Увеличен земельный налог

Увеличен земельный налог

Федеральный закон от 29.09.2019 № 325-ФЗ (далее – Закон № 325-ФЗ) скорректировал нормы Кодекса, которые касаются порядка уплаты земельного налога. В частности, урегулированы отдельные спорные моменты. Большинство нововведений начнет действовать с 01.01.2020. Рассмотрим их подробнее.

Изменился срок для уплаты налога

Сроки для уплаты земельного налога и авансовых платежей по нему теперь регулируются только НК РФ. Органы власти муниципальных образований, а также городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя лишены полномочий устанавливать на подведомственной им территории иные сроки внесения платежей по этому налогу (п. 72, 77 ст. 2 Закона № 325-ФЗ).

При этом за местными органами власти сохранилось право определять порядок уплаты земельного налога, а именно – с авансовыми платежами либо без них (п. 5 ст. 396 НК РФ).

В соответствии с поправками налог по итогам года необходимо уплатить не позднее 1 марта следующего года, а авансовые платежи (если они предусмотрены нормативным актом органа власти) – не позднее последнего числа месяца, следующего за истекшим отчетным периодом (пп. «б» п. 77 ст. 2 Закона № 325-ФЗ). Напомним, что отчетные периоды по земельному налогу – первый квартал, второй квартал, третий квартал (п. 2 ст. 393 НК РФ).

Сейчас местные органы власти вправе по своему усмотрению определять сроки для внесения платежей по налогу. Но срок для уплаты налога по итогам года не может быть установлен ранее 1 февраля (п. 1 ст. 397, п. 3 ст. 398 НК РФ).

Впервые по новым правилам налог нужно перечислить в 2021 году за 2020 год (ч. 7, 17 ст. 3 Закона № 325-ФЗ).

Доначисление налога при использовании сельскохозяйственных участков не по назначению

Налогообложение сельскохозяйственных участков, а также участков, приобретенных (предоставленных) для жилищного строительства, осуществляется по пониженной ставке.

Местные органы власти должны установить ее в размере не более 0,3% (пп. 1 п. 1 ст. 394 НК РФ).

В случае нецелевого использования участка налог необходимо рассчитывать с применением ставки, предусмотренной для «прочих» земель. Она установлена пп. 2 п. 1 ст. 394 НК РФ и не может превышать 1,5%.

Минфин России и ФНС России уточняли, что по повышенной ставке земельный налог рассчитывается с налогового периода (календарного года), в котором уполномоченный орган вынес решение о выявленном нарушении, до начала налогового периода, в котором плательщик устранил это нарушение (письма ФНС России от 28.12.2018 № БС-4-21/[email protected], от 20.03.2018 № БС-4-21/[email protected], Минфина России от 16.07.2014 № 03-05-04-02/34879, доведено до сведения налоговых органов письмом ФНС России от 30.07.2014 № БС-4-11/[email protected]).

В настоящее время проверку соблюдения земельного законодательства в части целевого использования с/х земель осуществляют органы Россельхознадзора (п. 4 Положения о государственном земельном надзоре, утв. постановлением Правительства РФ от 02.01.2015 № 1). Если специалисты упомянутого ведомства выявят, что земельный участок используется не по назначению, составляется протокол об административном нарушении. Его копию направляют в налоговую инспекцию. На этом основании инспекция вправе доначислить плательщику земельный налог. Такие пояснения Минфина России содержатся, в частности, в письме от 13.10.2017 № 03-05-04-02/67093.

Законом № 325-ФЗ указанные положения теперь закреплены в новом п. 18 ст. 396 НК РФ, вступающим в силу с 01.07.2020 (пп. «г» п. 76 ст. 2 Закона № 325-ФЗ). Новой нормой регламентированы сроки, в течение которых проверяющие Россельхознадзора обязаны сообщать в налоговый орган сведения о:

  • выданных налогоплательщикам предписаниях об устранении нарушений, связанных с использованием с/х участка не по назначению;
  • устранении налогоплательщиком выявленных нарушений;
  • об отмене вынесенных предписаний.

Отметим, что поправками не установлены какие-либо специальные нормы относительно особенностей расчета налога по повышенной ставке. Полагаем, пересчет налога нужно будет производить так же, как и сейчас, то есть с периода, в котором выявлено нарушение, и до начала периода, в котором оно устранено либо отменено предписание о его устранении.

Признаки неиспользования земельных участков для с/х производства приведены в Перечне, утв. постановлением Правительства РФ от 23.04.2012 № 369.

Доначисление налога при использовании в предпринимательстве земельных участков для жилищного строительства

Поправками введено ограничение на применение пониженной ставки налога в отношении участков, приобретенных (предоставленных) для индивидуального жилищного строительства. Так, если участок, приобретенный для целей такого строительства, используется в предпринимательской деятельности, уплата налога по пониженной ставке будет признаваться неправомерной (пп. «а» п. 75 ст. 2 Закона № 325-ФЗ).

