Регламент проведения выездной налоговой проверки

Сроки и порядок проведения выездной налоговой проверки

ФНС относится к контролирующим органам. В ее обязанность входит отслеживание процесса внесения налогов коммерческими структурами. В данной связи рассмотрим, как осуществляется выездная налоговая проверка: сроки и порядок проведения.

Причины проведения выездной проверки

У налоговых структур имеется план проведения выездных проверок. Найти его в широком доступе не представляется возможным. Спрогнозировать вариант проведения проверки относительно конкретного предприятия тоже затруднительно. В качестве возможных причин ФНС в своем Приказе № ММВ-7-2-297 излагает следующие факторы:

  • Непредставление в налоговый орган запрашиваемых документов.
  • Множественные жалобы и заявления граждан, ИП, организаций.
  • Обращения правоохранительных структур и контролирующих органов.

Наиболее пристальное внимание сотрудников Налоговой службы вызывают фирмы, соответствующие следующим критериям:

  1. Предприятие на протяжении долгого времени уплачивает суммы налогов, несоизмеримые с масштабами своей деятельности.
  2. Согласно представляемой отчетности фирма на протяжении более 2-х лет работает в убыток.
  3. Низкий уровень заявленных заработных плат при внешнем благополучии предприятия.
  4. Согласно отчетности расходы фирмы растут в несколько раз быстрее, чем ее доходы.
  5. Фирма периодически встает на учет в налоговых органах разных районов и снимается через непродолжительные промежутки времени.

Означенные причины и поводы не являются основанием для обязательной проверки и, тем более, для наказания, но только поводом для возникновения подозрений.

Плановая выездная проверка возможна в отношении любой фирмы. Учитывая, что сотрудников ФНС намного меньше, чем коммерческих структур, отбор их для осуществления проверочных действий проводится тщательно. Критерии излагаются в Приложении № 2 к Приказу ФНС № ММВ-7-2/[email protected] .

Лицам, занимающимся коммерческой деятельностью, следует учитывать, что кроме плановой сотрудники ФНС могут провести проверку внеплановую. Причин для их осуществления несколько, но, чаще всего, таковая устраивается при реорганизации или ликвидации предприятия.
Плановые проверки делятся на:

Повторные проверки охватывают период и документы, изучаемые первичной проверкой. Реализуются с целью осуществления контроля за организацией, проводившей первичную проверку или после подачи налоговой декларации, с внесенными в нее изменениями.

При условии, что повторная проверка обнаружила факт нарушений, которые остались неучтенными при первичной проверке, к предприятию не могут быть применены налоговые санкции. В этом правиле имеется исключение: обнаружение доказательств сговора между работниками коммерческой структуры и сотрудниками, осуществившими первичную проверку.

Основные задачи

В качестве основных задач при осуществлении выездной проверки указываются следующие:

  • Рассмотрение финансово-хозяйственных операций, осуществляемых предприятием.
  • Поиск преднамеренных и непреднамеренных ошибок в отчетной документации.
  • Выявление причинно-следственных связей между бухгалтерской отчетностью и отчетами, представляемыми в налоговую службу.
  • Расчет сумм налогов за прошедшие периоды и доначисление их при необходимости.
  • Привлечение к налоговой ответственности за выявленные нарушения.

В первоначальном решении руководителя подразделения ФНС указан один период, вносить в него корректировки строго запрещено. Т.е. если в ходе проверки были выявлены факты, указывающие на возможность допущения ошибок в иные налоговые периоды, проверять их запрещено. С этой целью потребуется составление еще одного решения уже по проверке иного налогового периода.

Временной период, охватываемый анализом, не может превышать три календарных года. Проверяют только предшествующие периоды, за которые сдана налоговая отчетность. В законе до конца не прояснен вопрос относительно рассмотрения текущего налогового периода. Прямых указаний на невозможность его учета не существует. однако, как показывает практика, сотрудники ФНС в ходе выездной проверки текущий период не затрагивают.

Как же происходит отбор налогоплательщиков для проведения выездных налоговых проверок?

До 01 января 2007 года процесс отбора налогоплательщиков для проведения налоговых проверок, определялся внутренними регламентами, используемыми только для служебного пользования. Сейчас основы планирования выездных налоговых проверок закреплены в Концепции, эта информация является общедоступной, при желании с ее текстом может ознакомиться любой налогоплательщик. Концепция разработана с целью построения единой, открытой и понятной для налогоплательщиков и налоговых органов системы планирования выездных налоговых проверок, поскольку налоговое законодательство РФ не предусматривает проведение выездных налоговых проверок на регулярной основе.

Назначению налоговой проверки предшествует большая работа, проводимая налоговым органом по сбору и обобщения информации о налогоплательщике. Истоками информации могут быть как внутренние, так и внешние источники.

К внутренним источникам можно отнести информацию, находящуюся в ведении налоговых органов. Например, государственные реестры по регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей (ЕГРЮЛ, ЕГРИП), по учету организаций и физических лиц (ЕГРН), данные налоговой и бухгалтерской отчетности, сведения о доходах физических лиц, сведения, полученные в ходе проведенных камеральных и выездных налоговых проверок и другие информационные ресурсы налоговых органов.

Внешними источниками являются информация о налогоплательщиках, полученная налоговыми органами в соответствии с международными договорами РФ, законодательством РФ или на основании соглашений по обмену информацией с контролирующими и правоохранительными органами, органами государственной власти и местного самоуправления.

