Валютный контроль в казначействе

Статья 22. Валютный контроль в Российской Федерации, органы и агенты валютного контроля

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 18 июля 2005 г. N 90-ФЗ в статью 22 настоящего Федерального закона внесены изменения

Статья 22. Валютный контроль в Российской Федерации, органы и агенты валютного контроля

1. Валютный контроль в Российской Федерации осуществляется Правительством Российской Федерации, органами и агентами валютного контроля в соответствии с настоящим Федеральным законом и иными федеральными законами.

ГАРАНТ:

Часть вторая статьи 22 настоящего Федерального закона вступает в силу со дня официального опубликования

2. Органами валютного контроля в Российской Федерации являются Центральный банк Российской Федерации, федеральный орган (федеральные органы) исполнительной власти, уполномоченный (уполномоченные) Правительством Российской Федерации.

Информация об изменениях:

Часть 3 изменена с 9 декабря 2018 г. — Федеральный закон от 28 ноября 2018 г. N 452-ФЗ

3. Агентами валютного контроля являются уполномоченные банки и не являющиеся уполномоченными банками профессиональные участники рынка ценных бумаг, а также государственная корпорация развития «ВЭБ.РФ».

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 3 июля 2016 г. N 285-ФЗ в часть 4 статьи 22 настоящего Федерального закона внесены изменения

4. Контроль за осуществлением валютных операций кредитными организациями и некредитными финансовыми организациями, осуществляющими виды деятельности, указанные в Федеральном законе от 10 июля 2002 года N 86-ФЗ «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)», осуществляет Центральный банк Российской Федерации.

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 3 июля 2016 г. N 285-ФЗ в часть 5 статьи 22 настоящего Федерального закона внесены изменения

5. Контроль за осуществлением валютных операций резидентами и нерезидентами, не являющимися кредитными организациями и некредитными финансовыми организациями, осуществляющими виды деятельности, указанные в Федеральном законе от 10 июля 2002 года N 86-ФЗ «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)», осуществляют в пределах своей компетенции федеральные органы исполнительной власти, являющиеся органами валютного контроля, и агенты валютного контроля.

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 3 июля 2016 г. N 285-ФЗ в часть 6 статьи 22 настоящего Федерального закона внесены изменения

6. Правительство Российской Федерации обеспечивает координацию деятельности в области валютного контроля федеральных органов исполнительной власти, являющихся органами валютного контроля, а также их взаимодействие с Центральным банком Российской Федерации.

КОНСУЛЬТАЦИЯ ЮРИСТА


УЗНАЙТЕ, КАК РЕШИТЬ ИМЕННО ВАШУ ПРОБЛЕМУ — ПОЗВОНИТЕ ПРЯМО СЕЙЧАС

8 800 350 84 37

Информация об изменениях:

Центральный банк Российской Федерации осуществляет взаимодействие с другими органами валютного контроля, а также осуществляет координацию взаимодействия уполномоченных банков и не являющихся уполномоченными банками профессиональных участников рынка ценных бумаг как агентов валютного контроля с органами валютного контроля при обмене информацией в соответствии с законодательством Российской Федерации.

ГАРАНТ:

См. Соглашение об обмене документами и информацией, связанными с проведением резидентами и нерезидентами валютных операций, между Центральным банком Российской Федерации и Федеральной налоговой службой (Москва, 1 августа 2008 г.)

Уполномоченные банки как агенты валютного контроля передают федеральным органам исполнительной власти, являющимся органами валютного контроля, информацию в объеме и порядке, установленных Центральным банком Российской Федерации, за исключением случаев, установленных частью 13 статьи 23 настоящего Федерального закона.

ГАРАНТ:

См. комментарии к статье 22 настоящего Федерального закона

http://base.garant.ru/12133556/94f5bf092e8d98af576ee351987de4f0/

Федеральное казначейство

официальный сайт Казначейства России
www.roskazna.ru

Отдел организации валютных операций и валютного контроля

ОБ ОТДЕЛЕ ОРГАНИЗАЦИИ ВАЛЮТНЫХ ОПЕРАЦИЙ И ВАЛЮТНОГО КОНТРОЛЯ

УПРАВЛЕНИЯ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ИСПОЛНЕНИЯ ФЕДЕРАЛЬНОГО БЮДЖЕТА

I. Общие положения

1. Отдел организации валютных операций и валютного контроля Управления обеспечения исполнения федерального бюджета Федерального казначейства (далее — Отдел) является структурным подразделением Управления обеспечения исполнения федерального бюджета Федерального казначейства (далее — Управление), созданным в целях организационно-методологического обеспечения проведения валютных операций на счетах территориальных органов Федерального казначейства, а также разработки и реализации мероприятий по созданию и развитию валютного контроля в Федеральном казначействе.

Отдел создается и ликвидируется приказом Федерального казначейства.

2. Отдел возглавляет начальник, назначаемый на должность приказом Федерального казначейства.

3. Начальник Отдела имеет заместителей согласно штатному расписанию.

