Правовое регулирование выездных налоговых проверок

Учебно-методический центр

по аттестации научно-педагогических работников ВУЗов

Правовое регулирование налоговых проверок налогоплательщиков в России

Алексей ЮНАК — аспирант кафедры государственного уп­равления, правового обеспечения госу­дарственной и муниципальной службы РАГС

Налоговым контролем признается деятель­ность уполномоченных органов по контро­лю за соблюдением налогоплательщиками, налоговыми агентами и плательщиками сборов законодательства о налогах и сбо­рах в порядке, установленном Налоговым кодексом РФ в ст.82 [1].

Налоговый контроль проводится долж­ностными лицами налоговых органов в пре­делах своей компетенции посредством на­логовых проверок, получения объяснений налогоплательщиков, налоговых агентов и плательщиков сбора, проверки данных уче­та и отчетности, осмотра помещений и тер­риторий, используемых для извлечения до­хода (прибыли), а также в других формах, предусмотренных Налоговым кодексом РФ (далее — НК РФ) [2].

Налоговые органы проводят камераль­ные и выездные проверки. Их целью явля­ется контроль за соблюдением налогопла­тельщиком, плательщиком сборов или на­логовым агентом законодательства о нало­гах и сборах (ст. 87 НК РФ).

Камеральная налоговая проверка про­водится по месту нахождения налогового органа на основе налоговых деклараций (расчетов) и документов, представленных налогоплательщиком, а также документов о деятельности налогоплательщика, имею­щихся у налогового органа. Камеральная проверка проводится в течение трех меся­цев со дня представления налогоплатель­щиком налоговой декларации (расчета).

Выездная налоговая проверка прово­дится на территории (в помещении) налого­плательщика на основании решения руко­водителя (заместителя руководителя) нало­гового органа. В случае отсутствия у налого­плательщика возможности предоставить помещение для налоговой проверки выезд­ная проверка проводится по месту нахожде­ния налогового органа.

Согласно ст. 89 НК РФ выездная налого­вая проверка в отношении одного налого­плательщика может проводиться по одному или нескольким налогам. Ее предметом яв­ляется правильность исчисления и своевре­менность уплаты налогов. В рамках данной процедуры может быть проверен период, не превышающий трех календарных лет, пред­шествующих году, в котором вынесено ре­шение о ее проведении. Налоговые органы не вправе проводить две и более выездные налоговые проверки по одним и тем же на­логам за один и тот же период.

Ст. 11 Закона Российской Федерации от 21 марта 1991 г. № 943-1 (ред. от 27 июля 2006 г.) «О налоговых органах Российской Федерации» разрешает производить доку­ментальные проверки по правильности ис­числения, полноты и своевременности уп­латы в бюджет налогов налоговыми органа­ми не реже одного раза в два года. Однако налоговые органы не вправе проводить в отношении одного налогоплательщика бо­лее двух выездных проверок в течение ка­лендарного года, за некоторыми исключе­ниями [3].

Указанная проверка не должна продол­жаться более двух месяцев. Данный срок может быть продлен до четырех, а в исклю­чительных случаях — до шести месяцев [4].

При определении числа выездных нало­говых проверок не учитывается количество проведенных самостоятельных выездных проверок филиалов и представительств на­логоплательщика, срок проверки которых не может превышать один месяц (ст. 89 НК РФ).

Проверяющее лицо вправе истребовать у проверяемого необходимые для проверки документы посредством вручения послед­нему (его представителю) требования об их представлении (ст. 93 НК РФ). Проверяю­щее лицо также вправе истребовать у кон­трагента или у иных лиц, располагающих до­кументами (информацией), касающимися деятельности проверяемого налогоплатель­щика, эти документы (информацию). Но хотя должностные лица ФНС России обладают правом запрашивать информацию у треть­ их лиц, у них нет права посещать террито­рию третьих лиц с целью проверки инфор­мации.

В большинстве зарубежных государств проверяющим разрешается посещать офи­сы третьих лиц для проверки информации, особенно при наличии сомнений относи­тельно подлинности документов. Без таких полномочий проверяющие оказываются в весьма неблагоприятном положении, на­пример, если налогоплательщики и их кон­трагенты сговариваются с целью уклонения от уплаты налогов. Опыт других налоговых органов показывает, что подобные случаи с определенной периодичностью имеют мес­то применительно к заявлениям о возмеще­нии НДС. В этой связи целесообразно зако­нодательно разрешить посещение третьих лиц (с определенными ограничениями), по­скольку сверка информации с первона­чальным источником играет крайне важную роль, особенно в контексте возможных в будущем судебных процессов.

Представляется целесообразным пере­смотреть законодательные ограничения по срокам проведения проверки либо значи­тельно продлить эти сроки, чтобы в самых сложных случаях эти проверки могли продол­жаться до одного года. В большинстве стран, например, не предусматриваются законода­тельные ограничения на продолжительность налоговой проверки (хотя во внутренних уп­равленческих целях такие сроки могут уста­навливаться вышестоящим руководством), а также на периодичность посещения налого­плательщиков. Налоговый кодекс ввел зна­чительное число новых подробных положе­ний, поэтому надлежащий анализ соблюде­ния этих положений, например любым круп­нейшим налогоплательщиком, обычно требу­ет сроков, превышающих установленные. Кроме того, следует внедрить меры внутрен­него контроля для обеспечения оперативно­го завершения налоговых проверок.

