Права органов и агентов валютного контроля

Статья 23. Права и обязанности органов и агентов валютного контроля и их должностных лиц

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 18 июля 2005 г. N 90-ФЗ в статью 23 настоящего Федерального закона внесены изменения

Статья 23. Права и обязанности органов и агентов валютного контроля и их должностных лиц

1. Органы и агенты валютного контроля и их должностные лица в пределах своей компетенции и в соответствии с законодательством Российской Федерации имеют право:

1) проводить проверки соблюдения резидентами и нерезидентами актов валютного законодательства Российской Федерации и актов органов валютного регулирования;

2) проводить проверки полноты и достоверности учета и отчетности по валютным операциям резидентов и нерезидентов;

ГАРАНТ:

Об организации инспекционной деятельности Центрального банка Российской Федерации (Банка России) см. Инструкцию Банка России от 25 февраля 2014 г. N 149-И

3) запрашивать и получать документы и информацию, которые связаны с проведением валютных операций, открытием и ведением счетов. Обязательный срок для представления документов по запросам органов и агентов валютного контроля не может составлять менее семи рабочих дней со дня подачи запроса.

2. Органы валютного контроля и их должностные лица в пределах своей компетенции имеют право:

1) выдавать предписания об устранении выявленных нарушений актов валютного законодательства Российской Федерации и актов органов валютного регулирования;

2) применять установленные законодательством Российской Федерации меры ответственности за нарушение актов валютного законодательства Российской Федерации и актов органов валютного регулирования.

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 3 июля 2016 г. N 285-ФЗ часть 3 статьи 23 настоящего Федерального закона изложена в новой редакции

3. Порядок представления резидентами и нерезидентами подтверждающих документов и информации при осуществлении валютных операций устанавливается:

1) для представления федеральным органам исполнительной власти, уполномоченным Правительством Российской Федерации, — Правительством Российской Федерации;

ГАРАНТ:

См. Правила представления резидентами и нерезидентами подтверждающих документов и информации при осуществлении валютных операций агентам валютного контроля, за исключением уполномоченных банков, утвержденные постановлением Правительства РФ от 17 февраля 2007 г. N 98

2) для представления агентам валютного контроля — Центральным банком Российской Федерации.

ГАРАНТ:

См. Инструкцию Банка России от 16 августа 2017 г. N 181-И «О порядке представления резидентами и нерезидентами уполномоченным банкам подтверждающих документов и информации при осуществлении валютных операций, о единых формах учета и отчетности по валютным операциям, порядке и сроках их представления»

О представлении физическими лицами — резидентами уполномоченным банкам документов, связанных с проведением отдельных валютных операций, см. Указание Банка России от 20 июля 2007 г. N 1868-У

ГАРАНТ:

См. схему «Представление документов и информации при совершении валютных операций»

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 15 ноября 2010 г. N 294-ФЗ в часть 4 статьи 23 настоящего Федерального закона внесены изменения, вступающие в силу по истечении 90 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

4. В целях осуществления валютного контроля агенты валютного контроля в пределах своей компетенции имеют право запрашивать и получать от резидентов и нерезидентов следующие документы (копии документов), связанные с проведением валютных операций, открытием и ведением счетов:

1) документы, удостоверяющие личность физического лица;

2) документ о государственной регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя;

3) документы, удостоверяющие статус юридического лица, — для нерезидентов, документ о государственной регистрации юридического лица — для резидентов;

4) свидетельство о постановке на учет в налоговом органе;

5) документы, удостоверяющие права лиц на недвижимое имущество;

6) документы, удостоверяющие права нерезидентов на осуществление валютных операций, открытие счетов (вкладов), оформляемые и выдаваемые органами страны места жительства (места регистрации) нерезидента, если получение нерезидентом такого документа предусмотрено законодательством иностранного государства;

7) уведомление налогового органа по месту учета резидента об открытии счета (вклада) в банке за пределами территории Российской Федерации;

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 6 декабря 2011 г. N 406-ФЗ в пункт 8 части 4 статьи 23 настоящего Федерального закона внесены изменения, вступающие в силу по истечении ста восьмидесяти дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

8) регистрационные документы в случаях, когда предварительная регистрация была предусмотрена в соответствии с настоящим Федеральным законом;

9) документы (проекты документов), являющиеся основанием для проведения валютных операций, включая договоры (соглашения, контракты) и дополнения и (или) изменения к ним, доверенности, выписки из протокола общего собрания или иного органа управления юридического лица; документы, содержащие сведения о результатах торгов (в случае их проведения); документы, подтверждающие факт передачи товаров (выполнения работ, оказания услуг), информации и результатов интеллектуальной деятельности, в том числе исключительных прав на них, акты государственных органов;

Информация об изменениях:

Федеральным законом 28 ноября 2015 г. N 350-ФЗ в пункт 10 части 4 статьи 23 настоящего Федерального закона внесены изменения