Ну и конечно не стоит забывать о том, что специалисты ФНС анализируют любую иную общедоступную информацию, в отношении всех налогоплательщиков, независимо от их форм собственности и сумм налоговых обязательств, в том числе материалы сети интернет и средств массовой информации (рекламные объявления, содержащие сведения о реализации товаров, выполнении работ, оказании услуг юридическими и физическими лицами, публикации и так далее), информацию, поступающую от юридических и физических лиц (письма, жалобы, заявления).

Проводимый с целью отбора налогоплательщиков для проведения выездных налоговых проверок анализ финансово-экономических показателей их деятельности содержит несколько уровней, в том числе:

— анализ сумм исчисленных налоговых платежей и их динамики (позволяет выявить налогоплательщиков, у которых уменьшаются суммы начислений налоговых платежей);

— анализ сумм уплаченных налоговых платежей и их динамики (проводится по каждому виду налога (сбора) с целью контроля за полнотой и своевременностью перечисления налоговых платежей);

— анализ показателей налоговой и (или) бухгалтерской отчетности налогоплательщиков (позволяет определить значительные отклонения показателей финансово-хозяйственной деятельности текущего периода от аналогичных показателей за предыдущие периоды или же отклонения от среднестатистических показателей отчетности аналогичных хозяйствующих субъектов за определенный промежуток времени, а также выявить противоречия между сведениями, содержащимися в представленных документах, и (или) несоответствие информации, которой располагает налоговый орган);

— анализ факторов и причин, влияющих на формирование налоговой базы.

Обращаем Ваше внимание, что хотя анализ показателей деятельности налогоплательщика производится по разработанным налоговыми органами критериям, любое заинтересованное лицо может самостоятельно оценить риск назначения выездной налоговой проверки, сравнив показатели своей финансово-хозяйственной деятельности с общедоступными критериями отбора налогоплательщиков для проведения выездной проверки. Эти критерии указаны в разделе 4 Концепции.

Читайте так же:  Возврат подоходного налога срок давности

К ним относятся:

1. Налоговая нагрузка у налогоплательщика ниже ее среднего уровня по хозяйствующим субъектам в конкретной отрасли (виду экономической деятельности). Оценить риск включения в план выездных налоговых проверок налогоплательщик может самостоятельно, сравнив фактическую налоговую нагрузку с ее среднеотраслевым уровнем. Если по результатам сравнения уровень фактической налоговой нагрузки окажется ниже среднеотраслевого, организация может быть включена в план выездных проверок.

Определяется налоговая нагрузка как отношение суммы уплаченных налогов к полученной выручке (п. 1 Приложения N 2 к Концепции).

2. Отражение в бухгалтерской или налоговой отчетности убытков на протяжении нескольких налоговых периодов. При оценке налогоплательщиком рисков назначения проверки по этому коритерию следует исходить из того, что в процессе осуществления финансово-хозяйственной деятельности налогоплательщика возможно возникновение убытков. Внимание налоговых органов привлекают организации, осуществляющие свою деятельность с убытком в течение 2-х и более календарных лет подряд. При этом рассматриваются показатели как бухгалтерской, так и налоговой отчетности.

3. Отражение в налоговой отчетности значительных сумм налоговых вычетов за определенный период. По данному критерию оценивается деятельность налогоплательщиков, на которых возложена обязанность по исчислению и уплате налога на добавленную стоимость.

Согласно п. 3 приложения N 2 к Приказу сумма вычетов по НДС считается существенной, если их доля от суммы начисленного с налоговой базы налога равна либо превышает 89% за период 12 месяцев (п. 3 приложения N 2 к Концепции).

4. Опережающий темп роста расходов над темпом роста доходов от реализации товаров (работ, услуг). Этот критерий актуален для организаций — налогоплательщиков налога на прибыль, основан на анализе данных, отраженных в налоговой декларации по налогу на прибыль и в отчете о финансовых результатах (приложение к бухгалтерской отчетности форма N 2) (п. 4 Приложения N 2 к Концепции).

По данному критерию оценивается изменение темпов роста расходов по сравнению с темпом роста доходов от реализации за несколько отчетных (налоговых) периодов (как минимум, за 2-3 года).

5. Выплата среднемесячной заработной платы на одного работника ниже среднего уровня по виду экономической деятельности в субъекте Российской Федерации.При его оценке фактический уровень среднемесячной зарплаты сравнивается со среднеотраслевым уровнем в субъекте РФ. Если полученный показатель оказывается ниже среднеотраслевого, возникает риск включения в план выездных налоговых проверок.

6. Неоднократное приближение к предельному значению установленных НК РФ величин показателей, предоставляющих право применять налогоплательщикам специальные налоговые режимы. При оценке этого критерия принимается во внимание приближение (менее 5%) к предельному значению установленных НК РФ величин показателей, влияющих на исчисление налога для налогоплательщиков, применяющих специальные налоговые режимы налогообложения (2 и более раза в течение года).

7. Отражение индивидуальным предпринимателем суммы расхода, максимально приближенной к сумме его дохода, полученного за календарный год. По данному критерию оцениваются налогоплательщики-индивидуальные предприниматели, уплачивающие НДФЛ.

Для них риск включения в план выездных проверок возникает в случае, если доля профессиональных налоговых вычетов, предусмотренных ст. 221 НК РФ, заявленных в налоговых декларациях, в общей сумме доходов превышает 83% (п. 7 Приложения N 2 к Концепции).

8. Построение финансово-хозяйственной деятельности на основе заключения договоров с контрагентами-перекупщиками или посредниками («цепочки контрагентов») без наличия разумных экономических или иных причин (деловой цели). Наличие «цепочки контрагентов» принимается во внимание при наличии обстоятельств, свидетельствующих о получении налогоплательщиком необоснованной налоговой выгоды, указанных в постановлении Пленума ВАС РФ от 12.10.2006 N 53 (далее — Постановление N 53) (п. 8 Приложения N 2 к Концепции).

