Уклонение от налогов в казахстане

Содержание

Кодекс Республики Казахстан от 16.07.1997 N 167-I
«Уголовный кодекс Республики Казахстан»

Рекомендуем посетить:
RealSpeed.CO.KZ: Быстрый тест реальной скорости Вашего доступа к Интернет —>

Часть II. Особенная часть

Эксперты PwC отмечают, что сегодня уголовная ответственность за уклонение от уплаты налогов является крайне актуальной проблемой. Она имеет различные масштабы, включая личную ответственность, участие в расследовании и, возможно, признание вины. Руководители крупных компаний часто подвергаются риску уголовного преследования и могут стать субъектом международного розыска

Согласно данным Комитета по правовой статистике и специальным учётам Генеральной прокуратуры РК, количество уголовных дел, возбуждённых за уклонение от уплаты налогов, составляет:

2017 – 295 дел из 42 018 налоговых проверок;

2016 – 463 дел из 76 794 налоговых проверок;

2015 — 677 дел из 73 105 налоговых проверок.

Текущее пороговое значение в размере $145 тыс. (размер доначислений после налоговой проверки) для начала уголовного дела представляет существенную угрозу для наиболее крупных налогоплательщиков. Ситуация осложняется ещё и тем, что возбуждение уголовного дела после налоговой проверки случается фактически по умолчанию.

Поправки, введённые в 2017 к 245 статье Уголовного кодекса РК (УК) были в значительной степени малоэффективными. Пожалуй, они сделали условия даже хуже для генеральных директоров, финансовых директоров и налоговых менеджеров крупных компаний.

В нашей статье мы хотим выделить существенные юридические риски для топ-менеджмента крупных компаний, связанные с возбуждением уголовного дела за уклонение от уплаты налогов.

Кто не успел, тот опоздал: должники по налогам не смогут открыть счет в банке

Доступ компании к информации по уголовному делу в отношении сотрудников

Несмотря на то что компания несёт ответственность за уплату налога, руководство компании не может получить информацию о статусе расследования, поскольку компания официально не является субъектом уголовного расследования. Информация о ходе расследования доступна только обвиняемому и его адвокату.

Глава 7. Преступления в сфере экономической деятельности

Влияние решения гражданского суда на уголовное преследование

Расследование уголовного дела является независимой процедурой и юридически не связано с решением гражданского суда. Уголовное дело может идти одновременно с гражданским судопроизводством. Таким образом, налогоплательщик будет нести существенные расходы по сопровождению двух разбирательств — гражданского и уголовного.

Важно отметить, что на практике принятие решения в отношении гражданского дела по обжалованию акта налоговой проверки в пользу налоговых органов воспринимается в рамках уголовного процесса в качестве доказательства факта умысла уклонения от уплаты налогов.

Каков порядок налогообложения фрилансеров в Казахстане

Статья 222. Уклонение от уплаты налога и (или) других обязательных платежей в бюджет с организаций

1. Уклонение от уплаты налога и (или) других обязательных платежей в бюджет с организаций путем непредставления декларации, когда подача декларации является обязательной, либо внесения в декларацию заведомо искаженных данных о доходах и (или) расходах, путем сокрытия других объектов налогообложения и (или) других обязательных платежей, если это деяние повлекло неуплату налога и (или) других обязательных платежей в крупном размере, —

наказывается штрафом в размере от семисот до одной тысячи месячных расчетных показателей с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет либо лишением свободы на срок от одного года до трех лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет со штрафом в размере от пятисот до тысячи месячных расчетных показателей.

2. То же деяние, совершенное неоднократно, —

наказывается штрафом в размере от трех до пяти тысяч месячных расчетных показателей с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет с конфискацией имущества или без таковой либо лишением свободы на срок от трех до пяти лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет со штрафом в размере от тысячи до двух тысяч месячных расчетных показателей с конфискацией имущества.

3. Деяния, предусмотренные частями первой и (или) второй настоящей статьи, совершенные группой лиц по предварительному сговору или организованной группой либо в особо крупном размере, —

наказываются лишением свободы на срок от пяти до семи лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет со штрафом в размере от трех до пяти тысяч месячных расчетных показателей либо с конфискацией имущества.

Примечание. Неуплата организацией налога и (или) других обязательных платежей в бюджет признается совершенной в крупном размере, если сумма неуплаченного налога и (или) других обязательных платежей превышает двадцать тысяч месячных расчетных показателей, и в особо крупном размере, если сумма неуплаченного налога и (или) других обязательных платежей превышает пятьдесят тысяч месячных расчетных показателей.

