Проблемы исчисления налога на прибыль организаций

Налог на прибыль: актуальные проблемы

Поправки в налоговое законодательство, разъяснения финансового и налогового ведомств, решения высших судов подчас делают неоднозначным ответ на вопрос о том, как учесть те или иные расходы по налогу на прибыль. Проблемы налогового учета расходов осветил в рамках Всероссийского онлайн-семинара, проводимого компанией «Гарант», Константин Викторович Новоселов, советник государственной гражданской службы РФ I класса, аттестованный консультант по налогам и сборам, кандидат экономических наук.

В ходе мероприятия участники задали Константину Новоселову немало вопросов об учете расходов по налогу на прибыль. Предлагаем вашему вниманию ответы на наиболее актуальные из них.

Расходы по добровольному медицинскому страхованию нормируются по правилам статьи 255 Налогового кодекса. Надо ли при учете этих расходов дополнительно применять ограничения статьи 272 Кодекса?

Организация взяла заем у другого юридического лица. Условиями договора стороны предусмотрели, что выплата процентов будет производиться в конце срока действия договора. В какой момент признавать в составе расходов по налогу на прибыль проценты, начисленные по договору займа: на основании положений статьи 272 Налогового кодекса или исходя из позиции Президиума ВАС РФ 2 ?

Компания получила заем, размер которого установлен в условных единицах. В каком порядке учитывать отрицательную разницу в составе расходов по налогу на прибыль?

— Пунктом 9 статьи 272 Налогового кодекса установлены общие правила признания доходов (расходов) в виде суммовых разниц, возникших при реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав. Так, суммовые разницы при применении метода начисления признаются доходом или расходом на дату прекращения соответствующей задолженности.
Отражение начисленных суммовых разниц в составе доходов или расходов на конец отчетного (налогового) периода Налоговым кодексом не предусмотрено. Этот порядок признания доходов (расходов) применяется также и в отношении суммовых разниц, начисленных по долговому обязательству, выраженному в условных единицах. На основании статьи 265 Налогового кодекса 6 в составе внереализационных расходов признаются расходы в виде отрицательной суммовой разницы, возникшей на дату прекращения обязательства. Суммовая разница признается в налоговом учете полном объеме.

Организация провела реконструкцию здания. Работы по реконструкции завершены в декабре 2009 года. Когда компания вправе применить амортизационную премию?

— Налогоплательщик имеет право включать в состав расходов отчетного или налогового периода расходы на капитальные вложения в размере не более 10 процентов расходов, понесенных в случае реконструкции основного средства 7 .
Применить амортизационную премию организация вправе с месяца, следующего за месяцем, в котором этот объект был введен в эксплуатацию 8 . При этом основные средства, права на которые подлежат государственной регистрации в соответствии с законодательством РФ, включаются в состав соответствующей амортизационной группы с момента документально подтвержденного факта подачи документов на регистрацию указанных прав 9 .
Отмечу, что порядок осуществления государственной регистрации прав на недвижимое имущество предусмотрен Федеральным законом «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» 10 .
Таким образом, организации при определении момента, когда у нее возникает право применить амортизационную премию, надо учитывать два фактора:
момент (дата) ввода в эксплуатацию объекта (или его части) после реконструкции;
момент подачи документов на госрегистрацию здания после реконструкции.

Скажите, пожалуйста, можно ли применять амортизационную премию не ко всем объектам основных средств, а выборочно, только к отдельным объектам?

— Да, можно. Организация должна предусмотреть намерение пользоваться правом, предоставленным пунктом 9 статьи 258 Налогового кодекса (т. е. амортизационной премией) в учетной политике. Амортизационную премию не обязательно применять ко всем без исключения объектам основных средств, поэтому, закрепив в учетной политике намерение воспользоваться премией в течение года, организация может применять ее выборочно и только по основным средствам. В приказе руководителя о вводе в эксплуатацию объекта основных средств целесообразно указывать, например, что в отношении данного объекта следует применить амортизационную премию. Кроме того, в приказе разумно установить размер премии по данному основному средству. Если по основному средству не предполагается использование амортизационной премии, то в приказе руководителя надо прописать, что в отношении данного объекта амортизационная премия не применяется.
Обратите внимание, что нельзя применять амортизационную премию в отношении основных средств, полученных безвозмездно.

Фирма продала в 2009 году автомобиль с убытком. В бухгалтерском учете срок полезного использования закончился. В налоговом учете компания применяла понижающий коэффициент 0,5 к норме амортизации, в связи с этим срок полезного использования в налоговом учете не истек. Каким образом признавать убыток от реализации автомобиля: единовременно или в течение срока полезного использования, оставшегося в налоговом учете?

