Проверка кассовой дисциплины налоговыми органами

Кто осуществляет проверку кассовой дисциплины на предприятии – контроль налоговыми органами и банками

Кассовая дисциплина на предприятии предполагает строгое соблюдение его сотрудниками правил выполнения кассовых транзакций, установленных российским законодательством.

Помимо общеобязательных норм, работники организации, имеющие отношение к обороту наличных денег, должны руководствоваться в своей деятельности внутренними регламентами, которые утверждаются и вводятся в действие приказами директора.

Статья описывает типовые ситуации. Чтобы решить Вашу проблему — напишите нашему консультанту или позвоните бесплатно:

Таким образом, совершение компанией приходно-расходных операций с денежной наличностью регулярно контролируется как государственными органами, так и самим руководством хозяйствующего субъекта, осуществляющего кассовые транзакции.

Одним из наиболее эффективных способов такого контроля является проверка, порядок проведения которой также регламентируется нормативно-правовыми актами.

Кто проверяет соблюдение на предприятии?

Все сотрудники организации, непосредственно осуществляющие кассовые транзакции (операции), обязаны контролировать корректность своих действий при работе с наличностью.

Главный бухгалтер компании отвечает за деятельность бухгалтерского подразделения, к компетенции которого относится ведение операционной кассы.

Общий контроль хозяйственной деятельности предприятия, принимающего и расходующего наличные средства, выполняет его руководитель.

Индивидуальный предприниматель самостоятельно контролирует свою деятельность, что подразумевает его личную ответственность за правильность ведения всех кассовых операций.

Налоговая служба осуществляет внешний контроль кассовой дисциплины хозяйствующего субъекта, работающего с наличностью.

Одним из способов реализации надзорных функций является проверка субъекта предпринимательства, которая проводится фискальным органом (налоговой службой) согласно Административному регламенту, утвержденному и введенному в действие Приказом Минфина РФ, зарегистрированным 17.10.2011 под номером 133н.

Налоговая проверка выполняется особым подразделением налоговой службы, осуществляющим оперативный контроль хозяйствующих субъектов.

Все проверочные действия совершаются инспектором данного подразделения.

Налоговая проверка юридического лица (организации, предприятия) или индивидуального предпринимателя, работающего с наличностью, имеет конкретную цель – выявление фактов несоблюдения нормативных правил кассовой дисциплины, регламентированных законодательством РФ.

В чем заключается контроль операций налоговым органом?

Налоговая проверка соблюдения хозяйствующим субъектом общеобязательных норм/правил кассовой дисциплины проводится на основании соответствующего решения руководства налоговой инспекции.

Оформляется специальное поручение, которое инспекторы предъявляют проверяемому лицу вместе со своими служебными удостоверениями.

Общий порядок выполнения

Налоговая проверка подразумевает выполнение уполномоченным инспектором следующих административных процедур:

  • Хозяйствующему субъекту, подлежащему проверке, предъявляется поручение на исполнение проверочных действий.
  • Изучение инспекторами документации, предоставленной хозяйствующим субъектом.
  • Проверяются полнота и корректность учета денежной наличности.
  • Итоги проведенной проверки оформляются надлежащим образом.

Какие документы изучаются специалистами?

Специалисты налоговой службы вправе затребовать у хозяйствующего субъекта документы, необходимые для проверки соблюдения нормативных правил кассовой дисциплины.

К числу таких документов относятся:

  • Книги учета доходов/затрат, специфика ведения которых зависит от актуальной системы налогообложения, применяемой проверяемым хозяйствующим субъектом.
  • Приходные (входящие)/расходные (исходящие) ордера.
  • Кассовая книга.
  • Журнал регистрационного учета приходных/расходных кассовых ордеров.
  • Журнал, заполняемый кассиром-операционистом.
  • Справка-отчет, формируемая кассиром-операционистом.
  • Авансовые отчеты хозяйствующего субъекта.
  • Акты, удостоверяющие возврат денежных средств покупателям (плательщикам), который производится по неиспользованным чекам (кассовым).
  • Распечатанные отчеты фискальной памяти ККТ и использованных накопителей.
  • Журнал регистрационного учета обобщающих сведений контрольно-денежных счетчиков ККТ (речь идет об аппаратах, функционирующих без участия кассира)
  • Ленты контроля ККТ на бумажных/электронных носителях.
  • Данные счетчиков ККТ, касающиеся наличной выручки организации.
  • БСО, их копии, корешки соответствующих бланков.
  • Сведения автоматизированной системы об эмитированных документах.
  • Книга регистрационного учета БСО.
  • Акты принятия/списания БСО.
  • Приказ, устанавливающий лимит (ограничение) кассового остатка в организации (как рассчитать лимит).
  • Прочие первичные бумаги и регистры бухучета, необходимые уполномоченному инспектору для проверки соблюдения кассового порядка.

Как проверяется использование онлайн-касс?

Контроль использования онлайн-касс осуществляется налоговой службой следующим образом:

  • Мониторинг и изучение сведений о наличной выручке хозяйствующего субъекта.
  • Проверка применения ККТ.
  • Дистанционная проверка операторов, обрабатывающих фискальные данные.
  • Контроль предоставления покупателям (плательщикам) кассовых чеков или БСО. Один из способов – контрольная покупка.
  • Отправка налогоплательщику запроса на предоставление дополнительных данных. Такой запрос может формироваться через персональный кабинет ККТ.
  • Получение неограниченного доступа к сведениям кассовой отчетности в информационной базе оператора фискальных данных.
  • Получение неограниченного доступа к аппарату ККТ хозяйствующего субъекта с целью выведения данных, содержащихся на фискальном накопителе.

Какие нарушения обычно выявляются?