Под налоговой выгодой понимается уменьшение размера налоговой обязанности вследствие, в частности, уменьшения налоговой базы, получения налогового вычета, налоговой льготы, применения более низкой налоговой ставки, а также получение права на возврат (зачет) или возмещение налога из бюджета (п. 1 Постановления N 53).

9. Непредставление налогоплательщиком пояснений на уведомление налогового органа о выявлении несоответствия показателей деятельности, и (или) непредставление налоговому органу запрашиваемых документов, и (или) наличие информации об их уничтожении, порче и так далее. НК РФ установлено право налогового органа требовать от налогоплательщика представления документов и пояснений, необходимых для исчисления и уплаты налогов (пп. 1 п. 1 ст. 31 НК РФ). В случае отсутствия пояснений налогоплательщика без объективных причин существует риск назначения выездной налоговой проверки.

10. Неоднократное снятие с учета и постановка на учет в налоговых органах налогоплательщика в связи с изменением места нахождения («миграция» между налоговыми органами). «Миграция» налогоплательщика может быть оправданной, если по новому месту регистрации у налогоплательщика имеется больше возможностей для осуществления деятельности, направленной на получение дохода.

По мнению налоговых органов, очень часто такие действия связаны с возможными попытками уклонения от налогообложения. Поэтому повышенное внимание уделяется налогоплательщикам — «мигрантам» с заявленными видами деятельности, не характерными для региона регистрации, а также фирмам, руководители которых не проживают на территории этого региона.

11. Значительное отклонение уровня рентабельности по данным бухгалтерского учета от уровня рентабельности для данной сферы деятельности по данным статистики. Отбор налогоплательщиков по этому критерию производится в части налога на прибыль. То есть этот критерий следует учитывать организациями — налогоплательщиками налога на прибыль. При этом принимается во внимание отклонение (в сторону уменьшения) рентабельности по данным бухгалтерского учета налогоплательщика от среднеотраслевого показателя рентабельности по аналогичному виду деятельности по данным статистики на 10% и более.

Среднеотраслевые показатели рентабельности проданных товаров, продукции, работ, услуг и активов организаций по видам экономической деятельности начиная с 2006 года приведены в Приложении N 4 к Концепции.

12. Ведение финансово-хозяйственной деятельности с высоким налоговым риском.Информация о способах ведения финансово-хозяйственной деятельности с высоким налоговым риском размещается на официальном сайте ФНС России (www.nalog.ru) в разделе «Общедоступные критерии самостоятельной оценки рисков». Например, получение необоснованной налоговой выгоды с использованием фирм-«однодневок»; получение необоснованной налоговой выгоды при реализации недвижимого имущества; получение необоснованной налоговой выгоды при производстве алкогольной и спиртосодержащей продукции и другие.

Известно, что в своей работе ФНС использует и иные критерии, однако они, к сожалению, официально нигде не публикуются и предназначены только для служебного использования.

На основании анализа полученной информации, налоговый орган выявляет вероятные зоны совершения налоговых правонарушений и определяет необходимые мероприятия налогового контроля. Приоритетными для включения в план выездных налоговых проверок являются те налогоплательщики, в отношении которых у налогового органа имеются сведения об их участии в схемах ухода от налогообложения или схемах минимизации налоговых обязательств, или результаты проведенного анализа финансово-хозяйственной деятельности которых свидетельствуют о предполагаемых налоговых правонарушениях (раздел 3 Концепции).

После отбора лиц для проведения выездной налоговой проверки определяется также целесообразность проведения выездных налоговых проверок их контрагентов, взаимозависимых и или аффилированных лиц.

Статья актуальна на 02.04.15

Регламент проведения выездной налоговой проверки

Российский бухгалтер, N 6, 2016 год
Ольга Заботина,
эксперт журнала

Читайте так же:  Вмененный налог для ип расчет

Целью выездной налоговой проверки является контроль за соблюдением налогоплательщиком, плательщиком сборов или налоговым агентом законодательства о налогах и сборах. В данной статье рассмотрим общий порядок проведения выездной налоговой проверки.

ФНС России в письме от 25 июля 2013 года N АС-4-2/13622 дало рекомендации о проведении выездных налоговых проверок (далее — Рекомендации).

Проведение выездной налоговой проверки

Похожие публикации

Выездная проверка – самая эффективная форма налогового контроля. Она предполагает более тщательное изучение документов и финансовой отчетности предприятия, а значит выше шанс обнаружения налоговых нарушений. Как осуществляется выездная налоговая проверка 2017, порядок проведения проверки – об этом в нашей статье.

Порядок и сроки проведения выездной налоговой проверки

Срок выездной проверки ограничен 2 месяцами, но при необходимости он может продлеваться до 4-х, а в исключительных случаях – до 6 месяцев. В этот период включается проверка самого налогоплательщика вместе с его филиалами и представительствами. Если же проверка проводится только по обособленному подразделению, на нее отводится меньший срок – 1 месяц, но без возможности ее продления (п. 6, 7 ст. 89 НК РФ; п. 2 приложения № 4 к приказу ФНС РФ от 08.05.2015 № ММВ-7-2/189).

Проверку могут приостановить для истребования информации и документов, проведения экспертиз, перевода документов с иностранного на русский язык. Общий срок приостановки не должен превышать 6 месяцев, а если этого времени не хватило для получения нужной информации от иностранных госорганов, допускается его продление еще на 3 месяца (п. 9 ст. 89 НК РФ).