— Убыток от продажи основных средств уменьшает налогооблагаемую прибыль не единовременно, а в течение определенного периода времени. Этот период рассчитывают как разницу между фактическим сроком эксплуатации основного средства и сроком его полезного использования 11 . Срок полезного использования в данном случае определяется исходя из срока полезного использования автомобиля согласно классификации 12 с учетом корректировки на коэффициент 0,5 за то количество месяцев, которое приходится на срок полезного использования до 2009 года.
С 2009 года понижающий коэффициент 0,5 отменили 13 . Поэтому теперь срок полезного использования исчисляется без корректировки на понижающий коэффициент 0,5.
Для определения периода, в течение которого надо учитывать для целей налога на прибыль убыток от реализации автомобиля, необходимо найти разность между сроком полезного использования, в продолжение которого должен был амортизироваться автомобиль в налоговом учете, и сроком полезного использования, в течение которого автомобиль фактически эксплуатировался до момента продажи. Полученный результат и будет являться периодом, в котором для целей налога на прибыль учитывается убыток от продажи автомобиля.

Читайте так же:  Федеральная налоговая служба штрафы гибдд

Организация начислила дивиденды учредителю. Выплачивать дивиденды предполагается путем передачи учредителю основного средства. Надо ли восстанавливать амортизационную премию в отношении передаваемого объекта?

— Пунктом 9 статьи 258 Налогового кодекса предусмотрено, что в случае реализации ранее чем по истечении 5 лет с момента введения в эксплуатацию основных средств, в отношении которых была применена амортизационная премия, последняя подлежит восстановлению и включению в налоговую базу по налогу. Реализацией товаров на основании статьи 39 Налогового кодекса признается передача на возмездной основе права собственности на товары одним лицом для другого лица. В вашей ситуации у организации возникает обязанность по выплате дивидендов учредителю — кредиторская задолженность. При погашении этой задолженности путем передачи основного средства происходит возмездный переход права собственности на данный объект, то есть возникает факт реализации основного средства вашему учредителю. В связи с этим амортизационную премию надо восстановить в том отчетном (налоговом) периоде, в котором произошел переход права собственности на основное средство.

Предприятие приобретает товары у индивидуального предпринимателя на ЕНВД. ИП не применяет ККТ. Можно ли такие расходы учесть для целей налога на прибыль на основании товарного чека?

— Эта ситуация рассмотрена в письме Минфина России 14 . Плательщики ЕНВД могут вести наличные денежные расчеты и расчеты с использованием платежных карт без применения ККТ при условии выдачи по требованию покупателя документа: товарного чека, квитанции или другого документа, подтверждающего прием денежных средств за соответствующий товар. Прием денег при наличных денежных расчетах и расчетах с использованием платежных карт в случаях продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг должен подтверждаться чеками ККТ или документами, подтверждающими прием денежных средств за товар (работу, услугу). Таким образом, для подтверждения расходов для целей налога на прибыль не достаточно одного товарного чека. К нему должен быть приложен документ, подтверждающий прием денег. Это могут быть чек ККТ, бланк строгой отчетности 15 или квитанция к приходному кассовому ордеру 16 .

Подготовила
Н.В. Горшенина,
заместитель главного редактора,
налоговый консультант

1 п. 6 ст. 272 НК РФ
2 Пост. Президиума ВАС РФ от 24.11.2009 N 11200/09
3 письмо Минфина России от 16.04.2010 N 03-03-06/1/270
4 п. 8 ст. 272 НК РФ
5 п. 1 ст. 328 НК РФ
6 подп. 5.1 п. 1 ст. 265 НК РФ
7 п. 9 ст. 258 НК РФ
8 ст. 259 НК РФ
9 п. 11 ст. 258 НК РФ
10 Федеральный закон от 21.07.1997 N 122-ФЗ
11 п. 3 ст. 268 НК РФ
12 пост. Правительства РФ от 01.01.2002 N 1
13 ст. 27.2 Федерального закона от 05.08.2000 N 118-ФЗ
14 письмо Минфина России от 19.01.2010 N 03-03-06/4/2
15 п. 2 ст. 2 Федерального закона от 22.05.2003 N 54-ФЗ
16 форма N КО-1, утв. пост. Госкомстата России от 18.08.1998 N 88

2.3 Современные проблемы функционирования налога на прибыль организаций и возможные пути его совершенствования

2.3.1 Основные проблемы, которые возникают при налогообложении прибыли организаций

Одними из самых важных представляются льготы на капиталовложение, их можно отнести по двум группам: отрасли, которые производят в сфере материального производства, освобождаются от налогообложения прибыли, направленная на капитальные вложения в целях развития, имеющейся в собственности производственной базы; на финансирование строительства жилых помещений. Последняя льгота действует для всех предприятий. Так же данные льготы обладают ограничениями. Например, они могу предоставляться только в случае абсолютного применения организацией сумм начисленного износа на последнюю отчетную дату. Ограничения в области применения этих льгот достаточно сильно усложняют подсчеты прибыли, подлежащей налогообложению. Если производится реализация или безвозмездная передача (в пределах двух лет с начала применения льготы) основных средств и объектов, в отношении которых применялись данные льготы при покупке, прибыль, подлежащая обложению, увеличивается на сумму, равную остаточной стоимости приобретенных основных средств в пределах сумм полученных льгот.

