Валютное законодательство обновление

«Горячие» документы — Валютное регулирование

В разделе представлены новые законы РФ, указы Президента, постановления Правительства и другие нормативные документы, касающиеся важных сторон жизни государства и общества и затрагивающие большинство физических и юридических лиц. Новые документы поступают несколько раз в день (см. также все новые поступления документов). Цветом выделены наиболее важные документы.

Вы можете также:

  • посмотреть список документов федерального законодательства, поступивших за текущий день в банк «Версия Проф»
  • посмотреть все новые поступления документов в информационные банки системы
  • посмотреть список измененных документов
  • перейти в раздел «Интернет-версии системы КонсультантПлюс», просмотреть все текущие поступления документов и поработать с ними.
  • подписаться на обзоры (в т.ч. рассылку «Горячие» документы») и другие материалы сайта

Дайджест по изменениям валютного законодательства-2018

Рассмотрим основные новшества по валютному регулированию, с которыми мы начали работать в 2017 году или начнем в 2018-м. Касаются, по большей части, компаний и ИП.

Основные новшества в валютное регулирование в РФ в 2017 г. внесены следующими документами (в хронологическом порядке):

  • Указанием Банка России от 25.04.2017 N 4360-У (вступило в силу 22июля 2017 г.);
  • Инструкцией Банка России от 16.08.2017 N 181-И «О порядке представления резидентами и нерезидентами уполномоченным банкам подтверждающих документов и информации при осуществлении валютных операций, о единых формах учета и отчетности по валютным операциям, порядке и сроках их представления» (зарег. в Минюсте России 31.10.2017 N 48749), вступает в силу 1 января 2018 г.;
  • Федеральным законом от 14.11.2017 г. № 325-ФЗ «О внесении изменений в статьи 19 и 23 Федерального закона „О валютном регулировании и валютном контроле“ и Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях» (действует с 14 мая 2018 г.);
  • Федеральным законом от 27.11.2017 г. № 340-ФЗ «О внесении изменений в часть первую Налогового кодекса Российской Федерации в связи с реализацией международного автоматического обмена информацией и документацией по международным группам компаний» (опубликован и вступил в действие 27 ноября 2017 г., положения применяются с 1 января 2018 г.)

Напомним, что контроль за соблюдением правил валютного регулирования осуществляют органы и агенты валютного контроля, — это Банк России, ФТС и ФНС.

Если сумма договора менее 1000 долларов, нужна только справка

Теперь при операциях по валютным счетам резидент должен предоставлять только справку о валютных операциях. Другие документы обязательными не являются.

Если валюта списывается с рублевого счета, резидент обязан представить только расчетный документ по валютной операции.

Дата, на которую определяется сумма операции — это либо дата заключения договора, либо, если договор был изменен относительно суммы, дата последних изменений.

Курс валюты к рублю рассчитывается также по состоянию на эту дату.

Также отменена обязанность представлять в банки статистическую форму учета перемещения товаров (установлена Правилами ведения статистики взаимной торговли Российской Федерации с государствами-членами Евразийского экономического союза).

Изменения в инструкции о предоставлении подтверждающих документов

Инструкция о порядке предоставления в банк информации в отношении валютных операций оказалась измененной до такой степени, что потребовала не утверждения ее новой редакции, а полной замены документа. Из ключевых нововведений следует отметить:

  • отмену таких документов, как паспорт сделки и справка о валютных операциях, при сохранении обязанности подачи в банк справки о подтверждающих документах и самих подтверждающих документов;
  • введение обязательности постановки на учет в банке внешнеторговых контрактов и установление процедуры этой операции;
  • установление выраженной в рублях величины лимитов обязательств по контракту, при превышении которых постановка его на учет становится обязательной (3 млн руб. — для контрактов на импорт или кредит, 6 млн руб. — для контрактов по экспорту).

Новая инструкция содержит также особую главу, посвященную моментам, отражающим порядок перехода от использования уже оформленных паспортов сделки к постановке на учет контрактов и завершения процедур проверки документов, начатых до вступления новой инструкции в силу.

Об особенностях бухучета валютных операций читайте в материале «Бухгалтерский учет валютных операций (ПБУ, проводки)».

Новый порядок предоставления банкам подтверждающих документов

Действие документа распространяется на резидентов-юрлиц (кроме кредитных организаций и Внешэкономбанка), ИП и лиц, занимающихся частной практикой, а также на нерезидентов-юрлиц.

Новшества заключаются в следующем:

1. Требование об оформлении паспорта сделки отменено. Вместо паспорта банк ставит на учет контракт. Контракту присваивается уникальный номер, после чего его заносят в базу «Банк-ФНС». Номер указывается при оформлении платежей. Порядок постановки на учет контракта банк утверждает самостоятельно.

2. Увеличено значение суммы обязательств, при котором необходима постановка контрактов на учет (сегодня это 50 тыс. долларов США):

  • для импортных контрактов или кредитных договоров — 3 млн. рублей;
  • для экспортных контрактов — 6 млн. рублей (п. 4.2. Инструкции).

Сумма определяется на дату заключения контракта либо на дату заключения последних изменений к контракту по официальному курсу иностранных валют по отношению к рублю;

ВНИМАНИЕ! 01.01.2018 все действующие паспорта сделок закроются, данные перенесут в реестр действующих контрактов (п.18.2). Проконтролируйте процесс.

