроса [9]:

— Каковы должны быть величина и оптимальный состав активов предприятия, позволяющие достичь поставленные перед предприятием цели и задачи?

— Где найти источники финансирования и каков должен быть их оптимальный состав?

— Как организовать текущее и перспективное управление финансовой деятельностью, обеспечивающее платежеспособность и финансовую устойчивость предприятия?

Решаются эти вопросы в рамках финансового менеджмента, являющегося одной из ключевых подсистем общей системы управления предприятием. Организационная структура системы управления финансами хозяйствующего субъекта, а также ее кадровый состав могут быть построены различными способами в зависимости от размеров предприятия и вида его деятельности.

В разделе финансового менеджмента, освещающего вопросы оценки финансового состояния, разработано достаточное количество методик и рейтинговых оценок, а так же приняты государственными структурами нормативные акты, которые приведены в таблице 1.

Таблица 1. Оценка полезности и достаточности нормативных актов, освещающих вопросы оценки финансового состояния предприятия

Степень полезности документа для целей анализа отчетности

Степень достаточности информации, содержащейся в документе

Комментарии к документу

1. «Методические положения по оценке финансового состояния предприятий по установлению неудовлетворительной структуры баланса» [1]

1) Завышено нормативное значение коэффициента текущей ликвидности (>2), хотя нормальным будет значение от 1 до 2, то есть если активов предприятия хватает только на покрытие его краткосрочных обязательств.

2) Необходима отраслевая дифференциация показателей, нормативных значений, например, в организациях с операционным циклом более года

2. «Методика проведения Федеральной налоговой службой учета и анализа финансового состояния и платежеспособности стратегических предприятий и организаций» [2]

1) Необходим при рассмотрении угрозы банкротства

2) Рассматриваются те же показатели что и в «Методическом положении по оценке финансового состояния» (пн. 3), в данном случае нормативное значение коэффициента текущей ликвидности принимается больше или равно 1

3. «Правило проведения арбитражным управляющим финансового анализа» [3]

1) В достаточной мере охватывает все сферы анализа, с подробным описанием коэффициентов, но без привидения их оптимальных значений. Рекомендуемо на предприятии проводить ежеквартальный и ежегодный отчет в соответствии с данным правилом.

Степень достаточности информации оценивается с точки [6]:

  1. соответствия нормативного акта целям внутреннего контроля;
  2. документы и их положения регулируют формирование отчетности, то есть частично курируют задачи анализа финансовой отчетности;
  3. правовая информация устарела, не целесообразно ее использование в ходе проведения анализа.

Рассматривая документы, регулирующие анализ финансовой отчетности, в которых собрано всевозможное многообразие коэффициентов, нет определенной группировки, методики.

Рассмотрим подробнее некоторые из методик:

1 – Наиболее известная модель Альтмана:

где – собственный оборотный капитал / сумма активов;

— нераспределенная прибыль / сумма активов;

Читайте так же:  Ревизия как форма финансового контроля

— прибыль до уплаты процентов / сумма активов;

— балансовая стоимость собственного капитала /заемный ка­питал;

Организация внутреннего контроля на предприятии

Рубрика: Экономика и управление

Дата публикации: 28.10.2019 2019-10-28

Статья просмотрена: 148 раз

Библиографическое описание:

Ковальчук М. В., Коновалов А. В., Пенкина А. М. Организация внутреннего контроля на предприятии // Молодой ученый. — 2019. — №43. — С. 175-177. — URL https://moluch.ru/archive/281/63339/ (дата обращения: 20.02.2020).

В статье рассмотрена организация системы внутреннего контроля на предприятии, которая применяется в ведущих мировых и российских компаниях, соответствует международным требованиям и раскрывает методы построения эффективного внутреннего контроля на предприятии, с целью повышения устойчивости организации и снижение рисков, полномочия и ответственность руководителей и подразделений, участвующих во внутреннем контроле, основные процедуры внутреннего контроля по бизнес-процессам.

Система внутреннего контроля является системой финансового и прочего контроля, организованная руководящим составом предприятия с целью осуществления эффективной работы организации, обеспечения соблюдения политики предприятия, сохранения активов, полноты и точности документов.

Система внутреннего контроля в организации распространяется на все возникающие бизнес-процессы, начиная с планирования деятельности и заканчивая составлением финансовой отчетности.

На любой стадии процесса управления могут возникнуть отклонения фактического состояния от планируемого. Для своевременного информирования руководства предприятия о качестве и содержании таких отклонений необходим внутренний контроль.

