Соглашение об избежании двойного налогообложения с казахстаном

Как использовать подписанные Казахстаном соглашения об избежании двойного налогообложения? Часть 5

В заключение цикла статей об использовании Налоговых Конвенций Казахстана с другими государствами мира хотелось бы привести примеры из области устранения двойного налогообложения и сотрудничества компетентных органов двух стран.

Все предыдущие статьи данного цикла Вы можете найти здесь:

Пример устранения двойного налогообложения:

Резидент Казахстана получил налогооблагаемых доход в другой стране, с которой подписано Налоговое Соглашение, в размере 100 000 долларов США. В этом государстве установлена налоговая ставка в 35%, следовательно, уплачен налог в размере 35 000 долларов США. В Казахстане сумма налога на такой же доход составила бы 30 000 долларов США, поэтому фактический зачет должен быть осуществлен на эту величину. Помимо этого, резидентом Казахстана получен доход в Республике Казахстан в размере 1 000 000 долларов США, после чего его налогооблагаемая база стала составлять 1 100 000 долларов США. Так как, с юридических лиц взимается налог в размере 30%, уплаченный налог на совокупный доход составил 330 000 долларов США. При учете суммы фактически уплаченного в другой стране налога, в Казахстане должно быть уплачено 300 000 долларов США.

Пример процедуры взаимного согласования:

Налогоплательщиком-резидентом Республики Казахстан осуществляется деятельность в стране, с которой подписана Налоговая Конвенция, и он имеет право на льготы, перечисленные в Налоговой Конвенции. Однако в этой стране его подвергли налогообложению не по положениям Налоговой Конвенции. В этом случае налогоплательщик Казахстана имеет право направить свое дело на рассмотрение Налоговому комитету Министерства финансов Казахстана, который будет стремиться разрешить дело налогоплательщика по взаимному согласию с компетентным органом договаривающейся страны для устранения двойного налогообложения, нарушающегося положения Налоговой Конвенции.

Примеры применения Налоговых Конвенций компетентным органом Казахстана:

  1. Он в соответствии с запросом своего налогоплательщика, выплачивающего роялти иностранному юридическому лицу, запрашивает у компетентного органа другого государства, с которым подписана Налоговое Соглашение, информацию о том, является ли получатель роялти резидентом этого государства, а также их фактическим владельцем.
  2. Он может запросить у компетентного органа договаривающейся страны информацию, которая необходима для распределения налогооблагаемого дохода между ассоциированными компаниями в обоих договаривающихся государствах или же корректировки прибыли, которая указана в отчетах постоянного учреждения в Казахстане, а также в отчетах главного офиса учреждения другой договаривающейся страны.
  3. Он может запросить у компетентного органа договаривающейся страны также информацию о том, принадлежат ли они одной холдинговой компании или же являются ли 2 иностранные компании связанными, являющиеся резидентами этой другой договаривающейся страны.

Примеры использования национальных законодательств компетентными органами:

Как использовать подписанные Казахстаном соглашения об избежании двойного налогообложения? Часть 2

Уважаемые и постоянные читатели нашего самого современного и актуального блога о международном бизнесе и оффшорах с практически применимой информацией. Если вы еще не читали первую часть цикла статей об избежании двойного налогообложения в Казахстане, то я очень рекомендую начать сначала – «Как использовать подписанные Казахстаном соглашения об избежании двойного налогообложения? Часть 1»

В продолжение комплекса статей по примерам использования положений Налоговых Конвенций Казахстана в сегодняшней статье начнем с принципа налогообложения прибыли от предпринимательской деятельности. Прибыль резидента одного договаривающегося государства, ведущего свою деятельность в другом договаривающимся государстве через свое постоянное учреждение, подлежит налогообложению в другом договаривающемся государстве, где располагается постоянное учреждение.

Пример:

Компания из Турции занимается ведением гостиничного хозяйства, а также оказанием услуг в области общественного питания и иных услуг населению посредством постоянного учреждения, которое расположено в Казахстане. Прибыль, получаемая компанией из Турции за услуги, оказываемые постоянным учреждением в Казахстане, подлежат налогообложению в Казахстане.

Как мы не раз говорили, постоянное учреждение юридического лица другой страны в некоторых случаях имеет право на вычет из налогооблагаемого дохода, за исключением ряда сумм, которые выплачены своему головному предприятию, либо другому предприятию указанного лица. Нельзя вычитать из:

  1. роялти, сборов, гонораров и иных платежей за предоставленную ссуду, либо использование патентов или иных прав;
  2. комиссионных за услуги, которые оказаны головным учреждением, в том числе эффективный менеджмент;
  3. процентов по ссудам, которые получены от головного предприятия, либо других учреждений данного юридического лица другой страны.

