Сведения о налоговых правонарушениях

На сайте налогового ведомства можно будет узнать о недоимках и штрафах российских компаний

chainarong06 / Shutterstock.com

ФНС России сообщила о том, что 25 июля на официальном сайте службы будет размещена информация о налоговых правонарушениях юрлиц, а также решения о привлечении к ответственности, которые вступили в силу со 2 июня 2016 по 30 июня 2017 года (информация ФНС России от 17 июля 2017 г.).

Налоговики отметили, что открытые данные об организациях не составляют налоговую тайну (ст. 102 Налогового кодекса). Сведения будут находиться в открытом доступе в течение трех лет.

Речь идет, в частности, о таких данных, как:

  • сумма недоимки и задолженности по пеням и штрафам (по каждому налогу и сбору);
  • налоговое правонарушение и мера ответственности за его совершение;
  • специальные налоговые режимы, применяемые налогоплательщиками;
  • участие налогоплательщика в консолидированной группе налогоплательщиков;
  • среднесписочная численность работников организации за календарный год;
  • сумма доходов и расходов по данным бухгалтерской (финансовой) отчетности за год;
  • сумма налогов и сборов (по каждому налогу и сбору), уплаченная организацией в календарном году без учета сумм налогов (сборов), уплаченных в связи с ввозом товаров на таможенную территорию Евразийского экономического союза, а также сумм налогов, уплаченных налоговым агентом.

Информация о суммах недоимки и задолженности по пеням и штрафам, о налоговых правонарушениях и мерах ответственности за их совершение, о специальных налоговых режимах, а также об участии в консолидированной группе налогоплательщиков будет размещаться на сайте ФНС России ежемесячно.

В то же время обновление данных о среднесписочной численности работников организации, о суммах доходов и расходов по данным бухгалтерской (финансовой) отчетности, об уплаченных организацией в календарном году суммах налогов и сборов будет происходить один раз в год.

По мнению представителей налогового ведомства, снятие налоговой тайны и обнародование данной информации даст возможность участникам рынка оценить свои риски и проявить должную осмотрительность при выборе бизнес партнеров.

Добавим, что в феврале 2018 года ФНС России планирует разместить на своем сайте сведения об уплаченных суммах страховых взносов юрлиц и ИП.

КОНСУЛЬТАЦИЯ ЮРИСТА


УЗНАЙТЕ, КАК РЕШИТЬ ИМЕННО ВАШУ ПРОБЛЕМУ — ПОЗВОНИТЕ ПРЯМО СЕЙЧАС

8 800 350 84 37

Сведения о доходах и расходах контрагентов, а также об уплаченных ими налогах теперь можно найти в открытом доступе

Федеральная налоговая служба опубликовала на своем сайте новые пакеты информации, ранее относившейся к налоговой тайне (см. «Опубликованы сведения о налоговых режимах, применяемых налогоплательщиками»). На этот раз налоговики разместили сведения об уплаченных организациями суммах налогов, сборов, страховых взносов, а также сведения о доходах и расходах по данным бухгалтерской (финансовой) отчетности за 2017 год.

Чтобы узнать данные о контрагентах (о суммах налогов и взносов, о доходах и расходах), нужно нажать на «гиперссылку на набор» и скачать архив файлов. Этот архив состоит из огромного количества отдельных файлов в формате XML. Соответственно, чтобы найти конкретную организацию, потребуется поочередно открывать сотни, а то и тысячи файлов, и изучать их содержимое.

Однако все перечисленные сведения можно получить в несколько кликов. Это возможно в сервисе «Контур.Фокус». 1 октября, сразу после появления сведений на сайте ФНС, разработчики «Фокуса» обработали их и загрузили в сервис. Теперь пользователям «Контур.Фокуса» достаточно ввести в поисковую строку сервиса название или ИНН контрагента, чтобы узнать сведения о суммах налогов и взносов, уплаченных контрагентами, а также о его доходах и расходах.

Напомним, что это второй этап размещения сведений об организациях в отрытом доступе. 1 августа 2018 года на сайте ФНС были опубликованы данные о среднесписочной численности работников юридических лиц, специальных налоговых режимах, применяемых, а также об участии организаций в консолидированной группе налогоплательщиков по состоянию на 31 декабря прошлого года (см. «Опубликованы сведения о налоговых режимах, применяемых налогоплательщиками»).

Остальные сведения, согласно приказу ФНС России от 30.05.18 № ММВ-7-14/[email protected], будут размещены позднее. А точнее:

  • с 1 декабря — о недоимке по налогам и взносам, долгах по пеням и штрафам, а также о налоговых правонарушениях и мерах ответственности. Важный момент: данные о задолженности, образовавшейся на 31 декабря 2017 года, как и сведения о налоговых правонарушениях организаций, будут опубликованы только в том случае, если недоимка и штрафы не будут уплачены до 1 октября 2018 года;
  • в 2019 году — о суммах недоимки и задолженности по пеням и штрафам по страховым взносам.

Информацию о налоговой задолженности и налоговых правонарушениях контрагента теперь можно найти в открытом доступе

ФНС России опубликовала на своем сайте новые сведения, которые прежде относились к налоговой тайне (см. «Сведения о применяемых налогоплательщиками спецрежимах и об уплате ими налогов будут публиковаться на сайте ФНС»). Это сведения о налоговой задолженности, а также информация о налоговых правонарушениях организаций, которые были совершены до 31 декабря 2017 года, и не были уплачены до 1 октября 2018 года.

