Субъекты налоговых проверок

Налоговые проверки: виды, объекты, субъекты

Налоговая проверка — это процессуальное действие налогового органа по контролю за правильностью исчисления, своевременностью и полнотой уплаты (перечисления) налогов (сборов). Оно осуществляется путем сопоставления фактических данных, полученных в результате налогового контроля, с данными налоговых деклараций, представленных в налоговые органы.

Право на проведение налоговых проверок предоставлено налоговым органам статьей 31 НК РФ и регламентировано главой 14 «Налоговый контроль».

Налоговые проверки могут охватывать не более чем три календарных года деятельности налогоплательщика, предшествующих году проверки.

В зависимости от объема проверяемой документации и места проведения налоговой проверки они делятся на камеральные и выездные. Также существует встречная налоговая проверка.

Камеральная проверка — это проверка представленных налогоплательщиком налоговых деклараций и иных документов, служащих основанием для исчисления и уплаты налогов, а также проверка других имеющихся у налогового органа документов о деятельности налогоплательщика, проводимая по месту нахождения налогового органа.

В настоящее время камеральные проверки остаются существенным фактором пополнения бюджета. Обнаруженные в ходе камеральных проверок ошибки в самих налоговых декларациях, в обосновании льгот дают существенную прибавку в платежах в бюджет.

Камеральная проверка проводится уполномоченными должностными лицами налогового органа в соответствии с их служебными обязанностями без какого-либо специального решения руководителя налогового органа в течение трех месяцев со дня представления налогоплательщиком налоговой декларации и документов, служащих основанием для исчисления и уплаты налога, если законодательством о налогах и сборах не предусмотрены иные сроки. Целью камеральной проверки является контроль за соблюдением налогоплательщиками законодательных и иных нормативных правовых актов о налогах и сборах, выявление и предотвращение налоговых правонарушений, взыскание сумм неуплаченных (не полностью уплаченных) налогов и соответствующих пени, возбуждение при наличии оснований процедуры взыскания в установленном порядке налоговых санкций, а также подготовка необходимой информации для обеспечения рационального отбора налогоплательщиков для проведения выездных налоговых проверок.

Под выездной налоговой проверкой понимается комплекс действий по проверке первичных учетных и иных бухгалтерских документов налогоплательщика, регистров бухгалтерского учета, бухгалтерской отчетности и налоговых деклараций, хозяйственных и иных договоров, актов о выполнении договорных обязательств, внутренних приказов, распоряжений, протоколов, любых других документов; по осмотру (обследованию) различных предметов, любых используемых налогоплательщиком для извлечения доходов либо связанных с содержанием объектов налогообложения производственных, складских, торговых и иных помещений и территорий; по проведению инвентаризации принадлежащего налогоплательщику имущества; а также других действий налоговых органов (их должностных лиц), осуществляемых по месту нахождения налогоплательщика (месту его деятельности, месту расположения объекта налогообложения) и в иных местах вне места нахождения налогового органа.

КОНСУЛЬТАЦИЯ ЮРИСТА


УЗНАЙТЕ, КАК РЕШИТЬ ИМЕННО ВАШУ ПРОБЛЕМУ — ПОЗВОНИТЕ ПРЯМО СЕЙЧАС

8 800 350 84 37

Основными участниками, выездной налоговой проверки являются проверяемая организация или индивидуальные предприниматели и налоговый орган (его должностные лица). Однако с выездными проверками могут быть сопряжены действия и других лиц, например, экспертов, переводчиков, но такие действия, как правило, бывают обусловлены инициативой налогового органа.

Цель выездной налоговой проверки практически такая же, как и камеральной: осуществление контроля за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения в бюджет налогов и сборов, за соблюдением законодательства о налогах и сборах, взыскание недоимок по налогам и пени, привлечение виновных лиц к ответственности за совершение налоговых правонарушений, предупреждение таких правонарушений. Однако они достигаются другими, специфическими именно для выездных проверок средствами. Например, выемка документов и предметов в рамках налогового контроля может быть осуществлена только при проведении выездной проверки.

Выездные налоговые проверки проводятся на основании решения руководителя налогового органа (его заместителя). Налоговые органы не вправе проводить две и более выездные налоговые проверки по одним и тем же налогам за один и тот же период.

Эти проверки проводятся независимо от времени проведения предыдущей проверки, если: связаны с реорганизацией или ликвидацией налогоплательщика осуществляются вышестоящим налоговым органом в порядке контроля за деятельностью налогового органа

Выездная налоговая проверка не может продолжаться более двух месяцев. Указанный срок может быть продлен до четырех месяцев, а в исключительных случаях — до шести месяцев.

