Правовые основы валютного контроля днр

Правовые основы валютного контроля днр

14.4. Правовые основы валютного контроля

Валютный контроль представляет собой деятельность уполномоченных государственных органов, а также по их поручениям кредитных учреждений, направленную на выявление и пресечение нарушений действующего валютного законодательства. Валютный контроль является одним из видов финансового контроля, который осуществляется при проведении валютных операций. В то же время валютный контроль обладает определенными особенностями. Во-первых, у валютного контроля своя цель, содержащаяся в приведенном определении валютного контроля. Во-вторых, объектами валютного контроля являются операции с валютными ценностями. В-третьих, функции валютного контроля осуществляют уполномоченные на то органы, которые, как правило, являются органами финансового контроля.

Основными направлениями валютного контроля в Республике Беларусь в соответствии со ст. 23 Закона Республики Беларусь от 22 июля 2003 г. «О валютном регулировании и валютном контроле» являются:

  • определение соответствия проводимых валютных операций валютному законодательству;
  • обеспечение контроля за перемещением иностранной валюты и иных валютных ценностей через таможенную границу Республики Беларусь;
  • предотвращение легализации доходов, полученных незаконным путем;
  • проверка полноты и достоверности учета и отчетности по валютным операциям;
  • анализ данных учета, отчетности и информации по валютным операциям.

Функции валютного контроля возлагаются в Республике Беларусь на две категории субъектов: органы валютного контроля и агенты валютного контроля. К органам валютного контроля на территории Республики Беларусь относятся:

1. Совет Министров Республики Беларусь, который определяет компетенцию республиканских органов государственного управления и иных государственных организаций, подчиненных Правительству Республики Беларусь, областных (Минского городского) исполнительных комитетов по вопросам осуществления ими функций агентов валютного контроля, выполняет другие функции, предусмотренные законодательством.

2. Национальный банк Республики Беларусь, осуществляющий валютный контроль за совершением банками и небанковскими кредитно-финансовыми организациями валютных операций, выполняющий другие функции, предусмотренные законодательством.

3. Комитет государственного контроля Республики Беларусь, который формирует на основании информации, получаемой от иных органов валютного контроля, а также агентов валютного контроля, базу данных по вопросам валютного контроля, в пределах своей компетенции осуществляет контроль за выполнением органами валютного контроля и агентами валютного контроля своих функций, осуществляет другие функции, предусмотренные законодательством.

КОНСУЛЬТАЦИЯ ЮРИСТА


УЗНАЙТЕ, КАК РЕШИТЬ ИМЕННО ВАШУ ПРОБЛЕМУ — ПОЗВОНИТЕ ПРЯМО СЕЙЧАС

8 800 350 84 37

4. Государственный таможенный комитет Республики Беларусь, осуществляющий организацию валютного контроля за перемещением резидентами и нерезидентами через таможенную границу Республики Беларусь валютных ценностей, а также другие функции, предусмотренные иным законодательством.

Вышеуказанные органы в пределах своей компетенции при осуществлении валютного контроля (ст. 24 Закона «О валютном регулировании и валютном контроле») вправе:

  • проводить в установленном законодательством порядке проверки осуществления резидентами и нерезидентами валютных операций, полноты и достоверности учета и отчетности по валютным операциям, а при наличии оснований законности происхождения валютных ценностей;
  • осуществлять контроль за своевременностью представления резидентами и нерезидентами отчетности по валютным операциям и соответствием ее требованиям валютного законодательства;
  • получать в установленном порядке при проведении проверок документы, содержащие информацию о валютных операциях;
  • приостанавливать операции по счетам резидентов и нерезидентов в банках и небанковских кредитно-финансовых организациях Республики Беларусь в случаях и порядке, установленных законодательством;
  • применять к резидентам и нерезидентам санкции за нарушение валютного законодательства, в том числе взыскивать штрафы, в случаях и порядке, установленных законодательством;
  • осуществлять иные функции, предусмотренные законодательством.

Агентами валютного контроля в Республике Беларусь являются республиканские органы государственного управления и иные государственные организации, подчиненные Правительству Республики Беларусь, областные (Минский городской) исполнительные комитеты, таможни, банки и небанковские кредитно-финансовые организации. Агенты валютного контроля подотчетны органам валютного контроля и обладают полномочиями, закрепленными в ст. 27–29 Закона «О валютном регулировании и валютном контроле».

http://ebooks.grsu.by/fin_pravo/14-4-pravovye-osnovy-valyutnogo-kontrolya.htm

Правовые основы валютного регулирования и валютного контроля

Ответственность за нарушение валютного законодательства

Валютный контроль, органы и агенты валютного контроля

Органы валютного регулирования

Валютные операции

Участники валютных правоотношений

Правовые основы валютного регулирования и валютного контроля

Тема 13. Правовые основы валютного регулирования и валютного контроля

Основным законом, который регулирует нормы обращения валютных ценностей в РФ, является Федеральный закон от 10 декабря 2003 г. N 173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле». Отдельные определения и отношения регулируются нормами Гражданского кодекса РФ и Кодексом об Административных Правонарушениях РФ, а также подзаконными актами соответствующих органов, отвечающих за валютный контроль.

