Правовой механизм избежания двойного налогообложения

Избежание двойного налогообложения доходов и имущества

Юридическая ситуация двойного налогообложения возникает в тех случаях, когда у налогоплательщика возникает обязанность по уплате налогов одновременно в двух государствах, например, по месту его постоянного местопребывания (регистрации) и по месту получения им дохода. Для того чтобы у налогоплательщика не возникло одновременно обязанностей по уплате налогов с одного и того же дохода в двух государствах, используют различные подходы при устранении двойного налогообложения.

Первый подход предполагает устранение двойного налогообложения на основе национального налогового законодательства. Так, Конвенция между Правительством СССР и Правительством Испании об избежании двойного налогообложения доходов и имущества от 1 марта 1985 г. предусматривает, что если лицо с постоянным местопребыванием в одном договаривающемся государстве получает доходы или владеет видами имущества, которые могут облагаться налогами в другом договаривающемся государстве, то первое договаривающееся государство будет устранять двойное налогообложение, согласно своему законодательству.

В настоящее время используются два основных метода устранения двойного налогообложения, а именно:

— зачет налога, уплаченного в одном договаривающемся государстве, при определении размера налога, подлежащего уплате в другом договаривающемся государстве;

— освобождение от налогообложения доходов в одном договаривающемся государстве в случае, если налоги с них были уплачены в другом договаривающемся государстве.

Зачет налога, уплаченного в одном договаривающемся государстве, при определении размера налога, подлежащего уплате в другом договаривающемся государстве, как механизм устранения двойного налогообложения наиболее распространен.

Так, в ст. 21 Типового соглашения об избежании двойного налогообложения в случае, когда лицо с постоянным местопребыванием в одном договаривающемся государстве (резидент) получает доход, который, в соответствии с положениями соглашения, может облагаться налогом в другом договаривающемся государстве, сумма налога на этот доход, подлежащая уплате в этом другом государстве, может быть вычтена из налога, взимаемого с такого лица в связи с таким доходом в первом из упомянутых государств. Однако такой вычет не должен превышать сумму налога первого государства на такой доход, рассчитанного в соответствии с правилами, предусмотренными его налоговым законодательством.

Освобождение от налогообложения доходов в одном договаривающемся государстве в случае, если налоги с них были уплачены в другом договаривающемся государстве как механизм избежания двойного налогообложения встречается в международных соглашениях Российской Федерации нечасто. Например, в ноте, предъявленной во исполнение Соглашения между СССР и Австрийской Республикой об устранении двойного налогообложения, сообщается, что если лицо с постоянным местопребыванием в Австрии получает доходы и имущество, которые могут подлежать налогообложению в СССР, то Австрия исключает такие доходы или имущество из налогообложения. Однако эти доходы могут учитываться при определении налогов на другие доходы этого лица. В ответном послании советская сторона подтвердила свое согласие с содержащимися в этой ноте положениями, а также с тем, чтобы эти положения рассматривались в качестве неотъемлемой части Соглашения.

В данном случае следует учитывать, что при заключении конкретных соглашении об избежании двойного налогообложения содержание каждой их статьи определяется в ходе международных переговоров, поэтому может в некоторой степени отличаться от содержания статей других соглашений.

Вопросы для самоконтроля:

1. Каковы основные подходы к проблеме избежания двойного налогообложения?

2. В чем сущность метода зачета налога при избежании двойного налогообложения?

3. В чем сущность метода освобождения при избежании двойного налогообложения?

1. Ежов Ю.А. Налоговое право: Учебное пособие. – М.: Издательско-книготорговый дом «Маркетинг», 2001

2. Дернберг Р.П. Международное налогообложение М: ИНФРА-М, 2001

3. Перов А.В. Налоги и международные соглашения России. М.: Юристъ, 2000.

http://studopedia.ru/8_201594_izbezhanie-dvoynogo-nalogooblozheniya-dohodov-i-imushchestva.html

12.4. Международное двойное налогообложение и порядок его избежания

Соглашения в сфере налогообложения являются основным инструментом регламентации международно-правовых отношений в сфере налогообложения, а также в сфере устранения двойного налогообложения в частности.

Двойное налогообложение возникает в ситуации, когда один и тот же субъект может облагаться сопоставимыми налогами в отношении одного и того же объекта в двух и более государствах за один и тот же период.

В литературе предлагаются такие концепции в отношении форм двойного налогообложения, как:

— юридическое двойное налогообложение.

Почти во всех странах существуют такие налоговые правила, критерии, характеризующиеся принципиальным сходством и призванные обеспечить заинтересованному в расширении базы налогообложения государству режим взимания налогов с различных категорий лиц, в том числе и вне своей территории. Данные критерии представлены принципами территориальности и резидентства. Выступая основной формой определения налоговой юрисдикции национального государства, критерий «территориальность» носит всеобъемлющий и универсальный характер, позволяя государству взимать налог с любой базы налогообложения, находящейся на ее территории .

См.: Скачков Н.Г. Действие международных договоров Российской Федерации в области налогообложения иностранных физических и юридических лиц: Автореф. дис. . канд. юрид. наук. М., 1998. С. 12.

В соответствии со ст. 207 НК РФ налоговыми резидентами признаются физические лица, фактически находящиеся в Российской Федерации не менее 183 календарных дней в течение 12 следующих подряд месяцев. Период нахождения физического лица в Российской Федерации не прерывается на периоды его выезда за пределы Российской Федерации для краткосрочного (менее шести месяцев) лечения или обучения.

Налоговое резидентство определяет налоговую юрисдикцию, на территории которой возникают обязательства и осуществляется конечная налоговая ответственность налогоплательщика.

