Валютная экспортная выручка контроль

Ответственность экспортеров перед таможенными органами при непоступлении либо задержке поступления валютной выручки от экспорта товаров

Данная статья появилась вследствие
желания автора поделиться своей практикой и
своими наработками в области непоступления
валютной выручки от экспорта товаров. Автор
надеется, что предложенные советы и рекомендации
помогут уменьшить либо вообще освободиться от
ответственности за нарушения законодательства
связанные с непоступлением валютной выручки от
экспорта товаров.

В соответствии с требованиями ст.5 Закона Российской Федерации «О валютном регулировании и валютном контроле» «иностранная валюта, получаемая предприятиями (организациями) — резидентами, подлежит обязательному зачислению на их счета в уполномоченных банках, если иное не установлено Центральным Банком Российской Федерации».

Во исполнение Закона Российской Федерации «О валютном регулировании и валютном контроле» и Таможенного Кодекса РФ (далее — ТК РФ), Банком России и ГТК России была утверждена Инструкция от 13 октября 1999 г. NN 86-И, 01-23/26541 «О порядке осуществления валютного контроля за поступлением в Российскую Федерацию выручки от экспорта товаров» (Перед этим действовала другая Инструкция, N19)

Пунктом 2.1. Инструкции определено: «Экспортер обязан зачислить Выручку от экспорта товаров на свой рублевый и/или валютные в Банке, подписавшем ПС (паспорт сделки . А.Б.) по соответствующему Контракту, если иное не разрешено Банком России».

Указ Президента РФ от 18 августа 1996 г. N 1209 «О государственном регулировании внешнеторговых бартерных сделок» явно указал таможенным органам кого и за что нужно привлекать к ответственности. Так, в п.7. Указа содержится следующее положение: «. зачисление на счета в уполномоченных банках валютной выручки от экспорта товаров в установленном порядке (если иное не предусмотрено настоящим Указом и иными актами законодательства Российской Федерации) является требованием таможенного режима экспорта товаров в соответствии со статьей 98 Таможенного кодекса Российской Федерации».

Названые нормативные акты и устанавливают на сегодняшний день правовой механизм контроля и привлечения таможенными органами экспортеров к ответственности за непоступление валютной выручки.

Резюмируя вышесказанное, можно указать следующие основания для привлечения экспортеров к ответственности за непоступление валютной выручки от экспорта товаров:

  1. Валютная выручка в целом или в части не поступила на транзитный валютный счет экспортера в уполномоченном банке.
  2. Валютная выручка поступила на транзитный валютный счет экспортера в уполномоченном банке, но с нарушением срока совершения текущих валютных операций . т.е. по истечении 90 дней с момента таможенного оформления экспортируемых товаров.

В случае выявления таможенными органами указанных оснований, ими заводятся дела о нарушении таможенных правил, ответственность за которые предусмотрена ст.273 ТК РФ . «неправомерные операции с товарами и транспортными средствами, помещенными под определенный таможенный режим, изменение их состояния, пользование и распоряжение ими». Указанная статья предусматривает следующие санкции: наложение штрафа в размере от ста до двухсот процентов стоимости товаров и транспортных средств, являющихся непосредственными объектами правонарушения, с их конфискацией или без таковой, либо с взысканием стоимости таких товаров и транспортных средств или без такового, либо с отзывом лицензии или квалификационного аттестата или без их отзыва.

Под непосредственными объектами правонарушения при этом понимаются товары (часть товаров), за которые не поступила валютная выручка. (Это подтверждает и сам ГТК в п.2 своего приказа от 24.7.95 N 467 «О порядке применения нормы права, установленной статьей 273 Таможенного кодекса Российской Федерации»).

Очевидно, что санкции, содержащиеся в указанной статье, весьма жестоки и будучи применены в полном объеме, способны «посадить на мель» даже крупное предприятие.

Сведения о непоступлении либо задержке поступления валютной выручки от экспорта товаров попадают в таможенный орган следующими путями:

  1. Уполномоченный банк, в котором экспортер открыл паспорт сделки, в соответствии с Инструкцией ЦБ и ГТК РФ от 13 октября 1999 г. NN 86-И, 01-23/26541 «О порядке осуществления валютного контроля за поступлением в Российскую Федерацию выручки от экспорта товаров» передает в таможенный орган информацию о том, что за товар, отправленный на экспорт по грузовой таможенной декларации, валютная выручка на транзитный валютный счет экспортера не поступила, либо поступила не в полном объеме в срок, установленный для осуществления текущих валютных операций Законом «О валютном регулировании и валютном контроле».
  2. Таможенный орган при проведении выездной проверки участников внешнеэкономической деятельности самостоятельно выявляет информацию, свидетельствующую о непоступлении либо о задержке поступления валютной выручки.

На основании полученной информации, должностное лицо таможенного органа заводит дело о нарушении таможенных правил. Протокол о допущенном нарушении направляется экспортеру с предложением предоставить недостающие документы и явится в таможенный орган для дачи объяснений.

Именно на этом этапе следует предпринять определенные шаги с тем, чтобы снизить либо вообще устранить ответственность экспортера за нарушение таможенных правил.