Хотелось бы отметить, что за каждый «непредставленный» документ налоговы­ми органами может налагаться штраф в размере 50 рублей. Размер штрафа уста­новлен п. 1 ст. 126 НК РФ, введен Феде­ральным законом от 9 июля 1999 г. № 154- ФЗ (ред. от 27 июля 2006 г.) «О внесении из­менений и дополнений в часть первую На­логового кодекса Российской Федерации» [5]. В таком размере этот штраф скорее по­ощряет невыполнение указаний о предо­ставлении документов, а не препятствует этому. Законодательство иных государств устанавливает значительно более высокие штрафы, поэтому они выступают одновре­менно в качестве сдерживающего фактора против непредставления информации и на­казания за дополнительную работу, кото­рую налоговые сотрудники вынуждены вы­полнять, если налогоплательщики не со­блюдают их требования. Например, в США аналогичный штраф, установленный для третьихлиц, за непредставление документа по запросу составляет 50 долларов. В Но­вой Зеландии в наиболее серьезных случа­ях, когда имеются основания для судебного преследования, максимальный штраф за первое нарушение после вынесения приго­вора может составлять до 3.000 долларов США и доходит до 10.000 долларов США за третье нарушение.

Во многих странах, где налоги взимают­ся с прибыли, положения о сроке давности позволяют вернуться к налоговым деклара­циям, если, по заключению наделенного со­ответствующими полномочиями сотрудни­ка, имеются основания подозревать нало­гоплательщика в мошенничестве при со­ставлении налоговых деклараций. Такие по­ложения даже в случаях подозрения в мо­шенничестве являются гораздо менее обре­менительными и более уместными полно­мочиями по сравнению с мерами правово­го воздействия, которые применяются лишь в случае доказанного мошенничества, как это предусмотрено Уголовным кодексом. Кроме того, такой подход позволяет взи­мать фактический налог, который не был на­числен в силу мошеннических действий на­логоплательщика.

Вместо сплошных проверок должны быть разработаны директивы по созданию эффективной системы управления возме­щением НДС. Несмотря на злоупотребле­ния, связанные с возвратом НДС, в Россий­ской Федерации можно внедрить некото­рые формы анализа рисков и избежать пол­номасштабных и длительных проверок, ко­торые ныне производятся по каждому заяв­лению о возмещении. Используемые во многих странах системы возмещения НДС основаны на немногочисленных простых принципах, а их эффективность зависит от выявления наиболее рискованных случаев и проведения тщательной проверки именно этих случаев. В числе общих принципов:

Читайте так же:  Добровольная налоговая проверка

■ проведение различий между заявителя­ми, требующими возмещения НДС, ко­торые ранее надлежащим образом со­блюдали законодательство о налогах и сборах, и заявителями с неудовлетвори­тельным или неизвестным послужным списком в плане соблюдения налогово­го законодательства;

■ проведение проверок до принятия ре­шения на возврат налога в случае заяв­лений на возмещение, которые сопря­жены с высокой степенью риска, тогда как по заявлениям с меньшей степенью риска проверки проводятся после при­нятия решений на возврат средств;

■ последовательное применение различ­ных критериев, позволяющих опреде­лить возможные масштабы налогового риска по каждому заявлению на возме­щение НДС;

■ ведение «налоговой биографии» каждо­го плательщика, предъявляющего НДС к возмещению;

■ проведение налоговых проверок по факторам риска, в рамках которого про­изводится лишь подтверждение фактов по заявлению на возмещение НДС. Необходимо разработать классифи­кацию налогоплательщиков, предъявля­ющих НДС к возмещению, на группы вы­сокого и низкого уровня риска. Платель­щики, предъявляющие НДС к возмещению, могут характеризоваться с точки зрения со­блюдения налогового режима в прошлом, а также с точки зрения финансовой стабиль­ности в свете ряда требований. В число кри­териев, которые успешно используются в других странах для выявления плательщи­ков, представляющих незначительный риск, входит:

— ведение надлежащего учета, по край­ней мере, в течение двух последних лет;

— отсутствие сведений о неправомерном предъявлении или значительном завыше­нии требований к возмещению НДС за два последних года;

— полное и своевременное перечисле­ние всех налогов и сборов в прошлом;

— подтверждение со стороны банка о надлежащем статусе клиентских счетов;

— проверка отчетных документов по НДС за любой период длительностью 6 месяцев в течение двух последних лет.

Заявления на возмещение НДС со сто­роны налогоплательщиков, не входящих в категорию пониженного риска, обрабаты­ваются (оплачиваются или отклоняются) по возможности скорее в установленные сро­ки. Заявления с высокой степенью риска проверяются средствами камеральной или выездной налоговых проверок до принятия решений о возмещении налога. Они пред­ставляют собой тот особый случай, когда по­требность в выездных налоговых провер­ках, в данном случае в коротких тематичес­ких, возникает чаще одного раза в год. Та­кие проверки по НДС проводятся во всех эффективных и современных налоговых службах, работающих с НДС.

Проблемы налогового контроля и учета крупнейших налогоплательщиков обуслов­лены состоянием действующего законода­тельства о налогах и сборах: неясностью, неопределенностью и неоднозначностью отдельных норм Налогового кодекса РФ.

Налоговая система Российской Федера­ции строилась путем проб и ошибок. Поэто­му за недолгий период ее существования не был накоплен достаточный опыт налогового администрирования применительно к спе­цифике российской экономики и не все нормы закона адекватны условиям дейст­вительности. Другой причиной являются особенности и кризисные явления переход­ной экономики, требующие зачастую приня­тия оперативного решения. В результате правовое регулирование и правопримени­тельная практика зачастую развиваются под влиянием соображений целесообраз­ности, а не требований законности. Нельзя забывать и о неспособности государства противостоять лоббизму.