Споры плательщиков с налоговыми органами по поводу применения пониженной ставки земельного налога в случае, когда участок имеет вид разрешенного использования «для индивидуального жилищного строительства», но фактически покупается для перепродажи, зачастую приводили к судебным разбирательствам. Арбитражная практика по этому вопросу складывается в пользу налоговых органов. Суды разделяют точку зрения финансового ведомства и приходят к выводу, что пониженная ставка предназначена для уплаты налога физлицами, которые используют такие участки непосредственно для жилищного строительства. Поэтому неправомерно распространение подобной льготы на ИП и организации, целью деятельности которых является получение прибыли (см. письма Минфина России от 08.05.2019 № 03-05-05-02/33743, от 21.02.2019 № 03-05-06-02/11312, определения Верховного суда РФ от 20.06.2018 № 301-КГ18-7425, от 15.01.2018 № 305-КГ17-20424, 29.02.2016 № 305-КГ15-13502).

Таким образом, позиция налоговых органов и судов теперь нашла отражение в НК РФ. Соответственно, споры по этому вопросу должны прекратиться.

Нововведения нужно применять с расчета земельного налога за 2020 год (ч. 3 ст. 3 Закона № 325-ФЗ).

Дополнен перечень вариантов обращения за получением налоговой льготы

С 01.01.2020 не только физлица (в т.ч. ИП), но и организации, которые хотят воспользоваться льготами по земельному налогу, должны обратиться в налоговый орган с соответствующим заявлением. Мы писали новость об этом.

Заявление и документы, подтверждающие право на льготу, можно подать на бумажном носителе (лично или по почте) либо в электронном виде (через оператора электронного документооборота).

Поправками уточняется, что обратиться в налоговый орган с заявлением и оправдательными документами плательщик сможет и через МФЦ (п. 73 ст. 2, ч. 2 ст. 3 Закона № 325-ФЗ).

Читайте так же:  Основные элементы земельного налога

Физлица (в т.ч. ИП) могут на практике применять эту норму с 29.09.2019 г. (ч. 2 ст. 3 Закона № 325-ФЗ), а юрлица – с 01.01.2020 (пп. «б» п. 24 ст. 1, ч. 2 ст. 3 Федерального закона от 15.04.2019 № 63-ФЗ).

Коэффициент земельного налога в 2017 году

Коэффициент земельного налога 2017 года исчисляется по тем же принципам, что и в предшествующие годы. Организациям, которые в соответствии с положениями НК РФ должны самостоятельно определять сумму данного налога, важно избежать ошибок в его применении. А ИП, получающие, как и обычные физлица, уведомление об уплате налога из ИФНС, смогут проверить правильность применения коэффициента для сделанного налоговым органом расчета.

Какие есть коэффициенты земельного налога в 2017 году?

В общем случае исчисление величины земельного налога осуществляется без каких-либо коэффициентов. В формуле определения размера соответствующего платежа по умолчанию присутствует только 2 переменные — кадастровая стоимость земельного участка и налоговая ставка. Для того чтобы получить сумму налога, нужно перемножить указанные переменные.

Кадастровая стоимость недвижимости — 1 000 000 руб.

Налоговая ставка — 0,3%.

Сумма налога — произведение между 1 000 000 и 0,3%, то есть 3 000 руб.

Об особенностях заполнения декларации при изменившейся в течение года кадастровой стоимости читайте в материале «Как заполнить земельную декларацию при изменении кадастровой стоимости участка судом».

Однако законодательством определен ряд оснований для включения в эту формулу дополнительных переменных в виде различных коэффициентов, которые применяются, если:

  • земельный участок приобретен для жилищного строительства;
  • срок жилищного строительства превышает 3 года;
  • земельный участок приобретен для индивидуального жилищного строительства физлицами;
  • участок находится в собственности плательщика менее 12 месяцев календарного года;
  • плательщик в течение налогового периода получил либо утерял право пользоваться льготами, установленными в положениях НК РФ.

Рассмотрим специфику применения коэффициента в каждом случае подробнее.

Коэффициент налога для земель под ИЖС

Для физлиц — собственников земельных участков под индивидуальное жилищное строительство (ИЖС) также устанавливается коэффициент, вдвое увеличивающий величину налога, при условии что после покупки земли прошло более 10 лет. Коэффициент 2 применяется после 10-летнего рубежа до даты оформления дома в собственность.

Участок под ИЖС куплен в 2006 году. В 2017 году строительство дома не окончено. На 01.01.2017. кадастровая стоимость участка равна 1 000 000 руб. Ставка налога в регионе 0,3%. Сумма налога за 2017 год составит: 6 000 руб. (1 000 000 × 0,3% × 2).