Учитывая данный порядок и сроки проведения выездной налоговой проверки, максимальная ее продолжительность может составить 15 месяцев.

Количество разрешенных проверок за год

Сотрудники ФНС имеют обозначенные в ст. 89 НК РФ ограничения по количеству выездных проверок. В отношении одного и того же лица их нельзя проводить чаще, чем два раза за календарный год. В исключительных случаях количество проверок может быть увеличено, но только при принятии соответствующего решения руководителем подразделения ФНС.

Более двух проверок сведений, относящихся к одному налоговому периоду, не допускается.

Предупреждать о грядущей проверке сотрудники налоговых служб не обязаны (Письмо ФНС № АС-37-2/15853) . Если работники проверяемой структуры заявляют о своей неготовности, это не является основанием для отмены деяния.

Дата начала проверки – это дата составления решения о ее начале.

Решение о проведении налоговой проверки

Решение о проведении налоговой проверки

Кого могут проверить

Выездные налоговые проверки проводятся в отношении:

  • индивидуального предпринимателя;
  • физического лица, не занимающегося предпринимательской деятельностью;
  • юридического лица;
  • консолидированной группы налогоплательщиков.

Итак, казалось бы, налогоплательщик-физическое лицо имеет законное право укрывать компрометирующие его документы и сведения, препятствовать ходу контролирующих мероприятий. Но не все так гладко. Если доступ к необходимым материалам затруднен, работники налоговой инспекции вправе рассчитывать суммы налогов, подлежащих уплате, что называется, «по среднему», исходя из сложившейся практики. Усредненную сумму и предъявят ко взысканию. Также поступят и с предпринимателем, препятствующему проведению ревизии.

Налоги определяют расчетным способом в следующих случаях:

  • непредоставление в период от двух месяцев и более налоговому органу документов для исчисления налогов;
  • отказ представителям фискального органа в доступе к производственным территориям;
  • некорректное ведение системы учета доходов и расходов или полное отсутствие учета;
  • сознательное укрытие объектов налогообложения.

Самостоятельная налоговая проверка

Причины проведения выездной налоговой проверки

Любая проверка – и камеральная, и выездная – проводятся по плану, заранее утвержденному руководством налоговой инспекции. В исключительных случаях возможны внеплановые ревизии.

Первый этап подготовки контролирующих мероприятий – предварительный анализ экономической деятельности. Внимание ревизоров привлекут:

  • подозрительные схемы для вывода наличных;
  • низкие зарплаты сотрудников;
  • частая смена места регистрации бизнеса;
  • сверхнизкая прибыль или ее отсутствие;
  • фиксация убытков компании в течение двух лет деятельности;
  • расхождения в отчетности по проведенным операциям с декларациями связанных контрагентов;
  • необоснованно частое снятие и новая постановка на налоговый учет.

Эти признаки свидетельствуют о сознательном сокрытии доходов и искажении показателей бухгалтерской отчетности. Законный итог не совсем чистого ведения хозяйственной деятельности – назначение плановой выездной налоговой проверки.

Решение о выездной проверке

Решение о проведении выездной проверки – главный документ, дающий инспекторам право на данную контрольную процедуру. Его выносит ИФНС по месту нахождения фирмы, месту жительства ИП или физлица. Когда проверяется только обособленное подразделение организации, порядок назначения выездной налоговой проверки предусматривает вынесение решения о проверке ИФНС по месту его нахождения (п. 2 ст. 89 НК РФ).

Выездная проверка не может назначаться сторонними инспекциями, где, например, стоит на учете только недвижимое или иное имущество налогоплательщика.

В тексте решения указывается наименование (Ф.И.О.) проверяемого лица, налоги, по которым будет проводиться проверка, проверяемые периоды, а также перечисляются должности и фамилии инспекторов, проводящих проверку.

Выездная налоговая проверка 2017: порядок проведения

Любая выездная проверка проводится по поводу правильности начисления и своевременности уплаты налогов, сборов, а с 2017 г. еще и страховых взносов. Налогоплательщика или налогового агента могут проверить как по одному, так и по нескольким налогам сразу (п. 3 ст. 89 НК РФ). Причем, проверяемый период не должен превышать 3-х лет, предшествующих году выездной проверки, то есть, в 2017 г. ИФНС может проверять налоги за 2014-2016 годы и истекший период 2017г. (п. 4 ст. 89 НК РФ).

Порядок назначения налоговых проверок не допускает проверку налога за тот же период более одного раза, кроме случая, когда по итогам выездной проверки подается «уточненка» по уменьшению налога к уплате. При этом повторная проверка возможна только по отношению к изменениям, а незатронутые при корректировке данные проверяться заново не должны (письмо ФНС РФ от 26.09.2016 № ЕД-4-2/17979).

Действующий порядок проведения выездной налоговой проверки дает инспекторам право требовать у налогоплательщика документы, связанные с проверяемыми налогами, а он в свою очередь, обязан их предоставить – отказ в предоставлении документов или несоблюдение сроков их представления, является налоговым правонарушением и дает повод проверяющим провести выемку необходимой им документации. Требование передается налогоплательщику под расписку, а документы подаются на проверку в виде заверенных копий. Ознакомление с подлинными документами возможно только на территории налогоплательщика, кроме ситуации, когда выездная проверка проходит в стенах ИФНС (п. 12 ст. 89; п. 1-4 ст. 93 НК РФ).

Проверяющие также могут проводить инвентаризацию имущества, осматривать производственные и прочие, связанные с получением дохода, помещения и территории (п. 13 ст. 89 НК РФ).