Для начала необходимо определиться, имеются ли документально подтвержденные обстоятельства, исключающие привлечение экспортера к ответственности за непоступление валютной выручки, например такие как:

— возврат в сроки исполнения текущих валютных операций ранее вывезенного в таможенном режиме экспорта товара в Российскую Федерацию;

— поступление экспортной валютной выручки в другой уполномоченный банк (при условии идентификации таким банком поступивших средств применительно к экспортным поставкам товаров, за которым осуществляется валютный контроль);

— уменьшение стоимости товара из-за несоответствия качества поставленного товара условиям контракта — при наличии письменного подтверждения Минэкономразвития (бывшее МВЭС) России или уполномоченных Минэкономразвития России органов, либо ТПП России (далее — уполномоченные органы). При этом если качество товара ухудшилось при транспортировке, то уменьшение цены товара может быть признано только в том случае, если риск повреждения товара нес экспортер в соответствии с базисными условиями поставки товара, определенными контрактом;

— несоответствие количества товара, указанного в ГТД, количеству, указанному в товаросопроводительных документах, подтверждаемое коммерческими актами транспортных организаций. Если потери товара предусматриваются условиями транспортировки (выветривание, усушка и т.д.), то незачисление валютной выручки должно соответствовать объему убыли, определяемому действующими в Российской Федерации нормами (ГОСТами, стандартами, ТУ и т.д.) для соответствующего товара;

— несоответствие стоимости, указанной в ГТД, фактически уплаченной цене товара, из-за изменения стоимости товара на международных биржах после его таможенного оформления, если такое изменение предусматривалось условиями контракта;

— оплата банковских расходов и комиссий;

— невывоз, либо задержка вывоза товара или его части с таможенной территории Российской Федерации после завершения таможенного оформления — при подтверждении данного факта таможенными органами;


— оплата транспортных и иных расходов, связанных с изменением базисных условий поставок, — при наличии дополнения к контракту и документов, подтверждающих факт оплаты.

При наличии указанных выше обстоятельств, в случае, если они подтверждены документально и могут быть проверены таможенным органом, производство по делу о нарушении таможенных правил не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению на основании ст.291 ТК РФ.

В случае если экспортер не успел предоставить документы, подтверждающие указанные выше обстоятельства, и по делу о нарушении таможенных правил было вынесено постановление о привлечении экспортера к ответственности, указанное постановление подлежит отмене вышестоящим таможенным органом по жалобе экспортера, с приложением документов, подтверждающих обстоятельства, исключающие производство по делу. Напомним, что обжалование постановлений о нарушении таможенных правил, в соответствии со ст.370 ТК РФ, может быть осуществлено в течение 20 дней с момента вынесения такого постановления.

Читайте так же:  Социальные налоговые вычеты по ндфл на лечение

Хорошо, если у экспортера, привлекаемого к ответственности, валютная выручка непоступила по одной из указанных выше причин и их удалось доказать. Но ведь бывают и другие причины, гораздо более распространенные . недобросовестность контрагента, элементарная его неплатежеспособность, например. Валютная выручка в таких случаях либо вообще не поступает на транзитный валютный счет экспортера, либо поступает с опозданием. В этом случае законным путем доказать отсутствие состава правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ст. 273 ТК РФ, вряд ли удастся, и тогда остается только предпринять все меры к тому, чтобы уменьшить размер этой самой ответственности.

В этой ситуации необходимо использовать обстоятельства, которые, в соответствии со ст.236 ТК РФ, смягчают ответственность за нарушение таможенных правил, и в нашем случае можно использовать следующие:

1) активное способствование разрешению дела (т.е. экспортер вовремя предоставлял требуемые таможенным органом документы, давал объяснения и т.п.);

2) добровольное устранение вредных последствий правонарушения (можно использовать в случае, если валютная выручка за экспортированный товар пусть с опозданием, но поступила).

Перечень обстоятельств, смягчающих ответственность, не является исчерпывающим — должностное лицо таможенного органа Российской Федерации, рассматривающее дело о нарушении таможенных правил, может признать смягчающими ответственность и обстоятельства, не указанные в статье 236 ТК РФ. В случае с непоступлением либо задержкой поступления валютной выручки, можно просить таможенный орган признать смягчающими следующие обстоятельства:

1) ведение активной претензионной работы с контрагентом по факту неоплаты либо задержки в оплате за поставленный товар;

2) обращение в суд, в арбитраж (в зависимости от условий контракта) с иском о взыскании задолженности . для таможенного органа иногда бывает достаточно показать исковое заявление и доказательство его отправки;

3) тяжелое материальное положение экспортера . привлечение его к ответственности может повлечь банкротство предприятия, что негативно отразится на работниках предприятия, на возможности уплатить налоги, и, как следствие, пострадают экономические интересы РФ;

4) обращение в территориальное учреждение Банка России за получением разрешения на отсрочку получения платежа за экспортированные товары (предоставление товарного кредита) на срок свыше 90 дней с даты пересечения товаром таможенной границы Российской Федерации (завершения таможенного оформления), если подлежащая зачислению сумма валютной выручки не превышает сумму, эквивалентную 10 (десяти) миллионам долларов США в соответствии с заключенным контрактом;

5) обращение в уполномоченные органы (Минэкономразвития России) за получением заключения об обоснованности незачисления экспортной валютной выручки (обращение происходит на основании инструкции, утвержденной Приказом по МВЭС России от 24 октября 1997 г. N 547).

В зависимости от каждой конкретной ситуации, можно использовать в качестве смягчающих и другие обстоятельства. В случае грамотного использования смягчающих обстоятельств, зачастую удается добиться снижения ответственности до 1-5 процентов от стоимости товара, за который не поступила валютная выручка, либо таможенный орган и вовсе может ограничиться предупреждением.

Судебная практика по делам о нарушении таможенных правил в последнее время подтверждает правомерность действий таможенных органов по привлечению экспортеров, допустивших непоступление либо задержку поступления валютной выручки от экспорта товаров, за нарушение таможенных правил, ответственность за которое предусмотрена ст.273 ТК РФ, поэтому шансов на признание постановления таможенного органа арбитражным судом недействительным крайне мало, за исключением случаев, когда таможенный орган нарушил процессуальные сроки привлечения к ответственности, либо неправильно исчислил сумму штрафа.

В заключение хотелось бы отметить, что часть указанных принципов снижения либо устранения ответственности при непоступлении валютной выручки от экспорта товаров, может быть использована и при производстве по делам о нарушениях таможенных правил, ответственность за которые предусмотрена другими статьями ТК РФ.

Аркадий Берещук, юрист пресс-службы компании «Гарант»

Аркадий Берещук, юрист пресс-службы компании «Гарант»

http://www.garant.ru/article/6784/

Валютный контроль при экспорте товаров

Валютный контроль при экспорте товаров осуществляется с целью предотвращения сокрытия выручки — денежных средств в иностранной валюте или валюте РФ, переведенных или подлежащих переводу в пользу экспортера нерезидентом в качестве оплаты за экспортируемые по контракту товары.

