Правовое регулирование налоговых споров

Досудебный порядок урегулирования налоговых споров

Процедура досудебного урегулирования налоговых споров: обязательна ли, что собой представляет

Налоговым кодексом РФ (далее — НК) в ст. 137 предусматривается два различных варианта защиты налогоплательщиками нарушенных, по их мнению, прав действиями (либо бездействием) налоговиков, а также их актами (в том числе налагающими ответственность и соответствующие штрафные санкции).

Одним из них является обращение в судебный орган с заявлением об оспаривании незаконных действий и решений, другой же предполагает досудебное урегулирование спорных вопросов в форме направления соответствующей жалобы в орган ФНС, являющийся вышестоящим по отношению к тому, чьи решения обжалуются. Иных способов досудебной защиты прав налогоплательщиков (как рядовых граждан, так и хозяйствующих субъектов) налоговым законодательством не предусматривается.

Соблюдение досудебного порядка на основании п. 2 ст. 138 НК является обязательным.

При этом оно также имеет две формы, применяемые в зависимости от двух факторов:

  1. Вступление ненормативного акта в законную силу.
  2. Характер решений и действий, которые подлежат обжалованию.

Так, на основании п. 1 ст. 138 НК существуют особенности досудебных налоговых споров об обжаловании акта инспекции ФНС о привлечении лица к ответственности (либо об отказе в этом), которое еще не обрело юридическую силу, и всех иных решений и действий налоговиков. В первом случае должна быть подана апелляционная жалоба, иные споры предполагают направление просто жалобы.

Итоги

Обязательный порядок досудебного разрешения налоговых споров должен отвечать требованиям налогового законодательства (раздел VII НК). Основанием начала пересмотра решения или действия налогового органа является жалоба заинтересованного лица, по результатам рассмотрения которой вышестоящий налоговый орган выносит одно из предусмотренных НК решений.

Об обжаловании решения налогового органа в суде читайте в этой статье.

Основные правила разрешения налоговых споров — здесь.

Правовое регулирование досудебного урегулирования налоговых споров

Рассмотрение жалобы по существу

Соответствие направленной жалобе требованиям ст. 139.2 и 139.3 НК является основанием для ее принятия и рассмотрения спора по существу. По общему правилу разрешение дела в силу п. 2 ст. 140 НК осуществляется в отсутствие заявителя (что не мешает ему по личной инициативе присутствовать на рассмотрении) на основании тех материалов, которые были представлены налоговым органом и лицом, обжалующим его действия.

Общий срок рассмотрения дел данной категории в досудебном порядке на основании абз. 2 п. 6 ст. 140 НК составляет 15 дней со дня поступления жалобы к налоговикам (входящая дата регистрации жалобы или штемпель почтовой службы с датой доставки). Однако по решению руководителя органа он может быть продлен единожды на тот же срок. Исключение составляет жалоба на акт, которым лицо было привлечено к ответственности, в этом случае срок установлен в 1 месяц (абз. 1 п. 6 ст. 140 НК).

Заканчивается рассмотрение принятием мотивированного решения в соответствии с п. 3 ст. 140 НК:

  • об отказе в удовлетворении требований заявителя;
  • о признании акта незаконным и подлежащим отмене или изменению;
  • о признании незаконными действий (бездействия) и следующие за этим решения;
  • об изменении или отмене решения органа в определенной части.

Лишь по завершении данной процедуры возможно дальнейшее судебное обжалование.

Досудебный порядок урегулирования спора: этапы

Процесс разрешения спора рассматриваемой категории на основании ст. 139, 139.1, 139.3 и 140 НК складывается из следующих этапов:

  • формирование и направление жалобы, которое хотя и осуществляется в вышестоящий орган (чаще всего в региональное управление ФНС), но делается это через орган, являющийся стороной спора;
  • вынесение решения о принятии жалобы к рассмотрению или отказе в предметном ее рассмотрении в силу законных обстоятельств;
  • уведомление заинтересованных сторон (и в первую очередь — заявителя) о времени рассмотрения спора по существу, дате и месте заседания;
  • предъявление заявителем дополнительных доказательств, аргументов и объяснений;
  • запрос дополнительных материалов, касающихся дела, в нижестоящем органе;
  • непосредственное рассмотрение;
  • вынесение мотивированного решения по досудебному налоговому спору;
  • вручение письменного решения заявителю.

Важное (а иногда и решающее) значение в процессе досудебного решения спора играют сроки, установленные законом. Так, например, жалоба может быть подана лишь до истечения года со дня нарушения прав, а апелляция подается до вступления решения в силу. Перенаправление жалобы в компетентный орган осуществляется в 3-дневный срок, в этот же срок заявителю должно быть вручено или направлено итоговое решение по жалобе.

Финансово-правовая характеристика налоговых споров. Конструкция, процедура и механизм регулирования досудебного решения налогового спора. Особенности и методы совершенствования налогового законодательства и правоприменительной практики в этой сфере.