4. В своей деятельности Отдел руководствуется:

— законодательством и нормативными правовыми актами Российской Федерации;

— Положением Федеральном казначействе;

— Положением об Управлении;

5. Отдел осуществляет следующие полномочия:

5.1. разрабатывает предложения по совершенствованию механизма проведения валютных операций на счетах территориальных органов Федерального казначейства;

5.2. участвует в разработке предложений по внесению изменений в действующие нормативные правовые акты, разработке новых нормативных правовых актов и иных документов, направленных на организацию процесса проведения валютных операций на счетах территориальных органов Федерального казначейства;

5.3. участвует в разработке законодательных и иных актов, направленных на реализацию государственной программы Российской Федерации «Управление государственными финансами и регулирование финансовых рынков» в части закрепления за Федеральным казначейством функций агента валютного контроля;

5.4. участвует в разработке проектов нормативных правовых актов, регулирующих осуществление контроля за проведением валютных операций клиентов территориальных органов Федерального казначейства;

5.5. обеспечивает в установленном порядке взаимодействие Управления с органами и агентами валютного контроля по вопросам, относящимся к полномочиям Отдела;

5.6. в пределах компетенции Отдела осуществляет координацию деятельности территориальных органов Федерального казначейства по вопросам, связанным с:

— открытием счетов в иностранной валюте;

— проведением валютных операций;

— зачислением иностранной валюты в доход федерального бюджета;

— осуществлением валютного контроля при наделении Федерального казначейства соответствующим полномочием;

— осуществлением кассовых выплат из бюджета Союзного государства от имени и по поручению получателей средств бюджета Союзного государства, лицевые счета которым открыты в территориальных органах Федерального казначейства;

(абзац введен Приказом Казначейства России от 13.12.2017 N 349)

5.7. взаимодействует в рамках установленных полномочий с государственными внебюджетными фондами Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации;

5.8. участвует в подготовке оперативной и иной информации, относящейся к компетенции Отдела, для представления на рассмотрение начальнику Управления;

5.9. участвует в подготовке справочных и аналитических материалов для представления начальнику Управления по вопросам, относящимся к полномочиям Отдела;

5.9.1. осуществляет формирование документов планирования деятельности Управления и подготовку соответствующей отчетности в соответствии с Порядком управления реализацией государственных программ Российской Федерации в Федеральном казначействе;

Читайте так же:  Сведения о задолженности по налогам физических лиц

(п. 5.9.1 введен Приказом Казначейства России от 21.07.2017 N 185)

5.10. разрабатывает совместно с другими структурными подразделениями центрального аппарата Федерального казначейства предложения по совершенствованию практики применения нормативных правовых актов Российской Федерации, относящихся к установленной сфере деятельности Отдела;

5.11. обеспечивает деятельность рабочих групп, создаваемых в целях проработки вопросов, относящихся к компетенции Отдела;

5.12. в пределах компетенции Отдела принимает участие в процессе формирования заявок на развитие информационных систем Федерального казначейства (далее — ИС), в процессе организации внедрения новых (измененных) функций Федерального казначейства, автоматизированных в ИС (версии ИС), а также в проведении мониторинга эффективности исполнения функций Федерального казначейства;

5.13. осуществляет в пределах компетенции Отдела подготовку материалов для размещения на официальном сайте Федерального казначейства в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет»;

5.14. участвует в изучении опыта зарубежных стран в пределах компетенции Отдела, вырабатывает предложения по его практическому использованию;

5.15. участвует в организации и проведении всероссийских (межрегиональных) совещаний с территориальными органами Федерального казначейства в установленной сфере деятельности;

5.16. участвует в установленном порядке в совещаниях по вопросам, относящимся к компетенции Отдела, обеспечивает в случае необходимости привлечение для участия в них сотрудников структурных подразделений центрального аппарата Федерального казначейства и территориальных органов Федерального казначейства;

5.17. обеспечивает в пределах компетенции Отдела своевременное и полное рассмотрение обращений граждан и юридических лиц, подготовку ответов на указанные обращения в установленный законодательством Российской Федерации срок;

5.18. обеспечивает организацию в установленном порядке делопроизводства в Отделе, комплектования, хранения, учета и использования архивных документов, образовавшихся в ходе деятельности Отдела;

5.19. участвует в разработке и осуществлении мероприятий по обеспечению режима секретности и защите сведений, составляющих государственную тайну, в Отделе;

5.20. осуществляет иные полномочия, установленные приказами Федерального казначейства.

6. Ответственность за надлежащее и своевременное выполнение Отделом полномочий, предусмотренных настоящим Положением, несет начальник Отдела.

7. На начальника Отдела возлагается персональная ответственность за:

7.1. осуществление полномочий, предусмотренных разделом II настоящего Положения;

7.2. визируемые и подписываемые документы;

7.3. своевременное, а также качественное исполнение документов и поручений руководства Управления;

7.4. недопущение использования сотрудниками Отдела служебной информации в неслужебных целях;

7.5. соблюдение Служебного распорядка центрального аппарата Федерального казначейства сотрудниками Отдела.

8. Ответственность сотрудников Отдела устанавливается должностными регламентами.

