Система финансового контроля в россии

Энциклопедия решений. Финансовый контроль и аудит

Финансовый контроль в организациях государственного сектора осуществляется в целях обеспечения соблюдения положений бюджетного законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов. В настоящее время в Российской Федерации действует система финансового контроля, которую можно условно разделить на четыре уровня.

Органы, осуществляющие контроль

Внешний государственный (муниципальный) финансовый контроль

Контроль законодательных (представительных) органов

1. Счетная палата РФ (на федеральном уровне).

2. Контрольно-счетные органы субъектов РФ.

3. Контрольно-счетные органы муниципальных образований

Федеральный закон от 05.04.2013 N 41-ФЗ «О Счетной палате Российской Федерации»

Регламент Счетной палаты Российской Федерации, утвержденный постановлением Коллегии Счетной палаты РФ от 28.10.2013 N 7ПК

Стандарты Счетной палаты РФ (ч. 1 ст. 35 Федерального закона от 05.04.2013 N 41-ФЗ)

Федеральный закон от 07.02.2011 N 6-ФЗ «Об общих принципах организации и деятельности контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований»

Законы (решения), принимаемые на уровне конкретных публично-правовых образований*(1)

Внутренний государственный (муниципальный) финансовый контроль

Осуществляется в рамках всего публично-правового образования

1. Федеральное казначейство (на федеральном уровне)*(2).

2. Органы внутреннего государственного финансового контроля субъектов РФ.

3. Органы внутреннего муниципального финансового контроля

Положение о Федеральном казначействе, утвержденное постановлением Правительства РФ от 01.12.2004. N 703

Правила осуществления Федеральным казначейством полномочий по контролю в финансово-бюджетной сфере, утвержденные постановлением Правительства РФ от 28.11.2013 N 1092

Административный регламент, утвержденный приказом Минфина России от 20.03.2014 N 18н

Нормативные правовые акты, принимаемые на уровне конкретных публично-правовых образований*(3)

Органы, осуществляющие кассовое обслуживание (проведение кассовых операций) при санкционировании операций

1. Федеральное казначейство

2. Финансовые органы субъектов РФ

3. Финансовые органы муниципальных образований

Положение о Федеральном казначействе, утвержденное постановлением Правительства РФ от 01.12.2004 N 703

Нормативные правовые акты, принимаемые на уровне конкретных публично-правовых образований*(4)

Ведомственный внутренний финансовый контроль и аудит

Осуществляется в рамках ведомства — в территориальных органах ведомства и подведомственных учреждениях

1. Главных распорядителей (распорядителей) бюджетных средств.

КОНСУЛЬТАЦИЯ ЮРИСТА


УЗНАЙТЕ, КАК РЕШИТЬ ИМЕННО ВАШУ ПРОБЛЕМУ — ПОЗВОНИТЕ ПРЯМО СЕЙЧАС

8 800 350 84 37

2. Главных администраторов (администраторов) доходов бюджетов

3. Главных администраторов (администраторов) источников финансирования дефицита бюджета

Внутренний финансовый контроль и аудит осуществляются в соответствии с порядком, установленным соответственно Правительством РФ, высшим исполнительным органом государственной власти субъекта РФ, местной администрацией (см. постановления Правительства РФ от 10.02.2014 N 89, от 17.03.2014 N 193).

Внутренний финансовый контроль и аудит осуществляются в пределах установленной предельной численности и ФОТ сотрудников центральных аппаратов и территориальных органов федеральных органов исполнительной власти, а также в пределах предусмотренных бюджетных ассигнований.

В настоящее время на федеральном уровне действуют принятые ведомственные нормативные акты:

— приказы (распоряжения), издававшиеся в соответствующих ведомствах (например, Положения, Стандарты утвержденные приказами Минюста России от 29.01.2015 N 12, Росавтодора от 11.05.2012 N 129, Минздрава России от 05.09.2013 N 626н, Федерального казначейства от 29.11.2017 N 330).

Для обеспечения единообразного подхода к планированию и проведению аудиторских проверок, а также к реализации их результатов во всех публично-правовых образованиях Минфином России утверждены Методические рекомендации (приказ от 30.12.2016 N 822).

Органов, осуществляющих функции и полномочия учредителей в отношении казенных, бюджетных и автономных учреждений

п. 5.1 ст. 32 Федерального закона от 12.01.1996 N 7-ФЗ «О некоммерческих организациях»

ч. 3.23 ст. 2 Федерального закона от 03.11.2006 N 174-ФЗ «Об автономных учреждениях»

Нормативные правовые акты, принимаемые на уровне конкретных публично-правовых образований*(5)

Внутренний контроль в организации госсектора

Должностные лица, комиссии, структурные подразделения организации госсектора

ч. 1 ст. 19 Федерального закона от 06.12.2011 N 402-ФЗ «О бухгалтерском учете»

ст. 101 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ

Иные нормативные правовые акты, предусматривающие требование об осуществлении внутреннего контроля в организации (например, согласно п. 7 Указания Банка России от 11.03.2014 N 3210-У в организации должны быть определены мероприятия по обеспечению сохранности наличных денег при ведении кассовых операций, хранении, транспортировке, порядок и сроки проведения проверок их фактического наличия)

Локальные нормативные акты

Объекты государственного (муниципального) финансового контроля перечислены в п. 1 ст. 266.1 БК РФ. К их числу относятся и государственные (муниципальные) учреждения (казенные, бюджетные и автономные). Действующее законодательство не позволяет передать полномочия по осуществлению муниципального финконтроля федеральным органам (письмо Минфина России от 31.03.2016 N 02-10-08/18672).

