Валютный контроль в таможенном праве

Валютно-таможенный контроль во внешнеэкономических операциях

Валютный контроль в Российской Федерации осуществляют в пределах своей компетенции различные службы, министерства и ведомства. К их числу относятся Центральный банк, министерство финансов, налоговая служба, ФСБ, служба по финансовому мониторингу, МВД. Надзор за движением валютных средств, лицензирование участников валютных отношений, соблюдение валютного законодательства, обеспечение национальной безопасности, своевременная уплата налогов – все эти функции осуществляются государственными органами в зависимости от их целей и круга обязанностей.

К числу государственных структур, осуществляющих валютный контроль, относятся и таможенные органы. Они осуществляют в рамках поставленных перед ними целей и задач контроль операций, связанных с перемещением товарных потоков и транспортных средств через таможенную границу в соответствии с законодательством РФ о валютном регулировании и валютном контроле.

Так, в Таможенном кодексе РФ в ст.403 п.7 указывается, что к числу основных функций таможенных органов относится осуществление в пределах своей компетенции контроля за валютными операциями резидентов и нерезидентов, связанных с перемещением товаров и транспортных средств через таможенную границу в соответствии с валютным законодательством РФ и принятыми в соответствии с ним нормативно-правовыми актами органами валютного регулирования.i

Как видно из приведенной формулировки, ТК РФ дает лишь самое общее обозначение прерогатив Федеральной таможенной службы в части регулирования и контроля валютных средств участников ВЭД. Ст.22 Закона «О валютном регулировании и валютном контроле» более конкретно очерчивает круг функций и обязанностей таможенной службы как агента валютного контроля. Термин «агент валютного контроля» означает, что таможенная служба действует по поручению правительства и представляет интересы государства. Валютный контроль операций, связанных с перемещением товаров через таможенную границу, заключается в проверке таможенными органами соблюдения сроков перечисления валютной выручки на счета в уполномоченные банки, подписавшие паспорта сделки по соответствующим внешнеторговым контрактам.

Уполномоченным банком является коммерческий банк, осуществляющий взаиморасчеты по экспортно-импортным операциям и имеющим разрешение (лицензию) на этот вид деятельности от Центрального банка. При выдаче лицензии ЦБ исходит из таких критериев, как достаточность собственного капитала банка, наличие специалистов по ВЭД в штате, опыт работы в данной сфере, соблюдение норм банковского законодательства. Кроме того, работники коммерческого банка, осуществляющего валютные операции, связанные с внешнеторговыми контрактами, должны информировать представителей ЦБ и Минфина о сомнительных и подозрительных сделках на крупные суммы, чтобы предотвратить мошенничества с валютой и валютными ценностями, отмывание денег и возможный уход от уплаты налогов и пошлин. Нарушение любой из перечисленных регулятивных норм ведет к невыдаче или отзыву банковской лицензии на осуществление внешнеторговой деятельности и валютных операций.

Для целей осуществления валютного контроля применяется паспорт сделки. Паспорт сделки оформляется резидентом в уполномоченном банке при осуществлении валютных операций между резидентами и нерезидентами. Паспорт сделки содержит сведения, необходимые для обеспечения учета и отчетности по валютным операциям между резидентами и нерезидентами. Форму и содержание паспорта сделки регламентирует специальный подзаконный акт – Инструкция ЦБ РФ от 15 июня 1994 г. №117-И «О порядке представления резидентами и нерезидентами уполномоченным банкам документов и информации при осуществлении валютных операций и оформления паспортов сделок.

При оформлении паспорта сделки резидент обращается в обслуживающий его коммерческий банк с предоставлением двух экземпляров подписанных им и заверенных печатью паспортов сделки; внешнеторгового контракта, согласно которому осуществляются валютные платежи; свидетельство о постановке на учет в налоговом органе и иные документы, подтверждающие сведения, указанные в паспорте сделки.

С целью поддержания курса национальной валюты и повышения роли рубля ЦБ РФ предписывает специальным нормативным актом (Инструкцией ЦБ от 30 марта 2004 г. №111-И «Об обязательной продаже части валютной выручки на внутреннем валютном рынке Российской Федерации) продажу на бирже 10% от суммы экспортной выручки. Данная мера имеет важное значение в условиях переходной экономики, когда происходит становление национальных валютных институтов и наблюдается финансовая нестабильность. После стабилизации экономики меры по обязательной продажи части валютной выручки предприятиями-экспортерами утрачивают свое значение.

Помимо контроля валютных операций юридических лиц таможенная служба контролирует перемещение валюты и валютных ценностей через таможенную границу физическими лицами. Согласно действующим правовым нормам, количественных ограничений на ввоз физическими лицами наличной иностранной валюты, валюты РФ, дорожных чеков, внешних и внутренних ценных бумаг в документарной форме нет. Без письменного декларирования единовременно можно ввозить в РФ иностранную валюту, рубли и ценные бумаги на сумму, не превышающую в эквиваленте 10 тыс. долл. США.