Это третий этап размещения информации, ранее относившейся к налоговой тайне. На сегодняшний день на сайте ФНС России уже размещены сведения:

  • о среднесписочной численности работников юридических лиц, специальных налоговых режимах, применяемых компаниями, об участии организаций в консолидированной группе налогоплательщиков по состоянию на 31 декабря 2017 года (см. «Опубликованы сведения о налоговых режимах, применяемых налогоплательщиками»);
  • о суммах налогов и сборов, уплаченных организациями, и сведения о суммах доходов и расходов организаций по данным бухгалтерской отчетности за 2017 год (см. «Сведения о доходах и расходах контрагентов, а также об уплаченных ими налогах теперь можно найти в открытом доступе»).

К сожалению, пока найти в размещенных ФНС сведениях информацию о конкретном контрагенте крайне сложно. На сайте ФНС дана гиперссылка на архив файлов, состоящий из огромного количества отдельных файлов в формате XML. Соответственно, чтобы найти необходимую вам организацию, придется поочередно открывать десятки, если не сотни файлов, и изучать их содержимое.

Впрочем, получить все перечисленные сведения можно и в несколько кликов. Такая возможность доступна пользователям сервиса «Контур.Фокус». Сразу после появления сведений на сайте ФНС разработчики «Фокуса» обработали их и загрузили в сервис. Теперь пользователям «Фокуса» достаточно ввести в поисковую строку сервиса название или ИНН контрагента, чтобы узнать, есть ли у него налоговая задолженность, совершал ли он налоговые правонарушения, какую систему налогообложения он применяет и о какой среднесписочной численности отчитывается в ИФНС. Точно так же можно проверить, какую систему налогообложения применяет ваша собственная организация по данным налоговиков. Ведь нередко случается, что сведения о переходе компании на УСН или ЕНВД «теряются», и инспекция в конце года требует сдавать отчетность и платить налоги по ОСНО.

Читайте так же:  Долги по земельному налогу по инн

Опубликованы сведения о налоговых режимах, применяемых налогоплательщиками

На сайте Федеральной налоговой службы опубликованы первые наборы данных о налогоплательщиках. Это сведения о среднесписочной численности работников организаций, о специальных налоговых режимах, которые применяет тот или иной налогоплательщик, а также сведения об участии организаций в консолидированной группе налогоплательщиков.

Что можно узнать о контрагенте

Напомним, что пункт 1 статьи 102 НК РФ относит к налоговой тайне любую полученную налоговым органом информацию о налогоплательщике. Однако из данного правила есть исключения. Так, к исключениям относятся: сведения о сумме уплаченных организацией налогов; о суммах недоимки и задолженности по пеням и штрафам; о налоговых правонарушениях, о применяемых налогоплательщиком спецрежимах; о среднесписочной численности работников организации; о суммах доходов и расходов по данным бухгалтерской отчетности организации. (Также см. «Сведения о применяемых налогоплательщиками спецрежимах и об уплате ими налогов будут публиковаться на сайте ФНС»).

Первые данные, которые раньше являлись налоговой тайной, были опубликованы на сайте Федеральной налоговой службы 1 августа. Как уже было сказано выше, в открытом доступе появились сведения о применяемых организациями налоговых режимах (УСН, ЕНВД, ЕСХН, СРП), сведения о среднесписочной численности работников (при этом сведения о среднесписочной численности не раскрываются в отношении крупнейших налогоплательщиков и организаций, информация о деятельности которых отнесена к гостайне), а также данные об участии юрлица в консолидированной группе налогоплательщиков.

2 декабря 2018 г.

Сведения о налоговых правонарушениях и мерах ответственности за их совершение

Сумма штрафов РиаПанда

Федеральная Налоговая Служба (ФНС) опубликовала в открытых данных новую информацию, которая ранее также была недоступна и относилась к налоговой тайне. Теперь доступны сведения о наличии у юридических лиц налоговых правонарушениях и наложенных суммах штрафов.

В нашем сервисе мы показываем эту информацию при запросе отчетности за 2017 г в отдельном разделе справки.

В этой базе содержатся сведения о 365 236 юридических лицах.

Описание набора данных

Набор содержит сведения о наличии у организаций налоговых правонарушений и мерах ответственности за их совершение с указанием общего размера штрафа.

Сведения указываются в отношении налоговых правонарушений, решения о привлечении к ответственности за совершение которых вступили в силу в период с 1 января по 31 декабря года, предшествующего году размещения указанных сведений на сайте ФНС России, при неуплате штрафа в срок до 1 октября года размещения таких сведений на сайте ФНС России.

При первом размещении в 2018 году набора открытых данных, включаются сведения о налоговых правонарушениях, решения о привлечении к ответственности за совершение которых вступили в силу в период со 2 июня 2016 года по 31 декабря 2017 года, и мерах ответственности за их совершение, при неуплате штрафа в срок до 1 октября 2018 года.

Сведения сформированы в соответствии с Приказом ФНС России от 29 декабря 2016 года №ММВ-7-14/[email protected] «Об утверждении сроков и периода размещения, порядка формирования и размещения на официальном сайте Федеральной налоговой службы в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» сведений, указанных в пункте 1.1 статьи 102 Налогового кодекса Российской Федерации».

Пример по компании с самой большой суммой штрафа по даннным ФНС — компания «РИА «ПАНДА»

(ИНН 7811075923 ):

Налоговые правонарушения и ответственность за их совершение

Налоговые правонарушения и ответственность за их совершение регламентированы НК и КоАП РФ, хотя возможно привлечение и по УК (за существенные нарушения, которые признаются преступлениями). В статье найдете информацию о видах ответственности, к которой может быть привлечен нарушитель, и зависимости избираемого уполномоченным органом наказания от различных факторов.