По итогам проведенных проверок часто обнаруживаются следующие нарушения кассовой дисциплины:

  • Превышаются лимиты остатка по кассе и суммы наличных расчетов.
  • Полученная наличная выручка не отражается в полном размере.
  • Покупателям (плательщикам) не предоставляются чеки ККТ/БСО.
  • Используемый аппарат ККТ не соответствует нормам.
  • Фактические остатки наличных денег не соответствуют сведениям кассовых бумаг.
  • Необоснованное превышение сроков выдачи наличности под отчет.
  • Прочие нарушения.

Осуществляется ли банками?

Банк вправе проверить кассовую дисциплину обслуживаемого хозяйствующего субъекта.

Обычно подобные проверки осуществляются финансовыми учреждениями раз в два года.

Как правило, контролю подлежат заполнение кассовой книги и соблюдение ограничения по остатку наличности.

Как общаться с проверяющими при проверке?

Ведите себя спокойно, факт установления нарушений, еще не означает, что к вам будут применены штрафные санкции. Штрафы накладывает только начальник налоговой инспекции и от вас, ваших действий или бездействий, будет зависеть его размер.

Сколько раз меня имеют право проверять?

Почему прислали уведомление о том, что я должен применять онлайн-кассу, если на мой вид деятельности распространяется отсрочка до 2021 года?

Существует ли план проверок и где его можно посмотреть?

В НК РФ ничего не сказано про проверки ККТ. На основании каких законов эти проверки проводятся?

Как проходят проверки ККТ?

К вам в офис, магазин, торговую точку и т.д. приходят сотрудники налоговой инспекции для проверки законности применения ККТ. Такие проверки могут проводится визуально, это когда проверяющие просто наблюдают со стороны, применяется ли ККТ, при этом может проводится фото или видео съемка. Или проверяющие приобретают у вас товар либо услугу за наличные денежные средства и смотрят будет ли применена ККТ. Денежные средства для проведения проверок выделяются сотрудникам инспекций из бюджета, поэтому после окончания проверки товар как правило возвращается продавцу, а деньги проверяющему.

Инспектор, в ходе проверки, когда уже установлен или не установлен факт нарушений, обязан предъявить поручение на проведение проверки, подписанное начальником налоговой инспекции (или его заместителем) и предъявить служебное удостоверение. Проверку проводят только сотрудники указанные в этом поручении. В ходе проверки в поручение вписывается проверяемое лицо. Это не делается заранее, т.к. проверки не запланированы. По результатам проверки составляется протокол и акт, в независимости были допущены нарушения или нет. Если нарушения установлены, с сотрудника их допустившего, берутся объяснения. Сотрудник должен собственноручно в протоколе описать по каким причинам произошли нарушения законодательства по применению ККТ или также в письменном виде отказаться от дачи объяснений.

Читайте так же:  Отчетность ип на осно сроки

Далее в протоколе указывается дата и время, когда руководитель организации или ИП обязаны явиться на прием к начальнику налоговой инспекции, для дальнейшего разбирательства по факту нарушений. Копия протокола вручается сотруднику. Почему руководитель или ИП вызываются в инспекцию? Административный штраф, согласно КоАП, накладывается не на сотрудника, допустившего на рушение, а на руководителя или ИП. Если вы в назначенное время просто не прейдете на рассмотрение нарушений, то это будет проходить без вашего присутствия и штрафные санкции в любом случае будут применены.

Кто имеет право приходить и проверять ККТ?

Исключение составляют только силовые структуры такие как Прокуратура РФ, МВД, ОРЧ, СК. Сотрудники этих ведомств имеют право изымать ККТ в рамках совместных выездных налоговых проверок либо самостоятельных проверок. Изъятие ККТ может произойти если установлены факты грубейшего нарушения налогового законодательства либо сокрытие выручки в больших размерах. Больше ни каких действий с ККТ сотрудники данных ведомств проводить не могут.

Выводы

Проверка соблюдения хозяйствующим субъектом нормативных правил кассовой дисциплины осуществляется уполномоченными специалистами налоговой службы.

Кроме того, ответственные сотрудники организации – кассиры, главный бухгалтер, руководитель – самостоятельно контролируют правильность совершения и учета наличных операций.

Целью подобных проверок является своевременное выявление нарушений, допускаемых в сфере ведения кассы, а также их скорейшее устранение и профилактика.

Статья описывает типовые ситуации. Чтобы решить Вашу проблему — напишите нашему консультанту или позвоните бесплатно:

+7 (499) 938-43-28 — Москва — ПОЗВОНИТЬ

+7 (812) 467-43-31 — Санкт-Петербург — ПОЗВОНИТЬ

+7 (800) 511-52-74 — Другие регионы — ПОЗВОНИТЬ

Новые полномочия налоговых органов: проверка кассовой дисциплины

С 1 января 2012 года действует Положение о порядке ведения кассовых операций с банкнотами и монетой Банка России на территории Российской Федерации, утвержденное ЦБ РФ 12.10.2011 № 373-П. Теперь функции по проверке соблюдения кассовой дисциплины организациями и индивидуальными предпринимателями переданы налоговым органам. Сразу два новых административных регламента ФНС вступили в силу в феврале 2012 года: по проверке контрольно-кассовой техники (ККТ) и по проверке кассовой дисциплины.

Если первый административный регламент интересен тем, кто применяет ККТ, то второй затрагивает интересы всех налогоплательщиков, осуществляющих наличные денежные расчеты или расчеты с использованием платежных карт. Рассмотрим подробно, как налоговые органы будут проводить проверки кассовой дисциплины.

