Ставки по налогу на землю устанавливает законодательство

Глава 31. Земельный налог (ст.ст. 387 — 398)

Глава 31. Земельный налог

ГАРАНТ:

См. Энциклопедии и другие комментарии к главе 31 НК РФ

>
Общие положения
Содержание
Налоговый кодекс Российской Федерации (НК РФ)

© ООО «НПП «ГАРАНТ-СЕРВИС», 2020. Система ГАРАНТ выпускается с 1990 года. Компания «Гарант» и ее партнеры являются участниками Российской ассоциации правовой информации ГАРАНТ.

Закон г. Москвы от 24 ноября 2004 г. N 74 «О земельном налоге» (с изменениями и дополнениями)

Закон г. Москвы от 24 ноября 2004 г. N 74
«О земельном налоге»

С изменениями и дополнениями от:

1 июня 2005 г., 10 октября 2007 г., 16 июля, 19 ноября 2008 г., 12 мая, 3, 17, 24 ноября 2010 г., 23 ноября 2011 г., 16 мая 2012 г., 6 февраля 2013 г., 16 апреля, 25 июня 2014 г., 1 апреля, 7 октября, 25 ноября 2015 г., 13 апреля, 23 ноября 2016 г., 12 июля 2017 г.

ГАРАНТ:

См. постановление Московской городской Думы от 24 ноября 2004 г. N 339 «О Законе города Москвы «О земельном налоге»

Настоящий Закон в соответствии с главой 31 Налогового кодекса Российской Федерации устанавливает земельный налог на территории города Москвы.

Москва,
Московская городская Дума
24 ноября 2004 года
N 74

Откройте актуальную версию документа прямо сейчас или получите полный доступ к системе ГАРАНТ на 3 дня бесплатно!

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.

Закон г. Москвы от 24 ноября 2004 г. N 74 «О земельном налоге»

Настоящий Закон вступает в силу с 1 января 2005 г., но не ранее чем по истечении одного месяца со дня его официального опубликования

Текст Закона опубликован в газете «Тверская, 13» от 30 ноября 2004 г. N 143, в «Вестнике Мэра и Правительства Москвы», декабрь 2004 г., N 67 (дата выхода номера в свет 30.11.04), в «Ведомостях Московской городской Думы», 2004 г., N 12 (дата выхода номера в свет 28.12.04)

В настоящий документ внесены изменения следующими документами:

Закон г. Москвы от 20 ноября 2019 г. N 29

Изменения вступают в силу с 1 января 2020 г., за исключением частей 1 и 3 статьи 2 изменений, вступающих в силу с 1 января 2021 г.

См. будущую редакцию настоящего Закона

Текст настоящего Закона представлен в редакции, действующей на момент выхода установленной у Вас версии системы ГАРАНТ

Закон г. Москвы от 26 декабря 2018 г. N 36

Изменения вступают в силу с 1 января 2019 г.

Закон г. Москвы от 21 ноября 2018 г. N 26

Изменения вступают в силу с 1 января 2019 г.

Закон г. Москвы от 17 мая 2018 г. N 13

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Закона и распространяются на правоотношения, возникшие с 1 января 2018 г.

КОНСУЛЬТАЦИЯ ЮРИСТА


УЗНАЙТЕ, КАК РЕШИТЬ ИМЕННО ВАШУ ПРОБЛЕМУ — ПОЗВОНИТЕ ПРЯМО СЕЙЧАС

8 800 350 84 37

Закон г. Москвы от 12 июля 2017 г. N 23

Изменения вступают в силу по истечении одного месяца со дня официального опубликования названного Закона и распространяются на правоотношения, возникшие с 1 января 2017 г.

Закон г. Москвы от 23 ноября 2016 г. N 36

Изменения вступают в силу с 1 января 2017 г., но не ранее чем по истечении одного месяца со дня официального опубликования названного Закона

Закон г. Москвы от 13 апреля 2016 г. N 14

Изменения в части дополнения статьи 3.1 настоящего Закона частями 1.8 и 1.9 распространяются на правоотношения, возникшие с 1 января 2014 г.

Изменения в части утраты силы части 1.1 и 3 статьи 3 настоящего Закона распространяются на правоотношения, возникшие с 1 января 2016 г.

Изменения в статью 1 и в части утраты силы статьи 4 настоящего Закона вступают в силу с 1 июля 2016 г.

Закон г. Москвы от 25 ноября 2015 г. N 65

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Закона, распространяются на правоотношения, возникшие с 1 января 2015 г., и утрачивают силу с 1 января 2020 г.

См. будущую редакцию настоящего Закона

Текст настоящего Закона представлен в редакции, действующей на момент выхода установленной у Вас версии системы ГАРАНТ

Закон г. Москвы от 7 октября 2015 г. N 51

Изменения вступают в силу с 1 января 2016 г.

Закон г. Москвы от 1 апреля 2015 г. N 15

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Закона и распространяются на правоотношения, возникшие с 1 января 2015 г.

Закон г. Москвы от 25 июня 2014 г. N 35

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Закона и распространяются на правоотношения, возникшие с 1 января 2014 г.

Закон г. Москвы от 16 апреля 2014 г. N 15

Изменения вступают в силу с 1 января 2015 г., но не ранее чем по истечении одного месяца со дня официального опубликования названного Закона

Закон г. Москвы от 6 февраля 2013 г. N 6

Изменения вступают в силу по истечении одного месяца со дня официального опубликования названного Закона и распространяются на правоотношения, возникшие с 1 января 2013 г.

