Валютное регулирование и контроль закон 173

Федеральный закон от 10.12.2003 № 173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле».

Валютное регулирование выражается в деятельности государства по регламентированию порядка совершения валютных операций и международных расчетов.

Валютное правовое регулирование осуществляется как на нормативном, так и индивидуальном уровнях. Первое заключается в упорядочивании общественных отношений, так или иначе связанных с валютой и операциями с ней, посредством принятия норм права. Второе выражается в упорядочивании посредством применения норм права в отношениях, обусловленных конкретными жизненными ситуациями и возникающих между конкретными субъектами.

Основные направления валютного регулирования:

1. Валютные операции между резидентами и нерезидентами

. В данном случае ограничения устанавливаются в целях предотвращения существенного сокращения золотовалютных резервов, резких колебаний курса валюты РФ, а также для поддержания устойчивости платежного баланса России. Резиденты — это: а) физические лица, имеющие постоянное местожительство в Российской Федерации, в том числе временно находящиеся за пределами Российской Федерации; б) юридические лица, созданные в соответствии с законода­тельством Российской Федерации, с местонахождением в Рос­сийской Федерации;

в) предприятия и организации, не являющиеся юридически­ми лицами, созданные в соответствии с законодательством Российской Федерации, с местонахождением в Российской Фе­дерации; и т.п. Нерезидентами являются: а) физические лица, имеющие постоянное местожительство за пределами Российской Федерации, в том числе временно находящиеся в Российской Федерации; б) юридические лица, созданные в соответствии с законода­тельством иностранных государств, с местонахождением за пределами Российской Федерации; и т.п.

2. Регулирование Правительством РФ валютных операций движения капитала

. Правительство РФ вправе устанавливать требования о резервировании определенных сумм в случаях осуществления расчетов и переводов между резидентами и нерезидентами при экспорте определенных товаров и др.

3. Регулирование ЦБ РФ валютных операций движения капитала

. Полномочия Банка России по валютному регулированию в данном случае заключаются исключительно в праве устанавливать требование об использовании специального счета или требование о резервировании.

4. Валютные операции между нерезидентами

. В данном случае законом установлен перечень валютных операций, которые вправе без ограничений осуществлять между собой нерезиденты.

5. Организация функционирования внутреннего валютного рынка РФ

. Основное регулирующее воздействие здесь направлено на отношения по купле-продаже иностранной валюты и чеков (в том числе дорожных чеков), номинальная стоимость которых указана в иностранной валюте. Указанные сделки в РФ производятся только через уполномоченные банки.

6. Регулирование порядка открытия резидентами счетов в банках, расположенных за пределами территории РФ.

Законом предусматривается, что резиденты открывают без ограничений счета (вклады) в иностранной валюте в банках, расположенных на территориях иностранных государств, являющихся членами Организации экономического сотрудничества и развития или Группы разработки финансовых мер борьбы с отмыванием денег.

7. Определение порядка функционирования счетов (вкладов) нерезидентов, открываемых на территории РФ

. Нерезиденты на территории РФ вправе открывать банковские счета (банковские вклады) в иностранной валюте и валюте РФ только в уполномоченных банках.

8. Регламентирование ввоза в РФ и вывоза из РФ валютных ценностей, валюты РФ и внутренних ценных бумаг

. Законом установлено, что ввоз в РФ иностранной валюты и внешних ценных бумаг в документарной форме осуществляется резидентами и нерезидентами без ограничений при соблюдении требований таможенного законодательства РФ. Физические лица – резиденты и нерезиденты имеют право единовременно вывозить из РФ наличную иностранную валюту в сумме, равной в эквиваленте до 10 тыс. долларов США. При единовременном вывозе из России физическими лицами – резидентами и физическими лицами – нерезидентами наличной иностранной валюты в сумме, равной в эквиваленте до 3000 долларов США, вывозимая наличная иностранная валюта не подлежит декларированию таможенному органу.

В связи с функционированием валюты осуществляются валютные операции. Основой классификации валютных операций является признак резидентства. К валютным операциям законодатель относит:

– приобретение резидентом у резидента и отчуждение, а также использование валютных ценностей в качестве средства платежа;

– приобретение резидентом у нерезидента либо нерезидентом у резидента и отчуждение, а также использование валютных ценностей, валюты РФ и внутренних ценных бумаг в качестве средства платежа;

– приобретение нерезидентом у нерезидента и отчуждение, а также использование валютных ценностей, валюты РФ и внутренних ценных бумаг в качестве средства платежа;

– ввоз на таможенную территорию России и вывоз с ее таможенной территории валютных ценностей, валюты РФ и внутренних ценных бумаг;

– перевод иностранной валюты, валюты РФ, внутренних и внешних ценных бумаг со счета, открытого за пределами территории РФ, на счет того же лица, открытый на территории РФ, и со счета, открытого на территории РФ, на счет того же лица, открытый за пределами территории РФ;

– перевод нерезидентом валюты РФ, внутренних и внешних ценных бумаг со счета (с раздела счета), открытого на территории РФ, на счет (раздел счета) того же лица, открытый на территории РФ.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Лучшие изречения: Да какие ж вы математики, если запаролиться нормально не можете. 8638 — | 7465 — или читать все.

