Развитие земельного налога

История земельного налога

Одной из важнейших целей государственной политики в области создания условий устойчивого экономического развития является вовлечение в экономический оборот земельных ресурсов при одновременном повышении эффективности их использовании. Основными причинами, препятствующими осуществлению указанной цели, стали нерешенные проблемы в области реформирования земельных отношений и платежей. Потребность в решении этих проблем связана с повышением роли налогообложения земли в формировании доходов бюджетов, необходимостью обеспечения в процессе налогообложения имущественных интересов граждан и юридических лиц.

Следует отметить, что земельный налог играет особую роль в налоговой системе Российской Федерации. Несмотря на то, что он занимает сравнительно небольшую долю в общем объеме доходных поступлений, земельный налог является важным источником формирования местных бюджетов.

Регулирование вопросов земельных платежей с 1992г. осуществлялось в соответствии с Законом РФ от 11 октября 1991 г. № 1738-1 «О плате за землю». В ходе его применения выявились определенные недостатки, потребовавшие изменения системы земельных платежей, установленной данным Законом.

История развития земельного налога

Переход России к рыночной экономике, развернувшаяся земельная реформа, основным вопросом которой стала собственность на землю, аграрная реформа и изменение форм хозяйствования, одновременно нерешенность (до настоящего времени) многих проблем, в том числе на законодательном уровне, обусловили необходимость рассмотрения истории развития законодательства о земельных платежах.

Земля является одним из первых объектов налогообложения. Первоначально земельные налоги занимали центральное место в налоговой системе государств Древнего мира и Средневековья. Это объясняется в первую очередь господством натурального хозяйства, ориентацией экономики на сельскохозяйственное производство.

В развитии налогообложения в России ученые различают три периода, каждый из которых характеризуется теми или иными признаками и особенностями. Первые упоминания о взимании дани относятся к эпохе князя Олега. Древнерусские летописные своды употребляют этот термин. Прежде всего, в смысле военной контрибуции, которую подвластные славянские племена платили хазарам и варягам. Ею облагались даже первые русские князья.

В Киевской Руси единицами обложения считались «дым» (количество печей в каждом хозяйстве), орудие для пахоты и количество пашни. Установление дани в Киевской Руси, а затем и других налогов не было мирным процессом, бесконфликтно протекавшим в условиях разложения родового строя и возникновения классов и государства

Относительно существа налоговых отношений П.П.Гензель отмечал: «В древнем мире не было финансового права, т.е. тогда не знали податного распорядка в современном смысле. Тогда знали финансовое насилие, практиковавшееся по отношению к покоренным народам».

В XII- ХIII вв. широкое распространение получил натуральный оброк — разновидность феодальной ренты, уплачиваемой зависимыми крестьянами феодалам. Фактически оброк означал обусловленную договором найма аренду, т.е. срочное или бессрочное пользование недвижимым имуществом. Иногда оброком называли плату государству за предоставленное частному лицу право пользоваться казенной землей, различными угодьями.

С.П.Кавелин отмечает два способа появления единоличного землевладения в России. Первый путь, по его мнению, был характерен для славянских племен, селившихся плотными организованными группами в укрепленных городках. Очень часто между такими поселениями оставались обширные пространства свободных степей, лугов и лесов. И на эти свободные земли, отделяясь от поселений, отдельными семьями, селились хуторяне, звероловы, находящие выгоды от такого ведения хозяйства. Постепенно они становились собственниками обрабатываемых земель. Второй путь, предлагаемый СП. Кавелиным, представляется более реальным, по которому, расселившись группами, славяне делили занятую землю на участки пользования. С течением времени, участки земли, находившиеся во временном пользовании отдельных семей или лиц, постепенно переходят в постоянное их владение. К XII в. институт частной земельной собственности уже сформирован и земля становится предметом купли-продажи, дарения и завещания.

Со второй половины XIV века налоги преимущественно взимались с «сохи», ставшей главной единицей обложения. В данный период получила развитие посошная подать, включавшая в себя и земельный налог. Земельный налог устанавливался по качеству и количеству земли, а также социального положения налогоплательщика.

С образованием Московского государства земельные отношения поднимаются на более высокий уровень развития с одновременным их усложнением. Для определения окладов податей и их раскладки в Московском государстве использовалось огромное разнообразие единиц обложения, по мнению ученых объяснявшееся только отсутствием полной унификации налоговых норм .

Замена в 1679 г. посошного обложения подворным расширила число налогоплательщиков податей подворного обложения за счет населения, ранее не платившего налоги. Подворное обложение между отдельными посадами и общинами, более простое по сравнению с посошным, позволило определить более четкие критерии распределения обязанностей по уплате податей, существенно снизить произвол и взяточничество при учете налогоплательщиков и распределении налогового бремени.

