В целях обеспечения финансового контроля

Финансовый контроль: понятие, значение, виды

Финансовый контроль является неотъемлемой чатью финансовой деятельности государств и муниципальных образований.

Понятие и значение финансового контроля подразумевает контроль законности и целесообразности действий в образовании, распределения и использования государственных и муниципальных фондов для того, чтобы эффективно развивать страну и ее регионы на социально-экономическом уровне.

Осуществление финансового контроля производится на основании установленного правовыми нормами порядка всей системой органов государственной власти и местных самоуправлений, включая специальные контрольные органы, общественные организации, трудовые коллективы и граждан.

Основным способом выражения финансового контроля является проверка при проведении того, как соблюдается правопорядок в процессе финансовой деятельности в лице органов государственной власти, местных самоуправлений, предприятиями, учреждениями, организациями, гражданами, а также экономической обоснованности и эффективности осуществляемых действий, то, как они соответствуют задачам государства и муниципальных образований.

Можно сделать вывод, что финансовый контроль — один из самых важных способов обеспечения законности и целесообразности финансовой деятельности, которая проводится в стране.

Задачи и направления финансового контроля

Основные задачи финансового контроля:

  • поддерживать баланс между потребностями в финансовых ресурсах и размерами дохода страны;
  • обеспечивать своевременность и полноту выполнения финансовых обязательств перед государственным бюджетом;
  • выявлять внутрипроизводственные резервы, с помощью которых можно повысить финансовые ресурсы;
  • обеспечение соблюдения требований действующего законодательства относительно финансовой деятельности;
  • повышать эффективность внешнеэкономической деятельности и валютных операций.

Основные направления финансового контроля, которые регулируются на основании финансового права:

Аудиторская деятельность

На основании данных актов аудиторская деятельность представляет из себя предпринимательскую деятельность в области проведения аудита и оказания смежных услуг, которые осуществляются в лице аудиторских организаций или индивидуальных аудиторов.

Аудит — это независимая проверка бухгалтерской (финансовой) отчетности аудируемых лиц для того, чтобы выразить мнение касательно достоверности данной отчетности.

Цель аудита — выразить мнение по поводу достоверности финансовой (бухгалтерской) отчетности аудируемого лица и о том, соответствует ли порядок ведения бухгалтерского учета Законодательству Российской Федерации.

КОНСУЛЬТАЦИЯ ЮРИСТА


УЗНАЙТЕ, КАК РЕШИТЬ ИМЕННО ВАШУ ПРОБЛЕМУ — ПОЗВОНИТЕ ПРЯМО СЕЙЧАС

8 800 350 84 37

Помимо этого, аудиторские организации и индивидуальные аудиторы могут предоставлять такие виды услуг:

  • устанавливать, восстанавливать и вести бухгалтерский учет, составлять финансовую (бухгалтерскую) отчетность, проводить бухгалтерское консультирование;
  • осуществлять налоговое консультирование;
  • анализировать финансово-хозяйственную деятельность организации или индивидуального предпринимателя, проводить экономическое и финансовое консультирование;
  • проводить управленческое консультирование, которое также может быть связано с реструктуризацией организации;
  • консультирование в области права, представлять в судебных и налоговых органах в связи с налоговыми и таможенными спорами;
  • автоматизировать бухгалтерский учет и внедрять информационные технологии;
  • проводить оценочную деятельность(
  • проводить маркетинговые исследования;
  • проводить научно-исследовательские и экспериментальные работы в областях, которые имеют отношение к аудиторской деятельности;
  • обучать на основании установленного законодательством Российской Федерации порядка специалистов в тех областях, которые связаны с аудиторской деятельностью;
  • оказывать другие услуги, которые связаны с аудиторской деятельностью.

Аудиторские фирмы регистрируются в качестве предприятий, а физические лица, которые осуществляют аудиторскую деятельность в индивидуальном порядке в качестве предпринимателей. Аудиторами в установленном порядке должна быть пройдена регистрация, а осуществлять юридическую деятельность у них есть право только после того, как будет получена лицензия.

Особенности финансового контроля

Законодательное регулирование финансового контроля

Формы и методы финансового контроля регулирует ФЗ «Об общих принципах организации и деятельности контрольно-счетных органов субъектов РФ и муниципальных образований». Он же производит осуществление внешнего государственного и муниципального финансового контроля, который производится контрольно-счетными органами. Он включает контрольные и экспертно-аналитические мероприятия (10 статья).

Федеральный закон «О Счетной палате РФ» гласит, что контрольная и экспертно-аналитическая деятельность производится с помощью проведения контрольных и экспертно-аналитических мероприятий. Для них предусмотрены несколько форм: предварительный аудит, оперативный анализ и контроль и последующий аудит (контроль). Они производятся в соответствии со стандартами, которые утверждает Счетная палата в области внешнего аудита (контроля) государства (14 статья).

Формы контроля финансов трактуются в науке по-разному, поэтому можно говорить о несогласованности этого вопроса в системе нормативно-правовых актов.

Самой оптимальной можно считать точку зрения, в соответствии с которой формы финансового контроля представлены отдельной стороной проявления содержания финансового контроля. Они зависят от времени, когда были совершены контрольные действия. Формы включают предварительный, текущий и последующий контроль.

