Способы выявления налоговых правонарушений

«Проблемы теории и практики в выявлении налоговых преступлений»

«Проблемы теории и практики в выявлении налоговых преступлений»

Одной из особенностей налоговой преступности в Российской Федерации является ее высокая латентность. Только по официальным данным Министерства налогов и сборов (МНС) РФ, более 50 % зарегистрированных юридических лиц не сдают налоговую отчетность и не платят налоги. По отчетам руководителей МНС и Федеральной службы налоговой полиции (ФСНП) Российской Федерации, в 2000 г. в результате контрольной работы, проведенной налоговыми органами самостоятельно и во взаимодействии с другими контролирующими или правоохранительными органами, в государственную казну дополнительно начислено налогов и предъявлено налоговых санкций на сумму 283 млрд руб.; проведено 65,8 тыс. документальных проверок налогоплательщиков, в результате которых выявлено 44,2 тыс. нарушений налогового законодательства, в том числе 28,5 тыс. нарушений в крупном и особо крупном размере. По инициативе МНС в результате этих мероприятий возбуждено 1 922 уголовных дела. Кроме того, за этот же год органами ФСНП дополнительно самостоятельно проведено 38,9 тыс. документальных проверок налогоплательщиков, в результате которых выявлено 31,5 тыс. нарушений налогового законодательства, в том числе 21,3 тыс. нарушений в крупном и в особо крупном размере. Возбуждено 3,2 тыс. уголовных дел.

Значительный уровень налоговых правонарушений, высокий уровень латентности налоговых преступлений обусловливают необходимость поиска оптимальных методов их выявления. Выявить налоговое преступление намного труднее, чем обычное общеуголовное или даже экономическое преступление. Например, когда речь идет о грабеже, чаще всего известно, кто является потерпевшим, когда произошло преступление и где, какая сумма похищена, имеются некоторые сведения о лицах, совершивших это ограбление. По налоговым преступлениям такой информации обычно нет. Потенциально каждый налогоплательщик объективно стремится к минимизации своих налоговых платежей и через призму этого может рассматриваться в качестве потенциального налогового правонарушителя. Если сумма допущенного им нарушения достигнет предела, установленного законодателем в ст. 198 и 199 УК РФ, то он может превратиться в налогового преступника. Невозможно определить, сколько случаев совершения налоговых правонарушений и преступлений остаются невыявленными.

Поэтому чрезвычайно важно найти, разработать и применять эффективные методы и способы выявления налоговых преступлений.

One of the features of tax crime in the Russian Federation is its high latency. According to official data of the Ministry of taxes and levies (MNF) of the Russian Federation, more than 50% of registered legal entities not take the tax returns and pay taxes. According to the reports of the heads of the MNF and the Federal service of tax police (FTPS) of the Russian Federation, in 2000 as a result of the audit work carried out by the tax authorities independently and in interaction with other regulatory or law enforcement agencies, the state Treasury of additional taxes and filed tax penalties the $ 283 billion rubles; conducted 65.8 thousand documentary checks of taxpayers, which revealed 44,2 thousand violations of the tax legislation, including 28.5 thousand violations in large and extra large size. On the initiative of the MNF as a result of these events initiated 1 922 criminal cases. In addition, during the same year the Federal tax police bodies optionally independently conducted 38.9 th documentary checks of taxpayers, which revealed 31.5 thousand violations of the tax legislation, including 21.3 thousand violations in large and on a large scale. Instituted 3.2 thousand criminal cases.1

A significant level of tax offences, the high level of latency of tax crimes necessitate the search for optimal methods of detecting them. To identify tax crime is much more difficult than the usual ordinary or even economic crime. For example, when talking about the robbery, often know who is the victim when the crime happened and where, what amount stolen, there is some information about the perpetrators of the robbery. For tax crimes such information is usually not. Potentially every taxpayer objectively seeks to minimize their tax payments through the prism of this can be considered as a potential tax offender. If the amount admitted the violations it reaches the limit set by the legislator in articles 198 and 199 of the criminal code, he can turn into a tax offender. It is impossible to determine how many cases of committing tax offenses and crimes remain undetected.

It is therefore extremely important to find, develop and apply effective methods and ways of identifying tax crimes.

На мой взгляд, можно выделить несколько, основных криминалистически значимых проблем, связанных с выявлением налоговых преступлений.

Во-вторых, проблема несовершенства налогового законодательства России, аналогов которому по противоречивости, запутанности и некорректности в мире найти практически невозможно. Ряд положений российского налогового законодательства прямо способствует совершению как налоговых, так и связанных с ними других экономических преступлений.

В-третьих, проблема учета налогоплательщиков как основы налогового контроля. На сегодняшний день, по данным руководства МНС РФ, из 3,1 млн юридических лиц не подают сведений о своей деятельности 1,3 млн, 200 тыс. представляют «нулевые» отчеты. До 60% организаций не сообщают в налоговую инспекцию о своей деятельности, т. е. фактически не регистрируются 140.

Уместно напомнить, что одним из основных способов уклонения от уплаты налогов является создание так называемых «фирм-однодневок» и «спящих фирм». В этой связи необходимо произвести закрытие всех бездействующих фирм, равно как и разработать и утвердить порядок закрытия вновь созданных и не ведущих деятельность.

Распространение ответственности за результаты деятельности «фирм-однодневок» на их хозяев (финансово-заинтересованных лиц) способно снизить уклонение от уплаты налогов.