Само слово «резидент» берет свое начало в Петровскую эпоху, оно было заимствовано из французского языка и дословно означает «сидящий на месте». От определения того, является или нет лицо налоговым резидентом Российской Федерации, зависит очень многое в налогообложении налогом на доходы физических и юридических лиц.

От налогового статуса хозяйствующего субъекта зависит:

— налоговая ставка (ст. 224 НК РФ);

— объект налогообложения (ст. 209 НК РФ);

— право на применение налоговых вычетов;

— применимость правил об избежании двойного налогообложения.

В широком смысле слова о юридическом двойном налогообложении можно говорить в каждом случае, когда «фискальный субъект» или «фискальный объект» облагается налогом дважды или несколько раз. В таком контексте не имеет значения, возникло ли оно в результате комбинации налогов и других платежей или комбинации разных налогов, а также в одной или нескольких юрисдикциях дважды облагался объект и субъект .

См.: Knehtle A. Basic Problems in international fiscal law. London, 1979. P. 23.

В узком смысле юридическое двойное налогообложение включает в себя случаи неоднократного налогообложения одного и того же субъекта налога и (или) объекта в рамках полномочий одной юрисдикции. В пределах одной юрисдикции двойное налогообложение может иметь место в рамках полномочий одного уровня (федеральный уровень, уровень субъекта, муниципалитет) и двойное обложение, ставшее результатом обложения одного субъекта и (или) объекта на нескольких уровнях (на федеральном уровне и уровне субъекта) .

Читайте так же:  Процентная ставка земельного налога

Там же. С. 23 — 24. Автор выделяет вертикальное, горизонтальное и диагональное двойное налогообложение.

В понятие двойного налогообложения могут быть включены следующие компоненты:

— обложение налогом на общегосударственном уровне или разных уровнях (на уровне субъектов или муниципалитетов) в различных юрисдикциях;

Рассматривая современный порядок избежания международного двойного налогообложения, необходимо отметить, что мировая практика устранения двойного налогообложения разграничила:

методы устранения двойного налогообложения для прямых налогов — налогов на доходы, капитал и имущество. Для прямых налогов существует сеть двусторонних соглашений об избежании двойного налогообложения;

методы устранения двойного налогообложения для косвенных налогов — акцизы, налог на добавленную стоимость, налог с продаж и т.д. Косвенные налоги тесно связаны с торговлей товарами и услугами, и правовое регулирование косвенных налогов в разных странах в целом схоже и поддается гармонизации.

В связи с глобализацией и развитием международной торговли для устранения двойного налогообложения в области косвенных налогов в большинстве стран применяется освобождение экспорта товаров от внутренних косвенных налогов и обложение импорта косвенными налогами, аналогичными внутренним (пограничные уравнительные налоги). Становление Всемирной торговой организации, присоединение к ней все большего количества государств, а также укрепление ее авторитета на международной арене способствуют распространению правил о разграничении юрисдикции государств в области косвенного налогообложения на основе принципа страны назначения, что предполагает устранение двойного налогообложения .

Кудряшова Е.В. Особенности устранения двойного налогообложения для косвенных налогов // СПС «КонсультантПлюс» (www.consultant.ru).

Международное двойное налогообложение для косвенных налогов возможно в том случае, если одна из стран использует принцип страны назначения, а другая — принцип страны происхождения товара (очевидно, последняя из стран не является членом ВТО и не принимает во внимание нормы ее документов). В таком случае государства заключают соглашения о применении единого принципа в торговых отношениях между собой. Россия в отдельных случаях решает вопросы об избежании двойного налогообложения для косвенных налогов в двусторонних соглашениях между государствами.

В соответствии с Соглашением между правительствами государств — участников Содружества Независимых Государств о согласованных принципах налоговой политики от 13 марта 1992 г. (ст. 4) и с целью обеспечения единого методологического подхода к заключению соглашений об избежании двойного налогообложения доходов и имущества главы правительств государств — участников Содружества договорились использовать между собой и с третьими странами Типовое соглашение об избежании двойного налогообложения доходов и имущества . Участниками данного Соглашения стали Российская Федерация, Азербайджанская Республика, Республика Армения, Республика Беларусь, Республика Казахстан, Республика Кыргызстан, Республика Таджикистан, Республика Туркменистан, Республика Узбекистан, Республика Украина, Республика Молдова. Данное Соглашение действовало до 24 февраля 2010 г., т.е. до момента вступления в силу Постановления Правительства РФ от 24 февраля 2010 г. N 84 «О заключении межгосударственных соглашений об избежании двойного налогообложения и о предотвращении уклонения от уплаты налогов на доходы и имущество» .

Протокол стран СНГ от 15 мая 1992 г. «Об унификации подхода и заключения соглашений об избежании двойного налогообложения доходов и имущества». Документ опубликован не был. СПС «КонсультантПлюс» (www.consultant.ru).

Постановление Правительства РФ от 24 февраля 2010 г. N 84 «О заключении межгосударственных соглашений об избежании двойного налогообложения и о предотвращении уклонения от уплаты налогов на доходы и имущество» // Собрание законодательства РФ. 2010. N 10. Ст. 1078.

К международным соглашениям об избежании двойного налогообложения, вступившим в силу с 2000 по 2011 г., относятся:

1) Соглашение между Правительством РФ и Правительством Новой Зеландии от 5 сентября 2000 г. «Об избежании двойного налогообложения и предотвращении уклонения от налогообложения в отношении налогов на доходы», которое ратифицировано Федеральным законом от 23 июня 2003 г. N 79-ФЗ ;

Соглашение между Правительством РФ и Правительством Новой Зеландии от 5 сентября 2000 г. «Об избежании двойного налогообложения и предотвращении уклонения от налогообложения в отношении налогов на доходы» // Бюллетень международных договоров. 2004. N 2.