Рубрика Государство и право
Предмет Право
Вид дипломная работа
Язык русский
Прислал(а) Кубова Я.А.
Дата добавления 16.12.2013
Размер файла 60,0 K

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Подобные документы

Изучение сущности и понятия налогового спора как экономической категории. Порядок реализации налоговых споров. Анализ урегулирования налоговых споров в досудебном порядке на примере Ростовской области. Споры по вопросам права и факта, процедурные споры.

курсовая работа [320,8 K], добавлен 16.03.2016

Понятие и виды налоговых споров, зарубежный опыт разрешения конфликтных ситуаций. Анализ результатов практики урегулирования и пути совершенствования досудебного улаживания налоговых споров в России. Применение правовых методов избегания разногласий.

курсовая работа [354,8 K], добавлен 07.07.2015

Понятие, признаки и виды, предметы и причины налогового спора. Административное обжалование и его функции. Анализ разрешения налоговых споров в досудебном и судебном порядке в России и за рубежом. Повышение эффективности их досудебного урегулирования.

курсовая работа [186,7 K], добавлен 12.03.2017

Особенности налогового аудита органов ФНС в России. Анализ процедуры досудебного урегулирования налоговых споров на примере Управления Федеральной налоговой службы по ХМАО-Югре. Нормативно-правовое регулирование налогового аудита органов ФНС в России.

Читайте так же:  Сдавать квартиру организации налог

дипломная работа [275,7 K], добавлен 29.07.2012

Налоговые споры как составляющий элемент экономических споров в РФ. Административный и судебный порядок разрешения налогового спора. Актуальные проблемы налоговых споров и предложения по их разрешению в практике ИФНС по Калининскому району г. Челябинска.

дипломная работа [268,2 K], добавлен 05.02.2013

Особенности законодательного регулирования, досудебного, судебного решения индивидуальных трудовых споров, а также применения действующего законодательства о работе. Виды порядка рассмотрения индивидуальных трудовых споров за признаком подведомственности.

реферат [25,0 K], добавлен 17.04.2010

Соблюдение досудебного (претензионного) порядка урегулирования споров. Анализ судебной статистики хозяйственных судов. Право предъявления претензий и исков. Правовые акты, регламентирующие правоотношения в сферах транспорта, электронной и почтовой связи.

реферат [16,2 K], добавлен 26.11.2009

Административный порядок защиты прав налогоплательщиков. Проблемы регулирования административного порядка защиты и правовые позиции по ним высших судов. Соблюдение досудебного порядка. Обжалование незаконного бездействия должностных лиц налоговых органов.

реферат [31,3 K], добавлен 30.09.2016

Понятие и основные формы альтернативного разрешения споров. Медиация — один из способов досудебного разрешения правовых споров. Роль нотариата в альтернативном разрешении споров, третейский суд — один из методов альтернативного урегулирования конфликтов.

контрольная работа [26,4 K], добавлен 22.11.2010

Сущность хозяйственных споров. Защита прав хозяйствующих субъектов. Рассмотрение хозяйственных споров арбитражными судами РФ. Претензионный порядок урегулирования хозяйственных споров. Особенности рассмотрения хозяйственных споров третейскими судами.

презентация [122,2 K], добавлен 04.09.2016

Правовое регулирование налоговых споров

Кто ищет, тот всегда найдет! Возникает стойкое ощущение, что именно это выражение налоговые органы выбрали для себя в качестве рабочего девиза. Таковы уж особенности российского законодательства: его сложность, противоречивость и запутанность позволяют сотрудникам налоговой инспекции трактовать законы в свою пользу так, как им этого хочется. Отсюда вытекают налоговые споры.

Правовое регулирование налоговых споров считается одной из самых востребованных юридических услуг. Качества того же самого закона, который якобы Вы нарушили, позволяют кардинально изменить ситуацию и обратить закон в свою пользу. Но, оговоримся, сделать это может только грамотный юрист, сведущий в области налогообложения.

Налоговый кодекс РФ предоставляет каждому налогоплательщику право обжаловать акт налогового органа, а также действия и бездействие должностных лиц. Напомним, что урегулировать налоговый спор можно не только в судебном, но и в досудебном порядке.

Ни для кого не секрет что урегулировать спор лучше в досудебном порядке. Юристы отмечают, что это самое правильное и верное решение. В суд Вы всегда успеете, но только досудебный порядок урегулирования спора поможет избежать той волокиты, которая неизменна при рассмотрении дела в арбитражном суде.

Тем не менее, существуют ситуации, когда разрешить спор в досудебном порядке не получается. И тогда не остается ничего другого, как попробовать отстоять свои права в суде.

  • Вам необходимо получить обеспечительные меры (другими словами, налогоплательщику грозит списание со счета крупной суммы денег);
  • налоговый орган приостановил все операции, связанные со счетом налогоплательщика;
  • или сотрудники налоговой и вовсе отказываются сотрудничать с Вами и решить дело мирным путем.

