Работники имеющие задолженность по налогам добровольно погасили

Ошибки при уплате налогов и сборов

Любая коммерческая организация должна платить налоги. Но не всегда удается заполнить платежное поручение на перечисление налогов без ошибок.

В этой статье мы разберем наиболее распространенные ошибки, которые допускают бухгалтеры при заполнении платежных поручений, а также каким образом их можно исправить.

Когда обязанность налогоплательщика по уплате налогов считается исполненной

Обязанность по уплате налога считается исполненной с момента предъявления в банк поручения на перечисление в бюджетную систему РФ на соответствующий счет Федерального казначейства денежных средств со счета налогоплательщика в банке при наличии на нем достаточного денежного остатка на день платежа (подп. 1 п. 3 ст. 45 НК РФ).

Однако в случае неправильного указания налогоплательщиком в поручении на перечисление налога номера счета Федерального казначейства и наименования банка получателя, повлекших его неперечисление в бюджетную систему РФ на соответствующий счет Федерального казначейства, обязанность по уплате налога считается неисполненной (подп. 4 п. 4 ст. 45 НК РФ).

Таким образом, НК РФ четко выделяет только две ошибки в платежном поручении, которые влекут за собой признание обязанности по уплате налога неисполненной. Это ошибки в номере счета Федерального казначейства и наименовании банка получателя.

В остальных случаях при обнаружении налогоплательщиком ошибки в оформлении поручения на перечисление налога, не повлекшей его неперечисления в бюджетную систему РФ на соответствующий счет Федерального казначейства, налогоплательщик вправе подать в налоговый орган по месту своего учета заявление о допущенной ошибке с приложением документов, подтверждающих уплату им указанного налога и его перечисление в бюджетную систему РФ на соответствующий счет Федерального казначейства, с просьбой уточнить основание, тип и принадлежность платежа, налоговый период или статус плательщика (п. 7 ст. 45 НК РФ).

Основание платежа указывается в поле 106 платежного поручения. Этот показатель может принимать следующие значения (п. 5 Правил указания информации, идентифицирующей платеж, в расчетных документах на перечисление налогов и сборов и иных платежей в бюджетную систему Российской Федерации, администрируемых налоговыми органами, утвержденных приказом Минфина России от 24.11.2004 № 106, далее — Правила):

ТП — платежи текущего года;

ЗД — добровольное погашение задолженности по истекшим налоговым периодам при отсутствии требования об уплате налогов (сборов) от налогового органа;

БФ — текущие платежи физических лиц — клиентов банка (владельцев счета), уплачиваемые со своего банковского счета;

ТР — погашение задолженности по требованию налогового органа об уплате налогов (сборов);

РС — погашение рассроченной задолженности;

ОТ — погашение отсроченной задолженности;

РТ — погашение реструктурируемой задолженности;

ВУ — погашение отсроченной задолженности в связи с введением внешнего управления;

ПР — погашение задолженности, приостановленной к взысканию;

АП — погашение задолженности по акту проверки;

АР — погашение задолженности по исполнительному документу.

Тип платежа указывается в поле 110 платежного поручения и может принимать значения (п. 9 Правил):

НС — уплата налога или сбора;

ПЛ — уплата платежа;

ГП — уплата пошлины;

ВЗ — уплата взноса;

АВ — уплата аванса или предоплата;

ПЕ — уплата пеней;

ПЦ — уплата процентов;

СА — налоговые санкции, установленные НК РФ;

АШ — административные штрафы;

ИШ — иные штрафы, установленные соответствующими законодательными или иными нормативными актами.

Налоговый период указывается в поле 107. В нем показывается, за какой период (месяц, квартал, полугодие, год) уплачивается налог.

Статус налогоплательщика указывается в поле 101 и может принимать значения 01 — плательщик и 02 — налоговый агент.

В налоговом законодательстве не конкретизировано, что понимается под принадлежностью платежа. Но исходя из форм уведомления об уточнении вида и принадлежности платежа и запроса на уточнение принадлежности платежа, приведенных в приказе Федерального казначейства от 10.10.2008 № 8н «О Порядке кассового обслуживания исполнения федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов и порядке осуществления территориальными органами Федерального казначейства отдельных функций финансовых органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований по исполнению соответствующих бюджетов», можно сделать вывод, что показателями принадлежности платежа являются ИНН, КПП получателя, ОКАТО и КБК.

Таким образом, из приведенных положений НК РФ следует, что если в платежном поручении на перечисление налога допущена ошибка в указании основания или типа платежа, в налоговом периоде, статусе налогоплательщика, а также в ИНН, КПП получателя, ОКАТО и КБК, налогоплательщик вправе подать заявление в налоговый орган об уточнении платежа в порядке п. 7 ст. 45 НК РФ. И в этом случае он будет считаться исполнившим свою обязанность по уплате налога на день его фактической уплаты.

Однако налоговые органы на местах при наличии подобных ошибок в платежном поручении нередко отказывают налогоплательщикам в уточнении платежа и считают обязанность налогоплательщика по уплате налога невыполненной. В основном это касается ошибок в указании принадлежности платежа.

Ошибки в указании ИНН и КПП получателя

Несмотря на то что эти ошибки обычно выявляет банк при проведении платежа (такие платежки обычно попросту не проводятся), иногда такие случаи все же встречаются.