Значительное число физических лиц также не зарегистрировано в налоговых органах и уклоняется от постановки на учет. Особенно остро эта проблема стоит среди иностранцев. По данным правоохранительных органов, в Москве проживают около 600 тыс. граждан Азейрбаждана, из них официально зарегистрировались только 60 тыс. человек, а на налоговый учет встали всего 13 человек. Граждан КНР в Москве — более 100 тыс., а на налоговом учете — 16 человек. Ежегодный товарооборот 170 столичных рынков оценивается в 300 млрд руб., из которых в бюджет страны идет всего 0,6 млрд руб. налоговых поступлений, т. е. менее 0,2% от товарооборота. Нелегальных мигрантов, трудоустроившихся в России, насчитывается до 3,8 млн человек, а на налоговом учете состоят только 35 тыс., т. е. менее 1% работающих.

Читайте так же:  Личный кабинет ип оплата налога

В настоящее время создается единый Государственный реестр налогоплательщиков. Однако учет граждан и юридических лиц, их доходов и расходов ведут более десятка различных ведомств и учреждений. Зачастую они не взаимодействуют между собой, их данные нередко противоречат друг другу. Думается, вполне назрела необходимость передачи права регистрации юридических лиц в один государственный орган, которым должно быть Министерство по налогам и сборам. Необходимо также обязать все другие организации сообщать обо всех имущественных сделках, совершенных физическими и юридическими лицами в территориальные налоговые инспекции.

Конечной целью учета налогоплательщиков — физических лиц должно являться создание возможностей для того, чтобы подоходный налог взимался не только с заработной платы, составляющей сегодня не более 45% доходов населения, а с совокупного чистого дохода, складывающегося из доходов от земельной собственности, капитала, работы по найму, предпринимательской деятельности и т. п.

Уже на первом этапе представляется возможным формирование учетной базы данных на лиц, заведомо имеющих высокие текущие личные доходы (учредители и руководители крупных и средних фирм).

Пятой проблемой в выявлении налоговых преступлений является проблема создания обоснованной системы признаков, указывающих на наличие у проверяемого налогоплательщика налогового преступления. В имеющейся литературе, научных и практических рекомендациях в основном приводятся признаки, характерные для выявления хозяйственных преступлений и связанные с нарушением порядка ведения бухгалтерского учета. Эти признаки, безусловно, важны, но для выявления налоговых преступлений оказываются непригодными. Поскольку в настоящее время ведется два относительно самостоятельных вида учета — налоговый и бухгалтерский, необходимо разработать систему признаков, указывающих на наличие налогового преступления у конкретного налогоплательщика. Эти признаки должны основываться на документах налоговой отчетности.

Наконец, шестой проблемой является проблема определения эффективной системы оперативно-розыскных мероприятий по выявлению налоговых преступлений. Предлагаемые в различной литературе по расследованию налоговых преступлений системы таких мероприятий также рассчитаны в основном на выявление преступлений чисто экономической направленности, в основном хозяйственной, но не налоговых. В практической деятельности они оказываются непригодными. Поэтому необходимо создание системы оперативно-розыскных мероприятий налогового профиля.

Для выявления налоговых преступлений работники налоговых органов в соответствии с гл. 14 НК РФ могут осуществлять действия, по своей тактике и содержанию не отличающиеся от действий следователей и иных сотрудников правоохранительных органов, ведущих проверки на стадии до возбуждения уголовного дела, а также осуществляющих дознание, предварительное следствие или оперативно-розыскную деятельность.

Выявление налоговых преступлений оперативным путем предполагает предварительный сбор, накопление и систематизацию сведений о лицах, представляющих оперативный интерес (отличающихся состоянием криминальной опасности), и фактических данных (сведений), указывающих на различные признаки скрытой противоправной деятельности. Оперативно-розыскная практика идет по пути концентрации выявленной оперативным и иным путем информации на специальных носителях, что гарантирует обоснованность заведения дел оперативного учета и последующей реализации материалов. В этой деятельности существенную помощь могут оказать исследования, касающиеся типологии личности налогового преступника.

Успешное выявление налоговых преступлений возможно лишь при решении всех названных проблем.

Выявление налоговых преступлений

Исследование практики выявления налоговых преступлений показывает, что от качественной подготовки материалов, передаваемых органом дознания подразделению предварительного расследования для решения вопроса о возбуждении уголовного дела, во многом зависит эффективность уголовно-процессуальной деятельности правоохранительных органов по этой категории дел.

Несмотря на наличие по данному направлению соответствующих ведомственных инструкций, по-прежнему остаются невыясненными отдельные вопросы применения ст. 198 и 199 УК РФ, что вызывает необходимость выработки методических рекомендаций, содержащих критерии правовой оценки поступающих органу предварительного расследования сообщений о преступлениях, совершенных в сфере налоговых правоотношений.

Орган дознания, получив первичную информацию о совершенном или готовящемся преступлении, обязан в рамках выполнения одной из задач оперативно-розыскной деятельности осуществить соответствующие мероприятия по его выявлению, пресечению и раскрытию. Для этого в первую очередь требуется установить наличие факта неуплаты налога или страховых взносов в государственные внебюджетные фонды в размере не менее крупного (200 минимальных размеров оплаты труда — физическим лицом, 1000 МРОТ — организацией) в срок, предусмотренный законодательством о налогах и сборах. Данное обстоятельство должно быть подтверждено доказательством, свидетельствующим о совершении налогового правонарушения.