Согласно действующему законодательству российские экспортеры обязаны зачислить выручку от экспорта товаров на свой рублевый и/или валютные счета в уполномоченных банках, подписавших паспорт сделки по соответствующему контракту — зачисление выручки на иной счет допускается только по разрешению ЦБ РФ. В случае, если условиями контракта предусматривается предоставление иностранной стороне по контракту отсрочки платежа в иностранной валюте на срок, превышающий 90 календарных дней, или осуществление иной валютной операции, связанной с движением капитала, экспортер должен представить в банк соответствующее разрешение ЦБ РФ.

По внешнеэкономическим сделкам купли-продажи, предусматривающим расчеты в валюте РФ, сроки проведения этих расчетов действующим законодательством РФ не установлены.

В случае предоплаты за товары (независимо от срока между датой таможенного оформления и датой платежа) таможенное оформление производится без разрешения ЦБ РФ на осуществление операций, связанных с движением капитала.

При неполучении (несвоевременном получении) резидентом выручки по контракту таможенными органами принимается решение о привлечении экспортера к ответственности либо об освобождении его от ответственности.

При неисполнении условий контракта о качестве, количестве и сроках поставки товаров, экспортер вправе без дополнительного разрешения уплачивать в пользу нерезидента неустойку (штраф, пени) а также осуществлять переводы в других случаях, например, если товары в момент, когда риски несла российская сторона, оказались уничтоженными, безвозвратно утерянными вследствие аварии или действия непреодолимой силы и т.д.

Основными документами валютного контроля при экспорте товаров являются:

  • паспорт сделки (ПС);
  • учетная карточка таможенно-банковского контроля (УК);
  • ведомость банковского контроля (далее — ведомость);
  • досье.

Паспорт сделки (далее — ПС) — базовый документ валютного контроля при экспорте товаров, предусматривающем их оплату в иностранной валюте и/или валюте РФ. Он содержит сведения из контракта (договора, соглашения) между резидентом и нерезидентом, изложенные в стандартизированной форме.

Учетная карточка таможенно-банковского контроля -документ валютного контроля, формируемый таможенными органами по установленной форме для направления в банки и содержащий сведения из грузовых таможенных деклараций, необходимые банками для валютного контроля, а также сведения о поступлениях выручки.

Ведомость банковского контроля — документ валютного контроля, содержащий сведения об операциях по контракту.

Досье — формируемая уполномоченным банком или его филиалом по каждому ПС подборка документов для контроля за поступлением выручки за экспортируемые товары.

Одновременно с представлением ГТД экспортер обязан представить в таможенный орган, осуществляющий таможенное оформление экспортируемых товаров, ксерокопию с хранящегося у него оригинала ПС. Соответствие ксерокопии ПС его оригиналу подтверждается подписью лица, имеющего право первой подписи по счету экспортера, и оттиском круглой печати экспортера.

В случае внесения сторонами в контракт изменений и/или дополнений, затрагивающих указанные в ПС сведения, в таможенный орган, производящий таможенное оформление экспортируемых товаров, должна быть представлена ксерокопия переоформленного ПС, заверенная указанным образом.

Таможенные органы проверяют соответствие сведений, содержащихся в представленной экспортером ксерокопии ПС, сведениям, заявленным в ГТД, условиям контракта и информации из других имеющихся в их распоряжении документов, а также соответствие оттиска печати банка на ксерокопии ПС образцу оттиска печати, содержащегося в карточке образцов оттисков печатей банка, используемых для целей валютного контроля.

В течение 5 календарных дней после подписания ПС, уполномоченный банк формирует электронную копию ПС и на ее основании ведомость с использованием программного комплекса, разработанного ГТК РФ.

Читайте так же:  Налоговый вычет дети вуз

По каждому контракту, в соответствии с которым оформлен ПС, банк ведет учет операций, связанных с поступлением в пользу экспортера или переводом экспортером нерезиденту денежных средств в иностранной валюте или валюте РФ.

При поступлении денежных средств (иностранной валюты или валюты РФ) на счет экспортера от нерезидента банк не позднее следующего рабочего дня информирует об этом экспортера.

При переводе денежных средств иностранному контрагенту экспортер в поручении на перевод указывает реквизиты ПС, по которому переводятся денежные средства.

Информация о поступлении (возврате) выручки по контракту с использованием программного комплекса переносится из ведомости в УК, подлежащие отправке в ГТК РФ.

По каждому ПС банк формирует отдельное Досье, в которое помещаются:

  • оригинал ПС (оригиналы переоформленных ПС);
  • копии контракта (выписки из контракта) и изменений и/или дополнений к нему;
  • копии разрешений, представленных экспортером;
  • копии межбанковских сообщений, подтверждающих поступление в пользу экспортера (перевод экспортером иностранному контрагенту) денежных средств по контракту (ПС);
  • иные документы, заполняемые банком или поступающие в банк в связи с данным ПС;
  • ведомость, распечатанная на бумажном носителе, подписанная ответственным лицом банка и заверенная печатью банка, по окончании (прекращении) всех операций и расчетов по контракту (при закрытии Досье).

Досье подлежит хранению не менее 5 лет после его закрытия.

Обмен документами валютного контроля между банком и ГТК РФ осуществляется в электронном виде по телекоммуникационной сети.

ГТК РФ на основании данных ГТД формирует УК и в течение 30 календарных дней, следующих за датой принятия решения о выпуске товаров (графа «Д» ГТД), направляет их в банк.

При непоступлении УК от ГТК РФ по истечении 45 календарных дней с даты принятия решения о выпуске соответствующей партии товаров (графа «Д» ГТД) банк на основании ксерокопии ГТД, представленной экспортером, может самостоятельно формировать УК.

