Схемы незаконного возмещения ндс при экспорте

Схема незаконного возмещения НДС

Выявлена очередная незаконная схема необоснованного изъятия из бюджета денежных средств в виде возмещения суммы НДС посредством использования таможенного режима экспорта при перепродаже товара за рубеж. Подобные сделки с одними и теми же звеньями и участниками неоднократно выявлялись налоговиками в разных регионах России. Незаконность применяемой схемы подтвердил Президиум ВАС РФ, рассмотрев дело в порядке надзора 8 апреля 2008 г. (Постановление Президиума ВАС по делу № 16109/07).

Организатор схемы — общество с ограниченной ответственностью (далее — Общество) в 2005 г. приобрело товар, а затем перепродало его зарубежному контрагенту. Оплата поставщику товара осуществлялась за счет заемных средств. Фактически Общество никакой деятельности не вело.

Товар был приобретен по цене, завышенной в 7 раз. Сумма сделки составляла чуть менее четверти миллиарда рублей, из них 4,5 млн руб. — сумма НДС, которая впоследствии была заявлена к возмещению из бюджета.

Товар был реализован за рубеж в таможенном режиме экспорта, представляющем право на применение налоговой ставки 0% и вычет по НДС.

В 2006 г. Общество представило в налоговую инспекцию декларацию по НДС и пакет документов, обосновывающий операцию экспортной реализации и налоговых вычетов.

В возмещении НДС было отказано. Президиум ВАС признал использованную схему незаконной.

Позиция налогового органа

Отказывая в возмещении суммы НДС по экспортной сделке, налоговики сослались на то, что в деятельности Общества отсутствует деловая цель и его действия направлены на неправомерное изъятие из бюджета денежных средств. К такому выводу налоговый орган пришел при следующих обстоятельствах:

1Поставщик и субпоставщики, у которых Обществом приобретен товар, налоговую отчетность не представляли, ими НДС в бюджет не уплачивался. Один из субпоставщиков зарегистрирован по паспорту, утерянному физическим лицом.

2Общество уже обращалось в налоговый орган за возмещением из бюджета НДС. В 2003 г. в налоговый орган была представлена декларация по НДС с теми же показателями и документами. В возмещении НДС было отказано. Решение Обществом не обжаловалось. В 2006 г. Общество обратилось в налоговый орган за возмещением НДС по экспортной сделке за 2005 г. В возмещении было отказано. Решение не обжаловалось. После отказа в возмещении Общество изменило свое место нахождения и встало на учет в другом налоговом органе, куда направило пакет документов для возмещения НДС по той же сделке. Смена местонахождения налоговым органом была расценена как фиктивная, поскольку Общество по указанному новому адресу не находилось, что было установлено проверкой.

3При оплате приобретаемого Обществом товара часть денежных средств была привлечена по договору займа. Указанные заемные средства на момент проведения налоговым органом проверки не возвращены и, по мнению налогового органа, отсутствовали реальные основания для их возврата в будущем. Указанные обстоятельства усугублялись тем, что уставный капитал Общества был минимального размера — 8400 руб., штат Общества состоял из 1 человека. По мнению налогового органа, у Общества отсутствовали реальные возможности для возврата заемных средств в будущем.

4В ходе выездной проверки налоговым органом были получены сведения о рыночной стоимости товара, который был приобретен Обществом для перепродажи. Согласно заключению независимой экспертной компании и сведениям, полученным от основного производителя и поставщика аналогичного товара, рыночная стоимость подобной продукции не превышает 300 долл. без учета НДС. Стоимость же приобретения единицы товара у поставщика, заявленная Обществом, составила 2250 долл., то есть увеличена более чем в 7 раз. По мнению налогового органа, указанное значительное завышение цены приобретения имеет целью необоснованное завышение налогового вычета.

5Обществом в обоснование заявленного вычета представлены: контракт, паспорт сделки, ГТД с отметкой таможенного органа «товар вывезен полностью», копия авианакладной с отметкой таможенного органа, выписка банка, подтверждающая поступление выручки от иностранного партнера, договор поручения. Вместе с тем не были представлены акты приемки-передачи товара от поставщика Обществу, а также отсутствовали документы, подтверждающие доставку товара до таможни.

Таким образом, налоговый орган, оценив представленные Обществом документы в совокупности с результатами контрольных мероприятий, признал их неполными и недостоверными, оценил действия Общества как недобросовестные, а деятельность Общества назвал убыточной.

Президиум ВАС РФ признал использованную схему незаконной. В совокупности вышеуказанные действия Общества, в том числе искусственное создание условий для повторного обращения в другой налоговый орган в результате ложного изменения местонахождения Общества, расценены судом как совершенные в целях необоснованного получения денежных средств из бюджета под видом возмещения.

Президиум ВАС РФ отметил, что факты, имеющие существенное значение для дела, вне зависимости от того, каким налоговым органом они установлены, должны быть учтены при разрешении спора судом наряду с другими доказательствами. Данная правовая позиция по аналогичной ситуации выражена в Постановлении Президиума ВАС РФ от 27.02.2001 № 10725/00.