Крупнейшим сводом законов российского государства, регулировавшим земельные и податные отношения стало Соборное Уложение 1649 г. (до него основными юридическими актами в России являлись царские судебники 1497 и 1550 г., представлявшие собой свод постановлений преимущественно процедурного характера).

В Соборном Уложении содержатся правовые нормы, регулирующие сбор и уплату разного рода податей. В данный период самой распространенной формой платы за пользование землей являлся оброк. В частности ст. 23 касается прав владельцев угодий, расположенных не на частных, а на государственных землях.

Как отмечает В.Сергеевич: «. одной из особенностей земельного налогообложения в России в его ранний период явилось сочетание комбинации поземельного принципа с поимущественным, но с преобладанием поземельного принципа обложения.».

Важной вехой в развитии земельного налога стали реформы Петра I. В основе его политики лежал принцип усиления тяжести налогообложения путем увеличения числа и объема налогов. Реформа закрепляет право дворян самим ведать раскладкой и сбором налогов со своих крепостных, что стало модификацией старинного оброчного принципа. Подушная система, введенная Петром I, несмотря на ее существенные недостатки, отвечала в целом социально-экономическим условиям феодальной России, позволила ликвидировать дефицит средств в бюджете огромной страны. Налоги стали мощным орудием государственной политики.

Отмена крепостного права, начало земельной реформы, попытки правительства решить крестьянский и земельный вопросы дали новый виток развитию земельного и податного законодательства. Манифест и Положение 19 февраля 1861 года (общее положение о крестьянах, положение о выкупе и др.) декларировали отмену крепостной зависимости, установив право крестьян на земельный надел и порядок осуществления выкупных платежей за него.

Читайте так же:  Декларация остаток имущественного вычета

Был издан ряд Указов императора о прямых податях и поземельных сборах, многочисленные разъяснения Министерством финансов, государственных имуществ и внутренних дел о порядке взимания сборов. В период с 1865 по 1879 г. было принято более 300 различных документов о государственных и земских повинностях.

Несмотря на то, что документы принимались в столице и централизованно спускались земствам, они имели возможность регулировать оклады податей и распределять их в соответствии с утвержденными правительством размерами для губерний и областей. В ходе проводившихся реформ происходит становление и четкое выделение земельного налога. Возрастает роль земельного налога, увеличиваются поступления — в государственный бюджет доходов от земельных налогов и платежей, связанных с землей.

Окончательное установление земельного налога в России происходит в 1875 году. В проекте о замене подушной подати подворным налогом и поземельной податью, составленной особой комиссией, обосновывались положительные моменты таких действий, отмечалось, что земля, представляя «. собою капитал известной ценности, может быть обложена непосредственно по своему качеству и доходности».

Наибольшая фискальная нагрузка на земельный налог падает в последнюю четверть XIX века. Объяснялось это несколькими причинами:

-заметным ростом числа крестьян собственников земли, а также арендаторов;

— уравнением в статусе удельных, государственных и помещичьих крестьян и объединение их в сословие крестьян с единой юрисдикцией. Соответственно, расширение числа налогоплательщиков;

— раскладочным характером налога, увеличением оклада.

Становление и дальнейшее развитие налоговой системы России в XIX веке способствовало также развитию теории налогов. Необходимость взимания государством налогов С.И.Иловайский расценивает как следствие необходимости существования государства. По его утверждению, среди прямых налогов одно из первых мест, как по историческому, так и по современному значению принадлежит поземельному налогу. С.И.Иловайский определяет земельный налог как «. налог, имеющий своим объектом землю, а податным источником — приносимый ею доход».

После Октябрьской революции 1917 г. первые шаги революционного правительства РСФСР были направлены против отмены ряда налогов. Так, ВЦИК РСФСР своим декретом «О социализации земли» (1918 г.) и декретом от 30 октября 1918 г. о введении обложения сельских хозяев натуральным налогом формально отменяет земельный налог . Отменив земельный налог, советское правительство вводит сельскохозяйственный налог. Общим для этих налогов являлся объект — земля. Облагаемый доход от сельскохозяйственных источников определялся по установленным нормам доходности.

Земельный налог (стр. 1 из 3)

Порядок введения в действие земельного налога

Льготы по земельному налогу

Порядок исчисления налога

Расчет авансовых платежей

Порядок и сроки уплаты налога и авансовых платежей

Налоговая отчетность по земельному налогу

Список использованной литературы

Земельный налог относится к местным налогам. Он устанавливается НК РФ и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, вводится в действие и прекращает действовать в соответствии с НК РФ и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований и обязателен к уплате на территориях этих муниципальных образований. Аналогичный порядок установления и введения налога действует и в городах федерального значения Москве и Санкт-Петербурге.