По сравнению с серединой 1990-х го­дов изменились общие подходы к решению проблем налогообложения ведущих россий­ских предприятий, что отразилось на на­правлении развития системы налогового администрирования крупнейших налого­плательщиков. На данном этапе регулиро­вание в обозначенной области отношений характеризуется положительными тенден­циями развития. Однако до сих пор имеют место нарушения основных принципов на­логообложения, и в первую очередь прин­ципа равенства налогоплательщиков. Не полностью ограничена возможность для произвольных действий и решений налого­вых органов.

Представляется, что повышению эффек­тивности налогового контроля и учета нало­гоплательщиков с одновременным поддер­жанием законности в государстве будет способствовать внесение ряда концепту­альных поправок в законодательство. На­пример, целесообразно отменить законо­дательные ограничения по срокам проведе­ния налоговых проверок либо значительно продлить эти сроки, чтобы в сложных случа­ях они могли продолжаться до года. Следует внедрить меры внутреннего контроля с це­лью обеспечения оперативного заверше­ния налоговых проверок. Проверяющим не­обходимо установить дополнительные пол­номочия, например разрешить посещение третьих лиц для получения информации о проверяемых. Важно, чтобы проверялись все документы налогоплательщиков, под­тверждающие точность расчетов, как по до­ходам, так и по издержкам. Следует также ослабить ограничения в отношении повтор­ных налоговых проверок.

1. Налоговый кодекс Российской Феде­рации (Часть первая) от 31 июля 1998 г. № 146-ФЗ (ред. от 26 ноября 2008 г.) // Собрание законодательст­ва РФ. 1998. № 31. Ст. 3824.

2. Положение о Федеральной налого­вой службе, утверждено Постановле­нием Правительства Российской Фе­дерации от 30.09.2004 г. № 506 (в ред. от 27.01.2009 г.).

3. Ведомости СНД и ВС РСФСР. 1991. № 15. Ст. 492.

4. Приказ ФНС РФ от 25 декабря 2006 г. № САЭ-3-06/[email protected]

5. Собрание законодательства РФ. 1999. № 28. Ст. 3487.

Правовое регулирование проведения выездных налоговых проверок (Н.В. Воронина, В.А. Бабанин, «Все для бухгалтера», N 14, июль 2006 г.)

Документ отсутствует в свободном доступе.
Вы можете заказать текст документа и получить его прямо сейчас.

Если вы являетесь пользователем системы ГАРАНТ, то Вы можете открыть этот документ прямо сейчас, или запросить его через Горячую линию в системе.

Журнал «Все для бухгалтера»

Учредитель: АООТ «Фининнова»

Издатель: ООО «Издательский дом «Финансы и Кредит»

Журнал зарегистрирован в Комитете Российской Федерации по печати. Свидетельство о регистрации N 014425

Редакция журнала: 111401, Москва, а/я 10

Телефон/факс: (495) 721-85-75

Адрес в Internet: www.fin-izdat.ru

Журнал включен в Российский индекс научного цитирования (РИНЦ).

© ООО «НПП «ГАРАНТ-СЕРВИС», 2020. Система ГАРАНТ выпускается с 1990 года. Компания «Гарант» и ее партнеры являются участниками Российской ассоциации правовой информации ГАРАНТ.

Нормативно-правовое регулирование налогового контроля

Налоговым контролем является ряд методов и приемов, установленных нормативными актами, с помощью которых обеспечивается соблюдение Налогового кодекса и производства. Налоговый контроль состоит из таких мероприятий:

  • Наблюдения за объектами хозяйственных отношений.
  • Анализа и учета, а также прогнозирования тенденций в сфере налогообложения.
  • Мероприятий по пресечению и профилактике нарушений.
  • Поиск нарушений и привлечение к ответственности нарушителей НК.

Осуществлять такой контроль могут как государственные органы, так и бухгалтерские и финансовые подразделениями компаний, а также аудиторы. Фомы налогового контроля определяются Налоговым кодексом, статьей 82.

Базовым методом контроля ФНС России является учет налогоплательщиков, закрепленный Налоговым кодексом в 83-86 статье. Такая постановка осуществляется по месту регистрации объекта налогообложения:

  • Компании и предприятий.
  • Индивидуальных предпринимателей.
  • Филиалов и подразделений компаний.
  • Недвижимости и транспортных средств, облагаемых налогом.

Постановка на налоговый учет, согласно закону, должна быть осуществлена в течение десяти дней с момента регистрации. Территориальный орган ФНС обязан поставить на учет налогоплательщика в течение пяти дней. После чего, налогоплательщику присваивается ИНН – единый на всей территории России и для всех номер. Именно этот номер в качестве индефикатора должен указываться во всех отчетах и декларациях, сдаваемых в ФНС.

Читайте так же:  Уведомление об уплате торгового сбора бланк

Особые режимы налогообложения

НК в 8 разделе предусматривает для ряда граждан и юридических лиц особый режим налогообложения:

  • ЕСХН – единый налог для сельхоз производителей со ставкой в 6% на доходы от деятельности с вычетом расходов, перечень которых есть в НК.
  • УСН – или упрощенная система налогообложения. Предусматривает уплату единого налога, если сумма годового оборота не превышает 15 млн. руб.
  • ЕНВД – единый налог на отдельные виды деятельности со ставкой в 15% от дохода.

Налоговые проверки в зависимости от места проведения

В зависимости от места их проведения налоговые проверки делятся на камеральные, выездные и встречные.

Камеральная проверка — это проверка представленных налогоплательщиком налоговых деклараций и иных документов, служащих основанием для исчисления и уплаты налогов, а также проверка других имеющихся у налогового органа документов о деятельности налогоплательщика, проводимая по месту нахождения налогового органа.

