Проблемы камеральных налоговых проверок

Камеральные проверки по налогу на прибыль: проблемы и перспективы

«Российский налоговый курьер», 2005, N 11

Основная форма контрольной работы налоговых органов — это камеральная налоговая проверка. Такой проверке подлежат все налогоплательщики. О совершенствовании этой сферы деятельности налоговиков, а также о перспективах ее развития пойдет речь в статье.

Объем информации, которую налоговые органы изучают в ходе камеральной проверки, сравнительно небольшой. Но от этого камеральная проверка не теряет своей значимости. Регулярность, сплошной характер и в большинстве случаев автоматизированный режим ее проведения позволяют обнаружить скрытые объекты налогообложения и проверить правильность исчисления налоговой базы. Кроме того, в ходе камеральной проверки налоговые органы получают сведения о налогоплательщиках, в деятельности которых возможны налоговые правонарушения. Такие налогоплательщики впоследствии будут подвергнуты выездной налоговой проверке.

Выездные проверки обычно проводятся один раз в два — три года, а камеральные — не реже одного раза в квартал. Иными словами, периодичность проведения последних связана с отчетными периодами по налогам.

Выездные налоговые проверки должны базироваться на данных камеральных проверок. Это и понятно, ведь объектом исследования выездной проверки являются слабые места и нестыковка данных в отчетности налогоплательщика, выявленные в ходе камеральной проверки. Это лишний раз подтверждает, что эффективность проведения камеральных проверок как инструмента систематического и сплошного контроля необходимо повышать.

Общие положения о камеральных проверках

Напомним основные положения ст. 88 Налогового кодекса о проведении камеральных налоговых проверок. Так, камеральная налоговая проверка проводится по месту нахождения налогового органа на основе:

  • налоговых деклараций;
  • документов, служащих основанием для исчисления и уплаты налога, которые представил налогоплательщик;
  • других документов о деятельности налогоплательщика, имеющихся у налогового органа.

Если в результате проверки в представленных документах выявлены ошибки в заполнении или расхождения в показателях, об этом нужно сообщить налогоплательщику и потребовать внесения соответствующих исправлений в установленный срок.

При проведении камеральной проверки налоговый орган вправе потребовать от налогоплательщика дополнительных сведений, а также объяснений и документов, которые подтверждали бы правильность исчисления и своевременность уплаты налогов.

Совершенствование камеральных проверок деклараций по налогу на прибыль

Камеральная проверка деклараций по налогу на прибыль проводится налоговым органом, как правило, по следующим направлениям:

  • сопоставление отдельных показателей бухгалтерской отчетности и деклараций по другим налогам с показателями декларации по налогу на прибыль;
  • сопоставление отдельных показателей декларации по налогу на прибыль между собой;
  • проверка отдельных показателей декларации на предмет их соответствия нормам действующего законодательства о налоге на прибыль организаций.

Безусловно, налоговые органы могут расширить перечень направлений проведения камеральных проверок.

Кроме того, при проведении камеральной проверки крайне важен экономический анализ деклараций. Его цель — выявить причины, которые повлияли на величину финансово-экономических показателей и, как следствие, на размер налоговой базы. Результаты такого анализа позволяют спланировать дальнейшие действия налогового органа при подготовке и проведении выездных налоговых проверок.

Не лишним будет и анализ среднестатистических показателей финансово-хозяйственной деятельности по отрасли, в которой занят налогоплательщик. Значительное отклонение от этих показателей свидетельствует о том, что декларацию налогоплательщика следует проверить более тщательно. В нормальной экономической ситуации и при условии, что налогоплательщик действует разумно, подобные резкие скачки сложно объяснить обычаями делового оборота. Доскональное изучение среднестатистических показателей должно стать непременным атрибутом проверок (особенно камеральных) крупнейших и основных налогоплательщиков.

Остановимся подробнее на проверке отчетности крупнейших налогоплательщиков. При осуществлении мер налогового контроля в отношении указанной категории налогоплательщиков большое значение имеет использование информации из внешних источников и косвенных методов определения налоговой базы по налогу на прибыль.

Внешним источником информации могут служить организации, снабжающие налогоплательщиков энерго-, тепло- и водоресурсами. Налоговые органы должны использовать подобную информацию для анализа финансово-хозяйственной деятельности налогоплательщиков при выборе объектов проверок или как дополнительный фактор при подготовке доказательной базы, свидетельствующей о занижении или сокрытии объектов налогообложения.

Примечание. Проблемы и планируемые изменения

Налоговые органы вправе потребовать от налогоплательщиков представления первичных документов. Надо сказать, что в истребовании таких документов ничего предосудительного нет. Но на практике, как правило, запрашивается множество первичных документов, а анализируется только часть из них. Подобное положение дел, конечно же, требует определенной корректировки с точки зрения методологии проведения таких проверок. Поэтому, прежде чем запрашивать у налогоплательщика именно первичные документы, следует убедиться в их необходимости.

Совершенствование процедур налоговых проверок последнее время находится в центре внимания всех ветвей власти и бизнеса. Так, согласно законопроекту, разработанному Минфином России, предлагается реализовать меры, которые направлены на совершенствование норм и правил, регламентирующих деятельность налоговых органов и налогоплательщиков.

