Упрощенная система налогообложения проблемы и пути совершенствования

Пути совершенствования практики применения упрощенной системы налогообложения

Исходя из практики применения единого налога можно сделать вывод о том, что положительным результатом введения в регионах единого налога является то, что значительно увеличились налоговые поступления от индивидуальных предпринимателей в основном за счет легализации их деятельности, а не за счет увеличения налоговой нагрузки по сравнению с ранее уплаченными ими налогами, в том числе и подоходного налога.

Следует отметить положительную особенность единого налога — его уплату авансом, что позволяет проводить жесткое налоговое администрирование и не допускать недоимки по данному виду налога, но это позиция налоговых и финансовых органов.

У налогоплательщиков другие соображения. Авансовый характер уплаты налога требует от налогоплательщика наличие определенных ликвидных активов, из которых он должен уплатить налог, прежде чем начать предпринимательскую деятельность.

Далеко не всегда можно прогнозировать, достигнет ли реальный доход величины, которая соответствовала бы уплаченному налогу или нет.

Однако на практике не все так привлекательно, как предполагали законодатели. В письме от 11.03.04 № 04-02-05/3/19 «О порядке расчета чистой прибыли организациями, применяющими упрощенную систему налогообложения» специалисты Минфина России утверждают, что организациям, применяющим упрощенную систему налогообложения, необходимо вести бухгалтерский учет в полном объеме. К счастью, такие рекомендации касаются не всех организаций, а только тех из них, которые выплачивают дивиденды по итогам работы за год.

Дивиденды – это та часть прибыли после налогообложения, которая распределяется между акционерами предприятия пропорционально их доле в уставном (складочном) капитале по статье 43 Налогового Кодекса РФ). Аналогичным образом дивиденды определяются и в бухгалтерском учете. По законодательству дивиденды выплачиваются за счет чистой прибыли. Показатель чистой прибыли формируется в бухгалтерской отчетности организации [5; с.134].

На основании бухгалтерского баланса и Отчета о прибылях акционеры или участники общества утверждают сумму чистой прибыли и принимают решение о ее направлении на выплату дивидендов.

Кроме того, существуют случаи, когда организация не имеет права выплачивать дивиденды. Например, если:

— не полностью оплачен уставный капитал предприятия;

КОНСУЛЬТАЦИЯ ЮРИСТА


УЗНАЙТЕ, КАК РЕШИТЬ ИМЕННО ВАШУ ПРОБЛЕМУ — ПОЗВОНИТЕ ПРЯМО СЕЙЧАС

8 800 350 84 37

— налицо все признаки банкротства организации;

— стоимость чистых активов фирмы меньше уставного капитала и резервного фонда.

Применение единого налога при упрощенной системе налогообложения высветило проблему ответственности предприятий за сохранность чистоты окружающей природной среды, при упразднении соответствующих платежей и, как следствие, при утрате контроля за загрязнение окружающей среды. В результате освобождения налогоплательщиком от оплаты за загрязнение окружающей среды разрушается экономический механизм, стимулирующий предприятие на осуществление природоохранных мероприятий.

С введением единого налога при упрощенной системе налогообложения по отдельным регионам РФ, поступление обязательных платежей за загрязнение окружающей среды сократилось в значительных размерах (40%). Особенно значительно платежи сократились в регионах с большим количеством малых предприятий (автостоянки, автозаправки, автомойки, ремонтно-строительное, сервисное обслуживание автотранспортных средств, розничная торговля, в том числе ГСМ).

Несправедливым по отношению ко многим категориям плательщиков является коэффициент доходности, исчисляемый на основе данных бухгалтерского учета и статистики: он ставит мелкий, средний и низко-рентабельный бизнес в крайне сложное положение. Поэтому практика применения Закона «Об упрощенной системе налогообложения» на территориях субъектов РФ позволяет определить положительные и отрицательные стороны данного налога и сделать выводы.

Простота исчисления налога позволяет избежать значительных неосознанных налоговых правонарушений. Стабильность налога позволяет верно рассчитывать свои силы, правильно организовать бизнес. МНС России, его территориальные подразделения могут теперь лучше исполнить свою главную задачу – осуществить контроль за соблюдением налогового законодательства, за правильностью внесения в соответствующий бюджет государственных налогов и других платежей, установленных законодательством.

В этом смысле основным достоинством единого налога является простота его изъятия, поскольку на практике больше 79% предпринимателей, даже те, которые не платили никогда, сдавая нулевые балансы и декларации, теперь своевременно и в полном объеме производят его уплату.

Внесение авансовых платежей при уплате данного налога позволяет избежать недоимок, трудности взыскания которых общеизвестны. Государственные органы исполнительной власти получили надежный и стабильный источник формирования доходной части бюджета, причем налоговые поступления довольно легко прогнозируются. Отметим, что основной материальный эффект введения налога связан с опережающими платежами, вносимыми индивидуальными предпринимателями (но не юридическими лицами).

Ограничения в применении налога для юридических лиц потенциально чревато их перерегистрацией в физические лица, поскольку видны выгоды для налогоплательщика.

