Развитие валютного законодательства россии

Развитие валютного законодательства в Российской Федерации.

Валютное законодательство в Российской Федерации претерпело значительные изменения за последние годы. Если до 1986 г. валютная монополия государства в СССР сопровождалась практическим отсутствием каких-либо законодательных актов, то с 1986 г. и по настоящее время ситуация коренным образом изменилась. Децентрализация внешнеэкономической деятельности вовлекла туда тысячи новых субъектов. В начале (1987-1988) произошел бурный рост совместного предпринимательства на территории страны. Затем последовала реформа банковской системы, в результате чего вновь появившиеся независимые от государства коммерческие банки получили право открытия и ведения валютных счетов клиентов и проведения международных расчетов. На этом этапе развития внешнеэкономической деятельности отсутствовал специальный орган валютного регулирования, а источником валютного законодательства служили решения Совета Министров СССР, а также издаваемые в развитие нормативные акты министерств и ведомств. С течением времени стала понятна необходимость специального законодательного регулирования валютных операций, придания функций органов валютного регулирования одному или нескольким из органов государственного управления.

Главным документом, в котором были показаны все важнейшие стороны валютных отношений субъектов внешнеэкономической деятельности, стало разработанное Госбанком СССР в соответствии с его компетенцией как основного органа валютного регулирования письмо от 24 мая 1991 г. № 352 Основные положения о регулировании валютных операций на территории СССР. Этот документ и другие нормативные акты Госбанка СССР, разработанные на основе этого письма, заложили цивилизованную основу валютного регулирования.

С начала 1991 года получил бурное развитие внутренний валютный рынок, который ранее находился в зачаточном состоянии. Стимулирование развития и упорядочение деятельности валютного рынка в стране явилось важным направлением в работе ЦБ РФ в области валютного регулирования. С начала 1991 года по начало 1993 года были созданы и получили лицензии Банка России на организацию и проведение операций по купле-продаже иностранной валюты шесть специализированных бирж. Были сняты многие ограничения с операций по купле-продаже наличной иностранной валюты физическими лицами через уполномоченные банки. В настоящее время каждый субъект хозяйственной деятельности либо гражданин (а не только производитель экспортной продукции) имеет свободный доступ к необходимым ему ресурсам валютного рынка, обслуживаемого достаточно развитой банковской инфраструктурой.

В результате распада СССР и получения Россией суверенитета государство было вынуждено вести самостоятельную экономическую политику. И вполне естественно, что правительство Российской Федерации обеспокоено как удешевлением национальной валюты, так и все большей долларизацией экономики. С другой стороны, нестабильная до конца 1990-х годов политическая обстановка в России, все усиливающаяся стагнация и налоговое бремя побудила российских экспортеров оставлять всю выручку от своей внешнеэкономической деятельности за рубежом.

Следовательно, с одной стороны было сделано немало полезных шагов, направленных на ограничение обращения иностранной валюты на территории Российской Федерации. С другой стороны, не имея достаточно прочного политического тыла для проведения разумной программы валютного регулирования, правительство выбрало самый прямой путь – валютные ограничения и запреты. В рамках этого изменялось и валютное законодательство.

Рассматривая валютный контроль в системе регулирования Российской Федерации, необходимо отметить, что он, включая валютные ограничения и государственные мероприятия по надзору, регистрации и статистическому учету, решает вполне конкретные задачи, которые руководство страны ставит перед ним в тот или иной момент экономического развития страны.

Несомненно, что при дальнейшем улучшении экономического положения страны должна адекватно меняться и правовая база, определяющая валютные ограничения в России, что повлечет за собой и соответствующие изменения в сторону смягчения или отмены применяемых государством административных мер, в том числе мер валютного контроля.

Вступивший в силу с 18 июня 2004 года новый Федеральный закон Российской Федерации от 10 декабря 2003 года № 173-ФЗ О валютном регулировании и валютном контроле заложил серьезные либерально – экономические основы для радикальной перестройки механизма валютного регулирования и валютного контроля. Целью настоящего Федерального закона является обеспечение реализации единой государственной валютной политики, а также устойчивости валюты Российской Федерации и стабильности внутреннего валютного рынка Российской Федерации как факторов прогрессивного развития национальной экономики и международного экономического сотрудничества.

Законом определяются основные принципы валютного регулирование и валютного контроля в Российской Федерации:

1. приоритет экономических мер в реализации государственной политики в области валютного регулирования;

2. исключение неоправданного вмешательства государства и его органов в валютные операции резидентов и нерезидентов;

3. единство внешней и внутренней политики Российской Федерации;

4. единство системы валютного регулирования и валютного контроля;

5. обеспечение государством защиты прав и экономических интересов резидентов и нерезидентов при осуществлении валютных операций.

В целях либерализации валютного законодательства и создания максимально благоприятных условий для осуществления внешнеэкономической деятельности и привлечения иностранного капитала в Российскую Федерацию в основе подхода к регулированию порядка осуществления валютных операций движения капитала заложен принцип разрешено все, что не запрещено. Обозначена необходимость отхода от административных мер к экономическим мерам воздействия в области валютного регулирования.