10) документы, оформляемые и выдаваемые кредитными организациями, включая ведомости банковского контроля, банковские выписки; документы, подтверждающие совершение валютных операций, в том числе оформляемые и выдаваемые банками, расположенными за пределами территории Российской Федерации;

11) таможенные декларации, документы, подтверждающие ввоз в Российскую Федерацию и вывоз из Российской Федерации товаров, валюты Российской Федерации, иностранной валюты и внешних и внутренних ценных бумаг в документарной форме;

12) паспорт сделки;

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 5 июля 2007 г. N 127-ФЗ часть 4 статьи 23 настоящего Федерального закона дополнена пунктом 13

13) документы, подтверждающие, что физические лица являются супругами или близкими родственниками, включая документы, выданные органами записи актов гражданского состояния (свидетельство о заключении брака, свидетельство о рождении), вступившие в законную силу решения суда об установлении факта семейных или родственных отношений, об усыновлении (удочерении), об установлении отцовства, а также записи в паспортах о детях, о супруге и иные документы, предусмотренные законодательством Российской Федерации;

Читайте так же:  Налог на прибыль организаций амортизация

Информация об изменениях:

Пункт 14 изменен с 1 января 2018 г. — Федеральный закон от 28 декабря 2017 г. N 427-ФЗ

14) документы, подтверждающие факт пребывания физических лиц — резидентов за пределами территории Российской Федерации, документы, подтверждающие факты въезда в Российскую Федерацию и (или) выезда из Российской Федерации;

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 29 июня 2015 г. N 181-ФЗ часть 4 статьи 23 настоящего Федерального закона дополнена пунктом 15, вступающим в силу по истечении ста восьмидесяти дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

15) договоры финансирования под уступку денежного требования (факторинга), указанные в части 4 статьи 9 настоящего Федерального закона, и (или) договоры о последующей уступке денежного требования;

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 29 июня 2015 г. N 181-ФЗ часть 4 статьи 23 настоящего Федерального закона дополнена пунктом 16, вступающим в силу по истечении ста восьмидесяти дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

16) письменные уведомления об уступке (последующей уступке) денежного требования финансовому агенту (фактору);

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 29 июня 2015 г. N 181-ФЗ часть 4 статьи 23 настоящего Федерального закона дополнена пунктом 17, вступающим в силу по истечении ста восьмидесяти дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

17) документы, подтверждающие совершение операций и расчетов в соответствии с частью 5 статьи 19 настоящего Федерального закона;

Информация об изменениях:

Часть 4 дополнена пунктом 18 с 1 января 2018 г. — Федеральный закон от 28 декабря 2017 г. N 427-ФЗ

18) документы, подтверждающие факт временного пребывания в иностранном государстве сотрудников (работников) дипломатических представительств, консульских учреждений Российской Федерации, постоянных представительств Российской Федерации при международных (межгосударственных, межправительственных) организациях, иных официальных представительств Российской Федерации и представительств федеральных органов исполнительной власти, находящихся за пределами территории Российской Федерации, выехавших совместно с ними членов их семей (супруг, супруга, дети, не достигшие возраста восемнадцати лет, дети старше этого возраста, ставшие инвалидами до достижения ими возраста восемнадцати лет), а также граждан Российской Федерации, являющихся сотрудниками международных (межгосударственных, межправительственных) организаций, выдаваемые соответствующими органами государственной власти Российской Федерации и международными организациями;

Информация об изменениях:

Пункт 19 изменен с 30 июля 2018 г. — Федеральный закон от 29 июля 2018 г. N 246-ФЗ

19) договоры страхования, указанные в части 4 статьи 19 настоящего Федерального закона, документы, подтверждающие заключение сделок, указанных в части 4.1 статьи 19 настоящего Федерального закона, и иные связанные с ними документы, в том числе подтверждающие совершение операций и расчетов.

Информация об изменениях:

Часть 5 изменена с 14 мая 2018 г. — Федеральный закон от 14 ноября 2017 г. N 325-ФЗ

5. Органы и агенты валютного контроля вправе требовать представления только тех документов, которые непосредственно относятся к проводимой валютной операции.

Все документы должны быть действительными на день представления органам и агентам валютного контроля. По запросу органа валютного контроля или агента валютного контроля представляются надлежащим образом заверенные переводы на русский язык документов, исполненных полностью или в какой-либо их части на иностранном языке. Документы, исходящие от государственных органов иностранных государств, подтверждающие статус юридических лиц — нерезидентов, должны быть легализованы в установленном порядке. Иностранные официальные документы могут быть представлены без их легализации в случаях, предусмотренных международным договором Российской Федерации.

Документы представляются органам и агентам валютного контроля в подлиннике или в форме надлежащим образом заверенной копии. Если к проведению валютной операции или открытию счета имеет отношение только часть документа, может быть представлена заверенная выписка из него.

