Рост ставок подоходного налога

Повышение подоходного налога в России в 2020 году

О подоходном налоге в 2020 году

Подоходный налог в России представлен налогом на доходы физических лиц (НДФЛ), нормативное регулирование которого закреплено в главе 23 НК РФ.

Таблица: подоходный налог 2020: сколько процентов составляют отчисления в зависимости от налоговой базы.

Ставка НДФЛ Налоговая база
13 % Зарплата, дивиденды, другие доходы резидентов (кроме указанных в последней строке), граждан из ЕАЭС, беженцев и др. (Письма Минфина от 24.01.2018 № 03-04-05/3543, от 14.05.2018 № 03-04-06/32214)
30 % Доходы нерезидентов (тех, кто проживает в стране менее полугода)
35 % Выигрыши, призы, беспроцентные займы резидентов, дивиденды нерезидентов

В среднем доля бюджетных доходов в 2011–2017 годах от поступлений по НДФЛ составляла 3,5 % по отношению к ВВП (для сравнения, в 2017 году поступления от НДФЛ составили 3,53 %, от налога на прибыль организаций — 3,57 %) (данные из документа «Основные направления бюджетной, налоговой и таможенно-тарифной политики на 2020 год и на плановый период 2020 и 2021 годов»). Эти цифры со всей очевидностью доказывают, что уровень поступлений в бюджет от НДФЛ является достаточно высоким в сопоставлении с иными источникам дохода бюджетов в России.

Однако много это или мало в сравнении с аналогичными показателями других стран? Обратимся к данным Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР), в которую входят 36 развитых государств. Опубликованные данные показывают величину доходов бюджетов государства от НДФЛ (Tax on Personal Income) в процентном соотношении к ВВП. Средний процент бюджетных поступлений подоходного налога физических лиц в странах, входящих в ОЭСР, на 2015 год составляет 8,44 % к уровню ВВП. Таким образом, напрашивается вывод об относительно низком уровне бюджетных доходов от НДФЛ в России.

Важно подчеркнуть, что во многих европейских государствах, включенных в приведенную выше аналитику ОЭСР (в частности, Австрия, Германия, Италия), действует система прогрессивного налогообложения: ставка налога определяется в зависимости от размера налоговой базы. В отдельных странах доход до определенного порога освобождается от налогообложения, далее постепенно идет увеличение ставки (например, во Франции ставка для физических лиц варьирует от 0 до 75 %).

Подоходный налог в других странах

Подоходный налог вообще не обязателен: он отсутствует в 14 странах.

Это очень разношерстная компания: богатые нефтью страны Ближнего Востока — ОАЭ, Катар, Кувейт и прочие, офшорные центры — Виргинские Острова и Острова Кайман, а также Северная Корея и Вануату. «Размер подоходного налога в разных странах нельзя сравнивать «в лоб», — говорит Михаил Ханов. — Необходимо учитывать средний уровень жизни в стране и наличие иных налогов и обязательных сборов. Но в качестве некоего среднего ориентира в этом плане можно привести США, где имеется необлагаемый минимум, средняя ставка подоходного налога в размере 10% и максимальная ставка величиной 35% для относительно обеспеченных граждан».

КОНСУЛЬТАЦИЯ ЮРИСТА


УЗНАЙТЕ, КАК РЕШИТЬ ИМЕННО ВАШУ ПРОБЛЕМУ — ПОЗВОНИТЕ ПРЯМО СЕЙЧАС

8 800 350 84 37

Эффективным считается и опыт Германии. «Подоходный налог не предусматривается при годовом доходе, не превышающем 8 820 евро, к доходам в диапазоне 8 820—54 058 евро применяется ставка 14%, при годовом доходе 54 058—256 304 евро подлежит применению ставка 42%, свыше указанного диапазона применяется ставка 45%», — приводит пример юрист международной юрфирмы «Ильяшев и партнеры» Руслан Маннапов. Плоскую шкалу НДФЛ применяют сегодня лишь 29 стран из 193 государств — членов ООН. Помимо России в этом списке несколько бывших советских республик, Монголия, Ирак, Гонконг и Болгария. Любопытно, что, например, в Эстонии при плоской ставке в 20% ежемесячный доход ниже 500 евро также освобожден от налогообложения.

Разные ставки НДФЛ

с 1 января 2001 года В России установлена общая ставка НДФЛ в размере 13% для большинства видов доходов. Как отмечают чиновники, введение единой ставки способствовало увеличению поступления налога на доходы физических лиц в бюджетную систему Российской Федерации. Однако для некоторых видов доходов и налогоплательщиков нормами статьи 224 Налогового кодекса РФ установлена повышенная ставка. В частности, платить большее должны:

  • граждане с доходов, не связанных с работой по найму и выполнением работ (оказанием услуг), в частности с инвестиционных вложений (за исключением дивидендов) — 35%;
  • граждане с выигрышей в лотерею и на тотализаторе — 35%;
  • нерезиденты РФ с любых видов доходов — 30%.

Таким образом, доходы резидентов облагаются по ставке 13%, а для нерезидентов установлена повышенная ставка 30%. При этом нерезиденты — это не обязательно иностранцы, граждане РФ также теряют свой статус налогового резидента, если пребывают на территории России менее 183 дней в течение 12 последовательных месяцев. В этом случае они должны платить НДФЛ по повышенной ставке.