Во-первых, планируется упорядочить процесс проведения камеральных налоговых проверок. В частности, следует конкретизировать их цели и задачи, установить обязанность налогового органа направлять налогоплательщику уведомление в случае выявления существенных расхождений между показателями текущей отчетности и показателями отчетности предыдущих периодов, определить, в каких случаях могут быть истребованы дополнительные документы, и установить закрытый перечень таких документов. Наконец, необходимо закрепить на законодательном уровне требование о том, что результаты камеральных проверок при обнаружении налоговых правонарушений должны оформляться актом.

Во-вторых, планируется усовершенствовать процедуры проведения выездных налоговых проверок. Предлагается установить предельные сроки проведения таких проверок, ограничить основания для проведения повторных проверок и уточнить процедуру взаимодействия налогового органа и налогоплательщика в случае несогласия последнего с результатами проверки.

Основная трудность, с которой могут столкнуться налоговые органы, используя информацию из внешних источников, заключается в том, что крупнейшие налогоплательщики, как правило, имеют собственные ресурсные и энергоснабжающие подразделения, очистные сооружения и котельные. Это означает, что подобную информацию необходимо учитывать при анализе структуры затрат выпускаемой продукции. Кроме того, не всегда можно проследить четкую зависимость между объемами потребленных ресурсов и выпуском (реализацией) продукции. Это в свою очередь не позволяет достоверно зафиксировать финансовый результат, определяемый в целях налогообложения.

Другими источниками внешней информации являются органы статистики, кредитные учреждения, лицензирующие и таможенные органы, миграционная служба, МВД России, валютные и фондовые биржи и др. В качестве свидетелей можно привлекать и физических лиц.

Читайте так же:  Информация по долгам и налогам

Так, запросы о движении денежных средств по расчетным счетам в банки, которые обслуживают организации, не представляющие отчетность (либо представляющие «нулевую» отчетность), позволяют привлекать к налоговой ответственности данную категорию налогоплательщиков.

Нередко налоговые органы используют материалы встречных налоговых проверок контрагентов проверяемых организаций (в том числе материалы, представляемые банками). Причем организация и ее контрагенты могут находиться как в одном, так и в разных регионах. Как показывает практика проведения встречных проверок, зачастую сведения о запрашиваемых контрагентах отсутствуют в базе данных ЕГРЮЛ.

Достаточно распространенным способом увеличения расходов в целях занижения налогооблагаемой базы является использование подставных фирм. В этом случае при наличии так называемых фиктивных затрат у налогового органа есть все основания не признать их расходами, уменьшающими налоговую базу по налогу на прибыль, и доначислить налог. Если фирмы-контрагента не существует, суды поддерживают позицию налоговых органов о непринятии расходов и доначислении налога на прибыль.

Как видим, при проведении комплекса контрольных мероприятий важно помнить, что первоочередная задача отнюдь не истребование первичных документов в рамках камеральной проверки, а выявление отклонений в динамике тех или иных показателей, непропорционального роста отдельных видов доходов или расходов. Такой отбор, конечно, должен проводиться автоматизированно.

После того как проведен экономический анализ представленной декларации и выявлены существенные расхождения между показателями, налоговый инспектор должен обратиться к налогоплательщику за разъяснениями. Зачастую причину обнаруженных нарушений налогоплательщик объясняет достаточно просто, и необходимость в представлении первичных документов отпадает. Первичные документы нужны, только если выявлены арифметические ошибки или неправильно заполнены какие-либо строки декларации.

Углубленная камеральная проверка налоговых деклараций (то есть проверка с запросом документов) в отношении всех организаций постепенно должна отойти на второй план. Главное — сделать камеральные проверки выборочными, и прежде всего в отношении тех налогоплательщиков, чьи объяснения покажутся налоговому инспектору неубедительными.

Советник налоговой службы РФ

Управление налогообложения прибыли (дохода)

http://wiseeconomist.ru/poleznoe/18629-kameralnye-proverki-nalogu-pribyl-problemy-perspektivy

Правовые и организационные проблемы проведения камеральных налоговых проверок

Полтева А.М., заместитель заведующего кафедрой государственно-правовых дисциплин Всероссийской государственной налоговой академии Министерства финансов Российской Федерации (г. Москва), преподаватель.

В механизме налогового контроля камеральная налоговая проверка занимает одно из основных мест, так как именно она является наиболее эффективным методом, позволяющим предупредить и пресечь правонарушения и преступления в налоговой сфере на их начальной стадии.

Согласно ст. 88 НК РФ камеральная налоговая проверка проводится по месту нахождения налогового органа на основе налоговых деклараций и документов, представленных налогоплательщиком, служащих основанием для исчисления и уплаты налога, а также других документов о деятельности налогоплательщика, имеющихся у налогового органа. Предусмотренные в ст. 88 НК РФ правомочия, осуществляемые налоговыми органами в процессе камеральных проверок (возможность затребовать у налогоплательщика дополнительные сведения, получать объяснения и дополнительные документы и т.д.), позволяют им в рамках данной формы налогового контроля выявить те проблемные моменты в деятельности налогоплательщика, более глубокий анализ которых может привести к столь желаемому для любого налогового инспектора результату, а именно доначислению в бюджет налогов и взысканию штрафных санкций.

