Типовая конвенция оэср об избежании двойного налогообложения

Типовая конвенция оэср об избежании двойного налогообложения

Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с ЗАО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.

Лекторы – ведущие эксперты, непосредственные разработчики законов:
В. В. Витрянский, Л. Ю. Михеева, Е. А. Суханов, А. А. Маковская. Принять участие можно очно/ онлайн или в записи, в любой точке страны!

Письмо Департамента налоговой и таможенной политики Минфина России от 31 октября 2019 г. N 03-12-12/84191 Об определении РФ местом управления иностранной организацией и о толковании норм Модельной конвенции об избежании двойного налогообложения Организации экономического сотрудничества и развития и Комментариев к ней

Департамент налоговой и таможенной политики рассмотрел обращения и сообщает следующее.

Для целей признания Российской Федерации местом осуществления управления иностранной организацией необходимо руководствоваться положениями 246.2 Налогового кодекса Российской Федерации (далее — Кодекс).

По вопросам применения положений статьи 246.2 Кодекса было дано разъяснение Минфина России от 20.05.2019 N 03-12-12/36105.

Одновременно обращаем внимание, что подпункт 3 пункта 3 статьи 246.2 Кодекса содержит перечень функций, осуществление которых в рамках планирования и контроля деятельности иностранной организации на территории Российской Федерации, само по себе не признается осуществлением управления иностранной организацией в Российской Федерации. Вопрос о признании этих функций осуществлением управления иностранной организацией в Российской Федерации должен решаться отдельно в каждом конкретном случае.

Что касается вопроса о Модельной конвенции об избежании двойного налогообложения Организации экономического сотрудничества и развития (далее — Модельная конвенция) и Комментариев к ней, то отмечаем следующее.

Согласно положениям статьи 32 «Дополнительные средства толкования» Венской конвенции о праве международных договоров от 23.05.1969 (далее — Венская конвенция) возможно обращение к дополнительным средствам толкования, в том числе к подготовительным материалам и к обстоятельствам заключения договора, чтобы подтвердить значение, вытекающее из применения статьи 31 «Общее правило толкования» Венской конвенции, или определить значение, когда толкование в соответствии со статьей 31 «Общее правило толкования» Венской конвенции:

КОНСУЛЬТАЦИЯ ЮРИСТА


УЗНАЙТЕ, КАК РЕШИТЬ ИМЕННО ВАШУ ПРОБЛЕМУ — ПОЗВОНИТЕ ПРЯМО СЕЙЧАС

8 800 350 84 37

a) оставляет значение двусмысленным или неясным; или

b) приводит к результатам, которые являются явно абсурдными или неразумными.

Необходимо отметить, что при принятии Комментариев в них отдельным разделом включены «Позиции государств, не являющихся членами Организации экономического сотрудничества и развития (далее — ОЭСР), в отношении Модельной конвенции».

В пункте 1 Вступления к указанному разделу указано, что Комитет ОЭСР по налоговым вопросам принял следующее решение. Поскольку Модельная конвенция оказывает влияние далеко не только на страны — участницы ОЭСР, в ее развитие должны вносить свой вклад страны, не входящие в ОЭСР. В связи с чем, странам, не входящим в ОЭСР, должна быть предоставлена возможность указать, с какими положениями статей или положениями толкования, приведенного в Комментарии, страны не согласны.

На основании решений, принятых Комитетом ОЭСР по налоговым вопросам, согласно пункту 3 Вступления к разделу в Модельную конвенцию включен раздел, в котором изложены позиции ряда экономик, не входящих в ОЭСР, касательно статей Модельной конвенции и Комментария.

Пунктом 4 Вступления к разделу одной из стран, взгляды чьих экономик на Модельную конвенцию отражены, является Россия.

Пунктом 5 Вступления к разделу предусмотрено, что Россией выражено согласие с толкованием и применением всех основных положений Модельной конвенции и Комментариев к ней, а также перечислены возражения каждой из стран в отношении текста статей Модельной конвенции и толкования, изложенного в Комментариях.

Пленумом Верховного суда Российской Федерации в постановлении от 10.10.2003 N 5 «О применении судами общей юрисдикции общепризнанных принципов и норм международного права и международных договоров Российской Федерации» рекомендовано использовать акты международных организаций в случае возникновения затруднений при толковании общепризнанных принципов и норм международного права, международных договоров Российской Федерации. В постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 15.11.2011 N 8654 Модельная конвенция признается «рамочным документом, устанавливающим общие принципы и подходы к устранению двойного налогообложения».

Таким образом, принимая во внимание, что Российская Федерация признала за собой право руководствоваться положениями данного документа, а также учитывая, что при проведении переговоров по заключению соглашений об избежании двойного налогообложения с иностранными государствами Российская Федерация руководствуется, в том числе и Модельной конвенцией, в силу положений статьи 32 Венской конвенции, Комментарии могут рассматриваться одним из средств толкования международных соглашений об избежании двойного налогообложения, заключенных Российской Федерацией с иностранными государствами, при условии, что положения такого соглашения соответствуют положениям Модельной конвенции.

Аналогичная позиция изложена в письме Федеральной налоговой службы от 17.05.2017 N СА-4-7/[email protected] «О практике рассмотрения споров по вопросу неправомерного применения налоговыми агентами льготных условий налогообложения при взимании налога на прибыль с доходов иностранных организаций».

Настоящее письмо не содержит правовых норм, не конкретизирует нормативные предписания и не является нормативным правовым актом. Письменные разъяснения Минфина России по вопросам применения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах имеют информационно-разъяснительный характер и не препятствуют налогоплательщикам руководствоваться нормами законодательства Российской Федерации о налогах и сборах в понимании, отличающемся от трактовки, изложенной в настоящем письме.

Заместитель директора Департамента Н.А. Кузьмина

Обзор документа

НК содержит перечень функций, выполнение которых само по себе не признается осуществлением управления иностранной организацией в России. Вопрос о признании этих функций управлением иностранной организацией должен решаться отдельно в каждом конкретном случае.

