Валютный контроль за экспортно импортными операциями

Валютный контроль экспортных операций – механизм

Валютный контроль: правовые основы

Под валютным контролем в широком смысле понимается осуществление уполномоченными государством субъектами (органами и агентами) специальных функций по установлению соответствия валютных операций требованиям нормативных правовых актов (далее — НПА), в том числе проверке достаточности и объективности учета и отчетности, фиксирующих данные операции.

Различают следующие виды валютного контроля в зависимости от направления перемещения товаров и валютных ценностей:

  • контроль за экспортной деятельностью (вывозом товаров за пределы Российской Федерации), который и является предметом данной статьи;
  • контроль за импортной деятельностью.

Также существует валютный контроль в неторговом обороте, о нюансах осуществления которого можно узнать из статьи Валютный контроль — регулирование в неторговом обороте.

Правовые основы порядка проведения валютного контроля устанавливаются следующими НПА:

  • законом «О валютном регулировании и валютном контроле» от 10.12.2003 № 173-ФЗ (далее — закон № 173);
  • инструкцией Банка России «О порядке представления резидентами и нерезидентами уполномоченным банкам документов и информации…» от 04.06.2012 № 138-И (далее — инструкция № 138-И), которая с 01.03.2018 уступает место Инструкции БР от 16.08.2017 № 181-И (далее – инструкция № 181-И);
  • законом «О таможенном регулировании в Российской Федерации» от 27.11.2010 № 311-ФЗ (в рамках таможенного оформления экспортных товаров);
  • Таможенным кодексом Таможенного союза (приложение к договору о Таможенном кодексе Таможенного союза, принятому решением Межгосударственного совета ЕврАзЭС на уровне глав государств от 27.11.2009 № 17).

Для получения более подробной информации о правовых основах валютного контроля рекомендуем ознакомиться со следующей статьей на нашем сайте: Валютный контроль — функции и принципы регулирования.

Как учитывать экспортные/импортные операции на счетах бухгалтерского и налогового учета?

Как вы знаете, экспорт товара облагается НДС по ставке 0%, что должно быть отражено в учете экспортных операций вашей организации. Чтобы подтвердить право применения «нулевой» ставки НДС необходимо в ИФНС предоставить копии договора поставки и таможенной декларации. Срок подтверждения ставки 0% составляет 180 дней со дня разрешенного выпуска товаров, указанного в таможенной декларации. Если срок истек, а документы в срок не предоставлены, то необходимо начислить НДС и сдать уточненную декларацию по НДС за квартал, в котором произошла отгрузка.

Импортные операции по ввозу товаров на территорию РФ признаются объектом обложения НДС. В данном случае налоговая база по НДС определяется как сумма таможенной стоимости товаров и подлежащей уплате таможенной пошлины.

Уплатить НДС необходимо в срок с момента регистрации таможенной декларации и до момента выпуска товаров таможенным органом.

Сумма НДС, уплаченная при ввозе товаров на территорию РФ после принятия их к учету, принимается к вычету, но при условии наличия первичных документов и документов, подтверждающих фактическую уплату НДС.

Экспорт

Импорт

Выручка от продажи товаров признается на дату перехода права собственности от организации к покупателю и отражается проводкой

Дт 62 Кт 90.1

стоимость проданных товаров учитывается в себестоимости продаж

Дт 90.2 Кт 41

таможенный сбор учитывается в составе прочих расходов

Дт 91.2 Кт 60 (76)

Приобретение товаров принимается к учету по фактической себестоимости.

Дт 41 Кт 60

уплата НДС отражается

Дт 76 Кт 51

на основании таможенной декларации отражен НДС, уплаченный при ввозе

Дт 19 Кт 76

произведены расчеты с поставщиком

Дт 60 Кт 52

Курсовые разницы, возникающие на дату осуществления расчетов отражаются в составе прочих доходов или расходов в корреспонденции со счетом 52

Как место оказания услуги влияет на исчисление налогов?

При импорте, экспорте работ (услуг) необходимо понимать, что является местом оказания услуг согласно статьи 148 НК РФ. Является ли территория РФ местом реализации услуг для целей исчисления НДС?

Если местом оказания услуги считается Российская Федерация, то организация является налоговым агентом по НДС, обязанностью которой является необходимость уплаты НДС за «своего» контрагента — нерезидента в ИФНС, где стоит на учета сама организация. К таким услугам, например, относится оказание консультационных, юридических, бухгалтерских, аудиторских, инжиниринговых, рекламных, маркетинговых услуг.

Обратите внимание также на то, что при перечислении поставщику услуг денежных средств необходимо руководствоваться положениями п. 1 и п.п 4 п. 2 ст. 310 НК РФ, а именно: налог с доходов, полученных иностранной организацией от источников в Российской Федерации, исчисляется и удерживается российской организацией, выплачивающей доход иностранной организации, при каждой выплате доходов, указанных в п. 1 ст. 309 НК РФ НК.