Арбитражные суды в подобных случаях встают на сторону налогоплательщика, считая что неправильный статус не влияет на исполнение обязанности по уплате налога в установленный срок в соответствующий бюджет (постановления ФАС Московского округа от 26.10.2009 № А41-7788/09, от 13.08.2009 № А41-20453/08, от 21.06.2006 № КА-А40/5240-06, от 23.11.2006, 30.11.2006 № КА-А40/11433-06, Северо-Кавказского округа от 06.02.2008 № А53-1949/2007-С5-14, Северо-Западного округа от 06.03.2006 № А56-23188/2005).

Ошибки в указании КБК

Неверное указание КБК является наиболее распространенной ошибкой, и на нее приходится наибольшее количество судебных споров. Поэтому остановимся на ней подробнее.

С 1 января 2007 г. перечисление налогов производится на единый казначейский счет, с которого потом органами Федерального казначейства осуществляется распределение указанных поступлений (налоговых доходов) по соответствующим бюджетам на основании кода бюджетной классификации (КБК). Таким образом, указание в платежном поручении КБК необходимо для правильного распределения уплаченных налогоплательщиками средств между бюджетами и ошибка в КБК может привести к зачислению сумм налога в бюджет иного уровня.

По этим причинам налоговики обычно отказывают налогоплательщикам в уточнении платежа и предлагают заплатить налог заново с начислением пеней.

Следует отметить, что ни Минфин России, ни суды не разделяют такую позицию налоговиков.

В своих письмах Минфин России прямо указывает, что если налогоплательщиком была допущена ошибка при указании в платежном документе КБК, то налоговый орган вправе принять решение об уточнении платежа в соответствии с п. 7 ст. 45 НК РФ.

Читайте так же:  Какие документы подтверждают налоговый вычет на лечение

В частности, Минфин не возражает против применения механизма уточнения платежа при перечислении транспортного налога с указанием КБК, предусмотренного для пеней по этому налогу (письмо Минфина России от 04.05.2009 № 03-02-07/1-217).

Финансовое ведомство допускает уточнение платежа и в случае, когда в платежном поручении на перечисление в бюджет сумм НДС ошибочно был указан КБК другого администратора доходов бюджета (письмо Минфина России от 11.03.2008 № 03-02-07/1-95), а также когда в платежном поручении в поле КБК вместо налога на имущество организаций указан налог на имущество предприятий (письмо Минфина России от 17.06.2008 № 03-02-07/1-288).

Правда, в письме от 27.10.2010 № 03-02-08/62, отвечая на вопрос о возможности проведения уточнения платежа по ЕНВД по правилам п. 7 ст. 45 НК РФ, если в платежном поручении на перечисление этого налога был ошибочно указан код КБК для НДС, Минфин России дал довольно уклончивый ответ. Он указал, что предусмотренное п. 7 ст. 45 НК РФ уточнение платежа применяется в случае, если допущенная налогоплательщиком ошибка в оформлении поручения на перечисление налога не повлекла неперечисления этого налога в бюджетную систему РФ на соответствующий счет Федерального казначейства. В других случаях сумма налога может быть зачтена или возвращена налогоплательщику в порядке, предусмотренном ст. 78 НК РФ.

Арбитражная практика придерживается мнения, что предусмотренная п. 7 ст. 45 НК РФ процедура уточнения платежа применяется при совершении любых ошибок в платежном поручении, в том числе и неверного указания КБК, если спорная сумма поступила в бюджетную систему РФ (постановления ФАС Московского округа от 15.02.2010 № КА-А41/429-10, от 04.06.2009 № КА-А40/4727-09, Центрального округа от 18.02.2010 № А48-3654/2009, Уральского округа от 19.01.2009 № Ф09-6174/08-С3).

Так, ФАС Дальневосточного округа в постановлении от 30.03.2009 № Ф03-1121/2009 указал, что подача заявления об уточнении платежей возможна при любых ошибках в платежном поручении, за исключением тех, которые повлекли неперечисление налога в бюджетную систему РФ на соответствующий счет Федерального казначейства. При этом не имеет значения, был в результате ошибки налог зачислен в тот бюджет или нет, поскольку при правильном указании счета Федерального казначейства сумма налога в любом случае поступит в бюджетную систему. Бюджетная система РФ, как указано в ст. 6 Бюджетного кодекса РФ, — это совокупность федерального бюджета, бюджетов субъектов РФ, местных бюджетов и бюджетов государственных внебюджетных фондов. Поэтому, даже если в результате ошибки в КБК сумма налога поступила в бюджет другого уровня, обязанность по уплате налога должна быть признана исполненной.

Девятый арбитражный апелляционный суд в постановлении от 25.02.2010 № 09АП-986/2010-АК пришел к аналогичному выводу, отметив, что если в результате ошибки в КБК сумма налога поступила в бюджет другого уровня, то налогоплательщик вправе подать заявление об уточнении платежа на основании п. 7 ст. 45 НК РФ и обязанность по уплате налога в этом случае признается исполненной.

А ФАС Западно-Сибирского округа в постановлении от 08.10.2009 № А45-8082/2009 подчеркнул, что налоговики ошибаются, считая, что уточнение КБК может производиться только в пределах одного и того же бюджета.

Исправление ошибок

Итак, только ошибки в номере счета Федерального казначейства и наименовании банка получателя влекут за собой необходимость повторной уплаты налога.

В остальных случаях при обнаружении в платежном поручении ошибок, не повлекших за собой неперечисления налога в бюджетную систему РФ на соответствующий счет Федерального казначейства, налогоплательщик вправе воспользоваться механизмом уточнения платежа, предусмотренным п. 7 ст. 45 НК РФ.