Постановка вопроса об отмене или сохранении данных льгот достаточно сложна. На сегодняшний день они не выполняют той функции, которую на них возложили, из-за размытой и неконкретной формулировки. Это в свою очередь дает возможность организации избегать налогообложения. Основную идею, которую закладывали в эти льготы – это стимулирование притока инвестиционных проектов в реальный сектор экономики. Но тот механизм, предусмотренный настоящим законодательством, обуславливает неэффективное использование организациями этих льгот.

Низкую эффективность в части возможностей положительного влияния налоговых льгот отмечают и отечественные ученые. В частности, профессор Г. Песчанских подчеркивает: «Истинный масштаб потерянных доходов вследствие налоговых льгот делает существование этих привилегий обременительным для бюджета. Расширение налоговых льгот серьезно сужает налоговую базу и несправедливо перемещает налоговую нагрузку на более эффективные предприятия, которые не пользуются налоговыми льготами и платят налоги. Кроме того, налоговые льготы искривляют условия конкуренции». [7]

Механизм исчисления и взимания налога на прибыль организаций, пути совершенствования

Методы начисления налога на прибыль организации

При расчете налога на прибыль организаций, налогоплательщик должен четко знать, какие доходы и расходы он может признать в этом периоде, а какие нет. Даты, на которые признаются расходы и доходы для целей налогообложения, определяются двумя различными методами (ст. 271-273 НК РФ).

Метод начисления. При ведении налогоплательщиком налогового учета методом начисления дата признания дохода/расхода не зависит от даты фактического поступления средств (получения имущества, имущественных прав и др.)/фактической оплаты расходов. Доходы (расходы) при методе начисления признаются в том отчетном (налоговом) периоде, в котором они имели место (к которому они относятся).

Кассовый метод. При применении налогоплательщиком кассового метода ведения налогового учета доходы/расходы признаются по дате фактического поступления средств (получения имущества, имущественных прав и др.)/фактической оплаты расходов.

Для того, чтобы рассчитать за налоговый период налог на прибыль, необходимо определить налоговую базу (то есть прибыль, подлежащую налогообложению) и умножить её на соответствующую налоговую ставку.

РАЗМЕР НАЛОГА = СТАВКА НАЛОГА (20%) * НАЛОГОВАЯ БАЗА

Читайте так же:  Возврат излишне уплаченной госпошлины в налоговую

Как показывает анализ практики взимания налога на прибыль в РФ действующая система исчисления налога содержит в себе значительные недостатки, требующие коренного ее пересмотра. Причем изменению должны подвергнуться не только отдельные ее части и элементы, но сама система исчисления требует нового подхода к ее рассмотрению. Одним из недостатков действующей системы налогов является то, что налог на прибыль серьезно тормозит рост в реальном производственном секторе.

Налог на прибыль: понятие и сущность

Налоговая система РФ на протяжении многих лет находится в состоянии постоянной подвижности, что очевидно связано с объективными изменениями экономической ситуации внутри страны. Система отличается сложностью, механизмы по исчислению и уплате налогов и сборов часто требуют разъяснений среди налогоплательщиков. Именно поэтому одним из условий обеспечения нормального налогового климата внутри страны является наличие современного, грамотного законодательства о налогах и сборах.

Налог на прибыль организаций — это прямой налог, его величина прямо зависит от конечных финансовых результатов деятельности организации.

Налог начисляется на прибыль, которую получила организация, то есть на разницу между доходами и расходами.

Прибыль – результат вычитания суммы расходов из суммы доходов организации – является объектом налогообложения.

Правила налогообложения налогом на прибыль определены в главе 25 Налогового кодекса РФ.

Пути совершенствования начисления и взимания налога на прибыль

Существующие проблемы в области применения налога на прибыль не вызывают доверия к главе 25 НК РФ. Есть опасность того, что НК РФ в окончательном своем варианте станет слишком объемным и трудным для применения, а это существенно осложнит и без того запутанные отношения, связанные с исчислением и уплатой налогов и сборов. Получается, что законодатели, как бы оглядываясь, устраняют собственные ошибки, забывая многие другие.