В общем, примеров, по которым граждане вынуждены обращаться в суд для урегулирования налоговых споров огромное количество.

Процедура правового урегулирования налоговых споров сложна и требует не только определенных юридических знаний, но также обширного опыта работы.

Отметим, что необходимость в урегулировании налоговых споров может возникнуть не только по факту окончания налоговой проверки, но даже на начальных ее этапах. Поэтому поддержкой квалифицированного специалиста по налогообложению следует заручиться заранее. Согласитесь, что грамотный специалист не позволит делу выйти из под контроля и перерасти в длительное судебное разбирательство.

Необходимость в правовом урегулировании налоговых споров может возникнуть по самым разным причинам и на любых основаниях. Но, если спор, все же возник, лучше всего вести дела при участии опытного специалиста.

Юридическая фирма «Цензор» предлагает Вам свои услуги по правовому урегулированию налоговых споров. Богатая судебная практика наших специалистов поможет Вам не только отстоять свои права в суде, но погасить конфликт еще только на стадии его зарождения.

Налоговый спор

Рубрика: Экономика и управление

Дата публикации: 24.04.2017 2017-04-24

Статья просмотрена: 815 раз

Библиографическое описание:

Алексеева Е. А., Багардынова Е. А., Ноева Е. Е. Налоговый спор // Молодой ученый. — 2017. — №17. — С. 325-327. — URL https://moluch.ru/archive/151/42680/ (дата обращения: 20.02.2020).

В данной статье рассмотрены понятие, признаки, классификация и причины налоговых споров.

Ключевые слова: налоги, налоговый спор, налоги и налогообложение, уплата налогов, налоговые сборы

Уплата налогов является не только неотъемлемой частью существования самого государства, но и одной из самых сложных в реализации обязанностей перед государством всех тех лиц, которые признаются налогоплательщиками или плательщиками сборов. Следовательно, в таком широкомасштабном взаимодействии может возникать конфликтный характер между налоговыми органами и налогоплательщиками.

Налоговый спор возникает после оценки деяний (действий или бездействия) налогоплательщика со стороны налоговых органов. Как правило, до предъявления требований в суде этот неразрешенный конфликт является предметом рассмотрения со стороны государственных органов и представляет собой материальное налоговое правоотношение. В этом случае налоговый спор преодолевается в порядке, предусмотренном законодательством о налогах и сборах (разд. 7 НК РФ).

Налоговые споры являются разновидностью экономических споров, вытекающих из налоговых правоотношений, и могут быть классифицированы по различным основаниям. В частности, налоговые споры различаются по инициирующей их стороне, по предмету, по содержанию требований, по порядку рассмотрения, по подведомственности и по подсудности.

В широком смысле под налоговым спором понимают ситуацию, когда налогоплательщик не согласен с мнением налогового органа по тому или иному вопросу. Чаще всего налоговые споры возникают как результат камеральной или выездной налоговой проверки.

Наиболее существенными признаками налоговых споров определяющие их правовую природу являются: объект (предмет) спора; субъектный состав; юридическое неравенство субъектов налогового спора; протекание в установленной законом форме и разрешение компетентным государственным органом [4].

Объектом налогового спора выступают интересы лиц, выраженные в их субъективном праве. Это может быть, как частный интерес (у налогоплательщика, налогового агента), так и публичный интерес по сбору налогов (у налоговых и иных государственных органов). Как правило, налоговые споры возникают в связи со сложившимся у одной из сторон конкретного налогового правоотношения представлением о том, что ее права и законные интересы нарушаются либо ущемляются другой стороной. Потребность в защите прав и законных интересов возникает в связи с нарушением этих прав или злоупотреблением ими, неисполнением юридических обязанностей и т. д. [3].

Читайте так же:  Арендодатель квартиры не платит налоги

Приведем основные причины возникновения налоговых споров. Они следующие: отказ налоговых органов в возмещении НДС (зачастую ничем необоснованный); привлечение юридических и физических лиц к ответственности по итогам налоговых проверок (налоговые споры возникают по причине отказа подписывать акт проверки); основания для ареста расчетных счетов юридических и физических лиц; наложение штрафных санкций; игнорирование налоговыми инстанциями запросов налогоплательщиков.

В качестве субъекта, противостоящего государству в налоговом правоотношении и соответственно налоговом споре, может выступать не только налогоплательщик, но и другое лицо, на которые возложены определенные обязанности, связанные с исчислением и уплатой налогов («источники доходов», банки и иные кредитные организации). Установление роли лица в конкретном налоговом отношении необходимо для правильного применения финансовых санкций.

Налоговые органы инициируют споры в тех случаях, когда возможность применения мер принуждения в отношении налогоплательщика, налогового агента или иного лица поставлена в зависимость от решения суда. Например, налоговыми органами предъявляются иски о взыскании налоговых санкций с лиц, допустивших нарушения законодательства о налогах и сборах (пп. 16 п. 1 ст. 31 НКРФ).