Валютное регулирование и контроль РФ

Валютное законодательство РФ, а именно федеральный закон о валютном регулировании и контроле (от 10 декабря 2003 года №173-ФЗ), ставит своей целью обеспечение единой государственной валютной политики, принятие мер по ее реализации для достижения стабильности внутреннего валютного рынка РФ, ее устойчивости. Валютная система России функционирует в рамках, установленных законодательством.

Валютное регулирование осуществляется следующими органами: Центральный банк РФ и Правительство РФ. Данные органы могут издавать нормативные акты в пределах своей компетенции, которые являются обязательными для резидентов и нерезидентов.

В соответствии с законом валютными операциями признаются:

  • приобретение или отчуждение резидентом у резидента на законных основаниях валютных ценностей и использование их как средство платежа
  • приобретение и отчуждение резидентом у нерезидента, резидентом в пользу нерезидента, нерезидентом в пользу резидента валюты РФ, валютных ценностей, внутренних ценных бумаг, а также их использование как средство платежа
  • приобретение и отчуждение нерезидентом у нерезидента валюты РФ, валютных ценностей, внутренних ценных бумаг и их использование как средство платежа
  • ввоз и вывоз с таможенной территории РФ валюты РФ, валютных ценностей и внутренних ценных бумаг.
  • перевод валюты РФ, иностранной валюты, внешних и внутренних ценных бумаг со счета на счет одного и того же лица: открытого на территории РФ на открытый за пределами территории РФ; открытого за пределами территории РФ на открытый на территории РФ.
Читайте так же:  Статус возврата налога

Валютный контроль

Валютный контроль осуществляется с целью соответствия законодательству условий проведения валютных операций. Органы, осуществляющие валютный контроль в РФ: Центральный банк РФ, федеральная служба финансово-бюджетного надзора. Кроме того, банки, подотчетные ЦБ РФ, территориальные органы федеральной службы финансово-бюджетного надзора, таможенные органы являются агентами, осуществляющими валютный контроль.

Обязанности агентов, осуществляющих валютный контроль:

  • контроль над соблюдением резидентами и нерезидентами норм валютного законодательства РФ
  • предоставление информации органам валютного контроля о валютных операциях с их участием в установленном порядке.

В рамках свои полномочий агенты валютного контроля могут проводить проверки соблюдения нормативно-правовых актов резидентами и нерезидентами; проверять полноту и достоверность учета валютных операций и отчетности по ним у резидентов и нерезидентов; запрашивать документы и информацию о проведении валютных операций.

Валютные ограничения представляют собой одну из мер валютного контроля. Согласно действующему законодательству валютные ограничения не устанавливаются на совершение валютных операций между резидентами и нерезидентами.

В рамках валютного регулирования и контроля РФ необходимо рассмотреть термин «валюта баланса». Валюта баланса представляет собой итоговую сумму по всем составляющим платежного баланса РФ. Одной из функций валютного контроля, а также установленных в определенный момент времени валютных ограничений является поддержание устойчивости платежного баланса, положительного значения валюты баланса.

Федеральный закон от 10.12.2003 N 173-ФЗ (ред. от 27.12.2019) «О валютном регулировании и валютном контроле»

О ВАЛЮТНОМ РЕГУЛИРОВАНИИ И ВАЛЮТНОМ КОНТРОЛЕ

Принят
Государственной Думой
21 ноября 2003 года

Одобрен
Советом Федерации
26 ноября 2003 года

Целью настоящего Федерального закона является обеспечение реализации единой государственной валютной политики, а также устойчивости валюты Российской Федерации и стабильности внутреннего валютного рынка Российской Федерации как факторов прогрессивного развития национальной экономики и международного экономического сотрудничества.

Нужно ли валютное регулирование?

Валютные войны ЦБ ведутся с целью увеличения доли экспорта отечественного производства в мировой потребительской корзине. Что же движет жаждой наживы? Каковы инструменты межнациональной борьбы? Как осуществляется валютное регулирование.

Методы валютного регулирования: девизный и обменный курс

Все методы валютного регулирования влияют на перспективу развития ведущей валютной пары.

Как трейдеру, так и рядовому спекулянту необходимо разграничивать два вида курса:

  1. Девизный.
  2. Обменный.

Первый предполагает выражение покупательной способности национальной валюты, исчисляемой в инвалюте. Второй – наоборот, показывает сколько рублей можно купить за 1 доллар.

При прогнозировании курса необходимо учитывать:

  1. Размер, частоту, причины интервенций ЦБ.
  2. Диапазон дисконтной политики.
  3. Протекционистские меры.

Валютные ограничения

Валютные ограничения призваны проконтролировать движение средств между контрагентами из разных стран. Накладываются они на импортные операции, реже – на экспортные. В России ведется политика поддержки курса рубля и национальной экономики, поэтому ограничения касаются именно импортных операций.