Закон г. Москвы от 16 мая 2012 г. N 17

Изменения вступают в силу с 1 июля 2012 г., но не ранее чем по истечении одного месяца со дня официального опубликования названного Закона и распространяются на отношения по исчислению и уплате налога начиная с 1 января 2012 г.

Изменения в часть 2 статьи 2 и статью 3.2 настоящего Закона утрачивают силу с 1 января 2014 г.

Закон г. Москвы от 23 ноября 2011 г. N 54

Изменения вступают в силу с 1 января 2012 г.

Изменения в пункты 9 и 10 части 1 статьи 3.1 настоящего Закона вступают в силу с 1 января 2013 г.

Закон г. Москвы от 24 ноября 2010 г. N 50

Изменения вступают в силу с 1 января 2011 г.

Закон г. Москвы от 17 ноября 2010 г. N 48

Изменения вступают в силу с 1 января 2011 г., но не ранее чем по истечении одного месяца со дня официального опубликования названного Закона

Закон г. Москвы от 3 ноября 2010 г. N 46

Изменения вступают в силу по истечении одного месяца со дня официального опубликования названного Закона и распространяются на правоотношения, возникшие с 1 января 2010 г., за исключением изменений в пункт 5 части 1 статьи 3.1 настоящего Закона, которые вступают в силу с 1 января 2011 г.

Закон г. Москвы от 12 мая 2010 г. N 18

Изменения вступают в силу не ранее чем по истечении одного месяца со дня официального опубликования названного Закона и распространяются на правоотношения, возникшие с 1 января 2009 г.

Закон г. Москвы от 16 сентября 2009 г. N 30

Читайте так же:  Налоговый вычет за лечение максимальная сумма возврата

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Закона и распространяются на правоотношения, возникшие с 1 января 2009 г.

Закон г. Москвы от 19 ноября 2008 г. N 58

Изменения вступают в силу с 1 января 2009 г., но не ранее чем по истечении одного месяца со дня официального опубликования названного Закона

Закон г. Москвы от 16 июля 2008 г. N 36 (в редакции Закона г. Москвы от 19 ноября 2008 г. N 58)

Изменения вступают в силу по истечении одного месяца со дня официального опубликования Закона г. Москвы от 19 ноября 2008 г. N 58

Закон г. Москвы от 16 июля 2008 г. N 36

Изменения вступают в силу по истечении одного месяца со дня его официального опубликования названного Закона и распространяются на правоотношения, возникшие с 1 января 2008 г., за исключением изменений в пункт 1 статьи 2 настоящего Закона, которые вступают в силу с 1 января 2009 г., и в часть 1 статьи 3.1, которые вступают в силу с 1 января 2010 г.

Закон г. Москвы от 10 октября 2007 г. N 40

Изменения вступают в силу через 10 дней после официального опубликования названного Закона и распространяются на правоотношения, возникшие с 1 января 2007 г.

Закон г. Москвы от 1 июня 2005 г. N 19

Изменения вступают в силу по истечении одного месяца со дня официального опубликования названного Закона и распространяются на правоотношения, возникшие с 1 января 2005 г.

Земельный налог для организаций

Платите налоги в несколько кликов!

Платите налоги, взносы и сдавайте отчетность, не выходя из дома! Сервис напомнит обо всех отчетах.

Земельный налог относится к местным и регулируется законодательством муниципальных образований, а в городах федерального значения — Москве, Санкт-Петербурге и Севастополе — законами этих городов. В рамках Налогового кодекса муниципальные образования определяют в рамках:

  • налоговые ставки;
  • порядок и сроки уплаты налога;
  • налоговые льготы, включая размер не облагаемой налогом суммы для отдельных категорий налогоплательщиков.

Какие организации платят земельный налог?

Налогоплательщики по земельному налогу — организации, обладающие земельными участками, которые признаются объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 Налогового кодекса. Земля должна принадлежать организации на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения.

Организации не отчитываются и не платят налог по земельным участкам, которые находятся у них на праве безвозмездного пользования или переданных по договору аренды.

Если земельный участок относится к имуществу, составляющему паевой инвестиционный фонд, налогоплательщиком признается управляющая компания. Налог уплачивается за счет имущества, составляющего этот паевой инвестиционный фонд.

Объект налогообложения по земельному налогу

Объектом налогообложения признаются земельные участки, расположенные в пределах муниципального образования, на территории которого введен налог. Также не признаются объектом налогообложения:

  • земельные участки, изъятые из оборота в соответствии с законодательством;
  • ограниченные в обороте земельные участки, которые заняты особо ценными объектами культурного наследия, объектами, включенными в Список всемирного наследия, историко-культурными заповедниками, объектами археологического наследия, музеями-заповедниками;
  • земельные участки из состава земель лесного фонда;
  • ограниченные в обороте земельные участки, занятые находящимися в государственной собственности водными объектами;
  • земельные участки, входящие в состав общего имущества многоквартирного дома.

Налоговая база по земельному налогу

Налоговая база определяется отдельно для каждого земельного участка и равна его кадастровой стоимости на 1 января года, за который считается налог. Если земельный участок появился в течение налогового периода, то для определения налоговой базы берется кадастровая стоимость на дату постановки земельного участка на государственный кадастровый учет.