По инициативе налогоплательщиков и налоговых агентов споры возникают при их несогласии с налоговыми притязаниями государства или налоговых органов. Примером может служить предъявление налогоплательщиками исков в суд о возмещении убытков, причиненных незаконными решениями налоговых органов или незаконными действиями (бездействием) их должностных лиц (пп. 14 п. 1 ст. 21 НК РФ).

Иные лица выступают инициаторами налоговых споров реже, как правило, в тех случаях, когда они возражают против каких-либо решений или действий налоговых органов. Например, банк может не согласиться с решением налогового органа о взыскании с него штрафа за нарушение порядка открытия счета налогоплательщику по ст. 132 НК РФ [1].

Юридическое неравенство субъектов налогового спора представляет собой финансовые отношения, где одни субъекты имеют юридически властные полномочия по отношению к другим.

Видео (кликните для воспроизведения).

Налоговый спор протекает в установленной законом форме и разрешение компетентным государственным органом. Как и административно-правовой спор, налоговый спор имеет место в рамках правоотношения, характеризующегося как властеотношение и возникающего в связи с управленческой деятельностью уполномоченного органа по осуществлению исполнительно-распорядительных функций. В связи с этим приведенные подходы к раскрытию понятия «административно- правовой спор» в равной мере, за теми или иными исключениями, применимы и при изучении понятия «налоговый спор».

По порядку рассмотрения налоговые споры подразделяются на те, которые рассматриваются в административном (внесудебном) порядке и в судебном порядке. В административном (внесудебном) порядке рассматриваются налоговые споры, возникшие в результате подачи налогоплательщиком (налоговым агентом) жалобы на незаконные решения или действия (бездействие) налоговых органов и их должностных лиц в вышестоящий налоговый орган (вышестоящему должностному лицу). В судебном порядке рассматриваются налоговые споры, которые возникают по искам (жалобам), подаваемым налоговыми органами или налогоплательщиками (налоговыми агентами) или иными лицами в суды.

Из числа налоговых споров, рассматриваемых в судебном порядке, по подведомственности выделяются те, которые рассматриваются судами общей юрисдикции, арбитражными судами и Конституционным Судом РФ. По подсудности выделяются налоговые споры подсудные районным, городским судам, судам субъектов РФ, Верховному Суду РФ, арбитражным судам субъектов РФ, Конституционному Суду РФ.

Действующее законодательство позволяет участникам налоговых правоотношений применять административный и судебный способы защиты нарушенных прав. При этом допускается одновременное их использование. В соответствии со ст. 137 НК РФ каждый налогоплательщик или налоговый агент имеет право обжаловать: акты налоговых органов ненормативного характера; действия или бездействие их должностных лиц, если, по мнению налогоплательщика или налогового агента, такие акты, действия или бездействие нарушают их права. Кроме того, могут быть обжалованы также и нормативные правовые акты налоговых органов.

По факту разрешения спора в суде бывают досудебные и судебные споры. В досудебных спорах налогоплательщик обязан перед подачей в суд обратиться в досудебный орган урегулирования споров. Судебные споры являются наиболее затратным и сложным вариантом урегулирования разногласий налогоплательщика с налоговым органом.

Большинство налоговых споров носят комплексный характер. В одном деле могут быть связаны между собой, например, фактический и правовой виды налогового спора. Это создает сложности в процессуальной деятельности представителей спорящих сторон. К тому же налоговое законодательство постоянно обновляется и усовершенствуется. Нередко налогоплательщик просто физически не успевает тщательно самостоятельно следить за этими обновлениями и становится добросовестным нарушителем закона.

Однако постоянные изменения и дополнения, вносимые в Налоговый Кодекс РФ, заставляют столь же стремительно изменять современный бизнес, а точнее — заставляют изменять юридическую основу деятельности коммерческого сектора. Для того чтобы не запутаться в часто изменяемых статьях Налогового Кодекса РФ, стоит обратить внимание на юридические услуги, которые предоставляют кабинеты адвокатов. Профессиональные юристы непрерывно анализируют нормы и принципы налогового законодательства, что позволяет им постоянно находиться в актуальном потоке юридической информации.

  1. Землин А. И. Налоговое право: Учебник. — М.: Инфра-М, 2005. – 304 с.
  2. Крохина Ю. А. Налоговое право: Учебник. М., 2015. – 256 с.
  3. Миронова С. М. Механизм разрешения налоговых споров в российской федерации (Финансово-правовой аспект). Диссертация. Волгоград. 2006.
  4. Сидорова А. В. Налоговые споры: понятие и признаки // Юридическая наука и практика: Вестник Нижегородской академии МВД России (Электронный журнал). 2015. № 4 (32).
  5. Тютин Д. В. Налоговое право: курс лекций // СПС КонсультантПлюс. 2015. – 749 с.
  6. Янкевич С. В. Налоговые споры в Российской Федерации: понятие и источники правового регулирования // Публично-правовые исследования (Электронный журнал). 2015. № 1.

