Ревизия и проверка финансового контроля

Формы финансового контроля. Ревизия

Финансовый контроль осуществляется в различных формах, под которыми понимаются способы выражения его содержания, внутренняя организация, которые модифицируются с изменением содержания.

Таким образом, форма финансового контроля представляет собой способ конкретного выражения и организации контрольных действий, направленных на выполнение функций финансового контроля. Принято различать следующие формы финансового контроля:

Проверка осуществляется на основе отчетной документации и расходных документов. В ходе проверки рассматриваются отдельные вопросы финансовой деятельности и намечаются меры для устранения выявленных нарушений (например: проверка правильности удержаний из заработной платы, проверка правильности отнесения затрат на себестоимость продукции).

Обследование охватывает более широкий спектр финансово-экономических показателей. Результатом является определение финансового состояния объекта контроля и перспектив его развития.

Анализ предполагает изучение периодической или годовой финансово-бухгалтерской отчетности с целью общей оценки результатов финансовой деятельности, оценки финансового состояния организации, обеспеченности собственным капиталом и эффективности его использования. Результат — выявление причин тех или иных результатов деятельности и на этой основе обоснование путей и факторов решения выявленных проблем.

Основной формой финансового контроля является ревизия, которая проводится с целью установления законности финансовой дисциплины на конкретном объекте. Законодательство закрепляет обязательный и регулярный характер ревизии. Она проводится на месте и основывается на проверке первичных документов, учетных регист­ров, бухгалтерской и статистической отчетности, фактического наличия денежных средств.

В настоящее время единого законодательного акта, в котором регулировались бы все вопросы назначения и проведения ревизии, нет. Возникающие при этом отношения регулируются различными нормативно-правовыми актами, в том числе Федеральным законом «О Счетной палате Российской Федерации», постановлениями Правительства РФ

об утверждении положений о соответствующих федеральных службах и др.

Ревизия может быть определена как система контрольных действий по документальной и фактической проверке обоснованности совершенных организацией хозяйственных и финансовых операций в ревизуемом периоде или достигнутых результатов ее финансово-хозяйственной деятельности.

Специфика ревизии по сравнению с иными формами финансового контроля проявляется:

КОНСУЛЬТАЦИЯ ЮРИСТА


УЗНАЙТЕ, КАК РЕШИТЬ ИМЕННО ВАШУ ПРОБЛЕМУ — ПОЗВОНИТЕ ПРЯМО СЕЙЧАС

8 800 350 84 37

2) порядке ее назначения уполномоченными государственными органами (например, на основании мотивированного постановления правоохранительного органа, вынесенного в соответствии с уголовно-процессуальным законодательством, по требованию прокурора);

3) в том, что ее могут проводить только наделенные данными полномочиями органы и субъекты (например, ревизоры);

4) в том, что ревизия проводится только комиссионно;

5) по ее окончании составляется акт, имеющий юридическое значение.

Ревизии могут проводить, в частности, Счетная палата РФ; Федеральная служба по финансово-бюджетному надзору; Федеральное казначейство; контрольно-ревизионные подразделения отраслевых министерств и ведомств.

По содержанию ревизии делятся на документальные и фактические. Документальные ревизии включают в себя проверку различных финансовых документов. На основе их анализа можно определить законность и целесообразность расходования средств. В ходе фактической ревизии проверяется наличие денег, ценных бумаги материальных ценностей.

По времени осуществления ревизии делятся на плановые и внеплановые.

В основном ревизии проводятся в соответствии с планом, который составляется в вышестоящих органах, министерствах или ведомствах. Плановые ревизии в производственной сфере проводятся не реже одного раз в год, а в непроизводственной сфере — не реже одного раза в два года.

По обследуемому периоду деятельности ревизии делятся на фронтальные и выборочные. При фронтальной (полной) ревизии проверяется вся финансовая деятельность субъекта за определенный период. Выборочная (частичная) ревизия представляет собой проверку финансовой деятельности только за какой-то короткий период времени.

По объему ревизуемой деятельности ревизии подразделяются на комплексные, при которых проверяется финансовая деятельность данного субъекта в различных областях, в них принимают участие одновременно ревизоры нескольких органов; и тематические, которые сводятся к обследованию какой-либо одной сферы финансовой деятельности.