Уполномоченные банки отказывают в осуществлении валютной операции в случае, если проведение такой операции нарушит положения статьи 9, и (или) статьи 12, и (или) статьи 14 настоящего Федерального закона, положения других актов валютного законодательства Российской Федерации, со ссылкой на соответствующее положение акта валютного законодательства Российской Федерации, которому проведение такой операции противоречит, а также в случае непредставления лицом документов, требуемых на основании части 4 настоящей статьи и настоящей части, либо представления им недостоверных документов, либо представления им документов, не соответствующих требованиям настоящего Федерального закона. Решение об отказе в осуществлении валютной операции сообщается лицу в письменной форме не позднее рабочего дня, следующего за днем вынесения решения об отказе.

Оригиналы документов принимаются органами и агентами валютного контроля для ознакомления и возвращаются представившим их лицам. В материалы валютного контроля в этом случае помещаются заверенные соответственно органом валютного контроля или агентом валютного контроля копии.

Одни и те же документы представляются резидентами и нерезидентами органу валютного контроля, территориальному подразделению органа валютного контроля, агенту валютного контроля, непосредственно истребовавшим соответствующие документы, однократно и не подлежат повторному представлению до изменения сведений, указанных в представленных документах. Указанное положение не распространяется на случаи утраты представленных документов вследствие непреодолимой силы. В случае изменения сведений, указанных в представленных документах, резидент или нерезидент обязан сообщить об этом соответствующему органу валютного контроля, территориальному подразделению органа валютного контроля, агенту валютного контроля, представив необходимые документы, подтверждающие соответствующие изменения. Для подтверждения фактов у резидентов и нерезидентов могут быть истребованы только те документы, которые используются субъектами предпринимательской деятельности, в том числе для учета своих хозяйственных операций в соответствии с правилами бухгалтерского учета и обычаями делового оборота. В этом случае составления отдельных документов специально для целей валютного контроля не требуется, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации.

http://base.garant.ru/77687468/74d7c78a3a1e33cef2750a2b7b35d2ed/

Органы и агенты валютного контроля их права и обязанности

Органы валютного контроля :

1. Банк России – ст. 5 ФЗ;

2. Правительство РФ – ст. 5 ФЗ;

3. Специально уполномоченные на то Правительством РФ федеральные органы исполнительной власти (Постановление Правительства РФ от 15 июня 2004г. № 278):

a. Федеральная служба финансово-бюджетного надзора,

b. Федеральная таможенная служба,

c. Федеральная налоговая служба.

Агенты валютного контроля:

1. уполномоченные банки, подотчетные Банку России;

2. уполномоченные банками профессиональные участники рынка ценных бумаг;

3. территориальные таможенные органы ;

4. территориальные органы вышеупомянутых федеральных органов исполнительной власти, являющиеся органами валютного контроля.

Читайте так же:  Результаты камеральной налоговой проверки декларации

Конкретный механизм валютного контроля со стороны уполномоченных банков предусмотрен Инструкцией Банка России от 15июня 2004г. № 177 – И «О порядке представления резидентами и нерезидентами уполномоченным банкам документов и информации при осуществлении валютных операций, порядке учета уполномоченными банками валютных операций и оформления паспортов сделок».

Права органов и агентов валютного контроля (ст. 23 ФЗ):

1. проводить проверки соблюдения резидентами и нерезидентами актов валютного законодательства и актов органов валютного регулирования;

2. проводить проверки полноты и достоверности учета и отчетности по валютным операциям резидентов и нерезидентов;

3. запрашивать и получать документы и информацию, которые связаны с проведением валютных операций, открытием и ведением счетов;

4. выдавать предписания об устранении выявленных нарушений актов валютного законодательства и актов органов валютного регулирования;

5. применять установленные законодательством меры ответственности за нарушение актов валютного законодательства и актов органов валютного регулирования.

Обязанности агентов валютного контроля и их должностных лиц (ст. 23 ФЗ):

1. осуществлять контроль за соблюдением резидентами и нерезидентами актов валютного законодательства РФ и актов органов валютного регулирования;

2. представлять органам валютного контроля информацию о валютных операциях, проводимых с их участием, в порядке, установленном актами валютного законодательства РФ и актами органов валютного регулирования.

Вопросы для семинарского занятия по теме 6

  1. Правовые основы направления и формы валют­ного контроля
  2. Понятие валютного регулирования
  3. Принципы валютного регулирования
  4. Виды валютного контроля
  5. формы валютного контроля
  6. Органы и агенты валютного контроля
  7. Права и обязанности органов и агентов валютного контроля

Видео (кликните для воспроизведения).

