Ревизия как форма финансового контроля

3.2. Ревизия как основной метод финансового контроля

Слово ревизия происходит от лат. revisio– пересмотр. Документальная ревизия представляет собой контрольное изучение ранее проведённых хозяйственных операций с точки зрения их законности, достоверности и экономиче­ской целесообразности.

Ревизия по времени осуществления относится к после­дующему контролю и проводится путём сплошной или вы­борочной проверки совершённых хозяйственных операций по данным первичных документов, записей в учётных реги­страх и отчётности. Она объединяет в себе фактический и документальный контроль, что позволяет наиболее полно и глубоко проверить результаты производственной и хозяйст­венно- финансовой деятельности предприятий, организаций и учреждений, эффективность использования находящихся в их распоряжении материальных, финансовых и трудовых ресурсов.

В ходе ревизии изучаются все стороны хозяйственно- фи­нансовой деятельности проверяемых предприятий, органи­заций и учреждений, что не является обязательным при осуществлении других способов финансового контроля. В отличие от них ревизия имеет чёткий правовой статус, оп­ределяющий границы её распространения; сроки проведе­ния (ежегодно — в хозрасчётных организациях и предпри­ятиях, один раз в два года – в бюджетных учреждениях и организациях); определены права и обязанности лиц, дея­тельность которых проверяется; порядок оформления и рас­смотрения результатов ревизии.

Следовательно, ревизия— метод последующего контроля за производственной и хозяйственно — финансовой деятель­ностью предприятий, организаций и учреждений, в процессе которого устанавливается законность, достоверность и экономическая целесообразность совершённых хозяйст­венных операций, ведение бухгалтерского учёта в соответ­ствии с действующими положениями и нормативными ак­тами, а также достоверность учётных и отчётных показате­лей.

Порядок организации и проведения ревизий регламенти­рован Указом Президента Республики Беларусь № 673 «О некоторых мерах по совершенствованию координации дея­тельности контролирующих органов Республики Беларусь и порядка применения ими экономических санкций» от 15.11.99.

Основными задачами являются:

проверка соблюдения субъектом предпринимательской дея­тельности законодательства в сфере экономиче­ских отношений;

проверка законности совершаемых субъектом предпринимательской деятельности хозяйствен­ных и финансовых операций;

обеспечение сохранности государственного иму­щества;

своевременное выявление, пресечение и предот­вращение правонарушений, наносящих ущерб эко­номическим интересам Республике Беларусь;

установление причин и условий, способствующих их совершению;

принятие мер по возмещению причинённого ущерба;

выявление неиспользуемых ресурсов повышение эффективности экономической деятельности субъ­екта предпринимательства.

В процессе ревизии фиксируются только документально подтверждённые факты злоупотреблений, бесхозяйственно­сти, халатного отношения, использование служебного по­ложения в корыстных целях, нарушений финансовой дис­циплины, требований действующего законодательства, нормативных положений и инструктивных указаний, при­чины, условия возникновения и последствия нарушений и т.д.

Ревизии подразделяются на ведомственные, вневедомст­венные и внутрихозяйственные.

Ведомственные ревизиипроводятся контрольно–ревизионным аппаратом вышестоящих органов (министерств, госу­дарственных комитетов, иных республиканских органов го­сударственного управления) в подведомственных им пред­приятиях, организациях и учреждениях.

Вневедомственные проверкипроводятся контрольно–ре­визионным аппаратом органов государственного контроля, наделённых определёнными правами по отношению к предприятиям, организациям и учреждениям всех отраслей экономики независимо от ведомственной подчинённости. К ним относятся, например, ревизии, проводимые Комитетом государственного контроля Республики Беларусь.

Внутрихозяйственными называются ревизии, проводимые внутри предприятия с целью контроля деятельности вхо­дящих в него структурных подразделений, не имеющих юридической самостоятельности.

По организационному признаку различают ревизии плано­вые и внеплановые.

Плановые ревизиипроводятся в соответствии с планом ревизионной работы. Вышестоящие органы планируют ежегодное проведение ревизий в подведомственных хоз­расчётных предприятиях и организациях, а в бюджетных организациях и учреждениях, которые не осуществляют хо­зяйственные операции, — не реже одного раза в два года.

Внеплановые ревизиимогут быть вызваны неблагополуч­ным положением дел на отдельном предприятии, обнару­жении фактов хищений и злоупотреблений, просьбой судебно–следственных органов. Материалы внеплановых ре­визий дают возможность следственным органам установить лиц, виновных в злоупотреблениях, способы совершения хищений и суммы материального ущерба.