К таким доходам относятся доходы иностранной организации, полученные от источников в РФ. Например, при выплате дохода от продажи доли в уставном капитале российской организации, более 50% активов которой состоит из находящегося на территории РФ недвижимого имущества или процентный доход, выплаченный российской организацией по договору займа иностранной организации или доходы от международной перевозки, при этом под международными перевозками понимаются любые перевозки морским, речным или воздушным судном, автотранспортным средством или железнодорожным транспортом, за исключением случаев, когда перевозка осуществляется исключительно между пунктами, находящимися за пределами РФ.

Исключение составляют случаи выплаты доходов, которые в соответствии с международными договорами (соглашениями) не облагаются налогом в РФ при условии предоставления иностранной организацией подтверждений налоговому агенту т.е. сертификат резидентства, предусмотренного в п. 1 ст. 312 НК РФ.

Форму налогового расчета (информации) о суммах выплаченных иностранным организациям доходов и удержанных согласно положений ст. 285, п. 3, 4 ст. 289, п. 4 ст. 310 НК РФ необходимо представить в налоговый по итогам отчетного периода — не позднее 28-го числа месяца, следующего за отчетным периодом;- по итогам года — не позднее 28 марта следующего года.

Читайте так же:  Возмещение ндс частями

С моей точки зрения, если вы как бухгалтер примените данные советы и разъяснения, то проблем в учете экспортных/импортных операций у вас возникнуть не должно.

ВАЛЮТНЫЙ КОНТРОЛЬ ЗА ЭКСПОРТНО-ИМПОРТНЫМИ ОПЕРАЦИЯМИ

Паспорт сделки подписывается: от имени участника внешнеэкономической сделки — ли­цом, имеющим право первой подписи по счету данной фирмы в уполномоченном банке; от имени банка — одним из ответственных лиц банка, уполномоченных подписывать паспорт сделки и со­вершать иные действия по валютному контролю от имени банка как агента валютного контроля.

Подписание паспорта экспортной сделки означает, что экспортер принял на себя ответст­венность за полное соответствие сведений, приведенных в паспорте, условиям контракта, на осно­вании которого он был составлен; зачисление в полном объеме и в установленные сроки выручки от экспорта товаров по данному контракту на валютный счет экспортера в уполномоченном банке, в который он представляет паспорт сделки для оформления.

Подписание паспорта импортной сделки означает, что импортер принял на себя ответст­венность за полное соответствие сведений, приведенных в паспорте, условиям контракта, на осно­вании которого он был составлен; поступление в Российскую Федерацию товаров в полном объе­ме и в сроки, не превышающие 180 календарных дней между днем оплаты импортируемого товара и датой таможенного оформления, или при невозможности поставки товаров — за возврат на ука­занный в паспорте текущий валютный счет импортера суммы предоплаты, ранее переведенной иностранной стороне по контракту или ее приказу в установленные контрактом сроки, но не более 180 календарных дней с даты осуществления платежа, если иное не разрешено Банком России.

В случае внесения сторонами изменений в контракт, затрагивающих сведения, которые ис­пользовались при составлении паспорта сделки, экспортер обязан в 10-дневный срок с даты внесе­ния указанных изменений, но не позднее представления к таможенному оформлению товаров, экспортируемых по данному контракту, представить в уполномоченный банк оригиналы или заве­ренные копии дополнений и изменений к контракту; дополнительные листы к паспорту сделки, составленные по форме паспорта сделки, но с заполнением лишь тех позиций, сведения по кото­рым подлежат уточнению.

Импортер в подобной ситуации должен представить данные документы не позднее даты платежа в пользу иностранной стороны по контракту или ее приказу либо представления тамо­женному органу товаров, импортируемых в соответствии с контрактом, в который внесены изме­нения или дополнения.

47. Система валютного контроля за экспортно-импортными операциями, его цель и порядок обеспечения

В целях предотвращения утечки валюты и соблюдения норм финансовой деятельности всеми экспортерами введена система валютного контроля, базирующуюся на жесткой увязке стекающихся в банки потоков таможенной и банковской информации о расчетно-платежных операциях, о пересечении товаром таможенной границы и о поступлении соответствующей валютной выручки.

Валютный контроль в Российской Федерации осуществляется Правительством РФ, органами и агентами валютного контроля. Органами валютного контроля в Российской Федерации являются Центральный банк Российской Федерации и Федеральная служба финансово-бюджетного надзора.

Контроль за осуществлением валютных операций кредитными организациями, а также валютными биржами осуществляет Центральный банк Российской Федерации.