Отвечая на вопрос о Модельной конвенции об избежании двойного налогообложения ОЭСР и Комментариях к ней, Минфин разъяснил следующее.

Комментарии могут рассматриваться одним из средств толкования международных соглашений об избежании двойного налогообложения, заключенных Россией с иностранными государствами, при условии, что положения такого соглашения соответствуют положениям Модельной конвенции.

http://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/72915846/

Новая редакция Модельной конвенции ОЭСР о налогах на доходы и капитал

Организация экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) опубликовала новую редакцию Модельной конвенции в отношении налогов на доходы и капитал – документа, принимаемого за основу при разработке и подписании государствами двусторонних соглашений об избежании двойного налогообложения. Обширный комментарий, которым снабжен текст Конвенции, также оказывает существенное влияние на национальное правоприменение в налоговой сфере.

Основное назначение Конвенции – устранение или минимизация необоснованных налоговых барьеров для трансграничной торговли и инвестиций (а именно – двойного налогообложения), при одновременном предотвращении уклонения от уплаты налогов и обхода налогов.

Последние изменения отражают подходы, выработанные ОЭСР и группой G20, направленные на борьбу с размыванием налоговой базы и смещением центра прибыли (известными как BEPS). Так, модернизированные положения Конвенции отражают следующие разделы плана действий BEPS:

  • Нейтрализация последствий действия «гибридных» инструментов (Действие 2);
  • Предотвращение предоставления льгот, предусмотренных международными договорами, в ненадлежащих обстоятельствах (Действие 6);
  • Предотвращение искусственного избежания статуса постоянного представительства (Действие 7); и
  • Создание более эффективного механизма разрешения споров (Действие 14).

Цель большинства изменений – предотвращение возможности злоупотребления международными налоговыми договорами (treaty abuse) и, в частности, косвенного использования их льготных положений субъектами, не имеющими в действительности на это права (treaty shopping).

Читайте так же:  Штраф за неперечисление ндфл налоговым агентом

Ожидается, что вновь заключаемые международные договоры об избежании двойного налогообложения будут основываться на новой редакции Модельной конвенции, тогда как для корректировки сети существующих договоров будет применяться Многосторонняя Конвенция по выполнению мер, относящихся к налоговым соглашениям, в целях противодействия размыванию налоговой базы и выводу прибыли из-под налогообложения от 24 ноября 2016 года.

Несмотря на то, что Модельная конвенция ОЭСР не является юридически обязывающим документом, налогоплательщикам рекомендуется своевременно анализировать актуальные редакции двусторонних налоговых соглашений, положения которых они используют в своих международных транзакциях, и принимать во внимание современные подходы к их толкованию и применению.

http://int.gestion.ru/news/offshore/novaya-redaktsiya-modelnoy-konventsii-oesr-o-nalogakh-na-dokhody-i-kapital/

Применение соглашений об избежании двойного налогообложения в РФ и за рубежом

Применений соглашений об избежании двойного налогообложения, заключенных Российской Федерацией.

В настоящее время соглашения об избежании двойного налогообложения подписаны Россией более чем с 80 государствами. Среди них многие страны Евросоюза, включая Кипр, Великобританию, Данию, Нидерланды; Швейцария; США; Китай; страны СНГ, в т.ч. Украина, Беларусь, Казахстан; страны Балтии — Латвия, Литва и ряд других (см. Перечень действующих соглашений об избежании двойного налогообложения).

ВАЖНО: Если международным налоговым соглашением, предусмотрена иная ставка налога, чем предусмотренная Налоговым кодексом РФ, то применяется ставка, указанная в соглашении об избежании двойного налогообложения!

Остановимся на некоторых наиболее значимых аспектах применения международных налоговых соглашений в России.

Обязанности налогового агента

Ответственность за правильность исчисления и удержания налога у источника (включая правильность применения льгот (пониженных ставок и освобождений), предусмотренных международными международными налоговыми соглашениями, несёт налоговый агент.

Согласно НК РФ, налог с доходов, полученный иностранной организацией от источников в РФ, исчисляется и удерживается российской организацией (налоговым агентом), выплачивающей доход иностранной организации, при каждой выплате доходов, в валюте выплаты дохода. Исключение составляют случаи, когда:

  • выплачиваемый доход относится к постоянному представительству иностранной организации-получателя дохода в РФ;
  • в отношении доходов, выплачиваемых иностранной организации статьей 284 НК РФ предусмотрена налоговая ставка 0%;
  • доходы, в соответствии с международными договорами РФ не облагаются налогом в РФ (при условии предъявления иностранной организацией налоговому агенту подтверждения, предусмотренного п. 1 ст. 312 НК РФ);
  • в некоторых других случаях, предусмотренных в п. 2 ст. 310 НК РФ.

Следует помнить, что неправомерное неудержание и (или) неперечисление (неполное удержание и (или) перечисление) в установленный НК РФ срок сумм налога, подлежащего удержанию и перечислению налоговым агентом, образует состав налогового правонарушения и влечёт взыскание штрафа в размере 20 процентов от суммы, подлежащей удержанию и (или) перечислению (ст. 123 НК РФ), а также пени (по вопросу взыскания пени с налогового агента см. Постановление Президиума ВАС РФ № 4047/06 от 26 сентября 2006 года).

Подтверждение постоянного местонахождения иностранной организации

Подпунктом 4 пункта 2 статьи 310 НК РФ предусмотрено, что в случае выплаты российской организацией доходов иностранной организации, для которых в соответствии с международными договорами (соглашениями) предусмотрен льготный режим налогообложения в РФ, в отношении такого дохода производится освобождение от удержания налога у источника выплаты или удержание налога у источника выплаты по пониженным ставкам при условии предъявления иностранной организацией налоговому агенту подтверждения, предусмотренного пунктом 1 статьи 312 НК РФ.

