Валютный контроль общая характеристика

Общая характеристика валютного контроля

Начало создания в России государственной системы валютного контроля связано с выходом Федерального закона от 9 октября 1992 г. № 3615-1 «О валютном регулировании и валютном контроле», которым определены принципы осуществления валютных операций в стране, полномочия и функции органов валютного регулирования и валютного контроля, права и обязанности юридических и физических лиц в отношении владения, пользования и распоряжения валютными ценностями, ответственность за нарушение валютного законодательства.

Основными направлениями валютного контроля в РФ являются проверка соответствия проводимых валютных операций законодательству РФ и проверка выполнения резидентами обязательств в иностранной валюте перед государством (по продаже иностранной валюты на внутреннем валютном рынке РФ).

Таможенные органы осуществляют валютный контроль за перемещением через таможенную границу РФ валюты и валютных ценностей, а также за связанными с перемещением через границу товаров валютными операциями.

Валютный контроль, осуществляемый таможенными органами России, строится на принципах разграничения участников внешнеэкономической деятельности на резидентов и нерезидентов. Такое подразделение субъектов валютных отношений связано с тем, что резиденты и нерезиденты имеют различные права и обязанности при проведении валютных операций.

К категориям резидентов в Российской Федерации относятся:

  • физические лица, имеющие постоянное местожительство в России, включая граждан, временно находящихся за пределами Российской Федерации;
  • юридические лица (хозяйствующие субъекты), расположенные на территории России и образованные в соответствии с законодательством Российской Федерации;
  • предприятия и организации с местонахождением в Российской Федерации, созданные в соответствии с российским законодательством, но не являющиеся юридическими лицами;
  • российские дипломатические и другие официальные представительства, находящиеся за пределами Российской Федерации;
  • филиалы и представительства резидентов (российских юридических лиц и российских предприятий и организаций, не являющихся юридическими лицами), находящиеся за пределами Российской Федерации.

Нерезидентами в Российской Федерации считаются:

  • физические лица, имеющие постоянное местожительство за пределами Российской Федерации, включая граждан, временно находящихся в Российской Федерации;
  • предприятия и организации, которые не являются юридическими лицами, образованные в соответствии с законодательством иностранных государств, находящиеся за пределами России;
  • юридические лица с местонахождением за пределами Российской Федерации, созданные в соответствии с законодательством иностранных государств;
  • иностранные дипломатические и иные официальные представительства, а также международные организации, их филиалы и представительства, находящиеся на территории Российской Федерации;
  • находящиеся в Российской Федерации филиалы и представительства юридических лиц и предприятий и организаций, не являющиеся юридическими лицами, с местонахождением за пределами России, созданные в соответствии с законодательством иностранных государств.

КОНСУЛЬТАЦИЯ ЮРИСТА


УЗНАЙТЕ, КАК РЕШИТЬ ИМЕННО ВАШУ ПРОБЛЕМУ — ПОЗВОНИТЕ ПРЯМО СЕЙЧАС

8 800 350 84 37

Первым ведомственным документом, разработанным во исполнение Закона Российской Федерации «О валютном регулировании и валютном контроле» и Таможенного кодекса Российской Федерации, стала Инструкция о порядке осуществления валютного контроля за поступлением валютной выручки от экспорта товаров, утвержденная 12 октября 1993 г. Банком России (№ 19) и ГТК России (№ 01-20/10283) .

Указанной Инструкцией была установлена технологическая схема контроля, в которой задействованы экспортер, обслуживающий его уполномоченный банк (им может быть любой орган, имеющий лицензию Банка России на проведение валютных операций), таможенные учреждения, оформляющие вывоз товаров, ГТК России, Банк России или его главное территориальное управление.

Базовыми документами для реализации валютного контроля за поступлением выручки от экспорта товаров служат документы: паспорт сделки (ПС) и учетная карточка (УК). Паспорт сделки (далее — ПС) — документ валютного контроля, содержащий необходимые для осуществления валютного контроля сведения из контракта (договора, соглашения) между резидентом и нерезидентом, предусматривающего экспорт товаров с территории Российской Федерации и их оплату в иностранной валюте и/или валюте Российской Федерации (далее — Контракт). ПС оформляется в уполномоченном банке либо его филиале резидентом, от имени которого заключен Контракт (далее — Экспортер).