Устанавливая земельный налог, представительные органы муниципальных образований (городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга) определяют налоговые ставки в пределах, установленных НК 306 РФ, порядок и сроки уплаты налога. При этом могут также устанавливаться налоговые льготы, основания и порядок их применения, включая установление размера не облагаемой налогом суммы для отдельных категорий налогоплательщиков.

Федеральный закон от 29.11.2004 N 141-ФЗ «О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие законодательные акты Российской Федерации, а также о признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации» (далее — Федеральный закон N 141-ФЗ) дополнил часть вторую Налогового кодекса гл. 31 «Земельный налог» и признал утратившим силу с 1 января 2006 г. Закон РФ от 11.10.1991 N 1738-1 «О плате за землю» (далее — Закон о плате за землю). Новая глава НК РФ кардинально изменила не только порядок введения в действие земельного налога, но и порядок определения налоговой базы.

Этим нововведениям, небезынтересным и налогоплательщикам «упрощенцам», являющимся плательщиками земельного налога, посвящена настоящая статья.

В соответствии с НК РФ земельный налог устанавливается в качестве местного налога, формирующего доходную базу местных бюджетов. Для его взимания представительные органы муниципальных образований должны принять и опубликовать соответствующие нормативные правовые акты о введении на своей территории земельного налога. В Законе о плате за землю не применялось понятие «муниципальное образование». Поэтому следует пояснить, что муниципальными образованиями признаются городские, сельские поселения, несколько поселений, объединенных общей территорией, часть поселения или территория, в пределах которой осуществляется местное самоуправление, имеются муниципальная собственность, местный бюджет и выборные органы.

Налогоплательщики

Глава 31 НК РФ касается порядка определения налогоплательщиков нового земельного налога и в первую очередь связывает понятие «налогоплательщик» с понятием «право на земельный участок». Земельным кодексом РФ предусмотрены различные права на земельные участки. В соответствии со ст. 388 НК РФ плательщиками земельного налога признаются организации, индивидуальные предприниматели и физические лица, обладающие земельными участками на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения.

Организации и физические лица, владеющие земельным участком на праве безвозмездного срочного пользования и на основании договора аренды, не являются плательщиками земельного налога. Если покупатель здания приобретает право пользования частью земельного участка, занятого зданием, на праве аренды, он не может признаваться налогоплательщиком земельного налога, — указано в Письме Минфина России от 27.09.2005 N 03-06-02-04/78.

При отсутствии в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним (далее — Единый государственный реестр) информации о существующих правах на землю плательщики земельного налога определяются на основании государственных актов, свидетельств и других документов, удостоверяющих права на землю и выданных как физическим, так и юридическим лицам в установленном законом порядке, который действовал до вступления в силу Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» (далее — Закон N 122-ФЗ). Также признаются действительными и имеют равную юридическую силу с записями в Едином государственном реестре документы, выданные после введения в действие Закона N 122-ФЗ, но до начала выдачи свидетельств о государственной регистрации прав:

Читайте так же:  Как заполнять налог на прибыль организаций

— свидетельство о праве собственности на землю по форме, утвержденной Указом Президента РФ от 27.10.1993 N 1767 «О регулировании земельных отношений и развитии аграрной реформы в России»;

— государственные акты на право собственности на землю, пожизненного наследуемого владения, бессрочного (постоянного) пользования землей по формам, утвержденным Постановлением Совмина РСФСР от 17.09.1991 N 493;

— свидетельство о праве собственности на землю по форме, утвержденной Постановлением Правительства РФ от 19.03.1992 N 177;

— акты, изданные органами государственной власти или органами местного самоуправления в рамках их компетенции и в порядке, установленном законодательством, действующим в месте издания таких актов на момент их издания, о предоставлении земельных участков.

В соответствии со ст. 14 Закона N 122-ФЗ проведенная государственная регистрация возникновения и перехода прав на недвижимое имущество, в том числе и земельные участки, удостоверяется свидетельством о государственной регистрации прав. Формы свидетельства и специальной надписи устанавливаются Правилами ведения Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 18.02.1998 N 219.

На практике зачастую возникают ситуации, когда с момента фактического вступления во владение новым собственником земельного участка его права еще не оформлены в установленном законом порядке. Возникает вопрос: кто является налогоплательщиком в этом случае: старый собственник или новый? В случае приобретения земельного участка, занятого недвижимостью, в собственность у организации возникает обязанность по уплате земельного налога с момента государственной регистрации права собственности на указанный земельный участок. При этом документом, подтверждающим переход права собственности на земельный участок, является свидетельство о государственной регистрации права — такой ответ дал налогоплательщику Минфин в Письме от 10.10.2005 N 03-06-02-04/84.