Что же можно сделать для устранения некоторых недостатков от перехода на уплату единого налога в случае сокращения варианта действующего Федерального закона и как надо усовершенствовать сам этот закон?

В рамках существующего Федерального Закона одновременное его применение в полном объеме для юридических и физических лиц нецелесообразно, так как избежать значительных потерь доходов бюджета от перевода на уплату единого налога организаций невозможно.

Отмена или ограничение применения единого налога при упрощенной системе налогообложения для юридических лиц приведет к тому, что юридические лица проявят тенденцию к перерегистрации в категорию индивидуальных предпринимателей.

Главной задачей, решение которой будет способствовать установлению «справедливого» (с точки зрения государства и предпринимателя) порядка определения величины налога, является создание корректирующей методики расчета налога, которая должна учитывать как правовой статус предпринимателя, так и виды его деятельности.

Непосредственное сравнение сумм начисленных налогов и других платежей в бюджет и предлагаемого размера единого налога при упрощенной системе налогообложения не должно выступать решающим аргументом в пользу обоснованности принятого размера уплаты налога.

Необходимо изменить действующие акты о налогах и сборах субъектов РФ с целью их приведения в соответствии с Федеральным Законом о применении упрощенной системе налогообложения.

Читайте так же:  Бланк заявления о распределении имущественного налогового вычета

УСН является специальным налоговым режимом, ориентированным на стимулирование развития малого бизнеса посредством рационализации его налогообложения. Основная цель введения УСН максимальное упрощение взаимоотношений субъектов малого бизнеса с бюджетом для повышения у них заинтересованности в соблюдении налогового законодательства (в первую очередь – в добровольном декларировании всех доходов).

Развитие УСН тесно связано с необходимостью совершенствования налогового контроля в отношении ее субъектов. В современных экономических условиях для оптимизации возникающих в области налогообложения взаимосвязей государства с малым бизнесом актуальным является решение проблемы рационального налогового контроля, не ущемляющего интересы законопослушных налогоплательщиков. Важность этой проблемы предопределила необходимость переосмысления перспектив развития налогового контроля. Обоснована потребность в изменении направленности налогового контроля при применении УСН на создание стимулов для законопослушания, а также предотвращение и пресечение уклонений от налогообложения.

Анализ механизма проведения камеральных и выездных налоговых проверок субъектов УСН и изучение практики налоговых органов позволили выявить организационно-методические положения налоговых проверок, нуждающиеся в уточнении для гармонизации финансовых интересов государства, и налогоплательщиков, и разработать комплекс соответствующих рекомендаций, призванных:

− увеличить размер поступлений налоговых платежей в бюджетную систему государства за счет прироста сумм доначислений по выездным налоговым проверкам налогоплательщиков (на основе повышения обоснованности проведения проверок и использования уточненных методических приемов налогового контроля);

− снизить денежные расходы государства на проведение выездных налоговых проверок субъектов малого бизнеса (за счет уменьшения числа низкоэффективных проверок и сокращения нормативных сроков проведения проверок);

− повысить защищенность законопослушных налогоплательщиков малого бизнеса от излишних обременений и издержек в ходе налогового контроля (за счет сокращения числа необоснованных выездных налоговых проверок и установления специальных норм для субъектов малого бизнеса в части сроков и частоты проведения выездных налоговых проверок).

Обосновано, что существенное влияние на организацию налогового контроля при применении УСН оказывают экономическая природа и особенности УСН, как специального налогового режима. Рассмотрение экономической сущности УСН и исследование методов минимизации налогообложения с использованием механизма УСН позволили полнее раскрыть содержание налогового контроля при применении УСН. Он должен позволять оценивать не только налоговую дисциплину субъектов УСН, но и действенность норм главы 26.2. НК РФ для выявления тех из них, которые требуется уточнить для повышения степени их исполнения.

По результатам проведенного исследования сделан обобщающий вывод о том, что осуществление комплекса предложенных мероприятий будет способствовать улучшению управления размерами финансовых ресурсов, поступающих в бюджетную систему государства в виде налогов от субъектов УСН, при более полной реализации принципа справедливости налогового контроля в отношении законопослушных налогоплательщиков и одновременном росте защищенности их интересов от излишних обременений и издержек, связанных с налоговым контролем.

1) Александров И.М. Налоги и налогообложение: Учебник. – 7-е изд., перераб. и доп. – М.: Дашков и Ко, 2011.

2) Все о проверках: надзор и контроль: Ю. В. Тишуков – СПб.: Феникс, 2011.

3) Доброхотова В.Б., Лобанов А.В. Налоговые проверки: книга для налогоплательщика и налоговика: Учеб. пособие – М.: МЦФЭР, 2011.

4) Евстигнеев Е.Н. Налоги и налогообложение: Учебник. – 6-е изд., перераб. и доп.– СПб.: Питер, 2009.

5) Колпакова Г.М. Финансы. Денежное обращение. Кредит: Учеб. пособие. – М.: Финансы и статистика, 2010.