По окончании ревизии членами комиссии составляется акт ревизии — документ, имеющий важное юридическое значение. Он подписывается лицами, производившими ревизию, а также руководителем и главным бухгалтером проверяемого юридического лица. В акте ревизии указываются ее цели, основные результаты проверки, выявленные факты нарушений финансовой дисциплины, называются причины, повлекшие данные нарушения, а также виновные в данных нарушениях лица и предлагаются меры по ликвидации названных нарушений и меры ответственности виновных лиц. Если у руководителя и главного бухгалтера имеются замечания и возражения, то они приобщаются к акту ревизии. На основе акта ревизии принимаются меры по устранению выявленных нарушений финансовой дисциплины, к возмещению причиненного материального ущерба, виновные привлекаются к ответственности, разрабатываются предложения по предупреждению нарушений. В случае необходимости в ходе ревизии составляется промежуточный акт, а материалы ревизии направляются следственным органам для возбуждения уголовного дела. Руководитель проверяемой организации должен принять меры к устранению выявленных нарушений до окончания проведения ревизии.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Лучшие изречения: Увлечёшься девушкой-вырастут хвосты, займёшься учебой-вырастут рога 10109 — | 7851 — или читать все.

25. Ревизия и проверка как методы финансового контроля. Понятие, особенности, виды.

Ревизия – полное обследование финансово-хозяйственной деятельности экономического субъекта, с целью ее законности, правильности, целесообразности расходования средств.

Признаки: 1. Особый порядок назначения. Назначается уполномоченными государственными органами (например, по требованию прокурора). Ревизию могут проводить только наделенные данными полномочиями органы и субъекты. 2. Законодательно закреплен обязательный и регулярный характер проверки. Определенная периодичность: — раз в год — раз в два года 3. Результат оформляется актом, имеющий юридическое значение. Он подписывается лицами, проводившими ревизию, а также руководителем и главным бухгалтером. В акте ревизии указываются ее цели, основные результаты, выявленные факты нарушений, виновные лица и предлагаются меры по ликвидации нарушений. На основе акта ревизии принимаются меры по устранению нарушений 4. Объем реализации деятельности – вся финансовая деятельность организации

Читайте так же:  Понятие и значение камеральной налоговой проверки

Ревизии могут проводить: Счетная Палата РФ, Федеральное Казначейство и т.д. Возникающие отношения регулируются разными нормативно-правовыми актами, например, ФЗ «О Счетной палате».

Виды: 1. По содержанию: — документальные – включают проверку финансовых документов, на основе их анализа можно определить законность и целесообразность расходования средств. — фактические – проверяется наличие денег, ценных бумаг и материальных ценностей. 2. По времени осуществления: — плановые – проводятся в соответствии с планом, который составляется в вышестоящих органах. — внеплановые 3. По обследуемому периоду: — фронтальные – проверяется вся финансовая деятельность субъекта за определенный период. — выборочные – проверка финансовой деятельности за какой-то короткий период времени. 4. По объему ревизуемой деятельности: — комплексные – проверяется финансовая деятельность субъекта в различных областях, в них принимают участие ревизоры нескольких органов — тематические – сводятся к обследованию одной сферы финансовой деятельности.

Проверка (осуществляется в бюджетном, страховом контроле) – совершение контрольных действий по документам и фактическому изучению законности отдельных финансовых и хозяйственных операций, достоверности бухгалтерского учета, бюджетной, налоговой, банковской отчетности. Виды: 1. Камеральные – проводятся по месту нахождения органа контроля. В порядке исключения, может проводиться в форме выездной (проверка декларации по ндс). При выявлении нарушения составляется акт проверки. 2. Выездные – проводятся по месту нахождения организации на основании решения органа. 3. Встречные – проводятся по решению органа. Налоговые встречные проверки были упразднены.

1. Плановые 2. Внеплановые

26. Бюджетные полномочия федеральных органов государственной власти и субъектов рф.

Бюджетные полномочия РФ можно разделить на две группы: 1. Бюджетные полномочия РФ как суверенного единого и неделимого федеративного государства, связанные с определением общих принципов и основ организации и функционирования бюджетной системы на всех ее уровнях. 2. Бюджетные полномочия РФ в отношении собственного и нижестоящих бюджетов.

2. Полномочия по координации бюджетной системы в области доходов и расходов 1) определение порядка установления расходных обязательств публично-правовых образований; 2) определение порядка установления и исполнения расходных обязательств Российской Федерации, установление и исполнение расходных обязательств Российской Федерации; 3) определение порядка установления и исполнения расходных обязательств субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, подлежащих исполнению за счет субвенций из федерального бюджета; 4) определение основ формирования доходов и осуществления расходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации; 5) определение порядка установления нормативов отчислений доходов от федеральных налогов и сборов, в том числе от налогов, предусмотренных специальными налоговыми режимами, региональных налогов, местных налогов и сборов в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации;

3. Полномочия в области регулирования гос. и мун. долга 1) определение общего порядка и принципов осуществления заимствований и предоставления гарантий Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, погашения и обслуживания государственного (муниципального) долга; 2) осуществление государственных заимствований Российской Федерации, предоставление государственных гарантий Российской Федерации, предоставление бюджетных кредитов, управление государственным долгом Российской Федерации и управление государственными активами Российской Федерации.