Таким образом, по общему правилу собственник земельного участка становится налогоплательщиком только после государственной регистрации его прав в установленном законом порядке.

На практике иногда возникает ситуация, когда одна сторона уклоняется от государственной регистрации договора. Изменит ли это порядок уплаты земельного налога? Нет, не изменит, и в этом случае обязанность по уплате земельного налога возникает с момента государственной регистрации права собственности, права постоянного (бессрочного) пользования и права пожизненного наследуемого владения на земельный участок. Об этом сказано в Письме Минфина России от 25.05.2005 N 03-06-02-04/33. При этом сторона, необоснованно уклоняющаяся от государственной регистрации перехода права собственности, должна возместить другой стороне убытки, вызванные задержкой регистрации. Кроме того, в соответствии с п. 3 ст. 551 ГК РФ в случае, когда одна из сторон уклоняется от государственной регистрации перехода права собственности на недвижимость, суд вправе по требованию другой стороны вынести решение о государственной регистрации перехода права собственности.

Таким образом, факт государственной регистрации права является определяющим для установления момента, с которого управомоченное лицо становится налогоплательщиком. Это общее правило. Однако из каждого правила есть исключение. Налогоплательщик направил в Минфин вопрос: обязана ли организация при отсутствии свидетельства о праве собственности на землю уплачивать земельный налог пропорционально своей доле собственности нежилых помещений, если правоустанавливающие документы на земельный участок не оформлялись. В Письме Минфина России от 05.10.2005 N 03-06-02-04/83 он получил положительный ответ: полагаем, что в том случае если земельный участок, на котором расположен жилой дом, принадлежащий ЖСК, сформирован и в отношении него проведен государственный кадастровый учет, то ваша организация должна уплачивать земельный налог в доле, пропорциональной общей площади помещений в этом доме, принадлежащих ей на праве собственности.

На каком основании сделан этот вывод? Согласно п. 1 ст. 36 ЖК РФ собственникам помещений в многоквартирном доме принадлежит на праве общей долевой собственности общее имущество в многоквартирном доме, включающее земельный участок, на котором расположен данный дом, с элементами озеленения и благоустройства и иные предназначенные для обслуживания, эксплуатации и благоустройства данного дома объекты, расположенные на указанном земельном участке.

Доля в праве общей собственности на общее имущество в многоквартирном доме собственника помещения в этом доме пропорциональна размеру общей площади указанного помещения. Доля в праве общей собственности на общее имущество в многоквартирном доме собственника помещения в этом доме следует судьбе права собственности на указанное помещение (п. п. 1, 2 ст. 37 ЖК РФ).

При этом в соответствии с п. 2 ст. 23 Федерального закона N 122-ФЗ государственная регистрация возникновения, перехода, ограничения (обременения) или прекращения права на жилое или нежилое помещение в многоквартирных домах одновременно является государственной регистрацией неразрывно связанного с ним права общей долевой собственности на общее имущество.

Как рассчитывается земельный налог

1. Кто обязан платить земельный налог?

Уплачивать земельный налог обязаны граждане, которые обладают земельными участками:

  • на праве собственности;
  • на праве постоянного (бессрочного) пользования;
  • на праве пожизненного наследуемого владения.

Не обязаны платить налог лица, земельные участки которых находятся в праве безвозмездного пользования, или переданы им по договору аренды.

2. Как рассчитывается земельный налог?

Земельный налог рассчитывается, исходя из кадастровой стоимости участка. Налоговая служба начисляет его, основываясь на сведениях из Росреестра.

Объект налогообложения, налоговая база, сумма налога и срок уплаты указываются в едином налоговом уведомлении, которое налоговая служба направляет налогоплательщику не позднее чем за 30 дней до срока уплаты.

3. Кто имеет право на льготы по земельному налогу?

Для граждан некоторых льготных категорий , а также людей предпенсионного возраста (в течение 5 лет до наступления пенсионного возраста, в том числе досрочно) и пенсионеров, налоговая база уменьшается на кадастровую стоимость 600 кв. м площади земельного участка на одного налогоплательщика в отношении земельного участка, находящегося в собственности, постоянном (бессрочном) пользовании или пожизненном наследуемом владении.

Кроме федеральной льготы в Москве для некоторых категорий граждан действует дополнительное уменьшение налоговой базы по земельному налогу на одного налогоплательщика на один миллион рублей.

Читайте так же:  Налоговая проверка систем

Полностью освобождены от уплаты земельного налога лица, относящиеся к коренным малочисленным народам Севера, Сибири и Дальнего Востока России, а также общины таких народов — в отношении земельных участков, используемых для сохранения и развития их традиционного образа жизни, хозяйствования и промыслов.

Обратите внимание! Налоговые льготы не распространяются на земельные участки, сдаваемые в аренду.