В рамках механизма ограничения экспортеры могут продавать валюту только отдельным банкам (например, Центробанком) по фиксированному курсу, а импортеры должны получить разрешение на покупку валюты. Существуют и другие виды ограничений, в том числе опосредованные – например, применение искусственно увеличенного курса местной валюты.

Суть ФЗ о валютном регулировании?

Рассматриваемый ФЗ о валютном регулировании предусматривает уточнение понятий:

  • валютного контроля;
  • субъектов отношений;
  • объекта воздействия правительственной программы;
  • правового поля, обязанностей валютных агентов.

Чтобы получить явные конкурентные преимущества, правительство искусственно занижает национальный курс путем плановых сделок, получая конкурентоспособную цену.

Подобные операции носят временный высокоамплитудный характер. Чтобы не понести значительных потерь во время резкого изменения национального курса, трейдеры должны внимать предупреждениям центральных банков о готовящейся облаве.

Цель и задачи валютного регулирования

Цель и задачи валютного регулирования – главное, что определяет политику государства.

Основная цель – укрепить саму экономику страны, сделать ее кредито- и конкурентоспособной. Это делают, решая следующие задачи:

  • обеспечение притока денежных средств из-за границы;
  • остановка оттока капитала за рубеж;
  • укрепление курса рубля, предотвращение значительных колебаний.

Препятствуя бегству капитала в другие страны (прежде всего, в Европу и США), государство вводит определенные ограничения при вывозе средств за рубеж и препятствует свободному обращению других валют на территории России.

Органы валютного регулирования

На территории России за законодательство в области контроля отвечают такие органы валютного регулирования, как Правительство и Центральный банк. Центробанк не подчиняется Правительству, но может действовать совместно с ним и имеет те же цели и задачи. Оба органа осуществляют законотворческую деятельность, выпускают законы и поправки к ним, определяют порядок и условия проведения различных операций, ограничивают движения средств. Законы и регламенты Центробанка и Правительства Российской Федерации обязаны выполнять как резиденты, так и нерезиденты страны (например, контрагенты).

Как происходит государственное регулирование валютного курса?

Государственное регулирование валютного курса происходит:

  1. Путем снижения или увеличения объема валютообращения иностранной денежной единицы.
  2. Путем ужесточения либо либерализации взаимоотношений участников расчетов.
  3. При помощи фискальной политики.
  4. Через регулирование % ставки ЦБ;
  5. Благодаря продаже государственных активов.

Вы можете наблюдать скупку или тиражирование облигаций на бирже, а через некоторое время варьирование рубля в пределах рассчитанного валютного коридора. Участие в государственных операциях с валютой и прочими инструментами биржевых торгов может принести не только деньги, но и настоящее удовольствие.

Валютное регулирование в Российской Федерации

Валютное регулирование в Российской Федерации – законодательная форма ведения политики страны в отношении отечественной и иностранных валют. Под регулированием понимают:

  • определение порядка осуществления операций с валютами;
  • валютный контроль;
  • регламентация условий формирования валютного резерва.

При осуществлении контроля государственные органы ориентируются на закон №173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле». Его основная цель – укрепить курс рубля и экономику России, остановить отток средств за границу и привлечь дополнительный капитал из других стран.

РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

Объекты валютных правоотношений

Основные объекты валютных правоотношений – это отечественная валюта (банкноты и монеты), иностранная (включая средства на счетах, наличные деньги, казначейские билеты), внутренние и внешние ценные бумаги, валютные ценности различного типа. Внутренними являются те ценные бумаги, чья номинальная стоимость указана в рублях. Внешними – бумаги, которые не относятся к внутренним согласно федеральному закону. Валютными ценностями считаются собственно валюта других государств, либо ценные бумаги с соответствующей номинальной стоимостью. Все это подлежит контролю со стороны государства.

Читайте так же:  Вмененный налог для ип расчет

Что представляет закон 173 о валютном регулировании?

Нововведения, включенные в специальный закон 173 о валютном регулировании:

  • разрешение сделок для резидентов и факторов-резидентов;
  • регламентация обязательств по репатриации полученной от экспорта выручки;
  • правила переуступки денежных прав-требований;
  • законодательно закрепленная обязанность фактора совершать уведомление резидента-экспортера в письменном виде;
  • нюансы нарушения сделок.

Учтите, принимать участие в факторинговых операциях на российской бирже можно лишь участникам Factors Chain International и International Factors Group.

Как реализовано валютное регулирование в 2015 году?

Валютное регулирование 2015 года в РФ претерпело ряд изменений, направленных на увеличение конвертации рубля и регламентацию факторинговых сделок.

Акцент сделан на 3 субъекта валютного рынка:

  • фактора (факторинговую компанию);
  • поставщика (кредитора);
  • покупателя (должника).

Перекупка дебиторской задолженности первым лицом вместе с отгруженным товаром подпадает под действие ст. 824 ГК РФ.

Для упразднения споров по валютном кредиту были предложены конкретные изменения. Вы можете узнать их на специальном семинаре или у юристов налоговой службы.