Контроль за осуществлением валютных операций резидентами и нерезидентами, не являющимися кредитными организациями или валютными биржами, осуществляют в пределах своей компетенции Федеральная служба финансово-бюджетного надзора, являющаяся органом валютного контроля, и агенты валютного контроля.

Правительство РФ обеспечивает координацию деятельности в области валютного контроля Федеральной службы финансово-бюджетного надзора, а также ее взаимодействие с Центральным банком Российской Федерации.

Основу системы валютного контроля за экспортно-импортными операциями составляют постоянное наблюдение и контроль – мониторинг, призванные обеспечить предупреждение нарушений в сфере внешнеэкономической деятельности. Участники внешнеэкономической деятельности по каждому экспортному контракту оформляют паспорт сделки, где содержатся основные сведения, необходимые для осуществления контроля: реквизиты экспортера, покупателя, банка, в том числе иностранного, где открыт счет экспортера с описанием его режима, копия лицензии Банка России на открытие счета за рубежом, контракт и его условия.

Достоверность данных, указанных в паспорте сделки, проверяется с позиции соответствия их контракту и нормам законодательства. Подписав паспорт сделки, банк открывает досье на экспортера и принимает данный контракт на расчетное обслуживание, выражая эти самым согласие на выполнение контрольных функций за поступлением валютной выручки. Копия паспорта сделки предъявляется декларантом при таможенном оформлении.

Основанием для отказа в подписании банком паспорта сделки могут быть: несоответствие паспорта действительным условиям контракта и предполагаемым валютным операциям, действующим правовым нормам, нарушение условий по зачислению валютной выручки – уклонение от перевода средств на счета уполномоченного банка или зачисление их на счета других предприятий, не являющихся экспортерами.

По мере получения от таможенных органов информации об экспортных поставках уполномоченный банк отслеживает поступление валютных платежей и информирует об этом Федеральную таможенную службу. Уполномоченные банки, нарушившие инструкцию оформления паспорта сделки и позволившие экспортеру скрыть выручку за отгруженные на экспорт товары, подлежат штрафованию в размере всей сокрытой экспортером суммы.

Валютный контроль предусматривает проведение экспертизы обоснованности недополучения или задержки валютной выручки от экспорта российских товаров. Этим занимается Экспертная группа Минэкономразвития России, заключения которой направляются в уполномоченные банки, в Федеральную таможенную службу и Федеральную службу финансово-бюджетного надзора.

Требованием контроля являются ежемесячные представления уполномоченным банком в Главное управление валютного регулирования и валютного контроля Центрального банка Российской Федерации сведений о случаях авансовых платежей или предоплаты резидентами в счет оплаты импортируемых товаров, по которым документы, подтверждающие факт передачи товара покупателю, не были своевременно представлены (по истечении 180 дней с момента перевода валютных средств).

Валютный контроль за экспортно-импортными операциями организаций (предприятий)

В целях обеспечения устойчивого равновесия на валютном рынке и связанных с ним (кредитном, фондовом) рынках в Республике Беларусь осуществляется государственное регули­рование валютных отношений, составными элементами кото­рого являются валютное регулирование и валютный контроль.

Читайте так же:  Как подать нулевую декларацию через госуслуги

Валютное регулирование —

деятельность государственных органов по установлению порядка обращения валютных цен­ностей на территории страны, включая правила владения, пользования и распоряжения ими.

Валютный контроль —

совокупность мероприятий, прово­димых в рамках законодательно определенной компетенции органами и агентами валютного контроля, направленная на обеспечение соблюдения резидентами и нерезидентами требо­ваний валютного законодательства Республики Беларусь.

Основными базисными принципами организации валютно­го регулирования и валютного контроля являются:

• приоритетность экономических мер в реализации госу­дарственной валютной политики;

• системность мероприятий в рамках валютного регулиро­вания и контроля;

• исключение необоснованного вмешательства государ­ственных органов в валютные операции резидентов и нерези­дентов;

• обеспечение государством защиты экономических инте­ресов резидентов и нерезидентов при осуществлении валют­ных операций.

Органами валютного контроля в Республике Беларусь являются:

• Совет Министров — определяет компетенцию агентов валютного контроля;

• Национальный банк — осуществляет валютный контроль за совершением валютных операций банками и небанковски­ми кредитно-финансовыми организациями;

• Государственный таможенный комитет — осуществляет организацию валютного контроля за перемещением резиден­тами и нерезидентами валютных ценностей через таможенную границу страны;

• Комитет государственного контроля — формирует базу данных по вопросам валютного контроля, а также осуществля­ет контроль выполнения органами и агентами валютного кон­троля своих функций, координирует их деятельность.