ВАЖНО!Если ФНС не присылает уведомление на уплату земельного налога, физлица обязаны уведомить налоговиков о наличии в собственности не задекларированного имущества. В противном случае будут штрафные санкции в размере 20% от неуплаченного налога.

Форма сообщения для скачивания доступна здесь.

Срок уплаты земельного налога

Срок уплаты земельного налога за год для физлиц введен законодательно (п. 1 ст. 397 НК РФ) и является датой, общей для всей территории РФ. Заканчивается он 1 декабря года, наступающего после того, за который осуществляется платеж. В 2019 году он выпал на выходной, поэтому оплатить налог можно было до 02.12.2019 включительно.

Для юрлиц ситуация с оплатой иная. В течение года они по окончании каждого квартала платят авансы по налогу, если регион, в котором находится земля, не отказался от деления года на отчетные периоды (п. 2 ст. 397 НК РФ). Расчет по году происходит с учетом уже оплаченных авансов. Если же год в регионе не делится на отчетные периоды, то оплата осуществляется 1 раз в объеме налога, начисленного за весь год.

Сроки для оплаты авансов и итогового расчета каждый из регионов пока устанавливает сам (п. 1 ст. 397 НК РФ). Единственным ограничением для платежа по году является то, что он не может наступать раньше срока подачи декларации, предельная дата представления которой указана в НК РФ и соответствует 1 февраля года, наступающего за отчетным (п. 3 ст. 398 НК РФ).

ВАЖНО! С 2021 года сроки уплаты земельного налога и авансов по нему меняются.

Итоги

Налоговым законодательством РФ предусмотрены повышающие коэффициенты по налогу на землю для участков под жилищное строительство в 2-кратном размере до достижения 3 лет с момента покупки и в 4-кратном — после 3 лет до момента оформления прав собственности на объект недвижимости.

Для физлиц, купивших участок под застройку индивидуального домовладения, также предусмотрен коэффициент, вдвое увеличивающий сумму налога в случае недостроя жилья после 10 лет с момента покупки до оформления документов на право владения домом. Так же налог исчисляется с учетом коэффициента в случае владения землей неполный год, который рассчитывается как пропорция полных месяцев владения участком к 12.

Обо всех изменениях по земельному налогу мы оперативно рассказываем в рубрике «Земельный налог».

Почему так вырос земельный налог?

Нижний Новгород, 5 декабря — АиФ-НН. Многие владельцы земельных участков в Нижегородской области испытали в этом году неприятное удивление, получив платёжки с суммой налога на землю.

Имейте в виду
Оценивайте с умом

Разницу между кадастровой и рыночной стоимостью необходимо подтвердить отчётом оценщиков. Подготовить этот документ под силу далеко не каждому специалисту, его составление требует большого опыта и профессионализма. Отчёт об оценке должен безукоризненно соответствовать требованиям федеральных законов и стандартов оценочной деятельности.

Единственно возможным и безусловно необходимым подтверждением качества оценки в подобной ситуации является положительное заключение, подготовленное экспертным советом саморегулируемой организации оценщиков. Проведение оценки, подготовка отчёта, судебные издержки — всё это далеко недёшево. Поэтому, прежде чем бежать в суд, необходимо оценить экономическую целесообразность своих действий.

Проще говоря, нужно выяснить, есть ли разница между кадастровой и рыночной стоимостью вашего участка и, если да, какой экономии вы можете добиться. Для этого необходимо обратиться к оценщику. Из документов потребуется только кадастровый паспорт.

Консультации проводятся бесплатно.

+7 (831) 430 01 17, 430 01 56, [email protected], www.renzin.ru

Реклама.

Всё дело в оценке

Земельный налог сейчас платят исходя из расчёта кадастровой стоимости. Именно она и выросла в прошлом году. Всё дело в том, что Минэкономразвития утвердило новый порядок расчёта стоимости недвижимости физических лиц. Действующая до этого методика основывалась на сборниках показателей ещё 70-х годов и давно потеряла связь с современной рыночной ценой объектов.

Читайте так же:  Решение и приказ о выплате дивидендов

В результате кадастровая стоимость должна максимально приблизиться к стоимости рыночной. Однако вследствие того, что оценка проводилась массово и не всегда предельно точно, результаты получились весьма усреднённые — где-то ниже рыночной стоимости, а где-то и выше. В итоге сумма налога на землю существенно изменилась.

— Собственников земли проблема коснулась в разной степени, — отмечает Константин ВЛАСОВ, заместитель руководителя Управления Росреестра по Нижегородской области. — Для некоторых налог вырос незначительно. Например, был участок в 5 соток, кадастровая стоимость которого 500 000 рублей. В этом году начислен налог 150 рублей вместо 50, как прежде. Много ли это? Наверно, нет, учитывая, что речь идёт о ресурсе — земле — и о налоге, который нужно заплатить один раз в год. Однако бывали и другие случаи, когда сумма налога вырастала в 50, 60, даже 100 раз. Проблема в том, что оценка земли в Нижегородской области была сделана по состоянию на 1 января 2007 года, утверждена в 2010 году, а действовать начала сейчас. Понятно, почему разница в стоимости земли оказалась так велика.