Гражданский кодекс ставит в приоритет применение ФЗ N 173 при регулировании валютных правоотношений. Согласно ст. 141 ГК РФ, виды имущества, признаваемого валютными ценностями, и порядок совершения сделок с ними определяются Законом о валютном регулировании и валютном контроле. При этом право собственности на валютные ценности защищается в Российской Федерации на общих основаниях.

Также ГК РФ ограничивает обращение валюты в нашей стране ст. 317. Пункт 1 этой статьи говорит о том, что денежные обязательства должны быть выражены в рублях. При этом в денежном обязательстве может быть предусмотрено, что оно подлежит оплате в рублях в сумме, эквивалентной определенной сумме в иностранной валюте или в условных денежных единицах (экю, «специальных правах заимствования» и др.). В этом случае подлежащая уплате в рублях сумма определяется по официальному курсу соответствующей валюты или условных денежных единиц на день платежа, если иной курс или иная дата его определения не установлены законом или соглашением сторон.

Кодекс об Административных Правонарушениях РФ регулирует порядок и меры ответственности за правонарушения в сфере валютных отношений.

Федеральный закон «О валютном регулировании и валютном контроле» направлен на обеспечение реализации единой государственной валютной политики, а также на обеспечение устойчивости валюты РФ и стабильности внутреннего валютного рынка РФ, как факторов прогрессивного развития национальной экономики и международного экономического сотрудничества. Он устанавливает правовые основы и принципы валютного регулирования и валютного контроля в РФ, полномочия органов валютного регулирования, определяет права и обязанности резидентов и нерезидентов в отношении владения, пользования и распоряжения валютными ценностями, валютой РФ и внутренними ценными бумагами, права и обязанности органов и агентов валютного контроля.

Читайте так же:  Куда платить земельный налог юридическим лицом

Валютой РФ, согласно п. 1 ст. 1, считаются:

а) денежные знаки в виде банкнот и монеты Банка России, находящиеся в обращении в качестве законного средства наличного платежа на территории Российской Федерации, а так же изымаемые либо изъятые из обращения, но подлежащие обмену указанные денежные знаки;

б) средства на банковских счетах и в банковских вкладах.

Согласно п. 2 ст. 1, к иностранной валюте относятся иностранная валюта:

а) денежные знаки в виде банкнот, казначейских билетов, монеты, находящиеся в обращении и являющиеся законным средством наличного платежа на территории соответствующего иностранного государства (группы иностранных государств), а также изымаемые либо изъятые из обращения, но подлежащие обмену указанные денежные знаки;

б) средства на банковских счетах и в банковских вкладах в денежных единицах иностранных государств и международных денежных или расчетных единицах.

«Валютные ценности» — это более широкое понятие, которое включает в себя иностранную валюту и внешние ценные бумаги, под которыми имеются в виду ценные бумаги, в том числе в бездокументарной форме, не относящиеся в соответствии с Федеральным законом к внутренним ценным бумагам. Добавим, что внутренние ценные бумаги — это эмиссионные ценные бумаги, номинальная стоимость которых указана в валюте Российской Федерации и выпуск которых зарегистрирован в Российской Федерации, а также иные ценные бумаги, удостоверяющие право на получение валюты Российской Федерации, выпущенные на территории Российской Федерации.

Следует отметить, что возможности отнесения к числу валютных ценностей каких-либо иных объектов Закон не предусматривает, поэтому драгоценные металлы и камни не относится к числу валютных ценностей (как это было ранее).

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Лучшие изречения: Да какие ж вы математики, если запаролиться нормально не можете. 8638 — | 7465 — или читать все.

http://studopedia.ru/3_25603_pravovie-osnovi-valyutnogo-regulirovaniya-i-valyutnogo-kontrolya.html

Нормативно-правовое регулирование органов доходов и сборов

Статья посвящена рассмотрению и анализу современного состояния нормативно-правового регулирования деятельности органов доходов и сборов Донецкой Народной Республики. Раскрыты вопросы деятельности Министерства доходов и сборов Донецкой Народной Республики, определены факторы, которые обеспечивают успешность деятельности органов доходов и сборов. Предложен ряд первоочередных мероприятий по совершенствованию деятельности органов доходов и сборов.

Министерство доходов и сборов является центральным органом исполнительной власти, формирующим налоговую и таможенную политику и обеспечивающим ее реализацию.

Министерство подчиняется Главе Донецкой Народной Республики и Совету Министров.

В условиях современного научно-технического и информационного прогресса органы доходов и сборов представляют собой сложный многоуровневый институт, играющий одну из ведущих ролей в функционировании государства.

Учитывая значимость Министерства доходов и сборов среди других центральных органов исполнительной власти, вопрос создания, изменения и дальнейшего развития нормативно-правового регулирования деятельности органов доходов и сборов остается одним из самых актуальных.