приказ Федерального казначейства от 29 декабря 2017 г. № 395 PDF 27.2 МБ

Приказ Федерального казначейства от 1 февраля 2018 г. № 19 «О внесении изменений в Распределение обязанностей между руководителем Федерального казначейства и его заместителями, утвержденное приказом Федерального казначейства от 29 декабря 2017 г. № 395» PDF 846.7 КБ

Приказ Федерального казначейства от 13 марта 2018 г. № 58 «О внесении изменений в Распределение обязанностей между руководителем Федерального казначейства и его заместителями, утвержденное приказом Федерального казначейства от 29 декабря 2017 г. № 395» PDF 899.6 КБ

Приказ Федерального казначейства от 25 апреля 2018 г. № 116 «О внесении дополнения в Распределение обязанностей между руководителем Федерального казначейства и его заместителями, утвержденное приказом Федерального казначейства от 29 декабря 2017 г. № 395 PDF 540.1 КБ

Приказ Федерального казначейства от 18 мая 2018 г. № 134 «О внесении изменений в Распределение обязанностей между руководителем Федерального казначейства и его заместителями, утвержденное приказом Федерального казначейства от 29 декабря 2017 г. № 395» PDF 476.1 КБ

Приказ Минфина России от 06.06.2011 № 67н «Об утверждении типового положения об Управлении Федерального казначейства по субъекту Российской федерации» DOCX 31.2 КБ

Приказ Федерального казначейства от 25 декабря 2018 г. № 427 «О внесении дополнения в Распределение обязанностей между руководителем Федерального казначейства и его заместителями, утвержденное приказом Федерального казначейства от 29 декабря 2017 г. №395» PDF 43.5 КБ

Приказ Федерального казначейства от 1 февраля 2019 г. № 23 «О внесении дополнения в Распределение обязанностей между руководителем Федерального казначейства и его заместителями, утвержденное приказом Федерального казначейства от 29 декабря 2017 г. № 395» PDF 41.8 КБ

Приказ Федерального казначейства от 21 марта 2019 г. № 68 «О внесении дополнения в Распределение обязанностей между руководителем Федерального казначейства и его заместителями, утвержденное приказом Федерального казначейства от 29 декабря 2017 г. № 395» PDF 88.7 КБ

Приказ Федерального казначейства от 14 июня 2019 г. № 153 «О внесении изменений в Распределение обязанностей между руководителем Федерального казначейства и его заместителями, утвержденное приказом Федерального казначейства от 29 декабря 2017 г. № 395» PDF 502.3 КБ

Адресно-телефонный справочник территориальных органов Федерального казначейства XLS 73.0 КБ

Приказ Федерального казначейства от 7 февраля 2020 г. № 27 «О внесении изменений в Распределение обязанностей между руководителем Федерального казначейства и его заместителями, утвержденное приказом Федерального казначейства от 29 декабря 2017 г. № 395» PDF 144.6 КБ

http://roskazna.ru/o-kaznachejstve/struktura-fk/295/

Валютный контроль в казначействе

Видео (кликните для воспроизведения).

Валютные операции всех федеральных государственных учреждений будут централизованно проводиться через Казначейство России, следует из пояснительной записки (есть у РБК) к законопроекту о поправках в федеральный бюджет на 2018 год. Такое решение Минфин принял «в связи с поступающими обращениями главных распорядителей средств федерального бюджета вследствие усиления санкций», говорится в пояснительной записке.

По действующему закону о бюджете счета Казначейства в иностранных валютах обслуживают Сбербанк и ВТБ. Эти счета предназначены для валютных операций с бюджетными средствами, а также средствами внебюджетных фондов (ПФР, ФОМС, ФСС), госпредприятий и ГУПов, лицевые счета которым открыты в органах Казначейства. А поправками предлагается также разрешить проводить валютные операции через счета Казначейства, во-первых, со средствами, «поступающими во временное распоряжение федеральных казенных учреждений, в том числе изъятых в рамках уголовных дел», а во-вторых, со средствами в иностранной валюте федеральных бюджетных и автономных учреждений, «полученными от приносящей доход деятельности».

В России на середину 2013 года (более поздних данных Минфин не публиковал) было почти 7 тыс. федеральных госучреждений (казенные, бюджетные, автономные). Такие учреждения, как правило, вправе получать доход от платных услуг, в том числе в иностранной валюте. При этом валютное законодательство не содержит особых норм для учреждений государственного сектора, указывает методолог отдела контроля качества услуг компании «Интеркомп» Ирина Баринова, то есть они должны проводить валютные расчеты с нерезидентами через счета в российских банках, как и другие юрлица; обязаны репатриировать валютную выручку. Впрочем, валютные операции встречаются в практике госучреждений нечасто, говорит Баринова.

Читайте так же:  Налог на прибыль организаций куда зачисляется

Казначейство в ответе РБК подтвердило «заинтересованность практически всех главных распорядителей средств федерального бюджета» в расширении операций через валютные счета Казначейства, но не стало комментировать вопрос о санкциях. Высокопоставленный чиновник Казначейства и вовсе опроверг связь вносимых поправок с усилением западных санкций. Но эксперты, опрошенные РБК, считают, что предложенная мера хотя бы отчасти направлена на защиту валютных средств госучреждений от санкций.

«Революция» в счетах

Казначейство внедряет Единый валютный счет, который предполагает централизованное проведение валютных операций клиентов Казначейства через счета, открытые ведомству в кредитных организациях, сообщили РБК в пресс-службе Казначейства. Единый валютный счет призван решить несколько задач: обеспечить контроль за расходами бюджета, избавить бюджетные учреждения от необходимости открывать счета в банках, сократить время проведения валютных операций, следует из ответа Казначейства.