Осуществление предварительного контроля происходит в процессе обсуждения и утверждения законодательных проектов (решений), которые касаются бюджета, а также других проектов законов (решений), касающихся бюджетно-финансовых вопросов. Проявление этой формы происходит на этапе, когда составляются, рассматриваются и утверждаются финансовые планы, сметы расходов и доходов, проекты бюджета, тексты договорных соглашений, учредительная документация и др. Такой контроль может способствовать предотвращению неправильной, нерациональной траты материальных, трудовых и финансовых ресурсов. Он предотвращает отрицательные финансовые результаты работы хозяйственных органов в целом.

Текущая форма финансового контроля осуществляется при исполнении финансовых планов. В этом процессе производятся проверка соблюдения норм и нормативов расходования товарных и материальных ценностей и денежных средств. Такой контроль в бюджетном процессе производят заседания комитетов, комиссий, рабочих групп законодательные (представительные) органы в ходе парламентских слушаний в связи с депутатскими запросами. Они рассматривают некоторые вопросы исполнения бюджетов.

Осуществление последующего финансового контроля происходит после того, как завершен отчетный период и финансовый год в целом. Происходит проверка целесообразного расходования денежных средств государства при исполнения бюджетов, выполнения финансовых планов организаций, смет бюджетных учреждений. В рамках бюджетного процесса проявление такого контроля осуществляется при рассмотрении и утверждении отчетов об исполнении бюджетов.

Методы финансового контроля представляют собой приемы и способы, с помощью которых происходит его осуществление.

В соответствии с компетенцией контрольных органов, направлениями контрольных мероприятий разной может быть методология финансового контроля. Классификация методов включает ревизию, проверку, обследование, анализ, наблюдение, мониторинг, экспертизу и др.

Особенности проведения проверки и экспертизы

Проверка — это контрольное действие, осуществляемое по определенному кругу вопросов, эпизоду или участку финансово-хозяйственной деятельности субъекта, который подлежит ревизии.

Читайте так же:  Получить имущественный вычет через госуслуги

Проверка производится в виде единичного контрольного действия (исследования) состояния дел по определенному участку работы проверяемой организации.

БК РФ рассматривает проверку в качестве осуществления контрольных действий в области документального и фактического изучения законности некоторых или всех хозяйственных и финансовых операций, достоверности бух учета, бюджетного учета и соответствующей отчетности в отношении работы контролируемого объекта за некоторый промежуток времени.

Проверка может быть камеральной и выездной. Выделяют и встречные проверки.

Камеральная проверка в целях БК РФ представлена проверкой, которая проводится по месту нахождения органа государственного (муниципального) финансового контроля. В ее основе лежит бюджетная (бухгалтерская) отчетность и другие документы, которые предоставляются по запросу.

Выездные проверки проводятся на месте нахождения объекта контроля. В их процессе может определяться фактическое соответствие совершенной операции показателям бухгалтерской (бюджетной) отчетности и первичной документации.

Встречная проверка представляет собой проверку, которая проводится в рамках выездной и (или) камеральной проверки. Их производят для установления (подтверждения) фактов по новым обстоятельствам, которые связаны с работой объекта контрольной проверки.

Проверку производят несколькими способами:

Экспертиза — это метод предварительной оценки принятых финансовых решений. Проводится для выявления их экономической эффективности и юридических последствий.

В качестве примера использования этого метода можно считать экспертизу проекта федерального бюджета, проводимую Счетной палатой. Она включает последующее составление заключения, которое в обязательном порядке рассматривает Госдума. Счетная палата организует собственные действия, основываясь на годовые и текущие планы и программы, сформированные исходя из потребности обеспечения всестороннего системного контроля исполнения федерального бюджета. Здесь важно учитывать все виды и направления работы Счетной палаты (13 статья, Фз «О Счетной палате РФ»).

Наблюдение концентрируется на знакомстве с состоянием финансовой деятельности проверяемых субъектов.

Проведение обследования характерно для исследования некоторых сторон финансовой деятельности. В его процессе используются анкетирование и опрос.

В целях БК РФ обследование представлено анализом и оценкой состояния некоторой области деятельности объекта контроля. Результат этого метода должен быть оформлен в виде заключения.

Анализ концентрируется на выявления нарушений финансовой дисциплины посредством использования аналитических приемов и способов.

Санкционирование операций представляет собой совершение разрешительной надписи после проверки документации, представленной для проведения финансовых операций. Здесь проверяется их наличие и соответствие указанной в них информации требованиям бюджетного законодательства РФ, которое регулирует бюджетные правоотношения (267.1 статья БК РФ).

В ходе практической деятельности обычно используются и прочие приемы и методы (например, инвентаризация, инспектирование, пересчет, выборка и др.).

Значение финансового контроля, его цели, задачи и виды

Тема 2. Финансовый контроль

1. Значение финансового контроля, его цели, задачи и виды

2. Субъекты и объекты финансового контроля, их классификация

3. Государственный финансовый контроль

4. Внутрихозяйственный контроль

5. Независимый контроль

Экономическая политика государства осуществляется с помощью финансово-кредитных рычагов, среди которых выделяется финансовый контроль (важный рычаг управления финансовой системы).