Одной из основных задач Министерства является реализация налоговой политики государства, в том числе осуществление контроля за полнотой и своевременностью перечисления в республиканский и местные бюджеты, и целевые фонды налогов, сборов, таможенных и других обязательных платежей, единого государства. Государство Донецкая Народная Республика находится в периоде своего становления, и, учитывая тот факт, что налоговая система в условиях рыночной экономики является одним из важнейших экономических регуляторов, рычагом наполнения государственной казны и основой экономического механизма государства, требует наличия современной нормативно-правовой базы, достаточной для реализации налоговой политики республики, и кроме того, постоянного ее усовершенствования в соответствии с развитием рынка.

На данный момент Народным Советом ДНР и Советом Министров ДНР принято множество нормативно-правовых актов, регулирующих деятельность органов доходов и сборов. В данных НПА четко определены основные цели, задачи, функции, организация, права и обязанности Министерства доходов и сборов.

Проведя анализ нормативно-правовой базы Донецкой Народной Республики, можно выделить основные НПА, регулирующие деятельность органов доходов и сборов ДНР:

  1. Конституция Донецкой Народной Республики;
  2. Временное Положение о Министерстве доходов и сборов.
  3. Закон Донецкой Народной Республики «Об налоговой системе»;
  4. Постановления Народного Совета Донецкой Народной Республики, Указы и Распоряжения Главы Донецкой Народной Республики, Постановления и Распоряжения Совета Министров Донецкой Народной Республики;
  5. Приказы Министерства доходов и сборов Донецкой Народной Республики;
  6. Нормативно-правовые акты, принятые органами местного самоуправления.

Первым в перечне нормативных актов находится главный Закон республики – Конституция. Нормы Конституции, регулирующие налоговую сферу государства, имеют высшую юридическую силу, прямое действие и применяются на всей территории Донецкой Народной Республики.

Так, в соответствии со ст.50, каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы. Законы, устанавливающие новые налоги или ухудшающие положение налогоплательщиков, обратной силы не имеют.

К сведению Народного Совета ДНР Конституция относит установление республиканских налогов, а также порядка их взимания. (п. 13 ст. 69)

Законопроекты о введении или об отмене налогов, освобождении от их уплаты, изменении финансовых обязательств Донецкой Народной Республики, другие законопроекты, предусматривающие расходы, покрываемые за счет средств бюджета Донецкой Народной Республики, рассматриваются по представлению Главы Донецкой Народной Республики или при наличии заключения Главы Донецкой Народной Республики. Данное заключение представляется в Народный Совет Донецкой Народной Республики не позднее одного месяца со дня поступления законопроекта Главе Донецкой Народной Республики. (ч. 3 ст. 72)

Закон «О налоговой системе» является центральным законом, устанавливающим систему налогов, сборов и обязательных платежей, а также общие принципы налогообложения в Донецкой Народной Республике.

В соответствии с Данным законом, законодательство Донецкой Народной Республики о налогообложении состоит из настоящего Закона и принятых в соответствии с ним законов, нормативных правовых актов Совета Министров, Главы Донецкой Народной Республики.

п. 2.1. ст. 2 Закона «О налоговой системе», законодательство о налогообложении регулирует отношения по установлению, введению и взиманию налогов, сборов и других обязательных платежей в Донецкой Народной Республике, а также отношения, возникающие в процессе осуществления налогового контроля, обжалования решений органов доходов и сборов, действий (бездействий) их должностных лиц и привлечения к ответственности за совершение налогового нарушения.

доходов и сборов ДНР являются органы исполнительной власти, осуществляющие контроль за соблюдением законодательства о налогообложении, бюджетного, таможенного и другого законодательства.

Читайте так же:  Земельный налог срок подачи декларации

Настоящий Закон устанавливает систему налогов, сборов и обязательных платежей, а также общие принципы налогообложения в ДНР, в том числе:

  1. виды и элементы налогов, сборов и обязательных платежей, взимаемых в Донецкой Народной Республике (далее – налоги и сборы);
  2. основания возникновения (изменения, прекращения) и порядок исполнения обязанностей по уплате налогов и сборов;
  3. права и обязанности налогоплательщиков и других участников отношений, регулируемых законодательством о налогообложении;
  4. формы и методы налогового контроля;
  5. ответственность за совершение налоговых нарушений;
  6. порядок обжалования решений органов доходов и сборов, действий (бездействий) их должностных лиц;
  7. ставки налогообложения, порядок и сроки подачи налоговой отчетности.

Законодательство о налогообложение регулирует отношения, связанные с установлением, введением и взиманию налогов, сборов и других обязательных платежей в ДНР, а также отношения, возникающие в процессе осуществления налогового контроля, обжалования решений органов доходов и сборов, действий (бездействий) их должностных лиц и привлечения к ответственности за совершение налогового нарушения.

Законодательство ДНР о налогообложении основывается на принципах признания всеобщности и равенства налогообложения. При установлении налогов и сборов органами учитывается фактическая возможность лица уплачивать налоги и сборы. Установление льгот в зависимости от государственной принадлежности лица, происхождения его дохода или формы собственности не допускается.