Пример:

Казахстанское постоянное учреждение компании из другой страны выплачивает лондонскому головному офису комиссионные за управление. Постоянное учреждение выплачивает еще и проценты за полученную ссуду иному офису данной компании, расположенному в Москве. Перечисленные платежи на стадии определения облагаемого дохода казахстанского постоянного учреждения не подлежат отнесению на вычет.

Также нельзя вычитать постоянному учреждению из суммы расходов, которые понесены от имени головной компании постоянным учреждением.

Пример:

Казахстанское постоянное учреждение от имени своего головного учреждения рекламирует продукцию, производимую этим предприятием. Однако постоянное учреждение с рекламируемой продукцией не оперирует. Расходы, которые понесены постоянным учреждением от имени головного учреждения, не относятся на вычеты при определении налогооблагаемого дохода постоянного учреждения. При отражении в учете указанных расходов постоянным предприятием на стадии подсчета окончательной суммы дохода постоянного учреждения для уплаты налогов, прибыль постоянного учреждения увеличивается на сумму указанных расходов.

Прибыль на основании закупки товаров или же изделий постоянным предприятием для учреждения не относится к постоянному учреждению.

Пример:

Постоянным учреждением иностранного резидента приобретается для головного учреждения сырье. Передача данного сырья головному предприятию не считается реализацией и не включается в доход постоянного учреждения, облагаемый налогом.

Читайте так же:  Формы и методы выездной налоговой проверки

Пример налогообложения прибыли от международных перевозок:

Немецкой авиакомпанией осуществляет рейс из города Бонн (Германия) в Алматы (Казахстан) транзитом через Астану (Казахстан). Одним и тем же экипажем обеспечивается обслуживание маршрута город Бонн – город Астана, а также Астана — Алматы. Цена билета маршрута Астана — Алматы значительно ниже цены билетов, предлагаемой национальными авиакомпаниями. Более 50% пассажиров, вылетевших из Бонна, выходит в Астане, почти то же число пассажиров садится в Астане для полета в Алматы. Между Казахстаном и Германией подписана налоговая Конвенция:

  1. Доходы от перевозки пассажиров из Бонна до Астаны или из Бонна до Алматы облагаются налогом согласно статье 8 Конвенции.
  2. Доходы от перевозки пассажиров из Астаны до Алматы облагаются налогом согласно статье 7 Конвенции, так как не относятся к международным.

Далее перейдем к примеру налогообложения ассоциированных предприятий – материнских и дочерних компаний или связанных компаний и фирм под общим управлением. Стоит отметить, что стоимость сделки между ассоциированными предприятиями — объект контроля согласно Закону Казахстана от 05.01.2001 года «О государственном контроле при применении трансфертных цен». Данный законодательный акт устанавливает рыночные цены, допустимые отклонения стоимость сделки от рыночной и прибыли ассоциированного предприятия.

Пример:

В собственности иностранной компании — резидента государства, с которым подписана Налоговая Конвенция, определенный пакет акций предприятия Казахстана. Для искусственного увеличения вычетов предприятия Казахстана и занижения облагаемого дохода, зарубежное учреждение выставляет счета за оказанные маркетинговые услуги по завышенной стоимости. Иностранная компания и предприятие Казахстана — связанные стороны. Поскольку выставленные счета иностранной компанией не соответствуют рыночным ценам, применяются положения Закона Казахстана «О государственном контроле при применении трансфертных цен».

При увеличении договаривающимся государством на определенную сумму облагаемого дохода налогоплательщика другое договаривающееся государство может выполнить соответствующие корректировки размера взимаемого с подобной прибыли налога. Для определения такой корректировки учитываются другие положения подписанной Налоговой Конвенции. При необходимости компетентные органы могут консультироваться.

Пример:

Предприятие из РФ владеет определенным пакетом акций предприятия Казахстана. Для искусственного занижения своей облагаемой прибыли предприятие Казахстана приобретает у предприятия из РФ товары по завышенным ценам. Налоговыми органами Казахстана при проверке отчетности обнаружено завышение расходов и увеличен облагаемый доход предприятия Казахстана на выявленную сумму. Согласно условиям 9 статьи Конвенции между Казахстаном и РФ налоговые органы РФ при включении в облагаемую прибыль стоимости проданных товаров могут принять осуществленные корректировки размера облагаемой прибыли на сумму искусственного завышения.