Но в Минфине считают, что это неудобно. Глава ведомства Антон Силуанов на совещании по реализации национальных проектов сообщил, что на администрирование НДФЛ нерезидентов уходит много времени и сил. Поэтому его уравнивание со ставкой для резидентов должно повысить его собираемость. Как подчеркнул министр:

У нас есть разные ставки налогообложения доходов — для россиян и для иностранцев — 13% и 30%. Полагаю целесообразным — и такие предложения Правительством рассматриваются, — будет готовиться законодательство о том, чтобы уравнять эти ставки.

Чиновники заявили, что соответствующий законопроект уже находится в стадии завершения, поэтому Госдума сможет рассмотреть и утвердить его уже в осеннюю сессию. Антон Силуанов отметил, что планов увеличивать ставку налога у законодателей нет. Вводить прогрессивную шкалу по НДФЛ Минфин также пока не планирует. Уравнивание ставок, по словам чиновников, также никак не повлияет на действующие льготы по НДФЛ. В частности, для процентных доходов с ипотечных облигаций и ипотечных сертификатов до 2007 года выпуска будет сохранена ставка в 9%. А вот дивиденды, полученные нерезидентами от отечественных компаний, по-прежнему будут облагаться НДФЛ по ставке 15%.

НДФЛ 18% возможен? Не для всех

Глава партии «Справедливая Россия» Сергей Миронов отметил, что в России применяется единая система ставок НДФЛ, которая не зависит от уровня доходов налогоплательщиков. При этом в других странах, как правило, применяется прогрессивная шкала подоходного налога, предполагающая низкий процент для невысоких доходов, с дальнейшим его увеличением вместе с ростом благосостояния налогоплательщика.

Поэтому депутаты предлагают повысить НДФЛ для граждан, которые зарабатывают больше 2 млн рублей в год, а граждан с доходами ниже прожиточного минимума полностью освободить от уплаты НДФЛ. Как пояснил Сергей Миронов, хорошо зарабатывающих граждан в России достаточно:

Таких работников в стране около 300 тысяч, а бюджет при введении повышенной ставки получит до 700 млрд рублей.

Минфин России пока эту идею не поддерживает, но может быть, в ходе обсуждения законопроекта об установлении единой ставки НДФЛ для резидентов и нерезидентов РФ что-то изменится.

Читайте так же:  Расчетный период в платежной ведомости на аванс

Правительство обсуждает повышение НДФЛ до 16%

Правительство и администрация президента рассматривают возможность повышения базовой ставки налога на доходы физических лиц с 13% до 16% с одновременной отменой этого налога для малоимущих, сообщают «Ведомости» со ссылкой на чиновников, участвующих в обсуждении.

По их словам, инициатива снизить налоговую нагрузку на беднейшую прослойку, впервые высказанная главой ВТБ Андреем Костиным, а затем поддержанная спикером СовФеда Валентиной Матвиенко, обсуждается на уровне главы АП Антона Вайно и чиновников кабмина.

Отмена НДФЛ для бедных с целью продемонстрировать социальную справедливость людям, чьи доходы падали пять лет подряд, обойдется в 1-1,5 трлн рублей — столько недополучат бюджеты регионов, для которых налог на физлиц — основной источник дохода. Чтобы компенсировать выпадающие поступления, может быть повышена базовая ставка НДФЛ, которая держится на уровне 13% уже 18 лет.

Схема реформы может выглядеть так, рассказывает один федеральный чиновник: вводится налоговый вычет в 1,5 прожиточных минимума (16777 рублей, по данным на второй квартал). Доходы ниже этого порога не облагаются налогом. Для всего, что выше, вводится новая ставка НДФЛ — 16%. —>

Полностью покрыть выпадающие доходы такая мера тоже не сможет — для этого ставку нужно повышать минимум вдвое, говорит другой источник «Ведомостей». Но к таким радикальным мерам власти пока не готовы.

Окончательного решения по реформе не принято — обсуждаются разные варианты.

Минус реформы в таком виде заключается в том, что от нее выиграют в том числе те, кто получает зарплату в конверте, а проиграют те, кто платит налоги, критичен один из чиновников. Если уж и вводить вычет, то не для всех, а только для получающих определенный доход — так можно сделать меру более адресной, повысить ее эффективность для борьбы с бедностью и снизить потери бюджета, советует третий федеральный чиновник. Но тогда встает вопрос, как федеральный бюджет компенсирует потери регионов, беспокоится региональный чиновник.

Фактически речь идет о введении прогрессивной шкалы НДФЛ, констатирует Александра Суслина из Экономической экспертной группы. Но бедные льготу не заметят, а кроме того, непонятно: если мы готовы так щедро освободить людей от НДФЛ, то зачем увеличиваем проблемы бедных, повышая НДС, недоумевает она.

Отмена НДФЛ для малоимущих может коснуться 12,7% всего населения — доход ниже прожиточного минимума во II квартале получали 18,6 млн россиян, свидетельствуют данные Росстата. А минимальную зарплату (МРОТ, чуть более 11 000 рублей) получают до 5 млн человек.

Правительство обсуждает повышение подоходного налога

Справедливая и стимулирующая налоговая система, обещанная президентом Владимиром Путиным в послании Федеральному собранию, может означать резкое повышение нагрузки на население. На одном из первых после выборов совещаний у премьера Дмитрия Медведева обсуждалось изменение налогов. Его итоги Медведев не раскрыл и лишь признал, что налоговой системе все же нужна настройка (цитата по «Интерфаксу»).