В зависимости от полноты проверки деятельности пред­приятия ревизии подразделяются на комплексныеитематические.При комплексной ревизиипроверяются все стороны дея­тельности предприятия. Эта ревизия осуществляется брига­дой, в состав которой кроме бухгалтера – ревизора входят специалисты, знающие экономику и технологию производ­ства, организацию труда и другие вопросы производствен­ной и финансово –хозяйственной деятельности.

Тематическая ревизияназначается в целях проверки со­стояния отдельных разделов (частей, участков) экономиче­ской и социальной деятельности предприятий или органи­заций для детального изучения соответствующих вопросов и конкретных мероприятий по устранению выявленных не­достатков.

В зависимости от полноты проверки хозяйственных опе­раций ревизии классифицируются на сплошные, выбороч­ные и комбинированные.

При сплошной ревизиипроверяются все без исключения хозяйственные операции, записи в учётных регистрах и от­чётные показатели за ревизуемый период. Это наиболее эффективный вид ревизии.

Выборочная ревизияпредусматривает проверку хозяйст­венных операций и бухгалтерских документах не за весь ревизуемый период, а только за время, заранее намеченное ревизором, т.е. за определённые промежутки времени внутри ревизуемого периода.

Комбинированная ревизиясочетает элементы сплошной и выборочной ревизий хозяйственных операций.

Кассовые операции и расчёты с подотчётными лицами проверяют сплошным способом, все другие хозяйственные операции – выборочным. Однако, если в процессе выбороч­ной проверке будут выявлены злоупотребления, хищения и другие серьёзные нарушения финансовой или расчетно-платежной дисциплины, то следует провести сплошную про­верку документов и записей в учётных регистрах.

Результаты ревизии, в ходе которой выявлены нарушения законодательства в сфере экономике, оформляются актом. Но если в ходе проверки не выявлено нарушений законода­тельства, то результаты оформляютсясправкой.

Каждая ревизия — отдельное самостоятельное исследова­ние ревизора (или группы ревизоров). В акте ревизии изла­гаются результаты исследования, от которых зависят по­строение и содержание акта.

Читайте так же:  С больничного снимают подоходный налог

Акт оформляется таким образом, чтобы по каждому отра­жённому в нём факту можно было указать: содержание на­рушения со ссылкой на соответствующие нормативные акты, законы, постановления правительства, приказы и дру­гие правовые документы; лиц допустивших нарушения; по чьему указанию или разрешению совершено правонарушение и каким образом было отдано это распоряжение; когда и где допущено нарушение; каким способом совершено на­рушение и чем оно вызвано; последствия нарушения.

В акт не должны включаться факты, основанные на заяв­лениях отдельных лиц и не подтверждённые документаль­ными данными. Если в документ внесены непроверенные факты, то это лишает его доказательной силы и свидетель­ствует о слабой подготовке ревизора, недобросовестном отношении к служебным обязанностям. В акте ревизии не отражаются факты, не содержащие элементов нарушений и не свидетельствующие о наличии недостатков в работе ре­визуемого предприятия, не излагаются личные выводы и замечания ревизора в адрес руководителей ревизуемого предприятия, его отдельных служб, подразделений и долж­ностных лиц. Оценку деятельности предприятия может дать только руководитель организации, назначивший ревизию, в приказе по результатом ревизии.

Акт должен быть составлен грамотно, написан просто, ясно, деловым языком без описания структуры ревизуемого предприятия, изложения показателей из периодической и годовой отчётности, а также мелких, незначительных нару­шений, которые по указанию ревизующих были исправ­лены. Внутри каждого раздела акта следует излагать факты по их значимости, без соблюдения их хронологии во вре­мени, т.е. в первую очередь освещать самые существенные факты, характеризующие недостатки, нарушения и зло­употребления.

Таким образом, чтобы составить качественный акт ком­плексной ревизии экономической и социальной деятельно­сти предприятия или организации, необходимо:

систематизировать собранные при ревизии факты, группируя их по следующим признакам: связанные с привлечением виновных лиц к уголовной ответственности, со взысканием с их материального ущерба без привлечения к уголовной ответственности;

включать в акт ревизии только проверенные и документально обоснованные факты;

отредактировать акт, не допуская в нём неточных, неясных и небрежных формулировок.

При выявлении фактов причиненного ущерба необходимо немедленно поставить в известность лицо, назначившее ревизию. Материалы таких проверок передаются в 10-дневный срок правоохранительным органам в оригиналах.

Промежуточные акты необходимы в тех случаях, когда факты, установленные в момент проверки, не могут быть подтверждены документами. Их составляют по результатом инвентаризации кассы, материальных ценностей, готовой продукции и основных средств, проверка наличия денег у подотчетных лиц и по другим операциям. Такие акты подписываются членами ревизионной группы и должностными лицами.