Для оформления льготы вам потребуются:

  • заявление о предоставлении льготы;
  • уведомление о выбранных объектах налогообложения;
  • документы, подтверждающие право на льготу.

Предъявить документы можно в удобную вам налоговую инспекцию или любой центр госуслуг «Мои документы». Сделать это нужно до 31 декабря того года, начиная с которого будет предоставляться льгота.

В случае если вы уже оформляли московские льготы по земельному налогу, а также федеральные льготы по другим видам налогов, направлять заявление и документы в налоговую не нужно. Если у вас в собственности несколько земельных участков, и вы не предоставите уведомление о выбранных объектах налогооблажения, льгота будет предоставлена в отношении земельного участка с максимальной исчисленной суммой налога.

4. Нужно ли самостоятельно сообщать в налоговую о своем земельном участке?

Информацию о земельных участках, подлежащих налогообложению, налоговая инспекция получает из Росреестра.

Однако, если вы никогда не получали единого налогового уведомления и при этом не относитесь к льготным категориям, вы обязаны сообщить в налоговую о своем имуществе. Если вы не сделаете этого, с вас могут взыскать штраф в размере 20% от неуплаченной суммы налога в отношении этого земельного участка. Такое правило действует с 1 января 2017 года.

В налоговую нужно представить:

  • сообщение об имуществе (можно заполнить как от руки, скачав бланк на сайте Федеральной налоговой службы (ФНС), так и в электронном виде, использовав специальную программу в личном кабинете налогоплательщика);
  • копии правоустанавливающих (правоудостоверяющих) документов (представляются заявителем по собственной инициативе).

Подать документы можно:

  • лично или через представителя (требуется нотариально удостоверенная доверенность) в удобную вам налоговую инспекцию или в любой центр госуслуг «Мои документы»;
  • по почте с описью вложения;
  • онлайн через личный кабинет налогоплательщика на сайте ФНС.

5. Как уплатить налог?

Указанную в едином налоговом уведомлении сумму налога нужно уплатить не позднее 1 декабря года, следующего за истекшим налоговым периодом (налоговый период представляет собой один календарный год). Уплачивается налог не более чем за три налоговых периода, предшествующих году направления налогового уведомления. Вы также можете оплатить транспортный, земельный налог и налог на имущество физических лиц единым платежом.

Видео (кликните для воспроизведения).

Уплатить налог можно:

  • лично (в банке);
  • онлайн, при помощи специального сервиса на сайте ФНС.

На сайте налоговой службы также можно сформировать квитанцию для уплаты в банковском отделении.

Для формирования платежного поручения пользователю необходимо ввести фамилию, имя, отчество, адрес, ИНН, выбрать налог, адрес местонахождения и сумму.

Узнать актуальные налоговые ставки можно на сайте ФНС.

Как рассчитать земельный налог за 2019 год в 2020 году (пример)?

Кто должен платить земельный налог и от чего зависит его сумма?

Не каждому коммерсанту приходится платить земельный налог. Как только земельный участок появляется в составе его имущества, вопрос расчета и уплаты этого налога становится актуальным.

Например, 21.01.2019 компания зарегистрировала право собственности на землю — с этого момента у нее возникает обязанность по исчислению и уплате земельного налога (п. 1 ст. 388 НК РФ).

Если же компания решила оформить землю на праве безвозмездного срочного пользования или заключила договор аренды, обязанность платить земельный налог у нее отсутствует и искать ответ на вопрос, как рассчитать земельный налог, не нужно (п. 2 ст. 388 НК РФ).

ВАЖНО! Земельный налог является местным и регламентируется не только Налоговым кодексом (гл. 31), но и земельным, а также муниципальным законодательством (в части установления льгот, ставок, порядка и сроков уплаты).

Сумма налога зависит от нескольких факторов: от регионального расположения и кадастровой стоимости участка, назначения его использования, ставки налога и наличия льгот. Регионам в отношении этого налога дана возможность:

  • утверждать величину ставок по нему, не выходя за пределы, установленные НК РФ;
  • дифференцировать эти ставки;
  • вводить дополнительные льготы;
  • принимать решение об уплате авансов по налогу;
  • устанавливать сроки уплаты.

Далее рассмотрим порядок расчета земельного налога для юрлица.

↑Земельный налог в землеустройстве

Одной из важнейших целей государственной политики в области создания условий устойчивого экономического развития является вовлечение в экономический оборот земельных ресурсов при одновременном повышении эффективности их использовании. Проведение различных землеустроительных мероприятий (градостроительное планирование, ведение кадастра, межевание) связано с решением проблем в области реформирования земельных отношений и платежей. Потребность в решении этих проблем связана с повышением роли налогообложения земли в формировании доходов бюджетов, необходимостью обеспечения в процессе налогообложения имущественных интересов граждан и юридических лиц.

