Современное состояние налога на доходы физических лиц

Налоги на доходы физических лиц в Российской Федерации: современное состояние и направление развития

Функции, принципы и сущность подоходного налогообложения. Особенности подоходного налогообложения в РФ: основные элементы, формирование налоговой базы, предоставление вычетов. Направления совершенствования подоходного налогообложения на современном этапе.

Рубрика Финансы, деньги и налоги
Вид курсовая работа
Язык русский
Дата добавления 22.04.2016
Размер файла 52,6 K

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

К основным предложениям по совершенствованию налога на доходы физических лиц можно отнести следующее:

· введение прогрессивной ставки налога;

· введение необлагаемого минимума (доход не подлежит обложению до 10 000 рублей);

· увеличение размера налоговых вычетов на основании прожиточного минимума и средней заработной платы;

· ужесточение контроля по собираемости налога на доходы, в первую очередь с тех лиц, у кого доход превышает средний уровень;

· применение программы по созданию общегосударственного информационного комплекса с целью организации контроля по движению наличных денег (так как в нашей стране он значительно ослаблен, что в итоге позволяет обналичивать денежные средства сверх установленной нормы, вследствие чего создаются условия для выплаты заработной платы в конвертах);

· совершенствование системы ответственности за налоговые правонарушения, повышение эффективности деятельности органов налогового контроля;

· применение всевозможных льгот.

Подводя итог, можно сказать, что система подоходного налогообложения не совершенна в качественном преобразовании. От неё требуется, с одной стороны, служить инструментом социальной политики, направленной на выполнение экономических задач, а с другой, обеспечивать финансовыми ресурсами потребности органов местного самоуправления. Все вышеперечисленные меры по совершенствованию НДФЛ помогут повысить уровень поступлений налога в бюджеты разных уровней, а также послужат достижению социальной справедливости при налогообложении доходов физических лиц.

Общеизвестно, что современная система налогообложения является серьезным фактором дестабилизации российской экономики. Она слишком громоздка и требует упрощения. Представляется, что простая, понятная система налогообложения удовлетворяла бы налогоплательщиков и позволяла бы соблюсти государственные интересы.

Налоги с населения — неотъемлемая часть экономической системы любой страны. Во всех экономически развитых странах подоходный налог с физических лиц является основным источником доходов государственного бюджета. В нашей же стране основное налоговое бремя ложится на юридических лиц. Это можно считать одной из особенностей российской фискальной политики. Низкие доходы основной массы населения вряд ли могут обеспечить достаточные поступления в государственный бюджет. Поэтому бизнес, юридические лица несут повышенную налоговую нагрузку, что отрицательно сказывается на инвестиционной политике предприятий и темпах экономического роста государства.

Ко всему прочему и само налоговое законодательство в отношении физических лиц имеет множество существенных недостатков. Критически важно прекратить практику хаотичного внесения поправок в налоговое законодательство, увеличив период действия стабильных правил. Поправки, ухудшающие положение налогоплательщиков, должны вноситься строго в соответствии с регламентом, предписанным законодательством. Необходимо улучшить информирование налогоплательщиков, сократить возможности сотрудников фискальных служб произвольно толковать неопределенные положения налогового законодательства.

Подводя итог своей курсовой работы, мне хотелось бы еще раз подчеркнуть основные положения рассматриваемого мной вида налога.

Взимаемый в настоящее время налог на доходы физических лиц широко озвучен в главе 23 НК РФ. Также, по моему мнению, немаловажно что данный налог имеет статус федерального налога, в соответствии с ФЗ «О внесении изменений и дополнений в часть вторую Налогового кодекса РФ и в отдельные законодательные акты РФ». НК РФ достаточно четко разграничивает различные виды доходов физических лиц, устанавливает особенности исчисления и взимания налога с этих доходов.

Данная концепция налогообложения доходов физических лиц имеет целью снизить налоговое бремя налогоплательщиков за счет увеличения количества и размеров налоговых льгот, а также введения единой налоговой ставки в размере 13 процентов при налогообложении большей части доходов физических лиц. Налоговые вычеты сгруппированы на стандартные, социальные имущественные и профессиональные.

Наличие льгот и вычетов обеспечивает некоторую прогрессивность налога даже при простой ставке, так как чем выше уровень дохода налогоплательщика, тем меньшую долю в его доходе составляет необлагаемая часть и тем выше средняя ставка налога на доходы.

Стоит отметить, что при низком уровне дохода населения основным источником налогообложения является заработная плата. Размеры же других видов доходов зачастую трудно оценить по причине того, что не создано четкой правовой базы. Кроме того, требуется определенное время для того, чтобы удержания с этих видов доходов стали эффективным налоговым рычагом. Практически невозможно рассчитать и обложить налогом условный доход, получаемый налогоплательщиком от использования собственной квартиры, дома, автомобиля. Поэтому налог на доходы — не единственный налог с населения, он дополняется другими налогами — земельным, налогом на имущество, налогом с денежного капитала, домовым, промысловым и т.д.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ ЛИТЕРАТУРЫ

1.

Бюджетный Кодекс Российской Федерации. — М.: ТК Велби, Изд-во Б98 Проспект, 2005.

2. Налоговый Кодекс Российской Федерации. В двух частях.-2-е изд.- М.: «Ось-89», 2005.