Значение финансового контроля выражается в том, что при его проведении проверяются:

а) соблюдение установленного правопорядка в процессе финансовой деятельности органами государственной власти (местного самоуправления), предприятиями, учреждениями, организациями, гражданами;

б) экономическая обоснованность и эффективность осуществляемых действий, соответствие их задачам государства (муниципальных образований).

Финансовый контроль– одна из форм управления финан­сами, особая сфера контроля, обусловленная формированием и использованием финансовых ресурсов во всех структурных под­разделах экономики государства. Он предусматривает проверку хозяйственных и финансовых операций относительно их закон­ности, экономической целесообразности и достижения положи­тельных конечных результатов работы.

Сферой финансового контроля являются хозяйственные операции, осуществляемые с использованием денег, а в отдель­ных случаях и без них (например, бартерные соглашения).

Финансовый контроль – это функция управления, представляющая собой систему прав, обязанностей и действий уполномоченных лиц по проверке соблюдения управляемым субъектом принятых управ­ляющим субъектом норм финансового права и/или оценке совершен­ных управляемым субъектом операций на предмет соблюдения финан­совых интересов управляющего субъекта (рис. 1).

Рис. 1.Субъекты финансового контроля

Финансовый контроль призван обеспечивать интересы и права как государства и его учреждений, так и всех других экономических субъектов. Финансовые нарушения влекут санкции и штрафы.

Цель финансового контроля – устранение и предотвращение ошибок в деятельности субъекта или улучшение её.

Перед финансовым контролем стоят следующие задачи:

1) содействие сбалансированности между потребностью в финансовых ресурсах и размерами денежных доходов и фондов народного хозяйства;

2) обеспечение своевременности и полноты выполнения финансовых обязательств перед государственным бюджетом;

3) выявление внутрипроизводственных резервов роста финансовых ресурсов, в том числе, по снижению себестоимости и повышению рентабельности;

4) содействие рациональному расходованию материальных ценностей и денежных ресурсов в организациях, учреждениях, а также правильному ведению бухгалтерского учета и отчетности;

5) обеспечение соблюдения законодательства и нормативных актов (в области налогообложения предприятий);

6) содействие высокой отдаче внешнеэкономической деятельности предприятий, в том числе, по валютным операциям.

Система финансового контроля в РФ под­разделяется на государственный финансовый контроль, общественный контроль и аудит (независимый контроль) (рис. 2).

Рис. 2. Система финансового контроля в Российской Федерации

Методы проведения ГФК: проверка, надзор, обследование анализ финансовой деятельности, ревизия, наблюдение (мониторинг).

Процесс финансового контроля, его нормативное регулирование и процесс осуществления весьма разнообразен, что обусловливает мно­жество видов финансового контроля, классифицируемых по многим критериям, в том числе:

по сфере осуществления финансового контроля

• наличного денежного оборота и другие.

по степени формализации контрольных процедур

• контроль по существу (иди контроль исполнения);

Под формальным контролем понимается проверка соответствия совершенных операций требованиям законодательства, а также пра­вильности отражения операций по бухгалтерским счетам. Контроль по существу предполагает оценку эффективности и рациональности управления ресурсами. Результаты данных видов контроля могут быть различными. Например, руководитель отдела закупок приобрел за­пасных частей к оборудованию на 10 лет вперед. Операция совершена в соответствии с нормами закона, на бухгалтерских счетах отражена правильно. По результатам формальной проверки замечаний нет. Оценка же эффективности такой операции, возможно, даст иные ре­зультаты.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Лучшие изречения: Только сон приблежает студента к концу лекции. А чужой храп его отдаляет. 9077 — | 7690 — или читать все.

Читайте так же:  Возврат налога какие проводки

Статья 265. Виды государственного (муниципального) финансового контроля

СТ 265 БК РФ

1. Государственный (муниципальный) финансовый контроль осуществляется в целях обеспечения соблюдения бюджетного законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения.

Государственный (муниципальный) финансовый контроль подразделяется на внешний и внутренний, предварительный и последующий.

2. Внешний государственный (муниципальный) финансовый контроль в сфере бюджетных правоотношений является контрольной деятельностью соответственно Счетной палаты Российской Федерации, контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований (далее — органы внешнего государственного (муниципального) финансового контроля).

3. Внутренний государственный (муниципальный) финансовый контроль в сфере бюджетных правоотношений является контрольной деятельностью Федерального казначейства, органов государственного (муниципального) финансового контроля, являющихся соответственно органами (должностными лицами) исполнительной власти субъектов Российской Федерации, местных администраций (далее — органы внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля), финансовых органов субъектов Российской Федерации (муниципальных образований).

4. Предварительный контроль осуществляется в целях предупреждения и пресечения бюджетных нарушений в процессе исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.

5. Последующий контроль осуществляется по результатам исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации в целях установления законности их исполнения, достоверности учета и отчетности.

Особенности и виды ревизий

Ревизия может являться одним из основных методов финансового контроля. Она характеризуется тем, что в ходе ее проведения происходит разносторонняя проверка, которая концентрируется на установлении соблюдения финансовой дисциплины конкретным объектом экономической деятельности.

Ревизия — это совокупность обязательных контрольных действий, направленных на проверку законности, целесообразности и эффективности финансовых операций, которые совершены в проверяемом периоде хозяйственных и финансовых операций. Также проверяется законность и правильность действий должностных лиц.