Внимание

Контрольные мероприятия, проводимые в казенных учреждениях в рамках осуществления финансового контроля, связаны прежде всего с проверкой исполнения бюджетной сметы. А вот при проверках бюджетных и автономных учреждений прежде всего проверяется (см., в частности, письма Минфина России от 20.08.2012 N 02-07-10/3259, от 24.04.2013 N 02-13-09/14197):

— соблюдение условий предоставления субсидий;

— выполнение государственного (муниципального) задания в установленные сроки, в полном объеме и с должным качеством;

— полнота и достоверность отчетности об исполнении государственных (муниципальных) заданий.

В настоящее время могут быть выделены две основных формы финансового контроля, контроля финансово-хозяйственной деятельности:

Предшествует совершению фактов хозяйственной жизни (расходованию средств, осуществлению операций с имуществом и т.д.)

Направлен на предупреждение и пресечение ошибок и (или) нарушений действующего законодательства:

— в процессе исполнения бюджетов (п. 4 ст. 265 БК РФ);

— при использовании имущества;

— при осуществлении иных хозяйственных операций

Осуществляется после совершения фактов хозяйственной жизни (по результатам исполнения бюджетов, после расходования средств и осуществления операций с имуществом)

Последующий контроль осуществляется в целях:

— установления законности исполнения бюджетов, достоверности учета и отчетности (п. 5 ст. 265 БК РФ);

— проверки соблюдения требований действующего законодательства и выявления нарушений

Методами осуществления финансового контроля являются, в частности, проверки (камеральные и выездные, встречные), ревизии, обследования, санкционирование операций (см., например, ст. 267.1 БК РФ).

Оформление результатов контрольных мероприятий осуществляется в следующем порядке:

Документы, оформляемые по результатам мероприятия

Читайте так же:  Налоговый вычет на ребенка проводка

Ревизии и проверки

Разрешительная надпись после проверки документов

Внимание

Отношения в области организации и осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля и защиты прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора), муниципального контроля регулируются Федеральным законом от 26.12.2008 N 294-ФЗ (далее — Закон N 294-ФЗ). В то же время положения этого закона, устанавливающие порядок организации и проведения проверок, не применяются при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля в финансово-бюджетной сфере (ч. 3.1 ст. 1 Закона N 294-ФЗ).

В целях обеспечения открытости и доступности информации о деятельности государственных (муниципальных) учреждений сведения о проведенных в отношении них контрольных мероприятиях и их результатах размещаются в сети Интернет на официальном сайте www.bus.gov.ru (пп. 8 п. 3.3 ст. 32 Закона N 7-ФЗ) в соответствии с п. 3.5 Закона N 7-ФЗ и согласно Требованиям к порядку формирования структурированной информации о государственном (муниципальном) учреждении, информации, указанной в п. 15.1 Порядка предоставления информации, утвержденного приказом Министерства России от 21.07.2011 N 86н (утв. Федеральным казначейством 26.12.2016).

Вся информация об осуществлении государственного (муниципального) финансового аудита (контроля) в сфере бюджетных правоотношений подлежит размещению в специальной государственной информационной системе ГИС ЕСГФК по адресу http://portal.audit.gov.ru (приказ Счетной палаты РФ и Минфина России от 25.12.2015 N 128/214н). Оператор системы — Счетная палата РФ. Система состоит из открытой и закрытой частей. Должностные лица проверяемых организаций, в т.ч. государственных (муниципальных) учреждений, могут просматривать размещенную в системе актуальную информацию по аудиту (контролю).

*(1) См., например, Закон Свердловской области от 12.07.2011 N 62-ОЗ «О Счетной палате Свердловской области и контрольно-счетных органах муниципальных образований, расположенных на территории Свердловской области»; Закон Хабаровского края от 29.06.2011 N 95 «О регулировании отдельных вопросов организации и деятельности контрольно-счетного органа муниципального образования Хабаровского края».

*(2) До 02 февраля 2016 года надзор осуществляла упраздненная ныне Служба финансово-бюджетного надзора (Росфиннадзор). Функции по контролю и надзору в финансово-бюджетной сфере переданы Федеральному казначейству.

*(3) См., например, постановление Правительства Оренбургской области от 24.01.2014 N 29-п «Об утверждении порядка осуществления министерством внутреннего государственного финансового контроля Оренбургской области полномочий по контролю в финансово-бюджетной сфере»; постановление Администрации г. Вологды от 10.01.2014 N 79 «Об утверждении Порядка осуществления полномочий по внутреннему муниципальному финансовому контролю Администрацией города Вологды».