Внутренний контроль организации — это осуществление подразделениями организации действий, направленных на: определение фактического состояния организации, сравнение фактических данных с планируемыми, оценка отклонений и степени их влияния на элементы функционирования предприятия, выявление причин отклонений.

Цель внутреннего контроля — информационное обеспечение системы управления для получения возможности принятия эффективных управленческих решений.

Согласно системе COSO внутренний контроль — это процесс, осуществляемый высшим органом организации, определяющим его политику, руководством предприятия и всеми другими подразделениями организации, обеспечивающий достижение предприятием следующих целей: контроль эффективности, достижения запланированных операционных и финансовых показателей, ведения учета и составления отчетности, а также соблюдения законодательства предприятием.

Отличие и особенности компонентов указанных систем изложены в приложении G Концепции COSO «Интегрированная концепция внутреннего контроля» (2013 г.).

Система внутреннего контроля охватывает все направления деятельности организации, контрольные процедуры должны выполняться постоянно во всех процессах (направлениях деятельности) предприятия на всех уровнях управления.

Цели системы внутреннего контроля

Целью системы внутреннего контроля в организации является обеспечение разумной уверенности в достижении поставленных перед ней следующих целей:

– операционные цели — относятся к результативности и эффективности операционной деятельности предприятия, включая цели по достижению ключевых показателей эффективности операционной деятельности, а также по обеспечению сохранности активов;

– цели комплаенс — соблюдение требований законодательства, требований регулирующих и надзорных органов, а также внутренних документов организации, определяющих внутреннюю политику, правила и процедуры;

– цели в области подготовки отчетности — относятся к подготовке внутренней и внешней финансовой и нефинансовой отчетности и включают задачи по обеспечению ее достоверности, своевременности и прозрачности или соответствия другим требованиям, предъявляемым регуляторами, органами, устанавливающими стандарты, или политиками предприятия.

Поскольку цели системы внутреннего контроля, закрепленные в системе внутреннего контроля, с целями внутреннего контроля, определенными Концепцией COSO «Интегрированная концепция внутреннего контроля» (2013 г.), идентичны:

Цели системы внутреннего контроля (СВК)

Цели внутреннего контроля (ВК)

(Концепция COSO)

Операционные цели — относятся к результативности и эффективности операционной деятельности организации, включая цели по достижению ключевых показателей эффективности операционной деятельности, а также по обеспечению сохранности активов;

Цели комплаенс — соблюдение требований законодательства, требований регулирующих и надзорных органов, а также внутренних документов предприятия, определяющих внутреннюю политику, правила и процедуры.

Цели комплаенс (соответствия требованиям)

Цели в области подготовки отчетности — относятся к подготовке внутренней и внешней финансовой и нефинансовой отчетности и включают задачи по обеспечению ее достоверности, своевременности и прозрачности или соответствия другим требованиям, предъявляемым регуляторами, органами, устанавливающими стандарты, или политиками предприятия

Цели в области подготовки отчетности

В последнее время в России на предприятии в основном используется система контроля состояния — внешний или внутренний аудит. Он позволяет собственникам получить полную и объективную оценку деятельности всей организации. На внедрение внутреннего аудита в российских компаниях повлиял не меньше и Федеральный закон «О бухгалтерском учете» с начала 2013 года абсолютно все экономические субъекты должны проводить внутренний контроль хозяйственной деятельности. Также на предприятиях может использоваться аудит систем менеджмента качества. Система менеджмента качества или же СМК- одна из главных частей системы управления компанией с ее помощью, можно обеспечить не только контроль финансово-хозяйственной деятельности организации, но и минимизация затрат на производство продукции и оказания услуг. Как не странно СМК не регламентируется ни федеральным ни международным законодательством. В связи с этим отсутствуют обязательные норм, проведения аудита. Поэтому добровольное желания предприятия проводить сертификацию систем качества или нет.

Видео (кликните для воспроизведения).

В заключение, можно сказать, что предприятие само решает, как именно проводить проверку финансово-хозяйственной деятельности. Можно привлекать силы со стороны либо самим вводить систему внутренней проверки, дабы избежать ошибок. Усложнение хозяйственных процессов требует особенно тщательного проведения аудита системы внутреннего контроля. Необходимо понимать, что система внутреннего контроля может не с абсолютной уверенностью, но только лишь с определенной степенью подтвердить, что цели для которых была создана система были достигнуты.

Источники

Внутренний контроль финансового состояния
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here