БК РФ рассматривает ревизию в качестве комплексной проверки работы объекта контроля. Она выражается проведением контрольных действий в сфере документального и фактического исследования законности совершенных финансовых и хозяйственных операций, включая достоверность и правильность их отражения в бюджетной (бухгалтерской) отчетности.

В основе ревизии лежит проверка первичных документов, учетных регистров, фактического наличия материальных средств и ценностей, бухгалтерской и статистической отчетности. В ходе плановой или внеплановой ревизии специалисты применяют приемы, включая встречную проверку, восстановление количественного учета, контроль и сличение.

Проведение ревизии происходит в соответствии с поручением государственных, ведомственных или внутрихозяйственных органов управления. Наряду с этим ревизию может проводить Счетная палата (14 статья ФЗ «О Счетной палате РФ»), Росфиннадзор (7.3 пункт постановления Правительства Российской Федерации «О Федеральной службе финансово-бюджетного надзора») и др.

В число задач ревизии входит проверка соблюдения субъектами хозяйственной деятельности законодательства в области экономических отношений, законности их операций, сохранности имущества и др.

Принято выделять несколько видов ревизий:

Все результаты проведенных ревизий должны оформляться посредством акта. Его подписывают должностные лица, ревизующие и уполномоченные на это. Далее необходимо доложить результаты ревизии органу государственного финансового контроля, который назначил ее. На основе такого акта должны быть предприняты меры, устраняющие выявленное нарушение финансовой дисциплины. При этом виновных важно привлечь к ответственности и разработать предложения, которые в будущем способны исключить подобные нарушения.

Виды финансового контроля: в зависимости от времени проведения

Финансовый контроль можно разделить на несколько видов на основании различных оснований:

В зависимости от того, в какое время он производится — предварительный, текущий и последующий.

Финансовый контроль по инициативе субъекта финансовых правоотношений

В зависимости от того, какова инициатива субъекта финансовых проавоотношений, финансовый контроль может быть обязательным или добровольным.

Проведение обязательного финансового контроля осуществляется:

  • на основании требований законодательства, к примеру контроль от лица законодательство органа власти за тем, как исполняет бюджет на основании годовых итогов;
  • на основании решения компетентного государственного органа (например, проверка и обследование налогоплательщиков в соответствии с вопросами налогообложения со стороны налоговых органов; контроль, который проводится на основании решений правоохранительного органа).

Замечание 1

Добровольный финансовый контроль может осуществляться в соответствии с самостоятельным решением хозяйствующих субъектов.

В зависимости от органов, которые ответственны за проведение финансового контроля, он бывает государственным (общегосударственным, вневедомственным, ведомственным), внутрихозяйственными аудиторским.

Финансовый контроль органами

У общегосударственного финансового контроля имеется наивысшее значение из-за особого статуса органов, которые занимаются его осуществлением (Федеральное Собрание Российской Федерации и Правительство России).

Он направлен на объекты, которые подлежат контролю независимо от того, каким ведомостям они подчиняются. Им производится контроль за законностью и эффективностью того, как используются государственные средства, проекты бюджета по звеньям бюджетной системы, отчеты о том, как исполняются бюджеты.

Вневедомственным финансовым контролем является контроль в лице специального финансово-кредитного органа, который направлен на объекты, вне зависимости от того, каким ведомостям они принадлежат. Обладает повседневным, систематическим и регулярным характером.

Ведомственным финансовым контролем является контроль в лице министерств, ведомств, других органов исполнительной власти, государственного управления за тем, как ведется деятельность предприятий, организаций и учреждений, входящих в их систему. Он осуществляется самостоятельными структурными контрольно-ревизионными подразделениями (управлениями, отделами, группами) министерств и ведомств, которые подчинены руководителям указанных органов. То, как контрольно-ревизионные подразделения осуществляют свою деятельность находится под контролем Министерства финансов Российской Федерации, финансовых органов субъектов России. Минимум один раз в год министерствами и ведомствами докладывается Правительству Российской Федерации о том, в каком состоянии находится контрольно-ревизионная работа.

Осуществление внутрихозяйственного финансового контроля производится внутри предприятий, учреждений и организаций в лице их руководителей и структурных подразделений (бухгалтерия, финансовые и экономические службы). Объект контроля в данных случаях это производственная и финансовая деятельность предприятия, включая входящие в него структурные подразделения.

Аудиторский финансовый контроль является независимым вневедомственным контролем, который осуществляется как один из видов предпринимательской деятельности — аудиторской деятельности. То, что данный вид вообще появился связывают с переходом к рыночным отношениям и тем, что изменились методы, которые регулируют экономику. Создавались предприятия, коммерческие банки, другие хозяйственные структуры, которые были основаны на негосударственной форме собственности, что и стало основным требованиям для вопроса по поводу форм и субъектов проведения контроля за финансово-хозяйственной деятельности, так как контроль компетентных государственных органов в указанных отношениях направлен на интересы государственной казны.

Читайте так же:  Получение налогового вычета по ипотеке через работодателя

Также интерес хозяйствующих субъектов заключается в достоверности и качественности учета и отчетности, связанных с финансово-хозяйственной деятельностью, что в итоге отвечает и интересам государства. Во время использования аудиторской формы сочетают интересы обеих сторон без обязательных затрат бюджетных средств на контрольную деятельность.