Дорожка в суды протоптана

Резкое увеличение налога на землю произошло не только в Нижегородской области, но и в других регионах. Население немедленно выступило против. Оказалось, что сумму налога можно изменить, если оспорить кадастровую стоимость земли. В суды посыпались иски от физических, но больше от юридических лиц. Большинство из них оказались удовлетворены: 400 в Татарстане, 348 — в Кемерово, 500 — в Екатеринбурге.

В Нижегородской области процесс только набирает обороты. В Арбитражный суд Нижегородской области поступило 34 обращения, было рассмотрено и удовлетворено 9.

— Двум моим клиентам удалось добиться снижения кадастровой стоимости земли, а, следовательно, и налога, в 3,6 и 6 раз, — рассказывает юрист Михаил ЧЕРЕПНОВ. — При этом я знаю случаи, когда стоимость земли по суду снижали в 10-15 раз. Если нет возражений со стороны кадастровой палаты, решения всегда выносят в пользу истцов.

— Была небольшая часть отказов, основанных на некорректном отчёте оценщика или ошибках в других представленных документах, — добавляет юрист Юлия КРУЗЕ. — В целом же судебная практика в Арбитражном суде уже сформировалась.

Единственный минус — пересчитать налог на землю можно, однако вернуть переплаченное в предыдущие годы уже нельзя.


— Основанием для пересмотра стоимости земли могут быть недостоверность сведений об объекте недвижимости, а также существенное отличие кадастровой стоимости от рыночной, — подчёркивает Алексей РЕНЗИН, региональный представитель, член экспертного совета НП СРО «Национальная коллегия специалистов оценщиков». — Наша практика показывает, что примерно на 30% участков в России установлена кадастровая стоимость выше рыночной, а значит, есть повод обратиться в суд и оспорить её.

Как понизить бремя

Итак, вы получили расчёт налога и считаете, что от вас требуют слишком большую сумму. Для начала определитесь, нужно ли вам в принципе бороться за снижение налога. Нынешняя методика расчёта носит временный характер и проработает лишь до введения нового налога на недвижимость в 2014-2015 году. Возможно, проще пару раз заплатить больше, чем ходить по инстанциям. Однако когда речь идёт о юрлицах и переплатах в несколько миллионов, это правило не сработает. Уж больно большие потери.

Порядок обжалования бремени для физ- и юрлиц одинаков. Начать стоит с налоговой. На сайте ведомства можно узнать точную сумму налога, а также методику её расчёта, ставки и льготы.

— На федеральном уровне определённым категориям населения предоставляется одна льгота: вычет в размере 10 000 рублей, — говорит Светлана ИГНАТЬЕВА, начальник отдела налогообложения физических лиц УФНС по Нижегородской области. — Прочие льготы предоставляют муниципалитеты, однако так как налог поступает в местные бюджеты, от него не стремятся освобождать. Тем не менее на льготы могут рассчитывать Герои СССР, ветераны ВОВ, инвалиды и др. Уточните этот вопрос в местной администрации.

Предприятиям снизить сумму налога часто можно, изменив вид разрешённого использования земель. Например, вы покупали участок под гараж, налог исчислялся одним способом. Вы же построили магазин — это уже другой способ налогообложения.

Изменить вид разрешённого использования несложно, достаточно обратиться в Росреестр.

Там же решаются прочие вопросы, связанные с земельными спорами. На сайте Росреестра размещена публичная кадастровая карта. С её помощью можно проверить границы своего участка, местоположение, размеры, узнать кадастровую стоимость. Если, по вашему мнению, допущены неточности, напишите в управление письмо или запишитесь на личный приём.

— Мы работаем со всеми обращениями, даём подробные разъяснения, — подчёркивает Василий РОМАНОВ, директор филиала Федеральной кадастровой палаты Росреестра по Нижегородской области. — Специалисты проверяют, не закралась ли в расчёты техническая (использованы не те коэффициенты) или кадастровая ошибка. Если их обнаружат, будут внесены поправки, как следствие — налог будет пересчитан.

Если же вы считаете, что кадастровая стоимость в принципе больше рыночной, то её можно оспорить двумя способами. Во-первых, обратившись в комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Росреестре. Во-вторых, подав иск в Арбитражный суд Нижегородской области.

О применении повышающего коэффициента при исчислении земельного налога в случае разделения земельного участка

Описание ситуации:

ООО является собственником земельных участков, что подтверждается свидетельствами о государственной регистрации прав, датированными 16 ноября 2012 г. Вид разрешенного использования: жилищное строительство. Однако жилищное строительство на данных земельных участках не осуществляется, в связи с чем, начиная с декабря 2012 г. ООО исчисляет земельный налог с применением коэффициента 2 в соответствии с п. 15 ст. 395 НК РФ.