«Уклонение от уплаты налогов в крупных размерах — это уголовная ответственность»

Опубликованно: 23.08.2018 в 13:39

Сотрудниками Службы экономических расследовании Департамента государственных доходов по Атырауской области было проведено оперативно — розыскные мероприятий. В ходе проведениемероприятийустановлен фактсовершения правонарушения по выписке счет-фактуры без фактического выполнение работ и оказание услуг отгрузки товаров совершенным гр.«Д».

Читайте так же:  Земля в собственности какие налоги платить

Сотрудниками Службы экономических расследовании Департамента государственных доходов по Атырауской области было проведено оперативно розыскные мероприятий. В ходе проведениемероприятийустановлен фактсовершения правонарушения по выписке счет-фактуры без фактического выполнение работ и оказание услуг отгрузки товаров совершенным гр.«Д».

То есть, гр.«Д» по решению учредителя назначен директором ТОО и осуществлял предпринимательскую деятельность на территории РК. При осуществлении предпринимательской деятельности гр.«Д» в целях доведения до логического завершения своего преступного умысла, подготавливал счет-фактуры, накладные на отпуск запасов и заверил своей подписью и печатью ТОО. В свою очередь, гр.«Д» оказал содействие в уклонении от уплаты налогов контрагента АО на общую сумму 44 673 215 тенге.

По установленным фактом в отношении гр.«Д» возбужден уголовное дело ст.216 ч.1, ст.28 ч.5, ст.245 ч.1 УК РК«Совершение действий по выписке счета-фактуры без фактического выполнения работ, оказания услуг, отгрузки товаров», «Уклонение от уплаты налога и (или) других обязательных платежей в бюджет с организаций».

Приговором городского суда №2 г.Атырау от 5 мая 2018 года гр.«Д» признан виновным по ст.216 ч.1, ст.28 ч.5, ст.245 ч.1 УК РК и окончательно назначили наказание в виде 1 (одного) года ограничения свободы, с установлением пробационного контроля, с лишением права занимать руководящие должности в коммерческих организациях сроком до 1(одного) года.

УПРиК СЭР ДГД по Атырауской области.

Уголовный Кодекс РК
Статья 236. Уклонение от уплаты таможенных пошлин, таможенных сборов, налогов, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин

Сноска. Заголовок статьи 236 в редакции Закона РК от 26.12.2017 № 124-VI (вводится в действие с 01.01.2018); с изменением, внесенным Законом РК от 21.01.2019 № 217-VI (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования).

1. Уклонение от уплаты таможенных пошлин, таможенных сборов, налогов, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин в крупных размерах –

наказывается штрафом в размере до восьмидесяти месячных расчетных показателей либо исправительными работами в том же размере, либо привлечением к общественным работам на срок до восьмидесяти часов, либо арестом на срок до двадцати суток.

2. То же деяние, совершенное должностным лицом с использованием своего служебного положения, –

наказывается штрафом в размере до одной тысячи месячных расчетных показателей либо исправительными работами в том же размере, либо привлечением к общественным работам на срок до четырехсот часов, либо ограничением свободы на срок до одного года, либо лишением свободы на тот же срок.

3. Деяния, предусмотренные частями первой или второй настоящей статьи, совершенные преступной группой, –

наказываются лишением свободы на срок от двух до пяти лет.

Примечание. Лицо, добровольно уплатившее образовавшуюся задолженность по уплате таможенных пошлин, таможенных сборов, налогов, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин, а также пеней и процентов в случае их начисления, сумму штрафов, установленных законодательством Республики Казахстан, освобождается от уголовной ответственности по части первой настоящей статьи, если в его действиях не содержится состав иного преступления.

Сноска. Статья 236 с изменениями, внесенными законами РК от 03.07.2017 № 84-VI (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования); от 26.12.2017 № 124-VI (вводится в действие с 01.01.2018); от 12.07.2018 № 180-VІ (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования); от 21.01.2019 № 217-VI (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования).

Уклонение от уплаты налогов в Казахстане переведут в категорию административных правонарушений

Исключение будет составлять совершение 7 преступлений: рейдерства; легализации имущества, полученного преступным путем; изготовления и сбыта поддельных денег, ценных бумаг; принуждения к совершению сделки; экономической контрабанды; финпирамид и ОПГ. Предлагается предусмотреть такие исключения и в случае, если лицо пытается скрыться от следствия и суда», — пояснили в Генпрокуратуре.