К вопросу о классификации налоговых споров: анализ подходов в отечественной правовой науке

Дата публикации: 13.11.2017 2017-11-13

Читайте так же:  Справка ндфл для возврата подоходного налога

Статья просмотрена: 414 раз

Библиографическое описание:

Литвинкова М. Е. К вопросу о классификации налоговых споров: анализ подходов в отечественной правовой науке // Молодой ученый. — 2017. — №45. — С. 121-124. — URL https://moluch.ru/archive/179/46410/ (дата обращения: 20.02.2020).

В статье рассмотрены и систематизированы основные подходы авторов к понятию и сущности налогового спора, а также предлагаются к рассмотрению подходы авторов к классификации налоговых споров с выделением их достоинств и недостатков. Дается обоснование необходимости четкой и научно-структурированной классификации налоговых споров.

Ключевые слова: налоговый спор, налоговое правоотношение, налогоплательщик, налоговый агент, налоговый орган, субъект налогового спора, объект налогового спора, предмет налогового спора

Существующие системы налогообложения неизбежно порождают конфликты между налоговыми администрациями и налогоплательщиками. Основные причины: непонимание порядка применения норм, спорное толкование законов, установление фактов недобросовестности налогоплательщиков. Практика налоговых реформ, начатая в конце 1990-х — начале 2000-х годов, породила массу налоговых конфликтов, причинами которых можно назвать и экономические, и политические, и правовые, и технические факторы.

Несмотря на неоднородность факторов возникновения противоречий между налоговыми органами и налогоплательщиками, такие налоговые правоотношения можно назвать одним словосочетанием — «налоговый спор». В настоящее время авторы расходятся во мнении о сущности и правовой природе налоговых споров. Определение данному правовому феномену дается в работах Д. Б. Орахелашвили, Ю. В. Воробьевой, В. С. Семушкина, С. М. Мироновой, Т. В. Колесниченко, Л. Д. Кузнецова, Д. А. Шинкарюка, Г. Я. Чухниой, С. В. Овсянникова, Н. Л. Бартунаевой и многих других авторов. Приведем некоторые из них.

Д. А. Шинкарюк определяет налоговый спор через категорию разногласия, которое возникает в связи с рассмотрением законности решения, действия (бездействия) или ненормативного правового акта налогового органа [1, c. 27]. Следует отметить, что автор субъектами спора в данном случае выступает, с одной стороны, налогоплательщик, а с другой стороны, — уполномоченный государственный орган, как правило, налоговая инспекция.

Н. Л. Бартунаева определяет налоговый спор через категорию конфликта: она пишет, что налоговый спор возникает, если изначально он не был решен в административном порядке. Предметами спора, по мнению автора, могут являться объем налоговых прав и обязанностей, применение норм налогового права, установление фактических обстоятельств [2, с. 13].Следует отметить, что данное определение было сформулировано до принятия поправок в Налоговый Кодекс РФ (далее по тексту — НК РФ) [3], закрепивших обязательный порядок решения налоговых споров в досудебном порядке (см. главы 19 и 20 НК РФ). Именно поэтому одним из признаков налогового спора автор видит порядок решения спора, предусмотренный процессуальным законом [4, 5, 6].

С. М. Миронова определяет налоговый спор через категорию правоотношений и противоречия интересов государства и налогоплательщика, а также иных участников налоговых правоотношений [7, c. 9].

Следует отметить, что определений очень много, так как тема налогового спора не теряет своей актуальности: с изменением законодательства, введением норм об обязательном досудебном порядке решения ряда налоговых споров интерес авторов к этой теме даже вырос.

В таблице 1 представлено сравнение подходов авторов к определению налогового спора.

Подходы отечественных правоведов кхарактеристике понятия «налоговый спор»

Сущность налогового спора

Авторы

Налоговый спор — это правоотношение, возникающее по поводу реализации прав и обязанностей, уплаты налогов и сборов, между сторонами правоотношения, и требующее правового разрешения.

Д. Б. Орахелашвили

Т. В. Колесниченко

Налоговый спор — это разногласие, противоречие, возникшее между сторонами налоговых правоотношений по поводу законности или незаконности правового акта, действия или бездействия одной из сторон.

Налоговый спор — это неразрешенный административный конфликт налогового органа с налогоплательщиком, требующий юридического решения.

По нашему мнению, следует согласиться с мнением Д. А. Шинкарюка, Г. Я. Чухниной и Л. Д. Кузнецова о том, что налоговый спор — это разногласие. Если обратиться к толковому словарю, то слово «спор» там определяется как «столкновение мнений или позиций, в ходе которого стороны приводят аргументы в поддержку своих убеждений и критикуют несовместимые с последними представления другой стороны» [8], «взаимное пререкание, словесное (устное или письменное) состязание, в котором каждая из сторон отстаивает свое мнение, доказывает свою правоту» [9]. Таким образом, спор подразумевает некое разногласие по поводу правоты действий, бездействий или решений одной из сторон, а средства при этом — это доказательная база, аргументация, которую приводят стороны во время его разрешения.