Актуальные примеры и очень полезные идеи по применению двусторонних соглашений об избежании двойного налогообложения, которые Казахстан подписал с другими странами Вы можете найти здесь:

Кажется, что написано уже множество статей, не правда ли? Но на самом деле существует еще множество стран с очень льготными и привольными условиями для организации бизнеса не резидентами. В том числе и гражданами и резидентами Казахстана. И эти стран нет в списках оффшорных зон или зон с льготным налогообложением Казахстана.

соглашение об избежании двойного налогообложения

Минфин РФ: Письмо № 03-08-05/70160 от 09.09.2019

Россия и Австрия будут обмениваться информацией о налогах и банковских сведениях

Налоговые органы России и Австрии не смогут отказать в предоставлении запрашиваемой другой стороной информации по любым видам налогов, в том числе банковским сведениям.

Такие изменения в Конвенцию между правительствами двух стран ратифицировала Госдума на пленарном заседании 17 апреля, сообщает «Парламентская газета».

Устанавливается возможность обмениваться информацией по всем видам налогов, в том числе косвенных, рассказал на заседании замминистра финансов Илья Трунин. Нельзя будет отказать в предоставлении сведений другой стороне только на основании того, что ими располагают банки, номинальные держатели, агенты, доверительные управляющие.

Также устанавливается 5-процентная ставка налога на дивиденды у источника (при условии владения не менее 10 процентов капитала компании, выплачивающей дивиденды). Это позволит применять её не только в отношении крупных, но также средних и малых компаний, говорится в пояснениях к законопроекту.

По инициативе российской стороны налогообложение доходов от отчуждения акций компаний, более 50 процентов стоимости которых представлено недвижимым имуществом, можно будет осуществлять в том государстве, где расположено такое имущество.

А чтобы противодействовать выводу прибыли из-под налогообложения резидентом одной страны, другая обязуется не предоставлять льготы и преимущества в виде снижения налоговой ставки или освобождения от уплаты налогов, когда одной из основных целей этого резидента было их получение.

«Если целью сделки является уклонение от налогов, такая сделка не рассматривается», — пояснил Трунин.

Минфин РФ: Письмо № от 21.08.2019

Взаимосогласительные процедуры включили в НК

Федеральный закон № 325-ФЗ от 29.09.2019 предусматривает меры в рамках реализации план BEPS.

Поясним, план BEPS — это план борьбы с размыванием налоговой базы и выводом доходов из-под налогообложения.

В целях совершенствования механизма разрешения споров, возникающих при применении положений соглашений об избежании двойного налогообложения в результате действий налоговых органов договаривающихся государств, приводящих к налогообложению доходов (прибыли) лиц не в соответствии с положениям таких соглашений, НК дополняется новым положениям о взаимосогласительной процедуре.

Под взаимосогласительной процедурой в соответствии с международным договором РФ по вопросам налогообложения понимается процедура разрешения споров о порядке налогообложения лица в отношении его доходов, прибыли и имущества при применении положений международного договора РФ по вопросам налогообложения.

Вводится новая глава НК — 20.3, которая определяет порядок проведения указанной процедуры.

Читайте так же:  Переход на упрощенную систему налогообложения является

Налоговые споры с иностранными налоговиками поможет решить российский Минфин

Российская компания сможет пожаловаться в Минфин в случае нарушения договора об избежании двойного налогообложения и доначисления налогов за рубежом.

Напомним, Россия заключила соглашения об избежании двойного налогообложения с 84 странами.

В НК вводят новую главу. Проект поправок опубликован на федеральном портале.

Раздел VII.1 «Выполнение международных договоров российской федерации по вопросам налогообложения и взаимной административной помощи по налоговым делам» дополняется главой 20.3 «Взаимосогласительные процедуры в соответствии с международными договорами Российской Федерации по вопросам налогообложения».

О других готовящихся многочисленных поправках в НК читайте в нашем материале «Налоги сильно изменят: готовы масштабные поправки в НК».

Минфин РФ: Письмо № 03-03-06/1/319 от 30.05.2011

Перечисление денег иностранной однодневке может привести к двойному налогообложению

Верховный Суд РФ в определении № 309-КГ18-6366 признал, что средства, перечисленные российской организацией иностранной компании на безвозмездной основе, облагаются в России налогом на доходы, который удерживается при их выплате. Эта сумма признается доходом зарубежной компании, полученным от источника в России, пишет пресс-служба ФНС.

Российская организация (ООО) заключила с иностранной компанией, располагающейся в Канаде, договор на оказание услуг и выполнение работ по развитию проекта по созданию, детерминации и продаже углеродных активов. Согласно ему ООО перечислило иностранной компании более 130 млн руб.