При использовании информации, гиперссылка на информационное агентство Kazakhstan Today обязательна. Авторские права на материалы агентства

Налоговые правонарушения и ответственность за их совершение

Согласно подпункту 27) пункта 1 статьи 20 Налогового кодекса, налоговые органы обязаны привлекать к административной ответственности в порядке, установленном Кодексом Республики Казахстан об административных правонарушениях (далее — КоАП).

Органы государственных доходов рассматривают следующие дела об административных правонарушениях в области налогообложения, предусмотренных КоАП:

· нарушение срока постановки на регистрационный учет в органе государственных доходов ;

· неправомерное осуществление деятельности при применении специального налогового режима ;

· осуществление деятельности в период действия решения органа государственных доходов о приостановлении представления налоговой отчетности ;

· непредставление налоговой отчетности, а также документов, связанных с условным банковским вкладом ;

· непредставление отчетности по мониторингу сделок, а также документов, необходимых для осуществления контроля при трансфертном ценообразовании ;

· нарушение мер финансового контроля ;

· сокрытие объектов налогообложения и иного имущества, подлежащих отражению в налоговой отчетности ;

· отсутствие учетной документации и нарушение ведения налогового учета ;

· уклонение от уплаты начисленных (исчисленных) сумм налогов и других обязательных платежей в бюджет ;

· занижение сумм налогов и других обязательных платежей в бюджет ;

· невыполнение налоговым агентом обязанности по удержанию и (или) перечислению налогов ;

· выписка фиктивного счета-фактуры ;

· нарушение порядка выписки счетов-фактур ;

· нарушение законодательства Республики Казахстан в области государственного регулирования производства и оборота отдельных видов нефтепродуктов и подакцизных товаров, за исключением биотоплива, этилового спирта и алкогольной продукции ;

· нарушение законодательства Республики Казахстан о государственном регулировании производства и оборота этилового спирта и алкогольной продукции;

· нарушение правил маркировки (перемаркировки) алкогольной продукции, за исключением виноматериала и пива, учетно-контрольными марками и табачных изделий акцизными марками ;

· нарушение порядка применения контрольно-кассовых машин ;

· неисполнение банками и организациями, осуществляющими отдельные виды банковских операций, обязанностей, установленных налоговым законодательством Республики Казахстан;

· неисполнение кастодианами, единым регистратором, брокерами и (или) дилерами, обладающими правом ведения счетов клиентов в качестве номинальных держателей ценных бумаг, управляющими инвестиционным портфелем, страховыми организациями обязанностей, установленных налоговым законодательством Республики Казахстан ;

Читайте так же:  Внутренний государственный муниципальный финансовый контроль осуществляют

· представление заведомо ложных сведений о банковских операциях ;

· неисполнение обязанностей, установленных налоговым законодательством Республики Казахстан, налогоплательщиками при экспорте и импорте товаров, выполнении работ, оказании услуг в таможенном союзе, а также невыполнение лицами требований, установленных законодательством Республики Казахстан;

· невыполнение законных требований органов государственных доходов и их должностных лиц .

При этом, обстоятельства, исключающие производство по делу об административном правонарушении либо позволяющие не привлекать к административной ответственности предусмотрены статьями 741, 742 КоАП.

Физическое лицо не подлежит привлечению к административной ответственности за совершение административного коррупционного правонарушения, а также правонарушения в области налогообложения, законодательства Республики Казахстан о пенсионном обеспечении, об обязательном социальном страховании, естественных монополий и антимонопольного законодательства по истечении одного года со дня его совершения, а юридическое лицо (в том числе индивидуальный предприниматель) не подлежит привлечению к административной ответственности за правонарушение в области налогообложения, законодательства Республики Казахстан о пенсионном обеспечении, об обязательном социальном страховании — по истечении пяти лет со дня его совершения.

Уклонение от уплаты налога и (или) других обязательных платежей в бюджет с организаций путем непредставления декларации, когда подача декларации является обязательной, либо внесения в декларацию заведомо искаженных данных о доходах и (или) расходах, путем сокрытия других объектов налогообложения и (или) других обязательных платежей, если это деяние повлекло неуплату налога и (или) других обязательных платежей в крупном размере.

Крупным размером признается сумма неуплаченного налога и(или) обязательного платежа в бюджет, превышающая 20000 МРП.

Видео (кликните для воспроизведения).

Идрисова Р.С., руководитель отдела

Управления государственных доходов «Астана- жана кала»

Предпринимателя в Алматы приговорили к 5 годам лишения свободы за уклонение от уплаты налогов на суммы свыше Т180 млн

Алматы. 12 июля. КазТАГ — Директора предприятия в Алматы приговорили к 5 годам лишения свободы за уклонение от уплаты налогов на сумму свыше Т180 млн в бюджет, передает корреспондент агентства.

