Совместная налоговая проверка

Как проводятся совместные налоговые проверки

Совместные налоговые проверки проводятся налоговыми инспекциями с привлечением сотрудников полиции. Совместные проверки могут быть только выездными. Это следует из положений пункта 1 статьи 36 Налогового кодекса РФ.

Порядок организации и проведения совместных налоговых проверок установлен Инструкцией, утвержденной приказом МВД России и ФНС России от 30 июня 2009 г. № 495/ММ-7-2-347.

Основания для совместной проверки

Для проведения совместной проверки налоговая инспекция подает в органы полиции мотивированный запрос (п. 7 Инструкции, утвержденной приказом МВД России и ФНС России от 30 июня 2009 г. № 495/ММ-7-2-347). Такой запрос может быть направлен как перед началом выездной налоговой проверки, так и в процессе ее проведения (п. 8 Инструкции, утвержденной приказом МВД России и ФНС России от 30 июня 2009 г. № 495/ММ-7-2-347). На практике это означает, что обычная выездная проверка в любой момент может стать совместной.

Основанием для привлечения к выездной проверке сотрудников полиции может быть:

  • наличие у налоговой инспекции данных о возможных нарушениях налогового законодательства и необходимость проверки этих данных с участием сотрудников полиции;
  • необходимость участия сотрудников полиции в проведении отдельных мероприятий: опросов, осмотров помещений и т. п.;
  • необходимость присутствия сотрудников полиции для обеспечения безопасности проверяющих, когда организация препятствует проведению проверки и создает угрозу их жизни или здоровью;
  • назначение выездной проверки на основании материалов, предоставленных налоговой инспекции органами полиции в соответствии с пунктом 2 статьи 36 Налогового кодекса РФ.

Такой порядок предусмотрен положениями абзаца 2 пункта 8 Инструкции, утвержденной приказом МВД России и ФНС России от 30 июня 2009 г. № 495/ММ-7-2-347.

Кроме того, в некоторых случаях ФНС России обязывает налоговые инспекции привлекать сотрудников полиции к проведению налоговых проверок. Примерный перечень таких случаев приведен в письме ФНС России от 24 августа 2012 г. № АС-4-2/14007. Например, проведение совместной проверки будет обязательным, если налоговая инспекция выявила участие организации в схеме уклонения от уплаты налогов в крупном или особо крупном размере . Сотрудники полиции будут задействованы и в том случае, если, узнав о проведении выездной налоговой проверки, организация активно препятствует ее проведению (например, меняет свое местонахождение, начинает процедуру реорганизации или ликвидации).

Спорное письмо

Для начала приведем содержание оспариваемого положения. В абзаце седьмом письма № СД-4-3/18072 указано:

«Для сбора максимально полной доказательственной базы, направленной на установление наличия или отсутствия фактов получения налогоплательщиком необоснованной налоговой выгоды, налоговые органы проводят мероприятия налогового контроля в соответствии со статьями 86, 90, 92, 93.1, 95, 96, 97 Кодекса в отношении контрагентов проверяемого налогоплательщика, а также третьих лиц — участников сделки, по результатам которых могут быть выявлены обстоятельства, имеющие существенное значение для принятия обоснованного решения по результатам камеральной налоговой проверки».

В то же время в статье 92 Налогового кодекса «Осмотр» сказано следующее:

«Должностное лицо налогового органа, производящее выездную или камеральную проверку на основе декларации по НДС … вправе производить осмотр территорий, помещений лица, в отношении которого проводится налоговая проверка, документов и предметов».

Аргументы налогоплательщика

Индивидуальный предприниматель обратился в Верховный суд с требованием признать недействующим положение письма в части слов «в отношении контрагентов проверяемого налогоплательщика, а также третьих лиц — участников сделки». По мнению заявителя, это положение устанавливает не предусмотренные Налоговым кодексом общеобязательные правила. Фактически письмо расширяет состав лиц, территории и помещения которых могут быть подвергнуты осмотру.

Организация проверки

Инициатором совместной выездной проверки может стать как налоговая инспекция, так и органы полиции. При этом организатором проверки всегда является налоговая инспекция: именно она будет принимать решение о проведении совместной налоговой проверки. Такое решение оформляется в соответствии со статьей 89 Налогового кодекса РФ, то есть в том же порядке, что и при назначении обычной выездной проверки. Об этом сказано в пункте 6 Инструкции, утвержденной приказом МВД России и ФНС России от 30 июня 2009 г. № 495/ММ-7-2-347.

Ситуация: как определить, какая выездная проверка будет проводиться в организации: обычная или совместная?

Вид проверки можно определить по составу проверяющих.