Инспекция в ходе проверки российской организации получила сведения от налоговой службы Канады в рамках соглашения «Об обмене информацией»: иностранная компания является фирмой-однодневкой, у которой отсутствуют активы и доходы, а весь документооборот, который она вела с ООО, формален. Инспекция пришла к выводу, что российская организация неправомерно отнесла затраты по хозяйственным операциям с иностранной компанией в состав расходов, учитываемых при исчислении налога на прибыль.

Во время повторной выездной налоговой проверки вышестоящий налоговый орган не нашел свидетельств того, что иностранная компания выполнила работы по договору. Руководствуясь пп. 10 п. 1 ст. 309 НК РФ, он сделал вывод, что безвозмездно полученные денежные средства являются ее пассивным доходом, который подлежит обложению налогом в Российской Федерации. ООО был начислен налог с доходов, полученных иностранной организацией от источников в России, а также пени за его неуплату, так как российская организация не исполнила обязанность налогового агента по исчислению, удержанию и перечислению его в бюджет.

ООО, не согласившись решением, обратилось в суд, сославшись на ст. 7 Соглашения между Правительством РФ и Правительством Канады от 05.10.1995 «Об избежании двойного налогообложения и предотвращении уклонения от налогообложения в отношении налогов на доходы и имущество». Суд первой инстанции отказал ему, указав, что ООО перечислило деньги иностранной компании безвозмездно, так как последняя не выполнила работы по договору. Также суд отметил, что согласно п. 2 ст. 21 указанного соглашения, доходы, полученные зарубежной компанией, могут быть обложены налогом в государстве, в котором возникают — в Российской Федерации.

Однако суды апелляционной и кассационной инстанций поддержали российскую организацию, посчитав, что признание сделки притворной не означает, что денежные средства были перечислены иностранной компании безвозмездно. Они указали, что согласно ст. 7 соглашения, иностранная компания должна уплачивать налоги от своей деятельности на территории Канады.

Налоговый орган обратился с кассационной жалобой в Верховный Суд РФ, который отменил постановления апелляционной и кассационной инстанций, оставив в силе решение суда первой инстанции. Он указал, что согласно пп. 10 п. 1 ст. 309 НК РФ перечень облагаемых налогом доходов иностранных организаций является открытым. При этом положения данного подпункта применяются к пассивным доходам, экономическим источником возникновения которых является территория Российской Федерации. Также Верховный Суд отметил, что налогообложение рассматриваемого пассивного дохода соответствует п. 2 ст. 21 соглашения, согласно которому другие доходы, не упомянутые в предыдущих его статьях, могут облагаться налогами в том государстве, где они возникают. Применение ст. 7 соглашения в данном случае неверно, поскольку она посвящена налогообложению доходов, полученных от обычной (активной) предпринимательской деятельности.

Как использовать подписанные Казахстаном соглашения об избежании двойного налогообложения? Часть 4

Продолжаем цикл статей с примерами налогообложения доходов согласно Налоговым Конвенциям Казахстана с другими странами. Не стоит начинать чтение данной статьи с четвертой части, если вы не читали первые три:

Пример налогообложения доходов от прироста стоимости имущества:

Компанией — резидентом Великобритании, не имеющей в Казахстане постоянного учреждения, реализуются акции своего дочернего предприятия иной иностранной компании. Активы реализуемого предприятия на 80% состоят из недвижимой собственности, расположенной в Казахстане. В соответствии с пунктом 2 статьи 13 Налоговой Конвенции, заключенной между Казахстаном и Великобританией, доходы от продажи данных акций подлежат налогообложению в Казахстане.

В ряде Налоговых Конвенций в дополнение к доходам от отчуждения акций доходы, которые получены резидентом договаривающейся страны от отчуждения прав участия или иных прав, акций в капитале компании или иного юридического лица – резидента другой договаривающейся страны, подлежат налогообложению в этой другой договаривающейся стране при условии, что получатель имел косвенное или прямое участие в капитале этого учреждения на протяжении периода времени, указанного соответствующим налоговым соглашением.

Пример подобной ситуации:

Во владении компании — резидента США 30% акций предприятия Казахстана. Компания из США участвовала в управлении дочерним предприятием на протяжении 2 лет и приняла решение о продаже своей доли акций канадской компании. В соответствии с пунктов 3 статьи 13 Налоговой Конвенции между Казахстаном и США, доходы, которые получены американской компанией от реализации акций предприятия Казахстана, подлежат налогообложению в Казахстане согласно местному налоговому законодательству.