Для этого налогоплательщик подает в налоговый орган по месту своего учета заявление о допущенной ошибке с просьбой уточнить ошибочный реквизит платежного поручения. Заявление составляется в произвольной форме. К заявлению нужно приложить документы, подтверждающие уплату налога и его перечисление в бюджетную систему РФ на соответствующий счет Федерального казначейства. Такими документами являются копия платежного поручения и выписка банка.

Налогоплательщик вправе предложить налоговому органу провести совместную сверку уплаченных им налогов. Инициатором такой сверки может выступать и налоговый орган.

Результаты сверки оформляются актом, который подписывается налогоплательщиком и уполномоченным должностным лицом налогового органа.

На основании заявления налогоплательщика и акта совместной сверки расчетов по налогам, сборам, пеням и штрафам, если такая совместная сверка проводилась, налоговый орган принимает решение об уточнении платежа на день фактической уплаты налогоплательщиком налога в бюджетную систему РФ на соответствующий счет Федерального казначейства. При этом налоговый орган осуществляет пересчет пеней, начисленных на сумму налога, за период со дня его фактической уплаты в бюджетную систему РФ на соответствующий счет Федерального казначейства до дня принятия налоговым органом решения об уточнении платежа (п. 7 ст. 45 НК РФ).

В принципе налогоплательщик может и не подавать заявление в налоговый орган на уточнение платежа. Это является его правом, но не обязанностью. Ведь если сумма налога поступила в бюджетную систему РФ, то обязанность налогоплательщика по уплате налога считается выполненной, даже если в платежном поручении содержатся ошибки.

Так, ФАС Северо-Западного округа в своем постановлении от 07.10.2008 № А42-1319/2008 указал, что в силу п. 7 ст. 45 НК РФ обращение налогоплательщика с соответствующим заявлением в налоговые органы не является обязательным. В рассматриваемом случае налогоплательщик допустил ошибки в оформлении поручений на перечисление налога, указав несуществующий КБК. Однако, поскольку остальные реквизиты платежного поручения были заполнены правильно, эта ошибка не повлекла неперечисления налога в бюджетную систему РФ на соответствующий счет Федерального казначейства. Поэтому налогоплательщик не обратился в налоговый орган с заявлением о допущенной ошибке.

Суд отметил, что поступления по расчетным документам, в которых не указан КБК или указан несуществующий КБК, относятся к невыясненным поступлениям.

Администратором невыясненных поступлений в федеральный бюджет являются органы Федерального казначейства. При наличии в поле «Назначение платежа» ссылки на перечисление конкретного налога налоговый орган при взаимодействии с органом Федерального казначейства имеет возможность самостоятельно распределить перечисленный платеж в соответствующие бюджеты.

Однако все же лучше не обострять ситуацию и, обнаружив ошибку в платежном поручении, воспользоваться своим правом и подать заявление на уточнение платежа.

http://www.eg-online.ru/article/119961/

Налоги или зарплата — что в приоритете?

Что делать организации, если она имеет не только задолженность по зарплате, но и налоговые недоимки? Какой долг погасить первым и какими документами это регламентируется? Нужно ли ежегодно подавать заявление в налоговую о применении упрощенной системы налогообложения? На ваши вопросы отвечает эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ Олег МОСКВИТИН.

Наша организация имеет задолженность по заработной плате перед сотрудниками (5 месяцев). В кассе на сегодняшний день имеется сумма, которая могла бы погасить эту задолженность. Также имеется задолженность по налогам с фонда оплаты труда за этот же период. К расчетному счету фирмы выставлено инкассовое поручение ИФНС. Можно ли выплачивать заработную плату при наличии задолженности по налогам?

Читайте так же:  Налоговый вычет за лечение ребенка как оформить

— По нашему мнению, в рассматриваемой ситуации компания обязана выплатить заработную плату. Согласно ст. 4, 22 и иным нормам ТК РФ своевременная выплата заработной платы является одной из основополагающих обязанностей работодателя. При нарушении сроков выплаты зарплаты компания несет материальную ответственность (ст. 236 ТК РФ) и может быть привлечена к административной ответственности (ст. 5.27 КоАП РФ).

Виновные должностные лица работодателя также могут быть привлечены к ответственности по ст. 5.27 КоАП РФ. В случае если руководитель организации не выплачивал заработную плату свыше 2 месяцев из корыстных побуждений или иной личной заинтересованности, он может понести уголовную ответственность по ст. 145.1 УК РФ.

В то же время обязанность по уплате законно установленных налогов также является конституционной обязанностью компании (ст. 57 Конституции РФ). Как отмечается в Постановлении Конституционного Суда РФ от 23.12.97 № 21-П, «конституционные обязанности выплачивать вознаграждение за труд и платить законно установленные налоги и сборы не должны противопоставляться друг другу». Это обосновано, по мнению суда, прежде всего тем, что приоритет выплаты заработной платы собственным работникам предприятия перед уплатой налогов в бюджет ставит под угрозу возможность выплаты государством заработной платы таким же гражданам, но работающим в бюджетной сфере.

Видео (кликните для воспроизведения).

Именно поэтому указанным Постановлением Конституционного Суда РФ признан неконституционным абз. 4 п. 2 ст. 855 ГК РФ. Согласно этому абзацу при недостаточности денежных средств на счете для удовлетворения всех предъявленных к нему требований списание денежных средств по документам на перечисление или выдачу денежных средств для расчетов по оплате труда осуществляется хотя и в одну очередь с документами на отчисления в ПФ РФ, ФСС РФ, ФОМС РФ и территориальные фонды ОМС, но до списания по документам на уплату налогов.