С 1 января 2000 г. действует технология осуществления валютного контроля, изложенная в Инструкции Центрального Банка России и ГТК России «О порядке осуществления валютного контроля за поступлением в Российскую Федерацию выручки от экспорта товаров» от 13 октября 1999 г. № 86-И, № 01-23/26541, которая устанавливает порядок контроля за полнотой и своевременностью поступления выручки от экспорта товаров на открытые в уполномоченных банках счета резидентов, осуществляющих экспорт контроля. По-прежнему должны будут оформляться Паспорта сделки (ПС), Досье и учетные карточки таможенно-банковского контроля (УК).

Дополнительная информация

При полном или частичном использовании материалов сайта гиперссылка на первоисточник обязательна.

Понятие валютного контроля и основы его ведения в России

Что такое валютный контроль? Каким образом осуществляется валютный контроль в России? Какая деятельность подлежит валютному контролю?

Что такое валютный контроль и как он устроен в России?

Валютное регулирование в Российской Федерации заключается в применении государством различных инструментов валютного контроля для обеспечения резидентами страны соблюдения российского законодательства. По своей сути валютный контроль является комплексом ограничительных мер, которые применяются в юридическим и физическим лицам при проведении ими международных операций.

Финансовый рынок устроен таким образом, что его участники осуществляют внешнеторговые операции и заключают международные договора в процессе ведения предпринимательской деятельности. При этом оплата таких договоров осуществляется только путем осуществления банковских переводов на счета иностранных партнеров.

Основы валютного контроля в России

Главными контролирующими органами являются Центральный банк и Правительство России, которые взаимодействуют с участниками рынка через уполномоченные коммерческие банки. Международная деятельность организаций, которые не относятся к банковской сфере координируется Федеральной Таможенной службой и ее представительствами в различных регионах страны.

Читайте так же:  Какой штраф за несдачу отчетности в налоговую

Органы, уполномоченная на ведение валютного контроля осуществляют проверки соблюдения резидентами и нерезидентами страны российского законодательства, полноту и достоверность предоставляемой ими отчетности, а также состояние их валютных счетов. Для безусловного исполнения нормативных актов РФ при осуществлении международной торговли каждый гражданин может заключить договор с партнером из-за рубежа на определенный срок. Такой финансовый инструмент позволяет аккумулировать денежные средства на специальных счетах и использовать их по назначению.

Также при осуществлении деятельности в офшорных зонах, российский гражданин может на законных основаниях сокращать налоговые платежи и беспрепятственно переводить денежные средства иностранным гражданам. Валютному контролю также подлежат все международные сделки с ценными бумагами.

Финансирование всех международных контрактов осуществляются коммерческими банками, которые на это уполномочены путем применения транзитных валютных счетов. Также большая часть предпринимателей на постоянной основе кредитуется, в том числе и используя внешние заимствования. Управление деньгами в таком случае осуществляется под строгим контролем финансовых и налоговых агентов.

Какие требования валютного контроля должны соблюдать все компании?

Для обеспечения законности сделки ее инициаторы должны предоставить контролирующим органам определенный пакет документов. В него включается:

  • паспорт проводимой сделки;
  • документы, подтверждающие личность участников;
  • финансовые документы;
  • таможенная декларация.

Это не полный перечень документации, которая может быть запрошена кредитными учреждениями. Например, может потребоваться подтвердить права участников на ведение предпринимательской или международной деятельности, а также права собственности на объекты недвижимости или транспортное средство. В случае, если предоставленные сведения недостоверны или нарушают требования российского законодательства, коммерческий банк отказывает юридическим или физическим лицам в письменной форме.

1,342 просмотров всего, 1 просмотров сегодня

§ 1. Понятие «валютный контроль». Общая характеристика

Валютный контроль — неотъемлемая часть валютного регулирования как деятельности государства (валютной политики) и правового режима (совокупности правил).

Сводить это явление только к проверке соблюдения валютных ограничений было бы ошибкой. Чтобы уяснить цели валютного контроля, нужно вернуться к понятию валютного регулирования в широком смысле слова. Это:

1) реализация экономических мер валютной политики государства (например, валютные интервенции на биржевом и (или) межбанковском валютном рынке); в этой части валютное регулирование представляет собой повседневную деятельность Банка России, защищающего национальную валюту с помощью рыночных инструментов, не прибегая к прямому администрированию, приказам и предписаниям. Роль права практически сводится к наделению Банка России компетенцией в валютной сфере, дальнейшие действия зависят от профессионального решения ответственных должностных лиц;

2) нормативное правовое закрепление валютного регулирования как правового режима. Это валютное регулирование в узком смысле слова. Оно состоит из валютных ограничений и мер валютного контроля. И то и другое — правила поведения, адресованные неопределенному кругу лиц, выполняющих валютные операции. Это не повседневная распорядительная деятельность какого-либо финансового учреждения или органа власти, а именно заданный совокупностью публично-правовых норм стабильный правовой режим.