В рамках выездной налоговой проверки может быть проверен период, не превышающий трех календарных лет, предшествующих году, в котором вынесено решение о проведении проверки.

В ходе выездной проверки может возникнуть необходимость проведения осмотра помещений и территорий, используемых для извлечения дохода либо связанных с содержанием объектов налогообложения, в проведении инвентаризации имущества, производстве выемки документов и предметов и др. В ряде случаев, предусмотренных Кодексом, при проведении контрольных действий должны составляться протоколы.

Основанием для проведения выездной налоговой проверки является соответствующее решение руководителя налогового органа (его заместителя) или постановление руководителя (его заместителя) вышестоящего налогового органа о проведении выездной проверки в порядке контроля за деятельностью налогового органа. Форма решения руководителя (заместителя руководителя) налогового органа о проведении выездной налоговой проверки утверждается федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов. Форма утв. Приказом ФНС РФ от 25.12.2006 N САЭ-3-06/[email protected]

Статья 89 НК РФ предусматривает возможность проведения таких налоговых проверок, как встречные.

Встречная проверка — это сопоставление разных экземпляров одного и того же документа. Исходя из сущности метода, его можно применять лишь по документам, которые оформляется не в одном, а в нескольких экземплярах. (накладные, счета-фактуры и т.д.).

Читайте так же:  Налоговый штраф рассрочка

На практике встречная проверка является частью проводимой камеральной или выездной налоговой проверки. Полученные в результате встречной проверки данные включаются в основной акт выездной или камеральной проверки ( отражаются в вынесенном Постановлении о привлечении к налоговой ответственности). На основании этих данных делается основной вывод о проведенной проверке.

Статьей 89.1. определены особенности проведения выездной налоговой проверки консолидированной группы налогоплательщиков. Предметом выездной налоговой проверки консолидированной группы налогоплательщиков является правильность исчисления и своевременность уплаты налога на прибыль организаций по этой группе.Выездная проверка КГН не может продолжаться более двух месяцев плюс число месяцев, равное числу участников группы. Общий срок проверки не должен превышать один год.

По объему проверяемых вопросов налоговые проверки делятся на комплексные, тематические(выборочные) и целевые.

Комплексная проверка — это проверка финансово-хозяйственной деятельности организации за определенный период времени по всем вопросам соблюдения налогового законодательства. В настоящее время частота проведения комплексных проверок не установлена. При наличии у налогового органа оснований предполагать, что учет и уплата налогов (сборов) ведутся с нарушениями, комплексные проверки проводятся не реже одного раза в три года (срок давности по проверяемому периоду). Налогоплательщики, имеющие положительную репутацию, могут не подвергаться комплексной налоговой проверке вообще.

После введения в силу НК РФ практически все выездные налоговые проверки осуществляются в виде комплексных.

Тематическая(выборочная) проверка — это проверка отдельных вопросов финансово-хозяйственной деятельности организации (например, проверка правильности исчисления и уплаты налога на прибыль, НДС, налога на имущество, других налогов). Такие проверки проводятся по мере необходимости, определяемой руководителем налогового органа.

Тематическая проверка проводится или как элемент комплексной проверки, или как отдельная проверка по установленным фактам нарушения законодательства на основании текущего налогового наблюдения.

Целевая проверка — это проверка соблюдения налогового законодательства по определенному направлению или финансово-хозяйственным операциям организации. Такие проверки проводятся по вопросам взаиморасчетов с поставщиками и покупателями продукции (услуг), по экспортно-импортным операциям, по определенной сделке. Результаты целевой проверки используются при комплексной или тематической проверке и оформляются либо в актах этих проверок, либо как отдельные приложения.

По способу организации налоговые проверки делятся на плановые и внезапные.

Внезапная проверка — это разновидность выездной налоговой проверки, проводимой без предварительного уведомления налогоплательщика ( в отличие от плановой проверки).

Цель внезапной проверки- установить факт совершения правонарушения, который может быть сокрыт при проведении обычных проверок. Внезапные проверки проводятся не часто. В то же время многие неналоговые проверки, допустим, проверки применения ККМ, в большинстве случаев проводятся как внезапные.

HК РФ предусматривает также возможность проведения контрольных и повторных проверок.

Цель контрольной проверки — установить факт некачественного проведения ранее проведенной проверки должностными лицами налоговых органов. Контрольные проверки могут проводиться только вышестоящим налоговым органом в порядке контроля за деятельностью нижестоящего органа.

Повторная проверка — это проверка по тем же видам налогов и по тем же налоговым периодам, по которым проводилась предыдущая проверка.