В связи с этим в настоящее время применяется Федеральный закон от 19.12.2006 № 238-ФЗ, согласно которому при недостаточности денежных средств на счете налогоплательщика для удовлетворения всех предъявленных к нему требований списание средств по расчетным документам, предусматривающим платежи в бюджеты, а также перечисление или выдача денежных средств для расчетов по оплате труда производятся в порядке календарной очередности поступления указанных документов.

Иными словами, при недостатке средств на счете организации приоритет зарплатных платежных документов перед налоговыми отсутствует: банк обязан исполнять те документы, которые поступили к нему раньше.

Вместе с тем Закон не регламентирует вопросы уплаты зарплаты/налогов в ситуации, когда организация имеет недостаток средств в кассе. В то же время ст. 11 Конвенции Международной организации труда № 95 об охране заработной платы (Женева, 1 июля 1949 г.), ратифицированная нашей страной и являющаяся в силу ст. 15 Конституции РФ составной частью нашей правовой системы, называет заработную плату «привилегированным кредитом», то есть долгом, погашаемым в приоритетном порядке. Это общий вывод конвенции.

Согласно конвенции очередность погашения привилегированного кредита, составляющего заработную плату, по отношению к другим видам привилегированного кредита (например, кредита налогового) определяется национальным законодательством.

Таким образом, международный договор, имеющий в РФ приоритет перед внутренним законодательством, предписывает России урегулировать очередность уплаты приоритетных платежей разного вида. Однако повторимся, для вашей ситуации такого регулирования не установлено.

Поэтому, по нашему мнению, компания может руководствоваться общим правилом законодательства России: приоритетом долгов по заработной плате перед налоговыми недоимками. Напомним, что согласно ст. 64 ГК РФ долги по заработной плате погашаются перед налоговыми недоимками при ликвидации организации. Предоставляет приоритет погашению долгов по заработной плате и Федеральный закон от 26.10.2002 № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)».

При погашении долга по заработной плате у компании возникнет обязанность по удержанию и перечислению в бюджет НДФЛ (п. 4 ст. 226 НК РФ). Надлежащее выполнение этой обязанности (удержание и внесение на банковский счет для перечисления в бюджет 13% от выплачиваемых работникам сумм задолженности) будет свидетельствовать о добросовестности организации, ее стремлении надлежащим образом исполнять свои налоговые обязанности.

Что касается задолженности по ЕСН, взносам в социальные фонды у вашей фирмы, то тяжелое финансовое положение фирмы, отсутствие денежных средств не освобождают ее от обязанности по уплате обязательных платежей (например, Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 25.01.2007 № Ф04-9077/2006(30187-А27-19), Ф04-9077/2006(30126-А27-19). Следовательно, организации нужно принять меры по погашению задолженности (реализация имущества, привлечение заемных средств и т.п.) и, возможно, проработать с налоговым органом вопрос об изменении срока уплаты налогов (гл. 9 НК РФ).

Отдельно сообщаем, что штраф за несвоевременную уплату ЕСН, взносов на обязательное пенсионное страхование и страхование от несчастных случаев не может быть взыскан с вашей организации за погашение долга по заработной плате вместо налоговой недоимки. Как прямо указывается в Постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 08.05.2007 № 15162/06, фирма не может быть оштрафована «за непринятие мер, направленных на погашение уже возникшей недоимки» (то есть, например, за погашение долга по зарплате вместо налоговой недоимки).

Штраф за собственно неуплату налогов и взносов может быть обоснованно взыскан лишь при наличии в действиях компании составов правонарушений, предусмотренных ст. 122 НК РФ, ст. 27 Федерального закона от 15.12.2001 № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в РФ», ст. 19 Федерального закона от 24.07.98 № 125-ФЗ «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний».

Все перечисленные нормы предусматривают штрафы за неуплату обязательных платежей в результате занижения облагаемой ими базы, иного неправильного исчисления налога (сбора) или других неправомерных действий (бездействия).

Под «другими неправомерными действиями» может пониматься, на наш взгляд, неуплата налога при наличии средств для этого на момент, когда уплата налога (взноса) должна производиться. Непогашение возникшей ранее недоимки при появлении денежных средств (как в вашей ситуации) согласно упомянутому Постановлению Президиума ВАС РФ от 08.05.2007 № 15162/06 состава правонарушения не образует.

Поэтому, если фирма подавала корректную отчетность по налогам и страховым взносам в ИФНС и социальные фонды, но не платила налоги в связи с отсутствием средств, штраф с нее взыскиваться не должен. Но компания будет обязана уплатить пени как компенсацию потерь бюджета и фондов, вызванных несвоевременной уплатой налогов и взносов.

Самостоятельное основание для взыскания штрафа — непредставление отчетности в установленные сроки (например, ст. 119 НК РФ).

Организация применяет упрощенную систему налогообложения. Надо ли подавать заявление в налоговую после истечения отчетного налогового периода о том, что организация и далее будет применять «упрощенку»? Доход и численность работников находятся в пределах, установленных законодательством.

Читайте так же:  Виды государственного муниципального финансового контроля

— В соответствии с п. 1 ст. 346.13 НК РФ организации, изъявившие желание перейти на упрощенную систему налогообложения, подают в период с 1 октября по 30 ноября года, предшествующего году, начиная с которого налогоплательщики переходят на УСН, в налоговый орган по месту своего нахождения заявление. При этом организации сообщают в нем о размере доходов за 9 месяцев текущего года.