Основные изменения, внесенные в систему валютного регулирования и валютного контроля, касаются большинства статей Закона. По-новому определяются субъекты и объекты регулирования, закреплены новые принципы валютного контроля, проведения валютных операций, купли-продажи валюты и многое другое. Новый Закон в значительной степени утратил характер рамочного нормативного акта, большинство его норм наполнены конкретным и весьма либеральным содержанием. Наиболее существенные из ограничений, предусмотренные Законом, носят временный характер и должны утратить силу с 1 января 2007 года.

http://www.market-pages.ru/valutn/3.html

2. История развития валютного контроля

Валютное регулирование в Российской Федерации прошло в своем развитии несколько этапов, которые можно обозначить следующим образом:

1917-1922 года — период валютного администрирования, включая конфискации и реквизиции («валютный военный коммунизм»);

1923-1927 года — период валютного регулирования;

1927-1987 года — административная валютная политика государства

(государственная валютная монополия);

1987-1991 года — период становления валютных отношений в условиях рынка.

Март 1991-октябрь 1992 года — действие Закона СССР «О валютном регулировании».

С октября 1992 года — действие Закона Российской Федерации «О валютном регулировании и валютном контроле».

Читайте так же:  Какой максимальный срок взыскания налоговых санкций штрафов

Первый этап валютного регулирования, начавшийся с момента образования РСФСР (а затем СССР), характеризовался полной централизацией валютных доходов государством, от имени которого на мировых рынках выступали его представители в лице государственных внешнеторговых объединений.

Среди первых мероприятий Советской власти была национализация Государственного банка России, а несколько позднее и всех остальных банковских и кредитных учреждений с объявлением банковского дела государственной монополией. Отличительной особенностью становления валютно-кредитной системы советской России, а затем СССР, являлось, в частности, введение государственной валютной монополии как основополагающего принципа организации международных валютно-кредитных отношений стран, относившихся к социалистическому лагерю .

Государственная валютная монополия означала исключительное право государства в лице уполномоченных им органов на совершение операций с иностранной валютой и другими валютными ценностями, на управление валютными ресурсами страны, находящимися как в ее пределах, так и за границей. Такая валютная политика сводилась, главным образом, к перераспределению валютной выручки и привлеченных иностранных кредитов внутри страны в соответствии с валютным планом, к переговорам о кредитах и финансовых условиях торговых сделок, управлению официальными золотовалютными резервами и надзору за жестко ограниченными валютными операциями физических лиц (у предприятий таких операций вообще не могло быть). Абсолютно все обязаны были держать валюту на счетах в Банке внешнеэкономической деятельности СССР (Внешэкономбанке СССР) — пресловутый принцип концентрации резервов и «единства валютной кассы». Все важнейшие решения принимались Советом Министров СССР, и отдельные министерства и ведомства имели ограниченную свободу действий в данной области даже по техническим и самым мелким вопросам. Все, что специально не разрешалось, было, как правило, запрещено .

Являясь составной частью государственной монополии на банковское дело, то есть сосредоточения в руках государства всех кредитных, расчетных и других банковских операций, связанных с процессом материального производства и обращения, а также организации и регулирования денежного обращения, валютная монополия выполняла ряд специфических функций:

1. Основная функция валютной монополии — планирование платежного оборота с зарубежными государствами путем разработки и контроля за исполнением платежного баланса (сводного валютного плана) и валютных планов отдельных министерств и ведомств. Как неотъемлемый элемент единой системы народнохозяйственного планирования, валютное планирование составляло одну из важнейших задач социалистического государства на всем протяжении его существования.

2. Другая функция валютной монополии заключалась в накоплении золотовалютных резервов и обеспечении их сохранности. Практика создания и регулирования золотовалютных резервов складывалась с учетом внутренних условий развития экономики страны в целом и ее отдельных отраслей, а также с учетом влияния ряда внешних факторов экономического и политического характера, потребностей в валютных ресурсах для покрытия импорта товаров и услуг, размеров текущих и потенциальных поступлений по экспорту, наличия дополнительных источников получения иностранной валюты (в частности, кредитных) и условий доступа к ним, положения на валютных рынках, рынках золота и других драгоценных металлов и так далее.

3. Третья функция государственной валютной монополии состояла в централизованном проведении и регулировании всех международных расчетов, валютных и кредитных операций в соответствии с государственными планами. Проведение, в конечном счете, всех этих операций через банковские учреждения создавало предпосылки для осуществления единой валютно-кредитной политики, для координации деятельности в валютно-кредитной сфере различных министерств и ведомств, участвующих в развитии внешнеэкономических связей.

4. Четвертая функция валютной монополии — обеспечение надежной защиты экономики страны, в том числе валютно-кредитной системы, от воздействия неприемлемых в тот период рыночных отношений, а также от постоянных попыток монополистических кругов использовать валютно-кредитные инструменты для подрыва основ социалистического хозяйства.