«Данияра Ибрагимова признать виновным в совершении преступления предусмотренного ст.245 ч.3 (уклонение от уплаты налогов или других обязательных платежей в бюджет с организации в особо крупном размере) УК РК. Назначить ему наказание в виде 5 лет лишения свободы, с лишением права занимать должности, связанные с материальной ответственностью в предпринимательской деятельности сроком на 3 года, с отбыванием наказания в учреждении уголовно-исполнительной системы средней безопасности», — говорится в приговоре суда №2 Медеуского района города Алматы от 11 июля.

Следствием установлено, что 18 февраля 2005 года Д.Ибрагимов с целью занятия общей предпринимательской деятельностью зарегистрировал на свое имя ТОО «Элмонт», где сам, согласно уставу товарищества, стал учредителем и директором. Предприятие осуществило государственную регистрацию в налоговом управлении по Медеускому району г.Алматы, где ему был присвоен регистрационный номер налогоплательщика. 1 марта 2005 года фирма получила лицензию на проведение строительно-монтажных работ и разработку проектно-сметной документации.

«В 2012 году у Д.Ибрагимова в ходе осуществления предпринимательской деятельностью возник преступный умысел, направленный на извлечение имущественной выгоды для себя и вывода из законного оборота денежных средств субъекта частного предпринимательства, путем совершения мнимых противоправных сделок, сопряженных с нарушением законодательства РК о бухгалтерском учете и финансовой отчетности, за счет которых, увеличив расходную часть субъекта частного предпринимательства, уклониться от уплаты налогов и других обязательных платежей», — говорится в материалах дела.

По информации суда, в период с 2012 года по 2015 год Д.Ибрагимов совершил противоправные сделки, без фактической отгрузки товаров, выполнения работ и оказания услуг от поставщиков.

«Д.Ибрагимов, находясь в Алматы, с целью незаконного материального обогащения, действуя согласно преступному умыслу, использовал следующие заведомо подложные первичные бухгалтерские документы, составленные от имени ТОО «Батыс Теміржолқұрылыс», ТОО «ЭгидаСтройСервис», ТОО «Тарлан-М» и ТОО «Ал-Ар0609» в бухгалтерском учете с целью увеличения расходов предприятия и последующего уклонения от уплаты налогов. Тем самым, Д.Ибрагимов являясь руководителем ТОО «Элмонт» уклонился от уплаты налогов и других обязательных платежей в бюджет, путем внесения в декларацию заведомо искаженных данных о доходах и(или) расходах и сокрытия других объектов налогообложения, повлекшее неуплату налога в особо крупного размере на общую сумму Т180 954 891», — уточняется в результативной части приговора суда.

В Казахстане отменили уголовное наказание за лжепредпринимательство

В Казахстане изменили ряд статей, касающихся предпринимателей

Президент Нурсултан Назарбаев подписал Закон «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты республики по вопросам совершенствования правоохранительной системы», передает LS.

Согласно изменениям, была проведена гуманизация ряда уголовных правонарушений в экономической сфере. Текст закона опубликован в официальной печати.

Таким образом, из Уголовного кодекса была исключена статья 215 «Лжепредпринимательство».

Также была изменена статья 244, касающаяся уклонения от уплаты налога и других обязательных платежей в бюджет: «Уклонение от уплаты налога и (или) других обязательных платежей в бюджет, совершенное путем непредставления декларации о доходах в случаях, когда подача декларации является обязательной, либо путем включения в декларацию или иные документы, связанные с исчислением или уплатой налогов и (или) других обязательных платежей в бюджет, заведомо искаженных данных о доходах или расходах либо об имуществе, подлежащем налогообложению, с использованием счета-фактуры без фактического выполнения работ, оказания услуг, отгрузки товаров, если это деяние повлекло неуплату налога и (или) других обязательных платежей в бюджет в крупном размере, – наказывается штрафом в размере до трех тысяч месячных расчетных показателей либо исправительными работами в том же размере, либо ограничением свободы на срок до трех лет, либо лишением свободы на тот же срок.