В соответствии с п.1 ст. 312 НК РФ, указанное подтверждение должно отвечать следующим требованиям:

  • должно быть заверено компетентным органом соответствующего иностранного государства,
  • если данное подтверждение составлено на иностранном языке, налоговому агенту предоставляется также перевод на русский язык,
  • подтверждение должно быть предоставлено иностранной организацией до даты выплаты дохода.

Таким образом, если на момент выплаты дохода иностранной организации российская организация — источник выплаты дохода не располагает указанным подтверждением, то она обязана произвести удержание налога у источника выплаты по установленной законом ставке.

При этом, если указанное подтверждение появляется в распоряжении налогового агента позднее, возможно осуществить возврат ранее удержанного налога по выплаченным иностранным организациям доходам в соответствии с п. 2 ст. 312 НК РФ. Для этого в налоговый орган должны быть представлены следующие документы:

— заявление на возврат удержанного налога по установленной форме;

— подтверждение того, что эта иностранная организация на момент выплаты дохода имела постоянное местонахождение в том государстве, с которым РФ имеет международный договор (соглашение), регулирующий вопросы налогообложения;

— копии договора (или иного документа), в соответствии с которым выплачивался доход иностранному юридическому лицу, и копии платежных документов, подтверждающих перечисление суммы налога, подлежащего возврату, в бюджет;

Заявление о возврате сумм ранее удержанных в РФ налогов, а также иные вышеперечисленные документы представляются иностранным получателем дохода в налоговый орган по месту постановки на учёт налогового агента в течение трёх лет с момента окончания , в котором был выплачен доход.

Статус “фактического получателя дохода” как условие применения льгот по соглашениям об избежании двойного налогообложения

Минфин России в своем Письме от 9 апреля 2014 г. № 03-00-РЗ/16236 сообщил следующее.

При применении соглашений об избежании двойного налогообложения в части предоставления права на использование льгот (пониженных ставок и освобождений) при налогообложении отдельных видов доходов от источников в РФ необходимо производить оценку на предмет того, является ли лицо, претендующее на использование льгот (пониженных ставок и освобождений), “фактическим получателем (бенефициарным собственником)” соответствующего дохода.

Международные налоговые соглашения основываются на Модельной конвенции по налогам на доход и капитал ) и на официальных комментариях к ней, содержащих толкование её положений.

При применении положений налоговых соглашений необходимо исходить из того, что термин «фактический получатель (бенефициарный собственник) дохода» используется не в узком техническом смысле, а должен пониматься, исходя из целей и задач международных налоговых соглашений, как, например, избежание двойного налогообложения и уклонение от уплаты налогов, и с учетом таких основных принципов договоров, как предотвращение злоупотребления положениями договора и преобладание сущности над формой. При этом непосредственный получатель дохода, хотя и может квалифицироваться как резидент, но не может только по этой причине по умолчанию рассматриваться как бенефициарный собственник полученного дохода в государстве резидентства.

Предоставление в государстве — источнике выплачиваемого иностранному лицу дохода налоговых льгот (пониженных ставок и освобождений) также противоречит целям и задачам международных соглашений, если получатель такого дохода, не используя формально такие инструменты, как агентирование или номинальное держание, будет действовать как промежуточное звено в интересах иного лица, фактически получающего выгоду от соответствующего дохода. Такое промежуточное звено, например кондуитная компания, не может рассматриваться как лицо, имеющее фактическое право на получаемый доход, если несмотря на свой формальный статус собственника дохода в сделке с лицом, являющимся налоговым резидентом государства — источника дохода, подобная компания обладает очень узкими полномочиями в отношении этого дохода, что позволяет рассматривать её в качестве доверенного лица или управляющего, действующего от имени заинтересованных лиц.

Для признания лица в качестве фактического получателя дохода (бенефициарного собственника) необходимо не только наличие правовых оснований для непосредственного получения дохода, но это лицо также должно быть непосредственным , то есть лицом, которое фактически получает выгоду от полученного дохода и определяет его дальнейшую экономическую судьбу. При определении фактического получателя (бенефициарного собственника) дохода следует также учитывать выполняемые функции и принимаемые риски иностранной организации, претендующей на получение льготы в соответствии с международными налоговыми соглашениями.

Читайте так же:  Как проверить подоходный налог с зарплаты

Предусмотренные соглашениями об избежании двойного налогообложения льготы (пониженные ставки и освобождения) в отношении выплачиваемых доходов от источника в РФ не применяются, если они выплачиваются в рамках сделки или серии сделок, осуществленных таким образом, что иностранное лицо, претендующее на получение льготы в виде пониженной ставки по , процентам и роялти, выплачивает прямо или косвенно весь или почти весь доход (в любое время и в любой форме) другому лицу, которое не имело бы льгот (пониженных ставок и освобождений) по соответствующему налоговому соглашению, если бы такие доходы выплачивались напрямую такому лицу.

Таким образом, позиция Минфина России заключается в том, что льготы (пониженные ставки и освобождения), предусмотренные соглашениями об избежании двойного налогообложения, при выплате дохода в виде дивидендов, процентов и доходов от использования авторских прав от источников в РФ применяются исключительно в случае, если резидент иностранного государства, с которым Россией заключено соответствующее соглашение, является фактическим получателем дохода.

Применение соглашений об избежании двойного налогообложения в иных государствах

«Классические» оффшорные зоны редко имеют заключенные соглашения об избежании двойного налогообложения, которые можно использовать при оптимизации выплат доходов нерезидентных структур. Поэтому для применения налоговых соглашений подходящими являются низконалоговые и оншорные юрисдикции, такие как Кипр, Великобритания, Дания, Нидерланды, иные европейские государства и пр.

К примеру, Великобритания имеет самую большую в мире сеть налоговых соглашений (более 100). Однако, применение налоговых соглашений возможно лишь в том случае, если компания не является номинальной, то есть не является агентом оффшорной компании-принципала, которой принадлежит большинство полученной прибыли (дохода). Только в том случае, если доход будет признан доходом английской компании, она может претендовать на использование соглашения. Разумеется, невозможно применение налогового соглашения компанией, подающей «спящие отчеты» — dormant accounts. Возможно использование соглашений в холдинговых схемах.