Новые административные регламенты ФНС

Согласно ст. 7 Федерального закона от 22.05.2003 № 54-ФЗ «О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт» (далее – Федеральный закон № 54-ФЗ) контроль за применением ККТ осуществляют налоговые органы. С 5 февраля 2012 года начал действовать Административный регламент исполнения Федеральной налоговой службой государственной функции по осуществлению контроля и надзора за соблюдением требований к контрольно-кассовой технике, порядком и условиями ее регистрации и применения, утвержденный Приказом Минфина РФ от 17.10.2011 № 132н. Предметом государственного контроля в данном случае является соблюдение индивидуальными предпринимателями и организациями, за исключением кредитных, требований к ККТ, порядка и условий ее регистрации и применения. Те налогоплательщики, которые работают с ККТ, уже знакомы с отделами налоговых инспекций, в которых они ставили на учет свою контрольно-кассовую технику. Данный вид проверок проводится достаточно давно и регулярно, поэтому перейдем к новому для налоговых органов виду – проверке полноты учета выручки.

С 19 февраля 2012 года начал действовать Административный регламент исполнения Федеральной налоговой службой государственной функции по осуществлению контроля и надзора за полнотой учета выручки денежных средств в организациях и у индивидуальных предпринимателей (далее – Административный регламент), утвержденный Приказом Минфина РФ от 17.10.2011 № 133н.

Осуществлять контроль за полнотой учета выручки в организациях и у индивидуальных предпринимателей налоговые органы имеют право на основании п. 1 ст. 7 Федерального закона № 54-ФЗ и п. 1 ст. 7 Закона РФ от 21.03.1991 № 943-1 «О налоговых органах Российской Федерации».

Напомним, что до 2012 года вопросы проверки кассовой дисциплины, лимита остатка кассы были прерогативой банка, в котором был открыт расчетный счет налогоплательщика. Проводились такие проверки регулярно – один раз в два года, не вызывая у клиентов банка особых переживаний.

Проверка кассовой дисциплины: как и что будут проверять?

Предметом государственного контроля является установление факта полноты учета выручки денежных средств в организациях и у индивидуальных предпринимателей.

Обратите внимание:

В целях данной проверки к проверяемым объектам (лицам, в отношении которых осуществляются мероприятия по контролю (надзору)) относятся организации (за исключением кредитных) и индивидуальные предприниматели, осуществляющие наличные денежные расчеты и (или) расчеты с использованием платежных карт или их уполномоченные представители.

Сроки и последовательность административных процедур при осуществлении контроля и надзора за полнотой учета выручки денежных средств в организациях и у индивидуальных предпринимателей, а также порядок взаимодействия территориальных инспекций ФНС с организациями и индивидуальными предпринимателями при исполнении государственной функции установлены Административным регламентом.

Таким образом, теперь проверку кассовой дисциплины будут проводить налоговые инспекции, в которых стоят на учете налогоплательщики – организации и индивидуальные предприниматели.

Нормативно-правовая база для осуществления государственной функции

Исполнение рассматриваемой государственной функции регулируется:

– Законом РФ от 21.03.1991 № 943-1 «О налоговых органах Российской Федерации»;

– Федеральным законом № 54-ФЗ;

– Федеральным законом от 03.06.2009 № 103-ФЗ «О деятельности по приему платежей физических лиц, осуществляемой платежными агентами»;

– Постановлением Правительства РФ от 30.09.2004 № 506 «Об утверждении Положения о Федеральной налоговой службе»;

– Постановлением Правительства РФ от 23.07.2007 № 470 «Об утверждении Положения о регистрации и применении контрольно-кассовой техники, используемой организациями и индивидуальными предпринимателями»;

– Постановлением Правительства РФ от 06.05.2008 № 359 «О порядке осуществления наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт без применения контрольно-кассовой техники»;

– Приказом ФНС РФ от 02.08. 2005 № САЭ-3-06/[email protected] «Об утверждении Перечня должностных лиц налоговых органов Российской Федерации, уполномоченных составлять протоколы об административных правонарушениях»;

– Приказом Минфина РФ от 09.08.2005 № 101н «Об утверждении положений о территориальных органах Федеральной налоговой службы»;

– Приказом Минпромэнерго РФ от 05.09.2007 № 351 «Об утверждении образца марки-пломбы контрольно-кассовой техники»;

– Приказом Минпромэнерго РФ от 05.09.2007 № 352 «Об утверждении образца идентификационного знака контрольно-кассовой техники»;

– Приказом Минфина РФ от 18.12.2007 № 135н «Об утверждении образца знака «Сервисное обслуживание»;

– Приказом Минфина РФ от 18.12.2007 № 136н «Об утверждении образца знака «Государственный реестр»;

– Приказом ФНС РФ от 09.04.2008 № ММ-3-2/[email protected] «Об утверждении форм заявления о регистрации контрольно-кассовой техники, книги учета контрольно-кассовой техники и карточки регистрации контрольно-кассовой техники».

Права и обязанности должностных лиц налоговых органов

Читайте так же:  Выплата дивидендов имуществом налогообложение

Проверяющие имеют право:

– иметь беспрепятственный доступ к ККТ проверяемого объекта, хранимым использованным контрольным лентам, накопителям фискальной памяти и программно-аппаратным средствам, обеспечивающим некорректируемую регистрацию и энергонезависимое долговременное хранение информации в ККТ, и автоматизированным системам, формирующим бланки строгой отчетности (БСО) и документы на этих бланках, приравненные к кассовым чекам;

– запрашивать для проверки документацию от проверяемого объекта, связанную с применением ККТ и учетом денежных средств;

– проводить проверку наличных денежных средств кассы и фактического наличия БСО;

– получать информацию о сформированных автоматизированными системами БСО, заполнении бланков и выпуске автоматизированной системой документов, приравненных к кассовым чекам (информацию из автоматизированных систем о выпущенных документах);

– получать необходимые объяснения, справки и сведения по вопросам, возникающим во время исполнения государственной функции;

– получать пароли ККТ, необходимые для снятия отчетов показаний фискальной памяти и контрольной ленты;

– взаимодействовать с органами внутренних дел РФ;

– привлекать к административной ответственности объекты контроля в случаях и порядке, которые установлены КоАП РФ.