В августе 2013 года собственником – ООО было принято решение о перераспределении данных участков, вследствие чего в Единый государственный реестр прав на недвижимое имущество и сделок с ним внесены записи о вновь образованных земельных участках и выданы новые свидетельства о государственной регистрации права, датированные 12.09.2013 г. Вид разрешенного использования: жилищное строительство.

Читайте так же:  Наказание за сдачу квартиры без уплаты налогов

Согласно вышеуказанной норме НК РФ исчисление суммы налога производится с использованием коэффициента 4 в течение периода, превышающего трехлетний срок строительства, который в свою очередь отсчитывается с даты государственной регистрации прав на данные земельные участки.

Вопрос:

Просим разъяснить, с какого момента ООО должно начать применять коэффициент 4 при исчислении земельного налога: с декабря 2015 года или с октября 2016 года?

Ответ:

Видео (кликните для воспроизведения).

Согласно абз. 2 п. 15 ст. 396 НК РФ, если строительство не завершено после истечения трехлетнего срока с момента предоставления земельного участка для жилищного строительства, то исчисление суммы налога (суммы авансовых платежей по налогу) производится с учетом коэффициента 4 в течение периода, превышающего трехлетний срок строительства, вплоть до даты государственной регистрации прав на построенный объект недвижимости.

В свою очередь трехлетний срок строительства исчисляется с момента регистрации права собственности на земельный участок, что следует из абз. 1 п. 15 ст. 396 НК РФ.

Иными словами, если налогоплательщик в течение трех лет с момента регистрации права собственности на земельный уч1асток, предоставленный для жилищного строительства, не закончил строительство или вообще его не вел, то после истечения указанного трехлетнего срока налогоплательщик обязан исчислять налог с учетом повышающего коэффициента 4.

Однако налоговым законодательством не разъясняется, как правильно применить повышающий коэффициент 4 и исчислить земельный налог в случае разделения земельного участка, например, когда на земельном участке, выделенном для жилищного строительства, не велось строительство, однако, до истечения трехлетнего срока данный земельный участок был разделен на несколько участков так же предназначенных для жилищного строительства.

На наш взгляд, в такой ситуации необходимо руководствоваться следующим.

Во-первых, порядок образования новых земельных участков путем деления первоначального земельного участка и регистрации права собственности на них подразумевает аннулирование права собственности на первоначальный земельный участок.

Так, на основании п. 1 ст. 11.4 Земельного кодекса РФ при разделе земельного участка образуются несколько земельных участков, а земельный участок, из которого при разделе образуются земельные участки, прекращает свое существование, за исключением случаев, указанных в п.п. 4 и 6 ст. 11.4 Земельного кодекса РФ, и случаев, предусмотренных другими федеральными законами.

При разделе земельного участка у его собственника возникает право собственности на все образуемые в результате раздела земельные участки (п. 2 ст. 11.4 Земельного кодекса РФ).

Согласно п. 2 ст. 11.2 Земельного кодекса РФ земельные участки, из которых при разделе, объединении, перераспределении образуются земельные участки (исходные земельные участки), прекращают свое существование с даты государственной регистрации права собственности и иных вещных прав на все образуемые из них земельные участки в порядке, установленном Федеральным законом от 21.07.1997 № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» (далее – Федеральный закон № 122-ФЗ).

В соответствии с п. 1 и п. 2 ст. 22.2 Федерального закона № 122-ФЗ, согласно которому государственная регистрация прав на земельные участки, образуемые при разделе или объединении земельных участков, находящихся в собственности одного лица, осуществляется на основании заявления такого лица при представлении документа, на основании которого в соответствии с настоящим законом и другими законами осуществляется образование земельных участков.

Таким образом, при разделе земельного участка образуются новые земельные участки, на которые за собственником по его заявлению отдельно регистрируется право собственности. Исходный земельный участок прекращает свое существование также с момента государственной регистрации прав на все образуемые из него земельные участки.

Во-вторых, исходя из ст.ст. 388 и 389 НК РФ объектом налогообложения земельным налогом является не просто любой участок, имеющий границы, а земельный участок, право собственности на который зарегистрировано за налогоплательщиком в установленном порядке.

Иными словами, в результате разделения земельного участка и регистрации права собственности на вновь возникшие земельные участки у налогоплательщика возникают новые объекты налогообложения, а первоначальный объект налогообложения (исходный земельный участок) перестает существовать.

В этой связи, по нашему мнению, порядок исчисления земельного налога с учетом повышающего коэффициента должен применяться к каждому отдельно взятому объекту – земельному участку. Указанное означает, что срок, предусмотренный п. 15 ст. 396 НК РФ, должен исчисляться заново после образования новых земельных участков.