Согласно ст. 106 НК РФ налоговым правонарушением является деяние, совершенное виновно в нарушение законодательства о налогах и сборах. Обнаружение этого вида правонарушения фиксируется актом налоговой проверки (ч. 2 ст. 100 НК РФ) или актом о проверке налогоплательщика органами внутренних дел (п. 35 ч. 1 ст. 11 Закона РФ «О милиции»).

Проверка налогоплательщика органами внутренних дел так же, как и налоговая, должна проводиться в срок не более 2 месяцев (в исключительных случаях этот срок продляется до 3 месяцев). Поскольку окончанием проверки является день подписания акта проверки налогоплательщика всеми проверяющими, до этого момента в необходимых случаях следует произвести:

— обследование помещений (в присутствии понятых и представителя налогоплательщика) с составлением акта установленной формы;

— изъятие документов (в присутствии понятых и представителя налогоплательщика) с составлением акта установленной формы и справки к акту изъятия о привлечении к составлению этого акта понятых;

— опрос налогоплательщика или его представителей (в первую очередь — руководителя и главного бухгалтера);

— сбор образцов для сравнительного исследования предметов и документов с последующим обязательным составлением специалистами экспертного подразделения соответствующей справки;

— другие оперативно-розыскные мероприятия, предусмотренные Федеральным законом от 12 августа 1995 г. «Об оперативно-розыскной деятельности».

От полноты собранных материалов зависит:

1) наличие достаточных данных, указывающих на признаки преступления и являющихся основанием для возбуждения уголовного дела;

2) возможность проведения предварительного расследования в сроки, предусмотренные УПК РФ.

Несмотря на то что в ч. 2 ст. 74 УПК РФ акты поверок и не указаны конкретно в списке источников доказательств по уголовному делу, именно в них чаще всего содержатся данные, указывающие на признаки преступления: время, место и способ его совершения, характер и размер причиненного государству ущерба и другие обстоятельства противоправного деяния. Акты проверок, изложенные и удостоверенные должностными лицами налогового органа и (или) правоохранительного органа, обладают признаками, которые закреплены в ч. 1 ст. 84 УПК РФ, и приобретают, таким образом, значение документов в уголовном процессе. Как доказательство по уголовному делу, эти документы (в отличие от других источников фактических данных о преступлении) формируются в процессе налогового контроля либо в период доследственной проверки, что ни в коей мере не снижает их важного значения в уголовном процессе.

В доказательство противоправности выявленных нарушений в описательной части акта указываются те нормы законодательства, которые были нарушены налогоплательщиком. Поскольку факт налогового правонарушения должен быть подтвержден в акте проверки документально, проверяющие в обязательном порядке должны отразить в нем соответствующие документы, свидетельствующие о нарушении законодательства о налогах и сборах. Указанные документы должны быть приложены к акту как являющиеся вещественными доказательствами по уголовному делу, к которому они впоследствии приобщаются согласно ч. 2 ст. 81 УПК РФ. Здесь важно учитывать положения п. 6 ст. 108 НК РФ, закрепляющие презумпцию невиновности налогоплательщика. Именно поэтому первичные и иные документы должны быть изъяты у него в соответствующем порядке, т.е. со ссылкой на п. 1 ч. 1 ст. 15 Федерального закона «Об оперативно-розыскной деятельности».

Читайте так же:  Какая ставка на налог на недвижимость

Субъективная сторона налогового правонарушения устанавливается, в частности, путем опроса самого налогоплательщика. Бремя доказывания возложено законом на проверяющих, а опрашиваемое лицо вправе воспользоваться таким средством защиты своих прав, как отказ от дачи показаний. Поэтому перед взятием объяснения ему под роспись должны быть разъяснены положения ст. 51 Конституции РФ. Опрос налогоплательщика или его представителей должен быть не формальностью, а средством установления умысла на совершение налогового преступления, поэтому какие-либо противоречия и неясности, содержащиеся в объяснениях, необходимо устранить при проведении последующих оперативно-розыскных мероприятий.

Если предоставление документов, необходимых для исчисления и уплаты налогов, является обязанностью налогоплательщика (подп. 5 п. 1 ст. 23 НК РФ), то дача пояснений по актам проведенных проверок закреплена в законе как его право (подп. 7 п. 1 ст. 21 НК РФ), хотя сама явка налогоплательщика по вызову налоговых или правоохранительных органов для дачи объяснений по вопросам, связанным с уплатой налогов, обязательна (подп. 4 п. 1 ст. 31 НК РФ, п. 3 ст. 11 Закона РФ «О милиции»).

В ходе проверочных действий с отражением в акте проверки должны быть также осуществлены:

— проверка устава и других учредительных документов налогоплательщика, свидетельства о постановке на налоговый учет, всех приказов о назначении на должность руководителя и главного бухгалтера за весь период, охватываемый проверкой;

— сравнительная оценка заявленных налогоплательщиком в налоговых декларациях данных с фактическими данными, установленными в ходе проверки, в том числе и с данными налогового органа об уплаченных в бюджет суммах налогов.