В связи с вышесказанным становится очевидным, что именно камеральные налоговые проверки становятся тем звеном, усилив которое налоговые органы смогут резко поднять эффективность своей работы.

Законодательная база, регулирующая правоотношения в сфере осуществления мероприятий камеральной налоговой проверки, в последние годы претерпевает существенные изменения, однако многие проблемы в области правового и организационного обеспечения камеральной налоговой проверки остаются нерешенными, о чем свидетельствует как правоприменительная практика налоговых органов, так и практика арбитражных судов.

См.: Определение Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 3 октября 2007 г. N 15038/05 «Об отказе в передаче дела в Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации» // СПС «КонсультантПлюс».

До внесения соответствующих изменений в Налоговый кодекс судебные органы, разрешая подобные проблемы на практике, оставляют за налоговым органом право проведения выездной налоговой проверки налогоплательщика с учетом вновь открывшихся обстоятельств . Данное положение подтверждается Определением Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 3 октября 2007 г. N 10678/07, в котором говорится, что налоговые органы могут «провести выездную налоговую проверку правильности исчисления и уплаты того же налога (НДС. — Прим. автора) по тем же налоговым периодам и принять соответствующее решение по результатам такой проверки».

См., например: Постановление Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17 июля 2007 г. N 2785/07; Определение ВАС РФ от 1 октября 2007 г. N 12148/07 «Об отказе в передаче дела в Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации»; Определение Высшего Арбитражного Суда РФ от 3 октября 2007 г. N 10678/07 «Об отказе в передаче дела в Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации» и др. // СПС «КонсультантПлюс».

Также при решении данной проблемы, на наш взгляд, государству в лице компетентных органов необходимо рассмотреть вопрос заключения международных соглашений, предусматривающих согласованные действия налоговых органов стран по администрированию налоговых и иных обязательных платежей, полномочия налоговых органов страны осуществлять взыскание налогов с граждан в пользу другой страны, перед которой гражданин имеет неисполненные обязанности по уплате налога, применение мер обеспечения такого взыскания (арест имущества, приостановление операций по счетам). Подобные соглашения существуют в настоящее время с некоторыми иностранными государствами и предполагают обмен информацией. В соответствии с ними в Российскую Федерацию поступает информация о регистрации налогоплательщиков, открытии счетов, полученных доходах и уплаченных суммах налогов, иная информация, связанная с налогообложением. В свою очередь, Российская Федерация предоставляет аналогичную информацию. Помимо разработки и заключения соглашений, совершенствования международного информационного взаимодействия требуют решения технические проблемы (внедрение единого формата передачи данных, защита каналов связи и т.д.).

Таким образом, для выполнения требований статьи 88 (камеральная налоговая проверка) НК РФ необходимы в первую очередь активная правотворческая деятельность компетентных законодательных органов, основанная на сложившейся правоприменительной практике, а также разработка и внедрение механизмов, позволяющих более эффективно выполнять задачи новых технологий налоговых проверок и органов по сбору налогов, обеспечивать оперативное проведение проверок с максимальным охватом налогоплательщиков, повышение объективности информации, содержащейся в информационных базах данных, анализ информации о налогоплательщиках для рационального отбора налогоплательщиков на выездную налоговую проверку, проведение оптимальной предпроверочной подготовки специалистов перед выходом на проверку.

Читайте так же:  Как заплатить налог на имущество физических лиц

Одним из основных спорных вопросов, связанных с проведением камеральной налоговой проверки, является истребование соответствующих документов. Федеральный закон от 27 июля 2006 г. N 137-ФЗ установил, что налоговый орган не вправе требовать дополнительные сведения и документы, за исключением тех случаев, когда документы (в соответствии с нормами НК РФ) должны представляться вместе с налоговой декларацией. Пункт 6 ст. 88 НК РФ закрепляет право налоговых органов истребовать у налогоплательщиков, использующих налоговые льготы, документы, подтверждающие правомерность их использования. При возмещении или возврате налога на добавленную стоимость налогоплательщики также обязаны по требованию налогового органа представить документы, подтверждающие право на возмещение или возврат НДС (п. 8 ст. 88 НК РФ).

Закон N 137-ФЗ не разрешил давно назревшую проблему истребования документов в рамках камеральной налоговой проверки, так как ст. ст. 88 и 172 НК РФ не предусматривают конкретного и закрытого перечня документов, обосновывающих вычеты, поэтому налоговые органы имеют возможность истребовать при проведении камеральной проверки широкий и неопределенный круг документов, в том числе и первичные учетные документы.

См., например: Постановление ФАС Северо-Западного округа от 23.07.2001 N А26-5401/00-02-03/415; Постановление ФАС Центрального округа от 09.10.2001 N А08-398/01-18; Постановление ФАС Московского округа от 11.10.2002 N КА-А40/6602-02.

Учитывая изложенное, приходим к выводу, что пробелы налогового законодательства можно преодолеть путем правотворческой деятельности компетентных государственных органов, которая должна основываться на сложившейся правоприменительной и арбитражной практике.

http://wiselawyer.ru/poleznoe/32779-pravovye-organizacionnye-problemy-provedeniya-kameralnykh-nalogovykh-proverok

Правовые и организационные проблемы проведения камеральных налоговых проверок

«Налоги» (газета), 2008, N 17

В механизме налогового контроля камеральная налоговая проверка занимает одно из основных мест, так как именно она является наиболее эффективным методом, позволяющим предупредить и пресечь правонарушения и преступления в налоговой сфере на их начальной стадии.