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Лучшие изречения: Для студента самое главное не сдать экзамен, а вовремя вспомнить про него. 10371 — | 7653 — или читать все.

http://studopedia.ru/12_204789_organi-i-agenti-valyutnogo-kontrolya-ih-prava-i-obyazannosti.html

Статья 23. Права и обязанности органов и агентов валютного контроля и их должностных лиц

Внимание! Это архивная редакция статьи.

Статья 23. Права и обязанности органов и агентов валютного контроля и их должностных лиц

1. Органы и агенты валютного контроля и их должностные лица в пределах своей компетенции и в соответствии с законодательством Российской Федерации имеют право:

  • 1) проводить проверки соблюдения резидентами и нерезидентами актов валютного законодательства Российской Федерации и актов органов валютного регулирования;
  • 2) проводить проверки полноты и достоверности учёта и отчётности по валютным операциям резидентов и нерезидентов;
  • 3) запрашивать и получать документы и информацию, которые связаны с проведением валютных операций, открытием и ведением счетов. Обязательный срок для представления документов по запросам органов и агентов валютного контроля не может составлять менее семи рабочих дней со дня подачи запроса.

2. Органы валютного контроля и их должностные лица в пределах своей компетенции имеют право:

  • 1) выдавать предписания об устранении выявленных нарушений актов валютного законодательства Российской Федерации и актов органов валютного регулирования;
  • 2) применять установленные законодательством Российской Федерации меры ответственности за нарушение актов валютного законодательства Российской Федерации и актов органов валютного регулирования.

3. Порядок представления резидентами и нерезидентами подтверждающих документов и информации при осуществлении валютных операций агентам валютного контроля устанавливается:

  • 1) для представления агентам валютного контроля, за исключением уполномоченных банков и профессиональных участников рынка ценных бумаг, — Правительством Российской Федерации;
  • 2) для представления уполномоченным банкам и профессиональным участникам рынка ценных бумаг — Центральным банком Российской Федерации.

4. В целях осуществления валютного контроля агенты валютного контроля в пределах своей компетенции имеют право запрашивать и получать от резидентов и нерезидентов следующие документы (копии документов), связанные с проведением валютных операций, открытием и ведением счетов:

13) документы, подтверждающие, что физические лица являются супругами или близкими родственниками, включая документы, выданные органами записи актов гражданского состояния (свидетельство о заключении брака, свидетельство о рождении), вступившие в законную силу решения суда об установлении факта семейных или родственных отношений, об усыновлении (удочерении), об установлении отцовства, а также записи в паспортах о детях, о супруге и иные документы, предусмотренные законодательством Российской Федерации;

14) документы, подтверждающие факт постоянного проживания физических лиц, являющихся гражданами Российской Федерации, в иностранном государстве в соответствии с законодательством этого государства, в том числе указанные в подпункте «а» пункта 6 части 1 статьи 1 настоящего Федерального закона.

5. Органы и агенты валютного контроля вправе требовать представления только тех документов, которые непосредственно относятся к проводимой валютной операции.

Все документы должны быть действительными на день представления органам и агентам валютного контроля. По запросу органа валютного контроля или агента валютного контроля представляются надлежащим образом заверенные переводы на русский язык документов, исполненных полностью или в какой-либо их части на иностранном языке. Документы, исходящие от государственных органов иностранных государств, подтверждающие статус юридических лиц — нерезидентов, должны быть легализованы в установленном порядке. Иностранные официальные документы могут быть представлены без их легализации в случаях, предусмотренных международным договором Российской Федерации.

Документы представляются органам и агентам валютного контроля в подлиннике или в форме надлежащим образом заверенной копии. Если к проведению валютной операции или открытию счёта имеет отношение только часть документа, может быть представлена заверенная выписка из него.

Уполномоченные банки отказывают в осуществлении валютной операции в случае непредставления лицом документов, требуемых на основании части 4 настоящей статьи и настоящей части, либо представления им недостоверных документов.

Оригиналы документов принимаются органами и агентами валютного контроля для ознакомления и возвращаются представившим их лицам. В материалы валютного контроля в этом случае помещаются заверенные соответственно органом валютного контроля или агентом валютного контроля копии.

6. Утратил силу. — Федеральный закон от 06.12.2011 N 406-ФЗ.

6.1. Таможенные органы передают в электронном виде информацию о зарегистрированных таможенными органами декларациях на товары Центральному банку Российской Федерации и уполномоченным банкам в порядке, установленном Правительством Российской Федерации по согласованию с Центральным банком Российской Федерации.

Таможенные органы передают в электронном виде информацию, предусмотренную настоящей частью, уполномоченным банкам не позднее трёх рабочих дней со дня, следующего за датой выпуска (условного выпуска) таможенными органами Российской Федерации товаров.

Читайте так же:  Удержание налога на доходы физических лиц проводка

7. Агенты валютного контроля и их должностные лица обязаны:

  • 1) осуществлять контроль за соблюдением резидентами и нерезидентами актов валютного законодательства Российской Федерации и актов органов валютного регулирования;
  • 2) представлять органам валютного контроля информацию о валютных операциях, проводимых с их участием, в порядке, установленном актами валютного законодательства Российской Федерации и актами органов валютного регулирования.