Поправки призваны совершить с валютными счетами «ту же революцию, что произошла по рублевым счетам» (ранее министр финансов Антон Силуанов анонсировал переход Казначейства в статус «централизованной бухгалтерии» для органов власти. — РБК), они дадут возможность полноценно управлять ликвидностью, утверждает чиновник Казначейства. Поправки позволят Казначейству предоставлять полный спектр расчетно-казначейского обслуживания бюджетных учреждений: ведомство получит право открывать не только рублевые, но и валютные счета организаций госсектора. ​На эти счета в том числе можно будет зачислять валюту, конфискованную в рамках уголовных дел, или осуществлять внешнеэкономические сделки, например покупки иностранного оборудования, пояснил собеседник РБК.

Мера позволит «размыть» средства организаций, попавших под санкции, в общей массе бюджетных счетов, считает управляющий партнер «УК Право и Бизнес» Александр Пахомов. «Главной целью такой инициативы является размывание средств организаций, в отношении которых уже введены ограничения, чреватые заморозкой средств в иностранных юрисдикциях, либо находящихся в зоне санкционных рисков, в общей массе средств, управляемых Казначейством. Таким образом, принадлежность средств будет невозможно установить и, как следствие, блокировать их оборот», — предполагает юрист.

Казначейство невозможно заставить раскрыть происхождение средств, которыми оно распоряжается, поскольку оно действует от лица государства, что служит достаточно высокой степенью защиты, добавляет Пахомов.

Некоторые федеральные госучреждения находятся под санкциями США: например, это ФАУ «Главгосэкспертиза», которое осуществляет государственную экспертизу проектной документации. Это автономное учреждение получает доход от платных видов деятельности, следует из его отчетов. В октябре 2016 года президент Американской торговой палаты в России Алексис Родзянко говорил, что с «Главгосэкспертизой» взаимодействуют «крупнейшие международные корпорации с американскими корнями».

http://www.rbc.ru/newspaper/2018/05/18/5afd3fce9a79475229da65b2

Корпоративное казначейство

Программа «1С:Управление холдингом 8» позволяет автоматизировать казначейские процессы современных компаний любого размера и степени централизации — от монопредприятий до крупных холдингов, в том числе с выделенными общими центрами обслуживания, обеспечивающими платежи сотен предприятий.

Фабрика платежей

«1С:Управление холдингом 8» позволяет повысить результативность управления мгновенной, краткосрочной и среднесрочной ликвидностями, обеспечить платежи «Точно в срок». Одновременно с эти сокращаются затраты на исполнение казначейской функции, повышается платежная дисциплина и контроль за расходными операциями компании.

  • более точному прогнозированию ликвидности с использованием данных о вероятности наступления событий взаиморасчетов;
  • анализу достаточности собственных средств в разрезе организаций, банков, валют, пулов ликвидности;
  • управлению платежной позицией на основе срочности и приоритетов заявок;
  • моделированию «Что если?» в мультивалютном платежном календаре;
  • использованию инструментов привлечения, перераспределения и размещения ликвидности для покрытия кассовых разрывов или размещения временно свободных остатков денежных средств.

Взаимодействие с банками может выполняться как при помощи привычного «Клиент-Банк», так и напрямую (Host2Host) c помощью современного безопасного сервиса «1С:ДиректБанк». Трудоемкость разнесения выписки по управленческим аналитикам значительно снижена благодаря специальным шаблонам и оптимизированным интерфейсам.

Инструменты для продуктивных коммуникаций

Любой документ или справочник системы можно согласовать по маршруту. Реализована возможность уведомления ответственных лиц о более чем 70 различных событиях. Напоминания, оповещения и автоматическое согласование по таймауту форсируют бизнесы-процессы. Возможность согласования ответным письмом позволяет поставить визу, не заходя в систему — достаточно доступа к корпоративной почте.

Управление коммерческими договорами и договорами финансирования

Система обслуживает полный жизненный цикл договора, от согласования проекта до закрытия. Для сокращения трудоемкости подготовки большого количества однотипных договоров, предусмотрено заполнение их текстов по шаблону. При управлении ликвидностью казначей может использовать финансовые инструменты для привлечения и размещения средств.

Реализован учет обеспечения договоров в различных формах, в том числе документарные операции (аккредитивы, банковские гарантии), залоги и поручительства. Предусмотрен расчет графиков платежей на основании параметрических платежных условий коммерческих договоров (вида «20% аванс — 80% постоплата») и договоров финансирования (процентные ставки, рыночные индикаторы, дни платежа, аннуитет и т. п.).

Управление обязательствами по расходным и доходным договорам позволяет контролировать текущий уровень задолженности, быстро выявлять расхождения между графиками платежей и начислений, актуализировать графики, формировать заявки на платеж, напоминания о приближении даты оплаты, инициировать претензионно-исковую работу или факторинговые операции.

Внешнеэкономическая деятельность

Поддерживается работа с валютными договорами. В случае, когда валюта расчетов отличается от валюты платежа, можно гибко указать правила определения курса пересчета, а также отразить интервальную оговорку. Возможно формирование заявлений на перевод, покупку и продажу иностранной валюты и загрузка валютной выписки в формате ISO 20022.