2) Соглашение между Правительством РФ и Правительством Австралии от 7 сентября 2000 г. «Об избежании двойного налогообложения и предотвращении уклонения от налогообложения в отношении налогов на доходы» , которое ратифицировано Федеральным законом от 6 декабря 2003 г. N 156-ФЗ. Неотъемлемой частью данного Соглашения является Протокол, подписанный 7 сентября 2000 г.;

Соглашение между Правительством РФ и Правительством Австралии от 7 сентября 2000 г. «Об избежании двойного налогообложения и предотвращении уклонения от налогообложения в отношении налогов на доходы» // Бюллетень международных договоров. 2004. N 5.

3) Конвенция между Правительством РФ и Правительством Австрийской Республики от 13 апреля 2000 г., вступившая в силу 30 декабря 2002 г., применяется с 1 января 2003 г. (письмо МНС РФ от 19 марта 2003 г. N РД-6-23/320);

4) Конвенция между Правительством РФ и Правительством Республики Ботсвана от 8 апреля 2003 г., вступившая в силу 23 декабря 2000 г. (письмо Минфина России от 5 апреля 2010 г. N 03-08-13);

5) Конвенция между Правительством РФ и Правительством Федеративной Республики Бразилии от 22 ноября 2004 г., вступившая в силу 19 января 2009 г., применяется с 1 января 2009 г. (письмо ФНС России от 15 января 2009 г. N ВЕ-22-2/[email protected]);

6) Конвенция между Правительством РФ и Правительством Боливарианской Республики Венесуэла от 22 декабря 2003 г., вступившая в силу 19 января 2009 г.;

7) Конвенция между Правительством Российской Федерации и Правительством Греческой Республики от 26 июня 2000 г., вступившая в силу 13 декабря 2007 г., применяется с 1 января 1998 г. (письмо Минфина России от 25 декабря 2007 г. N 03-08-06/Греция);

8) Соглашение между Правительством РФ и Правительством Исламской Республики Иран от 6 марта 1998 г., вступившее в силу 5 апреля 2002 г., применяется с 1 января 2003 г. (письмо МНС РФ от 19 марта 2003 г. N РД-6-23/320);

9) Соглашение между Российской Федерацией и Государством Кувейт от 9 февраля 1999 г., вступившее в силу 2 января 2003 г., применяется с 1 января 2004 г. (письмо МНС РФ от 04.03.2004 N 23-1-10/34-772);

10) Соглашение между Правительством РФ и Правительством Новой Зеландии от 5 сентября 2000 г., вступившее в силу 4 июля 2003 г., применяется с 1 января 2004 г. (письмо МНС РФ от 4 марта 2004 г. N 23-1-10/34-772);

11) Конвенция между Правительством РФ и Правительством Португальской Республики от 29 мая 2000 г., вступившая в силу 11 декабря 2002 г., применяется с 1 января 2003 г. (письмо МНС РФ от 19 марта 2003 г. N РД-6-23/320);

12) Конвенция между Правительством РФ и Правительством Королевства Саудовская Аравия от 11 февраля 2007 г., ратифицирована Федеральным законом от 9 ноября 2009 г. N 256-ФЗ;

13) Соглашение между Правительством РФ и Правительством Республики Сингапур от 9 сентября 2002 г., вступившее в силу 16 января 2009 г., применяется с 1 января 2009 г. (письмо ФНС России от 15 января 2009 г. N ВЕ-22-2/[email protected]);

Читайте так же:  Налоговый вычет на ребенка лимит

14) Соглашение между Правительством РФ и Правительством Финляндской Республики от 4 мая 1996 г. (в ред. от 14 апреля 2000 г.), вступившее в силу 14 декабря 2002 г., порядок вступления в силу отдельных положений документа в зависимости от вида налога урегулирован ст. 27 Соглашения;

15) Соглашение между Правительством РФ и Правительством Демократической Социалистической Республики Шри-Ланка от 2 марта 1999 г., вступившее в силу 29 ноября 2002 г., порядок вступления в силу отдельных положений документа в зависимости от вида налога урегулирован ст. 28 Соглашения.

Все вышеназванные конвенции и соглашения распространяются только на прямые налоги, такие как налог на прибыль организаций, налог на доходы физических лиц (НДФЛ), налог на имущество организаций, налог на имущество физических лиц.

Существующие двусторонние соглашения об избежании двойного налогообложения и предотвращении уклонения от уплаты налогов в отношении налогов на доходы и капитал не охватывают сферу косвенных налогов.

Исследователи отмечают, что в ходе конкурентной борьбы у различных субъектов, участвующих в системе мирохозяйственных связей, накапливается негативный опыт использования налоговых преимуществ разных стран, появляется возможность манипулирования недостатками национальных законодательств .

Шакирьянов А.А. Правовые проблемы избежания двойного налогообложения: на примере России и государств ЕС: Автореф. дис. . канд. юрид. наук. М., 2006. С. 3.

Так, например, обстоит дело с трансфертным ценообразованием. В связи с этим Правительством Российской Федерации в Основных направлениях налоговой политики отмечается, что совершенствование налогового контроля за использование трансфертных цен в целях налогообложения является одним из приоритетных направлений развития законодательства о налогах и сборах. В условиях глобализации экономики, концентрации капитала и появления крупных транснациональных корпораций трансфертное ценообразование представляет собой явление, существование которого объективно вызвано такими процессами .

Основные направления налоговой политики Российской Федерации на 2011 год и на плановый период 2012 и 2013 годов (одобрено Правительством РФ 20 мая 2010 г.) // СПС «КонсультантПлюс» (www.consultant.ru).

Григорьев А.С. Устранение международного двойного налогообложения и антиуклонительные меры // Налоги и финансовое право. 2011. N 10. С. 166.