По объему проверяемых документов проверки делятся на:

сплошные (когда проводится проверка всех документов организации, без пропусков и предположений об отсутствии нарушений);

выборочные (когда проверяется только часть документации).

Какие есть виды налоговых проверок?

Виды налоговых проверок бывают различные. Какие именно, мы расскажем в данной статье. От того, в рамках какого вида налоговой проверки осуществляются контрольные мероприятия, зависит их длительность и правила проведения.

Понятие налоговой проверки

Контроль ФНС по правильному и своевременному начислению и уплате налогов называется налоговой проверкой. При этом ФНС берет за основу декларации по налогам, предоставленные плательщиками в течение определенного периода (за который проводится проверка). Проверка основывается на Налоговом кодексе и законодательстве РФ.

Налоговая проверка является одним из способов налогового контроля (ст. 82 НК РФ) наряду:

  • с получением пояснений;
  • проверкой данных учета и отчетности;
  • осмотром используемых для извлечения прибыли помещений и территорий;
  • другими контрольными процедурами, предусмотренными НК РФ.

Помогает ли налоговый мониториинг избежать налоговых проверок, узнайте из публикаций:

Существует несколько видов налоговых проверок.

Нюансы налоговых проверок с учетом требований новой ст. 54.1 НК РФ

С июля 2017 года в НК РФ появилась новая ст. 54.1 «Пределы осуществления прав по исчислению налоговой базы и (или) суммы налога, сбора, страховых взносов».

С учетом норм ст. 54.1 НК РФ налоговики во время налоговых проверок будут с еще большей тщательностью:

  • собирать доказательства, свидетельствующие об умышленном уходе налогоплательщика от налогов;
  • опровергать реальное выполнение конкретных сделок (собирать и документировать факты, подтверждающие отсутствие реальной возможности поставки товара, подтверждения доставки товара, участия контрагентов в движении товара и т. д.).

Собирать такие доказательства налоговики будут во время камеральных и выездных проверок.

Налогоплательщику остается только заранее побеспокоиться о сборе необходимых документов и иных доказательств, свидетельствующих о применении законных схем налоговой оптимизации, должной осмотрительности при выборе контрагентов и т. д.

Понятие и значение налогового контроля

Налоговый контроль является:

  1. составной частью финансового контроля и
  2. одним из видов государственного контроля.

Контроль необходимо рассматривать в качестве одной из форм управленческой деятельности, т.е. как самостоятельную функцию управления, имеющую целевую направленность, опре­деленное содержание и способы его осуществления. Налоговый контроль служит формой реализации контрольной функции и с позиций налогового права призван в первую очередь охранять и обеспечивать имущественные права государства и муниципальных образований.

В целях объективной оценки роли и сущности налогового контроля его понятие следует рассматривать в двух аспектах:

    1. в широком аспекте — это совокупность мер государственного регулирования, обеспечивающих экономическую безопасность России и соблюдение государ­ственных и муниципальных фискальных интересов;
    2. в узком аспекте — это контроль государ­ства в лице компетентных органов за законностью и целесообразностью действий в процессе введения, уплаты или взимания налогов и сборов.
Читайте так же:  Президент о налоговой амнистии

Статья 82 НК РФ определяет, что налоговым контролем признается деятельность уполномоченных органов по контролю за соблюдением налогоплательщиками, налоговыми агентами и плательщиками сборов законодательства о налогах и сборах в порядке, установленном НК РФ (т.е. рассматривает налоговый контроль в узком смысле).

Цель налогового контроля:

    • обес­печение законности и эффективности налогообложения.

Объекты налогового контроля:

    1. движение денеж­ных средств в процессе аккумулирования публичных денежных фондов;
    2. материальные, трудовые и иные ресурсы нало­гоплательщиков.

Предмет налогового контроля:

    • валютные и кас­совые операции, сметы предприятий, налоговые декларации, ис­пользование налоговых льгот, бухгалтерская документация и т.д.

Субъекты налогового контроля:

    1. налоговые орга­ны;
    2. таможенные органы;
    3. органы внутренних дел;
    4. следственные органы.

Отдельными контрольными полномочия­ми относительно сферы налогообложения обладают Счетная па­лата РФ и Министерство финансов РФ.

Подконтрольными субъектами выступают организации и фи­зические лица, на которых возложена обязанность уплачивать законно установленные налоги и сборы.

Налоговый контроль за законностью распространяется и на совершение действий (операций), установленных не только за­прещающими нормами. Например, подконтрольными являются требования о предоставлении налоговым органам информации, необходимой для осуществления контроля за правильностью ис­числения и полнотой уплаты налогов.