Оплатить обещания Путина повысить некоторые расходы бюджета может быть предложено населению – власти расчехлили набор старых идей: повышение НДФЛ, введение налога с продаж, отмену льгот по НДС для социальных товаров, повышение НДС при снижении страховых социальных взносов, рассказали «Ведомостям» два федеральных чиновника и человек, знающий это от участников совещания. Но они расходятся в трактовке его итогов: одни говорят о принятых решениях, другие – о продолжении дискуссии.

Обсуждалось повышение ставки НДФЛ на 2 п. п. до 15% с введением необлагаемого минимума, указывают собеседники «Ведомостей». Прошлой осенью на совещаниях в правительстве уже анализировались последствия повышения НДФЛ до 15–16% и введение такого минимума. Решение окончательно не принято, предупреждает чиновник. Другой говорит, что «консенсус достигнут».

Кудрин высказался за сохранение налогов на шесть лет

Изменение налогов нужно для дополнительных доходов бюджета, говорит один из чиновников. Во время послания Путин объявил о росте расходов на здравоохранение и инфраструктуру. Около двух третей из 1,5% ВВП, которые потребуются на реализацию поручений, будет получено за счет ускорения экономического роста, а остальное – за счет экономии, говорил помощник президента Андрей Белоусов.

Меры ударят по доходам населения и потреблению, предупреждает Александра Суслина из Экономической экспертной группы. Потребление было одним из драйверов роста экономики в 2017 г. Но в отличие от 2017 г. рост потребления в большей степени будет опираться на рост доходов, указывал ВЭБ. Дополнительные налоги и сборы могут свести такой рост на нет, опасается Суслина: повышение НДФЛ при отмене льготной ставки НДС – двойной удар по населению, с одной стороны, снизит их доходы, а с другой – увеличит цены. Обнуление НДФЛ для бедных и прямая субсидия должны помочь им, говорит она, но рост цен и налоговая нагрузка могут привести к росту числа бедных и сокращению среднего класса.

Эти выборы президента были исключительными – победивший кандидат вообще не излагал экономическую программу, отмечает главный экономист БКС Владимир Тихомиров, и связано это с тем, что после выборов Путин пойдет на непопулярные меры: президент получил очень сильный мандат доверия.

Представители первого вице-премьера Игоря Шувалова и Минфина отказались от комментариев. Представитель Минэкономразвития не ответил на запрос «Ведомостей».

Ставки НДФЛ в 2020 году: таблица изменения

Борьба с бедностью: инструкция по применению

Можно освободить от НДФЛ тех, кто получает доход в размере прожиточного минимума, можно расширять программы адресной помощи, еще лучше — делать это все одновременно, говорит директор Института стратегического анализа «ФБК Grant Thornton» Игорь Николаев. «Но даже такого «сдвоенного» решения не будет достаточно для достижения целевых показателей по сокращению бедности, — убежден экономист. — Еще обязательно должен быть устойчивый высокий экономический рост и в целом более справедливое распределение доходов».

В общем, проблему бедности населения власть собирается решать не с того конца, с какого следовало бы.

«Лишь многолетнее устойчивое повышение производительности труда способно изменить экономическую ситуацию и справиться с бедностью, — говорит глава аналитической службы НПФ «Сафмар» Евгений Биезбардис. — Особенно важен фокус на улучшение жизни в депрессивных регионах и моногородах». И тут, полагает Биезбардис, налоговая реформа могла бы помочь, но другая — передача дополнительных налогов с федерального уровня в регионы и на места.

Так или иначе, важно понимать, где причина, а где следствие. «НДФЛ — это наша плата за услуги государства, — говорит Николай Кащеев. — Мы должны иметь возможность влиять на них и оценивать справедливость стоимости указанных услуг».

Читайте так же:  Упрощенная система налогообложения статья налогового кодекса

Даешь прогресс!

Стоит отметить, что страны с самой высокой налоговой нагрузкой на доходы физических лиц одновременно являются странами с самым низким расслоением общества. Конечно, вспоминая предыдущую главу, повторим, что подоходный налог — все же не первичный инструмент для борьбы с бедностью. Однако если говорить именно об инструментах, которыми обладает государство для снижения бедности, — например, МРОТ, социальные пособия, пособия в натуральной форме вроде бесплатного питания в школах и прогрессивная шкала налогообложения, — именно последняя имеет наибольшее значение, уверен глава аналитического департамента AMarkets Артем Деев.

Какой бы вариант подошел России? «Беднейшие от НДФЛ освобождаются, для остальных вводится прогрессивная шкала, — предлагает Игорь Николаев. — Нам категорически не надо сразу вводить шкалу, по которой самые богатые будут платить по 50—60%. Пусть для начала это будет двухступенчатая шкала: 13% — для всех, за исключением самых богатых, у которых ставка 20%».

Безусловно, существует много аргументов, почему прогрессивная шкала — это не та мера, которую необходимо вводить здесь и сейчас. «Как только налог перестает быть плоским, его администрирование занимает очень много времени и сил, — говорит Олег Шибанов. — Эксперименты с прогрессивной шкалой могут закончиться большим ростом расходов на администрирование. Эти расходы убьют весь смысл прогрессивной шкалы».