*(4) См., например, постановление Правительства Москвы от 22.09.2009 N 1018-ПП «Об утверждении Порядка санкционирования финансовыми органами города Москвы оплаты денежных обязательств получателей средств бюджета города Москвы и администраторов источников финансирования дефицита бюджета города Москвы и ведения лицевых счетов для учета операций исполнения бюджета города Москвы по расходам и источникам финансирования дефицита бюджета».

*(5) См., например, приказ Комитета экономического развития и инвестиционной деятельности Ленинградской области от 06.09.2013 N 26 «О формах и периодичности контроля за деятельностью государственных бюджетных и казенных учреждений Ленинградской области, учредителем которых является Комитет экономического развития и инвестиционной деятельности Ленинградской области»; постановление Администрации городского округа Красноуфимск Свердловской области от 23.07.2012 N 763 «Об утверждении порядка осуществления контроля за выполнением муниципального задания муниципальными учреждениями, учредителем которых является Администрация ГО Красноуфимск»; постановление Окружной администрации города Якутска от 22.11.2010 N 190п «Об утверждении Положения об осуществлении функций и полномочий учредителя, включая контроль за деятельностью муниципальных казенных или бюджетных учреждений Городского округа «Город Якутск».

http://base.garant.ru/58070267/

Система органов государственного финансового контроля

В соответствии с Бюджетным кодексом РФ и другими законодательными и норма­тивными актами государственный финансовый контрольосуществляют законодательные органы власти, органы исполнительной власти и местного самоуправления. Органы государ­ственного финансового контроля в РФ, создаваемые обеими ветвями публичной власти, наделяются определенными контрольными полномочиями и образуют целостную систему, представленную.

Законодательные (представительные) органы публичной власти осуществляют финансовый контроль как непосредственно (в процессе их законотворческой и управленческой деятельности), так и через создаваемые ими контролирующие органы: Счетную палату Российской Федерации, контрольные палаты и другие специализированные органы Счетная палата РФ создана в соответствии с Федеральным зако­ном от 11 января 1995 г. № 4-ФЗ «О Счетной палате Российской Федерации». Счетная палата РФ осуществляет контроль использования федеральных средств и имущества, в том числе контроль исполнения бюджетов государственных внебюджетных фондов, оценку эффективности и результативности расходования государственных средств, использования федеральной собственности и имущества, оперативный контроль исполнения федерального бюджета, проводит комплексные, ревизии и тематические проверки, экспертизу проектов федерального бюджета, федеральных законов и нормативных актов, обследование бюджетного процесса и т.д.

Законодательные (представительные) органы субъектов РФ соз­дают свои региональные контрольно-счетные органы. Они осуществля­ют контроль исполнения региональных бюджетов, в том числе конт­роль законного и эффективного использования средств, использования региональных имущества и собственности и т.д.

Контрольное управление Президента РФ (создано соответству­ющим Указом Президента РФ от 8 июня 2004 г. № 729) выполняет функ­ции контроля (включая проверки) исполнения федеральными органа­ми исполнительной власти и организациями федеральных законов, касающихся полномочий Президента РФ, его указов и распоряжений, а также контроля реализации бюджетных посланий Президента РФ Федеральному Собранию.

Однако основным органом государственного финансового контроля федеральной исполнительной власти является Министерство финансов Российской Федерации. Оно разрабатывает и утверждает методологию и методическое обеспечение государствен­ного финансового контроля, включая порядок его организации, осуществления контроля исполнения федерального бюджета, применения мер ответственности за правонарушения в финансово-бюджетной сфе­ре, финансового мониторинга денежных доходов населения и т.д. Мин­фин России осуществляет общее руководство, координацию и конт­роль входящих в его структуру Федеральной налоговой службы, Федеральной службы финансово-бюджетного надзора, Федеральной службы страхового надзора, Федерального казначейства.

Федеральная налоговая служба (ФНС) и ее территориальные подразде­ления осуществляют контроль соблюдения на­логового законодательства, учет налогоплательщиков и объектов облагаемого имущества, камеральные и выездные проверки правильности исчисления, полноты и своевременности уплаты налогов и сборов. ФНС разрабатывает и контролирует реализацию налоговой политики, а так­же осуществляет контроль выполнения плановых налоговых назначе­ний (плана сбора налоговых платежей) и собираемости налогов по стране в целом и через свои территориальные управления. При осуществлении контрольной деятельности налоговые органы ФНС взаимодействуют таможенными органами по налоговым платежам, взимаемым на тамо­женной границе, и с Федеральной службой по экономическим и нало­говым преступлениям МВД России. Последняя осуществляет финансовые и налоговые расследования, а также совместно с налоговыми органами (по их запросу) участвует в проведении налоговых проверок. Основы организации и проведения налогового контроля органами ФНС, а также перечень налоговых правонарушений, налоговых санкций и порядок их применения налоговыми органами установлены в первой части НК РФ. Федеральная служба по экономическим и налого­вым преступлениям руководствуется нормами уголовного права.