Согласно п. 3 Постановления Пленума ВАС РФ от 12.10.2006 № 53 «Об оценке арбитражными судами обоснованности получения налоговой выгоды» (далее — Постановление № 53) налоговая выгода может быть признана необоснованной, в частности, в случаях если для целей налогообложения учтены операции не в соответствии с их действительным экономическим смыслом или учтены операции, не обусловленные разумными экономическими или иными причинами (целями делового характера). В соответствии с п. 9 Постановления № 53 судам необходимо учитывать, что налоговая выгода не может рассматриваться в качестве самостоятельной деловой цели. Поэтому если судом установлено, что главной целью, преследуемой налогоплательщиком, являлось получение дохода исключительно или преимущественно за счет налоговой выгоды в отсутствие намерения осуществлять реальную экономическую деятельность, в признании обоснованности получения налогового вычета может быть отказано.

Оправданность получения налоговой выгоды не может быть поставлена в зависимость от способов привлечения капитала для осуществления экономической деятельности (использование собственных, заемных средств, эмиссия ценных бумаг, увеличение уставного капитала и т.п.) или от эффективности использования капитала.

Читайте так же:  Расчетно платежная ведомость для выдачи заработной платы

В суде были представлены копии бухгалтерских балансов и отчеты о прибылях и убытках Общества, которые подтверждают, что организация фактически не осуществляла предпринимательской деятельности, более того, имела все возрастающий убыток. Общество не представило доказательств, что полученные еще в 2003 г. займы будут погашены в будущем.

В пункте 6 Постановления № 53 ВАС указал, что такие обстоятельства, как взаимозависимость участников сделок; неритмичный характер хозяйственных операций; нарушение налогового законодательства в прошлом; разовый характер операции; осуществление операции не по месту нахождения налогоплательщика, в совокупности и взаимосвязи с иными обстоятельствами, в частности указанными в Постановлении № 53, могут быть признаны обстоятельствами, свидетельствующими о получении налогоплательщиком необоснованной налоговой выгоды.

Таким образом, суд пришел к выводу, что налоговым органом доказана необоснованность заявленных налоговых вычетов как разновидность налоговой выгоды, которую налогоплательщик планировал получить посредством злоупотребления Обществом правом на получение налогового вычета по НДС.

Разоблачение «экспортных» схем

Возврат из бюджета якобы уплаченного поставщикам экспортного НДС – излюбленный мошенниками способ «увода» бюджетных денег. Чиновники стараются ему воспрепятствовать. На основании уже разоблаченных схем они формулируют признаки, которые помогут инспекторам выявить незаконное возмещение налога. Однако эти меры усложняют работу законопослушных экспортеров.

Борьба налоговиков с незаконным возмещением НДС может навредить не только мошенникам, но и законопослушным фирмам

Мошенничество интернациональноПроблема незаконного возмещения НДС стоит довольно остро не только в России. Например, Европейская комиссия отмечает, что потери из-за мошенничества с налогом на добавленную стоимость в странах ЕС достигают 10 процентов от налоговых поступлений. В результате на счетах недобросовестных бизнесменов оседает около 100 миллиардов евро в год.

Если экспортный товар был перепродан по цепочке через несколько компаний, инспекторы будут выяснять реальность существования каждого из участников сделки

Последствия незаконных схем по возмещению НДС при экспорте

Нынешние жёсткие экономические условия вынуждают некоторых хозяйствующих субъектов прибегнуть к так называемой «налоговой оптимизации». По их мнению, это позволит сэкономить на налогообложении. Однако, несмотря на то, что принцип «то, что не запрещено — то разрешено» никто не отменял, действующее законодательство последовательно устраняет поводы для его вольной трактовки отдельными представителями бизнеса.

Примером этому служит появление в Налоговом Кодексе РФ (далее — НК РФ) статьи 54.1, которая предусматривает ограничения по уменьшению налоговой базы и (или) суммы налога в результате искажения сведений о них. Причем факты, подтверждающие такие умышленные действия, могут быть весьма разнообразными, например:

  1. аффилированность или подконтрольность контрагентов проверяемому налогоплательщику;
  2. осуществление хозяйственных операций в т. ч. через посредников, с использованием особых форм расчетов и сроков платежей;
  3. наличие обстоятельств, свидетельствующих о согласованности действий участников хозяйственной деятельности;
  4. и многие другие (более подробно см. письмо ФНС РФ от 16.08.2017 № СА-4-7/[email protected]).

Тем не менее, при выявлении подобных обстоятельств, налоговый орган должен доказать их умышленный характер. В противном случае суд может не принять его доводы и встать на сторону налогоплательщика.

Особенности возмещения НДС при экспорте

В силу ст. 164 НК РФ налогообложение по ставке 0 % при реализации экспортных товаров, производится при условии представления пакета документов, предусмотренных ст. 165 НК РФ (более подробно об этом см. Оформление документов при экспорте ).