Дата окончания выездной проверки – это дата составления справки по ее результатам, которую налогоплательщик должен получить на руки в тот же день. В течение 2-х месяцев после проверки, налоговики составляют акт и не позднее 5 дней с даты акта вручают его налогоплательщику. При несогласии с фактами, изложенными в акте, ему дается 1 месяц на представление в ИФНС своих возражений (ст. 100 НК РФ).

Читайте так же:  Единая упрощенная налоговая декларация нулевая для ип
Видео (кликните для воспроизведения).

Таков общий порядок проведения выездной налоговой проверки. Схема действий налоговиков, фактически, включает два основных момента: изучение и анализ документов, а также подведение итогов и составление акта проверки.

Порядок проведения налоговой проверки в 2019-2020 годах

Порядок проведения налоговой проверки 2019–2020 годов — в чем его особенности и какие возможны нюансы? Изучив материалы рубрики «Проведение налоговых проверок», вы узнаете об этом все. А значит, подготовитесь к любым, даже самым неожиданным поворотам в общении с проверяющими.

Проведение налоговых проверок — это…

При каждой проверке есть как минимум 2 стороны: проверяющий (контролер) и проверяемый. При налоговых проверках это работники инспекции и налогоплательщики (или налоговые агенты), в роли которых выступают организации, ИП, а в некоторых случаях и обычные физлица, не имеющие отношения к предпринимательству.

Для первой стороны налоговая проверка — это основной вид деятельности, выполнять которую ей поручило государство, чтобы финансово обеспечить свое существование и функционирование.

Для второй это, как правило, дополнительные трудовые, временные, нервные и в итоге часто финансовые затраты. Минимизировать их вам поможет подборка материалов данной рубрики нашего сайта.

А начать знакомиться с порядком проведения налоговой проверки мы предлагаем со статьи «Налоговая проверка — что это такое и каков порядок?».

Ограничения при проведении выездных налоговых проверок

Виды, методы и основания проведения налоговых проверок

Закон прямо предусматривает всего 2 вида налоговых проверок: камеральные (ст. 88 НК РФ) и выездные (ст. 89 НК РФ). Но есть еще 3-е контрольное мероприятие, которое непосредственно проверкой не названо, но фактически является ею.

О том, что это за проверка, а также о КНП и ВНП рассказывает данная статья.

Методы проведения проверок различны, а их набор напрямую зависит от вида проверки, ее субъекта, типа проверяемого налога и других обстоятельств.

Например, об особенностях проверки ИП читайте эту публикацию.

Основной метод, конечно, исследование документов, на основании которых вы исчисляли и платили налоги. Но налоговикам дозволяется также:

О нем читайте здесь.

О ваших правах при осмотре и допросе свидетелей узнайте из статьи «У вас осмотр? Можете поприсутствовать. А вот свидетелей допросят без вас».

  • инвентаризировать ваше имущество, причем вы обязаны содействовать контролерам в этом;
  • использовать иные формы контроля, указанные в гл. 14 НК РФ, разъяснения по которым тоже есть или вскоре появятся в данной рубрике сайта.

Что касается оснований для проверки, они также зависят от ситуации. Например, для КНП основанием является сам факт подачи декларации в ИФНС.

Подробнее о камералке читайте в статье, посвященной ст. 88 НК РФ, текст которой вы найдете там же.

Поводы и основания для выездной проверки — в полном ведении налоговиков.

Избежать проверки или заранее узнать о ней — возможно ли это?

Налогоплательщики бывают крупными и не очень. В отношении последних государство старается предусмотреть различные послабления, в том числе в части контроля со своей стороны. Так, в последнее время ведется много разговоров о необходимости сокращения проверочных мероприятий для субъектов малого бизнеса. А недавно активно обсуждался 3-летний мораторий на плановые проверки, введенный в отношении «малышей». Действует ли он при налоговом контроле, вы узнаете из этой статьи.

Предупрежден — значит вооружен. Это справедливо и в ситуации с проверкой ИФНС. Если знать о проверке заранее, можно лучше к ней подготовиться. Любой налогоплательщик многое отдал бы, чтобы узнать, есть ли он в проверочном списке. Возможно ли это в принципе? Ответ ищите в данной публикации.

Процедура проведения выездных налоговых проверок

Выездная налоговая проверка – привычная для большинства предпринимателей нашей страны форма налогового контроля со стороны государства. Как правило, деятельность предприятия или индивидуального предпринимателя подвергается процедуре выездного контроля раз в два года. Выездная проверка, в отличие от камеральной, проводится на территории, принадлежащей налогоплательщику. Это обеспечивает легкий доступ к необходимым документам и материалам и облегчает деятельность проверяющих.

Самостоятельный аудит – способ избежать проблемы с налогообложением

Редкие компании проходят выездные проверки без урона – штрафных санкций и доначислений налоговых выплат. Иногда ревизия приводит к полному прекращению ведения деятельности. Поэтому наиболее предусмотрительные предприниматели заказывают предварительную независимую оценку рисков организации.

В процессе проверки аудиторы анализируют очевидные налоговые упущения и предлагают пути их исправления. Особое внимание уделяют проверке контрагентов компании и контролю сделок. Для безопасности компании лучше отказаться от контактов с малоизвестными сомнительными фирмами, особенно если речь идет о контрактах на крупные суммы. Важно доказать обоснованность и деловую цель каждой сделки.

Также аудиторы советуют вести документооборот не только в электронном виде, но и на бумажных носителях. Отсутствие подтверждающих сделки бумажных документов негативно скажется на результатах налоговой проверки.