Полученные из ГТК РФ (или самостоятельно сформированные Банком) УК направляются банком в ГТК РФ в электронном виде после идентификации сумм выручки, полученных за указанную в УК партию товаров, но не позднее контрольного срока возврата УК в ГТК РФ, определяемого в установленном порядке.

При этом одновременно с УК, направляемыми в ГТК РФ в соответствии с расчетным контрольным сроком их возврата, программным комплексом в автоматическом режиме в ГТК РФ передаются содержащиеся в ведомостях сведения о платежах, произведенных по контрактам (ПС).

Ответственность за нарушение валютного законодательства и нормативных правовых актов

За нарушения требований валютного законодательства и иных нормативных правовых актов экспортеры несут ответственность, установленную Таможенным кодексом РФ и иными нормативными правовыми актами РФ.

Дополнительная информация

При полном или частичном использовании материалов сайта гиперссылка на первоисточник обязательна.

http://www.transportall.ru/info/tamojnya/320/2278.html

Обязательная продажа части валютной выручки

В целях полного и своевременного поступления экспортной выручки государство осуществляет контроль над внешнеэкономической деятельностью организаций.

Обязательная продажа части валютной выручки резидентов на внутреннем рынке Российской Федерации в соответствии со статьей 21 Федеральный закон от 10 декабря 2003 года №173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле» (далее Закон №173-ФЗ) осуществляется резидентами — юридическими лицами и резидентами — физическими лицами, являющимися индивидуальными предпринимателями.

Требование об обязательной продаже части валютной выручки сохраняется до 1 января 2007 года, предельный норматив обязательной продажи, установленный законом, составляет 30 процентов, однако ЦБ РФ предоставлено право установления иного норматива в этих пределах.

Инструкцией ЦБ РФ от 30 марта 2004 года №111-И «Об обязательной продаже части валютной выручки на внутреннем валютном рынке Российской Федерации» (далее Инструкция №111-И) установлено, что обязательной продаже в размере 25 процентов суммы валютной выручки подлежит следующая иностранная валюта:

  • Австралийский доллар;
  • Датская крона;
  • Доллар США;
  • Евро;
  • Исландская крона;
  • Иена;
  • Канадский доллар;
  • Норвежская крона;
  • Сингапурский доллар;
  • Турецкая лира;
  • Фунт стерлингов;
  • Шведская крона;
  • Швейцарский франк.

Согласно пункту 3 статьи 21 Закона №173-ФЗ объектом обязательной продажи является валютная выручка резидентов. Выручка включает в себя поступления иностранной валюты, причитающиеся резидентам от нерезидентов по заключенным резидентами или от их имени сделкам, предусматривающим передачу товаров, выполнение работ, оказание услуг, передачу информации и результатов интеллектуальной деятельности, в том числе исключительных прав на них, в пользу нерезидентов, за исключением:

  • оплата транспортировки, страхования и экспедирования грузов;
  • уплата вывозных таможенных пошлин, а также таможенных сборов;
  • выплата комиссионного вознаграждения кредитным организациям, а также оплата исполнения функций агентов валютного контроля;
  • иные расходы и платежи по операциям, перечень которых определяется ЦБ РФ.

Обязательная продажа части валютной выручки осуществляется по курсу иностранных валют в валюте Российской Федерации, складывающемуся на внутреннем валютном рынке Российской Федерации на день продажи.

В соответствии с главой 2 Инструкции №111-И для осуществления обязательной продажи части валютной выручки резидентов, уполномоченные банки открывают резидентам на основании договора банковского счета текущий валютный счет. Одновременно открывается транзитный валютный счет, на который зачисляются в полном объеме все поступления иностранной валюты в пользу резидента. Исключение составляют следующие суммы, зачисляемые на текущий валютный счет, минуя транзитный:

  • денежных средств, поступающих с одного текущего валютного счета резидента, открытого в уполномоченном банке, на другой текущий валютный счет этого резидента, открытый в этом уполномоченном банке;
  • денежных средств, поступающих от уполномоченного банка, в котором открыт текущий валютный счет резидента, по заключенным между ними договорам;
  • денежных средств, поступающих с текущего валютного счета одного резидента на текущий валютный счет другого резидента, открытых в одном уполномоченном банке.

С транзитного валютного счета денежные средства списываются для осуществления продажи иностранной валюты, включая и обязательную продажу части валютной выручки.

Порядок обязательной продажи части валютной выручки на внутреннем валютном рынке Российской Федерации установлен главой 3 Инструкции №111-И.

Не позднее рабочего дня, следующего за днем поступления иностранной валюты на транзитный валютный счет резидента, уполномоченный банк направляет ему уведомление. В уведомлении должна содержаться информация о том, на какой счет поступила валютная выручка, указана сумма и дата ее зачисления, последняя дата представления банку распоряжения об осуществлении обязательной продажи выручки и справки, идентифицирующей указанную в уведомлении сумму поступившей валюты по видам валютных операций, включая идентификацию валютной выручки, являющейся объектом обязательной продажи, а также иная информация.

Подписанное ответственным лицом банка, уведомление с приложением выписки по транзитному валютному счету направляется резиденту.

Не позднее дня, указанного банком в уведомлении, резидент должен дать банку распоряжение об обязательной продаже части валютной выручки, перечислении полученной в валюте Российской Федерации суммы на свой банковский счет, перечислении суммы иностранной валюты, оставшейся после обязательной продажи, на свой текущий валютный счет или специальный банковский счет в иностранной валюте.

Распоряжение юридического лица — резидента подписывается двумя лицами, имеющими право подписывать расчетные документы, или одним лицом (при отсутствии в штате второго лица, которому может быть предоставлено право подписи), заявленными в карточке с образцами подписей и оттиска печати, с приложением печати юридического лица — резидента. Распоряжение индивидуального предпринимателя — резидента подписывается физическим лицом — индивидуальным предпринимателем с приложением печати (при ее наличии).