А вот обязанность у представителей ФНС только одна – при исполнении соблюдать положения Административного регламента.

Права и обязанности проверяемых лиц

У проверяемых лиц есть следующие права:

– непосредственно присутствовать при проведении проверки, давать объяснения по вопросам, относящимся к предмету проверки;

– получать от проверяющих информацию, которая относится к предмету проверки и предоставление которой предусмотрено Административным регламентом;

– знакомиться с результатами проверки и указывать в акте проверки на свое ознакомление с результатами проверки, согласии или несогласии с ними, а также с действиями (бездействием) специалистов налоговых органов;

– обжаловать действия (бездействие) проверяющих, повлекшие за собой нарушение прав проверяемого объекта при проведении проверки, в досудебном (внесудебном) и (или) судебном порядке в соответствии с законодательством РФ.

– обеспечивать контролерам беспрепятственный доступ к ККТ и документации, связанной с приобретением и регистрацией, вводом в эксплуатацию и применением ККТ, и автоматизированным системам, формирующим БСО и документы на этих бланках, приравненные к кассовым чекам;

– представлять информацию о сформированных автоматизированными системами БСО, заполнении бланков и выпуске автоматизированной системой документов, приравненных к кассовым чекам (информацию из автоматизированных систем о выпущенных документах);

– давать необходимые объяснения, справки и сведения по вопросам, возникающим при проведении проверки;

Видео (кликните для воспроизведения).

– предоставлять в инспекции по запросам информацию в порядке, предусмотренном федеральными законами.

Порядок проведения проверки

Схема проверки полноты учета выручки денежных средств выглядит следующим образом:

– предъявление проверяемому объекту поручения на исполнение государственной функции;

– рассмотрение проверяющими необходимых документов;

– проверка полноты учета выручки денежных средств;

– оформление результатов проверки.

Отметим, что результатом исполнения данной государственной функции является составление акта проверки полноты учета выручки денежных средств, а в случае выявления правонарушения – возбуждение производства по делу об административном правонарушении в соответствии с КоАП РФ.

Начало проверки. Основанием для начала проверки является решение руководителя (заместителя руководителя) налоговой инспекции о проведении проверки полноты учета выручки денежных средств у проверяемого объекта. Проверяющие предъявляют проверяемому объекту поручение и служебные удостоверения. Данный факт фиксируется подписью проверяемого объекта с указанием должности и даты предъявления в поручении. В случае отсутствия либо уклонения проверяемого объекта от ознакомления и фиксации факта предъявления поручения проверяющие делают отметку в поручении.

Рассмотрение документов. Теперь начинается непосредственно рассмотрение документов, связанных с приобретением и регистрацией, вводом в эксплуатацию и применением ККТ.

В случае, если проверяемым объектом оказываются услуги населению и осуществляются наличные денежные расчеты и (или) расчеты с использованием платежных карт без применения ККТ при условии выдачи документа, оформленного на БСО, приравненного к кассовому чеку, рассматриваются документы, связанные с изготовлением, приемкой, учетом, хранением, выдачей, инвентаризацией и уничтожением БСО.

Если формирование документа, оформленного на БСО, приравненного к кассовому чеку, производится с использованием автоматизированной системы, проверяющим представляется информация из автоматизированных систем о выпущенных документах.

Если проверяемый субъект, являющийся плательщиком ЕНВД, при осуществлении видов предпринимательской деятельности, установленных п. 2 ст. 346.26 НК РФ, осуществляет наличные денежные расчеты и (или) расчеты с использованием платежных карт без применения ККТ при условии выдачи по требованию покупателя (клиента) документа (товарного чека, квитанции или другого документа, подтверждающего прием денежных средств за соответствующий товар (работу, услугу)), контролерам представляются документы, связанные с выдачей товарных чеков, квитанций или других документов, подтверждающих прием денежных средств за соответствующий товар (работу, услугу).

Какие еще документы могут затребовать проверяющие лица? Как сказано в Административном регламенте, в зависимости от проверяемого периода и особенностей осуществления наличных денежных расчетов рассматриваются следующие документы:

– акт о возврате денежных сумм покупателям (клиентам) по неиспользованным кассовым чекам;

– журнал регистрации показаний суммирующих денежных и контрольных счетчиков ККТ, работающих без кассира-операциониста;

– распечатки отчетов из фискальной памяти ККТ и использованных накопителей фискальной памяти;

– контрольные ленты ККТ на бумажном носителе и (или) распечатки контрольной ленты, выполненные на электронном носителе;

– приходные и расходные кассовые ордера;

– журнал регистрации приходных и расходных кассовых документов;

Какими судебными решениями будут руководствоваться налоговики при проверках ККТ и кассовой дисциплины

Специалисты ФНС России подготовили обзор арбитражной практики, посвященной проверкам ККТ и кассовой дисциплины (обзор приведен в письме от 05.06.13 № АС-4-2/10250). Подборка целиком состоит из решений, принятых в пользу налоговиков. Этими решениями будут руководствоваться инспекторы на местах, поэтому налогоплательщикам данная подборка арбитражной практики наверняка пригодится для подготовки к соответствующим проверкам.

Решения по вопросам соблюдения кассовой дисциплины

У налоговиков есть право проверить соблюдение кассовой дисциплины

Расплачиваясь с индивидуальным предпринимателем, компания превысила лимит наличных расчетов, а именно заплатила из кассы более 100 000 руб. по одному договору. Обнаружив это, инспекторы оштрафовали налогоплательщика по статье 15.1 КоАП РФ. Организация оспорила санкцию в суде, указав в исковом заявлении на два нарушения, которые по ее мнению, допустили налоговики.