Порядоко того, как проводится аудиторский финансовые контроль регулируется на основании Указа Президента Российской Федерации от 22.12.1993 под номером 2263 «Об аудиторской деятельности в РФ» и утвержденными данным указов Временным правил аудиторской деятельности в РФ (были лишены силы на основании Указа Президента от 13.12.2001 под номером 1459 и Федерального закона от 07.08.2001 под номером 119-ФЗ «Об аудиторской деятельности»). На сегодняшний день порядок, в котором осуществляется аудиторская деятельность определен на основании Федерального закона от 30.12.2008 под номером 307-ФЗ «Об аудиторской деятельности».

Комментарий к Ст. 265 Бюджетного кодекса РФ

Комментируемая статья 265 БК России включена (как и следующие ст. ст. 266 — 273) в главу 26 «Основы государственного и муниципального финансового контроля» в раздел IX «Государственный и муниципальный финансовый контроль», однако законодатель не дает определения финансового контроля. В юридической и экономической науках под финансовым контролем преимущественно понимают осуществляемую с использованием специфических организационных форм и методов деятельность государственных и муниципальных органов, наделенных законом соответствующими полномочиями в целях установления законности и достоверности финансовых операций, объективной оценки экономической эффективности финансово — хозяйственной деятельности, увеличения доходных поступлений в бюджет и сохранности государственной и муниципальной собственности. Финансово — контрольная деятельность нацелена на выявление всех случаев нарушений финансовой дисциплины, под которой понимается установленный финансовым законодательством порядок образования, распределения и использования денежных фондов Российской Федерации, субъектов Федерации и местного самоуправления.

Непосредственно комментируемая статья 265 БК РФ (пункт 1) устанавливает формы финансового контроля, осуществляемого законодательными (представительными) органами Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и представительными органами местного самоуправления. Под формами финансового контроля следует понимать отдельные стороны проявления содержания контроля в зависимости от времени совершения контрольных действий. Законодатель предусматривает следующие формы финансового контроля: предварительный, текущий и последующий.

Все они находятся в тесной взаимосвязи, отражая непрерывный характер контроля, и классифицируются по времени его осуществления.

Предварительный контроль проводится:

А) в ходе обсуждения и утверждения законов (решений) о бюджете;

Б) в ходе обсуждения и утверждения иных проектов законов (решений) по бюджетно — финансовым вопросам.

Это может позволить лоббирование узкокорпоративных интересов определенных групп, выявить еще на стадии проектов законов и решений дополнительные финансовые ресурсы, пресечь попытки нерационального использования средств.

Текущий контроль осуществляется:

А) в ходе рассмотрения отдельных вопросов исполнения бюджетов на заседаниях комитетов, комиссий, рабочих групп законодательных (представительных) органов, представительных органов местного самоуправления;

Б) в ходе парламентских слушаний;

В) в связи с депутатскими запросами.

Иными словами, текущий контроль проводится в процессе исполнения бюджета.

Видео (кликните для воспроизведения).

Поэтому этой форме контроля присущи гибкость и оперативность. Ошибки, просчеты, попытки злоупотреблений, не выявленные на стадии предварительного контроля, могут быть обнаружены депутатами законодательных (представительных) органов в ходе текущего контроля.

Последующий контроль осуществляется в ходе рассмотрения и утверждения отчетов об исполнении бюджетов.

Следует отметить, что в соответствии с Российским законодательством Федеральное Собрание РФ участвует в осуществлении финансового контроля во время рассмотрения проекта федерального бюджета, слушания отдельных вопросов, связанных с исполнением бюджета и утверждением (неутверждением) отчета о его исполнении.

Пункт 2 комментируемой статьи 265 БК устанавливает права законодательных (представительных) органов Российской Федерации, субъектов Федерации и представительных органов местного самоуправления при осуществлении ими государственного и муниципального финансового контроля.

Во-первых, они имеют право на получение от органов исполнительной власти, органов местного самоуправления необходимых сопроводительных материалов при утверждении бюджета. Перечень таких документов и материалов, составляемых одновременно с проектом бюджета, приводится в статье 182 комментируемого Кодекса.

Во-вторых, они имеют право на получение от органов, исполняющих бюджеты, оперативной информации об их исполнении. Согласно ст. 241 Бюджетного кодекса РФ порядок представления информации представительным органам по оперативным, ежеквартальным и полугодовым отчетам об исполнении бюджета определяется правовыми актами соответствующих представительных органов.

В-третьих, это право на утверждение или неутверждение отчета об исполнении бюджета.

Например, отчет об исполнении бюджета субъекта Российской Федерации утверждается законом субъекта РФ (ст. 5, п. 2, пп. «а» ФЗ от 06.10.1999 N 184-ФЗ (ред. от 08.02.2001) «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации»).

В-четвертых, это право на создание собственных контрольных органов (Счетная палата Российской Федерации, контрольные палаты, иные органы законодательных (представительных) органов субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления) для проведения внешнего аудита бюджетов.