В соответствии с пунктами 1 и 2 ст. 171 НК РФ налогоплательщик имеет право уменьшить общую сумму начисленного НДС на сумму налоговых вычетов — в размере сумм налога, предъявленных ему при приобретении товаров (работ, услуг), используемых в операциях, облагаемых НДС. В указанном случае представление всех необходимых документов в целях получения налоговой выгоды является основанием для ее получения. Но с условием: если налоговым органом не доказано, что сведения, содержащиеся в этих документах, неполны, недостоверны и(или) противоречивы.

А если будет доказано, что главной целью действий налогоплательщика являлось получение дохода исключительно или преимущественно за счет налоговой выгоды, а не за счет экономической деятельности, то в признании ее обоснованности может быть отказано.

Налоговые санкции. Доначисление НДС по экспорту

В качестве иллюстрации последствий незаконных схем по возмещению НДС при экспорте можно рассмотреть ситуацию по делу № А60-45459/2015, завершившемуся в текущем году. Началось оно по причине обращения ЗАО в Арбитражный суд Свердловской области с требованием признать недействительным решение МИ ФНС РФ № 28 по Свердловской области в части доначисления НДС в размере 45370457 руб., а также соответствующих сумм пеней и штрафа.

При рассмотрении этого дела уже Арбитражным судом Уральского округа (Постановление № Ф09-8763/16 от 19.10.2017) налоговый орган представил свои доказательства того, что налогоплательщиком и группой взаимозависимых с ним организаций и лиц, была создана схема незаконного возмещения НДС из бюджета путем экспорта лома медного провода под видом иной продукции (медного провода), приобретенного у российских поставщиков.

Проследив движение денежных средств за спорную продукцию от налогоплательщика к его поставщикам, проведя опросы должностных лиц компаний, участвовавших в «схеме», а также получив соответствующую информацию от правоохранительных и таможенных органов Свердловской области, инспекцией было установлено, что реальным поставщиком спорного товара выступало ООО, не являющееся плательщиком НДС. Кроме того, было установлено, что иностранный партнер налогоплательщика находится в оффшорной зоне, а его директором является бывший работник и родственник руководителя ЗАО.

Таким образом, по мнению суда, налоговым органом было доказано, что целью сделки между ЗАО и его иностранным покупателем, а также между ЗАО и взаимосвязанной цепочкой поставщиков является создание группой лиц схемы незаконного возмещения НДС из бюджета.

Несмотря на последующую кассационную жалобу ЗАО, Определением Верховного Суда РФ от 28.02.2018 № 309-КГ17-23742 решение АС УО оставлено в силе.

Бухгалтерское обслуживание экспортных операций

Перечисленные выше реальные случаи из жизни экспортеров показывают: не нужно пытаться сэкономить, обманывая государство с помощью противозаконных схем и методов. Для получения предусмотренных законодательством выгод гораздо разумнее прибегнуть к помощи специалистов, действующих в правовом поле.

Они помогут оформить ту или иную экспортную операцию в полном соответствии с требованиями законодательства и получить свой возврат налога без каких-либо криминальных последствий. А если возникнет необходимость, смогут принять участие в мероприятиях, сопровождающих налоговые проверки , чтобы отстаивать интересы экспортера при общении с госорганами.

Читайте так же:  Характеристика видов финансового контроля

Основные схемы незаконного возмещение НДС при экспорте

Дорогие друзья и коллеги! Я думаю, всем, а особенно тем, чья практика связана с налогами, будет интересно обсудить данную тему. На основе судебной практики я суммирую информацию о наиболее распространенных схемах лжеэкспорта, которые применяются для незаконного возврата НДС.

Что касается России, лжеэкспорт чаще всего происходит при следующих обстоятельствах:

1. Реальный экспорт отсутствует, «подтверждают» экспорт фиктивные документы.

Об использовании такой схемы, помимо противоречивости и недостоверности документов, могут свидетельствовать следующие обстоятельства:

  • Приобретение товара по цепочке поставщиков (чем больше звеньев в цепочке, тем выше в итоге цена товара, соответственно, выше и сумма возмещаемого НДС) в один день, отсутствие у поставщиков необходимых производственных активов, складов, транспортных средств для перевозки и хранения товара;
  • Превышение количества «экспортированного» товара над количеством такого товара, произведенного в России в соответствующий временной период;
  • Отсутствие регистрации контрагента по экспортному контракту в стране, в которую якобы осуществляется экспорт и код которой указан в паспорте сделки;
  • Реальное поступление денежных средств не от иностранного покупателя, а от российских организаций, применение замкнутой цепочки перечисления денежных средств. Как правило, вся цепочка расчетов происходит в течение одного банковского дня, при отсутствии изменения остатка средств на счетах организаций — участников цепочки.