6. Юрисдикционные полномочия 1) временное осуществление отдельных бюджетных полномочий органов государственной власти субъектов Российской Федерации;

Бюджетные полномочия субъектов РФ – это принадлежащие им полномочия (компетенция) в лице соответствующих государственных органов власти или местного самоуправления по формированию и реализации собственного бюджета и регулированию бюджетных отношений на своей территории в определенных законодательством пределах.

Проверка и ревизия как основные методы финансового контроля. Виды проверок (ревизий) и порядок их проведения

Финансовый контроль осуществляется определенны­ми методами, т. е. при помощи определенных способов и приемов.

В зависимости от источников проверяемых данных раз­личают контроль документальный и фактический.

Документальный финансовый контроль предусматривает проверки по данным первичного учета и отчетности.

Фактический финансовый контроль ведется в целях ус­тановления достоверности расходования и оприходования материальных ценностей и денежных средств.

Основным методом финансового контроля является ре­визия, в ходе которой проверяется правильность расходо­вания и наличия средств в кассе и материальных ценно­стей в натуре. Ревизия — основной метод последующего финансового контроля. •

В зависимости от полноты охвата деятельности реви­зуемого Объекта различают ревизии полные и частичные, тематические и комплексные.

Полная документальная ревизия — такая ревизия, при которой проверяется вся финансово-хозяйственная дея­тельность организации.

Частичная документальная ревизия — такая ревизия, при которой проверяются отдельные стороны или участки финансово-хозяйственной деятельности.

Тематическая документальная ревизия — такая реви­зия, при которой проверяются отдельные*стороны финан­сово-хозяйственной деятельности по однотипным органи­зациям, участкам.

Комплексная документальная ревизия — такая ревизия, при которой проверяются все участки деятельности по различным вопросам. Эти ревизии проводятся, как прави­ло, группой ревизоров с привлечением широкого круга специалистов по различным направлениям деятельности. В ходе такой ревизии обязательно проводится инвентари­зация материальных ценностей.

Все ревизии могут осуществляться сплошным, выбо­рочным и комбинированным способами.

При сплошном — осуществляется проверка всех доку­ментов на определенном участке деятельности.

При выборочном — проверке подвергаются документы за тот или иной период.

При комбинированном — на одних участках проверяют­ся все документы, на других выборочно, по усмотрению ревизора.

При последующем контроле важное значение имеют встречные проверки, при которых сличаются документы бухгалтерского учета и отчетности в проверяемой органи­зации с документами, находящимися в тех организациях, от которых получены или которым переданы материаль­ные ценности или денежные средства.

Читайте так же:  Учетная политика для упрощенной системы налогообложения

Виды проверок: формальная, фактическая, встречная, корреспондирующая, аналитико-нормативная.

Контрольно-ревизионная документация, порядок ее оформления и правовое значение. Акт проверки (ревизии), аудиторское заключение

По результатам проверки (ревизии), в ходе которой выявлены нарушения актов законодательства в сфере эко­номики, составляется акт. Результаты проверки (ревизии), в ходе которой не выявлено нарушений актов законода­тельства, оформляются справкой. Акт ревизии — документ, имеющий важное юридическое значение. При наличии возражений по акту проверки (ревизии) подписывающие

его должностные лица субъекта предпринимательской дея­тельности делают об этом оговорку перед своей подписью и не позднее 5 рабочих дней со дня подписания акта пред­ставляют в письменном виде возражения по его содержа­нию в контролирующий орган, назначивший проверку (ревизию). Должностные лица, по вине которых допуще­ны нарушения, о чем говорится в акте ревизии, могут быть привлечены к юридической ответственности.

В акте ревизии финансово-хозяйственной деятельно­сти указываются:

— наименование ревизуемой организации;

— дата и место составления акта;

— должности, Ф.И.О.. контролера-ревизора или всей бригады, номер и дата издания приказа (распоряжения), на основании которого проведена ревизия финансово-хо­зяйственной деятельности ревизуемой организации, и за какой период проведена ревизия;

— когда и кем была проведена предыдущая ревизия и кто в тот период являлся руководителем и главным бух­галтером ревизуемой организации;

— должность, Ф.И.О. специалистов, принявших уча­стие в проведении ревизии;

— какими контролирующими органами и когда (дата) за ревизуемый период проводились проверки;

— сплошным или выборочным способом проверены документы по видам операций;

— произведена полная или частичная инвентаризация денежных средств, товаров и тары, сверка расчетов с де­биторами и кредиторами;

— в скольких экземплярах составлен акт.