В целях непосредственного проведения финансового контроля Федеральным Собранием РФ образована Счетная палата РФ, а законодательными (представительными) органами власти субъектов РФ создаются соответственно собственные контрольно — счетные палаты, деятельность которых регулируется законодательством субъектов РФ. Однако до настоящего времени сохраняется проблема координации действий в области финансово — бюджетного контроля между Счетной палатой РФ и аналогичными органами субъектов Российской Федерации, которая временно разрешается заключением между ними соглашений о совместных действиях в данной сфере.

Сохраняются и другие, не менее актуальные проблемы. Некоторые специалисты бьют тревогу по поводу того, что из года в год использование большей части бюджетных средств просто не контролируется, принимается как должное по отчетам. «Считается, в частности, — отмечается далее, — что Счетная палата ежегодно ревизует исполнение федерального бюджета. Фактически производит всего лишь изучение документации, имеющейся в Минфине. Еще хуже контролируются бюджеты субъектов Федерации. Требования Бюджетного кодекса в части обязательной ежегодной проверки дотируемых бюджетов по разным причинам не соблюдаются. Более чем в 20 республиках, краях и областях собственных контрольно — счетных органов вообще нет, причем преобладают в их числе территории депрессивные, дотационные, живущие за счет федеральной помощи» .

В-пятых, это право на вынесение оценки деятельности органов, исполняющих бюджеты.

Пункт 3 комментируемой статьи 265 БК РФ обязывает органы исполнительной власти и органы местного самоуправления предоставлять всю информацию, необходимую для осуществления парламентского контроля.

Читайте так же:  Налог на долг банку

Вся необходимая информация должна предоставляться законодательным (представительным) органам, представительным органам местного самоуправления в пределах компетенции исполнительных органов по бюджетным вопросам, установленной Конституцией РФ, Бюджетным кодексом и иными нормативными правовыми актами РФ.

24. Финансовый контроль: понятие и значение.

Финансовый контроль – регламентированная нормами права деятельность государственных, муниципальных, общественных органов и организаций и иных хозяйствующий субъектов по проверке своевременности и точности финансового планирования, обоснованности и полноты поступления доходов в соответствующие фонды денежных средств, а так же правильности и эффективности их использования.

Предмет финансового контроля:

— валютные и кассовые операции,

— операции с бюджетными средствами,

— бухгалтерская документация и т.д.

Значение финансового контроля выражается в том, что при его проведении проверяются,

во-первых, соблюдение установленного в области финансовой деятельности правопорядка всеми органами государственной власти и местного самоуправления, предприятиями, учреждениями, организациями, гражданами и,

во-вторых, экономическая обоснованность и эффективность осуществляемых действий, соответствие их задачам государства и муниципальных образований. Он служит важным способом обеспечения законности и целесообразности проводимой финансовой деятельности. Требование соблюдения законности в финансовой деятельности имеет конституционную основу.

Цель финансового контроля: обеспечение законности и эффективности публичной финансовой деятельности, что выражается проверке соблюдения различных финансово-правовых режимов.

— обеспечение экономической безопасности государства при формировании денежных фондов государства,

— обеспечение надлежащего контроля за формированием государственных доходов и рациональное их использование,

— улучшение взаимодействия и координации деятельности контрольных органов в РФ,

— проверка исполнения финансовых обязательств перед государством и муниципальными образованиями, органами и физическими лицами,

— проверка целевого использования бюджетными получателями и распорядителями выделенных бюджетных средств,

— пресечение и предупреждение правонарушений в финансовой сфере.

Объектом финансового контроля являются денежные, распределительные процессы при формировании и использовании финансовых ресурсов, в т.ч. в форме фондов денежных средств на всех уровнях и звеньях народного хозяйства.

Субъекты контроля могут быть различными. В их число входят органы государственной власти и управления (президент, правительство, парламент, налоговые, финансовые и специализированные контрольные органы), контрольно-ревизионные управления министерств и ведомств, финансово-экономические службы предприятий и организаций, аудиторские фирмы, неправительственные организации, а также граждане страны как налогоплательщики.

25. Виды и формы финансового контроля.

Финансовый контроль – регламентированная нормами права деятельность государственных, муниципальных, общественных органов и организаций и иных хозяйствующий субъектов по проверке своевременности и точности финансового планирования, обоснованности и полноты поступления доходов в соответствующие фонды денежных средств, а так же правильности и эффективности их использования.

Вид финансового контроля – определенные направленные действия органов государственной власти по реализации основных задач финансового контроля.

1) по органу, осуществляющему контроль:

— контроль органов законодательной власти,

— контроль органов исполнительной власти,

— контроль муниципальных органов,

2) по времени проведения:

Форма финансового контроля – способ конкретного выражения и организации контрольных действий.

1) Фактический контроль.

2) Дистанционный контроль (запрос документов).

Энциклопедия решений. Финансовый контроль и аудит

Финансовый контроль в организациях государственного сектора осуществляется в целях обеспечения соблюдения положений бюджетного законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов. В настоящее время в Российской Федерации действует система финансового контроля, которую можно условно разделить на четыре уровня.

Органы, осуществляющие контроль

Внешний государственный (муниципальный) финансовый контроль

Контроль законодательных (представительных) органов

1. Счетная палата РФ (на федеральном уровне).

2. Контрольно-счетные органы субъектов РФ.