Примечание. Лицо, впервые совершившее деяние, предусмотренное настоящей статьей, освобождается от уголовной ответственности в случае добровольной уплаты задолженности по налогам и (или) другим обязательным платежам в бюджет, а также пени, установленных законодательством»

Читайте так же:  Налог на землю срок исковой давности

Также наказание в статье 245 было изменено на: «…наказываются штрафом в размере трехкратной суммы не поступивших платежей в бюджет либо лишением свободы на срок от пяти до восьми лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет»;

Кроме того, часть третья статьи 462 была изложена в следующей редакции: «Невыполнение или ненадлежащее выполнение законных требований или предписаний, представлений, постановлений, выданных органами государственного контроля и надзора (должностных лиц), должностными лицами государственных органов в пределах их компетенции, за исключением случаев, предусмотренных статьями 162 и 227 настоящего Кодекса, – влечет штраф на физических лиц в размере пяти, на должностных лиц – в размере пятнадцати, на субъектов малого предпринимательства или некоммерческие организации – в размере ста, на субъектов среднего предпринимательства – в размере двухсот, на субъектов крупного предпринимательства – в размере пятисот месячных расчетных показателей, с приостановлением действия разрешения на определенный вид деятельности или без такового либо с приостановлением деятельности или отдельных видов деятельности или без такового».

Справка

Статья 215. Лжепредпринимательство

1. Лжепредпринимательство, то есть создание субъекта частного предпринимательства либо приобретение акций (долей участия, паев) других юридических лиц, предоставляющее право определять их решения, без намерения осуществлять предпринимательскую деятельность, в целях незаконного получения кредитов или освобождения от налогов, или сокрытия запрещенной деятельности, или извлечения иной имущественной выгоды, или в целях содействия совершению таких действий, а равно руководство им, если эти деяния причинили крупный ущерб гражданину, организации или государству.

2. Те же деяния, совершенные:

2) группой лиц по предварительному сговору;

3) лицом, уполномоченным на выполнение государственных функций, либо приравненным к нему лицом, либо должностным лицом, либо лицом, занимающим ответственную государственную должность, если они сопряжены с использованием им своего служебного положения;

4) с использованием документов другого физического (юридического) лица без его согласия либо поддельных документов.

3. Деяния, предусмотренные частями первой или второй настоящей статьи, совершенные преступной группой или причинившие особо крупный ущерб.

Противодействие уклонению от уплаты налогов.

Одним из основных направлений деятельности Службы экономических расследований Департамента государственных доходов по Акмолинской области является противодействие уклонению от уплаты налогов. Из находившихся с начала 2017 года в производстве уголовных дел, более половины окончено производством. Из них 7 прекращены по не реабилитирующим основаниям, 6 направлено в суд. По 5 уголовным делам уже вступили в силу приговоры суда.

Установленный ущерб по оконченным делам данной категории составляет 688 760 880 тенге. В ходе досудебного расследования возмещено 219 246 054 тенге, кроме того, наложен арест на имущество на сумму 23 298. 750 тенге.

Схема работы по уклонению от уплаты налогов субъектами частного предпринимательства, «испытывающих потребность» в завышении вычетов (расходов) и увеличении зачетов по НДС, может строиться различным образом, в том числе с использованием фиктивных счетов-фактур.

Службой экономических расследований завершено досудебное расследование в отношении должностных лиц ТОО «Кокшетауавтодор». Указанное предприятие путем участия в государственных закупках заключило договоры на подрядные работы по осуществлению строительства и ремонта автодорог на территории Акмолинской области. Директор ТОО в целях уклонения от уплаты налогов незаконно подписал мнимые договоры и счет-фактуры с предприятиями, фактически не оказывающими никакие услуги и не поставляющими никакие товары. В свою очередь бухгалтер предприятия, оказывая соучастие в данном преступлении в качестве пособника, посредством электронной связи произвела сдачу в Управление государственных доходов по г. Кокшетау налоговую отчетность ТОО «Кокшетауавтодор» с указанием фиктивных взаиморасчетов и с заведомо искаженными данными о расходах.

В ходе досудебного расследования подозреваемые директор и бухгалтер предприятия признали свою вину и полностью возместили причиненный государству ущерб в размере более 81 млн. тенге. Уголовное дело в отношении них прекращено по не реабилитирующим основаниям в связи с деятельным раскаянием, активным сотрудничеством со следствием и возмещением ущерба.

Источник, интернет-ресурс: Департамента гос. доходов по Акмолинской области

Непризрачная угроза: чем рискует топ-менеджмент компаний по результатам налоговой проверки в РК

Закрытие уголовного дела

Освобождение от уголовной ответственности может иметь место на досудебном этапе или после приговора уголовного суда, при этом оно связано со значительным риском для руководителей.

Досудебное закрытие (в ходе расследования уголовного дела)

Отмеченная выше поправка в виде примечания, введённая в 2017 в УК РК, предоставляет законные основания для освобождения от уголовной ответственности на любом этапе судебного разбирательства (расследование или судебные слушания). В примечании отмечается, что если лицо совершает уклонение от уплаты налогов впервые, при этом доначисления по акту налоговой проверки и связанные с ней пени выплачиваются, то уголовное дело прекращается.