На вывоз физическими лицами из РФ российской и иностранной валюты, внешних и внутренних ценных бумаг в документарной форме имеются ограничения. Они касаются, прежде всего, обоснований вывоза крупных сумм валюты и указаний источников ее происхождения. Например, лицо, вывозящее из России крупную (свыше 10 тыс. долл. США) сумму валюты или российских рублей, должно предъявить сотрудникам таможни документ, подтверждающий, что ранее эти деньги были ввезены данным лицом на территорию РФ, или же был сделан банковский перевод, или данное лицо получило наследство.

Таким образом, единовременный вывоз из РФ иностранной валюты или рублей в сумме, превышающей 10 тыс. долл. США, допускается только при предоставлении документов, подтверждающих ввоз или перевод данной валюты в Российскую Федерацию.

Единовременный вывоз из РФ иностранной валюты без декларирования и иных ограничений осуществляется, если суммарная стоимость вывозимой валюты не превышает в эквиваленте 3 тыс. долл. США. Письменная таможенная декларация на вывозимую из РФ российскую и/или иностранную валюту подается только в случае, если сумма вывозимой валюты превышает в эквиваленте 3 тыс. долл. США. При этом декларированию подлежит вся сумма вывозимой валюты, включая 3 тыс. долл. США.

Вывоз внешних и внутренних ценных бумаг в документарной форме из РФ допускается только при одновременном соблюдении следующих условий:

  • представлена таможенная декларация (независимо от стоимости ценных бумаг);
  • представлен документ, подтверждающий ввоз ценных бумаг в РФ.
Читайте так же:  Постановление налоговой о штрафе

Вывоз из РФ дорожных чеков свободен и не ограничивается какими-либо суммами. Предусмотрено лишь требование подачи таможенной декларации, если сумма вывозимых дорожных чеков превышает в эквиваленте 10 тыс. долл. США (без учета суммы единовременно вывозимой валюты РФ, иностранной валюты, ценных бумаг).

3 Комментарии

Странами Таможенного союза определены общие цели осуществления валютного регулирования и валютного контроля, суть которых движение к дальнейшей либерализации и приближению к нормам международных актов, что совершенно необходимо для дальнейшей интеграции, унификации законодательств стран Союза, создания условий для принятия новых общих Законов и нормативных Актов.

Здравствуйте! Наряду с «невозвратом» валютной выручки по экспортным контрактам отток валютных ресурсов происходит зачастую в форме авансовых платежей по импортным контрактам без последующей поставки товаров и услуг.

Здравствуйте! Банк имеет право запросить документы по любому платежу в рамках валютного договора? Нет, не по любому. Если сумма меньше 200 тысяч рублей в рублевом эквиваленте, по новым правилам документы предоставлять не нужно.

49. Валютный контроль в Российской Федерации и компетенция таможенных органов по его осуществлению

Валютный контроль представляет собой механизм административного надзора со стороны государства за соблюдением правил и норм валютного регулирования. Он активно используется абсолютным большинством государств в кризисные периоды их экономического развития в целях защиты финансовой самостоятельности, стабильности денежной системы, укрепления курса национальной валюты и мобилизации валютных ресурсов государства.

Целью валютного контроля является обеспечение соблюдения валютного законодательства при осуществлении валютных операций.

Основными направлениями валютного контроля являются:

а) определение соответствия проводимых валютных операций действующему законодательству и наличия необходимых для них лицензий и разрешений;

б) проверка выполнения резидентами обязательств в иностранной валюте перед государством, а также обязательств по продаже иностранной валюты на внутреннем валютном рынке Российской Федерации;

в) проверка обоснованности платежей в иностранной валюте;

г) проверка полноты и объективности учета и отчетности по валютным операциям, а также по операциям нерезидентов в валюте Российской Федерации.

Валютный контроль в Российской Федерации осуществляется органами валютного контроля и их агентами. Органами валютного контроля в Российской Федерации являются Центральный банк РФ, а также Правительство РФ. Агентами валютного контроля являются организации, которые в соответствии с законодательными актами Российской Федерации могут осуществлять функции валютного контроля. Агенты валютного контроля подотчетны соответствующим органам валютного контроля.

К числу органов валютного контроля относится и Государственный таможенный комитет РФ (ст. 198 ТК РФ). Остальные таможенные органы являются агентами валютного контроля, подотчетными ГТК России.

Законодательством Российской Федерации на таможенные органы возложены следующие обязанности в области валютного контроля:

— осуществление контроля за полнотой и своевременностью поступления в страну валютной выручки от экспорта товаров;

— осуществление контроля за обоснованностью платежей в иностранной валюте за импортируемые товары;

— осуществление контроля за эквивалентностью и соблюдением сроков встречных поставок при исполнении внешнеторговых бартерных сделок;

— осуществление контроля за законностью операций неторгового характера, т. е. за перемещением через таможенную границу России валюты Российской Федерации и валютных ценностей;

— осуществление контроля за соблюдением валютного законодательства при реализации других внешнеторговых сделок в пределах своей компетенции.

