Порядок проведения камеральной налоговой проверки кратко

Основания проведения камеральной налоговой проверки

Камеральные налоговые проверки как вид проводимых налоговыми органами налоговых проверок налогоплательщиков, плательщиков сборов и налоговых агентов наряду с выездными налоговыми проверками предусмотрены в подп. 1 п. 1 ст. 87 части первой НК РФ. В пункте 2 указанной статьи определено, что целью как камеральной, так и выездной налоговой проверки является контроль за соблюдением налогоплательщиком, плательщиком сборов или налоговым агентом законодательства о налогах и сборах.

Порядку проведения камеральной налоговой проверки посвящена ст. 88 части первой НК РФ, в п. 1 которой установлено, что камеральная налоговая проверка проводится по месту нахождения налогового органа на основе налоговых деклараций (расчетов) и документов, представленных налогоплательщиком, а также других документов о деятельности налогоплательщика, имеющихся у налогового органа.

Данная норма, содержавшаяся в ч. 1 этой же статьи, практически не претерпела изменений в связи с принятием Закона 2006 г. N 137-ФЗ, что вряд ли можно приветствовать. Дело в том, что проектом указанного Закона предлагалось конкретизировать задачи камеральной налоговой проверки. Так, п. 1 ст. 88 НК РФ планировалось дополнить положением о том, что камеральная налоговая проверка основана на проверке должностным лицом налогового органа соответствия комплектности представленной в налоговый орган налоговой отчетности и бухгалтерской отчетности, полноты содержащихся в отчетности данных, правильности заполнения форм отчетности, достоверности ее данных, наличия в отчетности арифметических ошибок (несоответствий), а также на проведении иной аналитической работы, в ходе которой анализируются данные отчетности, сопоставляются данные налоговой и бухгалтерской отчетности, выявляются существенные изменения, несопоставимость (искажения) данных представленной отчетности по сравнению с данными отчетности за предыдущие периоды.

Иначе говоря, камеральная налоговая проверка представляет собой мероприятие налогового контроля, проводимое в связи с представлением налогоплательщиком в налоговый орган налоговых деклараций (расчетов) и других документов, что дало повод к употреблению в правоприменительной практике понятия «камеральная налоговая проверка налоговой декларации» и других понятий.

Согласно п. 2 ст. 88 НК РФ камеральная налоговая проверка проводится уполномоченными должностными лицами налогового органа в соответствии с их служебными обязанностями без какого-либо специального решения руководителя налогового органа. Как и ранее (приведенное положение предусматривалось ч. 2 этой статьи в редакции до принятия Закона 2006 г. N 137-ФЗ), никакого специального акта (постановления или решения) для проведения налоговым органом камеральной налоговой проверки не требуется. Достаточно лишь факта представления в налоговый орган налоговой декларации, налогового расчета по авансовым платежам, иного документа налоговой отчетности (уточненной налоговой отчетности).

Необходимо обратить внимание на то, что право налоговых органов на проведение камеральных налоговых проверок не поставлено в зависимость от того, с какой периодичностью налогоплательщик представляет налоговую отчетность в налоговый орган. Камеральная налоговая проверка может быть проведена в связи с представлением каждого документа налоговой отчетности. Такое разъяснение дано в письме ФНС России от 18 декабря 2005 г. N 06-1-04/648 «О правомерности действий налогового органа»*(3). Аргументы против данной позиции найти сложно.

Более того, согласно правовой позиции, выраженной в Постановлении Президиума ВАС РФ от 20 марта 2007 г. N 16086/06*(4), по смыслу ст. 88 НК РФ проведение камеральной налоговой проверки является не правом, а обязанностью налогового органа. На основании этого Президиум ВАС РФ сделал вывод о том, что само по себе отсутствие решения налогового органа по результатам камеральной проверки документов не может влечь неблагоприятных последствий для налогоплательщика, действующего в соответствии с законодательством о налогах и сборах. Данный вывод согласуется с правовой позицией КС РФ, выраженной в Определении от 12 июля 2006 г. N 266-О*(5): поскольку решение об отказе в налоговом вычете выносится по результатам камеральной или выездной налоговой проверки, налоговый орган не имеет права отказать налогоплательщику в налоговом вычете, если соответствующая налоговая проверка не была им проведена. В действующей же редакции ст. 176 части второй НК РФ (т.е. в ред. Закона 2006 г. N 137-ФЗ) прямо предусмотрена обязательность проведения камеральной налоговой проверки при представлении в налоговый орган налоговой декларации по НДС, в которой заявлено о возмещении суммы налога (см. ниже).

Действующая редакция части первой НК РФ не содержит такого понятия, как «повторная камеральная проверка» (как не содержалось данное понятие и в действовавшей редакции НК РФ). В то же время ст. 81 части первой НК РФ предусматривает процедуру представления налогоплательщиком в налоговый орган уточненной налоговой декларации (иной уточненной налоговой отчетности). Соответственно представление такой уточненной налоговой декларации (иной уточненной налоговой отчетности) является основанием для проведения налоговым органом камеральной налоговой проверки за тот же отчетный (налоговый) период, за который представлена первичная декларация (иная отчетность). Данная позиция выражена, в частности, в письме Минфина России от 31 мая 2007 г. N 03-02-07/1-267*(6). Представляется, что возражать против этой позиции довольно затруднительно.

Следует также упомянуть правовую позицию, выраженную в Постановлении Президиума ВАС РФ от 17 февраля 2004 г. N 11489/03*(7): НК РФ не ставит реализацию прав и обязанностей налоговых органов по проверке указанных налогоплательщиком в декларации сведений в зависимость от их реорганизации в период, отведенный налоговым органам по закону для проверки. Иначе говоря, налоговые органы вправе проводить камеральные проверки налогоплательщика независимо от их реорганизации.