4. При зачислении на транзитный счет или списании с расчетного счета валюты в сумме 200 и более тысяч рублей по договору с нерезидентом резидент предоставляет банку вместо справки информацию о коде вида операции (приложение 1 к Инструкции). Требование об указании кода вида операции относится и к нерезидентам;

5. Для резидентов-экспортеров устанавливается упрощенный порядок постановки на учет контрактов — не позднее следующего рабочего дня после предоставления всех необходимых данных (п.5.5 Инструкции).

Новшества в ответственности, предусмотренной КоАП РФ

В КоАП РФ все виды ответственности за нарушения валютного законодательства прописаны в ст. 15.25. Изменения в тексте этой статьи связаны:

  • с установлением штрафа определенного размера (от 20 000 до 30 000 руб.) для должностных лиц юрлица:
    • осуществившего незаконную операцию с валютой (п. 1);
    • не обеспечившего поступление в срок средств по контракту от иностранного контрагента (пп. 4, 4.1);
    • не обеспечившего возврат в срок сумм авансов, перечисленных иностранному контрагенту в счет неосуществленной поставки (п. 5);
  • отражением ИП в числе лиц, указанных как облагаемые штрафами по пп. 1, 4, 4.1, 5, наравне с юрлицами и с теми же размерами штрафов;
  • введением нового вида ответственности (дисквалификация на срок от полугода до 3 лет) для должностных лиц за повторные нарушения по пп. 1, 4, 4.1, 5;
  • исключением из текста примечаний положения о том, что штрафы, приведенные в пп. 1, 4, 4.1, 5 для должностных лиц, касаются только ИП.
Читайте так же:  Какой налог с квартиры в налоговой

Таким образом, для ИП и юрлиц размеры штрафов сохранены, но дополнительно введены штрафы, налагаемые на должностных лиц юрлица, и возможность дисквалификации этих лиц при повторном нарушении.

Международный обмен информацией — ФЗ-340

В этих целях НК РФ дополнен главой 14.4-1 и разделом VII.1. «Данные требования соответствуют международным стандартам, которые были разработаны ОЭСР и одобрены Группой двадцати», — отмечает налоговая служба в информации ФНС от 28 ноября 2017 г.

МГК — это группа юрлиц или структур без образования юрлица, участники которой одновременно:

  • связаны между собой владением и/или правом контроля за решениями;
  • являются налоговыми резидентами разных государств;
  • составляют консолидированную отчетность.

Правила действуют в отношении участников МГК, общая годовая сумма дохода (выручки) которой по консолидированной финансовой отчетности превышает 50 миллиардов рублей. Такие компании обязаны предоставлять в налоговые органы ряд сведений, в т.ч. так называемые страновые сведения.

Страновыми сведениями по МГК считаются сведения о доходах, расходах, налогах и пр., полученных (понесенных) в связи с деятельностью участников МГК в РФ. Включают в себя глобальную и национальную документацию, а также страновой отчет МГК по государствам, налоговыми резидентами которых являются ее участники.

Новые положения НК РФ предусматривают предоставление страновой отчетности МГК за финансовые года, начинающиеся в 2017 году, в течение 12 месяцев с даты окончания финансового года. Налогоплательщики-участники МГК также имеют право представить страновую отчетность добровольно за финансовые года, начинающиеся в 2016 году. В этом случае они смогут избежать вторичного истребования отчетности через дочерние подразделения в других государствах.

Кроме того, ФЗ-340 введена обязанность для российских организаций финансового рынка проводить процедуры по выявлению среди своих клиентов и их бенефициаров иностранных налоговых резидентов и ежегодно представлять сведения об их счетах в ФНС России.

Первую отчетность о счетах клиентов-нерезидентов РФ планируют увидеть до 31 июля 2018 года.

Значимые изменения в валютном законодательстве с 1 января 2020 года

Как сообщили TKS.Ru в пресс-службе ЮТУ, с 1 января 2020 года вступает в силу федеральный закон от 2 августа 2019 г. № 265-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О валютном регулировании и валютном контроле» в части либерализации ограничений на совершение валютных операций резидентами с использованием счетов (вкладов), открытых в банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, и репатриации денежных средств» (за исключением отдельных положений).

Данный документ вносит ряд существенных изменений в сферу валютного регулирования и валютного контроля, касающихся в том числе внешнеторговой деятельности юридических лиц-резидентов.

В законе появилось новое понятие – «организации финансового рынка». С 1 января 2020 г. требования валютного законодательства будут распространены на счета резидентов, открытые не только в иностранных банках, но и в так называемых «иных организациях финансового рынка». Согласно положениям новой редакции ч. 1 ст. 12 закона №265-ФЗ такие организации в соответствии со своим личным законом имеют право оказывать услуги, связанные с привлечением от резидентов и размещением денежных средств или иных финансовых активов для хранения, управления, инвестирования и (или) осуществления иных сделок в интересах резидента либо прямо или косвенно за счет резидента.

Резиденты обязаны уведомлять налоговые органы об открытии, изменении реквизитов и закрытии счетов в иностранных организациях финансового рынка, а также представлять в налоговые органы отчеты о движении средств по таким счетам.
Следующее и главное нововведение – это отмена требований о репатриации доходов в российской валюте по внешнеторговым контрактам.