Какие еще сведения об организациях появятся в открытом доступе

Остальные сведения, согласно приказу ФНС России от 30.05.18 № ММВ-7-14/[email protected], будут размещены позднее. А точнее:

  • с 1 октября — об уплаченных налогах (сборах, взносах), а также о суммах доходов и расходов по данным бухгалтерской (финансовой) отчетности;
  • с 1 декабря — о недоимке по налогам и взносам, долгах по пеням и штрафам, а также о налоговых правонарушениях и мерах ответственности. Важный момент: данные о задолженности, образовавшейся на 31 декабря 2017 года, как и сведения о налоговых правонарушениях организаций, будут опубликованы только в том случае, если недоимка и штрафы не будут уплачены до 1 октября 2018 года;
  • в 2019 году — о суммах недоимки и задолженности по пеням и штрафам по страховым взносам.

Сведения о налоговых правонарушениях

ФНС России опубликовала на своем сайте новые сведения, которые прежде относились к налоговой тайне (см. «Сведения о применяемых налогоплательщиками спецрежимах и об уплате ими налогов будут публиковаться на сайте ФНС»). Это сведения о налоговой задолженности, а также информация о налоговых правонарушениях организаций, которые были совершены до 31 декабря 2017 года, и не были уплачены до 1 октября 2018 года.

Это третий этап размещения информации, ранее относившейся к налоговой тайне. На сегодняшний день на сайте ФНС России уже размещены сведения:

  • о среднесписочной численности работников юридических лиц, специальных налоговых режимах, применяемых компаниями, об участии организаций в консолидированной группе налогоплательщиков по состоянию на 31 декабря 2017 года (см. «Опубликованы сведения о налоговых режимах, применяемых налогоплательщиками»);
  • о суммах налогов и сборов, уплаченных организациями, и сведения о суммах доходов и расходов организаций по данным бухгалтерской отчетности за 2017 год (см. «Сведения о доходах и расходах контрагентов, а также об уплаченных ими налогах теперь можно найти в открытом доступе»).

К сожалению, пока найти в размещенных ФНС сведениях информацию о конкретном контрагенте крайне сложно. На сайте ФНС дана гиперссылка на архив файлов, состоящий из огромного количества отдельных файлов в формате XML. Соответственно, чтобы найти необходимую вам организацию, придется поочередно открывать десятки, если не сотни файлов, и изучать их содержимое.

Впрочем, получить все перечисленные сведения можно и в несколько кликов. Такая возможность доступна пользователям сервиса «Контур.Фокус». Сразу после появления сведений на сайте ФНС разработчики «Фокуса» обработали их и загрузили в сервис. Теперь пользователям «Фокуса» достаточно ввести в поисковую строку сервиса название или ИНН контрагента, чтобы узнать, есть ли у него налоговая задолженность, совершал ли он налоговые правонарушения, какую систему налогообложения он применяет и о какой среднесписочной численности отчитывается в ИФНС. Точно так же можно проверить, какую систему налогообложения применяет ваша собственная организация по данным налоговиков. Ведь нередко случается, что сведения о переходе компании на УСН или ЕНВД «теряются», и инспекция в конце года требует сдавать отчетность и платить налоги по ОСНО.

LikeProg: Сервис раскрытия отчетности российских компаний

Предоставление бухгалтерских балансов контрагентов по ИНН за 2012-2018 гг. Проверка юридических лиц по открытым данным ФНС. Рейтинги компаний.

Лица, которые несут ответственность за налоговые правонарушения

Санкции к нарушителю, в соответствии со ст. 107 НК РФ, применяются вне зависимости от того, умышленно было совершено правонарушение или по неосторожности. Однако при этом очевидно, что наказание за умышленное несоблюдение требований законодателя будет более жестким, чем за нарушение, совершенное случайно.

Читайте так же:  Вступление в силу решения налоговой проверки

Условия, которые должны выполняться при вынесении решения о применении санкций к гражданину или организации определяет ст. 108 НК РФ:

  1. Привлечь нарушителя к ответственности можно только в том порядке, который определен законом.
  2. Повторное привлечение лица к ответственности за одно и то же нарушение не допускается.

Понятие правонарушения в налоговой сфере

Налоговые правонарушения, согласно нормам налогового законодательства, это действия плательщика налогов и сборов, которые нарушают действующие нормы налогового права. Под деяниями понимаются как действия (в том числе и не осознанные), так и бездействия. Например, когда плательщик не платить вмененные ему налоги и сборы.

Несмотря на то, что действие или бездействие плательщика, в результате которого возникает налоговое нарушение, к ответственности привлечь можно не всех плательщиков и не всегда. Так, Налоговым Кодексом предусмотрен ряд ситуаций, в которых налоговое правонарушение не приводит к ответственности виновного лица.

Определение налогового правонарушения впервые было дано в 1996 году Конституционным судом РФ. Уже после этого в Налоговом Кодексе была отведена отдельная статья для определения. Налоговые правонарушения являются нарушениями, которые выявляют налоговые органы в отношении плательщика. При этом для того, чтобы за найденные нарушения наступила ответственность плательщика по нарушениям, налоговым органам необходимо доказать виновность этого плательщика.

Налоговое правонарушение признается совершенным тогда, когда налоговый орган обнаруживает это нарушение при проверке в отчетный налоговый период. При этом плательщик со своей стороны обязан только вовремя представлять на рассмотрение налоговых органов необходимую документацию.