Компетенция таможенных органов в области валютного контроля закреплена в ст. 199 ТК РФ. ГТК России как орган валютного контроля в пределах своей компетенции издает нормативно-правовые акты, обязательные к исполнению всеми резидентами и нерезидентами в Российской Федерации, проводит проверки валютных операций экспортеров, а также выполняет другие обязанности по осуществлению валютного контроля в соответствии с российским законодательством. Остальные таможенные органы, выступая в качестве агентов валютного контроля, подотчетны в своей деятельности ГТК России и осуществляют контроль за перемещением через таможенную границу России объектов валютного контроля. Причем наряду с фактическим контролем за пересылкой, ввозом и вывозом из страны валютных ценностей таможенные органы осуществляют также и документальный контроль за валютными операциями, связанными с перемещением через таможенную границу России товаров и транспортных средств.

В связи с осуществлением функций валютного контроля должностные лица таможенных органов наделяются правом в пределах своей компетенции проверять все необходимые для этого документы, требовать предъявления от подконтрольных лиц таких документов, получать необходимые объяснения, справки и сведения по вопросам, возникающим в ходе осуществления проверок, изымать документы, свидетельствующие о фактах нарушений в сфере валютного законодательства, не производить выпуск товаров в случае предоставления паспорта сделки, оформленного с нарушениями установленных требований, а также другими правами, предусмотренными российским законодательством. Паспорт сделки — это основной, базовый документ валютного контроля, оформляемый экспортером или импортером в банке и содержащий необходимые для целей осуществления валютного контроля сведения о внешнеэкономической сделке, изложенные в стандартной форме.

Валютный контроль при экспорте товаров осуществляется с целью предотвращения сокрытия выручки и обеспечения поступления денежных средств от экспортных операций (как иностранной, так и российской валюты) в российские банки. При этом действующий механизм валютного контроля за поступлением в страну экспортной выручки исходит из того, что экспортер обязан обеспечить зачисление валютной выручки от экспорта (как товаров, так и технологий и услуг) на свои счета в уполномоченных банках Российской Федерации, а также обеспечить последующую продажу ее части (75%) на внутреннем российском валютном рынке.

Базовым документом валютного контроля при экспорте товаров является паспорт сделки, который оформляется экспортером в уполномоченном банке или его филиале, где открыт валютный счет, в двух экземплярах, один из которых остается в банке и служит основанием для открытия досье валютного контроля за поставкой, а второй — возвращается экспортеру и впоследствии представляется в таможенные органы при вывозе товаров в соответствии с таможенным режимом экспорта.

Валютный контроль при импорте товаров осуществляется с целью проверки обоснованности оплаты иностранной валютой импортируемых в Россию товаров и тем самым предотвращения утечки валюты за рубеж. Основным документом, регламентирующим порядок осуществления такого контроля, является совместная Инструкция Центрального банка РФ и ГТК России от 4 октября 2000 г. «О порядке осуществления валютного контроля за обоснованностью оплаты резидентами импортируемых товаров».

Осуществляя внешнеторговую сделку, импортер обязан обеспечить ввоз в Россию товаров, эквивалентных по стоимости уплаченным за них денежным средствам, а в случае недоставки товаров — возвратить в страну указанные средства.

Читайте так же:  Условием проведения валютных спекуляций является

Базовым документом валютного контроля при ввозе в Россию товаров, помещаемых под таможенные режимы «выпуск для свободного обращения», «реимпорт», «таможенный склад», «магазин беспошлинной торговли», «переработка товаров на таможенной территории», «переработка товаров под таможенным контролем», «временный ввоз», «свободная таможенная зона», «свободный склад», «отказ в пользу государства», «уничтожение», либо товаров, ввезенных по контракту и предназначенных исключительно для целей их последующего реэкспорта, является паспорт импортной сделки.

В случае непоступления в страну товаров по истечении 90 календарных дней с даты осуществления перевода денег за эти товары либо невозвращения в указанный срок переведенной суммы в иностранной валюте на текущий валютный счет импортера в банке импортер несет финансовую ответственность перед государством в размере всей переведенной за рубеж суммы денежных средств.

Таможенный и валютный контроль

Административное право. Словарь-справочник. — М.: ЮНИТИ-ДАНА, Закон и право . Б.В. Россинский . 2000 .