Читайте так же:  Какую сумму имущественного вычета можно получить

Федеральная служба финансово-бюджетного надзора выполняет функции по надзору и контролю в финансово-бюджетной сфере и в об­ласти валютных отношений. Контрольные полномочия этой службы достаточно широки. Она осуществляет проверки и ревизии законно­сти и эффективности использования средств федеральных бюджета, внебюджетных фондов и имущества, надзор за соблюдением законода­тельства о финансово-бюджетном контроле и надзоре органов публич­ной власти, проводит контроль валютных операций (за исключением операций, проводимых кредитными организациями и валютными бир­жами) и соблюдения норм валютного регулирования и контроля, фор­мирует единую информационную систему контроля и надзора в финансово-бюджетной сфере, решает другие контрольные задачи.

Федеральная служба страхового надзора осуществляет конт­рольно-надзорную деятельность на рынке страховых услуг. Она проводит контроль соблюдения участниками страхового рынка страхово­го законодательства, обеспечения страховщиками своей финансовой устойчивости и платежеспособности, соблюдения установленных норм и правил формирования страховых резервов, структуры активов и т.д. Кроме того, эта федеральная служба обязана осуществлять сбор и ана­лиз отчетности профессиональных участников страхового рынка, обоб­щать практику страхового надзора и работать над совершенствовани­ем надзорного законодательства в области страхового дела.

Важным органом государственного финансового контроля высту­пает Федеральное казначейство. Оно осуществляет учет бюджетных средств на единых счетах, предварительный и текущий контроль операций по счетам главных распорядителей, распорядителей и получателей бюджетных средств, а также коммерческих банков, производящие операции с бюджетными средствами, и других участников бюджетного процесса в ходе исполнения бюджетов, а также бюджетов государственных внебюджетных фондов. В случае выявления фактов нецелевого использования бюджетных средств и других нарушений Федеральной казначейство вправе приостановить расходные операции по единым счетам распорядителей и получателей бюджетных средств, требовать соблюдения бюджетного законодательства непосредственно или при взаимодействии с другими федеральными органами исполнительной власти, включая силовые. Федеральное казначейство производит операции и осуществляет контроль средств не только федерального, но и региональных бюджетов.

Главные распорядители и распорядители бюджетных средств вы­ступают не только контролируемым, но и контролирующим субъектом по отношению к получателям бюджетных средств. В БК РФ установ­лено, что главные распорядители и распорядители бюджетных средств осуществляют контроль целевого использования средств, своевремен­ного возврата бюджетных кредитов и предоставления отчетности об использовании бюджетных среств бюджетополучателями. Главные распорядители бюджетных средств выступают инициаторами прове­дения финансовых проверок подведомственных бюджетных учрежде­ний, государственных и муниципальных унитарных предприятий, кото­рые непосредственно осуществляются специализированными органами государственного финансового контроля.

Банк России осуществляет контроль денежной массы в обраще­нии и банковский надзор. Банк России осуществляет жест­кий контроль наличных денег в обращении, а также валютных опера­ций коммерческих банков и валютной биржи. Надзорная деятельность Банка России в отношении коммерческих банков заключается в их государственной регистрации, в выдаче и отзыве лицен­зий банкам и небанковским кредитным организациям, в контроле соблюдения ими банковского и кредитного законодательства, установленных правил, норм и нормативов, в мони­торинге финансовой устойчивости и платежеспособности банков, а так­же их возможности участия в системе страхования вкладов населения, в контроле незаконной легализации банками денежных доходов юридических и физических лиц, полученных преступным путем, и в других контрольно-надзорных действиях. В случае выявлен­ных нарушений Банк России имеет право лишать коммерческие банки лицензий или приостанавливать их действие.

Федеральная служба по финансовому мониторингу занимается надзором за выполнением организациями и физическими лицами за­конодательства о противодействии легализации доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, а также отслеживанием крупных единовременных расходов населения с целью противодействия коррупции и терроризму. Мониторингу подлежат крупные банковские операции и покупки граждан, их операции с недвижимо­стью и другим ценным имуществом на сумму более 600 тыс. руб. Ком­мерческие банки, риэлторские компании, магазины, ломбарды, про­фессиональные участники рынка ценных бумаг обязаны сообщать и Федеральную службу по финансовому мониторингу данные о назван­ных операциях и сделках. Накопленная службой информация подле­жит обработке и анализу. В случае выявления подозрительных сделок материалы по ним могут быть направлены в Федеральную налоговую службу, Федеральную службу по экономическим и налоговым преступ­лениям и в другие государственные силовые структуры.

Федеральная таможенная служба наделена функциями проведе­ния таможенного контроля. Последний включает в себя контроль ис­полнения таможенного законодательства, контроль перемещения то­варов, транспортных средств и валюты через таможенную границу РФ, контроль полноты и своевременности уплаты таможенных пошлину налогов и сборов, взимаемых при перемещении товаров через таможенную границу РФ (НДС и акцизов). В случае выявления таможенными органами нарушений таможенного и налогового законодательства они правомочны применять таможенные и налоговые санкции, установлен­ные Таможенным и Налоговым кодексами РФ.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

http://studopedia.ru/15_130414_sistema-organov-gosudarstvennogo-finansovogo-kontrolya.html

РАЗВИТИЕ СИСТЕМЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО ФИНАНСОВОГО КОНТРОЛЯ В РОССИИ

магистрант, кафедра финансы и кредит ВСГУТУ,

канд. экон. наук, доцент ВСГУТУ,

THE DEVELOPMENT OF THE SYSTEM OF STATE FINANCIAL CONTROL IN RUSSIA

Krasikova Anastasya Andreevna

Видео (кликните для воспроизведения).