Первое нарушение — это превышение полномочий, которыми наделены сотрудники ИФНС. По мнению налогоплательщика, инспекторы не могут проверять соблюдение кассовой дисциплины, поскольку подобная проверка является обязанностью банка.
Второе нарушение — это отсутствие каких-либо контрольных мероприятий, в рамках которых обнаружено превышение лимита. Иными словами, налоговики не назначали проверку и не выносили решение по ее итогам. Поэтому штраф, выписанный вне рамок проверки, не является законным.

В судах всех инстанций, включая ВАС РФ, победили налоговики. Судьи признали законность штрафа, и свой вывод обосновали следующим образом. Дело об административном правонарушении возбуждают должностные лица, уполномоченные составлять протоколы (п. 1 ч. 1 ст. 28.1 КоАП РФ). Протоколы составляют лица, уполномоченные рассматривать дела об административных правонарушениях (ч. 1 ст. 23.5 КоАП РФ). А дела о нарушениях, предусмотренных статьей 15.1 КоАП РФ (в том числе дела о несоблюдении кассовой дисциплины), рассматривают налоговики (ч. 1 ст. 23.5 КоАП РФ). Таким образом, именно сотрудники ИФНС могут назначить санкцию за превышение лимита наличных расчетов. Об этом говорится в определении ВАС РФ от 29.11.12 № ВАС-15182/12.

Читайте так же:  Налоговая декларация ип усн доходы

Заметим, что в этом деле судьи оставили без внимания то обстоятельство, что инспекторы начислили штраф вне рамок контрольного мероприятия. По всей видимости, это объясняется тем, что нарушение кассовой дисциплины выявлено до вступления в силу Административного регламента по проверке полноты учета наличной выручки* (подробнее о нем в материале «Как инспекторы должны проверять наличную выручку»).

Сейчас, когда действует регламент, ревизоры обязаны сначала вручить налогоплательщику поручение на проверку, и только после этого приступать к ревизии. В противном случае штраф по итогам проверки будет не действителен, и его, скорее всего, удастся оспорить в арбитраже.

Обособленное подразделение, принимающее наличную выручку, не может отказаться от ведения собственной кассовой книги

Организация открыла обособленное подразделение, которое принимало наличную выручку от покупателей, При этом кассовая книга у подразделения отсутствовала. В конце дня наличные деньги, минуя кассу головного офиса, инкассировали в банк и зачисляли на расчетный счет компании. Налоговики провели проверку и привлекли организацию к административной ответственности на основании статьи 15.1 КоАП РФ. Инспекторы заявили, что выручку следовало отразить в кассовой книге подразделения вне зависимости от того, куда затем передавались деньги: в кассу организации или сразу в банк.

Суд первой инстанции поддержал компанию, но в апелляции выиграли налоговики. В постановлении Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 25.02.13 № А56-55039/2012 говорится, что организация не выполнила требования, установленные Положением о порядке ведения кассовых операций (утверждены Банком России 12.10.11 № 373-П). Согласно этому Положению, подразделение обязано вести собственную кассовую книгу и выводить в ней остаток наличности на конец рабочего дня. Далее, не позднее следующего рабочего дня, филиал должен передать лист кассовой книги в основной офис. Любой другой вариант учета наличной выручки является нарушением.

Аналогичные выводы изложены и в другом судебном решении — в постановлении Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 19.03.13 № А56-59643/2012. Судьи подчеркнули, что обязанность вести кассовую книгу не зависит от того, обладает ли подразделение статусом филиала или представительства и есть ли у него расчетный счет.

* Полное название документа: Административный Регламент исполнения Федеральной налоговой службой государственной функции по осуществлению контроля и надзора за полнотой учета выручки денежных средств в организациях и у индивидуальных предпринимателей, утвержден приказом от 17.10.11 № 133н, действует с 17 февраля 2012 года

Решения по вопросам применения ККТ

Некорректное значение криптографического проверочного кода на кассовом чеке приравнено к неприменению ККТ

Налоговики изучили чек, пробитый на кассовом аппарате налогоплательщика. В частности, проверили, корректно ли значение указанного на нем криптографического проверочного кода (КПК). Этот код представляет собой непрерывно нарастающий порядковый номер, который ставится на всех фискальных документах контрольно-кассовой машины, на отчетах закрытия смены и на отчетах итогов активации.

Исследование, проведенное при помощи специального программного модуля, показало, что значение КПК некорректно. Также инспекторы установили, что информация о данном чеке не отражена на электронной контрольной ленте защищенной (ЭКЛЗ).
Отсюда ревизоры сделали вывод, что на кассовом аппарате установлено незаконное устройство для сокрытия выручки. Оно позволяет печатать чеки, но при этом делает так, чтобы информация о полученной выручке не попадала в блок ЭКЛЗ, и, как следствие, нигде не сохранялась. По сути, при наличии подобного устройства кассовый аппарат работает в нефискальном режиме.
Инспекторы заявили, что подобное сокрытие выручки равносильно неприменению ККТ, за которое полагается штраф по статье 14.5 КоАП РФ. Суды первой и апелляционной инстанций, а также Высший арбитражный суд поддержали контролеров (определение ВАС РФ от 13.11.12 № ВАС-14289/12).

Похожее решение принял Девятый арбитражный апелляционный суд (постановление от 12.02.13 № 09АП-41587/2012). В этом деле инспекторы сравнили значения КПК на двух документах: на чеке и на отчете закрытия смены. И хотя чек был пробит раньше, значение КПК на нем было больше, чем на отчете закрытия смены. Проверяющие рассудили, что это доказывает наличие устройства для сокрытия выручки, и оштрафовали налогоплательщика. Суд признал, что санкция обоснована.

