Порядок осуществления валютного контроля

Валютное регулирование и валютный контроль. Особенности налогообложения внешнеторговых операций

Курс в Санкт-Петербурге + Онлайн-трансляция

Место проведения:

г. Санкт-Петербург, бизнес-центр «Мариинский», набережная реки Мойки, д. 58А, офис 507, 5-й этаж.

Продолжительность:

26-28 Февраля 2020 с 10:00 до 17:00 (Посмотреть другие даты)

В настоящее время сфера валютного регулирования и валютного контроля представляет собой динамично трансформирующуюся систему, в которой постоянно происходят изменения структурного, содержательного и нормативно-правового характера. Это создает немало трудностей и вопросов в повседневной деятельности компаний и индивидуальных предпринимателей, повышает вероятность нарушения ими норм валютного законодательства, а, следовательно, наложения органами валютного контроля существенных штрафов на субъектов внешнеэкономических отношений.

В результате обучения участники:

  • ознакомятся с государственным регулированием валютного регулирования и валютного контроля;
  • изучат порядок и формы учета и отчетности по валютным операциям;
  • рассмотрят порядок постановки и снятия с учета контрактов;
  • ознакомятся с органами и агентами валютного контроля;
  • изучат арбитражную практику по вопросам валютного регулирования, валютного контроля внешнеэкономической деятельности хозяйствующих субъектов;
  • рассмотрят административную и уголовную ответственность за нарушения валютного законодательства;
  • изучат нормативно-правового регулирования внешнеторговых операций;
  • ознакомятся с особенностями налогообложения участников внешнеэкономической деятельности;
  • изучат порядок налогообложения иностранных организаций, получающих доходы от источников в РФ;
  • научатся применять изученные материалы на практике;
  • получат все необходимые для повседневной работы информационно-справочные материалы.

Программа:

Первый – второй день.

Валютное законодательство Российской Федерации.

Евразийский экономический союз.

  • Статистика взаимной торговли РФ с государствами – членами ЕАЭС.
  • Статистическая форма учета перемещения товаров.
  • Ответственность за непредставление статистической формы таможенным органам.

Арбитражная практика по вопросам внешнеэкономической деятельности хозяйствующих субъектов.

Практические вопросы валютного регулирования и валютного контроля в РФ.

  • Анализ типичных ситуаций в сфере валютных операций и рисков.
  • Решение практических бизнес-кейсов.

Обобщение практики валютного регулирования и валютного контроля.

Третий день.

Налогообложение участников ВЭД.

Налог на добавленную стоимость.

  • Определение места реализации товаров (работ, услуг).
  • Налоговые последствия для российских организаций, если местом реализации не признается РФ.
  • Налоговые последствия для иностранных организаций, если местом реализации признается РФ.
  • Выполнение обязанности налогового агента по НДС.
  • Формирование налоговой базы по НДС по договорам в иностранной валюте и в условных единицах.
  • Операции, подлежащие налогообложению по ставке 0%.
  • Подтверждение права на применение ставки НДС в размере 0% в электронном виде — реестры документов, подтверждающих право на применение ставки 0%.
  • Подтверждение ставки 0% при электронном декларировании товаров.
  • Применение налоговых вычетов при применении ставки 0%.
  • Возможность отказа от применения ставки 0%.
  • Налогообложение операций экспорта товаров, не подлежащих налогообложению НДС в РФ.
  • Товары, не подлежащие налогообложению НДС при ввозе на территорию РФ.
  • Применение налогового вычета по НДС при ввозе товаров на территорию РФ.

Налогообложение в рамках Евразийского экономического союза.

  • Исчисление косвенных налогов в рамках ЕАЭС.
  • изменения в порядке выставления счетов-фактур при экспорте товаров страны ЕАЭС.
  • подтверждение ставки 0% при экспорте в страны ЕАЭС.
  • Новая Декларация по косвенным налогам при импорте товаров на территорию РФ с территории государств-членов ЕАЭС.
  • Регистрация заявлений о ввозе товаров на территорию РФ в книге покупок.
  • Порядок налогообложения при ввозе в РФ товаров, не подлежащих налогообложению в РФ по ст. 149 НК РФ.
  • Налогообложение доходов физических лиц.
  • Социальное страхование в рамках ЕАЭС.

Налог на прибыль организаций.

  • Определение выручки по экспортным контрактам.
  • Формирование стоимости импортных товаров, основных средств.
  • Исчисление курсовых разниц в налоговом учете.
  • Отражение в налоговом учете расходов, связанных с зарубежными командировками.