Как получить сведения о контрагенте

Впрочем, найти в размещенных ФНС сведениях информацию о конкретном контрагенте крайне сложно. На сайте ФНС дана гиперссылка на архив файлов, состоящий из огромного количества отдельных файлов в формате XML. Соответственно, чтобы найти конкретную организацию, придется поочередно открывать десятки, если не сотни файлов, и изучать их содержимое.

Чтобы понять, какую систему налогообложения применяет ваш контрагент, нужно смотреть на значение признака. Их всего четыре вида: признак применения ЕСХН, признак применения УСН, признак применения ЕНВД, признак применения при выполнении СРП (соглашения о разделе продукции). Если указано значение «1», то именно на этом режиме работает налогоплательщик. Например, «ПризнУСН = «1»» означает, что организация применяет «упрощенку».

Обратите внимание: получить все перечисленные сведения можно в несколько кликов в сервисе «Контур.Фокус». 1 августа, сразу после появления сведений на сайте ФНС разработчики «Фокуса» обработали их и загрузили в сервис. Теперь пользователям «Контур.Фокуса» достаточно ввести в поисковую строку сервиса название или ИНН контрагента, чтобы узнать, какую систему налогообложения он применяет и о какой среднесписочной численности отчитывается в ИФНС. Точно так же можно проверить, какую систему налогообложения применяет ваша собственная организация по данным налоговиков. Ведь нередко случается, что сведения о переходе компании на УСН или ЕНВД «теряются», и инспекция в конце года требует сдавать отчетность и платить налоги по ОСНО.

Смягчающие и отягчающие обстоятельства при привлечении к ответственности налогоплательщика за налоговые правонарушения

К таковым, согласно п. 1 ст. 112 НК РФ, относятся:

  1. Тяжелое семейное или личное положение.
  2. Наличие угрозы или принуждения со стороны третьих лиц.
  3. Наличие зависимости от третьих лиц, в силу которой нарушитель не мог не допустить несоблюдения требований законодателя.

Однако суд может скорректировать наказание, налагаемое на нарушителя, не только уменьшив, но и увеличив его. Такое право суда закреплено в п. 4 ст. 114 НК РФ, в соответствии с которым размер штрафа увеличивается вдвое в том случае, если нарушение было совершено при отягчающем обстоятельстве. Им же, в соответствии с п. 2 ст. 112 НК РФ, признается факт повторного привлечения к ответственности за аналогичное противоправное деяние.

Административная ответственность за налоговые правонарушения

К числу наиболее часто совершаемых правонарушений, за которые законом предусмотрена административная ответственность, относятся:

  1. Несоблюдение сроков сдачи отчетности (ст. 15.5 КоАП РФ). За это ответственному лицу придется заплатить в бюджет государства от 300 до 500 руб. (в некоторых случаях вместо штрафа может быть вынесено предупреждение).
  2. Непредставление в ФНС документов, необходимых для осуществления контроля (ст. 15.6 КоАП РФ). В этом случае законному представителю организации придется заплатить от 300 до 500 руб., должностному лицу госоргана — от 500 до 1 тыс. руб.
  3. Ненадлежащее ведение бухучета (ст. 15.11 КоАП РФ). За такое нарушение на ответственное лицо налагается штраф в размере от 5 до 10 тыс. руб. Такое же нарушение, совершенное повторно, наказывается денежным взысканием в размере от 10 до 20 тыс. руб. или лишением права на осуществление трудовой деятельности в занимаемой должности на срок от 1 года до 2 лет.

Новые возможности оценки рисков при выборе контрагента.

В соответствии с вступившим с 1 июня 2017 в силу Федеральным законом от 01.05.2016 № 134-ФЗ «О внесении изменений в статью 102 части первой Налогового кодекса Российской Федерации» расширяется перечень открытых сведений об организациях, публикуемых на официальном сайте ФНС России.

Информация, не являющаяся налоговой тайной и не относящаяся к государственной тайне, будет размещаться в форме открытых данных. Доступ к этой информации будет бесплатным. Указанные сведения, подлежащие размещению, по запросам предоставляться не будут, за исключением случаев, предусмотренных федеральными законами.

Расширенный перечень сведений об организациях в открытом доступе теперь будет включать: среднесписочную численность работников организации за календарный год, доходы и расходы компании, налоги и сборы, суммы недоимок и задолженности по пеням и штрафам.

Соответствующие сведения по каждой организации будут размещаться по блокам и периодически обновляться. В открытом доступе они будут находиться 3 года.

Первый набор открытых данных ФНС России разместит 25 июля 2017 года. В первом размещении сведений о налоговых правонарушениях будет включена информация о налоговых нарушениях, решения о привлечении к ответственности за совершение которых вступили в силу в период со 2 июня 2016 года по 30 июня 2017 года.

Сведения об уплаченных суммах страховых взносов будут размещены на сайте ФНС РФ только с февраля 2018 года.

Отмечено, что благодаря расширению перечня сведений о юридических лицах участники рынка получат дополнительную возможность оценить риски при выборе контрагента.

Больше не тайна: ФНС раскрыла сведения о налогоплательщиках

С 1 августа 2018 года на сайте ФНС можно найти первую порцию сведений, которые раньше относились к налоговой тайне. А именно сведения:

Пользоваться ими для оценки благонадежности контрагентов сейчас не очень удобно — сведения пока доступны только в виде набора файлов. Будет проще, когда заработает сервис «Прозрачный бизнес».