3. Закон РФ от 27.12.1991 N 2118-1 (ред. от 11.11.2003) «Об основах налоговой системы в Российской Федерации» (с изменениями и дополнениями, вступившими в силу с 01.01.2004)

4. Федеральный закон № 112-ФЗ т 20.08.2004 «О внесении изменений в статью 23 «Налог на доходы физических лиц» Налогового Кодекса РФ».// Налоговая политика и практика. 2006. № 9. с. 9-10.

5. Алиев Б.Х. Налоги и налогообложение. — М : Финансы и Кредит 2004. — 214с

6. Белоусова С. В. Оптимизация и минимизация налогообложения: готовые способы экономии: практическое руководство для бухгалтера. М.: Вершина, 2007. — 152с.

7. Викторова Н.Г., Харченко Г.П. Налоговое право. — М.: «Питер», 2008. — 187с.

8. Годин А.М., Максимова Н.С., И.В. Подпорина. Бюджетная система Российской Федерации. М.: Дашков и Ко 2004. — 54с.

9. Каширина М.В. НДФЛ в вопросах и ответах. М.: ООО «Статус-Кво 97», 2006. — 260с.

10. Князев В.Г., Черник Д. Г. Налоговые системы зарубежных стран.: М.: Закон и право, 2007. — 444с.

11. Колчин С.П. Налоги в Российской Федерации: Учеб. Пособие для экон. Вузов. М. : Экономика, 2008. — 254 с.

Читайте так же:  Срок уплаты ндфл при выплате дивидендов

12. Кучеров И.И. Налоговое право России: Курс лекций. М.: ЮрИнфор, 2009.- 126 с.

13. Лыкова Л.Н., Налоги и налогообложение в России: Учебник. — М. : «Бек», 2009.- 26с.

14. Налоги и налогообложение: Учебное пособие. /под ред. Л.В. Дуканич — Ростов-на-Дону.: Феникс, 2005. — 69с.

15. Налоги и налогообложение: Налоговая система Российской Федерации; Общие принципы налогообложения; Основные виды налогов и сборов и др.: Учебное пособие для вузов. /под ред. Д. И. Ряховского — М.: Эксмо, 2009. — 460с.

16. Поляк Г.Б., Килясханова И.Ш. «Налоговое право». — М.: «Юнити», 2007. — 271с.

17. Семенихин В.В. Налог на доходы физических лиц: «Комментарий к главе 23 Налогового кодекса РФ». — М.: «Эксмо-Пресс», 2005. — 174с

18. Топорин Б.Н., Гаджиев Г.А., Захарова Р.Ф. «Комментарий к Налоговому кодексу РФ». — М.: «Юристъ», 2008. — 187с.

19. Абрамова Э.В. « Уплата налога на доходы физических лиц» // Все о налогах, 2006, №1, 2008.

20. Глинский А.Н. //Налоговая политика как механизм перераспределения национального дохода в обществе// Консультант плюс — 2008. — №4. — 59 с.

21. Данилкин И. Ж.// Бизнес и его составляющее // — 2008. — №17 (43). С. 52-54.

22. Малис Н.И. //Снижение бремени как приоритет налоговой политики// — 2009. — №6. С. 49-53.

23. Налоги и налогообложение. / В.В. Худолеев. — М.: ФОРУМ-ИНФРА-М,.Журнал «Налоги и налогообложение», №2, 2009. 94с

24. Орлов М.Ю. //Налоги и налогообложение//Консультант плюс. — 2008. — №6. С 28-37.

25. Пансков В.Г. «О принципах налогообложения физических лиц» // Финансы. № 1, 2008. С 318-321.

26. Садыгов Ф.К. О налоговых проблемах субъектов Российской Федерации. // Финансы//- 2005. — № 3. С 51-54.

27. Чиненов М.В. «Все о налогах», // Консультант плюс// — 2009. — №1. С 49-54.

28. Хуако Х. Ш. Сущность и основные принципы национальной налоговой политики России: этапы становления и развития //Экономика и предпринимательство//ноябрь-декабрь,-2011. — № 6 (23). С 231- 235.

29. Шестоперов А., Фокина А. Налоговая политика как инструмент диверсификации экономики России. //Общество и экономика// -2010. — №7. С 207-211.

Анализ собираемости налога на доходы физических лиц

Рубрика: Экономика и управление

Дата публикации: 11.04.2017 2017-04-11

Статья просмотрена: 5041 раз

Библиографическое описание:

Хамзин А. Х. Анализ собираемости налога на доходы физических лиц // Молодой ученый. — 2017. — №15. — С. 479-483. — URL https://moluch.ru/archive/149/42051/ (дата обращения: 20.02.2020).

Стать богатым, при этом сохраняя нравственные устои, можно лишь за счет эффективности своего труда, накапливая его результаты в течение достаточно длительного времени. [7, с. 4] Налогообложение доходов населения представляет собой важнейший элемент налоговой политики каждого государства. Конституцией Российской Федерации (ст. 57) установлена обязанность уплаты регламентированных законодательством налогов и сборов, среди которых налог на доходы физических лиц (далее — НДФЛ).

В настоящее время роль решения социальных проблем повышается. [6, с. 280] Актуальность темы исследования продиктована существующей динамикой поступления средств в бюджет по статье НДФЛ.