Налогообложение иностранных организаций, получающих доходы от источников в РФ:

  • Виды доходов иностранных организаций, подлежащие налогообложению в РФ.
  • Новые требования Налогового кодекса для применения пониженных ставок для иностранных организаций.
  • Применение Соглашений об избежании двойного налогообложения.
  • Подтверждение постоянного местопребывания иностранного налогоплательщика.
  • Подтверждение права фактического получателя доходов.
  • Налоговый расчет о суммах выплаченных иностранным организациям доходов и удержанных налогов.
  • Исполнение обязанности налогового агента по налогу на прибыль.

Арбитражная практика по исполнению обязанности налогового агента по НДС и налогу на прибыль организаций.

Преподаватель:

ПЛАВИНСКАЯ Галина Алексеевна

Документ по окончании обучения:

Слушатели, успешно прошедшие итоговую аттестацию по программе обучения, получают Удостоверение о повышении квалификации в объеме 24 часов, (Лицензия на право ведения образовательной деятельности от 03 мая 2017 года №038386, выдана Департаментом образования города Москвы)

Стоимость участия в ОЧНОМ формате — 35 800 рублей, в ONLINE — 28 600 рублей.

Валютный контроль ужесточается. ТОП-5 важных правил, чтобы не попасть

Правовое регулирование валютных операций

Расчеты в иностранной валюте между резидентами: нюансы процедуры

Законодательство не запрещает резидентам РФ открывать валютные счета в банках, а вот безналичные валютные операции между резидентами не разрешены, о чем сказано в пункте 1 статьи 9 Закона №173-ФЗ. Но в этой же статье упомянуты особые случаи, когда расчеты в иностранной валюте между резидентами допускаются. И таких ситуаций довольно много:

На заметку

Валютными резидентами РФ автоматически считаются все граждане России, кроме тех, кто проживает за рубежом в течение года без въезда на территорию РФ. Но при посещении России даже на один день непрерывность данного срока нарушается, и человек автоматически превращается в валютного резидента.

Всего в законе указано 30 пунктов, на основании которых могут производиться валютные переводы между лицами-резидентами.

Со стороны соответствующих органов валютные операции, которые ведут юридические лица, подлежат обязательному валютному контролю. В частности, при оформлении расчетного документа в обязательном порядке требуется указывать соответствующий код, позволяющий определить экономический смысл этой операции. Отсутствие информации может послужить основанием для отказа в осуществлении перевода.

При переводе физическим лицам предоставление обосновывающих документов является обязательным в случае:

  • переводов денежных средств в размере не более 5000 долларов на счета физических лиц-резидентов;
  • переводов средств на счета физических лиц-резидентов, состоящих в близком родстве.
Читайте так же:  Какие налоги должны уплачивать ип

Если валютный перевод осуществляет юридическое лицо, то в некоторых случаях также требуется предоставление подтверждающих документов (в банк, кредитную организацию). К таким относятся счета-фактуры, договоры, контракты, инвойсы и прочие документы, на основании которых производится валютный перевод.

Оплата услуг иностранных контрагентов

В статье 6 Закона №173-ФЗ утверждается, что на валютные операции между резидентами и нерезидентами РФ ограничения практически не распространяются. Исключением (и правомерным опасением государства) являются операции, которые могут вызвать серьезное сокращение золотовалютных резервов страны или привести к колебаниям валютного курса. Ограничения также могут быть установлены для поддержания стабильности платежного баланса РФ. При устранении обстоятельств, вызвавших ограничение подобного рода, контролирующие органы обычно разрешают проведение валютных операций.

Кроме этого, Центробанком РФ по отношению к кредитно-финансовым учреждениям установлен ряд требований, касающихся оформления документов для валютных сделок. Например, предусмотрена обязательная идентификация персоны, продающей или покупающей иностранную валюту. Эта информация должна вноситься в документы, оформляемые при совершении валютной сделки.

К самым распространенным операциями, производимым юридическими лицами-резидентами, можно отнести оплату услуг иностранных контрагентов. На объемы средств, выводимых за рубеж при осуществлении покупки товаров или услуг, российское законодательство ограничений не устанавливает. Но вместе с этим отношения экспорта-импорта с участием отечественных компаний полностью подпадают под Инструкцию Банка России от 16 августа 2017 года №181-И [1] . Указанный документ устанавливает определенные обязательства российских компаний в сфере оформления сделок в валюте с иностранными партнерами.

Согласно новой инструкции, пакет документов, которые нужно подавать в банк для валютного контроля, значительно изменился. Паспорт сделки был упразднен, и компании теперь необходимо только ставить контракт по импорту на сумму более трех млн рублей (или на эквивалентную сумму в валюте) на учет. Если сумма контракта меньше трех млн, но при этом больше 200 000 рублей, то его можно не ставить на учет, но потребуется направить в банк для подтверждения дополнительные документы по сделке. Если сумма не достигает 200 000 рублей, то ни ставить контракт на учет, ни предоставлять дополнительные документы не нужно.