Сроки проведения камеральной налоговой проверки

Каковы сроки камеральной проверки налоговой декларации

Говоря о сроках проведения камеральной налоговой проверки необходимо отметить, что (п. 2 ст. 88 НК РФ):

  • начало проведения камеральной проверки совпадает с моментом представления налогоплательщиком налоговой декларации (расчета);
  • сроки проведения камеральной налоговой проверки для российских компаний и ИП составляют 3 месяца за исключением НДС-декларации (6 мес. со дня представления иностранной компанией, состоящей в налоговом органе на учете в соответствии с п. 4.6 ст. 83 НК РФ, декларации по НДС).
  • на проверку декларации по НДС у контролеров есть 2 месяца.

Итак, Налоговым кодексом (п. 2 ст. 88) установлен срок камеральной проверки, который составляет 3 месяца (или 2 месяца для НДС-декларации) с даты представления декларации или расчета. День представления напрямую зависит от способа представления налоговой декларации:

  1. Лично в налоговый орган. Днем представления считается день сдачи отчетности. В данном случае налоговый орган, согласно абз. 2 п. 4 ст. 80 НК РФ, обязательно должен сделать отметку о принятии декларации на ее титульном листе.
  2. По почте. Днем представления считается дата отправки. Хотя налоговики считают это неверным, так как инспектор не может начать камеральную проверку без соответствующей отчетности. Такая позиция поддерживается и судебными постановлениями (постановление ФАС Северо-Западного округа от 19.09.2012 № А66-376/2012).
  3. По телекоммуникационным каналам связи. Днем представления считается день отправки (п.4 ст.80 НК РФ).

При этом налоговики не обязаны приступать к контрольным мероприятиям строго в день получения декларации. Поэтому дата в акте камералки может отличаться от даты сдачи декларации. Но вот закончить проверку налоговики обязаны точно в срок. Подробности см. здесь.

Не забудьте, что декларацию по НДС налогоплательщики вправе представлять только по ТКС (абз. 1 п. 5 ст. 174 НК РФ).

Читайте так же:  Есть ли налог на коммерческую недвижимость

Оформить декларацию по НДС без ошибок помогут материалы рубрики «Декларация по НДС в 2019-2020 годах — бланк и образец».

Критерии риска

Если в деятельности индивидуального предпринимателя или физического лица был выявлен факт нарушений налогового законодательства по результатам камеральной проверки, налоговая инспекция вправе начислять штрафы, пени, доплаты. Штрафы могут быть начислены за следующие действия:

  • Уклонение от налоговых выплат в размере 20% от невыплаченных средств.
  • Отказ от подачи налоговой декларации и документов бухгалтерской отчетности.
  • Прочие административные правонарушения (размер штрафных санкций – 500 рублей).

Если предприниматель или руководство предприятия скрывало от налоговых органов значительные денежные суммы, им грозит уголовная ответственность.

Цель, задачи

Камеральная налоговая проверка проводится с целью:

  • Контроля за соблюдением НК РФ.
  • Выявления суммы неуплаченных или погашенных частично налоговых сборов по текущим нарушениям.
  • Взыскания неуплаченной или погашенной частично задолженности перед налоговыми органами.
  • Привлечения нарушителя к налоговой или административной ответственности.
  • Подготовка информации для обеспечения рационального отбора налогоплательщиков для выездных проверок.
  • Проверка правомерного использования льгот и вычетов.

Для достижения данных целей перед налоговой инспекцией поставлен ряд задач:

  • Проверка правильности оформления бухгалтерской отчетности.
  • Подсчет показателей по налогам, которые перечисляются в государственную казну.
  • Контроль своевременности предоставления налоговой инспекции расчетов.
  • Выявление искаженной информации в отчетных документах.
  • Проверка согласованности значений в бухгалтерских и налоговых отчетах.
  • Выявление фактов нарушений налоговой дисциплины.

Какой срок проведения камеральной проверки 3-НДФЛ

Если помимо заработной платы физическое лицо имеет иной источник дохода, то для него наступает обязанность уплатить налог и подать декларацию по форме 3-НДФЛ. Срок подачи такой декларации – не позднее 30 апреля года, следующего за годом получения дохода или иной материальной выгоды.

Но, кроме обязанности уплаты налога, при применении каких-либо вычетов – социальных, имущественных и др. (ст. 218-221 НК РФ) – физическое лицо может претендовать на возврат излишне уплаченных сумм налога.

В обоих случаях срок камеральной проверки будет составлять 3 месяца. Следует отметить, что при подаче декларации на возврат необходимо подать заявление о предоставлении вычета, так как оно является основанием для его получения.

Заявить вычет можно в любой год, следующий за годом, когда у гражданина возникли соответствующие расходы. Но вот вернуть можно лишь налог, уплаченный течение последних 3 лет (п. 7 ст. 78 НК РФ, письмо Минфина России от 19.10.2012 № 03-04-05/5-1210).

В настоящее время у налогоплательщиков появилась прекрасная возможность следить за ходом проверки и своевременно узнавать о ее результатах с помощью сервиса ФНС «Личный кабинет налогоплательщика».

С нюансами проведения камеральной проверки декларации 3-НДФЛ вас познакомит эта публикация.

Сроки камеральной налоговой проверки

Статья 88 Налогового законодательства устанавливает общие правила проведения камеральных проверок. Согласно данной статье, проверка предоставленных налогоплательщиком документов должна осуществляться инспекторами в течение 90 дней с момента подачи декларации и последних отчетов с подтверждением их правильности и легитимности. Иногда возникают ситуации, когда 90-дневный период начинают отсчитывать от даты получения налоговым органом документации или от момента принятия решения о проведении проверки. Однако такие действия налоговой инспекции считаются неправомерными и могут быть оспорены в арбитражном суде. Если инспекторами был выявлен факт нарушений налогового законодательства, они обращаются в суд. Для подачи искового заявления выделяется 6-месячный срок. Если этот период упускается, штрафные санкции не могут быть применены к нарушителю.