6) Налоговый кодекс РФ,2012.

7) Комментарий к Налоговому кодексу Российской Федерации частям 1 и 2: Под редакцией Ю. Ф. Кваши – М.: Юрайт, 2012.

8) Конституционно-правовые основы регулирования налоговых отношений в Российской Федерации: Н. М. Чепурнова, Т. Н. Затулина – М.: Юнити-Дана, Закон и право, 2010.

9) Концепция системы планирования выездных налоговых проверок: Учеб. пособие – М.: КноРус, 2011.

10) Лыкова Л.Н. Налоги и налогообложение в России: Учебник для вузов. – М.: Изд-во БЕК, 2010.

11) Маренков Н.Л. Практика контроля и ревизии: Учеб. пособие / Н.Л. Маренков, Т.Н. Веселова. – М.: КНОРУС, 2010.

12) Мельник М.В., Пантелеев А.С., Звездин А.Л. Ревизия и контроль: Учеб. пособие / Под ред.проф. М.В. Мельник. – М.: ИД ФБК-ПРЕСС, 2011.

13) Миляков Н.В. Налоги и налогообложение: Учебник. – 7-е изд., перераб. и доп. – М.: ИНФРА-М, 2009.

14) Мясников О.А. Налоговые проверки: законодательство и судебная практика: Учеб. пособие – М.: Главбух, 2009.

15) Налоги: Учеб. пособие / Под ред. Д.Г. Черника. – 2-е изд, перераб. и доп. – М.: Издательский центр «Академия», 2010.

16) Налоговые проверки. Ответы на все вопросы: А.П. Гусев – Спб.: Феникс, 2010.

17) Налоговый контроль: налоговые проверки и производство по фактам налоговых правонарушений: Учеб. пособие / Под ред. проф. Кваши Ю.Ф. – М.: Юристъ, 2011.

18) Порыгина В.А., Тедеев А.А. Налоги и налогообложение в схемах с комментариями: Учеб. пособие.– М.: Издательский центр «Академия», 2010.

19) Пунко Г.М. Аудит и ревизия: Учеб. пособие. – 2-е изд., стереотип. – Мн.: Книжный дом; Мисанта, 2010.

20) Терехов А.А., Терехов М.А. Контроль и аудит: Учебник для вузов. – М.: Аудит, 2011.

21) Тяжких Д.С. Налоговая проверка предприятия: методика проведения: Учеб. пособие – СПб.: Питер, 2011.

Последнее изменение этой страницы: 2016-07-14; Нарушение авторского права страницы

ПРОБЛЕМЫ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ МАЛОГО БИЗНЕСА В РФ И ВОЗМОЖНЫЕ ПУТИ ИХ РЕШЕНИЯ

студент 3 курс, Юридического института ЮУрГУ,

доц. кафедры Предпринимательского, конкурентного и экологического права, канд. юрид. наук, ЮУрГУ,

Малый бизнес является важным фактором повышения гибкости экономики, что в свою очередь обуславливается быстрым реагированием на изменения потребительского спроса, в связи с относительно безболезненной возможностью смены профиля деятельности, относительно изменениям в экономической конъюнктуре, т.к. требуют небольшое количество ресурсов для организации бизнеса. Малые предприятия являются важнейшей составляющей рыночного хозяйства [1, с. 312].

По сравнению с показателями экономически развитых стран доля малых предприятий в ВВП России, а также занятость населения на таких организациях чрезвычайно малы. Так, по статистике последних лет, в нашей стране количество зарегистрированных индивидуальных предприятий увеличился на 4%, но в то же время количество прекративших свою деятельность также увеличился на 11%. По данным ФНС на апрель 2016 года в ЕГРИП было зарегистрировано 3,5 млн. индивидуальных предпринимателей, а прекратили свою деятельность за все время 8,2 млн. человек. Через три года после основания остаются лишь около 3% малых предприятий.

Читайте так же:  Подоходный налог долевое строительство

К ним можно отнести: недостаток сырьевых и финансовых ресурсов, трудности с площадями, оборотными средствами и многое другое. Но одной из главных проблем является высокое налоговое бремя. Рассмотрим подробнее недостатки налогообложения малого бизнеса, поскольку в нестабильном налоговом законодательстве существует много противоречий. Среди основных проблем в системе налогообложения является его сложность и запутанность. Система налогов имеет сложную структуру, которая включает в себя различные налоги, акцизы, сборы и отчисления, которые почти не отличаются друг от друга. Зачастую это приводит к неправильному исчислению и уплате налогов, что влечет начисление пеней за несвоевременную уплату налогов.

В связи с высокими налоговыми ставками, некоторые начинающие предприниматели после уплаты всех обязательных налогов не имеют достаточного количества средств на поддержание и развитие деятельности. Поэтому многие ищут легальные пути уклонения от налогов путем отнесения доходов предприятия к категориям, к которым применяются более низкие ставки. Следует отметить, что в 2016 году увеличивается размер налога на имущество до 2 % для всех субъектов федерации, когда в 2015 – ом ставки налога на недвижимость от ее кадастровой оценки были установлены в размере 1,7 % для Москвы и 1,5 % для остальных территорий. Также повысились акцизные ставки на бензин, автомобиль и мотоциклы (имеющие мощность от 150 лошадиных сил и выше), табак и сигареты.