И ждем новых пополнений:

  • 01.10.2018 налоговики должны выложить информацию об уплаченных налогах и взносах, о суммах доходов и расходов по данным бухгалтерской (финансовой) отчетности;
  • 01.12.2018 — данные о налоговых недоимках, задолженности по пеням и штрафам, а также о налоговых правонарушениях и мерах ответственности за них.
Читайте так же:  Налог на недвижимость в республике беларусь

Больше о способах проверки бизнес-партнеров читайте в статьях:

Налоговое правонарушение

Состав налогового правонарушения включает в себя четыре элемента.

Страницы

Налоговые правонарушения — понятие и сущность

В частности, к ним относятся:

  • несоблюдение порядка регистрации в ФНС в качестве налогоплательщика;
  • непредставление документов, содержащих расчет размера обязательных платежей, или несоблюдение способа их передачи на проверку;
  • ненадлежащее осуществление учета понесенных расходов и полученных доходов, ставшее причиной изменения размера облагаемой налогом базы;
  • неуплата (полная или частичная) налогов;
  • отказ от представления в ФНС отчетности и иной документации, необходимой налоговикам для исполнения контролирующих функций.

ВАЖНО! Нарушитель не может быть наказан, если прошло более 3 лет с момента совершения противоправного поступка (в случаях, зафиксированных ст. 120 и 122 НК РФ, — с момента завершения налогового периода).

  1. Наличие законодательной нормы, квалифицирующей такое деяние как правонарушение.
  2. Факт совершения такого деяния.
  3. Наличие документально зафиксированного решения уполномоченной инстанции о наказании нарушителя.

Виды ответственности за налоговые правонарушения

Разделение противоправных деяний на разные категории и применение к ним разных видов ответственности обусловлено их разнообразным характером и различным размером ущерба, который влечет за собой их совершение. Именно поэтому помимо налоговой ответственности за налоговые правонарушения может возникать административная и уголовная.

К любому из перечисленных видов ответственности нарушитель может быть привлечен только в судебном порядке, причем вид судебной инстанции, в которую обращается налоговый орган, зависит от того, к какой категории относится налогоплательщик.

  • в арбитражный суд, если нарушитель имеет статус ИП или является организацией;
  • в суд общей юрисдикции, если закон был нарушен физлицом, не являющимся предпринимателем.

Меры ответственности за совершение налоговых правонарушений

В зависимости от вида нарушения штрафы могут иметь следующий размер:

  1. За несоблюдение порядка регистрации в ФНС — до 10 тыс. руб. (п. 1 ст. 116 НК РФ).
  2. За ведение деятельности без регистрации — 10% полученного дохода, но не меньше 40 тыс. руб. (п. 2 ст. 116 НК РФ).
  3. За непредставление отчетных документов — 5% налога, который должен был быть включен в декларацию, за каждый месяц просрочки, но не более 30% и не менее 1 тыс. руб. (п. 1 ст. 119 НК).
  4. За несоблюдение способа передачи декларации в контролирующий орган — 200 руб. (ст. 119.1 НК РФ).
  5. За несоблюдение правил ведения учета:
  6. однократное — 10 тыс. руб.;
  7. совершенное на протяжении более чем одного налогового периода — 30 тыс. руб.;
  8. ставшее причиной изменения налоговой базы в сторону уменьшения — 20% суммы недоимки, но не меньше 40 тыс. руб. (ст. 120 НК РФ).
  9. За неуплату (полную или частичную) налога:
  10. неумышленную — 20% суммы недоимки;
  11. умышленную — 40%.
  12. За неисполнение обязанностей налогового агента — 20% суммы не удержанного с налогоплательщика налога.

По какой статье УК РФ возникает ответственность налогового агента

Положения ст. 199.1 УК РФ устанавливают меру ответственности налогового агента, не исполняющего возложенные на него обязательства с целью удовлетворения личных интересов. В том случае, если ущерб, причиненный государству, имеет крупный размер, суд может взыскать с нарушителя штраф в сумме от 100 до 300 тыс. руб. или в виде дохода за промежуток времени от 1 года до 2 лет. Кроме того, суд вправе направить осужденного на принудительные работы сроком до 2 лет или лишить свободы на тот же срок.

Если размер недоимки соответствует статусу особо крупного, осужденному придется выплатить штраф в размере от 200 тыс. до 0,5 млн руб. или в размере дохода за промежуток времени от 1 до 2 лет. В качестве альтернативного наказания суд может вменить обязанность по исполнению принудительных работ (не более чем на 5 лет) или лишить нарушителя свободы на срок до 6 лет. Дополнительным наказанием может стать наложение запрета работать на определенной должности продолжительностью до 3 лет.

Состав налогового нарушения

Под составом налогового нарушения понимается целая совокупность различных признаков, в рамках налогового законодательства, которые позволяют считать, что имеет место именно налогового нарушение со стороны участника налоговых правоотношений.

Совершение налогового правонарушения не всегда влечет ответственность участника налоговых отношений. Например, в случаях, когда при рассмотрении дела, становится известно, что никакого факта нарушения нет. То есть отсутствует состав нарушения и преступления.

Совершение налогового правонарушения еще не является основанием для наступления ответственности.

Например, если плательщику не исполнилось на момент нарушения 16 лет, то привлечь его к ответственности нельзя. Или если в ходе рассмотрения дела, не было найдено никаких доказательств виновности плательщика.

Основная задача налогового органа, который обнаружил правонарушение, заключается в изыскании доказательств вины, в противном случае к плательщику будет нечего предъявить. Поскольку плательщик не обязан доказывать свою невиновность.