3. Контрольно-счетные органы муниципальных образований

Федеральный закон от 05.04.2013 N 41-ФЗ «О Счетной палате Российской Федерации»

Регламент Счетной палаты Российской Федерации, утвержденный постановлением Коллегии Счетной палаты РФ от 28.10.2013 N 7ПК

Стандарты Счетной палаты РФ (ч. 1 ст. 35 Федерального закона от 05.04.2013 N 41-ФЗ)

Федеральный закон от 07.02.2011 N 6-ФЗ «Об общих принципах организации и деятельности контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований»

Законы (решения), принимаемые на уровне конкретных публично-правовых образований*(1)

Внутренний государственный (муниципальный) финансовый контроль

Осуществляется в рамках всего публично-правового образования

1. Федеральное казначейство (на федеральном уровне)*(2).

2. Органы внутреннего государственного финансового контроля субъектов РФ.

3. Органы внутреннего муниципального финансового контроля

Положение о Федеральном казначействе, утвержденное постановлением Правительства РФ от 01.12.2004. N 703

Правила осуществления Федеральным казначейством полномочий по контролю в финансово-бюджетной сфере, утвержденные постановлением Правительства РФ от 28.11.2013 N 1092

Административный регламент, утвержденный приказом Минфина России от 20.03.2014 N 18н

Нормативные правовые акты, принимаемые на уровне конкретных публично-правовых образований*(3)

Органы, осуществляющие кассовое обслуживание (проведение кассовых операций) при санкционировании операций

1. Федеральное казначейство

2. Финансовые органы субъектов РФ

3. Финансовые органы муниципальных образований

Положение о Федеральном казначействе, утвержденное постановлением Правительства РФ от 01.12.2004 N 703

Нормативные правовые акты, принимаемые на уровне конкретных публично-правовых образований*(4)

Ведомственный внутренний финансовый контроль и аудит

Осуществляется в рамках ведомства — в территориальных органах ведомства и подведомственных учреждениях

1. Главных распорядителей (распорядителей) бюджетных средств.

2. Главных администраторов (администраторов) доходов бюджетов

3. Главных администраторов (администраторов) источников финансирования дефицита бюджета

Внутренний финансовый контроль и аудит осуществляются в соответствии с порядком, установленным соответственно Правительством РФ, высшим исполнительным органом государственной власти субъекта РФ, местной администрацией (см. постановления Правительства РФ от 10.02.2014 N 89, от 17.03.2014 N 193).

Внутренний финансовый контроль и аудит осуществляются в пределах установленной предельной численности и ФОТ сотрудников центральных аппаратов и территориальных органов федеральных органов исполнительной власти, а также в пределах предусмотренных бюджетных ассигнований.

В настоящее время на федеральном уровне действуют принятые ведомственные нормативные акты:

— приказы (распоряжения), издававшиеся в соответствующих ведомствах (например, Положения, Стандарты утвержденные приказами Минюста России от 29.01.2015 N 12, Росавтодора от 11.05.2012 N 129, Минздрава России от 05.09.2013 N 626н, Федерального казначейства от 29.11.2017 N 330).

Для обеспечения единообразного подхода к планированию и проведению аудиторских проверок, а также к реализации их результатов во всех публично-правовых образованиях Минфином России утверждены Методические рекомендации (приказ от 30.12.2016 N 822).

Органов, осуществляющих функции и полномочия учредителей в отношении казенных, бюджетных и автономных учреждений

п. 5.1 ст. 32 Федерального закона от 12.01.1996 N 7-ФЗ «О некоммерческих организациях»

Читайте так же:  Можно вернуть стандартный налоговый вычет

ч. 3.23 ст. 2 Федерального закона от 03.11.2006 N 174-ФЗ «Об автономных учреждениях»

Нормативные правовые акты, принимаемые на уровне конкретных публично-правовых образований*(5)

Внутренний контроль в организации госсектора

Должностные лица, комиссии, структурные подразделения организации госсектора

ч. 1 ст. 19 Федерального закона от 06.12.2011 N 402-ФЗ «О бухгалтерском учете»

ст. 101 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ

Иные нормативные правовые акты, предусматривающие требование об осуществлении внутреннего контроля в организации (например, согласно п. 7 Указания Банка России от 11.03.2014 N 3210-У в организации должны быть определены мероприятия по обеспечению сохранности наличных денег при ведении кассовых операций, хранении, транспортировке, порядок и сроки проведения проверок их фактического наличия)

Локальные нормативные акты

Объекты государственного (муниципального) финансового контроля перечислены в п. 1 ст. 266.1 БК РФ. К их числу относятся и государственные (муниципальные) учреждения (казенные, бюджетные и автономные). Действующее законодательство не позволяет передать полномочия по осуществлению муниципального финконтроля федеральным органам (письмо Минфина России от 31.03.2016 N 02-10-08/18672).

Внимание

Контрольные мероприятия, проводимые в казенных учреждениях в рамках осуществления финансового контроля, связаны прежде всего с проверкой исполнения бюджетной сметы. А вот при проверках бюджетных и автономных учреждений прежде всего проверяется (см., в частности, письма Минфина России от 20.08.2012 N 02-07-10/3259, от 24.04.2013 N 02-13-09/14197):

— соблюдение условий предоставления субсидий;

— выполнение государственного (муниципального) задания в установленные сроки, в полном объеме и с должным качеством;

— полнота и достоверность отчетности об исполнении государственных (муниципальных) заданий.