Однако ключевым моментом является то, что освобождение на основе указанного примечания происходит на не реабилитирующих основаниях, и кроме уплаты всех доначислений и пени обвиняемое лицо, а, как мы отметили выше, в большинстве случаев это руководители и главные бухгалтеры, должны предоставить следователю письменное заявление о признании вины.

После этого в органах статистики Генеральной прокуратуры будет сохранена запись в отношении обвиняемого лица, которое было освобождено по такому нереабилитирующему основанию. Запись сохраняется в течение 10 лет, и, таким образом, возникает риск для репутации первого лица (руководителя), что может вызвать трудности в будущем, например при получении разрешения на работу, при трудоустройстве и т. д.

Закрытие после приговора суда

Если уголовный суд поддержит обвинение службы экономических расследований, то у лица возникает судимость и будет наложено наказание, в том числе ограничение и/или лишение свободы.

В противоположном случае, если суд не поддержит обвинение лица, очевидно, что судимости у него/неё не возникает. Тем не менее у такого лица, несомненно, останется неудачный, ненужный и, вероятно, травматический опыт.

Кто больше всех платит налогов в Казахстане

Возбуждение / регистрация уголовного дела

Риск возбуждения уголовного дела возникает сразу после завершения налоговой проверки, если сумма доначислений составляет не менее $145 тыс. (приблизительно). В этом случае акт налоговой проверки практически автоматически передаётся налоговым инспектором в службу экономических расследований Комитета государственных доходов Министерства финансов РК для регистрации, после чего уголовное дело считается возбуждённым и начинается расследование. При этом в ходе проверки налоговые инспекторы фактически не принимают во внимание положения уголовного законодательства, требующие определение умысла в уклонении от уплаты налога. На практике бремя доказывания невиновности перекладывается на финансовую команду компании. Следователь, который в первую очередь должен представлять доказательства о наличии правонарушения в действиях лица, в том числе умысла уклониться от уплаты налога, функцию доказывания не выполняет. Более того, наличие права на обжалование результатов налоговой проверки в Министерстве финансов и в суде может не приостанавливать регистрацию уголовного дела.

Читайте так же:  Фнс проведении налоговых проверок

Ограничения прав руководителей в ходе расследования

В ходе расследования следователь может накладывать различные ограничения на участников уголовного процесса. В качестве распространённых мер ограничения стоит отметить подписку о невыезде и надлежащем поведении. Также в некоторых случаях подозреваемый, обвиняемый в уклонении от уплаты налогов может быть объявлен в международный розыск. Важно помнить, что Казахстан является членом Международной организации уголовной полиции (Интерпол) и подписал ряд двусторонних договоров о правовой помощи и правовой поддержке по уголовным делам.

Кто привлекается к ответственности за уклонение от уплаты налогов?

К уголовной ответственности за неуплату налога юридическим лицом может привлекаться только физическое лицо. Учитывая, что налоговые декларации подписываются электронной цифровой подписью руководителей, то, соответственно, подписант налоговой декларации подвергается риску. Именно первый руководитель будет привлекаться к следствию за налоговые проблемы предприятия.

Кошелёк без тайны: как казахстанцы будут рассказывать государству о своём имуществе

Выводы

Полагаем, что сложившаяся ситуация по привлечению к ответственности за уклонение от уплаты налогов требует немедленного разрешения, причем на системной основе. Инвестиционные компании, работающие в Казахстане, а именно топ-менеджмент этих компаний находятся под серьёзным риском уголовной ответственности по уклонению от уплаты налогов. Такая ситуация является значительным сдерживающим фактором для новых инвестиций. И это не призрачная угроза. Вероятность материализации таких рисков очень высока, прежде всего по причине низкого порового значения и изначальной презумпции вины.

Таким образом, предлагаем реализовать следующие шаги в краткосрочной перспективе:

инвесторы, ведущие деятельность в Казахстане, должны быть осведомлены о данных рисках и, соответственно, должны разрабатывать планы по минимизации риска;

потенциальные новые инвесторы в Казахстане должны учитывать это в процессе принятия решений;

необходимо внести изменения в законодательство РК, которые будут включать в себя изменение/отмену пороговой суммы в размере $145 тыс. При необходимости налоговые инспекторы должны надлежащим образом рассматривать вопрос о наличии/отсутствии умысла и предоставлять доступную информацию по уголовным делам всем соответствующим сторонам, а не только обвиняемым.