Следствием практической реализации норм валютного регулирования служит поведение участников валютных операций, урегулированное нормами валютного законодательства, и повседневная деятельность органов и агентов валютного контроля, призванная получить информацию о валютных операциях. Такая постоянная контрольная деятельность нужна как для того, чтобы выявлять нарушения властных предписаний государства в валютной сфере, так и для того, чтобы корректировать валютную политику государства.

Так, если органы валютного контроля фиксируют ситуации нарушения правил репатриации валюты, факты намеренного незаконного оставления экспортной выручки за рубежом, они привлекают виновных к ответственности. В этой ситуации валютный контроль проявляется именно в виде способа проверки соблюдения властных предписаний.

Другой случай — когда, например, Банк России как орган валютного регулирования подсчитывает объемы легального, разрешенного законом и надлежащим образом учтенного уполномоченными банками вывоза капитала из страны. Здесь валютный контроль проявляется как элемент обратной связи в системе государственного управления финансами: на основе полученной информации Банк России корректирует свою валютную и денежно-кредитную политику. Это позволяет при нормальном ходе событий повлиять на ситуацию положительно. Так, в ходе финансового кризиса 2008 г. легальный отток капитала из страны резко вырос, но затем вновь сократился, потому что Банк России продемонстрировал достаточность своих финансовых ресурсов для противодействия резкому падению курса рубля и преодоления кризиса ликвидности банковской системы, и бегство от рубля перестало казаться участникам рынка наилучшим решением.

Исходя из сказанного, получим, что валютный контроль можно понимать минимум в трех значениях:

1) как вид государственного финансового контроля, т.е. деятельность государственных органов и уполномоченных организаций, проводимая с помощью специальных приемов и способов для обеспечения законности и правопорядка в сфере валютных отношений;

2) как обязательный элемент государственного управления в области финансов, призванный обеспечить обратную связь в этой системе, необходимую для планирования, текущей корректировки и оценки результата мер экономического и юридического управляющего воздействия на участников валютных отношений;

3) как элемент валютного регулирования в узкоюридическом смысле, т.е. совокупность правовых норм, устанавливающих систему мер валютного контроля для обеспечения работоспособности системы валютных ограничений.

В узкоюридическом значении правовой институт валютного контроля объединяет нормы, устанавливающие:

— совокупность подлежащих применению приемов и способов (т.е. методов) контроля, процедуры их применения и оформления результатов;

— субъектов, уполномоченных применять эти приемы и способы (методы), рамки полномочий этих субъектов;

Читайте так же:  Возместить имущественный налоговый вычет

— круг подконтрольных субъектов, их права и обязанности.

Валютный контроль

Валютное регулирование дополняется валютным контролем. Главная цельвалютного контроля определена законодатель­ством и состоит в обеспечении соблюдения валютного законо­дательства при осуществлении валютных операций.

В РФ валютное регулирование и контроль осуществляется в соответствии с Законом РФ “О валютном регулировании и валютном контроле” от 10.12.2003г.№173-ФЗ, с инструкциями ЦБ РФ и др.

Валютный контроль— это комплекс норматив­но закрепленных административных и организационных мер, осуществляемых специально уполномочен­ными на основании закона государственными органами или ины­ми организациями (например, уполномоченными банками в каче­стве агентов валютного контроля) и направленных на реализа­цию порядка совершения валютных операций и сделок в части ва­лютных ограничений, а также мер по выявлению, предупрежде­нию и пресечению нарушений этого порядка.

Основными направлениями валютного контроля являются:

· Определение соответствия проводимых валютных операций действующему законодательству и наличия необходимых для них лицензий и разрешений.

· Проверка выполнения резидентами обязательств в валюте перед государством, а также обязательств по продаже валюты не внутреннем валютном рынке России

· Проверка обоснованности платежей в валюте.

· Проверка полноты и объективности учета и отчетности по валютным операциям, а также по операциям нерезидентов в рублях (т. е. в валюте Российской Федерации).