Целью написания данной статьи является проведение анализа собираемости НДФЛ. При этом стоит принять во внимание тот факт, что налогоплательщиками данного вида налога признаются физические лица, являющиеся налоговыми резидентами РФ, а также физические лица, получающие доходы от источников в РФ, не являющиеся налоговыми резидентами РФ. И вполне рационально, что государство, как контролирующий орган осуществляет налоговый контроль. Под налоговым контролем подразумевается: проверка на соответствие нормативным актам совокупность используемых приёмов на предприятии; наблюдение за подконтрольными объектами; принятие мер по предотвращению и пресечению налоговых нарушений; выявление виновных и привлечение их к ответственности [1, с. 45]

Методологической и теоретической базой написания статьи стали: Налоговый кодекс Российской Федерации, определяющий порядок взимания НДФЛ и научные труды ведущих теоретиков в области налогообложения.

Информационной базой исследования послужили Указы президента РФ, законы, постановления, нормативно-правовые акты Министерства Финансов РФ, а также статистические сборники и регистры аналитического учета. Создан весомый комплекс нормативных правовых актов по регулированию деятельности в данной сфере. Тем не менее, наблюдается недостаточная эффективность государственного контроля и надзора в этой сфере [2, с. 41].

В процессе написания статьи автором были задействованы общие методы исследования такие как: системный подход, сопоставительный и экономический анализы, которые были применены при анализе теоретического материала, накопленного по данной проблеме в настоящее время.

В рамках процесса формирования налоговой системы, обосновании конкретных видов налогов и нормативов их распределения ключевое значение имеет выявление соотношения поступления каждого вида налога. Так, в 2016 году в консолидированный бюджет РФ поступило 14482,4 млрд. руб., что в 2 раза больше чем в федеральный 6928,7 млрд. руб. Для наглядности отобразим в таблице 1 величину поступлений налогов, сборов и иных обязательных платежей в консолидированный бюджет Российской Федерации за 2016 год.

Поступления налогов, сборов ииных обязательных платежей вконсолидированный бюджет Российской Федерации по видам (млрд. руб.)

Показатель

Консолидированный бюджет

В том числе

Доля федерального бюджета

Доля регионального бюджета

Федеральный бюджет

Консолидированные бюджеты субъектов РФ

Налог на прибыль организации

Налог на доходы физических лиц

Налог на добавленную стоимость на товары

Налоги на имущество

Налог на добычу полезных ископаемых

Налоги, сборы ᴎ регулярные платежи за пользование природными ресурсами

Как видно из таблицы видно, что наиболее значительную статью доходов в консолидированном бюджете составляют «Налоги, сборы и регулярные платежи за пользование природными ресурсами» — 2929,4 млрд. руб., в федеральном бюджете аналогичная статья дохода составила 2863,5 млрд. руб. В свою очередь, наименьшую сумму поступлений в консолидированный бюджет составляют «Налоги на имущество», а именно 1116,9. руб. Долевое соотношение поступлений налогов в бюджет за 2016 год показано на рисунке 1.

Рис. 1. Поступления налогов, сборов и иных обязательных платежей в консолидированный бюджет Российской Федерации по видам

Существенным весом в общей сумме доходов бюджета обладает налог на доходы физических лип, в консолидированном бюджете он составил 3017,3 млрд. руб. В долевом выражении его доля равна 100 %. Наименьший показатель занимает налог на имущество — 1116,9 млрд. руб.

Если рассматривать поступление налога на доходы физических лиц в консолидированный бюджет Российской Федерации в динамике, то за 2014–2016 гг. прирост данного вида налога составил 314,68 млрд. руб. (рисунок 2).

Рис. 2. Поступление НДФЛ в консолидированный бюджет Российской Федерации за 2014–2016 гг.

Читайте так же:  Заявление в налоговую об отмене штрафа

Согласно данным размещенным на официальном сайте Федеральной налоговой службы, собираемость налогов, сборов и других обязательных платежей на территории Республики Башкортостан сохраняет стабильный уровень. В свою очередь, задолженность по налогам и сборам, учитываемая с момента ее возникновения [2], в консолидированный бюджет Республики Башкортостан за 2016 год составила 163,1 млрд. рублей. Для наглядности отобразим в таблице 2 расчет уровня собираемости налогов, сборов и других обязательных платежей за 2014–2016 гг.

Расчет уровня собираемости налогов, сборов идругих обязательных платежей вРБ за 2014–2016гг.

Показатели

2014

2015

2016

Темп роста,%

2015/2014

2016/2015

Фактически поступило ʙ консолидированный бюджет РБ налогов, сборов ᴎ других обязательных платежей, млрд. руб.

Сумма налоговой задолженности, млрд. руб.

Сумма прироста налоговой задолженности, млрд. руб.

Уровень собираемости налогов, %

По данным таблицы видно, что за 2016 год в консолидированный бюджет РБ поступило значительно больше налогов, сборов и других обязательных платежей по сравнению с предыдущими периодами. Для наглядности отобразим эту динамику на рисунке 3.

Рис. 3. Динамика уровня собираемости налогов, сборов и других обязательных платежей в РБ за 2014–2016 гг.

По расчетам Министерства финансов Республики Башкортостан собираемость налогов в республике за последние годы находилась в диапазоне 98–100 %. Стоит отметить, что в анализируемый период уполномоченными органами были проведены конкретные мероприятия, направленные на взыскание налоговой задолженности и сокращению числа убыточных организаций, путем проведения рейдов по адресам должников совместно со службой судебных приставов.