Налоговые правонарушения условно по составу делятся на четыре группы: объект и субъект, объективная сторона и субъективная сторона. Объектом всегда являются гражданско-правовые отношения, которые нарушаются в результате совершения налогового преступления.

Видео (кликните для воспроизведения).

Так, если плательщик не вносит вовремя плату по налогам и сборам, то нарушаются его правоотношения с государством, поскольку плательщик не исполняет свои обязательства перед ним, не пополняет государственный бюджет.

Субъект налогового правонарушения – это плательщик, который совершил налогового правонарушение. Это может быть, как отдельный плательщик – физическое лицо, так и целая организация, индивидуальный предприниматель, должностное лицо, в результате действия или бездействия которого наступило нарушение со стороны всей организации, которую он представляет.

Объективной стороной в составе налогового правонарушения является то самое действие, которое привело к нарушению. Например, плательщик не уплатил причитающийся ему налог. Действие по неуплате является объективной стороной состава налогового правонарушения.

Под субъективной стороной понимается то, как именно было совершено нарушение. Так, выделяется две субъективные стороны: по неосторожности (в том числе и по незнанию) и осознанное.

Например, если плательщик следовал указаниям, которые в письменном виде дал ему налоговый орган, и эти требования привели к нарушению действующего налогового законодательства, то субъективная сторона состава нарушения является неосознанной.

Плательщик не умышленно совершил противоправное деяние, ответственность за которое он может и не понести. Состав налогового правонарушения подразумевает, что для доказательства факта самого нарушения должны существовать все 4 составляющие.

Виды налоговых правонарушений условно подразделяются по объекту нарушения на две категории:

  • нарушения в сфере контроля (в том числе при проверке в налоговой сфере);
  • нарушения, имеющие экономическую подоплеку – не уплата налогов и сборов.

Виды налоговых правонарушений необходимы для того, чтобы налоговые органы правильно изыскивали доказательства существования нарушения. Так, при нарушениях в финансовых вопросах для установления факта нарушения достаточно проверить, насколько своевременно плательщик вносил плату по причитающимся ему налогам и сборам.

Помимо условных видов нарушений в налоговой сфере, существует утвержденный перечень налоговый правонарушений по разновидностям. Ему отведена 16 Глава Налогового кодекса.

Уголовная ответственность за налоговые правонарушения

Критерием для определения тяжести преступления (и, как следствие, установления наказания) является размер причиненного ущерба. Во всех перечисленных ниже статьях он подразделяется на 2 категории: крупный и особо крупный. При этом для разных видов правонарушений значение, которому ущерб должен соответствовать для отнесения его к определенной категории, будет различным. Узнать точную сумму недоимки, при которой ущерб может быть признан крупным или особо крупным, можно в тексте статьи, устанавливающей санкцию за определенное правонарушение.

Факт неуплаты налогов в меньшем, чем установлено законодателем для крупного, размере не позволяет квалифицировать правонарушение как уголовное преступление. Однако это вовсе не означает, что нарушитель не будет привлечен к ответственности, т. к. обязанность по уплате штрафов, установленных административным законодательством, у него сохранится (в случае привлечения к административной ответственности).

Ответственность по ст. 198 и 199 УК РФ

Если размер ущерба является крупным, нарушителю придется заплатить штраф в размере от 100 до 300 тыс. руб. В качестве альтернативы суд может вынести решение о взыскании средств, заработанных виновником за время от года до 2 лет, или приговорить его к принудительным работам (не более чем на год). В качестве крайней меры суд может лишить свободы на срок до года.

Читайте так же:  Налоговый вычет за учебу ребенка за границей

За уклонение, размер которого является особо крупным, нарушителя могут оштрафовать на сумму от 200 тыс. до 0,5 млн руб. или эквивалент его дохода за период от полутора до 3 лет. Кроме того, суд может привлечь виновного к принудительным работам продолжительностью до 3 лет или лишить свободы на такой же срок.

В ст. 199 УК РФ устанавливается ответственность за аналогичное нарушение закона, совершенное организацией. Санкция для руководителя в этом случае более жесткая: за ущерб в крупном размере нарушителя оштрафуют на сумму от 100 тыс. до 0,5 млн руб. или лишат дохода за период от года до 2 лет. Кроме того, суд может принять решение о его привлечении к принудительным работам (не более чем на 2 года), арестовать его (до полугода) или лишить свободы на срок до 2 лет.

Самые популярные нарушения последних лет

Есть такой раздел на сайте ФНС – «Контрольная работа». Среди прочего, чиновники размещают здесь так называемые характе́рные нарушения законодательства о налогах и сборах. В последней версии – это деяния, обнаруженные на налоговых проверках в 2014 – 2016 годах. Это наиболее типовые и часто встречающиеся нарушения.

Знание данного списка даёт ряд безусловных преимуществ плательщикам и налоговым агентам. Среди них:

  • помогает самостоятельно анализировать собственную работу;
  • даёт толчок к уточнению своих налоговых обязательств;
  • снижает налоговые риски;
  • предупреждает возможные нарушения закона;
  • повышает налоговую грамотность.

Признаки налогового нарушения

Налоговые правонарушения в своем понятии уже содержат необходимые для доказательства преступления или нарушения признаки. К ним можно отнести:

  • какое-либо действие или бездействие;
  • виновное действие;
  • нарушающее права действие;
  • то деяние, за которое уже предусмотрена ответственность для лиц-участников налоговых отношений.

Так, действие по неуплате налога считается сразу и действием, и виновным действием, и нарушающим права участников отношений в налоговой сфере действием, и действием, за которое уже предусмотрена ответственность. То есть все 4 признака соблюдены.