Объектами валютного контроля являются: 1) поступление в Российскую Федерацию валютной выручки от экспорта това­ров; 2) обоснованность платежей в иностранной валюте за им­портируемые товары; 3) совершение бартерных сделок, преду­сматривающих перемещение товаров через таможенную грани­цу Российской Федерации либо выполнение работ, предостав­ление услуг и результатов интеллектуальной деятельности, вы­раженных в материально-вещественной форме; 4) рублевые расчеты резидентов с нерезидентами при осуществлении, экс­портных и импортных операций.

Можно выделить еще один объект валютного контроля – это валютные риски, связанные со всеми вышеперечисленными объектами. Для банков в этом случае валютный контроль означает установление и проверку выполнения ими лимитов открытой позиции.

Основными формами валютного контроля являются:

· регистрация и статистический учет валютных операций;

· контроль за соблюдением валютного законодательства при совершении сделок и операций с валютными ценностями;

· контроль за исполнением субъектами валютных правоотно­шений своих юридических обязанностей в отношении госу­дарства;

· контроль за объективностью и полнотой учета и отчетности по валютным операциям;

· контроль за обоснованностью осуществляемых междуна­родных платежей в валюте;

· применение мер юридической ответственности за наруше­ние валютного законодательства;

· сбор, хранение и обмен информацией по валютному конт­ролю между полномочными органами.

Состав органов валютного контроля, а также права и обязанности органов и агентов валютного контроля и их должностных лиц регламентируются ЗВР и ВК (ст. 22, 23). Органами валютного контроля в Российской Федерации являются Центральный банк РФ, федеральный орган (федеральные органы) исполнительной власти, уполномоченный (уполномоченные) Правительством РФ (ч. 2 ст. 22), которые отвечают за организацию такого контроля и непосредственно участвуют в нем.

Валютный контроль в Российской Федерации осуществляется Правительством Российской Федерации, органами и агентами валютного контроля. Правительство Российской Федерации обеспечивает координацию деятельности в области валютного контроля федеральных органов исполнительной власти, являющихся органами валютного контроля, а также их взаимодействие с Центральным банком Российской Федерации. Правительство Российской Федерации также обеспечивает взаимодействие не являющихся уполномоченными банками профессиональных участников рынка ценных бумаг и таможенных органов как агентов валютного контроля с Центральным банком Российской Федерации.

Основным органом валютного контроля является Банк России, он функционирует в этом качестве как непосредственно, так и через уполномоченные банки.

Центральный банк как орган валютного контроля в пределах своей компетенции имеет право:

1) выдавать предписания об устранении выявленных нарушений актов валютного законодательства Российской Федерации и актов органов валютного регулирования;

2) применять установленные законодательством Российской Федерации меры ответственности за нарушение актов валютного законодательства Российской Федерации и актов органов валютного регулирования.

Видео (кликните для воспроизведения).

Центральный банк Российской Федерации осуществляет контроль за проведением валютных операций кредитными организациями, а также валютными биржами.

Центральный банк как валютный контролер использует разные методы. При валютном контроле за экспортно-импортными опера­циями применяются лицензирование, паспортизация операций, декларирование товаров (процедура заполнения и представления таможенному органу грузовой таможенной декларации при тамо­женном оформлении товаров), инспектирование.

Центральный банк Российской Федерации осуществляет взаимодействие с другими органами валютного контроля и обеспечивает взаимодействие с ними, а также с таможенными органами уполномоченных банков как агентов валютного контроля в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Контроль за осуществлением валютных операций резидентами и нерезидентами, не являющимися кредитными организациями или валютными биржами, осуществляют в пределах своей компетенции федеральные органы исполнительной власти, являющиеся органами валютного контроля, и агенты валютного контроля.

Агентами валютного контроля являются уполномоченные банки, подотчетные Центральному банку РФ, а также не являющиеся уполномоченными банками профессиональные участники рынка ценных бумаг, в том числе держатели реестра (регистраторы), подотчётные федеральному органу исполнительной власти по рынку ценных бумаг, и территориальные органы федеральных органов исполнительной власти, являющихся органами валютного контроля. Они в соответствии с законом привлекаются к участию в валютном кон­троле.