Далее, для выявления значения и зависимости объема поступлений в бюджет от НДФЛ в целом от доходов, облагаемые по ставке 13 %, проанализирует структуру налоговой базы по налогу на доходы физических лиц согласно данным представленным в отчетности по форме 5-НДФЛ за 2014–2016 гг. (таблица 3).

Структура налоговой базы НДФЛ

Налоговая ставка

Размер налоговой базы, млн. руб.

Доля,%

2014

2015

2016

Видео (кликните для воспроизведения).

2014

2015

2016

Приведенные данные в таблице 3 свидетельствуют о том, что наибольшую долю (95,9 %) в налоговой базе занимают доходы, облагаемые по ставке 13 %, как показано на рисунке 4, тогда как остальные виды доходов влияют на размер налоговой базы незначительно.

Рис. 4. Структура налоговой базы НДФЛ за 2014–2016 гг.

На рисунке видно, что налоги, облагаемые по ставке 15 % занимают наименьшую долю, т. е. доходы нерезидентов, полученные ими в виде дивидендов от долевого участия в российских организациях. Следующими по размеру удельного веса идут прочие доходы лиц, не являющихся налоговыми резидентами, а также стоимости выигрышей, призов, процентные доходы по вкладам в банках н суммы экономии на процентах при получении кредитных средств, но их доля также незначительна. Доходы, облагаемые по ставке 9 % занимают более высокую долю в структуре налоговой базы, прежде всего это доходы от долевого участия в деятельности организаций, полученные в виде дивидендов физическими лицами, являющимися налоговыми резидентами Российской Федерации. Все остальные виды доходов физических лиц облагаются по ставке 13 % и, очевидно, играют наибольшую роль в формировании налоговой базы по налогу, а соответственно и поступлений от налета в бюджетную систему страны.

Однако, следует отметить, существование ряда факторов, влияющих на потенциал НДФЛ, в первую очередь речь идет об усугубление социального неравенства, вызванного применением пропорциональной ставки, не отвечающей принципу справедливости налогообложения. Пересмотр данного аспекта налогообложения доходов физических лиц позволит снизить уровень налоговой нагрузки на налогоплательщиков с низкими доходами, тем самым сократив социальную напряженность в обществе и повысить доходную базу бюджетной системы как региона, так и страны в целом, тем самым формируя положительный экономический имидж России как в социально-политическом, так и в экономическом плане [3, с. 64; 4, с. 326], а как известно экономический имидж станы в первую очередь характеризует ее конкурентоспособность [5, с. 72].

т. 23, вып. 39, октябрь 2017

Получена в доработанном виде: 31.08.2017

Доступна онлайн: 27.10.2017

Коды JEL: H20, H26, H61, J31, J46

Колесникова О.С.

ассистент кафедры финансов, Амурский государственный университет, Благовещенск, Российская Федерация
[email protected]

Ключевые слова: НДФЛ, уровень доходов, оплата труда, неформальная занятость, теневая экономика

VII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум — 2015

ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ ДОХОДОВ ФИЗИЧЕСКИХ ЛИЦ В РФ

Обсуждение вопроса развития налога на доходы физических лиц связано с проблемой администрирования данного налога, существующих твёрдых ставок по налогу и уплаты его в бюджет государства. Отрицательные финансово-экономические последствия данных проблем очевидны. Налоговая система России несет на себе отпечаток глубокого экономического кризиса, который сочетает в себе большой спад производства и высокий уровень инфляции. В этих условиях доля налога на доходы физических лиц очень мала. Несмотря на переход от пропорционального к прогрессивному обложению доходов населения, доля налога на доходы физических лиц гораздо меньше, чем у стран с развитой рыночной экономикой.

Налог представляет собой обязательный взнос плательщика в бюджет и внебюджетные фонды, размер и сроки которых установлены законом [1].

Формирование государственного бюджета напрямую зависит от налогов, в том числе и от поступающих с физических лиц. Налог на доходы физических лиц (НДФЛ) является федеральным прямым налогом и представляет собой изъятие части доходов физических лиц в бюджетную систему РФ для последующего перераспределения. В свою очередь, доход представляет собой, денежные средства или материальные ценности, полученные государством, физическим или юридическим лицом в результате какой-либо деятельности, за определённый период времени. Налог на доходы физических лиц имеет обязательные элементы, одним из которых является налоговая ставка.

Налоговая ставка (норма налогового обложения) – это величина налоговых начислений на единицу измерения налоговой базы.

Налог на доходы физических лиц является федеральным, т.е. единым на всей территории РФ. Ставки налога варьируются от 9 до 35%, которые зависят от вида полученного дохода, а также от статуса налогоплательщика — является ли он налоговым резидентом РФ или не является. НДФЛ полностью поступает в местные и региональные бюджеты [1].

НДФЛ имеет обязательные элементы, одним из которых выступает налоговая база , которая в свою очередь представляет собой стоимостную, физическую или иную характеристику объекта налогообложения. При расчёте налоговой базы необходимо учитывать налоговые вычеты. Вычет – это сумма, на которую уменьшается налоговая база. Налоговые вычеты определяются законодательно и рассчитываются согласно условиям применения. На данный момент в Российской Федерации существуют 4 вида налоговых вычетов: стандартные, социальные, имущественные и профессиональные. С 1января 2015 года к ним добавится инвестиционный налоговый вычет [2].