В справках, прилагаемых к акту ревизии, указываются содержание нарушений или злоупотреблений; наименование вышестоящей организации и должностного лица ревизуемого предприятия, выдавшего такое указание; должности и фамилии лиц, совершивших противозаконные действия; наименования, номер и дата документа, подтверждающего факты нарушений или злоупотреблении; наименование учётного регистра и формы отчётности, в которых отражены данные о произведённых незаконных операциях; размер причиненного материального ущерба.

Результаты экономического анализа производственной и финансово- хозяйственной деятельности ревизуемого предприятия оформляются в виде аналитических таблиц и расчётов, предлагаемых к основному акту ревизии.

В случае обнаружения недостачи, растрат, злоупотреблений, и других недостатков материально ответственные и должностные лица предоставляют ревизору письменное объяснение по существу вскрытых фактов, что позволяет изучить их. Если виновное лицо отказывается дать письменное объяснение, его можно истребовать служебной запиской, составленной в двух экземплярах, один из которых прилагается к акту ревизии.

Руководитель ревизионной группы, составив акт ревизии, до его перепечатки обязан ознакомить с ним руководителя предприятия и главного бухгалтера. Все замечания или возражения должны быть тщательно проверены ревизором и в случае необходимости внесены изменения, дополнения или уточнения в черновой вариант акта.

В соответствии с Указом Президентом Республики Беларусь №673 от 15.11.99 «О некоторых мерах по совершенствованию координации деятельности контролирующих органов Республики Беларусь и порядка применения ими экономических санкций» руководитель предприятия подписывает акт ревизии.

Акт, как правило, составляется в трёх экземплярах, а если нужно передать материалы ревизии соответствующим органам – отправляется ещё по одному экземпляру по каждому адресу.

Результаты комплексной ревизии обсуждаются на производственном собрании. Протокол обсуждения прилагается к основному акту.

http://studfile.net/preview/3053253/page:7/

Ревизия — основная форма финансового контроля

Финансовый контроль осуществляется в различных формах, под которыми понимаются способы выражения его содержания, внутренняя организация, которые модифицируются с изменением содержания. Одновременно форма активно воздействует на содержание, ускоряя или тормозя его развитие в зависимости от того, насколько она соответствует изменившемуся содержанию.

Таким образом, форма финансового контроля представляет собой способ конкретного выражения и организации контрольных действий, направленных на выполнение функций финансового контроля.

Принято различать следующие формы финансового контроля:

Наблюдение направлено на ознакомление с состоянием финансовой деятельности проверяемого субъекта.

Возможно проведение обследования отдельных сторон финансовой деятельности с использованием таких приемов, как анкетирование и опрос.

Проверка проводится на месте, в ходе ее используются балансовые, отчетные и расходные документы в целях выявления нарушений финансовой дисциплины и устранения их последствий.

Анализ также направлен на выявление нарушений финансовой дисциплины с помощью различных аналитических приемов.

Основной формой финансового контроля является ревизия, которая проводится в целях установления законности финансовой дисциплины на конкретном объекте. Законодательство закрепляет обязательный и регулярный характер ревизии. Она проводится на месте и основывается на проверке первичных документов, учетных регистров, бухгалтерской и статистической отчетности, фактического наличия денежных средств .

См.: Приказ Минфина России от 4 сентября 2007 г. N 75н «Об утверждении Административного регламента исполнения Федеральной службой финансово-бюджетного надзора государственной функции по осуществлению контроля и надзора за соблюдением законодательства Российской Федерации при использовании средств федерального бюджета, средств государственных внебюджетных фондов, а также материальных ценностей, находящихся в федеральной собственности» // БНА РФ. 2007. N 47.

Читайте так же:  Обложение налогом недвижимости

В настоящее время единого законодательного акта, в котором регулировались бы все вопросы назначения и проведения ревизии, нет. Возникающие при этом отношения регулируются различными нормативными правовыми актами, в том числе Федеральным законом «О Счетной палате Российской Федерации», постановлениями Правительства РФ об утверждении положений о соответствующих федеральных службах и др.

Ревизия может быть определена как система контрольных действий по документальной и фактической проверке обоснованности совершенных организацией хозяйственных и финансовых операций в ревизуемом периоде или достигнутых результатов ее финансово-хозяйственной деятельности.

Специфика ревизии по сравнению с иными формами финансового контроля проявляется:

2) в порядке ее назначения уполномоченными государственными органами (например, на основании мотивированного постановления правоохранительного органа, вынесенного в соответствии с уголовно-процессуальным законодательством, по требованию прокурора);

3) в том, что ее могут проводить только наделенные данными полномочиями органы и субъекты (например, ревизоры);

4) в том, что ревизия проводится только комиссионно;

5) в том, что по ее окончании составляется акт, имеющий юридическое значение.