Налоговые проверки бывают не только выездными, но и камеральными (ст. 87 НК РФ). Это необходимо учитывать, потому что уклонение от уплаты налогов может быть обнаружено путем анализа находящихся в налоговом органе дел по текущей отчетности налогоплательщиков на предмет установления причин просрочки представления ими дополнительных расчетов по налогам. На стадии доследственной проверки такой запрос в налоговую инспекцию оформляется в порядке п. 34 ч. 1 ст. 11 Закона РФ «О милиции». Изучению подлежат не только налоговые декларации, но и те документы, на основе которых были произведены доначисления, превышающие за налогооблагаемый период предусмотренный уголовно-правовым запретом крупный размер суммы налогов, а также приложенные налогоплательщиком объяснения несвоевременности подачи налоговой отчетности. При наличии достаточной информации, указывающей на признаки налогового преступления, сотрудники милиции вправе произвести в таких случаях проверку, которая будет по сути камеральной.

Уплата налогоплательщиком недоимки во время проверки или после нее, но до принятия решения по результатам рассмотрения сообщения о преступлении не является основанием, препятствующим возбуждению уголовного дела, поскольку такое основание не предусмотрено положениями ст. 24 УПК РФ.

Если по акту о проверке налогоплательщика органами внутренних дел выявлено налоговое правонарушение (например, доначислены суммы налогов), то в 10-дневный срок со дня окончания проверки (т.е. дня подписания акта проверки) оперативное подразделение направляет необходимые материалы налоговому органу для принятия соответствующего решения, сведения о чем должны содержаться в материалах, передаваемых в следственное подразделение. Это делается с целью своевременного привлечения виновного к ответственности, предусмотренной нормами главы 16 НК РФ.

По окончании проверки в трехдневный срок (в исключительных случаях — в десятидневный срок) должно быть принято решение о возбуждении уголовного дела либо об отказе в его возбуждении. Исходя из этого требования рапорт об обнаружении признаков преступления (форма рапорта предусмотрена приложением N 1 УПК РФ) должен быть немедленно по окончании проверки зарегистрирован в Книге учета сообщений о преступлениях дежурной частью того органа милиции, куда поступило сообщение о преступлении.

Проверка зарегистрированного сообщения о преступлении в соответствии с письменным указанием начальника органа внутренних дел (его заместителя согласно распределению обязанностей) осуществляется:

— сотрудником оперативного подразделения в случаях необходимости получения дополнительных объяснений либо использования иных полномочий, предоставленных ему Федеральным законом «Об оперативно-розыскной деятельности»;

— сотрудником органа предварительного расследования, проверяющим повод к возбуждению уголовного дела на предмет достаточности, допустимости, относимости и достоверности, а затем принимающим процессуальное решение.

Материалы налоговых проверок, поступающие в порядке п. 3 ст. 32 НК РФ как информация о предполагаемом налоговом преступлении, регистрируются как входящая корреспонденция. Аналогично следует регистрировать инициативный рапорт сотрудника, участвовавшего в совместной с ИМНС налоговой проверке. По письменному указанию начальника органа внутренних дел (его заместителя согласно распределению обязанностей) и та и другая информация подлежит проверке на наличие признаков преступления в сроки, установленные правилами делопроизводства. Если в результате этой проверки будут выявлены признаки преступления, ее исполнитель подает рапорт установленной формы. При отсутствии каких-либо признаков преступления в налоговый орган направляется соответствующее сообщение, учитываемое при периодических сверках поступивших из налоговых органов материалов.

Отступление от изложенных требований законодательства является нарушением законности приема, регистрации и разрешения сообщений о налоговых преступлениях.

Налоговые органы должны быть извещены о привлечении виновных к ответственности по ст. 198 УК РФ в целях соблюдения положений, предусмотренных п. 3 ст. 108 НК РФ, и избежания двойного наказания физических лиц за одно и то же деяние. Это важно, поскольку составы налоговых правонарушений, закрепленные в ст. 116 — 121, 124, 127 и п. 2 ст. 126 НК РФ, охватываются диспозицией ст. 198 УК РФ как способы совершения преступления, а неуплата или неполная уплата сумм налога (ст. 122 НК РФ) является непреложным обстоятельством совершения налогового преступления и свидетельствует о размере причиненного государству ущерба.

Нередко возникающий в правоприменительной практике вопрос, можно ли квалифицировать по ст. 198 УК РФ уклонение физического лица от уплаты не только налога на доходы физических лиц (подоходного налога), но и какого-либо другого налога, следует решать исходя из следующего.

Согласно ч. 1 ст. 14 УК РФ преступлением признается общественно опасное деяние, уголовно-правовой запрет на которое содержится в уголовном законе. Раскрывая суть противоправного деяния, предусмотренного ст. 198 УК РФ, необходимо иметь в виду, что с 27 июня 1998 г. (т.е. момента введения в действие новой редакции комментируемой нормы уголовного закона) к закрепленным ранее двум способам совершения налогового преступления (первый: «путем непредставления декларации о доходах в случаях, когда подача декларации является обязательной»; второй: «путем включения в декларацию заведомо искаженных данных о доходах или расходах») прибавились также и другие, совершенно не обязательно связанные с процессом представления в налоговые органы декларации о доходах.

Читайте так же:  Возврат подоходного налога за путевку в санаторий

Согласно ч. 1 ст. 3 УК РФ преступность деяния определяется только уголовным законом. Виды же декларации предусматриваются не Уголовным кодексом РФ, а законодательством о налогах и сборах. Более того, ни в названии, ни в диспозиции ст. 198 УК РФ и примечании к ней не конкретизируется какой-либо определенный налог, уклонение от которого криминализировано. Поскольку конструкция ст. 198 УК РФ является по сути бланкетной, понятие налога и его виды могут быть определены правоприменителем только через законодательство о налогах и сборах, а именно — ч. 1 ст. 8 НК РФ (понятие налога) и ст. 13 НК РФ (виды налогов). В частности, в ст. 13 НК РФ указывается, что к федеральным налогам относится в том числе и налог на добавленную стоимость.