Целью камеральной проверки является:

контроль за соблюдением налогоплательщиками законодательных и иных нормативных правовых актов о налогах и сборах;

выявление и предотвращение налоговых правонарушений;

взыскание сумм неуплаченных (не полностью уплаченных) налогов и соответствующих пеней;

возбуждение при наличии оснований процедуры взыскания в установленном порядке наложения налоговых санкций;

а также подготовка необходимой информации для обеспечения рационального отбора налогоплательщиков для проведения выездных налоговых проверок.

При проведении камеральной проверки контролируется:

состав и сроки представления документов налогоплательщиком;

правильность их оформления;

правильность проведения расчетов по налогам;

наличие документов, подтверждающих льготы по налогам;

правильность расчета налогооблагаемой базы.

Налоговики в ходе камеральной ревизии должны проверить поступившие к ним документы в течение 3 месяцев со дня их поступления.

О выявленных ошибках или несоответствии полученных сведений сообщается проверяемому лицу.

Срок для представления документов на исправление обнаруженных ошибок или получения дополнительных сведений составляет 5 дней.

Сотрудник ИФНС может вызвать представителя фирмы для дачи пояснений или привлечь нужного специалиста.

В случае выявления нарушений составляется акт проверки.

Под выездной налоговой проверкой понимается комплекс действий:

по проверке первичных учетных и иных бухгалтерских документов налогоплательщика, регистров бухгалтерского учета, бухгалтерской отчетности и налоговых деклараций, хозяйственных и иных договоров, актов о выполнении договорных обязательств, внутренних приказов, распоряжений, протоколов, любых других документов;

по осмотру (обследованию) различных предметов, любых используемых налогоплательщиком для извлечения доходов либо связанных с содержанием объектов налогообложения производственных, складских, торговых и иных помещений и территорий;

по проведению инвентаризации принадлежащего налогоплательщику имущества;

а также других действий налоговых органов (их должностных лиц), осуществляемых по месту нахождения налогоплательщика (месту его деятельности, месту расположения объекта налогообложения) и в иных местах вне места нахождения налогового органа.

Цель выездной налоговой проверки:

осуществление контроля за соблюдением законодательства о налогах и сборах и правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения в бюджет налогов и сборов;

взыскание недоимок по налогам и пени;

привлечение виновных лиц к ответственности за совершение налоговых правонарушений;

предупреждение налоговых правонарушений.

Однако эти цели достигаются другими, специфическими именно для выездных проверок средствами.

Например, выемка документов и предметов в рамках налогового контроля может быть осуществлена только при проведении выездной проверки.

При выездной проверке используются оригиналы первичных документов, поэтому эта проверка более объемна, чем камеральная.

Проверке, как правило, подвергают документацию за 3 года, предшествующих году вынесения решения о проведении проверки.

Продолжительность проведения проверки должна быть не более 2 месяцев.

Этот срок может быть увеличен только в случае возникновения обстоятельств, требующих продолжения проверки. К ним относят:

Видео (кликните для воспроизведения).

наличие информации о нарушениях, требующих дополнительной проверки;

непредставление налогоплательщиком нужных документов;

Сравнительная таблица особенностей выездных и камеральных проверок

Камеральная проверка Выездная проверка
Кто проверяет Сотрудники местных фискальных органов Сотрудники фискальных органов любого уровня
Что проверяется Документация только за отчетный период Документация за период до 3 лет
Причина проверки Не требуется Не требуется
Регулярность Каждый период, по мере предоставления деклараций Выборочно
Где проверяется По месту расположения надзорной службы По месту расположения проверяемой организации
Кого проверяют Всех налогоплательщиков (и физических лиц, и юридических лиц) Только юридических лиц
Что делается Анализ предоставленной документации Все действия, разрешенные НК РФ

Встречная проверка — это сопоставление разных экземпляров одного и того же документа.

Этот метод можно применять лишь по документам, которые оформляются не в одном, а в нескольких экземплярах.

К их числу относятся документы, которыми оформляется поступление или отпуск материальных ценностей (накладные, счета-фактуры и т.д.).

Экземпляры таких документов находятся либо в различных организациях, либо в разных структурных подразделениях предприятия.

При условии правильного отражения хозяйственной деятельности, разные экземпляры документа имеют одно и то же содержание.

В иных случаях документы оформляются лишь в одном экземпляре, либо имеют различное содержание. При сопоставлении документов могут не совпадать: количество товара, единица измерения, цена товара и пр. Отсутствие экземпляра документа может быть признаком недокументирования факта хозяйственной деятельности, и, как следствие, сокрытия доходов.

На практике встречная проверка является частью проводимой камеральной или выездной налоговой проверки. Полученные в результате встречной проверки данные включаются в основной акт выездной или камеральной проверки (отражаются в вынесенном постановлении о привлечении к налоговой ответственности).

В чём заключаются особенности выездной налоговой проверки?

Выездные налоговые проверки представляют собой ряд действий, которые осуществляются инспекторами, как правило, последовательно. Хотя некоторые могут производиться и одновременно.

Итак, речь идёт о следующем:

  1. Сначала инспекторы изучают первичную документацию. Причём речь идёт как о налоговой, так и о бухгалтерской отчетностях. Это всевозможные регистры, договоры, накладные, акты поставок, документы, указывающие на выполнение работ, предоставление услуг и т. п.
  2. Дальше проверяющие исследуют объекты, в которых налогоплательщик находится, использует для осуществления своей деятельности, для получения прибыли. Речь идет непосредственно об офисе, цехах, складах, прочем.
  3. На третьей стадии проводится инвентаризация собственности, которая есть у предприятия. Причем сюда же относится сличение полученных результатов с теми, что есть на балансе.
  4. К последнему этапу относятся другие действия, связанные с проверкой налогоплательщика. Это могут быть допросы сотрудников, уточнение информации у контрагентов, сбор данных по другим каналам связи.