Недопустимыми являются доходы и сборы, препятствующие реализации гражданами своих конституционных прав.

«сырость» нормативной базы, регулирующей порядок деятельности органов доходов и сборов ДНР, а также налогообложения, на сегодняшний день неоспоримым является тот факт, что нормативная база должна быть усовершенствована.

Также следует отметить, что в ДНР имеется Порядок государственной регистрации юридических лиц и физических лиц-предпринимателей, Утвержденный Постановлением Совета Министров № 36-10 от 29.09.2014 года. Хоть в первом абзаце Данного Порядка и прописано, что он регулирует отношения, возникающие в сфере государственной регистрации юридических лиц, а также физических лиц-предприниматалей, но по факту в нем отсутствует множество норм, регулирующих проведение регистрации.

На практике государственные регистраторы осуществляют регистрацию юридических лиц и физических лиц-предпринимателей на основании Закона Украины «О государственной регистрации юридических лиц, физических лиц-предпринимателей и общественных объединений».

предпринимательства при осуществлении своей хозяйственной деятельности сталкиваются с многочисленными проблемами. Начиная от необходимости в получении многочисленных лицензий, сложностях во взаимоотношениях с Государственной санитарно-эпидемиологической службой, заканчивая выплатами огромных штрафов за любые незначительные проступки перед налоговыми инспекциями.

Пример нормы Закона ДНР «О налоговой системе», нуждающейся в изменении: в соответствии с п. 208.5. ст. 208 Суммы штрафных (финансовых) санкций зачисляются в соответствующий бюджет в срок, не превышающий 10 дней с момента вынесения решения о его начислении. В случае административного или судебного обжалования такого решения о начислении штрафных (финансовых) санкций, такая штрафная (финансовая) санкция уплачивается в срок не позднее 10 дней со дня вынесения решения по административной жалобе или вступления в законную силу решения суда.

Это означает, что сумма должна быть перечислена предпринимателем в соответствующий бюджет в срок, не превышающий 10 дней именно с момента вынесения решения о его начислении, а не со дня оповещения налоговым органом предпринимателя о существующем штрафе. Данная норма вводит плательщика штрафа в заблуждение и минимизирует срок оплаты штрафа, что является выгодным государству, но никак не предпринимателю. Пеня начисляется при начислении суммы денежного обязательства органом доходов и сборов – с первого рабочего дня, следующего за последним днем предельного срока уплаты денежного обязательства, определенного в решении об определении суммы денежного обязательства.

Согласно п. 228.1. ст. 288, нерегистрация, нарушение сроков регистрации в МДС ДНР договоров аренды недвижимости, влечет за собой применение штрафа в размере 200 процентов от суммы ежемесячной аренды, предусмотренной договором, но не менее 20000 российских рублей за каждый календарный месяц просрочки такой регистрации.

Учитывая современные социально-экономические трудности в ДНР и низкую платежеспособность местного населения, такие правовые нормы следует считать нецелесообразными, идущими вразрез с интересами граждан.

Кроме того, у органов доходов и сборов на основании п.п. 2.1 Главы II Постановления Совета Министров ДНР №1-5 от 12.02.2016 г. Об утверждении Порядка проведения контрольно-проверочной работы органами доходов и сборов ДНР появилась возможность при направлении на проверку одного предприятия, но при условии, если по этому же адресу зарегистрированы другие субъекты хозяйствования, проверять и другие субъекты хозяйствования.

В виду приведенных выше обстоятельств, а также множества других факторов, можно прийти в выводу о том, что законодательство нуждается в доработке.

Закон «О налоговой системе» подлежит изменениям, соответствующим принципу гуманности, порождающим не только обязанности, но и предоставляющим права гражданам ДНР.

Размеры штрафов на данный момент не соответствуют проступкам налогоплательщиков.

Граждане обязаны не только беспрекословно выполнять предписания органов доходов и сборов, но и выстаивать в огромных очередях на регистрации субъектов предпринимательской деятельности, сталкиваться с проблемами утверждения сотрудниками Департамента государственной регистрации Министерства доходов и сборов названия собственного предприятия, выслушивая необоснованные отказы.

Для решения насущных проблем следует обратить внимания на такие инициативы как: расширение участия представителей бизнеса и институтов гражданского общества в процессе принятия управленческих решений, что положительно скажется на повышении уровня культуры оплаты налогов, сборов и таможенных платежей.

МДС ДНР должны позиционировать себя как открытый и готовый к конструктивному диалогу с обществом и бизнесом орган.

Государственные органы, принимающие нормативно-правовые акты, регулирующие отношения, связанные с установлением, введением и взиманию налогов, сборов и других обязательных платежей в ДНР, должны разрабатывать законодательные инициативы в тесном диалоге с профсоюзами предпринимателей Донецкой Народной Республики.

Необходимо развитие действующих и создание новых инновационных электронных сервисов для граждан и бизнеса путем взаимодействия с Министерством информации ДНР. Создание единых открытых электронных реестров субъектов предпринимательской деятельности.