Главным аргументом против возврата к прогрессивной шкале эксперты называют резкий рост налоговых поступлений в российскую казну после того, как наша страна перешла в 2001 году на плоскую шкалу. Дескать, доходы тут же вернутся в «тень». Однако риск «оптимизации», возможно, преувеличен. «Противники введения прогрессивной шкалы могут сослаться на то, что у России уже был подобный опыт в период с 1992 по 2001 год, и его принято считать неудачным, — рассуждает Дмитрий Усольцев. — Однако следует учитывать, что прогрессивная шкала применялась в условиях политической нестабильности, зарождающегося законодательства, формирующихся рыночных отношений, гиперинфляции и множества иных негативных факторов. Введение плоской шкалы, безусловно, имело положительный эффект и благотворно сказалось на доходах бюджетов, однако это не говорит о том, что у прогрессивной шкалы в России нет будущего».

Увеличится ли подоходный налог в 2020 году

Вопрос реформирования системы взимания НДФЛ в России поднимается достаточно регулярно: например, в 2016 году вице-премьер Ольга Голодец говорила о проработке Правительством РФ идеи перехода на прогрессивную шкалу НДФЛ (а значит, для части населения возможно повышение подоходного налога в России), а в марте 2018 года на рассмотрение в Государственную думу РФ был внесен проект закона о введении прогрессивной шкалы налогообложения доходов физических лиц. В начале 2020 года на уровне Правительства РФ обсуждался вопрос повышения ставки НДФЛ с 13 до 15 % (это увеличение должно было коснуться только граждан с высокими зарплатами — от 7 до 10 млн руб. в год).

Представляется, что в ближайшее время нет оснований ожидать, что в России произойдет повышение подоходного налога в 2020 году (или, точнее, повышение ставки НДФЛ) для основной массы населения. Этому есть ряд оснований.

  1. В момент активного рассмотрения вопроса реформирования взимания НДФЛ (в том числе в начале 2020-го) речь шла о выборе источника повышения доходов бюджета — НДФЛ или НДС, и, как известно, выбран был НДС.
  2. Вторым аспектом, который представляется весьма актуальным при решении вопроса о повышении налога, является размер налогового бремени: в соответствии с принципом недопустимости чрезмерного налогообложения. Последнее не должно парализовать реализацию гражданами конституционных прав и свобод.

Очевидно, Минфин придерживается такого же мнения: отвечая на массовые запросы граждан, ведомство опубликовало Письма от 07.05.2018 № 03-04-05/30463, от 12.04.2018 № 03-04-05/24386, в которых разъяснило, что повышения ставки НДФЛ не планируется. О том, что не нужно ждать введения прогрессивной ставки, сказано в Письме от 26.09.2017 № 03-04-05/62106.

stavki_ndfl_v_2020_godu_tablica_izmeneniya.jpg

Похожие публикации

Один из основных источников поступлений в региональные бюджеты – налог на доходы физических лиц. Например, в структуре доходов Москвы по итогам 10 месяцев 2019 года доля НДФЛ составила более 37%. Один из рычагов воздействия на размер поступлений в бюджетную систему – ставка налога. Расскажем, будет ли она меняться с 2020 года.

Экономические обоснования

От редакции: пока верстался материал

Пока верстался материал, все новостные каналы облетело известие о том, что правительство планирует ввести систему индивидуального пенсионного капитала, размер отчислений в который может составить до 6% от дохода россиян, а что это, как не скрытое повышение подоходного налога? Читайте об этом в заметке «Граждан впишут в систему индивидуального пенсионного капитала автоматически?».

Ставка НДФЛ изменится уже в следующем году

Ставки НДФЛ в 2020 году: таблица

Налоговый кодекс устанавливает особенности расчета подоходного налога в зависимости от длительности нахождения физлица в границах РФ. Ставки НДФЛ определены в ст. 224 НК РФ.

Ставки НДФЛ для резидентов

Резидентом в большинстве случаев считается лицо, находившееся на территории России в течение минимум 183 дней на протяжении 12 месяцев, следующих подряд (п. 2 ст. 207 НК РФ). Часть дохода резидентов, уплачиваемая в казну государства, в 2020 году составит:

Особенности расчета НДФЛ

Все доходы, кроме указанных ниже

П. 1 ст. 224 НК РФ

Возможно уменьшение дохода на вычеты

(статьи 218-221 НК РФ)

Проценты по вкладам в российских банках и по облигациям российских эмитентов

П. 2 ст. 224 НК РФ

Налог уплачивается с превышения над суммой процентов, рассчитанных по увеличенной на 5 пунктов ставке Центробанка России (по валютным вкладам – из 9% годовых).

Остальные тонкости регламентируются ст. 214.2 НК РФ

Плата за использование средств участников кредитных кооперативов

Налог уплачивается с превышения над суммой платы и процентов, рассчитанных по увеличенной на 5 пунктов ставке Центробанка России.

Остальные тонкости регламентируются ст. 214.2.1 НК РФ

Экономия на процентах при получении займа от ИП или организации (например, беспроцентного)

Налог уплачивается с материальной выгоды, т.е., с превышения суммы процентов, рассчитанных как 2/3 ставки Центробанка России (по инвалютным займам – как 9% годовых) над суммой процентов по договору.