Порядок проведения выездной налоговой проверки

Поэтапный порядок проведения выездной проверки излагается в Письме ФНС № АС-4-2/13622 . Согласно документу обнаружение в процессе фактов совершения правонарушений, не относящихся к налоговой сфере, накладывает на сотрудников ФНС обязанности по донесению их в прочие контролирующие и/или правоохранительные органы.

При осуществлении проверки задействуются не только сотрудники налогового ведомства, но и представители проверяемой стороны. Все лица участвующие лица, включены в три основные группы:

  • Представители контролирующего органа, осуществляющего действия по налоговой проверке.
  • Лица, чья деятельность подвергается рассмотрению.
  • Специалисты, которых привлекают к ряду проверочных действий со стороны. Это могут быть всевозможные эксперты, экономисты и пр.

Все действия, совершаемые сотрудниками ФНС в ходе проверки, можно условно разделить на следующие группы, приведенных в таблице №1:

Используемый метод Характеристики
Выборочная проверка Для анализа захватывают документы выборочно по отдельным периодам. Цель – выявление систематических нарушений Сплошная проверка Просмотр всей финансовой документации за установленный налоговый период. Наиболее часто используемый метод Тематическая проверка Анализ документации, касающейся расчета и выплаты отдельных видов налогов. Комплексная проверка Рассмотрение документации по всем группам налогов, вносимых предприятием

В проведении выездной проверки можно выделить несколько основных этапов:

  1. Принятие решения о проведении, визирование его начальником налогового подразделения или его заместителем.
  2. Ознакомление с решением представителей предприятия, в котором будет осуществлена проверка. Обсуждение организационных вопросов с руководством и главным бухгалтером фирмы.
  3. Анализ представляемой финансовой документации.

В ходе процедуры сотрудниками ФНС могут быть предприняты следующие действия:

  • Проведение инвентаризации.
  • Осуществление осмотра.
  • Истребование финансовой и организационной документации.
  • Выемка представленных документов.
  • Проведение экспертизы с целью получения экспертного заключения.
  • Опрос причастных лиц.
Читайте так же:  Налоги патентная система для ип

Завершающим этапом становится оформление Акта по итогам проверки. Для его формирования сотрудникам ФНС отводится два месяца после завершения всех проверочных действий. В документе могут быть зафиксированы следующие нарушения:

  • Несоблюдение сроков постановки на налоговый учет.
  • Несоблюдение сроков предоставления отчетности по открытию и закрытию банковских счетов.
  • Все нарушения, связанные с предоставлением налоговой декларации.
  • Невнесение всей суммы в качестве налоговых сборов.
  • Не предоставление финансовой документации по запросу ФНС.

Ознакомление с документом проверяемого лица обязательно. После составления он должен быть в течение пяти рабочих дней предоставлен под роспись. Проверяемому дается право подать письменные возражения в ФНС в течение месяца после получения Акта.

Большинство нарушений, выявляемых выездной проверкой, связаны с неправильным ведением финансовой документации: от ошибок в реквизитах до погрешности при арифметических расчетах. По результатам руководство отделения ФНС принимает решение о привлечении к налоговой ответственности проверяемого лица.

Причины назначения выездных налоговых проверок

Автор: Татьяна Бойкова, эксперт
RosCo — Consulting & audit

Выездная налоговая проверка является особой формой контроля за соблюдением налогоплательщиком налогового законодательства в части правильного исчисления и уплаты налогов. Её особенность заключается в том, что во время проведения проверки происходит изучение, анализ, сопоставление и оценка документов бухгалтерского и налогового учета, а также проведение ряда специальных мероприятий контроля, например, осмотра (ст. 92 НК РФ) и выемки документов и предметов (ст. 94 НК РФ).

Результативность выездной проверки, как правило выше, чем у камеральной, поскольку выездная проверка позволяет выявить такие нарушения, как уклонение от уплаты налогов, которые не всегда можно обнаружить в рамках камеральной.

На сегодняшний день существует «Концепция системы планирования выездных налоговых проверок» (утв. Приказом ФНС от 30 мая 2007 г. N ММ-3-06/[email protected]) (далее по тексту «Концепция»), на основании которой, налоговые органы в целях повышения эффективности выездных налоговых проверок, формируют годовой (с разбивкой по кварталам) план проведения выездных налоговых проверок. План может быть скорректирован в зависимости от вновь открывшихся обстоятельств в отношении налогоплательщиков (плательщиков сборов, налоговых агентов), например в случае необходимости проведения проверки в связи с реорганизацией или ликвидацией организации. Ознакомление налогоплательщиков с планом проведения выездных налоговых проверок налоговым законодательством не предусмотрено.

Полномочия налоговых органов, порядок проведения выездных налоговых проверок регулируются ст.ст. 89, 89.1, 89.2 НК РФ, а также внутренними регламентами налоговых органов. Также ФНС России разработала рекомендации, которые направлены для использования в работе территориальных налоговых органов, это Письмо ФНС от 25 июля 2013 г. N АС-4-2/[email protected] «О рекомендациях по проведению выездных налоговых проверок».

Налоговое законодательство не содержит норм, предписывающих налоговым органам заблаговременно информировать налогоплательщика о назначении и проведении у него предстоящей выездной налоговой проверки. Как правило, о ее назначении налогоплательщики узнают при получении решения о проведении выездной налоговой проверки (Письмо ФНС от 18 ноября 2010 г. N АС-37-2/15853 «О возможности переноса выездной налоговой проверки»).

Место проведения проверки

В качестве места для осуществления мероприятий по выездной налоговой проверке выбирается территория предприятия, которое должно быть ей подвергнуто. Если по каким-то причинам такой вариант невозможен (например, у фирмы отсутствует отдельное помещение, которое могли бы занять сотрудники налоговой службы), проверку допустимо провести по месту нахождения отделения ФНС.