Во-первых, вводится поэтапная отмена требований о репатриации резидентами экспортной выручки в отношении внешнеторговых контрактов, сумма обязательств по которым определена в валюте Российской Федерации и условиями которых предусмотрена оплата в валюте Российской Федерации в отношении экспорта большей части сырьевых товаров под установленными законом № 265-ФЗ кодами ТН ВЭД ЕАЭС (в частности, нефти и нефтепродуктов, природного газа, отходов и лома металлов, драгоценных камней) в следующем порядке:

с 1 января 2020 г. – в отношении не более 10% суммы внешнеторгового контракта;
с 1 января 2021 г. – в отношении не более 30% суммы внешнеторгового контракта;
с 1 января 2022 г. – в отношении не более 50% суммы внешнеторгового контракта;
с 1 января 2023 г. – в отношении не более 70% суммы внешнеторгового контракта;
с 1 января 2024 г. – в отношении всей суммы внешнеторгового контракта.

Во-вторых, с 1 января 2020 г. полностью, т.е. в отношении всей суммы контракта, отменяется требование о репатриации резидентами экспортной выручки в отношении внешнеторговых контрактов, сумма обязательств по которым определена в валюте Российской Федерации и условиями которых предусмотрена оплата в валюте Российской Федерации, в отношении иных несырьевых товаров, за исключением товаров некоторых категорий, соответствующих определенным кодам единой ТН ВЭД ЕАЭС (например, древесины, древесного угля, лесоматериалов).

В целях совершенствования информационного взаимодействия для выполнения задач валютного контроля в ч. 6.1 ст. 23 закона № 265-ФЗ внесена поправка, согласно которой таможенные органы передают Банку России и уполномоченным банкам в электронном виде не только информацию о зарегистрированных декларациях на товары, но и о статистических формах учета перемещения товаров.

Изменения валютного законодательства 2017 — 2018 года

Эксперты ГК “ГНК” рассматривают изменения законодательства о валютном регулировании, вступившие либо вступающие в силу в период 2017-2018 гг. Речь идет об изменениях, в основном касающихся юридических лиц и ИП.

Основные новшества в валютное регулирование в РФ в 2017 г. внесены следующими документами (в хронологическом порядке):

Указанием Банка России от 25.04.2017 N 4360-У (вступило в силу 22 июля 2017 г.);

Инструкцией Банка России от 16.08.2017 N 181-И «О порядке представления резидентами и нерезидентами уполномоченным банкам подтверждающих документов и информации при осуществлении валютных операций, о единых формах учета и отчетности по валютным операциям, порядке и сроках их представления» (зарег. в Минюсте России 31.10.2017 N 48749), вступила в силу 1 января 2018 г.;

Федеральным законом от 14.11.2017 г. № 325-ФЗ «О внесении изменений в статьи 19 и 23 Федерального закона «О валютном регулировании и валютном контроле» и Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях» (действует с 14 мая 2018 г.);

Федеральным законом от 27.11.2017 г. № 340-ФЗ «О внесении изменений в часть первую Налогового кодекса Российской Федерации в связи с реализацией международного автоматического обмена информацией и документацией по международным группам компаний» (опубликован и вступил в действие 27 ноября 2017 г., положения применяются с 1 января 2018 г.)

Напомним, что контроль за соблюдением правил валютного регулирования осуществляют органы и агенты валютного контроля, — это Банк России, ФТС и ФНС.

Новое в законе о валютных операциях в РФ

За 2018 год закон 173-ФЗ корректировался не один раз. Рассмотрим основные поправки.

Благодаря закону от 14.11.2017 № 325-ФЗ:

  • Уточнен текст п. 1.1 ст. 19 в части информации, подаваемой в банки в отношении сроков исполнения сторонами обязательств по внешнеторговым контрактам. Теперь эти сроки непременно должны указываться в контракте. Добавлено также требование о внесении в контракт сроков возврата неиспользованных авансов в ситуации, когда резиденты осуществляют покупки за счет внесенной предоплаты.
  • Дополнен текст п. 5 ст. 23, что привело к расширению оснований, по которым банк может отказаться проводить валютную операцию. Теперь отказ может последовать не только по причине непредставления банку документов или подачи их с недостоверными сведениями, но и в случаях проведения запрещенных валютным законодательством операций, несообщения ИФНС об открытии счета за рубежом, несоблюдения правил осуществления операций с валютой, т. е. по факту совершения практически любого из нарушений валютного законодательства. Об отказе банк уведомляет нарушителя письменно не позднее ближайшего рабочего дня.
Читайте так же:  Ставки земельного налога узбекистан

Требование об обязательном внесении сроков исполнения обязательств в текст контракта связано с существенными изменениями в наборе документов, подаваемых в банк для контроля за осуществлением валютных операций.

Законом от 28.12.2017 № 427-ФЗ:

  • Уточнено понятие «резидент» для целей валютного регулирования и контроля. С 01.01.2018 резидентами считаются все граждане РФ, включая лиц, постоянно проживающих либо временно пребывающих в иностранном государстве по работе или учебе не менее 1 года, которые ранее таковыми не признавались.
  • Разрешены валютные операции между резидентами — «физиками», срок пребывания которых за пределами РФ в течение календарного года в совокупности составляет более 183 дней. Таким резидентам разрешено не уведомлять налоговиков об открытии (закрытии) счетов (вкладов) и об изменении реквизитов счетов (вкладов) в банках, расположенных за пределами территории РФ.
  • Расширен перечень случаев, когда возможно зачисление денег от нерезидентов на счета физлиц — резидентов, открытые в банках, расположенных на территориях государств — членов ОЭСР или ФАТФ.