Невыдача чека лицу, которое не участвовало в проверке, является допустимым доказательством административного нарушения

В ходе проверки налоговики установили, что транспортная компания, оказывающая услуги по перевозке людей, не выдала пассажиру кассовый чек. На этом основании организацию привлекли к административной ответственности по статье 14.5 КоАП РФ.
Компания-перевозчик оспорила штраф в суде. Основным аргументом налогоплательщика послужило то обстоятельство, что невыдача чека выявлена в рамках контрольной закупки, тогда как ИФНС не вправе проводить подобные мероприятия (см. «ВАС объяснил, почему налоговики не могут проводить контрольную закупку»).

Арбитраж первой и апелляционной инстанций встал на сторону инспекторов. Судьи посчитали, что в данном случае мероприятия по проверке ККТ не являлись контрольной закупкой. Такой вывод обусловлен тем, что пассажир, не получивший чека, не состоял на службе в налоговой инспекции. Следовательно, невыдача ему чека — это допустимое доказательство административного нарушения (постановление Тринадцатого Арбитражного Апелляционного Суда от 19.11.12 № 13АП-18943/12).

Кассовый чек с указанием номера ККТ, не зарегистрированной в инспекции, не годится для подтверждения расходов

Инспекторы проводили выездную проверку, в рамках которой изучили чеки, подтверждающие покупку запчастей. В частности, сравнили указанные на чеках реквизиты с информацией, которая содержится в информационном ресурсе под названием «Контрольно-кассовая техника». Оказалось, что на чеках указан номер ККТ, не зарегистрированной в налоговых органах. Ревизоры расценили это, как доказательство фиктивности сделки, и аннулировали соответствующие затраты. Кроме того, инспекторы отказали в применении вычета по налогу на добавленную стоимость.

Компания обратилась в суд и победила в первой инстанции. Однако апелляцию и кассацию выиграли сотрудники ИФНС. Высший арбитражный суд тоже поддержал инспекторов и указал, что недостоверная информация в кассовом чеке указывает на получение необоснованной налоговой выгоды (определение ВАС РФ от 23.11.12 № ВАС-15161/12).

Проверки ККТ: как это происходит на самом деле

На вопросы отвечает советник государственной гражданской службы РФ 3-го класса.

Можно ли избежать штрафных санкций если нарушения уже допущены?

Также если все же к вам применены штрафные санкции, а вы с этим не согласны, можно обратится в суд. Очень много судебной практики, когда суд или полностью снимает штрафные санкции или значительно снижает их.

Вопросов очень много. Особенно часто их задают ИП, т.к. очередной этап перехода на онлайн-кассы в основном затронул их. Как правило небольшие ИП экономят не только на бухгалтерах, считая, что они им не нужны, но и не хотят лишний раз просто получить грамотную, квалифицированную консультацию. Отсюда нарушения законодательства, штрафные санкции, головная боль и лишние затраты на оплату этих штрафов. Задавайте больше вопросов, обращайтесь в свои территориальные налоговые инспекции, звоните на горячую линию ФНС РФ, смотрите информацию на сайте ведомства. Чем больше информации вы получите, тем меньше нарушений будет допущено, соответственно меньше штрафов начислено.

Читайте так же:  С больничного снимают подоходный налог

Как налоговые инспекции проверяют кассовую дисциплину

Сколько нам проверок чудных готовит предпринимательства путь.

Никогда такого не было и вот опять! Возвращаются к жизни уже основательно позабытые проверки, бессмысленные и ненужные. Пример тому — проверка по соблюдению порядка ведения кассовой дисциплины, по вопросу своевременности и полноты учета выручки.

Фирма по ТКС получила требование о представлении документов:

К этому требованию вагончиком — поручение с указанием перечня должностных лиц и интереса налоговой:

Если бы это была первоапрельская шутка, то она бы удалась, но это не шутка, и налет иррациональности происходящего не покидает.

Собственно, а проверять-то что? Что можно выявить в результате проверки кассовых документов и за что можно оштрафовать?

Оштрафовать на сумму от 40 до 50 тысяч (ч. 1 ст. 15.1 КоАП РФ) можно за расчет наличными сверх лимита; несоблюдение порядка хранения свободных денежных средств; за превышение лимита кассы; за неоприходование денежной наличности.

Малые предприятия лимит остатка кассы могут и не устанавливать. Про 100 тысяч наличкой по одной сделке помнят, наверное, уже все. Неоприходование денежной наличности? В трезвом уме и памяти как-то и не придумаешь, зачем и как тут можно промахнуться… Остается несоблюдение порядка хранения свободных денежных средств, под которое подводят нецелевое расходование наличной выручки.

По указанию Банка России от 07.10.2013 N 3073-У «Об осуществлении наличных расчетов» наличную выручку юрлица могут расходовать:

  • на заработную плату;
  • на выплаты социального характера, такие как пособия по беременности и родам, материальная помощь;
  • в подотчет;
  • на оплату товаров (кроме ценных бумаг), работ, услуг;
  • на возврат денег покупателям, вернувшим товар, ранее оплаченный наличными.

Например, если оприходовать выручку, а потом по расходнику выдать ее как заем или заплатить за аренду недвижимости, то этого делать нельзя.

Но административная ответственность за нарушение кассовой дисциплины – скоропортящаяся, срок давности два месяца. А вот интересно то, что в нашем примере проверка была в мае 2019 года, а документы затребованы с 2016 года и по 2018 год. За три года! Но за 2019 год, то есть за те два месяца, за которые в принципе можно было бы оштрафовать, вообще документы не запрошены!