Undergraduate, Department of «Finance and Credit» East-Siberian state University of technology and management,

Kuklina Sayana Kimovna

PhD in Economics, Associate Professor East-Siberian state University of technology and management,

Аннотация. Сегодня механизмы финансового контроля направлены прежде всего на выявление резервов для эффективного использования бюджетных средств на всех уровнях бюджетной системы. Данная статья посвящена анализу развития и роли механизма государственного финансового и бюджетного контроля в современных условиях. За последние десятилетия механизм финансового контроля в Российской Федерации претерпел ряд существенных институциональных изменений.

Читайте так же:  Какие документы нужны для подачи имущественного вычета

Abstract. Today, financial control mechanisms are aimed primarily at identifying reserves for the effective use of budgetary funds at all levels of the budget system. This article is devoted to the analysis of the development and role of the mechanism of state financial and budgetary control in modern conditions. Over the past decades, the financial control mechanism in the Russian Federation has undergone a number of significant institutional changes.

Ключевые слова: государственный финансовый контроль, бюджетный контроль, бюджет, механизм финансового контроля.

Keywords: state financial control, budgetary control, budget, mechanism of financial control.

На сегодняшний день в Российской Федерации, как и в других развитых странах мира, создана и функционирует система государственного финансового контроля. Однако ее современное состояние является результатом долго и сложного периода становления и преобразования самого государственного финансового контроля, а также многих политических и экономических процессов.

Современный этап развития действующей системы государственного финансового контроля в РФ стартовал в 1991 году. Были сформированы различные ведомства по финансовому контролю всех направлений финансовой деятельности государства. Финансовый контроль строился исходя из структуры всей финансовой системы страны, структура которой представлена на рисунке 1.

Рисунок 1. Структура финансовой системы Российской Федерации 8

Законом 2013 года предусматривалось введение понятий внешнего и внутреннего финансового контроля. Внешний контроль для правительства вменен в функции Счетной палаты РФ, внутренний – главного распорядителя бюджетных средств, т.е. Федерального казначейства. Кроме того, закон закрепил за Счетной палатой полномочия по проведению аудита эффективности расходования бюджетных средств. Общую структуру системы государственного финансового контроля можно представить в следующем виде (Рисунок 2).

Рисунок 2. Структура системы государственного финансового контроля

В период осуществления рыночных реформ в России активно развивался внутриведомственный финансовый контроль, созданный практически в каждом государственном учреждении и в соответствии с нормами Бюджетного Кодекса РФ уполномоченный оценивать эффективность и результативность расходования бюджетных средств. Одновременно с этим, учреждения, участвующие в формировании доходной части, осуществляют прямой или косвенный контроль поступлений средств в казну. К данным государственным органам относятся Минфин России, Федеральное Казначейство, Счетная Палата РФ и другие органы государственного управления финансами, в т. ч. государственные внебюджетные фонды. Последние выполняют функции контроля страхователей по начислению и уплате страховых взносов.

На сегодняшний день создано огромное количество контрольных органов финансовой системы страны. Они имеют статус независимых федеральных и территориальных структур, каждая из которых самостоятельно планирует и проводит контрольные мероприятия (Рисунок 3).

Рисунок 3. Система органов государственного финансового контроля РФ

На рисунке 3 видно, что система государственного контроля в РФ представляет собой сложную структуру, разветвленную, как по типам контроля и уровню власти, так и по компетенции уполномоченных органов. При этом комплексный, системный подход к проведению государственного контроля на сегодняшний день не обеспечен.

Рассмотрим более подробно функциональные особенности построения системы ГФК. Задачей государства является контроль за соблюдением субъектами финансовой системы государства норм финансового и налогового права, прежде всего в части уплаты налогов, а также иных обязательных платежей в бюджет РФ и внебюджетные социальные фонды.

Следовательно, ГФК призван устранять и предотвращать ошибки в деятельности объектов контроля, выполнять следующие задачи:

  • контроль целевого и эффективного расходования денежных средств государственными и муниципальными организациями, находящихся в их оперативном управлении;
  • проверка соблюдения бухгалтерских и финансовых правил при совершения кассовых операций, расчетов и хранения денежных средств;
  • выявление несоблюдений законодательства при осуществлении финансовой и хозяйственной деятельности субъекта проверки;
  • профилактика возможных нарушений финансового и налогового законодательства.

Основные положения и принципы проведения ГФК (независимости, гласности, законности, объективности, системности, сбалансированности и т.д.) были приняты еще в 1977 году. При практическом применении финансового контроля, наряду с перечисленными выше, законодательно закрепились и другие принципы, например, эффективность и оптимизация.

Рассмотрим современные модели систем финансового контроля в таких зарубежных странах, как США, Канада и Франция. Эти модели, по мнению экспертов, эффективны и имеют существенные отличия друг от друга.