Результаты

При обнаружении в декларации ошибок и неточностей инспектор службы обязан проинформировать об этом налогоплательщика в трехдневный период. Также инспектор потребует внести некоторые изменения и в документы. Срок внесения изменений составляет не больше 5 рабочих дней. Это относится к ситуациям, когда ошибки в декларации стали причиной недоплаты налогов.

При выявлении факта недоплаты инспектор выносит решение в 10-дневный период о привлечении организации или предпринимателя к ответственности. Дополнительно налоговой инспекции дается 10 дней на отправление уведомлений об уплате штрафов, пени, внесении изменений в документы.

В налоговом законодательстве имеются некоторые расхождения, касающиеся вопросов составления акта. Высший суд Российской Федерации придерживается позиции, что в этом нет прямой необходимости. Арбитражные же суды считают, что решение камеральной налоговой проверки должно быть оформлено документально, иначе нарушаются права налогоплательщиков. Поэтому с оплатой штрафов можно не спешить, если акт не был составлен.

Итоги

Камеральная проверка налоговой декларации длится 3 месяца (2 месяца для НДС-декларации) с момента ее подачи налогоплательщиком в налоговый орган (6 мес. со дня представления иностранной компанией, состоящей на учете в налоговом органе в соответствии с п. 4.6 ст. 83 НК РФ, декларации по НДС).

Если во время проведения камеральной проверки налогоплательщик сдал уточненку, камеральная проверка первичной декларации прекращается и начинается новая камеральная проверка уже уточненной декларации, которая также длится 3 месяца.

Возможность продления или приостановления такой проверки налоговым законодательством не предусмотрена.

Камеральная налоговая проверка — сроки, порядок проведения

Камеральная проверка — один из способов осуществления налогового контроля, который обеспечивает проверку правильности составления налоговых отчетов. О том, как проводится данное мероприятие, рассказывается в нашей рубрике «Камеральная налоговая проверка».

Порядок проведения

Формально в Налоговом кодексе не выделяются отдельные этапы проведения камеральных проверок. Однако на основании 88-101 статей весь процесс можно логически разделить на 4 этапа.

  1. Прием документации от налогоплательщика.
  2. Организация и проведение камеральной проверки.
  3. Оформление результатов.
  4. Анализ полученных результатов, вынесение окончательного решения.

На первом этапе налоговая инспекция осуществляет проверку наличия всей необходимой документации, которая должна быть приложена к декларации или расчетам согласно законодательству. Когда подтверждается факт предоставления отчетности, запускается сама процедура проверки.

Если в налоговой декларации были заявлены льготы, ФНС запросит от плательщика документы, подтверждающие правомерность их применения. Далее следует камеральная налоговая проверка по НДС, инспекция вправе истребовать подтверждающие право применения данной льготы документы. Если же декларация содержит ряд ошибок, или данные в ней противоречат друг другу либо расходятся с информацией, поступившей в налоговую инспекцию, ФНС информирует об этом предпринимателя или организацию и просит внести соответствующие изменения. Налогоплательщик обязан представить документы по запросу ФНС в течение 5 дней.

После данного этапа проходит оформление результатов проверки. Если были выявлены нарушения законодательства, составляется соответствующий акт. Если же фактов нарушения обнаружено не было, инспектор ставит в налоговой декларации отметку о проведении камеральной проверки.

Камеральные проверки — это прерогатива только налоговых органов?

Проведение камеральной проверки осуществляется не только налоговыми органами, но и внебюджетными фондами, которые руководствуются ст. 34 ФЗ «О страховых взносах…» от 24.07.2009 № 212-ФЗ, а также таможенными службами в рамках Таможенного кодекса Таможенного союза.

В ходе камеральных проверок, проводимых таможней, таможенные органы также имеют право осуществлять запрос таможенных деклараций и прочих необходимых документов, получать доступ к объектам проверяемого лица, осуществлять прочие действия. О них рассказывается в статье «Порядок проведения камеральной таможенной проверки».

Читайте так же:  Налог на землю пенсионерам 80 лет

Камеральные проверки представляют собой действенный инструмент в руках контрольных органов, поскольку позволяют получить немало информации о ведении хоздеятельности проверяемым лицом. Разобраться в тонкостях данной процедуры, а также избежать сложностей при ее прохождении поможет наша рубрика «Камеральная налоговая проверка».

Камеральная налоговая проверка: понятие, порядок и сроки проведения. Оформление результатов камеральной налоговой проверки

Камеральная налоговая проверка – это проверка соблюдения законодательства о налогах и сборах на основе налоговой декларации и документов, которые налогоплательщик самостоятельно сдал в налоговую инспекцию, а также документов, которые имеются у налогового органа.

Камеральная проверка начинается после того, как налогоплательщик представил в налоговый орган налоговую декларацию или расчет. Для начала проверки не требуется какого-либо специального решения руководителя налогового органа или разрешения налогоплательщика.

Уведомление о начале камеральной проверки налогоплательщику не направляется.

Камеральная проверка проводится в течение 3-х месяцев со дня представления декларации в налоговый орган.

Если в ходе камеральной проверки выявлены ошибки, расхождения или несоответствие сведений, налоговый орган сообщает об этом налогоплательщику с требованием представить пояснения и/или внести исправления в налоговую декларацию.

Пояснения к налоговой декларации можно представить в письменном виде лично, почтовым отправлением либо по телекоммуникационным каналам связи с использованием электронной подписи. Пояснения необходимо представить в течение 5 рабочих дней со дня получения требования о представлении пояснений

Внесение изменений в декларацию осуществляется путем подачи уточненной декларации.