8. Органы и агенты валютного контроля и их должностные лица обязаны соблюдать в соответствии с законодательством Российской Федерации коммерческую, банковскую, налоговую, иную охраняемую законом тайну, а также защищать другую информацию, в отношении которой установлено требование об обеспечении её конфиденциальности и которая стала им известна при осуществлении их полномочий.

8.1. Представление и передача документов и информации, связанных с проведением резидентами и нерезидентами валютных операций, открытием и ведением счетов, одним органом валютного контроля другому органу валютного контроля, органом валютного контроля агенту валютного контроля, агентами валютного контроля органам валютного контроля не являются нарушением коммерческой, банковской, налоговой, иной охраняемой законом тайны, а также нарушением требования об обеспечении конфиденциальности в отношении другой информации, которая стала им известна при осуществлении их полномочий.

8.2. Представление и передача документов и информации одним агентом валютного контроля другому агенту валютного контроля в объеме и порядке, указанных в частях 13 — 16 настоящей статьи, не являются нарушением коммерческой, банковской, налоговой, иной охраняемой законом тайны, а также нарушением требования об обеспечении конфиденциальности в отношении другой информации, которая стала известна агентам валютного контроля при осуществлении их полномочий.

9. Органы и агенты валютного контроля при наличии информации о нарушении актов валютного законодательства Российской Федерации и актов органов валютного регулирования лицом, осуществляющим валютные операции, или об открытии счёта (вклада) в банке за пределами территории Российской Федерации, санкции к которому применяются в соответствии с законодательством Российской Федерации иным органом валютного контроля, передают органу валютного контроля, имеющему право применять санкции к данному лицу, следующую информацию:

  • 1) в отношении юридического лица — наименование, идентификационный номер налогоплательщика, место государственной регистрации, его юридический и почтовый адреса, содержание нарушения с указанием нарушенного нормативного правового акта, дату совершения и сумму незаконной валютной операции или нарушения;
  • 2) в отношении физического лица — фамилию, имя, отчество, данные о документе, удостоверяющем личность, адрес места жительства, содержание нарушения с указанием нарушенного нормативного правового акта, дату совершения и сумму незаконной валютной операции или указанного нарушения.

9.1. Уполномоченные банки и государственная корпорация «Банк развития и внешнеэкономической деятельности (Внешэкономбанк)» как агенты валютного контроля при наличии информации о нарушении юридическим лицом — резидентом требований статьи 19 настоящего Федерального закона передают органу валютного контроля, имеющему право применять санкции к этому лицу, соответствующую ведомость банковского контроля по состоянию на дату выявления нарушения.

10. Уполномоченные банки, государственная корпорация «Банк развития и внешнеэкономической деятельности (Внешэкономбанк)» и профессиональные участники рынка ценных бумаг передают информацию в соответствии с частями 9 и 9.1 настоящей статьи в порядке, установленном Центральным банком Российской Федерации.

11. Органы и агенты валютного контроля представляют органу валютного контроля, уполномоченному Правительством Российской Федерации, необходимые для осуществления его функций документы и информацию в объеме и порядке, которые устанавливаются Правительством Российской Федерации по согласованию с Центральным банком Российской Федерации.

12. Органы и агенты валютного контроля и их должностные лица несут ответственность, предусмотренную законодательством Российской Федерации, за неисполнение функций, установленных настоящим Федеральным законом, а также за нарушение ими прав резидентов и нерезидентов.

13. Уполномоченные банки и государственная корпорация «Банк развития и внешнеэкономической деятельности (Внешэкономбанк)» как агенты валютного контроля передают таможенным и налоговым органам по их запросам в целях осуществления валютного контроля за проводимыми резидентами валютными операциями, открытием и ведением счетов имеющиеся в их распоряжении копии следующих документов, заверенные надлежащим образом:

  • 1) документы, удостоверяющие личность физического лица;
  • 2) документ о государственной регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя;
  • 3) документ о государственной регистрации юридического лица — резидента;
  • 4) документы (проекты документов), являющиеся основанием для проведения валютных операций, включая договоры (соглашения, контракты) и дополнения и (или) изменения к ним;
  • 5) документы, подтверждающие факт передачи товаров (выполнения работ, оказания услуг), информации и результатов интеллектуальной деятельности, в том числе исключительных прав на них;
  • 6) документы, оформляемые и выдаваемые кредитными организациями, включая ведомости банковского контроля, банковские выписки;
  • 7) паспорт сделки;
  • 8) таможенные декларации.