Имеющиеся на практике попытки сузить уголовно-правовой запрет, предусмотренный ст. 198 УК РФ, до сферы уплаты только одного вида налога противоречит уголовно-правовым принципам справедливости и равенства граждан перед законом (ст. 4, 6 УК РФ). Основополагающей нормой законодательства является в данном случае положение ст. 57 Конституции РФ, согласно которому каждый обязан платить все законно установленные налоги. И органы внутренних дел должны пресекать каждый факт умышленной неуплаты любого вида налогового платежа в крупном или особо крупном размере в срок, установленный законодательством.

Статья: («Налоговый вестник: комментарии к нормативным документам для бухгалтеров», 2006, N 2)

Статья: («Налоговый вестник: комментарии к нормативным документам для бухгалтеров», 2004, N 8)

Статья: («Нормативные акты для бухгалтера», 2004, N 6)

Видео (кликните для воспроизведения).

Статья: Вопросы выявления налоговых преступлений («Адвокат», 2003, N 11)

Статья: Выявление налоговых правонарушений и преступлений в сфере производства и реализации фальсифицированной продукции («Налоговый вестник», 2000, N 4)

Уголовка по налоговым преступлениям: основания, алгоритм действий СК и налоговой

Иллюстрация с сайта ГД

В Москве выездная проверка компании почти в 100 % случаев заканчивается возбуждением уголовного дела по налоговому преступлению против директора. Почему так происходит?

Примерно с 2018 года в Москве все материалы по итогу выездных налоговых проверок направляются в Главное следственное управление Следственного комитета по г. Москве. В ГСУ анализируют результаты выездной налоговой проверки. После этого дают конкретные указания о возбуждении уголовного дела, проведении необходимых следственных действий, сроках их проведения и направляют все материалы в следственные комитеты по округам г. Москвы.

Конечно, следователи по округам подчиняются своим руководителям из Главного следственного управления и возбуждают уголовные дела. Таким образом, следователи на местах лишены процессуальной возможности отказать в возбуждении уголовного дела.

Заметим, что с октября 2014 года по 2018 год ситуация была иной: следователи намного чаще принимали решение об отказе в возбуждении уголовного дела по налоговым статьям.

За что и на сколько могут посадить директора?

Это исчерпывающий перечень налоговых составов в Уголовном кодексе РФ. Однако директора компании могут привлечь к уголовной ответственности не только по этим статьям, но и по статье 159 УК «Мошенничество».

За мошенничество привлекают, например, при возмещении НДС из бюджета, если это возмещение было признано незаконным.

Как налоговая выявляет уклонение от уплаты налогов?

Во время камеральных и выездных налоговых проверок. В эти детали мы сейчас углубляться не будем. Обратим внимание на сроки. Если выявлена недоимка, инспекторы выставляют требования об уплате налогов:

  • два месяца отводится бизнесу на оплату по требованию из инспекции;
  • 10 дней есть у налоговой, чтобы передать информацию в следственный комитет, если компания не оплатила недоимку;
  • месяц есть у следственного комитета на проведение доследственной проверки и решения вопроса о возбуждении уголовного дела;
  • два месяца есть на то, чтобы расследовать уголовное дело. Однако на практике эти сроки не соблюдаются и расследование дела может занять и полгода, и год.

На практике с начала выездной налоговой проверки до приговора проходит примерно 2,5–3 года.

Как конкретно совершаются налоговые преступления?

Статья 199 УК указывает, как именно компании уклоняются от уплаты налогов:

  • Не предоставляют в налоговую декларацию, расчёт или иные документы, которые они должны предоставлять в соответствии с НК РФ.
  • Включают в налоговую декларацию или расчёт заведомо ложные сведения.

Что такое иные документы? Это выписки из книги продаж, из книги учёта доходов, расходов и хозяйственных операций, расчёты по авансовым платежам, годовые отчёты о деятельности иностранной организации, документы, подтверждающие право на налоговые льготы.

Что такое заведомо ложные сведения? Например, если компания выполняет какие-либо работы своими силами, но в первичных документах указывает, что эти работы были выполнены контрагентом. А значит, компания может вычесть НДС и учесть расходы при исчислении налога на прибыль организаций. Это и есть заведомо ложные сведения.

За какую сумму директора могут привлечь к уголовной ответственности по налоговой статье?

Представим, что компания перевела фирме-однодневке 8 млн руб. с НДС за некие услуги. При этом компания:

  • засчитала эти 8 млн как расходы при исчислении налога на прибыль;
  • применила вычет с входящего НДС.

Какую сумму доначислит налоговая по результатам налоговой проверки, если вскроется, что контрагентом является компания-однодневка?

  • НДС на 1 220 338 руб. (8 000 000/118 * 18). Ведь операции, в связи с которой компания применила вычет по НДС, на самом деле не было.
  • Налог на прибыль — 1 355 932 ((8 000 000 — 1 220 338) * 20 %).
  • Штраф: 1 030 508 — ((1 220 338 1 355 932) * 40 %). Складываем сумму уплаченных НДС и налога на прибыль и высчитываем из неё 40 %.