Закон не требует от организаций ежегодного подтверждения желания на применение упрощенной системы налогообложения. На это указывается также в Письме УМНС по г. Москве от 20.06.2003 № 21-09/32901.

Поэтому фирма, экономические и иные показатели которой отвечают критериям ст. 346.12 НК РФ, п. 4 ст. 346.13 НК РФ, вправе продолжать применение «упрощенки», не подавая новых заявлений.

http://www.eg-online.ru/article/54286/

Работники имеющие задолженность по налогам добровольно погасили

Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с ЗАО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.

Лекторы – ведущие эксперты, непосредственные разработчики законов:
В. В. Витрянский, Л. Ю. Михеева, Е. А. Суханов, А. А. Маковская. Принять участие можно очно/ онлайн или в записи, в любой точке страны!

Поступил судебный приказ о взыскании задолженности (более 3000 руб.) по транспортному налогу и земельному налогу, а также пени за 2013-2014 годы.
Имеет ли право налоговая инспекция взыскивать налоги по истечении 5 лет?

По данному вопросу мы придерживаемся следующей позиции:
Взыскание земельного и транспортного налогов с физических лиц возможно и по истечении 5 лет с окончания налогового периода.

Рекомендуем также ознакомиться с материалами:
— Энциклопедия решений. Взыскание задолженности по налогам (сборам, пеням, штрафам) с физического лица, не являющегося индивидуальным предпринимателем;
— Энциклопедия решений. Исполнение обязанности по уплате налога, сбора, страховых взносов;
— Энциклопедия решений. Удержание по исполнительным документам;
— Энциклопедия решений. Признание налоговым органом недоимки и задолженности по пеням и штрафам безнадежными к взысканию и их списание;
— Решение Железнодорожного районного суда г. Красноярска Красноярского края от 4 марта 2019 г. по делу N 2а-1546/2019;
— Решение Перевозского районного суда Нижегородской области от 15 июля 2019 г. по делу N 2а-127/2019.

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
аудитор, член РСА, профессиональный бухгалтер Макаренко Елена

Ответ прошел контроль качества

26 августа 2019 г.

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.

http://www.garant.ru/consult/nalog/1294104/

Налоговые органы могут взыскать задолженность по уплате налогов с физлиц, обратив взыскание на их зарплату

Такой механизм действительно существует. ФНС России разработала для нижестоящих налоговых органов порядок действий, направленных на снижение существующей задолженности налогоплательщиков-физлиц, а также на предотвращение ее дальнейшего роста. Свои рекомендации нижестоящим налоговым органам ФНС России изложила в письмах от 21.10.2015 № ГД‑4-8/[email protected] «О действиях налоговых органов, направленных на повышение эффективности взыскания с физических лиц» и № ГД‑4-8/[email protected] «Об урегулировании задолженности физических лиц» (далее — письма).

Все изложенные рекомендации не противоречат нормам существующего законодательства и не выходят за рамки предоставленных налоговым органам полномочий, но на практике ранее не применялись.

К наиболее значимым рекомендациям можно отнести следующие:

налоговые органы вправе информировать налогоплательщика посредством телефонной связи о наличии у него непогашенной задолженности по налоговым платежам, а также о его правах и обязанностях в соответствии с налоговым законодательством. Причем в данном случае речь идет о том, что налоговые органы сами будут звонить должнику (в рабочие дни в период с 8 до 20 часов по местному времени), если общая сумма задолженности в бюджетную систему РФ составляет более 10 000 руб., а для Москвы, Московской области и Санкт-Петербурга — более 50 000 руб. Номер телефона физического лица налоговый орган может получить из любых доступных источников;

налоговые органы также вправе информировать работодателя (при наличии сведений в налоговом органе) о сотрудниках, имеющих неисполненную обязанность по уплате обязательных платежей в бюджетную систему РФ. В списке сотрудников будут указаны лишь фамилия и инициалы (имя и отчество полностью не указывается) физических лиц, информация о наличии задолженности (без указания наименования объекта налогообложения), а также контактные данные налогового органа;

налоговые органы могут направлять полученные в судебном порядке исполнительные документы о взыскании денежных средств (исполнительный лист, судебный приказ) в организацию, компанию или иному лицу, выплачивающим должнику заработную плату, пенсию, стипендию и иные периодические платежи (в случае если задолженность не превышает 25 000 руб.).

Также ФНС России уделила особое внимание необходимости контроля за ходом исполнительного производства, возбужденного ФССП России на основании направленных налоговым органом исполнительных документов для взыскания налоговой задолженности.

Например, если сумма задолженности превышает 3000 руб., налоговому органу одновременно с вступившими в законную силу судебными актами необходимо направить в службу судебных приставов ходатайство о наложении ареста на имущество должника. А если сумма задолженности превышает 10 000 руб. — заявление о временном ограничении на выезд должника из Российской Федерации в соответствии со ст. 67 Федерального закона от 02.10.2007 № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» (далее — Закон об исполнительном производстве).

Когда сумма задолженности гражданина-должника более 50 000 руб. по имущественным налогам или более 250 000 руб. по налогу на доходы физических лиц (НДФЛ), налоговый орган по согласованию со службой судебных приставов организует проведение совместных рейдов по наложению ареста на имущество должника в рамках открытых исполнительных производств.