К недостаткам также можно отнести сложность налоговой отчетности предпринимателей. Запутанность и частые изменения в законодательстве, и зачастую отсутствие знаний влечет у начинающего предпринимателя большие финансовые расходы: либо на оплату штрафных санкций, либо на найм квалифицированного специалиста по ведению бухгалтерского учета. Например, теперь с 2016 года отчетность по уплате НДФЛ предприниматели сдают вместо одного года четыре раза, что в свою очередь увеличивает объемы работ и, как следствие, расходы на дополнительные услуги бухгалтеров и статистов.

В настоящее время важнейшей задачей государства является создание эффективной системы налогообложения субъектов малого бизнеса, которая была бы приемлема российским условиям и создавала б стимулы для их развития [2, с. 106].

Для решения существующих проблем необходимо осуществить переход от фискальной функции налогообложения к активно – стимулирующей, что способствует развитию малого бизнеса, усилению его социальной значимости и стимулированию инвестиционной активности.

Совершенствование налогового законодательства путем его упрощения, расширения базы налогообложения, снижения налоговых ставок, что позволило бы увеличить поток налоговых поступлений, в связи отсутствием необходимости поиска обходных путей и как следствие – снижения числа уклоняющихся от налогов. Данные преобразования положительно бы повлияли как на малый бизнес, так и на государство.

Создание дополнительных льгот для малого бизнеса. В первой части Налогового кодекса [3] содержатся унифицированные правила в отношении субъектов, как малого, среднего, так и крупного бизнеса. В целях развития субъектов малого предпринимательства, наряду с базовыми налоговыми льготами предусмотреть специфику данной категории налогоплательщиков в области осуществления налогового контроля, привлечения к налоговой ответственности и т.д.

Самое главное преимущество налоговых льгот для малого бизнеса в том, что они напрямую снижают сумму налогов, которые бизнесмен должен перечислить в бюджет. В России существует четыре специальных системы налогообложения с низкими налоговыми ставками, воспользоваться которыми могут только субъекты малого бизнеса:

  1. Упрощенная система налогообложения (УСН)– лимит годовой выручки в 2017 году – не более 150 млн. руб., численность работников – не более 100 человек.
  2. Единый налог на вмененный доход (ЕНВД) – лимит годовой выручки не установлен, но количество работников тоже не должно превышать 100 человек.
  3. Патентная система налогообложения (ПСН) – в данном случае работать могут только индивидуальные предприниматели, имеется ограничение в количестве работников (всего 15 человек), причем, это касается всех видов деятельности индивидуального предпринимателя в совокупности. Лимит годовых доходов составляет – 60 млн рублей.
  4. Единый сельскохозяйственный налог (ЕСХН)– только для индивидуальных предпринимателей и рыбохозяйственных предприятий установлено ограничение в количестве работников (не должно превышать 300 человек). Для сельскохозяйственных организаций таких ограничений нет. Не установлен лимит годовой выручки, но доля дохода от реализации сельскохозяйственной продукции должна составлять не менее 70% от всей прибыли [4, с. 74].

С 2016 года список налоговых льгот для малого бизнеса пополнился возможностью региональных властей устанавливать на своей территории для налогоплательщиков единого налога на вмененный доход (ЕНВД) и упрощенной системы налогообложения (УСН) еще более низкие налоговые ставки, чем предусмотрено этими режимами. Так, налоговая ставка по ЕНВД может быть уменьшена с 15% до 7,5%, а на УСН – с 6% до 1%. По сути, регионы могут создавать на своей территории настоящие налоговые гавани почти с нулевым налогообложением. Все, что требуется государству от предпринимателей, зарегистрировавшихся в этих регионах, — это создание рабочих мест и внесение страховых взносов за работников.

Также можно предложить следующий вариант улучшения положения субъектов малого бизнеса. Так, впервые зарегистрированным индивидуальным предпринимателям дать право в течение двух налоговых периодов (в течение двух лет) после регистрации формироваться и совершенствоваться в рамках «налоговых каникул», другими словами функционировать по нулевой налоговой ставке. Для реализации данного проекта можно будет установить ряд обязательных требований:

  • быть впервые зарегистрированным в качестве индивидуального предпринимателя, но только после вступления в действие данного закона;
  • выбрать налоговый режим ПСН или УСН;
  • осуществлять деятельность, указанную в региональном законе о налоговых каникулах.

Тем самым подобная налоговая льгота позволит субъектам малого бизнеса начать и развивать свое дело, вкладывая основную часть получаемого дохода в дальнейшее развитие бизнеса, а не отдавая его государству в виде налогов.

Видео (кликните для воспроизведения).