Ревизии могут проводить, в частности:

— Счетная палата РФ;

— Федеральная служба по финансово-бюджетному надзору;

— контрольно-ревизионные подразделения отраслевых министерств и ведомств.

Как правило, ревизии проводятся на основе заранее составленной программы работы ревизоров, которые наделены широкими полномочиями: проверять на ревизуемых предприятиях первичные документы, бухгалтерскую отчетность, планы, сметы, фактическое наличие денег, ценных бумаг, товарно-материальных ценностей и основных фондов; проводить частичные или сплошные инвентаризации, опечатывать склады, кассы, кладовые; привлекать специалистов и экспертов для проведения ревизии; получать от должностных и материально ответственных лиц письменные разъяснения по возникающим в ходе ревизии вопросам и др.

Ревизии подразделяются на несколько видов.

— По содержанию ревизии делятся:

1) на документальные;

Документальные ревизии включают в себя проверку различных финансовых документов. На основе их анализа можно определить законность и целесообразность расходования средств.

В ходе фактической ревизии проверяется наличие денег, ценных бумаг и материальных ценностей.

— По времени осуществления ревизии делятся:

В основном ревизии проводятся в соответствии с планом, который составляется в вышестоящих органах, министерствах или ведомствах.

Плановые ревизии в производственной сфере проводятся не реже одного раз в год, а в непроизводственной сфере — не реже одного раза в два года.

Внеплановой ревизией является ревизия, не включенная в планы контрольной работы соответствующих органов.

— По обследуемому периоду деятельности ревизии делятся:

1) на фронтальные;

При фронтальной (полной) ревизии проверяется вся финансовая деятельность субъекта за определенный период.

Выборочная (частичная) ревизия представляет собой проверку финансовой деятельности только за какой-то короткий период времени.

— По объему деятельности ревизии подразделяются:

1) на комплексные, при которых проверяется финансовая деятельность данного субъекта в различных областях; в них принимают участие одновременно ревизоры нескольких органов;

2) тематические, которые сводятся к обследованию какой-либо одной сферы финансовой деятельности.

По окончании ревизии членами комиссии составляется акт ревизии — документ, имеющий важное юридическое значение. Он подписывается лицами, производившими ревизию, а также руководителем и главным бухгалтером проверяемого юридического лица.

В акте ревизии указываются ее цели, основные результаты проверки, выявленные факты нарушений финансовой дисциплины, называются причины, повлекшие данные нарушения, а также виновные в данных нарушениях лица, предлагаются меры по ликвидации названных нарушений и предусматриваются меры ответственности виновных лиц. Если у руководителя и главного бухгалтера имеются замечания и возражения, то они приобщаются к акту ревизии.

На основе акта ревизии принимаются меры по устранению выявленных нарушений финансовой дисциплины, возмещению причиненного материального ущерба, виновные привлекаются к ответственности, разрабатываются предложения по предупреждению нарушений.

Видео (кликните для воспроизведения).

В случае необходимости в ходе ревизии составляется промежуточный акт, а материалы ревизии направляются следственным органам для возбуждения уголовного дела.

Руководитель проверяемой организации должен принять меры по устранению выявленных нарушений до окончания проведения ревизии.

§ 4. Правовые основы аудита

Формирование независимого финансового контроля в нашей стране связано с принятием Временных правил аудиторской деятельности в Российской Федерации, утв. Указом Президента РФ от 22 декабря 1993 г. N 2263 . В настоящее время правовую основу аудита образует Федеральный закон от 30 декабря 2008 г. N 307-ФЗ «Об аудиторской деятельности» , в соответствии с которым аудит — независимая проверка бухгалтерской (финансовой) отчетности аудируемого лица в целях выражения мнения о достоверности такой отчетности.

РГ. 1993. 29 дек. (документ утратил силу).

СЗ РФ. 2009. N 1. Ст. 15.

Целью аудита является выражение мнения о достоверности финансовой (бухгалтерской) отчетности аудируемых лиц и соответствии порядка ведения бухгалтерского учета законодательству Российской Федерации.

Под достоверностью понимается степень точности данных финансовой (бухгалтерской) отчетности, которая позволяет пользователю этой отчетности на основании ее данных делать правильные выводы о результатах хозяйственной деятельности, финансовом и имущественном положении аудируемых лиц и принимать базирующиеся на этих выводах обоснованные решения.

Аудиторские организации (аудиторы) могут оказывать сопутствующие аудиту услуги, в том числе постановку и ведение бухгалтерского учета, налоговое консультирование, правовое консультирование и др.