Также в указанных письмах налоговым органам рекомендовано совместно со службой судебных приставов и Госавтоинспекцией МВД России участвовать в рейдовых мероприятиях по взысканию задолженности по имущественным налогам с физических лиц в наиболее посещаемых общественных местах (аэропорты, крупные торговые точки и т. д.).

Обо всех проведенных мероприятиях налоговые органы будут ежеквартально отчитываться в ФНС России.

Что касается механизма взыскания налоговым органом задолженности по налоговым платежам из заработной платы должника через его работодателя, то тут следует отметить, что право взыскателя (в данном случае налогового органа) обратиться к работодателю должника предусмотрено ст. 9 Закона об исполнительном производстве.

Как это должно работать на практике?

Взыскать задолженность по налоговым платежам за счет имущества физических лиц, не исполнивших добровольно обязанность по уплате налога (сбора, пеней, штрафа), возможно лишь на основании судебного акта, вступившего в законную силу. Этот механизм прописан в ст. 48 НК РФ.

Иными словами, налоговый орган должен обратиться с заявлением о взыскании сумм неоплаченных налоговых платежей в суд общей юрисдикции, который по результатам рассмотрения дела вынесет судебный акт и после его вступления в законную силу выдаст исполнительный документ (исполнительный лист, судебный приказ). Получив исполнительный документ, налоговый орган самостоятельно, минуя службу судебных приставов, если размер взыскания денежных средств не превышает в сумме 25 000 руб., направит его в организацию или иному лицу, выплачивающему должнику заработную плату, пенсию, стипендию и иные периодические платежи. Такое право закреплено положениями ч. 2 ст. 9 Закона об исполнительном производстве.

Читайте так же:  Налог с проданной квартиры

Неисполнение работодателем требований исполнительного документа, полученного от налогового органа, в соответствии с ч. 3 ст. 17.14 КоАП РФ влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от 2000 до 2500 руб., на должностных лиц — от 15 000 до 20 000 руб. и на юридических лиц — от 50 000 до 100 000 руб.

Что делать работодателю, получившему исполнительный документ от налогового органа?

Во-первых, работодатель должен проверить, соответствует ли исполнительный документ требованиям ст. 13 Закона об исполнительном производстве. В частности, обратить внимание на сведения о должнике, взыскателе и размере взыскиваемой суммы (не более 25 000 руб.). Одновременно с исполнительным документом взыскатель представляет работодателю заявление с указанием реквизитов для перевода денежных средств и сведений о взыскателе (ст. 9 Закона об исполнительном производстве). Если какие-либо сведения, указанные в ст. 13 Закона об исполнительном производстве, в исполнительном документе будут отсутствовать, то работодатель вправе не исполнять данный документ, а направить его взыскателю, пояснив причины неисполнения.

Если с исполнительным документом все в порядке, то в соответствии с положениями ст. 98 Закона об исполнительном производстве работодатель обязан в трехдневный срок со дня выплаты удерживать денежные средства из заработной платы и иных доходов должника в соответствии с требованиями, содержащимися в исполнительном документе. Причем перевод и перечисление денежных средств производятся за счет должника.

Особое внимание работодателю необходимо обратить на положения ст. 99 Закона об исполнительном производстве и ст. 138 ТК РФ, в соответствии с которыми размер удержания из заработной платы и иных доходов должника исчисляется из суммы, оставшейся после удержания налогов, и не может составлять более 50% заработной платы и иных доходов. Удержание производится до исполнения в полном объеме содержащихся в исполнительном документе требований (то есть денежные средства могут удерживаться в пределах максимально возможного размера несколько раз до погашения всей суммы, подлежащей взысканию).

Также работодателю необходимо учесть положения ст. 101 Закона об исполнительном производстве, предусматривающей виды доходов, на которые не может быть обращено взыскание (например, денежные суммы, выплачиваемые в возмещение вреда, причиненного здоровью, в связи со смертью кормильца, получением увечья и т. д.).

Получать согласие работника на взыскание из заработной платы сумм по исполнительному документу не требуется, однако работника стоит уведомить о получении исполнительного документа.

Если работник не согласен с требованиями, которые на него возлагаются судебным актом и исполнительным документом (например, в расчете допущена ошибка), ему необходимо обратиться в налоговый орган, направивший работодателю исполнительный документ, причем лучше всего оформить обращение в письменной форме в виде жалобы на действия налогового органа и на втором экземпляре жалобы получить отметку налогового органа о подаче документа (либо направить жалобу по почте заказным письмом с уведомлением и описью вложения).

Если налоговый орган не произведет перерасчет и не отзовет исполнительный документ, налогоплательщику необходимо обращаться в суд.

http://www.eg-online.ru/consultation/299659/

Долги остались за уволенными. Что делать?

Бухгалтерам компаний порой приходится сталкиваться с ситуациями, когда сотрудник увольняется, но остается должен компании определенную денежную сумму. В этих случаях прежде всего интересует вопрос: как поступить с образовавшейся задолженностью уволившегося работника? Ответы на этот вопрос содержатся в нашей статье.

Все ситуации с долгами работников компаний можно разделить на 2 группы. Первая. Работник находится в процессе увольнения, но уже ясно, что суммы окончательного расчета не хватит, чтобы компенсировать его задолженности перед компанией. Вторая. Работник уже уволился, и ему больше не причитаются к выплате денежные средства, но его долг перед компанией остается не погашенным. Разберем обе эти ситуации. Рассмотрим также порядок списания и отражения в бухгалтерском и налоговом учете сумм различных задолженностей уволенных работников.