В сферу налогового контроля не входит проверка исполне­ния финансовых требований и правил экономического, а не юридического характера, которые хотя и влияют на фискальные интересы государства, но не относятся к финансово-правовому регулированию (управление портфелем ценных бумаг, плани­рование прибыли на коммерческом предприятии, соблюдение экспортных и импортных квот и т.д.).

Налоговый контроль за частным сектором экономики затрагивает только сферу выпол­нения денежных обязательств перед государством (уплату нало­гов и иных обязательных платежей), соблюдение законности и целевого использования налоговых льгот, соблюдение установ­ленных государством правил ведения бухгалтерского учета, а также выполнение законных требований уполномоченных орга­нов государства относительно предоставления какой-либо фи­нансовой документации.

Эффективность налогового контроля во многом зависит от качества организации бухгалтерского и налогового учета.

Встречная проверка

Со встречной проверкой сталкивается практически каждый налогоплательщик, хотя в НК РФ отдельно как один из видов налоговых проверок она не обозначена. Скорее ее можно назвать одной из процедур налогового контроля.

Встречная проверка может проводиться (ст. 93.1 НК РФ):

  • как элемент выездной или налоговой проверки при их проведении;
  • дополнительная мера налогового контроля (вне рамок вышеуказанных налоговых проверок).
  • проверить фактическое существование вашего контрагента по заинтересовавшим налоговиков сделкам;
  • проверить реальность отраженных в учете операций;
  • сопоставить данные об операциях между вами и контрагентом (по его учету и вашему).

Встречная проверка осуществляется по каким-либо конкретным документам — накладным, счетам-фактурам. При этом производится проверка их идентичности у покупателя и продавца: в бумагах должны отсутствовать расхождения по датам, наименованиям, количеству товара, суммам и т.д. Если же инспекторы найдут несовпадения, это будет означать, что какая-то из сторон сделки скрывает доходы и занижает базу по налогам.

Камеральная проверка

Камеральная проверка осуществляется в отношении правильности начисления и уплаты того или иного налога и отражения этих данных в поданной налогоплательщиком декларации.

Основные отличительные признаки камеральной налоговой проверки:

  • место проведения – в стенах ФНС с предоставлением плательщиком копий запрашиваемых инспекторами документов;
  • длительность проверки – не более 3 месяцев;
  • период проверки – отчетный (налоговый) период по конкретному налогу (по представленным налогоплательщиками налоговым декларациям).

Проводится она инспекторами без специальных согласований с руководителем ФНС. Данный вид налоговой проверки начинается сразу после сдачи декларации по налогу. Основной ее задачей является выявление нестыковок в отчетности, несвоевременности отражения хозопераций и уплаты налогов, неверного заполнения деклараций. При обнаружении нарушений в расчете налогов инспекторами налогоплательщику будут доначислены недостающие суммы, а также выставлены штрафы и пени.

О том, как ФНС будет проводить камеральную проверку в случае сдачи уточненной декларации, см. в материале «Инспекция «прокамералит» вашу уточненку полностью».

Итоги

В НК РФ предусмотрено 2 вида налоговых проверок: выездные и камеральные. Выездная проверка проводится на территории налогоплательщика и не может длиться более 2 мес. (с возможностью продления до 4 или 6 мес.), а камеральная проверка происходит в инспекции, а ее продолжительность – не более 3 месяцев.

Встречная проверка является элементом выездной или камеральной налоговой проверки либо дополнительной мерой налогового контроля.

Виды налоговых проверок

Налоговый контроль про­водится должностными лицами налоговых органов в форме:

• получения объяснений налогоплательщиков и иных обязанных лиц;

• проверки данных учета и отчетности;

• осмотра помещений и территорий, используемых для извлечения дохода.

Субъекты налоговых проверок — министерства, ведомства, государ­ственные учреждения и организации; коммерческие предприятия и организации; совместные предприятия; негосударственные и неком­мерческие учреждения и организации; граждане Российской Федера­ции, иностранные граждане и лица без гражданства.

Объекты налоговых проверок — регистры бухгалтерского и налогово­го учета, планы, сметы, договоры, приказы, деловая переписка и другие документы, связанные с исчислением и уплатой налоговых платежей в бюджет и внебюджетные фонды.

Правила и условия проведения налоговых проверок. Проверкой могут быть охвачены только три календарных года деятельности налогоплатель­щика, непосредственно предше­ствовавшие году проведения проверки. Запрещается проведение налоговыми органами повтор­ных выездных проверок по одним и тем же налогам, подлежащим упла­те или уплаченным налогоплательщиком за уже проверенный налого­вый период.