В соответствии с новой инструкцией, больше не требуется готовить для банка справку о валютных операциях. До 2018 года при совершении сделки на сумму свыше 100 000 долларов организация должна была отослать агенту валютного контроля пакет документов, подтверждающих необходимость совершения такого платежа. С 2018 года для осуществления крупных валютных перечислений понадобится оформить лишь справку о подтверждающих документах. Сами документы нужно подавать в банк вместе со справкой, а их список определяется особенностями проведения операции. Например, для сделок по оплате товаров или услуг, полученных от иностранных контрагентов, подтверждающими документами будут являться таможенная декларация и прочие перевозочные или товаросопроводительные документы.

При необходимости списания валюты со счета в банк также подается распоряжение о списании средств и одновременно с этим предоставляется уникальный номер контракта, полученный при постановке на учет [2] .

Все основные документы по валютной сделке компания оформляет самостоятельно. Но, согласно инструкции, данную обязанность можно возложить на обслуживающий банк, конечно, только в том случае, если тот является агентом валютного контроля. Для этого потребуется направить в банк всего лишь пакет документов и заполнить соответствующее заявление.

Особенности учета валютных операций

Порядок любых валютных расчетов и учет таких операций регламентируется и детально описывается российским законодательством. Основными документами в этой сфере является Инструкция по применению единого плана счетов [3] , а также ранее упомянутый Закон №173-ФЗ.

В бухгалтерском учете валютные операции должны быть отражены одновременно и в рублевом эквиваленте по курсу Центробанка, и в иностранной валюте. Обычно в отчетности все суммы валютных операций отражаются в рублях, а валютные суммы являются только дополнительной информацией, в первичных документах — и в рублях, и в валюте. Для правильного проведения учета валютных операций важно точно определить дату совершения самой операции. Именно от этой даты зависит валютный курс, на основании которого бухгалтер пересчитывает валюту в российские рубли.

В бухгалтерском плане счетов для обобщения сведений о движении валютных денежных средств на счете любого резидента служит счет 52. Именно он используется для проведения операций с валютой в бухгалтерском учете любого предприятия. Кроме того, компания может дополнительно открывать субсчета для российских кредитных учреждений и для счетов в иностранных банках (субсчета 52-1 и 52-2).

Чтобы грамотно осуществлять расчеты в иностранной валюте, необходимо не только хорошо знать российское законодательство, но и иметь некоторый опыт в оформлении документов. Помощь надежного банка позволит не запутаться в тонкостях законодательства и при этом не переплатить за услуги.

Через какой банк можно проводить расчеты в иностранной валюте?

Всеми валютными переводами в России уполномочены заниматься только банки-агенты валютного контроля. Они скрупулезно проверяют правильность оформления всех документов, осуществляют валютный контроль при сделках и даже могут взять на себя обязанность заполнения всех необходимых документов.

В качестве примера такого банка можно привести «ЮниКредит Банк», основанный в 1989 году как «Международный Московский Банк» и ставший первой отечественной финансово-кредитной организацией, привлекшей к формированию своего капитала средства иностранных банковских учреждений. Сегодня 100% акций «ЮниКредит Банк» принадлежат UniCredit Group.

Сейчас банк является одной из крупнейших кредитных организаций в России. Он предлагает исчерпывающий перечень банковских услуг практически любым клиентам: физическим лицам, финансово-кредитным учреждениям, малому и среднему бизнесу. Оказывает банк и услуги валютного контроля.

Обратившись в «ЮниКредит Банк», клиент способен выполнить операцию в иностранной валюте в отношении почти всех стран мира. Это возможно благодаря обширной корреспондентской сети кредитной организации. Если у клиента имеется счет только в одной конвертируемой иностранной валюте, он может отправить перевод практически в любой валюте мира, включая редкие: банк конвертирует средства при переводе.

В 2019 году «ЮниКредит Банк» отметил свое тридцатилетие и занял первое место в рейтинге «100 надежных российских банков — 2019» по версии журнала Forbes.

Читайте так же:  Налоговый вычет за лечение ребенка как оформить

* «ЮниКредит Банк» работает на основании Генеральной лицензии на осуществление банковской деятельности №1 Банка России.

Валютный контроль в Российской Федерации

Материалы подготовлены группой консультантов-методологов ЗАО

Основным органом валютного регулирования в Российской Федерации согласно статье 9 Закона РФ от 9 октября 1992 года № 3615-1 «О валютном регулировании и валютном контроле» является Центральный банк РФ. Помимо Центрального банка РФ, валютный контроль в соответствии со статьей 11 Закона РФ № 3615-1 осуществляют федеральные органы исполнительной власти в пределах компетенции, установленной федеральными законами, а также федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный Правительством РФ.