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН

Валютный контроль при импорте товаров

При ввозе товаров на территорию страны ее законодательством предусмотрен валютный контроль. Он подразумевает под собой отслеживание всех операций. Оплату можно производить только безналичным способом, со счета на счет в уполномоченном банке. Организация, которые вывела деньги на счет другого лица, не являющегося резидентом страны, обязана в установленные сроки провезти через границу товар. Его стоимость должна быть аналогична перечисленной сумме.

Валютный контроль при импорте товаров позволяет предотвратить отток капитала за рубеж и, как следствие, ослабление экономики страны.

Федеральный закон «О валютном регулировании и валютном контроле» от 10.12.2003 N 173-ФЗ (ред. от 27.12.2019)

10 декабря 2003 года N 173-ФЗ

О ВАЛЮТНОМ РЕГУЛИРОВАНИИ И ВАЛЮТНОМ КОНТРОЛЕ

Принят Государственной Думой 21 ноября 2003 года
Одобрен Советом Федерации 26 ноября 2003 года

Целью настоящего Федерального закона является обеспечение реализации единой государственной валютной политики, а также устойчивости валюты Российской Федерации и стабильности внутреннего валютного рынка Российской Федерации как факторов прогрессивного развития национальной экономики и международного экономического сотрудничества.

Валютное регулирование и валютный контроль в Российской Федерации

Материалы подготовлены группой консультантов-методологов ЗАО «BKR-Интерком-Аудит»

До недавнего времени порядок осуществления валютных операций в Российской Федерации регулировался Законом Российской Федерации от 9 октября 1992 года №3615-1 «О валютном регулировании и валютном контроле». В настоящее время вступил в силу Федеральный закон от 10 декабря 2003 года №173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле» (далее Закон №173-ФЗ). Его целью является обеспечение реализации единой государственной валютной политики, а также устойчивости Российской Федерации и стабильности внутреннего валютного рынка Российской Федерации как факторов прогрессивного развития национальной экономики и международного экономического сотрудничества.

В соответствии со статьей 4 Закона №173-ФЗ валютное законодательство Российской Федерации состоит из данного закона и федеральных законов, принятых в соответствии с ним.

Следует обратить внимание, что акты валютного законодательства Российской Федерации и акты органов валютного регулирования:

· устанавливающие новые обязанности для резидентов и нерезидентов или ухудшающие их положение, не имеют обратной силы;

· отменяющие ограничения на осуществление валютных операций или улучшающие положение резидентов и нерезидентов иным образом, могут иметь обратную силу;

· подлежат официальному опубликованию (кроме актов, содержащих сведения, составляющие государственную тайну в соответствии с Законом Российской Федерации от 21 июля 1993 года №5485-1 «О государственной тайне»). Неопубликованные акты не применяются.

Все неустранимые сомнения, противоречия и неясности актов валютного законодательства Российской Федерации, актов органов валютного регулирования и актов органов валютного контроля толкуются в пользу резидентов и нерезидентов.

Органами валютного регулирования согласно статье 5 Закона №173-ФЗ являются Центральный банк Российской Федерации и Правительство Российской Федерации. Названные органы валютного регулирования в пределах своей компетенции издают акты, обязательные для резидентов и нерезидентов, при этом не допускается установление органами валютного регулирования требования о получении резидентами и нерезидентами индивидуальных разрешений. Также не допускается требование о предварительной регистрации счетов (вкладов) в иностранной валюте в банках на территориях иностранных государств, за исключением случаев, установленных пунктом 3 статьи 12 и пунктом 5 статьи 15 Закона №173-ФЗ.

Валютные операции на основании статьи 6 Закона №173-ФЗ осуществляются резидентами и нерезидентами без ограничений. Исключение составляют валютные операции, предусмотренные статьями 7, 8 и 11 данного закона. Но установленные ограничения не носят дискриминационного характера и отменяются по мере устранения обстоятельств, вызвавших их установление.

Статьей 7 Закона №173-ФЗ установлены случаи, когда резиденты могут предоставлять нерезидентам отсрочку платежа, и сроки, на которые такая отсрочка предоставляется.

Валютными операциями в соответствии с подпунктом 9 пункта 1 статьи 1 Закона №173-ФЗ признаются:

· приобретение резидентом у резидента и отчуждение резидентом в пользу резидента валютных ценностей на законных основаниях, а также использование валютных ценностей в качестве средства платежа;

· приобретение резидентом у нерезидента либо нерезидентом у резидента и отчуждение резидентом в пользу нерезидента либо нерезидентом в пользу резидента валютных ценностей, валюты Российской Федерации и внутренних ценных бумаг на законных основаниях, а также использование валютных ценностей, валюты Российской Федерации и внутренних ценных бумаг в качестве средства платежа;

· приобретение нерезидентом у нерезидента и отчуждение нерезидентом в пользу нерезидента валютных ценностей, валюты Российской Федерации и внутренних ценных бумаг на законных основаниях, а также использование валютных ценностей, валюты Российской Федерации и внутренних ценных бумаг в качестве средства платежа;

· ввоз на таможенную территорию Российской Федерации и вывоз с таможенной территории Российской Федерации валютных ценностей, валюты Российской Федерации и внутренних ценных бумаг;

Видео (кликните для воспроизведения).