Поддерживаются требования валютного контроля, автоматически контролируются сроки и формируются напоминания о предоставлении документов по сделке в уполномоченный банк, что позволяет свести к минимуму риск неисполнения валютного законодательства. В контрактах возможно использование условий поставки по Incoterms 2010.

Централизованное казначейство холдинга

Централизация управления ликвидностью группы компаний позволяет снизить потребность в заемном капитале и процентные расходы, получить дополнительную экономию за счет снижения транзакционных издержек на казначейскую функцию. ОЦО в качестве «Единого плательщика», а часто и «Единого заемщика» берет на себя функции взаимодействия с банками, привлечения, перераспределения и размещения ликвидности.

  • кредитные лимиты холдинга для оценки величины доступного финансирования;
  • кэш-пулинг на стороне клиента с возможностью автоматического перевода излишков на мастер-счета;
  • удобное управление внутригрупповыми займами с симметричным отображением графиков платежей;
  • распределение кредита, привлеченного ОЦО, по компаниям группы.
Читайте так же:  Финансовый контроль государственной налоговой службы

Для снижения затрат на обеспечение юридически значимого документооборота между организациями холдинга можно задействовать сервисы «1С-ЭДО», «1С-Такском», «1С:Подпись», «1С:Сверка».

Операции с ценными бумагами

В системе поддерживается учет операций с собственными и сторонними ценными бумагами (векселями, облигациями и акциями), реализован их количественный партионный учет, представлены информативные отчеты по операциям с ценными бумагами и расчетам с брокером.

Управление кредитными, процентными, валютными рисками

Разработанная при методической поддержке консультантов PwC функциональность позволяет повысить результативность управления задолженностью, кредитными, валютными и процентными рисками, сформировать оптимальные процедуры внутреннего контроля и следовать им.

Сервис «1СПАРК Риски»

Формирование двумерной матрицы «Риск-доходность» на основе анализа сроков старения и просрочки дебиторской задолженности позволяет определить сбалансированные лимиты и условия платежей. Предусмотрена возможность лимитирования остатков на расчетных счетах, депозитах, а также гарантий и аккредитивов банка.

«1С:Контрагент» позволит проанализировать сведения о контрагенте из открытых источников. «1СПАРК Риски» поможет оценить контрагентов на основании индексов СПАРК и получать оперативную информацию о событиях, связанных с кредитным риском контрагента.

Инструменты идентификации, оценки и хеджирования валютных рисков позволяют оценить влияния волатильности валютных курсов на платежный календарь, провести среднесрочное интервальное стресс-тестирование открытой валютной позиции. В качестве инструментов хеджирования валютных рисков предлагаются интервальная оговорка валютного контракта, валютный форвардный контракт и своп.

Корпоративный контроллинг

Система позволяет создавать бюджетную модель любой сложности, использовать единые интерфейсы для ввода планов, их комментирования. и анализа данных. Поддерживается работа через веб-клиент и специальный add-on-клиент для Microsoft Excel. Возможности прогнозирования показателей, What If анализа, «скользящего планирования», «планирования от достигнутого», «снизу вверх» и «сверху вниз», инструменты консолидации отчетности выверки и исключения внутригрупповых операций расширяют горизонт управления ликвидностью и денежными потоками до среднесрочных и долгосрочных.

Инструменты регламентации бюджетного процесса, согласования по маршрутам любой сложности упрощают лимитирование расходов и распределение ответственности между инициаторами платежей. Утвержденные бюджеты выступают в качестве источника лимитов. В системе предусмотрены различные варианты реакции на превышение бюджетных лимитов, от максимально жесткой (автоматическое отклонение заявок, выходящих за рамки лимита) до более мягких (требование дополнительного обоснования или простое информирование ответственного).

Гибко настраиваемые директивы разрешения и запрета платежей позволяют запрещать платежи определенным контрагентам, по определенным договорам, «замораживать» средства на банковских счетах. Функции управления по KPI и бизнес-анализа включают в себя: наглядные мониторы KPI, аналитические панели, средства рассылки отчетности по расписанию или изменению индикатора KPI, расшифровка показателей отчетности до документов внешних информационных баз.

http://v8.1c.ru/cpm/contract_manage/

Валютный контроль, его цели, функции и роль в совершении валютных сделок

В 2019 году в России процедура валютного контроля проводится по новым правилам. Во-первых, с 1 марта 2018 года применяется Инструкция Центрального банка Российской Федерации №181-И от 16 августа 2017 года. Во-вторых, 14 мая 2018 года начали действовать поправки в базовый Федеральный закон от 10 декабря 2003 года №173-ФЗ, регламентирующий проведение валютного контроля. В результате был несколько изменен порядок прохождения валютного контроля, упразднены некоторые документы и скорректированы суммы штрафов.

Для чего нужен валютный контроль

Специалисты определяют валютный контроль как некий комплекс определенных действий, благодаря которым государство обеспечивает соблюдение и выполнение правил и законов, связанных с валютными расчетами, а кроме того, ограничивает отток капитала.