В рамках своей компетенции органы валютного контроля могут проводить проверки соблюдения резидентами и нерези­дентами валютного законодательства при осуществлении ими валютных операций, полноты и достоверности учета, своевре­менности представления отчетности по валютным операциям, а также в случае наличия оснований — законности происхожде­ния валютных ценностей. Они также вправе запрашивать и получать документы и информацию по валютным операциям, приостанавливать в определенных законодательством случаях операции по счетам резидентов и нерезидентов в банках Рес­публики Беларусь.

I 2а*

Агентами валютного контроля, подотчетными соответству­ющим органам валютного контроля, являются республикан­ские органы государственного управления, иные государствен­ные организации, подчиненные Правительству Республики Беларусь, областные и Минский городской исполнительные комитеты, таможни и банки.

Республиканские органы государственного управления, исполнительные комитеты осуществляют контроль возврата в Республику Беларусь и использования выручки от экспорта подведомственными организациями, представляют в установ­ленном порядке информацию об их внешнеэкономической деятельности, принимают меры по устранению данными орга­низациями выявленных нарушений валютного законода­тельства.

Таможни как агенты валютного контроля производят та­моженное оформление экспортируемых (импортируемых) товаров, контролируют правильность оформления документов при экспорте (импорте), осуществляют контроль соблюдения законодательства, регламентирующего порядок ввоза и вывоза валютных ценностей.

Банки осуществляют контроль соответствия проводимых клиентами валютных операций требованиям законодатель­ства, своевременность представления отчетности по валют­ным операциям, ее соответствие установленным требованиям.

Обязанности банка по контролю внешнеторговых опера­ций включают регистрацию сделок, осуществление в рамках расчетного и кассового обслуживания организаций контроля законности и правильности проведения платежей по импорту, а также контроля за представлением информации о поступле­нии денежных средств от экспорта товаров (работ, услуг).

Банк не вправе выполнять распоряжение клиента о перечи­слении с его счета денежных средств в следующих случаях:

— если такое перечисление не соответствует режиму функ­ционирования счета клиента;

— проведение валютной операции допускается при наличии разрешения Национального банка, но такое разрешение не представлено;

— клиентом не представлены документы, предусмотренные законодательством, или представленные документы не соот­ветствуют установленным требованиям.

При поступлении клиенту денежных средств по валютной операции, проводимой с нарушением законодательства, банки

обязаны зачислять данные денежные средства на счет с уведом­лением в установленном порядке и в сроки соответствующих органов валютного контроля.

В соответствии с законодательством Республики Беларусь, порядком определения даты завершения внешнеторговой операции при экспорте и импорте организации-резиденты обязаны обеспечить завершение каждой внешнеторговой операции в полном объеме:

Видео (кликните для воспроизведения).

• при экспорте — в срок не позднее 90 календарных дней с даты отгрузки товаров (передачи охраняемой информации, исключительных прав на результаты интеллектуальной деятельности), выполнения работ, оказания услуг;

• при импорте — в срок не позднее 60 календарных дней с даты проведения платежа.

По отдельным видам внешнеторговых договоров Нацио­нальный банк вправе определить иные сроки прекращения обязательств. Иные сроки прекращения обязательств по внеш­неторговым операциям также применяются, если они опреде­лены международными договорами Республики Беларусь.

Сроки завершения внешнеторговых операций могут быть продлены Национальным банком (главными управлениями Национального банка) при наличии у организации объектив­ных документально подтвержденных причин, на основании ее заявления.

Основными информационными формами при осуществле­нии валютного контроля внешнеторговых операций банками и таможенными органами являются документ, посредством которого оформлено заключение внешнеторгового договора (или отдельно подписанные приложения к внешнеторговому договору), а также статистическая декларация (периодическая статистическая декларация).

По каждому внешнеторговому договору (каждому отдель­но подписанному приложению к внешнеторговому договору), стоимость товаров (работ, услуг) по которому составляет 3000 евро в эквиваленте и более, экспортер (импортер) обязан до отгрузки товаров либо проведения платежей зарегистриро­вать сделку в обслуживающем его счет банке. Исключение состав-ляют внешнеторговые договоры, предусматривающие предварительное исполнение обязательств нерезидентом в полном объеме.

Регистрация сделки осуществляется работником банка по шивительному принципу в день представления экспортером

(импортером) документа (документов), посредством которого оформлено заключение внешнеторгового договора (отдельно подписанного приложения к внешнеторговому договору) путем проставления на нем оттиска штампа банка с указанием регистрационного номера сделки и заверением его подписью.

Таможенное оформление товаров по внешнеторговым договорам в предусмотренных законодательством случаях про­изводится только при наличии регистрационного номера сделки.

Статистическая декларация установленной формы оформ­ляется экспортером (импортером) и регистрируется должност­ными лицами таможенных органов для целей статистического учета экспорта (импорта) товаров, таможенное оформление которых в соответствии с законодательством не производится. Декларация оформляется по каждому факту проводимой по одной товарно-транспортной накладной в рамках одного вне­шнеторгового договора отгрузки (поставки) товаров, общая стоимость которых составляет сумму, эквивалентную 1000 евро и более.