Смотреть что такое «Таможенный и валютный контроль» в других словарях:

Валютный контроль — (англ. currency control) вид гос ного контроля, осуществляемого с целью обеспечения соблюдения валютного законодательства при осуществлении валютных операций. В РФ основными направлениями В.к. являются: определение соответствия проводимых… … Энциклопедия права

валютный контроль — контроль компетентных органов государства и их агентов за соблюдением валютного законодательства при осуществлении валютных операций, составная часть финансового контроля и таможенного контроля. Органами В.к. в РФ являются Центральный банк РФ, а… … Большой юридический словарь

ВАЛЮТНЫЙ КОНТРОЛЬ — деятельность органов валютного контроля и агентов валютного контроля, направленная на обеспечение соблюдения резидентами и нерезидентами требований валютного законодательства Республики Беларусь (статья 1 Закона Республики Беларусь от 22.07.2003… … Таможенное дело. Толковый словарь

Таможенный пост — подразделение таможни, уполномоченное в полном объеме проводить таможенное оформление, таможенный и валютный контроль в определенном пункте или на конкретной территории … Административное право. Словарь-справочник

Валютный союз — Валютный союз формальное межгосударственное соглашение о взаимозаменяемости валют во внутренних расчетах, о создании межнациональных или наднациональных эмиссинных центров (еврозона, зона восточно карибского доллара и т. п.), о… … Википедия

ТАМОЖЕННЫЙ ПОСТ — правоохранительный орган РФ, входящий в единую систему таможенных органов РФ, осуществляющий свою деятельность под непосредственным руководством таможни либо РТУ в случае непосредственного подчинения РТУ. Решение о непосредственном подчинении… … Энциклопедия российского и международного налогообложения

Контроль — У этого термина существуют и другие значения, см. Контроль (значения). Контроль (фр. contrôle, от contrerôle список, ведущийся в двух экземплярах, от лат. contra против и rotulus свиток) одна из основных функций системы управления … Википедия

Валютный таможенный контроль — (англ. custom house s currency control) вид валютного контроля. В соответствии с законодательством РФ В.т.к. осуществляют ГТК РФ, который является органом валютного контроля, и иные таможенные органы РФ, являющиеся … Энциклопедия права

Таможенный союз ЕврАзЭС — У этого термина существуют и другие значения, см. Таможенный союз. Таможенный союз ЕврАзЭС … Википедия

Таможенный союз — (Customs union) Таможенный союз это, соглашение стран участниц об упразднении таможенных пошлин и границ между ними Регламент таможенного союза, Технический регламент таможенного союза, Кодекс таможенного союза, комиссия таможенного союза… … Энциклопедия инвестора

Валютный контроль, его цели, функции и роль в совершении валютных сделок

В 2019 году в России процедура валютного контроля проводится по новым правилам. Во-первых, с 1 марта 2018 года применяется Инструкция Центрального банка Российской Федерации №181-И от 16 августа 2017 года. Во-вторых, 14 мая 2018 года начали действовать поправки в базовый Федеральный закон от 10 декабря 2003 года №173-ФЗ, регламентирующий проведение валютного контроля. В результате был несколько изменен порядок прохождения валютного контроля, упразднены некоторые документы и скорректированы суммы штрафов.

Для чего нужен валютный контроль

Специалисты определяют валютный контроль как некий комплекс определенных действий, благодаря которым государство обеспечивает соблюдение и выполнение правил и законов, связанных с валютными расчетами, а кроме того, ограничивает отток капитала.

Для нерезидентов РФ российское законодательство предусматривает возможность свободного осуществления валютных переводов без каких-либо ограничений. Более того, такие переводы разрешены между резидентами и нерезидентами РФ. А вот между резидентами РФ переводы в валюте запрещены за исключением нескольких оговоренных законом случаев [1] .

Валютному контролю в обязательном порядке подлежат сделки, для которых в качестве основной используется иностранная валюта. То есть в том случае, если валюта используется российской компанией, например, для расчетов с зарубежными партнерами, сделка обязательно должна пройти валютный контроль, и при этом неважно, импортом или экспортом занимается организация.

Валютный контроль в нашей стране осуществляет Правительство РФ, а кроме него, также органы и агенты валютного контроля. Для начала выясним, что же такое органы валютного контроля. Главный из них — это Центробанк РФ, но такую функцию может выполнять и федеральная исполнительная власть, наделенная соответствующими полномочиями от Правительства РФ. Центробанк России контролирует все валютные операции, которые проводятся кредитными и финансовыми организациями, и соответствие этих операций российскому законодательству. Деятельность федеральных органов власти в рамках валютного контроля и их взаимодействие по этому вопросу с Центробанком координирует также Правительство РФ.

В функционал органов валютного контроля входит:

  • издание нормативных актов;
  • контроль над исполнением положений законодательства;
  • надзор в сфере валютных операций;
  • проведение соответствующих проверок.

В свою очередь, обязанность контроля над резидентами и нерезидентами РФ, которые кредитными или финансовыми организациями не являются, ложится на агентов валютного контроля — так принято называть банки, обладающие соответствующими полномочиями и подчиняющиеся ЦБ РФ. Однако агентами могут быть и некоторые другие организации, среди которых Федеральная налоговая служба и «Внешэкономбанк». Агенты валютного контроля ведут и регулируют на территории РФ любые валютные операции с оформлением всех требуемых документов.