На сегодняшний день в мировой практике выделяют две основные модели финансового контроля: англосаксонская и французская. Главные их отличия состоят в том, что в англосаксонской модели субъекты контроля осуществляют только непосредственно сам контроль, а полномочия наложения санкций делегированы исключительно административным и судебным государственным органам. Французская модель предоставляет возможность органам государственного контроля самостоятельно определять степень виновности лиц в нарушениях финансового законодательства, а также наделяет их полномочиями выставлять требования к возмещению ущерба.

Особенности ведения разными государствами финансово-хозяйственной деятельности явились причинами построения множества систем ГФК. Каждая из них, так или иначе, имеет черты англосаксонской или французской модели.

Как правило, создаются органы парламентского контроля, а также правительственного и президентского контроля, осуществляющих контроль по линии законодательной и исполнительной систем власти.

Данные системы контроля финансовых потоков государства характерны для каждой из рассматриваемых стран. В связи с разделением уровней власти на законодательную и исполнительную везде без исключения созданы соответствующие органы парламентского и правительственного контроля.

Современные мировые тенденции развития системы ГФК нашли свое отражение и в РФ, который также построен на международных принципах Лимской декларации и имеет органы парламентского и правительственного контроля.

Органами, осуществляющими в РФ парламентский контроль, являются Счетная палата РФ и территориальные контрольно-счетные органы.

Система правительственного контроля в РФ реализуется органы исполнительной власти — (Министерство финансов Российской Федерации (далее – Минфин России), Федеральное казначейство, таможенные и налоговый органы и т.д.) [1].

Рассуждая об уровне контроля за эффективным исполнением бюджета и расходованием государственных средств, правомерно заключить, что парламентский и правительственный контроль есть ничто иное, как системы внешнего и внутреннего ГФК [2]. Несмотря на наличие в системе внешнего финансового контроля нескольких контрольных структур, принято считать, что главным субъектом контроля единолично выступает Счетная палата РФ. Её деятельность регламентируется Федеральным законом (далее — ФЗ) от 05.04.2013 № 41-ФЗ «О Счетной палате Российской Федерации». Приоритетными задачами являются организация и осуществление финансового аудита, аудита эффективного использования средств федерального бюджета.

Читайте так же:  Возврат подоходного налога через работодателя

Счетная палата осуществляет путем проведения внешнего государственного аудита (контроля). Система внутреннего ГФК представлена Минфином России, Федеральным Казначейством, таможенными и налоговыми органами и т.д. До недавнего времени ключевым органом внутреннего контроля выступала Федеральная служба финансово-бюджетного надзора (далее — Росфиннадзор). Однако с 2016 года осуществилась передача полномочий по контролю и надзору в финансово-бюджетной сфере в Федеральное казначейство. При этом органом валютного контроля были назначены Федеральная таможенная служба (далее – ФТС) и Федеральная налоговая служба (далее — ФНС).

Исходя из норм Положения о Росфиннадзоре, утвержденного постановлением Правительства РФ от 04.02.2014 № 77, Росфиннадзор проводил контроль в форме ревизий и проверок, которые ныне проводит Федеральное казначейство. Аналогичный вид контроля используют также ФНС и ФТС.

Список литературы:

  1. Чепус А.В. Парламентская ответственность правительства Российской Федерации: современное состояние и перспективы // «Социальные и гуманитарные науки. Отечественная и зарубежная литература. Серия 4: государство и право. Реферативный журнал». – М. : NOTA BENE, 2014. – С. 66-69.
  2. Юдина Я.Е. «Юридическая наука и правоохранительная практика», № 1 (19) / 2012, – С.114-117.
  3. Ильин А. Ю. Проблемы и перспективы развития внутреннего государственного финансового контроля //Финансовое право. – 2017. – №. 10. – С. 12-16.
  4. Минитаева А. М. Организация и развитие современной системы государственного финансового контроля в России //Научное обозрение. Экономические науки. – 2017. – №. 2. – С. 76-80.
  5. Носова Е. А. Проблемы правового регулирования государственного финансового контроля //Проблема модернизации российской экономической системы в санкционных условиях. – 2017. – С. 172-175.

http://sibac.info/journal/student/41/120477

VI Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум — 2014

СИСТЕМА ФИНАНСОВОГО КОНТРОЛЯ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

В любом обществе, где существуют товарно-денежные отношения, объективно необходимым выступает финансовый контроль. Обязательным условием эффективного функционирования характерной для рыночной экономики системы свободного хозяйствования является соблюдение прав, обязательств и ответственности всех участников хозяйственной деятельности. Достижение этого возможно только на принципах верховенства закона. Поэтому в рыночных условиях финансовая система государства приводится в действие и управляется преимущественно посредством норм финансового права [2].

Финансовый контроль, это неотъемлемая часть системы управления, одна из форм обратной связи, благодаря которой управляющая система получает информацию о действительном состоянии управляемой системы. Финансовый контроль обеспечивает проверку выполнения управленческих решений, соблюдение заданных нормативов и условий хозяйствования.

Финансовый контроль — механизм обеспечения законности финансовой деятельности исполнительных органов государственной власти и муниципальных образований.

Финансовый контроль является составным элементом общей системы управления на всех уровнях (макро и микро) [4].