В заключение хотим отметить, что вопрос об уголовной ответственности за предполагаемое уклонение от уплаты налогов подчёркивает отсутствие доверия между налоговым органом и налогоплательщиками. Данная ситуация указывает на убеждение властей в том, что все налогоплательщики хотят уклониться от налога, что ставит законных налогоплательщиков в уязвимое положение. В условиях всё более прозрачного ведения бизнеса, где компании тщательно проверяются несколькими независимыми профессиональными организациями, к примеру аудиторами, в большинстве случаев это убеждение не является обоснованным.

Считаем, что ситуация требует выработки срочных решений. Необходимо установить другой подход и установить баланс в отношениях между налоговым органом и налогоплательщиками.

Особенности защиты по налоговым преступлениям

Как бизнесмен, обвиняемый в уклонении от уплаты налога, может доказать свою невиновность

Уголовная ответственность, в соответствии со ст. 222 Уголовного Кодекса Республики Казахстан, наступает при уклонении от уплаты налога и (или) других обязательных платежей в бюджет с организаций путем непредставления декларации, когда подача декларации является обязательной, либо внесения в декларацию заведомо искаженных данных о доходах и (или) расходах, путем сокрытия других объектов налогообложения и (или) других обязательных платежей, если это деяние повлекло неуплату налога и (или) других обязательных платежей в крупном размере.

Расследование уголовного дела начинается с вынесения соответствующего постановления. С этого момента у следователя есть право на весь комплекс действий, предусмотренных уголовно-процессуальным законом: задержания, допросы, предъявление обвинения, опознания, очные ставки, обыски.

Особенностью защиты по этой категории дел является то, что адвокат должен обладать не только знаниями в области уголовного права и процесса, но и владеть пониманием налогового законодательства, бухгалтерского учета и корпоративных механизмов.

Приступив к защите, адвокат должен выяснить, обжаловано ли уведомление налогового органа о доначислении налогов. На практике следователь возбуждает уголовное дело сразу же после выхода акта налоговой проверки. Здесь важно не упустить время и обжаловать уведомление. Кроме того, что есть шанс списать полностью или часть доначисленных налогов, ваши доводы, указанные в исковом заявлении и в ходе гражданского процесса, защита использует как доказательство отсутствия умысла у налогоплательщика на совершение уклонения от уплаты налога.

Вина не может подразумеваться. Следователь обязан непременно ее доказывать, и именно это вызывает наибольшее затруднение при расследовании налоговых преступлений. Обвинитель должен доказать, что лицо знало требования налогового законодательства, правила ведения бухгалтерского учета, но сознательно нарушило их, а внесенные им искажения сделаны умышленно, а не в результате арифметической ошибки или неправильного понимания нормативных актов. Доказательствами умысла, например, могут выступать указания руководителя бухгалтеру о внесении искажений в бухгалтерскую или иную деловую документацию; фактические данные о ведении двойной бухгалтерии; сокрытие от учета отдельных финансово-хозяйственных операций; систематическое нарушение налогового законодательства вопреки разъяснениям и указаниям налоговых органов, аудиторских организаций и других специалистов.

Так, в уголовном деле по обвинению руководителя компании-недропользователя по ст.222 УК РК факт наличия умысла полностью отсутствовал, что подтверждалось ежегодными отчетами независимых аудиторов о правомерности действий акционерного общества в части правильного отражения в финансовой отчетности всех действий, в том числе в части уплаты соответствующих налогов.

Читайте так же:  Учет и отчетность финансовый контроль

В другом уголовном деле защита была построена на том, чтобы обжаловать уведомление о доначислении и в рамках гражданского процесса доказать правоту клиента. Суд первой инстанции часть доначисленных сумм признал незаконными. В примечании к ст. 222 УК РК указано, что неуплата организацией налога и (или) других обязательных платежей в бюджет признается совершенной в крупном размере, если сумма неуплаченного налога и (или) других обязательных платежей превышает 20 тыс. месячных расчетных показателей, и в особо крупном размере, если сумма неуплаченного налога и (или) других обязательных платежей превышает 50 тыс. месячных расчетных показателей.

Таким образом, законодатель четко отразил, что уголовная ответственность наступает только в случае неуплаты налогов. На период рассмотрения судом жалобы срок добровольного исполнения уведомления налогового управления (и, как следствие, уплаты доначислений, 30 дней) был приостановлен в соответствии со ст. 674 Налогового Кодекса РК.