Изменение кадастровой стоимости земельного участка в течение налогового периода не учитывается при определении налоговой базы в этом и предыдущих налоговых периодах. Из этого правила есть исключения:

  • если кадастровая стоимость земельного участка изменилась после исправления технической ошибки, допущенной государственным органом при регистрации участка или ведении кадастра недвижимости: в этом случае исправление учитывается в расчете налоговой базы начиная с периода, в котором была допущена ошибка;
  • если кадастровая стоимость земельного участка изменилась по решению суда или комиссии по рассмотрению споров: в этом случае измененная кадастровая стоимость действует начиная с периода, в котором подано заявление о пересмотре кадастровой стоимости. Но не раньше даты внесения в кадастр первоначальной (оспоренной) кадастровой стоимости.

Если земельный участок находится на территориях нескольких муниципальных образований, для каждого из них налоговая база определяется отдельно и равняется доле кадастровой стоимости всего земельного участка, пропорциональной доле части участка.

Как определить налоговую базу для земельного участка, находящегося в общей собственности

Для земельных участков, которые находятся в общей долевой собственности, налоговая база определяется отдельно для каждого налогоплательщика-собственника участка пропорционально его доле в общей собственности.

Часто при покупке недвижимости покупатель получает право собственности на часть земельного участка, которая занята недвижимостью и необходима для ее использования. Налоговая база по этому участку для указанного лица определяется пропорционально его доле в праве собственности на земельный участок.

Если недвижимость покупают несколько лиц, налоговая база для каждого определяется пропорционально доле в праве собственности (в площади) на указанную недвижимость.

Налоговый и отчетный период по земельному налогу

Налоговым периодом по земельному налогу признается календарный год. Отчетными периодами для налогоплательщиков-организаций признаются первый квартал, второй квартал и третий квартал календарного года. Законодательные органы муниципального образования могут не устанавливать отчетный период.

Налоговая ставка по земельному налогу

Налоговые ставки устанавливаются нормативными правовыми актами муниципальных образований и законами городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя.

Ставки не могут превышать:

— 0,3 %

  • для земель сельскохозяйственного назначения и земель, используемых для сельскохозяйственного производства;
  • для земель, занятых жилищным фондом и объектами инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса;
  • для участков, приобретенных для личного подсобного хозяйства, садоводства, огородничества, животноводства, дачного хозяйства;
  • для участков, предоставленных для обеспечения обороны, безопасности и таможенных нужд.

— 1,5 % для прочих земельных участков.

По этим же ставкам производится налогообложение, если налоговые ставки не определены нормативными правовыми муниципального образования.

Муниципальное образование может установить дифференцированные налоговые ставки в зависимости, например, от категории земли или места нахождения объекта налогообложения участка в муниципальным образовании.

Налоговые льготы по земельному налогу

От налогообложения освобождаются:

  • организации и учреждения уголовно-исполнительной системы Минюста в отношении земельных участков, которые используются для непосредственного выполнения возложенных на эти организации функций;
  • организации — в отношении земельных участков, занятых государственными автомобильными дорогами общего пользования;
  • религиозные организации — в отношении участков, на которых расположены здания религиозного и благотворительного назначения;
  • общероссийские общественные организации инвалидов;
  • «сколковцы».

Полный список смотрите здесь.

Порядок расчета земельного налога и авансовых платежей по нему

Сумма налога считается после окончания налогового периода и равна произведению налоговой ставки и налоговой базы. Если компания приобрела земельный участок с целью жилищного строительства, расчет налога и авансовых платежей по нему производится с коэффициентом:

  • коэффициент = 2 применяется в течение 3 лет с даты государственной регистрации прав на земельный участок и до государственной регистрации прав на построенный объект недвижимости;
  • если строительство и государственная регистрация прав произошли раньше истечения трех лет, то переплаченная сумма налога зачитывается или возвращается налогоплательщику в общем порядке;
  • если жилищное строительство превысило 3-летний срок, в течение следующих 4 лет и до государственной регистрации прав на построенный объект применяется коэффициент = 4.
Читайте так же:  Доход для применения упрощенной системе налогообложения

Налогоплательщики-организации, для которых установлены квартальные отчетные периоды, самостоятельно исчисляют земельный налог и авансовые платежи по нему после окончания первого, второго и третьего квартала.

Квартальный авансовый платеж = ¼ * налоговая ставка * кадастровая стоимость земельного участка на 1 января налогового периода.

Муниципальные образования могут разрешить некоторым категориям налогоплательщиков не исчислять и не перечислять авансовые платежи.

По итогам налогового периода организации перечисляют в бюджет разницу между исчисленной суммой налога и уплаченными в течение налогового периода авансовыми платежами.

Неполный налоговый период или неполный период действия льгот

Если налогоплательщик получил или потерял право собственности на земельный участок в течение налогового периода, при расчете налога и авансовых платежей нужно учесть время владения участком. Для этого рассчитывается коэффициент: число полных месяцев владения участком делим на число календарных месяцев в налоговом (отчетном) периоде.

Видео (кликните для воспроизведения).

Расчет числа полных месяцев владения участком делается так:

  • если право собственности на земельный участок или его долю произошло до 15-го числа (включительно) или прекращение права произошло после 15-го числа, за полный месяц принимается месяц возникновения (прекращения) указанного права;
  • если право собственности на земельный участок или его долю произошло после 15-го числа или прекращение права произошло до 15-го числа (включительно), этот месяц не считается месяцем владения участком.

Налогоплательщики, которые имеют право на налоговые льготы, должны предоставлять подтверждающие документы в ИФНС по месту нахождения земельного участка. Если налогоплательщик в налоговом периоде получил или потерял право на льготу по земельному налогу, при расчете налога и авансовых платежей нужно учесть срок отсутствия этой льготы. Месяц возникновения и прекращения права на налоговую льготу принимается за полный месяц.