Основные задачи финансового контроля заключаются в:

— проверке выполнения финансовых обязательств перед государством и органами местного самоуправления организациями и гражданами;

— проверке правильности использования государственными и муниципальными предприятиями денежных ресурсов, находящихся в их хозяйственном ведении или оперативном управлении;

— проверке соблюдения правил совершения финансовых операций, расчетов и хранения денежных средств;

— выявлении внутренних резервов производства;

— устранении и предупреждении нарушений финансовой дисциплины [4].

В результате реализации задач финансового контроля укрепляется финансовая дисциплина, выражающая одну из сторон законности.

Контроль является неотъемлемым элементом процесса государственного управления. Он способствует успешной реализации задач, стоящих перед бюджетной системой страны. Финансовый контроль призван обеспечивать:

— правильность составления бюджетов различных уровней и их исполнения;

— соблюдение действующего бюджетного и налогового законодательства, правильность ведения бухгалтерского учета, составления отчётности;

— эффективное и целевое использование средств государственного бюджета и внебюджетных фондов;

— правильность операций с бюджетными средствами на счетах в банках и других кредитных учреждениях;

— выявление резервов роста бюджетных доходов и экономии средств;

— успешную реализацию межбюджетных отношений;

— эффективное и обоснованное распределение фондов финансовой поддержки регионов;

— пересечение правонарушений в бюджетной сфере, выявление финансовых злоупотреблений и применение наказания к виновным лицам, компенсацию последствий незаконных действий;

— улучшение финансовой дисциплины, проведение профилактической и разъяснительной работы [6].

Объектом финансового контроля является бюджетная система и бюджетный процесс. Бюджетная система РФ- совокупность бюджетов всех уровней и государственных внебюджетных фондов, основанная на экономических отношениях и государственном устройстве РФ, регулируемая нормами права [1]. Она состоит из бюджетов трех уровней:

1) федеральный бюджет и бюджеты государственных внебюджетных фондов;

2) бюджеты субъектов РФ и бюджеты территориальных государственных внебюджетных фондов;

3) местные бюджеты, в том числе:

а) бюджеты муниципальных районов, бюджеты городских округов, бюджеты внутригородских муниципальных образований городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга;

б) бюджеты городских и сельских поселений. Согласно ст. 11 Бюджетного кодекса РФ (далее — БК РФ), федеральный бюджет и бюджеты государственных внебюджетных фондов разрабатываются и утверждаются в форме федеральных законов, бюджеты субъектов РФ и бюджеты территориальных государственных внебюджетных фондов разрабатываются и утверждаются в форме законов субъектов РФ, местные бюджеты разрабатываются и утверждаются в форме правовых актов представительных органов местного самоуправления либо в порядке, установленном уставами муниципальных образований [1].

Бюджетный процесс в российском законодательстве — деятельность органов государственной власти, органов местного самоуправления и иных участников по составлению и рассмотрению проектов бюджетов, утверждению и исполнению бюджетов, контролю за их исполнением, осуществлению бюджетного учета, составлению, внешней проверке, рассмотрению и утверждению бюджетной отчетности [1].

Составная часть бюджетного процесса — бюджетное регулирование, представляющее собой частичное перераспределение финансовых ресурсов между бюджетами разных уровней.

Однако, помимо этого, финансовый контроль распространяется и на негосударственный сектор экономики. Частные предприятия являются плательщиками налогов и сборов, исполнителями государственных заказов, получателями бюджетных средств и налоговых льгот. И в этом отношении они также подлежат контролю со стороны государства. Контроль является элементом государственного принуждения, поскольку законом предусмотрены различные формы ответственности за неисполнение бюджетно-планового законодательства [6].

Читайте так же:  Порядок подачи 3 ндфл для налогового вычета

Система финансового контроля подразделяется на государственный финансовый контроль, общественный контроль и аудит (независи­мый контроль).

Государственный финансовый контроль состоит из общегосудар­ственного и ведомственного. Общегосударственный контроль охваты­вает все хозяйствующие субъекты независимо от формы собственно­сти или ведомственной подчинённости. Этот контроль ведётся как в масштабе РФ, так и в её субъектах. На уровне местного самоуправления проводится муниципальный финансовый контроль [3].

Общегосударственный финансовый контроль в России осуществ­ляют: Счётная палата РФ, Контрольно-ревизи­онный аппарат Минфина России, состоящий из Департамента госу­дарственного финансового контроля и контрольно-ревизионных управлений Минфина России в субъектах РФ, Министерство РФ по налогам и сборам, Федеральная служба России по валютному и экспортному контролю, Федеральное казначейство, Государственный таможенный комитет, Центральный банк РФ, Министерство финансов РФ, контрольные органы законодательных (исполнительных) органов субъектов Российской Федерации (счётные палаты или аналогичные органы субъектов РФ).

Система общегосударственного финансового контроля выполняет некоторые задачи и функции. К основным зада­чам финансового контроля относятся: контроль за образованием и использованием государственных средств РФ и ее субъектов; кон­троль за деятельностью органов исполнительной власти, на которые возложено практическое проведение финансовой, бюджетной, кре­дитной, денежной, налоговой и валютной политики; контроль за­конности привлечения и использования средств юридических и фи­зических лиц кредитными учреждениями [3].