Остальные тонкости регламентируются ст. 212 НК РФ

Призы и подарки в мероприятиях, направленных на рекламирование продукции или услуг

Налог уплачивается с суммы, превышающей 4000 рублей

(п. 28 ст. 217 НК РФ)

Доходы по ценным бумагам (за исключением дивидендов), эмитированным российскими компаниями, права по которым числятся на иностранных счетах депо, информация о которых не предоставлена налоговому агенту

П. 6 ст. 224 НК РФ

Требуется соблюдение положений ст. 214.6 НК РФ

Доходы по облигациям (проценты) с ипотечным покрытием, по ипотечным сертификатам выпуск которых осуществлен до 01.01.2007

Читайте так же:  Декларация на возмещение ндфл за лечение

П. 5 ст. 224 НК РФ

Ставки НДФЛ для нерезидентов

Видео (кликните для воспроизведения).

Не признаются резидентами граждане, находящиеся менее 183 дней в пределах России на протяжении 12 месяцев (п. 2 ст. 207 НК РФ). Для таких лиц ставки подоходного налога в 2020 году составят (п. 3 ст. 224 НК РФ):

Все доходы, кроме указанных ниже

Дивиденды от участия в отечественных организациях

Дивиденды по акциям международных холдингов, которые признаны публичными компаниями по состоянию на 01.01.2018 (ставка действует для доходов, полученных до 01.01.2029)

иностранных специалистов с высокой квалификацией;

соотечественников, проживающих за границей, добровольно переехавших в Россию в рамках Госпрограммы по переселению;

членов экипажей судов под флагом РФ;

беженцев, временно пребывающих в РФ

Ставки НДФЛ в 2019-2020 годах: таблица изменения

Ставки по НДФЛ в 2020 году пока не изменились. Хотя к настоящему моменту Минфин утвердил «Основные направления налоговой и таможенно-тарифной политики на 2020-2022 годы», согласно которому некоторые нововведения могут коснуться взимания подоходного налога с нерезидентов.

Так, ведомство отмечает, что повысить собираемость НДФЛ позволят следующие меры:

сокращение для резидентов срока фактического пребывания в пределах РФ со 183 календарных дней до 90;

уравнивание ставки налога с доходов резидентов и нерезидентов, т.е. ее понижение с 30% до 13%.

Одновременно с этим депутаты партии «Справедливая Россия» предлагают повысить ставку НДФЛ для граждан, годовой доход которых превышает 24 млн. рублей, до 18% (законопроект № 384276-7 внесен в 2018 г., но пока не прошел ни одного чтения). По подсчетам аналитиков, мера привлечет в бюджет до 700 млрд. рублей дополнительных поступлений.

Таким образом, возможные перспективы ставок по НДФЛ могут выглядеть так:

Подоходный налог в России поднимут до 16 процентов

Новый президентский срок Путина может начаться с бюджетного маневра

В правительстве обсуждаются разные меры, но все они пока только предложения, отмечает пресс-секретарь премьера Наталья Тимакова, решения будут приняты позже.

Минфин к совещанию готовил свои старые предложения – провести два налоговых маневра: для нефтяников (обнулить экспортную пошлину при повышении НДПИ) и для всей экономики (снизить страховые взносы до 22% в обмен на рост НДС до тех же 22%). Маневры пока не поддержаны, говорят оба чиновника. Нужно обсудить завершение налогового маневра в нефтяной отрасли, сказал Медведев.

Также обсуждались введение торгового сбора с оборота (близок к налогу с продаж) и отмена льготной ставки НДС в 10% (распространяется на продовольствие, товары для детей и лекарства). К 2020 г. потери от этой льготы достигнут 600 млрд руб. Но выгоду из нее извлекают не столько бедные семьи, сколько производители, объяснял федеральный чиновник, нужно сделать соцподдержку в целом более адресной. Такое поручение президент дал по итогам послания Федеральному собранию. Льготную ставку Минфин предлагает заменить прямой субсидией из бюджета для бедных семей и полностью пересмотреть пособия, объединив многочисленные выплаты в единое универсальное пособие для бедных, говорят два чиновника. Правительство должно навести порядок в системе различных налоговых льгот, заявил в среду Медведев.

Торговый сбор с оборота может быть введен как часть налогового маневра – вместо повышения НДС при снижении страховых взносов, говорит другой чиновник. Минфин хочет снизить слишком высокую нагрузку на труд: это должно по его замыслу способствовать выходу бизнеса из тени, что приведет к росту доходов бюджета. Маневр увеличил бы их в 2019–2020 гг. почти на 450 млрд руб., оценивал ранее чиновник. Бизнес к маневру относился по-разному, но в большей степени поддерживал его проведение при введении налога с продаж: заложить повышение НДС в цены при падающих доходах населения сложно.

Правительство Медведева нашло способ покончить с бедностью

Российские власти рассматривают инициативу, согласно которой налог на доходы физических лиц для отдельных групп граждан может быть отменен. Кроме того, предложено осуществить налоговый вычет из НДФЛ, который был бы равен действующему прожиточному минимуму. Об этом пишут «Ведомости» со ссылкой на трёх федеральных чиновников и бывшего чиновника финансово-экономического блока. Цель инициативы — продемонстрировать борьбу за социальную справедливость.