В ходе камеральной проверки налоговый орган вправе запросить у налогоплательщика дополнительные сведения или документы в следующих случаях:

• заявлена сумма НДС к возмещению;

• отчетность представлена по налогам, связанным с использованием природных ресурсов;

• декларация по налогу на прибыль или налогу на доходы физических лиц представлена участником договора инвестиционного; товарищества.

ВОЗМОЖНЫЕ ДЕЙСТВИЯ НАЛОГОВОГО ОРГАНА ПРИ ПРОВЕДЕНИИ КАМЕРАЛЬНОЙ ПРОВЕРКИ:

Истребование документов у налогоплательщика (в случаях, предусмотренных Налоговым кодексом, статья 93 НК РФ)

Истребование документов и сведений у контрагентов и иных лиц (статья 93.1 НК РФ)

Допрос свидетелей (статья 90 НК РФ)

Проведение экспертизы (статья 95 НК РФ)

Участие переводчика, эксперта (статья 95, 97 НК РФ)

Осмотр документов и предметов (с согласия налогоплательщика) (статьи 91, 92 НК РФ)

ОФОРМЛЕНИЕ РЕЗУЛЬТАТОВ КАМЕРАЛЬНОЙ ПРОВЕРКИ

Нарушения не выявлены:

• камеральная проверка автоматически завершается. Сообщение налоговым органом налогоплательщику об отсутствии нарушений и окончании камеральной проверки законодательством не предусмотрено.

• в течение 10 рабочих дней с момента завершения камеральной проверки составляется акт камеральной проверки в соответствии со ст.100 НК РФ;

• акт не позднее 5 рабочих дней с даты составления вручается налогоплательщику;

• налогоплательщик в течение 1 месяца вправе подать возражения на акт камеральной проверки;

• в течение 10 рабочих дней после окончания срока представления возражений руководитель налогового органа обязан рассмотреть материалы проверки, возражения налогоплательщика, и вынести решение о привлечении либо об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения.

34. Выездная налоговая проверка. Понятие, ограничения, порядок и сроки проведения выездной налоговой проверки. Оформление проведения и результатов выездной налоговой проверки.

Выездная налоговая проверка проводится на территории (в помещении) налогоплательщика, но в том случае, если налогоплательщик не может предоставить помещение для проведения выездной проверки, она проводится по месту нахождения налогового органа.

В рамках выездной налоговой проверки может быть проверен период, не превышающий трех календарных лет, предшествующих году, в котором вынесено решение о проведении проверки, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.

Налоговые органы не вправе проводить две и более выездные налоговые проверки по одним и тем же налогам за один и тот же период.

Налоговые органы не вправе проводить в отношении одного налогоплательщика более двух выездных налоговых проверок в течение календарного года, за исключением случаев принятия решения руководителем федерального органа исполнительной власти, уполномоченного по контролю и надзору в области налогов и сборов, о необходимости проведения выездной налоговой проверки налогоплательщика сверх указанного ограничения.

Налоговые органы не вправе проводить выездные налоговые проверки за период, за который проводится налоговый мониторинг в отношении налогов, обязанность по исчислению и уплате которых в соответствии с настоящим Кодексом возложена на налогоплательщика, за исключением следующих случаев:

1) проведение выездной налоговой проверки вышестоящим налоговым органом — в порядке контроля за деятельностью налогового органа, проводившего налоговый мониторинг;

2) досрочное прекращение налогового мониторинга;

3) невыполнение налогоплательщиком мотивированного мнения налогового органа.

В случае проведения выездной налоговой проверки по основанию, указанному в настоящем подпункте, предметом выездной налоговой проверки являются правильность исчисления и своевременность уплаты налогов в соответствии с мотивированным мнением;

4) представление налогоплательщиком уточненной налоговой декларации (расчета) за период проведения налогового мониторинга, в которой уменьшена сумма налога, подлежащая уплате в бюджетную систему РФ, по сравнению с ранее представленной налоговой декларацией (расчетом).

Выездная налоговая проверка физического лица, не являющегося индивидуальным предпринимателем, ввиду особой специфики данного субъекта, а также прав других лиц, проживающих в жилых помещениях проверяемого физического лица, имеет свои особенности.

Представители налоговых органов не могут находиться в этих жилых помещениях помимо или против воли проживающих в них физических лиц. Соответственно, в отсутствие такого согласия выездная налоговая проверка, будет проводиться по месту нахождения налогового органа.

В случае, если налогоплательщик — физическое лицо препятствует проведению проверки, пп. 7 п. 1 ст. 31 НК РФ предусмотрено, что налоговые органы вправе определять суммы налогов, подлежащие уплате налогоплательщиками, расчетным путем на основании имеющейся у них информации о налогоплательщике, а также данных об иных аналогичных налогоплательщиках в случаях отказа допустить должностных лиц налогового органа к осмотру производственных, складских торговых и иных помещений и территорий, используемых налогоплательщиком для извлечения дохода либо связанных с содержанием объектов налогообложения, непредставления в течение более двух месяцев налоговому органу необходимых для расчета налогов документов, отсутствия учета доходов и расходов, учета объектов налогообложения или ведения учета с нарушением установленного порядка, приведшего к невозможности исчислить налоги.

Выездная проверка налогоплательщика проводится в течение 2 месяцев

Срок проведения выездной проверки может быть продлен до 4 или 6 месяцев в следующих случаях:

• налоговый орган получил информацию, которая свидетельствует о возможном нарушении налогового законодательства и требует дополнительной проверки;

• на территории, где проводится проверка, случился потоп, наводнение, пожар или другие чрезвычайные происшествия;

• вы не представили в установленный срок документы по требованию налоговых органов;

• имеются иные обстоятельства.

Выездная налоговая проверка в отношении консолидированной группы налогоплательщиков проводится в отношении налога на прибыль организаций.

Выездная проверка налогоплательщика проводится в течение 2 месяцев (в том числе организации с обособленными подразделениями).

Самостоятельная выездная проверка филиала или представительства — в течение 1 месяца.