14. Запрос таможенного или налогового органа о представлении копий указанных в части 13 настоящей статьи документов должен включать информацию о содержании предполагаемого нарушения актов валютного законодательства Российской Федерации или актов органов валютного регулирования с указанием соответствующего нормативного правового акта и известных соответственно таможенному или налоговому органу сведений, достаточных для идентификации конкретной валютной операции (предполагаемого нарушения), а также информации, необходимой для идентификации резидента, и срока исполнения запроса, который не может составлять менее семи рабочих дней со дня, следующего за днём получения запроса.

15. Федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в области таможенного дела, передает уполномоченным банкам и государственной корпорации «Банк развития и внешнеэкономической деятельности (Внешэкономбанк)» как агентам валютного контроля по их запросам в целях осуществления валютного контроля за проводимыми резидентами валютными операциями информацию о соответствии (несоответствии) сведений в представленных резидентами в уполномоченный банк или государственную корпорацию «Банк развития и внешнеэкономической деятельности (Внешэкономбанк)» таможенных декларациях на товары, ввозимые в Российскую Федерацию и вывозимые из Российской Федерации, сведениям о совершении таможенных операций в отношении товаров, имеющимся в распоряжении таможенных органов. Срок исполнения запроса федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в области таможенного дела, не может составлять более 14 рабочих дней со дня, следующего за днём получения запроса. Обмен информацией, предусмотренный настоящей частью, осуществляется в электронном виде в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в области таможенного дела.

16. Федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный по контролю и надзору в области налогов и сборов, передает уполномоченным банкам и государственной корпорации «Банк развития и внешнеэкономической деятельности (Внешэкономбанк)» как агентам валютного контроля по их запросам в целях осуществления валютного контроля за проводимыми резидентами валютными операциями, открытием и ведением счетов информацию, подтверждающую уведомление (неуведомление) налогового органа по месту учёта резидента об открытии счёта (вклада) в банке за пределами территории Российской Федерации. Срок исполнения запроса федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов, не может составлять более 14 рабочих дней со дня, следующего за днём получения запроса. Обмен информацией, предусмотренный настоящей частью, осуществляется в электронном виде в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов.

Читайте так же:  Выплата дивидендов квартирой

17. При осуществлении обмена информацией в электронном виде в соответствии с настоящим Федеральным законом органы и агенты валютного контроля обеспечивают защиту информации в соответствии с законодательством Российской Федерации.

http://dogovor-urist.ru/%D0%B7%D0%B0%D0%BA%D0%BE%D0%BD%D1%8B/%D0%B7%D0%B0%D0%BA%D0%BE%D0%BD_%D0%BE_%D0%B2%D0%B0%D0%BB%D1%8E%D1%82%D0%BD%D0%BE%D0%BC_%D1%80%D0%B5%D0%B3%D1%83%D0%BB%D0%B8%D1%80%D0%BE%D0%B2%D0%B0%D0%BD%D0%B8%D0%B8/%D1%81%D1%82_23/%D1%80%D0%B5%D0%B4-12.03.2014/

§ 3. Органы валютного регулирования, органы и агенты валютного контроля

Валютное регулирование как правовой режим состоит из валютных ограничений и мер валютного контроля. Этому делению соответствует и деление субъектов валютного регулирования, реализующих публично-правовые функции:

— в сфере установления валютных ограничений;

— в сфере валютного контроля.

Несколько упрощая, можно сказать, что резиденты и нерезиденты в валютном регулировании — субъекты воздействия государства, а органы валютного регулирования, органы и агенты валютного контроля — это субъекты воздействующие, определяющие права и обязанности всех остальных.

Однако следует помнить, что, хотя эти отношения имеют публично-правовой, властный характер, резиденты и нерезиденты не находятся в прямом административном подчинении органов валютного регулирования и контроля.

Кроме того, органы валютного регулирования необходимы государству тогда, когда система валютных ограничений подвижна, гибка и постоянно пересматривается исходя из текущей экономической ситуации. В тех же случаях, когда во главу угла ставится стабильность хозяйственного оборота и правил поведения, устанавливаемых государством для участников валютных отношений, компетенция органов валютного регулирования объективно сокращается. Когда валютные ограничения устанавливаются только законодательно, как это имеет место согласно действующему Закону о валютном регулировании, органы валютного регулирования не устанавливают правил самостоятельно. Это не означает, что они остаются в стороне от реализации валютной политики. Как правило, на тех же самых субъектов государство возлагает функции реализации мер экономического валютного регулирования, а также организации и ведения валютного контроля.

Органы валютного регулирования

Применительно к валютному регулированию, понимаемому в узком смысле как правовой режим, органы валютного контроля — это те субъекты валютных регулятивных отношений, которые наделены правом устанавливать правила поведения для участников валютных операций, валютные ограничения. Согласно ст. 5 Закона о валютном регулировании к органам валютного регулирования отнесены:

— Центральный банк РФ.