Штраф 40 % от неуплаченных налогов накладывается, если неуплата была умышленной — это обязательное условие возбуждения уголовного дела. Если компания не заплатила налоги потому, что бухгалтер ошибся или не знал, что компания должна их заплатить, то состава преступления нет.

Что делать, если уголовное дело по налоговой статье против директора уже возбуждено?

Если уголовное дело уже возбуждено, то к защите ваших интересов необходимо привлекать опытных специалистов-адвокатов, специализирующихся на налогах. Именно они должны проанализировать ситуацию, оценить риски и проработать дальнейшую тактику действий и линию защиты.

Для этого могут быть допрошены свидетели, представлены документы, в том числе подтверждающие реальность сделки, проявление должной и коммерческой осмотрительности, проведён финансовый анализ результатов спорных сделок, а также использованы процессуальные основания для признания ряда доказательств недопустимыми. Как показывает практика, данные действия может осуществить лишь практикующий в данной сфере адвокат.

Может ли Следственный комитет как-то по-другому получить информацию о совершенном налоговом преступлении?

Информацию о совершённом налоговом преступлении в Следственный комитет может передать полиция . Но как она сама узнаёт об этом? Полиция проводит оперативно-разыскные мероприятия, ревизии и, если есть основания считать, что совершено налоговое преступление, передаёт информацию в Следственный комитет.

Читайте так же:  Значение государственного финансового контроля

Иногда материалы для уголовного дела против директора выделяются из других уголовных дел. Типичная ситуация: накрыли обнальную контору, возбудили дело по статье 172 УК РФ «Незаконная банковская деятельность». Изучили, какие компании направляли деньги на счета обнальной конторы. И начали прорабатывать эти компании — вызывать руководителей на допросы, изучать связи с другими контрагентами и так далее.

Если Следственный комитет придёт к выводу, что сумма неуплаченных налогов достаточна для возбуждения уголовного дела по налоговой статье, то дело будет возбуждено.

Недовольный сотрудник написал заявление о том, что компания платит серые зарплаты. Написать могут в прокуратуру, в полицию, в Госинспекцию по труду, в налоговую. Любой из этих органов, скорее всего, переадресует сообщение в Следственный комитет, так как налоговые преступления в его компетенции, и он начнёт собирать информацию для возбуждения уголовного дела.

Всегда ли директор несёт ответственность, если компания не заплатила налоги?

У директора свои обязанности, а у главного бухгалтера свои. Если директор не занимается бухгалтерией и в силу должностных обязанностей не выбирал контрагентов, которые оказались сомнительными, то его очень трудно обвинить в неуплате налогов.

Суды учитывают этот момент и изучают, в чьи обязанности входит подготовка и предоставление деклараций, а также выбор контрагентов.

В нашей практике есть случаи, когда налоговая пришла с выездной проверкой в компанию и доначислила более 50 млн руб. Против директора возбудили уголовное дело по части 2 статьи 199 УК РФ. Причина — связь компании с фирмами-однодневками, из-за чего, по мнению следователей и налоговой, налогоплательщик не доплатил налоги.

Однако нам удалось доказать, что директор не виноват, и добиться прекращения уголовного дела. Ранее он уже обращался к нам за услугой комплексной защиты директора, благодаря чему в компании действовали:

  • Положение о договорной работе.
  • Положение о должной осмотрительности.
  • Положение о выборе контрагентов и другие документы.

В нашем случае директор не выбирал контрагентов. Он контактировал лишь с контрагентами-заказчиками, а не поставщиками. Поставщиков искали и проверяли другие сотрудники компании. Поэтому директор не мог нести никакой ответственности за то, что некоторые контрагенты оказались сомнительными.

Умысел на неуплату — важнейшее условие возбуждения уголовного дела против директора

Все налоговые преступления совершаются с прямым умыслом. Это когда топ-менеджеры компании:

  • осознавали, что они не платят налоги, хотя по закону обязаны заплатить;
  • понимали, что они нарушают закон;
  • осуществляли действия, направленные на неуплату налогов.

Что такое действия, направленные на неуплату налогов? Создание компаний-однодневок и последующая работа с ними, искусственное дробление бизнеса без наличия деловой цели, неоформление части сотрудников в штат, чтобы не платить за них страховые взносы И так далее.

Перед Следственным комитетом и налоговой стоит задача доказать, что налоги были не уплачены умышленно. В таком случае налоговая сможет выставить штраф 40 %, а у Следственного комитета появится возможность возбудить уголовное дело. Как на практике доказывается умысел? С помощью процедур, описанных в УПК и Налоговом кодексе, таких как:

  • снятие свидетельских показаний;
  • обыск в офисе;
  • выемка;
  • истребование документов у самой компании и её контрагентов;
  • запросы в банк;
  • проведение финансово-бухгалтерских экспертиз.

Классический пример: налоговая или следователи изъяли компьютер компании и нашли там документацию от имени спорного контрагента. Свойства файла указывают на то, что он был составлен сотрудниками проверяемой компании, а значит, контрагент фиктивен и налоги не были уплачены умышленно. Ведь фиктивный документооборот создаётся только умышленно.

Налоговая и Следственный комитет ещё в 2017 году выпустили совместное письмо, посвящённое доказыванию умысла на совершение налогового преступления.

Выводы

Почти любая выездная налоговая проверка приводит к возбуждению уголовного дела против директора компании.