Несомненно, реформирование налогообложения — весьма трудоемкая работа, и при разработке соответствующего законодательства трудно учесть все нюансы. Однако вряд ли можно согласиться с просчетами, которые имеются в нашей правовой системе. Подобная нестабильность налогового законодательства вызывает эффект, обратный тому, ради которого принимаются поправки законодательством о налогах и сборах. Вместо упрощения процедуры исчисления и уплаты налога происходит всемерное ее усложнение и запутывание, что отрицательно сказывается как на самих налогоплательщиках, так и на деятельности налоговых органов, работники которых также далеко не всегда могут сориентироваться в законодательных хитросплетениях.

Сочетание интересов государства и производителя, целостная активно действующая система регуляторов экономики, формирующая цели и выбор стратегии, методы и средства хозяйственной деятельности каждого предприятия при одновременном учете приоритетных общегосударственных интересов — основное условие выхода страны из кризиса.

Совершенствование механизма взимания налога на прибыль в России на сегодняшний день реализуется, главным образом, посредством разработки основных направлений налоговой политики. В части рассматриваемого налога на прибыль организаций следует внести изменения в законодательство о налогах и сборах по следующим направлениям.

1. Должны быть внесены изменения в НК РФ, направленные на сокращение возможностей минимизации налогообложения, связанных с переносом на будущее убытков реорганизуемых или приобретаемых компаний. Отсутствие ограничений создает на рынке искаженные стимулы, направленные на приобретение неэффективного бизнеса без последующего его развития. В настоящее время существует возможность посредством присоединения убыточных организаций направить на погашение их убытков всю полученную прибыль.

2. Необходимо решить вопрос нормативного регулирования отнесения процентов по долговым обязательствам на расходы, учитываемые при формировании налоговой базы по налогу на прибыль организаций. В настоящее время эти правила являются недостаточно эффективными: с одной стороны, они не предотвращают уклонение от налогообложения путем неправомерного отнесения процентов на расходы, с другой стороны, являются трудоемкими и обременительными для добросовестных налогоплательщиков.

Проблемы налогообложения на современном этапе развития РФ

Дата публикации: 11.06.2015 2015-06-11

Статья просмотрена: 14772 раза

Библиографическое описание:

Глущенко Я. С., Егорова М. С. Проблемы налогообложения на современном этапе развития РФ // Молодой ученый. — 2015. — №11.4. — С. 72-74. — URL https://moluch.ru/archive/91/20119/ (дата обращения: 20.02.2020).

На современном этапе развития государства, стабильная налоговая система является наиболее значимым механизмом, воздействующим на уровень экономики. Однако нередко налоговая система не в полной мере отвечает современным условиям, являясь сложной как по исчислению и уплате налогов, так и по системе ведения налогового учета, документирования, составлению отчетности и применению информационных систем с целью заполнения налоговых деклараций. Система налогообложения должна выполнять стимулирующую роль, положительно влияя на экономическую деятельность предприятий, на развитие производства в стране. Эффективность налогообложения определяется соотношением налоговых доходов, поступающих в бюджеты с общим объемом издержек, связанных с введением налогов на территории государства, сбором сумм налогов, в том числе и в отношении к каждому конкретному виду налога.

Создание устойчивой налоговой системы есть главная задача, стоящая перед государством. Эффективное налогообложение, можно обеспечить путем гармоничного сочетания выбранного налогового механизма с целями и задачами, которые ставит перед собой государство при управлении экономикой страны.

В налоговой сфере, к сожалению, существует ряд проблем, которые необходимо решать. Так все еще велика доля теневой экономики и распространены уклонения от налогообложения. Это не только лишает бюджетную систему налоговых доходов, но и способствует неравной конкуренции, поскольку ставит добросовестных налогоплательщиков в менее выгодные условия. Неудивительно, что Правительство в качестве одного из приоритетов видит борьбу с налоговыми злоупотреблениями и формирование экономического поведения, основанного на культуре уплаты налогов.

Во многих случаях не только физические и юридические лица, являющиеся налогоплательщиками, но и налоговые специалисты, а также лица, занимающиеся адвокатской практикой, не могут конкретно обосновать положения статей Налогового Кодекса РФ. Арбитражные суды, суды общей юрисдикции зачастую выносят уклонение налогоплательщиков от уплаты налогов. В России культура налогов всегда была и остается крайне низкой.

Данная проблема складывается из сочетания следующих факторов:

— экономическая безграмотность налогоплательщиков;

— менталитет российского налогоплательщика, направленный в первую очередь, на сокрытие доходов и имущества от налоговых органов, минимизацию налогов;

Читайте так же:  Документы для оформления налогового вычета на детей

— недоверие налогоплательщиков к налоговым органам, зачастую вследствие некорректного поведения последних.