2. Осуществляется экспорт одного товара под прикрытием «экспорта» другого товара, более дорогостоящего. Например, ситуации, когда предприятие-производитель никогда не производило продукцию, экспортируемую заявителем, либо не существует предприятий, продукция которых была экспортирована

В странах-участницах Евразийской группы по противодействию легализации преступных доходов и финансированию терроризма (ЕАГ), которыми являются Беларусь, Индия, Казахстан, Китай, Кыргызстан, Россия, Таджикистан, Туркменистан и Узбекистан, зачастую применяются те же схемы. В Отчете ЕАГ (http://www.eurasiangroup.org/ru/typology_reports.php) описывается случай экспорта по завышенным ценам, когда украинская компания экспортировала вСША переработанныекустарным способом масляные фильтры для автомобилей ВАЗ под видом систем очищенияводы, таким образом завысив стоимость продукции в50 раз. Искусственное завышение стоимости часто происходит при экспорте технологически сложных товаров, таких как электронное оборудование.

Используются и другие пути, например, экспорт в одну страну под видом экспорта в другую страну. В качестве примера в Отчете ЕАГ приведен случай, когда был заявлен экспорт из Украины в Великобританию, при этом реальный экспорт осуществлялся в Польшу. Соответственно, цена реализации товара была существенно завышена. Для незаконного возмещения экспортного НДС специально создаются подконтрольные компании, используется поступление средств за товар со счетов, зарегистрированных по утерянным паспортам.

Широкое распространение получили так называемые «Карусельные схемы», суть которых Отчет ЕАГ описывает так: «Схема включает получение денег экспортером от импортера-нерезидента, передачу их импортеру и последующий вывод денег нерезиденту для дальнейшего «прокручивания». Важнейшим элементом маскировки схемы является разрыв цепочки операций в схеме на этапе перевода средств импортеру. В связи с этим в схеме обязательно присутствует фиктивная фирма (или группа фирм — «конвертационный центр»), которая по окончании цикла операций бесследно исчезает со всей документацией. Средства для первичного финансирования схемы, как правило, вбрасываются через оффшорные компании, либо может иметь место получение банковского кредита или ссуды от юридического лица на сумму возвращения НДС».

Вот пример реализации такой схемы на территории Украины:

1. Два предприятия-импортера перечислили за границу компании-нерезиденту денежные средства в сумме28 млн.дол.США в качестве оплаты за товар. При этом никакого импорта товара на Украину не было, использовались фиктивные таможенные декларации.

2. Под видом выполнения внешнеторговых экспортных контрактов деньги вернулись в Украину на счета двух украинских предприятий-экспортеров. При этом использовались фиктивные контракты и заявлялось возмещение НДС.

3. Путем купли-продажи векселей и сберегательных сертификатов украинские предприятия-экспортеры направляли эти средства снова на счета предприятий-импортеров.
Так деньги «прокручивались» несколько раз.

«Карусельные схемы» описываются также в решениях Европейского суда (дело «Оптиджен Лтд», «Фулкрум Электроникс Лтд» и «Бонд Хауз Системс Лтд» и дело Национального управления таможенных и акцизных сборов против Федерации высокотехнологичных отраслей промышленности и других). Простейшая «Карусельная схема» может включать в себя три-четыре организации-звена, но, как правило, она задействует минимум шесть-семь организаций в двух и более государствах. В цепи поставщиков обязательно присутствует одна «дефектная» торговая организация, которая применяет вычет суммы входящего НДС, а налог с реализации намеренно не уплачивает и исчезает, не погасив его перед налоговыми органами, либо использует украденный НДС-номер (аналог Российского ИНН), принадлежащий другому лицу. Таким образом, все дальнейшие платежи НДС в цепочке по сути гасят задолженность перед бюджетом за возмещенный «дефектной» организации входящий НДС, а подлежащий уплате налог в бюджет так и не поступает.

Возможно, существуют и другие распространненые и не очень распространенные схемы. Мне будет интересно узнать Ваше мнение по данной теме, с какими схемами Вы сталкивались в своей практике, или при исследовании проблемы в целом.

Эксперты раскрыли схемы незаконного возмещения НДС

В России началась очередная кампания по борьбе с компаниями, которые незаконно возмещают себе НДС. Сейчас самой популярной схемой такого возврата является лжеэкспорт.

Скандальные обыски в Управлении федеральной налоговой службы (УФНС) по Москве, а также дома у заместителя главы столичного УФНС Ольги Черничук проводились в рамках расследования дела о хищении 2 млрд рублей. Эту сумму из бюджета через возврат налога на добавленную стоимость (НДС) пыталась получить компания «ЭС-Контрактстрой» (зарегистрирована в Москве, главный офис в Петербурге) и связанный с ней ЦБК «Выборгская целлюлоза» (владельцем считают экс-сенатора Александра Сабадаша) — подробнее читайте об этом здесь>>>.

Россиянам простят долги на 30 млрд рублей

Резонансное дело с участием высокопоставленных лиц может запустить целую серию антикоррупционных расследований в ФНС. Очевидно, что в ближайшее время как петербургских налоговиков, так и местных бизнесменов, активно занимающихся экспортом, ждут массовые проверки.