Согласно статье 23 ч.1 ЗВР и ВК органы и агенты валютного контроля и их должностные лица в пределах своей компетенции и в соответствии с законодательством Российской Федерации имеют право:

1) проводить проверки соблюдения резидентами и нерезидентами актов валютного законодательства Российской Федерации и актов органов валютного регулирования;

2) проводить проверки полноты и достоверности учета и отчетности по валютным операциям резидентов и нерезидентов;

Читайте так же:  Возврат налога на ребенка до 18 лет

3) запрашивать и получать документы и информацию, которые связаны с проведением валютных операций, открытием и ведением счетов. Обязательный срок для представления документов по запросам органов и агентов валютного контроля не может составлять менее семи рабочих дней со дня подачи запроса.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Финансовое право

Валютный контроль: понятие и содержание

Понятие «валютный контроль» нормативно не закреплено. В доктринальном плане его можно рассматривать как деятельность государства, направленную на обеспечение валютного законодательства пои совершении валютных операций. По сути, это своеобразный мониторинг соблюдения всеми участниками валютных правоотношений норм валютного законодательства и актов органов валютного регулирования.

Формы валютного контроля следующие:

  • проверка документов и сведений;
  • ревизии;
  • ведение системы отчетности по движению денежных средств по счетам (вкладам) в банках за пределами территории Российской Федерации;
  • учет валютных операций по внешнеторговому контракту в паспортах сделок.

По результатам валютного контроля могут применяться различные меры государственного реагирования на выявленные нарушения, в том числе принудительного характера.

Органы валютного контроля:

  • ЦБ РФ;
  • федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный Правительством РФ;
  • Федеральная служба финансово-бюджетного надзора (Росфиннадзор).

Эти органы издают подзаконные акты, регламентирующие организационные вопросы проведения контрольных мероприятий, а также индивидуальные акты управления.

Статья 15 ФКЗ «О Правительстве Российской Федерации» (1997) наделяет Правительство правом осуществления валютного регулирования и валютного контроля. ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле» конкретизирует данную норму и уполномочивает Правительство РФ обеспечивать координацию деятельности в области валютного контроля федеральных органов исполнительной власти, являющихся органами валютного контроля, а также их взаимодействие с ЦБ РФ. В целях обеспечения выполнения контрольных полномочий и функций Росфиннадзора Правительство РФ по согласованию с ЦБ РФ разрабатывает порядок представления информации и документов в указанную службу органами и агентами валютного контроля (ч. 3 ст. 23 ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле»). Таким образом, Правительство РФ не названо ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле» валютного контроля. Однако высший орган исполнительной власти выполняет важную задачу координации взаимодействия в области валютного контроля.

Центральный банк Российской Федерации как орган валютного контроля отслеживает законность и целесообразность проведения валютных операций валютными биржами и уполномоченными банками. В случае несоблюдения кредитными организациями валютного законодательства ЦБ РФ выносит предписания об устранении нарушений в порядке ст. 73 Закона о ЦБ РФ. ЦБ РФ наделяется также правом применения мер административной ответственности в отношении кредитных организаций за нарушение законодательства о банках и банковской деятельности (ст. 15.26 КоАП РФ). При выявлении факта нарушений валютного законодательства валютными биржами ЦБ РФ вправе приостановить или отозвать разрешение на организацию проведения операций по покупке и продаже иностранной валюты (п. 8 ст. 4 Закона о Банке России). На ЦБ РФ также возлагается задача по обеспечению взаимодействия с Федеральной службой финансово-бюджетного надзора, агентами валютного контроля подконтрольных ему кредитных организаций (в том числе уполномоченных банков).

Федеральная служба финансово-бюджетного надзора отслеживает законность и целесообразность проведения валютных операций всеми участниками валютных отношений, кроме Правительства РФ, ЦБ РФ, валютных бирж и кредитных организаций. В качестве органа валютного контроля Росфиннадзор вправе принимать подзаконные акты в целях обеспечения организации валютного контроля подведомственными субъектами. Как и большинство федеральных служб, Росфиннадзор не наделяется правом нормотворчества. Подзаконные акты службы по организации валютного контроля в отличие от актов Правительства РФ и ЦБ РФ ненормативны. Росфиннадзор вправе также издавать индивидуальные акты управления, направленные на решение конкретных дел. Росфиннадзор применяет меры государственного принуждения, в том числе меры административной ответственности за нарушение норм валютного законодательства и актов органов валютного регулирования (ст. 15.25 КоАП РФ). Росфиннадзор осуществляет свои полномочия как непосредственно, так и через территориальные органы, осуществляющие свои полномочия в пределах территории одного или нескольких субъектов Российской Федерации.