Срок проведения выездной проверки может быть продлен до 4 или 6 месяцев в следующих случаях:

• если вы имеете статус крупнейшего налогоплательщика;

Видео (кликните для воспроизведения).

• налоговый орган получил информацию, которая свидетельствует о возможном нарушении налогового законодательства и требует дополнительной проверки;

Читайте так же:  Размер земельного налога зависит

• на территории, где проводится проверка, случился потоп, наводнение, пожар или другие чрезвычайные происшествия;

• у вас несколько обособленных подразделений;

• вы не представили в установленный срок документы по требованию налоговых органов;

• имеются иные обстоятельства.

Срок проведения выездной налоговой проверки исчисляется со дня вынесения решения о назначении проверки и до дня составления справки о проведенной проверке.

В некоторых случаях срок выездной проверки может быть приостановлен (общий срок приостановления проведения выездной налоговой проверки не может превышать 6 месяцев), при этом перечень таких случаев строго определен:

• в связи с необходимостью получения информации от иностранных госорганов в рамках международных договоров;

• в связи с необходимостью проведения экспертизы;

• перевода на русский язык документов, которые представлены налогоплательщиком на иностранном языке и истребования у контрагента проверяемого налогоплательщика или у иных лиц документов (информации), которые относятся к деятельности этого налогоплательщика.

Налогоплательщик обязан обеспечить возможность должностных лиц налоговых органов, проводящих выездную налоговую проверку, ознакомиться с документами, связанными с исчислением и уплатой налогов.

В последний день проведения выездной проверки составляется справка о проведенной выездной налоговой проверке. Дата составления справки (дата справки) фиксирует окончание выездной проверки.

По результатам выездной налоговой проверки в течение двух месяцев со дня составления справки о проведенной выездной налоговой проверке уполномоченными должностными лицами налоговых органов должен быть составлен в установленной форме акт налоговой проверки.

В случае если лицо, в отношении которого проводилась проверка, или его представитель уклоняются от получения акта налоговой проверки, этот факт отражается в акте налоговой проверки, и акт налоговой проверки (с необходимыми приложениями) направляется по почте заказным письмом по месту нахождения организации (обособленного подразделения) или месту жительства физического лица и датой вручения этого акта в этом случае будет шестой день, считая с даты отправки заказного письма.

Порядок проведения камеральной налоговой проверки

Камеральная проверка представляет собой процедуру, проводимую налоговым органом в отношении конкретного лица и состоящую из ряда последовательных действий.

Так, камеральная проверка начинается в момент представления налогоплательщиком налоговой декларации (расчетов) и документов, если необходимость представления таковых прямо предусмотрена НК РФ. Специального решения руководителя налогового органа о проведении проверки не требуется, о чем прямо указано в п. 2 ст. 88 НК РФ.

Процедура проведения камеральной проверки определена Регламентом, к сожалению в НК подробного описания процедуры нет. На основании положений данного документа можно выделить несколько обязательных этапов проведения камеральной налоговой проверки:

1. проверка полноты представления налогоплательщиком документов налоговой отчетности, предусмотренных законодательством о налогах и сборах;

2. визуальная проверка правильности оформления документов налоговой отчетности (полноты заполнения необходимых реквизитов, четкости из заполнения и т.д.);

3. арифметический контроль;

4. проверка своевременности представления данных налоговой отчетности;

5. проверка обоснованности применения налоговых ставок, льгот;

6. проверка правильности исчисление налоговой базы

1. Первый этап камеральной проверки проходит уже при приеме налоговой отчетности и заключается в проверке полноты представления налогоплательщиком документов налоговой отчетности в соответствии с налоговым законодательством. Данная проверка проводится специалистом отдела по работе с налогоплательщиками, принимающим налоговую отчетность у налогоплательщиков.

Поскольку налогоплательщики для камеральной проверки представляют только налоговую декларацию (расчет) и документы, обязанность представления которых прямо предусмотрена НК РФ, контроль полноты предоставляемой налоговой отчетности приобретает сугубо технический характер и ориентирован в первую очередь на проверку представления предусмотренных НК РФ документов.

2. На втором этапе камеральной проверки проводится визуальный контроль представленной налоговой отчетности. В соответствии с п. 2.3 Регламентом под визуальным контролем подразумевается проверка полноты и четкости заполнения необходимых реквизитов, наличия подписей. Таким образом, на данном этапе проверки специалист отдела по работе с налогоплательщиками, принявший у налогоплательщика налоговую отчетность, контролирует наличие всех необходимых реквизитов: наименование налогоплательщика, ИНН, налогового период, за который представляется отчетность и др.

На данном этапе проверки налоговый инспектор не вправе отказать в принятии налоговой отчетности, за исключением случая ее представления налогоплательщиком по неустановленной форме. Согласно Регламенту в том случае, если налоговая декларация (расчет) представлены налогоплательщиком по не установленной форме, должностное лицо отдела по работе с налогоплательщиками в 3-дневный срок подготавливается уведомление о необходимости представления налоговой декларации по установленной законодательством форме.

Вместе с тем, если в представленной налоговой отчетности налогоплательщик не указал какой-либо из обязательных реквизитов (ИНН или налоговый период), нечетко заполнил отдельные реквизиты или заполнил их карандашом, внес исправления, не заверив их своей подписью, должностное лицо отдела по работе с налогоплательщиками уведомляет налогоплательщика о необходимости в установленные сроки внести исправления и привести налоговую отчетность в соответствие с формой, утвержденной налоговым законодательством.

3. На третьем этапе камеральной проверки специалисты налогового органа осуществляют арифметический контроль данных представленной налоговой отчетности. Данный контроль производит отдел, ответственный за ввод налоговой отчетности.