· перевод иностранной валюты, валюты Российской Федерации, внутренних и внешних ценных бумаг со счета, открытого за пределами территории Российской Федерации, на счет того же лица, открытый на территории Российской Федерации, и со счета, открытого на территории Российской Федерации, на счет того же лица, открытый за пределами территории Российской Федерации;

Читайте так же:  Может ли созаемщик ипотеки получить налоговый вычет

· перевод нерезидентом валюты Российской Федерации, внутренних и внешних ценных бумаг со счета (с раздела счета), открытого на территории Российской Федерации, на счет (раздел счета) того же лица, открытый на территории Российской Федерации.

Права и обязанности резидентов при осуществлении валютных операций определены статьей 14 Закона №173-ФЗ. В частности данной статьей установлено, что резиденты вправе без ограничений открывать банковские счета в иностранной валюте в уполномоченных банках. Порядок открытия и ведения таких счетов устанавливается Центральным банком Российской Федерации (далее ЦБ РФ). Расчеты при осуществлении валютных операций производятся резидентами через эти счета, причем расчеты могут производиться в любой иностранной валюте с проведением в случае необходимости конверсионной операции по курсу, согласованному с уполномоченным банком, независимо от того, в какой иностранной валюте был открыт банковский счет.

Статьей 15 Закона №173-ФЗ установлен порядок ввоза в Российскую Федерацию и вывоза из Российской Федерации валютных ценностей, валюты Российской Федерации и внутренних ценных бумаг.

В соответствии со статьей 16 Закона №173-ФЗ в случаях, установленных данным законом резиденты и нерезиденты обязаны выполнить требование о резервировании, причем применительно к одной валютной операции не может быть установлено более одного требования о резервировании. Сумма резервирования вносится в валюте Российской Федерации, расчет суммы резервирования по валютной операции в иностранной валюте осуществляется по официальному курсу, устанавливаемому ЦБ РФ на день ее внесения. Порядок резервирования и возврата суммы резервирования, установлен Инструкцией ЦБ РФ от 1 июня 2004 года №114-И «О порядке резервирования и возврата суммы резервирования при осуществлении валютных операций».

При осуществлении внешнеторговой деятельности резиденты согласно статье 19 Закона №173-ФЗ обязаны в сроки, предусмотренные внешнеторговыми договорами, обеспечить:

§ получение от нерезидентов на свои банковские счета в уполномоченных банках иностранной валюты или валюты Российской Федерации, причитающейся в соответствии с условиями договоров (контрактов) за переданные нерезидентам товары, выполненные для них работы, оказанные им услуги, переданную им информацию и результаты интеллектуальной деятельности, в том числе исключительные права на них;

§ возврат в Российскую Федерацию денежных средств, уплаченных нерезидентам за неввезенные на таможенную территорию Российской Федерации (неполученные на таможенной территории Российской Федерации) товары, невыполненные работы, неоказанные услуги, непереданную информацию и результаты интеллектуальной деятельности, в том числе исключительные права на них.

Случаи, когда резиденты имеют право не зачислять на свои счета в уполномоченных банках иностранную валюту или валюту Российской Федерации перечислены в пункте 2 статьи 19 Закона №173-ФЗ.

Валютный контроль в Российской Федерации в соответствии со статьей 22 Закона №173-ФЗ осуществляется Правительством Российской Федерации, органами и агентами валютного контроля.

Органами валютного контроля является ЦБ РФ и федеральная служба финансово-бюджетного надзора. Федеральная служба финансово-бюджетного надзора в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 8 апреля 2004 года №198 «Вопросы федеральной службы финансово-бюджетного надзора» является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в финансово-бюджетной сфере, а также функции органа валютного контроля.

Положение о федеральной службе финансово-бюджетного надзора утверждено Постановлением Правительства Российской Федерации от 15 июня 2004 года №278.

Агентами валютного контроля являются, в частности, уполномоченные банки, подотчетные ЦБ РФ, таможенные органы и территориальные органы федеральной службы финансово-бюджетного надзора.

Координацию деятельности органов валютного контроля обеспечивает Правительство Российской Федерации, которое также обеспечивает взаимодействие таможенных органов как агентов валютного контроля с ЦБ РФ.

Органы и агенты валютного контроля, их должностные лица в пределах своей компетенции имеют право:

§ проводить проверки соблюдения резидентами и нерезидентами актов валютного законодательства Российской Федерации и актов органов валютного регулирования;

§ проводить проверки полноты и достоверности учета и отчетности по валютным операциям резидентов и нерезидентов;

§ запрашивать и получать документы и информацию, которые связаны с проведением валютных операций, открытием и ведением счетов. Обязательный срок для представления документов по запросам органов и агентов валютного контроля не может составлять менее семи рабочих дней со дня подачи запроса.

Помимо вышеперечисленных прав органы валютного контроля их должностные лица также имеют право:

· выдавать предписания об устранении выявленных нарушений актов валютного законодательства Российской Федерации и актов органов валютного регулирования;

· применять установленные законодательством Российской Федерации меры ответственности за нарушение актов валютного законодательства Российской Федерации и актов органов валютного регулирования.