Законы от 07.03.2018 № 44-ФЗ, от 29.07.2018 № 246-ФЗ, от 29.07.2018 № 247-ФЗ расширили перечень разрешенных между резидентами валютных операций. В том числе:

  • Стала возможной выплата в валюте зарплаты за работу за границей.
  • Разрешены операции по уплате страховой премии, выплате страхового возмещения по договорам страхования экспортных кредитов и инвестиций от предпринимательских и (или) политических рисков, операции по выплате вознаграждения и выплате иностранной валюты по сделкам, обеспечивающим исполнение обязательств нерезидента по внешнеторговому договору (контракту).
  • Разрешено зачисление резидентами, лицевые счета которым открыты в Федеральном казначействе, денежных средств в валюте на счета, открытые ФК в уполномоченных банках (в валюте таких счетов), либо на счета, открытые в уполномоченных банках госорганам, осуществляющим полномочия в сфере уголовного судопроизводства.

Законы от 03.04.2018 № 64-ФЗ, от 29.07.2018 № 246-ФЗ ввели новые требования при репатриации валюты, в т.ч. обязали резидентов во внешнеторговых договорах (контрактах), включая договоры займа, указывать конкретные сроки исполнения сторонами обязательств.

Законом от 29.07.2018 № 248-ФЗ дополнен перечень случаев, когда резидентам разрешено не зачислять на счета в уполномоченных банках рубли или валюту (например, при зачете встречных требований по договорам об оказании услуг международной электросвязи между резидентом и нерезидентом — операторами связи).

На основании изменений закона от 03.08.2018 № 293-ФЗ:

  • К нерезидентам отнесены иностранные юрлица, зарегистрированные в соответствии с законом от 03.08.2018 № 290-ФЗ «О международных компаниях».
  • Нерезиденты вправе без ограничений осуществлять между собой на территории РФ переводы валюты и рублей без открытия банковских счетов, расчеты в наличной валюте или рублях с учетом предельного размера наличных расчетов, предусмотренного законодательством РФ, а также выводить и получать валюту и рубли без открытия банковских счетов.

Также в 2018 году поправки в закон № 173-ФЗ вносились законами от 29.12.2017 № 470-ФЗ, от 23.05.2018 № 117-ФЗ, от 28.11.2018 № 452-ФЗ, от 18.12.2018 № 474-ФЗ, от 25.12.2018 № 485-ФЗ. На 2019 год нововведений в законе 173-ФЗ пока не было.

Ужесточение ответственности — 325-ФЗ

У резидентов появилась прямая обязанность указывать сроки исполнения сторонами обязательств по договорам (контрактам, заключенных между резидентами и нерезидентами при осуществлении внешнеторговой деятельности (ч. 1.1 ст. 19 ФЗ-173). Действующая сегодня редакция нормы предусматривает предоставление банкам информации «об ожидаемых максимальных сроках» получения валюты от нерезидентов и передаче ими товаров и услуг по договорам.

Изменениями, внесенными в абз.4 ч. 5 ст. 23 ФЗ-173, предусмотрено право уполномоченных банков отказывать в проведении валютной операции еще на нескольких основаниях (пока что отказ возможен только в случаях, если возникают подозрения, что операция проводится для легализации преступных доходов и финансирования терроризма).

С мая 2018 г. отказать могут в случаях, если операция нарушает положения ФЗ-173, касающихся:

  • валютных операций между резидентами (ст.9 ФЗ-173);
  • счетов резидентов в банках за пределами РФ (ст.12 ФЗ-173);
  • прав и обязанностей резидентов при валютных операциях (ст; 14 ФЗ-173).

Отказ в операции будет в случае непредставления требуемых ФЗ-173 документов, представления недостоверных либо не соответствующих требованиям закона документов, а также если банк решит, что эта операция противоречит любым актам валютного законодательства.

Этим же ФЗ-325 внесены изменения в ст. 15.25 КоАП «Нарушение валютного законодательства Российской Федерации и актов органов валютного регулирования» — увеличились штрафы.

Осуществление незаконных валютных операций (ч. 1 ст. 15.25) грозит штрафом для граждан, ИП и юридических лиц в размере от 3/4 до одного размера суммы незаконной валютной операции; для должностных лиц — от 20 до 30 тысяч рублей.

Штраф за невыполнение резидентом в срок обязанности по получению на свои банковские счета в банках валюты (ч.4 ст. 15.25) для ИП и юрлиц составит 1/150 ключевой ставки ЦБ РФ от суммы, зачисленной с нарушением срока, за каждый день просрочки и (или) в размере от 3/4 до одного размера суммы денежных средств, не зачисленных на счета в уполномоченных банках; для должностных лиц — от 20 до 30 тысяч рублей.«

Штраф за такое же правонарушение по внешнеторговым контрактам, для которых предусмотрено оформление паспорта сделки по ч.4.1 ст. 15.25 для ИП и юрлиц от 40 до 50 тысяч рублей, для должностных лиц — от 20 до 30 тысяч рублей.

Штраф за невыполнение резидентом в установленный срок обязанности по возврату в РФ сумм, уплаченных нерезидентам за не ввезенные в страну товары/работы и пр. По ч.5 ст. 15.25 — для ИП и юрлиц — 1/150 ключевой ставки от суммы денежных средств, возвращенных в РФ с нарушением срока, за каждый день просрочки и (или) в от 3/4 до одного размера этой суммы; для должностных лиц — от 20 до 30 тысяч рублей.

Как дополнительная мера ответственности должностных лиц для них предусмотрена дисквалификация.

Новый порядок предоставления банкам подтверждающих документов

По заявлению ЦБ, требования новой инструкции направлены на “либерализацию действующих требований валютного контроля в части снижения нагрузки на резидентов при совершении ими валютных операций”.