Согласно ст. 88 НК РФ камеральная налоговая проверка проводится по месту нахождения налогового органа на основе налоговых деклараций и документов, представленных налогоплательщиком, служащих основанием для исчисления и уплаты налога, а также других документов о деятельности налогоплательщика, имеющихся у налогового органа. Предусмотренные в ст. 88 НК РФ правомочия, осуществляемые налоговыми органами в процессе камеральных проверок (возможность затребовать у налогоплательщика дополнительные сведения, получать объяснения и дополнительные документы и т.д.), позволяют им в рамках данной формы налогового контроля выявить те проблемные моменты в деятельности налогоплательщика, более глубокий анализ которых может привести к столь желаемому для любого налогового инспектора результату, а именно доначислению в бюджет налогов и взысканию штрафных санкций.

В связи с вышесказанным становится очевидным, что именно камеральные налоговые проверки становятся тем звеном, усилив которое налоговые органы смогут резко поднять эффективность своей работы.

Законодательная база, регулирующая правоотношения в сфере осуществления мероприятий камеральной налоговой проверки, в последние годы претерпевает существенные изменения, однако многие проблемы в области правового и организационного обеспечения камеральной налоговой проверки остаются нерешенными, о чем свидетельствует как правоприменительная практика налоговых органов, так и практика арбитражных судов.

См.: Определение Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 3 октября 2007 г. N 15038/05 «Об отказе в передаче дела в Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации».

До внесения соответствующих изменений в Налоговый кодекс судебные органы, разрешая подобные проблемы на практике, оставляют за налоговым органом право проведения выездной налоговой проверки налогоплательщика с учетом вновь открывшихся обстоятельств . Данное положение подтверждается Определением Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 3 октября 2007 г. N 10678/07, в котором говорится, что налоговые органы могут «провести выездную налоговую проверку правильности исчисления и уплаты того же налога (НДС. — Прим. автора) по тем же налоговым периодам и принять соответствующее решение по результатам такой проверки».

См., например: Постановление Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17 июля 2007 г. N 2785/07; Определение ВАС РФ от 1 октября 2007 г. N 12148/07 «Об отказе в передаче дела в Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации»; Определение Высшего Арбитражного Суда РФ от 3 октября 2007 г. N 10678/07 «Об отказе в передаче дела в Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации» и др.

Также при решении данной проблемы, на наш взгляд, государству в лице компетентных органов необходимо рассмотреть вопрос заключения международных соглашений, предусматривающих согласованные действия налоговых органов стран по администрированию налоговых и иных обязательных платежей, полномочий налоговых органов страны осуществлять взыскание налогов с граждан в пользу другой страны, перед которой гражданин имеет неисполненные обязанности по уплате налога, применения мер обеспечения такого взыскания (арест имущества, приостановление операций по счетам). Подобные соглашения существуют в настоящее время с некоторыми иностранными государствами и предполагают обмен информацией. В соответствии с ними в Российскую Федерацию поступает информация о регистрации налогоплательщиков, открытии счетов, полученных доходах и уплаченных суммах налогов, иная информация, связанная с налогообложением. В свою очередь, Российская Федерация предоставляет аналогичную информацию. Помимо разработки и заключения соглашений, совершенствования международного информационного взаимодействия требуют решения технические проблемы (внедрение единого формата передачи данных, защита каналов связи и т.д.).

Таким образом, для выполнения требований ст. 88 (камеральная налоговая проверка) НК РФ необходимы в первую очередь активная правотворческая деятельность компетентных законодательных органов, основанная на сложившейся правоприменительной практике, а также разработка и внедрение механизмов, позволяющих более эффективно выполнять задачи новых технологий налоговых проверок и органов по сбору налогов, обеспечивать оперативное проведение проверок с максимальным охватом налогоплательщиков, повышение объективности информации, содержащейся в информационных базах данных, анализ информации о налогоплательщиках для рационального отбора налогоплательщиков на выездную налоговую проверку, проведение оптимальной предпроверочной подготовки специалистов перед выходом на проверку.

Одним из основных спорных вопросов, связанных с проведением камеральной налоговой проверки, является истребование соответствующих документов. Федеральный закон от 27 июля 2006 г. N 137-ФЗ установил, что налоговый орган не вправе требовать дополнительные сведения и документы, за исключением тех случаев, когда документы (в соответствии с нормами НК РФ) должны представляться вместе с налоговой декларацией. Пункт 6 ст. 88 НК РФ закрепляет право налоговых органов истребовать у налогоплательщиков, использующих налоговые льготы, документы, подтверждающие правомерность их использования. При возмещении или возврате налога на добавленную стоимость налогоплательщики также обязаны по требованию налогового органа представить документы, подтверждающие право на возмещение или возврат НДС (п. 8 ст. 88 НК РФ).

Читайте так же:  Налоговый вычет код 501 в 2 ндфл

Закон N 137-ФЗ не разрешил давно назревшую проблему истребования документов в рамках камеральной налоговой проверки, так как ст. ст. 88 и 172 НК РФ не предусматривают конкретного и закрытого перечня документов, обосновывающих вычеты, поэтому налоговые органы имеют возможность истребовать при проведении камеральной проверки широкий и неопределенный круг документов, в том числе и первичные учетные документы.