Подводя итоги, отметим, что нормативная база правового регулирования деятельности органов доходов и сборов Донецкой Народной Республики соответствует низкому уровню экономического развития государства, что обусловлено продолжающимися боевыми действиями и непризнанному статусу Республики.

Но, несмотря на это, законодатели должны внести изменения в соответствующие НПА с целью повышения уровня добровольной оплаты налогов населением, нахождения компромисса с предпринимателями по вопросам связанным с уплатой штрафных санкций, внесения обязательных сборов и иных платежей, упрощении регистрации субъектов предпринимательской деятельности, подачи отчетности в республиканские налоговые инспекции, и т.п.

Читайте так же:  Налоговая амнистия статья

Эволюционирование нормативной базы положительно скажется на экономическом развитии государства.

http://pravograd.org/normativno-pravovoe-regulirovanie-organov-doxodov-i-sborov/

Правовые основы валютного контроля.

Понятие валютного контроля необходимо рассматривать в двух аспектах. В широком аспекте валютный контроль представляет собой совокупность мер государственного регулирования, направленных на обеспечение экономической безопасности государства и соблюдение государственных интересов в валютных правоотношениях. В узком аспекте под валютным контролем понимается деятельность специально уполномоченных субъектов, направленная на обеспечение соблюдения валютного законодательства и актов органов валютного регулирования участниками валютных правоотношений.

Основным источником правового регулирования отношений, в сфере валютного контроля является ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле», в нем, само понятие валютного контроля не определяется. Основные принципы валютного контроля и валютного регулирования получили правовое закрепление. В соответствии со ст. 3 Закона такими принципами являются:

– приоритет экономических мер в реализации государственной политики в области валютного регулирования;

– исключение неоправданного вмешательства государства и его органов в валютные операции резидентов и нерезидентов;

– единство внешней и внутренней валютной политики РФ;

– единство системы валютного регулирования и валютного контроля;

– обеспечение государством защиты прав и экономических интересов резидентов и нерезидентов при осуществлении валютных операций.

Валютный контроль можно определить как контроль Правительства РФ, органов и агентов валютного контроля за соблюдением валютного законодательства при осуществлении валютных операций.

Правовое регулирование системы валютного контроля осуществляется по двум направлениям:

1) организационное обеспечение валютного контроля путем создания соответствующих организационных структур и наделения их властными полномочиями в пределах возложенных на них функций в этой области;

2) определение правовых форм взаимоотношений участников валютных операций между собой и с органами (агентами) валютного контроля, использование которых необходимо для осуществления эффективного валютного контроля.

В соответствии с валютным законодательством целью валютного контроля является соблюдение валютного законодательства при осуществлении валютных операций. Валютному контролю подлежат все валютные операции независимо от того, осуществляются они свободно либо применительно к ним установлены валютные ограничения.

Валютный контроль является одной из основополагающих функций государственного управления и видом государственного финансового контроля.

Валютный контроль, как и финансовый контроль в целом, осуществляется в целях реализации государственной валютной политики, представляя собой особый вид государственного контроля. В таком качестве валютный контроль рассматривается в нескольких аспектах.

Во-первых, валютный контроль является одной из функций государственного управления. Он обеспечивает проверку деятельности участников валютных отношений на предмет выявления случаев отклонения от выполнения предписаний государства. Контроль представляет собой проверку, а также наблюдение с целью проверки, проверку деятельности кого- или чего-либо, наблюдение за кем- или чем-либо с целью проверки, что характеризует контроль как функцию государственного управления.

Во-вторых, валютный контроль представляет собой стадию конкретных управленческих действий государства.

В-третьих, валютный контроль представляет собой форму обратной связи в системе регулирования валютных отношений. Посредством валютного контроля осуществляется постоянный мониторинг действий участников валютных правоотношений. Это позволяет оценивать результаты реализации норм валютного права и проводить их корректировку.

В-четвертых, валютный контроль направлен на обеспечение соблюдения установленных валютных ограничений, что характеризует его как средство поддержания правопорядка в валютной сфере.

Валютный контроль представляет собой систему мероприятий, осуществляемых специально уполномоченными на то субъектами (Правительством РФ, органами и агентами валютного контроля), направленных на сбор и систематизацию информации о валютных операциях, предупреждение, выявление и пресечение валютных правонарушений. Система мероприятий валютного контроля состоит из следующих основных процедур (мер):

1) сбор информации о валютных операциях;

2) систематизация информации о валютных операциях;

Видео (кликните для воспроизведения).

3) предупреждение валютных правонарушений;

4) выявление и пресечение валютных правонарушений.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Лучшие изречения: Как то на паре, один преподаватель сказал, когда лекция заканчивалась — это был конец пары: «Что-то тут концом пахнет». 8633 — | 8187 — или читать все.

http://studopedia.ru/20_16797_pravovie-osnovi-valyutnogo-kontrolya.html

19. Правовые основы валютного регулирования и валютного контроля в рф

Правовые основы регулирования валютного контроля в Российской Федерации определены разделом III Закона РФ «О валютном регулировании и валютном контроле».

Согласно ст. 10 Закона целью валютного контроля является обеспечение соблюдения валютного законодательства при осуществлении валютных операций.