Таким образом, без дальнейших усовершенствований в области налогообложения развитие малого бизнеса будет затруднено. А ведь, малый бизнес – важнейший элемент рыночной экономики, способствующий гармоничному развитию государства. Данный сектор экономики формирует необходимую атмосферу конкуренции; обладает способностью быстро реагировать на изменения рыночной конъюнктуры, заполнять образующиеся в потребительской сфере ниши; создает новые рабочие места, а также служит источником формирования среднего класса и т.д.

Читайте так же:  Заявление на возврат ндфл при оплате обучения

Список литературы:

  1. Грачева, Е.Ю. Налоговое право / Е.Ю. Грачева, О.В. Болтиновой, М.: «Проспект», 2013. – 312 с.
  2. Зиброва, Н.М. Инвестиционно-инновационный потенциал малого предпринимательства / Н.М. Зиброва, Д.Д. Миронова. Димитровградск: Вестник, 2016. — 106–113 с.
  3. Налоговый кодек Российской Федерации — часть первая от 31.07.1998 №146 – ФЗ (ред. от 18.07.2017) // СПС «Консультант плюс»
  4. Одарченко, А.В. Проблемы развития малого бизнеса / А.В. Одарчеко. – М.: Право, 2014. – 74с.

дипломная работа Сравнительный анализ общей и упрощенной системы налогообложения

Нормативно-правовое регулирование деятельности субъектов малого предпринимательства. Преимущества и недостатки общеустановленной и упрощенной систем налогообложения. Пути совершенствования и преимущества выбора упрощенной системы налогообложения.

Нажав на кнопку «Скачать архив», вы скачаете нужный вам файл совершенно бесплатно.
Перед скачиванием данного файла вспомните о тех хороших рефератах, контрольных, курсовых, дипломных работах, статьях и других документах, которые лежат невостребованными в вашем компьютере. Это ваш труд, он должен участвовать в развитии общества и приносить пользу людям. Найдите эти работы и отправьте в базу знаний.
Мы и все студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будем вам очень благодарны.

Чтобы скачать архив с документом, в поле, расположенное ниже, впишите пятизначное число и нажмите кнопку «Скачать архив»

Рубрика Финансы, деньги и налоги
Вид дипломная работа
Язык русский
Дата добавления 26.09.2010
Размер файла 209,3 K

Подобные документы

Понятия упрощенной системы налогообложения. Особенности налогообложения субъектов малого предпринимательства в России по упрощенной системе налогообложения. Специфика налогообложения ООО «Приютовагрогаз», применяющего упрощенную систему налогообложения.

курсовая работа [56,0 K], добавлен 20.04.2011

Основные аспекты специальных налоговых режимов и упрощенной системы налогообложения, право применения. Порядок исчисления уплаты налога. Бухгалтерский и налоговый учет при упрощенной системе налогообложения, преимущества и недостатки ее применения.

курсовая работа [40,2 K], добавлен 17.04.2014

Условия перехода на упрощенную систему налогообложения, ее элементы. Особенности исчисления и уплаты единого налога. Преимущества и недостатки упрощенной системы налогообложения. Применение упрощенной системы налогообложения в ООО «Петелин и Ко».

курсовая работа [361,9 K], добавлен 16.12.2010

Теоретические основы упрощенной системы налогообложения, выбор объектов налогообложения, характеристика налогоплательщиков. Анализ налогообложения предприятия ООО «Пиза», рекомендации по совершенствованию системы налогообложения, оценка их эффективности.

дипломная работа [51,8 K], добавлен 11.06.2009

Основные проблемы оптимизации налогообложения малого бизнеса. Преимущества и недостатки упрощенной системы налогообложения. Характеристика системы налогообложения малого бизнеса. Виды и основные принципы налогообложения малого предпринимательства.

курсовая работа [33,8 K], добавлен 03.09.2010

Содержание упрощенной системы налогообложения. Условия ее применения юридическими лицами и предпринимателями. Организации, которые не имеют права использовать данную систему. Положительные и отрицательные стороны исследуемой формы налогообложения.

курсовая работа [27,8 K], добавлен 15.08.2011

Основные условия перехода на упрощенную систему, ее преимущества и недостатки в сравнении с обычной системой налогообложения. Организация бухгалтерского учета при упрощенной системе налогообложения на ООО «Автотранс-2», расчет и отчетность по платежам.

курсовая работа [34,9 K], добавлен 12.07.2012

Теоретические основы, понятие, правила, порядок перехода, основные элементы упрощенной системы налогообложения. Определение доходов и расходов, практика применения индивидуальными предпринимателями упрощенной системы налогообложения, применение патентов.

дипломная работа [97,8 K], добавлен 06.11.2010

Обзор систем налогообложения, предусмотренных Налоговым кодексом РФ. Характеристика упрощенной системы налогообложения, как специального налогового режима, применяемого малыми предприятиями. Условия перехода на УСНО, условия возврата на общий режим.

дипломная работа [503,0 K], добавлен 16.10.2015

Исследование сущности и основных положений упрощенной системы налогообложения. Характеристика объекта налогообложения. Изучение порядка исчисления единого налога. Особенности документооборота и налогообложения при упрощенной системе налогообложения.