К акту ревизии прилагаются: приказ (распоряжение); задание на проведение ревизии, рабочий план, програм­ма ревизии; таблицы анализов, расшифровки долгов и др.; документы, оформляющиеся при проведении инвентари­заций в ходе ревизий; справки; сводные ведомости; копии документов; объяснительные записки; промежуточные (ра­зовые) акты; итоговая справка о проделанной работе в ходе ревизии.

Акт подписывается всеми контролерами-ревизорами, руководителем и главным бухгалтером ревизуемой орга­низации. Один экземпляр под роспись оставляется руко­водителю организации.

В акте ревизии дается оценка финансового положения ревизуемой организации.

Систематизированный материал отражается в разделах:

Раздел I. Ревизия кассовых и банковских операций.

Раздел II.Ревизия расчетных операций.

Раздел III.Ревизия товарно-материальных ценностей.

Раздел IV.Ревизия выполнения мероприятий но обес­печению сохранности товарно-материальных ценностей.

Раздел V. Ревизия труда и заработной платы.

Раздел VI.Ревизия основных средств, нематериальных активов, малоценных и быстроизнашивающихся предме­тов, фондов, капитальных и финансовых вложений.

Раздел VII.Ревизия издержек производства (обраще­ния) и финансовых результатов.

Раздел VIII.Ревизия состояния бухгалтерского учета, дос­товерности отчетности и внутрихозяйственного контроля.

Раздел IX. Проверка исполнения решений по итогам предыдущей ревизии.

В аудиторском заключении о достоверности бухгалтер­ской (финансовой) отчетности указываются:

— наименование субъекта хозяйствования, в котором проводилась аудиторская проверка, и за какой период проведена проверка;

— наименование аудиторской организации, номер и дата выдачи лицензии на аудиторскую деятельность;

— Ф.И.О. аудиторов, номер и дата выдачи им лицензии на аудиторскую деятельность;

В аудиторском заключении отмечается, какие установ­лены нарушения действующего порядка ведения бухгал­терского учета и составления отчетности. Проверяется со­ответствие ряда совершенных финансово-хозяйственных операций законодательству.

Видео (кликните для воспроизведения).

Делается вывод 0 том, что бухгалтерская (финансовая) отчетность достоверно обеспечивает или не обеспечивает во всех существенных аспектах отражение активов и пассивов субъекта хозяйствования по состоянию на дату проведения.

Заключение подписывается руководителем аудиторской’ организации или аудитором-предпринимателем, проводив­шим проверку.

Дата добавления: 2015-02-05 ; просмотров: 2405 ; ЗАКАЗАТЬ НАПИСАНИЕ РАБОТЫ

Формы, виды и основные методы финансового контроля

Методы финансового контроля, а также его виды и формы представлены в довольно широком спектре разновидностей. Изучим те, которые используются чаще всего.

Основные подходы к классификации видов, форм и методов финансового контроля

Финансовый контроль — это совокупность мероприятий компетентных экономических субъектов, которые связаны с проверкой и анализом элементов финансовой инфраструктуры, управления и отчетности в той или иной организации. Рассмотрим их сущность подробнее.

Форма финансового контроля — признак, отражающий способ осуществления тем или иным субъектом контроля своих действий. Современные российские эксперты выделяют 3 ключевые формы финансового контроля:

Вид финансового контроля — признак, позволяющий отнести соответствующие контрольные мероприятия к той или иной категории. Актуальные теоретические концепции предполагают классификацию видов финансового контроля по следующим базовым основаниям:

  • субъект контроля;
  • направление контроля;
  • сроки выполнения.

Таким образом, фактически соответствующие виды и формы финансового контроля можно рассматривать как сходные признаки. Применение данной аналогии прослеживается во многих публикациях российских экспертов.

Метод финансового контроля — это признак, отражающий специфику конкретного инструмента осуществления проверок, задействуемого субъектом финансового контроля. Выделяют 3 основные категории:

  • методы, которые связаны с проверкой документов;
  • методы, которые связаны с проверкой содержания деятельности фирмы;
  • методы, которые связаны с проверкой компетенций.

Изучим подробнее ключевые признаки финансового контроля — виды, формы и методы — в соотнесении с отмеченными основаниями для их классификации.

Формы финансового контроля: предварительный, текущий, последующий

Итак, есть 3 основные формы контрольной деятельности — предварительный, текущий, а также последующий финансовый контроль.

Предварительный контроль предполагает осуществление субъектом контрольных действий еще до того, как проверяемая организация реализует некие юридически значимые мероприятия. Например, расходование бюджетных средств по тем или иным статьям, если речь идет о государственной или муниципальной организации, либо инвестирование нераспределенной прибыли, если рассматривать деятельность коммерческих фирм.