Все эти функции на протяжении всего периода существования советского государства и валютно-кредитной монополии, несмотря на все внешние факторы и субъективные трудности, строго и четко осуществлялись на практике, защищая сложившуюся и действующую в тот момент экономическую систему и полностью ей соответствуя.

Валютная монополия приводила к тому, что использование валютных доходов и обслуживание международных расчетов страны осуществлялось одним банком-монополистом — Внешторгбанком (позднее Внешэкономбанком). Верховный Совет СССР утверждал народнохозяйственные планы страны, в которых устанавливались также источники и объемы валютных поступлений, накопления золотовалютных резервов, направление и суммы расходов. Государство в лице Госплана, Минфина, Госбанка СССР определяло потребности регионов и отраслей, а министерства, ведомства, предприятия и местные органы власти расходовали выделенные им валютные средства в пределах установленных им лимитов.

Фактически валютное регулирование осуществлялось в форме прямого государственного администрирования, «командования», что проявлялось в установлении жесткого курса рубля к иностранным валютам, ограничении числа участников внешнеэкономической деятельности, монопольного положения одного банка в валютной сфере.

До начала проведения реформ валютная монополия государства (как и монополия внешней торговли) была одной из самых популярных догм, так как с ее помощью якобы укреплялась эффективность внешних связей страны, экономика защищалась от неблагоприятных воздействий извне. Советский ученый И.П. Айзенберг по этому поводу писал: «Государственная валютная монополия защищает и обеспечивает самостоятельность и независимость валюты социалистических стран, ограждает ее курс, покупательную способность и внутренние цены на товары от влияния стихийных колебаний товарных цен и валют капиталистических государств» . Примерно то же самое писалось в Финансово-кредитном словаре 1984 года издания, рассматривающем «планово-регулирующую» и «защитную» функции монополии .

Валютная монополия государства не является неотъемлемой характеристикой социалистической экономики и была «изобретена» в недрах сталинской административной системы в 30-х годах. В этот период власти почти не уделяли внимания проблемам валютного регулирования, действуя главным образом административными мерами. Любимой формой валютной политики были конфискации, которые в чуть измененной форме применялись к предприятиям до 1987 года. Так в декабре 1921 года были введены реквизиции и конфискации, поставившие валютные ценности, по выражению Д.А. Лоевецкого, «почти в одинаковые условия с оружием и взрывчатыми веществами».

Вместе с тем, в начале 20-х годов правительство страны действовало достаточно гибко и быстро, и уже 15 февраля 1923 года вышел декрет, который современники охарактеризовали «хартией валютных вольностей». Так, этот декрет давал самые широкие права по проведению валютных операций и одновременно санкционировал изъятие иностранной валюты из внутреннего обращения. Это наглядно демонстрирует тот факт, что валютная политика понималась как неразрывная часть экономической политики. Упор в тот период делался на валютное регулирование, на «овладение» валютным рынком, а термин «валютная монополия» просто отсутствовал.

Читайте так же:  Квр налога на имущество

Уже к концу 20-х годов от «валютных вольностей» не осталось и следа, а вся валюта сосредоточилась в руках государства. После сворачивания НЭПа валютная и в целом внешнеэкономическая сфера были надолго отделены от предприятий и населения, что привело к известным результатам. Окончательно валютная монополия оформилась в 1930-37 годах.

И только в 1987 году правительство предоставило предприятиям более или менее реальные права оставлять себе часть валютной выручки от экспорта и только в 1988 году появились первые признаки того, что власти готовы ликвидировать государственную валютную монополию.

На втором этапе развития валютного регулирования, начавшегося в 1987 году, практически все участники хозяйственной деятельности получили право самостоятельно выступать на внешнем рынке. Предприятия, учреждения, организации, наряду с государством, стали получать в свое распоряжение иностранную валюту от участия во внешнеэкономической деятельности. В это же время началась широкомасштабная реформа банковской системы, выразившаяся, в частности, в создании большого числа независимых от государства коммерческих банков, имевших право открывать и вести валютные счета клиентов и проводить валютные международные расчеты.

Отражением своеобразия этого этапа являлось отсутствие специального органа валютного регулирования (существовавшая при Совете Министров СССР Государственная внешнеэкономическая комиссия выполняла и другие функции). Кроме того, источником валютного регулирования являлись решения Совета Министров СССР и нормативные акты министерств и ведомств. Все это настоятельно требовало разработки специального законодательства по вопросам регулирования валютных отношений.