Отметим, что аналогичный, на наш взгляд, подход Минфин РФ излагает в своем письме от 14.10.2015 № 03-05-05-02/58871:

«Таким образом, при разделе земельного участка с разрешенным использованием для жилищного строительства образуются новые земельные участки с тем же видом разрешенного использования.

Учитывая изложенное, полагаем, что в отношении вновь образованных земельных участков с разрешенным использованием для жилищного строительства, на которых осуществляется жилищное строительство, исчисление земельного налога организацией – собственником таких земельных участков должно осуществляться с применением повышающих коэффициентов в порядке, предусмотренном п. 15 ст. 396 НК РФ».

Несмотря на то, что четкого вывода в письме не делается, финансовое ведомство указывает, что в результате разделения образуются новые земельные участки, и отсылает налогоплательщиков к п. 15 ст. 396 НК РФ, который предусматривает исчисление всех сроков с целью применения повышающих коэффициентов с даты регистрации прав на земельный участок.

При этом отметим, что каких-либо исключений для ситуаций разделения земельных участков законодатель в п. 15 ст. 396 НК РФ не делает, поэтому формально при разделении земельного участка трехлетний срок строительства прерывается и начинает течь снова с момента регистрации прав на вновь образованный земельный участок.

Как указано в запросе, в результате разделения Обществом исходных земельных участков право собственности на каждый новый участок было зарегистрировано в сентябре 2013 года. Право собственности на исходные земельные участки было аннулировано. Следовательно, после разделения исходных земельных участков у Общества возникли новые объекты налогообложения земельным налогом.

По нашему мнению, поскольку регистрация прав на вновь образованные земельные участки произошла в сентябре 2013 г., следовательно, трехлетний срок на строительство жилья в порядке п. 15 ст. 396 НК РФ должен исчисляться Обществом с указанного периода (с дат регистрации прав собственности на вновь образованные участки, указанные в свидетельствах, т.е. с 19.09.2013).

Читайте так же:  Бланки на возврат налога физическим лицам

Таким образом, считаем, что повышающий коэффициент 4 подлежит применению Обществом в целях налогообложения вновь образованных земельных участков с октября 2016 года (т.е. спустя три года, начиная с 19.09.2013).

Земельный налог за год — как рассчитать и когда платить?

ВАЖНО! Начиная с налога за 2020 год юрлицам больше не нужно будет сдавать налоговую декларацию. Но считать налог они продолжат, как и раньше.

Как юрлицу посчитать сумму земельного налога за 2019 год

Налоговой базой для расчета служит кадастровая стоимость участка земли, действительная для 1 января года, за который делается расчет (п. 1 ст. 391 НК РФ). Если участок появился только в налоговом периоде, то берется его стоимость на дату занесения в единый реестр. В течение года эта стоимость пересмотру не подлежит, если только ее изменение не связано с исправлением ошибки или решением суда.

При установлении объема базы учитывается факт долевого владения участком (ст. 392 НК РФ) и наличие льгот, уменьшающих эту базу по положениям НК РФ или законодательного акта субъекта РФ.

О том, как устанавливается перечень льгот по налогу, читайте в публикации «Кто является плательщиками земельного налога?».

Размер применяемой ставки зависит от категории земли, имеет ограничение по максимальному размеру, может дифференцироваться внутри региона и заметно отличаться от значений, действующих в соседних регионах РФ (ст. 394 НК РФ).

Величину налога получают путем умножения скорректированной на величину льгот налоговой базы на ставку и на коэффициенты, учитывающие:

  • фактическое число месяцев владения участком, если период владения оказался неполным;
  • необходимость кратного увеличения суммы налога при осуществлении строительства на участке.

Коэффициент, применяемый при неполном периоде владения, является расчетным и представляет собой отношение количества полных месяцев владения к количеству всех месяцев в периоде (п. 7 ст. 396 НК РФ). Полным будет месяц, в котором право владения возникло до 15-го числа или утрачено после 15-го числа.

Уже рассчитанная сумма налога может дополнительно уменьшаться за счет применения к ней льгот, непосредственно влияющих на ее величину.

Детально порядок расчета данных для каждой строки, входящей в декларацию, описан в приложении 3 к приказу № ММВ-7-21/[email protected]

Особенности отчетности по земле

Налоговый период для налога на землю равен году (п. 1 ст. 393 НК РФ). По налоговый период 2019 года включительно для юрлиц действует обязанность сдавать в ИФНС годовую декларацию (п. 1 ст. 398 НК РФ). Иных (промежуточных) отчетов по этому налогу не предусматривается. Срок подачи декларации за 2019 год — 03.02.2020 (перенос с субботы 1 февраля). Форма декларации для земельного налога за 2019 год утверждена приказом ФНС России от 30.08.2018 № ММВ-7-21/[email protected]

Налоговый период делится на отчетные (п. 2 ст. 393 НК РФ), равные кварталу, по завершении которых осуществляется оплата авансов (п. 6 ст. 396 НК РФ), если регион не воспользовался своим правом не вводить такое деление (п. 3 ст. 393, п. 2 ст. 397 НК РФ).