Территориальные органы Росфиннадзора наделяются правом :

  • осуществлять контроль за соблюдением резидентами и нерезидентами (за исключением кредитных организаций и валютных бирж) валютного законодательства Российской Федерации, требований актов органов валютного регулирования и валютного контроля, а также за соответствием проводимых валютных операций условиям лицензий и разрешений;
  • проверять соблюдение резидентами и нерезидентами актов валютного законодательства Российской Федерации и актов органов валютного регулирования, полноту и достоверность учета и отчетности по валютным операциям резидентов и нерезидентов;
  • запрашивать и получать сведения, необходимые для принятия решений по отнесенным к компетенции территориального управления вопросам, в том числе связанным с проведением валютных операций, открытием и ведением счетов;
  • направлять в пределах своей компетенции в проверенные организации, их вышестоящие органы обязательные для рассмотрения представления или обязательные к исполнению предписания по устранению выявленных нарушений.

В соответствии со ст. 23.60 КоАП РФ руководитель территориального органа Росфиннадзора наряду с руководителем службы и ее структурных подразделений вправе рассматривать дела о валютных правонарушениях.

В отличие от Росфиннадзора территориальные органы не вправе издавать подзаконные акты управления, направленные на организацию деятельности службы. Юрисдикция названных агентов ограничивается пределами одного или нескольких субъектов Российской Федерации.

К агентам валютного контроля относятся:

  • таможенные органы;
  • налоговые органы;
  • уполномоченные банки, подотчетные ЦБ РФ:
  • государственная корпорация «Внешэкономбанк»;
  • профессиональные участники рынка ценных бумаг, в том числе держатели реестров ценных бумаг.

Несмотря на различия в объеме полномочий, ст. 23 Закона о валютном регулировании содержит общий перечень прав и обязанностей органов и агентов валютного контроля, а также их должностных лиц.

Читайте так же:  Как исчисляется налог на землю

Органы и агенты валютного контроля и их должностные лица в пределах своей компетенции имеют право (ч. 1 ст. 23 Закона о валютном регулировании):

  • проводить проверки соблюдения резидентами и нерезидентами актов валютного законодательства Российской Федерации и актов органов валютного регулирования;
  • проводить проверки полноты и достоверности учета и отчетности по валютным операциям резидентов и нерезидентов;
  • запрашивать и получать документы и информацию, которые связаны с проведением валютных операций, открытием и ведением счетов. Обязательный срок для представления документов по запросам органов и агентов валютного контроля не может составлять менее семи рабочих дней со дня подачи запроса.
  • выдавать предписания об устранении выявленных нарушений в рассматриваемой сфере и применять установленные законодательством РФ меры ответственности за нарушение актов валютного законодательства РФ и актов органов валютного регулирования.

Порядок представления резидентами и нерезидентами подтверждающих документов и информации при осуществлении валютных операций любым категориям агентов валютного контроля, кроме уполномоченных банков, установлен Правительством РФ; для представления уполномоченным банкам — ЦБ РФ. Уполномоченные банки передают подобную информацию в порядке, установленном ЦБ РФ.

Такая информация подлежит обязательному представлению только по официальному запросу Росфиннадзора или его территориальных органов.

Закон о валютном регулировании наделяет агентов валютного контроля в пределах своей компетенции правом запрашивать и получать от резидентов и нерезидентов следующие документы (копии документов), связанные с проведением валютных операций, открытием и ведением счетов:

Законодатель устанавливает также ограничения в деятельности агентов валютного контроля. Так, агенты вправе требовать представления только тех документов, которые непосредственно относятся к проводимой валютной операции.

Органы и агенты валютного контроля и их должностные лица обязаны сохранять, в соответствии с законодательством Российской Федерации, коммерческую, банковскую и служебную тайну, ставшую им известной при осуществлении их полномочий.

Органы и агенты валютного контроля при наличии информации о нарушении актов валютного законодательства Российской Федерации и актов органов валютного регулирования лицом, осуществляющим валютные операции, или об открытии счета (вклада) в банке за пределами территории Российской Федерации, санкции к которому применяются в соответствии с законодательством Российской Федерации иным органом валютного контроля, передают органу валютного контроля, имеющему право применять санкции к данному лицу, следующую информацию:

  1. в отношении юридического лица — наименование, идентификационный номер налогоплательщика, место государственной регистрации, его юридический и почтовый адреса, содержание нарушения с указанием нарушенного нормативного правового акта, дату совершения и сумму незаконной валютной операции или нарушения;
  2. в отношении физического лица — фамилию, имя, отчество; данные о документе, удостоверяющем личность; адрес места жительства; содержание нарушения с указанием нарушенного нормативного правового акта; дату совершения и сумму незаконной валютной операции или указанного нарушения.