Читайте так же:  Как сделать налоговый вычет на детей

Действие документа распространяется на резидентов-юрлиц (кроме кредитных организаций и Внешэкономбанка), ИП и лиц, занимающихся частной практикой, а также на нерезидентов-юрлиц.

Новшества заключаются в следующем:

1. требование об оформлении паспорта сделки отменено. Вместо паспорта банк ставит на учет контракт. Контракту присваивается уникальный номер, после чего его заносят в базу “Банк-ФНС”. Номер указывается при оформлении платежей. Порядок постановки на учет контракта банк утверждает самостоятельно.

2. увеличено значение суммы обязательств, при котором необходима постановка контрактов на учет (сегодня это 50 тыс. долларов США):

для импортных контрактов или кредитных договоров — 3 млн. рублей;

для экспортных контрактов — 6 млн. рублей (п. 4.2. Инструкции).

Сумма определяется на дату заключения контракта либо на дату заключения последних изменений к контракту по официальному курсу иностранных валют по отношению к рублю;

ВНИМАНИЕ! 01.01.2018 все действующие паспорта сделок закрываются, все данные переносятся в реестр действующих контрактов (п.18.2 Инструкции). Проконтролируйте процесс.

3. требование о представлении резидентами уполномоченным банкам справок о валютных операциях отменено. Сохранено требование о представлении ими документов, являющихся основанием для проведения валютных операций;

4. при зачислении на транзитный счет или списании с расчетного счета валюты в сумме 200 и более тысяч рублей по договору с нерезидентом резидент предоставляет банку вместо справки информацию о коде вида операции (приложение 1 к Инструкции). Требование об указании кода вида операции относится и к нерезидентам;

5. для резидентов-экспортеров устанавливается упрощенный порядок постановки на учет контрактов – не позднее следующего рабочего дня после предоставления всех необходимых данных (п.5.5 Инструкции).

Что изменилось в валютном законодательстве в 2018-2019 годах?

Новое в валютном законодательстве в 2018 году связано с обновлением следующих документов:

  • закона «О валютном регулировании…» от 10.12.2003 № 173-ФЗ — изменения в него внесены законом «О внесении изменений…» от 14.11.2017 № 325-ФЗ, вступающим в силу с 14.05.2018;
  • инструкции Банка России от 04.06.2012 № 138-И, посвященной вопросам предоставления в банки документов по валютным операциям, которую с 01.03.2018 (указание Банка России от 29.11.2017 № 4629-У) сменит другая инструкция аналогичного содержания (от 16.08.2017 № 181-И).

Также к валютному законодательству имеют непосредственное отношение поправки, внесенные в КоАП РФ с 14.05.2018 в результате принятия закона от 14.11.2017 № 325-ФЗ. Расскажем о каждом из НПА подробнее.

Видео (кликните для воспроизведения).

Подробнее о том, что относится к числу валютных операций, читайте в статье «Валютные операции: понятие, виды, классификации».

Ужесточение ответственности – ФЗ-325

Федеральным законом ФЗ-325 внесены изменения в ст.ст. 19 и 23 Федерального закона «О валютном регулировании и валютном контроле» №173-ФЗ и усилена ответственность за административные правонарушения в этой сфере, предусмотренные КоАП РФ.

У резидентов появилась прямая обязанность указывать сроки исполнения сторонами обязательств по договорам (контрактам, заключенных между резидентами и нерезидентами при осуществлении внешнеторговой деятельности (ч. 1.1 ст. 19 ФЗ-173). Действующая сегодня редакция нормы предусматривает предоставление банкам информации “об ожидаемых максимальных сроках” получения валюты от нерезидентов и передаче ими товаров и услуг по договорам.

Изменениями, внесенными в абз.4 ч. 5 ст. 23 ФЗ-173, предусмотрено право уполномоченных банков отказывать в проведении валютной операции еще на нескольких основаниях (пока что отказ возможен только в случаях, если возникают подозрения, что операция проводится для легализации преступных доходов и финансирования терроризма). С мая 2018 г. отказать могут в случаях, если операция нарушает положения ФЗ-173, касающиеся:

валютных операций между резидентами (ст.9 ФЗ-173);

счетов резидентов в банках за пределами РФ (ст.12 ФЗ-173);

прав и обязанностей резидентов при валютных операциях (ст. 14 ФЗ-173).

Отказ в операции будет и в случае непредставления требуемых ФЗ-173 документов, представления недостоверных либо не соответствующих требованиям закона документов, а также если банк решит, что операция противоречит любым актам валютного законодательства.

Этим же ФЗ-325 внесены изменения в ст. 15.25 КоАП “Нарушение валютного законодательства Российской Федерации и актов органов валютного регулирования” – увеличиваются штрафы (с 14 мая 2018 г.)

Осуществление незаконных валютных операций (ч. 1 ст. 15.25) грозит штрафом для граждан, ИП и юридических лиц в размере от 3/4 до одного размера суммы незаконной валютной операции; для должностных лиц — от 20 до 30 тысяч рублей.

Штраф за невыполнение резидентом в срок обязанности по получению на свои банковские счета в банках валюты (ч.4 ст. 15.25) для ИП и юрлиц составит 1/150 ключевой ставки ЦБ РФ от суммы, зачисленной с нарушением срока, за каждый день просрочки и (или) в размере от 3/4 до одного размера суммы денежных средств, не зачисленных на счета в уполномоченных банках; для должностных лиц — от 20 до 30 тысяч рублей.»