Предварительный контроль предполагает проверку готовности соответствующих организаций к проведению финансового мероприятия. Проверяющий должен удостовериться в законности мероприятия, а также в том, что его проведение удовлетворяет интересам аффилированных лиц (инвесторов, вышестоящих менеджеров, государства, муниципалитета). Предварительный контроль позволяет выявить недоработки, допущенные организацией в части подготовки документов, необходимых для реализации того или иного мероприятия.

Читайте так же:  Единый налог на имущество физических лиц

Текущий контроль предполагает проверку содержания финансовых мероприятий непосредственно в период их осуществления. Обычно подобные действия связаны с проверкой оправдательных документов, сопровождающих сделки, либо, например, мониторингом качества работы ответственных подразделений — бухгалтерии, финансовых отделов, склада, логистических служб, от которых зависит успешность решения задач, связанных с управлением финансами организации.

Последующий контроль — совокупность действий субъекта контроля, предполагающая проверку финансовых мероприятий, которые уже реализованы компанией. Он помогает выявить несоответствие результатов данных мероприятий закону, определить обоснованность тех или иных финансовых операций, сформировать рекомендации, направленные на улучшение реализации в будущем подобных мероприятий.

Методы финансового контроля: фактическая проверка

Методы финансового контроля, относящиеся к рассматриваемой группе, могут включать:

  • проверку качества инфраструктуры предприятия;
  • проведение замеров, тестов;
  • инвентаризацию.

Что касается первого пункта — инфраструктура, которой располагает предприятие, может проверяться на предмет соответствия нормам СанПиНа, экологического законодательства, различных ГОСТов, внутрикорпоративным нормам.

Замеры и тесты могут помочь проверяющим при поиске недостатков выпускаемых предприятием товаров, с выявлением несоответствия помещений требованиям законов в части обеспечения безопасности труда, а если речь идет о внутренней проверке — выявлением слабых мест в организации производства.

Инвентаризация — дополняющий метод, предназначенный для выявления недостатков в комплектности тех или иных элементов. Как с точки зрения объективных потребностей бизнеса, так и в контексте соответствия заявленных в отчетности объемов производственных фондов фактическим.

Субъекты финансового контроля: органы власти

Органы исполнительной власти, которые чаще всего становятся субъектами контроля, — это Минфин, Федеральная служба по финансовому мониторингу, ФНС, ФТС, государственные внебюджетные фонды, Федеральное казначейство, а также структуры, подчиняющиеся им по вертикали в регионах.

Можно отметить, что компетентное ведомство часто предопределяет конкретное наименование того или иного вида контроля. Например, ФНС проводит налоговый контроль, ФТС — таможенный.

Подробнее о налоговых проверках читайте в статье «Налоговая проверка — что это такое и каков порядок?».

Что касается органов законодательной власти, финансовый контроль чаще всего осуществляет Счетная палата, формируемая при участии обоих палат парламента РФ — Госдумы и Совета Федерации. В субъектах РФ также формируются счетные палаты — при участии региональных парламентов.

Правоохранительные структуры, которые могут применять финансовый контроль, — МВД, ФСБ, Генеральная прокуратура. Данные ведомства также функционируют централизованно — федеральным структурам подчиняются региональные.

Субъекты финансового контроля: внутрикорпоративные и внутриведомственные структуры

Работа внутрикорпоративных или внутриведомственных субъектов финансового контроля (ими могут быть службы и отделы финансового анализа или же структуры для проведения внутреннего аудита) характеризуется, как правило, существенно более узкой направленностью в сравнении с теми действиями, которые могут осуществлять структуры, рассмотренные выше.

Классификация видов контроля: направления проверок

Еще одно основание для классификации видов финансового контроля, которое выделяют российские исследователи — направление проверок. Оно представлено 3 основными категориями:

  • ревизии документооборота;
  • технические проверки;
  • проверки отчетности.

Что касается первого направления финансового контроля, проверяющие в данном случае чаще всего исследуют юридически значимые источники, на основании которых организация принимает те или иные решения по управлению капиталом.

В техническом аспекте может проверяться инфраструктура, задействуемая для реализации юридически значимых действий, например, тех, что связаны с подписанием банковских и иных документов с помощью ЭЦП. Данное направление проверок в ряде аспектов может быть связано с ревизионными мероприятиями, например, если требуется установить, соответствует ли ПО для электронных ключей требованиям законодательства.

Третье направление проверок предполагает изучение проверяющей структурой документов, имеющих отношение к бухгалтерской, налоговой и управленческой отчетности. Это могут быть первичные документы, унифицированные формы, бланки, внутрикорпоративные источники, выписки.

Субъекты финансового контроля: банки, аудиторы

Субъектом финансового контроля может быть как ЦБ, так и коммерческие кредитные учреждения. При этом вторые в аспекте проведения основных финансовых мероприятий подотчетны ЦБ.