Пример налогообложения доходов резидента одной страны от отчуждения движимой собственности постоянной базы или учреждения в другой стране:

Читайте так же:  Выплата дивидендов ооо прибыль прошлых лет

Резидентом иностранного государства, с которым заключена Налоговая Конвенция, продается иному юридическому лицу свое предприятие с казахстанским постоянным учреждением данного предприятия. Согласно Налоговой Конвенции, доход от реализации постоянного учреждения этого предприятия облагается налогом в Казахстане в соответствии с его налоговым законодательством.

Пример налогообложения доходов, полученных от оказания личных услуг:

Вознаграждения, которые получены доктором от работы в медпункте фабрики, облагаются налогом согласно статье «Зависимые личные услуги» Налоговой Конвенции Казахстана с другим государством.

Примеры налогообложения доходов физического лица от работы по найму на транспортных средствах, используемых в международных перевозках:

1. Согласно положениям Налоговой Конвенции между США и Казахстаном, доход члена постоянного экипажа воздушного или морского судна, используемого в международных перевозках, подлежит налогообложению по месту его резидентства. 2. Согласно положениям Налоговой Конвенции между Великобританией и Казахстаном, подобный налог взимается в стране резидентства предприятия, которое эксплуатирует данное судно.

Пример налогообложения гонораров директоров:

Резидентом иностранной страны, с которой подписана Налоговая Конвенция, занята должность члена совета директоров предприятия Казахстана, за что он получает соответствующие гонорары. В соответствии с Налоговым Соглашением, подобные гонорары облагаются налогом в Республике Казахстан.

Пример налогообложения доходов артистов и спортсменов:

Российскими музыкантами и артистами проведен концерт в Казахстане. Согласно Налоговому Соглашению между Казахстаном и РФ доходы, которые получены музыкантами и артистами из России от выступления в Казахстане, подлежат налогообложению в Казахстане согласно налоговому законодательству Казахстана, а именно по налоговой ставке в 20%.

Пример налогообложения доходов артистов и спортсменов, чья деятельность финансируется общественными фондами или осуществляется в соответствии с соглашениями о культурном сотрудничестве:

Согласно соглашению о культурном сотрудничестве между Казахстаном и Кыргызстаном, казахстанские артисты приглашены в Кыргызстан. В соответствии с пунктом 3 статьи 17 Налоговой Конвенции между двумя этими странами, доходы казахстанских артистов от выступления в Кыргызстане не облагаются налогом в Кыргызстане, так как действует соглашение о культурном сотрудничестве.

Еще один пример налогообложения доходов артистов и спортсменов при выполнении нескольких видов работ:

Джон Вусс, являющийся резидентом Великобритании и профессиональным игроком в гольф, приехал в Казахстан для того, чтобы принять участие в открытом чемпионате. Во время в стране Вуссом были получены следующие доходы:

Давайте разберемся, за какой из доходов нужно в Казахстане платить налог:

Пример налогообложения пенсии и иных социальных выплат:

Петров – резидент Казахстана за свой прошлый труд получает пенсию из другого государства, с которым подписана Конвенция. Эту пенсию облагают налогом по месту резидентства Петрова, а именно только в Казахстане.

Пример налогообложения выплат по возмещению ущерба:

Сергеев — резидент Казахстана из другой страны, с которой подписана Налоговая Конвенция, регулярно получает компенсацию за нанесенный ему ущерб. Эта компенсация облагается налогом сугубо в Казахстане по месту резидентства Сергеева.

Видео (кликните для воспроизведения).

Пример налогообложения социальных пособий, выплачиваемых согласно системе социального страхования:

Бывший гражданин Казахстана, на данный момент проживает в Канаде и получает из Казахстана пособие, которое выплачивается согласно законодательству о социальной защите. В соответствии с пунктом 3 статьи 18 Налоговой Конвенции между Канадой и Казахстаном, подобные пособия облагаются налогом по месту выплаты пособия — сугубо в Казахстане.

Пример налогообложения выплат за государственную службу:

Гражданин Казахстана — государственный служащий. Он получает зарплату от государственных органов Республики Казахстан за его службу в другой стране. В соответствии с Налоговой Конвенцией, подписанной с этой страной, указанная зарплата облагается налогом сугубо в Казахстане.

Пример налогообложения гонораров за службу от официальных органов:

Гражданину Казахстана выплачивается вознаграждение от официальных органов другой страны за его службу, которую он осуществляет для этой страны в Казахстане. По условиям подписанной с этой страной Налоговой Конвенции подобное вознаграждение облагается налогом сугубо в Казахстане.