курсовая работа [127,4 K], добавлен 01.03.2014

IV Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум — 2012

ПУТИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ЕНВД И УСН

Однако, учитывая все очевидные достоинства упрощенной системы налогообложения и системы налогообложения в виде единого налога на вмененный доход, существуют определенные непроработанные моменты в налогообложении субъектов малого бизнеса, которые создают для последних немало проблем [3].

Так, детальное изучение системы налогообложения в виде ЕНВД и упрощенной системы налогообложения на основе патента позволяет определить их сходство.

Во-первых, суммы налогов, уплачиваемых, в связи с применением данных систем налогообложения зависят от размера потенциально возможного к получению годового дохода от соответствующих видов деятельности.

И в том и в другом случае сумма, уплачиваемая в бюджет, не зависит от фактических доходов субъектов малого предпринимательства.

Во-вторых, применение патентной системы налогообложения и единого налога на вмененный доход предусматривает освобождение организации и ИП от ряда налогов.

При этом большинство видов деятельности, при которых возможно применение ЕНВД и УСН на основе патента, например, таких как, пошив швейных, меховых и кожаных изделий, головных уборов из текстильной галантереи, ремонт, пошив и вязание трикотажных изделий или ремонт и техническое обслуживание бытовой радиоэлектронной аппаратуры, бытовых машин и бытовых приборов, ремонт и изготовление металлоизделий, также дублируют друг друга.

Только при этом система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход, в отличие от патентной системы является обязанностью, а не правом.

В отношении налога на вмененный доход (ЕНВД) предусмотрены следующие меры:

  1. с 1 января 2012 г. для плательщиков ЕНВД, осуществляющих розничную торговую деятельность и оказывающих услуги общественного питания, сокращается допустимая предельная штатная численность сотрудников со 100 до 50 человек;
  2. 1 января 2013 г. запрещается применять ЕНВД при осуществлении розничной торговли и оказании услуг общественного питания;
  3. 1 января 2014 г. система ЕНВД отменяется полностью.

В отношении упрощенной системы налогообложения (УСН):

1) января 2012 г. выделение в отдельную систему патентной системы налогообложения.

В отношении патентной системы налогообложения (патент):

Согласно НК РФ решение о возможности применения предпринимателем упрощенной системы налогообложения на основе патента принимается налоговым органом в соответствии с законами субъекта РФ, в котором зарегистрирован предприниматель [2].

Читайте так же:  Заявление о возврате суммы подлежащего возмещению налога

Важно помнить, что по общему правилу акты законодательства о налогах и сборах вступают в силу не ранее чем по истечении одного месяца со дня их официального опубликования и не ранее 1-го числа очередного налогового периода по соответствующему налогу [1].

Переход на патентную систему налогообложения осуществляется добровольно. Заявление на получение патента подается не позднее, чем за 10 дней до начала применения патентной системы налогообложения. Налоговый орган обязан в пятидневный срок со дня получения заявления на получение патента выдать этот документ или уведомить бизнесмена об отказе. Патент выдается по выбору индивидуального предпринимателя — на период от одного до 12 месяцев в пределах календарного года.

Объектом налогообложения признается потенциально возможный к получению индивидуальным предпринимателем годовой доход. Налоговая ставка устанавливается в размере 6%. Уже с 2012 г. в каждом муниципалитете предприниматели смогут получить патент на оказание услуг, и им не придется платить налог на имущество, налог на доходы физических лиц и НДС, кроме НДС на импорт [5].

Необходимо отметить, что патент действует только на территории того субъекта Федерации, где он выдан. Если индивидуальный предприниматель состоит на учете в налоговом органе в одном субъекте РФ, а заявление на получение патента подает в налоговый орган другого субъекта, он обязан также подать заявление о постановке на учет в качестве индивидуального предпринимателя, применяющего упрощенную систему налогообложения на основе патента. Предприниматель вправе подать заявление на получение еще одного патента для применения на территории другого субъекта РФ или по другому виду деятельности.

Согласно нормам Налогового кодекса при применении УСН на основе патента индивидуальный предприниматель вправе привлекать наемных работников, в том числе по договорам гражданско-правового характера, среднесписочная численность которых, определяемая в порядке, устанавливаемом федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в области статистики, не должна превышать за налоговый период десяти человек.

Законами субъектов РФ устанавливается на календарный год размер потенциально возможного к получению предпринимателем годового дохода по каждому из видов предпринимательской деятельности, по которому разрешается применение УСН на основе патента. При этом допускается дифференциация такого годового дохода с учетом особенностей и места ведения деятельности. К особенностям ведения предпринимательской деятельности можно отнести ассортимент товаров (работ, услуг), сезонность осуществления деятельности, режим работы и др., однако к ним не относится количество наемных работников.