Одной из стран, наиболее подходящих для применения международных налоговых соглашений, как и ранее, остается Республика Кипр (имеет более 40 действующих соглашений). Сертификат о налоговом резидентстве (tax residence certificate), выдается Министерством финансов в любое время после регистрации компании. Важное условие получения сертификата – наличие местных директоров — резидентов Кипра.

Сертификаты о налоговом резидентстве выдаются также и в иных юрисдикциях. значимых для налогового планирования (Дании, Нидерландах, Люксембурге, Латвии, Мальте и других странах). Однако, важным фактором, влияющим на возможность получения налогового сертификата, становится наличие у компании “реального содержания” (substance) на территории страны регистрации.

Критерии такого присутствия. которым должна отвечать компания, чтобы считаться налоговым резидентом своей страны, могут быть следующие:

  • наличие реального офиса по реальному адресу в стране регистрации компании;
  • наличие местных директоров (резидентов страны регистрации компании), осуществляющих управление компанией на территории данной страны;
  • наличие банковского счета (основного) в местном банке;
  • хранение финансовой документации и отчетности в офисе на территории страны регистрации компании;
  • наличие штата сотрудников;
  • осуществление реальной деятельности и др.

Полнота такого присутствия может варьироваться в зависимости от целей компании (напр., торговая или холдинговая деятельность).

http://int.gestion.ru/manual/primenenie-soglasheniy-ob-izbezhanii-dvoynogo-nalogooblozheniya-v-rf-i-za-rubezhom/

Международные соглашения об избежании двойного налогообложения

Международные соглашения об избежании двойного налогообложения

Л.В. Полежарова,
зам. начальника отдела Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина России

1. Модельные конвенции об избежании двойного налогообложения

Основная цель договоров об избежании двойного налогообложения — способствовать международной торговле и инвестированию путем уменьшения налоговых барьеров, препятствующих свободному международному обмену товарами и услугами. Облегчение налогового бремени стимулирует развитие торговли и инвестирования. При этом каждое государство, вовлеченное в международную торговлю, с точки зрения налогообложения выступает в двух качествах: в одних ситуациях государство осуществляет налогообложение доходов как страна местопребывания налогоплательщика, в других же ситуациях оно облагает налогом доходы как государство — источник дохода, получаемого нерезидентом.

Основой для заключения международных соглашений об избежании двойного налогообложения служит принятая в 1963 году типовая модель конвенции Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) об избежании двойного налогообложения доходов и капитала (далее — Конвенция ОЭСР), последние изменения в которую были внесены в конце 1997 года.

Конвенция ОЭСР не только сформулировала основные принципы устранения двойного налогообложения, но и стандартизировала понятия, термины, критерии, которыми пользуются специалисты во всем мире.

Конвенция ОЭСР представляет собой проект соглашения, состоящий из 30 статей, который чаще всего используется как базовый документ для заключения договоров европейских стран с их партнерами во всем мире и сопровождается постатейными комментариями, позволяющими договаривающимся сторонам однозначно трактовать понятия, используемые в соглашении об избежании двойного налогообложения.

Министерство финансов США опубликовало в 1976 году собственное модельное соглашение, которым правительство США пользуется как базой при заключении договоров с другими странами, налагая при этом более жесткие ограничения (по сравнению с моделью ОЭСР) на пользование предоставляемыми льготами с целью предотвращения «налогового мошенничества» и создания фиктивных фирм.

В тот же период времени по инициативе ООН были подготовлены рекомендации для заключения договоров об избежании двойного налогообложения между развитыми и развивающимися странами, которые в большей степени защищают интересы развивающихся стран.

Принципиальное различие модели ОЭСР и модели ООН заключается в том, что Конвенция ОЭСР основана на резидентном принципе налогообложения, который может быть реализован только в отношениях между государствами, равными как политически, так и экономически, в то время как модель ООН использует территориальный принцип налогообложения, поскольку развивающиеся страны, использующие эту модель, заинтересованы в максимальном расширении круга налогоплательщиков.

Модели ОЭСР и ООН являются в настоящее время основными типами двусторонних соглашений об избежании двойного налогообложения. Помимо двусторонних существуют также многосторонние соглашения по налогообложению доходов и капитала (между странами Северной Европы, между государствами Африки и т.д.).

Российская Федерация заключила с 67 иностранными государствами международные соглашения об избежании двойного налогообложения, подготовленные на основе Конвенции ОЭСР, и применяет также более 100 международных соглашений о сотрудничестве в области транспорта, разграничивающих права договаривающихся государств по налогообложению при осуществлении международных перевозок.

2. Определение основных понятий в типовой модели Конвенции ОЭСР

В типовой модели Конвенции ОЭСР определены такие имеющие большое значение для налогообложения понятия, как «лицо», «компания», «международные перевозки», «компетентный орган». Некоторые термины, такие как, например, «дивиденды», «проценты», «роялти», «недвижимое имущество» и «профессиональные услуги», установлены в статьях Конвенции ОЭСР, посвященных налогообложению. Отдельно оговаривается, что термины, не определенные специально, трактуются в соответствии с внутренним законодательством государства, в отношении налогов которого применяется Конвенция ОЭСР. При этом трактовка такого термина налоговым законодательством этого государства имеет приоритет перед его трактовкой любыми другими законами.

Важное значение для понимания налоговых соглашений имеют понятия «лицо» и «компания». В отличие от понятия «лицо» понятие «компания» имеет очень узкое значение и обозначает любое корпоративное объединение, а также любую налогооблагаемую единицу, рассматриваемую как корпорация по законодательству государства, в котором она создана.

Согласно Конвенции ОЭСР под международными перевозками понимаются только перевозки, осуществляемые морскими или воздушными судами, тогда как некоторые соглашения об избежании двойного налогообложения дают более широкое определение международных перевозок, включая перевозки любым видом транспорта. Кроме того, в Конвенции ОЭСР говорится о международных перевозках, осуществляемых предприятием, имеющим фактический управляющий орган в одной из договаривающихся стран. В последнее время этот критерий все чаще заменяет резидентство, когда речь идет о компаниях.

