Учет и отчетность финансовый контроль

Модель внутреннего контроля ведения бухучета и составления бухгалтерской отчетности

«Налоговый вестник», 2014, N 2

На практике у компаний возникает большое количество вопросов о методике организации и осуществления внутреннего контроля бухучета. На ряд таких вопросов получен ответ в Письме Минфина России от 25.12.2013 N 07-04-15/57289, к которому прилагается информационный документ N ПЗ-11/2013 «Организация и осуществление экономическим субъектом внутреннего контроля совершаемых фактов хозяйственной жизни, ведения бухгалтерского учета и составления бухгалтерской (финансовой) отчетности».

С вступлением в силу 6 декабря 2011 г. Закона N 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» (далее — Закон N 402-ФЗ) у компаний возникла необходимость осуществления внутреннего контроля за ведением бухгалтерского учета. Согласно ст. 19 Закона N 402-ФЗ экономический субъект обязан организовать и осуществлять внутренний контроль совершаемых фактов хозяйственной жизни. При этом организации, бухгалтерская отчетность которых подлежит обязательному аудиту, обязаны организовать и осуществлять внутренний контроль ведения бухгалтерского учета и составления бухгалтерской отчетности (п. 2 ст. 19 Закона N 402-ФЗ).

На практике у компаний возникает большое количество вопросов о методике организации и осуществления внутреннего контроля бухучета. На ряд таких вопросов получен ответ в Письме Минфина России от 25.12.2013 N 07-04-15/57289, к которому прилагается информационный документ N ПЗ-11/2013 «Организация и осуществление экономическим субъектом внутреннего контроля совершаемых фактов хозяйственной жизни, ведения бухгалтерского учета и составления бухгалтерской (финансовой) отчетности».

Согласно Письму Минфина внутренний контроль — это процесс, направленный на получение достаточной уверенности в том, что экономический субъект обеспечивает:

  • эффективность и результативность своей деятельности, в т.ч. достижение финансовых и операционных показателей, сохранность активов;
  • достоверность и своевременность бухгалтерской (финансовой) и иной отчетности;
  • соблюдение применимого законодательства, в т.ч. при совершении фактов хозяйственной жизни и ведении бухгалтерского учета.

Внутренний контроль должен обеспечивать предотвращение или выявление отклонений от установленных правил и процедур, а также искажений данных бухгалтерского учета, бухгалтерской и иной отчетности, Эффективность внутреннего контроля может быть ограничена:

  • изменением экономической конъюнктуры или законодательства, возникновением новых обстоятельств вне сферы влияния руководства компании;
  • превышением должностных полномочий руководством или иным персоналом организации, включая сговор персонала;
  • возникновением ошибок в процессе принятия решений, осуществления фактов хозяйственной жизни, ведения бухучета, в т.ч. составления бухгалтерской (финансовой) отчетности.

Основные элементы внутреннего контроля

Основными элементами внутреннего контроля организации являются: контрольная среда, оценка рисков, процедуры внутреннего контроля, информация и коммуникация, оценка внутреннего контроля.

Кто может стать ревизором

Упомянутая Информация от Минфина содержит перечень лиц, которые могут осуществлять внутренний финансовый контроль в бухгалтерии. Список возможных кандидатур носит рекомендательный характер.

Итак, внутренними аудиторами могут стать:

  • руководитель или группа топ-менеджеров, принимающих управленческие решения;
  • главный бухгалтер;
  • другой специалист или юридическое лицо, которым доверили ведение бухгалтерского учета;
  • внутренний аудитор (служба внутреннего аудита), если такая есть;
  • специальные должностные лица или подразделение, ответственные за соблюдение правил внутреннего контроля, предусмотренного иными федеральными законами;
  • ревизионная комиссия (ревизор) компании (когда проверка проводится в АО).

Последними в рекомендательном списке значатся «другой персонал и подразделения» организации.

Однако, предоставляя свободу в выборе внутреннего аудитора, авторы документа посвящают отдельный пункт оценке риска злоупотреблений сотрудниками своими полномочиями в ходе проверки работы бухгалтерии. Коммерческий подкуп в процессе внутреннего контроля имеет место быть, предупреждает Минфин, поэтому задача собственника – предупредить подобные явления.

Минфин не зря так методично наставляет бизнесменов и демонстративно предлагает им проявить свою добросовестность, в том числе по отношению к выплате налогов. Данный пункт дополнительно предупреждает, что, если вместо вашего внутреннего аудитора ревизией займутся налоговики, пощады не жди.

Представителям малого предпринимательства при организации внутреннего контроля, как гласит документ, необходимо руководствоваться «требованием рациональности». Например, если численность персонала не позволяет разграничить обязанности, руководитель компании может использовать любые другие ревизионные процедуры – например, сверку или личный надзор. В любом случае затраты на организацию контроля не должны превышать пользу, которую он принесет предприятию.

Разработанная 1С-WiseAdvice уникальная программа «Электронный аудитор» исключит «служебные интриги» в ходе проверки работы бухгалтерии. Ежедневно, в автоматическом режиме, программа проверяет наличие возможных отклонений от стандартов учета. При наличии подозрительных ситуаций куратор-аудитор (руководитель бухгалтера, обслуживающего Вашу компанию) получает оповещение и перепроверяет операции вручную. В случае ошибки ситуация оперативно исправляется.