Органы и агенты валютного контроля и их должностные лица несут ответственность, предусмотренную законодательством Российской Федерации, за неисполнение функций, установленных Законом о валютном регулировании, а также за нарушение ими прав резидентов и нерезидентов.

Валютный контроль: формы и методы

Финансово-правовая теория и ее практическое применение в сфере валютного контроля используют несколько его форм:

Каждая из указанных форм фактически отражает конкретный набор организационных действий, необходимых для осуществления контроля. Форма валютного контроля также раскрывает его сущность и проявления, связанные со временем реализации контролирующих действий.

Текущий валютный контроль

Мероприятия текущего валютного контроля реализуются в процессе проведения валютных операций:

  • открытие валютного счета;
  • купля или продажа зарубежной валюты или иных валютных ценностей;
  • проведение международных расчетов и пр.

Действия текущего валютного контроля осуществляются соответствующими органами и агентами валютного контроля.

Примерами текущего валютного контроля являются следующие мероприятия:

  • в процессе осуществления расчетной операции по валютному счету: проверка банком идентичности данных, содержащихся в справке о валютной операции и документах-основаниях для ее проведения;
  • в процессе осуществления расчетной операции по валютному счету: соответствие заполненной резидентом справки о валютной операции нормам, установленным Банком России;
  • при пересечении таможенной границы России: органы таможни контролируют соответствие оформленной декларации на вывоз валюты установленному регламенту и пр.

Текущий валютный контроль также носит название оперативного из-за его особенности, заключающейся в одновременном его осуществлении совместно с проведением операций хозяйственного или финансового характера. Основой оперативного контроля являются такие источники информации как:

  • данные бухгалтерского учета;
  • документы и содержащиеся в них данные, которые предоставляют резиденты;
  • первичные документы и пр.

Использование сведений из указанных документов позволяет как резидентам, так и органам контроля оперативно реагировать в случае изменений в финансовой деятельности, выявлять случаи потенциального нарушения законодательства в области оборота валюты.

Классификация валютного контроля

Классифицировать валютный контроль можно по нескольким основаниям.

Валютный контроль по сути – одна из управленческих функций государства в области финансов, соответственно, существуют различные уровни его реализации в зависимости от вида контролирующего органа:

  • валютный контроль, осуществляемый органами валютного контроля (Федеральная таможенная служба, Федеральная налоговая служба, Банк России). Ранее функции органа валютного контроля исполнял Росфиннадзор. В 2016 году этот орган федеральной исполнительной власти был упразднен, а его полномочия были переданы иным органам;
  • валютный контроль, организация которого производится агентами валютного контроля (участники рынка ценных бумаг, банки, обладающие, соответствующими полномочиями).

Каждый из органов, осуществляющих валютный контроль, владеет спецификой наделенных полномочий. Таким образом, различают:

  • опосредованный валютный контроль, осуществляемый Правительством РФ и заключающийся в подготовке соответствующих нормативных актов и присвоении статуса органа валютного контроля органам исполнительной власти;
  • непосредственный валютный контроль, мероприятия которого реализуют прочие органы валютного контроля и агенты валютного контроля.
Читайте так же:  Освобождение от налога на дарение налоговый кодекс

Объектом валютного контроля могут быть различные валютные операции, и, в зависимости от особенностей этих объектов, выделяют следующие виды валютного контроля:

  • над операциями резидентов;
  • над операциями нерезидентов;
  • над операциями, сопутствующими открытию и ведению счетов.

Последующий валютный контроль

Когда все валютные операции выполнены, наступает момент проведения мероприятий последующего валютного контроля, а именно:

  • сопоставление данных, в частности, документальных, сопровождающих валютную операцию;
  • контроль над исполнением обязательств согласно условиям валютного договора;
  • проверка истинности и полноты отчетных и учетных данных относительно валютных операций резидентов и нерезидентов и пр.

Основная цель мероприятий последующего контроля – предупредить потенциальные нарушения в сфере валютных правоотношений, выявить их и пресечь.

Итогом реализации мероприятий последующего контроля становятся:

  • подготовка уполномоченными органами предписаний с указаниями для субъектов валютного правоотношения по устранению обнаруженных нарушений соответствующих нормативных актов в сфере валютного регулирования (Закон о валютном регулировании, ст.23, ч.2);
  • выдача клиенту отказа в проведении валютной операции;
  • выдача клиенту отказа в открытии счета, если не были предоставлены необходимые документы, либо содержащаяся в них информация была признана недостоверной (Закон о валютном регулировании, ст.23, ч.5).