См., например: Постановление ФАС Северо-Западного округа от 23.07.2001 N А26-5401/00-02-03/415; Постановление ФАС Центрального округа от 09.10.2001 N А08-398/01-18; Постановление ФАС Московского округа от 11.10.2002 N КА-А40/6602-02.

Учитывая изложенное, приходим к выводу, что пробелы налогового законодательства можно преодолеть путем правотворческой деятельности компетентных государственных органов, которая должна основываться на сложившейся правоприменительной и арбитражной практике.

http://wiseeconomist.ru/poleznoe/46642-pravovye-organizacionnye-problemy-provedeniya-kameralnyx-nalogovyx-proverok

Проблемы проведения камеральных проверок

Д. В. Викторова, студентка УрГЮА

Камеральная проверка – наиболее массовый вид налоговых проверок. Содержание и порядок проведения камеральной проверки регламентируют­ся ст. 88 Налогового кодекса РФ. Федеральным законом от 27 июля 2006 г. № 137‑ФЗ в данную статью внесены значительные поправки, которые вступают в силу с 1 января 2007 года. Внесенные поправки отражают существующую судебную практику по вопросу проведения камеральных проверок. И все же, несмотря на существенные изменения, некоторые проблемы так и остались неразрешенными.

Предмет камеральной проверки. Камеральная налоговая проверка проводится по месту нахождения налогового органа на основе налоговых деклараций (расчетов) и документов, представленных налогоплательщиком, а также других документов о деятельности налогоплательщика, имеющихся у налогового органа. Один из основных спорных вопросов, связанных с камеральной провер­кой: какие документы и в каком объеме можно требовать при ее проведе­нии?

Статья 88 НК РФ в действующей редакции предоставляет право налого­вым органам истребовать дополнительные сведения, получать объяснения и документы при проведении камеральной налоговой проверки. Но ни Нало­говым кодексом, ни другим нормативным актом не пояснено, что же это за сведения и документы. Поэтому по данному вопросу существует противоре­чивая судебная практика, а ученые высказывают различные точки зрения. В частности, Федеральный Арбитражный Суд Западно‑Сибирского округа в Постановлении от 01.09.2004 г. отметил, что налоговое законодательство не ограничивает право налогового органа при проведении камеральной про­верки истребовать у налогоплательщика только те документы, обязанность представления которых прямо указана в нормах налогового законодательст­ва. В Постановлении Федерального Арбитражного Суда Восточно‑Сибирского округа от 02 сентября 2003 г. указано, что при проведении каме­ральной проверки налоговый орган вправе истребовать лишь документы, имеющие непосредственное отношение к обнаруженным налоговым орга­ном ошибкам в представленных налогоплательщиком документах.

В п. 7 ст. 88 НК РФ (в ред. Закона № 137‑ФЗ) установлено, что при про­ведении камеральной налоговой проверки налоговый орган не вправе истре­бовать у налогоплательщика дополнительные сведения и документы, если иное не предусмотрено ст. 88 НК РФ, или если представление таких доку­ментов вместе с налоговой декларацией (расчетом) не предусмотрено НК РФ.

Законодатель определил, что с 1 января 2007 г. помимо документов, ко­торые организации обязаны представлять вместе с налоговой декларацией, чиновники могут требовать только документы, подтверждающие:

– право на льготу при налогообложении;

– исчисление и уплату налогов, связанных с использованием природных ресурсов;

Видео (кликните для воспроизведения).

– правомерность применения вычетов по НДС.

Будем надеяться, что нововведения прекратят практику, когда налого­вые органы в требовании указывали документы обезличенно, например до­кументы по расчетам с поставщиками, книги продаж, выписки банка. Необ­ходимо иметь в виду, что если в требовании налогового органа о предостав­лении документов не содержится четкого названия запрашиваемых бумаг, то такое требование является недействительным, так как не ясно, как его ис­полнять. Данной позиции придерживаются судебные органы (в частности, Постановление ФАС Уральского округа от 17 марта 2004 г. Постановление ФАС Московского округа от 12 февраля 2004 г.).

Налоговые инспекторы в ходе проверки зачастую запрашивают огром­ное количество документов 1 . И налогоплательщики не знают, какие из них являются обязательными, а какие дополнительными, так как законодательно не утвержден исчерпывающий перечень необходимых документов для каждого вида проверки 2 . Такого списка документов нет и в обновленном вари­анте Налогового кодекса. Возможно, пока этот вопрос не будет урегулирован, новая обязанность инспекторов «не требовать дополнительные документы» так и останется только на бумаге.

Процедура предоставления документов. С 2007 г. увеличен срок на представление документов налоговому органу – с 5 дней (при этом даты начала этого срока в Кодексе четко уста­новлено не было) до 10 дней (со дня вручения требования). Обратим внима­ние на то, что в ст. 93 НК РФ не установлено, вправе ли налоговый орган на­правлять требование о представлении документов по почте, и если да, то ка­кой день в таком случае считается днем вручения требования.