Оценка внутреннего контроля

В свою очередь, оценка внутреннего контроля осуществляется в отношении элементов внутреннего контроля с целью определения их эффективности и результативности, а также необходимости их изменения. Оценка внутреннего контроля осуществляется не реже одного раза в год. Объем оценки внутреннего контроля определяется руководителем или внутренним аудитором компании. Одним из видов оценки внутреннего контроля является его непрерывный мониторинг, т.е. оценка внутреннего контроля, осуществляемая предприятием на постоянной основе в ходе своей повседневной деятельности. Непрерывный мониторинг может осуществляться руководством экономического субъекта в форме регулярного анализа результатов деятельности компании, проверки результатов выполнения отдельных хозяйственных операций, регулярной оценки и уточнения внутренней организационно-распорядительной документации и других формах.

Порядок организации и осуществления внутреннего контроля оформляется документально на бумажном носителе или в электронном виде. Положения, касающиеся организации внутреннего контроля, являются частью учредительных и внутренних организационно-распорядительных документов предприятия.

Применительно к ведению бухгалтерского учета, в т.ч. составлению бухгалтерской отчетности, контрольную среду может описывать положение о бухгалтерской службе, учетная политика предприятия, требования к квалификации бухгалтерского персонала.

Порядок организации внутреннего контроля, в т.ч. обязанности и полномочия подразделений и персонала экономического субъекта, определяется в зависимости от характера и масштабов деятельности компании, особенностей ее системы управления. При организации внутреннего контроля необходимо исходить из того, что:

  • внутренний контроль должен осуществляться на всех уровнях управления предприятием, во всех его подразделениях;
  • в осуществлении внутреннего контроля должен участвовать весь персонал компании в соответствии с его полномочиями и функциями;
  • полезность внутреннего контроля должна быть сопоставима с затратами на его организацию и осуществление.

Отдельно надо отметить то, что внутренний контроль, как правило, осуществляют:

  • органы управления экономического субъекта (организации);
  • ревизионная комиссия предприятия;
  • главный бухгалтер или иное должностное лицо компании, на которое возлагается ведение бухгалтерского учета;
  • внутренний аудитор (служба внутреннего аудита) организации;
  • специальные должностные лица, специальное подразделение компании, ответственные за соблюдение правил внутреннего контроля, предусмотренного иными федеральными законами.
Читайте так же:  Документ по результатам налоговой проверки

Также для организации внутреннего контроля предприятие может создать специальное подразделение (службу внутреннего контроля), которое занимается методическим обеспечением организации и осуществлением внутреннего контроля и координирует деятельность подразделений по организации и осуществлению данного вида контроля.

Создание специального подразделения внутреннего контроля (службы внутреннего контроля) обоснованно в случаях, когда:

  • задачи и объем деятельности по организации внутреннего контроля таковы, что экономически целесообразно возложить исполнение этой функции на подразделение, осуществляющее указанную деятельность на постоянной основе;
  • в силу специфики деятельности предприятия для обеспечения эффективности внутреннего контроля требуется накопление, сохранение и передача специальных знаний, навыков и опыта;
  • риски деятельности экономического субъекта настолько высоки, что обеспечение эффективности внутреннего контроля предполагает деятельность специального подразделения внутреннего контроля (службы внутреннего контроля) на постоянной основе;
  • существуют требования законодательства или регулятора финансового рынка о создании организацией специального подразделения внутреннего контроля (службы внутреннего контроля).

В свою очередь, для оценки эффективности процедур внутреннего контроля могут быть применены следующие способы:

  • опрос персонала компании (проводится для того, чтобы оценить знания и квалификацию персонала, а также получить информацию о фактическом порядке совершения сделок и операций и осуществления внутреннего контроля), опрос может проводиться как среди персонала, непосредственно осуществляющего сделки и операции и внутренний контроль, так и среди персонала, чья роль позволяет обладать информацией об эффективности внутреннего контроля;
  • наблюдение за совершением сделок и операций и осуществлением внутреннего контроля (данный способ позволяет подтвердить факт осуществления внутреннего контроля);
  • проверка доказательств осуществления внутреннего контроля и его результатов (данный способ применяется, когда осуществление внутреннего контроля и информация о выявленных ошибках с мерами по их устранению документируются);
  • повторное осуществление процедуры внутреннего контроля (данный способ применяется, когда все остальные способы не обеспечивают достаточного доказательства эффективности внутреннего контроля, отсутствует его документальное оформление, а также когда внутренний контроль является автоматическим).

При этом обособленное применение большинства приведенных способов оценки внутреннего контроля не может обеспечить достаточную уверенность в его эффективности. Например, при наблюдении существует риск того, что процедура внутреннего контроля осуществляется исключительно для наблюдателя. При опросе персонал может предоставлять информацию об утвержденном порядке осуществления внутреннего контроля, но на практике не следовать такому порядку. В связи с этим способы оценки внутреннего контроля должны комбинироваться в зависимости от особенностей тестируемых процедур внутреннего контроля. Результаты оценки внутреннего контроля оформляются документально, обсуждаются с исполнителями процедур внутреннего контроля и представляются руководству компании. Объем, состав и формы документации определяются потребностями экономического субъекта.