Объектом валютного контроля являются валютные операции, под которыми в соответствии с пунктом 7 статьи 1 Закона РФ № 3615-1 понимаются:

— операции, связанные с переходом права собственности и иных прав на валютные ценности, в том числе операции, связанные с использованием в качестве средства платежа иностранной валюты и платежных документов в иностранной валюте;

— ввоз и пересылка в РФ, а также вывоз из РФ валютных ценностей;

— осуществление международных денежных переводов;

— расчеты между резидентами и нерезидентами в валюте Российской Федерации.

Цель валютного контроля — обеспечение соблюдения валютного законодательства при осуществлении валютных операций, а основные направления валютного контроля:

— определение соответствия проводимых валютных операций действующему законодательству;

— наличие необходимых лицензий и разрешений для проведения валютных операций;

— проверка выполнения резидентами обязательств в иностранной валюте перед государством, а также обязательств по продаже иностранной валюты на внутреннем рынке РФ;

— проверка обоснованности платежей в иностранной валюте;

— проверка полноты и объективности учета и отчетности по валютным операциями, а также по операциям нерезидентов в валюте РФ.

Наибольшее число нарушений валютного законодательства допускают участники внешнеэкономической деятельности при экспорте и импорте товаров.

Валютный контроль при осуществлении экспортных операций

Согласно определению, приведенному в Федеральном законе РФ от 13 октября 1995 года № 157-ФЗ «О государственном регулировании внешнеторговой деятельности», экспорт представляет собой вывоз товара, работ, услуг, результатов интеллектуальной деятельности, в том числе исключительных прав на них, с таможенной территории Российской Федерации за границу без обязательства об обратном ввозе. Факт экспорта фиксируется в момент пересечения товаром таможенной границы Российской Федерации, предоставления услуг и прав на результаты интеллектуальной деятельности. К экспорту товаров приравниваются отдельные коммерческие операции без вывоза товаров с таможенной территории Российской Федерации за границу, в частности, при закупке иностранным лицом товара у российского лица и передаче его другому российскому лицу для переработки и последующего вывоза переработанного товара за границу.

При экспорте товаров серьезные нарушения валютного законодательства связаны с незачислением, неполным или несвоевременным зачислением экспортной выручки на счета резидентов, осуществляющих экспортные операции, открытые в уполномоченных банках РФ.

В соответствии с Указом Президента РФ от 21 ноября 1995 года № 1163 «О первоочередных мерах по усилению системы валютного контроля в Российской Федерации» расчеты по внешнеэкономическим сделкам резидентов, предусматривающим вывоз товаров с таможенной территории Российской Федерации, осуществляются только через счета резидентов, заключивших или от имени которых заключены сделки с нерезидентами, если иное не разрешено Центральным банком Российской Федерации. При этом расчеты по внешнеэкономическим сделкам, по которым участники внешнеэкономической деятельности оформили паспорта сделок, осуществляются только через уполномоченные банки, подписавшие такие паспорта сделок.

На основании Закона РФ № 3615-1 Центральный банк РФ и Государственный таможенный комитет РФ разработали Инструкцию № 86И и № 01-23/26541 соответственно от 13 октября 1999 года «О порядке осуществления валютного контроля за поступлением в Российскую Федерацию валютной выручки от экспорта товаров».

Согласно пункту 2.1 данного документа экспортер обязан зачислить выручку от экспорта товаров на свой рублевый и (или) валютные счета в банке, подписавшем паспорт сделки по соответствующему контракту.

Выручкой признаются денежные средства в иностранной валюте или валюте Российской Федерации, переведенные или подлежащие переводу в пользу экспортера нерезидентом в качестве оплаты за экспортируемые по контракту товары.

Паспорт сделки представляет собой документ валютного контроля, в котором содержатся все необходимые для осуществления валютного контроля сведения из контракта. Контракт – это договор или соглашение между резидентом и нерезидентом, предусматривающий экспорт товаров с территории РФ и их оплату в иностранной валюте и (или) валюте Российской Федерации. Паспорт сделки оформляется в уполномоченном банке либо его филиале резидентом, от имени которого заключен контракт.

По каждому заключенному контракту оформляется один паспорт сделки в двух экземплярах, он подписывается тем банком, в котором открыт счет экспортера. На это счет должна поступить выручка за экспортируемые товары.

Одновременно с заполненным и подписанным паспортом сделки экспортер представляет в банк оригинал и копию контракта, на основании которого и был составлен паспорт сделки.

Если условиями контракта предусматривается предоставление иностранной стороне отсрочки платежа на срок более 90 дней, то в банк необходимо представить также копию соответствующего разрешения, полученного в установленном порядке. Если условиями контракта предусмотрено осуществление иной валютной операции, для проведения которой требуется разрешение Банка России, то в уполномоченный банк необходимо представить копию соответствующего разрешения.