Если проверка проходит по месту нахождения предприятия, сотрудники налоговой службы получают доступ во все необходимые помещения на основании служебных удостоверений и предписания, которое выдается за подписью руководителя подразделения ФНС или его заместителя.

Решение о проведении проверки предъявляется сотрудниками ФНС руководителю структуры, где она будет проходить. Документ должен содержать в себе следующую информацию:

  • Название проверяемой структуры полное и сокращенное. Если речь идет об ИП – его ФИО.
  • Предмет, в отношении которого осуществляется проверка.
  • Временные рамки, которые будут затронуты в ходе проверочных действий.
  • ФИО и должности лиц, осуществляющих проверку.

Если работники проверяемой структуры чинят препятствия по допуску на объект, об этом составляется соответствующий акт.

Выездные налоговые проверки и обособленные подразделения

Выездная налоговая проверка по всем правилам: сроки, регламент проведения, документы

Всякая ревизия – стресс и для руководителя предприятия, и для его служащих. Поэтому действия контролирующих органов должны проводиться по четкому плану с соблюдением всех процедурных тонкостей.

Сроки проверки

По Налоговому кодексу РФ (п. 6 ст. 89) выездная проверка проводится два месяца. По веским причинам (большой объем документации, необходимость проведения экспертиз) сроки обследования предприятия могут быть продлены до четырех месяцев. В исключительно сложных случаях ревизия проводится в течение 6 месяцев.

Увеличение сроков допускается, если:

  • организация относится к числу крупных налогоплательщиков региона;
  • компания насчитывает четыре и более обособленных филиала;
  • руководство компании-налогоплательщика противодействует должностным лицам и не предоставляет требуемые документы;
  • на месте проведения проверки происходят стихийные бедствия, техногенные катастрофы и прочие форс-мажорные обстоятельства.

За год хозяйственную деятельность предприятия могут проверить не более двух раз. Также ограничено число проверок уплаты одного и того же налога за один и тот же временной промежуток – фискальный орган может дважды санкционировать ревизию.

Регламент проверки

Всю процедуру проведения выездной налоговой проверки можно разделить на следующие взаимосвязанные этапы:

  1. Предварительная подготовка. Это анализ деятельности налогоплательщика. Еще в стенах налоговой инспекции специалисты изучают представленные правоустанавливающие документы, декларации, сведения об имуществе. На этом этапе инспектор приблизительно просчитывает сумму недополученных поступлений. Результатом анализа становится издание официального распоряжения по проведению проверки.
  2. Собственно выездная налоговая проверка начинается с предъявления документа о проведении контролирующего мероприятия. В нем должны быть указаны следующие данные:
  • сведения о проверяемой компании или физическом лице: наименование, ИНН, анкетные данные руководителя;
  • цель ревизионных мероприятий – исследование всей деятельности компании или отдельных аспектов ведения бизнеса;
  • срок проведения проверки;
  • состав комиссии и персональные данные ее членов (должность, ФИО).

Документ о проведении ревизии должен быть правильно оформлен и заполнен. Перед началом проверочных действий на нем расписывается представитель фискального органа и заверяет его печатью. Руководитель предприятия, в свою очередь, должен поставить свою роспись и указать дату вручения. Возможно отправление документа заказным письмом по официальному адресу организации.

Срок начала проверки исчисляется с момента получения уведомления руководителем компании.

  1. В процессе проведения выездной налоговой проверки специалистами фискального органа могут проводиться следующие действия:
  • инвентаризация для уточнения предоставленных налогоплательщиком данных;
  • осмотр торговых, производственных, складских помещений, которые используются для получения прибыли;
  • истребование доступа к любой информации, связанной с хозяйственной деятельностью;
  • изъятие (выемка) документов и предметов для подтверждения фактов нарушения налогового законодательства;
  • привлечение сторонних экспертов;
  • допрос свидетеля, располагающего существенной для ревизии информацией;
  • привлечение переводчика;
  • отправка запросов в кредитные учреждения, в том числе и в зарубежные банки.
Читайте так же:  Калькулятор налогового вычета за лечение зубов

Итак, форма проведения проверки может быть совершенно разной – от безобидного анализа предоставленной документации до принудительного истребования и изъятия доказательств. Все эти действия совершенно законны. Налогоплательщик обязан обеспечить доступ должностных лиц ко всей значимой информации и не препятствовать получению нужных сведений.

  1. В конце ревизии директору предприятия или его законному представителю под роспись вручается справка. В ней указываются основные данные проведенной проверки: состав комиссии, предмет проверки, сроки. Дата выдачи справки – это дата завершения контролирующего мероприятия.

Сопроводительные документы

После выдачи справки у фискальных органов есть еще 2 месяца для того, чтобы составить акт выездной проверки. Поэтому время окончания ревизии в справке должно быть указано точно – если проверяющие проставят неверную дату, срок вручения акта затянется. В акте (в отличии от справки) подводятся итоги проведенных мероприятий.

Проверяющие делают выводы о нарушениях в деятельности компании. Наиболее часто выявляются:

  • несоответствие деятельности предприятия и выбранной системы налогообложения;
  • сокрытие доходов или их существенное занижение;
  • нарушения в области начисления и выплаты заработной платы сотрудникам;
  • сознательное использование незаконных (мошеннических) схем ведения деятельности.

Члены комиссии обязаны не только перечислить обнаруженные нарушения законодательства, но и подкрепить их доказательствами – собранными документами, экспертизами. В акте указывается сумма недополученных государством выплат, выносится решение о наложении штрафных санкций, взыскания пеней.