Новая редакция ст. 93 НК РФ предусмотрела возможность налогопла­тельщика перенести срок представления документов в случае наличия при­чин, обусловливающих невозможность соблюдения 10‑дне­вного срока. И до внесения изменений суды занимали сторону налогоплательщика и указыва­ли, что в случае извещения налогоплательщиком налогового органа о невоз­можности представления документов в установленный срок применение от­ветственности, предусмотренной ст. 126 НК РФ, неправомерно. С 01 января 2007, если у налогоплательщика нет возможности изготовить требуе­мые копии документов в течение 10 дней, нужно на следующий же день по­сле получения требования письменно уведомить об этом проверяющих лиц, указав причины и срок, в который документы могут быть представлены (абз. 2 п. 3 ст. 93 НК РФ).

Наконец, в новой редакции ст. 93 НК РФ четко определено, что следует считать «надлежаще заверенной» копией документа: копия должна быть за­верена подписью руководителя организации (заместителя руководителя) или иного уполномоченного лица, а также печатью. ФНС России и ранее разъяс­няла, что нотариально заверять представляемые копии не обязательно (Письмо от 2 августа 2005 № 01‑2‑04 / 1087), теперь это следует и из ст. 93 ПК РФ.

Акт камеральной проверки. Другое существенное изменение: по итогам камеральной проверки при выявлении нарушений инспекторы будут составлять акт. Оформлять его бу­дут в течение 10 дней после окончания проверки. Однако, что считать мо­ментом завершения проверки, законодатели не уточняют.

В действующей редакции Налогового кодекса нет однозначного ответа на вопрос, должен ли инспектор составить акт камеральной проверки.

Читайте так же:  Образец заполнения расчетно платежной ведомости по зарплате

Высший Арбитражный Суд РФ, Конституционный Суд РФ считают, что акт составлять не нужно, потому что Налоговый кодекс об этом умалчивает (пункт 37 Постановления Высшего Арбитражного Суда РФ от 28.02.2001 го­да, п. 4.1 Постановления Конституционного Суда РФ от 14 июля 2005 г.).

Однако большинство арбитражных судов придерживаются иной пози­ции. По их мнению, оформлять результаты камеральной проверки налоговые органы должны так же, как и результаты выездной проверки. Иначе нару­шаются права налогоплательщиков. Арбитражные суды часто указывают на то, что отсутствие акта камеральной проверки влечет недействительность результатов проверки и не дает возможности налогоплательщику согласовать разногласия в акте проверки 1 .

Таким образом, начиная с 1 января 2007 г. налоговый орган обязан со­ставлять акты по результатам камеральных налоговых проверок в порядке, предусмотренном ст. 100 НК РФ.

В то же время необходимо учитывать, что в соответствии с п. 14 ст. 7 Закона № 137‑ФЗ налоговые проверки и иные мероприятия налогового кон­троля, в том числе связанные с налоговыми проверками, не завершенные до 1 января 2007 г., проводятся в порядке, действующем до дня вступления в силу Закона № 137‑ФЗ. При этом оформление результатов указанных нало­говых проверок осуществляется в порядке, действующем до дня вступления в силу Закона № 137‑ФЗ.

Таким образом, проблема проведения камеральных проверок на сего­дняшний день является актуальной. По словам представителей Минфина, изменения, внесенные в статьи Налогового кодекса, касающиеся налоговых проверок, призваны «оптимизировать баланс интересов власти и бизнеса в сфере налоговых правоотношений» 3 . Будет ли достигнута эта цель, сказать пока сложно. С уверенностью можно утверждать лишь одно: и налоговым инспекциям, и налогоплательщикам в следующем году придется многое из­менить в своей работе.

1 Электронная версия бератора «Практическая энциклопедия бухгалтера»: Камеральная проверка деклара­ции // СПС ГАРАНТ.

2 Баталова И., Караханян С. Налоговые проверки. Новые права налоговиков и обязанности налогоплательщиков // Двойная запись. 2006. № 8. С. 13.

3 Воронцова Н. Налоговый кодекс переписали. Технологично // Российский налоговый курьер. 2006. № 15. С. 11.

http://www.bmpravo.ru/show_stat.php?stat=635

Проблемы практического проведения камеральных налоговых проверок

камеральных налоговых проверок

Налоговое законодательство в области организации и проведения налоговых проверок окончательно не сформировалось, многие аспекты их проведения в настоящее время не урегулированы законом. В связи с чем, на практике возникает большое количество споров между налогоплательщиками и инспекциями ФНС России, а также нередки противоречия между различными судебными инстанциями.

В работе проведен анализ актуальных и наиболее существенных на сегодняшний день проблем законодательного регулирования порядка проведения налоговых проверок, и предложены пути их решения.

К основным проблемам камеральной проверки, требующим, с одной стороны, ее компьютеризации, а с другой — осложняющим и этот процесс, относятся:

Массовый характер операций, осуществляемых налоговой инспекцией при камеральных проверках. Фактически каждый налогоплательщик, сдающий отчетность, проверяется 1 раз в квартал, некоторые (крупные) – 1 раз в месяц. Каждый раз проверке подвергается не одна декларация, а несколько – от 7 до 13, плюс бухгалтерская отчетность (3-5 форм) неограниченное количество справок, расчетов, пояснительных записок, прилагаемых к декларациям. Автоматизация работы налоговой инспекции не позволит решить эту проблему, поскольку ею охватываются такие участки работы по подоходному налогу, которые осуществляются после этапа приема налоговых деклараций от плательщиков, на котором чаще всего и возникают очереди. Поэтому с целью сокращения очередей в инспекциях можно привлечь к приему и первичной обработке деклараций временных работников.