Основные виды долгов уволенных

Причины возникновения задолженностей сотрудников перед работодателем различны. Но главная заключается в том, что работник имеет право в любое время расторгнуть трудовой договор с компанией по собственной инициативе. Работнику при этом достаточно предупредить работодателя в письменной форме за 2 недели до дня своего увольнения. В последний день работы руководитель обязан выдать такому сотруднику трудовую книжку и произвести с ним окончательный расчет 1 .
При этом у сотрудника могут существовать задолженности перед компанией. Но работодатель не имеет права задерживать выдачу трудовой книжки и суммы окончательного расчета.
Существуют различные виды задолженностей уволенных работников перед компаниями. На практике чаще всего встречаются следующие виды долгов уволенных работников:

  • дебиторская задолженность по зарплате, образовавшаяся из-за выданного сотруднику денежного аванса, полностью им не отработанного;
  • задолженность уволившегося работника по выданным ему подотчетным суммам;
  • задолженность сотрудника по своевременно не погашенному займу;
  • задолженность уволившегося работника за неотработанные дни отпуска.

Способы возврата долга

Как ликвидировать задолженность сотрудника перед компанией? Есть несколько основных способов избавления от такой задолженности:

  • удержание суммы долга из суммы окончательного расчета увольняющегося;
  • добровольное возвращение работником задолженности работодателю;
  • взыскание задолженности уволенного работника в судебном порядке;
  • прощение долга.

Эти способы могут применяться как по отдельности, так и комбинированно. Удержать долг увольняющегося сотрудника можно из суммы окончательного расчета. Это возможно в том случае, если сумма окончательного расчета больше суммы образовавшейся задолженности. Нужно иметь в виду, что в большинстве ситуаций, кроме случаев полной материальной ответственности, работника можно в бесспорном порядке привлечь лишь к ограниченной матответственности, то есть он несет такую ответственность в пределах своего среднего месячного заработка 2 . Но если сотрудник увольняется, то с него нельзя удержать более 20 процентов суммы, причитающейся ему при увольнении, так как окончательный расчет — это разовая выплата 3 . Следует также учитывать, что трудовым законодательством строго определены случаи, в которых работодатель может удерживать задолженности работника перед фирмой из зарплаты увольняющегося сотрудника 4 . Кроме того, такие удержания можно произвести, только если работник не оспаривает оснований и размеров удержаний 5 . При этом следует получить письменное согласие работника на такие удержания 6 .

Взыскание по суду

В рассмотренной ситуации следует учитывать важный момент. Если компания не сможет вернуть по суду излишние выплаченные суммы и не уменьшит в налоговом учете расходы на сумму начисленных неотработанных отпускных, то по истечении срока исковой давности эти расходы в виде образовавшейся дебиторской задолженности не могут повторно учитываться как внереализационные расходы, уменьшающие налогооблагаемую прибыль 12 .

Читайте так же:  Оплачивают налог на недвижимость пенсионеры

Списание долга

Авторы статьи:
Ю.В. Ирлица,
эксперт журнала

Экспертиза статьи:
С.В. Мягкова,
служба Правового консалтинга ГАРАНТ,
профессиональный бухгалтер-эксперт

1 ст. 84.1, 140 ТК РФ
2 ст. 241 ТК РФ
3 ч. 1 ст. 138 ТК РФ
4 ст. 137 ТК РФ
5 ст. 137 ТК РФ
6 письмо Роструда от 09.08.2007 N 3044-6-0
7 ст. 415 ГК РФ; ст. 248 ТК РФ
8 п. 2 Правил об очередных и дополнительных отпусках, утв. НКТ СССР 30.04.1930 N 169 (далее — Правила)
9 п. 3 разд. «В Президиуме Верховного Суда Республики Карелия» Судебной практики по гражданским делам Верховного суда Республики Карелия за 1-е полугодие 2007 г.
10 письмо УФНС России по г. Москве от 17.04.2006 N 21-07/[email protected]
11 п. 1 ст. 81, п. 1 ст. 54 НК РФ
12 письмо Минфина России от 10.12.2009 N 03-03-06/1/799
13 письмо Минфина России от 27.07.2005 N 07-05-06/212
14 ст. 196 ГК РФ
15 п. 2 ст. 266 НК РФ; ст. 196 ГК РФ
16 письмо Минфина России от 13.01.2009 N 03-03-06/1/3
17 письмо Минфина России от 21.02.2008 N 03-03-06/1/124; пост. ФАС МО от 21.11.2005 N КА-А40/11239-05
18 п. 2 ст. 223 НК РФ; пост. ФАС ПО от 04.10.2007 N А55-1674/2007-53, ФАС СЗО от 25.01.2006 N А56-21695/2005
19 письмо Минфина России от 11.01.2006 N 03-03-04/1/475
20 п. 77 Положения, утв. Приказом Минфина России от 29.07.1998 N 34н
21 п. 1 ст. 210 НК РФ
22 п. 5 ст. 226 НК РФ; письмо Минфина России от 13.11.2007 N 03-11-04/2/274

http://www.garant.ru/article/278005/

Долги остались за уволенными. Что делать?

Бухгалтерам компаний порой приходится сталкиваться с ситуациями, когда сотрудник увольняется, но остается должен компании определенную денежную сумму. В этих случаях прежде всего интересует вопрос: как поступить с образовавшейся задолженностью уволившегося работника? Ответы на этот вопрос содержатся в нашей статье.