Таким образом, срок вынесения решения по выездной проверке составляет 2 месяца со дня окончания ревизии. Дата завершения отмечена в справке, выданной директору проверяемой организации или его полномочному представителю.

Причиной обжалования могут быть следующие нарушения в порядке проведения контролирующих мероприятий:

  • некорректное составление сопроводительных документов (постановления о назначении ревизии, справки, акта о завершении проверки);
  • неправомерное увеличение сроков налогового аудита;
  • искажение доказательной базы или привлечение недостоверных доказательств.

Перед составлением обжалования целесообразно обратиться к опытному налоговому консультанту.

Налоговая инспекция обязана рассмотреть представленные возражения в течение 10 дней. В результате принимаются следующие решения:

  • оставить без изменения акт о проведении налогового контроля и применить к виновному предприятию штрафные меры и взыскания;
  • отменить итоги ревизии в целом или частично, приняв во внимание представленные компанией аргументы;
  • вынести постановление о повторном аудите компании в ближайшее время (обычно – месячный срок).

Если вынесенное заключение не удовлетворяет представителей организации, возможно продолжить процедуру апелляционного обжалования в суде. В этом случае жалобу подают сразу после вынесения решения налоговым органом.

Процедура ходатайства в налоговые органы поможет уменьшить штрафные санкции

Кроме составления протокола или акта разногласий, налогоплательщик вправе обратиться в налоговые органы с ходатайством о смягчении взыскания. Правильно составленное обращение поможет сильно сократить штрафные суммы (в некоторых случаях – до нуля). Ходатайство следует подавать в фискальные органы до вынесения решения по результатам проведенного аудита.

В документе указывают смягчающие обстоятельства:

  • признание вины по акту проверки;
  • наличие большого кредитного обременения;
  • высокая кредиторская задолженность;
  • обязательства по договорам лизинга.

Чем больше обстоятельств, смягчающих вину, приведет в свое оправдание налогоплательщик, тем меньше штрафных санкций будет к нему применяться.

До составления обращения в налоговую инспекцию необходимо проконсультироваться с адвокатом: общее признание вины по акту может повлечь за собой непредсказуемые последствия.

Место проведения выездной налоговой проверки

Доступ к полной версии этого документа ограничен

Ознакомиться с документом вы можете, заказав бесплатную демонстрацию систем «Кодекс» и «Техэксперт» или купите этот документ прямо сейчас всего за 49 руб.

Проведение выездной налоговой проверки

Что проверяют ревизоры

В процессе проверки работники налоговой инспекции анализируют:

  • особенности налогового учета организации (предоставление достоверных отчетов в налоговые органы, наличие необходимых правоустанавливающих документов);
  • правильность исчисления налогов и сборов;
  • соответствие режима налогообложения виду хозяйственной деятельности;
  • точность расчета и оплаты страховых взносов.

Место проведения выездной проверки

Выездная проверка проводится на территории налогоплательщика. Предупреждать заранее о своем визите налоговики не обязаны, ссылаясь на п. 8 ст. 89 НК РФ, где порядок проведения налоговой проверки ничего не говорит о сроках предъявления налогоплательщику решения, но подчеркивается, что сама проверка начинается со дня, когда вынесено решение о ее назначении, и ведется до составления справки о ее проведении (письмо Минфина РФ от 17.02.2016 № 03-02-07/1/8635; письмо ФНС РФ от 10.03.2016 № ЕД-4-2/3936).

Помимо вручения решения о проверке (лично или заказным письмом), проверяющие обязаны предъявить налогоплательщику свои служебные удостоверения. Если в решении указаны одни сотрудники ИФНС, а проверять пришли другие — это грубое нарушение, и документы о результатах такой проверки незаконны.

Для проведения выездной проверки налогоплательщик должен предоставить проверяющим помещение в своем офисе, а если такой возможности у него нет, порядок проведения налоговой проверки допускает ее прохождение на территории ИФНС, при этом она все равно считается выездной (п. 1 ст. 89 НК РФ).

Сроки проведения налоговой проверки

Во избежание злоупотреблений со стороны контролеров временные рамки проверок ограничены НК РФ. Общий срок камералки составляет 3 месяца, ВНП — 2 месяца. Причем момент начала течения срока для каждой проверки свой. И момент окончания фиксируется по-разному. Кроме того, в некоторых случаях проверочные сроки могут продляться или прерываться. Как это происходит, стоит знать любому налогоплательщику.

Специально для вас — наши статьи по данным вопросам:

Заключение

В результате проведенного проверки предприниматель получает развернутый отчет о деятельности своей компании. В нем перечисляются нарушения, допущенные организацией в сфере налогообложения и бухгалтерского учета. Другими словами, работники налоговой инспекции проведут полный (и бесплатный!) аудит предприятия. После анализа допущенных ошибок руководитель предприятия должен так организовать свою работу, чтобы не допускать повторения досадных промахов. Это, разумеется, идеальная схема проведения ревизии.

На деле выездная ревизия отнимает очень много времени, людских ресурсов, нервов руководителей. Иногда негативные стороны, связанные с ответственностью учредителей и руководства компании, полностью перечеркивают положительные аспекты проверки. Поэтому важно знать основные правила проведения мероприятия и требовать от представителей налоговой инспекции их неукоснительного выполнение.

Видео (кликните для воспроизведения).

Если у Вас остались вопросы, Вы можете их задать бесплатно юристам компании в форме, представленной ниже. Ответ компетентного специалиста поможет вам принять верное решение.

Источники

Регламент проведения выездной налоговой проверки
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here