Основными функциями валютного контроля являются:

— определение соответствия проводимых операций действующему законодательству и наличия необходимых для них лицензий и разрешений;

— проверка выполнения резидентами обязательств в иностранной валюте перед государством, а также обязательств по продаже иностранной валюты на внутреннем валютном рынке Российской Федерации;

— проверка обоснованности платежей в иностранной валюте;

— проверка полноты и объективности учета и отчетности по валютным операциям, а также по операциям нерезидентов в валюте Российской Федерации.

Валютный контроль в Российской Федерации осуществляется двумя видами субъектов:

— органами валютного контроля;

— агентами валютного контроля.

К числу органов валютного контроля законодатель относит Центральный банк Российской Федерации, а также Правительство Российской Федерации в лице таких органов, как Министерство финансов Российской Федерации, Федеральная служба России по валютному и экспортному контролю (ВЭК), Государственный таможенный комитет Российской Федерации, правоохранительные органы.

Агентами валютного контроля являются организации, которые в соответствии с законодательством могут осуществлять функции валютного контроля, а также подотчетны соответствующим органам валютного контроля. К агентам валютного контроля в настоящее время отнесены уполномоченные банки, иные небанковские кредитные организации, имеющие лицензии на осуществление валютных операций.

Валютное законодательство представляет собой совокупность правовых норм, определяющих международные расчеты, принципы проведения операций с валютными ценностями, порядок осуществления контроля за соблюдением валютного законодательства.

Валютное законодательство состоит из трех блоков. Первый — специальные законодательные и нормативные документы, посвященные валютному регулированию и контролю.

Во второй блок входят законодательные и нормативные документы, регулирующие внешнеэкономическую деятельность, деятельность институтов, выполняющих функции валютного регулирования и валютного контроля, а также институтов, осуществляющих операции с валютными ценностями. К данному блоку относятся законы РФ «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)», «О банках и банковской деятельности», «О государственном регулировании внешнеторговой деятельности», «О биржах», «О рынке ценных бумаг», «О товарных биржах и биржевой торговле», «Об иностранных инвестициях».

Читайте так же:  Возврат подоходного налога за лекарства список

К третьему блоку валютного законодательства относятся законы всеобщего действия, такие, как Конституция РФ, Гражданский кодекс РФ.

Валютное законодательство служит правовой основой валютного регулирования и валютного контроля.

Под валютным регулированием понимается определение государством принципов осуществления операций с валютными ценностями. С помощью валютного регулирования государство стремится защитить национальную валюту, поддержать ее устойчивость, ограничить масштабы утечки капитала из страны, обеспечить необходимый уровень валютных резервов страны и равновесие платежного баланса. Перечислим основные направления валютного регулирования в Российской Федерации:

— формирование и развитие национального валютного рынка;

— регулирование сферы применения иностранной валюты в стране;

— регламентация порядка осуществления резидентами и нерезидентами операций с валютными ценностями на внутреннем валютном рынке, иностранных инвестиций, перевода и перевоза иностранной и национальной валюты в Россию и из России, открытия и ведения валютных счетов и рублевых счетов нерезидентов;

— определение прав и обязанностей резидентов и нерезидентов в отношении владения, пользования и распоряжения валютными ценностями;

— определение полномочий и функций органов валютного регулирования.

К основным методам валютного регулирования, используемым в России, относятся:

— требование проведения валютных операций через уполномоченные банки;

— лицензирование валютных операций путем выдачи уполномоченным банкам лицензий на проведение валютных операций и выдачи разрешений на проведение валютных операций, связанных с движением капитала;

— требование обязательного перевода из-за границы экспортной выручки;

— введение обязательной продажи экспортерами части валютной выручки на внутреннем валютном рынке;

— ограничение сроков продажи части экспортной выручки на внутреннем валютном рынке;

— требование предварительного депонирования импортерами в уполномоченных банках рублей в сумме, эквивалентной покупаемой иностранной валюте;

— установление лимитов открытой валютной позиции банков;

— введение различных категорий рублевых счетов для нерезидентов и валютных счетов для резидентов.

Валютный контроль — это государственный контроль за соблюдением резидентами и нерезидентами норм валютного законодательства. В Российской Федерации он осуществляется по следующим направлениям:

— определение порядка и форм учета, отчетности и документации по валютным операциям резидентов и нерезидентов, проверка полноты и объективности учета и отчетности по валютным операциям и рублевым операциям нерезидентов;

— надзор за соответствием проводимых резидентами и нерезидентами валютных операций российскому законодательству, наличием необходимых для этого лицензий и разрешений;

— контроль экспортных операций;

— контроль импортных операций;

— контроль за валютными операциями, связанными с переводами иностранной валюты из Российской Федерации по контрактам, обладающим признаками фиктивности;

— проверка выполнения резидентами обязательств в иностранной валюте перед государством, а также обязательств по продаже экспортной выручки на внутреннем рынке;

— определение полномочий и функций органов и агентов валютного контроля.