Третий этап развития валютного регулирования в стране начался с принятия в марте 1991 года Закона СССР «О валютном регулировании», который впервые ввел в юридическую практику такие важные понятия как «валютные ценности», «валюта СССР», «иностранная валюта», «резиденты», «нерезиденты», «валютные операции» и многие другие. По Закону основным органом валютного регулирования стал Государственный банк СССР, что принято в мировой практике. Государственный банк СССР разработал письмо от 24 мая 1991 года № 352 «Основные положения о регулировании валютных операций на территории СССР», в котором подробным образом были урегулированы важнейшие стороны валютных отношений участников валютных операций. В этот период ускоренное развитие получает валютный рынок. Только в течение двух лет (начало 1991 года — начало 1993 года) Центральный банк Российской Федерации выдал лицензии на организацию и проведение операций по купле-продаже иностранной валюты шести специализированным межбанковским валютным биржам: Московской, Санкт-Петербургской, Уральской региональной, Сибирской, Азиатско-Тихоокеанской и Ростовской. В дальнейшем межбанковский и биржевой валютный рынок развивался еще более бурными темпами и стал важнейшим и самым ликвидным сегментом финансового рынка страны.

Развал Союза ССР и провозглашение суверенитета Российской Федерации поставил задачу скорейшей разработки и принятия собственного валютного законодательства. 9 октября 1992 года после повторного рассмотрения в Верховном Совете был принят Закон Российской Федерации «О валютном регулировании и валютном контроле». С принятием этого Закона начался новый этап валютного регулирования в Российской Федерации.

Назначение данного Закона, как следовало из его названия, состояло в том, чтобы определить основные правовые параметры валютного регулирования и контроля на территории России. Сохраняя преемственность с аналогичным союзным Законом, российский Закон не являлся копией союзного документа и воспроизводил лишь те юридические нормы, которые согласуются с суверенитетом Российской Федерации и отвечают требованиям эффективного управления валютно-финансовой сферой в условиях реформ. С учетом накопленного опыта в новом Законе значительно изменена структура, уточнены и развиты основные понятия валютного регулирования, впервые дано понятие «валюта Российской Федерации», введена новая статья «Защита валюты Российской Федерации» (ст.2), с важнейшим положением о том, что расчеты между резидентами осуществляются в валюте Российской Федерации без ограничений.

Значительно изменился в новом Законе раздел о валютном контроле, органами которого назывался Центральный банк Российской Федерации, ставший преемником Государственного банка СССР как орган валютного контроля, и Правительство Российской Федерации. Также впервые в юридический оборот введен институт «агентов валютного контроля». Центральный банк приступил к подготовке и изданию нормативных актов по отдельным направлениям валютного регулирования и валютного контроля.

Итак, с принятием Закона Российской Федерации «О валютном регулировании и валютном контроле» в 1992 году было положено начало развитию собственного валютного законодательства суверенной России.

http://pravo.bobrodobro.ru/7145

2. ОСОБЕННОСТИ ВАЛЮТНОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Таблица 4.1. Государственные органы, эмитирующие акты валютного законодательства Органы, издающие акты валютного законодательства (институциональный аспект) Акты валютного законодательства (нормативный аспект) I. Органы общей компетенции

1. Федеральное собрание РФ

2. Правительство РФ

3. Президент РФ 1. Федеральные законы

3. Указы II. Органы специальной компетенции

1. Центральный банк РФ

2. Министерство финансов РФ

3. Государственный таможенный комитет РФ

4. Комитет РФ по драгметаллам и драгкамням 1. Положения, инструкции, приказы, письма, разъяснения

2. Положения, инструкции, приказы

3. Положения, инструкции, приказы

4. Положения, инструкции, приказы Основными нормативными документами, определяющими специфику валютного законодательства Российской Федерации, являются: Закон РФ от 9.10.1992 «О валютном регулировании и валютном контроле»; Инструкция ЦБ РФ от 29 июня 1992 г. № 7 «О порядке обязательной продажи предприятиями, объединениями, организациями части валютной выручки через уполномоченные банки и проведения операций на внутреннем валютном рынке Российской Федерации»; Инструкция ЦБ РФ и ГТК РФ № 19 (1993 г.) «О порядке осуществления валютного контроля за поступлением в РФ выручки от экспорта товаров»; Инструкция ЦБ РФ и ГТК РФ № 30 (1995 г.) «О порядке осуществления валютного контроля за обоснованностью платежей в иностранной валюте за импортируемые товары»; постановление Правительства РФ от 26.12.95 г. № 1267 «О введении единой системы обязательной экспертной оценки количества, качества и цены экспортных товаров»; Закон РФ от 18.08.96 г. «О государственном регулировании внешнеторговых бартерных сделок».

Основой регулирования валютных отношений в РФ выступает Закон РФ «О валютном регулировании и валютном контроле». Объектом валютного регулирования в соответствии с текстом данного закона являются валюта и валютные ценности.

Под валютой Российской Федерации понимаются находящиеся в обращении рубли в виде банкнот Российской Федерации и монеты, средства в рублях на счетах в банках и иных кредитных учреждениях в Российской Федерации, а также за ее пределами на основании соглашений, заключаемых Правительством РФ и ЦБ РФ с соответствующими органами иностранных государств об

Читайте так же:  Образец заполнения 3 ндфл возврат за обучение

использовании на территории данного государства валюты Российской Федерации в качестве законного платежного средства.