Получается, что, по сути, под видом проверки кассовой дисциплины у налогоплательщика затребована огромная куча документов, включая и все трехгодичные авансовые отчеты. Извините за сленг, «напрячь» налогоплательщика, чтобы просто посмотреть, что там у него в авансовых отчетах, и прошерстить кассовые документы.

И вот что плохо. Проверка «кассовой дисциплины» Налоговым кодексом не регламентируется. Мероприятие это мутное, нет обязанности заранее предупреждать о ее проведении, нет ограничений по проверяемому сроку и количеству таких проверок.

Регламент проведения установлен самой же ФНС, и он такой же неконкретный и мутный. Так документы по этому регламенту нужно представить или тут же, или максимум на следующий день.

Документы представляются в виде оригиналов или заверенных бумажных копий, а вот как их представлять, не прописано. Нести все подлинники или копии в налоговую или, пожалуйста, смотрите их на месте? Те же авансовые отчеты, там ведь всяких неформатных чеков может быть куча, их даже описывать в описи-то тяжело.

Вот такие дела. В нашем примере налогоплательщик передал оригиналы. Прошел месяц, он позвонил в налоговую, собираются ли они ему их отдавать обратно, на что ему ответили: «А мы только что хотели вам звонить, чтобы вы их забрали…». В итоге документы были возвращены.

А может быть, друзья, это все из-за сбоев в программном обеспечении, вот инспекторы и решили вернуться к истокам, к пролистыванию кассовых книг и авансовых отчетов, как в старые добрые времена…

Подводные камни при проверке кассовой дисциплины и ККТ

Старший экономист- консультант компании «Что делать Консалт»

С 01.07.2017 ИФНС России ужесточила контроль над операциями с наличными расчётами и соблюдением кассовой дисциплины. В результате организации, которые осуществляют расчёты с физическими лицами и оказывают услуги населению, обязаны применять онлайн-кассы. В то же время есть такие компании и ИП, которые получили отсрочку до 01.07.2018, а некоторые даже до 01.07.2019. В данной статье мы рассмотрим ошибки, которые встречаются на практике при работе с онлайн-кассой, а также основные моменты, на которые обращают внимание представители ИФНС при проверке соблюдения Закона о ККТ № 54-ФЗ.

Порядок и особенности проведения проверки кассовой дисциплины

Как правильно отразить розничную выручку?

Ошибочное применение освобождения от ККТ

Отсутствие чека при безналичных расчётах и интернет-операциях

Отсутствие чека при оформлении возвратных операций

Ответственность за неприменение ККТ при расчётах

***
Как видим, налоговики ужесточили контроль над использованием ККТ. Применять онлайн-кассы почти всем компаниям и ИП уже необходимо с 1 июля 2018 года. Лишь немногие получили отсрочку до 01.07.2019. Даже в том случае, когда покупатель рассчитывается с интернет-магазином банковским переводом или с использованием электронного кошелька, необходимо использовать ККТ с 1 июля 2018 года (ч. 9 ст. 7 Федерального закона от 03.07.2016 № 290-ФЗ, письма Минфина России от 02.02.2018 № 03-01-15/6180, от 15.08.2017 № 03-01-15/52356). Рекомендуем продавцам ответственно относится к соблюдению Закона о ККТ № 54-ФЗ.

Проверки ККТ: как это происходит на самом деле

Проверки ККТ не регламентируются НК РФ. Данные проверки проводятся на основании Административного Регламента, утвержденного приказом Министерства финансов РФ от 17.10.2011 № 132н. В этом документе прописаны порядок, законность и суть таких проверок. Нарушения и штрафные санкции предусмотренные за эти нарушения установлены ст. 14.5 КоАП РФ. В связи с переходом на онлайн кассы все нарушения, штрафы и проверки регулируются, с учетом всех последних изменений.

Административным регламентом, указанным выше, функции по контролю за правильностью и законностью применения ККТ возложена на ФНС РФ. Только сотрудники налоговой инспекции имеют право проводить проверки ККТ. Ни какие другие контролирующие организации не могут этого делать. Они могут задать вам вопрос о наличии ККТ и сообщить информацию об отсутствии или не применении онлайн-кассы в налоговую инспекцию, но проверять правильность применения ККТ, а уж тем более налагать штрафные санкции они не имеют права. Никто кроме сотрудников налоговой инспекции не располагает информацией о том, обязаны вы применять ККТ или нет.

Исключение составляют только силовые структуры, такие как Прокуратура РФ, МВД, ОРЧ, СК. Сотрудники этих ведомств имеют право изымать ККТ в рамках совместных выездных налоговых проверок либо самостоятельных проверок. Изъятие ККТ может произойти, если установлены факты грубейшего нарушения налогового законодательства либо сокрытие выручки в больших размерах. Больше ни каких действий с ККТ сотрудники данных ведомств проводить не могут.

Читайте так же:  Возврат подоходного налога кому полагается

Нигде невозможно посмотреть план проверок ККТ, т.к. его просто не существует. Есть план по количеству проверок в месяц или квартал, который назначает вышестоящий налоговый орган той или иной инспекции. Количество проверок напрямую зависит от количества ККТ зарегистрированных в налоговых инспекциях. Плана с конкретными налогоплательщиками, назначенных на проверку, нет.

В каждой налоговой инспекции создан отдел оперативного контроля. Сотрудники этого отдела и занимаются регистрацией ККТ, снятием с учета ККТ и проверками ККТ. Проверки могут проходить в здании инспекции. При таких проверках анализируются все данные поступающий с онлайн-касс, информация о налогоплательщике имеющаяся в федеральных базах. Если сотрудники выявляют нарушения или какие-либо несоответствия в этих данных, то налогоплательщики приглашаются для дачи пояснений или для привлечения к административной ответственности в виде штрафа. Также проводятся проверки на местах установки ККТ.