В случае двух и более отгрузок (поставок) товаров за отчет­ный месяц в рамках одного внешнеторгового договора для регистрации таможенными органами представляется периоди­ческая статистическая декларация.

Читайте так же:  Порядок выплаты дивидендов при усн

Статистическая декларация представляется в центр стати­стического декларирования (пункт таможенного оформления) не позднее 7 рабочих дней с даты отгрузки товаров или их поступления, а периодическая статистическая декларация -не позднее 7-го числа месяца, следующего за отчетным. Декла­рации подлежат регистрации должностными лицами таможен­ных органов в день их предъявления с выдачей свидетельства о регистрации.

Последнее изменение этой страницы: 2016-08-12; Нарушение авторского права страницы

6. Валютный контроль за импортными операциями

Наряду с «невозвратом» валютной выручки по экспортным контрактам отток валютных ресурсов происходит зачастую в форме авансовых платежей под импортные контракты без последующей поставки товаров и услуг.

Некоторое сдерживающее действие оказывает введенный порядок, когда условием платежа при осуществлении международных расчетов по импортным контрактам является обязательное представление российскими предприятиями в уполномоченный банк товарораспорядительных документов, подтверждающих отправку товаров в Россию.

Механизм контроля за обоснованностью платежей в иностранной валюте за импортируемые товары, также как и валютный контроль за поступлением валютной выручки от экспорта товаров, делает важным звеном валютного контроля коммерческие банки и усиливает роль ЦБ РФ.

Система валютного контроля по импортным операциям устанавливает контроль за обоснованностью платежей в иностранной валюте за импортируемые товары и вводится в целях обеспечения соответствия суммы средств в иностранной валюте, переведенной в оплату за импортируемые товары, стоимости фактически ввезенных в РФ товаров. Действие системы валютного контроля распространяется на:

а) валютные операции в отношении товаров, которые ввозятся в РФ в соответствии с таможенными режимами «выпуск для свободного обращения» и «реимпорт»;

б) сделки, по которым расчеты полностью или частично предусмотрены в иностранной валюте.

Базовым документом валютного контроля является паспорт импортной сделки (ПСи), который оформляется импортером в банке импортера и содержит основные условия внешнеторгового контракта.

С предоставлением в банк импортера ПСи импортер принимает на себя ответственность перед органами и агентами валютного контроля за полное соответствие сведений, приведенных в ПСи, условиям контракта, а также за поступлением в РФ товаров в полном объеме и в сроки, не превышающие 180 дней между днем оплаты и датой таможенного оформления. При невозможности поставки товаров импортер обязан возвратить в установленные контрактом сроки на указанный в ПСи текущий валютный счет импортера суммы предоплаты, которая ранее была переведена иностранной стороне. В случае невыполнения условий поставок товаров или невозврата валюты они несут ответственность в виде штрафа в размере суммы, эквивалентной сумме иностранной валюты, переведенной в оплату товаров. Однако штраф не налагается в случаях, когда форс-мажорные обстоятельства документально подтверждены.

Банк импортера после проверки соответствия данных ПСи условиям контракта подписывает экземпляры ПСи. Первый экземпляр возвращается импортеру, второй — служит основанием для открытия банком импортера досье, в котором он помещается для хранения вместе с другими документами.

Механизм валютного контроля за экспортными операциями

При совершении операций по вывозу товаров за пределы РФ реализуются следующие этапы валютного контроля:

  1. Постановка на расчетное обслуживание в УБ. Оформление паспорта сделки (далее — ПС), если сумма обязательств по договору составляет более 50 000 долларов США (п. 5.2 инструкции № 138-И), постановка внешнеэкономического контракта на учет при сумме обязательств 3 и более млн. рублей по кредитным и импортным контрактам, 6 и более млн. по экспортным контрактам (п. 4.2 инструкции № 181-И).
  2. Таможенная регистрация экспортных товаров. Заполнение декларации (при необходимости) и представление экспортером ПС (при его наличии) в ФТС РФ. Проверка полноты и достоверности указанной в них информации. Составление учетной карточки таможенно-банковского контроля.
  3. Направление в УБ сведений об исполнении обязательств по договору (отгрузке товаров) путем представления в банк справки о подтверждающих документах и подтверждающих документов в пределах 15 рабочих дней после месяца,
  4. Контроль УБ за поступлением платежей на счет экспортера и последующее уведомление ФТС РФ об их получении.
  5. Окончательная проверка УБ информации о поступлении валютной выручки от экспорта товаров. Закрытие ПС/снятие контракта с обслуживания на основании заявления экспортера или самостоятельно банком (в установленных НПА случаях).