Аудиторы могут быть внешними и внутренними (или ведомственными). Первые, как правило, осуществляют финансовый контроль на коммерческой основе, как услугу. При этом результаты подобных проверок обычно предоставляются для какого-либо внешнего субъекта, например, инвестора или банка.

Внутренний аудит — подвид внутрикорпоративного или ведомственного финансового контроля. Его результаты обычно используются в пределах конкретной организации. Чаще всего он реализуется внутренними службами компании. Но иногда фирмы обращаются и к внешним аудиторам, предоставляющим услуги в форме аутсорсинга.

Классификация видов контроля по срокам

Изучим теперь сущность различных видов финансового контроля в рамках классификации, рассмотренной выше. Первое ее основание, которое мы исследуем, — сроки выполнения контроля. Таковые могут соответствовать оперативным, плановым, внеплановым проверкам.

Оперативные финансовые проверки отличаются, прежде всего, непродолжительностью, а также в достаточной мере высокой частотой проведения. Они могут осуществляться субъектом контроля раз в неделю либо ежемесячно.

Плановые проверки, в свою очередь, считаются более длительными. Проводятся они обычно не так часто — раз в год, полугодие, иногда — раз в несколько лет. Проверяемая организация, как правило, имеет достаточно времени, чтобы подготовиться к плановому финансовому контролю.

Оперативные и плановые проверки имеют общий признак — наличие графика осуществления субъектами финансового контроля проверок. Даже если проверки проводятся очень часто, например, еженедельно, то руководство фирмы, как правило, заранее знает конкретное время визита проверяющих, а также то, что они будут изучать.

В свою очередь внеплановые проверки могут осуществляться без предупреждения, проводиться вне привязки к какому-либо графику и с любой частотой. Информация о том, чем будут заниматься проверяющие, а также о том, какие документы они могут запрашивать, непосредственно до проведения внепланового контроля может быть закрыта для проверяемых организаций.

Читайте так же:  Земельный налог до какого числа сдавать декларацию

Методы финансового контроля: документальная проверка

Данная группа методов — ключевая с точки зрения проведения ревизий документооборота, о которых мы рассказали выше. По мнению многих экспертов, рассматриваемая группа методов финансового контроля — основная, наиболее востребованная проверяющимис точки зрения решения поставленных перед ними задач.

Методы, относящиеся к рассматриваемой группе, предусматривают:

Субъекты финансового контроля: вышестоящие структуры, общественники

Финансовый контроль может быть инициирован и проведен учреждением, которому подотчетна фирма или бюджетная организация, — холдингом, центральным офисом, главным управлением, центральным аппаратом и т. д.

Вполне возможно инициирование процедур финансового контроля общественными объединениями. При этом таковые могут являться как самостоятельными субъектами проверок (если в их составе есть компетентные сотрудники, способные проводить соответствующий контроль), так и направлять обращения в адрес иных субъектов контроля, работа которых каким-либо образом связана с организацией, на которую обратили внимание общественники.

Классификация видов контроля по субъектам

Спектр возможных субъектов финансового контроля весьма широкий. Современные российские эксперты определяют следующие основные группы:

  • органы исполнительной власти (не связанные с правоохранительными структурами);
  • органы законодательной власти;
  • банки;
  • правоохранительные структуры;
  • аудиторы;
  • вышестоящие организации;
  • общественные организации;
  • внутрикорпоративные и ведомственные структуры.

Изучим их специфику подробнее.

Методы финансового контроля: проверка компетентности

Проверка системы компетенций предполагает работу главным образом в направлении кадрового менеджмента. Проверяющие, задействующие рассматриваемую группу методов, взаимодействуют с сотрудниками, отвечающими за управление финансами предприятия, и выясняют, насколько их уровень опыта и навыков позволяет решать поставленные задачи.

Данные методы финансового контроля могут быть представлены тестированием, интервьюированием, проведением фокус-групп, мониторингом производственных возможностей работников, проведением опросов, изучением личных карточек сотрудников, профилей в соцсетях, в ряде случаев — выходом на контакт с предыдущими работодателями или образовательными учреждениями, в которых учились работники фирмы.

Ревизия как инструмент финансового контроля в бюджетных учреждениях

«Бухгалтерский учет в бюджетных и некоммерческих организациях», 2014, N 1

Реформирование бюджетного процесса затронуло многие области деятельности и сферы управления государственного сектора. Исключением не стал и финансовый контроль за целевым и эффективным использованием бюджетных и внебюджетных средств [1].

Как известно, финансовым контролем является проверка специально уполномоченными органами соблюдения участниками финансовых, денежных, кредитных, валютных операций требований законодательства, норм и правил, установленных государством и собственниками.