В Уголовном кодексе есть несколько составов налоговых преступлений. В случае возмещения НДС из бюджета дело может быть возбуждено по ст. 159 УК РФ — «Мошенничество».

Налоговые преступления относятся к подследственности Следственного комитета. Этот орган может получать информацию о налоговом преступлении из разных источников, но обычно от налоговой, которая провела налоговую проверку и выявила нарушения. Также информация может поступать от полиции или граждан, написавших заявление о налоговых нарушениях компании.

Если уголовное дело уже возбуждено или идёт доследственная проверка, то лучше привлечь опытного адвоката, который поможет выбрать тактику защиты и знает нюансы процессуального законодательства.

Роль профилактики в системе мер по предупреждению налоговых правонарушений

Рубрика: 7. Финансовое право

Дата публикации: 27.01.2017

Статья просмотрена: 1688 раз

Библиографическое описание:

Галиева А. А. Роль профилактики в системе мер по предупреждению налоговых правонарушений [Текст] // Право: современные тенденции: материалы IV Междунар. науч. конф. (г. Краснодар, февраль 2017 г.). — Краснодар: Новация, 2017. — С. 73-75. — URL https://moluch.ru/conf/law/archive/225/11773/ (дата обращения: 20.02.2020).

В работе автор выделяет особенности профилактики как меры по предупреждению налоговых правонарушений, определяет цели и методы предупреждения налоговых правонарушений, отмечает направления профилактической деятельности.

Ключевые слова: налоговые правонарушения, профилактика, предупреждение правонарушений, налоговые деликты, налоговые проверки

Предупреждение правонарушений в области налогов и сборов представляет собой сложный, постоянно совершенствующийся и обновляющийся комплекс разнообразных мер предупреждающего характера, оказывающих правовое воздействие на волю, сознание и поведение налогоплательщика (плательщика сборов). Наиболее важным в правовом регулировании предупредительной деятельности в сфере налогов и сборов является внутренняя координация этой деятельности в сочетании с методами убеждения, пропагандой создания оптимальных условий для профилактической деятельности со стороны общественности и иными мерами, осуществляемыми специализированными государственными органами.

В настоящее время в качестве методов предупреждения налоговых правонарушений налоговыми органами преимущественно используются меры, направленные на пресечение налоговых правонарушений. Однако, система предупреждения нарушений законодательства в области налогов и сборов невозможна и без эффективного применения мер культурно-воспитательного характера, активного воздействия на нравственно-психологическое состояние налогоплательщиков, изменение негативного отношения налогоплательщиков к налоговой системе и налоговым органам.

Установлено, что даже значительное увеличение количества проводимых налоговых проверок и доначислений по ним не способствует сокращению задолженности и увеличению объема поступлений налогов и сборов в бюджетную систему Российской Федерации. К основным недостаткам мер пресечения можно отнести непосредственную направленность санкций на последствия уже совершенного налогового правонарушения, не затрагивая при этом причин совершения данных деяний. Тем самым предоставляя налогоплательщику возможность повторного совершения налогового правонарушения, отделавшись лишь уплатой недоимок, пеней и штрафов.

Предусматривается необходимость создания комплекса мер предупреждения, включающего в себя профилактику, пресечение и предотвращение налоговых деликтов. При этом следует основываться на всестороннем анализе причин совершения налоговых правонарушений и оценке деятельности налоговых органов [1, с. 65].

Читайте так же:  Выездная налоговая проверка доначисление налогов

Важнейшим направлением профилактики налоговых правонарушений можно считать устранение пробелов налогового законодательства. Главным правовым источником предотвращения налоговых правонарушений является Налоговый Кодекс Российской Федерации, так как он содержит описание основных моментов, на основе которых налогоплательщик исчисляет и уплачивает налоги и сборы. Следовательно, чем точнее законодательство, тем меньше налоговых правонарушений будет совершено. Для этого создаются Федеральные Законы, Положения, Инструкции, которые уточняют спорные или неясные моменты из Налогового Кодекса Российской Федерации. Совершенствование законодательства о налогах и сборах, должно осуществляться в сторону его максимально возможного упрощения, доступности содержания и легкости усвоения. Противоречия и пробелы налогового законодательства способствуют порождению правового нигилизма среди налогоплательщиков, повышают вероятность совершения ими налоговых правонарушений и преступлений [2, с. 47].

Целями предупредительной деятельности в налоговой сфере является укрепление финансовых основ государства, профилактика, стимулирование должного поведения участников налоговых правоотношений, сокращение видов неправомерного поведения и их количества. При этом поддерживается точка зрения тех ученых-исследователей, которые считают, что цель предупредительной деятельности в сфере налогов и сборов может оставаться неизменной, а направления предупредительной деятельности могут изменяться в зависимости от различных условий и обстоятельств [3, с. 149].

Учитывая публичную природу налогов, их роль в формировании доходов бюджетов, все мероприятия должны проводиться преимущественно в общегосударственном масштабе. Деятельность по предупреждению правонарушений в сфере налогов и сборов должна осуществляться как в части преодоления объективно-негативных факторов в развитии экономики, так и субъективного фактора — формирования качеств добросовестного налогоплательщика.