При выявлении недостатков в системе внутреннего контроля необходимо провести анализ характера и причин выявленных недостатков, при необходимости провести дополнительную проверку или тестирование. А также составить план устранения выявленных недостатков, в котором следует описать недостаток внутреннего контроля и сопутствующего ему риска, подробно описать действия, которые необходимо предпринять для устранения недостатка, определить лицо, ответственное за устранение недостатка, и сроки его устранения.

В целом представленное Минфином информационное сообщение о порядке организации и осуществления предприятиями внутреннего контроля ведения бухучета и составления бухгалтерской отчетности носит максимально теоретический формат.

Практических примеров и методик проведения внутреннего контроля бухучета Информация Минфина не содержит.

Однако анализируемый документ можно взять за основу при формировании внутриорганизационных положений по внутреннему контролю, а также положения по службе внутреннего контроля компании и оценки эффективности данной системы.

Внутренний бухгалтерский контроль в организации

В любой нормально работающей организации внутренний контроль был, есть и будет по определению, даже если в организации нет особого локального акта, посвященного внутреннему контролю. Общее руководство и контроль лежат на руководителе, в должностных инструкциях других работников прописано, кто и за что отвечает, внутренними положениями и учетной политикой определен порядок документооборота.

Однако только с 1 января 2013 года Федеральным законом о бухучете официально установлена обязанность организаций осуществлять внутренний контроль совершаемых фактов хозяйственной жизни. Недавно Минфин России подготовил рекомендации по этому вопросу. Как организовать и документально оформить внутренний контроль исходя из данных рекомендаций, рассмотрим в данной статье.

Какие компании обязаны вести внутренний контроль бухучета

Статья 19 Федерального закона «О бухгалтерском учете» обязывает вести внутренний контроль бухгалтерии только компании, отчетность которых подлежит обязательному аудиту. Остальным достаточно проверять лишь «совершаемые факты хозяйственной жизни». Но на практике, чтобы не привлечь внимание ФНС и предотвратить всевозможные финансовые потери, сотрудники бухгалтерии должны в своей работе соблюдать многочисленные федеральные и отраслевые стандарты, рекомендации в области бухучета, нормативные акты ЦБ РФ и пр.

Следование различным инструкциям предусматривает все тот же закон № 402-ФЗ. В организациях, где сотрудники выполняют все указанные требования, бухучет и хозяйственная жизнь неразрывны. Поэтому, контролируя, например, расходы или доходы компании, все равно придется иметь дело с бухгалтерией.

Одним словом, организация бухгалтерского учета и внутреннего контроля по факту присутствует в любой компании, руководство которой стремится минимизировать финансовые и репутационные риски, а также избежать лишних споров с ИФНС.

Документирование внутреннего контроля

Порядок организации и осуществления внутреннего контроля необходимо оформить документально на бумажном носителе и (или) в электронном виде. Положения, касающиеся организации внутреннего контроля, являются частью учредительных и внутренних организационно-распорядительных документов организации (приказов, распоряжений, положений, должностных и иных инструкций, регламентов, методик, стандартов бухгалтерского учета).

Применительно к ведению бухгалтерского учета, в том числе составлению бухгалтерской (финансовой) отчетности, контрольную среду могут описывать положение о бухгалтерской службе, учетная политика организации, требования к квалификации бухгалтерского персонала и другие документы, устанавливающие общие требования к среде, в которой организуется и ведется бухгалтерский учет, порядку взаимодействия подразделений и персонала организации и принятия решений по вопросам бухгалтерского учета.

Документами, устанавливающими правила коммуникации, могут являться: положения, графики предоставления данных и составления отчетности, должностные инструкции.

Читайте так же:  Исчислить налог енвд

Документацию по организации внутреннего контроля необходимо регулярно обновлять. Оценивать необходимость ее обновления нужно не реже одного раза в год. Основанием для обновления документации могут являться, например, результаты непрерывного мониторинга внутреннего контроля, организационные изменения, изменения процессов и процедур работы организации.

Основные требования

Согласно Закону от 6 декабря 2011 г. № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» (далее – Закон № 402-ФЗ) организация обязана организовывать и осуществлять внутренний контроль совершаемых фактов хозяйственной жизни, а если ее бухгалтерская (финансовая) отчетность подлежит обязательному аудиту, то она обязана организовывать и осуществлять внутренний контроль ведения бухгалтерского учета и составления бухгалтерской (финансовой) отчетности (за исключением случаев, когда ее руководитель принял обязанность ведения бухгалтерского учета на себя).

Закон № 402-ФЗ не описывает, как и в каком объеме должен проводиться внутренний контроль. Однако понятно, что он должен быть достаточным для обеспечения достоверности фактов хозяйственной жизни и бухгалтерской (финансовой) отчетности организации.

. закон № 402-ФЗ не описывает, как и в каком объеме должен проводиться внутренний контроль. Однако понятно, что он должен быть достаточным для обеспечения достоверности фактов хозяйственной жизни.

Например, вопросы внутреннего контроля в экономических субъектах регламентируются нормами, устанавливающими создание ревизионных комиссий финансово-хозяйственной деятельности общества:

  • статьей 85 Федерального закона от 26 декабря 1995 г. № 208-ФЗ «Об акционерных обществах»;
  • статьей 47 Федерального закона от 8 февраля 1998 г. № 14-ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью».