В действующей налоговой системе к одной из проблем налогообложения можно выделить незаконное возмещение сумм НДС.

Так, в получении необоснованных вычетов НДС недобросовестным налогоплательщиком используется основной документ — счет-фактура, регулирующий исчисление, уплату и вычеты НДС. Выявление фиктивных счетов — фактур и необоснованных вычетов ФНС России осуществляет сегодня в ходе выездных и встречных проверок. Однако эти проверки оказываются малоэффективными, так как счета-фактуры не используются при льготных режимах налогообложения.

Другой проблемой при взимании налога на добавленную стоимость является уклонение от его уплаты. Суть состоит в том, что недобросовестные предприниматели импортируют высокотехнологичные товары, а затем продают их с наценкой в размере ставки налога на добавленную стоимость и присваивают разницу. Налог на добавленную стоимость в бюджет при этом не перечисляется.

Видео (кликните для воспроизведения).

При начислении и уплате налога на прибыль предприятия также соприкасаются с некоторыми проблемами, которые необходимо решать для более качественного и правильного налогообложения прибыли. Одной из таких распространенных проблем, с которыми сталкиваются предприятия при исчислении данного налога. Это предприятие, которое открыло филиал, сталкивается с немалым количеством вопросов, которые связаны с налогообложением такого филиала. Связано это с тем, что для предприятия, имеющего филиалы, действуют два совершенно различных способа налогового учета. При первом — головное предприятие и филиал уплачивают налог консолидировано, т. е. налоговые обязательства рассчитываются для организации в целом. После нахождения общей суммы налоговых обязательств, производится расчет налога, уплачиваемого по местонахождению каждого филиала. При втором- головное предприятие и филиал рассматриваются как самостоятельные налогоплательщики и каждый из них ведет свой независимый налоговый учет: определяет валовой доход, валовые затраты, амортизацию, рассчитывает налогооблагаемую прибыль и сам налог на прибыль.

Другой проблемой при исчислении налога на прибыль является не всегда четко различима граница между рекламой и расходами на продвижение или расходами, связанными с рекламой, но к ней не относящимися (например, обучение сотрудников рекламного отдела). Если какие-то расходы на продвижение считать рекламой, то они не предусмотрены в списке ненормируемых рекламных расходов и будут признаваться в пределах установленного норматива (1 % от выручки).

Также существуют трудности налогообложения консолидированной группы налогоплательщиков. Объединение вертикально-интегрированных структур в консолидированной группы позволяет данным налогоплательщикам уплачивать налог на прибыль организаций с совокупного финансового результата по итогам деятельности всех компаний-участников этой группы. В этой связи, прибыль для целей налогообложения, рассчитанная по консолидированной группе налогоплательщиков, будет учитывать убытки, понесенные участниками в текущем налоговом периоде, а не в будущих налоговых периодах. При этом сумма налога на прибыль организаций, подлежащая перечислению участником консолидированной группы налогоплательщиков ответственному участнику этой группы для последующей уплаты в бюджеты РФ, определяется условиями договора о создании группы. Эта сумма может быть равна сумме налога на прибыль организаций, рассчитанной исходя из совокупной прибыли консолидированной группы, и доли, приходящейся на этого участника. Однако договором может быть предусмотрен другой порядок расчетов между участниками группы.

Можно выделить следующие недостатки российской налоговой системы:

1. Данная система носит преимущественно фискальный характер, это затрудняет действие стимулирующей и регулирующей функций налогообложения.

2. Действует неоптимальная шкала ставок подоходного налога с физических лиц.

3. Недостаточно эффективен контроль за сбором налогов, что выражается в сокрытии доходов, вследствие чего, по различным оценкам, бюджетная система РФ недополучает от 30 до 50 % налоговых платежей.

4. Растет неэффективность существующих льгот.

5. Происходит постоянное изменение налогового законодательства и ставок налогообложения, что не способствует долгосрочному вложению капиталов и росту экономики.

6. За региональными и местными бюджетами закреплены налоги, не имеющие существенного фискального значения для соответствующих бюджетов. Их удельный вес не превышает 15–20 % всех доходов консолидированных бюджетов субъектов Российской Федерации. Это вызывает необходимость регулирования бюджетов путем нормативных отчислений от федеральных регулирующих налогов.

7. В систему налогов и сборов в Российской Федерации в настоящее время не включаются таможенные пошлины и сборы.