Если в процессе ввода налоговой отчетности, исходя из взаимосвязи показателей строк и граф, предусмотренных формой налоговой декларации, выявляются арифметические ошибки (в автоматизированном режиме), то специалист, осуществлявший ввод, составляет протокол таких ошибок и передает данный протокол в отдел камеральных проверок.

В том случае, если в процессе арифметического контроля не выявлено каких-либо неточностей, налоговая отчетность также передается в отдел камеральных проверок с соответствующей отметкой специалиста, осуществлявшего ввод.

Таким образом, все операции по проведению камеральной проверки после проведения арифметического контроля представленной налоговой отчетности осуществляются специалистами отдела камеральных проверок налогового органа.

4. Четвертый этап камеральной проверки заключается в проверке своевременности представления налогоплательщиком налоговой отчетности.

5. На пятом этапе специалисты отдела камеральных проверок проводят проверку обоснованности применения налогоплательщиком налоговых ставок и налоговых льгот. Речь идет о проверке факта наличия у налогоплательщика оснований для применения льгот, установленных законодательством о налогах и сборах, а также налоговых ставок, предусмотренных как федеральным, так и местным законодательством о налогах и борах.

6. Завершающим этапом камеральной проверки является проверка правильности исчисления налогоплательщиком налоговой базы.

На этапе проверки правильности исчисления налоговой базы налоговый орган в обязательном порядке осуществляет следующие контрольные мероприятия.

Во-первых, проводится сопоставление отчетных показателей налоговой отчетности текущего периода с аналогичными показателями налоговой отчетности предыдущих периодов.

Во-вторых, налоговый орган проводит сопоставление показателей проверяемой налоговой декларации с показателями налоговой декларации по другим видам налогов и бухгалтерской отчетностью.

В-третьих, производится оценка достоверности показателей представленной налоговой отчетности на основе анализа всей имеющейся в налоговом органе информации о финансово-хозяйственной деятельности налогоплательщика. При этом данная информация может быть получена налоговым органом:

— от правоохранительных и иных контролирующих органов, органов государственной власти и местного самоуправления на основании совместных соглашений по обмену информацией;

— от банков на основании запросов;

— от юридических и физических лиц посредством писем, жалоб и заявлений;

— из средств массовой информации в виде рекламных объявлений, поданных самим налогоплательщиком.

Кроме того, сведения об экономической деятельности проверяемого налогоплательщика могут быть получены посредством истребования документов (информации) о налогоплательщике у иных лиц, располагающих данными документами (информацией), в порядке, установленном ст. 93.1 НК РФ.

Читайте так же:  Возврат подоходного налога

В-четвертых, налоговый орган анализирует соответствие уровня и динамики показателей налоговой отчетности, отражающих объемы производства и реализации продукции (работ, услуг), с уровнем и динамикой показателей объемов потребления налогоплательщиком электро- и теплоэнергии, воды и т.д. Для получения данной информации налоговые органы направляют соответствующие запросы в организации электро- и теплоэнергии и водоканала.

В-пятых, проводят сравнительный анализ основных показателей налоговой отчетности (выручка, расходы и т.д.) со средними показателями отчетности налогоплательщиков, осуществляющих аналогичные виды деятельности.

Несоответствие сведений, содержащихся в представленной налоговой отчетности, и информации о налогоплательщике, полученной налоговым органом из других источников, может повлечь доначисление налога и применение налоговых санкций по ст. 122 НК РФ, но только в том случае, если информация, полученная из других источников, документально подтверждена, достоверна и подтверждает факт занижения налогоплательщиком налоговой базы по налогу.

В п. 3 ст. 88 НК РФ указано, что если камеральной проверкой выявлены ошибки в налоговой декларации (расчете) и (или) противоречия между сведениями, содержащимися в представленных документах, либо выявлены несоответствия сведений, представленных налогоплательщиком, сведениям, содержащимся в документах, имеющихся у налогового органа, об этом сообщается налогоплательщику с требованием представить в течение пяти дней необходимые пояснения или внести соответствующие исправления в этот же срок.

В силу данной нормы налоговый орган обязан истребовать у налогоплательщика пояснения или направить требование о внесении исправлений в том случае, если им выявлены в представленной налоговой отчетности какие-либо противоречия. Соответственно, неисполнение налоговым органом данной обязанности автоматически повлечет признание вынесенного по итогам камеральной проверки решения незаконным.

Полномочия налогового органа, предусмотренные ст. 88 и 101 НК РФ, носят публично-правовой характер, что не позволяет налоговому органу произвольно отказаться от необходимости истребования дополнительных сведений, объяснений и документов, подтверждающих правильность исчисления и своевременность уплаты налогов. При осуществлении возложенной на него функции выявления налоговых правонарушений налоговый орган во всех случаях сомнений в правильности уплаты налогов и тем более — обнаружения признаков налогового правонарушения обязан воспользоваться предоставленным ему правомочием истребовать у налогоплательщика необходимую информацию. Соответственно, налогоплательщик вправе предполагать, что если налоговый орган не обращается к нему за объяснениями или документами, подтверждающими декларируемые налоги, то у налогового органа нет сомнений в правильности уплаты налогов. Иное означало бы нарушение принципа правовой определенности и вело бы к произволу налоговых органов.

За налогоплательщиком закреплено право по требованию налогового органа не только вносить исправления в представленные документы, но и пояснять сведения, содержащиеся в данных документах. Добровольное предоставление дополнительных документов в ответ на требование налогового органа представить необходимые пояснения следует отличать от тех случаев, когда налогоплательщик обязан выполнить требование налогового органа о представлении документов.

В п. 3 ст. 88 НК РФ прямо указано, в какой срок налогоплательщик вправе представить пояснения или внести исправления в ранее представленные документы. Данный срок составляет пять дней.