До 01.03.2018 резидент также обязан представить в УБ справку о валютных операциях при зачислении:

  • на счет валюты РФ — в пределах 15 рабочих дней после даты ее зачисления;
  • иностранной валюты на счет резидента, открытый в банке за пределами РФ, — в пределах 30 рабочих дней (пп. 3.8 и 3.11 инструкции № 138-И).

Подробнее о том, как оформить справку о валютных операциях, рассказывается в статье Справка о валютных операциях в 2017-2018 годах — образец. С 01.03.2018 единой формой отчетности и учета по валютным операциям резидентов станет справка о подтверждающих документах.

Какие валютные операции могут проводить хозяйствующие субъекты?

Валютными операциями являются приобретение резидентом у резидента или нерезидента, приобретение нерезидентом у резидента, отчуждение резидентом в пользу резидента или нерезидента, отчуждение нерезидентом в пользу резидента валютных ценностей на законных основаниях, а также использование валютных ценностей в качестве средства платежа (ст. 1 ФЗ от 10.12.2003 г. № 173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле»).

Российские организации могут проводить валютные операции, разрешенные действующим валютным законодательством, в том числе приобретать и продавать иностранную валюту, получать валютную выручку от продажи товаров (работ, услуг), приобретать товары (работы услуги) с расчетами в валюте при условии, если поставщик нерезидент, получать займы (кредиты) в иностранной валюте.

Для осуществления валютных операций организациям необходимо выполнять ряд требований:

  • проводить операции через банковские счета уполномоченных банков, либо через счета в банках, расположенных за пределами Российской Федерации;
  • предоставлять в уполномоченный банк документы, связанные с проведением валютной операции;
  • при расчетах с нерезидентами проводить репатриации валютной выручки.

Паспорт сделки при экспорте товаров: краткое содержание

Паспорт сделки представляет собой документ, охватывающий сведения из договора об экспорте товаров за пределы РФ, необходимые для осуществления валютного контроля.

Читайте так же:  Срок владения квартирой без налога

В ПС указываются следующие сведения:

  • его номер и дата составления;
  • информация об экспортере;
  • информация о нерезиденте (иностранном контрагенте);
  • общая информация о договоре (его дата и номер, сумма сделки, валюта цены сделки, сроки исполнения обязательств сторон);
  • информация об УБ, где составляется ПС;
  • информация о переоформлении ПС;
  • информация об основаниях для закрытия ПС.

Порядок заполнения (наряду с порядком изменения и закрытия) ПС подробно описан в инструкции № 138-И.

Из статьи Расшифровка структуры номера паспорта сделки можно узнать более подробную информацию об указанных реквизитах.

ВАЖНО! с 01.03.2018 паспорт сделки больше не оформляется, ему на смену идет постановка внешнеэкономических контрактов на учет в уполномоченном банке.

Какими документами в программе 1С отражать данные операции?

Экспорт

1. Документ «Реализация товаров» со ставкой НДС 0% , сумма всего по документу должна равняться сумме по ГТД строки 22;

2. На основании «Реализации товаров» создаётся документ «Таможенная декларация (экспорт)», в которой указывается код операции по НДС, вид транспорта, сопроводительный документ;

3. Таможенный сбор списывается документом «Бухгалтерская справка».

Импорт

1. Документ «Поступление товара», в котором сумма всего по документы должна равняться сумме по ГТД строки 22;

2. На основании «Поступления товара» создается документ «Таможенная декларация (импорт)», в которой отражается суммы таможенного сбора, таможенной пошлины, таможенный НДС и таможенная стоимость. Обратите внимание, что в таможенную стоимость могут быть включены транспортные расходы до границы согласно условиям поставки по Инкотермс 2010

В случае, если импортируются товары из государств — членов ЕАЭС на основании документа «Поступление товара» создается документ «Заявление о ввозе товаров»

Паспорт сделки: порядок оформления

В целях оформления паспорта сделки экспортеру необходимо представить в банк, где у него имеется валютный счет и куда должен поступить платеж от экспорта, оригинал или заверенную копию договора (его проекта), заполненную форму ПС и иные документы, которые содержат сведения, указанные в ПС. Из статьи Паспорт сделки при валютном контроле — образец можно узнать все нюансы подготовки данного документа и скачать образец ПС.

ВАЖНО! Подписанный резидентом ПС должен быть оформлен в УБ не позднее даты подачи таможенной декларации на экспортируемые товары или справки о подтверждающих документах, если декларирование не требуется (п. 6.5 инструкции № 138-И).

После получения документов сотрудник УБ проверяет соответствие информации в ПС положениям договора и подписи на ПС подписи в карточке образцов подписей лиц, которые обладают правом подписи по счету экспортера, и по результатам проверки подписывает несколько экземпляров ПС. Сроки проверки составляют не более 3 рабочих дней или 10 рабочих дней (если расчеты будут происходить через счет экспортера в банке-нерезиденте).