Пример налогообложения пенсий за прошлую государственную службу:

Физическое лицо, являющееся бывшим государственным служащим Казахстана и находящееся в настоящее время в отставке, получает пенсию из источников в Казахстане за прошлую службу, которую он осуществлял в другой стране. Данная пенсия подлежит налогообложению сугубо в Казахстане.

Пример налогообложения доходов студентов, практикантов (стажеров):

Студенты из Казахстана обучаются в другой стране, с которым подписано Налоговое Соглашение. Выплаты, получаемые из Республики Казахстан для проживания и получения образования, облагаются налогом сугубо в Казахстане.

Примечание: в ряде Налоговых Конвенций устанавливается предельный срок предоставления подобной льготы. Чаще всего это 2 года или 5 лет с даты прибытия студентом в страну.

Пример налогообложения доходов преподавателей и исследователей:

Резидент Казахстана пребывает в Венгрии для преподавания в университете. В соответствии пунктом 3 статьи 20 Налогового Соглашения между Казахстаном и Венгрией, доходы казахстанского резидента от указанной деятельности облагаются налогом в Казахстане, а в Венгрии освобождаются от налогообложения в течение 2х лет с момента прибытия его в Венгрию.

Пример различия Налоговых Конвенций в отношении налогообложения имущества (капитала):

  1. В соответствии со статьей 2 Налогового Соглашения, подписанного с Узбекистаном, данное Соглашение распространяется в Республике Казахстан сугубо на налог на имущество физических лиц, но в Узбекистане – на налог на имущество юридических и физических лиц.
  2. В соответствии со статьей 2 Налогового Соглашения, подписанного с Азербайджаном, данное Соглашение распространяется на налог на имущество юридических и физических лиц в обоих государствах.

Пример налогообложения имущества (капитала):

Сооружения и здания, расположенные в Казахстане, принадлежат юридическому лицу другой страны. Стоимость этих зданий и сооружений подлежит налогообложению в Казахстане.

Международные соглашения об избежании двойного налогообложения как составная часть налогового законодательства

Материалы подготовлены группой консультантов-методологов ЗАО «BKR-Интерком-Аудит»

Международные соглашения об избежании двойного налогообложения, применяющиеся на территории Российской Федерации, входят в систему права Российской Федерации и имеют приоритетное действие по сравнению с положениями национального налогового законодательства.

Читайте так же:  Отчетность ип с работниками

Статьей 15 Конституции Российской Федерации установлено, что международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы и если международным договором установлены правила иные, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора.

Аналогичные правила установлены статьей 7 НК РФ.

В связи с этим, при налогообложении иностранных лиц необходимо исходить прежде всего из положений международных договоров в области налогообложения.

Международный договор, о котором идет речь в статье 7 НК РФ, в международном праве может иметь различные наименования: договор, соглашение, конвенция и другие.

Целью заключения международного договора является достижение между государствами или иными субъектами международного права соглашения, устанавливающего их взаимные права и обязанности в налоговых отношениях для избежания двойного налогообложения.

Вопросы налогообложения лиц – резидентов одного государства в отношении их доходов, выплачиваемых в другом государстве, регулируются законодательством этих двух стран. При этом любое государство обладает исключительным правом взимать налоги на своей территории в соответствии с национальным налоговым законодательством, которое распространяется, в том числе, и на иностранные организации.

Именно по этой причине возникает двойное налогообложение иностранных организации, когда лицо – резидент одной страны получает доходы из источников, расположенных в другой стране, владеет имуществом (как правило, недвижимым) в другой стране или осуществляет деятельность, в результате которой возникают доходы или иной объект налогообложения в другой стране. Для указанных ситуаций характерно, что одно и то же лицо рассматривается налоговым законодательством в качестве налогоплательщика или один и тот же объект рассматривается в качестве объекта налогообложения одновременно в двух или более странах.

Например, доходы, полученные иностранной организацией из источников в Российской Федерации, подлежат обложению в Российской Федерации в соответствии с положениями НК РФ. При этом эти доходы, полученные на территории Российской Федерации, являются также объектом налогообложения в соответствии с законодательством иностранного государства получателя дохода. Соответственно, налог в этом случае уплачивается дважды: в первый раз – в соответствии с нормами налогового законодательства государства – источника дохода, второй – согласно нормам внутреннего законодательства государства — получателя дохода.

Положения международного договора определяют правила разграничения прав каждого из государств по налогообложению организаций одного государства, имеющим объект налогообложения в другом государстве.

Кроме того, суммы налога, выплаченные в государстве – источнике дохода в соответствии с внутренним налоговым законодательством этого государства, могут засчитываться при уплате налога иностранной организацией за рубежом. Процедура зачета уплаченных налогов за рубежом регламентируется налоговым законодательством иностранного государства. В России применяется аналогичный порядок, предусмотренный статьей 232, 311 НК РФ.