Если с этой позиции рассматривать государственный финансовый контроль, то различные авторы трактуют его как финансовый контроль, осуществляемый государственными органами или от имени государства в целях обеспечения единой государственной финансовой политики и финансовых интересов государства и граждан [4].

С позиции бюджетного права государственный финансовый контроль осуществляется в целях обеспечения соблюдения бюджетного законодательства Российской Федерации.

В отечественной практике существуют такие виды финансового контроля, как:

  • внешний и внутренний;
  • предварительный и последующий.

Внешний государственный финансовый контроль в сфере бюджетных правоотношений осуществляется Счетной палатой Российской Федерации, контрольно-счетными органами субъектов Российской Федерации и муниципальных образований.

Внутренний государственный финансовый контроль является контрольной деятельностью Федеральной службы финансово-бюджетного надзора, органов государственного (муниципального) финансового контроля, являющихся органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, местных администраций, Федерального казначейства.

Предварительный контроль проводится в целях предупреждения и пресечения бюджетных нарушений в процессе исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.

Последующий контроль осуществляется в целях установления законности их исполнения, достоверности учета и отчетности по результатам исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.

Методами осуществления финансового контроля являются:

  • проверка;
  • ревизия;
  • обследование;
  • санкционирование операций.

Из представленного спектра методов ревизия является основным контролирующим инструментом и представляет наибольший интерес, в связи с чем остановимся на рассмотрении понятийного аппарата и порядка ее проведения.

Под ревизией понимается комплексная проверка деятельности объекта контроля, которая выражается в проведении контрольных действий по документальному и фактическому изучению законности всей совокупности совершенных финансовых и хозяйственных операций, достоверности и правильности их отражения в бюджетной (бухгалтерской) отчетности.

В соответствии с административным регламентом цель ревизии заключается в определении правомерности, в том числе целевого характера, эффективности и экономности использования средств федерального бюджета, средств государственных внебюджетных фондов, а также материальных ценностей, находящихся в федеральной собственности [5].

Проведение ревизионной проверки включает в себя комплекс задач, которые сводятся к изучению контрольных действий по элементам:

  • соответствие деятельности учреждения учредительным документам;
  • обоснование (расчеты) плановых сметных показателей;
  • исполнение бюджетных смет;
  • использование средств федерального бюджета, в том числе на приобретение товаров (работ, услуг) для государственных нужд;
  • использование средств федерального бюджета, полученных в виде трансфертов (субвенций и субсидий, включая субвенции и субсидии, выделенные из федерального бюджета организациям любых форм собственности, бюджетных кредитов и инвестиций);
  • использование средств государственных внебюджетных фондов;
  • поступление и расходование средств от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности;
  • обеспечение сохранности материальных ценностей, находящихся в федеральной собственности;
  • использование федерального имущества, находящегося в оперативном управлении или хозяйственном ведении, поступления в федеральный бюджет доходов от использования материальных ценностей, находящихся в федеральной собственности;
  • ведение бухгалтерского (бюджетного) учета, достоверности бухгалтерской (бюджетной) отчетности;
  • устранение нарушений, выявленных предыдущей ревизией и т.д.

Государственная функция по проведению ревизии возложена на Росфиннадзор. Такие проверки, как правило, осуществляются в соответствии с планом, в котором указывается обязательный для исполнения перечень ревизий с указанием проверяемых учреждений (объектов контроля), сроков проведения и ответственных исполнителей [5]. Внеплановые проверки также имеют место в случае обращений правоохранительных органов, постоянных представителей Президента Российской Федерации в федеральных округах и их аппаратов.

Читайте так же:  Налог на имущество через личный кабинет

Как показывает практика, о проведении ревизионной проверки Росфиннадзор сообщает подконтрольному учреждению за несколько дней, тем самым уточняя некоторые организационные моменты.

При проведении проверки руководитель ревизионной группы обязан:

  • предъявить руководителю учреждения удостоверение на проведение ревизии;
  • ознакомить его с программой проверки;
  • представить участников ревизионной группы;
  • решить организационно-технические вопросы проведения ревизии.

В случае работы с документами, содержащими сведения о государственной тайне, участники ревизионной группы, которым поручено проведение контрольных действий по соответствующим вопросам программы ревизии, предъявляют следующие документы:

  • документы, удостоверяющие их личность;
  • справки о допуске;
  • предписания на выполнение соответствующих заданий.

В соответствии с темой ревизии и ее программой руководитель ревизионной группы определяет объем и состав контрольных действий по каждому вопросу программы, а также методы, формы и способы проведения таких контрольных действий.