Зачастую контракты на экспорт товаров занимают большое количество печатных листов, Если полный текст контракта составляет более 5 листов, то банк может разрешить экспортеру вместо копии всего контракта представить выписки из него, содержащие сведения, необходимые для осуществления контроля за правильностью составления паспорта сделки.

Банк при подписании паспорта сделки на оборотной стороне оригинала листа контракта, содержащего подписи сторон, делает запись: «Контракт принят на расчетное обслуживание (полное наименование банка) “(число)” (месяц) (год)», которая удостоверяется зарегистрированной печатью банка и подписью сотрудника банка, уполномоченного подписывать паспорт сделки и совершать иные операции по осуществлению валютного контроля от имени банка. С момента подписания паспорта сделки банк принимает контракт на расчетное обслуживание и выполняет функции агента валютного контроля за поступлением выручки по данному контракту.

Читайте так же:  Как сделать налоговый вычет на детей

Первый экземпляр паспорта сделки вместе с оригиналом контракта возвращается экспортеру, второй служит основанием для формирования банком досье, в которое он помещается вместе с другими документами, поступающими в банк в связи с операциями по данному контракту. Досье представляет собой формируемую по каждому паспорту сделки подборку документов для контроля за поступлением выручки за экспортируемые товары. В досье помещаются:

— оригинал паспорта сделки (оригиналы переоформленных паспортов сделок);

— копии контракта (выписки из контракта) и изменений и (или) дополнений к нему;

— копии разрешений на отсрочку платежа и на проведение валютных операций, для осуществления которых требуется такое разрешение;

— копии межбанковских сообщений, подтверждающих поступление в пользу экспортера (перевод экспортером иностранному контрагенту) денежных средств по контракту (паспорту сделки);

Видео (кликните для воспроизведения).

— иные документы, заполняемые банком или поступающие в банк в связи с данным паспортом сделки;

— ведомость, распечатанная на бумажном носителе, подписанная ответственным лицом банка и заверенная печатью банка, по окончании (прекращении) всех операций и расчетов по контракту (при закрытии досье). Досье подлежит хранению в течение 5 лет после его закрытия.

Банк может отказать в подписании паспорта сделки, если будет обнаружена хотя бы одна из следующих ситуаций:

— данные, содержащиеся в контракте, не соответствуют сведениям, указанным в паспорте сделки;

— предусмотренные контрактом валютные операции не соответствуют требованиям законодательных и иных нормативных актов РФ;

— паспорт сделки оформлен с нарушением установленных требований;

— в контракте отсутствуют условия, предусматривающие поступление выручки на счет экспортера в банке;

— в банк представлен контракт, составленный на иностранном языке, но отсутствует перевод на русский язык;

— экспортер не представил в банк копии разрешения на отсрочку платежа, полученного в установленном порядке, а также копии разрешения на осуществление валютной операции, для проведения которой требуется разрешение Банка России.

При отказе в подписании паспорта сделки банк все документы возвращает экспортеру.

Если сторонами контракта в него вносятся изменения и дополнения, затрагивающие сведения, указанные в паспорте сделки, то экспортер должен представить в банк, подписавший паспорт сделки по данному контракту:

— оригиналы и копии изменений и (или) дополнений к контракту;

— копии разрешений, полученных экспортером в установленном порядке;

— переоформленный с учетом внесенных в контракт изменений паспорт сделки в двух экземплярах.

Если выручка экспортера зачисляется на счет в иностранном банке, открытый с разрешения Банка России, то паспорт сделки представляется для подписания в территориальное учреждение Банка России по месту государственной регистрации организации-экспортера. Данное территориальное учреждение банка будет осуществлять контроль за операциями по подписанному паспорту сделки.

Банковский контроль за поступлением экспортной выручки осуществляется на основании пункта 5 Инструкции № 86И и № 01-23/26541.

В течение пяти календарных дней, следующих за датой подписания паспорта сделки, банк формирует электронную копию паспорта сделки, а на ее основании — ведомость банковского контроля, представляющую собой документ валютного контроля, содержащий сведения об операциях по данному контракту.

При поступлении иностранной валюты или валюты Российской Федерации на счет экспортера от нерезидента банк обязан сообщить об этом экспортеру не позднее следующего рабочего дня. Экспортер, в свою очередь, в срок не позднее 7 календарных дней, следующих за датой зачисления денежных средств на его счета, обязан представить в банк:

— реквизиты паспорта сделки, по которому поступили денежные средства;

— вид полученного платежа;

— распределение суммы полученной выручки по произведенным по паспорту сделки отгрузкам.

Полученные сведения отражаются банком в ведомости банковского контроля в первый рабочий день, следующий за днем получения данной информации от экспортера.