ВАЖНО! При выявлении несоответствия данных, указанных в ПС, сведениям в договоре или иных документах, некорректном заполнении ПС, а также непредставлении необходимых сведений или документов УБ может не принять экспортера на расчетное обслуживание.

Один экземпляр ПС передается экспортеру (вместе с договором), другой вкладывается в досье валютного контроля, порядок формирования которого указан в гл. 19 инструкции № 138-И.

Подписание ПС свидетельствует о принятии:

  • УБ договора на расчетное обслуживание и осуществлении им функций по контролю за получением на счет валютной выручки от экспорта товаров;
  • экспортером на себя ответственности за корректность указанной в ПС информации условиям договора, а также за своевременное и полное получение платежа за экспорт товара.

Ответственность за нарушение валютного законодательства при экспорте товаров

В случаях нарушения резидентом предусмотренных законом правил валютного контроля при экспорте операций данное лицо может быть привлечено к административной или уголовной ответственности.

Так, согласно ст. 15.25 Кодекса об административных правонарушениях резидент будет обязан уплатить штраф в пределах установленных законом сумм при совершении следующих противоправных действий:

  • проведении противоправных валютных операций;
  • нарушении экспортером обязанности по своевременному получению на счет в УБ платежа за экспортируемые товары;
  • нарушении предусмотренного порядка составления форм учета и отчетности по проведенным операциям, оформления паспортов сделок, нарушении сроков хранения документов по проведенным операциям;
  • повторном совершении вышеперечисленных действий.

Кроме того, за недекларирование или несоответствующее действительным данным декларирование наличных сумм и (или) денежных инструментов, которые переводятся через границу Таможенного союза, при условии их обязательного письменного декларирования гражданин может быть привлечен к уголовной ответственности в виде штрафа от ½ до 2-кратной скрытой от закона суммы либо конфискации предмета нарушения (ст. 16.4 Уголовного кодекса РФ).

Таким образом, механизм валютного контроля экспортных операций состоит из нескольких последовательных этапов, при прохождении которых резидент взаимодействует с банками и Федеральной таможенной службой. С 01.03.2018 года на смену паспорту сделки приходит учет внешнеэкономических контрактов УБ, а справка о подтверждающих документах становится единой формой отчетности и учета по валютным операциям резидентов.

Учет экспортных/импортных операций: в чем чаще всего ошибаются бухгалтеры

Я постоянно консультирую коллег — бухгалтеров сторонних организаций по вопросам отражения экспортно/импортных операций на счетах учета. Решила упорядочить свой опыт и собрать в этой статье те вопросы, которые наиболее часто задают бухгалтеры и дать на них ответы. Читайте, возможно, эта информация принесет пользу для вас в вашей работе.

Валютный контроль за экспортными операциями: объект и субъект контроля

Объектами валютного контроля экспортных операций являются поступление валютной выручки от вывоза товаров за пределы РФ и осуществление расчетов между следующими лицами:

  • резидентами РФ, к которым относят юридических лиц и физических лиц — индивидуальных предпринимателей и лиц, занимающихся частной практикой (далее — резидент, экспортер) (п. 1.6 инструкции № 138-И);
  • нерезидентами РФ (в понятии, предусмотренном п. 1 ст. 1 закона № 173).
Читайте так же:  Правовое регулирование выездных налоговых проверок

Осуществляется валютный контроль следующими субъектами:

  • Правительством РФ;
  • органами валютного контроля, которые включают Центральный банк РФ, налоговые (Федеральная налоговая служба РФ) и таможенные органы (Федеральная таможенная служба РФ, далее — ФТС РФ);
  • агентами валютного контроля, в число которых входят банки, обладающие лицензией на проведение валютных операций (уполномоченные банки, далее — УБ) государственная корпорация «Банк развития и внешнеэкономической деятельности», а также профессиональные участники рынка ценных бумаг.

Подробнее о субъектах валютного контроля можно узнать из другой нашей статьи: Кем осуществляется валютный контроль — органы и агенты.

Какие документы, связанные с проведением валютной выручки, нужно предоставлять в уполномоченный банк?

С 2018 года согласно инструкции ЦБ от 16.08.2017 г. № 181-И отменены паспорта сделок и справки о валютных операциях. Поэтому сегодня для проведения валютных операций в банк необходимо предоставлять документы, которые служат основанием для проведения валютной операции, например, договор и/или документы, подтверждающие факт передачи товаров (работ, услуг). Если договор/контракт поставлен на учет в банке, а он ставится на учет в случаях, если сумма обязательств по нему больше или равна 3 млн. руб. для импортных контрактов и 6 млн. руб. для экспортных контрактов, то необходимо предоставлять в валютный отдел банкасправку о подтверждающих документах.