Виды налоговых проверок. В зависимости от фор­мы проведения различают камеральные и выездные налоговые про­верки.

Камеральная налоговая проверка— форма налоговой проверки, не предусматривающая выхода сотрудников налоговых инспекций не­посредственно на объекты. Она осуществляется в налоговом органе в день поступления налоговых деклараций и бухгалтерских отчетов или в последующие периоды.

Читайте так же:  Рекомендациях по проведению выездных налоговых проверок

Срок проведения камеральной налоговой проверки ограничен тремя месяцами со дня представления налоговой декларации и документов, служащих основанием для исчисления и уплаты налога. При проведе­нии контроля налоговый орган вправе истребовать у налогоплательщи­ка дополнительные сведения, получить документы, подтверждающие правильность исчисления и своевременность уплаты налогов.

В ходе камеральной проверки о выявленных ошибках в заполнении документов или противоречиях сведений, содержащихся в представлен­ных документах, сообщают налогоплательщику с требованием внести соответствующие исправления в установленный срок. Если проверкой выявлены суммы доплат по налогам, то налоговый орган направляет требование об уплате соответствующей суммы налога и пени.

Выездная налоговая проверка— форма налоговой проверки, осу­ществляемой уполномоченными должностными лицами налоговых органов непосредственно на предприятиях и в организациях. Основа­нием для такой проверки является решение руководителя налогового органа.

Выездная проверка проводится не чаще одного раза в год в соответствии с годовыми планами работы инспекции и квартальными графиками проверок, составляемыми по тому или ино­му участку работы. Деятельность предприятия проверяется от даты предыдущей документальной проверки до даты составления после­днего бухгалтерского отчета, но не более трех последних календарных лет.

Продолжительность проверки — не более двух меся­цев. При наличии у организации филиалов и представительств срок увеличивается на один месяц на проверку каждого такого структурно­го подразделения. Выездная налоговая проверка в отношении одного налогоплатель­щика может проводиться по одному или нескольким налогам. Нало­говый орган вправе проверять филиалы и представи­тельства налогоплательщика (налогового агента, плательщика сбора) независимо от проведения проверок самого налогоплательщика.

Достоверность фактов хозяйственной жизни предприятия устанавли­вается двояко:

1) путем формальной и арифметической проверки, когда проверяющие не только удостоверяются в правильности заполнения всех реквизитов документов, но и определяют правильность подсчетов в них;

2) путем сверки учетных данных предприятия с соответствующими учет­ными данными предприятия-контрагента, т. е. встречной проверки.

Исполнение обязанностей по уплате налога может обеспечиваться следующими способами:

1. Залог имущества. Оформляется договор между налоговым органом и залогодателем. Залогодателем может быть как налогоплательщик, так и третье лицо.

2. Поручительство. Поручитель обязуется перед налоговым органом исполнять обязанности налогоплательщика по уплате налогов и пени. Оформляется договор между налоговым органом и поручителем. Поручитель и налогоплательщик несут солидарную ответственность при неисполнении налогоплательщиком обязанностей по уплате налогов. Налоговый орган может по суду принудительно взыскать налог и сумму пени.

3. Пеня, которой признается денежная сумма, которую налогоплательщик или налоговый агент должен выплатить в случае уплаты ими причитающихся сумм налогов в более позднее, чем установленные законом сроки.

4. Приостановление операций по счетам налогоплательщика либо налогового агента. Это означает прекращение банком всех расходных операций по данному счету.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Лучшие изречения: При сдаче лабораторной работы, студент делает вид, что все знает; преподаватель делает вид, что верит ему. 9669 — | 7406 — или читать все.

Налоговые проверки как форма государственного налогового контроля

Учёт налогоплательщиков

Формы и методы налогового контроля

Участники одной и той же консолидированной группы налогоплательщиков.

Налоговый контроль – это установленная нормативными актами совокупность приемов и способов по обеспечению соблюдения налогового законодательства и налогового производства

Содержание контроля:

  • наблюдение за подконтрольными объектами
  • прогнозирование, планирование, учет и анализ тенденций в налоговой сфере
  • принятие мер по предотвращению и пресечению налоговых нарушений
  • выявление виновных и привлечение их к ответственности

Формы государственного налогового контроля:

  • налоговые проверки
  • контроль регистрации
  • получение объяснений субъектов налоговых отношений
  • проверка данных учета и отчетности
  • выемка документов
  • осмотр помещений и территорий, используемых для извлечения дохода
  • другие предусмотренные законодательством формы

Налогоплательщики подлежат постановке на учет в налоговых органах по месту:

ü нахождения организации

ü нахождения ее обособленных подразделений

ü месту жительства физического лица

Видео (кликните для воспроизведения).