Под иностранной валютой понимаются денежные знаки иностранных государств (банкноты, казначейские билеты и монеты), находящиеся в обращении и являющиеся законным платежным средством в соответствующем иностранном государстве или группе государств; средства на счетах в денежных единицах иностранных государств и международных денежных или расчетных единицах.

Валютные ценности включают в себя иностранную валюту; ценные бумаги в иностранной валюте; драгоценные металлы в любом виде и состоянии, за исключением ювелирных и других бытовых изделий и их лома; природные драгоценные камни в сыром и обработанном виде, а также жемчуг, за исключением ювелирных и бытовых изделий и их лома.

Правовое регулирование в Российской Федерации порядка совершения операций с каждым видом валютных ценностей различно.

Субъектами валютных отношений выступают резиденты и нерезиденты Российской Федерации. В основе деления субъектов валютного рынка на «резидентов» и «нерезидентов» лежит общепризнанный в международном частном праве критерий «оседлости». Резидентами Российской Федерации признаются юридические лица, созданные в соответствии с ее законодательством и имеющие в ней местонахождение. При определении круга физических лиц-резидентов принимается во внимание критерий постоянного места жительства, известный в международном частном праве как критерий «домициляции».

По своему содержанию все валютные операции, проводимые на территории Российской Федерации, подразделяются на:

1) операции, связанные с переходом права собственности и иных прав на валютные ценности;

2) ввоз и пересылку в (из) Российскую Федерацию валютных ценностей;

3) осуществление международных денежных переводов. Далее, по порядку осуществления валютные операции подразделяются на текущие валютные операции и операции, связанные с движением капитала.

Видео (кликните для воспроизведения).

К текущим валютным операциям относятся переводы в (из) Российскую Федерацию иностранной валюты для осуществления расчетов без отсрочки платежа по экспорту и импорту товаров, работ и услуг, а также для осуществления расчетов, связанных с кредитованием экспортно-импортных операций на срок не более 180 дней; получение и предоставление финансовых кредитов на срок не более 180 дней; переводы в (из) Российскую Федерацию процентов, дивидендов и иных доходов по вкладам, инвестициям, кредитам и прочим операциям, связанным с движением капитала; переводы неторгового характера в (из) Российскую Федерацию, включая переводы сумм заработной платы, пенсии, алиментов, наследства и т. п.

Операции, связанные с движением капитала, включают прямые и портфельные инвестиции, предоставление и получение финансовых кредитов на срок более 180 дней и предоставление отсрочки платежа на срок более 180 дней по экспорту и импорту товаров.

Необходимость такой классификации валютных операций объясняется различием правового режима их осуществления резидентами в случаях, когда имеет место вывоз капитала.

Банки РФ, осуществляющие операции с валютой, могут иметь три вида лицензий на проведение операций с валютой: внутреннюю, расширенную и генеральную. Внутренняя валютная лицензия позволяет коммерческому банку открывать валютные счета только в банках Российской Федерации. Расширенная лицензия дает возможность открывать до шести счетов в иностранной валюте за границей. Генеральная лицензия дает право на открытие любого количества корреспондентских счетов за границей и проведение любых операций с валютой на территории Российской

Федерации и за ее пределами. Из 2543 коммерческих банков, зарегистрированных на территории Российской Федерации по состоянию на 1 марта 1995 г., 774 банка владели лицензией на совершение операций в иностранной валюте, 252 банка имели генеральную лицензию, 101 банк получил разрешение на проведение операций с золотом и серебром.

В соответствии с валютным законодательством все российские предприятия независимо от форм собственности (в том числе с иностранными инвестициями) обязаны осуществлять продажу 50% валютной выручки от экспорта товаров на внутреннем валютном рынке Российской Федерации через уполномоченные банки. По поручению предприятия сделки купли-продажи иностранной валюты осуществляются либо между уполномоченными банками, либо уполномоченными банками через валютную биржу. Купля-продажа иностранной валюты осуществляется банками от своего имени и за свой счет или за комиссионное вознаграждение по поручению предприятия от своего имени. Если в течение 14 дней предприятие не подало заявку на продажу 50% поступившей валютной выручки, то банк осуществляет продажу без согласования с клиентом.

Предприятия, оперирующие с валютой, имеют в коммерческом банке текущие и транзитные валютные счета. Вся иностранная валюта, полученная от нерезидентов, полностью зачисляется на транзитный счет предприятия. После 50%-ной продажи валютной выручки оставшаяся сумма в иностранной валюте перечисляется на текущий валютный счет предприятия и может быть использована на любые цели, разрешенные законом. Обязательной продаже не подлежат следующие поступления в иностранной валюте от нерезидентов: поступления в качестве взносов в уставный фонд, а также дивиденды от участия в капитале; поступления от продажи ценных бумаг, а также дивиденды по ценным бумагам; поступления в виде пожертвований на благотворительные цели; поступления в виде привлеченных кредитов и т. д.