Подводя итог исследованию понятия и правовой природы налогового спора, следует сделать вывод, что это разногласие возникает тогда, когда действия одной из сторон налогового правоотношения совершается действие (бездействие), которое противоречит установленным законодательством нормам. Учитывая то, что субъекты и объекты спора могут быть различными, равно как и способ протекания такого спора, налоговые споры имеют обширную классификацию.

Необходимость классификации налоговых споров обусловлена несколькими причинами. Во-первых, определение различных видов споров позволит сопоставить конкретный спор с другими правовыми спорами. Во-вторых, это позволит систематизировать и обобщить налоговые споры. В-третьих, это даст возможность провести сравнительный анализ различных правовых споров.

Классификация налоговых споров может быть проведена в соответствии с различными критериями. При этом набор данных критериев или оснований классификации у правоведов различны. Также встречаются авторы, которые не выделяют нескольких оснований для разделения споров на группы. К числу таких авторов можно отнести И. В. Цветкова и Г. В. Петровой. И. В. Цветков выделяет три основные категории налоговых споров [10, c. 2]: споры по вопросам права, споры по вопросам факта и процедурные споры. Г. В. Петрова налоговые споры на восемь групп [11, c. 40]: споры о характере и уровне взаимодействия субъектов налоговых отношений, споры об обеспечении единого подхода ко всем налогоплательщикам, споры по поводу налоговой декларации, споры о порядке осуществления налоговых проверок, споры о сроках давности взыскания налоговых санкций, споры по авансовым платежам, споры по поводу налоговой базы налогоплательщика, споры по поводу противоречий в налоговом законодательстве и законодательстве о пенсионном страховании.

Читайте так же:  Налоговый вычет на обучение бланк заявления

Следует отметить, что формирование научно-обоснованной классификации требует наличия единого критерия классификации. По нашему мнению, в представленных выше классификациях отсутствует единый обоснованный критерий, позволяющий составить грамотную с юридической точки зрения классификацию и систематизацию правовых явлений. Авторы представили лишь перечень возможных объектов налогового спора, но не основание для выделения структурных видов.

Более обоснованный подход к классификации налоговых споров демонстрируют С. М. Миронова и Н. Л. Бартунаева. Данные авторы выделяют несколько критериев для выделения отдельных групп налоговых споров. Такими критериями по Н. Л. Бартунаевой являются применение специальных познаний в области бухгалтерского учета (споры по поводу основных налоговых обязанностей и факультативных), способ взимания налога (споры по прямым и косвенным налогам), фактическое содержание налогового спора (споры по поводу толкования отдельных норм налогового права и по фактическому составу), вид обжалуемых актов (споры по ненормативным правовым актам и нормативным правовым актам) [2, c. 16–18].

С. М. Миронова предлагает в качестве критериев субъектный состав (споры между налоговыми органами и налогоплательщиками, плательщиками сборов, налоговыми агентами, а также иными лицами); процессуальное положение (споры по искам налогоплательщиков и искам налоговых органов); вид общественных отношений (споры во время исполнения обязанности по уплате налогов, споры после выплаты по поводу излишне уплаченных или взысканных сумм); порядок разрешения налоговых споров (решаемые в досудебном порядке и в судебном порядке) [7, c. 34–36].

По нашему мнению, данная классификация наиболее отвечает современным реалиям, так как она позволяет в отдельную группу выделить споры, решаемые в досудебном порядке. Приоритетная в настоящее время в России задача снижения числа налоговых споров и упрочения деловой репутации налогоплательщиков и налоговых органов ведет к необходимости «сближать позиции сторон путем переговоров» [12, с. 18]. Это положение является основой процесса развития процедур досудебного урегулирования налоговых споров.

Совершенствование законодательства в сфере развития досудебного порядка решения налоговых споров только подтверждает наличие определенных факторов, «которые затрудняют эффективное судебное удовлетворение налоговых споров» [13, c. 113]. Досудебный порядок решения налоговых споров, безусловно, в настоящее время является наиболее актуальным вопросом, требующим внимания и осмысления отечественными правоведами.

Досудебное рассмотрение налоговых споров: нормативно-правовое регулирование на уровне ведомственных актов

«Налоги и налогообложение», 2005, N 5

Обжалование в вышестоящий налоговый орган на настоящий момент является не очень популярным методом оспаривания решений налоговых органов, действий и бездействия их должностных лиц. Такая ситуация обусловлена тем, что рассмотрение жалоб и принятие решений по ним происходит на основании данных, предоставляемых нижестоящими налоговыми органами и их должностными лицами, то есть теми, кто допустил противоправное действие или бездействие в отношении налогоплательщика — подателя жалобы.

Подача и рассмотрение жалоб осуществляются на основании разд. VII НК РФ, однако там закреплены только общие принципы, а конкретные процедуры досудебного разбирательства в Налоговом кодексе не прописаны. В настоящее время рассмотрение жалоб налогоплательщика осуществляется на основании Письма МНС России от 5 апреля 2001 г. «О порядке рассмотрения жалоб налогоплательщиков» , а также Регламента рассмотрения споров в досудебном порядке .