Если выручка от иностранного покупателя ошибочно поступила в уполномоченный банк, который не оформлял паспорта сделки по контракту, в счет которого поступили данные средства, то в течение 7 календарных дней от даты поступления этих средств экспортер обязан дать поручение уполномоченному банку на перевод поступивших средств в полном объеме на счет в банке, оформившем паспорт сделки по данному контракту.

Если в указанный срок такое поручение не будет представлено экспортером, то поступившие средства в иностранной валюте подлежат обязательной продаже и зачислению на счет экспортера.

Между банками и ГТК России на основании пункта 6 Инструкции № 86И и № 01-23/26541 осуществляется обмен документами валютного контроля. Осуществляется такой обмен в электронном виде по телекоммуникационной сети.

Банк в течение 10 календарных дней, следующих за датой подписания паспорта сделки, направляет электронную версию паспорта сделки в ГТК РФ, который, в свою очередь, на основании данных грузовой таможенной декларации формирует учетную карточку таможенно-банковского контроля и в течение 30 календарных дней, следующих за датой принятия решения о выпуске товаров, направляет ее в банк. Учетная карточка таможенно-банковского контроля представляет собой документ валютного контроля, содержащий сведения об экспортируемом по контракту товаре из грузовой таможенной декларации, а также о поступлении выручки.

Для получения подтверждения даты фактического вывоза товара с территории РФ в случае, если срок поступления выручки не превышает 90 календарных дней с даты вывоза товаров с таможенной территории РФ, но составляет более 90 календарных дней с даты принятия решения о выпуске товаров, экспортер может обратиться в таможенный орган, в регионе деятельности которого расположен пункт пропуска на таможенной границе РФ.

Валютный контроль, его цели, функции и роль в совершении валютных сделок

В 2019 году в России процедура валютного контроля проводится по новым правилам. Во-первых, с 1 марта 2018 года применяется Инструкция Центрального банка Российской Федерации №181-И от 16 августа 2017 года. Во-вторых, 14 мая 2018 года начали действовать поправки в базовый Федеральный закон от 10 декабря 2003 года №173-ФЗ, регламентирующий проведение валютного контроля. В результате был несколько изменен порядок прохождения валютного контроля, упразднены некоторые документы и скорректированы суммы штрафов.

Что делать, чтобы избежать нарушений?

1. Использовать для валютных операций соответствующий счет в уполномоченном банке.

Читайте так же:  Оценка налога на недвижимость

2. Исключить взаиморасчеты в валюте между резидентами.

3. При осуществлении внешнеэкономической деятельности, предоставить в уполномоченный банк информацию о сроках выполнения договора и поступления валюты

4. При работе с нерезидентами, необходимо обеспечить возврат средств за невыполненные второй стороной обязательства, а также обеспечить получение средств в иностранной валюте за предоставленные услуги или поставленные товары.

5. Для переводов средств на счета, открытые за рубежом, необходимо предоставить уведомление налоговой об открытии счета, с отметкой о его получении.

Об этом и многом другом — смотрите наш ролик.

Расчеты в иностранной валюте между резидентами и оплата услуг иностранных контрагентов: как сделать все по закону?

Все расчеты, выполняемые в иностранной валюте, в нашей стране регулируются Федеральным законом от 10 декабря 2003 года №173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле» и статьей 317 Гражданского кодекса РФ. В положениях этих документов изложен законный порядок осуществления процедуры валютных операций между резидентами и нерезидентами России и другие особенности валютных платежей.

Штрафы за нарушение валютного законодательства

Штраф за незаконную валютную операцию устанавливается в размере от 75% от суммы сделки.

За необеспечение своевременного получения валютной выручки на расчетный счет, если эквивалент невозвращенных средств в российской валюте не превышает 9 млн. рублей, то штраф для организаций и ИП составляет:

1) 1/150 ключевой ставки ЦБ от суммы нарушения за каждый день просрочки;

2) от 75% до 100% от суммы сделки.

Должностные лица в случае нарушения будут оштрафованы на сумму от 20 до 30 тыс. руб.

При превышении лимита в 9 млн. рублей, начинает работать статья 193 УК РФ. Тяжесть наказания будет зависеть от суммы и наличия отягчающих обстоятельств.

Кто контролирует валютные операции?

Какие сделки, подлежащие валютному контролю?

1. Переводы денежных средств или ценных бумаг через государственную границу.

2. Любые операции между нерезидентами и резидентами.

3. Сделки между нерезидентами в рублях.

4. Сделки между резидентами в иностранной валюте.

Какие документы необходимо предоставить для валютного контроля?

1. Если размер суммы сделки не превышает 200 тыс. руб. — достаточно сообщить банку код операции.

2. В случае, если сумма сделки от 200 тысяч до 3 миллионов рублей, то в банк необходимо предоставить договор, счет или акт.

3. При импортных операциях от 3 до 6 млн. рублей необходим договор для регистрации.