Переводить, вывозить и пересылать валютные ценности из России резиденты и нерезиденты имеют право при соблюдении лицензионного порядка, установленного ЦБ России. Соблюдение лицензионного порядка не требуется при осуществлении текущих валютных операций; вывозе нерезидентами ранее ввезенного в Российскую Федерацию капитала; вывозе физическими лицами-нерезидентами ранее ввезенного в Российскую Федерацию капитала. Проведенный ранее ввоз валютных ценностей подтверждается декларацией или иным документом. Лицензии на вывоз капитала выдаются в Банке России. Для юридических лиц предусмотрен необходимый перечень документов, необходимых для получения лицензии на вывоз капитала. В него входят: заверенные копии учредительных документов, технико-экономическое обоснование, копии аудиторского заключения, справки из обслуживающего банка и т.д. (см. письмо ЦБ РФ от 26.11.93 № 47 «О порядке выдачи лицензий на перевод капитала из РФ»).

http://economy-ru.com/mejdunarodnyie-finansyi-knigi/osobennosti-valyutnogo-zakonodatelstva.html

1.1 История валютного законодательства РФ

История валютного законодательства России может быть условно поделена на 4 этапа. Первый этап (до 1986 года) обладал всеми характерными чертами валютной монополии государства. В этот период имела место полная централизация валютных доходов от экспорта, который также был монополизирован государством, от имени и за счет которого на мировых рынках выступали различные внешнеторговые объединения. Валютная выручка от экспорта концентрировалась на счетах одного банка — монополиста, обслуживавшего все международные расчеты СССР — Внешторгбанка СССР.

Читайте так же:  Документы для возврата подоходного налога за учебу

Объемы внешнеэкономической деятельности резко возросли в 1987-1988 годах, в связи с развитием совместного (с участием иностранного капитала) предпринимательства на территории страны. В это же время началась широкомасштабная реформа банковской системы, в результате которой появилось большое число независимых от государства коммерческих банков, получивших право открытия и ведения валютных счетов клиентов и проведения международных расчетов. Роль специального органа валютного регулирования в это время выполняла Государственная внешнеэкономическая комиссия Совета Министров СССР, а источниками валютного законодательства служили решения Совета Министров СССР и издаваемые в их развитие нормативные акты министерств и ведомств. Все это привело к пониманию необходимости специального законодательного регулирования валютных отношений, создания единых правил совершения валютных операций, придания функций органа валютного регулирования и контроля одному из органов государственного управления и послужило основанием для разработки в 1990 году проекта специального закона.

Впервые в юридический оборот был введен институт «агентов валютного контроля», то есть организаций, которые на основе законодательных актов могут осуществлять функции валютного контроля. В этом разделе закона определены функции органов и агентов валютного контроля; права и обязанности резидентов и нерезидентов, осуществляющих в РФ валютные операции; ответственность резидентов и нерезидентов за нарушение валютного законодательства; зафиксированы права и обязанности должностных лиц органов и агентов валютного контроля.

Несмотря на то, что Закон РФ «О валютном регулировании и валютном контроле» содержит ряд отдельных неточностей, которые предстоит исправить, он является главным источником валютного законодательства РФ и важнейшей вехой развития валютного регулирования в стране. Отсутствие в тексте закона детализированных норм является скорее плюсом, чем минусов рассматриваемого закона закрепление на продолжительный срок определенного набора валютных ограничений стало бы искусственным препятствием для интеграции нашей страны в мировую экономику и не позволило бы оперативно решать возникающие в сфере валютных отношений проблемы в условиях быстроменяющейся экономической ситуации.

http://fin.bobrodobro.ru/13570

6.1. Развитие валютного законодательства в Российской Федерации.

Валютное законодательство в Российской Федерации претерпело значительные изменения за последние годы. Если до 1986 г. валютная монополия государства в СССР сопровождалась практическим отсутствием каких-либо законодательных актов, то с 1986 г.

Главным документом, в котором были показаны все важнейшие стороны валютных отношений субъектов внешнеэкономической деятельности, стало разработанное Госбанком СССР в соответствии с его компетенцией как основного органа валютного регулирования письмо от 24 мая 1991 г. № 352 «Основные положения о регулировании валютных операций на территории СССР». Этот документ и другие нормативные акты Госбанка СССР, разработанные на основе этого письма, заложили цивилизованную основу валютного регулирования.

С начала 1991 года получил бурное развитие внутренний валютный рынок, который ранее находился в зачаточном состоянии. Стимулирование развития и упорядочение деятельности валютного рынка в стране явилось важным направлением в работе ЦБ РФ в области валютного регулирования.