Впервые в положениях НК РФ зафиксированы правовые последствия представления налогоплательщиком пояснений. В соответствии с п. 5 ст. 88 НК РФ налоговый орган обязан рассмотреть представленные налогоплательщиком пояснения и документы. Тем самым акт по итогам камеральной проверки составляется с обязательным учетом тех документов, которые были представлены налогоплательщиком в доказательство правомерности сведений, содержащихся в налоговой декларации (расчетах). Если же по каким-то причинам налоговый орган не отразит в акте проверки представленные налогоплательщиком пояснения и документы, акт и решение, вынесенное по итогам проверки, могут быть обжалованы в суд.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Камеральная налоговая проверка — это. Понятие, сроки и порядок проведения

Камеральная налоговая проверка – это один из наиболее распространенных видов аудита, который осуществляется налоговой службой. При этом проводится она в отношении абсолютно всех налогоплательщиков. Каковы особенности данной процедуры? Что необходимо знать налогоплательщику?

Возможно ли увеличение срока камеральной проверки

Как уже было отмечено выше, законодательством установлен только срок камеральной налоговой проверки. Возможности продления или приостановления такой проверки не предусмотрены ни одним нормативно-правовым актом. На данный факт указывают как Минфин РФ (письмо от 18.02.2009 № 03-02-07/1-75), так и судебные органы (постановления ФАС Уральского округа от 16.07.2012 № Ф09-5401/12, ФАС Северо-Западного округа от 04.03.2010 № А52-4313/2009).

Исключением является декларация по НДС. Проверяющие могут продлить срок камеральной проверки по этой декларации на 1 месяц (с 2-х до 3-х месяцев). Это возможно в том случае, если они найдут признаки нарушения налогового законодательства (п. 2 ст. 88 НК РФ).

Таким образом, налоговый орган имеет право проводить необходимые контрольные мероприятия только в течение 3 месяцев со дня представления налоговой декларации (постановление президиума ВАС РФ от 17.11.2009 № 10349/09).

Вопреки этому некоторые суды считают правомерными результаты, даже если сроки проведения камеральных проверок превысили 3 месяца (постановление ФАС Уральского округа от 18.05.2009 № Ф09-3043/09-С3), аргументируя тем, что нарушение срока не является основанием для отмены решения, принятого по результатам проверки.

Составление и вручение актов и решений возможно только в случае выявления нарушений и только после завершения камеральной налоговой проверки.

Что такое налоговая проверка?

Всем известно, что ведение собственного бизнеса практически всегда сопровождается рисками для предпринимателя. Налоговая инспекция нередко осуществляет проверку организаций.

Налоговой проверкой называют специфическую форму контроля, которая осуществляется как на выезде, так и в камеральных условиях. Она проводится должностными лицами ФНС с целью контроля соблюдения российского налогового законодательства. Проверяться могут не только сами налогоплательщики, но и налоговые агенты и лица, уплачивающие различные сборы.

Камеральные и выездные налоговые проверки: отличия

Существует два типа налоговых проверок – камеральные и выездные. В отличие от камеральных проверок выездные проводятся на основании 89 статьи Налогового Кодекса. В чем же состоят их основные отличия?

Камеральные проверки проводятся на основании 88 статьи НК РФ, как это уже говорилось выше. Ими занимается отдел камеральных проверок ФНС. Проводятся они на основании каждого сданного отчетного документа или декларации. При этом о данной процедуре не информируется сам налогоплательщик, не требуется специальное разрешение руководителя инспекции. Срок проведения процедуры составляет 3 месяца, в течение 5 дней по запросу налоговой инспекции могут быть внесены изменения в декларацию. Акт о проверке составляется только в случае выявления нарушений.

Выездные проверки проводятся выборочно в течение разных отчетных периодов и по различным видам налогов. Место проведения процедуры – либо на территории налогоплательщика, либо по его желанию в отделении ФНС. Для запуска процедуры необходимо разрешение руководителя налоговой инспекции. О проведении проверки должен быть уведомлен сам налогоплательщик. Срок проверки может составлять от 2 до 6 месяцев, а периодичность – не более 2 раз в год. В день окончания процедуры налогоплательщику выдается справка о проведенных мероприятиях, составляется акт и выносится решение независимо от того, были выявлены нарушения или нет.

Что такое камеральная проверка согласно Налоговому кодексу

Ст. 88 НК РФ освещает порядок проведения камеральной налоговой проверки. Предметом камеральной проверки служит обеспечение надлежащего исполнения налогоплательщиком обязанности по заполнению отчетности. Механизм камеральной проверки запускается с момента представления плательщиком налоговой декларации (подробности читайте здесь).

Читайте так же:  Налоговый вычет по ипотеке отзывы

Срок проведения камеральной налоговой проверки составляет 3 месяца. Однако камеральная проверка может быть осуществлена и в более короткий промежуток времени. Об этом — наша статья «Решение по камеральной проверке может быть принято до истечения трехмесячного срока».

Кем и где проводится камеральная налоговая проверка

Камеральная проверка проводится сотрудниками ФНС в стенах инспекции.

В рамках камеральной проверки сотрудник ИФНС вправе:

  • Запросить дополнительные документы. При этом налоговое законодательство разрешает истребовать при проведении камеральной проверки далеко не все. Так, например, п. 5 ст. 93 НК РФ установлено, что нельзя запрашивать повторно материалы, ранее представленные в ходе выездных или камеральных проверок. О том, какие еще документы налоговый орган потребовать не вправе, можно узнать из статьи «Может ли инспекция потребовать для КНП документы, подтверждающие льготную ставку?».
  • Осуществить допрос свидетелей. Можно ли избежать дачи показаний, вам расскажет наша статья «Возможен ли допрос свидетеля в рамках камералки?».
  • Провести осмотр помещений. При этом осмотру могут быть подвергнуты помещения не только проверяемого лица (подробности здесь).
  • Осуществить прочие мероприятия, речь о которых идет в статье «Ст. 88 НК РФ (2015): вопросы и ответы».