В системе валютного регулирования, основанной на индивидуальных разрешениях, орган валютного регулирования (как правило, Центральный банк страны или аналогичное ему учреждение) может иметь право издавать ненормативные акты, разрешающие конкретному субъекту совершение валютной операции. Именно такая система действовала в России в 1991 — 2003 гг. Все операции, кроме текущих, было запрещено совершать без разрешения (лицензии) Банка России. Таким образом, валютное регулирование реализовалось в индивидуальном порядке: орган валютного регулирования изучал информацию о планируемой сделке, анализировал ее возможные последствия с точки зрения цели и задач валютного регулирования и разрешал операцию, если приходил к выводу, что она не будет иметь критических негативных последствий. Разумеется, эта система неприемлема в ситуации, когда перед валютным регулированием не ставится задача ограничить краткосрочные портфельные инвестиции, так как механизм получения индивидуальных разрешений рассчитан на единичные случаи согласования крупных инвестиционных проектов, а не на рассмотрение массовых обращений на ежедневной основе.

В соответствии с ч. 2 ст. 5 Закона о валютном регулировании органы валютного регулирования наделены правом издавать нормативные правовые акты — «акты органов валютного регулирования» для реализации своих функций. Одновременно ч. 1 ст. 4 Закона оговаривает, что такие акты издаются, только если это прямо предусмотрено Законом.

Закон о валютном регулировании в действующей в настоящее время редакции предусматривает единичные случаи, в которых подзаконными нормативными актами могли бы устанавливаться валютные ограничения как таковые. Поэтому полномочия органов валютного регулирования по изданию актов валютного регулирования в действующем Законе ограничены по сравнению с его первоначальной редакцией.

Так, п. п. 5 и 9 ч. 3 ст. 14 Закона разрешают резидентам и нерезидентам совершать переводы без открытия банковского счета (трансграничные и на территории РФ) с одновременным наделением Банка России правом устанавливать ограничение суммы перевода. Это практически единственный пример, когда действующее законодательство сохраняет за органом валютного регулирования право определять содержательную часть валютного ограничения.

Кроме того, Банк России устанавливает «единые формы учета и отчетности по валютным операциям». Правительство РФ по согласованию с Банком России определяет порядок предоставления юридическими лицами — резидентами отчетов о движении средств по зарубежным счетам и др. По своему содержанию эти акты устанавливают права и обязанности резидентов и нерезидентов, относящиеся к валютному контролю, не затрагивая содержательной части валютных операций. Тем не менее, поскольку граница между валютными ограничениями и мерами контроля достаточно подвижна и установленный в целях учета и контроля «порядок» совершения валютных операций может перерастать в фактические валютные ограничения, эти нормы могут рассматриваться как пример нормотворческих полномочий органов валютного регулирования, пусть и с оговорками.

В пользу такой их квалификации, несколько разрушающей логичное разграничение органов регулирования и органов контроля по их нормотворческой компетенции, свидетельствует еще одно соображение.

Подзаконные акты в области валютного контроля именуются в Законе о валютном регулировании актами валютного контроля, и издавать их могут органы валютного контроля. В случае с Банком России особой разницы нет, так как он признается и органом валютного регулирования, и органом валютного контроля. А вот Правительство РФ к органам валютного контроля Законом не отнесено. Следовательно, любой подзаконный акт, который оно издает в рамках полномочий, предоставленных ему Законом, должен считаться актом валютного регулирования.

Этот на первый взгляд сугубо схоластический вопрос влечет сугубо практические последствия: ст. 15.25 КоАП РФ, в которой сконцентрированы меры административной ответственности за нарушения правил валютного регулирования и контроля, применима только к случаям нарушения:

Читайте так же:  Лечение в кредит возмещение ндфл

— валютного законодательства в узком смысле слова, т.е. Закона о валютном регулировании;

— актов органов валютного регулирования.

Поэтому, чтобы защита того или иного подзаконного акта обеспечивалась мерами административной ответственности, с формально-юридической точки зрения нужно, чтобы он издавался исключительно и только в рамках полномочий Правительства РФ и Банка России как органов валютного регулирования.

Поскольку и Правительство РФ, и Банк России могут выступать в валютных операциях в роли их непосредственных участников, Закон о валютном регулировании оговаривает их право проводить все виды валютных операций без ограничений. Это необходимо для того, чтобы эти субъекты могли реализовать меры экономической валютной политики, выполняя валютное регулирование в широком смысле слова — как совокупность юридических и экономических мер.

Органы валютного контроля

Органы валютного контроля — это публично-правовые субъекты, в задачи которых входят:

— нормативное правовое регулирование валютного контроля в рамках, установленных законодательством;

— проведение контрольных мероприятий;

— применение мер административной ответственности к нарушителям валютного законодательства.