«Обычно, если есть негласная команда сверху, например бороться с нелегальным возмещением НДС или просто увеличить поступления в бюджет, от пристального внимания налоговиков страдают именно добросовестные налогоплательщики, у которых есть активы и деньги на счетах», — говорит управляющий партнер компании «Кузьминых, Евсеев и партнеры» Артем Кузьминых.

Читайте так же:  Корректирующая 3 ндфл на имущественный вычет

На этом фоне эксперты рассказали dp.ru о наиболее распространенных схемах незаконного возмещения НДС. Самой популярной из них является лжеэкспорт.

По экспертным оценкам, сумма возмещения НДС при лжеэкспорте может достигать 15% от общих сумм налога, который возвращается из бюджета экспортерам. В масштабах страны речь идет о десятках миллиардов рублей. По данным ФНС, в прошлом году НДС обеспечил 41% от всех налоговых поступлений в федеральный бюджет — 1,328 трлн рублей.

Чаще всего применяются три основных вида лжеэкспорта. Например, цепочка посредников из фирм-однодневок несколько раз перепродает товар, значительно повышая на него цену. В итоге сумма возмещения НДС из бюджета тоже возрастает. Другой вариант — подмена, когда по документам под видом дорогой продукции¬ за рубеж вывозится более дешевая.

И, наконец, бестоварная схема, при которой экспорт производится только на бумаге. Упрощенно это выглядит так: предприятие продает товар посреднику, который заключает договор на поставку с иностранной компанией, чаще всего офшорной. Между собой они рассчитывается с помощью векселя из «своего» банка. Затем на таможне оформляются липовые документы на вывоз товара. Следующий шаг — обращение в ФНС за возвратом налога.

КОНТРОЛЬ ТАМОЖЕННЫМИ ОРГАНАМИ ЗА НЕПРАВОМЕРНЫМ ВОЗМЕЩЕНИЕМ НАЛОГА НА ДОБАВЛЕННУЮ СТОИМОСТЬ

аспирант, кафедра экономики МГТА ,

THE CONTROL OF ILLEGAL REFUND OF VALUE ADDED TAX BY CUSTOMS AUTHORITIES

Vladislav Rubtsov

PhD student in Economics, economic department of Moscow humanitarian technology academy,

АННОТАЦИЯ

Незаконное возмещение налога на добавленную стоимость при импорте товара — это применение вычетов по НДС, который был уплачен при ввозе товаров на территорию Российской Федерации, с одновременным занижением налоговой базы в результате занижения выручки от реализации посредством заключения договоров комиссии. В статье рассмотрена одна из схем мошеннического возмещения налога на добавленную стоимость, перечислены основные признаки неправомерного возмещения НДС и приведены возможные варианты решения проблемы нарушений налогового законодательства в части уплаты и возмещения НДС.

Видео (кликните для воспроизведения).

ABSTRACT

The illegal compensation of the VAT at import of the goods, which is use of deductions under the VAT paid when importing goods into the territory of the Russian Federation, while simultaneously understating the tax base as a result of underestimation of revenues by the conclusion of contracts of the Commission is one of the significant reimbursement issues.This article describes one of the schemes for fraudulent recovery of value added tax, the basic signs of illegal compensation of the VAT are listed and the possible solutions to the problem of violations of tax laws regarding the payment and reimbursement of VAT are given.

Ключевые слова: налог на добавленную стоимость; мошенни­чество при возмещении налога на добавленную стоимость; лжеэкспорт.

Keywords: value added tax; fraud in the reimbursement of value added tax; false export.

По прошествии многих лет своего существования налог на добавленную стоимость укоренился в налоговой системе России как один из самых важных федеральных налогов. В Российской Федерации налог на добавленную стоимость сегодня не только основной косвенный налог, но центральное звено формирования доходной части бюджетов всех уровней. Согласно сведениям Министерства финансов Российской Федерации НДС составляет порядка 40 % всех налоговых поступлений в консолидированный бюджет Российской Федерации и порядка 18 % в федеральный бюджет страны.

Одним из главных недостатков налоговой системы России является то, что она направлена на устранение дефицитности бюджета изъятием доходов предприятий, то есть руководствуется принципом «чем выше ставка, тем лучше для бюджета». В конечном итоге это приводит к недобору налогов, сокращению объемов производства товаров, снижение инвестиционной активности, падение заинтересован­ности предприятия в собственном развитии, рост мошенничества в сфере налогообложения.

Исходя из практики взимания налога на добавленную стоимость в Российской Федерации, можно увидеть, что действующая система исчисления, взимания и возмещения налога содержит в себе серьезные недочеты, требующие ее коренного реформирования. Причем пересмотру должны подвергнуться не только отдельные части и элементы этой системы, но сама система в целом, так как она требует нового подхода к ее рассмотрению [2].

Одной из основных проблем возмещения НДС является его незаконное возмещение при импорте товаров, которое заключается в применении вычетов по НДС, уплаченному при ввозе товаров на территорию Российской Федерации, при одновременном занижении налоговой базы в результате занижения выручки от реализации через заключение договоров комиссии.