В ближайшее время российская налоговая система столкнется с масштабными трудностями, обусловленными несколькими причинами, имеющими как объективный, так и субъективный характер. К первой группе относятся существенная зависимость российской экономики от внешнеторговой конъюнктуры, истощение богатых и благоприятно расположенных месторождений полезных ископаемых и соответствующее удорожанием их добычи на новых месторождениях, старение населения.

Ко второй группе относится ряд принятых решений в области бюджетной и налоговой политики: рост расходных обязательств бюджета за счет национальной обороны и правоохранительной деятельности, бессистемное предоставление налоговых льгот и освобождений, конструкция отдельных налогов, не обеспечивающих достаточную прогрессивность и эффективность налогообложения. Рассмотрим каждый из данных факторов. Так, высокая степень зависимости от внешнеторговой конъюнктуры находит свое выражение, прежде всего в том, что в российской экономике обозначилась тенденция роста обусловленности доходной части бюджета поставками сырья на экспорт, а именно, нефти и газа. Так, доля нефтегазовых доходов в доходах федерального бюджета в 2014 году первоначально прогнозировалась на уровне 48,1 %, а в январе — апреле текущего года она составила уже 52,9 %. Нефтегазовые доходы федерального бюджета в 2015 году составят 7,717 триллиона рублей, что на 5,8 процента превысит прогнозную оценку нефтегазовых доходов бюджета на 2014 год, а в 2016 году, согласно ожиданиям Минфина, нефтегазовые поступления в бюджет составят уже 8,032 триллиона рублей.

При этом планируется, что доля нефтегазовых доходов в общей структуре поступлений в федеральный бюджет будет снижаться с 51 процента в 2015 году до 50,8 процента в 2016 году и до 49,6 процента в 2017 году.

При этом от цен на нефть зависят не только нефтегазовые доходы (налог на добычу полезных ископаемых от углеводородного сырья и соответствующие экспортные пошлины), но и поступления других, прежде всего прямых, налогов. В связи с удорожанием добычи нефти и газа на новых месторождениях, падение доходов бюджета составит около 2,5 % ВВП в период до 2020 г. Другим фактором, влияющим на развитие российской налоговой системы, являются демографические тенденции, обусловливающие необходимость адаптации политики к старению населения. По данным ООН, доля населения России старше 60 лет к 2020 году увеличится с нынешних 17,8 % до 21,6–22,7 %, а к 2050 году число лиц старше 60 лет может составить треть населения страны. Это приведет к росту расходов на здравоохранение, на социальное и пенсионное обеспечение. Другой проблемой российской налоговой системы является то, что налоговая база и налоговые доходы неравномерно распределены по регионам, что делает невозможным обеспечить практическую реализацию фискального федерализма через децентрализацию налоговой системы.

Читайте так же:  Решение собрания о выплате дивидендов образец

Анализ российской налоговой системы и налоговых систем развитых стран иллюстрирует наше отставание от лучшей мировой практики в части качественных характеристик, в том числе недостаточные прогрессивность и эффективность налогообложения. Так, в налоговом законодательстве существуют льготы и освобождения, имеющие практически индивидуальный характер, так например, льготы по налогу на прибыль организаций, предоставляемые Банку развития (государственной корпорации), Фонду содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства, а также в сфере финансового лизинга.

Также следует отметить льготы по налогу на имущество организаций в отношении имущества естественных монополий: железнодорожных путей общего пользования, магистральных трубопроводов, линий энергопередачи и др. Вышеперечисленные проблемы налоговой системы РФ доказывают необходимость ее реформирования, основными целями которого должны быть сбалансированность бюджета, повышение справедливости и эффективности налогообложения; развитие фискального федерализма.

Хотелось отметить, что на современном этапе осуществляется ряд идей и законопроектов, призванных обновить и сделать налоговую систему более рациональной и логичной, отвечающей современным реалиям. При этом принимаются во внимание и международная налоговая конкуренция, и финансово-экономическая ситуация, и опыт — как положительный, так и отрицательный — отдельных государств. Существует целый пакет предложений, включая меры по стимулированию инвестиционной деятельности, технического перевооружения и модернизации экономики, развития финансовых рынков и инвестиций в человеческий капитал.

1. Абрамов А. П. Совершенствование налогообложения [Электронный ресурс] // Известия Томского политехнического университета.- 2006.- Т. 309, № 5. — С. 175–180.

2. Горюнова Н. Н. Налоги и налогообложение. -Томск: Изд-во ТПУ, 2013.- 314 с.

3. Косарева Е. Ю. Основные направления оптимизации налоговой системы России [Электронный ресурс] // Ресурсоэффективные системы в управлении и контроле: взгляд в будущее: сборник научных трудов III Международной конференции школьников, студентов, аспирантов, молодых ученых.- 2014.- Ч. 4. — С. 93–98.