Справка, идентифицирующая указанную в уведомлении сумму поступившей валюты по видам валютных операций, включая идентификацию валютной выручки, являющейся объектом обязательной продажи, заполняется в порядке и по форме, установленными Инструкцией №117-И.

Читайте так же:  Упрощенный налог и торговый сбор

Не позднее рабочего дня, следующего за днем получения от резидента распоряжения и справки, уполномоченный банк депонирует указанную в распоряжении сумму иностранной валюты с транзитного валютного счета резидента на отдельный лицевой счет. В течение двух рабочих дней, следующих за днем зачисления на этот лицевой счет иностранной валюты, банк обязан ее продать.

Одновременно с депонированием иностранной валюты банк списывает с транзитного валютного счета оставшуюся часть иностранной валюты и перечисляет ее на текущий или транзитный валютный счет резидента, указанный в распоряжении.

Договором банковского счета между уполномоченным банком и резидентом может быть предусмотрено, что резидент вправе не представлять распоряжение в каждом конкретном случае, а также что уполномоченный банк самостоятельно заполняет справку.

Обмен между уполномоченным банком и резидентом предусмотренными документами может быть осуществлен посредством почтовой, телеграфной, телетайпной или иной связи в порядке, согласованном между уполномоченным банком и резидентом.

В случае использования факсимильного воспроизведения подписи с помощью средств механического или иного копирования, электронно-цифровой подписи либо иного аналога собственноручной подписи между уполномоченным банком, с одной стороны, и резидентом, с другой стороны, устанавливается процедура признания аналога собственноручной подписи, а также определяются порядок и условия его использования.

Операции по валютным счетам отражаются в бухгалтерском учете на основании выписок кредитных организаций и приложенных к ним денежно-расчетных документов.

К счету 52 открываются субсчета:

52-1 «Валютные счета внутри страны»;
52-2 «Валютные счета за рубежом».

Для отражения движения в иностранной валюте в разрезе видов валютных счетов необходимо открыть субсчета второго порядка:

52-1-1 «Текущий валютный счет»;
52-1-2 «Транзитный валютный счет»;
52-1-3 «Специальный транзитный валютный счет».

В соответствии с Планом счетов бухгалтерского учета поступление экспортной валютной выручки на транзитный валютный счет организации отражается по дебету счета 52 «Валютные счета» в корреспонденции с кредитом счета 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками».

Записи в бухгалтерском учете по валютным счетам организации, а также по операциям в иностранной валюте производятся в рублях в суммах, определяемых путем пересчета иностранной валюты по курсу ЦБ РФ, действовавшему на дату совершения операции. Одновременно указанные записи производятся в валюте расчетов и платежей. Такое требование вытекает из пункта 24 Положения по ведению бухгалтерского учета и отчетности, утвержденного Приказом Минфина Российской Федерации от 29 июля 1998 года №34н «Об утверждении положения по ведению бухгалтерского учета и отчетности в Российской Федерации».

Перечень дат совершения отдельных операций в иностранной валюте приведен в Приложении к Положению по бухгалтерскому учету «Учет активов и обязательств, стоимость которых выражена в иностранной валюте», утвержденного Приказом Минфина Российской Федерации от 10 января 2000 года №2н «Об утверждении положения по бухгалтерскому учету «Учет активов и обязательств, стоимость которых выражена в иностранной валюте» ПБУ 3/2000″ (далее ПБУ 3/2000). В соответствии с этим перечнем датой совершения банковской операции считается дата зачисления денежных средств на валютный счет или их списания с валютного счета организации в кредитной организации.

Списываемые банком по поручению организации с транзитного валютного счета денежные средства в иностранной валюте отражаются по дебету счета 57 «Переводы в пути» в корреспонденции с кредитом соответствующего субсчета счета 52 «Валютные счета».

Видео (кликните для воспроизведения).

Списание стоимости проданной иностранной валюты отражается по дебету счета 91 «Прочие доходы и расходы», субсчет «Прочие расходы» в корреспонденции с кредитом счета 57 «Переводы в пути».

Если в период между датами совершения операций будет происходить изменение курса иностранной валюты, организация должна произвести пересчет стоимости денежных средств в иностранной валюте. Возникающие положительные и отрицательные курсовые разницы, согласно пункту 13 ПБУ 3/2000, включаются в состав внереализационных доходов или внереализационных расходов и отражаются по дебету счета 91 «Прочие доходы и расходы», субсчет 91-1 «Прочие доходы» и субсчет 91-2 «Прочие расходы» соответственно.

Денежные средства в рублях, полученные от продажи иностранной валюты, зачисляются на расчетный счет организации, указанный в поручении на продажу экспортной выручки. Данные суммы в соответствии с пунктом 7 ПБУ 9/99, утвержденного Приказом Минфина Российской Федерации от 6 мая 1999 года №32н «Об утверждении положения по бухгалтерскому учету «Доходы организации», признаются операционными доходами. Отражаются операционные доходы на счете 91 «Прочие доходы и расходы», субсчет 91-1 «Прочие доходы» в корреспонденции с дебетом счета 51 «Расчетные счета».

Комиссионное вознаграждение банку за продажу иностранной валюты является услугой, оказываемой кредитными организациями. Такие расходы согласно пункту 11 Приказа Минфина Российской Федерации от 6 мая 1999 года №33н «Об утверждении положения по бухгалтерскому учету «Расходы организации» ПБУ 10/99″, являются операционными расходами. Отражаются операционные расходы по дебету счета 91 «Прочие доходы и расходы», субсчет 91-2 «Прочие расходы» в корреспонденции с кредитом счета 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами» и подтверждаются выпиской банка. Удержание суммы комиссионного вознаграждения банком отражается записью по дебету счета 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами» и кредиту счета 51 «Расчетный счет».

В целях исчисления налога на прибыль сумма уплаченного банку комиссионного вознаграждения, являющаяся расходом на услуги банков, на основании подпункта 15 пункта 1 статьи 265 Налогового кодекса Российской Федерации (далее НК РФ) учитывается в составе внереализационных расходов.