4. Если сумма свыше 6 млн., то договор необходимо регистрировать и при импортных и при экспортных операциях.

Регистрация договора пришла на смену составлению паспорта сделки, оформление которого отменено.

Для чего нужен валютный контроль

Специалисты определяют валютный контроль как некий комплекс определенных действий, благодаря которым государство обеспечивает соблюдение и выполнение правил и законов, связанных с валютными расчетами, а кроме того, ограничивает отток капитала.

Для нерезидентов РФ российское законодательство предусматривает возможность свободного осуществления валютных переводов без каких-либо ограничений. Более того, такие переводы разрешены между резидентами и нерезидентами РФ. А вот между резидентами РФ переводы в валюте запрещены за исключением нескольких оговоренных законом случаев [1] .

Валютному контролю в обязательном порядке подлежат сделки, для которых в качестве основной используется иностранная валюта. То есть в том случае, если валюта используется российской компанией, например, для расчетов с зарубежными партнерами, сделка обязательно должна пройти валютный контроль, и при этом неважно, импортом или экспортом занимается организация.

Валютный контроль в нашей стране осуществляет Правительство РФ, а кроме него, также органы и агенты валютного контроля. Для начала выясним, что же такое органы валютного контроля. Главный из них — это Центробанк РФ, но такую функцию может выполнять и федеральная исполнительная власть, наделенная соответствующими полномочиями от Правительства РФ. Центробанк России контролирует все валютные операции, которые проводятся кредитными и финансовыми организациями, и соответствие этих операций российскому законодательству. Деятельность федеральных органов власти в рамках валютного контроля и их взаимодействие по этому вопросу с Центробанком координирует также Правительство РФ.

В функционал органов валютного контроля входит:

  • издание нормативных актов;
  • контроль над исполнением положений законодательства;
  • надзор в сфере валютных операций;
  • проведение соответствующих проверок.

В свою очередь, обязанность контроля над резидентами и нерезидентами РФ, которые кредитными или финансовыми организациями не являются, ложится на агентов валютного контроля — так принято называть банки, обладающие соответствующими полномочиями и подчиняющиеся ЦБ РФ. Однако агентами могут быть и некоторые другие организации, среди которых Федеральная налоговая служба и «Внешэкономбанк». Агенты валютного контроля ведут и регулируют на территории РФ любые валютные операции с оформлением всех требуемых документов.

При осуществлении валютного контроля должно исключаться неоправданное вмешательство в операции государства и при этом обеспечиваться единство системы валютного урегулирования и контроля. Права любых участников валютных сделок защищены на государственном уровне.

Важно!

Согласно статье 15.25 КоАП РФ, нарушение валютного законодательства чревато для компаний последствиями в виде наложения крупных штрафов.

Этапы валютного контроля

Предполагается, что компания, ведущая расчеты в валюте, по умолчанию заранее открыла валютный счет, в противном случае для начала потребуется его открыть. На обычных рублевых счетах операции в иностранной валюте не производятся. Если валютный счет открывается в том же банке, где уже открыт счет в российских рублях (а обычно так и происходит), то потребуется всего лишь подать заявление, поскольку банк может использовать ранее предоставленные документы.

При открытии первого счета в большинстве случаев от клиента потребуют:

  • заявление по форме банка;
  • учредительные документы;
  • документы, подтверждающие полномочия лиц, указанных в карточке с образцами подписей и оттиска печатей;
  • копии паспортов лиц, которые будут распоряжаться денежными средствами по счету.

После необходимых формальностей валютный счет будет открыт, и с этого момента компания при каждом поступлении на него средств должна добровольно проходить валютный контроль, иначе пользоваться деньгами на счете будет просто невозможно.

Процедура валютного контроля с учетом внесенных в 2018 году изменений стала выглядеть для ее участников несколько проще. В первую очередь это касается тех компаний, которые проводят сделки с относительно небольшими суммами — до 200 000 рублей. В таком случае организации достаточно только сообщить код валютной операции банку, отметив его в специальной форме. В большинстве банков валютный контроль ведется в электронном виде, так что эту форму можно найти на сайте. В некоторых случаях банк может запросить у компании дополнительные документы по конкретному валютному переводу.

Читайте так же:  Расчет остатка имущественного налогового вычета в декларации

Если сумма контракта окажется больше 200 000 рублей, то придется направить в банк целый пакет документов (о них мы поговорим позже) или поставить контракт на учет — это следующий этап валютного контроля. В его ходе банк откроет специальную ведомость банковского контроля, внесет в нее контракт, присвоит ему индивидуальный номер и направит этот номер клиенту. По новым правилам постановка контракта на учет должна осуществляться банком за один рабочий день, все эти процедуры производятся в электронном виде.