Однако для того, чтобы налоговое нарушение признавалось совершенным, вину плательщика или участника налоговых отношений еще нужно доказать.

То есть налоговый орган самостоятельно должен изыскать все доказательства, согласно которым вина лица будет бесспорной.

Примечательно, что существуют ситуации, в которых в ходе рассмотрения дела выясняется, что плательщик остается невиновным, а налоговые органы находят ошибки в своем исполнении обязательств по контролю за исполнением налоговых норм. Так, в судебной практике имеют место ситуации, когда к плательщику предъявляется требование уплатить налог или сбор, который им уже был уплачен.

При этом налоговый орган представляет доказательства виновности плательщика, а плательщик в свою очередь представляет свои доказательства о невиновности. Например, квитанцию об уплате налога или сбора. В этом случае судебные органы всегда встают на сторону плательщика, поскольку последний исполнил свои обязательства, состава нарушения нет, признаки налогового правонарушения не были исполнены.

Призвать к ответственности невиновное в деянии лицо налоговый орган не вправе. При этом если плательщик считает себя невиновным, а налоговый орган вынес решение о его виновности, плательщик вправе обратиться в суд для восстановления своей невиновности и пересмотра дела уже с новыми доказательствами и всеми обстоятельствами.

Все признаки налогового нарушения носят нормативный характер, они прописаны на законодательном уровне, и без обнаружения признаков нарушения и выявления состава налоговый орган не вправе говорить о факте наступления налогового правонарушения и о том, что у этого нарушения есть конкретный виновник.

ИА REGNUM — сюжет «Налоговые преступления»

Свидетельства о регистрации СМИ:

Эл № от 14 августа 2013 года, выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор),
ИА № от 23 ноября 2012 года, выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор).

Настоящий ресурс содержит материалы 18+.

При цитировании информации гиперссылка на ИА REGNUM обязательна.
Использование материалов ИА REGNUM в коммерческих целях без письменного разрешения агентства не допускается.

ФНС опубликовала сведения о налоговых задолженностях организаций

ФНС России на своем официальном сайте разместила новые наборы данных, которые раньше относились к налоговой тайне. В открытом доступе появились сведения о недоимках и задолженностях организаций по налогам и сборам, а также о наличии налоговых правонарушений, которые образовались до 31 декабря 2017 года, и не были уплачены до 1 октября 2018 года, сообщила пресс-служба ФНС.

Налоговики напоминают, что это третий этап раскрытия информации, ранее составляющей налоговую тайну. До этого в открытом доступе уже были размещены сведения по состоянию на 31 декабря 2017 года:

– об участии организаций в КГН,

– о суммах налогов и сборов, уплаченных организациями,

– о суммах доходов и расходов организаций по данным бухгалтерской отчетности за 2017 год.

Налогоплательщики могут использовать указанную информацию, чтобы выбирать надежных партнеров. Сведениями, размещенными в рамках первого и второго этапа, уже воспользовались 166 тысяч пользователей.

ФНС обновила список характе́рных нарушений законодательства о налогах и сборах

В конце июля 2017 года на своём официальном портал www.nalog.ru ФНС опубликовала список характе́рных нарушений в налоговой сфере. Его знание поможет избежать споров с проверяющими и привлечения к ответственности. В нашем обзоре – полный перечень налоговых нарушений.

Ответственность по ст. 199.2 УК РФ

В случае если размер активов предпринимателя, утаенных им от налоговиков, является крупным, суд может вынести решение о наложении на него штрафа в размере от 200 тыс. до 0,5 млн руб. или дохода, который он может получить в течение промежутка времени от полутора до 3 лет. Кроме того, суд вправе привлечь виновника к принудительным работам продолжительностью до 3 лет или лишить его свободы на тот же срок. В качестве дополнительной меры воздействия возможно принятие решения о запрете на выполнение осужденным определенных трудовых функций на срок до 3 лет.

Итак, ответственность, к которой привлекается лицо, допустившее нарушение налогового законодательства, может быть налоговой, административной и даже уголовной. Вид санкции и порядок ее применения зависит от того, какое именно действие (или бездействие) было совершено нарушителем, а также от размера ущерба, который он причинил государству.

Читайте так же:  Возмещение ндс письмо в налоговую

Налоговые органы расширяют перечень открытых сведений об организациях

Виды нарушений

ФНС разделила все нарушения по виду обязательного платежа. Не исключено, что по итогам анализа свой контрольной работы за 2017 год, сюда будут добавлены и страховые взносы.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Срок размещения на сайте ФНС информации о налогоплательщиках отложен

Автор: Еременко Н. Н., эксперт информационно-справочной системы «Аюдар Инфо»

С 08.08.2017 действует Приказ ФНС России от 27.07.2017 № ММВ-7-14/[email protected], внесший изменения в документ, устанавливающий сроки, период, порядок формирования и размещения на сайте ФНС сведений, указанных в п. 1.1 ст. 102 НК РФ, а именно в Приказ ФНС России от 29.12.2016 № ММВ-7-14/[email protected] Изначально предполагалось, что первое размещение на сайте открытых данных о налогоплательщиках состоится 25.07.2017. Ожидаемого не произошло. Высшее налоговое ведомство приняло решение перенести сроки запуска данного интернет-сервиса. Помимо этого, внесены некоторые другие изменения в порядок размещения сведений о налогоплательщиках на сайте ведомства.