Требования, предусмотренные данными федеральными законами, необходимо соблюдать.

Минфин РФ разработал общие рекомендации для хозяйствующих субъектов по организации и осуществлению ими внутреннего контроля бухгалтерского учета и составления бухгалтерской отчетности (информация Минфина России № ПЗ-11/2013).

В данном документе дано понятие внутреннего контроля как процесса, направленного на получение достаточной уверенности в том, что организация обеспечивает:

  • а) эффективность и результативность своей деятельности, в том числе достижение финансовых и операционных показателей, сохранность активов;
  • б) достоверность и своевременность бухгалтерской (финансовой) и иной отчетности;
  • в) соблюдение применимого законодательства, в том числе при совершении фактов хозяйственной жизни и ведении бухгалтерского учета.

Элементы внутреннего контроля

Основными элементами внутреннего контроля экономического субъекта являются:

  • контрольная среда;
  • оценка рисков;
  • процедуры внутреннего контроля;
  • информация и коммуникация;
  • оценка внутреннего контроля

Контрольная среда представляет собой совокупность принципов и стандартов деятельности организации, которые определяют общее понимание внутреннего контроля и требования к внутреннему контролю в организации в целом. Она отражает культуру управления организацией и создает надлежащее отношение персонала организации к осуществлению данного контроля.

Коммуникация как элемент внутреннего контроля – это способ распространения информации, необходимой для принятия управленческих решений и осуществления внутреннего контроля. Например, каждый сотрудник организации должен быть осведомлен о рисках, относящихся к сфере его ответственности, об отведенной ему роли и задачах по осуществлению внутреннего контроля и информированию руководства.

Пример документального оформления порядка распределения полномочий и функций при организации внутреннего контроля в организации:


Постановка контроля
за фактами хозяйственной жизни очень важна для организации. Контроль традиционно подразделяется на предварительный, текущий и последующий. Оптимально, когда эти этапы разделены между разными работниками организации. Если санкционирование и контроль за совершением хозяйственных операций будут поручены одному должностному лицу, это может привести к ошибкам и возможным злоупотреблениям с его стороны – ведь он полностью контролирует хозяйственную жизнь, от «а» до «я». Если же в разных этапах контроля участвуют разные сотрудники, это повышает независимость и эффективность контрольных мероприятий. Для их проведения целесообразно (не обязательно, но желательно) создать комиссию по внутреннему контролю. Именно ее члены будут независимыми ревизорами.

Оценка рисков и управление ими также являются важной составляющей системы внутреннего контроля. Под риском понимается сочетание вероятности и последствий недостижения экономическим субъектом целей деятельности. Риски могут быть сгруппированы по следующим видам: финансовые, правовые, страновые и региональные, репутационные и др. Информация о рисках хозяйственной деятельности необходима организации для полного представления о своем финансовом положении, финансовых результатах деятельности и изменениях в своем финансовом положении.

Организации, публикующие годовую отчетность по каждому виду рисков в годовой бухгалтерской отчетности, обязаны раскрывать информацию о таких качественных характеристиках своей хозяйственной деятельности, как подверженность рискам, и о причинах их возникновения; концентрации риска (описание конкретной общей характеристики, которая отличает каждую концентрацию (контрагенты, регионы, валюта расчетов и платежей, др.); механизм управления рисками (цели, политика, процедуры, применяемые в области управления рисками, и методы, используемые для оценки риска, и т. п.); изменения по сравнению с предыдущим отчетным годом (Информация Минфина России № ПЗ-9/2012).

Для достижения своей финансовой стабильности организация может применять следующие процедуры внутреннего контроля:

В любом случае, если основные процедуры контроля фактов хозяйственной жизни соблюдаются не формально, а хорошо проработаны, то они позволят обеспечить высокую эффективность внутреннего финансового контроля организации в целом.

Организация внутреннего контроля

Порядок организации внутреннего контроля, в том числе обязанности и полномочия подразделений и персонала организации, определяются в зависимости от характера и масштабов ее деятельности, особенностей ее системы управления.

При организации внутреннего контроля необходимо исходить из того, что:

  • внутренний контроль должен осуществляться на всех уровнях управления организации, во всех ее подразделениях;
  • в осуществлении внутреннего контроля должны участвовать все сотрудники в соответствии с их полномочиями и функциями;
  • полезность внутреннего контроля должна быть сопоставима с затратами на его организацию и осуществление.

Внутренний контроль, как правило, осуществляют:

  • органы управления организации;
  • ревизионная комиссия (ревизор);
  • главный бухгалтер или иное должностное лицо организации, на которое возлагается ведение бухгалтерского учета;
  • внутренний аудитор (служба внутреннего аудита);
  • специальные должностные лица, специальное подразделение организации, ответственные за соблюдение правил внутреннего контроля, предусмотренного иными федеральными законами;
  • другой персонал и подразделения организации.
  • При организации и осуществлении внутреннего контроля совершаемых фактов хозяйственной жизни организация должна руководствоваться требованием рациональности.

    Елена Антаненкова, руководитель экспертно-консультационного отдела Первого Дома Консалтинга «Что делать Консалт», для журнала «Нормативные акты для бухгалтера»

    Ищете решение Вашей ситуации?