Глава 12. МЕЖДУНАРОДНЫЕ АСПЕКТЫ НАЛОГОВОГО ПРАВА

http://vuzirossii.ru/publ/12_4_mezhdunarodnoe_dvojnoe_nalogooblozhenie_i_porjadok_ego_izbezhanija/35-1-0-1788

роблема двойного налогообложения. Правовые средства избежания двойного налогообложения.

ЗАКОН РФ от 07.12.1991 N 1998-1
«О ПОДОХОДНОМ НАЛОГЕ С ФИЗИЧЕСКИХ ЛИЦ»
ЗАКОН РФ от 13.12.1991 N 2030-1
«О НАЛОГЕ НА ИМУЩЕСТВО ПРЕДПРИЯТИЙ»
ЗАКОН РФ от 27.12.1991 N 2116-1
«О НАЛОГЕ НА ПРИБЫЛЬ ПРЕДПРИЯТИЙ И ОРГАНИЗАЦИЙ»
СОГЛАШЕНИЕ между Правительством РФ и Правительством Республики
Беларусь от 21.04.1995
«ОБ ИЗБЕЖАНИИ ДВОЙНОГО НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ И ПРЕДОТВРАЩЕНИИ УКЛОНЕНИЯ
ОТ УПЛАТЫ НАЛОГОВ В ОТНОШЕНИИ НАЛОГОВ НА ДОХОДЫ И ИМУЩЕСТВО»
Финансы, N 4, 2000

Дата добавления: 2017-02-11 ; просмотров: 470 | Нарушение авторских прав

http://lektsii.org/14-48434.html

Правовой механизм устранения многократного (двойного) налогообложения.

Юридическое двойное и более налогообложение — это обложение налогами одного и того же человека (компании) в двух и более государствах. Выделяют несколько причин возникновения многократного налогообложения:

— если по национальному законодательству нескольких государств налогоплательщик признается резидентом и соответственно несет неограниченную налоговую ответственность перед каждым из них в отношении объектов налогообложения (одновременная полная налоговая обязанность);

— если у резидента одного государства возникает объект налогообложения на территории других государств и эти государства взимают налог с одного объекта налогообложения;

— если несколько государств подвергают одно и то же лицо, не являющееся резидентом ни одного из них, налогообложению по объекту, который возникает у налогоплательщика в этих государствах (одновременная ограниченная налоговая ответственность).

В связи с этим первостепенное значение для каждой страны приобретают вопросы международно-правового регулирования избежания двойного налогообложения путем заключения соответствующих соглашений.

Большинство соглашений об избежании двойного налогообложения построены на следующих принципах:

1. Подоходный налог уплачивается по месту постоянного местонахождения плательщика. Для физического лица это место постоянного проживания, а для юридического лица – место его регистрации.

2. Налог на недвижимое имущество уплачивается по месту нахождения этого имущества.

Международные соглашения об избежании двойного налогообложения обычно распространяются на налоги с прибыли, имущества, капитала. При этом соглашения, как правило, не затрагивают проблемы косвенного налогообложения и не распространяются на налоги на добавленную стоимость, с продаж, на налоги, уменьшающие финансовые показатели прибыльности (налоги с оборота, на рекламу, другие налоги, включаемые в состав расходов).

Основные международные соглашения об избежании двойного налогообложения группируют следующим образом:

— соглашения об избежании двойного налогообложения в отношении налогов на доходы и капитал;

— соглашения об избежании двойного налогообложения в отношении налогов на доходы и имущество;

— соглашения об избежании двойного налогообложения в отношении социальных налогов и взносов на социальное страхование;

— соглашения об избежании двойного налогообложения в области транспорта.

Видео (кликните для воспроизведения).

В настоящее время РФ является участницей более 70 международных соглашений об избежании двойного налогообложения. Соглашения об избежании двойного налогообложения стимулируют экономическое взаимодействие субъектов предпринимательства стран, подписавших соглашения об избежании двойного налогообложения, путем закрепления четких правил о распределении юрисдикции между государствами по взиманию налогов на доходы и имущество.

В отношении налоговых платежей, подпадающих под действие международных соглашений, страны ЕС и Россия используют два метода устранения двойного налогообложения, предусмотренные Типовой конвенцией об избежании двойного налогообложения доходов и капитала (1963 г. и 1977 г.), принятой Организацией экономического сотрудничества и развития (ОЭСР). Освобождение с последовательностью предполагает, что исключительное право на налог с определенного вида дохода принадлежит одной из договаривающихся стран. Договоры, где использован этот метод, содержат перечисление отдельных видов дохода. Они облагаются налогом в одной стране и освобождаются от него в другой. Условие же последовательности проявляется в том, что с оставшегося облагаемого дохода налог будет взиматься так, как если бы освобожденный от уплаты налога доход все же был обложен в пользу фиска. Обычный вычет означает, что обе договаривающиеся страны могут облагать доход налогом, но одна страна должна снизить размер своего налога до уровня налогообложения другой договаривающейся страны, если он там ниже.

Помимо вышеназванных общих методов избежания двойного налогообложения применяют и специальные. Прежде всего, в отношении достаточно распространенных в условиях глобализации бизнеса косвенных налогов (НДС, импортные пошлины, акцизы, налоги с продаж) и индивидуальных подоходных налогов.

Международное двойное налогообложение для косвенных налогов возможно в том случае, если одна из стран использует принцип страны назначения, а другая — принцип страны происхождения товара (очевидно, последняя из стран не является членом ВТО и не принимает во внимание нормы ее документов). В таком случае государства заключают соглашения о применении единого принципа в торговых отношениях между собой. Россия в отдельных случаях решает вопросы избежания двойного налогообложения для косвенных налогов в двусторонних соглашениях между государствами.