Рисунок 1. Схема незаконного возмещения НДС при импорте товаров

Если налогоплательщиком используется такая схема, то задачей налоговых органов становится либо подтверждение факта отсутствия товара, либо установление реального покупателя товара и сбор доказательств того, что товар был действительно реализован через комиссионера (субкомиссионеров) без предоставления отчетов комис­сионера, либо сбор доказательств заключения притворной сделки (договора комиссии) для прикрытия действительной поставки товара организацией «A» организации «C» с целью незаконного возмещения НДС. Наличие одного или нескольких нижеследующих признаков отображает особенность применения недобросовестного экспорта:

Учитывая актуальность данного вопроса, эта мера направлена на повышение налоговой дисциплины, хоть она и не либеральна по отношению к экспортерам.

Таможенным органам в реализации этого комплексного решения отводится важная роль. В части взимания и возмещения НДС сегодня особенно актуальна разработка новых принципов сотрудничества налоговых и таможенных органов.

Деятельность государственных органов в течении длительного времени направлена на пресечение схем лжеэкспорта, при которых организации возвращают уплаченный НДС по фиктивным сделкам. Министерство финансов Российской Федерации и Федеральная налоговая служба Российской Федерации предлагали ввести для этого специализированные НДС-счета. В этом случае организация кроме расчетного счета обязана открыть также отдельный счет, на который при проведении расчетов должна быть переведена сумма налога. Со специального НДС-счета денежные средства могут быть отправлены только на оплату НДС (другому участнику сделки или в бюджет). С помощью данной меры Министерство финансов РФ рас­считывало собирать в бюджет ежегодно дополнительно до 30 млрд. руб. налога. К сожалению, законодательное собрание не одобрило данную инициативу, в связи с чем она не была внедрена. Однако, по мнению многих специалистов, данная мера актуальна и в настоящее время. Ее реализация помогла бы сократить потери бюджета от неправо­мерного и чрезмерного возмещения НДС. Введение электронной системы контроля за экспортируемыми товарами могло бы также послужить способом борьбы с лжеэкспортом.

Читайте так же:  Плательщиками торгового сбора признаются

Тогда каждым экспортером должна будет быть получена специальная электронная карточка, которую ему необходимо предъявлять на внутренней таможне. Информация с нее немедленно будет поступать в таможенные и налоговые органы, которые смогут незамедлительно вернуть НДС добросовестному экспортеру. Основная задача при этом выражается в объединении информационных баз ФТС и ФНС РФ и введении единой автоматизированной системы, которая включает в себя весь процесс экспорта товаров, от их вывоза до получения НДС. После получения разрешение на вывоз, экспортер вывозит товар. В это время налоговые органы сверяют данные с данными таможенных органов, после чего экспортер приобретает право обратиться за возвратом налога. Единая база данных позволит ускорить процесс возврата НДС, а также даст возможность налоговым органам более тщательно проверить экспортера. Сейчас такого рода база у ФТС и ФНС, к сожалению, отсутствует.

Ожидается, что введение подобной системы уменьшит объем лжеэкспорта на 20 % , что приведет к сокращению потерь бюджета на сумму до 39 млрд. руб. При этом очевидно, что искоренить все схемы лжеэкспорта не удастся. Однако при совершении предпринимателем мошеннических действий с документацией, любой инспектор сможет увидеть, поступило ли уведомление о фактическом вывозе товара, поскольку данная информация незамедлительно поступит в налоговые органы.

Нулевая ставка НДС при экспорте

Подтверждаем нулевую ставку НДС. Подтверждение нулевой ставки НДС документы. Экспорт товаров нулевая ставка НДС. Применение нулевой ставки НДС.

Нормами законодательства о налогах и сборах предусмотрено, что при экспорте товаров из России ставка НДС составляет 0%, а при их реализации внутри России – 18% (или 10% для отдельных категорий) (на момент действия контрактов). Экспортеры имеют право на возмещение разницы входящего и исходящего НДС. Для возмещения НДС экспортеру необходимо направить в налоговую инспекцию требование о возмещении НДС и соответствующие подтверждающие документы.

Налогоплательщики применяют множество схем с использованием экспортных операций, направленных на незаконное возмещение НДС. Большинство из них направлены на получение документов, свидетельствующих об экспорте товаров и поступлении экспортной выручки.

Чиновники стараются воспрепятствовать реализации таких схем. Они формулируют признаки схем, которые помогут инспекторам выявить незаконное возмещение налога. Однако эти меры усложняют работу законопослушных экспортеров.

Фабула дела:

В целях возврата НДС из бюджета Обществом представлена налоговая декларация, контракты с иностранными организациями Perspective Import LP и Marefondo Limited (покупатели), таможенные декларации, товаросопроводительные документы (железнодорожные накладные).