ü нахождения принадлежащего им недвижимого имущества и транспортных средств, подлежащих налогообложению

Каждому налогоплательщику присваивается единый по всем видам налогов и сборов, а также всей территории РФ идентификационный номер налогоплательщика (ИНН)

Налоговым законодательством установлены связанные с учетом налогоплательщиков обязанности органов, осуществляющих государственную регистрацию

  • Они должны сообщать в налоговый орган о регистрации или прекращении деятельности налогоплательщика в течение 10 дней после свершившегося факта

v открывать счета налогоплательщикам только при предъявлении свидетельства о постановке на учет в налоговом органе

v сообщать об открытии или закрытии счета в пятидневный срок после свершившегося факта

v выдавать в течение пяти дней после мотивированного запроса налогового органа справки по операциям и счетам организаций и граждан

• Налоговой проверкой могут быть охвачены только три календарных года деятельности налогоплательщика (налогового агента), непосредственно предшествовавшие году, в котором вынесено решение о ее проведении

• Лицо не может быть привлечено к ответственности за совершение налогового правонарушения, если со дня его совершения истекли три года

Должностные лица налоговых органовв ходепроверки имеют право проверять все необходимые документы, получать объяснения, справки и сведения по вопросам налогообложения

Субъекты налоговых проверок — министерства, ведомства; учреждения, предприятия и организации; граждане и лица без гражданства

Объекты налоговых проверок — документы, бухгалтерские отчеты, планы, сметы, договоры, деловая переписка, декларации и др.

Виды налоговых проверок:

По срочности: плановые и внеплановые

По форме проведения: камеральные и выездные

По способу контроля: сплошные и выборочные

Порядок и сроки проведения камеральной налоговой проверки:

Камеральная налоговая проверка проводится

  • по месту нахождения налогового органа
  • на основе:

o налоговых деклараций

o документов, служащих основанием для исчисления и уплаты налогов

Читайте так же:  Предприятия применяющие упрощенную систему налогообложения

o других документов о деятельности плательщика, имеющихся у налогового органа

· в течение трех месяцев со дня представления налоговой декларации и документов для исчисления и уплаты налогов

ü Если выявлены ошибки в заполнении документов или противоречия между сведениями, то об этом сообщается налогоплательщику с требованием внести соответствующие исправления в установленный срок.

ü Если проверкой выявлены суммы доплат по налогам, то направляется требование об уплате налога.

Порядок и сроки проведения выездной налоговой проверки:

· Проводится на основании решения руководителя налогового органа

· Периодичность проверки: не более двух в течение календарного года

· Продолжительность проверки: не более двух месяцев. Вышестоящий налоговый орган может увеличить проверку до 4-6 месяцев.

· Действия налоговых органов при проведении выездной проверки:

Уполномоченные должностные лица налоговых органов могут проводить

o Инвентаризацию имущества налогоплательщика

o Осмотр (обследование) помещений и территорий

o Выемку документов и предметов

· По окончании проверки проверяющий составляет справку (фиксируется предмет проверки и сроки ее проведения) и на ее основании акт.

Оформление результатов выездной налоговой проверки:

· По результатам проверки не позднее двух месяцев после составления справки и на основании ее оформляют акт налоговой проверки

· В акте указывают документально подтвержденные факты правонарушений, а также выводы и предложения

· Акт подписывается сторонами. При отказе налогоплательщика от подписи в нем делается отметка об этом отказе

· Акт вручается руководителю организации (предпринимателю) под расписку или иным способом в течение 5-ти дней

При несогласии с положениями акта, налогоплательщик должен в течение 15-ти дней представить в налоговый орган свои письменные возражения.

Материалы проверки рассматриваются руководителем налогового органа

Вместе с копией решения налогоплательщику направляется требование об уплате недоимки

В случае неуплаты налогов и пени налоговые органы выставляют инкассовое поручение; они также могут обратиться в суд о взыскании финансовых санкций.

Если возражения не учтены, то налогоплательщик вправе обжаловать действия налоговой инспекции в вышестоящие налоговые органы. В течение 10 дней после предоставления акта обжалования налоговая инспекция предоставляет акт требования об уплате налога, штрафа, пени. По результатам предъявления требования налогоплательщик может потребовать судебное разбирательство.

Способы защиты прав налогоплательщика:

Административный —обращение налогоплательщика в налоговые органы для разрешения возникших разногласий (ст. 138 – 141 НК РФ)

Судебный —обращение налогоплательщика в судебные органы в соответствии с правилами о подведомственности (ст. 137-138 НК РФ)

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Лучшие изречения: Как то на паре, один преподаватель сказал, когда лекция заканчивалась — это был конец пары: «Что-то тут концом пахнет». 8633 — | 8188 — или читать все.