Следует отметить, что земельный налог играет особую роль в налоговой системе Российской Федерации. Несмотря на то, что он занимает сравнительно небольшую долю в общем объеме доходных поступлений, земельный налог является важным источником формирования местных бюджетов. Ежегодным земельным налогом облагаются собственники земли, землевладельцы и землепользователи, кроме арендаторов, которые вносят арендную плату за землю.

Расчет земельного налога по кадастровой стоимости на примере

Посмотрим, как рассчитать земельный налог на 2019 год. Например, компания, зарегистрировавшая 21.01.2019 право собственности на земельный участок, узнала его кадастровую стоимость на начало года (980 000 руб.) и ставку налога (1,5%), действующую в соответствующей местности (из местного земельного НПА). Льготы или повышающие коэффициенты этим НПА не предусмотрены.

Произведем расчет земельного налога в 2019 году:

980 000 руб. × 1,5% × 11/12 = 13 475 руб.,

11/12 — коэффициент, который учитывает полные месяцы владения участком (с февраля по декабрь) из 12 месяцев 2019 года. Январь в расчет не входит, так как право на землю возникло во второй половине месяца.

Рассмотрим на примере, как рассчитать земельный налог в случае, если местным земельным законодательством предусмотрены авансовые платежи. Используя исходные данные предыдущего расчета, получим следующее:

  • авансовый платеж за 1 квартал 2019 года с учетом количества месяцев владения составит 2 450 руб. (1/4 × 980 000 × 1,5% × 2/3);
  • по каждому из следующих отчетных периодов (за полугодие и 9 месяцев 2019 года) платеж составит по 3 675 руб. (1/4 × 980 000 × 1,5%);
  • по итогам 2019 года нужно будет отдать бюджету сумму, равную разности между полной величиной налога, рассчитанной за год с учетом числа месяцев владения, и суммой начисленных за этот год авансовых платежей (13 475 – 2 450 – 3 675 × 2 = 3 675).

ВАЖНО! Налог уплачивается в полных рублях (соблюдая правило округления) — это установлено ст. 52 НК РФ.

Образец платежного поручения на уплату налога на землю скачайте здесь.

Как посчитать земельный налог с учетом льготы?

Содержащиеся в НК РФ или установленные местными властями льготы могут освободить компанию от уплаты земельного налога полностью или частично (ст. 395 НК РФ).

Читайте так же:  Возврат подоходного налога социальный вычет

Если муниципалы предусмотрели льготу для земельного участка компании, исчисление налога производится с учетом этой льготы.


Продолжим наш пример расчета земельного налога: компания на своем земельном участке расположила научный центр (он занимает 20% площади и используется по целевому назначению), а местные власти предусмотрели освобождение от уплаты налога для земельных участков, используемых для размещения учреждений науки.

Земельный налог тогда будет рассчитан следующим образом.

  • Определим налоговую базу:

(980 000 руб. – 980 000 руб. × 20%) = 784 000 руб.

  • Определим сумму налога при налоговой ставке 1,5% и коэффициенте (Кв) = 0,9167 (рассчитанном ранее как 11/12):

784 000 руб. × 1,5% × 0,9167 = 10 780 руб.

Итоги

Для решения вопроса о том, как рассчитать земельный налог, недостаточно прочитать Налоговый кодекс — нужно внимательно изучить и местное законодательство, которое содержит важную информацию, необходимую для расчета и уплаты налога (ставки, льготы, сроки и др.).

Земельный налог

Категории Землеустройство | Под редакцией сообщества: Экономика

Земельный налог — законодательно установленная плата за предоставление земли в собственность, владение, пользование или аренду.

Содержание

Возможно ли исчислить уплачиваемый юрлицами земельный налог онлайн?

Как рассчитать земельный налог онлайн? Это вполне закономерный вопрос при современной автоматизации расчетных процессов. Услуги по расчету суммы налога с помощью онлайн-калькулятора предлагаются множеством сайтов.

Но воспользоваться этими предложениями можно, если алгоритм расчета налога достаточно простой (например, отсутствуют льготы, а участок расположен на территории одного муниципального района). В ином случае универсального калькулятора найти не удастся.

Как показывает практический опыт, расчет земельного налога лучше производить по самостоятельно созданной формуле (автоматизируя процесс с помощью таблиц Excel или иных собственных компьютерных разработок).

А для физлиц и ИП на сайте ФНС доступен специальный сервис, который посчитает сумму налога онлайн. Подробности см. здесь.