При осуществлении валютного контроля должно исключаться неоправданное вмешательство в операции государства и при этом обеспечиваться единство системы валютного урегулирования и контроля. Права любых участников валютных сделок защищены на государственном уровне.

Важно!

Согласно статье 15.25 КоАП РФ, нарушение валютного законодательства чревато для компаний последствиями в виде наложения крупных штрафов.

Этапы валютного контроля

Предполагается, что компания, ведущая расчеты в валюте, по умолчанию заранее открыла валютный счет, в противном случае для начала потребуется его открыть. На обычных рублевых счетах операции в иностранной валюте не производятся. Если валютный счет открывается в том же банке, где уже открыт счет в российских рублях (а обычно так и происходит), то потребуется всего лишь подать заявление, поскольку банк может использовать ранее предоставленные документы.

Читайте так же:  Субсчет земельного налога

При открытии первого счета в большинстве случаев от клиента потребуют:

  • заявление по форме банка;
  • учредительные документы;
  • документы, подтверждающие полномочия лиц, указанных в карточке с образцами подписей и оттиска печатей;
  • копии паспортов лиц, которые будут распоряжаться денежными средствами по счету.

После необходимых формальностей валютный счет будет открыт, и с этого момента компания при каждом поступлении на него средств должна добровольно проходить валютный контроль, иначе пользоваться деньгами на счете будет просто невозможно.

Процедура валютного контроля с учетом внесенных в 2018 году изменений стала выглядеть для ее участников несколько проще. В первую очередь это касается тех компаний, которые проводят сделки с относительно небольшими суммами — до 200 000 рублей. В таком случае организации достаточно только сообщить код валютной операции банку, отметив его в специальной форме. В большинстве банков валютный контроль ведется в электронном виде, так что эту форму можно найти на сайте. В некоторых случаях банк может запросить у компании дополнительные документы по конкретному валютному переводу.

Видео (кликните для воспроизведения).

Если сумма контракта окажется больше 200 000 рублей, то придется направить в банк целый пакет документов (о них мы поговорим позже) или поставить контракт на учет — это следующий этап валютного контроля. В его ходе банк откроет специальную ведомость банковского контроля, внесет в нее контракт, присвоит ему индивидуальный номер и направит этот номер клиенту. По новым правилам постановка контракта на учет должна осуществляться банком за один рабочий день, все эти процедуры производятся в электронном виде.

После присвоения сделке номера и после ее проведения, компания обязана предоставить в банк справку о подтверждающих документах и сам пакет подтверждающих документов, которые необходимо подать в банк, в течение определенного времени:

  • не позднее 15 рабочих дней после последнего дня месяца, в котором на документах, используемых в качестве таможенной декларации, проставлена отметка о дате их выпуска;
  • или не позднее 15 рабочих дней после последнего дня месяца, в котором были оформлены подтверждающие документы.

Обычно такая справка также подается в электронном виде, ее проверку банк выполняет в течение трех рабочих дней, а затем снова направляет клиенту. Если же в подтверждающие документы вносились изменения, справку придется заполнить заново и в течение 15 дней со всеми нужными корректировками отправить в банк.

Заключительный шаг — подготовка отчетности и отражение информации о сделке в отчетных документах.

Какие документы нужно подавать в банк для контроля

С 2018 года пакет документов, которые необходимо предоставлять в банк для валютного контроля, также значительно изменился.

Во-первых , был отменен такой важный документ. как паспорт сделки, на оформление которого ранее требовалось не менее трех дней. С 2018 года организациям при совершении сделок в валюте необходимо только поставить контракт на учет. Это делается в двух случаях:

  1. если сумма контракта по экспорту составляет более шести млн рублей или эквивалентную сумму в валюте;
  2. если сумма контракта по импорту составляет более трех млн рублей или эквивалентную сумму в валюте.

Если сумма контракта не достигает 200 000 рублей, то такой контракт на учет не ставится. Если же она превышает 200 000 рублей, но при этом ее размер менее шести млн рублей для импорта или трех млн рублей для экспорта, то также можно обойтись без постановки на учет, однако потребуется предоставить банку дополнительные документы, объясняющие сделку, — сам контракт, счета, накладные и так далее.

Во-вторых , в банк больше не нужно направлять справку о валютных операциях. При совершении сделки на сумму, превышающую 100 000 долларов, до 2018 года в банк необходимо было подавать документы, подтверждающие необходимость осуществления такой сделки. Теперь при выполнении сделки на крупную сумму достаточно оформить и направить в банк только справку о подтверждающих документах, являющуюся основным отчетным документом для компаний. В банках таким документом, согласно новой инструкции, является ведомость банковского контроля.

Сами подтверждающие документы, список которых определяется особенностями проведения валютной операции, необходимо подавать одновременно со справкой. Например, при импорте или экспорте в качестве возможного подтверждающего документа предоставляется таможенная декларация и прочие товаросопроводительные, коммерческие или перевозочные документы.