Основные функции включают: проверку правильности образо­вания государственных средств, их сохранности и целевого исполь­зования; контроль правильности и эффективности использования кредитных ресурсов; обеспечение обоснованности и правомерности действий кредитных учреждений в части использования средств организаций и физических лиц; контроль государственного внут­реннего и внешнего долга [3].

При выявлении нарушений, за которые предусмотрена уголов­ная ответственность, органы государственного финансового кон­троля должны передать материалы ревизии или проверки в право­охранительные органы.

Федеральные органы государственной власти, органы государст­венной власти субъектов РФ, государственные и унитарные организации должны осуществлять ведомственный контроль за законностью расходования государственных средств, поступивших в их распоряжение, полнотой и своевременностью исполнения обязательств перед бюджетом, бюджетами субъектов, внебюджетными фондами, в том числе по налогам и другим обяза­тельным платежам, правильного ведения учета и др.

Общегосударственный контроль подразделяется на денежно-кредитный, валютный, страховой, налоговый, таможенный.

Денежно-кредитный и валютный контроль в основном осущест­вляет Центральный банк РФ.

Страховой контроль осуществляют органы надзора за страховой деятельностью, таможенный контроль реализуют Государственный таможенный комитет РФ и его подразделения, налоговый контроль осуществляется Министер­ством по налогам и сборам РФ и его подразделениями.

Использование государственных средств на различных уровнях государственного управления контролирует Казна­чейство РФ и его подразделения, специальные службы, создавае­мые органами исполнительной власти (административный кон­троль) и представительной власти (парламентский контроль).

Ведомственный государственный контроль проводится внутри от­дельных государственных ведомств. Для этой цели в структуре ведомств предусмотрены органы ведомственного финансового кон­троля, которые и проводят такой контроль. Основным объектом контроля является производственная и финансовая деятельность подведомственных организаций и учреждений [7].

Общественный контроль реализуется на основе общественных институтов и законов, обязывающих органы исполнительной власти предоставлять информацию всем заинтересованным лицам (юриди­ческим и физическим).

В организации общественного контроля большую роль играют средства массовой информации (газеты, журналы, радио, телевиде­ние), выражающие интересы различных общественных организаций, партий и других структур. Деятельность общественного контроля ба­зируется на информации, предоставляемой органами Госкомстата РФ, государственного финансового контроля, прежде всего счетны­ми палатами (федеральной и субъектов РФ), для которых глас­ность — важнейший принцип деятельности.

Аудиторская деятельность, аудит представляет собой предпринимательскую деятельность по независимой проверке бухгалтерского учета и финансовой (бухгалтерской) отчетности организаций и индивидуальных предпринимателей [5].

Целью аудита является выражение мнения о достоверности финансовой (бухгалтерской) отчетности аудируемых лиц и соответствии порядка ведения бухгалтерского учета законодательству РФ.

проверять в полном объёме документацию, связанную с финансово-хозяйственной деятельностью аудируемого лица, а также фактическое наличие любого имущества, учтённого в этой документации;

получать у должностных лиц аудируемого лица разъяснения в устной и письменной формах по возникшим в ходе аудиторской проверки вопросам;

самостоятельно выбирать формы и методы аудита и т.д.

осуществлять аудиторскую проверку в соответствии с законодательством РФ;

обеспечивать сохранность документов, получаемых и составляемых в ходе аудиторской проверки, не разглашать их содержание без согласия аудируемого лица, за исключением случаев, предусмотренных законодательством РФ;

предоставлять по требованию аудируемого лица необходимую информацию о требованиях законодательства РФ, касающихся проведения аудиторской проверки, а также о нормативных актах РФ, на которых основываются замечания и выводы аудиторской организации или индивидуального аудитора;

в срок, установленный договором оказания аудиторских услуг, передать аудиторское заключение аудируемому лицу [5].

Создание единой системы финансового контроля следует рассматривать, прежде всего, как важнейший фактор экономического роста, действие которого проявляется через объективный контроль финансово-хозяйственной деятельности хозяйствующих субъектов, базирующийся на неуклонном и всестороннем соблюдении норм финансового права.

1. «Бюджетный кодекс Российской Федерации» от 31.07.1998 г. № 145-ФЗ (с изм. и доп., вступающими в силу с 01.01.2013 г.)

2. Белоусов Д.С. Финансовое право: учебник — М.: Финансы и статистика, 2010. – 504 с.

3. Бурцев В. В. Государственный финансовый контроль: методология и организация / В. В. Бурцев. — М.: Маркетинг, 2009. – 417 с.

4. Грачева Е.Ю., Хорина Л.Я. Финансовый контроль. Курс лекций. — М.: ТК Велби, Проспект, 2010.- 232 с.

5. Е.В. Терехова. Аудит как независимый вид финансового контроля // Государство и право. — 2011. — №11. – 158 с.

6. Шавров А.В., Финансовое право Российской Федерации — Учебное пособие. — 2011. — 318 с.

7. Щуплецова Ю.И. Финансовое право. Конспект лекций. — М.: Юрайт, 2012.- 145 с.

Видео (кликните для воспроизведения).

http://scienceforum.ru/2014/632/2396

Система финансового контроля в россии
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here