Право органов валютного контроля на издание нормативных правовых актов по вопросам валютного контроля ограничено. Согласно ч. 5 ст. 4 Закона о валютном регулировании они издают акты валютного контроля в случаях, предусмотренных валютным законодательством и актами валютного регулирования; эти акты не могут затрагивать вопросы регулирования валютных операций. По смыслу Закона о валютном регулировании система мер валютного контроля предусмотрена Законом непосредственно. В тех случаях, когда Закон наделяет органы валютного контроля правом издания подзаконных актов, речь идет о конкретизации порядка проведения валютного контроля. Например, Закон предусматривает возможность применения такой меры контроля, как наблюдение за валютными операциями резидентов посредством паспортов сделок, одновременно возлагая на Банк России установление правил оформления таких паспортов .

Здесь наблюдение — термин, обозначающий метод финансового контроля, основанный на регулярном получении информации.

См.: ст. 20 Закона о валютном регулировании, Инструкция Банка России от 4 июня 2012 г. N 138-И «О порядке представления резидентами и нерезидентами уполномоченным банкам документов и информации, связанных с проведением валютных операций, порядке оформления паспортов сделок, а также порядке учета дополнительными банками валютных операций и контроля за их проведением».

Закон о валютном регулировании не относит Правительство РФ к органам валютного контроля, хотя оно и названо в ч. 1 ст. 22 Закона в одном ряду с органами и агентами валютного контроля как субъект, «осуществляющий валютный контроль». На Правительство РФ Закон возлагает координационные и нормотворческие функции в области валютного контроля. Контрольных мероприятий оно, конечно же, само не проводит.

К собственно органам валютного контроля относятся:

— Центральный банк РФ.

Агенты валютного контроля

Непосредственное проведение валютного контроля возлагается государством не только на публично-правовых субъектов, но и на частноправовых. Такая организация валютного контроля обусловлена как объективно присущей финансам контрольной функцией, так и историческими причинами.

Различные финансовые институты — банки, биржи, участники рынка ценных бумаг — в соответствии с родом деятельности обладают информацией о финансовых операциях своих клиентов и об их валютных операциях в том числе. Отсюда — объективно существующая возможность использовать это их свойство в государственных интересах.

Поскольку валютное регулирование в своем классическом виде сформировалось в странах Западной Европы в XX в., ему присуще такое не очень характерное для российской правовой системы явление, как возложение публично-правовых контрольных функций на негосударственные учреждения — банки. Это было сделано по соображениям удобства и экономии, так как создание разветвленной сети государственных контрольных органов было бы слишком дорогостоящим. Тот же подход был воспринят Россией при переходе от валютной монополии, при которой валютный контроль был не нужен, к валютному регулированию.

Таким образом, агенты валютного контроля — это в первую очередь банки и иные финансовые учреждения. Хотя они выполняют отдельные публично-правовые контрольные функции, они не наделены никакими юрисдикционными полномочиями по отношению к своим клиентам. Этим объясняется такое важнейшее отличие от органов валютного контроля, как отсутствие полномочий по изданию нормативных правовых или правоприменительных актов. Агенты валютного контроля не могут ни издавать правил, ни привлекать лиц к ответственности. Они могут только собирать информацию, а в случае выявления признаков нарушений валютного законодательства — передавать сведения органам валютного контроля.

Однако система частноправовых агентов валютного контроля в России дополняется возложением функций валютного контроля на некоторые федеральные органы исполнительной власти, которые благодаря специфике своей деятельности располагают информацией о валютных операциях и о внешнеторговых сделках, с которыми связана основная часть валютных операций. В настоящее время это таможенные и налоговые органы.

Круг полномочий таких «суперагентов» несколько шире, чем обычных агентов, так как они обладают властными полномочиями и вправе самостоятельно составлять протоколы по делам об административных правонарушениях в случае выявления нарушений валютного законодательства. Кроме того, они могут собирать информацию от других агентов валютного контроля (тогда как обычный агент — уполномоченный банк «видит» только информацию о своих клиентах). Такие агенты занимают промежуточное положение между агентами и органами валютного контроля.

Тем не менее их основная задача в качестве агентов валютного контроля — сбор и документирование сведений о валютных операциях с передачей материалов, свидетельствующих о нарушениях, на рассмотрение органов валютного контроля. Правом привлечения к административной ответственности они не наделены.

Перечень видов агентов валютного контроля закреплен в ч. 3 ст. 22 Закона о валютном регулировании.

К агентам валютного регулирования в России относятся:

— уполномоченные банки и Госкорпорация Внешэкономбанк;

— профессиональные участники рынка ценных бумаг.

К агентам валютного регулирования — федеральным органам исполнительной власти относятся:

— налоговые органы (ФНС России и ее структурные подразделения);

— таможенные органы (ФТС России и ее структурные подразделения).

Видео (кликните для воспроизведения).

http://zakoniros.ru/?p=3605

Права органов и агентов валютного контроля
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here