Каждый квартальный аванс рассчитывают в том же порядке, что и сам налог, но оплачиваемая в бюджет сумма составит ¼ от рассчитанной величины (п. 6 ст. 396 НК РФ). Уплаченные за 2019 год авансы отражаются в декларации по налогу и учитываются при формировании итоговой суммы к оплате или возврату по году.

Начиная с земельного налога за 2020 год сдача декларации отменяется. При этом юрлица будут получать от налоговой сообщения с рассчитанной суммой. Однако это не означает, что им больше не потребуется рассчитывать налог самостоятельно. Эта обязанность сохранится за организациями и далее. Ведь они должны знать сумму, чтобы в течение года вносить авансовые платежи (если таковые установлены местными властями). А сообщение от налоговой носит скорее информационный характер, чтобы компания могла сверить свои начисления с теми, что сделаны по данным налоговиков. И получит она его уже после сроков уплаты авансов (см., например, письмо Минфина от 19.06.2019 № 03-05-05-02/44672).

В декларации по земле фигурируют все основные составляющие расчета:

  • налоговая база;
  • коэффициент, отражающий долю права на землю;
  • категория земли и соответствующая ей налоговая ставка;
  • коэффициент, учитывающий число месяцев владения при неполном периоде;
  • обстоятельства, влияющие на увеличение суммы рассчитываемого налога;
  • налоговые льготы, отражающиеся как на объеме базы, так и на величине самого налога.

Для каждого участка земли, представляющего собой объект налогообложения, придется заполнить отдельный лист в разделе 2. Причем возможным окажется дополнительное дробление данных по нему из-за отнесения к разным ОКТМО или КБК.

Как правильно заполнить декларацию по земельному налогу за 2019 год см. в этом материале.

Расчет земельного налога с учетом льготы

В соответствии с положениями ст. 395 НК РФ некоторые категории плательщиков земельного налога могут иметь льготы, выражающиеся в отсутствии необходимости уплачивать соответствующий налог.

Подробнее об основаниях для освобождения физлиц и организаций от уплаты земельного налога читайте в материале «Кто освобождается от уплаты земельного налога?».

Подобная преференция может возникнуть в течение налогового периода. В этом случае применяется еще один коэффициент, включаемый в формулу. Он очень схож с тем, что мы рассмотрели выше, и представляет собой отношение между количеством полных месяцев года, когда плательщик был не вправе применять льготу, и общим количеством календарных месяцев в году. Месяц, в котором у налогоплательщика появилось право на льготу либо, наоборот, он утерял данное право, следует принимать за месяц, включаемый в делитель либо исключаемый из него соответственно.

Кадастровая стоимость — 1 000 000 руб.

Величина ставки — 0,3%.

Допустим, плательщик получил право на льготу в апреле и пользовался ею весь год. В этом случае коэффициент будет равен отношению 3 (месяцы с января по март) к 12, то есть 0,25.

Сумма налога — произведение стоимости 1 000 000 руб., ставки 0,3% и коэффициента 0,25, итого налог будет равен 750 руб.

Стоимость участка по кадастру — 1 000 000 руб.

Налоговая ставка — 0,3%.

Допустим, плательщик утратил право на льготу в апреле. В этом случае коэффициент будет равен отношению 8 (месяцы с мая по декабрь) к 12, то есть 0,67.

Сумма налога — произведение между значениями 1 000 000, 0,3% и 0,67, а сам налог будет равен 2010 руб.

Ветеран боевых действий Степаненко О. Е. владеет ½ земельного участка кадастровой стоимостью 1 000 000 руб. Ставка налога в регионе 0,3%. Льгота по налогу составляет 10 000 руб.(п. 5 ст. 391 НК РФ).

Сумма налога составит 1 485 руб.:

(1 000 000 – 10 000) × ½ × 0,3%.

О том, какая льгота может быть установлена местным органом власти, читайте в статье «Участки площадью 6 соток могут освободить от земельного налога».

Кто рассчитает налог для физлиц

Расчет налога по земле, принадлежащей физлицам (ИП в т. ч.), осуществляет ИФНС (п. 4 ст. 391, п. 3 ст. 396 НК РФ), направляя затем результат этой операции физлицу в пакете документов с уведомлением об уплате налога (п. 4 ст. 397 НК РФ).

Читайте так же:  Таблица налога на роскошь автомобили

Когда следует ждать такого уведомления и что делать, если оно не пришло, читайте здесь.