Массовый характер ошибок, допускаемых плательщиками при заполнении деклараций, в расчетах сумм налогов, что приводит к массовым камеральным доначислениям на весьма значительные суммы, и соответственно массовое применение налоговых и административных санкций по результатам камеральных проверок.

Жесткий срок на начисление в карточках лицевых счетов сумм налогов «по данным плательщика» (5 дней по квартальной отчетности и 10 дней по годовой, по отдельным налогам (например НДС) иные сроки). Кроме того, срок проведения камеральной проверки ограничен 3 месяцами со дня представления декларации налогоплательщиком. Таким образом, в весьма короткий срок (3 месяца) налоговая инспекция должна отработать каждую декларацию два раза — первый раз для начисления налогов «по данным плательщика» в течение 5-10 дней со дня сдачи отчетности и второй — для собственно камеральной проверки.

Отсутствие единого стандартного подхода к проектированию форм налоговых деклараций, делает их крайне неудобными для ручной обработки и непригодными для машинной. В частности, следует отметить отсутствие на бланках контрольных сумм; возможности представления деклараций на двусторонних бланках.

Необходимость представления целого ряда дополнительных расчетов к декларациям «по произвольной форме».

Обязанность плательщика подтверждать свое право на льготы, заявленные в декларации первичными документами (договорами, платежными поручениями, выписками банков и т. д.).

С введением в действие ч.1 НК РФ существенно изменилось как само содержание данных видов проверок (в первую очередь камеральных), так и их роль в общей системе налогового контроля.

Безусловно, целью налоговых проверок является не только обеспечение дополнительных доходов бюджета, но, в первую очередь, предупреждение возможных налоговых правонарушений и преступлений. Однако эта цель может быть обеспечена и более экономичными, а главное, более эффективными с точки зрения ее достижения методами.

Конечно же, налоговые органы вправе потребовать от налогоплательщиков представления первичных документов и надо сказать, что в истребовании таких документов ничего предосудительного нет. Но на практике, как правило, запрашивается множество первичных документов, а анализируется только часть из них. Подобное положение дел, конечно же, требует определенной корректировки с точки зрения методологии проведения таких проверок. Поэтому, прежде чем запрашивать у налогоплательщика именно первичные документы, следует убедиться в их необходимости.

По результатам камеральных проверок часто появляются вопросы, которые оспариваются, это связано с несовершенством налогового законодательства, а также с собственными трактовками отдельных положений и законов финансистами и бухгалтерами проверяемых предприятий и специалистами по исчислению налогов.

Минфин РФ предлагает в рамках совершенствования норм, регламентирующих деятельность налоговых органов и налогоплательщиков, упорядочить процесс проведения камеральных налоговых проверок, в частности, конкретизировав вопросы, которые должны проверяться при проведении таких проверок.

Также предлагается установить порядок, в соответствии с которым при выявлении существенных изменений показателей в отчетности по сравнению с показателями отчетности предыдущих периодов налоговый орган вправе направить налогоплательщику уведомление с указанием выявленных фактов и требованием представить пояснения.

Читайте так же:  Выплата имущественного вычета за квартиру

Дополнительная проблема, с которой могут столкнуться налоговые органы, используя информацию из внешних источников, заключается в том, что крупнейшие налогоплательщики, как правило, имеют собственные ресурсные и энергоснабжающие подразделения, очистные сооружения и котельные. Это означает, что подобную информацию необходимо учитывать при анализе структуры затрат выпускаемой продукции. Кроме того, не всегда можно проследить четкую зависимость между объемами потребленных ресурсов и выпуском (реализацией) продукции. Это в свою очередь не позволяет достоверно зафиксировать финансовый результат, определяемый в целях налогообложения.

При проведении комплекса контрольных мероприятий важно помнить, что первоочередная задача отнюдь не истребование первичных документов в рамках камеральной проверки, а выявление отклонений в динамике тех или иных показателей, непропорционального роста отдельных видов доходов или расходов. Такой отбор, конечно, должен проводиться автоматизированно.

После того как проведен экономический анализ представленной декларации и выявлены существенные расхождения между показателями, налоговый инспектор должен обратиться к налогоплательщику за разъяснениями. Зачастую причину обнаруженных нарушений налогоплательщик объясняет достаточно просто, и необходимость в представлении первичных документов отпадает. Первичные документы нужны, только если выявлены арифметические ошибки или неправильно заполнены какие-либо строки декларации.

Углубленная камеральная проверка налоговых деклараций (то есть проверка с запросом документов) в отношении всех организаций постепенно должна отойти на второй план. Главное это сделать камеральные проверки выборочными, и прежде всего в отношении тех налогоплательщиков, чьи объяснения покажутся налоговому инспектору неубедительными.

В частности, необходимо разграничить и определить формы и мероприятия налогового контроля в современном налоговом законодательстве, с учетом сложившейся практики.

Необходимость дополнения норм статьи 82 НК РФ была предопределена возникающими в практике применения вопросами налогоплательщиков, а также различным их толкованием судебными и налоговыми органами.