Замечание 1

Последующий валютный контроль отличает более глубокое исследование осуществленных валютных операций конкретного участника валютного правоотношения за отдельный период. Таким образом, последующий валютный контроль становится также маркером качественности осуществленных ранее мероприятий предварительного и текущего контроля.

Предварительный контроль

Как логично вытекает из самого названия, предварительный контроль – это действия, совершаемые до проведения валютных операций, необходимые для окончательного их одобрения.

Примером предварительного валютного контроля является проверка соответствующим органом достоверности данных:

  • достоверность документации перед тем, как выдать разрешение на проведение валютных операций в рамках кредитного договора;
  • соответствие данных, указанных клиентом в расчетном документе, информации, зафиксированной в документах-основаниях для осуществления валютных операций, перед тем, как произвести банковскую операцию по обслуживанию банковского валютного счета;
  • соответствие оформленных расчетных документов резидентами и нерезидентами соответствующим нормам, установленным Банком России, перед осуществлением любых банковских валютных операций и пр.

Итог предварительных контролирующих действий может быть оформлен различными видами документации: разрешений, заключений и т.д.

Действия предварительного контроля играют важнейшую роль в укреплении финансовой дисциплины, в общем, и предупреждении валютных правонарушений, в частности.

Методы валютного контроля

Очевидно, что реализация контрольных мероприятий относительно валютных правоотношений предполагает применение своей методологии.

Методы, применяемые при осуществлении валютного контроля, есть система, совокупность подкрепленных законодательно и адаптированных к данной сфере правоотношений контролирующих приемов и средств.

Как и в любой другой сфере, правильность и адекватность выбора метода валютного регулирования контролирующими органами определяет качество конечного результата, эффективность осуществленных контролирующих действий и процедур, содействует соблюдению законных прав подконтрольных субъектов и нормальному течению хозяйственной деятельности.

Осуществление валютного контроля подразумевает достижение разнообразных целей и задач, следовательно, присутствует необходимость в дифференциации используемых подходов, принципов, поиске оптимальных сочетаний тех или иных способов контроля, оценки и анализа.

Выбор метода, применяемого для контроля валютных правоотношений, опирается на ряд факторов:

  • специфика осуществления конкретных валютных операций;
  • правовой статус и специфика деятельности контролирующих органов;
  • тип подконтрольного объекта;
  • формы проведения контроля и пр.

В целом различают два базовых метода валютного контроля:

  • проверка. Сущность проверки как метода заключается в исследовании правильности осуществления валютных операций с привлечением всех возможных источников данных, в частности, документальных.

Объектом для проверки становятся всевозможные валютные операции резидентов и нерезидентов и операции по открытию и ведению счетов;

  • запрос. В рамках этого метода органы, осуществляющие валютный контроль, истребуют сведения о конкретных валютных операциях и/или счетах. Применения такого метода как запрос предполагает наличие соответствующих полномочий у агентов валютного контроля – требовать от субъектов валютного правоотношения предоставления необходимой информации. В свою очередь, агенты валютного контроля обязаны по соответствующему запросу предоставить эти данные органам валютного контроля.

Пример 3

Примером использования запроса как метода может быть взаимодействие профессиональных участников рынка ценных бумаг и Банка России. Участники рынка имеют право запрашивать и консолидировать данные о совершаемых резидентами и нерезидентами операциях с внешними и внутренними ценными бумагами, предоставляя далее эти документы и сведения в Банк России на основании его запроса.

Закон о валютном регулировании в статье 23 определяет ключевые виды мероприятий валютного контроля:

  • контроль над соблюдением субъектами валютных правоотношений нормативных актов валютного законодательства Российской Федерации и актов органов валютного регулирования;
  • анализ истинности и полноты учетных и отчетных данных относительно осуществленных валютных операций;
  • запрос и анализ полученных сведений, в том числе документальных, связанных с осуществлением валютных операций, открытием и ведением счетов. Срок представления запрошенной информации органами и агентами валютного контроля – не более 7 дней с момента поступления запроса.

Замечание 3

Видео (кликните для воспроизведения).

В общем, необходимо отметить, что специфика контролирующих процедур в сфере валютных правоотношений – применение мер государственного принуждения, в частности, выдача предписаний, предполагающих согласно законодательству РФ несение ответственности за нарушение норм валютного законодательства или устранение выявленных нарушений.

Источники

Валютный контроль общая характеристика
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here