Порядок исчисления и уплаты земельного налога на участок (базовая формула)

Как рассчитывается земельный налог за 2019 год? На первый взгляд обычно: налоговую базу умножаем на ставку. При этом в качестве базы выступает кадастровая стоимость земли, установленная на начало соответствующего налогового года (п. 1 ст. 389 НК РФ), информацию о которой можно узнать:

  • из публичной кадастровой карты на сайте Росреестра;
  • непосредственно в Росреестре, послав туда письменный запрос;
  • из кадастрового паспорта участка или из свидетельства, полученного при регистрации права на землю, если регистрация такого права осуществлена в текущем налоговом году.

Если земля в течение года куплена или продана, формула земельного налога будет корректироваться с учетом периода владения землей (коэффициент Кв рассчитывается как отношение полных месяцев владения землей к 12 месяцам). Полным считается месяц, в котором право собственности возникло до 15 числа или утрачено после 15 числа (п. 7 ст. 396 НК РФ).

Другой коэффициент (Ки) должен применяться, если в течение года происходит изменение кадастровой стоимости.

Особый порядок исчисления земельного налога применяется, если земля расположена на территории сразу двух муниципальных образований. Тогда стоимость участка делится между этими образованиями с учетом доли площади, находящейся в каждом из них (п. 1 ст. 391 НК РФ). И для каждой части делается свой расчет налога с применением соответствующих каждому из образований льгот и ставок.

От компании требуется не только рассчитать земельный налог по кадастровой стоимости с применением всех коэффициентов — не менее важно вовремя отчитаться в налоговую и уплатить налог.

Как рассчитать и уплатить налог, читайте в статье «Земельный налог за год — как рассчитать и когда платить?».

Закон региона может предусматривать уплату квартальных авансовых платежей по налогу. Каждый такой платеж рассчитывают как ¼ годовой суммы налога (п. 6 ст. 396 НК РФ) с учетом числа месяцев владения в соответствующем квартале (п. 7 ст. 396 НК РФ).

Сдать декларацию по земельному налогу за 2019 год компаниям нужно не позднее 03.02.2020 (перенос с субботы 1 февраля) — п. 3 ст. 398 НК РФ.

Налог по итогам года платят в срок, установленный в муниципальном образовании, но не раньше наступления срока подачи декларации (п. 1 ст. 397 НК РФ). Если местным законодательством предусмотрено начисление авансовых платежей (пп. 2, 3 ст. 393 НК РФ), то в течение года нужно платить авансы по налогу в соответствии со сроками, установленными местными властями.

ВАЖНО! Начиная с земельного налога за 2020 год сдача декларации в ИФНС отменяется. При этом юрлица будут получать от налоговой сообщения с рассчитанной суммой. Однако это не означает, что им больше не потребуется рассчитывать налог самостоятельно. Эта обязанность сохранится за организациями и далее. Ведь они должны знать сумму, чтобы в течение года вносить авансовые платежи (если таковые установлены местными властями). А сообщение от налоговой носит скорее информационный характер, чтобы компания могла сверить свои начисления с теми, что сделаны по данным налоговиков. И получит она его уже после сроков уплаты авансов (см., например, письмо Минфина от 19.06.2019 № 03-05-05-02/44672).

В какие сроки уплачивать авансовые платежи по земельному налогу, мы рассказываем в статье «Сроки уплаты авансовых платежей по земельному налогу».

↑ Земельный налог в истории

Первые упоминания о взимании дани относятся к эпохе князя Олега. Древнерусские летописные своды употребляют этот термин. Прежде всего, в смысле военной контрибуции, которую подвластные славянские племена платили хазарам и варягам. В XII- ХIII вв. широкое распространение получил натуральный оброк — разновидность феодальной ренты, уплачиваемой зависимыми крестьянами феодалам. Фактически оброк означал обусловленную договором найма аренду, т.е. срочное или бессрочное пользование недвижимым имуществом. Со второй половины XIV века налоги преимущественно взимались с «сохи», ставшей главной единицей обложения. Замена в 1679 г. посошного обложения подворным расширила число налогоплательщиков податей подворного обложения за счет населения, ранее не платившего налоги.

Читайте так же:  Перечислить налоги ип

Манифест и Положение 19 февраля 1861 года (общее положение о крестьянах, положение о выкупе и др.) декларировали отмену крепостной зависимости, установив право крестьян на земельный надел и порядок осуществления выкупных платежей за него. В период с 1865 по 1879 г. было принято более 300 различных документов о государственных и земских повинностях. Наибольшая фискальная нагрузка на земельный налог падает в последнюю четверть XIX века. Объяснялось это несколькими причинами: -заметным ростом числа крестьян собственников земли, а также арендаторов; уравнением в статусе удельных, государственных и помещичьих крестьян и объединение их в сословие крестьян с единой юрисдикцией. Соответственно, расширение числа налогоплательщиков; раскладочным характером налога, увеличением оклада.