Таким образом, подводя итог вышесказанному, следует отметить следующие особенности упрощенной системы налогообложения на основе патента. Во-первых, стоимость патента не зависит от фактического дохода налогоплательщика, и, соответственно, предприниматель может заранее рассчитать, выгодно применять УСН или нет, помимо этого, патент выдается на любое количество месяцев, что может быть выгодно тем, у кого деятельность носит сезонный характер, также налоговый учет при УСН на основе патента гораздо проще, чем при использовании других режимов налогообложения.

Единственным моментом, который может послужит барьером для субъектов малого бизнеса при намерении применять УСН на основе патента, является то, что перейти на нее могут исключительно индивидуальные предприниматели. Этот вопрос также нуждается в нормативно-правовом регулировании с целью расширения круга лиц, занятых в сфере малого предпринимательства.

Альтернативным решением в случае, если организации все-таки не смогут перейти на УСН на основе патента, является снижение налоговых ставок по единому налогу, уплачиваемому в связи с применением упрощенной системы налогообложения. Благоприятное воздействие оказало бы также увеличение лимита доходов, при котором организации имели бы право на применение УСН, а также лимита численности работников.

На основании вышеизложенного следует сделать вывод, что многие субъекты малого бизнеса заинтересованы в применении специальных налоговых режимов. Но существующее на данном этапе правовое регулирование налогообложения малых предприятий требует дальнейшего развития и совершенствования.

III Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум — 2011

ПУТИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ УСН

Формирование условий, стимулирующих предпринимательскую активность широких слоев населения и способствующих развитию действующих малых предприятий, остается одной из главных задач государственной политики в отношении малого бизнеса.

Минэкономразвития России в своих предложениях придерживается позиции необходимости расширения упрощенной системы налогообложения на основе патента (среднесписочная численность работников — 15 человек, расширение перечня видов деятельности, при осуществлении которых предприниматель имеет право применять упрощенную систему налогообложения), при этом, не сокращая сферы применения ЕНВД. Таким образом, на начальных этапах перейти от конкуренции налоговых режимов (ЕНВД и УСН на основе патента) к их дублированию, а в дальнейшем — к полной отмене.

Кроме того, в ходе работы над указанным проектом Минэкономразвития России выступило с инициативой введения патента для самозанятых (то есть не использующих при осуществлении деятельности наемных работников), в соответствии с которым предпринимателям необходимо будет уплачивать только фиксированную годовую стоимость патента.

По поводу совершенствования упрощенной системы налогообложения на основе патента такие авторы как: Т.А.Кашин и Белых В.С. предлагают установить систему пересчета «незадействованной» суммы патента либо определить возможность выдачи патента сроком от квартала и выше в течение финансового года. Так как в случае не осуществления налогоплательщиком деятельности в определенные периоды времени в течении оплаченного года стоимость патента не пересчитывается и возврату не подлежит [2].

По мнению Артемьева А.А. целесообразно пересмотреть порядок определения налогооблагаемой базы для торгующих предприятий — плательщиков единого налога. Так как правила определения самой выручки для торговых организаций в большинстве регионов неоднозначны, вследствие чего у торгующих организаций возникают определенные сложности с уплатой единого налога [1].

Необходимо установление льгот для определенной категории физических лиц. Что касается обществ инвалидов, то целесообразнее было бы установить льготу по уплате единого налога на доход на уровне, определенном в Федеральном законе, так как именно эта социальная группа является наиболее незащищенной.

В целях расширения собственного производства, его совершенствования, стимулирования разработки и внедрения новых высокотехнологичных и наукоемких производств предлагается включить в состав расходов, уменьшающих полученные доходы при определении объекта по УСН, расходы, направленные на создание и внедрение новых технологий и оборудования, проведение научных исследований и опытно-конструкторских разработок [1].

Читайте так же:  Составить декларацию ип усн доходы

Таким образом, упрощённая система налогообложения нуждается в доработке.

1. Пути совершенствования и преимущества выбора упрощенной системы налогообложения [Электронный ресурс]: всероссийский налоговый форум.- Режим доступа: http://www.nalogforum.ru/new-8.html

2. Белых, В., Кашин, Т. Предложения по совершенствованию упрощенной системы налогообложения [Текст]/ В.Белых, Т.Кашин //Налоговый вестник.-2009.- №2.

ПРОБЛЕМЫ ПРИМЕНЕНИЯ УПРОЩЕННОЙ СИСТЕМЫ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ

студент, юридического института ВятГУ,

студент, юридического института ВятГУ,

ст. преподаватель ВятГУ,

В настоящее время налоговая политика является основным регулятором взаимоотношений между налогоплательщиком и государством. Одним из направлений политики государства в области налогообложения является стимулирование субъектов малого бизнеса. Согласно Федеральному закону от 24.07.2007 г. № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» к субъектам малого бизнеса относятся юридические лица и индивидуальные предприниматели [3]. Данные субъекты должны отвечать следующим критериям:

  1. общая доля участия Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, общественных и религиозных организаций (объединений), благотворительных и иных фондов в уставном капитале общества с ограниченной ответственностью не должна превышать 25%;
  2. среднее количество работников за предшествующий календарный год не должно превышать 100 человек включительно (для микропредприятий – 15 человек);
  3. прибыль, полученная от осуществления предпринимательской деятельности за предшествующий календарный год – не более 800 млн. рублей (для микропредприятий – 120 млн. рублей) [2].