По результатам анализа документов налоговый орган установил:

— по условиям контрактов поставщик должен поставить товар, покупатель – принять и оплатить товар, организовать вывоз и транспортировку товара за пределы РФ в Польшу и Словакию. Покупатель становится собственником товара с момента его передачи – принятия на условиях DAP Зерново-Суземка;

— ООО представлены счета-фактуры (инвойсы) только с подписью и печатью самого плательщика, без печати другой стороны;

— в представленных декларациях ООО указано декларантом, в качестве отправителей указан ряд Российских компаний, получателями указаны CARBON TRADING SP Z.O.O. (Польша) и Шпед-Транс Левице А.С. (Словакия);

— в представленных железнодорожных накладных ООО указано как лицо, уплатившее провозные платежи, отправителями — те же российские компании, имеется печать «выпуск разрешен». При этом в накладных имеются рукописные исправления (исправлены получатели груза, пункты назначения).

С учетом изложенного, инспекция пришла к выводу, что существенные условия контракта (сторона контракта) в одностороннем порядке изменены в ходе его исполнения, что не предусмотрено законодательством. Был поставлен под сомнение переход права собственности на товар к покупателю, поскольку контрактами установлено, что покупатель становится собственником товара с момента его передачи-принятия, а товаросопроводительные документы не подтверждают передачу товара именно стороне контрактов.

Отказ инспекции в возмещении НДС обусловлен тем, что условия контрактов не соответствуют фактическим обстоятельствам дела, а представленные в обоснование вычета документы являются недостоверными.

Оспаривая законность принятого налоговой инспекцией решения, ООО указывало, что налоговой инспекцией сделан неверный вывод о формальном составлении документов, поскольку инвойсы соответствуют российскому счету на оплату, в которых не предусмотрено наличие подписи и печати покупателя. В ходе проверки дано неверное толкование заключенных контрактов, не дана оценка переписке, подтверждающей готовность покупателя принять товар.

Суды отказали в признании решения фискального органа незаконным.

Судебный акт: Постановление 15 Арбитражного апелляционного суда от 05.07.2019 по делу №А53-29878/2018

Выводы судов:

1. Ставка 0% является налоговой преференцией, первичные документы, подтверждающие обоснованность ее применения, должны быть достоверными, составлять единый комплекс, относящийся к определенной экспортной операции, не иметь противоречий в содержащихся в них сведениях, исключающих идентификацию полученного налогоплательщиком и поставленного им на экспорт товара.

2. Отсутствие в контракте полных сведений обо всех участниках экспортной операции не позволяет налоговому органу осуществить необходимые контрольные мероприятия по установлению достоверности сведений о контракте.

3. Реальность совершенной операции определяется не только фактическим наличием и движением товара, но и реальностью исполнения договоров именно теми контрагентами, которые были заявлены.

4. Налоговая выгода может быть признана необоснованной при отсутствии реальности операций именно с тем контрагентом, относительно которого заявлено возмещение НДС, либо при осведомленности налогоплательщика об указании контрагентом недостоверных сведений или при подложности представленных документов.

5. Субъекты предпринимательской деятельности, реализуя право на свободу экономической деятельности, должны избрать такой способ применения данного права, при котором не затрагиваются интересы никаких субъектов, в том числе государства.

6. Документы налогоплательщика подтверждают только реальное оформление поставки, но не их фактическое исполнение, исходя из установленных налоговым органом обстоятельств в совокупности, подтверждение права на вычет не должно ограничиваться установлением только формальных условий применения законодательства.

7. Заключая контракты, представляя противоречивую и недостоверную информацию, общество приняло на себя риск негативных последствий, предполагая получить налоговую выгоду.

Комментарии:

1) Вывоз товаров и продукции за пределы РФ – финансово выгодная операция для налогоплательщиков. Ввиду необходимости возврата из бюджета уплаченного на территории РФ НДС, фискальные органы с особым вниманием относятся к экспортерам. Необоснованно заявленное возмещение НДС или несоблюдение порядка подтверждения права на него, чревато солидными доначислениями платежей и штрафами.

Читайте так же:  Рассмотрение возражений на акт налоговой проверки

2) Для того, чтобы удовлетворить требование компании о предоставлении права на использование ставки 0 процентов по НДС, налоговой инспекции должно быть видно, что на экспорт поступил именно тот товар, о котором говорится в контракте, и именно в том объеме. Поэтому нужно внимательно следить, какие документы выдает таможня и как именно она делает осмотр.

3) В современных условиях обоснование права на применение налоговых вычетов по НДС является сложной и ответственной процедурой. Экспортер должен не только грамотно составлять и оформлять собственные документы (договоры, накладные, заявки и прочее), но и внимательно контролировать их заполнение своими контрагентами: поставщиками, перевозчиками и т.д. В противном случае доказать правомерность применения нулевой ставки будет очень сложно.

У нас также есть аудиоподкасты. Это выпуски по 2-5 минут. Посвящены одному спору, конфликту или новости. Их можно слушать прямо на нашем сайте, на сайте подкаст-площадки или скачать себе на компьютер, смартфон и пр. Выпуск 1 (о субсидиарной ответственности); Выпуск 2 (оспаривание договора по мотиву злоупотребления правом); Выпуск 3 (расторжение договора по инициативе продавца, что учесть?). Еще пара десятков по ссылке.