Политика государства в сфере налогового контроля исходит из того, что проверка соблюдения налогоплательщиками налогового законодательства должна служить двум целям: гарантировать должное функционирование системы самостоятельного определения налогоплательщиками своих налоговых обязательств и выявлять и расследовать любые случаи налоговых злоупотреблений. Иначе говоря, налоговые органы при исполнении своих обязанностей в сфере налогового контроля должны помогать и оказывать информационное и иное содействие добросовестным налогоплательщикам, но для тех, кто склонен к налоговым правонарушениям, налоговые проверки должны действовать как инструмент принуждения и наказания.

Главной задачей налоговых проверок является профилактика правонарушений. Помимо профилактической роли налоговые проверки могут играть и репрессивную роль. Тщательные проверки налоговых деклараций могут предотвратить повторение одних и тех же ошибок со стороны налогоплательщика.

В развитых западных странах все большее распространение и все большую поддержку получает точка зрения, что концентрация усилий налоговых органов на непосредственной борьбе против нарушителей налоговых законов малоперспективна и недостаточно эффективна и что необходим перенос внимания на использование мер профилактического характера — реформирование учетной работы, укрепление и совершенствование механизмов превентивного контроля, воспитание налоговой этики и самодисциплины налогоплательщиков. Радикальное улучшение ситуации в этой сфере, как показывает опыт передовых развитых стран, достигается за счет обеспечения большего равенства и справедливости в системе налогообложения, за счет общего упрощения налоговой системы и применяемых методов обложения и отчетности и в результате снижения неоправданно высоких ставок отдельных налогов и сокращения общего налогового бремени населения [4, с. 237].

Таким образом, эффективность предупреждения правонарушений в области налогов и сборов в полной мере зависит от правового регулирования налоговых отношений, соблюдения участниками налоговых отношений предписаний Налогового кодекса РФ и Кодекса об административных правонарушениях, правовых принципов, а также целей и задач предупредительной деятельности. Наиболее важным в правовом регулировании предупредительной деятельности в сфере налогов и сборов является внутренняя координация этой деятельности в сочетании с методами убеждения, пропагандой создания оптимальных условий для профилактической деятельности со стороны общественности и иными мерами, осуществляемыми специализированными государственными органами.

Система предупреждения нарушений законодательства в области налогов и сборов невозможна без эффективного применения мер культурно-воспитательного характера, активного воздействия на нравственно-психологическое состояние налогоплательщиков, изменение негативного отношения налогоплательщиков к налоговой системе и налоговым органам.

Предупредительная деятельность должна быть обеспечена, с одной стороны, мерами государственного принуждения к лицам с девиантным поведением, с другой — ответственностью должностных лиц при исполнении ими своих обязанностей, за строгое соблюдение прав и законных интересов граждан и организаций, подпадающих под сферу предупредительной (профилактической) деятельности [4, с.63].

Правовое воздействие непосредственно на волю, сознание, поведение налогоплательщиков, плательщиков сборов, предотвращение совершения новых правонарушений, сокращение нарушений законодательства о налогах и сборах посредством совершенствования налоговых отношений, правовой регламентации предупредительных мер, использования средств убеждения (профилактика, пропаганда, обучение, критика и др.), изучения международного опыта предупредительной работы и др. является целью предупреждения налоговых правонарушений [4, с. 134].

Видео (кликните для воспроизведения).

Дальнейшее развитие налоговой системы и эффективное ее функционирование зависят не только от развития системы налогового администрирования и законодательной базы, но и добросовестного отношения налогоплательщиков к своим обязанностям по уплате налогов. Большая часть налогоплательщиков допускает различные виды налоговых нарушений в силу слабого знания всех законодательных актов и некорректного их толкования, большой трудоемкости в подготовке необходимой налоговой отчетности и других видов взаимодействия с налоговыми органами. Для решения этих проблем предусматривается осуществить целый комплекс мероприятий, в том числе разработку концепции создания комплексной системы налогового образования граждан Российской Федерации и участие в ее реализации, внедрение в практику работы прогрессивных форм и методов информационно-разъяснительной работы с налогоплательщиками с использованием современных технических средств, разработку концепции оказания консультационных услуг налогоплательщикам. Развитие налоговой системы требует совершенствования контроля за уплатой налогов и создания полноценной системы предупреждения налоговых правонарушений путем выявления и устранения причин и условий, способствующих их совершению.

  1. Чайковская Н. В. «Деликтологическая модель системы мер предупреждения налоговых правонарушений» // Интеграция учетно- аналитических и налоговых процессов на макро- и микроуровнях; под общ. ред. Л. В. Поповой. — М.: Финпресс, 2010. — 430 с.;
  2. Бугаевская Н. О. «Некоторые проблемы предупреждения налоговых преступлений» // Молодой ученый. — 2011. — № 8. Т.2. — С. 46–49;
  3. Кобзарь-Фролова М. Н. «Теоретические и прикладные основы налоговой деликтологии»: Монография. — М.:ВГНА Минфина России. 2009. — С. 147–155;
  4. Аронов А. В., Кашин В. А. «Налоговая политика и налоговое администрирование»: учеб. пособие. — М.: Магистр, ИНФРА-М, 2013. — 544 с.;
  5. «Административная юрисдикция налоговых органов»: учебник / Е. А. Алехин, Л. М. Ведерников, А. М. Воронов и др.; под ред. М. А. Лапиной. — М.: ВГНА Минфина России, 2012. — 346 с.;
  6. Головин А. Ю. «Налоговый контроль как инструмент предупреждения налоговых правонарушений»: Дис. канд. юрид. наук. — М.: МГЮА; 2005. — С. 134.

Источники

Способы выявления налоговых правонарушений
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here