Особенности исчисления налога на прибыль иностранных юридических лиц

Рубрика: Экономика и управление

Дата публикации: 13.01.2017 2017-01-13

Статья просмотрена: 341 раз

Библиографическое описание:

Панфилова Е. М. Особенности исчисления налога на прибыль иностранных юридических лиц // Молодой ученый. — 2017. — №2. — С. 471-474. — URL https://moluch.ru/archive/136/38119/ (дата обращения: 20.02.2020).

Актуальность темы данной статьи обусловлена тем, что международная предпринимательская деятельность представляет собой одну из приоритетных составляющих межгосударственных отношений в современных условиях. В условиях рыночной экономики одним из факторов эффективного функционирования хозяйствующих субъектов является выход на международные рынки и деятельность на зарубежных рынках. Соответственно, в настоящее время значительное количество иностранных компаний осуществляют свою деятельность на территории РФ, и их доход подлежит налогообложению. При этом, как и российские организации, иностранные юридические лица признаются налогоплательщиками по законодательству РФ.

Предметом исследования является налогообложение иностранных юридических лиц налогом на прибыль.

Налоговая политика является только частью стратегии развития государства. Налоговая политика не может существовать обособленно от планов развития других направлений социально-экономической политики. Объединить все направления позволяет ФЗ «О стратегическом планировании в Российской Федерации» от 28.06.2014 № 172-ФЗ.

Проблемы налогообложения зарубежных юридических лиц регламентируются Положениями ст.306–309 Налогового Кодекса Российской Федерации (далее — НК РФ) [1]. Они определяют особенности расчета налога организациями из других стран, ведущими свою деятельность на территории Российской Федерации, в том случае, если их работа подразумевает постоянное представительство иностранной организации, а также исчисления налога зарубежными организациями, не связанными с деятельностью через постоянное представительство в РФ, извлекающими прибыль от операций в Российской Федерации.

Содержание понятия «постоянное представительство» определяется на уровне национального налогового законодательства, а также в соответствующих соглашениях об избежании двойного налогообложения. [2]

Следовательно, принципы расчета налога зарубежных юридических лиц отвечают международной практике налогообложения, в частности, исследованиям Организации экономического сотрудничества и развития (далее — ОЭСР). Согласно указанным нормам, возможны два основных способа получения дохода иностранной организацией, и, соответственно, два способа ее налогообложения: через постоянное представительство и без его образования.

По условиям соглашений постоянным представительством может быть признана не только самостоятельная деятельность иностранной организации, но и ее деятельность через иное лицо, признаваемое зависимым агентом.

В соответствии с п.2 ст.306 НК РФ под постоянным представительством иностранной организации в Российской Федерации подразумевают филиал, агентство, представительство, бюро, отделение, контору, какой-либо обособленный отдел или другое место работы этой фирмы, через которое она постоянно ведет свою деятельность на территории России, связанную с пользованием недрами и (или) применением других природных ресурсов; проведением работ по строительству, предусмотренных договорами, установке, монтажу, сборке, наладке, обслуживанию и использованию оборудования, в том числе игровых автоматов; продажей товаров с принадлежащих учреждению или арендуемых им, расположенных на территории Российской Федерации, складов; выполнением других работ, предоставлением услуг, ведением иной деятельности, за исключением указанных в п.4 ч.1 ст.306 НК РФ [1]. При этом стоит понимать, что деятельность подготовительного и вспомогательного характера не подразумевает создания постоянного представительства.

Кроме того, согласно ч.2 ст.306 НК РФ к деятельности зарубежной фирмы на территории Российской Федерации в целях Кодекса можно отнести работу, проводимую иностранной организацией-оператором нового морского месторождения углеводородного сырья и связанную с добычей углеводородного сырья на новом морском месторождении углеводородного сырья [1].

Читайте так же:  Госуслуги задолженности по налогам и штрафам

Значит, термин «постоянное представительство» не имеет организационно-правового смысла, а используется лишь для выделения налогового статуса зарубежного лица или его агента.

Правила исчисления налога иностранных фирм, ведущих деятельность через постоянное представительство в Российской Федерации, изложены в ст. 307 НК РФ. Нормы ст.308 определяют особенности налогообложения зарубежных предприятий при ведении деятельности на строительной площадке, а нормы ст.309 — особенности налогообложения иностранных учреждений, которые не работают через постоянное представительство в РФ и извлекают прибыль от операций в России. В 2015 г. налоговое законодательство Российской Федерации пополнилось новым термином — контролируемые иностранные организации. Изменения в налоговое законодательство, регламентирующие работу нового субъекта налогообложения, были изложены в Федеральном законе «О внесении изменений в I и II части НК РФ» 24.11.2014 г. № 376-ФЗ. Закон был разработан и принят соответственно государственной программе по деоффшоризации бизнеса.