    «Практическая бухгалтерия» — бухгалтерский журнал, который упростит Вашу работу и поможет вести бухгалтерию без ошибок. Издание доступно еще и в электронном виде. Получите полный доступ ко всем материалам >>

    Читайте так же:  Справка о доходах с подоходным налогом

    Организация внутреннего контроля ведения бухгалтерского учета

    Автор: Светлана Валюнина
    главный бухгалтер-консультант 1С-WiseAdvice

    В осуществлении внутреннего контроля бухгалтерии в компании больше всего заинтересовано ее руководство, а вовсе не государство в лице ФНС. Ведь от эффективности данных ревизионных мероприятий в первую очередь зависит финансовая стабильность бизнеса.

    Контрольная среда

    Контрольная среда отражает культуру управления экономическим субъектом и создает надлежащее отношение персонала к организации и осуществлению внутреннего контроля.

    Зачем нужен внутренний контроль ведения бухучета

    Внутренний контроль бухучета необходим затем, что это обязательный этап эффективного планирования и реализации как управленческих решений, так и ежедневных функциональных задач работников, а не простая формальность. Благодаря такому контролю отдельные ошибки сотрудников бухгалтерии, от которых никто не застрахован, не приобретут системный характер.

    Мы застраховали риск допущения ошибок нашими специалистами. Если, например, они допустят ошибку, 1С-WiseAdvice компенсирует связанные с ней штрафы и доначисления. Размер страховой выплаты, предусмотренной полисом страхования профессиональной ответственности, ежегодно индексируется и на сегодняшний день составляет 70 млн рублей. Важное преимущество: полис включает в себя расширенный перечень страховых случаев, от которых не страхуют другие консалтинговые компании.

    Законодательно прямая ответственность за отсутствие в компании системы внутреннего контроля организации в бухгалтерии не предусмотрена. Однако фактически она обязательно последует в виде финансовых потерь по результатам камеральных и выездных проверок. Внутренняя ревизия не только проверяет достоверность и правомерность действий сотрудников, но предотвращает искажение данных бухгалтерского учета и финансовой отчетности, к которому налоговики наверняка предъявят претензии.

    Виды внутреннего контроля

    Практические рекомендации по осуществлению внутреннего контроля как хозяйственной жизни организации, так и ее бухгалтерской отчетности, содержатся в Информации от Минфина РФ № ПЗ-11/2013.

    Описывая экономическую целесообразность данного ревизионного мероприятия, авторы документа помимо всего прочего упоминают общую результативность деятельности компании и сохранность ее активов. А в качестве возможных негативных факторов, способных повлиять на точность результатов внутренней проверки, называют не только ошибки руководства и персонала, но и превышение полномочий, а также сговор сотрудников.

    Видео (кликните для воспроизведения).

    Таким образом, государство, выступая на стороне собственника, рекомендует оценивать обоснованность и правомерность действий ключевых сотрудников на разных этапах хозяйственных операций и на всех уровнях управления.

    Условно виды контроля можно разделить на предварительный, текущий и последующий.

    Предварительный предусматривает определение «уместности» и безопасности грядущих действий, которые могут повлиять на благополучие компании.

    Текущий контроль исключит необоснованные расходы и другие риски, связанные с деятельностью предприятия, обеспечит повседневный анализ ведения бухгалтерской отчетности.

    Последующая ревизия подытожит, насколько соответствует бухгалтерская документация реальным фактам совершенной сделки и действующему законодательству. Этот же этап предусматривает инвентаризацию и другие необходимые процедуры для того, чтобы определить, как по факту повлияла конкретная хозяйственная операция на благосостояние компании.

    Все виды ревизии должны выполнять разные сотрудники, не связанные друг с другом в рабочей и личной жизни, что обеспечить довольно сложно.

    Оценка рисков

    Оценка рисков представляет собой процесс выявления и анализа рисков. При выявлении рисков компания принимает соответствующие решения по управлению ими, в т.ч. путем создания необходимой контрольной среды, организации процедур внутреннего контроля, информирования персонала и оценки результатов осуществления внутреннего контроля.

    Применительно к ведению бухгалтерского учета, в т.ч. составлению бухгалтерской отчетности, оценка рисков призвана выявлять риски, которые могут повлиять на достоверность бухгалтерской отчетности. В ходе такой оценки организация рассматривает вероятность искажения учетных и отчетных данных исходя из следующих допущений:

    • возникновение и существование: факты хозяйственной жизни, отраженные в бухгалтерском учете, имели место в отчетном периоде и относятся к деятельности экономического субъекта;
    • полнота: факты хозяйственной жизни, имевшие место в отчетном периоде и подлежащие отнесению к этому периоду, фактически отражены в бухучете;
    • права и обязательства: имущество, имущественные права и обязательства компании, отраженные в бухгалтерском учете, фактически существуют;
    • оценка и распределение: активы, обязательства, доходы и расходы отражены в правильном стоимостном измерении на соответствующих счетах и в соответствующих регистрах бухгалтерского учета;
    • представление и раскрытие: данные бухучета корректно представлены и раскрыты в бухгалтерской отчетности.

    Кроме того, одним из важных направлений оценки рисков является оценка риска возникновения злоупотреблений.