Развитие малого предпринимательства является одним из главных направлений решения экономических и социальных проблем. В России существуют два вида налоговых режимов: общий и специальный.

Под общим налоговым режимом понимается система налогообложения, при которой хозяйствующий субъект платит все необходимые налоги, сборы, платежи, установленные Налоговым кодексом, иными федеральными законами, если он не освобожден от их уплаты. Под специальным налоговым режимом следует понимать уплату одного определенного налога, размер которого установлен в упрощенном порядке, вместо нескольких установленных основных видов налога. Основная цель введения специальных налогов – это снижение налоговой нагрузки, увеличение налоговых поступлений в бюджет.

Налоговый кодекс предусматривает четыре специальных налоговых режима:

  1. Упрощенная система налогообложения (УСН);
  2. Единый налог на вмененный доход для отдельных видов деятельности (ЕНВД);
  3. Система налогообложения для сельскохозяйственных производителей (ЕСХН);
  4. Патентная система налогообложения (ПСН).

В большинстве случаев субъекты малого бизнеса выбирают упрощенную систему налогообложения.

Упрощенная система налогообложения – это специальный налоговый режим, который ориентирован на снижение налогового бремени в организациях малого предпринимательства и облегчение ведения налогового учёта.

Упрощенная система налогообложения требует выполнения конкретных условий:

  1. количество сотрудников не должно превышать 100 человек;
  2. доход к началу налогового периода не превышает 150 млн. рублей;
  3. остаточная стоимость не превышает 150 млн. рублей;
  4. доля участия в ней других организаций не может превышать 25%;
  5. организациям, имеющим филиалы, запрещено применение УСН;
  6. организация имеет право перейти на УСН, если по итогам девяти месяцев того года, в котором организация подает уведомление о переходе, ее доходы не превысили 112,5 млн. рублей [1].

При применении упрощенной системы налогообложения возникают определенные проблемы и трудности.

На сегодняшний день существует проблема, связанная с непрерывным контролем критериев, которые ограничивают право применения данного режима налогообложения. При превышении установленных Налоговым кодексом ограничений, налогоплательщик вынужден будет уплатить все налоги, от которых был освобожден. В связи с УСН необходимо быть весьма внимательным в отношении объема выручки и численности работников для того, чтобы не упустить момент, когда налогоплательщик будет лишен права на УСН в связи с превышением данных критериев.

Еще одной не менее важной является проблема УСН – это освобождение от уплаты НДС. Проблема состоит в том, что предприниматель на УСН не является плательщиком НДС. При работе с субъектами, освобожденными от уплаты НДС, у предпринимателя проблем не возникнет. Однако сложности могут возникнуть, если «напарниками по работе» будут являться налогоплательщики НДС. Отсутствие обязанности плательщика при применении УСН платить налог на НДС приводит к потере покупателей-плательщиков этого налога. Следовательно, проблема налогоплательщиков, применяющих УСН, состоит в невыгодном положении в цепочке НДС.

На основании вышеизложенного предложим некоторые пути решения правовых проблем применения УСН.

Во-первых, для решения проблемы перехода налогоплательщика на общий режим налогообложения в связи с превышением размера критерия ограничения предлагается целесообразным отменить обязанность налогоплательщика осуществлять пересчет налогов в общем режиме при превышении им один раз критериев применения специальных налоговых режимов. Такую возможность необходимо предоставить налогоплательщику в том случае, если он сам обнаружит такое нарушение, вовремя уведомит налоговый орган и самостоятельно незамедлительно устранит нарушение. Во избежание данных злоупотреблений налогоплательщиками следует лишать их возможности применения специальных режимов налогообложения, в случае неоднократного превышения установленных Налоговым кодексом пределов.

Во-вторых, решение проблемы ведения двух видов учета возможно путем перехода на ведение учета доходов и расходов для целей исчисления налоговой базы по единому налогу в специальной книге учета доходов и расходов. Для налогоплательщиков, которые применяют разные системы налогообложения, следует установить дополнительно учет тех показателей, которые непосредственно оказывают влияние на исчисление единого налога.

Видео (кликните для воспроизведения).

Таким образом, система налогообложения субъектов малого предпринимательства имеет своей направленностью учет особенностей деятельности отдельных категорий налогоплательщиков. Надо полагать, что применение упрощенной системы налогообложения для субъектов малого предпринимательства снижает напряженность в отношениях между налоговыми органами и налогоплательщиками, а также повышает качество планирования и прогнозирования, как финансовых поступлений, так и налоговых платежей в бюджет. Тем не менее, упрощенная система налогообложения требует пересмотра и уточнения вопросов, которые возникают в процессе практического их применения.

Источники

Упрощенная система налогообложения проблемы и пути совершенствования
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here