Порядок представления резидентами и нерезидентами подтверждающих документов и информации при осуществлении валютных операций агентам валютного контроля устанавливается:

ü Правительством Российской Федерации — для представления агентам валютного контроля, за исключением уполномоченных банков;

ü ЦБ РФ — для представления уполномоченным банкам.

Агенты валютного контроля в целях осуществления валютного контроля имеют право запрашивать и получать от резидентов и нерезидентов, в частности, следующие документы, связанные с проведением валютных операций:

§ документ о государственной регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя;

§ документы, удостоверяющие статус юридического лица, — для нерезидентов, документ о государственной регистрации юридического лица — для резидентов;

§ свидетельство о постановке на учет в налоговом органе;

§ уведомление налогового органа по месту учета резидента об открытии счета (вклада) в банке за пределами территории Российской Федерации;

§ регистрационные документы в случаях, когда предварительная регистрация предусмотрена в соответствии с Законом №173-ФЗ;

§ документы (проекты документов), являющиеся основанием для проведения валютных операций, включая договоры (соглашения, контракты), доверенности, выписки из протокола общего собрания или иного органа управления юридического лица;

§ документы, содержащие сведения о результатах торгов (в случае их проведения);

§ документы, подтверждающие факт передачи товаров (выполнения работ, оказания услуг), информации и результатов интеллектуальной деятельности, в том числе исключительных прав на них, акты государственных органов;

§ документы, оформляемые и выдаваемые кредитными организациями, включая банковские выписки;

§ документы, подтверждающие совершение валютных операций;

§ таможенные декларации, документы, подтверждающие ввоз в Российскую Федерацию валюты Российской Федерации, иностранной валюты, внешних и внутренних ценных бумаг в документарной форме;

Агенты валютного контроля вправе требовать представления только тех документов, которые имеют непосредственное отношение к проводимой валютной операции, причем все документы должны быть действительными на день представления.

Читайте так же:  Выплата дивидендов через сбербанк

Документы представляются в подлиннике или в форме надлежащим образом заверенной копии. Оригиналы документов принимаются для ознакомления и возвращаются предоставившим их лицам. В материалы валютного контроля помещаются копии документов, заверенные агентом валютного контроля. Если к проведению валютной операции или открытию счета имеет отношение только часть документа, может быть представлена заверенная выписка из него.

· осуществлять контроль соблюдения резидентами и нерезидентами актов валютного законодательства Российской Федерации и актов органов валютного регулирования;

· представлять органам валютного контроля информацию о валютных операциях, проводимых с их участием, в порядке, установленном актами валютного законодательства Российской Федерации и актами органов валютного регулирования.

Органы и агенты валютного контроля, их должностные лица обязаны сохранять в соответствии с законодательством Российской Федерации коммерческую, банковскую и служебную тайну, ставшую им известной при осуществлении их полномочий.

Права и обязанности резидентов и нерезидентов, осуществляющих в Российской Федерации валютные операции, установлены статьей 24 Закона №173-ФЗ.

§ знакомиться с актами проверок, проведенных органами и агентами валютного контроля;

§ обжаловать решения и действия (бездействие) органов и агентов валютного контроля и их должностных лиц в порядке, установленном законодательством Российской Федерации;

§ на возмещение в установленном законодательством Российской Федерации порядке реального ущерба, причиненного неправомерными действиями (бездействием) органов и агентов валютного контроля и их должностных лиц.

§ представлять органам и агентам валютного контроля документы и информацию, которые предусмотрены статьей 23 Закона №173-ФЗ;

§ вести в установленном порядке учет и составлять отчетность по проводимым ими валютным операциям, обеспечивая сохранность соответствующих документов и материалов в течение не менее трех лет со дня совершения соответствующей валютной операции, но не ранее срока исполнения договора;

§ выполнять предписания органов валютного контроля об устранении выявленных нарушений актов валютного законодательства Российской Федерации и актов органов валютного регулирования.

Более подробно с вопросами, касающимися внешнеторговой деятельности, Вы можете познакомиться в книге ЗАО «BKR-Интерком-Аудит» «Внешнеторговая деятельность».

Новые положения 173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле» и КоАП РФ

14 ноября 2017 г. был опубликован Федеральный закон от 14 ноября 2017 г. № 325-ФЗ «О внесении изменений в статьи 19 и 23 Федерального закона «О валютном регулировании и валютном контроле» и Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях» (далее – «Закон»), вступающий в силу 14 мая 2018 г.

Законом устанавливаются новые требования в части репатриации валютной выручки и проведения валютных операций, а также изменяются некоторые нормы об административной ответственности за нарушения валютного законодательства.

Основные положения Закона сводятся к следующему:

1. Вводится требование об указании во внешнеторговых контрактах, заключаемых между резидентами и нерезидентами, конкретных сроков исполнения обязательств сторонами.