В результате распада СССР и получения Россией суверенитета государство было вынуждено вести самостоятельную экономическую политику. И вполне естественно, что правительство Российской

Федерации обеспокоено как удешевлением национальной валюты, так и все большей «долларизацией» экономики. С другой стороны, нестабильная до конца 1990-х годов политическая обстановка в России, все усиливающаяся стагнация и налоговое бремя побудила российских экспортеров оставлять всю выручку от своей внешнеэкономической деятельности за рубежом.

Следовательно, с одной стороны было сделано немало полезных шагов, направленных на ограничение обращения иностранной валюты на территории Российской Федерации. С другой стороны, не имея достаточно прочного политического тыла для проведения разумной программы валютного регулирования, правительство выбрало самый прямой путь — валютные ограничения и запреты. В рамках этого изменялось и валютное законодательство.

Рассматривая валютный контроль в системе регулирования Российской Федерации, необходимо отметить, что он, включая валютные ограничения и государственные мероприятия по надзору, регистрации и статистическому учету, решает вполне конкретные задачи, которые руководство страны ставит перед ним в тот или иной момент экономического развития страны.

Несомненно, что при дальнейшем улучшении экономического положения страны должна адекватно меняться и правовая база, определяющая валютные ограничения в России, что повлечет за собой и соответствующие изменения в сторону смягчения или отмены применяемых государством административных мер, в том числе мер валютного контроля.

Вступивший в силу с 18 июня 2004 года новый Федеральный закон Российской Федерации от 10 декабря 2003 года № 173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле» заложил серьезные либерально — экономические основы для радикальной перестройки механизма валютного регулирования и валютного контроля. Целью настоящего Федерального закона является обеспечение реализации единой государственной валютной политики, а также устойчивости валюты Российской Федерации и стабильности внутреннего валютного рынка Российской Федерации как факторов прогрессивного развития национальной экономики и международного экономического сотрудничества.

Законом определяются основные принципы валютного регулирование и валютного контроля в Российской Федерации: 1.

приоритет экономических мер в реализации государственной политики в области валютного регулирования; 2.

исключение неоправданного вмешательства государства и его органов в валютные операции резидентов и нерезидентов; 3.

единство внешней и внутренней политики Российской Федерации; 4.

единство системы валютного регулирования и валютного контроля; 5.

обеспечение государством защиты прав и экономических интересов резидентов и нерезидентов при осуществлении валютных операций.

В целях либерализации валютного законодательства и создания максимально благоприятных условий для осуществления внешнеэкономической деятельности и привлечения иностранного капитала в Российскую Федерацию в основе подхода к регулированию порядка осуществления валютных операций движения капитала заложен принцип «разрешено все, что не запрещено». Обозначена необходимость отхода от административных мер к экономическим мерам воздействия в области валютного регулирования.

Основные изменения, внесенные в систему валютного регулирования и валютного контроля, касаются большинства статей Закона. По-новому определяются субъекты и объекты регулирования, закреплены новые принципы валютного контроля, проведения валютных операций, купли-продажи валюты и многое другое. Новый Закон в значительной степени утратил характер рамочного нормативного акта, большинство его норм наполнены конкретным и весьма либеральным содержанием. Наиболее существенные из ограничений, предусмотренные Законом, носят временный характер и должны утратить силу с 1 января 2007 года.

http://economy-ru.com/valyutnyie-operatsii-uchebnik/razvitie-valyutnogo-zakonodatelstva-rossiyskoy-13919.html

Анализ валютных операций в коммерческом банке и направления развития валютного контроля на современном этапе

Рубрика: Экономика и управление

Читайте так же:  Есть ли льготы по земельному налогу

Дата публикации: 28.09.2019 2019-09-28

Статья просмотрена: 339 раз

Библиографическое описание:

Маланов В. И., Табачная С. А. Анализ валютных операций в коммерческом банке и направления развития валютного контроля на современном этапе // Молодой ученый. — 2019. — №39. — С. 40-42. — URL https://moluch.ru/archive/277/62677/ (дата обращения: 20.02.2020).

В данной статье рассматривается деятельность Сбербанка по валютным операциям. Проанализированы валютные активы ПАО «Сбербанк», выявлены проблемы и сформулированы выводы. Выявлены основные направления развития валютного контроля в Российской Федерации на современном этапе

Ключевые слова: Сбербанк, валютные операции, коммерческий банк, валюта, валютные активы, валютный контроль.

This article examines the activities of the Savings Bank on currency transactions. The currency assets of PJSC «Sberbank» are analyzed, some problems are identified and conclusions are formulated. The main directions of development of currency control in the Russian Federation at the present stage are revealed

Keywords: Sberbank, Currency operations, Commercial bank, Currency, Foreign exchange assets, Exchange control.

Валютная система России функционирует в условиях динамично развивающегося валютного рынка России. Валютный рынок представляет собой совокупность экономических и организационных взаимоотношений, связанных с покупкой или продажей валют и ценных бумаг в иностранной валюте на основе спроса и предложения и определяет курс иностранной валюты относительно денежной единицы страны.