Следует отметить, что цели как у камеральной, так и у выездной налоговой проверок одни и те же. То есть, установить правильность начисления налогов и сборов, проконтролировать то, как именно соблюдается законодательство в данной сфере, грамотно ли оформляется отчетность, своевременно ли подаются сведения в ФНС РФ.

И если в ходе проведения подобного мероприятия будут выявлены какие-то нарушения, то привлечь виновных лиц к ответственности, взыскать недоимку в пользу государства, устранить обнаруженную проблему.

Читайте так же:  Имущественный вычет ипотека материнский капитал

Однако выездная проверка отличается от камеральной определенной спецификой. В частности, она предполагает непосредственный контакт с налогоплательщиком, посещение офиса, складов и других объектов. Также особенности проведения выездной налоговой проверки подразумевают, что компания, или же ИП, тоже будет напрямую участвовать в происходящем. Например, давать пояснения, комментарии, проявлять инициативу. Кроме того, в рамках данного мероприятия инспекторы могут привлечь переводчиков, назначить экспертизу.

Достижение целей в обсуждаемом случае происходит своеобразными методами. Например, исключительно при проведении выездной проверки возможна выемка документов. Аналогичное касается объектов или же инструментов, с помощью которых налогоплательщик получает прибыль.

Обратите внимание на то, что в статье 89 НК РФ ограничен срок, за который инспекторы могут проверять организацию: проверке подлежат три года предшествующие году проверки. Время рассчитывается по календарю. Вместе с тем ФНС РФ вправе запросить данные по текущему периоду, в том числе и то, что налогоплательщик ещё не обязан был предоставлять в обычном порядке.

При вынесении решения о проведении выездной проверки ФНС РФ должна указать не только конкретный период, но и предмет. То есть определенные налоги и сборы. Если конкретики не будет, налогоплательщик вправе опротестовать такое решение. Кроме того, он не должен предоставлять документы, которые не относятся к предмету проверки.

Знание правовых основ в описанном случае помогает компаниям и ИП отстоять свои интересы. Но для этого нужно учитывать не только статьи НК РФ, хотя на них в первую очередь все опирается, а и другие законы плюс подзаконные нормативно-правовые акты. Разобраться с ситуацией вам помогут грамотные налоговые консультанты и подкованные в соответствующих вопросах юристы.

ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ КАМЕРАЛЬНЫХ НАЛОГОВЫХ ПРОВЕРОК

студент юридического факультета Воро́нежский госуда́рственный университе́т,

Проведение налоговых проверок является одной из главных задач налоговых органов в рамках осуществления ими налогового контроля. Так, в пп. 2 п. 1 ст. 31 Налогового кодекса Российской Федерации (НК РФ) закреплено, что налоговые органы вправе проводить налоговые проверки в том порядке, который предусмотрен указанным кодификационным актом.

Виды налоговых проверок, а также процессуальные основы их проведения отражены в главе 14 НК РФ «Налоговый контроль».

В соответствии с п. 1 ст. 87 НК РФ налоговые органы могут проводить в отношении налогоплательщиков, плательщиков сборов и налоговых агентов камеральные и выездные налоговые проверки. При этом в силу ч. 2 данной статьи целью налоговых проверок является контроль за соблюдением налогоплательщиком, плательщиком сборов или налоговым агентом законодательства о налогах и сборах.

Таким образом, федеральный законодатель наделил налоговые органы определенным регламентированным процедурным механизмом, посредством которого можно cопоставить данные, предоставленные фискальнообязанным лицом в налоговый орган, с теми фактическими обстоятельствами, которые установлены налоговым органом, и на основе этого вынести оценочное суждение о соблюдении проверяемым лицом или несоблюдении им законодательства о налогах и сборах [2, с. 29].

Правовые основы камеральных налоговых проверок установлены в ст. 88 Налогового кодекса Российской Федерации.

В соответствии с п. 1 ст. 88 НК РФ камеральная налоговая проверка проводится по месту нахождения налогового органа на основе налоговых деклараций (расчетов) и документов, представленных налогоплательщиком, а также других документов о деятельности налогоплательщика, имеющихся у налогового органа. При этом п. 2 указанной статьи установлено, что «камеральная налоговая проверка проводится уполномоченными должностными лицами налогового органа в соответствии с их служебными обязанностями без какого-либо специального решения руководителя налогового органа в течение трех месяцев со дня представления налогоплательщиком налоговой декларации (расчета)».

Следовательно, юридическим фактом, обусловливающим проведение камеральной налоговой проверки, является подача налогоплательщиками и иными обязанными лицами в налоговый орган налоговой отчетности. Иными словами, для проведения камеральной налоговой проверки не нужно налоговому органу принимать какой-либо процессуальный документ, например, решение или постановление [3, с. 91].

Кроме того, описанный выше механизм инициирования камеральных налоговых проверок, в свою очередь, также обуславливает и периодичность проведения таких видов проверок – по мере получения налоговым органом налоговых деклараций и иных форм налоговой отчетности.

Характеристика правовой природы камеральных налоговых проверок дана в Определении Конституционного Суда РФ от 08 апреля 2010 г. № 441-О-О «Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданки Измайловой Галины Васильевны на нарушение ее конституционных прав пунктом 1 статьи 89 Налогового кодекса Российской Федерации».

В вышеуказанном судебном акте судьи Конституционного Суда РФ выразили мнение, что камеральная налоговая проверка, по смыслу п. 1 ст. 88 НК РФ, «является формой текущего документального контроля». Более того, по мнению судей, в отличие от выездной налоговой проверки, камеральная налоговая проверка «нацелена на своевременное выявление ошибок в налоговой отчетности и оперативное реагирование налоговых органов на обнаруженные нарушения, что позволяет смягчить для налогоплательщиков последствия от неправильного применения ими налогового закона» [1].