    Они могут быть связаны с приобретением и использованием активов, ведением бухучета, в т.ч. составлением бухгалтерской отчетности, совершением действий, являющихся коррупциогенными (включая коммерческий подкуп). Оценка данного риска предполагает выявление участков (областей, процессов), на которых могут возникать злоупотребления, а также возможностей для их совершения, в т.ч. связанных с недостатками контрольной среды и процедур внутреннего контроля.

    Процедуры внутреннего контроля

    В свою очередь, процедуры внутреннего контроля представляют собой действия, направленные на минимизацию рисков, влияющих на достижение целей организации. Согласно Информации Минфина предприятия могут применять следующие процедуры внутреннего контроля.

    В зависимости от момента осуществления различают предварительные и последующие процедуры внутреннего контроля.

    Предварительные процедуры внутреннего контроля направлены на предупреждение появления ошибок и нарушений установленного порядка деятельности (контроль фактического наличия и состояния объектов, санкционирование (авторизация) сделок и операций). Последующие процедуры внутреннего контроля направлены на выявление ошибок и нарушений установленного порядка деятельности (сверка, надзор, и т.д.).

    В зависимости от степени автоматизации различают автоматические, полуавтоматические, ручные процедуры внутреннего контроля. Автоматические процедуры внутреннего контроля выполняются информационной системой без участия персонала, например контроль доступа.

    Полуавтоматические процедуры внутреннего контроля выполняются информационной системой, но инициируются или завершаются вручную; например, отчеты о выполненных в информационной системе исправлениях данных бухгалтерского учета проверяются исполнителем. Ручные процедуры внутреннего контроля выполняются персоналом организации вне информационных систем.

    Из чего состоит внутренний контроль

    Минфин предлагает примерный перечень ревизионных мероприятий, которые помогут контролировать рациональность и правомерность как хозяйственных операций, так и оформление соответствующей бухгалтерской отчетности. В их число входят:

    • документальное оформление, в том числе регистров бухгалтерского учета на основе первичных учетных документов;
    • проверка соответствия между самими документами и того, насколько они отвечают установленным требованиям. Сюда относятся и оценка взаимосвязанных фактов хозяйственной жизни – например, соотнесение оплаты какого-либо имущества или услуги с получением и оприходованием этих ценностей;
    • согласование (утверждение) сделок и операций сотрудниками, занимающими должность выше тех, которые совершают эти действия;
    • сверка данных (например, сравнение остатков по счетам бухгалтерского учета наличных денежных средств с остатками денежных средств по данным кассовой книги);
    • разграничение полномочий и ротация обязанностей, чтобы снизить риски ошибок и злоупотребления персоналом своим служебным положением;
    • проверка фактического наличия объекта и его состояния. К этим процедурам относится инвентаризация, ограничение доступа и т.п.;
    • обработка информации соответствующими электронными системами.
    Читайте так же:  Дарение квартиры племяннику как обойти налог

    Однако сами авторы документа предупреждают, что это не исчерпывающий список возможных мероприятий, ведь многое зависит от специфики бизнеса.

    Система многоуровневого контроля позволяет отслеживать работу бухгалтеров, расчетчиков зарплат, казначеев и других специалистов компании – с тем, чтобы исключить ошибки и любые, даже самые минимальные недостатки в учете.

    Наша система позволяет:

    • пройти камеральную проверку без доначислений и снизить риск назначения выездной проверки – мы автоматизировали процесс проверки ведения учета и отчетности, и специальная программа анализирует сотни контрольных соотношений, которые изучают и сами инспекторы при проверке отчетности компаний;
    • избежать переплат по налогам;
    • контролировать «дебиторку»;
    • не допускать кассовых разрывов (ситуаций, когда необходимо провести важный платеж, а денег на счете недостаточно);
    • избегать переплат и недоплат сотрудникам (из-за неверного расчета среднего заработка, случайного задвоения платежей, ошибок в платежных ведомостях, проблем при взаиморасчетах с увольняющимися сотрудниками и пр.);
    • контролировать взаиморасчеты с сотрудниками в части средств, выданных под отчет;
    • не допустить штрафных санкций со стороны контролирующих органов.

    Заказать услугу

    Система внутреннего финансового контроля и проверка налоговой отчётности

    Рубрика: Экономика и управление

    Дата публикации: 10.04.2017 2017-04-10

    Статья просмотрена: 975 раз

    Библиографическое описание:

    Быков И. А., Токарев А. Ю. Система внутреннего финансового контроля и проверка налоговой отчётности // Молодой ученый. — 2017. — №14. — С. 328-331. — URL https://moluch.ru/archive/148/41574/ (дата обращения: 20.02.2020).

    В данной статье рассматривается понятие системы внутреннего финансового контроля, необходимость организации данной системы. Рассматриваются способы организации внутреннего финансового контроля, преимущества и недостатки каждого из рассматриваемых способов. Также определены рекомендации для предприятий при разработке системы финансового контроля.

    Ключевые слова: внутренний финансовый контроль, предприятие, контроль, риски, налоги, налоговый контроль, отчетность

    Для эффективного управления предприятием необходима качественная система внутреннего контроля. Проблема построения такой системы в современных российских предприятий заключается в недостаточном профессионализме сотрудников либо в недостатке ресурсов у небольших или средних предприятий. В то же время крупные предприятия сталкиваются с проблемой неэффективного расходования ресурсов. В итоге получают малоэффективную систему, не способную качественно оценивать риски управления предприятием. [1]

    Основная цель создания внутреннего финансового контроля в том, чтобы пресечь нарушения, сбои и злоупотребления, которые возникают там, где точно не определен системный подход в работе с финансами. Говоря научным языком, задачи внутреннего финансового контроля заключаются в контроле над результативностью, продуктивностью и рациональностью деятельности; точностью и верностью финансовой отчетности; контроль за соблюдением действующих законов и нормативных актов.