Рассмотреть контроль валютных операций и провести их анализ в рамках данной научно-исследовательской статьи предлагается на примере ПАО «Сбербанк России».

ПАО «Сберегательный банк Российской Федерации (Сбербанк России)», создан в форме акционерного общества в соответствии с Законом РСФСР «О банковской деятельности в РСФСР» от 2 декабря 1990 года. Учредителем Банка является Центральный банк Российской Федерации, именуемый в дальнейшем «Банк России». Он входит в банковскую систему РФ и в своей деятельности руководствуется законодательством РФ, и нормативными документами Банка России, а также настоящим уставом [1].

Проведение валютных операций является наиболее сложным и рискованным видом банковской деятельности, что может принести ему большую прибыль и нанести значительный ущерб.

Проанализируем и определим объем валютных активов за анализируемый период с 2016–2018 гг.

Изменение объема валютных активов ПАО «Сбербанк»

Показатель

2016

2017

2018

Темп роста 2018/2016,%

Итого активы, выраженные в иностранной валюте

*Источник: Годовые отчеты ПАО «Сбербанк России» за 2016–2018 гг.

Согласно таблице 1, сумма валютных активов в 2018 году на 45 % выше, чем в 2016 году. Увеличение активов, выраженных в иностранной валюте, может быть оценено положительно, так как это указывает на увеличение стоимости ликвидных активов. Диверсификация активов банка в связи с расширением операций с иностранной валютой. Рост валютных активов в банке вызван текущей переоценкой счетов в иностранной валюте в связи с изменением обменного курса рубля к доллару США и евро.

Чтобы оценить эффективность валютных операций для банка, необходимо проанализировать динамику чистой прибыли от операций с иностранной валютой.

Динамика чистой прибыли банка от операций свалютными операциями

Показатель

2016

2017

2018

Отклонение, 2018–2016

Доходы за вычетом убытков от операций с иностранной валютой

Доходы за вычетом расходов от переоценки производных финансовых инструментов в иностранной валюте

Доход за вычетом расходов от переоценки иностранной валюты

*Источник: Годовые отчеты ПАО «Сбербанк России» за 2016–2018 гг.

Данные таблицы 2 показывают, что чистая прибыль банка за отчетный период снизилась на 62,5 млн. рублей с 9,5 млн. рублей в 2016 году до 53,4 млн. рублей в 2018 году. Позитивные результаты переоценки активов не покрыли убытки банка от проведения операций в Валютный рынок.

В результате этих операций и появления открытой валютной позиции банк подвергается валютному риску, который определяется степенью несоответствия между размером активов и обязательств в определенной валюте.

Сейчас в условиях развития банковских операций, актуальной является задача усиления валютного контроля. Так, реформу валютного контроля, предполагающую либерализацию валютного рынка в России, предложили ЦСР и РАНХиГС. Ее можно было бы завершить уже в 2019 году. Идеи выглядят прогрессивно, но могут поставить под фатальный удар курс российской валюты в случае кризиса, подобного наступившему в 2014 году.

Центр стратегических разработок (ЦСР) представил доклад с предложениями о либерализации валютного рынка. Предлагается ликвидировать соответствующий федеральный закон, отказаться от принципа обязательной репатриации валютной выручки, объединить понятия валютного и налогового резидентства в Налоговом кодексе и усилить исполнение Росфинмониторингом норм FATF. Если все это будет сделано, реформа может завершиться уже в 2019 году.

Главная идея — отмена закона «О валютном регулировании» с переносом части его норм в Гражданский кодекс (ст. 140) и закон «О рынке ценных бумаг». В результате понятия налогового резидента и валютного резидента совпадут.

Норму об обязательной репатриации капитала авторы предлагают просто ликвидировать, и модифицировать норму, по которой расчеты между резидентами должны осуществляться в национальной валюте [2].

Проблему контроля Росфинмониторингом отмывания денег предлагается решить приведением базового подзаконного акта ведомства (приказа 2009 года № 103 «Об утверждении рекомендаций по разработке критериев выявления и определению признаков необычных сделок») в соответствие нормам FATF.

Вопрос о либерализации валютного контроля нужно разделить на две части. С одной страны — классические виды борьбы с отмыванием доходов. С другой стороны, возникает обязательность репатриации валютной выручки. Предложения РАНХиГС и ВАВТ, выглядят шагом в направлении финансовой либерализации, но на деле могут привести к ситуации, когда в условиях очередной спекулятивной атаки на российский рубль в государственной казне просто не будет валюты для поддержания её курса.

Сведения обо всех операциях наших компаний и предпринимателей за рубежом местные банки через свои налоговые органы будут сообщать российским службам, используя IT-системы передачи больших баз данных. Принципиально и революционно меняется подход к контролю. Поэтому для него не нужно возвращать выручку в страну, можно без этого учитывать операции и отслеживать сомнительные сделки по требованиям FATF.

Видео (кликните для воспроизведения).

http://moluch.ru/archive/277/62677/

Развитие валютного законодательства россии
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here