Таким образом, камеральные налоговые проверки, являясь формой налогового контроля, преследуют одновременно две основополагающие цели:

– обеспечить текущий документальный контроль фискальнообязанных лиц, при этом стремясь охватить максимальное количество налогоплательщиков и иных лиц;

– предостеречь налогоплательщиков и иных обязанных лиц от неправильного применения норм законодательства о налогах и сборах в течение нескольких налоговых периодов, тем самым помогая им избежать от начисления значительных сумм пеней и штрафных санкций.

Налоговая проверка – это основная форма налогового контроля, представляющая собой комплекс процессуальных действий уполномоченных органов по контролю за соблюдением законодательства о налогах и сборах и осуществляемая посредством сопоставления отчетных данных налогоплательщиков с фактическим состоянием его финансово-хозяйственной деятельности.

Юридическая конструкция налоговых проверок, в том числе камеральных, характеризуется тем, что с одной стороны, устанавливает определенный круг властных полномочий налоговых органов, с другой, – положения, ограничивающие контрольную деятельность фискальных органов с целью исключения возможности чрезмерного давления на контролируемых субъектов и защиты имущественных интересов последних [3, с. 27].

Срок, в течение которого налоговые органы могут проводить камеральную налоговую проверку представленной налоговой отчетности, составляет три месяца со дня представления соответствующей отчетности. При этом указанный срок в силу действующего законодательства не может быть продлен, что можно расценивать как ограничение контрольных полномочий фискальных органов и предоставление определенных гарантий проверяемым субъектам.

Между тем, законодательство о налогах и сборах не регламентирует вопрос о том, следует ли признавать незаконным решение, вынесенное по результатам камеральной налоговой проверки, если такая проверка проведена с нарушением установленных НК РФ сроков ее проведения.

Анализ арбитражной практики показывает, что у судов не выработан единый подход к ответу на поставленный вопрос.

Так, в п. 9 Информационного письма Президиума ВАС РФ от 17 марта 2003 г. № 71 «Обзор практики разрешения арбитражными судами дел, связанных с применением отдельных положений части первой Налогового кодекса Российской Федерации», указано, что срок, установленный в п. 2 ст. 88 НК РФ «не является пресекательным и его истечение не препятствует выявлению фактов неуплаты налога и принятию мер по его принудительному взысканию».

Читайте так же:  Налог на землю тсж

Вышеуказанная позиция находит поддержку и в нижестоящих судебных инстанциях. Например, в Постановлении от 14 мая 2010 г. № КА-А40/4445-10 по делу № А40-126773/09-118-1048 Федеральный арбитражный суд Московского округа пришел к выводу, что установленный ст. 88 НК РФ «трехмесячный срок проведения камеральной налоговой проверки является организационным, поэтому нарушение налоговым органом данного срока не является основанием для признания решения налогового органа незаконным». Между тем, фактические обстоятельства данного дела заключаются в том, что налогоплательщиком (ООО «Снежана Шуз») 16 марта 2007 г. была представлена в налоговую инспекцию уточненная налоговая декларация по налогу на добавленную стоимость за февраль 2007 г. Однако акт по результатам проведенной камеральной налоговой проверки по данной уточненной декларации составлен лишь 20 марта 2009 г., а соответствующее решение вынесено 04 мая 2009 года [1].

Следует отметить, что вышеприведенное Постановление Федерального арбитражного суда Московского округа от 14 мая 2010 г. оставлено в силе Определением Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 25 августа 2010 г. № ВАС11456/10.

С другой стороны, имеются многочисленные решения и постановления арбитражных судов разных инстанций, в которых судьи приходят к выводу, что факт нарушения налоговым органом трехмесячного срока, отведенного НК РФ для проведения камеральной налоговой проверки, является основанием отмены решения налогового органа.

Такой подход изложен, например, в Постановлении Президиума ВАС РФ от 17 ноября 2009 г. № 10349/09. Так, арбитры выразили мнение, что «…в установленный для проведения камеральной налоговой проверки трехмесячный срок налоговый орган обязан осуществлять проверочные мероприятия в отношении принятой им налоговой декларации…» [2].

Другим примером может послужить Постановление Федерального арбитражного суда Московского округа от 23 мая 2012 г. № А40-85281/11-20-359. В данном Постановлении судьи указали, что «налоговый кодекс Российской Федерации не предусматривает возможность продления сроков камеральной налоговой проверки, таким образом, оспариваемые решения Инспекции от 21.01.2011 № 10435/НДС, № 1650 приняты с нарушением срока проведения камеральной проверки на 5 месяцев».

Налоговая проверка

Налоговая проверка — это основная форма налогового контроля, которая представляет собой комплекс мероприятий, проводимых уполномоченными государственными налоговыми органами по контролю за соблюдением действующего законодательства о налогах и сборах.

В ходе осуществления процессуальных действий налоговые органы осуществляют контроль за правильностью исчисления, своевременностью и полнотой уплаты (перечисления) налогов (сборов) в бюджет.

Субъекты нарушений и ответственности

Субъектами нарушений и ответственности могут стать:

Для ФНС и банковских структур ответственность наступает:

  • Для сборщика налогов в случае нарушения порядка взыскания и перечисления налога с физического лица.
  • Банковские структуры, согласно статьям 132-135 Налогового кодекса несут ответственность в таких случаях:
  • При нарушении правил открытия счетов.
  • При несвоевременном перечислении сборов и налогов в бюджет.
  • При неисполнении постановления о заморозке счетов налогоплательщика.
  • При неисполнении постановления о принудительном взыскании налогов и сборов со счета клиента.