Спорные ситуации вынуждали государственные органы, уполномоченные в области финансов, а также уполномоченные в области налогообложения, к изданию целого ряда письменных разъяснений, определяющих “официальную” правовую позицию. Кроме того, применение форм и мероприятий налогового контроля, не предусмотренных налоговым законодательством, приводит к нарушению прав и законных интересов налогоплательщиков.

Относительно самого порядка проведения налоговых проверок после принятия Федерального закона -ФЗ также остался ряд неурегулированных либо требующих доработки положений. К наиболее существенным из них относятся:

— неурегулированность вопроса о возможности проведения самостоятельной проверки обособленного подразделения, которое не имеет статуса филиала или представительства;

— неясность норм, определяющих перечень документов, истребуемых при проведении камеральной проверки по НДС для подтверждения правомерности применения налоговых вычетов;

— несовершенство законодательной базы в части регулирования камеральных проверок организаций, осуществляющих экспортные операции;

— отсутствие правовой регламентации ряда вопросов, касающихся

института дополнительных мероприятий налогового контроля;

— неурегулированность вопроса о законности проведения камеральной

проверки и вынесения по ее результатам решения с нарушением установленного Кодексом срока;

— отсутствие нормы, определяющей момент окончания камеральной

В связи с тем, что в процессе контрольной работы большое значение имеет методика осуществления налоговых проверок с описанием конкретных приемов проведения налоговых проверок, уточним общий алгоритм проведения камеральной налоговой проверки, который включает в себя несколько этапов. На первом осуществляется предпроверочный анализ налогоплательщиков, второй этап представляет собой непосредственно механизм проведения проверки, на третьем этапе реализуются процедуры оформления результатов проверки дальнейшие взаимоотношения с налогоплательщиком.

Необходимо выработать устойчивые критерии, по которым выявляются нарушители налогового законодательства и становятся объектами камеральных налоговых проверок. В этой связи можно предложить универсализировать методику предпроверочного анализа налогоплательщика, как комплекса осуществляемых налоговым органом контрольных процедур, направленных на подготовку максимально эффективного проведения камеральной проверки, сбор и качественное изучение информации о налогоплательщике, планируемых для камеральной налоговой проверки. Целью его является подготовка к предстоящей камеральной налоговой проверке, выработка оптимальной стратегии предстоящей налоговой проверки, обеспечивающей рациональное использование всех необходимых методов налогового контроля. Предпроверочный анализ налогоплательщика должен базироваться на принципах: единства; целенаправленности; оперативности; комплексности; поэтапности.

Предпроверочный анализ предлагается проводить в три стадии в следующей последовательности:

1) формирование информационной базы о налогоплательщике;

2) анализ финансово-экономических показателей деятельности налогоплательщика;

3) разработка плана проведения налоговой проверки.

На первой стадии «Формирование информационной базы о налогоплательщике» осуществляется сбор необходимой информации о налогоплательщике и его деятельности, на основе которой будет в дальнейшем осуществляться анализ финансово-экономической деятельности и выработка стратегии налоговой проверки. Итогом этой стадии выступает сформированное досье налогоплательщика.

Виды анализа и мероприятия за 3-х летний период деятельности налогоплательщика, проводимые на второй стадии «Анализ финансово-экономических показателей деятельности налогоплательщика» на базе досье налогоплательщика можно систематизировать по:

— анализу динамики сумм исчисленных и уплаченных налоговых платежей (оцениваются рост (снижение) сумм исчисленных налогов, своевременность и полнота их уплаты, причины неуплаты; выявляются налогоплательщики с отрицательной динамикой);

— финансовому анализу организации (анализ показателей рентабельности, деловой активности, финансовой устойчивости, платежеспособности);

— сравнительному анализу показателей финансово-хозяйственной деятельности налогоплательщика с показателями аналогичных налогоплательщиков по отраслевому признаку;

— анализ соответствия налогоплательщика критериям оценки риска осуществляется на основе Концепции системы планирования налоговых проверок;

— анализу сопоставимости налоговых баз и объектов налогообложения по различным видам налогов и бухгалтерской отчетности;

— анализу выписок банков по счетам налогоплательщика;

— составлению графической схемы ведения налогоплательщиком бизнеса и выявление контрагентов — потенциальных участников схем уклонения от налогов;

Рис.1 Алгоритм предпроверочного анализа налогоплательщика

Необходимо рассмотреть, методические рекомендации, направленные на совершенствование отбора потенциальных кандидатов на камеральную проверку и повышение результативности проверки. В частности, предлагается рассчитывать показатель налоговой нагрузки на основе добавленной стоимости:

где: ∑НП — совокупная сумма всех уплаченных налогов организацией (без НДФЛ) по данным налоговых деклараций; ДС — добавленная стоимость.

В отношении критерия опережающего темпа роста расходов над темпами роста доходов, с точки зрения риска совершения налогового правонарушения, показательно только сравнение темпов роста расходов с темпами роста доходов по налоговой (или бухгалтерской) отчетности за календарный год. При этом, если

ТРН > ТДН или ТРБ > ТДБ, то высокая вероятность налоговой проверки,

Видео (кликните для воспроизведения).

http://pandia.ru/text/80/515/97570.php

Проблемы камеральных налоговых проверок
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here