Какими могут быть результаты проверки:

  • При выявлении ошибок ФНС обязана в течение 10 дней по окончании проверки составить акт об этом в 2 экземплярах и направить его налогоплательщику. О том, как выглядит акт и в течение какого времени он направляется проверяемому лицу, вы узнаете из статьи «Акт камеральной налоговой проверки — образец».

Обратите внимание! Проверяемое лицо может обжаловать акт налоговиков в течение месяца после его получения. Правильно это сделать вам поможет наша статья.


  • Если ошибки не обнаружены, налоговый орган не выдает плательщику никаких итоговых документов (за исключением проверки обоснованности возмещения по декларациям 3-НДФЛ и НДС), когда выносит то или иное решение. Подробнее о проведении камеральной проверки по НДС читайте в статье «Особенности камеральной проверки по НДС к возмещению».

Каковы сроки камеральной проверки по НДС

При подаче налоговой декларации по налогу на добавленную стоимость с начисленным к уплате налогом срок проведения камеральной проверки изменился — 2 месяца.

Специальный срок — шесть месяцев предусмотрен по декларациям иностранной компании, которая платит «налог на Google» (п. 2 ст. 88, п. 8 ст. 174.2 НК РФ).

В случае подачи декларации по НДС с суммой налога к возмещению срок камеральной проверки будет таким же — 2 месяца, но в данном случае существуют небольшие исключения. Так, если в ходе проведения комплекса контрольных мероприятий не будут выявлены нарушения, то инспектор может завершить проверку, не дожидаясь 2-месячного срока, и в течение 7 дней вынести решение о возмещении (письмо Минфина от 19.03.2015 № 03-07-15/14753).

В какой форме могут получать требования о пояснениях плательщики НДС, узнайте из материалов, размещенных на нашем сайте:

Камеральная проверка: определение термина

Камеральная налоговая проверка – это форма аудита ФНС. В ее ходе проверяются декларации и бухгалтерская отчетность, которые подавались как индивидуальными предпринимателями, так и организациями. Отличительная черта камеральных проверок заключается в том, что они не требуют непосредственного выезда налоговой инспекции.

Камеральная налоговая проверка проводится инспектором. В перечень проверяемой документации входят поданные ранее налоговые декларации, расчетные операции по авансовым платежам, различные справки и заявления. Таким образом, анализируется вся документация, касающаяся начисления и уплаты налогов. Отчет по камеральной налоговой проверке составляется в бумажном или электронном виде. Организации, в штате которых состоит более 100 сотрудников, с 2008 года ведут отчетность в электронном виде.

Требования к документам

На основании поступившей от организации документации проводится камеральная налоговая проверка. Документы могут быть дополнительно запрошены налоговыми инспекторами. Объем пакета документов, как правило, довольно солидный. Поэтому часто возникают вопросы, связанные с необходимостью заверения всей документации, а не отдельных копий.

Заверенная копия должна в полной мере передавать всю информацию, отраженную в подлинном документе. В налоговом законодательстве не предусматриваются правила предоставления заверенных копий в органы ФНС. Поэтому заверяться могут как отдельные листы, так и многостраничные папки.

К сшивам документации предъявляются некоторые требования:

  • Текст должен свободно читаться.
  • При изучении папки не должна возникать возможность ее механического разрушения.
  • Должна быть обеспечена возможность свободного копирования каждого листка.
  • Все листы должны быть пронумерованы, а при заверении указано общее их количество.

В налоговую инспекцию сшивы предоставляются вместе с сопроводительным письмом.

Когда камеральная проверка должна быть завершена

Камеральная проверка считается оконченной спустя 3 месяца (2 месяца для НДС) после ее начала в день, соответствующий дню начала контрольных мероприятий. Например, если декларация была подана 20.01.2020, то камеральная проверка заканчивается 20.04.2020.

Если же окончание проверки приходится на день, который отсутствует в третьем месяце проверки, то проверка заканчивается в последний день этого месяца.

Также на практике бывает, что срок завершения проверки приходится на выходной или праздничный день. В таком случае инспектор завершит проверку в ближайший следующий за ним рабочий день.

Дата окончания камеральной проверки может отодвинуться, если в течение 3-месячного срока налогоплательщик представил в налоговый орган уточненную декларацию. В этом случае проверка первичной декларации прекращается и начинается новая камеральная проверка, срок которой — снова 3 месяца (абз. 3 п. 2 ст. 88 НК РФ).

Что анализируют налоговики во время камеральной проверки уточненной декларации, узнайте здесь.

Законодательная база

Камеральная налоговая проверка – это форма аудита ФНС, проводимая на основании действующего НК РФ. Информация о порядке и правилах ее проведения содержится в 31, 87 и 88 статьях налогового законодательства.

Полезные рекомендации

Для того чтобы успешно пройти камеральную налоговую проверку, необходимо четко соблюдать сроки сдачи отчетных документов и деклараций и своевременно отвечать на запросы ФНС. При проведении проверок составляется математическая модель налогоплательщика, в которой учитывается сфера деятельности предприятия, оборот, финансовые операции. Нередко составляется и так называемый портрет, в котором отражается информация о характере и размере уплачиваемых налогов, соблюдении сроков, возмещался ли НДС. Проверяют и юридические формальности – имеется ли вся необходимая документация, какие банки взаимодействуют с организацией, осуществляет ли она непрофильную деятельность. ФНС уже давно разработала систему выявления фирм-однодневок по ряду признаков. О проведении камеральных проверок практически невозможно узнать заранее.

Видео (кликните для воспроизведения).

Камеральная налоговая проверка – это одна из неотъемлемых частей ведения бизнеса. Налогоплательщики всегда находятся под контролем ФНС. Проверки всегда могут иметь и негативные последствия, поэтому деятельность организации должна четко соответствовать российскому законодательству.

Источники

Порядок проведения камеральной налоговой проверки кратко
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here