Аудиторская деятельность осуществляется наряду с финансовым контролем, проводимым в соответствии с законодательством Российской Федерации специально уполномоченным на то государственным органом. Аудиторы, прошедшие аттестацию и желающие работать самостоятельно, а также аудиторские фирмы начинают свою деятельность после государственной регистрации в качестве субъекта предпринимательской деятельности, получения лицензии и включения в государственный реестр аудиторов и аудиторских фирм.

Читайте так же:  Подоходный налог акциз

1) на обязательный;

Обязательная аудиторская проверка проводится в случаях, прямо установленных законодательными актами Российской Федерации, инициативная — по решению хозяйствующего субъекта.

Обязательный аудит — ежегодная обязательная аудиторская проверка ведения бухгалтерского учета и финансовой (бухгалтерской) отчетности организации или индивидуального предпринимателя.

Обязательный аудит осуществляется в случаях, если:

1) организация имеет организационно-правовую форму открытого акционерного общества;

2) организация является кредитной организацией, страховой организацией или обществом взаимного страхования, товарной или фондовой биржей, инвестиционным фондом, государственным внебюджетным фондом, фондом, источником образования средств которого являются добровольные отчисления физических и юридических лиц;

3) объем выручки организации или индивидуального предпринимателя от реализации продукции (выполнения работ, оказания услуг) за один год превышает 50 млн. руб. или сумма активов баланса по состоянию на конец года, предшествовавшего отчетному, превышает 200 млн. руб.;

4) в иных случаях, установленных федеральным законом.

Аудиторская проверка завершается составлением официального документа — аудиторского заключения, которое предназначено для пользователей финансовой (бухгалтерской) отчетности аудируемых лиц, содержащего выраженное в установленной форме мнение аудиторской организации, индивидуального аудитора о достоверности финансовой (бухгалтерской) отчетности аудируемого лица.

Составление заведомо ложного аудиторского заключения влечет ответственность в виде аннулирования лицензии на осуществление аудиторской деятельности, а для лица, подписавшего такое заключение, — также аннулирование квалификационного аттестата аудитора и привлечение его к уголовной ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Лучшие изречения: Студент — человек, постоянно откладывающий неизбежность. 11028 — | 7453 — или читать все.

http://studopedia.ru/6_10689_reviziya—osnovnaya-forma-finansovogo-kontrolya.html

Формы финансового контроля. Ревизия

Финансовый контроль осуществляется в различных формах, под которыми понимаются способы выражения его содержания, внутренняя организация, которые модифицируются с изменением содержания.

Таким образом, форма финансового контроля представляет собой способ конкретного выражения и организации контрольных действий, направленных на выполнение функций финансового контроля. Принято различать следующие формы финансового контроля:

Проверка осуществляется на основе отчетной документации и расходных документов. В ходе проверки рассматриваются отдельные вопросы финансовой деятельности и намечаются меры для устранения выявленных нарушений (например: проверка правильности удержаний из заработной платы, проверка правильности отнесения затрат на себестоимость продукции).

Обследование охватывает более широкий спектр финансово-экономических показателей. Результатом является определение финансового состояния объекта контроля и перспектив его развития.

Анализ предполагает изучение периодической или годовой финансово-бухгалтерской отчетности с целью общей оценки результатов финансовой деятельности, оценки финансового состояния организации, обеспеченности собственным капиталом и эффективности его использования. Результат — выявление причин тех или иных результатов деятельности и на этой основе обоснование путей и факторов решения выявленных проблем.

Основной формой финансового контроля является ревизия, которая проводится с целью установления законности финансовой дисциплины на конкретном объекте. Законодательство закрепляет обязательный и регулярный характер ревизии. Она проводится на месте и основывается на проверке первичных документов, учетных регист­ров, бухгалтерской и статистической отчетности, фактического наличия денежных средств.

В настоящее время единого законодательного акта, в котором регулировались бы все вопросы назначения и проведения ревизии, нет. Возникающие при этом отношения регулируются различными нормативно-правовыми актами, в том числе Федеральным законом «О Счетной палате Российской Федерации», постановлениями Правительства РФ

об утверждении положений о соответствующих федеральных службах и др.

Ревизия может быть определена как система контрольных действий по документальной и фактической проверке обоснованности совершенных организацией хозяйственных и финансовых операций в ревизуемом периоде или достигнутых результатов ее финансово-хозяйственной деятельности.