Читайте так же:  Дарение физ лицу налог

Статья «Резидент» (иногда ее еще называют «Постоянное местопребывание для целей налогообложения») Конвенции ОЭСР регулирует порядок определения налогового статуса лица, являющегося резидентом обоих договаривающихся государств одновременно. В спорном случае место постоянного пребывания для целей Конвенции ОЭСР устанавливается на основании таких критериев, как наличие постоянного жилища, местонахождение центра жизненных интересов, место обычного проживания лица, гражданство, местонахождение фактически управляющего органа. Если ни один из вышеперечисленных критериев не позволяет однозначно определить статус лица, договаривающиеся стороны должны решать этот вопрос по взаимному согласию.

3. Постоянное представительство

Постоянное представительство также не образуется, если деятельность компании в иностранном государстве осуществляется через третье лицо в ходе его обычной деятельности, то есть через независимого агента. Можно говорить об образовании постоянного представительства только в случае, если предприятие действует на иностранном рынке через своего зависимого агента, имеющего полномочия на заключение контрактов от имени предприятия.

Особая льгота предоставляется Конвенцией ОЭСР строительной площадке и сборочному или монтажному объекту, как правило, создающемуся при выполнении крупных экспортных контрактов на строительство объекта, поставку и монтаж комплектного оборудования под ключ. Такие строительно-монтажные объекты считаются постоянными представительствами в иностранном государстве только при условии, что их существование длится более 12 месяцев.

В табл. 1 приведены сроки, предусмотренные соглашениями об избежании двойного налогообложения, заключенными Российской Федерацией с некоторыми иностранными государствами, при превышении которых строительная и монтажная деятельность организации может признаваться постоянным представительством.

Срок существования строительной площадки, определяющий наличие постоянного представительства иностранной организации согласно международному соглашению

http://www.nalvest.ru/nv-articles/detail.php?ID=30735

Многосторонняя налоговая конвенция ратифицирована

Вниманию руководителей компаний, главных бухгалтеров, а также сотрудников финансовых, юридических и налоговых департаментов

Юридическая компания «Пепеляев Групп» сообщает о ратификации Многосторонней конвенции по выполнению мер, относящихся к налоговым соглашениям, в целях противодействия размыванию налоговой базы и выводу прибыли из-под налогообложения (далее – MLI)[1].

MLI разработана Организацией экономического сотрудничества и развития (ОЭСР). Цель MLI – противодействие злоупотреблениям международными соглашениями об избежании двойного налогообложения (СИДН), при которых прибыль искусственно перемещается между государствами таким образом, что в каждом из них частично или полностью освобождается от налогообложения (двойное не-налогообложение, treaty shopping).

MLI не заменяет все положения имеющихся СИДН единым подходом. Двусторонние СИДН продолжают действовать и будут продолжать заключаться. MLI изменяет или уточняет лишь некоторые положения действующих СИДН. Текст MLI содержит опции – варианты правовых решений отдельных вопросов трансграничного налогообложения – для применения с учётом оговорок, которые вправе сделать государства при ратификации MLI.

Избранная ОЭСР модель MLI как «надстройки» над СИДН для ряда ситуаций не только не упрощает имеющиеся подходы, но и увеличивает вариативность правил, которые могут подлежать применению.

Видео (кликните для воспроизведения).

Россия распространила MLI на 71 СИДН, включая соглашения с государствами, которые часто используются для международного налогового планирования (Кипр, Люксембург, Нидерланды, Ирландия, Гонконг). За периметром MLI пока остаются соглашения с рядом иных государств – значимых торговых партнёров России (Германия, Швейцария, Швеция, Япония), а также с некоторыми иными странами.

Для того, чтобы оценить, меняются ли правила налогообложения международных операций с конкретной страной, нужно определить, вступила ли в силу MLI для этого государства и какие оговорки сделаны при ратификации относительно соглашения этой страны с Россией. Например, США пока воздержались даже от подписания MLI.

ОЭСР предлагает вспомогательные материалы к MLI, доступные по ссылке www.oecd.org/tax/multilateral-convention-to-implement-tax-treaty-related-measures-to-prevent-beps.htm (короткий вариант ссылки – oe.cd/mli), включая матрицу для проверки статуса MLI и её отдельных положений (https://www.oecd.org/tax/treaties/mli-database-matrix-options-and-reservations.htm).

ОЭСР рекомендует странам заново опубликовать имеющиеся СИДН с учётом изменений, вносимых MLI, для чего также предлагает инструкцию.

Ключевыми для MLI являются положения об ограничении льгот, которые предусмотрены СИДН, а именно: освобождений от налога, удерживаемого у источника выплаты, и сниженных ставок налога в отношении облагаемых выплат (в частности, дивидендов, процентов, роялти).

Россия выбрала два предусмотренных MLI механизма ограничения льгот:

— тест основной цели (principal purpose test, PPT);

— упрощённое ограничение льгот (simplified limitation of benefits, S-LOB) – требование о соответствии получателя дохода жестким, формально определенным критериям, с возможностью предоставления льгот иным лицам, претендующим на получение налоговых преимуществ, компетентным органом лишь при условии, что будет доказано отсутствие у таких лиц, не выполняющих формальные критерии, основной цели получения льгот по СИДН.

Большинство стран для соглашений с Россией выбрали тест основной цели. Механизм упрощённого ограничения льгот с этими странами не будет применяться.

Тест основной цели позволяет национальным налоговым органам отказать в применении льгот по СИДН, если применение таких льгот было основной или одной из основных целей структурирования операций.