Читайте так же:  Проверка налоговой оао

Также применяется механизм «нулевой ставки», который предполагает, что «входящий» НДС, уплаченный на территории государства-экспортера, возмещается им, чем достигается устранение двойного налогообложения и права на доходы от обложения товара полностью передаются государству-импортеру, облагающему импорт.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Лучшие изречения: На стипендию можно купить что-нибудь, но не больше. 9260 — | 7353 — или читать все.

http://studopedia.ru/20_16769_pravovoy-mehanizm-ustraneniya-mnogokratnogo-dvoynogo-nalogooblozheniya.html

Правовой механизм избежания двойного налогообложения.

Юридическая ситуация двойного налогообложения возникает в тех случаях, когда у налогоплательщика возникает обязанность по уплате налогов одновременно в двух государствах, например, по месту его постоянного местопребывания (регистрации) и по месту получения им дохода. Для того чтобы у налогоплательщика не возникло одновременно обязанностей по уплате налогов с одного и того же дохода в двух государствах, используют различные подходы при устранении двойного налогообложения.

Первый подход предполагает устранение двойного налогообложения на основе национального налогового законодательства. Так, Конвенция между Правительством СССР и Правительством Испании об избежании двойного налогообложения доходов и имущества от 1 марта 1985 г.1 предусматривает, что если лицо с постоянным местопребыванием в одном договаривающемся государстве получает доходы или владеет видами имущества, которые могут облагаться налогами в другом договаривающемся государстве, то первое договаривающееся государство будет устранять двойное налогообложение, согласно своему законодательству.

В настоящее время используются два основных метода устранения двойного налогообложения, а именно:

— зачет налога, уплаченного в одном договаривающемся государстве, при определении размера налога, подлежащего уплате в другом договаривающемся государстве;

— освобождение от налогообложения доходов в одном договаривающемся государстве в случае, если налоги с них были уплачены в другом договаривающемся государстве.

Зачет налога, уплаченного в одном договаривающемся государстве, при определении размера налога, подлежащего уплате в другом договаривающемся государстве, как механизм устранения двойного налогообложения наиболее распространен. Так, в ст. 21 Типового соглашения об избежании двойного налогообложения в случае, когда лицо с постоянным местопребыванием в одном договаривающемся государстве (резидент) получает доход, который, в соответствии с положениями соглашения, может облагаться налогом в другом договаривающемся государстве, сумма налога на этот доход, подлежащая уплате в этом другом государстве, может быть вычтена из налога, взимаемого с такого лица в связи с таким доходом в первом из упомянутых государств. Однако такой вычет не должен превышать сумму налога первого государства на такой доход, рассчитанного в соответствии с правилами, предусмотренными его налоговым законодательством.

Освобождение от налогообложения доходов в одном договаривающемся государстве в случае, если налоги с них были уплачены в другом договаривающемся государстве как механизм избежания двойного налогообложения встречается в международных соглашениях Российской Федерации нечасто. Например, в ноте, предъявленной во исполнение Соглашения между СССР и Австрийской Республикой об устранении двойного налогообложения, сообщается, что если лицо с постоянным местопребыванием в Австрии получает доходы и имущество, которые могут подлежать налогообложению в СССР, то Австрия исключает такие доходы или имущество из налогообложения. Однако эти доходы могут учитываться при определении налогов на другие доходы этого лица. В ответном послании советская сторона подтвердила свое согласие с содержащимися в этой ноте положениями, а также с тем, чтобы эти положения рассматривались в качестве неотъемлемой части Соглашения1.

В данном случае следует учитывать, что при заключении конкретных соглашений об избежании двойного налогообложения содержание каждой их статьи определяется в ходе международных переговоров, поэтому может в некоторой степени отличаться от содержания статей других соглашений.

http://studfile.net/preview/5267163/page:20/

3.3. Механизм устранения международного двойного налогообложения

В мировой практике отсутствуют общепринятые правила формирования механизма устранения двойного налогообложе­ния. Это объясняется тем, что любое государство имеет неоспоримое право формировать национальное на­логовое законодательство. В итоге оказывается, что действия внутри страны по устранению двойного налогообложения практически сводятся к тому, что го­су­дарство в одностороннем порядке принимает определенные меры во внут­реннем налоговом законодательстве. Такие меры могут при­ниматься любым способом: без со­гласования с другими странами; путем заклю­чения межгосударственных соглаше­ний, конвенций или договоров.

При этом страны вольны выбрать любой из следующих спо­собов устра­нения международного двойного нало­гообложения: распределительный метод; налоговый зачет; налоговая скидка.

Распределительный метод предполагает, что государства до­говарива­ются между собой о перечне налогов на своей территории, которые не будут взиматься с субъектов противоположной догова­ривающейся стороны. Таким образом, государство отказывается от налогообложения какого-либо объекта налогообложения в пользу другой стороны. В таких до­говорах перечисляются от­дельные виды доходов и объектов, которые облагаются в одной стране и ос­вобо­ждаются от обложения в другой.

Налоговый зачет (т.е. налоговый кредит, или, как еще говорят, кредит на зарубежные на­логи) оз­начает, что уплаченные налогоплательщиком за рубежом налоги засчитыва­ются в счет внутренних налоговых обя­зательств. Таким образом, база налого­обложения плательщика в одной стране формируется с учетом доходов, полу­ченных в другой стране. И далее из вычисленной суммы налогов, подле­жащих уп­лате в одной стране, отнимаются нало­ги, уплаченные в другой. Так, например, российское за­конодательство предполагает, что суммы подоходного налога, вып­лаченные в соответствии с за­конодательством ино­странных го­сударств резидентами России, за­считываются при внесении этими лицами подоходного налога в России. К сожалению, аналогичная норма в укра­инском налоговом законодательстве отсутствует.