Как правило, размер засчитываемых налогов, выплаченных в государстве – источнике дохода, не может превышать сумму налога, подлежащего уплате этой организацией за рубежом по соответствующим доходам, рассчитанного в соответствии с налоговым законодательством и правилами иностранного государства. Зачет производится при условии предъявления налогоплательщиком документа, подтверждающего удержание налога в государстве – источнике дохода.

Необходимо учитывать, что действующие международные налоговые соглашения (об избежании двойного налогообложения) определяют только правила разграничения прав каждого из государств по налогообложению организаций одного государства, имеющих объект налогообложения в другом государстве, однако методы реализации этих положений: порядок исчисления, уплаты налога, взыскания сумм налогов, не уплаченных в установленные сроки, и привлечения к ответственности за допущенные налогоплательщиком нарушения – устанавливают внутригосударственные нормы налогового права.

Кроме устранения двойного налогообложения, международные соглашения преследуют цель выработки механизмов по предотвращению уклонения от налогов и уменьшения возможностей злоупотребления нормами соглашений в целях избежания налога посредством обмена информацией между компетентными органами соответствующих государств.

Соглашения об избежании двойного налогообложения (договоры, конвенции) – многосторонние и двусторонние соглашения, устанавливающие нормы, в соответствии с которыми достигается избежание двойного налогообложения:

1) доходов, получаемых физическими лицами и юридическими лицами;

2) имущества и доходов от реализации имущества;

3) доходов и имущества в сфере международных перевозок;

4) доходов от авторских прав и лицензий (интеллектуальной собственности).

Соответственно, двойное налогообложение в международных экономических отношениях может возникать в отношении следующих налогов:

1) подоходный налог с физических лиц;

2) налог на прибыль организаций;

3) налог на имущество (как физических лиц, так и юридических лиц, налог на недвижимость и другие законы).

Соглашения об избежании двойного налогообложения, как правило, содержат:

1) перечисление видов налогов, регулируемых соглашением (статья «Налоги, на которые распространяется соглашение»);

2) определение круга лиц, на которых распространяется соглашение;

3) определения и установления условий налогообложения (ограничений по налогообложению) в государстве – источнике дохода таких видов доходов, как:

— прибыль от коммерческой деятельности;

— доходы от зависимой личной деятельности (доходы от работы по найму);

— доходы от независимой личной деятельности (вознаграждения и гонорары);

4) определение способов избежания двойного налогообложения (освобождение от налогообложения или применение иностранного налогового кредита);

5) установление порядка выполнения соглашения сторонами (вступление в силу, срок действия, порядок прекращения действия соглашения, применение взаимосогласительных процедур).

Отдельные положения указанных Соглашений различаются между собой, поскольку Соглашения носят двусторонний характер и заключаются исходя из характера отношений между Россией и конкретной страной. Вместе с тем многие соглашения базируются на Модельной конвенции Организации экономического сотрудничества и развития (далее ОЭСР) по налогам на доход и капитал и содержат аналогичные положения.

Читайте так же:  Валютный контроль при перечислении в республику кипр

В связи с этим можно обобщить принципы налогообложения доходов в соответствии с международными соглашениями.

В целях применения соглашений об избежании двойного налогообложения, заключенных Российской Федерацией (бывшим СССР), доходы подразделяются:

1) на доходы (прибыль) от коммерческой деятельности;

2) на особые виды доходов, для которых предусматриваются специальные режимы налогообложения, освобождение от налогообложения, налоговые кредиты.

Прибылью от коммерческой деятельности в контексте соглашений об избежании двойного налогообложения признаются доходы иностранных организаций, осуществляющих деятельность через постоянное представительство в Российской Федерации.

Для такого вида доходов нормами соглашений об избежании двойного налогообложения, а также нормами национального налогового законодательства ряда стран устанавливаются основной режим налогообложения и стандартные формы устранения двойного налогообложения.

К особым видам доходов, для которых предусматриваются специальные режимы налогообложения, освобождение от налогообложения, относятся:

а) доходы от международных перевозок, дивиденды, проценты;

б) доходы от недвижимого имущества, от продажи недвижимого и движимого имущества, от авторских прав и лицензий (интеллектуальной собственности);

в) доходы от работы по найму;

г) доходы от независимой личной деятельности (профессиональных услуг), гонорары директоров предприятий, вознаграждения или иные доходы от государственной службы, пенсии;

д) доходы работников искусств и спортсменов, преподавателей, ученых, студентов и практикантов;

е) другие доходы.