Вы не поверите, но для любителей коротких и полезных видео, у нас появились видеоподкасты. Например, видеоподкаст на тему «Налоги. Оптимизация. Перевод сотрудников в ИП» можно посмотреть по ссылке.

Обратим внимание, что юридическая фирма «Ветров и партнеры» в 2018 году отмечена отраслевым рейтингом юридических компаний Право.ру-300 в номинации «Арбитражное судопроизводство». Это позволило нам войти в ТОП-50 региональных компаний по всей России в данной номинации.

В случае, если Ваш судебный спор или иной спор, договорная работа или любая другая форма деятельности касается вопросов, рассмотренных в данном или ином нашем материале, рекомендуем проверить и убедиться, что Ваша правовая позиция соответствует последним изменениям практики и законодательству.

Мы будем рады оказать Вам юридическую помощь по поводу минимизации юридических рисков и имеющимся возможностям. Мы постараемся найти решение, подходящее именно для Вас.

Звоните по телефону +7 (383) 310-38-76 или пишите на адрес [email protected]

Наша юридическая компания оказывает различные юридические услуги в разных городах России (в т.ч. Новосибирск, Томск, Омск, Барнаул, Красноярск, Кемерово, Новокузнецк, Иркутск, Чита, Владивосток, Москва, Санкт-Петербург, Екатеринбург, Нижний Новгород, Казань, Самара, Челябинск, Ростов-на-Дону, Уфа, Волгоград, Пермь, Воронеж, Саратов, Краснодар, Тольятти, Сочи).

Схемы незаконного возмещения ндс при экспорте

Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с ЗАО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.

Лекторы – ведущие эксперты, непосредственные разработчики законов:
В. В. Витрянский, Л. Ю. Михеева, Е. А. Суханов, А. А. Маковская. Принять участие можно очно/ онлайн или в записи, в любой точке страны!

Письмо Федеральной налоговой службы от 9 сентября 2019 г. № ЕД-25-15/[email protected] “О рассмотрении предложений АО по ускорению возврата НДС при экспорте путем применения механизма экспортного факторинга”

Федеральная налоговая служба, рассмотрев предложения по ускорению возврата налога на добавленную стоимость при экспорте путем применения механизма экспортного факторинга, сообщает следующее.

Предложенный механизм предполагает финансирование экспортеров на базе АО, позволяющее экспортеру после осуществления экспортной поставки и предоставления отгрузочных документов получить сумму ожидаемого к возмещению из бюджета налога на добавленную стоимость посредством выделенных заемных средств на срок до поступления из бюджета суммы налога в адрес экспортера.

Данные взаимоотношения относятся к договорам между хозяйствующими субъектами и не предполагают в них участия государства.

Одновременно, следует отметить, что на основании статей 176 и 176.1 Налогового кодекса Российской Федерации (далее — Кодекс) для всех налогоплательщиков НДС, в том числе экспортеров, установлены равные условия возмещения НДС, согласно которым в случае превышения налоговых вычетов над суммой налога, исчисленной в целом по деятельности налогоплательщика за налоговый период, полученная разница подлежит возмещению путем возврата (зачета) на основании решения налогового органа. При этом возмещение налога может осуществляться по выбору налогоплательщика в порядке, установленном статьей 176 Кодекса, или в ускоренном заявительном порядке, предусмотренном статьей 176.1 Кодекса.

При этом, налоговый орган проверяет обоснованность суммы налога, заявленной к возмещению, при проведении камеральной налоговой проверки в порядке и в сроки, установленные статьей 88 Кодекса.

Согласно пункту 8 статьи 88 Кодекса при подаче налоговой декларации по налогу на добавленную стоимость, в которой заявлено право на возмещение налога, камеральная налоговая проверка проводится с учетом особенностей, предусмотренных настоящим пунктом, на основе налоговых деклараций и документов, представленных налогоплательщиком в соответствии с положениями Кодекса.

Так, в соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 164 Кодекса при реализации товаров, вывезенных в таможенной процедуре экспорта, налогообложение налогом на добавленную стоимость производится по ставке в размере 0 процентов при условии представления в налоговые органы документов, предусмотренных статьей 165 Кодекса.

Действительный государственный советник
Российской Федерации 2 класса
Д.В. Егоров

Обзор документа

ФНС рассмотрела предложение по ускорению возврата НДС при вывозе товаров. Предполагается, что экспортер после поставки и предоставления отгрузочных документов сможет получить сумму ожидаемого к возмещению из бюджета налога посредством выделенных заемных средств на срок до поступления из бюджета суммы налога.

Ведомство указало, что такие взаимоотношения относятся к договорам между хозяйствующими субъектами и не предполагают в них участия государства. Для всех плательщиков НДС предусмотрены равные условия возмещения налога.

Видео (кликните для воспроизведения).

При реализации товаров на экспорт применяется нулевая ставка НДС при условии представления в налоговые органы документов, предусмотренных НК РФ.

Источники

Схемы незаконного возмещения ндс при экспорте
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here