В свою очередь, ответственность за правонарушения НК регулируется:

  • При обнаружении налоговых нарушений — Налоговым кодексом.
  • При наличии административных нарушений — законодательством о административных нарушениях.
  • При наличии уголовно-наказуемых нарушений – УК РФ.
    Налоговым Кодексом предусматриваются различные виды ответственности за правонарушения:
  • В виде штрафов за правонарушения предусмотренные НК. Такой вид ответственности наступает, если налогоплательщик добровольно уплачивает штраф или он взыскивается по решению суда.
  • В виде пени, за просрочку при уплате положенных налогов и сборов. Данный вид ответственности наступает сразу и может быть взыскан принудительно.
    Согласно 108 статье НК, ответственность за правонарушение может нести не только организация, но и ее руководство.

К административной ответственности за нарушение НК могут быть привлечены и должностные лица компании. При этом органы ФНС не имеют полномочий согласно КоАП самостоятельно привлекать к административной ответственности, без помощи других государственных структур. ФНС имеет право только составлять акты о выявленных нарушениях на руководство компаний, а не привлекать их к ответственности.

Основания для привлечения руководства предусмотренные в КоАП как правило те же что и в НК:

  • Нарушение установленных сроков регистрации компании.
  • Нарушения в сфере ведения бухгалтерской и иной отчетности.
  • Систематические нарушения правил сдачи отчетности в органы ФНС.
  • Сокрытие доходов и искажение информации в декларации.

К лицам, которые могут быть привлечены за нарушение Налогового законодательства к административной ответственности, относятся руководители компаний и главные бухгалтера. На виновных в нарушении законодательства, согласно административному праву накладывается штраф.

Согласно УК, ответственность за нарушение налогового законодательства и таможенных правил возможна и уголовная ответственность, если обнаруженные нарушения содержат признаки преступления.

Уголовная ответственность предусматривается законом, в том числе и за налоговые преступления.

Особо можно выделить несколько из них, предусмотренных в Уголовном кодексе, в статьях 194, 198,199:

  • Неуплата таможенных сборов и платежей организацией или физическим лицом.
  • Уклонение от налоговых обязательств физическим лицом.
  • Уклонение от налоговых обязательств юридическим лицом.
  • Неисполнение налоговым агентом своих налоговых обязательств.
  • Сокрытие от исполнительного производства в пользу бюджета средств или имущества.

Уголовная ответственность, как правило, наступает при нарушении НК И ТК если сумма нарушений определена как крупная или особо крупная.
Форма и способы защиты прав налогоплательщиков предусмотрены в главах 19-20 НК и предусматривают административную и судебную защиту.

Административная форма регулируется статьями с 128 по 141 НК в виде направления жалоб вышестоящему должностному лицу или органу. Срок направления жалобы определен в 3 месяца со дня выявления факта нарушения прав. Время на рассмотрение жалобы органами ФНС определен срок в один месяц.

Защита прав налогоплательщика предусмотрена в 142 статье НК и подразумевает рассмотрение жалоб на действия представителей ФНС, и рассматриваются согласно процедуре установленной гражданским или арбитражным процессуальным законодательством и иными законами и актами.

Правовое регулирование порядка проведения налоговых проверок

Налоговые проверки — самая распространенная форма контроля, который осуществляет ФНС РФ. Их наличие зафиксировано в ст. 82 НК РФ. А в 87 статье определена вероятность их выездного характера.

Выездной налоговая проверка — это особый формат контроля, в регламенте которого инспекторы получают возможность непосредственно на месте изучить деятельность такого лица по факту и сопоставить с отчетностью, а также с предоставленными ФНС РФ данными. В первую очередь инспекцию интересует правильность начисления налогов и сборов. Но в целом она также обращает внимание на соблюдение проверяемым лицом действующего законодательства.

Налоговые проверки в зависимости от объема проверяемых документов

По объему проверяемых документов проверки делятся на:

Сплошные проверки. В этом случае проводится проверка всех документов организации, без пропусков и предположений об отсутствии нарушений. Сплошные проверки чаще всего проводятся в небольших организациях либо в организациях, где необходимо восстановить учет (при его отсутствии или уничтожении первичных документов);

Читайте так же:  Проверка кассовой дисциплины налоговыми органами

Выборочные проверки. В этом случае проверяется только часть документов. Выборочная проверка может перерасти в сплошную проверку в случае установления в проверяемой выборке нарушений, которые могут быть присущи всему массиву документации организации.

Налоги в местный бюджет

Законом предусмотрены и местные налоги, к ним относятся:

  • На имущество физических лиц. Налогом облагаются принадлежащие гражданам квартиры и дома, строения, здания и гаражи, находящиеся в собственности.
  • Земельный, уплачивается земельных участков находящихся в пределах муниципального образования.

Субъекты налоговых отношений

В качестве субъектов налоговой ответственности могут выступать:

  • Юридические лица.
  • Физические лица.
  • Индивидуальные предприниматели.
  • Должностные лица, осуществляющие налоговый контроль и прочие должностные лица.

Виды нарушений налогового законодательства

Перечень видов нарушений и ответственности за их совершения перечислены в статье 18 НК. Условия привлечения к ответственности указаны общие. Кроме того в данную статью внесено положение о презумпции невиновности, которая подразумевает, что:

  • Пока виновность налогоплательщика не будет доказана в порядке, предусмотренном законодательством, и не будет установлена решением суда, вступившим в силу, он считается невиновным.
  • Свою невиновность налогоплательщик доказывать не обязан, так как это обязанность представителей налоговых органов.
  • Любые сомнения в виновности при совершении налогового нарушения должны быть истолкованы в пользу налогоплательщика.