Читайте так же:  Программа муниципального финансового контроля

Как и любой налог сформированной системы налогообложения НДФЛ имеет свои недостатки. Данная система не отвечает требованиям справедливого налогообложения равным налогом равного дохода. Кроме того, она не обеспечивает реализацию фискальных задач данного налога, поскольку снижена ставка налога на высокие доходы отдельных категорий населения. Реформирование НДФЛ тесно связано с социальной системой, сложившейся в обществе на данный момент, а, именно, с уровнем доходов работающего населения.

Главной идеей министерства финансов, является установление единой 13 процентной налоговой ставки на доходы физических лиц.

Для каждого человека играет огромную роль знание основ системы налогообложения и налогов. Налогоплательщику необходимо знать за что и какой налог необходимо уплатить, в каком размере и в какие сроки [3].

Главным фактором, сдерживающим проведение социальных реформ, является низкий уровень доходов основной части населения. По статистическим данным в апреле 2013 года среднемесячная начисленная заработная плата составляла 29453 рубля. Для экономических преобразований необходимо начинать с реформы доходов населения, для этого необходимо внести изменения в налоговую систему, которые будет направлена на решение конкретных задач:

1.Необходимо обеспечить потребности малоимущих слоев населения в товарах и услугах первой необходимости и данные потребности, выраженные в денежном эквиваленте освободить от налога на доходы( освобождение от НДФЛ минимального прожиточного уровня);

2.Отладить механизм администрирования доходов населения (в большей степени так называемых «скрытых» доходов, не облагаемых налогом и непополняющих государственную казну.

В настоящее время наблюдается тенденция в неадекватности твердых налоговых ставок по НДФЛ с налоговой базой – доходами разных категорий налогоплательщиков. Для того, чтобы обеспечить справедливость системы налогообложения налоговой системе нужны прогрессивные ставки налога, другими словами более высокие доходы должны облагать более высокими ставками по НДФЛ. Чтобы решить данную проблему необходимо внести изменения в систему налогообложения доходов физических лиц. Эти изменения должны быть направлены на:

1.Разделение налогообложения доходов, которые имеют различные источники образования.

2.Установление стандартного налогового вычета, с целью обеспечения удовлетворения минимальных потребностей населения.

3.Налогообложение НДФЛ проводить по разработанной прогрессивной шкале доходов, отвечающей современным экономическим реалиям в обществе. Разработка новой прогрессивной шкалы ставок по НДФЛ в РФ должна производится с учётом накопленных положительных знаний мировой практики по применения прогрессивных ставок по обложению доходов работающего населения.

На наш взгляд переход к прогрессивной шкале налоговых ставок в России следует реализовывать поэтапно, при этом начать нужно с установления необлагаемого минимума, соответствующего минимальному размеру оплаты труда. Ставки прогрессии необходимо устанавливать с учетом статистических данных об уровне заработных плат граждан. В свою очередь максимальная ставка налога не должна превышать определенный уровень, который не должен снижать стимулы для получения высоких доходов [4].

Необходимо при разработки новых подходов по налогообложению доходов физических лиц уделить внимание аспекту семейного и социального положение налогоплательщика при распределении налоговых обязательств между различными категориями населения. В данном вопросе можно опереться на мировой опыт так называемого «семейного» налогообложения [4].

Все перечисленные подходы к развитию системы налогообложения физических лиц будут способствовать её совершенствованию и соблюдению принципа справедливости взимания данного налога.

Список использованной литературы:

1.Налоговый кодекс РФ (НК РФ) часть 2 от 05.08.2000 N 117-ФЗ

2. Налоги и налогообложение: [Текст]: учебник / Сибиряткина И. В доп. УМС ГОУ ВПО «ВГЛТА» по образованию в области подготовки специалистов экономических специальностей в качестве учебного пособия в схемах / И. В. Сибиряткина. — 2010. — 44с. – электронная версия.

X Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум — 2018

Похожие статьи

Анализ налоговых доходов федерального бюджета.

Ключевые слова: бюджет, доходы бюджета, налоговые доходы, федеральный бюджет, нефтегазовые доходы, анализ доходов.

Основные термины (генерируются автоматически): федеральный бюджет, Российская Федерация, доход, государственная пошлина.

Статистическое изучение задолженности по налоговым.

. задолженности по налоговым платежам и сборам в консолидированный бюджет РФ.

Ключевые слова: налог, сбор, задолженность по налогам и сборам, безработица

Рис. 1. Динамика задолженности по налоговым платежам и сборам, млрд. руб.

Собираемость налогов при формировании доходов бюджетной.

Итак, налоговые доходыдоходы от налогов, сборов и государственной пошлины. Именно эта часть доходов является наибольшим источником поступлений денежных средств в консолидированный бюджет страны (около 20.

Резервы роста налоговых доходов региона | Статья в журнале.

Потенциальным резервом доходов, в частности налоговых, бюджетов регионов является взыскание налоговой задолженности. По состоянию на 1 июля 2014 г. задолженность по налогам в консолидированный бюджет России составила 7446,4 млрд. руб.