О порядке рассмотрения жалоб налогоплательщиков: Письмо МНС России от 05.04.2001 N ВП-6-18/[email protected] // Налоги. 2001. Апр. N 16.
Регламент рассмотрения споров в досудебном порядке — Утв. Приказом МНС России от 17.08.2001 N БГ-3-14/290 // Финансовая Россия. 2001. 12 сен. N 33.

В соответствии с этими ведомственными актами жалобы налогоплательщиков рассматриваются юридическими (правовыми) подразделениями вышестоящих налоговых органов.

Основным источником дополнительных данных при досудебном порядке обжалования (а по сути — источником правовой позиции) являются запрашиваемые из нижестоящих органов заключения по жалобам. При этом юридические отделы вышестоящих налоговых органов указывают, какие именно документы необходимо приложить к жалобе и заключению. С момента поступления жалобы Регламент отводит пятидневный срок для представления в вышестоящий орган заключения по ней.

В соответствии с разд. 8 Регламента для рассмотрения жалобы необходимо создание специальной комиссии в составе: руководителя юридического подразделения (руководителя соответствующего департамента управления либо федеральной службы) и сотрудников правового подразделения, в непосредственной компетенции которых находилась подготовительная работа по жалобе, то есть сотрудников, работавших с нижестоящим налоговым органом.

Помимо указанных лиц в состав комиссии могут привлекаться сотрудники соответствующих отделов и департаментов вышестоящего налогового органа, обладающие специальными знаниями. Кроме этого, при достаточных основаниях полагать, что в основе жалобы лежит совершение противоправного действия или бездействия, к рассмотрению жалобы могут быть привлечены сотрудники методологических подразделений. При тех же условиях предусматривается привлечение в состав комиссии и сотрудников нижестоящих налоговых органов.

Сотрудники налогового органа, совершившие действие или бездействие, могут быть привлечены к рассмотрению жалобы как на вышеозначенных основаниях, так и в качестве специалистов, принимавших непосредственное участие в подготовке рассмотрения жалобы, но только в том случае, если они действительно участвовали в подготовке заключения по жалобе.

Налогоплательщик — податель жалобы может быть приглашен на заседание комиссии только в случае, если имеются достаточные основания полагать, что обжалуемый акт, действие или бездействие не соответствуют законодательству Российской Федерации.

Ни Регламент, ни иные ведомственные акты не устанавливают конкретных обстоятельств, позволяющих предположить такое несоответствие, они оцениваются и устанавливаются непосредственно решением участников комиссии.

Отметим, что введение в Регламент рассматриваемого нормативного предписания является в определенной степени дискриминационным в отношении налогоплательщика, так как приглашение его представителей для участия в заседании возможно только в случае признания факта, что действие или ненормативный акт противоречат законодательству.

В то же время налогоплательщик, участвующий в рассмотрении жалобы, может давать замечания по ходу заседания и представлять свидетельства, которые могут оказать существенное влияние на мнение руководителя вышестоящего налогового органа (напомним, именно он председательствует на заседании комиссии). Присутствие налогоплательщика может повлиять и на эмоциональный фон заседания.

Достаточно проблемной является и процедура переноса по письменному заявлению налогоплательщика в случае невозможности присутствовать на заседании комиссии сроков рассмотрения жалобы. Отсутствие налогоплательщика, как видно из вышеизложенного, является одним из косвенных подтверждений того, что обжалуемое действие или акт налогового органа соответствуют действующему законодательству. Соответственно, при принятии решения о переносе сроков не все члены комиссии могут быть заинтересованы в положительном решении.

Читайте так же:  Специалист валютного контроля обязанности

Обязательным процессуальным моментом рассмотрения жалобы налогоплательщика является ведение протокола заседания комиссии, который должен содержать следующие обязательные реквизиты:

  • год, месяц, число и место заседания комиссии по рассмотрению жалоб налогоплательщиков;
  • наименование налогового органа (должностного лица), рассматривающего жалобу налогоплательщика;
  • основания жалобы налогоплательщика, ее реквизиты;
  • сведения о явке лиц, участвующих в заседании комиссии;
  • мнение каждого члена комиссии, а в случае, если в заседание приглашены должностные лица организации-налогоплательщика, индивидуальный предприниматель и привлеченные специалисты, — мнение данных лиц.

В соответствии с п. 8.6 Регламента протокол должен быть подписан всеми лицами, участвующими в заседании, не позднее следующего после заседания дня.

По результатам заседания может быть вынесено решение об оставлении акта налогового органа в силе либо решение о его отмене. Кроме того, вышестоящим налоговым органом может быть назначена дополнительная проверка. Такие проверки осуществляются на основании Письма МНС России «О порядке рассмотрения жалоб налогоплательщиков». В соответствии с положениями данного Письма дополнительная проверка проводится в порядке, предусмотренном гл. 20 НК РФ, а не в рамках нормативных предписаний гл. 14 «Налоговый контроль» НК РФ.