После присвоения сделке номера и после ее проведения, компания обязана предоставить в банк справку о подтверждающих документах и сам пакет подтверждающих документов, которые необходимо подать в банк, в течение определенного времени:

  • не позднее 15 рабочих дней после последнего дня месяца, в котором на документах, используемых в качестве таможенной декларации, проставлена отметка о дате их выпуска;
  • или не позднее 15 рабочих дней после последнего дня месяца, в котором были оформлены подтверждающие документы.

Обычно такая справка также подается в электронном виде, ее проверку банк выполняет в течение трех рабочих дней, а затем снова направляет клиенту. Если же в подтверждающие документы вносились изменения, справку придется заполнить заново и в течение 15 дней со всеми нужными корректировками отправить в банк.

Заключительный шаг — подготовка отчетности и отражение информации о сделке в отчетных документах.

Какие документы нужно подавать в банк для контроля

С 2018 года пакет документов, которые необходимо предоставлять в банк для валютного контроля, также значительно изменился.

Во-первых , был отменен такой важный документ. как паспорт сделки, на оформление которого ранее требовалось не менее трех дней. С 2018 года организациям при совершении сделок в валюте необходимо только поставить контракт на учет. Это делается в двух случаях:

  1. если сумма контракта по экспорту составляет более шести млн рублей или эквивалентную сумму в валюте;
  2. если сумма контракта по импорту составляет более трех млн рублей или эквивалентную сумму в валюте.

Если сумма контракта не достигает 200 000 рублей, то такой контракт на учет не ставится. Если же она превышает 200 000 рублей, но при этом ее размер менее шести млн рублей для импорта или трех млн рублей для экспорта, то также можно обойтись без постановки на учет, однако потребуется предоставить банку дополнительные документы, объясняющие сделку, — сам контракт, счета, накладные и так далее.

Во-вторых , в банк больше не нужно направлять справку о валютных операциях. При совершении сделки на сумму, превышающую 100 000 долларов, до 2018 года в банк необходимо было подавать документы, подтверждающие необходимость осуществления такой сделки. Теперь при выполнении сделки на крупную сумму достаточно оформить и направить в банк только справку о подтверждающих документах, являющуюся основным отчетным документом для компаний. В банках таким документом, согласно новой инструкции, является ведомость банковского контроля.

Сами подтверждающие документы, список которых определяется особенностями проведения валютной операции, необходимо подавать одновременно со справкой. Например, при импорте или экспорте в качестве возможного подтверждающего документа предоставляется таможенная декларация и прочие товаросопроводительные, коммерческие или перевозочные документы.

Счета-фактуры, акты приема-передачи и прочие бумаги подаются в банк при расчетах за выполненные работы или услуги. Заполняется и подается справка обычно через банк-клиент или интернет-банк.

Согласно инструкции, компания может заключить с обслуживающим организацию банком соглашение, по которому обязанность по оформлению справки будет возложена на этот банк. В таком случае достаточно направить ему только необходимые документы и соответствующее заявление.

Агентам валютного контроля законодательство также разрешает требовать у компании дополнительные документы, касающиеся проведения валютных операций. Однако, в соответствии с Федеральным законом от 10 декабря 2003 года №173-ФЗ, агенты валютного контроля вправе требовать предоставления только тех документов, которые непосредственно относятся к проводимой операции. Все они не являются обязательными при каждой сделке и направляются в банк только по особому запросу.

Услуги банка, осуществляющего валютный контроль

За помощью при совершении валютных операций клиент может обратиться в банк-агент валютного контроля. Одной из таких кредитных организаций является «ЮниКредит Банк», работающий с 1989 года и выполняющий функции агента в полном соответствии с требованиями отечественного валютного законодательства. При этом он является крупнейшим российским банком с иностранным капиталом и находится на одной из лидирующих позиций на рынке корпоративных услуг.

Своим клиентам «ЮниКредит Банк» готов оказать следующие услуги в области валютного контроля:

  1. Консультации по вопросам валютного законодательства РФ.
  2. Анализ контрактов на их соответствие требованиям законодательства, содействие в подготовке новых контрактов.
  3. Консультирование по проведению валютных операций с применением различных форм расчета, включая аккредитивную, инкассовую, а также расчет путем банковского перевода.
  4. Консультирование по поводу изменений в валютном законодательстве, разъяснение специфики его применения на практике.
  5. Общее осуществление валютного контроля: помощь в составлении документов, постановка контрактов на учет, оформление справки о подтверждающих документах и прочее.

Тарифы на услуги кредитной организации можно узнать на сайте.

Видео (кликните для воспроизведения).

P. S. В 2018 году «ЮниКредит Банк» занял восьмое место по объему активов в рейтинге «Интерфакс-100». Финансово-кредитная организация имеет Генеральную лицензию на осуществление банковской деятельности №1 Банка России.

Источники

Порядок осуществления валютного контроля
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here