Счета-фактуры, акты приема-передачи и прочие бумаги подаются в банк при расчетах за выполненные работы или услуги. Заполняется и подается справка обычно через банк-клиент или интернет-банк.

Согласно инструкции, компания может заключить с обслуживающим организацию банком соглашение, по которому обязанность по оформлению справки будет возложена на этот банк. В таком случае достаточно направить ему только необходимые документы и соответствующее заявление.

Агентам валютного контроля законодательство также разрешает требовать у компании дополнительные документы, касающиеся проведения валютных операций. Однако, в соответствии с Федеральным законом от 10 декабря 2003 года №173-ФЗ, агенты валютного контроля вправе требовать предоставления только тех документов, которые непосредственно относятся к проводимой операции. Все они не являются обязательными при каждой сделке и направляются в банк только по особому запросу.

Услуги банка, осуществляющего валютный контроль

За помощью при совершении валютных операций клиент может обратиться в банк-агент валютного контроля. Одной из таких кредитных организаций является «ЮниКредит Банк», работающий с 1989 года и выполняющий функции агента в полном соответствии с требованиями отечественного валютного законодательства. При этом он является крупнейшим российским банком с иностранным капиталом и находится на одной из лидирующих позиций на рынке корпоративных услуг.

Своим клиентам «ЮниКредит Банк» готов оказать следующие услуги в области валютного контроля:

  1. Консультации по вопросам валютного законодательства РФ.
  2. Анализ контрактов на их соответствие требованиям законодательства, содействие в подготовке новых контрактов.
  3. Консультирование по проведению валютных операций с применением различных форм расчета, включая аккредитивную, инкассовую, а также расчет путем банковского перевода.
  4. Консультирование по поводу изменений в валютном законодательстве, разъяснение специфики его применения на практике.
  5. Общее осуществление валютного контроля: помощь в составлении документов, постановка контрактов на учет, оформление справки о подтверждающих документах и прочее.
Читайте так же:  Список литературы финансовый контроль

Тарифы на услуги кредитной организации можно узнать на сайте.

P. S. В 2018 году «ЮниКредит Банк» занял восьмое место по объему активов в рейтинге «Интерфакс-100». Финансово-кредитная организация имеет Генеральную лицензию на осуществление банковской деятельности №1 Банка России.

Таможенный и валютный контроль

Согласно п. 19 ст. 11 Таможенного кодекса Российской Федерации (ТК РФ), таможенный контроль представляет собой совокупность мер, осуществляемых таможенными органами России в целях обеспечения соблюдения таможенного законодательства РФ. Контроль всегда является деятельностью, содержание которой заключается в проверке соответствия состояния подконтрольного объекта положениям, регламентированным нормативно-правовыми актами.

Объектами таможенного контроля являются:

— товары и транспортные средства, перемещаемые через тамо­женную границу РФ в сопровождаемом и несопровождаемом багаже, включая международные почтовые отправления;

— документы, содержащие сведения о товарах и транспортных

— деятельность лиц в качестве таможенных брокеров, таможен­ных перевозчиков, владельцев складов временного хранения, таможенных складов, магазинов беспошлинной торговли.

Таможенный контроль осуществляется также за соблюдением установленных ограничений на пользование и распоряжение товарами, правильностью уплаты таможенных платежей.

В исключительных случаях (при личном досмотре) в качестве объ­екта таможенного контроля может выступать физическое лицо, пере­секающее границу РФ.

В соответствии со ст. 366 ТК РФ формами таможенного контроля являются:

1) проверка документов и сведений;

3) получение пояснений;

4) таможенное наблюдение;

5) таможенный осмотр товаров и транспортных средств;

6) таможенный досмотр товаров и транспортных средств;

7) личный досмотр;

8) проверка маркировки товаров специальными марками, наличия на них идентификационных знаков;

9) осмотр помещений и территорий для целей таможенного контроля;

10) таможенная ревизия.

Особое место в системе мер государственного регу­лирования внешнеэкономической деятельности занимает ва­лютный контроль.

Основными задачами валютного контроля являются:

• контроль за поступлением валютной выручки за экспорти­рованные товары;

• контроль за проведением обязательной продажи опреде­ленной части валютной выручки экспортерами;

• контроль за поступлением товаров в Российскую Федера­цию по импортным операциям;

• контроль за поступлением товаров в Российскую Федерацию по бартерным кон­трактам.

Органами валютного контроля в России являются Цент­ральный банк РФ и Правительство РФ.

Федеральным органов исполнительной власти, уполномоченным в области валютного контроля является Федеральная служба финансово-бюджетного надзора, подотчетная Министерству финансов РФ. Федеральная служба действует на основании Положения о Федеральной службе финансово-бюджетного надзора, утвержденного Постановлением Правительства от 15.06.2004 № 278. Согласно ему, одной из функций Федеральной службы является контроль за соблюдением резидентами и нерезидентами (за исключением кредитных организаций и валютных бирж) валютного законодательства Российской Федерации, требований актов органов валютного регулирования и валютного контроля, а также за соответствием проводимых валютных операций условиям лицензий и разрешений.