В этом случае, к вам в офис, магазин, торговую точку и т.д. приходят сотрудники налоговой инспекции для проверки законности применения ККТ. Такие проверки могут проводится визуально, это когда проверяющие просто наблюдают со стороны, применяется ли ККТ, при этом может проводится фото или видео съемка. Или проверяющие приобретают у вас товар либо услугу за наличные денежные средства и смотрят будет ли применена ККТ. Денежные средства для проведения проверок выделяются сотрудникам инспекций из бюджета, поэтому после окончания проверки товар как правило возвращается продавцу, а деньги проверяющему.

Есть еще один вид проверок ККТ их называют перекрестные проверки. Это когда сотрудники одной налоговой инспекции приезжают на территорию другой налоговой инспекции и проверяют ее налогоплательщиков. В основном это практикуется в небольших городах, где как говорится все друг друга знают в лицо и когда начинается проверка тут же и применяется ККТ, т.к. инспекторов узнали. По закону никто не обязан вас оповещать о начале проверки. При таких рейдах как раз и срабатывает эффект неожиданности.

Инспектор, в ходе проверки, когда уже установлен или не установлен факт нарушений, обязан предъявить поручение на проведение проверки, подписанное начальником налоговой инспекции (или его заместителем) и предъявить служебное удостоверение. Проверку проводят только сотрудники указанные в этом поручении. В ходе проверки в поручение вписывается проверяемое лицо. Это не делается заранее, т.к. проверки не запланированы. По результатам проверки составляется протокол и акт, в независимости были допущены нарушения или нет. Если нарушения установлены, с сотрудника их допустившего, берутся объяснения. Сотрудник должен собственноручно в протоколе описать по каким причинам произошли нарушения законодательства по применению ККТ или также в письменном виде отказаться от дачи объяснений.

Далее в протоколе указывается дата и время, когда руководитель организации или ИП обязаны явиться на прием к начальнику налоговой инспекции, для дальнейшего разбирательства по факту нарушений. Копия протокола вручается сотруднику. Почему руководитель или ИП вызываются в инспекцию? Административный штраф, согласно КоАП, накладывается не на сотрудника, допустившего на рушение, а на руководителя или ИП. Если вы в назначенное время просто не прейдете на рассмотрение нарушений, то это будет проходить без вашего присутствия и штрафные санкции в любом случае будут применены.

Сотрудники налоговой инспекции такие же люди, как и вы, которые выполняют свою работу. Не нужно ругаться, разговаривать на повышенных тонах, оскорблять проверяющих. Не стоит препятствовать в доступе инспекторов на территорию где установлена ККТ. Силой они к вам вламываться не будут, у них нет таких полномочий, но они прейдут с сотрудниками ведомств, у которых такие полномочия есть и результат от такой проверки может быть печальным.

Ведите себя спокойно, факт установления нарушений, еще не означает, что к вам будут применены штрафные санкции. Штрафы накладывает только начальник налоговой инспекции и от вас, ваших действий или бездействий, будет зависеть его размер.

Законом не установлены временные рамки по проверкам ККТ. Вас могут проверять каждый день. Если были допущены грубые нарушения по применению ККТ, проверки будут проходить до полного устранения этих нарушений.

Бывает, что налоговая шлет уведомления о том, что вы должны применять онлайн-кассу, даже если на ваш вид деятельности распространяется отсрочка до 2021 года. При этом в 90 процентах таких ситуаций вы виноваты сами. Это происходит тогда, когда вы занимаетесь деятельностью, которая не заявлена вами при регистрации организации или ИП. То есть в ЕГРЮЛ или в ЕГРИП у вас внесены одни виды деятельности, которые должны применять онлайн-кассы, а по факту занимаетесь другими, которые получили отсрочку по их применению. Поэтому, вы считаете, что не должны применять ККТ, а инспектор уверен в обратном. Чтобы избежать разногласий и штрафных санкций, необходимо как можно быстрее внести все изменения по видам деятельности в регистрирующие документы.

Штрафных санкций если нарушения уже допущены можно избежать. Это четко прописано в законах о ККТ. Если налогоплательщик самостоятельно обнаружил, что допустил ошибки или совершил правонарушение при применении или не применении ККТ, в письменном виде сообщил об этом в налоговую инспекцию и предпринял все действия по устранению этих нарушений, то в этом случае ни какие штрафные санкции не применяются. Не применяются штрафы если нарушения произошли не по вашей вине и по причинам от вас не зависящим. Если нарушение совершено впервые, вы признали свою вину и дали четкие, грамотные объяснения, выносится предупреждение, а не штраф. Вот почему нельзя игнорировать приглашение на рассмотрение ваших нарушений в налоговой инспекции, а обязательно на них присутствовать.

Также если все же к вам применены штрафные санкции, а вы с этим не согласны, можно обратится в суд. Очень много судебной практики, когда суд или полностью снимает штрафные санкции или значительно снижает их.

Видео (кликните для воспроизведения).

Вопросов по кассам и налоговым проверкам кассовой дисциплины очень много. Особенно часто их задают ИП, т.к. очередной этап перехода на онлайн-кассы в основном затронул их. Как правило, небольшие ИП экономят не только на бухгалтерах, считая, что они им не нужны, но и не хотят лишний раз просто получить грамотную, квалифицированную консультацию. Отсюда нарушения законодательства, штрафные санкции, головная боль и лишние затраты на оплату этих штрафов. Задавайте больше вопросов, обращайтесь в свои территориальные налоговые инспекции, звоните на горячую линию ФНС РФ, смотрите информацию на сайте ведомства. Чем больше информации вы получите, тем меньше нарушений будет допущено, соответственно меньше штрафов начислено.

Источники

Проверка кассовой дисциплины налоговыми органами
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here