Когда сдавать декларацию по земельному налогу

Налогоплательщики-организации не позднее 1 февраля года, следующего за истекшим налоговым периодом, сдают налоговую декларацию в налоговый орган по месту нахождения земельного участка. Крупнейшие налогоплательщики, сдают декларации в налоговый орган по месту учета в качестве крупнейших налогоплательщиков.

Срок уплаты земельного налога и авансовых платежей

Организации платят авансовые платежи и земельный налог в бюджет по месту нахождения земельных участков в сроки, которые установлены нормативными актами муниципальных образований. Срок уплаты налога не может быть раньше срока сдачи декларации по земельному налогу — сейчас это 1 февраля.

Хотите легко платить налоги и сдавать декларации? Работайте в облачном сервисе Контур.Бухгалтерия: ведите учет, начисляйте зарплату и отпрвляйте отчетность онлайн. Сервис напомнит об уплате налога, поможет рассчитать его и автоматически сформирует отчетность. Первый месяц работы бесплатен для всех новых пользователей.

Ставки по налогу на землю устанавливает законодательство

Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с ЗАО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.

Лекторы – ведущие эксперты, непосредственные разработчики законов:
В. В. Витрянский, Л. Ю. Михеева, Е. А. Суханов, А. А. Маковская. Принять участие можно очно/ онлайн или в записи, в любой точке страны!

Письмо Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина России от 19 апреля 2013 г. N 03-05-04-02/13520 Об установлении представительными органами муниципальных образований земельного налога

Вопрос: Согласно статьи 387 Налогового кодекса Российской Федерации (далее — Кодекс) земельный налог устанавливается Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, вводится в действие и прекращает действовать в соответствии с Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований и обязателен к уплате на территориях этих муниципальных образований.

Представительные органы муниципальных образований, устанавливая земельный налог, определяют налоговые ставки в пределах, установленных главой 31 «Земельный налог» Кодекса, порядок и сроки уплаты налога.

При установлении налога нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований могут также устанавливаться налоговые льготы, основания и порядок их применения, включая установление размера не облагаемой налогом суммы для отдельных категорий налогоплательщиков.

Пунктом 5 статьи 391 Кодекса определен перечень налогоплательщиков, для которых предусмотрено уменьшение налоговой базы на не облагаемую налогом сумму в размере 10 000 руб. на одного налогоплательщика на территории одного муниципального образования в отношении земельного участка, находящегося в их собственности, постоянном (бессрочном) пользовании или пожизненном наследуемом владении.

Статьей 395 Кодекса определен перечень налогоплательщиков, для которых предусмотрены налоговые льготы.

Статьей 394 Кодекса определено, что налоговые ставки для исчисления земельного налога устанавливаются нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований в пределах, установленных пунктом 1 статьи 394 Кодекса, в том числе в отношении земельных участков, отнесенных к землям сельскохозяйственного назначения или к землям в составе зон сельскохозяйственного использования в населенных пунктах и используемых для сельскохозяйственного производства ставки не могут превышать 0,3 процента.

При этом допускается применение дифференцированных налоговых ставок в зависимости от категории земель и (или) разрешенного использования земельного участка.

Министерство финансов области просит дать разъяснение по следующим вопросам:

1) необходимо ли дублировать нормы законодательства, определенные главой 31 «Земельный налог» Кодекса, в том числе пунктом 5 статьи 391 и статьей 395 Кодекса, в нормативных правовых актах представительных органов муниципальных образований по установлению и введению земельного налога;

2) могут ли представительные органы муниципальных образований, кроме установления дифференцированных налоговых ставок в зависимости от категории земель и (или) разрешенного использования земельного участка, установить льготы по земельному налогу в виде снижения налоговой ставки на 50% для отдельных категорий плательщиков (например, для членов многодетных семей в отношении земельных участков, принадлежащих им на праве собственности и не используемых в предпринимательской деятельности);

3) в связи с различной трактовкой применения налоговой ставки по земельному налогу в отношении земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения или земель в составе зон сельскохозяйственного использования в населенных пунктах, не используемых для сельскохозяйственного производства (письмо Министерства финансов Российской Федерации от 12.01.2012 N 03-05-04-02/03, Постановление Федерального Арбитражного суда Московского округа от 29.01.2013 по делу N А41-22248/12) — могут ли представительные органы муниципальных образований установить ставку земельного налога 1,5% в отношении вышеуказанных земельных участков; в случае установления такой ставки налога, что будет являться основанием для ее применения?

Ответ: Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики рассмотрел письмо по вопросам, связанным с установлением представительными органами муниципальных образований земельного налога, и сообщает следующее.

1. На основании пункта 4 статьи 12 Налогового кодекса Российской Федерации (далее — Кодекс) при установлении земельного налога представительными органами муниципальных образований определяются в порядке и пределах, которые предусмотрены Кодексом, такие элементы налогообложения как налоговые ставки, порядок и сроки уплаты налогов, если эти элементы налогообложения не установлены Кодексом. Иные элементы налогообложения по земельному налогу и налогоплательщики определяются Кодексом.

Дублировать в нормативных правовых актах представительных органов муниципальных образований нормы законодательства Российской Федерации о налогах и сборах не требуется.