Ранее о данной инициативе рассказал глава Министерства экономического развития Максим Орешкин. Отменить НДФЛ предлагается тем, чей доход ниже 10 000 рублей или же меньше (сообщается, что таковых в стране 12,7% — 18,6 млн. человек). При этом возможно увеличение ставки НДФЛ для остальных категорий граждан с действующих ныне 13% до 16%. Иными словами, налоги, которые не заплатят бедные, по сути, предложено переложить на плечи других налогоплательщиков.

Пресс-секретарь президента России Дмитрий Песков заявил, что предметные совещания по этому поводу не идут. По его словам, в правительстве пока нет ни позиции, ни решений по данному вопросу. В самом правительстве от комментариев на эту тему отказались.

В любом случае, очевидно, что повышение НДФЛ спровоцирует массовый уход работающих россиян в теневой сектор, а повышение НДС — очередной рост цен, что только увеличит число бедных.

Получается замкнутый круг? Неужели нельзя по-другому побороть бедность в России? И пойдут ли в правительстве на означенные меры?

— Почему нет? Тем более что тем, кто сейчас получает официальную заработную плату, будет не так-то легко снова «уйти в тень», — считает политический обозреватель газеты «2000» Дмитрий Галкин.

—Тот же, кто работает без надлежащего оформления, или получает большую часть зарплаты «в черную», и так НДФЛ не платят. Проблема России не в низкой ставке НДФЛ и не в намерении правительства ее повысить, а в отсутствии прогрессивной шкалы налогообложения. Это крайне несправедливо, поскольку люди с высокими доходами потребляют значительно больше тех общественных благ, которые полностью или частично оплачиваются государством. Они чаще путешествуют, а потому больше пользуются транспортной инфраструктурой. Они чаще обращаются в суд за разрешением хозяйственных и имущественных споров. У них больше имущества, которое находится под охраной правоохранительных органов.

«СП»: Почему именно 16%? Существуют какие-то подсчеты? А в других странах, как с НДФЛ? Может, у нас все еще не так плохо?

— Это примерно соответствует минимальной ставке подоходного налога в европейских странах. Так, в Польше в октябре прошлого года правящая партия «Право и справедливость» снизила минимальную ставку подоходного налога с 18% до 17%. Причем подоходный налог по минимальной ставке уплачивают все, чей доход не превышает 85 000 злотых в год (т.е. примерно 1500 долларов в месяц). А наёмные работники в возрасте до 26 лет вообще не платят подоходного налога.

«СП»: Доцент Финансового университета при правительстве РФ Олег Комолов считает, что отмена НДФЛ для бедных может привести к повышению НДС и акцизов. Так ли это? К чему это может привести?

Читайте так же:  Корректирующая 3 ндфл на имущественный вычет

— Честно говоря, мне трудно понять логику подобных расчетов. Почему нужно компенсировать падение бюджетных доходов, связанных с отменой подоходного налога для бедных, за счет повышения НДС? Может быть, проще запретить российским корпорациям регистрироваться в офшорах?

«СП»: Как население России отреагирует? Реально бедные, понятно, обрадуются, а остальные?

— Никак. Большинство российских граждан давно не ждут от власти ничего хорошего, а потому к повышению подоходного налога отнесутся без особого удивления.

«СП»: Кстати, почему бы просто не ввести прогрессивную шкалу? Или может, есть еще способы облегчить жизнь бедных, не перекладывая нагрузку на других?

— Не знаю, почему правительство так боится прогрессивной шкалы налогообложения. На мой взгляд, это какой-то иррациональный страх. Способы облегчить положение бедных, конечно же, есть. Самый действенный, на мой взгляд, заключается в том, чтобы повысить налоговую нагрузку на корпорации, запретив офшоры.

— У нас в правительстве люди настолько креативные, что могут пойти на что угодно, — уверен главный редактор ФОРУМ. мск Анатолий Баранов.

— Они годами платили пособие на рождение ребенка в 50 рублей и при этом не забывали взять с него налог. С этого года подняли пособие аж в 200 раз, и кричат об этом благодеянии на каждом углу! А вы попробуйте вырастить ребенка на 10 тысяч рублей.

«СП»: — Если НДФЛ для бедных отменят, станет ли их в стране меньше?

— Они отменят налог на доход ниже 10 тысяч в месяц. Это доход не бедного, это доход нищего, на который нельзя даже прокормиться, не говоря о том, чтобы оплатить жилье или купить одежду. Люди с таким доходом одеваются в бесплатном секонд-хенд, как они живут, мне даже подумать страшно. И вот с них не будут взимать НДФЛ, какое счастье! А то, что в нормальных странах таким людям выплачивают пособие и дают талоны на питание, и бесплатное жилье — об этом они молчат.

«СП»: Подоходный налог в 13% — это много или мало? Как с этим в других странах?

— В СССР тоже был подоходный налог в 13%, но при этом если у вас зарплата была, скажем, 200 рублей — меньше в советское время я, например, не получал — то с первых 70 рублей, то есть с минимальной зарплаты, налог не взимался. Со следующих, кажется, до 90 рублей, взималась пониженная ставка налога, и полный налог в 13% брался только с превышающей этот порог суммы.

В принципе, подоходный налог в 13% — это нормально, но с доходов выше среднего.