    В данной статье проанализируем основные подходы организации системы внутреннего контроля на российских предприятиях.

    С января 2013 года в РФ вступил в действие федеральный закон № 402-ФЗ, с принятием которого организация внутреннего контроля на предприятиях стало обязательно.

    Организация системы внутреннего контроля и ее функционирование направлены на устранение каких-либо рисков хозяйственной деятельности, которые угрожают достижению цели.

    При создании системы внутреннего контроля необходимо учитывать масштаб предприятия, организационную структуру, регион расположения филиалов и самого предприятия, тип ведения бухгалтерского учета (централизованный либо по филиалам). Также необходимо учитывать еще и стоимость создания такой системы.

    В России широко применяются несколько способов организации и ведения службы внутреннего контроля. Какой из способов выбрать, каждое предприятие выбирает по своему усмотрению.

    1 Способ. Создание системы внутреннего контроля силами сотрудников предприятия, возможно с привлечением внешних вендоров.

    2 Способ. Частичная организация внутреннего финансового контроля на стороне предприятия, частичная на стороне компании-аутсорсинг (кратко «ко-сорсинг»).

    3 Способ. Полный аутсорсинг, то есть полная организация внутреннего финансового контроля компанией-аутсорсинг.

    Опишем способы более подробно.

    По первому способу предприятие нанимает сотрудников с определенным опытом, навыками. Предприятие может внедрять специализированное ПО для автоматизации функции внутреннего финансового контроля, в том числе с привлечением внешних разработчиков. Данный способ наиболее дорогостоящий — это является минусом данного подхода. К плюсам подхода можно отнести факт того, что служба финансового контроля это неотъемлемая часть предприятия, которая функционирует вместе с предприятием, участвуя во всех финансовых процессах, что позволяет высшему руководству получать более точную и обширную информацию в разрезе как всего предприятия, так и в разрезе отельных его частей, что позволяет принимать соответствующие адекватные решения в оперативном порядке. Качество управления предприятием и достоверность полученных результатов при данном способе выше, что создает доверие со стороны инвесторов.

    Второй способ, ко-сорсинг, это разделение функций осуществления внутреннего финансового контроля между сотрудниками предприятия и внешними исполнителями компании-аутсорсинг. Между сторонами участниками заключается договор. Обязанности по договору компании-аутсорсинг могут быть, как выполнение какого-либо отдельного бизнес-процесса, так и режим консультации сотрудников предприятия. К преимуществам данного подхода можно отнести, обширность рынка компаний-аутсорсинг, возможность привлечения высокоуровневых специалистов, а также возможность разделить функций процесса внутреннего финансового контроля между внешними компаниями. Например, сложные операции поручить более дорогостоящей компании, более легкие операции поручить менее дорогостоящей компании. К недостаткам подхода отнесем — отсутствие видения полной картины о предприятии; более сложная система налогообложения.

    Третий способ, — это полная организация внутреннего финансового контроля на стороне аутсорсинговой компании. На стороне предприятия создается аудиторский комитет, который взаимодействует с компанией-аутсорсинг. К плюсам данного подхода можно отнести, — минимизация затрат предприятия; высокий профессионализм внешних специалистов; оперативность создания системы внутреннего контроля; минимизация усилий по координации со стороны высшего руководства. К минусам отнесем, отсутствие полного знания о предприятии; отсутствие систематичности; проблемы с соотнесением затрат для налоговых органов.

    Читайте так же:  Какие документы подтверждают налоговый вычет на лечение

    Если руководством организации принято решение о создании или полном совершенствовании системы внутреннего контроля, то процесс формирования целесообразно разбить на следующие этапы:

    1. Формирование внутренних целей системы.
    2. Определение функций, необходимых для достижения указанных целей.
    3. Формирование полноценной структуры, предусматривающей наличие службы внутреннего аудита.
    4. Разработка положений, внутренних стандартов, комплекса документов, направленных на выполнение целей и функций.

    Грамотная постановка системы контроля позволит оказать существенное влияние на эффективность финансово-хозяйственной деятельности. В том числе она способствует становлению финансовой устойчивости, формированию своевременной и достоверной финансовой и налоговой отчетности, сохранности имущества и информации.

    После того, как фирма выбрала способ организации финансового контроля — наступает полный цикл её функционирования, после отчётного периода, наступает цикл — оценки системы внутреннего контроля и проверка налоговой отчётности. Внутренний контроль и аудит на предприятия являются важнейшей частью современной системы управления, позволяющими достичь максимизации прибыль и минимизации издержек. Для анализа системы используется — оценка аудиторских рисков и внутренний контроль.

    Внутренняя финансовая отчетность включает в себя составление налоговой отчётности, контроль и исполнение данного отчёта.

    Налоговое бюджетирование- это составление бюджетов налогов всех подразделений, отчёта об налогах, уплата налогов всех уравнений и анализ ведения налоговой политики организации.