Зарубежная компания является контролируемой собственником (собственниками), расположенным на территории России, если доля участия такого российского владельца составляет не менее 25 %, либо группой российских совладельцев, доля каждого из которых не менее 10 %, и они обладают мажоритарным пакетом (более 50 % доли участия в иностранной компании) [4]. В обычных случаях расчет налога на прибыль контролируемой организации выполняется из суммы прибыли зарубежной компании за вычетом уплаченного налога с нее за границей. Особенности налогообложения прибыли контролируемых иностранных компаний регулируются нормами ст. 309.1 НК РФ.

Объектом налогообложения для иностранных организаций, осуществляющих деятельность в России через постоянное представительство, признаются такие доходы (рис. 1).

Рис. 1. Объект налогообложения для иностранных организаций, осуществляющих деятельность в РФ через постоянное представительство

Зарубежные компании, которые работают на территории России через постоянное представительство, уплачивают налог на прибыль по ставке 20 % [1].

Налоговая база определяется как денежное выражение объекта налогообложения. При расчете налога на прибыль используются налоговые ставки, которые установлены ст.284 НК РФ.

Если у зарубежной фирмы нет постоянного представительства в Российской Федерации, это еще не означает, что она ускользает от внимания российских налоговых органов. В той ситуации, если она получает прибыль от операций в России, эти доходы облагаются налогом у источника выплаты. Это значит, что налог получается не с самой иностранной фирмы, а с российского плательщика прибыли (это может быть российская организация или представительство иностранной компании в России), который в данном случае выступает налоговым агентом.

Для зарубежных фирм налоговые ставки на их прибыль, не связанную с работой в России через постоянное представительство, определяются в размере 20 % — со всех доходов, кроме прибыли от применения, содержания или сдачи в аренду судов, самолетов или других подвижных транспортных средств или контейнеров в связи с выполнением международных перевозок (для такой прибыли установлена ставка в размере 10 %), а также кроме дивидендов, выплачиваемых зарубежной фирме — акционеру (участнику) российских организаций и доходов в виде процентов по государственным и муниципальным ценным бумагам, условиями выпуска и обращения которых обусловлено получение дохода в виде процентов. По обоим видам вышеперечисленный прибыли иностранных компаний ставка равняется 15 % [5].

Для обеспечения устойчивости бюджетной системы в рамках налоговой политики предполагается установить механизм, который не позволит организациям уклоняться от уплаты налога на движимое имущество (речь идет об имуществе, которое получено до 1 января 2013 года).

Чтобы обеспечить устойчивость всех уровней бюджетов, планируется изменить систему установления льгот и освобождений по местным, региональным налогам и по той части федеральных налогов, доходы от которых поступают в местные и региональные бюджеты.

Таким образом, зарубежные юридические лица, у которых есть постоянное представительство в России и источник дохода расположен именно на территории Российской Федерации, имеют такой же налоговый статус, как и российские налогоплательщики, т. е. они рассчитывают и уплачивают налог на прибыль, как и все остальные налогоплательщики в России.

С помощью налоговой политики Минфин России пытается выполнить следующие основные задачи: поддержать инвестиции в новые производства, противостоять кризису и выводу прибыли через офшоры, стимулировать малое предпринимательство, самозанятых граждан и экспортеров, уравновесить бюджеты различных уровней. Кроме того, планируется принять ряд мер, которые позволят усилить контроль за недобросовестными налогоплательщиками и дать вздохнуть добросовестным.

Особые нюансы для исчисления налога на прибыль для иностранных фирм есть в тех случаях, когда зарубежная фирма не имеет постоянного представительства в РФ, но имеет прибыль от операций, выполняемых на территории Российской Федерации, и когда иностранная компания является контролируемой собственником (собственниками), находящимся на территории России.

Вопросы также могут возникнуть при отнесении прибыли к постоянному представительству иностранного юридического лица на территории России, если организация имеет несколько постоянных представительств в разных регионах страны и каждое из которых оказывает услуги не зависимо друг от друга. В данном случае прибыль относится к представительству, фактически оказавшему услуги.

В случае осуществления единого технологического процесса несколькими отделениями, приводящая к образованию постоянного представительства, то по согласованию с ФНС в исключительных случаях может осуществляться консолидация расчетов с последующим распределением к уплате каждым из таких отделений.

Видео (кликните для воспроизведения).

Определение прибыли иностранной организации связано с множеством нюансом и требует учитывать не только российское, но и международное законодательство, а также все особенности каждой конкретной иностранной организации.

Источники

Проблемы исчисления налога на прибыль организаций
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here