Для нерезидентов РФ российское законодательство предусматривает возможность свободного осуществления валютных переводов без каких-либо ограничений. Более того, такие переводы разрешены между резидентами и нерезидентами РФ. А вот между резидентами РФ переводы в валюте запрещены за исключением нескольких оговоренных законом случаев [1] .

Валютному контролю в обязательном порядке подлежат сделки, для которых в качестве основной используется иностранная валюта. То есть в том случае, если валюта используется российской компанией, например, для расчетов с зарубежными партнерами, сделка обязательно должна пройти валютный контроль, и при этом неважно, импортом или экспортом занимается организация.

Валютный контроль в нашей стране осуществляет Правительство РФ, а кроме него, также органы и агенты валютного контроля. Для начала выясним, что же такое органы валютного контроля. Главный из них — это Центробанк РФ, но такую функцию может выполнять и федеральная исполнительная власть, наделенная соответствующими полномочиями от Правительства РФ. Центробанк России контролирует все валютные операции, которые проводятся кредитными и финансовыми организациями, и соответствие этих операций российскому законодательству. Деятельность федеральных органов власти в рамках валютного контроля и их взаимодействие по этому вопросу с Центробанком координирует также Правительство РФ.

В функционал органов валютного контроля входит:

  • издание нормативных актов;
  • контроль над исполнением положений законодательства;
  • надзор в сфере валютных операций;
  • проведение соответствующих проверок.

В свою очередь, обязанность контроля над резидентами и нерезидентами РФ, которые кредитными или финансовыми организациями не являются, ложится на агентов валютного контроля — так принято называть банки, обладающие соответствующими полномочиями и подчиняющиеся ЦБ РФ. Однако агентами могут быть и некоторые другие организации, среди которых Федеральная налоговая служба и «Внешэкономбанк». Агенты валютного контроля ведут и регулируют на территории РФ любые валютные операции с оформлением всех требуемых документов.

При осуществлении валютного контроля должно исключаться неоправданное вмешательство в операции государства и при этом обеспечиваться единство системы валютного урегулирования и контроля. Права любых участников валютных сделок защищены на государственном уровне.

Важно!

Согласно статье 15.25 КоАП РФ, нарушение валютного законодательства чревато для компаний последствиями в виде наложения крупных штрафов.

Этапы валютного контроля

Предполагается, что компания, ведущая расчеты в валюте, по умолчанию заранее открыла валютный счет, в противном случае для начала потребуется его открыть. На обычных рублевых счетах операции в иностранной валюте не производятся. Если валютный счет открывается в том же банке, где уже открыт счет в российских рублях (а обычно так и происходит), то потребуется всего лишь подать заявление, поскольку банк может использовать ранее предоставленные документы.

При открытии первого счета в большинстве случаев от клиента потребуют:

  • заявление по форме банка;
  • учредительные документы;
  • документы, подтверждающие полномочия лиц, указанных в карточке с образцами подписей и оттиска печатей;
  • копии паспортов лиц, которые будут распоряжаться денежными средствами по счету.
Читайте так же:  Штат сша где подоходный налог равен

После необходимых формальностей валютный счет будет открыт, и с этого момента компания при каждом поступлении на него средств должна добровольно проходить валютный контроль, иначе пользоваться деньгами на счете будет просто невозможно.

Процедура валютного контроля с учетом внесенных в 2018 году изменений стала выглядеть для ее участников несколько проще. В первую очередь это касается тех компаний, которые проводят сделки с относительно небольшими суммами — до 200 000 рублей. В таком случае организации достаточно только сообщить код валютной операции банку, отметив его в специальной форме. В большинстве банков валютный контроль ведется в электронном виде, так что эту форму можно найти на сайте. В некоторых случаях банк может запросить у компании дополнительные документы по конкретному валютному переводу.

Если сумма контракта окажется больше 200 000 рублей, то придется направить в банк целый пакет документов (о них мы поговорим позже) или поставить контракт на учет — это следующий этап валютного контроля. В его ходе банк откроет специальную ведомость банковского контроля, внесет в нее контракт, присвоит ему индивидуальный номер и направит этот номер клиенту. По новым правилам постановка контракта на учет должна осуществляться банком за один рабочий день, все эти процедуры производятся в электронном виде.

После присвоения сделке номера и после ее проведения, компания обязана предоставить в банк справку о подтверждающих документах и сам пакет подтверждающих документов, которые необходимо подать в банк, в течение определенного времени:

  • не позднее 15 рабочих дней после последнего дня месяца, в котором на документах, используемых в качестве таможенной декларации, проставлена отметка о дате их выпуска;
  • или не позднее 15 рабочих дней после последнего дня месяца, в котором были оформлены подтверждающие документы.

Обычно такая справка также подается в электронном виде, ее проверку банк выполняет в течение трех рабочих дней, а затем снова направляет клиенту. Если же в подтверждающие документы вносились изменения, справку придется заполнить заново и в течение 15 дней со всеми нужными корректировками отправить в банк.

Заключительный шаг — подготовка отчетности и отражение информации о сделке в отчетных документах.

Какие документы нужно подавать в банк для контроля

С 2018 года пакет документов, которые необходимо предоставлять в банк для валютного контроля, также значительно изменился.