После Октябрьской революции 1917 г. первые шаги революционного правительства РСФСР были направлены против отмены ряда налогов. Так, ВЦИК РСФСР своим декретом «О социализации земли» (1918 г.) и декретом от 30 октября 1918 г. о введении обложения сельских хозяев натуральным налогом формально отменяет земельный налог. Отменив земельный налог, советское правительство вводит сельскохозяйственный налог. Общим для этих налогов являлся объект — земля. Облагаемый доход от сельскохозяйственных источников определялся по установленным нормам доходности. В 1953 году состоялась коренная реформа сельскохозяйственного налога, в которой подоходное обложение заменено погектарным, при котором налог стали исчислять по твердым ставкам с площади земельного участка.

С 1972 г. сельхозналогом стали облагаться только выделенные в законном порядке участки. Указ Президиума ВС СССР о сельскохозяйственном налоге от 1 января 1984 г. внес изменения в сельскохозяйственный налог. Сельхозналог исчислялся с каждого хозяйства по площади выделенного в пользование земельного участка.

В 1991 году плата за землю как правовая категория была введена в действующее законодательство о налогах и сборах с принятием Закона РФ «О плате за землю». В данном Законе под платой за землю законодатель понимал формы реализации принципа платного землепользования: земельный налог, арендная плата и нормативная цена земли.

Таким образом, на основании вышеизложенного, можно утверждать, что на протяжении всей истории обложение земли играло основополагающую роль в податных системах, земля была главным источником богатства. Земельный налог явился первой формой прямого реального обложения, первоначально носившей чрезвычайный характер, но вскоре земельный налог начал взиматься на постоянной и регулярной основе.

↑Объекты налогообложения земельным налогом

Объектами налогообложения земельным налогом являются земельные участки, части земельных участков, земельные доли (при общей собственности на земельный участок), предоставленные организациям и физическим лицам в собственность, владение или пользование. В частности объектами налогообложения являются: земли сельскохозяйственного назначения, земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, земли для обеспечения космической деятельности; земли рекреационного назначения, предназначенные и используемые для организации отдыха, туризма, физкультурно-оздоровительной и спортивной деятельности граждан, в состав которых входят земельные участки, на которых находятся дома отдыха, пансионаты, кемпинги, объекты физической культуры и спорта, туристические базы, стационарные и палаточные туристско-оздоровительные лагеря, детские туристические станции, туристские парки, лесопарки, детские и спортивные лагеря, другие аналогичные объекты; земли лесного и водного фондов.

Иловайский С.И. Учебник финансового права. Одесса, 1904.

Юмаев М.М. Платежи за пользование природными ресурсами. — М., 2005.

Эта статья еще не написана, но вы можете сделать это.

Земельный налог

Определение

Земельный налог – это прямой налог, уплачиваемый в местный бюджет владельцами земельных участков. Сумма земельного налога определяется как произведение кадастровой стоимости земельных участков и ставки налога. Исчисление и уплата земельного налога регулируется главой 31 Налогового кодекса РФ и законами муниципальных образований.

Муниципальные образования устанавливают:

— действует ли налог на территории муниципального образования;

— ставки налога (в пределах, оговоренных Налоговым кодексом РФ);

— дополнительные налоговые льготы (в дополнение к предусмотренным Налоговым кодексом РФ);

— порядок и сроки представления документов, подтверждающих право на уменьшение налоговой базы;

— наличие либо отсутствие отчетных периодов;

— порядок и сроки уплаты налога и авансовых платежей (с учетом ограничений, предусмотренных Налоговым кодексом РФ).

Объектом налогообложения являются земельный участки, расположенные на территории муниципального образования, в котором введен земельный налог, за исключением земельных участков, изъятых из оборота или ограниченных в обороте, а также земельных участков из состава земель лесного фонда.

Плательщики земельного налога

Плательщиками земельного налога являются организации, индивидуальные предприниматели и физические лица, владеющие земельными участками, являющимися объектом налогообложения:

— на праве собственности;

— на праве пожизненного наследуемого владения;

— на праве постоянного бессрочного пользования.

Ставки земельного налога

Ставки земельного налога не могут превышать 0,3% и 1,5% в зависимости от категории земель.

Налоговый период

Налоговым периодом по земельному налогу признается календарный год. Отчетными периодами являются первый, второй и третий кварталы.

Особенности исчисления земельного налога

Налогоплательщики организации и индивидуальные предприниматели исчисляют сумму земельного налога самостоятельно, и представляют налоговую декларацию в налоговые органы по месту нахождения земельных участков.

Налогоплательщики физические лица уплачивают земельный налог на основании налогового уведомления, направляемого им налоговым органом.

Видео (кликните для воспроизведения).

Остались еще вопросы по бухучету и налогам? Задайте их на бухгалтерском форуме.

Источники

Развитие земельного налога
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here