Если страна применяет налоговую скидку, то она обязуется рассматри­вать налог, уплаченный в ино­странном государстве, в ка­честве расходов, кото­рые учитываются при налогообложении. Это уменьшает налогооблагаемую базу в своей стране. Но сам уплачен­ный налог за границей не уменьшается. И если ставка налога за границей выше, то использование такого способа ме­нее выгодно, чем налоговый зачет.

При формировании межгосударственных налоговых соглашений приходится решать целый ряд проблем: установление сферы примене­ния договора; фор­мировани­е перечня налогов, которые бу­дут уплачи­ваться на территории каж­дого государства; формирова­ние механизма уст­ранения двойного налогообло­жения; обеспечение взаимодействия догова­ривающихся сторон. Исходя из этого, действующие межгосударственные договоры имеют практиче­ски традиционную структуру — они обычно состоят из трех блоков. В первом уста­навливается сфера действия со­глашения, во втором определяются нало­говые режимы, а в третьем преду­сматри­ваются методы и порядок выполнения соглашения.

Первый блок включает, как правило, две статьи, опреде­ляющие круг лиц, охваты­ваемых соглашением, и перечисляю­щих налоги, о которых идет речь в соглашении. В этом блоке устанавли­ваются субъекты, к которым приме­няются положения договора. Ими могут быть резиденты или од­ной, или обе­их договари­вающихся сторон.

Во втором блоке содержатся статьи, где формулируется порядок уплаты налогов на территории каждой договаривающейся стороны. Эти статьи можно условно под­разделить на три группы:

статьи, определяющие действие налогов с доходов от актив­ной деятель­ности, т.е. обусловленных присутствием на территории другого государства. Сюда относится, в частности, налогообложе­ние доходов от коммерческой дея­тельности, регулирование налого­обложения дохо­дов от труда и от найма; с прибыли от коммерчес­кой деятельности;

статьи, определяющие действие налогов, взимаемых с пассивных дохо­дов. К ним относятся: налоги с доходов от при­роста стоимости имущества; налога на дивиденды, на проценты и на иные до­ходы;

Читайте так же:  Объекты обложения по земельному налогу

статьи с описанием налогов с капитала (имущества), т.е. до­ходов от ис­пользования имущества и имущественных прав. В них под­робно регламентиру­ется действие механизма налогов с доходов от недвижи­мого иму­щества;

В третьем блоке помещаются статьи, где определяется порядок взаимодействия между государственными орга­нами каж­дой из сторон при вы­полнении договора. Здесь же записываются статьи о методе устра­нения двой­ного налогообложения, который положен в основу договора. Завершают эту часть статьи, опреде­ляю­щие поря­док вступления соглашения в силу и прекра­щения его действия.

Отличительной особенностью межгосударственных договоров является то, что каждое государство тщательно формирует механизм налогообложения дивидендов. С его помощью регули­руются доходы от вложением в страну иностранных инвестиций. Как известно, под диви­дендами понимается прибыль, рас­пределяемая между ак­ционерами компа­ний. При этом предполагается, что компании яв­ляются самостоя­тель­ными субъектами, а следовательно их при­быль не может быть передана акционерам. Очень часто госу­дарство предусмат­ривает взи­мание налога с диви­денда, а взимание это происходит у источника выплаты дивидендов.

Такой подход означает, что соответствующее государство возражает против того, чтобы налоги на дивиденды уплачивались в стране, откуда про­изошли вложения инвестиций. Ибо оно полагает, что источником возникновения ди­видендов является страна, в которую инвестиру­ется капитал. По­этому в большинстве международных до­говоров признается, что право на удержание налогов с дивидендов должно принадлежать государству, где осуществляются инвестиции. Как правило, наи­большая ставка налога на дивиденды принимается не более 15%. Применяются меньшие ставки (5%), но они касаются прямых дивидендов (т.е. дивидендов, которые до­черняя компания выплачивает в адрес мате­ринской, в случаях, если доля участия не более 10-30%). Ставка 15% обычно предусматривается для порт­фельных инвестиций.

Большинством договоров признается, что «проценты» — это доход от вла­дения долго­выми требова­ниями всех видов, незави­симо от степени их обеспе­ченности или наличия у них прав на уча­стие в получении прибыли. К «долго­вым требо­ваниям всех видов» относятся: денежные вклады; различные госу­дарственные и муни­ципальные облигации, а также облигации предприятий. На­лог на про­центы в большинстве случаев уплачивается по месту получения про­центов. Тем не менее, место уплаты налога на «Проценты» ус­танавливается на основе компромисса между договаривающимися сторонами. Это обусловлено особенностями налогового механизма в стране получателя. Тем не менее, стра­на, уплачивающая про­центы, также имеет право взимать налог на проценты, если это пре­ду­смотрено ее законодательст­вом. Но это право ог­раничено пре­дельной ставкой налога на проценты, которая формируется по до­гово­ренно­сти сторон. Иногда оговариваются отдельные виды про­центов, которые полностью освобождаются от налога в стране ис­точни­ка.

Механизм избежания двойного налогообложения является своеобразной льготой для налогоплательщика. И в соответствии с принципами взимания на­логов, льгота эта начинает действовать лишь после того, как плательщик дока­зал свое право на использо­вание им льгот. Это правило применения льгот не является исклю­чением и для устранения двойного налогообложения. Следова­тельно, освободиться от уплаты налогов на основании механизма устранения двойного налогообложения можно только на основании официального разре­шения компетентного органа. Международные договоры не содержат конкрет­ного названия органа, который имеет право выдавать такие разрешения. Поэтому та­кими органами являются, как правило, фискальные институты страны.