Понятие и виды налоговых проверок

Налоговые органы осуществляют налоговый контроль путем проведения налоговых проверок.

Налоговая проверка – это совокупность действий налогового органа по контролю за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты налогов и сборов в соответствующий бюджет.

Выявление нарушений законодательства РФ о налогах и сборах производится на основе сопоставления данных, полученных в результате проведения налоговых проверок, с данными налоговых деклараций, представленных в налоговые органы.

Проверки, которые проводятся налоговыми органами, можно классифицировать по различным основаниям.

В зависимости от объема проверяемой документации и места проведения налоговые проверки делятся на камеральные и выездные.

Камеральная налоговая проверка – это проверка налоговых расчетов после принятия их должностными лицами налогового органа. Она проводится по месту нахождения налогового органа.

Выездная налоговая проверка – это более глубокая проверка полноты и правильности расчетов по налогам, в ходе которой проверяется достоверность отчетов, деклараций, расчетов путем сопоставления их данных с данными первичных документов и бухгалтерских записей. Она проводится по месту нахождения налогоплательщика на основании решения руководителя налогового органа. Если налогоплательщик не может предоставить помещение проверяющим, то выездная проверка может проводиться в помещении налогового органа.

В рамках камеральной или выездной налоговой проверки может быть проведена встречная налоговая проверка. Термин «встречная проверка» из НК исключен. Однако по сути она осталась как одно из дополнительных мероприятий налогового контроля.

Встречная проверка представляет собой сопоставление данных проверяемого налогоплательщика с данными, которые имеются о нем у других лиц. Налоговый орган имеет право истребовать у этих лиц документы, которые относятся к деятельности проверяемого налогоплательщика (ст.93′ НК РФ).

Цель встречной проверки – выявить факты совершения определенной сделки, полноты оприходования по ней продукции или выручки от реализации этой продукции.

Встречная проверка проводится в том случае, если есть основания полагать, что у проверяемого налогоплательщика не приходовались товары, полученные по сделкам с иными лицами либо выручка от реализации товаров (работ, услуг) и иные денежные средства. Также может быть проверено, как отражены у контрагента товарообменные, взаимные зачетные и иные не денежные операции с налогоплательщиком.

В рамках встречной проверки могут быть запрошены документы у лиц, связанных с проверяемым налогоплательщиком, если они продали и отгрузили продукцию (работы, услуги) по документам, оформленным с нарушением установленных требований. Речь идет о документах с исправлениями, подчистками, с расплывчатыми или нечеткими подписями, печатями, штампами организаций. Кроме того, проверяется сделка, при заключении которой не был составлен договор в письменной форме и т.д.

По объему проверяемых вопросов налоговые проверки делятся на комплексные, выборочные и целевые.

Комплексная проверка – это проверка финансово-хозяйственной деятельности организации за определенный период времени по всем вопросам соблюдения налогового законодательства.

Выборочная проверка – это проверка отдельных вопросов финансово-хозяйственной деятельности (например, проверка правильности исчисления налога на прибыль или налога на добавленную стоимость и других налогов).

Читайте так же:  Ип платит налог за физ лицо

Целевая проверка – это проверка соблюдения налогового законодательства по определенному направлению или финансово-хозяйственным операциям организации (например, по экспортно-импортным операциям, по определенной сделке, правильности применения льгот и другим операциям).

По способу организации различают плановые и внезапные налоговые проверки.

Плановые налоговые проверки проводятся в соответствии с планом, принятым налоговым органом.

Внезапная налоговая проверка – это разновидность выездной налоговой проверки, которая проводится без предварительного уведомления налогоплательщика.

По объему проверяемых документов налоговые проверки подразделяются на две группы:

1) сплошные, когда проводится проверка всех документов налогоплательщика без пропусков и предположений об отсутствии нарушений;

2) выборочные, когда проверяется только часть документации.

Налоговый кодекс Российской Федерации предусматривает также проведение контрольных и повторных налоговых проверок (ст. 89).

Повторная налоговая проверка – это проверка по тем же налогам и по тем же налоговым периодам, по которым ранее проводилась проверка налоговым органом. Она может проводиться в двух случаях:

1) вышестоящим налоговым органом с целью контроля за деятельностью налогового органа на основании мотивированного постановления;

2) налоговым органом, ранее проводившим проверку на основании решения его руководителя (заместителя) – в случае представления налогоплательщиком уточненной налоговой декларации, в которой указана сумма налога в размере, меньшем ранее заявленного. При повторной выездной налоговой проверке проверяется период, за который представлена уточненная налоговая декларация.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Лучшие изречения: Да какие ж вы математики, если запаролиться нормально не можете. 8638 — | 7466 — или читать все.