2. В соответствии с пунктом 2 статьи 387 Кодекса при установлении земельного налога нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований могут устанавливаться налоговые льготы, основания и порядок их применения, включая установление размера не облагаемой налогом суммы для отдельных категорий налогоплательщиков.

Читайте так же:  Расчетно платежная ведомость для выдачи заработной платы

Согласно пункту 1 статьи 56 Кодекса льготами по налогам и сборам признаются предоставляемые отдельным категориям налогоплательщиков и плательщиков сборов предусмотренные законодательством о налогах и сборах преимущества по сравнению с другими налогоплательщиками или плательщиками сборов, включая возможность не уплачивать налог или сбор либо уплачивать их в меньшем размере.

Таким образом, представительные органы муниципальных образований могут устанавливать налоговые льготы в виде уменьшения суммы налога.

Налоговая ставка является самостоятельным элементом налогообложения, который должен быть определен при установлении каждого налога.

Согласно статье 394 Кодекса налоговые ставки по земельному налогу устанавливаются и дифференцируются нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований в определенных Кодексом пределах.

Установление дифференцированных налоговых ставок допускается в зависимости от категорий земель и (или) разрешенного использования земельного участка.

Учитывая изложенное, считаем, что представительные органы муниципальных образований не вправе устанавливать для отдельных категорий налогоплательщиков налоговую льготу в виде снижения налоговой ставки на 50 процентов.

3. По вопросу о применении при исчислении земельного налога налоговой ставки в размере, не превышающем 1,5 процента кадастровой стоимости земельного участка, в отношении земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, не используемых для сельскохозяйственного производства, отмечаем, что позиция Департамента, изложенная в письме от 12.01.2012 N 03-05-04-02/03, остается неизменной.

В этой связи считаем, что представительные органы муниципальных образований вправе в отношении земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, не используемых для сельскохозяйственного производства, устанавливать налоговую ставку в размере, не превышающем 1,5 процента кадастровой стоимости земельного участка.

Перечень признаков неиспользования земельных участков для ведения сельскохозяйственного производства или осуществления иной связанной с сельскохозяйственным производством деятельности определен постановлением Правительства Российской Федерации от 23 апреля 2012 г. N 369.

Одновременно сообщаем, что в настоящее время Минсельхозом России подготовлен проект федерального закона «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования оборота и контроля за целевым использованием земель сельскохозяйственного назначения и земель в составе зон сельскохозяйственного использования в населенных пунктах».

Законопроектом уточнен порядок применения ставки земельного налога при нецелевом использовании земель сельскохозяйственного назначения и земель в составе зон сельскохозяйственного использования в населенных пунктах в размере 1,5 процента, а также порядок исчисления суммы налога в этом случае. При этом законопроектом предусмотрено, что сведения о нецелевом использовании указанных земельных участков должны представляться органами, осуществляющими кадастровый учет земель, в налоговые органы в порядке, установленном статьей 85 Кодекса.

Данный законопроект находится на согласовании в федеральных органах исполнительной власти.

ВрИО Директора Департамента С.В. Разгулин

Кто устанавливает ставки земельного налога

В Федеральном законе от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» определено, что установление, изменение и отмена местных налогов и сборов в соответствии с законодательством Российской Федерации (РФ) о налогах и сборах находится в исключительной компетенции представительного органа муниципального образования.

В соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации (НК РФ) земельный налог (а земельный налог ─ это местный налог) устанавливается, вводится в действие и прекращает действовать в соответствии с нормативными правовыми актами, принятыми законодательными (представительными) органами муниципальных образований и НК РФ. В Москве и Санкт-Петербурге земельный налог устанавливается законами этих субъектов Российской Федерации и НК РФ. Земельный налог является обязательным к уплате на территориях муниципальных образований и городов федерального значения.

Соответственно, установление ставок земельного налога, порядок и сроки его уплаты относятся к компетенции законодательных (представительных) органов муниципальных образований и органов государственной власти городов федерального значения ─ Москвы и Санкт-Петербурга.

Максимальная ставка земельного налога

В статье 394 «Налоговая ставка» НК РФ установлены верхние пределы, за которые не может выходить налоговая ставка по земельному налогу.

Ставка земельного налога в отношении участков, отнесенных к землям сельхозназначения, или к землям в составе зон сельскохозяйственного использования в населенных пунктах и служащих для сельскохозяйственного производства, должна составлять не более 0,3 процента их кадастровой стоимости.

Не превышающие 0,3 процента кадастровой стоимости ставки земельного налога устанавливаются только при одновременном соблюдении двух условий, ─ если земельный участок отнесен к соответствующей категории или виду разрешенного использования и действительно используется для сельскохозяйственного производства. В случае признания уполномоченным органом земельного участка неиспользуемым для сельскохозяйственного производства, налогообложение производится по налоговой ставке, установленной представительным органом муниципального образования в отношении прочих земель. Т. е. до 1,5%, начиная с налогового периода, в котором вынесено решение о выявленном нарушении, и до начала налогового периода, в котором оно будет устранено.

Ставки земельного налога устанавливаются в размере не более 0,3 процента кадастровой стоимости и для участков, занятых жилищным фондом и объектами инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса.

Также максимальная ставка земельного налога составляет не более 0,3 процента для земельных участков, приобретенных (предоставленных) для личного подсобного хозяйства, садоводства, огородничества, ведения дачного хозяйства.

С 1 января 2013 г. не может превышать 0,3 процента кадастровой стоимости ставка земельного налога в отношении ограниченных в обороте земельных участков, предоставленных для обеспечения обороны, безопасности и таможенных нужд.