    Налоговый контроль проводится в организации с целью проведение глубокого анализа методов и форм налогового бремени, а конечная цель контроля — минимизация налогов в будущих периодах.

    Налоговый контроль — это новая функция в фирмах, поэтому создание подразделения, которое будут заниматься данным процессом занимает много времени и требует высококвалифицированных специалистов, имеющих специализацию и опыт работы с налоговыми вычетами и знающих налоговый кодекс РФ.

    Создание подразделения начинается с постановки главной цели (миссии) данного процесса. Как правильно целью будет выступать процесс поставки плановых показателей налогового бремени, анализ исполнения бюджетов, своевременность и полнота уплаты налогов и стремление к законной минимизации отчислений. [2]

    После создания миссии, требуется постановка задач и пути решения проблем.

    Когда определены цели, задачи, назначены специалисты — начинается сам процесс контроля.

    Процесс сложный, включающий в себя аналитические действия сотрудников.

    В конечном периоде (ежеквартальная, девять месяцев, годовая отчётности) специалист подразделения даёт полную оценку эффективности деятельности фирмы на предмет налоговой политики. Если получены какие-либо отклонения, то данные помогут вывести показатели на эффективный уровень в будущих периодах.

    На контрольную среду влияет ряд важнейших факторов:

    − прозрачность налоговой отчетности, готовность к исправленную текущих ошибок, получения консультаций у аудиторов, осуществление контроля за ведением всех видов учёта.

    − наличие должных инструкций.

    − распределение ответственности и полномочий на предприятии, проведение внутреннего финансового аудита.

    В основе функционирования системы внутреннего финансового контроля лежит ряд принципов, такие как:

    1. Принцип баланса — субъекту внутреннего контроля нельзя поручать выполнение функций, не обеспеченных соответствующими средствами (организационными и техническими) для их надлежащего контроля.
    2. Принцип постоянства — система контроля действует на постоянной основе — выполняется непрерывный учёт, сбор и анализ данных.
    3. Принцип комплексности — все объекты внутреннего контроля в фирме должны быть охвачены различными формами контроля.
    4. Принцип ответственности — каждый субъект внутреннего контроля должен нести экономическую и дисциплинарную ответственность за некачественное выполнение функций.
    5. Принцип распределения обязанностей — функции работников системы контроля распределены на сектора и центры ответственности.

    Внутренний финансовый контроль связан не прерывно с налоговой системой компании – каждая фирма должна самостоятельно организовывать систему налогового учёта, закрепив её основные концепции в учётной политике компании.

    Предварительная оценка системы налогообложения компании, включает:

    − глубокий анализ элементов системы компании;

    − проверка метода исчисления налогов;

    − налоговая и правовая экспертиза системы хозяйственных отношений;

    − определение факторов, влияющих на итоговые налоговые показатели. [3]

    Выполнение таких процедур позволяет рассмотреть существенные факторы, как специфика основных хозяйственных операций в организации и существующие объекты налогообложения нормам действующего законодательства.

    Внутренний налоговый учёт позволяет административному блоку компании выстраивать грамотную политику использования финансовых ресурсов с помощью рационального внедрения коллективного анализа.

    Данный анализ включает проверку правильного использованная всех видов ресурсов в компании, а также дает комплексную оценку действий и процессов внутри фирмы, поэтому система финансового контроля и проверка налоговой отчётности, в конечных периодах, тесно связаны и проводятся для улучшения финансовой стабильности компании и благоприятного предпринимательского и инвестиционного климата.

    Таким образом проверка и подтверждение правильности исчисление и оплаты фирмой налогов и сборов в бюджет и внебюджетные фонды может проводится как по всем налогам, так и по отдельным её видам. При анализе проверяется налоговая отчётность, предоставленная по установленным формам (декларации, расчёты по налогам, справки и т. д.), а также правомерность использования льгот.

    Исходя из проведенного анализа способов организации системы внутреннего финансового контроля на предприятии, можно сделать следующий вывод: способ создания системы внутри предприятия силами внутренних сотрудников и способ разделения функций между предприятием и сторонней фирмой подходят наиболее крупным или перспективным предприятиям, в стратегии которых лежат глобальные инвестиции и цели. Для малого и среднего бизнеса наиболее подходящий способ — это способ организации внутреннего финансового контроля компанией-аутсорсинг.

    Видео (кликните для воспроизведения).

    Проверка налогового учёта в компании неотъемлемая часть контроля, которая осуществляется человеком с профессиональными навыками учёта и анализа с целью минимизации издержек и проверкой правильности начисления налогов и своевременности их уплаты.

    1. Г. Б. Полисюк, Г. И. Сухачева. Аудит: технология проверки. Учебное пособие для вузов. — М.: Академический Проект, Трикста, 2005. — 176 с.
    2. М. В. Мельник, В. В. Бердников. Анализ и контроль в коммерческой организации. — М.: Эксмо, 2011. — 560 с.
    3. Л. Г. Ходов. Налоги и налоговое регулирование экономики. Учебное пособие. — М.: ТЕИС, 2003. — 254 с.

    Источники

    Учет и отчетность финансовый контроль
    Оценка 5 проголосовавших: 1

    ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

    Please enter your comment!
    Please enter your name here