Устранение двойного налогообложения доходов, полученных украинскими резидентами за рубежом, производится по принципу учета уплаченных за границей налогов. В частности, сумма налога на прибыль, полученной источником за границей Украины, и упла­ченной резидентом за границей, зачисляются во время уплаты ими налога на прибыль в Украине. Таким образом, уплаченный за рубе­жом налог на прибыль уменьшает суммы уплаты налога на при­быль, рассчитанные по украинским налоговым нормам.

Если же налоговые платежи за границей оказались больше, чем подлежит уплате по украинским нормам, то разница в пере­плате не возмещается.

Тем не менее, ни одной Конвенцией не предусматривается полное устранение двойного налогообложения. В частности, не подлежат возмещению уплаченные за рубежом налоги, которые отсутствуют в Украине. К таким платежам, которые не возмещаются украинским резидентам, являются: налог на капитал (имущество) и прирост капитала; почтовые налоги; налоги на реализацию (продажу); дру­гие косвенные налоги. Важным моментом использования норм Конвенции является получение резидентом письменного подтвер­ждения налогового органа другого государства о том, что оплачены определенные суммы налога.

http://studfile.net/preview/5350179/page:18/

47. Правовой механизм устранения двойного налогообложения.

Причины возникновения двойного налогообложения

На практике ситуации, приводящие к возникновению обеих видов двойного налогообложения, можно подразделить на следующие:

— одно и то же лицо признается резидентом в более чем одной стране (двойное резидентство);

— один и тот доход облагается в одной стране — на основе резидентства его получателя, а в другой — на основе правила об источнике дохода (двойное обложение всей суммы дохода);

— расходы, понесенные налогоплательщиком, по-разному зачитываются на территориях различных государств (двойне обложение одного и того же объекта);

— один и тот же доход рассматривается как имеющий свой источник (происхождение) в двух (или более) странах (двойне обложение иностранного дохода).

http://studfile.net/preview/3600132/page:29/

Тема 3 .ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ МЕЖДУНАРОДНОГО НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ

1. Международное двойное налогообложение и способы его устранения

2.Международные налоговые соглашения и порядок их применения

3.Правовое регулирование налоговых отношений с иностранными субъектами

1. О заключении межгосударственных соглашений об избежании двойного налогообложения и предотвращении уклонения от уплаты налогов на доходы и имущество: Постановление Правительства РФ от 24.02. 2010. №84

2. Протокол стран СНГ от 15 мая 1992 г. «Об унификации подхода и заключения Соглашений об избежании двойного налогообложения доходов и имущества»

3. Письмо от 15 января 2009 г. N ВЕ-22-2/[email protected] О НАПРАВЛЕНИИ ПЕРЕЧНЯ ДЕЙСТВУЮЩИХ ДВУСТОРОННИХ ДОГОВОРОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ОБ ИЗБЕЖАНИИ ДВОЙНОГО НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ)

3.1. Международное двойное налогообложение и способы его устранения. Главной проблемой международного налогообложения является устранение или минимизация двойного налогообложения доходов и имущества. Международное двойное налогообложение может быть определено как обложение сопоставимыми налогами в двух и более государствах одного налогоплательщика в отношении одного объекта за один и тот же период времени.

Условно можно назвать две основные причины возникновения двойного международного налогообложения. Первая связана с использованием государствами различных сочетаний принципов налогового резиденства и территориальности в налогообложении. Вторая причина обусловлена тем, что в налоговом законодательстве стран применяются различные критерии определения налоговых резидентов и национальности коммерческой деятельности и доходов.

Механизм устранения двойного налогообложения

в международных соглашениях об избежании

├─────>│Установление понятийного аппарата — определение терминов

├─────>│Определение схемы устранения двойного налогообложения, при котором │

│ │каждое государство взимает налог только с конкретного вида доходов, имущества

│ │ Установление механизма устранения двойного налогообложения

├─────>│ в тех случаях, когда налогообложение всех видов доходов,

│ │ имущества сохраняется за обоими государствами

├─────>│ Устранение дискриминационного налогообложения налогоплательщика │

│ │ в другой стране │

├─────>│Обмен информацией между компетентными органами в целях недопущения│

Читайте так же:  Как оформить нулевую декларацию

│ │ уклонения от налогообложения или злоупотребления соглашением

└─────>│ Определение методов устранения двойного налогообложения │

│ доходов, имущества резидентов (освобождение, зачет, скидка) │

Вопрос 2. Способы устранения международного двойного налогообложения

. Международное двойное налогообложение может быть устранено двумя основными способами: односторонние и многосторонние меры. Односторонние меры — это меры, предусмотренные национальным налоговым законодательством и применяемые властями данной страны без согласования с другими странами. Многосторонние меры — это меры, которые реализуются с помощью международных соглашений и конвенций об избежании двойного налогообложения доходов и имущества.

Таким образом, для устранения двойного налогообложения или для уменьшения его бремени существуют два пути. Первый обусловлен принятием государством внутренних законодательных мер в одностороннем порядке, второй — путем заключения международных налоговых соглашений. Большинство стран на практике сочетают оба направления, которые дополняют друг друга и в тоже время не могут быть полностью взаимозаменяемы. И при односторонних и при многосторонних способах устранения двойного налогообложения применяются три основных метода, исключающие международное двойное налогообложение. К таковым методам относятся:

* метод налогового зачета (кредита);

* метод налоговых скидок.