В решении о проведении налоговой проверки обязательно должен быть указан состав проверяющей группы, включая фамилии, инициалы и должности проверяющих (п. 2 ст. 89 НК РФ). Решение о проведении проверки доводится до сведения организации (п. 1 ст. 91 НК РФ). Ознакомившись с решением, организация сможет определить, какая проверка будет проводиться: обычная или совместная. Если среди проверяющих будут перечислены не только сотрудники налоговой инспекции, но и сотрудники органов полиции, то в организации будет проведена совместная выездная проверка.

Если состав проверяющих будет дополнен сотрудниками полиции уже в ходе проведения выездной проверки, организацию известят об этом с помощью еще одного решения (п. 6 Инструкции, утвержденной приказом МВД России и ФНС России от 30 июня 2009 г. № 495/ММ-7-2-347).

Права проверяющих

В ходе совместной выездной проверки все проверяющие действуют в пределах своей компетенции (п. 5 и 11 Инструкции, утвержденной приказом МВД России и ФНС России от 30 июня 2009 г. № 495/ММ-7-2-347). В этом и заключается особенность совместной проверки. За счет привлечения сотрудников полиции возможности и методы контроля в рамках выездной налоговой проверки расширяются.

Сотрудники налоговой инспекции действуют в соответствии с Налоговым кодексом РФ, Законом от 21 марта 1991 г. № 943-1 и другими нормативно-правовыми актами (п. 12 Инструкции, утвержденной приказом МВД России и ФНС России от 30 июня 2009 г. № 495/ММ-7-2-347). Подробнее об этом см. Какие полномочия имеет налоговая инспекция при выездной проверке .

Что касается сотрудников полиции, то они руководствуются законами от 7 февраля 2011 г. № 3-ФЗ и от 12 августа 1995 г. № 144-ФЗ. Основные мероприятия, которые могут проводить сотрудники полиции (в т. ч. и при проведении совместной налоговой проверки), перечислены в статье 6 Закона от 12 августа 1995 г. № 144-ФЗ. Причем некоторые из этих мероприятий сотрудники полиции вправе проводить только на основании предварительной судебной санкции. Например, без предварительного судебного решения сотрудники полиции не могут проверять почту (в т. ч. электронную) и прослушивать телефонные переговоры. Это следует из статьи 8 Закона от 12 августа 1995 г. № 144-ФЗ.

Читайте так же:  Проверка банковской карты налоговой

В то же время проводить опросы, наводить справки, собирать образцы для сравнения, исследовать предметы и документы и изымать их (в т. ч. компьютеры или жесткие диски к ним) они вправе и без разрешения суда (ст. 6 и 8, п. 1 ст. 15 Закона от 12 августа 1995 г. № 144-ФЗ). Документы, информация и другие данные, полученные сотрудниками полиции, могут быть приобщены к материалам налоговой проверки без каких-либо ограничений (абз. 2 п. 14 Инструкции, утвержденной приказом МВД России и ФНС России от 30 июня 2009 г. № 495/ММ-7-2-347).

В остальном совместная налоговая проверка ничем не отличается об обычной выездной налоговой проверки.

Оформление результатов проверки

Оформление результатов и принятие решения по итогам совместной проверки происходит по правилам статей 100 и 101 Налогового кодекса РФ (п. 15 Инструкции, утвержденной приказом МВД России и ФНС России от 30 июня 2009 г. № 495/ММ-7-2-347), то есть в те же сроки и в том же порядке, что и результаты обычной выездной проверки. Подробнее о правилах оформления результатов выездной налоговой проверки см. Как должны быть оформля результаты выездной налоговой проверки .

Верховный суд запретил налоговикам осматривать помещения контрагентов проверяемого налогоплательщика

При проведении проверки налоговики не могут осматривать территории и помещения, которые принадлежат контрагентам проверяемого налогоплательщика. К такому выводу пришел Верховный суд в апелляционном определении от 27.08.19 № АПЛ19-333. Данным определением суд признал частично недействующим письмо ФНС России от 16.10.15 № СД-4-3/18072 о мероприятиях налогового контроля.

Позиция ФНС

Представители ФНС и Минфина возражали против удовлетворения административного искового заявления. Главный аргумент — данное письмо официально не публиковалось, для исполнения в налоговые органы не направлялось, является ответом на частный запрос налогоплательщика.

Решение суда

Однако суд согласился с налогоплательщиком, указав на следующее. Из положений п. 1 ст. 92 НК РФ, п. 1 ст. 31 НК РФ, п. 1 ст. 82 НК РФ следует, что при проведении выездной или камеральной проверки в отношении конкретного налогоплательщика допускается осмотр лишь тех территорий и помещений, которые используются таким лицом для извлечения дохода (прибыли) либо связаны с содержанием объектов налогообложения.