Штраф за такое же правонарушение по внешнеторговым контрактам, для которых предусмотрено оформление паспорта сделки по ч.4.1 ст. 15.25 (видимо, вместо паспорта сделки будут контролировать учет контракта) для ИП и юрлиц от 40 до 50 тысяч рублей, для должностных лиц — от 20 до 30 тысяч рублей.

Штраф за невыполнение резидентом в установленный срок обязанности по возврату в РФ сумм, уплаченных нерезидентам за не ввезенные в страну товары/работы и пр. По ч.5 ст. 15.25 — для ИП и юрлиц – 1/150 ключевой ставки от суммы денежных средств, возвращенных в РФ с нарушением срока, за каждый день просрочки и (или) в от 3/4 до одного размера этой суммы; для должностных лиц — от 20 до 30 тысяч рублей.

Как дополнительная мера ответственности должностных лиц для них предусмотрена дисквалификация.

Если сумма договора менее 1000 долларов, нужна только справка

С 22 июля 2017 г. Указанием Банка России от 25.04.2017 N 4360-У (изменения в инструкцию ЦБ от 4 июня 2012 года N 138-И) был упрощен документооборот для резидентов (юрлиц и ИП) по операциям, где сумма договора (контракта) не превышает 1 тыс. долларов США.

Теперь при операциях по валютным счетам резидент должен предоставлять только справку о валютных операциях. Другие документы обязательными не являются.

Если валюта списывается с рублевого счета, резидент обязан представить только расчетный документ по валютной операции.

Дата, на которую определяется сумма операции – это либо дата заключения договора, либо, если договор был изменен относительно суммы, дата последних изменений. Курс валюты к рублю рассчитывается также по состоянию на эту дату. Также отменена обязанность представлять в банки статистическую форму учета перемещения товаров (установлена Правилами ведения статистики взаимной торговли Российской Федерации с государствами-членами Евразийского экономического союза).

Международный обмен информацией – ФЗ-340

Реализация Россией плана BEPS продолжается – в рамках автоматического обмена информацией между налоговыми органами разных стран принят новый закон, устанавливающий правила сбора, предоставления и обмена информацией о финансовых счетах и отчетностью о финансово-хозяйственной деятельности международных групп компаний (МГК).

Читайте так же:  Втб возврат налогового вычета

В этих целях НК РФ дополнен главой 14.4-1 и разделом РАЗДЕЛ VII.1. “Данные требования соответствуют международным стандартам, которые были разработаны ОЭСР и одобрены Группой двадцати”, — отмечает налоговая служба в информации ФНС от 28 ноября 2017 г.

МГК — это группа юрлиц или структур без образования юрлица, участники которой одновременно:

связаны между собой владением и/или правом контроля за решениями;

являются налоговыми резидентами разных государств;

составляют консолидированную отчетность.

Правила действуют в отношении участников МГК, общая годовая сумма дохода (выручки) которой по консолидированной финансовой отчетности превышает 50 миллиардов рублей. Такие компании обязаны предоставлять в налоговые органы ряд сведений, в т.ч. так называемые страновые сведения.

Страновыми сведениями по МГК считаются сведения о доходах, расходах, налогах и пр., полученных (понесенных) в связи с деятельностью участников МГК в РФ. Включают в себя глобальную и национальную документацию, а также страновой отчет МГК по государствам, налоговыми резидентами которых являются ее участники.

Новые положения НК РФ предусматривают предоставление страновой отчетности МГК за финансовые годы, начинающиеся в 2017 году, в течение 12 месяцев с даты окончания финансового года. Налогоплательщики-участники МГК также имеют право представить страновую отчетность добровольно за финансовые года, начинающиеся в 2016 году. В этом случае они смогут избежать вторичного истребования отчетности через дочерние подразделения в других государствах.

Кроме того, ФЗ-340 введена обязанность для российских организаций финансового рынка проводить процедуры по выявлению среди своих клиентов и их бенефициаров иностранных налоговых резидентов и ежегодно представлять сведения об их счетах в ФНС России.

Первую отчетность о счетах клиентов-нерезидентов РФ планируют увидеть до 31 июля 2018 года.

Либерализация валютного законодательства: все больше «можно», все меньше «нельзя»

Обзор некоторых положений Федерального закона № 265-ФЗ, принятого 2 августа 2019 г.

Партнер, руководитель юридической практики

КПМГ в России и СНГ

По теме

2 августа 2019 г. принят Федеральный закон № 265-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон ”О валютном регулировании и валютном контроле“ 1 в части либерализации ограничений на совершение валютных операций резидентами с использованием счетов (вкладов), открытых в банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации 2 , и репатриации денежных средств» (далее – Закон).

Закон вступает в силу с 1 января 2020 г., за исключением некоторых положений, которые далее будут рассмотрены отдельно.

Дополнительные возможности по использованию резидентами РФ зарубежных счетов и совершению валютных операций с резидентами

Переосмыслено понятие «зарубежный счет»

С 1 января 2020 г. понятие «зарубежный счет» будет включать не только счета резидентов в Иностранных банках, но и счета в зарубежных организациях финансового рынка, которые по законодательству их юрисдикции вправе привлекать денежные средства и финансовые активы резидентов. На такие счета будут распространяться требования статьи 12 ФЗ о валютном регулировании, в частности, обязанность резидентов уведомлять налоговые органы об открытии таких счетов, об операциях с такими зарубежными счетами и о движении средств по ним будет распространяться и на счета, открытые для резидентов у участников рынков ценных бумаг (в частности, брокеров, депозитариев и т.п.).