Федеральные налоги как источник формирования бюджета РФ

Ключевые слова:федеральные налоги и сборы, налогообложение РФ, налоговая система, консолидированные бюджеты РФ, налоговая ставка, налоговая база.

Соотношение налоговых и неналоговых поступлений в РФ.

Ставки налогов федерального уровня составляют от 10 до 39,6 % и рассчитываются исходя из уровня дохода.

Анализ неналоговых доходов консолидированного бюджета Республики Бурятии за

Анализ налоговых доходов федерального бюджета Российской Федерации.

Оценка практической ситуации урегулирования налоговой.

В аналитическом учете налоговых органов налоговая задолженность выступает как сумма задолженности по налоговым платежам в бюджет и задолженности перед бюджетом по пеням и налоговым санкциям [1, с. 86]. Совокупная задолженность по налогам и сборам.

Выявление резервов увеличения налоговых поступлений.

Структура задолженности по налогам и сборам в бюджетную систему Российской Федерации за 2006-2010 гг., млрд. руб. Показатель.

Значение налога на доходы физических лиц в формировании.

государственный бюджет, консолидированный бюджет РФ, доход, лицо, налог, Якутия, государственный бюджет Республики Саха, бюджет, млрд, Российская Федерация.

Налог на доходы физических лиц: современные тенденции и факторы, их определяющие

НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ ДОХОДОВ ФИЗИЧЕСКИХ ЛИЦ И ЕГО АСПЕКТЫ

Налогообложение доходов физических лиц это один из важнейших элементов налоговой системы любого государства. Данная статья налогообложения является одной из основных статей доходов региональных бюджетов субъектов РФ. Доля НДФЛ в государственном бюджете прямо зависит от уровня развития экономики. Это один из самых распространенных в миро­вой практике налогов, уплачиваемый из личных доходов населения.[4]

НДФЛ связан с потреблением, и он может либо стимулировать потребление, либо сокращать его. При грамотном использовании налог на доходы физических лиц может стать основным антиинфляционным средством. Поэтому главной проблемой подоходного налогообложения является дос­тижение оптимального соотношения между экономической эффективностью и социальной справедливостью налога.

В Российской Федерации НДФЛ является федеральным налогом и на основании ст.13 НК РФ обязателен к уплате на территории всей страны. С 1 января 2002 года НДФЛ в полном объеме остается в распоряжении региональных и местных бюджетов для выполнения поставленных перед ними социальных задач.[2]

Читайте так же:  Выплата дивидендов на каком счете учитывается

НДФЛ предполагает большой спектр налоговых льгот: изъятие, т.е. выведение из-под налога отдельных объектов налогообложения, скидки, т.е. вычеты из налогооблагаемой базы, возврат ранее уплаченного налога, и налоговые санкции: взыскание налога по требованию налогового органа об уплате налога, пени, штрафы, взыскиваемые по основаниям, определяемым Налоговым Кодексом и другими нормативными документами.

Из существующих трех способов взимания налога («кадастрового», «по декларации» и «административного (у источника)») – два последних применяются в практике взимания налога на доходы физических лиц.

Методами исчисления налога являются как кумулятивная система исчисления налога, т.е. нарастающим итогом с начала налогового периода, так и не кумулятивная, т.е. по частям, в частности, различные виды доходов облагаются раздельно по различным ставкам.

НДФЛ, или, так его часто называют, подоходный налог, налог на заработную плату, – один из основных государственных сборов в Российской Федерации. На него приходится львиная доля всех собираемых в бюджет доходов.[5]

Стоит заметить, что понятие «походный налог» не совсем верно толковать как налог на доходы, которые получены физическими лицами. По сути, в эту категорию входит и налог на прибыль. Однако в нашей стране устойчивой является именно такая трактовка.

Порядку исчисления, внесения платежей по НДФЛ и сдаче отчетности по этому сбору в бюджет посвящена глава 23 НК РФ. В ней указаны все необходимые для правильного начисления НДФЛ аспекты. Стоит заметить, что в отличие от многих других стран, в России принята не прогрессивная, а плоская шкала налога. Ставка НДФЛ не зависит от уровня дохода, исключительно от категории поступлений и самого налогоплательщика.[3]

Налогоплательщиками являются физические лица – резиденты, нерезиденты нашей страны, получившие доход за рассматриваемый период. Кроме того, НДФЛ уплачивают индивидуальные предприниматели на общей системе налогообложения.

Резиденты уплачивают подоходный налог с совокупного дохода, нерезиденты – только с того, что получен на территории РФ.

Объектом обложения налогом служит доход в виде заработной платы, дохода от предпринимательской деятельности или других поступлений(например, дивиденды, проценты по вкладам, выигрыши в лотерею, продажа имущества).[1]

Заметим, что существует обширный перечень доходов, с которых НДФЛ не взимается, поэтому при возникновении сомнений рекомендуется проверять актуальный список исключений.

Налоговая база для физических лиц – весь полученный доход. У индивидуальных предпринимателей имеется возможность рассчитать НДФЛ от суммы, сниженной на величину подтвержденных расходов.

Для физических лиц и предпринимателей также можно снизить базу и сумму НДФЛ за счет разнообразных налоговых вычетов – им на нашем сайте посвящена отдельная статья.

Ставка налога устанавливается в зависимости от статуса плательщика (резидент или нет) и характера полученного налога (зарплата, дивиденды, выигрыши и прочие).