Организация реализовала на экспорт готовую продукцию. Контрактная стоимость продукции составляет 14 000 долл. США.

Экспортная выручка в полном объеме поступила на транзитный счет организации 5 августа. Организация представила уполномоченному банку распоряжение об обязательной продаже экспортной выручки и о перечислении оставшейся суммы валютной выручки на текущий валютный счет 6 августа. Денежные средства от продажи валютной выручки зачислены в день ее продажи 9 августа на расчетный счет организации. Комиссионное вознаграждение банку за продажу экспортной выручки составило 2000 рублей.

Для отражения операций на счетах бухгалтерского учета предположим, что курс доллара оставался постоянным и составлял 29,20 рублей.

http://www.klerk.ru/buh/articles/38232/

Анализ валютных операций в коммерческом банке и направления развития валютного контроля на современном этапе

Рубрика: Экономика и управление

Дата публикации: 28.09.2019 2019-09-28

Статья просмотрена: 339 раз

Библиографическое описание:

Маланов В. И., Табачная С. А. Анализ валютных операций в коммерческом банке и направления развития валютного контроля на современном этапе // Молодой ученый. — 2019. — №39. — С. 40-42. — URL https://moluch.ru/archive/277/62677/ (дата обращения: 20.02.2020).

В данной статье рассматривается деятельность Сбербанка по валютным операциям. Проанализированы валютные активы ПАО «Сбербанк», выявлены проблемы и сформулированы выводы. Выявлены основные направления развития валютного контроля в Российской Федерации на современном этапе

Ключевые слова: Сбербанк, валютные операции, коммерческий банк, валюта, валютные активы, валютный контроль.

This article examines the activities of the Savings Bank on currency transactions. The currency assets of PJSC «Sberbank» are analyzed, some problems are identified and conclusions are formulated. The main directions of development of currency control in the Russian Federation at the present stage are revealed

Keywords: Sberbank, Currency operations, Commercial bank, Currency, Foreign exchange assets, Exchange control.

Валютная система России функционирует в условиях динамично развивающегося валютного рынка России. Валютный рынок представляет собой совокупность экономических и организационных взаимоотношений, связанных с покупкой или продажей валют и ценных бумаг в иностранной валюте на основе спроса и предложения и определяет курс иностранной валюты относительно денежной единицы страны.

Читайте так же:  Когда подавать документы на возврат подоходного налога

Рассмотреть контроль валютных операций и провести их анализ в рамках данной научно-исследовательской статьи предлагается на примере ПАО «Сбербанк России».

ПАО «Сберегательный банк Российской Федерации (Сбербанк России)», создан в форме акционерного общества в соответствии с Законом РСФСР «О банковской деятельности в РСФСР» от 2 декабря 1990 года. Учредителем Банка является Центральный банк Российской Федерации, именуемый в дальнейшем «Банк России». Он входит в банковскую систему РФ и в своей деятельности руководствуется законодательством РФ, и нормативными документами Банка России, а также настоящим уставом [1].

Проведение валютных операций является наиболее сложным и рискованным видом банковской деятельности, что может принести ему большую прибыль и нанести значительный ущерб.

Проанализируем и определим объем валютных активов за анализируемый период с 2016–2018 гг.

Изменение объема валютных активов ПАО «Сбербанк»

Показатель

2016

2017

2018

Темп роста 2018/2016,%

Итого активы, выраженные в иностранной валюте

*Источник: Годовые отчеты ПАО «Сбербанк России» за 2016–2018 гг.

Согласно таблице 1, сумма валютных активов в 2018 году на 45 % выше, чем в 2016 году. Увеличение активов, выраженных в иностранной валюте, может быть оценено положительно, так как это указывает на увеличение стоимости ликвидных активов. Диверсификация активов банка в связи с расширением операций с иностранной валютой. Рост валютных активов в банке вызван текущей переоценкой счетов в иностранной валюте в связи с изменением обменного курса рубля к доллару США и евро.

Чтобы оценить эффективность валютных операций для банка, необходимо проанализировать динамику чистой прибыли от операций с иностранной валютой.

Динамика чистой прибыли банка от операций свалютными операциями

Показатель

2016

2017

2018

Отклонение, 2018–2016

Доходы за вычетом убытков от операций с иностранной валютой

Доходы за вычетом расходов от переоценки производных финансовых инструментов в иностранной валюте

Доход за вычетом расходов от переоценки иностранной валюты

*Источник: Годовые отчеты ПАО «Сбербанк России» за 2016–2018 гг.

Данные таблицы 2 показывают, что чистая прибыль банка за отчетный период снизилась на 62,5 млн. рублей с 9,5 млн. рублей в 2016 году до 53,4 млн. рублей в 2018 году. Позитивные результаты переоценки активов не покрыли убытки банка от проведения операций в Валютный рынок.

В результате этих операций и появления открытой валютной позиции банк подвергается валютному риску, который определяется степенью несоответствия между размером активов и обязательств в определенной валюте.

Сейчас в условиях развития банковских операций, актуальной является задача усиления валютного контроля. Так, реформу валютного контроля, предполагающую либерализацию валютного рынка в России, предложили ЦСР и РАНХиГС. Ее можно было бы завершить уже в 2019 году. Идеи выглядят прогрессивно, но могут поставить под фатальный удар курс российской валюты в случае кризиса, подобного наступившему в 2014 году.

Центр стратегических разработок (ЦСР) представил доклад с предложениями о либерализации валютного рынка. Предлагается ликвидировать соответствующий федеральный закон, отказаться от принципа обязательной репатриации валютной выручки, объединить понятия валютного и налогового резидентства в Налоговом кодексе и усилить исполнение Росфинмониторингом норм FATF. Если все это будет сделано, реформа может завершиться уже в 2019 году.

Главная идея — отмена закона «О валютном регулировании» с переносом части его норм в Гражданский кодекс (ст. 140) и закон «О рынке ценных бумаг». В результате понятия налогового резидента и валютного резидента совпадут.