Право налогового органа на осмотр территорий или помещений контрагентов проверяемого налогоплательщика, а также третьих лиц — участников сделки в случаях, когда такие территории и помещения не используются проверяемым налогоплательщиком для извлечения дохода (прибыли) и не связаны с содержанием объектов налогообложения, приведенные выше законоположения не предусматривают.

Между тем, оспариваемые разъяснения ФНС допускают проведение осмотра территорий, помещений не только того лица, в отношении которого проводится налоговая проверка (выездная либо камеральная). Разъяснения позволяют проводить аналогичный осмотр в отношении контрагентов проверяемого налогоплательщика, а также третьих лиц — участников сделки и в тех случаях, когда такие помещения и территории не используются проверяемым налогоплательщиком для извлечения дохода (прибыли) и не связаны с содержанием объектов налогообложения. То есть ФНС фактически расширяет круг лиц, в отношении которых может быть проведен осмотр.

Верховный суд признал абзац седьмой письма ФНС № СД-4-3/18072 недействующим «в той мере, в какой данный абзац допускает проведение налоговыми органами мероприятий налогового контроля посредством осмотра помещений и территорий в отношении контрагентов проверяемого налогоплательщика, а также третьих лиц — участников сделки, когда такие помещения и территории не используются проверяемым налогоплательщиком для извлечения дохода (прибыли) и не связаны с содержанием объектов налогообложения».

Довод о том, что письмо адресовано конкретному налогоплательщику и не рассылалось в инспекции для использования в работе, суд отклонил. Обоснование — в силу ведомственной субординации письмо ФНС приобрело, по сути, обязательный характер в отношениях налоговых органов с неопределенным кругом лиц.

Налоговая проверка: все что нужно знать предпринимателю

Руководитель коллегии адвокатов
«Комиссаров и партнеры»

специально для ГАРАНТ.РУ

Еще одна не менее важная проверка, осуществляемая органами исполнительной власти – это налоговая проверка. ФНС России проверяет соблюдение юридическими лицами и ИП законодательства о налогах и сборах.

Порядок проведения налоговых проверок урегулирован главой 14 НК РФ, посвященной налоговому контролю.

Существует два типа проверок: камеральные (без выезда, проводимые в налоговом органе) и выездные (с визитом по месту нахождения организации).

При камеральной налоговой проверке налоговый орган анализирует изначально имеющиеся в распоряжении у налогового органа документы в отношении налогоплательщика, налоговые декларации, а также документы, предоставленные налогоплательщиком по запросу проверяющего.

Камеральная проверка проводится в течение трех месяцев и не требует специального решения руководителя налогового органа о ее проведении.

Если камеральная проверка выявляет ошибки, несоответствия или противоречия в документах, проверяющий запрашивает у налогоплательщика пояснения и требует исправления нарушений. Организация в свою очередь может возражать, подкрепляя свои пояснения по факту допущенных ошибок документами бухгалтерского учета. Если по итогам проверки все же будет установлен факт нарушения налогового законодательства, налоговый орган составит акт проверки.

Выездная проверка проводится на основании решения руководства налогового органа непосредственно в помещении по месту нахождения проверяемой организации.

Предметом проверки является правильность исчисления и уплаты одного или нескольких налогов за определенный период (не более трех лет ранее предшествующего налогового периода).

Выездная проверка проводится в двухмесячный срок (в исключительных случаях не более четырех месяцев, в особо исключительных случаях – не более шести месяцев).

Читайте так же:  Процентная ставка земельного налога

Течение срока проверки может быть приостановлено в связи с истребованием документов, назначением экспертизы, переводом документов на русский язык, получением информации от иностранных органов. В этом случае действия налогового органа на территории проверяемого юридического лица прекращаются и последнему возвращаются все запрошенные подлинники документов (не считая изъятых в ходе выемки).

Повторная выездная проверка проводится в случаях, если вышестоящий налоговый орган примет решение проверить качество ранее проведенной проверки вашей организации или в случае представления налогоплательщиком уточненной налоговой декларацией по проверяемом налогу с суммой налога в размере меньше ранее заявленного.

Налоговый орган имеет право:

  • проводить инвентаризацию имущества налогоплательщика;
  • производить осмотр производственных, складских, торговых и иных помещений и территорий налогоплательщика;
  • истребовать документы, необходимые для проверки (при этом требование о представлении документов передается руководителю или уполномоченному представителю организации лично под расписку);
  • производить выемку документов при наличии оснований полагать, что документы, относящиеся к предмету проверки, могут быть сокрыты от проверяющих, подменены, изменены или уничтожены, например, при отказе в предоставлении документов (выемка производится только на основании отдельного мотивированного постановления);
  • вызвать любое физическое лицо, которому могут быть известны обстоятельства, имеющие значение для целей проверки, в качестве свидетеля для дачи показаний;
  • при воспрепятствовании доступу проверяющих на территорию или в помещения налогоплательщика составить акт и самостоятельно определить сумму налога, подлежащую уплате;
  • производить фото- и видеосъемку при проведении осмотра, копировать документы;
  • привлекать специалистов, обладающих специальными знаниями и навыками, для участия в осмотре и иных действиях по осуществлению налогового контроля;
  • истребовать у вашего контрагента или у иных лиц, располагающих документами (информацией), касающимися деятельности проверяемого налогоплательщика эти документы (информацию);
  • вскрывать помещения или иные места, где могут находиться подлежащие выемке документы и предметы при отказе лица, у которого производится выемка добровольно дать доступ к документам;
  • привлекать экспертов для разъяснения вопросов, требующих специальных познаний в науке, искусстве, технике или ремесле (экспертиза назначается на основании отдельного постановления, при этом налогоплательщик вправе заявить отвод эксперту, предлагать кандидатуры экспертов, ставить вопросы перед экспертом, присутствовать во время проведения экспертизы, знакомиться с результатами экспертизы, давать объяснения и представлять возражения на заключения эксперта, просить о назначении дополнительной или повторной экспертизы).

Налоговый орган не имеет права:

  • истребовать у налогоплательщика дополнительные сведения и документы, если их представление не предусмотрено законом;
  • проводить более одной выездной проверки по одним и тем же налогам за один и тот же период;
  • проводить в отношении одного налогоплательщика более двух выездных налоговых проверок в течение года (за исключением особых случаев);
  • проводить выездные налоговые проверки за период, за который проводится налоговый мониторинг;
  • без участия понятых проводить осмотр территорий, помещений налогоплательщика, а также осмотр документов и предметов;
  • требовать нотариального удостоверения копий документов, представляемых в налоговый орган;
  • истребовать у проверяемого лица документы, ранее представленные в налоговые органы при проведении камеральных или выездных налоговых проверок;
  • производить выемку документов и предметов в ночное время;
  • ставить перед привлеченным экспертом вопросы, выходящие за пределы специальных познаний эксперта;
  • привлекать в качестве понятых сотрудников ФНС;
  • причинять неправомерный вред проверяемому и его имуществу.

Краткий порядок действий при появлении проверяющих из ИФНС в вашем офисе.

  • Пригласите вашего юриста или адвоката для того, чтобы он оказал вам юридическое сопровождение в ходе проверки.
  • Попросите проверяющего предъявить служебное удостоверение и решение о проведении проверки.
  • Предоставьте проверяющим возможность ознакомиться с документами, связанными с исчислением и уплатой налогов, являющихся предметом проверки.
  • Выдайте проверяющим истребуемые документы лично (через представителя) либо по почте заказным письмом, в электронной форме или через личный кабинет налогоплательщика в течение 10 дней.
  • Если вы не имеете возможности представить истребуемые документы в установленный срок, то вам необходимо в течение одного дня письменно уведомить проверяющих о невозможности представления в указанные сроки документов с объяснением причин, и о сроках, в течение которых вы можете представить истребуемые документы. Напомню, что непредставление в установленный срок в налоговые органы документов и (или) иных сведений влечет взыскание штрафа в размере 200 руб. за каждый непредставленный документ в соответствии со ст. 126 НК РФ.
  • Проверьте наличие у проверяющего постановления о производстве выемки, если таковая производится.
  • Проверьте правильность содержания протокола выемки и описей к нему (там должно содержаться точное указание наименования, количества и индивидуальных признаков предметов, а по возможности – стоимость предметов).

Последствия проверки

По итогам проверки составляется акт.

В случае если вы не согласны с фактами, изложенными в акте налоговой проверки, а также с выводами и предложениями проверяющих, то в течение одного месяца со дня получения акта налоговой проверки вам необходимо представить в налоговый орган письменные возражения по указанному акту с приложением документов, подтверждающих ваши доводы (при наличии).

Далее руководитель налогового органа принимает решение по факту допущенных нарушений налогового законодательства, выявленных в результате проверки. Срок принятия решения составляет 10 дней.

На рассмотрение материалов налоговой проверки руководителем налогового органа вызывается сам налогоплательщик, который может давать свои пояснения по всем обстоятельствам, связанным с вменяемым ему нарушениями.

В результате рассмотрения материалов проверки налоговый орган устанавливает, имело ли место налоговое правонарушение, имеются ли основания для привлечения налогоплательщика к ответственности за совершение налогового правонарушения, а также смягчающие и отягчающие вину обстоятельства.

По результатам рассмотрения материалов проверки руководитель налогового органа может назначить дополнительные мероприятия по налоговому контролю для получения дополнительных доказательств (на срок не более одного месяца) либо вынести решение о привлечении к ответственности налогоплательщика или об отказе в привлечении к ответственности.