Метод налогового кредита (зачета) означает зачет уплаченных за рубежом налогов в счет внутренних налоговых обязательств, т.е. налогооблагаемая база плательщика формируется с учетом доходов, полученных за границей, а затем из рассчитанной суммы налогов вычитаются налоги, уплаченные за границей. В международной практике применяются два основных варианта налогового зачета (кредита): полный зачет (кредит) и обычный зачет (кредит). Метод полного зачета разрешает вычитать всю сумму налога, уплаченную за рубежом из суммы налогового оклада плательщика. Этот метод чаще всего встречается при многостороннем способе устранения двойного налогообложения (межгосударственных налоговых соглашениях). При использовании метода обычного зачета разрешается вычитать налог, уплаченный за рубежом, в сумме не превышающей сумму налога, который был бы исчислен по национальному законодательству с дохода, полученного за рубежом. Большинство стран и в налоговых соглашениях и в рамках национального налогового законодательства (многосторонних и односторонних способах устранения двойного налогообложения) отдают предпочтение обычной форме зачета (см., например: ст.386 прим. НК РФ).

Рассматриваемый метод довольно широко применяется и в международных налоговых соглашениях и в национальном законодательстве государств (США, Великобритания, Германия, Дания, Греция, Испания и др.). Австрия и Италия представляет налоговый кредит на основании фактической взаимности, т.е. при условии, что соответствующая страна предоставляет налоговый кредит для налогов, взимаемых в Австрии и Италии.

Метод налоговой скидки рассматривает налог, уплаченный в иностранном государстве, в качестве расходов, вычитаемых из суммы доходов, подлежащих налогообложению. Так как налоговая скидка уменьшает на сумму уплаченного за рубежом налога лишь налогооблагаемую базу, а не сам налог, то пользование ею менее выгодно, чем пользование налоговым зачетом.

Таким образом, различие между перечисленными методами состоит в том, что метод освобождения применяется к доходу (объекту налогообложения), метод зачета к сумме налога, подлежащего к уплате (налоговый оклад), а метод налоговых скидок — к базе налогообложения.

Вопрос 3. Международные налоговые соглашения и порядок их применения. В своей

Порядок применения международных налоговых соглашений

включает в себя следующие правила:

1) об инкорпорации международных налоговых соглашений в национальную правовую систему;

2) о юридической силе международных налоговых соглашений и пределах применения международных налоговых соглашений в национальной правовой системе.

В практике налогового законодательства зарубежных стран существуют три способа инкорпорации международных налоговых соглашений в национальную правовую систему. Первый способ заключается в том, что международное налоговое соглашение становится частью национальной правовой системы с момента его заключения (Бельгия, Нидерланды). Второй — для инкорпорации требует специального одобрения, как правило, парламента государства (Италия, Германия, Российская Федерация и др.). Третий способ для инкорпорации предполагает внесения изменений в национальное налоговое законодательство в соответствии с международным налоговым соглашением. В РФ, как отмечалось выше, применению подлежат только ратифицированные в установленном порядке международные налоговые соглашения.

Юридическая сила международных конвенций, договоров связана с решением вопроса о соотношении международного и внутригосударственного права. Большинство стран придерживается правила приоритета и прямого действия международных налоговых соглашений над национальным налоговым законодательством. Россия не является исключением. Согласно НК РФ (ст.7) если международным договором РФ по вопросам налогообложения установлены иные правила и нормы, чем предусмотрены настоящим Кодексом и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами о налогах, то применяются правила и нормы международных договоров РФ.

Однако следует иметь в виду, что в ряде стран международные налоговые соглашения признаются равными по юридической силе с национальными налоговыми законами. При возникновении коллизии применяется либо принцип приоритета специального закона (lex specialis), к таковым относят международное налоговое соглашение, либо принцип приоритета закона, принятого позднее (lex posterior). В последнем случае закон, инкорпорировавший международное соглашение, вытеснит ранее принятые национальные законы, регулировавшие те же отношения и наоборот.

Возвращаясь к международным налоговым соглашениям РФ, отметим, что их юридическая сила означает приоритет и прямое действие норм международных налоговых соглашений РФ. НК РФ ограничивается лишь общей констатацией указанного правила, не раскрывая его содержания в преломлении к налоговому законодательству. Полагаем, что это правило емкое по содержанию и включает в себя, по крайней мере, следующие положения:

1). Налогоплательщик вправе, но не обязан пользоваться положениями международных налоговых соглашений. Поэтому если налогоплательщик выберет для себя применение национальных режимов обеих стран, то налоговые органы обязаны будут следовать этому выбору налогоплательщика. НК РФ предусматривает заявительный характер применения международных налоговых соглашений (См., например, ст.232 п.2 НК РФ).

2). Налоговые органы, напротив, обязаны всегда отдавать предпочтение налоговым соглашениям, если они противоречат или не совпадают с нормами национального законодательства.

3). Приоритет и прямое действие имеют только те международные налоговые соглашения, условия которых не ухудшают положение налогоплательщика по сравнению с национальным налоговым законодательством. Так не подлежат применению нормы соглашения, которыми предоставляются налоговым органам договаривающихся стран дополнительные права по сравнению с внутренним национальным законодательством или вводятся новые налоги, повышаются ставки действующих налогов по сравнению с национальным законодательством или иным образом ухудшается положение налогоплательщика по сравнению с названным законодательством.

Первые два положения можно свести к следующему алгоритму применения международного налогового соглашения участниками налогового правоотношения

n Если РФ имеет налоговое соглашение с другим государством, то применяются положения данного соглашения и предусмотренные эти соглашением методы устранения двойного налогообложения.

n При отсутствии такого налогового соглашения применяются нормы российского налогового законодательства по регулированию вопросов двойного налогообложения.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Видео (кликните для воспроизведения).

http://studopedia.ru/5_99440_tema—pravovie-osnovi-mezhdunarodnogo-nalogooblozheniya.html

Правовой механизм избежания двойного налогообложения
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here