Во-первых , был отменен такой важный документ. как паспорт сделки, на оформление которого ранее требовалось не менее трех дней. С 2018 года организациям при совершении сделок в валюте необходимо только поставить контракт на учет. Это делается в двух случаях:

  1. если сумма контракта по экспорту составляет более шести млн рублей или эквивалентную сумму в валюте;
  2. если сумма контракта по импорту составляет более трех млн рублей или эквивалентную сумму в валюте.

Если сумма контракта не достигает 200 000 рублей, то такой контракт на учет не ставится. Если же она превышает 200 000 рублей, но при этом ее размер менее шести млн рублей для импорта или трех млн рублей для экспорта, то также можно обойтись без постановки на учет, однако потребуется предоставить банку дополнительные документы, объясняющие сделку, — сам контракт, счета, накладные и так далее.

Во-вторых , в банк больше не нужно направлять справку о валютных операциях. При совершении сделки на сумму, превышающую 100 000 долларов, до 2018 года в банк необходимо было подавать документы, подтверждающие необходимость осуществления такой сделки. Теперь при выполнении сделки на крупную сумму достаточно оформить и направить в банк только справку о подтверждающих документах, являющуюся основным отчетным документом для компаний. В банках таким документом, согласно новой инструкции, является ведомость банковского контроля.

Сами подтверждающие документы, список которых определяется особенностями проведения валютной операции, необходимо подавать одновременно со справкой. Например, при импорте или экспорте в качестве возможного подтверждающего документа предоставляется таможенная декларация и прочие товаросопроводительные, коммерческие или перевозочные документы.

Счета-фактуры, акты приема-передачи и прочие бумаги подаются в банк при расчетах за выполненные работы или услуги. Заполняется и подается справка обычно через банк-клиент или интернет-банк.

Согласно инструкции, компания может заключить с обслуживающим организацию банком соглашение, по которому обязанность по оформлению справки будет возложена на этот банк. В таком случае достаточно направить ему только необходимые документы и соответствующее заявление.

Агентам валютного контроля законодательство также разрешает требовать у компании дополнительные документы, касающиеся проведения валютных операций. Однако, в соответствии с Федеральным законом от 10 декабря 2003 года №173-ФЗ, агенты валютного контроля вправе требовать предоставления только тех документов, которые непосредственно относятся к проводимой операции. Все они не являются обязательными при каждой сделке и направляются в банк только по особому запросу.

Услуги банка, осуществляющего валютный контроль

За помощью при совершении валютных операций клиент может обратиться в банк-агент валютного контроля. Одной из таких кредитных организаций является «ЮниКредит Банк», работающий с 1989 года и выполняющий функции агента в полном соответствии с требованиями отечественного валютного законодательства. При этом он является крупнейшим российским банком с иностранным капиталом и находится на одной из лидирующих позиций на рынке корпоративных услуг.

Своим клиентам «ЮниКредит Банк» готов оказать следующие услуги в области валютного контроля:

  1. Консультации по вопросам валютного законодательства РФ.
  2. Анализ контрактов на их соответствие требованиям законодательства, содействие в подготовке новых контрактов.
  3. Консультирование по проведению валютных операций с применением различных форм расчета, включая аккредитивную, инкассовую, а также расчет путем банковского перевода.
  4. Консультирование по поводу изменений в валютном законодательстве, разъяснение специфики его применения на практике.
  5. Общее осуществление валютного контроля: помощь в составлении документов, постановка контрактов на учет, оформление справки о подтверждающих документах и прочее.

Тарифы на услуги кредитной организации можно узнать на сайте.

P. S. В 2018 году «ЮниКредит Банк» занял восьмое место по объему активов в рейтинге «Интерфакс-100». Финансово-кредитная организация имеет Генеральную лицензию на осуществление банковской деятельности №1 Банка России.

http://www.kp.ru/guide/valjutnyi-kontrol.html

Валютные операции и валютный контроль

В настоящее время, в связи с устареванием поддерживаемых форматов обмена документами валютного контроля, отправка в банк документов валютного контроля отсутствует, реализованы валютные платежные поручения и загрузка валютной выписки.

Читайте так же:  Возмещение ндфл с процентов по ипотеке документы

Поддерживается возможность прямого обмена (только в режиме 1С:ДиректБанк) с банком валютными операциями, включая выгрузку / загрузку документов:

  • конвертации валюты;
  • поступления и списания денежных средств в иностранной валюте;
  • валютного контроля и подтверждающих документов при совершении валютных операций.

Методология основана на действующем законодательстве о валютном регулировании и валютном контроле:

  • Инструкция Банка России от 16.08.2017 N 181-И «О порядке представления резидентами и нерезидентами уполномоченным банкам подтверждающих документов и информации при осуществлении валютных операций, о единых формах учета и отчетности по валютным операциям, порядке и сроках их представления», вступившая в силу с 01 марта 2018г;
  • Федеральный закон от 10.12.2003 № 173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле» с изменениями и дополнениями.

Для начала работы необходимо включить функциональную опцию НСИ и администрирование – Казначейство — Платежи в валюте и валютный контроль.

После этого в рабочем месте Казначейство – Банк – Безналичные платежи появляется вкладка Документы валютного контроля, использование которой поможет создавать Справки о подтверждающих документах как самостоятельно, так и с применением помощника.