Территориальные управления Федеральной службы осуществляют валютный контроль в субъектах Российской Федерации. Территориальные управления действуют на основании Положения о территориальных органах Федеральной службы финансово-бюджетного надзора, утвержденного приказом Минфина РФ от 11.07.2005 № 89н.

Первичными документами валютного контроля являются должным образом оформленные экспортные и импортные контракты.

Вторичными документами валютного контроля являются паспорта сделок, учетные карточки и карточки платежа.

По каждому экспортному или импортному контракту оформляется паспорт сделки (ПСэ или ПСи), подписываемый банком, в котором открыт валютный счет экспортера или импортера, который будет осуществлять расчеты по контракту.

Учетные карточкисоставляются в ФТС РФ по каждому коду товара в каждой грузовой таможенной декларации. Они передаются ФТС в банк экспортера или импортера с целью идентификации товаров, выпущенных с территории РФ или поступивших на ее территорию, и соответствующих платежей. Карточки платежа оформляются для учета и контроля осуществления платежей по контрактам.

В случае любых нарушений установленного режима валют­ного контроля таможенные органы возбуждают дело о нарушении правил в отношении российских участников внешнеэко­номической деятельности. Наказанием за нарушения может являться наложение штрафов в размере от 100 до 200% сто­имости товаров и транспортных средств с их конфискацией или без таковой, с взысканием стоимости таких товаров и транспортных средств или без такового, с отзывом лицензии или квалификационного аттестата.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Лучшие изречения: При сдаче лабораторной работы, студент делает вид, что все знает; преподаватель делает вид, что верит ему. 9669 — | 7406 — или читать все.

В чем суть валютного контроля в таможенных органах?

Валютный контроль в таможенных органах представлен несколькими задачами. Расскажем о них подробнее в этом материале.

Какие нарушения можно выявить в отделении на таможне

Участие таможенников в ВК позволяет выявлять и пресекать такие незаконные действия участников валютных правоотношений, как:

  • Нарушение обязанности резидентов по репатриации (реинвестированию) валютной выручки в РФ.

Коммерческая фирма «А» в 2015 году заключила контракт с европейским поставщиком на поставку в РФ оборудования на 8 млн евро. По контракту за рубеж был перечислен аванс в размере 4 млн евро. По факту через таможню на территорию РФ было ввезено оборудование только на 1 млн евро. В 2016 году истекли сроки, указанные в контракте, однако ситуация не изменилась. «Лишние» 3 млн евро не были ни возвращены, ни покрыты товарной поставкой. Отделение таможни передало информацию правоохранительным органам. В результате дополнительных мероприятий было выявлено, что по указанному адресу фирма-резидент не находится, складских помещений ни в собственности, ни в аренде не имеет, ввезенное оборудование или документы по его законной перепродаже представить не может. Таким образом, обстоятельства в части незакрытого аванса в 3 млн евро были расценены как вывод за рубеж валютных средств в особо крупном размере. Против руководителя фирмы по данному факту было возбуждено уголовное дело по ст. 193 УК РФ «Уклонение от обязанности по репатриации валютной выручки».

  • Схемы вывода валютных средств из РФ путем завышения стоимости импортных контрактов. Принцип работы с такими схемами похож на описанный выше, только таможня в целях выявления подобных схем проводит экспертизу товара на предмет выявления его реальной рыночной стоимости. Если в контракте указана стоимость, явно превышающая среднюю рыночную, таможня оперативно информирует об этом Банк России, который блокирует платежи в адрес поставщика по такому контракту до проведения комплекса проверочных мероприятий.
  • Сокрытие экспортной выручки. Получение информации при этом происходит тоже в результате активного обмена сведениями между банками и таможней.
Читайте так же:  Соглашение о двойном налогообложении с германией

Фирма «Б» в 2015 году произвела поставку товаров зарубежному партнеру на сумму 500 тыс. долл. США, что подтверждает отделение ФТС. Оплата от партнера поступила в размере 450 тыс. долл. США. Сроки исполнения обязательств по контракту истекли, фирма никаких действий по взысканию остатка контрактной суммы не предприняла. Банк инициировал проверку сведений о зарубежных счетах фирмы «Б» и обнаружил, что остаток средств по контракту в 50 тыс. долл. поступил на счет представительства фирмы за рубежом напрямую от покупателя «для финансирования деятельности представительства». На руководство фирмы было наложено взыскание по ст. 15.25 КоАП РФ «Нарушение валютного законодательства».