Все ситуации с долгами работников компаний можно разделить на 2 группы. Первая. Работник находится в процессе увольнения, но уже ясно, что суммы окончательного расчета не хватит, чтобы компенсировать его задолженности перед компанией. Вторая. Работник уже уволился, и ему больше не причитаются к выплате денежные средства, но его долг перед компанией остается не погашенным. Разберем обе эти ситуации. Рассмотрим также порядок списания и отражения в бухгалтерском и налоговом учете сумм различных задолженностей уволенных работников.

Основные виды долгов уволенных

Причины возникновения задолженностей сотрудников перед работодателем различны. Но главная заключается в том, что работник имеет право в любое время расторгнуть трудовой договор с компанией по собственной инициативе. Работнику при этом достаточно предупредить работодателя в письменной форме за 2 недели до дня своего увольнения. В последний день работы руководитель обязан выдать такому сотруднику трудовую книжку и произвести с ним окончательный расчет 1 .
При этом у сотрудника могут существовать задолженности перед компанией. Но работодатель не имеет права задерживать выдачу трудовой книжки и суммы окончательного расчета.
Существуют различные виды задолженностей уволенных работников перед компаниями. На практике чаще всего встречаются следующие виды долгов уволенных работников:

  • дебиторская задолженность по зарплате, образовавшаяся из-за выданного сотруднику денежного аванса, полностью им не отработанного;
  • задолженность уволившегося работника по выданным ему подотчетным суммам;
  • задолженность сотрудника по своевременно не погашенному займу;
  • задолженность уволившегося работника за неотработанные дни отпуска.

Способы возврата долга

Как ликвидировать задолженность сотрудника перед компанией? Есть несколько основных способов избавления от такой задолженности:

  • удержание суммы долга из суммы окончательного расчета увольняющегося;
  • добровольное возвращение работником задолженности работодателю;
  • взыскание задолженности уволенного работника в судебном порядке;
  • прощение долга.

Эти способы могут применяться как по отдельности, так и комбинированно. Удержать долг увольняющегося сотрудника можно из суммы окончательного расчета. Это возможно в том случае, если сумма окончательного расчета больше суммы образовавшейся задолженности. Нужно иметь в виду, что в большинстве ситуаций, кроме случаев полной материальной ответственности, работника можно в бесспорном порядке привлечь лишь к ограниченной матответственности, то есть он несет такую ответственность в пределах своего среднего месячного заработка 2 . Но если сотрудник увольняется, то с него нельзя удержать более 20 процентов суммы, причитающейся ему при увольнении, так как окончательный расчет — это разовая выплата 3 . Следует также учитывать, что трудовым законодательством строго определены случаи, в которых работодатель может удерживать задолженности работника перед фирмой из зарплаты увольняющегося сотрудника 4 . Кроме того, такие удержания можно произвести, только если работник не оспаривает оснований и размеров удержаний 5 . При этом следует получить письменное согласие работника на такие удержания 6 .

Взыскание по суду

В рассмотренной ситуации следует учитывать важный момент. Если компания не сможет вернуть по суду излишние выплаченные суммы и не уменьшит в налоговом учете расходы на сумму начисленных неотработанных отпускных, то по истечении срока исковой давности эти расходы в виде образовавшейся дебиторской задолженности не могут повторно учитываться как внереализационные расходы, уменьшающие налогооблагаемую прибыль 12 .

Списание долга

Авторы статьи:
Ю.В. Ирлица,
эксперт журнала

Экспертиза статьи:
С.В. Мягкова,
служба Правового консалтинга ГАРАНТ,
профессиональный бухгалтер-эксперт

1 ст. 84.1, 140 ТК РФ
2 ст. 241 ТК РФ
3 ч. 1 ст. 138 ТК РФ
4 ст. 137 ТК РФ
5 ст. 137 ТК РФ
6 письмо Роструда от 09.08.2007 N 3044-6-0
7 ст. 415 ГК РФ; ст. 248 ТК РФ
8 п. 2 Правил об очередных и дополнительных отпусках, утв. НКТ СССР 30.04.1930 N 169 (далее — Правила)
9 п. 3 разд. «В Президиуме Верховного Суда Республики Карелия» Судебной практики по гражданским делам Верховного суда Республики Карелия за 1-е полугодие 2007 г.
10 письмо УФНС России по г. Москве от 17.04.2006 N 21-07/[email protected]
11 п. 1 ст. 81, п. 1 ст. 54 НК РФ
12 письмо Минфина России от 10.12.2009 N 03-03-06/1/799
13 письмо Минфина России от 27.07.2005 N 07-05-06/212
14 ст. 196 ГК РФ
15 п. 2 ст. 266 НК РФ; ст. 196 ГК РФ
16 письмо Минфина России от 13.01.2009 N 03-03-06/1/3
17 письмо Минфина России от 21.02.2008 N 03-03-06/1/124; пост. ФАС МО от 21.11.2005 N КА-А40/11239-05
18 п. 2 ст. 223 НК РФ; пост. ФАС ПО от 04.10.2007 N А55-1674/2007-53, ФАС СЗО от 25.01.2006 N А56-21695/2005
19 письмо Минфина России от 11.01.2006 N 03-03-04/1/475
20 п. 77 Положения, утв. Приказом Минфина России от 29.07.1998 N 34н
21 п. 1 ст. 210 НК РФ
22 п. 5 ст. 226 НК РФ; письмо Минфина России от 13.11.2007 N 03-11-04/2/274

Видео (кликните для воспроизведения).

http://www.garant.ru/company/garant-press/ab/270851/02/

Работники имеющие задолженность по налогам добровольно погасили
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here