Одновременно, в справочниках НСИ и администрирование — Организации и Контрагенты появляется возможность ввода регистрационной информации на английском языке. Для этого в карточке организации или контрагента добавлены поля Наименования – Международное (вкладка Общая информация) и Международный адрес для платежей (англ.), вкладка – Адреса, телефоны.

В зависимости от вида платежа: списание или поступление иностранной валюты, к организации предъявляются разные требования в отношении срока предоставления документов валютного контроля в уполномоченный банк, а именно, справка и прилагаемые к ней подтверждающие документы направляются в банк при:

  • поступлении денежных средств – не позднее 15 календарных дней с момента зачисления иностранной валюты на банковский счет организации.
  • списании денежных средств – одновременно с распорядительными документами на перевод иностранной валюты;

Для заполнения формы Справки о подтверждающих документах требуется внести данные на вкладках Основное и Подтверждающие документы, а также по ссылке Файлы для передачи в банк прикрепить электронные копии подтверждающих документов (счета, акты, накладные, ГТД, письма в банк и пр.).

При заполнении справки на вкладке Основное указывается:

  • Организация;
  • Банк – уполномоченный банк, выполняющий функции агента валютного контроля;
  • Договор – договор с иностранным контрагентом, по которому осуществляются расчеты;
  • Дата справки;
  • Файлы для передачи в банк – гиперссылка для перехода в окно добавления присоединенных файлов.

На вкладке Подтверждающие документы указывается:

  • Информация о подтверждающем документе – номер, дата, из списка выбирается тип данных;
  • Код вида документа – выбирается из предопределенного списка;
  • Сумма и Валюта документа;
  • Сумма в валюте договора;
  • Признак поставки — выбирается из предопределенного списка;
  • Ожидаемый срок в формате дата;
  • Страна грузополучателя (грузоотправителя) – выбирается из классификатора стран мира;
  • Признак корректировки;
  • Примечание.

После проведения документа Справка о подтверждающих документах выводится его печатная форма. Для упрощения процедуры заполнения полей справки рекомендуется использовать Помощник создания справок о подтверждающих документах.

В ситуации, когда организация — участник расчетов с зарубежным партнером выступает получателем платежа в иностранной валюте, поступление денежных средств на транзитный счет организации, помимо распоряжения на перевод со стороны партнера, подтверждается документом Уведомление о зачислении валюты.

Данное уведомление готовится специалистом банка и может быть передано в информационную базу из рабочего места Казначейство – Банк – Безналичные платежи в процессе сеанса прямого обмена с банком по команде 1С:ДиректБанк – Синхронизировать с банком.

При поступлении на счет организации денежных средств в иностранной валюте, законодательство устанавливает срок (15 календарных дней с даты зачисления средств на транзитный валютный счет) для предоставления в банк документов, подтверждающих платеж.

Для контроля указанного срока в подсистеме Казначейство разработан механизм автоматического создания необходимых служебных заданий в списке Текущие дела на Начальном экране. При этом денежные переводы, по которым был нарушен срок отправки документов в банк, отображаются в отдельном перечне, выделенном красным цветом.

Первоначально, зачисление иностранной валюты, поступившей от зарубежного контрагента, происходит только на транзитный валютный счет организации.

Добавление информации об имеющемся у организации транзитном счете в справочник НСИ и администрирование – НСИ – Банковские счета возможно, как, непосредственно из самого справочника по команде Создать, так и из карточки расчетного (текущего) счета в иностранной валюте по ссылке Транзитный. Для указания реквизитов банка на английском языке необходимо их редактировать в классификаторе НСИ и администрирование – См. также – Банки.

Далее, выполняется процедура обязательной продажи валюты, в результате которой происходит перевод денежных средств с транзитного счета на текущий, а основанием для создания Списания безналичных денежных средств с типом документа Распоряжение об обязательной продаже выступает Уведомление о зачислении валюты. Конвертация иностранной валюты, при этом, отражается с использованием отдельного документа с одноименным видом хозяйственной операции.

Поскольку, исполнение банком большинства валютных операций связано с получением и проверкой основания для их проведения, со стороны организации возникает требование предоставления в банк первичных документов, подтверждающих правомерность совершаемых операций. С этой целью при формировании платежей в иностранной валюте, в документах Списание безналичных денежных средств возможно заполнение следующих данных о:

  • способе взимания банковской комиссии и дополнительных инструкциях банку в отношении платежа – вкладка Основное;
  • коде валютной операции, с возможностью добавления присоединенных файлов по ссылке Файлы для передачи в банк – вкладка Валютный контроль.

Аналогично документам списания безналичных денежных средств, указание данных о способе оплаты комиссии и инструкциях банку, осуществляется при подготовке в иностранной валюте документа Заявка на расходование денежных средств.

С целью пополнения остатка рублевого расчетного счета организации не редко прибегают к операциям продажи иностранной валюты за рубли РФ. Для этого используется документ Списание безналичных денежных средств — Конвертация валюты, при заполнении, которого, возможен выбор курса конвертации и счета взимания комиссии за совершаемую банком валютно-обменную операцию.

Видео (кликните для воспроизведения).

http://www.ka4you.ru/blog/valjutnye_operacii_i_valjutnyj_kontrol/2018-05-13-55

Валютный контроль в казначействе
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here