Видео (кликните для воспроизведения).

В решении о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения указываются размер выявленной недоимки и пеней, а также размер штрафа, указываются срок, в течение которого налогоплательщик вправе обжаловать решение, порядок обжалования решения. Решение вступает в силу по истечении одного месяца со дня его вручения проверяемому лицу.

Читайте так же:  Заявление на удержание подоходного налога

Если проверяющие нарушили вышеописанные правила рассмотрения материалов налоговой проверки, например не обеспечили налогоплательщику возможности присутствовать при рассмотрении материалов проверки, возможности давать объяснения, решение о привлечении к ответственности может быть отменено вышестоящим налоговым органом.

В случае неисполнения в добровольном порядке решения налогового органа о привлечении налогоплательщика к ответственности за совершение нарушения, налоговые органы вправе обратиться в суд.

В следующей части я расскажу об особенностях проверки, проводимой полицией, а о том, что нужно знать и как действовать, если пришли проверяющие из прокуратуры и Роспотребнадзора, читайте в моих предыдущих авторских колонках.

Новости

Как получить налоговые льготы, в каком порядке можно оспорить результаты налоговой проверки и что делать, если инспекция затягивает сроки проведения камерального контроля, в рамках совместного спецпроекта РАПСИ и Уполномоченного при президенте РФ по защите прав предпринимателей Бориса Титова «Бизнес-среды» рассказывает советник омбудсмена Антон Свириденко.

Каждую среду специалисты и эксперты аппарата бизнес-омбудсмена на примере реальных кейсов делятся законодательными тонкостями и проблемами, с которыми сталкиваются предприниматели, а также отвечают на вопросы читателей по интересующим их темам. Первый выпуск спецпроекта посвящен налоговым проверкам.

— Как получить (оформить) налоговую льготу, если она полагается субъекту по закону?

Льгота может предоставляться в различных формах: налоговых вычетах, сниженных ставках налога, изъятиях частей объекта налога из облагаемой базы, установлении необлагаемого минимума, рассрочки, отсрочки, налогового кредита, освобождения от уплаты налога, всего в России на разных уровнях налогообложения действует несколько сотен льгот. Алгоритм здесь будет примерно такой: определить, какие виды льгот и за какие налоговые периоды может получить налогоплательщик, ознакомиться с порядком предоставления каждого из видов льгот и впоследствии предпринять действия в соответствии с порядком (например, заявить о возмещении налога в счет льготы, представить налоговую декларацию с указанием вычета и так далее). А налоговый орган уже впоследствии может проверять обоснованность применения льготы – запрашивать документы, проводить анализ и камеральные или выездные проверки.

— Где и в каком порядке можно оспорить результаты налоговой проверки?

Лицо, в отношении которого проводилась налоговая проверка (его представитель), в случае несогласия с фактами, изложенными в акте налоговой проверки, а также с выводами и предложениями проверяющих в течение одного месяца со дня получения акта налоговой проверки вправе представить в соответствующий налоговый орган письменные возражения по указанному акту в целом или по его отдельным положениям.

Возражения по акту должны быть рассмотрены руководителем (заместителем руководителя) налогового органа, проводившего налоговую проверку. По результатам их рассмотрения руководителем (заместителем руководителя) налогового органа в течение 10 дней принимается решение – об отказе в привлечении к налоговой ответственности или о привлечении к налоговой ответственности. Могут быть назначены дополнительные мероприятия налогового контроля.

Если налогоплательщик не согласен с выводами решения, им может быть подана апелляционная жалоба. Должен быть соблюден досудебный порядок урегулирования, то есть сначала налогоплательщик должен обратиться в вышестоящий налоговый орган. Если налогоплательщик не согласен с решением по жалобе вышестоящего налогового органа, он может подать жалобу в арбитражный суд.

По нашим внутренним оценкам, решения в досудебной и судебной процедурах в пользу/не в пользу налогоплательщиков распределяются в пропорции примерно 30/70% соответственно.

— Как часто ФНС может проводить выездные проверки? Как бороться с необоснованной регулярностью их проведения?

Налоговые органы не вправе проводить две и более выездные налоговые проверки по одним и тем же налогам за один и тот же период, а также проводить в отношении одного налогоплательщика более двух выездных налоговых проверок в течение календарного года, за исключением случаев принятия решения руководителем ФНС России. В рамках выездной налоговой проверки может быть проверен период, не превышающий трех календарных лет, предшествующих году, в котором вынесено решение о проведении проверки.

Выездная налоговая проверка не может продолжаться более двух месяцев. Указанный срок может быть продлен до четырех месяцев, а в исключительных случаях — до шести месяцев. Бывает, налоговые органы «растягивают» проверку, искусственно доводя ее длительность до даже 15 месяцев (и то это только в случае истребования документов у иностранных государств, в обратном случае максимальный срок 12 месяцев). По факту, превышение этого порога со всеми приостановками и продлениями абсолютно недопустимо.