«СП»: Некоторые эксперты уже говорят, что отмена НДФЛ для бедных может привести к повышению НДС и акцизов. Но ведь это в конечном итоге против бедных же и обернется. Ибо все подорожает, прежде всего продукты…

— Ну, они же и собираются переложить расходы за это «благодеяние» на остальных, повысив НДФЛ до 16%. Так что речь не о снижении налогового бремени, а о его перераспределении. И вот эти 3% сверх нынешних 13% не только с лихвой компенсируют налоги с 10 тысяч, но и дадут в казну приличную прибавку — если верить, конечно, Росстату с его исчислением средней зарплаты по стране.

«СП»: Не возрастет ли число формальных бедных, официально получающих меньше облагаемой налогом зарплату?

— Это азы — избыточные налоги порождают практику массового уклонения от них. Налоги должны быть такими, чтобы было выгодней их платить, чем уклоняться.

«СП»: Источник «Ведомостей» в правительстве сообщает, что цель инициативы — продемонстрировать борьбу за социальную справедливость.

— Они хотят поднять налоговые поступления в бюджет с граждан, и при этом выдать это за благодеяние. Такое впечатление, что в Минфине сидят не экономисты, а пиарщики.

«СП»: Как, по-вашему, можно уменьшить число бедных в России?

— Повысить доходы населения. Это единственный рациональный способ. Другой способ применялся в старой доброй Англии — нищих просто вешали.

Что не так c предложениями по НДФЛ и каким он должен быть?

Предложение освободить от подоходного налога самых бедных россиян и одновременно повысить ставку до 16% для всех остальных вызвало в конце прошлого года бурную дискуссию. Новый премьер-министр от этой идеи отказался, но осадок остался. И не без причины.

Хотят как лучше

Все это вкупе показалось слишком сложной задачей, и от нее решено пока отказаться: в середине января было принято решение поддержать малоимущие семьи выплатой адресных пособий. Но окажутся ли они эффективнее в борьбе с бедностью? И как все-таки будет меняться ситуация с НДФЛ, ведь на примере той же пенсионной реформы мы поняли, что обещания властей ничего не менять в реальности ничего не значат.

Адресная помощь: кому от нее станет легче?

«Серьезной проблемой для людей с низкими и даже средними доходами является большое количество обязательных выплат, — говорит управляющий директор ИК «Алго-Капитал» Михаил Ханов. — Речь идет про растущие коммунальные тарифы и новые виды сборов, такие как плата за капитальный ремонт жилья, вывоз мусора, обязательное страхование и тому подобное. В последние годы ухудшается доступность медицинского обслуживания и недорогих лекарств. Субсидирование со стороны государства указанных расходов могло бы стать весомой поддержкой для многих домохозяйств».

«Налог на доходы физических лиц при разумной ставке — это вполне справедливая мера, — добавляет Ханов. — Если у человека имеется доход, то заплатить его умеренную часть в виде налога не составит большой проблемы. На наш взгляд, намного менее справедливыми являются такие обязательные платежи, как плата за вывоз мусора, налог на недвижимость, транспортный налог и ряд иных подобных сборов. В настоящее время в России избежать их практически невозможно. Человек, переставший получать доход, все равно обязан нести эти расходы. В случае если задолженность достигнет значительной величины, последует исполнительное производство, которое может закончиться потерей имущества».

Однако субсидии — более дорогостоящая мера, чем освобождение от налогов, отмечает начальник управления аналитики и стратегического маркетинга Промсвязьбанка Николай Кащеев. «Как минимум это требует ряда дополнительных финансовых и административных мероприятий, которые, разумеется, не являются бесплатными», — говорит экономист.

К тому же далеко не все эксперты уверены в эффективности субсидий в принципе. «Сбор налогов и их перераспределение для выплаты трансфертов всегда будут сопровождаться трансакционными издержками, а также возможным мошенничеством, сложностью получения трансфертов, — считает ведущий аналитик Lime Credit Group Ксения Ремнева. — Гораздо эффективнее просто собирать меньше налогов с бедных слоев населения».

Читайте так же:  Как получить возврат налога ребенку

Чтобы убедиться в бесполезности таких мер, можно посмотреть на опыт государственной поддержки малого и среднего бизнеса, продолжает Ремнева. «Сколько существует грантов и других государственных программ? А сколько предпринимателей их используют? — спрашивает аналитик. — Основная причина такой ситуации кроется в регулировании получения трансфертов для МСБ». Именно о потенциальной недоступности будущей помощи говорят и другие эксперты.

Адресная помощь всегда имеет два уязвимых места: критерии, по которым определяется, кто ее получает, а также ее заявительный характер, обращает внимание руководитель проектов «Налогия» Василий Кисленко. «Помимо прочего, порядок ее предоставления регулируется сразу на двух законодательных уровнях — федеральном и местном, и это вызывает ряд вопросов о реальной доступности такой помощи для конечного потребителя на всей территории РФ», — добавляет эксперт.

«Человеку необходимо будет обратиться в органы соцзащиты и заявить, что он бедный, подтвердить свои доходы, встать на учет, собрать различного рода бумаги и прочее, прочее, — перечисляет партнер консалтинговой компании «ЮКЕЙ», руководитель «ЮКЕЙ — Аудит и налоговый консалтинг» Евгений Южанинов. — Далеко не все люди смогут дойти до конца. Плюс создание системы адресной помощи потребует дополнительного штата чиновников и бюджетных расходов. В итоге деньги будут потрачены те же, а помощь получит значительно меньше людей».