В настоящее время могут быть выделены две основных формы финансового контроля, контроля финансово-хозяйственной деятельности:

Предшествует совершению фактов хозяйственной жизни (расходованию средств, осуществлению операций с имуществом и т.д.)

Направлен на предупреждение и пресечение ошибок и (или) нарушений действующего законодательства:

— в процессе исполнения бюджетов (п. 4 ст. 265 БК РФ);

— при использовании имущества;

— при осуществлении иных хозяйственных операций

Осуществляется после совершения фактов хозяйственной жизни (по результатам исполнения бюджетов, после расходования средств и осуществления операций с имуществом)

Последующий контроль осуществляется в целях:

— установления законности исполнения бюджетов, достоверности учета и отчетности (п. 5 ст. 265 БК РФ);

— проверки соблюдения требований действующего законодательства и выявления нарушений

Методами осуществления финансового контроля являются, в частности, проверки (камеральные и выездные, встречные), ревизии, обследования, санкционирование операций (см., например, ст. 267.1 БК РФ).

Оформление результатов контрольных мероприятий осуществляется в следующем порядке:

Документы, оформляемые по результатам мероприятия

Ревизии и проверки

Разрешительная надпись после проверки документов

Внимание

Отношения в области организации и осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля и защиты прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора), муниципального контроля регулируются Федеральным законом от 26.12.2008 N 294-ФЗ (далее — Закон N 294-ФЗ). В то же время положения этого закона, устанавливающие порядок организации и проведения проверок, не применяются при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля в финансово-бюджетной сфере (ч. 3.1 ст. 1 Закона N 294-ФЗ).

В целях обеспечения открытости и доступности информации о деятельности государственных (муниципальных) учреждений сведения о проведенных в отношении них контрольных мероприятиях и их результатах размещаются в сети Интернет на официальном сайте www.bus.gov.ru (пп. 8 п. 3.3 ст. 32 Закона N 7-ФЗ) в соответствии с п. 3.5 Закона N 7-ФЗ и согласно Требованиям к порядку формирования структурированной информации о государственном (муниципальном) учреждении, информации, указанной в п. 15.1 Порядка предоставления информации, утвержденного приказом Министерства России от 21.07.2011 N 86н (утв. Федеральным казначейством 26.12.2016).

Вся информация об осуществлении государственного (муниципального) финансового аудита (контроля) в сфере бюджетных правоотношений подлежит размещению в специальной государственной информационной системе ГИС ЕСГФК по адресу http://portal.audit.gov.ru (приказ Счетной палаты РФ и Минфина России от 25.12.2015 N 128/214н). Оператор системы — Счетная палата РФ. Система состоит из открытой и закрытой частей. Должностные лица проверяемых организаций, в т.ч. государственных (муниципальных) учреждений, могут просматривать размещенную в системе актуальную информацию по аудиту (контролю).

*(1) См., например, Закон Свердловской области от 12.07.2011 N 62-ОЗ «О Счетной палате Свердловской области и контрольно-счетных органах муниципальных образований, расположенных на территории Свердловской области»; Закон Хабаровского края от 29.06.2011 N 95 «О регулировании отдельных вопросов организации и деятельности контрольно-счетного органа муниципального образования Хабаровского края».

*(2) До 02 февраля 2016 года надзор осуществляла упраздненная ныне Служба финансово-бюджетного надзора (Росфиннадзор). Функции по контролю и надзору в финансово-бюджетной сфере переданы Федеральному казначейству.

*(3) См., например, постановление Правительства Оренбургской области от 24.01.2014 N 29-п «Об утверждении порядка осуществления министерством внутреннего государственного финансового контроля Оренбургской области полномочий по контролю в финансово-бюджетной сфере»; постановление Администрации г. Вологды от 10.01.2014 N 79 «Об утверждении Порядка осуществления полномочий по внутреннему муниципальному финансовому контролю Администрацией города Вологды».

*(4) См., например, постановление Правительства Москвы от 22.09.2009 N 1018-ПП «Об утверждении Порядка санкционирования финансовыми органами города Москвы оплаты денежных обязательств получателей средств бюджета города Москвы и администраторов источников финансирования дефицита бюджета города Москвы и ведения лицевых счетов для учета операций исполнения бюджета города Москвы по расходам и источникам финансирования дефицита бюджета».

Видео (кликните для воспроизведения).

*(5) См., например, приказ Комитета экономического развития и инвестиционной деятельности Ленинградской области от 06.09.2013 N 26 «О формах и периодичности контроля за деятельностью государственных бюджетных и казенных учреждений Ленинградской области, учредителем которых является Комитет экономического развития и инвестиционной деятельности Ленинградской области»; постановление Администрации городского округа Красноуфимск Свердловской области от 23.07.2012 N 763 «Об утверждении порядка осуществления контроля за выполнением муниципального задания муниципальными учреждениями, учредителем которых является Администрация ГО Красноуфимск»; постановление Окружной администрации города Якутска от 22.11.2010 N 190п «Об утверждении Положения об осуществлении функций и полномочий учредителя, включая контроль за деятельностью муниципальных казенных или бюджетных учреждений Городского округа «Город Якутск».

Источники

В целях обеспечения финансового контроля
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here