Специфика ревизии по сравнению с иными формами финансового контроля проявляется:

2) порядке ее назначения уполномоченными государственными органами (например, на основании мотивированного постановления правоохранительного органа, вынесенного в соответствии с уголовно-процессуальным законодательством, по требованию прокурора);

3) в том, что ее могут проводить только наделенные данными полномочиями органы и субъекты (например, ревизоры);

4) в том, что ревизия проводится только комиссионно;

5) по ее окончании составляется акт, имеющий юридическое значение.

Ревизии могут проводить, в частности, Счетная палата РФ; Федеральная служба по финансово-бюджетному надзору; Федеральное казначейство; контрольно-ревизионные подразделения отраслевых министерств и ведомств.

По содержанию ревизии делятся на документальные и фактические. Документальные ревизии включают в себя проверку различных финансовых документов. На основе их анализа можно определить законность и целесообразность расходования средств. В ходе фактической ревизии проверяется наличие денег, ценных бумаги материальных ценностей.

По времени осуществления ревизии делятся на плановые и внеплановые.

В основном ревизии проводятся в соответствии с планом, который составляется в вышестоящих органах, министерствах или ведомствах. Плановые ревизии в производственной сфере проводятся не реже одного раз в год, а в непроизводственной сфере — не реже одного раза в два года.

По обследуемому периоду деятельности ревизии делятся на фронтальные и выборочные. При фронтальной (полной) ревизии проверяется вся финансовая деятельность субъекта за определенный период. Выборочная (частичная) ревизия представляет собой проверку финансовой деятельности только за какой-то короткий период времени.

По объему ревизуемой деятельности ревизии подразделяются на комплексные, при которых проверяется финансовая деятельность данного субъекта в различных областях, в них принимают участие одновременно ревизоры нескольких органов; и тематические, которые сводятся к обследованию какой-либо одной сферы финансовой деятельности.

По окончании ревизии членами комиссии составляется акт ревизии — документ, имеющий важное юридическое значение. Он подписывается лицами, производившими ревизию, а также руководителем и главным бухгалтером проверяемого юридического лица. В акте ревизии указываются ее цели, основные результаты проверки, выявленные факты нарушений финансовой дисциплины, называются причины, повлекшие данные нарушения, а также виновные в данных нарушениях лица и предлагаются меры по ликвидации названных нарушений и меры ответственности виновных лиц. Если у руководителя и главного бухгалтера имеются замечания и возражения, то они приобщаются к акту ревизии. На основе акта ревизии принимаются меры по устранению выявленных нарушений финансовой дисциплины, к возмещению причиненного материального ущерба, виновные привлекаются к ответственности, разрабатываются предложения по предупреждению нарушений. В случае необходимости в ходе ревизии составляется промежуточный акт, а материалы ревизии направляются следственным органам для возбуждения уголовного дела. Руководитель проверяемой организации должен принять меры к устранению выявленных нарушений до окончания проведения ревизии.

Читайте так же:  Образец заполнения 3 ндфл возврат за обучение

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Лучшие изречения: Сдача сессии и защита диплома — страшная бессонница, которая потом кажется страшным сном. 9028 — | 7293 — или читать все.

http://studopedia.ru/5_25640_formi-finansovogo-kontrolya-reviziya.html

26. Ревизия – основной метод финансового контроля.

Основной метод финансового контроля — ревизия, то есть наиболее глубокое и полное обследование финансово-хозяйственной деятельности предприятий, организаций, учреждений с целью проверки ее законности, правильности и целесообразности.

Ревизия призвана установить законность, достоверность, целесообразность и экономическую эффективность совершенных хозяйственных операций.

Ревизия представляет собой систему обязательных контрольных действий по документальной и фактической проверке законности и обоснованности совершенных в ревизуемом периоде хозяйственных и финансовых операций ревизуемой организацией, правильности их отражения в бухгалтерском учете и отчетности, а также законности действий руководителя и главного бухгалтера и иных лиц, на которых в соответствии с законодательством РФ и нормативными актами установлена ответственность за их осуществление.

В словосочетании «контроль и ревизия» первое понятие является общим и абстрактным, а второе — частным и конкретным. Если экономический контроль связан со всеобщим регулированием общественных отношений, то ревизия выступает всегда конкретной формой такого регулирования как в пространстве, так и во времени.

Ревизия — форма последующего контроля, представляющая собой систему взаимосвязанных документальных и фактических приемов контроля.

Цель ревизии — осуществление контроля над соблюдением законодательства РФ при осуществлении организацией хозяйственных и финансовых операций, их обоснованностью, наличием и движением имущества и обязательствами, использование»» материальных и трудовых ресурсов в соответствии с утвержденными нормами, нормативами и сметами.