  • Выявление нарушений при перемещении валютных ценностей и наличных валют. С данным направлением деятельности таможни знакомо, наверное, большинство граждан РФ, т. к. с подобной деятельностью, касающейся физических лиц, сталкивался любой, кто выезжал за рубеж или возвращался оттуда с дорогими покупками. Поэтому подробно останавливаться на нем не будем. Отметим только, что для юрлиц действуют иногда еще более суровые правила перемещения через границу некоторых категорий валютных ценностей (драгметаллов, драгоценных камней), чем для «физиков».

Контроль таможенной стоимости при бартере

В заключение — несколько слов о контроле стоимости товаров при бартере. При бартерных сделках отделения таможни также проводят оценку рыночной стоимости пересекающих границу товаров в обе стороны. Если товар вывозится через одно отделение, а ввозится через другое — отделения обмениваются информацией. Сомнительным моментом, требующим разбирательств, будет считаться несовпадение оценочной стоимости вывозимых и ввозимых товаров в рамках одного контракта.

ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ! Существуют различия в проведении таможенных процедур в общем порядке и для участников, являющихся резидентами стран, входящих в Таможенный союз ЕАЭС. В отношении последних таможенники ограничиваются проведением камеральной проверки.

Контроль за расчетами в валюте при экспорте и импорте

Основным документом, который подтверждает выполнение участником международного контракта со стороны РФ требования ВК, является паспорт сделки. Банк участника-резидента оформляет данный документ в 2 экземплярах по единым правилам оформления, установленным Банком России. Визируя со своей стороны паспорт сделки, уполномоченный банк принимает:

  • при экспорте — обязательства по расчетному обслуживанию сделки и по контролю за полным и своевременным поступлением валютных средств на счета экспортера;
  • при импорте — обязательства по расчетному обслуживанию и по контролю за полными и своевременными расчетами импортера с зарубежными контрагентами

Орган ФТС, принимая к оформлению пересекающий границу товар, требует заверенную копию паспорта сделки. При этом:

  • При экспорте — выполняет обязательную проверку соответствия сведений в паспорте, контракте и грузовой таможенной декларации. Если заверенная копия паспорта не представлена или же имеются нестыковки с остальной документацией — таможенный выпуск разрешен не будет.
  • При импорте — орган ФТС также производит сверку данных документов на товар и паспорта. Если копия паспорта по каким-либо причинам не представлена — импортный товар задерживается на таможне до решения вопроса с паспортизацией.

ВАЖНО! Паспорт сделки можно не оформлять в случаях, когда общая сумма по контракту не превышает эквивалент в 50 тыс. долл. США (указание ЦБ РФ от 29.12.2010 № 2557-У).

Если при проводимой проверке на таможне выявлены факты, которые могут указывать на попытку резидента обойти валютное законодательство, то таможня оперативно передает информацию об этом в Банк России и в правоохранительные органы для принятия соответствующих мер.

Со своей стороны, уполномоченные банки обмениваются с органами ФТС информацией о движении денежных средств по счетам сторон международного контракта.

Цели и задачи валютного контроля в таможне

Цели валютного контроля (далее ВК) для таможенных органов поставлены в законе «О таможенном регулировании» от 27.11.2010 № 311-ФЗ. По данному ФЗ целями являются:

  • обеспечение выполнения РФ международной правовой и договорной базы в сфере таможенного дела;
  • обеспечение экономической безопасности РФ;
  • обеспечение прав и интересов лиц в деятельности, связанной с перемещением через границу РФ товаров.

Как видим, эти цели во многих аспектах тесно переплетаются с валютными правоотношениями, которые регулируются соответствующим законодательством РФ.

Подробнее о системе регулирования правоотношений в сфере обращения валютных ценностей и об участниках этой системы читайте: «ФЗ о валютном регулировании и валютном контроле».

ВАЖНО! Законом от 03.07.2016 № 285-ФЗ внесены изменения в закон «О валютном регулировании» от 10.12.2003 № 173-ФЗ. В свете этих изменений ФТС РФ с 01.01.2017 получает статус органа ВК (до 2017 года ФТС относилась к агентам ВК).

В плане именно ВК сами таможенники определяют основную свою цель как противодействие нелегальным схемам вывода валют и валютных ценностей из РФ (см. материалы брифинга Управления торговых ограничений, валютного и экспортного контроля ФТС России от 11.05.2016 по теме «Противодействие незаконному выводу денежных средств, наличных денег и денежных инструментов за рубеж»).

К достижению данной цели ФТС ведет решение таких задач:

  • контроль за валютными расчетами при экспортно-импортных сделках;
  • контроль за товарами, перемещаемыми через границу при бартере;
  • контроль за движением через границу РФ валютных ценностей и наличных валют.

Остановимся на этих задачах подробнее.

Итоги

Видео (кликните для воспроизведения).

Таможенные органы играют существенную роль в области ВК. Часто информация, полученная при оперативных таможенных процедурах, становится основой для дальнейших проверочных мероприятий и выявления нарушений законодательства РФ в сфере валютных правоотношений.

Источники

Валютный контроль в таможенном праве
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here