В отношении прочих земельных участков ставка налога на земельные участки устанавливается в размере не более 1,5%.

Ставка земельного налога зависит от категории земель. Допускается изменение ставки земельного налога в зависимости от разрешенного использования земельного участка.

Закон предусматривает налоговые льготы. О том, кто освобожден от уплаты земельного налога, говорится в статье 395 «Налоговые льготы» НК РФ.

Органы местного самоуправления имеют право устанавливать налоговые льготы по земельному налогу и основания для их использования налогоплательщиками.

Налоговые льготы проявляются в трех формах:

  • освобождение от налогообложения некоторых категорий земель, изъятых или ограниченных в обороте;
  • освобождение от налогообложения отдельных категорий налогоплательщиков;
  • уменьшение налоговой базы отдельных категорий налогоплательщиков.

Заключение

Федеральное законодательство, как мы уже говорили, определяет только основные положения установления земельного налога. Земельный налог, который отнесен к местным налогам, вводится в действие местными органами управления на основании своих законодательных или нормативных актов.

Отменить их действие они не вправе, могут только добавить в федеральный перечень льготников или освобожденных от налога. Зато федеральным законодательством местным органам предоставлено право снижать налоговые ставки. Неуплата земельного налога чревата санкциями.

Не нашли ответа на свой вопрос? Узнайте, как решить именно Вашу проблему — позвоните прямо сейчас:

+7 (499) 938-46-83 (Москва)
Это быстро и бесплатно !

Ставка земельного налога

Налоговая ставка ─ величина налоговых начислений на единицу измерения налоговой базы. При взимании земельного налога налоговая база определяется как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектом налогообложения, по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом. Если земельный участок был образован в течение налогового периода ─ по его кадастровой стоимости на дату постановки на кадастровый учет.

Налоговая база определяется отдельно в отношении долей в праве общей собственности на земельный участок, если налогоплательщиками признаются разные лица или установлены различные налоговые ставки.

Читайте так же:  Функции финансово хозяйственного контроля

Налоговая база в отношении земельных участков, находящихся в общей совместной собственности, определяется для каждого из налогоплательщиков, являющихся собственниками данного земельного участка, в равных долях.

Как определяется ставка?

Для физических лиц

Для данной категории граждан выделяются участки для ведения личного хозяйства, фермерства, под застройку. На основании статьи 387, п.2 НК для этой категории установлена налоговая ставка 0,3. Если гражданин получает землю, не подпадающую под указанные категории, то ставка составит – 1,5.

Уплачивается налог в местный бюджет. Органам управления на местах предоставлено право, устанавливать величину ставки ниже той, которая определена в федеральном законодательстве.

Для юридических лиц

Для организаций, предприятий и других юридических лиц ставки налога устанавливаются точно так же, как и для физических. Те же 0,3% под застройку, сельскохозяйственные земли, на остальные – 1,5%.

Так же местными органами могут быть установлены собственные ставки, но не выше тех, которые определены в НК (СТ.394) Например, в г. Москва различают следующие ставки земельного налога:

  • 0,1% для участков под инфраструктурой и жильем;
  • 0,3% для спортивных сооружений;
  • 1,5% для всех остальных участков.

Кто и как устанавливает ставки и порядок их установления

В российском законодательстве существует определенная иерархия. Конституция, как главенствующий закон, определяет форму собственности, в нашем случае, на землю. (гл.9) Порядок применения этой конституционной нормы устанавливается в Кодексах: Гражданском, Земельном. Лесном, Водном.

Налогообложение и плату за землю определяют Налоговый Кодекс и. в частности, ФЗ «О плате за землю» Надо сказать, что законодательство относит земельный налог к местным налогам, поэтому федеральными законами устанавливаются только общие правила и нормы. Установление и введение в действие земельного налога целиком отнесено к компетенции местных органов.

При этом решение об установлении и порядке применения земельного налога принимает не орган управления той или иной территории, а законодательный орган региона, например, поселковый совет, городское собрание, областная дума или правительство автономной республики. Далее принятое местным законодателем решение претворяется в жизнь исполнителем, то есть органом управления. Это же правило действует и при установлении земельного налога арендаторам.

Решение совета

В окончательном, предназначенном для исполнения решении местного законодательного органа обязательно должно быть указано, на основании какого федерального акта в данном регионе вводится земельный налог. Обязательно поясняется, что на его основании совет принимает решение о введении налога. В нашем случае это 31 статья НК.

Далее в решении указываются ставки по каждой категории земель, лица, которые облагаются этим видом налога. Устанавливаются сроки уплаты и предоставления финансовых документов в налоговую службу для каждой категории плательщиков налога, как физических, так и юридических лиц. Далее следует перечень льготников и освобожденных от уплаты на федеральном и местном уровнях.

Принятое постановление обязательно публикуется в печати.

Расчет ставки земельного налога

В соответствии с Земельным кодексом Российской Федерации (ЗК РФ) использование земли является платным. Это положение является принципиально важным для рыночной экономики. Лучшего способа платы за использование земли, чем земельный налог (налог на недвижимость) и регулирующая его размер процентная ставка пока не придумано. (В России в будущем земельный налог планируется заменить единым налогом на недвижимость). Еще один из способов платы за землю ─ арендная плата.

Для целей налогообложения используется кадастровая стоимость земельного участка, устанавливаемая в результате государственной кадастровой оценки земель. Она же может применяться для определения арендной платы за земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности.