Валютный контроль осуществляется в России в трех основных формах:

1) путем документарного надзора, основанного на анализе бухгалтерской, финансовой и статистической отчетности;

2) с помощью инспекционных проверок;

3) путем применения мер воздействия в случае нарушения валютного законодательства.

По Закону РФ «О валютном регулировании и валютном контроле»* валютный контроль в России осуществляется органами валютного контроля и их агентами (п. 1 ст. 11). Органами валютного контроля являются Банк России и Правительство РФ (п. 2 ст. 11). Для реализации функций Правительства РФ по валютному контролю была образована Федеральная служба Российской Федерации по валютному и экспортному контролю (ВЭК). В соответствии с Таможенным кодексом РФ (ст. 198) органом валютного контроля является также Государственный таможенный комитет РФ (ГТК РФ).

Агентами валютного контроля согласно данному Закону (п. 3 ст. 11) являются организации, которые в соответствии с законодательными актами Российской Федерации могут осуществлять функции валютного контроля. Агенты валютного контроля подотчетны соответствующим органам валютного контроля. Уполномоченные банки подотчетны Центральному банку РФ (п. 4 ст. 11).

Закон РФ «О валютном регулировании и валютном контроле» определяет функции органов и агентов валютного контроля (ст. 12). Так, органы валютного контроля в пределах своей компетенции издают нормативные акты, обязательные к исполнению всеми резидентами и нерезидентами в Российской Федерации, определяют порядок и формы учета, отчетности и документации по валютным операциям резидентов и нерезидентов. Органы и агенты валютного контроля в пределах своей компетенции:

— осуществляют контроль за валютными операциями, проводимыми в Российской Федерации резидентами, за соответствием этих операций законодательству, наличием лицензий и разрешений, а также за соблюдением ими нормативных актов органов валютного контроля;

— проводят проверки валютных операций резидентов и нерезидентов Российской Федерации.

Указанный Закон устанавливает ответственность за нарушение валютного законодательства (ст. 14). Резиденты, включая уполномоченные банки, и нерезиденты несут ответственность в виде:

— взыскания в доход государства полученного по недействительным в силу указанного Закона сделкам;

— взыскания в доход государства необоснованно приобретенного не по сделке, а в результате незаконных действий.

Резиденты, включая уполномоченные банки, и нерезиденты в случае отсутствия учета валютных операций, ведения учета валютных операций с нарушением установленного порядка, непредставления или несвоевременного представления органам и агентам валютного контроля запрашиваемых ими документов и информации об осуществлении валютных операций несут ответственность в виде штрафов в пределах суммы, которая не была учтена, была учтена ненадлежащим образом или по которой документация и информация не были представлены в установленном порядке. Порядок привлечения к ответственности в данных случаях устанавливается Банком России.

При повторном нарушении вышеперечисленных положений, а также за невыполнение или ненадлежащее выполнение предписаний органов валютного контроля резиденты, включая уполномоченные банки, и нерезиденты несут ответственность в виде:

— взыскания в доход государства всего полученного по недействительным сделкам и необоснованно приобретенного в результате незаконных действий, а также штрафов в пределах пятикратного размера этих сумм, осуществляемого ЦБ РФ;

— приостановления действия либо лишения резидентов, включая уполномоченные банки, или нерезидентов выданных органами валютного контроля лицензий и разрешений;

— других санкций, установленных законодательством Российской Федерации.

Взыскание упомянутых сумм штрафов и иных взысканий производится органами валютного контроля, в том числе по представлению агентов валютного контроля, в судебном порядке. (По определению Конституционного Суда РФ от 4 марта 1999 г. № 50-0 положения о бесспорном порядке взыскания штрафов и иных санкций с юридических лиц без их согласия не применяются — п. 4 ст. 11.)

Читайте так же:  Получение налогового вычета при оплате обучения

Должностные лица юридических лиц-резидентов, в том числе уполномоченных банков, и юридических лиц-нерезидентов, а также физические лица, виновные в нарушении валютного законодательства, несут уголовную, административную и гражданско-правовую ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Статья 15 Закона РФ «О валютном регулировании и валютном контроле» устанавливает права и обязанности должностных лиц органов и агентов валютного контроля. Они имеют право в пределах установленной компетенции:

— проверять все документы, связанные с осуществлением ими функций валютного контроля, получать необходимые объяснения, справки и сведения по вопросам, возникающим при проверках, а также изымать документы, свидетельствующие о нарушениях в сфере законодательства;

— приостанавливать операции по счетам в уполномоченных банках в случае представления запрашиваемых документов и информации;

— приостанавливать действие или лишать резидентов, включая уполномоченные банки, а также нерезидентов лицензий и разрешений на право осуществления валютных операций.

http://studfile.net/preview/2042244/page:19/

78.Правовые основы валютного контроля.

Валютный контроль — деятельность государства, направленная на обеспечение валютного законодательства при осуществлении валютный операций.

Валютный контроль является разновидностью финансового контроля, поэтому ему присущи все общие черты финансового контроля. В то же время он имеет некоторые специфические черты.