Если нарушены данные правила, проведение выездных проверок и действия должностных лиц могут оспариваться как в вышестоящий налоговый орган, так и в органы прокуратуры или судебные инстанции.

— Можно ли оспорить решение (основания) налоговой о проведении выездной проверки?

Выездная проверка проводится по решению руководителя налогового органа. При этом законодательством не определены основания принятия данного решения. На практике внедрение информационных систем дало налоговым органам широкие возможности консолидированного анализа налогоплательщиков от сравнения со среднеотраслевыми налоговыми показателями до доходов членов семей. По итогам анализа формируются акты предпроверочного обследования. Если достаточно признаков налоговых правонарушений принимается решение о выездной проверке. Поэтому оспорить правомерность принятия решения о выездной проверке практически нельзя. Пожалуй, только в случае налогового мониторинга (когда налогоплательщик по соглашению с налоговыми органами осуществляет онлайн обмен налоговыми данными) ни камеральные, ни выездные проверки проводить нельзя.

Однако можно оспорить процессуальные моменты, связанные с решением. Например, если решение приняла инспекция не по месту деятельности заявителя, были нарушены сроки или процедура вручения решения, в решении заявлены одни налоги, а пришли проверять другие; решение оформлено с нарушениями – тогда правомерность решения о проверке оспаривать можно. В случае, если признают нарушения, решение отменят. При этом надо соблюдать досудебный порядок обжалования действий налоговых органов, сначала, перед судом, обратившись в вышестоящий налоговый орган с жалобой.

Читайте так же:  Что нужно для налогового вычета по ипотеке

— Куда обращаться, если при проведении проверки (выемке/осмотре) налоговыми органами был нанесён ущерб имуществу?

Если налоговый инспектор умышленно превысил полномочия или допустил халатность, что повлекло нанесение ущерба (вреда), то вопрос может рассматриваться в рамках уголовно-процессуального законодательства. Другими словами, Вы можете обратиться в полицию. Если признаков уголовного деяния не усматривается, но Вы полагаете, что действия инспектора при проверке Вашей организации нанесен вред (ущерб), ущерб надо взыскивать по гражданско-процессуальному законодательству на основании статьи 1069 ГК РФ.

Вообще Налоговым кодексом в статье 103 установлен принцип недопустимости причинения неправомерного вреда при проведении налогового контроля. Убытки, причиненные неправомерными действиями налоговых органов или их должностных лиц при проведении налогового контроля, подлежат возмещению в полном объеме, включая упущенную выгоду (неполученный доход). Обжаловать действия налоговиков и взыскивать нанесенный ущерб можно в двух инстанциях – вышестоящем налоговом органе и суде.

— Что делать, если инспекции затягивают сроки проведения камерального контроля?

Срок проведения камеральной проверки – 3 месяца. При этом если по итогам проверки нарушений не выявлено, налоговый орган не обязан об этом сообщать. Поэтому о превышении срока проведения камеральной проверки нужно сначала узнать. Например, когда документы запрашиваются за пределами срока ее проведения или Вам затягивают возмещение НДС, ссылаясь не продолжение камеральной проверки.

В этом случае надо обжаловать действия сначала в вышестоящем налоговом органе, а потом в суде, если первое на дало результатов. При этом в судебной процедуре для того, чтобы Вашу жалобу рассмотрели, необходимо доказать, что действиями налогового органа были нарушены Ваши права.

Однако перспективы спора с налоговыми органами неоднозначны. Несмотря на превышение сроков проверки, суды неоднократно отказывали налогоплательщикам в признании незаконными доначислений по итогам таких растянувшихся проверок, так как признавали, что выход за пределы проверки не нарушал прав заявителя и не отменяет фактов налоговых правонарушений.

— Как избежать блокировки счетов за неуплату незначительных сумм налогов?

Следует отметить, что в соответствии с поправками в НК РФ, вступающими в силу 1 апреля этого года, блокировать счета можно будет только за недоимки больше 3000 рублей а не 50, как сейчас. При этом налоговые органы отмечают, что блокируется только сумма недоимки, а не все деньги на счете.

Чтобы вообще избежать неожиданных небольших «вдруг» возникших долгов по налогам, наличие которых может, например, перекрыть доступ к льготным кредитам МСП, можно предусматривать переплату налогов с зачетом в счет будущих платежей. При этом зачесть можно только платежи по бюджетам одного уровня. Таким образом, лучше иметь переплату по каждой группе налогов.

— В каком случае налоговая по результатам проверки может инициировать возбуждения уголовного дела?