В ходе проверки проводятся контрольные действия по документальному и фактическому изучению финансовых и хозяйственных операций, совершенных учреждением в конкретный период. Контрольные действия направлены на документальное изучение финансовых, бухгалтерских, отчетных и иных документов проверяемого экономического субъекта, а также проведение анализа и оценки полученной информации [5].

Основными методами контрольных действий по фактическому изучению являются:

  • осмотр;
  • инвентаризация;
  • наблюдение;
  • пересчет;
  • экспертиза;
  • контрольные замеры и т.п.

Состояние системы внутреннего контроля в проверяемом учреждении определяется наличием и состоянием текущего контроля за движением материальных ценностей и денежных средств, правильностью формирования затрат, достоверностью объемов выполненных работ и оказанных услуг.

Проведение ревизионной проверки может осуществляться сплошным и выборочным методами. Сплошной способ применяется для всех операций с денежными средствами и ценными бумагами, а также для расчетных операций за проверяемый период при проведении ревизии. Кроме этого, такой способ применим к тем операциям, которые имеют отношение к моментам, представленным в программе проверки. Право принятия решения о целесообразности применения тех или иных действий остается за руководителем ревизионной группы.

Со стороны проверяемого экономического субъекта должны быть соблюдены действия, обеспечивающие своевременное и объективное проведение проверки. В свою очередь ревизоры не должны мешать привычному функционированию подконтрольного учреждения и обязаны обеспечить сохранность проверяемых документов.

При осуществлении ревизии нередко проводятся встречные проверки по отношению к коммерческим организациям. Такой контроль устанавливает руководитель Росфиннадзора.

Встречная проверка должна строго соответствовать установленным требованиям и проводиться только в рамках сличения записей, документов и данных, имеющихся в одной организации, с соответствующими записями, документами и данными, имеющимися в другой организации.

В случаях неудовлетворительного состояния бухгалтерского учета в учреждении либо в случаях, установленных законодательством, ревизия может быть приостановлена.

Согласно действующей практике наиболее распространенными ошибками, выявленными в ходе проверок, являются следующие:

  • ошибки при оформлении кассовых операций (неиспользование счета 0 210 03 000 «Расчеты с финансовым органом по наличным денежным средствам», отсутствие кассовой книги на бумажном носителе);
  • ошибки при расчетах с подотчетными лицами (выдача денег под отчет при ситуации неполного расчета по предыдущему авансу, отсутствие положения о выдаче наличных денег под отчет, непредоставление подотчетному лицу расписки о приеме авансового отчета, скрытое кредитование работников через предоставление подотчетных сумм и др.).

Данные нарушения свидетельствуют о том, что работники бухгалтерии учреждения не информированы должным образом о нормах и правилах бухгалтерского учета в учреждениях государственного сектора.

Результаты ревизии отражаются в акте, который состоит из трех частей:

По усмотрению руководства акт может составляться в двух или трех экземплярах. Каждый экземпляр подписывается руководителем ревизионной группы и руководителем учреждения.

Сроки ознакомления с актами ревизии и встречной проверки устанавливаются по согласованию руководителей ревизионной комиссии и проверяемого экономического субъекта, при этом они не должны превышать пяти рабочих дней с момента вручения документов руководителю учреждения.

Если у последнего возникли возражения по содержанию актов, то об этом делается соответствующая отметка, которая проставляется перед подписью. В этом случае руководству ревизионной группы представляется не только подписанный акт, но и письменное возражение, которое рассматривается в течение 30 рабочих дней. По результатам рассмотрения возражения составляется письменное заключение (два экземпляра), утвержденное руководителем Росфиннадзора. Один экземпляр заключения направляется учреждению, второй экземпляр приобщается к материалам ревизии и встречной проверки.

Согласно ст. 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (КоАП РФ) невыполнение в установленный срок законного предписания органа государственного финансового контроля влечет за собой наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двадцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей или дисквалификацию на срок от одного года до двух лет [3].

В случае выявления нецелевого использования бюджетных средств и средств государственных внебюджетных фондов, нарушения срока возврата бюджетных средств, полученных на возвратной основе, нарушения сроков перечисления платы за пользование бюджетными средствами уполномоченными должностными лицами Росфиннадзора (территориальных органов) составляются протоколы об административных правонарушениях в порядке, установленном ст. ст. 28.1 — 28.9 КоАП РФ, и рассматриваются дела об административных правонарушениях в порядке, установленном ст. ст. 29.1 — 29.13 КоАП РФ.

Видео (кликните для воспроизведения).

Не стоит забывать, что ревизия государственного сектора направлена не только на выявление нецелевого использования бюджетных средств, но и на установление эффективного и экономного их расходования. В этой связи актуальность внедрения аудита эффективности бюджетных расходов в плане развития реформ государственного управления не вызывает сомнений.

Источники

Ревизия и проверка финансового контроля
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here