Расчет здесь базируется на том же наборе исходных параметров (для физлиц они могут отличаться по значениям от применяемых для юрлиц) и тоже с учетом того, что часть из них (ставки и льготы) может быть индивидуальна для региона:

  • кадастровая стоимость на начало года;
  • доля владения;
  • категория земли, от которой зависит величина ставки;
  • учет числа месяцев владения при неполном периоде;
  • обстоятельства, приводящие к увеличению суммы рассчитываемого налога;
  • наличие льгот, применяемых к базе, ставке или сумме самого налога.

Право на установленные НК РФ или регионом льготы по налогу физлицу нужно заявить самостоятельно, подтвердив его оправдательными документами (п. 10 ст. 396 НК РФ).

Коэффициент земельного налога при долгострое

Если же строительство жилья (за исключением индивидуального) затянулось на срок, превышающий 3 года, то для исчисления налога применяется повышающий коэффициент 4 до даты оформления прав на построенный объект недвижимости.

Кадастровая стоимость участка – 1 000 000 руб;

Ставка налога — 0,3%;

Участок куплен для возведения многоэтажного жилого дома в 2013 году, но в 2017-м строительство не окончено. Расчет налога за 2017 год осуществляется с применением повышающего коэффициента 4:

Величина налога = 12 000 руб. (1 000 000 руб. × 0,3% × 4)

Как и в какие сроки уплачивать земельный налог, узнайте из статьи «Порядок и сроки уплаты земельного налога в 2016-2017 годах».

Исчисление коэффициента для участка, находящегося в собственности менее года

Если земельный участок оформляется в собственность в течение года (либо, наоборот, налогоплательщик перестает им владеть), то налог исчисляется с учетом коэффициента, который определяется как отношение количества полных месяцев, на протяжении которых участок был в собственности, к общему количеству календарных месяцев года (п. 7 ст. 396 НК РФ). Величина налога, таким образом, становится пропорциональной длительности фактического нахождения участка в собственности плательщика, исчисляемой в целых месяцах относительно года.

Если плательщик оформил участок в собственность до 15-го числа включительно того или иного месяца, то соответствующий месяц включается в формулу исчисления земельного налога с применением рассматриваемого коэффициента. То же самое, если плательщик перестал владеть участком после 15-го числа месяца.

Если налогоплательщик зарегистрировал участок в собственность после 15-го числа того или иного месяца включительно, то данный месяц не включается в формулу исчисления земельного налога с использованием коэффициента. То же самое, если налогоплательщик утерял право владения участком до 15-го числа месяца.

Кадастровая стоимость — 1 000 000 руб.

Ставка по налогу — 0,3%.

Допустим, плательщик владел участком 3 месяца (оформил его в собственность до 14 октября либо перестал владеть им 17 марта). Коэффициент в этих случаях будет равен 0,25.

Сумму налога рассчитываем умножением 1 000 000 на 0,3% и 0,25, и равна она будет 750 руб.

Коэффициент при покупке земли для жилищного строительства

С 2008 года в российском налоговом законодательстве (п. 15 ст. 396 НК РФ) действует норма, по которой в отношении участков, купленных физлицами или юрлицами в собственность на условии использования их в качестве территории для жилищного строительства (не считая проектов, предполагающих возведение индивидуального жилья), при исчислении земельного налога временно применяется коэффициент 2. А именно в течение 3 лет с момента госрегистрации права собственности на данные участки, но не более чем до того момента, когда завершится строительство объекта недвижимости.

Коэффициент, о котором идет речь, умножается на произведение отмеченных выше переменных — кадастровой стоимости и налоговой ставки, дополняя формулу, действующую по умолчанию.

Кадастровая стоимость — 1 000 000 руб.

Сумма налога рассчитывается умножением 1 000 000 на 0,3% и равна 6 000 руб.

Подробнее о некоторых нюансах использования величины кадастровой стоимости земли при исчислении земельного налога читайте в статье «Как считать земельный налог, если изменилась кадастровая стоимость участка».

Если собственник земельного участка завершит строительство и произведет регистрацию прав собственности на здание до истечения 3-летнего срока строительства, то сумма налога, уплачиваемая за соответствующий период сверх суммы, исчисленной с коэффициентом 1, может быть возвращена плательщику в установленном порядке (п. 15 ст. 396 НК РФ).

Итоги

Видео (кликните для воспроизведения).

Расчет суммы земельного налога за год самостоятельно приходится делать только его плательщикам, являющимся юрлицами. Для физлиц такой расчет осуществляет ИФНС. Алгоритм обоих расчетов одинаков и базируется на наборе одних и тех же параметров, значения которых могут разниться для юридических и физических лиц. Срок уплаты налога физлицами истекает 1 декабря года, наступающего следом за оплачиваемым. А срок для платежей, перечисляемых юрлицами (как для авансов, так и для итогового расчета по году), регион пока еще устанавливает сам. Для расчета по году он не может устанавливаться как более ранний, чем дата подачи декларации по налогу (т. е. ранее 1 февраля года, наступающего следом за оплачиваемым).

Источники

Увеличен земельный налог
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here