«Адресную помощь смогут получить единицы, в то время как проблема бедности глобальная и требует системного, а не точечного решения», — говорит юрист Blcons Group Юлия Тищенко. Но можно ли вообще решить проблему бедности налоговыми реформами или же заменяющими ее адресными мерами поддержки?

Что случилось?

В Минфине России задумались об установлении единой ставки налога на доходы физических лиц для резидентов и нерезидентов Российской Федерации. Сейчас нерезиденты должны платить в два с лишним раза больше, и, по мнению чиновников, это больше создает неудобств, чем приносит доходов бюджету. В частности, первый вице-премьер, министр финансов Антон Силуанов считает, что нужно ввести единую ставку НДФЛ для всех граждан уже с 2020 года.

Убийца регионов, или Спасение утопающих

В мировой практике освобождение самой бедной части населения от уплаты подоходного налога — это, как правило, часть прогрессивной шкалы НДФЛ. Если плоская шкала НДФЛ — это когда все, при любых доходах, платят налог по одинаковой ставке (в России это 13% для большей части доходов), то прогрессивная — это, в представлении большинства, когда богатые платят больше. Мы все помним историю сбежавшего в Саранск Жерара Депардье. Однако во многих странах прогрессивная шкала начинается с нуля: есть минимальный доход, который освобождается от налогообложения. С этой позиции плоская шкала рассматривается некоторыми экономистами как несправедливая. «Бедные платят долю тех доходов, которые они бы потратили на товары первой необходимости, в отличие от богатых», — считает Ксения Ремнева.

Но у благой идеи «обнулить» НДФЛ есть один неприятный нюанс. НДФЛ — региональный налог, он зачисляется в бюджет субъекта Федерации и в муниципальный бюджет в пропорции 85% к 15%. «Его снижение будет опустошать региональные бюджеты», — предупреждает профессор РЭШ, директор финансового центра «Сколково — РЭШ» Олег Шибанов. Выходит, что освобождать малоимущих от НДФЛ можно лишь в случае, если регионам будут компенсироваться выпадающие расходы. А это немалая сумма. «Выпадающие доходы бюджета, которые, по консолидированным оценкам, могут достичь 1 триллиона рублей, способны вогнать в полную апатию и без того депрессивные регионы», — говорит руководитель проектов «Налогия» Василий Кисленко.

Получается следующая ситуация: депрессивные регионы потеряют и без того небольшие поступления, зато если в качестве компенсаторной меры будет повышена ставка НДФЛ до 16% для всех остальных категорий населения, то выиграют от этого повышения регионы с высокими зарплатами, например Москва или нефтяные регионы, которые и сейчас не испытывают проблем с деньгами. Те же субъекты, где проблемы с деньгами есть постоянно, окажутся в еще большей зависимости от федерального центра и от трансфертов из федерального бюджета. Плохо это или хорошо, зависит от позиции, с которой вы смотрите на эту ситуацию.

Так повысят или нет?

Но это пока. «После повышения НДС до 20% новые налоговые изменения вряд ли целесообразны, — считает Евгений Биезбардис. — Однако государство и контролируемые им предприятия являются основным работодателем для получателей низких зарплат. Поиск поддержки этой группы населения в рамках выборного цикла может все же подтолкнуть Минфин к новым изменениям в Налоговый кодекс».

«Я бы оценил вероятность повышения НДФЛ как достаточно большую, в 20—30%, и она растет, а это обязательно надо учитывать, — говорит Игорь Николаев. — Вероятность введения прогрессивной ставки меньше, но она также растет, и ближе к 2024 году, полагаю, вероятность эта будет больше 50%. Почему? Потому что большинство национальных целей достигнуто не будет, надо будет бросать какую-то «кость», которой вполне может стать введение прогрессивной шкалы НДФЛ».

О вероятности введения прогрессивной шкалы говорят и другие эксперты. Да, странно повышать налоги в условиях низкого роста экономики, снижения реальных доходов населения и потребительского спроса, рассуждает Евгений Южанинов, «но государство же пошло на повышение НДС, несмотря на то, что бюджет у нас стабильно профицитный, а стабильно высокие цены на нефть позволили восстановить кубышку Фонда национального благосостояния до докризисного уровня». Поэтому, по его словам, и повышение ставки НДФЛ тоже возможно.

Сколько выиграет в таком случае государство? По расчетам эксперта по фондовому рынку «БКС Брокер» Михаила Зельцера, при повышении ставки на 2 процентных пункта в бюджет могут поступить дополнительные 500 млрд рублей. Правда, одновременно вырастет и риск ухода в «серую зону».

Видео (кликните для воспроизведения).

Любопытно, что такой же размер выгоды, 500 млрд рублей, приводит и Николай Кащеев, рассчитывая результат перехода на прогрессивную шкалу.

«Моделирование «на коленке» показывает, что применение шкалы 0% для беднейших, 10% для пограничной страты между бедными и средним классом, 13% для «ядра» среднего класса, 15% для верхнего среднего класса и 20% для очень богатых ведет к росту сбора налогов примерно на 15%, — говорит Кащеев. — Является ли прирост на 15%, или свыше 500 миллиардов рублей, достаточной компенсацией за риски, если а) это может быть воспринято как шаг в сторону справедливости, но б) это будет минус к конечному спросу домохозяйств? Ответ неоднозначный. Пока бюджет и без того профицитен. Но данная мера все равно очень заманчива».

Источники

Рост ставок подоходного налога
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here