В соответствии с Законом РФ «О валютном регулировании и валютном контроле» целью валютного контроля является соблю¬дение валютного законодательства при осуществлении валютных операций.

Основными направлениями валютного контроля являются:

а) определение соответствия проводимых валютных операцией действующему законодательству и наличия необходимых для них лицензий (разрешений);

б) проверка выполнения резидентами обязательств в иностран¬ной валюте перед государством, а также обязательств по продаже иностранной валюты на внутреннем валютном рынке Российской Федерации;

в) проверка полноты и объективности учета и отчетности по валютным операциям, а также по операциям нерезидентов в валю¬те Российской Федерации.

Органы валютного контроля — это

• Центральный банк Российской Федерации;

• Правительство Российской Федерации;

• Федеральная служба России по валютному и экспортному контролю.*

Агенты валютного контроля — это организации, которые в соответствии с законодательными актами Российской Федерации могут осуществлять функции валютного контроля (эти агенты подотчетны соответствующим органам валютного контроля) и уполномоченные банки, подотчетные Центральному банку Рос¬сийской Федерации.

Законом «О валютном регулировании и валютном контроле» (ст. 12) закреплены полномочия органов и агентов валютного кон¬троля.

1) издают в пределах своей компетенции нормативные акты, обязательные к исполнению всеми резидентами и нерезидентами в Российской Федерации;

2) определяют порядок и формы учета, отчетности и докумен¬тации по валютным операциям резидентов и нерезидентов.

Органы и агенты валютного контроля в пределах своей компе¬тенции:

а) осуществляют контроль за проводимыми в Российской феде¬рации резидентами и нерезидентами валютными операциями, за соответствием этих операций законодательству, условиями лицен¬зий и разрешений, а также за соблюдением ими актов органов валютного контроля;

б) проводят проверки валютных операций резидентов и нерези¬дентов в Российской Федерации.

Федеральная служба России по валютному и экспортному кон¬тролю является центральным органом федеральной исполнитель¬ной власти, образованным для реализации функций Правительст¬ва РФ по валютному и экспортному контролю.

В качестве основной задачи Службы установлено проведение единой общегосударственной политики в области организации контроля и надзора за соблюдением российского законодательства в сфере валютных, экспортно-импортных и иных внешнеэкономи¬ческих операций. Этот орган осуществляет межотраслевую коор-динацию и регулирование по вопросам, находящимся в ведении РФ. В пределах своей компетенции Служба обеспечивает контроль и надзор за соблюдением законодательства Российской Федерации министерствами, ведомствами, организациями и предприятиями, участвующими в регулировании и осуществлении валютных, экс¬портно-импортных и иных внешнеэкономических операций.* В системе Федеральной службы имеется сеть территориальных ор¬ганов (региональных центров и отделений).**

Валютный контроль осуществляет также Государственный таможенный комитет Российской Федерации. В соответствии со ст. 198 Таможенного кодекса Российской Федерации* Государст¬венный таможенный комитет — орган валютного контроля, а иные таможенные органы — агенты валютного контроля, подот¬четные этому Государственному комитету.

беспрепятственно переводить, вывозить и пересылать из Рос¬сийской Федерации валютные ценности при соблюдении таможен¬ных правил, если эти валютные ценности были ранее переведены, ввезены или пересланы в Российскую Федерацию или приобрете¬ны в Российской Федерации на основаниях, указанных в Законе, и в иных случаях в соответствии с законодательством Российской Федерации. При этом физические лица—нерезиденты вправе вы¬возить из Российской Федерации при соблюдении таможенных правил наличную иностранную валюту в размере, не превышаю¬щем сумму иностранной валюты, ранее ввезенную, переведенную или пересланную в Российскую Федерацию, с предоставлением подтверждающих документов;

переводить, вывозить и пересылать из Российской Федерации валютные ценности, за исключением случаев, указанных в Зако¬не, в порядке, установленном Банком России совместно с Государ¬ственным таможенным комитетом РФ.

Иностранным инвесторам после уплаты соответствующих на¬логов и сборов гарантируется беспрепятственный перевод за грани¬цу платежей в связи с осуществляемыми ими инвестициями, если эти платежи получены в иностранной валюте (ст. 11 Федерального закона «Об иностранных инвестициях в Российской Федерации» от 9 июля 1999 г.).

Порядок реализации гражданам на территории Российской Фе¬дерации товаров (работ, услуг) за иностранную валюту устанавли¬вается Банком России.* В целях усиления контроля за валютными операциями с 1 ян¬варя 1994 г. Банк России запретил реализацию гражданам на тер¬ритории России товаров (работ, услуг) за наличную иностранную валюту.** При этом все расчеты между уполномоченными предпри¬ятиями и гражданами за реализуемые последним товары (работы, услуги) на территории Российской Федерации могут осущест¬вляться в рублях и иностранной валюте во всех формах, принятых в международной практике (включая оплату кредитными и дебетными картами), за исключением расчетов наличной иностранной валютой.

Видео (кликните для воспроизведения).

http://studfile.net/preview/6223932/page:54/

Правовые основы валютного контроля днр
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here