2. Резиденты должны представлять в уполномоченные банки информацию о конкретных сроках получения от нерезидентов иностранной валюты или валюты РФ за исполнение обязательств по внешнеторговому контракту, а также информацию о конкретных сроках исполнения нерезидентами обязательств по внешнеторговым контрактам путем передачи резидентам товаров, выполнения для них работ, оказания им услуг, передачи им информации и результатов интеллектуальной деятельности в счет осуществленных резидентами авансовых платежей (в настоящее время действуют правило о предоставлении информации об ожидаемых максимальных сроках получения от нерезидентов валютной выручки или исполнения нерезидентами обязательств по передаче товаров, выполнению работ, оказанию услуг или передаче информации и результатов интеллектуальной деятельности).

3. Вводится требование о предоставлении резидентами уполномоченным банкам информации о сроках возврата авансовых платежей, осуществленных в пользу нерезидентов, в соответствии с условиями внешнеторговых контрактов.

4. Дополнен перечень оснований для отказа в осуществлении уполномоченными банками валютных операций. Банки не будут проводить операции, если они не отвечают требованиям к валютным операциям между резидентами, если они нарушают требования по использованию счетов резидентов в иностранных банках и если операции нарушают нормы о правах и обязанностях резидентов, установленные соответственно статьями 9, 12 и 14 Федерального закона «О валютном регулировании и валютном контроле в Российской Федерации» от 10 декабря 2013 г. № 173-ФЗ (далее – «ФЗ «О валютном регулировании»). Также банки будут отказывать в проведении валютных операций, если они не отвечают требованиям иных актов валютного законодательства РФ, если документы, представленные резидентом, не отвечают требованиям ФЗ «О валютном регулировании», а также в случае непредставления документов, перечисленных в части 4 статьи 23 ФЗ «О валютном регулировании». Резиденты будут уведомляться банками об отказе в осуществлении валютной операции в письменной форме не позднее рабочего дня со дня принятия соответствующего решения.

5. Изменяется понятие «должностное лицо» применительно к составам правонарушений, установленных частями 1, 4, 4.1 и 5 статьи 15.25 КоАП РФ. В настоящее время в силу примечания 1 к статье 15.25 КоАП РФ под должностными лицами для целей применения указанных частей статьи 15.25 КоАП РФ понимаются лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица. Закон отменяет указанное примечание и в этой ситуации надлежит руководствоваться общими положениями об ответственности должностных лиц, установленных статьей 2.4 КоАП РФ. Таким образом, за осуществление незаконных валютных операций и нарушение требований о репатриации валютной выручки к административной ответственности будут привлекаться не только юридические лица, но также их руководители и иные работники, выполняющие организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции. Санкциями частей 1, 4, 4.1 и 5 статьи 15.25 КоАП для должностных лиц во всех случаях предусмотрено наказание в виде штрафа в размере от 20 до 30 тысяч рублей.

6. Одновременно с вышеперечисленными изменениями вводится ответственность за совершение правонарушений, предусмотренных частями 1, 4, 4.1 и 5 статьи 15.25 КоАП РФ, должностными лицами ранее подвергнутыми административному наказанию за аналогичное административное правонарушение (часть 5.1 статьи 15.25 КоАП РФ). В этом случае должностное лицо подлежит дисквалификации на срок от шести месяцев до трех лет, которая назначается судом общей юрисдикции. В Законе не оговаривается, что следует считать аналогичным правонарушением для целей применения части 5.1 статьи 15.25 КоАП РФ, что на практике может привести к спорным ситуациям. В свою очередь, для определения того, было ли должностное лицо ранее подвергнуто административному наказанию, следует руководствоваться положениями статьи 4.6 КоАП РФ, которая предусматривает, что лицо считается подвергнутым наказанию со дня вступления в законную силу постановления о назначении административного наказания до истечения одного года со дня окончания исполнения данного постановления.

Читайте так же:  Дружественный валютный контроль

7. Изменяется порядок расчета штрафов, предусмотренных частями 4 и 5 статьи 15.25 КоАП РФ. Для определения процентного коэффициента, применяемого к базе для расчета штрафов (суммам несвоевременно зачисленных или возвращенных на счета в уполномоченных банках денежных средств), вместо ставки рефинансирования ЦБ РФ будет использоваться ключевая ставка ЦБ РФ.

Правовая база валютного регулирования. Органы валютного регулирования

Материалы подготовлены группой консультантов-методологов ЗАО «BKR-Интерком-Аудит»

Статья 4 Закона 173-ФЗ устанавливает, что валютное законодательство Российской Федерации состоит из Федерального закона «О валютном регулировании и валютном контроле» и принятых в соответствии с ним федеральных законов, которые именуются — акты валютного законодательства Российской Федерации.

Кроме этого в случаях, предусмотренных Законом 173-ФЗ, органы валютного регулирования издают нормативные правовые акты по вопросам валютного регулирования (акты органов валютного регулирования).

Органы валютного контроля могут издавать акты валютного контроля по вопросам, отнесенным к их компетенции, только в случаях и пределах, предусмотренных валютным законодательством Российской Федерации и актами органов валютного регулирования.

Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем те, которые предусмотрены Законом 173-ФЗ, применяются правила указанного международного договора, за исключением случаев, когда из международного договора следует, что для его применения требуется обратиться к внутригосударственному акту валютного законодательства Российской Федерации.

Не опубликованные акты валютного законодательства Российской Федерации и акты органов валютного регулирования не применяются.

Закон «О валютном регулировании и валютном контроле» устанавливает два органа валютного регулирования (часть 1 статьи 5 Закона 173-ФЗ):

1)Центральный банк Российской Федерации;

2)Правительство Российской Федерации.

Полномочия каждого органа валютного регулирования четко разграничены. Перечень инструментов и мер регулирования установлен как для Центрального банка Российской Федерации, так и для Правительства Российской Федерации. Акты органов валютного регулирования, которые они выпускают в пределах своей компетенции, обязательны для резидентов и нерезидентов.

Осуществляя деятельность в сфере применения валютного законодательства, участники валютных отношений должны знать, что если порядок осуществления валютных операций, порядок использования счетов (включая установление требования об использовании специального счета) не установлены органами валютного регулирования, то валютные операции осуществляются, счета открываются, и операции по счетам проводятся без ограничений (часть 2 статьи 5 Закона 173-ФЗ).

По общему правилу валютные операции между резидентами и нерезидентами осуществляются без ограничений (статья 6 Закона 173-ФЗ). Исключения составляют валютные операции, которые регулирует Правительство РФ и Центральный банк РФ.

Закон 3615-1 до сих пор действует в части обязательности получения разрешения резидентам на открытие счета в иностранной валюте за пределами РФ. Организациям, которые участвуют в валютных операциях необходимо получить специальное разрешение в территориальном учреждении Банка России по месту государственной регистрации организации.

Для того чтобы реализовать эту норму Закона 3615-1 Центральный Банк Российской Федерации выпустил 28 апреля 2004 г. Положение № 256-П «О временном порядке выдачи банком России юридическим лицам — резидентам, не являющимся кредитными организациями и валютными биржами, разрешений на открытие и использование счетов в банках за пределами территории Российской Федерации».

Организации, которым были выданы разрешения на открытие валютного счета за пределами РФ, до введения в действие Закона 173-ФЗ могут их использовать до окончания срока их действия, без применения ограничений, только в случае если не меняются условия, предусмотренные частью 2 статьи 28 Федерального Закона 173-ФЗ.

Указанные условия включают следующие сведения:

1) о резиденте, получившем разрешение;

2) о содержание валютной операции;

3) о суммах валютной операции;

4) о сроках проведения валютной операции или открытия счета;

5) о режим счета;

6) о контрагентах резидента, указанных в разрешении;

7) об условиях незачисления на счета резидента в уполномоченных банках получаемой им иностранной валюты.

При изменении вышеперечисленных условий, указанных в разрешениях, резидент, которому было выдано разрешение, обязан сообщить новые данные в орган, выдавший разрешение, в течение 15 рабочих дней со дня их изменения с приложением копий соответствующих документов.

По истечении срока действия разрешений ограничения, установленные в соответствии Федеральным законом 173-ФЗ, применяются к валютным операциям и порядку использования счетов, в полной мере. Но это только до 19 06.2005 года. Именно тогда вступает в силу положение части 3 статьи 5 Закона 173-ФЗ, которое не допускает установление органами валютного регулирования требования о получении резидентами и нерезидентами индивидуальных разрешений.

Согласно части 3 статьи 5 Закона 173-ФЗ, не допускается установление органами валютного регулирования требования о предварительной регистрации открываемого счета за пределами России, за исключением случаев:

· когда резиденты открывают счета в иностранной валюте в банках, расположенных на территориях иностранных государств, не являющихся членами Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) или Группы разработки финансовых мер борьбы с отмыванием денег (ФАТФ);

· когда требование о предварительной регистрации при ввозе и пересылки в Российскую Федерацию и вывозе и пересылке из Российской Федерации валюты Российской Федерации и внутренних ценных бумаг в документарной форме осуществляются резидентами и нерезидентами в порядке, который устанавливается Правительством РФ по согласованию с Центральным банком России.

Так как порядок ввоза – вывоза не установлен, то в соответствии с часть 2 статьи 5 Закона ввоз и вывоз осуществляется без ограничений.

В проекте Закона представленного на рассмотрение в Государственную Думу предусматривается отмена требования о предварительной регистрации при ввозе и вывозе из России валюты и внутренних ценных бумаг.

Предварительная регистрация счета (вклада), открываемого в банке за пределами территории Российской Федерации, осуществляется налоговыми органами по месту учета резидента (часть 1 статьи 18 Закона 173-ФЗ).

Сам же Центральный банк Российской Федерации, Правительство Российской Федерации, а также специально уполномоченные на то Правительством Российской Федерации федеральные органы исполнительной власти осуществляют все регулируемые виды валютных операций, без ограничений.

Видео (кликните для воспроизведения).

Все меры регулирования, установленные Законом «О валютном регулировании и валютном контроле» будут действовать только до 01.01.2007 года (часть 3 статьи 26 Закона 173-ФЗ).

Источники

Валютное регулирование и контроль закон 173
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here