Норму об обязательной репатриации капитала авторы предлагают просто ликвидировать, и модифицировать норму, по которой расчеты между резидентами должны осуществляться в национальной валюте [2].

Проблему контроля Росфинмониторингом отмывания денег предлагается решить приведением базового подзаконного акта ведомства (приказа 2009 года № 103 «Об утверждении рекомендаций по разработке критериев выявления и определению признаков необычных сделок») в соответствие нормам FATF.

Вопрос о либерализации валютного контроля нужно разделить на две части. С одной страны — классические виды борьбы с отмыванием доходов. С другой стороны, возникает обязательность репатриации валютной выручки. Предложения РАНХиГС и ВАВТ, выглядят шагом в направлении финансовой либерализации, но на деле могут привести к ситуации, когда в условиях очередной спекулятивной атаки на российский рубль в государственной казне просто не будет валюты для поддержания её курса.

Сведения обо всех операциях наших компаний и предпринимателей за рубежом местные банки через свои налоговые органы будут сообщать российским службам, используя IT-системы передачи больших баз данных. Принципиально и революционно меняется подход к контролю. Поэтому для него не нужно возвращать выручку в страну, можно без этого учитывать операции и отслеживать сомнительные сделки по требованиям FATF.

http://moluch.ru/archive/277/62677/

Валютный контроль экспортно-импортных операций

Дата публикации: 17.10.2016 2016-10-17

Статья просмотрена: 4552 раза

Библиографическое описание:

Черемисина Ю. В. Валютный контроль экспортно-импортных операций // Молодой ученый. — 2016. — №20. — С. 577-581. — URL https://moluch.ru/archive/124/34185/ (дата обращения: 20.02.2020).

В целях обеспечения правовой основы развития системы валютного контроля в РФ расчеты по предусматривающим ввоз товаров на таможенную территорию РФ или вывоз товаров с таможенной территории РФ внешнеэкономическим сделкам резидентов осуществляются только через счета резидентов, которыми или от имени которых заключены сделки с нерезидентами, если иное не разрешено Банком России.

При этом расчеты по внешнеэкономическим сделкам, по которым участниками деятельности оформлены паспорта сделок, осуществляются только через уполномоченные банки, подписавшие такие паспорта.

Импортеры-резиденты, которыми или от имени которых заключены сделки, предусматривающие перевод из Российской Федерации иностранной валюты в целях приобретения товаров, обязаны ввезти товары стоимостью, эквивалентной сумме уплаченных за них денежных средств в иностранной валюте, либо обеспечить возврат этих средств в сумме не менее ранее переведенной в течение 90 календарных дней с даты оплаты товаров, если иное не установлено Центральным банком РФ.

Уполномоченные банки за выполнение ими функций агентов валютного контроля имеют право взимать с клиентов, оформивших в этих банках паспорта сделок, плату в размере не более 0,15 % суммы сделки, по которой уполномоченный банк осуществляет валютный контроль.

Объектами системы валютного контроля являются валютные ценности, валютные операции, связанные с переходом права собственности на валютные ценности, а также любые действия хозяйствующих субъектов, нарушающие валютное законодательство РФ.

В соответствии с российским законодательством валютными операциями признается:

– приобретение резидентом у резидента и отчуждение резидентом в пользу резидента валютных ценностей на законных основаниях, а также использование валютных ценностей в качестве средства платежа;

– приобретение резидентом у нерезидента либо нерезидентом у резидента и отчуждение резидентом в пользу нерезидента либо нерезидентом в пользу резидента валютных ценностей, валюты Российской Федерации и внутренних ценных бумаг на законных основаниях, а также использование валютных ценностей, валюты Российской Федерации и внутренних ценных бумаг в качестве средства платежа;

– приобретение нерезидентом у нерезидента и отчуждение нерезидентом в пользу нерезидента валютных ценностей, валюты Российской Федерации и внутренних ценных бумаг на законных основаниях, а также использование валютных ценностей, валюты Российской Федерации и внутренних ценных бумаг в качестве средства платежа;

– ввоз на таможенную территорию Российской Федерации и вывоз с таможенной территории РФ валютных ценностей, валюты РФ и внутренних ценных бумаг;

– перевод иностранной валюты, валюты РФ, внутренних и внешних ценных бумаг со счета, открытого за пределами территории РФ, на счет того же лица, открытый на территории РФ, и со счета, открытого на территории РФ, на счет того же лица, открытый за пределами территории РФ;

Читайте так же:  Получение налогового вычета при оплате обучения

– перевод нерезидентом валюты РФ, внутренних и внешних ценных бумаг со счета (с раздела счета), открытого на территории РФ, на счет (раздел счета) того же лица, открытый на территории РФ.

Положения валютного законодательства РФ о контроле над поступлением выручки от экспорта товаров распространяется на валютные операции между резидентом (юридическим лицом и физическим лицом — индивидуальным предпринимателем) (далее — резидент) и нерезидентом, заключающиеся в осуществлении расчетов и переводов через банковские счета резидента, открытые в уполномоченных банках, а также через счета в банках за пределами территории Российской Федерации (далее — банк-нерезидент) за вывозимые с таможенной территории Российской Федерации товары, а также выполняемые работы, оказываемые услуги, передаваемую информацию и результаты интеллектуальной деятельности, в том числе исключительные права на них, по внешнеторговому договору (контракту), заключенному между резидентом и нерезидентом (далее — контракт).

Действие валютного контроля за поступлением выручки от экспорта товаров не распространяется на операции, осуществляемые:

– между нерезидентом и кредитной организацией — резидентом;

– между нерезидентом и федеральным органом исполнительной власти, специально уполномоченным на осуществление валютных операций в соответствии с частью 5 статьи 5 Федерального закона «О валютном регулировании и валютном контроле» Правительством Российской Федерации;

– между нерезидентом и резидентом в случае, если общая сумма контракта не превышает в эквиваленте 5000 долларов США на дату заключения контракта.