Введение в Российской Федерации с 1 января 2005 г. земельного налога, основанного на кадастровой стоимости земельного участка, стало важным шагом вперед в организации налогообложения земельных участков.

Органами исполнительной власти субъектов РФ утверждается средний уровень кадастровой стоимости по муниципальному району (городскому округу). В случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.

С тем фактом, что ставки земельного налога определяются исходя из кадастровой стоимости, согласны не все эксперты. Они не разделяют мнение о том, что кадастровая стоимость ─ величина стабильная и предсказуемая, способная внести здоровый консерватизм в систему земельных платежей. Хотя бы потому, что местные органы власти «по определению» должны быть заинтересованы в завышении ее стоимости. Альтернативу они видят в определяемой соотношением спроса и предложения рыночной стоимости. Ее трудно заподозрить в зависимости от мнения отдельных региональных руководителей или неправильных методик. Поэтому она может рассматриваться как чрезвычайно эффективная база для налогообложения. К тому же, освобождение государства от установления кадастровой стоимости земель повысит эффективность использования бюджетных средств.

У этой аргументации есть одно слабое место ─ трудно сказать, насколько быстро будут установлены рыночные цены на все подлежащие налогообложению земельные участки.

Тем не менее, мировой опыт свидетельствует, что использование рыночной стоимости в качестве базы для расчета налога на недвижимое имущество возможно. Но речь идет о, как правило, ставке налога на здания и строения. Средняя ставка налога, когда налоговая база определяется, как рыночная стоимость, составляет обычно не более одного процента стоимости недвижимости.

Как узнать ставку земельного налога?

Узнать ставку земельного налога просто. Для этого достаточно обратиться к официальному сайту Федеральной налоговой службы (http://www.nalog.ru). На странице «Имущественные налоги: ставки и льготы», каждый желающий может получить исчерпывающую информацию по интересующим граждан налогам ─ транспортному, налогу на имущество физических лиц и, конечно, земельному. В адресе этой страницы присутствует код региона, установленный в Приложении № 3 к Порядку заполнения формы налоговой декларации по налогу на доходы физических лиц (форма 3-НДФЛ). Сам «Порядок заполнения…» является Приложением № 2 к Приказу ФНС России от 10.11.2011 № ММВ-7-3/[email protected] Так, узнать какую величину имеет ставка земельного налога в Москве, можно по адресу ─ http://www.nalog.ru/rn77/service/tax/; какая ставка земельного налога в Краснодаре и Краснодарском крае ─ на странице http://www.nalog.ru/rn23/service/tax/; а какая ставка земельного налога в Екатеринбурге и Свердловской области ─ на странице http://www.nalog.ru/rn66/service/tax/ и т. д.

Впрочем, любой интересующий субъект Российской Федерации можно выбрать в строке «Субъект Российской Федерации», оставаясь на страничке одного региона.

С помощью строки «Налоговый период» получится проследить повышение или снижение ставки земельного налога по годам. Например, какой в конкретном муниципальном образовании была ставка земельного налога в 2012-м; как менялся (или не менялся) земельный налог (ставка в 2013-м, ставка в 2014-м). Следует отметить, что ставки земельного налога в большинстве муниципальных образований соответствуют предельным значениям, установленным статьей 394 НК РФ.

Сумма налога исчисляется по истечении налогового периода как соответствующая налоговой ставке процентная доля налоговой базы. Исключения касаются земельных участков, приобретенных (предоставленных) в собственность физическими лицами, являющимися индивидуальными предпринимателями, и юридическими лицами на условиях осуществления на них жилищного строительства. В этом случае вводится кратность ставки земельного налога. Исчисление суммы налога (как и суммы авансовых платежей по налогу) производится с учетом повышающего коэффициента, равного 2 в течение трехлетнего срока строительства. Если строительство завершится государственной регистрацией прав на построенный объект недвижимости быстрее, переплаченные деньги вернут. Но если в три года застройщик не уложится, повышающий коэффициент станет равным 4 и будет оставаться таким вплоть до даты государственной регистрации прав на построенный объект недвижимости.

Читайте так же:  Код налогоплательщика для налоговой декларации 3 ндфл

В отношении земельных участков, приобретенных (предоставленных) в собственность физическими лицами для индивидуального жилищного строительства, налоговое законодательство намного мягче. Исчисление суммы налога (авансовых платежей по налогу) производится с учетом коэффициента 2 только по истечении 10 лет со дня государственной регистрации прав на данные земельные участки и вплоть до государственной регистрации прав на построенный объект недвижимости.

Обзор документа

Разъяснено, что муниципальные образования вправе вводить ставки по земельному налогу, порядок и сроки его уплаты в оговоренных НК РФ порядке и пределах, если эти элементы налогообложения не предусмотрены Кодексом. Иные элементы и налогоплательщики определяются НК РФ. Дублирование норм налогового законодательства в муниципальных нормативных правовых актах не требуется.

Отмечено, что муниципальные образования могут устанавливать налоговые льготы, в том числе в виде уменьшения суммы земельного налога, основания и порядок их применения, включая размер не облагаемой данным налогом суммы для отдельных категорий налогоплательщиков. В соответствии с НК РФ дифференцированные ставки по земельному налогу определяются с учетом категорий земель и (или) разрешенного использования земельного участка. Таким образом, муниципальные образования не вправе снижать налоговую ставку на 50% для отдельных категорий налогоплательщиков.