Если в течение двух месяцев со дня истечения требования (то есть при доказанной налоговой недоимке) об уплате налога (сбора) налогоплательщик не погасил долг, налоговый орган обязан в течение 10 дней направить материалы в следственные органы для решения о возбуждении уголовного дела.

При этом с 2014 года наличие таких материалов от налоговых органов для возбуждения уголовного дела не обязательно. Дело могут возбуждать и правоохранительные органы самостоятельно. Чаще всего это делается, когда на основании оперативных данных возможно предполагать, что совершаются умышленные действия по уклонению от уплаты налогов тем или иным лицом, при этом налоговый орган непреднамеренно (или по умыслу должностного лица) не «заметил» таких фактов.

После возбуждения уголовного дела без налогового органа следователь запрашивает заключение вышестоящего налогового органа по отношению к инспекции налогоплательщика о нарушениях налогового законодательства. При этом выводы заключения не являются обязательными для следователя.

Налоговые органы и полиция — чем грозят бизнесу совместные проверки правоохранителей?

Формы обмена

Существует несколько законодательно закреплённых форм взаимодействия между фискальным ведомством и полицией. Одна из них – обмен информацией (см. статью 36 Налогового кодекса РФ). Эти межведомственные взаимоотношения становятся актуальными для предпринимателей в тех случаях, когда на основе такого обмена сотрудники ОВД принимают участие в налоговых проверках.

По закону сотрудники ФНС обязаны направить соответствующие сведения в органы, уполномоченные возбуждать уголовные дела при выявлении признаков состава налогового преступления. В то же время фискальным органам также могут быть интересны сведения, которыми располагают правоохранительные органы, в том числе и те, которые стали им известны при проведении мероприятий, предусмотренных Федеральным законом от 12.08.95 № 144-ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности» (далее — закон об ОРД). При этом, такие сведения должны предоставляться фискальному ведомству даже без их запроса в тех случаях, когда следователь решает, что участие налоговиков при расследовании преступления необходимо. Закон устанавливает для этого конкретный срок: материалы следует направить по инстанциям в течение 10 рабочих дней с того момента, когда компетентный субъект выявил наличие соответствующих обстоятельств.

Кстати, налоговые инспекторы могут в дальнейшем приобщать в качестве доказательств эту информацию. Но для этого требуется соблюсти одно непременное условие: способы получения и методы оформления таких сведений должны полностью соответствовать требованиям к доказательствам закона об ОРД.
Ведомственные документы (например, инструкция, утверждённая приказом МВД РФ № 495 от 30.06.2009) закрепляют необходимые реквизиты официального уведомления налоговиков со стороны органов внутренних дел, но апеллировать в суде по поводу нарушений при оформлении таких писем не стоит. Судебная практика показала, что такое нарушение не считается основанием для исключения из дела таких доказательств. Аргументация: вышеуказанный приказ носит только рекомендательный характер, а потому его неполное соблюдение нельзя считать серьёзным процессуальным нарушением.

Налоговые органы, получив информацию от коллег из ОВД, обязаны в течение тех же 10 дней на неё отреагировать: назначить проверку (выездную либо камеральную) или отказаться от проведения таких контрольных мероприятий. Отказ, разумеется, должен быть мотивированным: либо по мнению налоговиков в материалах ОВД отсутствуют признаки состава налогового преступления, либо обозначаются объективные условия, препятствующие проведению проверки.

Читайте так же:  Налог при наследовании квартиры по завещанию

Законодательно закреплены и процессуальные сроки для реакции фискального ведомства на информацию ОВД: выездная проверка должна проводиться в том же квартале, когда поступила информация из ОВД. При проведении проверки камеральной должен учитываться срок представления проверяемой организацией декларации за соответствующий налоговый период. Если предполагаемое налоговое преступление совершено в то время, которое не попало в данный период – она проводиться не может.

О том, когда представители ОВД могут (или должны) принимать участие в проверках, мы скажем позже. Но даже в тех случаях, когда фискальное ведомство проводит проверку самостоятельно, оно обязано уведомить о её результатах следователя. В любом случае, если налоговики, получив уведомление ОВД о наличие признаков преступления, соглашаются с этой точкой зрения, они обязаны направить запрос на участие полиции в выездной проверке.