Объекты ревизии — все государственные органы (в том числе их аппараты) и учреждения в Российской Федерации, государственные внебюджетные фонды, а также органы местного самоуправления, предприятия, организации, банки, страховые компании и другие финансово-кредитные учреждения, союзы, ассоциации и иные объединения (независимо от видов и форм собственности), если они получают, перечисляют и Используют средства из федерального бюджета или используют федеральную собственность либо управляют ею, а также имеют предоставленные федеральным законодательством или федеральными органами государственной власти налоговые, таможенные и иные льготы и преимущества.

27. Общая классификация ревизий.

Ревизии классифицируются по различным признакам.

— В зависимости от ревизующих органов различают ревизии: 1) вневедомственные. Осуществляют органы государственного и общест­венного контроля, наделенные контрольными правами по отношению ко всем организациям независимо от их ведомственной подчиненно­сти (налоговые и другие органы); 2. ведомственные. Назначаются распоряжением руководителя выше­стоящей организации или учреждения и проводятся контрольно-ревизионным аппаратом министерств, ведомств, служб; 3. внутрихозяйственные. Осуществляются работниками объединения в отношении деятельности внутренних структурных подразделений, не имеющих юридической самостоятельности.

Смешанные ревизии назначаются органами ведомственного, государствен­ного и общественного контроля и осуществляются ими одновременно.

— По признаку полноты проверкиразличают следующие ревизии: 1. полную. Охватывает проверкой все виды финансово-хозяйственной деятельности организации; 2. частичную. Охватывает лишь отдельные виды деятельности или хо­зяйственных операций (кассовые, расчетные, товарные, производст­венные и т. п.).

— По организационному признакуревизии бывают: 1. плановыми — проводятся за определенный период времени (один, два или три года), охватывают проверкой все виды финансово-хозяйственной деятельности (полные ревизии), предусмотрены соот­ветствующим планом; 2. внеплановыми — проводятся в отдельных случаях, по разным причи­нам: выявление недостач; наличие сигналов о недостатках в работе, нарушениях и злоупотреблениях; контроль качества ревизии и т. п.; 3. перманентными — проводятся непрерывно контрольным аппаратом объединения в структурных подразделениях.

— В зависимости от звенности ревизуемых объектовревизии подразделяются: 1. на отраслевые — включают проверку деятельности организаций всей отрасли (легкой промышленности, здравоохранения и пр.); 2. сквозные — проводятся, когда ревизуется деятельность всех организа­ций одного звена управления; 3. однозвенные — проводятся, когда проверяется деятельность одного хозяйственного звена, например склада.

— Исходя из полноты проверки хозяйственных операцийразличают следую­щие ревизии: 1. сплошные — проверка всех без исключения хозяйственных операций, записей в учетных регистрах за весь ревизуемый период; 2. выборочные — проверка хозяйственных операций и записей в учетных регистрах только за определенные ревизором промежутки времени; 3. комбинированные — сочетают сплошные и выборочные проверки от­дельных хозяйственных операций.

— В зависимости от полноты проверки деятельности организацииревизии подразделяются: 1. на комплексные — проводятся с целью проверки торговой и финансо­во-хозяйственной деятельности организации и ее структурных под­разделений бригадой специалистов различных профессий. Участие в ревизии специалистов в различных областях знаний позволяет вы­явить все недостатки деятельности организации, вскрыть резервы улучшения ее производственной и финансовой деятельности; 2. некомплексные, т. е. ревизии хозяйственно-финансовой деятельности организации, проводимые одним ревизором; 3. тематические — проводятся при проверке отдельных сторон деятель­ности предприятия, отрасли для детального изучения некоторых во­просов хозяйственно-финансовой деятельности. Темами таких реви­зий, например, могут быть: «Ревизия сохранности имущества», «Реви­зия состояния расчетов», «Ревизия кассовых операций».

Читайте так же:  Возврат госпошлины в арбитражном процессе образец

— По источникам контрольных данныхразличают следующие ревизии: 1. фактические — проводятся преимущественно по данным осмотра объ­ектов в натуре и направлены на выяснение законности и целесооб­разности использования ресурсов обычно в ходе осуществления хозяйственных операций; 2. документальные – проводятся преимущественно по документальным данным и представляют собой чаще всего форму последующего контроля.

Перечисленные виды ревизий при рациональной их организации обеспечивают сохранность имущества, предупреждают факты злоупотреблений, повышают эффективность работы субъектов предпринимательской деятельности.

http://studfile.net/preview/849277/page:15/

4. Формы финансового контроля. Ревизия.

Таким образом, форма финансового контроля представляет собой способ конкретного выражения и организации контрольных действий, направленных на выполнение функций финансового контроля.