Со дня оглашения апелляционного постановления возобновился 30-дневный срок, установленный п. 6 ст. 608 НК РК, в соответствии с которым налогоплательщик обязан в добровольном порядке исполнить уведомление налоговых органов. Клиент оплатил все налоги и другие обязательные платежи в бюджет после вступления решения суда в законную силу (то есть после апелляционной инстанции). Следовательно, состав преступления по статье 222 УК РК отсутствовал. Более того, налогоплательщик обратился в кассационную инстанцию и впоследствии в Верховный суд, где и добился полной отмены доначисленных налогов. К тому времени уголовное дело было прекращено за отсутствием состава преступления.

Параллельно с иском в суд клиенту следует заключить соглашение со специалистом на предмет правильности исчисления недоимки в акте налоговой проверки и представить ему оригиналы бухгалтерских документов. Обычно специалист выносит свое заключение до рассмотрения дела в суде. Также не будет лишним обратиться для дачи научного заключения по доначисленным налогам. Как правило, спор возникает из-за применения той или иной правовой нормы в Налоговом кодексе.

В практике был случай, когда после уведомления налогового органа клиент обратился к ученым, специалистам по налоговому праву, с просьбой дать заключение по вопросу правомерности слияния компаний. Именно этот вопрос являлся принципиальным для наличия или отсутствия состава правонарушения. Совершенные сделки были заключены в рамках гражданского законодательства, в установленном порядке были зарегистрированы в органах юстиции. Если правопредшественники юридического лица до реорганизации имели переплату по налогам, права и обязанности, активы и пассивы, нераспределенную прибыль или непокрытые убытки от предпринимательской деятельности, то указанная переплата (а также активы и пассивы, прибыль или убытки и все связанные с ними права и обязанности) в полном объеме переходят юридическому лицу – правопреемнику – без каких-либо изъятий и ограничений. Эти доводы нашли свое подтверждение в научном правовом заключении.

Не следует забывать, что вместе с уведомлением налоговый орган направляет в специализированный межрайонный суд по административным делам протокол и материалы по ст.209 Кодекса об административных правонарушениях РК. Поэтому после подачи искового заявления об обжаловании уведомления клиенту необходимо немедленно обратиться в административный суд с ходатайством о приостановлении адмпроизводства на период рассмотрения дела в специализированном межрайонном экономическом суде.

Немаловажным является и период доначисленных налогов. Так, в 2013 было возбуждено уголовное дело по ст.222 ч.3 УК РК. Эта часть предусматривает уголовную ответственность, если деяния, предусмотренные частями 1 и (или) 2 настоящей статьи, совершены группой лиц по предварительному сговору или организованной группой, либо в особо крупном размере. Основанием для возбуждения уголовного дела послужили результаты налоговой проверки, проведенной в акционерном обществе за период с 2008 по 2010, отраженные в акте документальной налоговой проверки 2012. На основе этого акта было произведено доначисление сумм в части корпоративного подоходного налога за 2008 и 2009.

Отмечу, , статья 222 УК РК на тот период состояла лишь из двух частей (ч.3 ст.222 УК РК была включена в Уголовный кодекс только в 2010). Таким образом, на момент якобы имевшего места уклонения от уплаты налогов состава преступления по ч.3 ст.222 УК РК не существовало.

Кроме того, надо иметь в виду и конкретных лиц, имеющих отношение к неуплаченным, по мнению следствия, лицам. В упомянутом случае при вынесении решения о возбуждении уголовного дела не принят во внимание тот факт, что должностными лицами общества в разные периоды были разные люди. Это подтверждается протоколом совета директоров от 10.12.2010, где доверитель избран генеральным директором лишь с 14.12.2010, тогда как основные суммы доначисленных налогов приходятся на 2008 и 2009.

В последнее время уголовные дела возбуждаются после судебных актов о признании недействительной государственной регистрации контрагента налогоплательщика. В таких случаях надо доказывать, что клиент имел реальные сделки с этой компанией, приобретал у нее товарно-материальные ценности и до ее ликвидации сдавал декларации по результатам финансово-хозяйственной деятельности. Таким образом, один лишь факт доначисления налогов не может являться составом криминального уклонения от уплаты налогов.

Видео (кликните для воспроизведения).

Очевидно, что каждое уголовное дело имеет свои особенности, требующие индивидуальной лини защиты. Опыт показывает, что успех в уголовных делах возможен только при активном сотрудничестве адвоката и доверителя. Возбуждение уголовного дела является не конечной стадией уголовного процесса, а лишь его началом, и от позиции защиты зависит конечный результат. Древнеримский философ Люций Апулей говорил: «Обвинить можно и невинного, но обличить — только виновного».

Источники

Уклонение от налогов в казахстане
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here