В соответствии со ст. 102 НК РФ налоговую тайну составляют любые полученные налоговым органом, органами внутренних дел, следственными органами, органом государственного внебюджетного фонда и таможенным органом сведения о налогоплательщике, плательщике страховых взносов, за исключением ряда сведений, указанных в п. 1 данной статьи.

Пункт 1.1 ст. 102 НК РФ предписывает, что сведения об организации, указанные в пп. 3, а также пп. 7, 9 – 11 названного пункта, должны быть размещены в форме открытых данных на официальном сайте ФНС, за исключением сведений об организации, составляющих государственную тайну. К сведениям, требующим обязательного размещения, относится информация о налогоплательщиках следующего характера:

о суммах недоимки и задолженности по пеням и штрафам;

о налоговых правонарушениях и мере ответственности за их совершение;

о специальных налоговых режимах, применяемых налогоплательщиками;

об участии организации в консолидированной группе налогоплательщиков;

о среднесписочной численности работников организации за календарный год;

об уплаченных организацией в календарном году суммах налогов и сборов (по каждому налогу и сбору) без учета сумм налогов (сборов), уплаченных в связи с ввозом товаров на таможенную территорию Евразийского экономического союза, сумм налогов, уплаченных налоговым агентом, о суммах страховых взносов;

о суммах доходов и расходов по данным бухгалтерской (финансовой) отчетности организации за год, предшествующий году размещения указанных сведений в форме открытых данных на сайте ФНС.

Сроки и период размещения сведений, указанных в п. 1.1 ст. 102 НК РФ, порядок их формирования и размещения утверждены Приказом ФНС России от 29.12.2016 № ММВ-7-14/[email protected] (далее – Порядок). Благодаря поправкам, внесенным в названный документ, изменены сроки размещения информации на сайте ФНС. Так, в соответствии с обновленным Порядком первое размещение на сайте ФНС открытых данных о налогоплательщиках-организациях будет осуществлено 01.06.2018 (п. 7 Порядка).

Также установлено, что вышеназванные сведения находятся в открытом доступе не менее года, следующего за днем их размещения на сайте ФНС (ранее ФНС называла иное ограничение: не менее трех календарных лет, следующих за годом их размещения на сайте).

Для размещения на сайте необходимые сведения формируются в наборы открытых данных. Что касается сведений о суммах недоимки, задолженности по пеням и штрафах, налоговых правонарушениях и мере ответственности за их совершение, а также применяемых спецрежимах, то в набор открытых данных в отношении каждой организации (с указанием ИНН налогоплательщика) включается информация следующего характера (п. 3 Порядка):

Размещаемая информация

Порядок размещения сведений на сегодняшний день

Как планировалось размещать сведения в соответствии с прежними правилами

Наименование налога, сумма недоимки, сумма задолженности по пеням, штрафам – по каждому налогу и сбору, страховым взносам, по которым у организации имеется недоимка и (или) задолженность по пеням и штрафам

Указываются по состоянию на 31 декабря года, предшествующего году их размещения на сайте ФНС, при наличии такой недоимки и задолженности по пеням и штрафам по состоянию на 1 мая года размещения указанных сведений

За календарный месяц, предшествующий месяцу их размещения на сайте

Общая сумма недоимки и задолженности по пеням и штрафам

Сведения о наличии налоговых правонарушений и мерах ответственности за них с указанием общего размера штрафа

Указываются в отношении налоговых правонарушений, решения о привлечении к ответственности за совершение которых вступили в силу в период с 1 января по 31 декабря года, предшествующего году размещения указанных сведений на сайте, при неуплате штрафа в срок до 1 мая года размещения таких сведений

Наименование специального налогового режима, применяемого организацией

Указываются по состоянию на 31 декабря года, предшествующего году их размещения на сайте ФНС

По состоянию на 1-е число месяца их размещения на сайте

Сведения об участии в консолидированной группе налогоплательщиков или о том, что организация является ответственным участником консолидированной группы налогоплательщиков

Указываются по состоянию на 31 декабря года, предшествующего году их размещения на сайте ФНС

Обратите внимание: при первом размещении вышеназванного набора открытых данных в него включаются сведения о налоговых правонарушениях, решения о привлечении к ответственности за совершение которых вступили в силу в период с 02.06.2016 по 31.12.2017, и мерах ответственности за их совершение при неуплате штрафа в срок до 01.05.2018.

Что касается иных сведений, размещаемых в соответствии с п. 1.1 ст. 102 НК РФ на сайте ФНС, то они также формируются в наборы открытых данных в разрезе каждой организации с указанием ее наименования и ИНН. При этом в набор данных включается информация следующего характера (п. 4 Порядка):

Размещаемая информация

Порядок размещения сведений

Сведения о среднесписочной численности работников организации

В календарном году,

предшествующем году размещения сведений на сайте

Наименование и сумма налога, уплаченная организацией по каждому налогу и сбору, по страховым взносам (без учета сумм налогов (сборов), уплаченных в связи с ввозом товаров на таможенную территорию Евразийского экономического союза, сумм налогов, уплаченных налоговым агентом)

Суммы доходов и расходов по данным бухгалтерской (финансовой) отчетности организации

За год, предшествующий году размещения таких сведений

Видео (кликните для воспроизведения).

Вышеназванные сведения размещаются на сайте ФНС ежегодно 1 июня.

К сведению: размещение открытых данных, предусмотренных п. 3 и 4 Порядка, должно осуществляться с соблюдением требований Постановления Правительства РФ от 10.07.2013 № 583 «Об обеспечении доступа к общедоступной информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» в форме открытых данных».

Источники

Сведения о налоговых правонарушениях
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here