Различия подходов к налогообложению доходов от отдельных видов деятельности определяются спецификой этих доходов, условиями и характером деятельности, а также характерными особенностями деятельности отдельных категорий субъектов налогообложения.

Статья соглашений «Прибыль от коммерческой деятельности» затрагивает все виды доходов за исключением тех видов, порядок налогообложения которых определяется в специальных статьях.

В соответствующей статье соглашения определяется, в каком государстве будет облагаться налогом тот или иной доход или та или иная его часть. Сам порядок процедуры налогообложения, условия и обязательные требования всегда устанавливаются в соответствии с национальным законодательством того государства, которое осуществляет налогообложение.

В статье соглашения «Прибыль от коммерческой деятельности» стороны, заключившие соглашение, в качестве объекта налогообложения рассматривают прибыль, то есть разницу между полученными доходами и расходами, понесенными для извлечения этих доходов, а в статьях, относящихся к специальным видам деятельности, речь идет о доходах.

Как правило, в соглашениях дается общая характеристика порядка расчета прибыли постоянного представительства и указываются те виды расходов, которые разрешено вычитать из облагаемого дохода для определения объекта налогообложения – прибыли, полученной через постоянное представительство. В типовом Соглашении это сформулировано следующим образом: «При определении прибыли постоянного представительства допускается вычет расходов, понесенных для целей деятельности этого постоянного представительства. При этом допускается обоснованное перераспределение документально подтвержденных расходов между лицом с постоянным местопребыванием в одном Договаривающемся Государстве и его постоянным представительством в другом Договаривающемся Государстве. Такие расходы включают управленческие и общеадминистративные расходы, расходы на исследование и развитие, проценты и плату за управление, консультации и техническое содействие, понесенные как в Государстве, в котором расположено постоянное представительство, так и в любом другом месте».

Прибыль, относящаяся к постоянному представительству, должна определяться ежегодно одним и тем же методом, если только не будет веской и достаточной причины для его изменения.

Если прибыль включает в себя виды дохода, о которых отдельно упоминается в других статьях соглашения, то положения этих статей не затрагиваются положениями статьи «Прибыль от коммерческой деятельности».

Российская Федерация заключила со многими государствами соглашения об избежании двойного налогообложения.

В настоящее время действует свыше 70 международных соглашений (конвенций, договоров). Наряду с соглашениями, заключенными Правительством Российской Федерации, продолжают действовать соглашения, заключенные правительством СССР.

Действующие международные соглашения России об избежании двойного налогообложения доходов и имущества существенно различаются по целому ряду вопросов, в том числе в отдельных соглашениях нередко используются особые понятия и термины.

Помимо общих международных соглашений об устранении двойного налогообложения действует ряд специальных двусторонних соглашений, главным образом по устранению двойного налогообложения в сфере международных (морских и воздушных) перевозок, заключенных правительством СССР. Такие соглашения заключены с Алжирской Народно-Демократической Республикой (от 11.06.88 года), Аргентинской Республикой (от 30.03.1979 года), Греческой Республикой (от 27.01.76 года), Иракской Республикой (от 26.09.74 года), Ирландией (от 17.12.1986 года), Французской Республикой (от 04.03.70 года).

Россия является членом Женевских дипломатических и консульских конвенций, а также многосторонней Конвенции об избежании двойного налогообложения выплат авторского вознаграждения (Мадрид, 13 декабря 1979 года).

В отношениях с отдельными странами в 1990-е годы продолжали действовать соглашения между странами Совета Экономической Взаимопомощи об устранении двойного налогообложения доходов и имущества физических лиц (заключены 27 мая 1977 года в отношении Монголии, Словакии и Чехии), а также об устранении двойного налогообложения доходов и имущества юридических лиц (заключено 19 мая 1978 года; продолжало действовать в отношении тех же стран).

Самостоятельную группу составляют двусторонние соглашения об избежании двойного налогообложения доходов и имущества Российской Федерации со странами – членами СНГ: Соглашение с Азербайджанской Республикой (от 03.07.97 года), Соглашение с Республикой Беларусь (от 21.04.95 года), Соглашение с Республикой Узбекистан (от 02.03.94 года; ратифицировано 24.04.95 года), с Украиной (от 08.02.95 года).

Видео (кликните для воспроизведения).

Более подробно с вопросами, касающимися бухгалтерского и налогового учета в иностранных организациях на территории Российской Федерации, Вы можете познакомиться в книге ЗАО «BKR Интерком-Аудит» «Иностранные организации и их представительства».

Источники

Соглашение об избежании двойного налогообложения с казахстаном
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here