Требование деловой цели, не связанной с налогами, для российского налогового права не является новым, поскольку закреплено в ст. 54.1 НК РФ, а ранее применялось в судебной практике. Однако если подп. 1 п. 2 ст. 54.1 НК РФ требует, чтобы налоговая экономия не была именно основной целью, то тест основной цели в рамках MLI предъявляет требование, сформулированное еще жестче, – даже если налоговая экономия была лишь одной из основных целей, в льготе будет отказано. С другой стороны, и в настоящее время российские налоговые органы, а вслед за ними и суды, также могут отказаться признавать такие цели, которые не превалируют явным образом в сравнении с получаемой сторонами налоговой экономией

Упрощенные положения об ограничении льгот представляют собой формальный набор требований к лицу, претендующему на льготы по СИДН, – льготы должны быть предоставлены так называемым «квалифицированным лицам», под которыми понимаются:

  • физические лица;
  • носители публичной власти;
  • компании (другие лица), основной класс акций которых регулярно торгуется на признанных фондовых биржах;
  • некоммерческие организации, виды которых согласованы сторонами СИДН;
  • пенсионные и иные социальные фонды, а также организации, инвестирующие средства указанных фондов;
  • иные лица, не являющиеся физическими, если в течение, по крайней мере, половины дней в 12-месячном периоде указанные выше лица прямо или косвенно владеют не менее 50% акций получателя дохода.

Ряд иных условий требует представления и оценки совокупности доказательств, при этом подтвердить соблюдение таких условий сложнее:

  • получатель дохода осуществляет активную предпринимательскую деятельность в стране своего резидентства и доход, полученный в стране-источнике, образуется или связан с такой деятельностью (холдинговые, управляющие и финансирующие компании прямо исключены из такой категории);
  • предпринимательская деятельность получателя дохода в своей стране более существенна, чем деятельность в стране-источнике, которую ведёт само это лицо или его взаимозависимое лицо, выплачивающее доход;
  • в течение половины дней любого 12-ти месячного периода эквивалентные бенефициары, т.е. лица, имеющие право на такие же или более благоприятные льготы по любым основаниям, прямо или косвенно владеют, по крайней мере, 75 %-ной долей участия в резиденте, претендующем на преференции по СИДН.

Если резидент не является «квалифицированным лицом» и не имеет права на льготы по иным вышеуказанным основаниям, то компетентный орган договаривающегося государства вправе предоставить преференции по СИДН, если такой резидент докажет, что ни его создание (приобретение или содержание в группе), ни осуществление им операций не имели одной из своих основных целей получение преференций по СИДН.

Читайте так же:  Функция финансового контроля государства примеры

Однако механизм упрощённого ограничения льгот применяется только при условии, что обе стороны СИДН предусмотрели возможность его применения. Такие часто используемые в трансграничных операциях с российским бизнесом страны, как, например, Кипр, Люксембург, Нидерланды, выбрали лишь тест основной цели и не будут применять упрощённое ограничение льгот в международных операциях с Россией.

Для целей применения пониженных налоговых ставок в отношении дивидендов MLI вводит требование о непрерывном сроке участия в организации на протяжении 365 календарных дней. Это правило дополняет, но не отменяет действующие в СИДН условия.

Косвенная продажа недвижимости

При косвенной продаже недвижимого имущества, выраженной продажей акций и аналогичных прав (долей), стоимость которых не менее чем на 50% состоит из недвижимого имущества, налог в стране нахождения недвижимости (в том числе в России), возникает, если такое соотношение превышено в любой период из предшествующих сделке 365 календарных дней.

MLI вносит существенные изменения в налогообложение постоянного представительства.

Сужается определение «подготовительной и иной вспомогательной деятельности». Вводится так называемый антифрагментационный подход, предусматривающий образование постоянного представительства, даже если единый бизнес-процесс структурирован в качестве отдельных операций, каждая из которых носит подготовительный или вспомогательный характер и по отдельности не приводит к образованию постоянного представительства. В случае выявления налоговыми органами подобного злоупотребления в действиях налогоплательщика каждая из бизнес-единиц будет признана постоянным представительством для целей налогообложения.

MLI вводит правила, предотвращающие искусственное разделение контрактов на стройплощадке по времени с целью избежания постоянного представительства. Россия сделала оговорку, что данные нормы не будут применимы для нее в части условий ряда российских СИДН, связанных с разведкой и добычей природных ресурсов (в частности, СИДН с Норвегией и Нидерландами).

Постоянное представительство теперь образуется через зависимого агента, когда агент систематически не только заключает контракты от имени предприятия, но и играет основную роль в их заключении.

Страна – источник дохода может облагать налогом доход, выплачиваемый постоянным представительством лицу, расположенному в третьем государстве, когда такой доход в третьем государстве подлежит пониженному налогообложению, а в стране резидентства компании, у которой возникает постоянное представительство, такой доход полностью освобождается от налогообложения. MLI устанавливает исключение для доходов, которые были получены в связи с активной предпринимательской деятельностью такого постоянного представительства.

Лица с двойным налоговым резидентством

Для определения налоговых обязанностей лиц с двойным налоговым резиденством Россия будет применять взаимосогласительные процедуры, но не тест «места эффективного управления» (хотя он предусмотрен ст. 246.2 НК РФ). При невозможности достижения согласия между компетентными органами договаривающихся государств преференции по СИДН налогоплательщику предоставлены не будут. При этом компетентные органы договаривающихся государств вправе прийти к согласованному решению, в какой мере такие преференции все же могут быть предоставлены.

Однако к ряду СИДН (в частности, с Кипром, Люксембургом, Мальтой и Сингапуром) столь жесткий подход применяться не будет.

При возникновении спора относительно применения большинства СИДН, заключенных Россией, налогоплательщик в течение трех лет с момента, когда ему стало известноо действиях, приводящих к налогообложению не в соответствии с СИДН, имеет право обратиться в компетентный орган договаривающегося государства для проведения взаимосогласительной процедуры.