Основная ставка по НДФЛ – 13%. Также довольно часто используются ставки 15% и 30%, по которым облагаются доходы нерезидентов.

Налог считается установленным исключительно в том случае, когда определены налогоплательщики и элементы налогообложении:

налогоплательщики — организации (российские и (или) иностранные) и физические лица, на которых в соответствии с Налоговым кодексом РФ возложена обязанность уплачивать налоги. При этом филиалы и иные обособленные подразделения российских организаций (в отличие от таких подразделений иностранных организаций) самостоятельными налогоплательщиками не являются и исполняют обязанности этих организаций по уплате налогов и сборов по месту нахождения этих филиалов и иных обособленных подразделений в порядке, предусмотренном Налоговым кодексом РФ;

б) объект налогообложения

Объектами налогообложения могут являться операции по реализации товаров (работ, услуг), имущество, прибыль, доход, стоимость реализованных товаров (выполненных работ, оказанных услуг) либо иной объект, имеющий стоимостную, количественную или физическую характеристики, с наличием которого у налогоплательщика законодательство о налогах и сборах связывает возникновение обязанности по уплате налога.

Каждый налог имеет самостоятельный объект налогообложения, определяемый в соответствии с частью второй Налогового кодекса РФ и с учетом положений статьи 38 Налогового кодекса РФ;

в) налоговая база

Налоговая база — стоимостная, физическая или иная характеристика объекта налогообложения. Налогоплательщики-организации исчисляют налоговую базу по итогам каждого налогового периода на основе данных регистров бухгалтерского учета и (или) на основе иных документально подтвержденных данных об объектах, подлежащих налогообложению либо связанных с налогообложением.

Остальные налогоплательщики – физические лица исчисляют налоговую базу на основе получаемых в установленных случаях от организаций данных об облагаемых доходах, а также данных собственного учета облагаемых доходов, осуществляемого по произвольным формам;

г) налоговый период

Налоговый период — календарный год или иной период времени применительно к отдельным налогам, по окончании которого определяется налоговая база и исчисляется сумма налога, подлежащая уплате.

Налоговый период может состоять из одного или нескольких отчетных периодов, по итогам которых уплачиваются авансовые платежи;

Таким образом, возможно значительно увеличить роль налога на доходы физических лиц в формировании доходной части бюджета, в случае устранения налогового законодательства единичных несоответствий научным основам налогообложения, неясности, противоречия, предоставляющим налогоплательщикам возможность уклонения от уплаты НДФЛ, и препятствующим выполнения налоговыми органами контроля за своевременностью и полнотой уплаты налога на доходы физических лиц в бюджет.

Таблица 1 Структура поступлений в федеральный бюджет Российской Федерации за 2014 – 2016 гг.

Современное состояние налога на доходы физических лиц

НЕДОСТАТКИ И ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ НАЛОГА НА ДОХОДЫ ФИЗИЧЕСКИХ ЛИЦ В РОССИИ

Кувалдина Евгения Викторовна

студент 5 курса юридического факультета ВятГГУ, РФ, г. Киров

Коротаева Ольга Анатольевна

научный руководитель, ст. преподаватель кафедры государственно-правовых дисциплин ВятГГУ, РФ, г. Киров

В истории развития общества еще ни одной государство не смогло обойтись без налогов, так как они были и продолжают оставаться одним из важнейших инструментов проведения экономической политики.

В современном обществе налоги являются основным источником доходов государства. Проблемы налогообложения постоянно занимали умы государственных деятелей, экономистов различных эпох. Один из основоположников теории налогообложения А. Смит говорил, что налоги для тех, кто их платит, — признак не рабства, а свободы. Для того чтобы поднять государство с самой низкой ступени варварства до высшей ступени благосостояния, нужны лишь легкие налоги, мир и терпимость в управлении [4].

В статье 57 Конституции Российской Федерации за гражданами закреплена обязанность уплаты налогов и сборов, установленных законодательством. Налог на доходы физических лиц является одним из таких налогов и занимает лишь третье место после налога на добавленную стоимость и на прибыль от организаций.

Идея налога на доходы физических лиц заключается в том, что каждый гражданин страны, пользуясь общественными благами, должен обеспечивать функционирование государственной системы, путём отчисления части своих доходов в бюджет.

Читайте так же:  Подоходный налог акциз

Налоги с физических лиц являются наиболее массовыми, их платит все работающее население страны. Изучение налога на доходы физических лиц в настоящее время становится все более актуальным, так как каждый из нас должен знать о налогах, взимаемых с него. Исходя из этого, в данной статье предполагается выявить пути усовершенствования действия НДФЛ в России в целях улучшения социальной обстановки, и одновременно повышения собираемости налогов за счет легализации доходов.

В 2001 г. Россия ввела плоскую шкалу подоходного налога по достаточно низкой ставке — 13 %. До этого периода, в России, как и в большинстве других стран в настоящее время, например во Франции, действовала прогрессивная шкала налогообложения.

Данная реформа в свою очередь предполагала снижение налогового бремени с целью сокращения масштаба уклонения от уплаты налога. Однако опыт показал, что ожидаемые от реформы результаты не были достигнуты. Принятие плоской шкалы позволило снизить налоговое бремя для тех лиц, кто имел более высокий доход и увеличить его для лиц с низкими доходами.