Статья 110 и 112 НК указывают на обстоятельства, при которых могут быть совершены нарушения и которые учитываются при применении санкций и привлечении к ответственности: отягощающие, смягчающие, наличие или отсутствие умысла и пр.
Тогда как срок давности по нарушениям составляют три года со дня их совершения, сроки взыскания определены для фискальных органов в три месяца со дня выявления нарушений и подписания акта.

Категории налоговых нарушений разделяются, зависимо от направленности на:

  • Нарушения, связанные с системой налогов.
  • Нарушения при исполнении гарантийных обязательств налогоплательщика.
  • Нарушения, совершенные при ведении учета бухгалтерского и финансового.
  • Нарушения, совершенные при осуществлении контрольных функций налоговыми органами.
  • Нарушения при сдаче отчетности и деклараций.
  • Нарушения в части уплаты налогов.
  • Нарушения прав налогоплательщиков со стороны налоговых органов.

Налоговые проверки в зависимости от способа организации

По способу организации налоговые проверки делятся на плановые проверки и внезапные проверки, и повторные проверки.

Внезапная проверка — это разновидность выездной налоговой проверки, которая проводится без предварительного уведомления налогоплательщика (в отличие от плановой проверки).

Цель внезапной проверки — установить факт совершения правонарушения, который может быть сокрыт при проведении обычных проверок.

Повторная проверка — это проверка по тем же видам налогов и по тем же налоговым периодам, по которым проводилась предыдущая проверка.

Как осуществляется налоговая проверка

Налоговая проверка осуществляется путем сопоставления данных организаций-налогоплательщиков и индивидуальных предпринимателей, указанных в налоговой отчетности (декларациях и расчетах), с реальным состоянием финансово-хозяйственной деятельности этих организаций-налогоплательщиков и индивидуальных предпринимателей.

Таким образом, в ходе проведения налоговой проверки сопоставляются фактические данные, полученные в результате налогового контроля, с данными налоговых деклараций и расчетов, которые организации-налогоплательщики и индивидуальные предприниматели представили в налоговые органы.

Налоговые проверки в зависимости от объема проверяемых вопросов

По объему проверяемых вопросов налоговые проверки делятся на комплексные, тематические и целевые.

Комплексная проверка — это проверка финансово-хозяйственной деятельности организации за определенный период времени по всем вопросам соблюдения налогового законодательства.

Тематическая проверка — это проверка отдельных вопросов финансово-хозяйственной деятельности организации (например, правильности исчисления и уплаты налога на прибыль, НДС, налога на имущество, других налогов). Такие проверки проводятся по мере необходимости, определяемой руководителем налогового органа.

Тематическая проверка проводится как элемент комплексной проверки либо как отдельная проверка по установленным фактам нарушения законодательства на основании текущего налогового наблюдения.

Целевая проверка — это проверка соблюдения налогового законодательства по определенному направлению или по финансово-хозяйственным операциям организации.

Такие проверки проводятся по вопросам взаиморасчетов с поставщиками и покупателями продукции (услуг), по экспортно-импортным операциям, по определенной сделке, по размещению временно свободных денежных средств, по правильности применения льгот и любым иным финансово-хозяйственным операциям.

Результаты целевой проверки используются при комплексной или тематической проверке и оформляются либо в актах этих проверок, либо как отдельные приложения.

Федеральные налоги РФ

Налоговый кодекс редакции 2005 года предусматривает десять видов федеральных налогов и сборов:

Помимо федеральных, законом определены и налоги, уплачиваемые региональные бюджеты. К ним относятся:

  • На имущество юридических лиц. Исчисляется исходя из остаточной стоимости движимого и недвижимого имущество находящегося в собственности предприятия. Ставка определена статьей 380 Налогового кодекса и составляет 2,2%. При этом регионы имеют право устанавливать свои налоговые ставки, если они не будут превышать установленные законом.
  • Транспортный, уплачивается по месту регистрации автомобиля. Налоговая ставка и порядок уплаты данного налога определяются местными органами власти. При этом налоговая ставка не должна превышать установленную в НК РФ.
  • На игорный бизнес. Исчисляется из количества игровых столов (автоматов) принадлежащих юридическому лицу или предпринимателю.

Разновидности налоговых проверок

Проверки, которые проводятся налоговыми органами, можно классифицировать по различным признакам и основаниям.

Правовое регулирование налогового контроля

Функции налогового контроля, возложены на должностных лиц ФНС и заключается в проведении проверок, которые как указано в Налоговом кодексе статье 87, не должны охватывать период более чем в три года. Согласно 113 статье НК, по истечению срока в три года со дня совершения нарушения, налогоплательщик не может быть привлечен к ответственности.

Налоговые проверки можно разделить на два вида:

  • Камеральную, которая согласно 88 статье Налогового кодекса должна осуществляться по месту расположения территориальной ФНС, без выезда на предприятие. Осуществляется она на основе сданных отчетов и деклараций и может занимать до трех месяцев со дня сдачи.
  • Выездную, которая регулируется статьей 89 НК. Данный вид проверки осуществляется непосредственно на предприятии налогоплательщика и охватывает период от последнего отчета до времени проведения проверки. При этом допускается проверка за период до трех лет, но не более. Частота таких мероприятий определяется законом и не должна превышать одного раза в год.

Налоговая ответственность за нарушение НК регулируется статьей 106 НК и предусматривает привлечение за правонарушение законодательства в виде бездействий или действий приведших к нарушениям. Выражается ответственность в применении к правонарушителю санкций со стороны ФНС.

Типичные нарушения, которые выявляются при проведении налоговых проверок

На практике налоговые органы выявляют такие виды нарушений:

Занижение размера выручки.

Видео (кликните для воспроизведения).

Ошибки и нарушения при оформлении первичной документации.

Источники

Правовое регулирование выездных налоговых проверок
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here