Проверка осуществляется на основе отчетной документации и расходных документов. В ходе проверки рассматриваются отдельные вопросы финансовой деятельности и намечаются меры для устранения выявленных нарушений (например: проверка правильности удержаний из заработной платы, проверка правильности отнесения затрат на себестоимость продукции).

Обследование охватывает более широкий спектр финансово-экономических показателей. Результатом является определение финансового состояния объекта контроля и перспектив его развития.

Анализ предполагает изучение периодической или годовой финансово-бухгалтерской отчетности с целью общей оценки результатов финансовой деятельности, оценки финансового состояния организации, обеспеченности собственным капиталом и эффективности его использования. Результат — выявление причин тех или иных результатов деятельности и на этой основе обоснование путей и факторов решения выявленных проблем.

Основной формой финансового контроля является ревизия, которая проводится с целью установления законности финансовой дисциплины на конкретном объекте. Законодательство закрепляет обязательный и регулярный характер ревизии. Она проводится на месте и основывается на проверке первичных документов, учетных регист-ров, бухгалтерской и статистической отчетности, фактического наличия денежных средств.

В настоящее время единого законодательного акта, в котором регулировались бы все вопросы назначения и проведения ревизии, нет. Возникающие при этом отношения регулируются различными нормативно-правовыми актами, в том числе Федеральным законом «О Счетной палате Российской Федерации», постановлениями Правительства РФ

об утверждении положений о соответствующих федеральных службах и др.

Ревизия может быть определена как система контрольных действий по документальной и фактической проверке обоснованности совершенных организацией хозяйственных и финансовых операций в ревизуемом периоде или достигнутых результатов ее финансово-хозяйственной деятельности.

Специфика ревизии по сравнению с иными формами финансового контроля проявляется:

порядке ее назначения уполномоченными государственными органами (например, на основании мотивированного постановления правоохранительного органа, вынесенного в соответствии с уголовно-процессуальным законодательством, по требованию прокурора);

в том, что ее могут проводить только наделенные данными полномочиями органы и субъекты (например, ревизоры);

в том, что ревизия проводится только комиссионно;

по ее окончании составляется акт, имеющий юридическое значение.

Ревизии могут проводить, в частности, Счетная палата РФ; Федеральная служба по финансово-бюджетному надзору; Федеральное казначейство; контрольно-ревизионные подразделения отраслевых министерств и ведомств.

По содержанию ревизии делятся на документальные и фактические. Документальные ревизии включают в себя проверку различных финансовых документов. На основе их анализа можно определить законность и целесообразность расходования средств. В ходе фактической ревизии проверяется наличие денег, ценных бумаги материальных ценностей.

По времени осуществления ревизии делятся на плановые и внеплановые.

В основном ревизии проводятся в соответствии с планом, который составляется в вышестоящих органах, министерствах или ведомствах. Плановые ревизии в производственной сфере проводятся не реже одного раз в год, а в непроизводственной сфере — не реже одного раза в два года.

По обследуемому периоду деятельности ревизии делятся на фронтальные и выборочные. При фронтальной (полной) ревизии проверяется вся финансовая деятельность субъекта за определенный период. Выборочная (частичная) ревизия представляет собой проверку финансовой деятельности только за какой-то короткий период времени.

По объему ревизуемой деятельности ревизии подразделяются на комплексные, при которых проверяется финансовая деятельность данного субъекта в различных областях, в них принимают участие одновременно ревизоры нескольких органов; и тематические, которые сводятся к обследованию какой-либо одной сферы финансовой деятельности.

По окончании ревизии членами комиссии составляется акт ревизии — документ, имеющий важное юридическое значение. Он подписывается лицами, производившими ревизию, а также руководителем и главным бухгалтером проверяемого юридического лица. В акте ревизии указываются ее цели, основные результаты проверки, выявленные факты нарушений финансовой дисциплины, называются причины, повлекшие данные нарушения, а также виновные в данных нарушениях лица и предлагаются меры по ликвидации названных нарушений и меры ответственности виновных лиц. Если у руководителя и главного бухгалтера имеются замечания и возражения, то они приобщаются к акту ревизии. На основе акта ревизии принимаются меры по устранению выявленных нарушений финансовой дисциплины, к возмещению причиненного материального ущерба, виновные привлекаются к ответственности, разрабатываются предложения по предупреждению нарушений. В случае необходимости в ходе ревизии составляется промежуточный акт, а материалы ревизии направляются следственным органам для возбуждения уголовного дела. Руководитель проверяемой организации должен принять меры к устранению выявленных нарушений до окончания проведения ревизии.

Видео (кликните для воспроизведения).

http://lawbook.online/finansovoe-pravo-rossii-kniga/formyi-finansovogo-kontrolya-6186.html

Ревизия как форма финансового контроля
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here