Россия сделала оговорку о неприменимости другой формы разрешения споров — арбитражного разбирательства. Таким образом, все споры между российскими и иностранными компетентными органами могут быть разрешены только в рамках взаимосогласительной процедуры. Ранее мы уже подробно писали о регламенте взаимосогласительной процедуры, подготовленном Минфином России[2].

http://www.pgplaw.ru/analytics-and-brochures/alerts/multilateral-tax-convention-ratified/

Международные соглашения об избежании двойного налогообложения как составная часть налогового законодательства

Материалы подготовлены группой консультантов-методологов ЗАО «BKR-Интерком-Аудит»

Международные соглашения об избежании двойного налогообложения, применяющиеся на территории Российской Федерации, входят в систему права Российской Федерации и имеют приоритетное действие по сравнению с положениями национального налогового законодательства.

Статьей 15 Конституции Российской Федерации установлено, что международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы и если международным договором установлены правила иные, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора.

Аналогичные правила установлены статьей 7 НК РФ.

В связи с этим, при налогообложении иностранных лиц необходимо исходить прежде всего из положений международных договоров в области налогообложения.

Международный договор, о котором идет речь в статье 7 НК РФ, в международном праве может иметь различные наименования: договор, соглашение, конвенция и другие.

Целью заключения международного договора является достижение между государствами или иными субъектами международного права соглашения, устанавливающего их взаимные права и обязанности в налоговых отношениях для избежания двойного налогообложения.

Вопросы налогообложения лиц – резидентов одного государства в отношении их доходов, выплачиваемых в другом государстве, регулируются законодательством этих двух стран. При этом любое государство обладает исключительным правом взимать налоги на своей территории в соответствии с национальным налоговым законодательством, которое распространяется, в том числе, и на иностранные организации.

Именно по этой причине возникает двойное налогообложение иностранных организации, когда лицо – резидент одной страны получает доходы из источников, расположенных в другой стране, владеет имуществом (как правило, недвижимым) в другой стране или осуществляет деятельность, в результате которой возникают доходы или иной объект налогообложения в другой стране. Для указанных ситуаций характерно, что одно и то же лицо рассматривается налоговым законодательством в качестве налогоплательщика или один и тот же объект рассматривается в качестве объекта налогообложения одновременно в двух или более странах.

Например, доходы, полученные иностранной организацией из источников в Российской Федерации, подлежат обложению в Российской Федерации в соответствии с положениями НК РФ. При этом эти доходы, полученные на территории Российской Федерации, являются также объектом налогообложения в соответствии с законодательством иностранного государства получателя дохода. Соответственно, налог в этом случае уплачивается дважды: в первый раз – в соответствии с нормами налогового законодательства государства – источника дохода, второй – согласно нормам внутреннего законодательства государства — получателя дохода.

Положения международного договора определяют правила разграничения прав каждого из государств по налогообложению организаций одного государства, имеющим объект налогообложения в другом государстве.

Кроме того, суммы налога, выплаченные в государстве – источнике дохода в соответствии с внутренним налоговым законодательством этого государства, могут засчитываться при уплате налога иностранной организацией за рубежом. Процедура зачета уплаченных налогов за рубежом регламентируется налоговым законодательством иностранного государства. В России применяется аналогичный порядок, предусмотренный статьей 232, 311 НК РФ.

Как правило, размер засчитываемых налогов, выплаченных в государстве – источнике дохода, не может превышать сумму налога, подлежащего уплате этой организацией за рубежом по соответствующим доходам, рассчитанного в соответствии с налоговым законодательством и правилами иностранного государства. Зачет производится при условии предъявления налогоплательщиком документа, подтверждающего удержание налога в государстве – источнике дохода.

Необходимо учитывать, что действующие международные налоговые соглашения (об избежании двойного налогообложения) определяют только правила разграничения прав каждого из государств по налогообложению организаций одного государства, имеющих объект налогообложения в другом государстве, однако методы реализации этих положений: порядок исчисления, уплаты налога, взыскания сумм налогов, не уплаченных в установленные сроки, и привлечения к ответственности за допущенные налогоплательщиком нарушения – устанавливают внутригосударственные нормы налогового права.

Кроме устранения двойного налогообложения, международные соглашения преследуют цель выработки механизмов по предотвращению уклонения от налогов и уменьшения возможностей злоупотребления нормами соглашений в целях избежания налога посредством обмена информацией между компетентными органами соответствующих государств.

Читайте так же:  Недвижимость налоги право

Соглашения об избежании двойного налогообложения (договоры, конвенции) – многосторонние и двусторонние соглашения, устанавливающие нормы, в соответствии с которыми достигается избежание двойного налогообложения:

1) доходов, получаемых физическими лицами и юридическими лицами;

2) имущества и доходов от реализации имущества;

3) доходов и имущества в сфере международных перевозок;

4) доходов от авторских прав и лицензий (интеллектуальной собственности).

Соответственно, двойное налогообложение в международных экономических отношениях может возникать в отношении следующих налогов:

1) подоходный налог с физических лиц;

2) налог на прибыль организаций;

3) налог на имущество (как физических лиц, так и юридических лиц, налог на недвижимость и другие законы).

Соглашения об избежании двойного налогообложения, как правило, содержат:

1) перечисление видов налогов, регулируемых соглашением (статья «Налоги, на которые распространяется соглашение»);

2) определение круга лиц, на которых распространяется соглашение;

3) определения и установления условий налогообложения (ограничений по налогообложению) в государстве – источнике дохода таких видов доходов, как:

— прибыль от коммерческой деятельности;

— доходы от зависимой личной деятельности (доходы от работы по найму);

— доходы от независимой личной деятельности (вознаграждения и гонорары);

4) определение способов избежания двойного налогообложения (освобождение от налогообложения или применение иностранного налогового кредита);

5) установление порядка выполнения соглашения сторонами (вступление в силу, срок действия, порядок прекращения действия соглашения, применение взаимосогласительных процедур).

Отдельные положения указанных Соглашений различаются между собой, поскольку Соглашения носят двусторонний характер и заключаются исходя из характера отношений между Россией и конкретной страной. Вместе с тем многие соглашения базируются на Модельной конвенции Организации экономического сотрудничества и развития (далее ОЭСР) по налогам на доход и капитал и содержат аналогичные положения.

В связи с этим можно обобщить принципы налогообложения доходов в соответствии с международными соглашениями.