Налоговый контроль: понятие, значение. Формы и виды налогового контроля

Налоговому контролю посвящена гл. 14 НК РФ.

Выездная проверка

При осуществлении данного вида проверки ФНС контролирует, как плательщик выполняет обязательства, отраженные в договорах, а также наличие и соблюдение протоколов, приказов и других внутренних документов. Подвергаются проверке кассовая дисциплина, начисление НДФЛ с зарплаты, учет доходов, расходов и экономическая обоснованность хозяйственных операций, то есть практически вся деятельность плательщика за определенный период.

Основные отличительные признаки выездной налоговой проверки (ст. 89 НК РФ):

  • место проведения – территория налогоплательщика или налоговый орган (если проверяемое лицо не может предоставить проверяющим помещение);
  • срок проверки – не более 2 мес. (но может продлеваться до 4 мес., а в исключительных случаях – до 6 мес.);
  • период проверки – не более 3 лет, предшествующих году вынесения решения о проведении проверки (если иное не предусмотрено НК РФ).

Выездные проверки могут включать в себя несколько подвидов:

Подвиды выездных налоговых проверок

Производится в области хозяйственной и финансовой деятельности организации за определенный период времени

Нацелена на контроль правильности начисления и уплаты конкретного налога — на прибыль, НДС и др.

Она осуществляется, если налоговиками обнаружены нарушения в части начисления и уплаты налогов

Анализ конкретных взаиморасчетов между покупателями и продавцами, проверка импортных и экспортных операций, правомерности применения льгот.

Этот вид проверки оформляется в виде отдельного приложения

Проводится только в том случае, когда первоначальная проверка была проведена некачественно.

Она может осуществляться только вышестоящей ФНС.

Если при такой проверке выявят нарушения, на налогоплательщика будут наложены санкции. А ФНС, первоначально проверяющая организацию, может быть привлечена к ответственности

О том, какие документы при проверке могут быть затребованы ФНС, читайте в статье «Какие документы вправе истребовать налоговики при выездной проверке?».

Формы и виды налогового контроля

Форма налогового контроля — это способ конкретного выра­жения и организации контрольных действий. Под формой налого­вого контроля можно понимать и отдельные аспекты проявле­ния сущности контроля в зависимости от времени проведения контрольных мероприятий.

Налоговый контроль проводится должностными лицами налоговых органов в пределах своей компетенции.

Основные формы налогового контроля:

    • проверки;
    • получение объяснений налогоплательщиков, налоговых аген­тов и плательщиков сборов;
    • проверки данных учета и отчетности;
    • осмотр помещений и территорий, используемых для извле­чения дохода (прибыли);
    • другие формы, предусмотренные НК РФ.

Виды налогового контроля:

1) В зависимости от времени проведения:

Предварительный налоговый контроль проводится до отчетного периода по конкретному виду налога либо до решения вопроса о предоставлении налогоплательщику налоговых льгот, изменении сроков уплаты налогов и т.д. Например, обязательным условием предоставления налогового кредита является проведение пред­варительной проверки финансового состояния налогоплатель­щика со стороны уполномоченного государственного органа.

Текущий налоговый контроль проводится во время отчетного налогового периода. Особенностью текущего налогового контро­ля является его проведение в ходе реализации хозяйственных или финансовых операций, т.е. в процессе ежедневной работы нало­гоплательщиков. Данный вид контроля основывается на бухгалтерском и налоговом учетах, первичных документах, ин­вентаризациях, порядке ведения кассовых операций, что позво­ляет и контролирующим органам, и подконтрольным субъектам быстро реагировать на изменения в финансовой деятельности, предупреждать нарушения налогового законодательства и, таким образом, предотвращать финансовые потери государственной или муниципальной казны.

Последующий налоговый контроль проводится после заверше­ния отчетного периода путем анализа и ревизии бухгалтерской и финансовой документации. Главной целью последующего налогового контроля является оценка своевременности и полноты исполнения налоговой обя­занности со стороны фискально обязанных лиц.

2) В зависимости от субъекта:

    • налоговых органов;
    • таможенных органов;
    • органов внутренних дел;
    • следственных органов.
Видео (кликните для воспроизведения).

3) В зависимости от места проведения:

    • выездной — в месте расположения налогоплательщика;
    • камеральный — по месту нахождения налогового органа.

Источники

Субъекты налоговых проверок
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here