Разрешенные валютные операции между резидентами

Закон продолжает тенденцию к смягчению валютных ограничений для особой категории резидентов, срок пребывания которых за пределами РФ в течение календарного года составляет более 183 дней («спецрезиденты»). Так, Закон позволяет резидентам осуществлять безналичные переводы иностранной валюты со своих счетов в российских банках на зарубежные счета спецрезидентов, ведущих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица по закону страны пребывания, за переданные товары или объекты интеллектуальной собственности, выполненные работы или оказанные услуги.

Больше оснований для зачисления денег на зарубежные счета для физических лиц-резидентов

С 01.01.2020 г. физические лица-резиденты смогут зачислять на свои иностранные счета, открытые в банках, расположенных на территории государств-членов ФАТФ или ОЭСР суммы, полученные от нерезидентов:

— в качестве дохода от реализации внешних ценных бумаг, прошедших процедуру листинга на российской бирже либо на иностранной бирже, соответствующей утвержденным Банком России критериям 3 ;

— в качестве дохода от передачи денежных средств и ценных бумаг в доверительное управление нерезиденту, либо средств, возвращаемых доверительным управляющим-нерезидентом;

— независимо от оснований и формы выплаты – при условии, что иностранное государство, на территории которого расположен банк, участвует в автоматическом обмене финансовой информацией с РФ на основании Многостороннего соглашения компетентных органов об автоматическом обмене финансовой информацией от 29.10.2014 г. или иного международного договора 4 .

На счета в банках на территории любых иностранных государств физическим лицам-резидентам разрешено зачислять средства, полученные от нерезидентов в качестве дохода от реализации драгоценных металлов, выплачиваемого в соответствии с законом иностранного государства, минуя счета в уполномоченных банках.

Освобождение от обязанности подавать отчеты о движении средств по зарубежным счетам

От обязанности предоставлять в налоговые органы регулярные отчеты о движении денежных средств по зарубежным счетам будут освобождены физические лица-резиденты при соблюдении следующих параметров (в совокупности):

— зарубежный счет открыт в иностранной финансовой организации, расположенной на территории государства-члена ФАТФ или ОЭСР, участвующего в автоматическом обмене финансовой информацией с РФ;

— совокупная величина денежных средств, зачисленных на зарубежный счет, не превышает сумму, составляющую 600 000 рублей или ее эквивалент в иностранной валюте, либо остаток денежных средств на зарубежном счете, на который в отчетном году зачисления не производились, не превышает сумму, составляющую 600 000 рублей или ее эквивалент в иностранной валюте 5 .

Смягчение требований по репатриации

Закон существенным образом ослабляет регуляторную нагрузку на резидентов, которые во внешнеторговых договорах с нерезидентами согласовали расчеты в российских рублях. Новая редакция Закона отменяет требование о репатриации средств по внешнеторговым договорам, по которым сумма обязательств номинирована и расчеты с нерезидентом осуществляются в рублях.

С 01.01.2020 г. экспортеры несырьевых товаров 6 , а также резиденты, выполняющие работы, оказывающие услуги либо передающие объекты интеллектуальной собственности нерезидентам по внешнеторговым договорам, перестанут подпадать под требование о репатриации средств в рублях по внешнеторговым договорам в отношении всей суммы таких договоров.

Для резидентов РФ, являющихся экспортерами сырьевых товаров (руды, минералы, нефть, газ, драгоценные металлы и пр.) 7 , предусмотрена поэтапная отмена обязанности по репатриации:

Срок Предельный процент от суммы договора, освобожденный от требований о репатриации
01.01.2020 10%
01.01.2021 30%
01.01.2022 50%
01.01.2023 70%
01.01.2024 100%

В свете указанных изменений Закон дополняет ст. 24 ФЗ о валютном регулировании положением, обязывающим резидентов обеспечить надлежащее исполнение или прекращение обязательств по таким внешнеторговым договорам иными способами, разрешенными законодательством РФ (кроме получения денежных средств от нерезидентов на свои счета в уполномоченных банках).

В частности, резиденты смогут в пределах разрешенной квоты получить денежные средства на свои зарубежные счета либо урегулировать задолженность по внешнеторговому договору в этой сумме путем зачета, новации обязательств, получения отступного.

Читайте так же:  Когда начисляется налог на недвижимость физических лиц

Выводы и практические последствия

В последние несколько лет валютное законодательство медленно, но верно преображалось, чтобы хоть как-то соответствовать интенсивной динамике торгового оборота и денежных расчетов.

С одной стороны, комментируемый пакет поправок продолжает тренд по смягчению режима использования зарубежных счетов и снятию прямых административных барьеров для операций по ним. В определенной мере этому способствует автоматический обмен финансовой информацией, который позволяет налоговым органам косвенно контролировать иностранные счета резидентов.

С другой стороны, Закон совершает долгожданную революцию в части отмены устаревших норм о репатриации. Поддерживая национальную валюту, законодатель по сути дал экспортерам разумный коммерческий выбор: либо переложить риски колебания валют на нерезидента, обязав его рассчитываться по контракту в рублях, либо продолжать нести обязанность по репатриации, если экспорт осуществляется за иностранную валюту.

Важно учесть, что помимо внешнеторговых контрактов, либерализация не затронула договоры займа, предусматривающие предоставление финансирования нерезидентам. По таким соглашениям резиденты обязаны обеспечить возврат денежных средств на свои счета в уполномоченных банках независимо от валюты контракта и валюты, в которой производятся расчеты по нему.