По мнению Минфина России, муниципальные образования вправе в отношении земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, не используемых для сельскохозяйственного производства, устанавливать ставку не более 1,5% кадастровой стоимости участка. Правительством РФ утвержден перечень признаков неиспользования таких участков.

Сообщается, что в настоящее время Минсельхозом России подготовлен законопроект. Он уточняет порядок применения ставки земельного налога 1,5% при нецелевом использовании земель сельскохозяйственного назначения и земель в составе зон сельскохозяйственного использования в населенных пунктах и исчисления суммы налога в этом случае. Проектом также предусмотрено, что сведения о нецелевом использовании указанных земельных участков должны представляться органами, осуществляющими кадастровый учет земель, в налоговые органы в установленном НК РФ порядке. Данный законопроект находится на согласовании в федеральных органах исполнительной власти.

​Земельный налог: порядок установления и существующие ставки

Что такое земельный налог? Земельный налог, по своей сути, — это плата за пользование землей. Взимается только с участков, находящихся в обороте, имеющих владельца, собственника, состоящих на кадастровом учете.

Земельный налог считается местным налогом, так как устанавливается и вводится в действие региональными органами управления. При установлении налога исходят из кадастровой стоимости земли, которая сложилась в регионе на данный момент времени, назначения земли, ее категории. При расчете налога учитывают так же и налоговую ставку, которая зависит от категории земли.

Дорогие читатели! Наши статьи рассказывают о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай носит уникальный характер.

Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему — обращайтесь в форму онлайн-консультанта справа или звоните по телефону +7 (499) 938-46-83 . Это быстро и бесплатно !

Неиспользуемые земли

Если земля не используется или ее используют не по назначению, то в этом случае законодательство предусматривает взыскание налога в двукратном размере.

Основанием для такой меры служит ФЗ «О плате за землю», статья №3. Решение об увеличении налогообложения неиспользуемых земель принимают местные органы на основании представления соответствующих служб, землеустройства, инспекций и т. д.

В зависимости от чего дифференцированы?

Налоговые ставки дифференцируются в зависимости от категории земли. Федеральное законодательство только определяет основные положения и порядок уплаты налога, а так же максимальный размер ставки по каждой из категорий.

Окончательное решение по установлению ставок принимают местные органы и вводят их в действие своим нормативным актом.

Какие существуют ставки, и какой их размер?

В нашем случае объект земельного налога – это отчисление в бюджет от стоимости земельного участка. Иначе говоря, исчисляемый земельный налог. Стоимость участка и ставка зависят от категории земли.

Попутно отметим, что кадастровая стоимость участка и его цена, как товара, не одно и то же. Они могут отличаться в ту или иную сторону. Но налог всегда исчисляется, исходя из кадастровой стоимости.

Вся земля в России поделена на семь категорий:

  • земля, находящаяся в резерве;
  • земля, предназначенная для ведения сельского хозяйства;
  • земля для возведения промышленных сооружений и иных объектов хозяйственной деятельности;
  • лесного фонда;
  • водного фонда;
  • земля, находящаяся под особой охраной. Приграничные зоны, национальные парки и т. д;
  • земля, принадлежащая муниципальным образованиям. Города и иные населенные пункты.

Категория участка влияет на стоимость его, а, следовательно, и на ставку.

Ставка земельного налога и эффективность использования земли

Налоговые меры ─ действенное дополнение к другим административно-экономическим инструментам, определяющим эффективность использования земли. Крайне важным является установление экономически обоснованного принципа формирования налоговой ставки, учитывающего различия в местоположении и плодородии земельных участков и их градостроительной ценности.

Снижение ставки земельного налога ослабит налоговую нагрузку на население и бизнес, но приведет к сокращению налоговых поступлений в местные бюджеты и понизит эффективность землепользования. Уменьшение ставки земельного налога не стимулирует вывод на рынок территорий под строительство и рост земельного оборота. Центр тяжести начинает смещаться в сторону использования земли как инвестиционного и финансового актива, а уже по остаточному принципу ─ в качестве реального экономического ресурса.

Напротив, усиление налогового бремени (добиться этого можно, как увеличив ставки земельного налога, так и осуществляя расчет ставки земельного налога на основе рыночной стоимости земли) способно заставить собственника перейти на рельсы рационального землепользования или, если он не способен это сделать, продать землю, избавившись от ноши, нести которую не по силам. Но избыточное увеличение ставки земельного налога, сделав собственников земли более ответственными, будет способствовать повышению себестоимости товаров и услуг, снижению прибыли предприятий и организаций (а значит, уменьшению доходов бюджета от налога на прибыль и снижению инвестиционной активности).

И только оптимальная ставка налога на недвижимое имущество, включая земельные участки, приведет к тому, что физические лица станут приобретать землю соразмерно имеющимся доходам, а вложение денег в недвижимость, подстегивающее постоянный рост ее стоимости, перестанет приносить сверхприбыли и способствовать надуванию чреватых лопнуть неожиданным или ожидаемым кризисом «пузырей».

У налога на землю ─ самая давняя и богатая из всех ныне существующих видов налогов история. Земельный налог взыскивают с древнейших времен, недаром слово «кадастр» пришло в современные языки из древней латыни.

Видео (кликните для воспроизведения).

Система налогообложения земли, реализуемая в т. ч. через ставку земельного налога должна не только в полной мере отвечать существующим в стране экономическим условиям, но и быть немножко «на вырост», способствуя созданию условий для их совершенствования.

Источники

Ставки по налогу на землю устанавливает законодательство
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here