Те же и однодневки

Федеральный закон от 07.02.2011 № 3-ФЗ «О полиции» (см. п. 28 ч. 1 ст. 13) предусматривает иные случаи, когда сотрудники ОВД также обязаны принимать участие в выездной проверке налоговых органов при наличии запроса с их стороны по следующим основаниям:

  • необходимость участия сотрудников полиции в проведении таких следственных действий, как выемка документов, опрос, осмотр офиса и т.п.;
  • противодействие противоправным действиям проверяемых лиц, которые препятствуют налоговым инспекторам при осуществлении ими своих законных действий, в том числе и с угрозой для их здоровья и жизни.
  • Кроме того, привлечение сотрудников ОВД к контрольным налоговым мероприятиям возможно и по общим основаниям: для проверки фактов возможного нарушения налогового законодательства. Точка зрения ФНС России по этим вопросам конкретизируется в письме от 25.07.13 № АС-4-2/13622. Здесь говорится о том, что участие в проведении выездных контрольных мероприятий сотрудников ОВД необходимо, когда выявлены признаки составов преступлений, предусмотренных статьями 159 Уголовного кодекса РФ (мошенничество, в том числе и при необоснованных возмещениях НДС), 198 – 199.2 (неуплата налогов и сокрытие имущества, за счёт которого можно произвести взыскание этих налогов).

    Основанием для привлечения полицейских к проведению проверки могут стать факты противодействия её проведения. К ним налоговики относят как смену учредителей, так и поспешную смену адреса проверяемой организацией, её реорганизацию либо вообще ликвидацию. Разумеется, без внимания налоговиков не останутся и подозрительные действия налогоплательщика в форме банкротства, которые наводят на мысли фиктивном или преднамеренном характере последнего.

    И, конечно, однодневки. Любая информация о том, что в цепочке продаж присутствует подозрительное звено (например, компания, которая зарегистрирована по утерянному паспорту) вызовет включение в состав выездной налоговой проверки сотрудников ОВД. Практика показывает, что привлечение к проведению налоговой проверки полиции проводится налоговиками весьма оперативно: буквально в тот же день, когда выявляются соответствующие обстоятельства. Этому способствует закон, который позволяет привлекать полицию, как до начала проверки, так и в ходе её проведения.

    При этом правила поведения сотрудников ОВД и ФНС при проведении выездной налоговой проверки регламентируются разными нормативными актами. Фискальное ведомство должно соблюдать процессуальные нормы налогового законодательства, а полицейские подчиняются требованиям всё того же закона об ОРД. Общее руководство проверкой возлагается на должностное лицо фискального ведомства.

    Спасение проверяемого

    Оградить налогоплательщика от неприятных последствий при общении с налоговыми органами (и тем более – с полицией) способны только его собственная аккуратность, внимательность и максимально законопослушное поведение.

    Могут ли предприниматели воспрепятствовать доступу к информации со стороны правоохранительных органов? Напрямую это невозможно. Однако, способы все же есть. Нужно просто применять меры информационной защиты, которые допускаются законодательством об охраняемой тайне (в том числе, тайне коммерческой). Ведь основными распространителями информации (в том числе и конфиденциальной) являются люди: ваши сотрудники, партнёры, контрагенты. Наведите в этом деле порядок — организуйте надёжные способы хранения потенциально опасных сведений, включите в трудовые договоры и должностные инструкции сотрудников компании положения об ответственности за разглашение коммерческой тайны, оформите приказом перечень сведений, которые вы относите к категории коммерческой тайны (при этом посмотрите, чтобы этот перечень не противоречил закону).

    Если информация уже просочилась в правоохранительные органы, и эти сведения пытаются использовать против вас – попробуйте обратить внимание суда на процедурные нарушения, имеющие место при её сборе и оформлении. Для этого вам потребуется внимательно изучить соответствующие разделы закона об ОРД и (Уголовно-процессуальный кодекс Статья Уголовно-процессуального кодекса РФ).

    Кроме того, можно попробовать обратить в свою пользу процедурные нарушения, которые иногда допускает полиция и налоговое ведомство при проведении контрольных налоговых мероприятий (обратите внимание, к примеру, на сроки, о которых упоминалось выше). И, наконец, не стоит подставлять себя и давать налоговым органам формальный повод для привлечения к проведению выездной проверки полиции.

    Тогда мы можем смело говорить: «Нас пугают – а нам не страшно».

    Совместная налоговая проверка

    В деятельности налоговых органов не последнее место занимают совместные проверки и другие контрольные действия, которые производятся с различными федеральными органами (таможенные органы, финансовые органы, органы внутренних дел). Данная статья направлена на раскрытие вопросов, касающихся совместных налоговых проверок и иных контрольных действий.

    Обратите внимание. Доступ к полному содержимому данного документа ограничен.

    Видео (кликните для воспроизведения).

    В данном случае предоставлена только часть документа для предварительного ознакомления.
    Для получения доступа к полным и бесплатным ресурсам портала Вам достаточно зарегистрироваться и войти в систему.
    Удобно работать в расширенном режиме с получением доступа к платным ресурсам портала, согласно прейскуранту.

    Источники

    Совместная налоговая проверка
    Оценка 5 проголосовавших: 1

    ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

    Please enter your comment!
    Please enter your name here