Проверка проводится на основании решения о проведении проверки, в котором указываются следующие обстоятельства:

  • круг вопросов, подлежащих обязательному рассмотрению при проведении указанной проверки;
  • налоговый орган, осуществляющий проведение указанной проверки.

При обжаловании действий или бездействия должностных лиц налоговых органов вышестоящее должностное лицо, в соответствии с Налоговым кодексом, вправе вынести решение по существу, то есть признать действия или бездействие правомерным либо неправомерным и обязать должностное лицо, чьи действия обжалуются, предпринять те или иные меры для восстановления прав налогоплательщика.

Предельный срок вынесения решения по жалобе определен в п. 3 ст. 140 НК РФ: «в течение одного месяца», но вот в чем вопрос: с какого момента начинается данный срок: с момента получения жалобы либо с момента принятия ее к рассмотрению? Из совокупного анализа п. п. 1 и 3 упомянутой статьи очевидно, что все-таки имеется в виду принятие жалобы к рассмотрению. Пункт 1 устанавливает срок следующим образом: «не позднее одного месяца» — значит, подразумевается, что жалоба в этот срок может оставаться без рассмотрения.

В Налоговом кодексе отсутствуют основания, по которым вышестоящий налоговый орган вправе оставить жалобу без рассмотрения. Однако на основании требований, которые предъявляются законодательством к жалобе в тексте соответствующих статей НК РФ такие основания все же можно выделить. Такими основаниями являются:

  • пропуск срока подачи жалобы;
  • отсутствие указаний на предмет обжалования и обоснования заявляемых требований;
  • подача жалобы лицом, не имеющим полномочий выступать от имени налогоплательщика;
  • наличие документально подтвержденной информации о принятии жалобы к рассмотрению вышестоящим налоговым органом (должностным лицом);
  • получения налоговым органом информации о вступлении в законную силу решения суда по вопросам, изложенным в жалобе.

Очевидно, что данные основания являются общими для обжалования постановлений как о привлечении к административной, так и к налоговой ответственности.

В десятидневный срок налогоплательщик должен быть уведомлен о невозможности рассмотрения его жалобы. При этом ему предоставляется право повторной подачи жалобы по тем же основаниям в тот же налоговый орган с условием внесения исправлений и соблюдения сроков.

После принятия решения налоговый орган обязан в трехдневный срок уведомить налогоплательщика о принятом решении. При рассмотрении жалобы на постановление о привлечении к административной ответственности срок, в течение которого она должна быть рассмотрена, сокращается до десяти дней.

Вопрос о применимости при рассмотрении жалоб Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях является достаточно спорным. В принципе, он может применяться только в отношении жалоб на действия должностных лиц налоговых органов при привлечении к административной ответственности. При этом коллегиальное рассмотрение жалоб не предусматривается. В соответствии с п. 1 ст. 30.6 КоАП РФ обжалование осуществляется должностным лицом налогового органа единолично.

По КоАП РФ рассмотрение жалобы должно осуществляться в течение одного месяца с момента подачи жалобы. При этом вышестоящий налоговый орган или вышестоящее должностное лицо по результатам обжалования акта нижестоящего налогового органа вправе принять одно из следующих решений:

  • оставить жалобу без удовлетворения;
  • отменить акт налогового органа и назначить дополнительную проверку;
  • отменить решение и прекратить производство по делу о налоговом правонарушении;
  • изменить решение или вынести новое решение.

По результатам жалобы, направляемой в вышестоящий налоговый орган, при обжаловании решения о привлечении к административной ответственности может быть вынесено одно из следующих решений:

  • об оставлении постановления без изменения, а жалобы без удовлетворения;
  • об изменении постановления, если при этом не усиливается административное наказание или иным образом не ухудшается положение лица, в отношении которого вынесено постановление;
  • об отмене постановления и о прекращении производства по делу при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных ст. ст. 2.9, 24.5 Кодекса, а также при недоказанности обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление;
  • об отмене постановления и о возвращении дела на новое рассмотрение судье, в орган, должностному лицу, правомочным рассмотреть дело, в случаях существенного нарушения процессуальных требований, предусмотренных КоАП РФ, если это не позволило всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело;
  • об отмене постановления и о направлении дела на рассмотрение по подведомственности, если при рассмотрении жалобы установлено, что постановление было вынесено неправомочными судьей, органом, должностным лицом.
Видео (кликните для воспроизведения).

И еще, хотя ст. 2.9. КоАП РФ предусматривает освобождение от административной ответственности в том случае, если деяние, совершенное налогоплательщиком, малозначительно, к сожалению, в большинстве случаев рассчитывать на подобное решение не только вышестоящих налоговых органов, но и суда не приходится.

Источники

Правовое регулирование налоговых споров
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here