Проверка паспорта сделки таможенными органами

При экспорте товаров резиденту необходимо обратиться в ФТС РФ в целях их таможенного оформления. При этом наряду с другими документами, требуемыми законодательством (ст. 159 и 163 Таможенного кодекса Таможенного союза), экспортеру необходимо представить на проверку копию выданного УБ экземпляра ПС (при его наличии) и копию грузовой таможенной декларации (далее — ГТД) на товары.

При условии соответствия информации в ПС, ГТД и других представленных документах, а также сходства оттиска печати банка на ксерокопии ПС образцу оттиска печати, содержащегося в карточке образцов оттисков печатей банка, сотрудник ФТС РФ ставит на ПС свою подпись.

На основании информации, указанной в ГТД, оформляется учетная карточка таможенно-банковского контроля со сведениями об экспортируемом товаре и поступлениях выручки. Данная карточка является основанием для последующего составления реестра ожидаемого поступления на счет экспортера валютной выручки от экспорта товаров.

ВАЖНО! Если в договор вносятся какие-либо изменения и/или дополнения, касающиеся указанной в ПС информации, экспортер обязан представить в ФТС РФ копию переоформленного ПС.

7. Валютный контроль за экспортными операциями.

Положения валютного законодательства РФ о контроле над поступлением выручки от экспорта товаров распространяется на валютные операции между резидентом (юридическим лицом и физическим лицом — индивидуальным предпринимателем) (далее — резидент) и нерезидентом, заключающиеся в осуществлении расчетов и переводов через банковские счета резидента, открытые в уполномоченных банках, а также через счета в банках за пределами территории Российской Федерации (далее — банк-нерезидент) за вывозимые с таможенной территории Российской Федерации товары, а также выполняемые работы, оказываемые услуги, передаваемую информацию и результаты интеллектуальной деятельности, в том числе исключительные права на них, по внешнеторговому договору (контракту), заключенному между резидентом и нерезидентом (далее — контракт).

Действие валютного контроля за поступлением выручки от экспорта товаров не распространяется на операции, осуществляемые:

-между нерезидентом и кредитной организацией — резидентом;

-между нерезидентом и федеральным органом исполнительной власти, специально уполномоченным на осуществление валютных операций в соответствии с частью 5 статьи 5 Федерального закона «О валютном регулировании и валютном контроле» Правительством Российской Федерации;

-между нерезидентом и резидентом в случае, если общая сумма контракта не превышает в эквиваленте 5000 долларов США на дату заключения контракта.

Согласно Закону «О валютном регулировании и валютном контроле» экспортеры обязаны обеспечить зачисление валютной выручки от экспорта товаров на свои валютные счета в уполномоченных банках РФ. При этом зачисление рассматриваемой выручки на иной счет, чем счет экспортера в уполномоченном банке, указанный в контракте, допускается только при наличии у экспортера разрешения ЦБ РФ.

Основной принцип действия контрольных механизмов за поступлением валютной выручки от экспорта товаров заключается в обмене информацией между банковской системой и таможенными органами. Банкам, на счета которых подлежит зачислению выручка от экспорта товаров, вменено в обязанность следить за поступлением указанной выручки на счет экспортера в полном объеме. Все сведения о внешнеэкономической сделке, необходимые для осуществления контроля, излагаются экспортером в стандартизированной форме и фиксируются уполномоченными органами.

С целью осуществления контроля за выполнением указанного требования на территории РФ введен следующий порядок действий экспортеров, органов и агентов валютного контроля:

*оформление паспорта сделки;

*таможенное оформление экспортных товаров;

*передача в уполномоченные банки сведений об отгрузке экспортных товаров;

*контроль уполномоченными банками за поступлением валютной выручки от экспорта товаров;

*передача уполномоченными банками в ФТС РФ сведений о поступлении валютной выручки от экспорта товаров;

*конечная проверка сведений о поступлении валютной выручки от экспорта товаров органами валютного контроля.

Введена в действие инструкция ЦБ РФ «О порядке представления резидентами и нерезидентами уполномоченным банкам документов и информации при осуществлении валютных операций, порядке учета уполномоченными банками валютных операций и оформления паспортов сделок».

Инструкция направлена на ограничение и пресечение попыток отечественных предпринимателей скрыть экспортную выручку за рубежом, на обеспечение ее полного и своевременного поступления в Россию, а также на борьбу с незаконным вывозом из страны материальных и финансовых ресурсов.

Видео (кликните для воспроизведения).

Данной инструкцией активно вовлекаются в механизм валютного контроля все коммерческие банки, а базовым документом становится паспорт сделки (далее ПС), оформляемый экспортером в банке, где у него открыт валютный счет.

Источники

Валютный контроль за экспортно импортными операциями
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here