В настоящее время Россия, как первое крупное государство, перешедшее к плоской шкале, служит примером, который анализируется и рассматривается при обсуждении проблемы плоского налогообложения.

Многие исследователи придерживаются мнения, о том что плоская шкала налогообложения себя не оправдала, так как выполнила свои функции еще в начале XXI века и дальнейшее применение плоской шкалы налогообложения является нецелесообразным. По мнению А.Бунича, плоская шкала налогообложения доходов физических лиц не соответствует структуре нашего общества, где средний класс составляет 10—15 % населения и нарушает социальную справедливость налогообложения. Тяжесть налогового бремени должна приходиться на тех лиц, чей уровень доходов превышает средний класс [1].

В настоящее время единая 13 % ставка налога на доходы физических лиц создает ситуацию, при которой налоговые обязательства распределены между налогоплательщиками неравномерно, без учета их реальной платежеспособности. Увеличивается разрыв между богатыми и бедными, возрастает социальная дифференциация.

Во Франции, ставка НДФЛ зависит во многом от семейного положения и количества детей. Для граждан вне брака и без детей ставка снижается, а для семейных пар, и для пар, имеющих детей ставка увеличивается. В России подобного расчета сумм налога для семей нет, и вне зависимости от семейного положения физическое лицо платит 13 % с дохода. Однако, в России, как и во Франции, действуют налоговые вычеты, но перечень их значительно меньше. В соответствии с пп. 4, п. 1 ст. 218 НК РФ налоговый вычет за каждый месяц налогового периода распространяется на родителя, супруга (супругу) родителя, усыновителя, опекуна, попечителя, приемного родителя, супруга (супругу) приемного родителя, на обеспечении которых находится ребенок. Так же, налоговым кодексом предусмотрены другие налоговые вычеты, например, налоговые вычеты предоставляются лицам, получившим или перенесшим лучевую болезнь и другие заболевания в связи с радиационным воздействием вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС [2].

По мнению Л. Анисимовой, дополнительное поощрение выдающихся граждан или граждан, пострадавших от тех или иных решений государства, крупных аварий и т. д., более целесообразно осуществлять в рамках мер по социальной поддержке населения, нежели с предоставлением налоговых вычетов и льгот [5].

Следует отметить, что законодательная и нормативная база налоговой системы весьма сложна. Большинство льгот, существующих на данный момент, достаточно жестко ограничивает круг плательщиков, которые могут ими воспользоваться. Возможно, некоторые налогоплательщики слышали, что НДФЛ может быть уменьшен, о льготах предоставляемых им, но что из себя представляют данные вычеты и что нужно сделать, чтобы их получить – на этот вопрос ответит далеко не каждый гражданин.

Действующая система не охватывает все доходы граждан, огромные средства выводятся из под контроля налогообложения. Очевидно, что введение прогрессивной шкалы налогообложения повлечет за собой увеличение налогового бремени, особенно для лиц извлекающих высокие доходы. Как только предприниматель поймет, что данная нагрузка становится слишком тяжелой для ведения бизнеса, он начнет находить способы как избежать лишних расходов.

А. Лэффер сделал вывод о том, что оптимальная прогрессивная шкала ставок налога к налоговой базе является движущей силой экономической инициативы гражданина в получении прибыли (дохода). Построенная им кривая зависимости между прогрессивным налогообложением и доходами бюджета показывает, что если ставки налога устанавливаются выше оптимального уровня, то часть налогоплательщиков уходит в «серый» сектор экономики, то есть все это приводит к нелегальному сокрытию доходов от налогообложения [3].

Мы считаем, что внедрять данную систему нужно в отношении только сверхдоходов, то есть таким доходами, которые никак не могут быть отнесены или сопоставлены с обычными доходами. Представляется, что сверхдоходом в настоящее время может выступить сумма дохода физического лица в размере свыше 1 млн. руб. в месяц.

В развитых странах необлагаемый налогом минимум равен величине прожиточного минимума, поэтому автор данной статьи считает, что данное положение необходимо применить и к нашей стране, так как прожиточный минимум является минимальным уровнем дохода, который считается необходимым для обеспечения определённого уровня жизни.

Шаг прогрессии также должен быть минимальным и колебаться в размерах 2—3 % на каждый 1 млн. рублей в месяц. Если предусмотреть повышенную ставку налога на доходы физических лиц в размере 13 %, то пошаговая ставка может составлять 16 %, 19 %, 22 % и максимальная — 25 %.

Следует также отметить, что с момента введения в действие главы 23 Налогового кодекса РФ, в нее постоянно вносятся изменения. Нововведения обусловлены прежде всего тем, что имеются существенные недостатки по формированию налоговой базы в отношении денежных средств, полученных с доходов физических лиц. Это не позволяет налогу на доходы физических лиц выполнять свое функциональное предназначение, а именно пополнять бюджет РФ и дифференцировать доходы различных групп граждан. Поэтому необходимо усовершенствовать систему налогообложения на доходы физических лиц.

Видео (кликните для воспроизведения).

Таким образом, в результате исследования выявлено, что налоговая политика НДФЛ в РФ далека от совершенства. При реформировании НДФЛ можно ориентироваться на достижение таких положительных результатов, как снижение уровня социального неравенства и поддержки незащищенных слоев населения.

Источники

Современное состояние налога на доходы физических лиц
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here