Закон не содержит оговорок об обратной силе и распространит свое действие на все внешнеторговые договоры, валютой долга и валютой платежа по которым будут российские рубли. Однако вопрос о последствиях изменения валюты долга и расчетов в действующих договорах с нерезидентами, номинированных в иностранной валюте, в Законе не разрешен.

Отдельного внимания заслуживает вопрос о роли банков как агентов валютного контроля и совершенствовании правил валютного контроля в русле изменений, предусмотренных Законом. Весьма вероятно, что за принятием Закона последует внесение соответствующих корректировок в положения Инструкции Банка России от 16.08.2017 № 181-И.

Специалисты юридической практики КПМГ будут рады подробно ответить на интересующие вас вопросы в связи с рассматриваемыми изменениями законодательства и их правоприменительным эффектом.

1 Далее – «ФЗ о валютном регулировании».

2 Далее – «Иностранные банки».

3 Сейчас перечень иностранных бирж утвержден Указанием Банка России от 28.01.2016 г. № 3949-У.

4 Перечень таких иностранных государств будет публиковаться на официальном сайте ФНС России. Действующий перечень утвержден Приказом ФНС России от 04.12.2018 г. № ММВ-7-17/[email protected]

5 Иностранная валюта пересчитывается в российские рубли по курсу ЦБ РФ по состоянию на 31 декабря отчетного года.

6 За исключением товаров, включенных в ТНВД ЕЭС под кодами 4401 — 4403 99 000 9.

Как изменилось валютное регулирование в 2018 году

С 1 января 2018 г. вступили в силу поправки, введенные Федеральным законом от 28.12.2017 № 427-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О валютном регулировании и валютном контроле».

Целью закона «О валютном регулировании и валютном контроле» является создание стабильности внутреннего валютного рынка и надежности валюты РФ, а также реализации государственной валютной политики. 17 октября 2017 г. Правительство внесло законопроект в Госдуму по изменению валютного законодательства. Закон был принят Госдумой 15 декабря 2017 г. и разрешен Советом Федерации 26 декабря 2017 г.

Основной поправкой, внесенной в закон «О валютном регулировании и валютном контроле», является изменение понятий резидента и нерезидента РФ для физлиц, а также операций, которые могут совершать эти лица.

Кратко перечислим данные изменения:

  1. Понятие «валютный резидент» для граждан России;
  2. Статусы валютных резидентов и нерезидентов;
  3. Возможности распоряжаться собственными зарубежными средствами и счетами;
  4. Права на въезд на территории РФ;
  5. Возможности купли-продажи автомобилей и недвижимого имущества;
  6. Сделки по ценным бумагам и получению доходов с них, а также вкладов и капитала.

Теперь каждый гражданин РФ является валютным резидентом, без исключения. Таким образом, утрата, приостановление или прекращение статуса валютного резидента для граждан России не предусмотрена. Также появились резиденты, на которых многие ограничения валютного закона не распространяются, в частности, на право по распоряжению зарубежными счетами.

«Резиденты, за исключением случаев, предусмотренных Федеральным законом от 07.05.2013 № 79-ФЗ «О запрете отдельным категориям лиц открывать и иметь счета (вклады), хранить наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами территории РФ, владеть и (или) пользоваться иностранными финансовыми инструментами», открывают без ограничений счета (вклады) в иностранной валюте и валюте РФ в банках, расположенных за пределами территории РФ».

При этом были сняты ограничения на осуществление валютных операций между резидентами и нерезидентами, за исключением валютных операций, предусмотренных ст. 11 Закона № 173-ФЗ.

Резиденты – это физлица, которые пребывают за пределами территории РФ в пределах календарного года больше 183 дней. Таким образом, закон устанавливает льготные условия для граждан РФ, преимущественно или постоянно проживающих не на территории РФ.

Новая редакция закона более конкретно определяет действия тех граждан России, которые могут свободно открывать счета за рубежом, при этом не уведомляя о данном открытии счетов либо о движении денежных средств власти России, а также об изменении реквизитов таких счетов или их закрытии:

«Физлица-резиденты вправе без ограничений осуществлять валютные операции с использованием средств, зачисленных в соответствии с настоящим Федеральным законом на счета (во вклады), открытые в банках за пределами территории РФ, за исключением запрещенных валютных операций между резидентами».

Другим важным изменением, вступившим в силу с января 2018 г., является то, что снимаются многие валютные ограничения с граждан РФ, проживающих вне территории страны более 183 календарных дней. К примеру, проведение операций, связанных с куплей-продажей недвижимости и автомобилей, расположенных за пределами России, по своим зарубежным счетам. Также «легализованы» сделки с иностранными ценными бумагами, доходы от имущества и капитала за рубежом.

Ренат Самиев, консультант по бухгалтерскому учету

Изменения в валютном законодательстве в 2018 — 2019 годах

Итоги

Видео (кликните для воспроизведения).

К изменениям валютного законодательства, начавшим действовать в 2018 году и остающимся актуальными сейчас, привело обновление текста закона о валютном контроле и замена инструкции о порядке предоставления в банк документов по валютным операциям. Новая инструкция отменила паспорт сделки и справку о валютных операциях, введя необходимость постановки на учет в банке внешнеторгового контракта, а также изменила лимиты обязательств, превышение которых делает обязательной постановку контракта на учет. Одним из наиболее значимых нововведений в законе о валютном контроле является то, что банк вправе отказаться проводить валютную операцию практически при любом из нарушений валютного законодательства. Одновременно введена административная ответственность для должностных лиц организаций, допускающих такие нарушения.

Источники

Валютное законодательство обновление
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here