В целях применения соглашений об избежании двойного налогообложения, заключенных Российской Федерацией (бывшим СССР), доходы подразделяются:

1) на доходы (прибыль) от коммерческой деятельности;

2) на особые виды доходов, для которых предусматриваются специальные режимы налогообложения, освобождение от налогообложения, налоговые кредиты.

Прибылью от коммерческой деятельности в контексте соглашений об избежании двойного налогообложения признаются доходы иностранных организаций, осуществляющих деятельность через постоянное представительство в Российской Федерации.

Для такого вида доходов нормами соглашений об избежании двойного налогообложения, а также нормами национального налогового законодательства ряда стран устанавливаются основной режим налогообложения и стандартные формы устранения двойного налогообложения.

К особым видам доходов, для которых предусматриваются специальные режимы налогообложения, освобождение от налогообложения, относятся:

а) доходы от международных перевозок, дивиденды, проценты;

б) доходы от недвижимого имущества, от продажи недвижимого и движимого имущества, от авторских прав и лицензий (интеллектуальной собственности);

в) доходы от работы по найму;

г) доходы от независимой личной деятельности (профессиональных услуг), гонорары директоров предприятий, вознаграждения или иные доходы от государственной службы, пенсии;

д) доходы работников искусств и спортсменов, преподавателей, ученых, студентов и практикантов;

е) другие доходы.

Различия подходов к налогообложению доходов от отдельных видов деятельности определяются спецификой этих доходов, условиями и характером деятельности, а также характерными особенностями деятельности отдельных категорий субъектов налогообложения.

Статья соглашений «Прибыль от коммерческой деятельности» затрагивает все виды доходов за исключением тех видов, порядок налогообложения которых определяется в специальных статьях.

В соответствующей статье соглашения определяется, в каком государстве будет облагаться налогом тот или иной доход или та или иная его часть. Сам порядок процедуры налогообложения, условия и обязательные требования всегда устанавливаются в соответствии с национальным законодательством того государства, которое осуществляет налогообложение.

В статье соглашения «Прибыль от коммерческой деятельности» стороны, заключившие соглашение, в качестве объекта налогообложения рассматривают прибыль, то есть разницу между полученными доходами и расходами, понесенными для извлечения этих доходов, а в статьях, относящихся к специальным видам деятельности, речь идет о доходах.

Как правило, в соглашениях дается общая характеристика порядка расчета прибыли постоянного представительства и указываются те виды расходов, которые разрешено вычитать из облагаемого дохода для определения объекта налогообложения – прибыли, полученной через постоянное представительство. В типовом Соглашении это сформулировано следующим образом: «При определении прибыли постоянного представительства допускается вычет расходов, понесенных для целей деятельности этого постоянного представительства. При этом допускается обоснованное перераспределение документально подтвержденных расходов между лицом с постоянным местопребыванием в одном Договаривающемся Государстве и его постоянным представительством в другом Договаривающемся Государстве. Такие расходы включают управленческие и общеадминистративные расходы, расходы на исследование и развитие, проценты и плату за управление, консультации и техническое содействие, понесенные как в Государстве, в котором расположено постоянное представительство, так и в любом другом месте».

Прибыль, относящаяся к постоянному представительству, должна определяться ежегодно одним и тем же методом, если только не будет веской и достаточной причины для его изменения.

Если прибыль включает в себя виды дохода, о которых отдельно упоминается в других статьях соглашения, то положения этих статей не затрагиваются положениями статьи «Прибыль от коммерческой деятельности».

Российская Федерация заключила со многими государствами соглашения об избежании двойного налогообложения.

В настоящее время действует свыше 70 международных соглашений (конвенций, договоров). Наряду с соглашениями, заключенными Правительством Российской Федерации, продолжают действовать соглашения, заключенные правительством СССР.

Действующие международные соглашения России об избежании двойного налогообложения доходов и имущества существенно различаются по целому ряду вопросов, в том числе в отдельных соглашениях нередко используются особые понятия и термины.

Помимо общих международных соглашений об устранении двойного налогообложения действует ряд специальных двусторонних соглашений, главным образом по устранению двойного налогообложения в сфере международных (морских и воздушных) перевозок, заключенных правительством СССР. Такие соглашения заключены с Алжирской Народно-Демократической Республикой (от 11.06.88 года), Аргентинской Республикой (от 30.03.1979 года), Греческой Республикой (от 27.01.76 года), Иракской Республикой (от 26.09.74 года), Ирландией (от 17.12.1986 года), Французской Республикой (от 04.03.70 года).

Россия является членом Женевских дипломатических и консульских конвенций, а также многосторонней Конвенции об избежании двойного налогообложения выплат авторского вознаграждения (Мадрид, 13 декабря 1979 года).

В отношениях с отдельными странами в 1990-е годы продолжали действовать соглашения между странами Совета Экономической Взаимопомощи об устранении двойного налогообложения доходов и имущества физических лиц (заключены 27 мая 1977 года в отношении Монголии, Словакии и Чехии), а также об устранении двойного налогообложения доходов и имущества юридических лиц (заключено 19 мая 1978 года; продолжало действовать в отношении тех же стран).

Самостоятельную группу составляют двусторонние соглашения об избежании двойного налогообложения доходов и имущества Российской Федерации со странами – членами СНГ: Соглашение с Азербайджанской Республикой (от 03.07.97 года), Соглашение с Республикой Беларусь (от 21.04.95 года), Соглашение с Республикой Узбекистан (от 02.03.94 года; ратифицировано 24.04.95 года), с Украиной (от 08.02.95 года).

Более подробно с вопросами, касающимися бухгалтерского и налогового учета в иностранных организациях на территории Российской Федерации, Вы можете познакомиться в книге ЗАО «BKR Интерком-Аудит» «Иностранные организации и их представительства».

Видео (кликните для воспроизведения).

http://www.audit-it.ru/articles/account/court/a56/42289.html

Типовая конвенция оэср об избежании двойного налогообложения
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here