Согласно Закону «О валютном регулировании и валютном контроле» экспортеры обязаны обеспечить зачисление валютной выручки от экспорта товаров на свои валютные счета в уполномоченных банках РФ. При этом зачисление рассматриваемой выручки на иной счет, чем счет экспортера в уполномоченном банке, указанный в контракте, допускается только при наличии у экспортера разрешения ЦБ РФ.

Основной принцип действия контрольных механизмов за поступлением валютной выручки от экспорта товаров заключается в обмене информацией между банковской системой и таможенными органами. Банкам, на счета которых подлежит зачислению выручка от экспорта товаров, вменено в обязанность следить за поступлением указанной выручки на счет экспортера в полном объеме. Все сведения о внешнеэкономической сделке, необходимые для осуществления контроля, излагаются экспортером в стандартизированной форме и фиксируются уполномоченными органами.

С целью осуществления контроля за выполнением указанного требования на территории РФ введен следующий порядок действий экспортеров, органов и агентов валютного контроля:

1) оформление паспорта сделки;

2) таможенное оформление экспортных товаров;

3) передача в уполномоченные банки сведений об отгрузке экспортных товаров;

4) контроль уполномоченными банками за поступлением валютной выручки от экспорта товаров;

5) передача уполномоченными банками в ФТС РФ сведений о поступлении валютной выручки от экспорта товаров;

6) конечная проверка сведений о поступлении валютной выручки от экспорта товаров органами валютного контроля.

Рис. 1. Движение паспорта экспортной сделки

Введена в действие инструкция ЦБ РФ «О порядке представления резидентами и нерезидентами уполномоченным банкам документов и информации при осуществлении валютных операций, порядке учета уполномоченными банками валютных операций и оформления паспортов сделок».

Инструкция направлена на ограничение и пресечение попыток отечественных предпринимателей скрыть экспортную выручку за рубежом, на обеспечение ее полного и своевременного поступления в Россию, а также на борьбу с незаконным вывозом из страны материальных и финансовых ресурсов.

Данной инструкцией активно вовлекаются в механизм валютного контроля все коммерческие банки, а базовым документом становится паспорт сделки (далее ПС), оформляемый экспортером в банке, где у него открыт валютный счет.

Наряду с «невозвратом» валютной выручки по экспортным контрактам отток валютных ресурсов происходит зачастую в форме авансовых платежей под импортные контракты без последующей поставки товаров и услуг.

Некоторое сдерживающее действие оказывает введенный порядок, когда условием платежа при осуществлении международных расчетов по импортным контрактам является обязательное представление российскими предприятиями в уполномоченный банк товарораспорядительных документов, подтверждающих отправку товаров в Россию.

Рис. 2. Схема валютного контроля за поступлением валютной выручки

Невыполнение обязанности по обязательной продаже части валютной выручки, а равно нарушение установленного порядка обязательной продажи части валютной выручки влечет наложение административного штрафа на должностных лиц и юридических лиц в размере от трех четвертых до одного размера суммы валютной выручки, не проданной в установленном порядке (п. 3 ст. 15.25 КоАП).

Механизм контроля за обоснованностью платежей в иностранной валюте за импортируемые товары, также как и валютный контроль за поступлением валютной выручки от экспорта товаров, делает важным звеном валютного контроля коммерческие банки и усиливает роль ЦБ РФ.

Система валютного контроля по импортным операциям устанавливает контроль за обоснованностью платежей в иностранной валюте за импортируемые товары и вводится в целях обеспечения соответствия суммы средств в иностранной валюте, переведенной в оплату за импортируемые товары, стоимости фактически ввезенных в РФ товаров. Действие системы валютного контроля распространяется на:

а) валютные операции в отношении товаров, которые ввозятся в РФ в соответствии с таможенными режимами «выпуск для свободного обращения» и «реимпорт»;

б) сделки, по которым расчеты полностью или частично предусмотрены в иностранной валюте [4].

Базовым документом валютного контроля является паспорт импортной сделки (ПСи), который оформляется импортером в банке импортера и содержит основные условия внешнеторгового контракта.

С предоставлением в банк импортера ПСи импортер принимает на себя ответственность передорганами и агентами валютного контроля за полное соответствие сведений, приведенных в ПСи, условиям контракта, а также за поступлением в РФ товаров в полном объеме и в сроки, не превышающие 180 дней между днем оплаты и датой таможенного оформления. При невозможности поставки товаров импортер обязан возвратить в установленные контрактом сроки на указанный в ПСи текущий валютный счет импортера суммы предоплаты, которая ранее была переведена иностранной стороне. В случае невыполнения условий поставок товаров или невозврата валюты они несут ответственность в виде штрафа в размере суммы, эквивалентной сумме иностранной валюты, переведенной в оплату товаров. Однако штраф не налагается в случаях, когда форс-мажорные обстоятельства документально подтверждены.

Рисунок 1.4 Движение паспорта импортной сделки

Банк импортера после проверки соответствия данных ПСи условиям контракта подписывает экземпляры ПСи. Первый экземпляр возвращается импортеру, второй — служит основанием для открытия банком импортера досье, в котором он помещается для хранения вместе с другими документами.

В зависимости от времени совершения валютного контроля выделяют три его основные формы: предварительный, текущий и последующий. Все они находятся в тесной взаимосвязи, характеризуя непрерывный процесс контроля.

  1. Крашенникова В. М. Валютное регулирование в системе государственного управления экономикой//М: Экономика, 2014
  2. Губарева Т. И. Финансово-правовые и институциональные проблемы валютного регулирования и валютного контроля в Российской Федерации//М: Волтерс Клувер, 2012
  3. Кретов И.И, Садченко К. В. Логистика во внешнеторговой деятельности//М: Дело и Сервис, 2011
  4. Федеральный закон «О валютном регулировании и валютном контроле» от 10 декабря 2003 г. № 173-ФЗ (в ред. от 23.07.13)
Видео (кликните для воспроизведения).

http://moluch.ru/archive/124/34185/

Валютная экспортная выручка контроль
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here