Понятие и виды методов финансового контроля

Виды финансового контроля

Финансовый надзор – это составное звено либо отдельная отрасль контроля, который осуществляется на территории Российской Федерации. Он представляет собой своего рода проверку на предмет законности и уместности работы в сфере образования, рассредоточение и расходование денежных фондов страны и субъектов регионального самоуправления. Всё это осуществляется с целью прогрессивного социально-экономического развития как отдельно взятых регионов, так и государства в целом.

Ввиду того, что финансовый надзор касается разного рода отраслей финансово-экономической жизни страны, его плодотворность является предметов оптимально выбранной организации и вида осуществления ревизии. Проверку финансовых средств классифицируют по разным критериям. В соответствии с субъектами, которые его осуществляют, включают следующие виды финансового контроля:

  • Государственный – его контроль реализуется федеральными силами органов государственной власти, а также целенаправленной сформированными для этого структурами. В сферу его влияния входят такие сферы деятельности, как реализация федерального бюджета, предоставление и распределение кредитных средств бюджетного уровня, погашение государственного займа, предоставление налоговых льгот и тому подобное. В состав системы государственного контроля входит такая финансовая структура, как Центральный банк, который ведёт контроль за всей банковской сферой, а также осуществляет проверку денежного обращения;

Внимание! Помимо Центрального Банка РФ, обязательный финансовый контроль государственного уровня ведут органы власти субъектов нашей страны!

  • Муниципальный – его сущность заключается в осуществлении исполнения бюджетов местного значения, контрактов муниципального типа на поставку товаров, оказание услуг и выполнения работ, а также выполнение долговых обязательств. Ключевую роль при реализации данного вида контроля играют операции с бюджетными средствами, их целевое расходование. Пристальное внимание уделяется также муниципальным унитарным организациям. Для выполнения муниципального контроля формируются соответствующие финансово-контрольные органы (например, муниципальное казначейство);

Важно! Следует отметить, что хоть понятия государственного и муниципального контроль имеют общий характер (цели, задачи и ключевые направления), у них всё же есть принципиальное отличие. Всё дело в том, что контроль муниципального характера распространяется исключительно на направления финансовой деятельности муниципального образования!

  • Внутренний или как его ещё называют внутрифирменный контроль выполняется главным образом на фирмах, в организациях, а также учреждениях разного рода форм собственности. Ключевой задачей ревизии данного вида является поиск фактов хищения, недостач денег и материальных ценностей, а также соблюдение финансовой дисциплины. Внутрифирменный надзор касается всех направлений финансовых операций (ведение учёта и отчётности, соблюдение условий договоров и так далее). Для этих задач могут быть сформированы контрольные подразделения (отделы ревизии, внутрипроверочные комиссии и так далее). Как правило, все функции внутрифирменного контроля возлагаются на главного бухгалтера и директора;
  • Независимый (аудиторский) контроль — это своего рода независимый анализ финансовой отчётности компании и бухгалтерского учёта. Аудиторская проверка не считается альтернативой государственному и внутрихозяйственному контролю, так как его ключевой задачей является самопроверка на предмет соответствия всех финансовых операций и отчётов действующему законодательству;

КОНСУЛЬТАЦИЯ ЮРИСТА


УЗНАЙТЕ, КАК РЕШИТЬ ИМЕННО ВАШУ ПРОБЛЕМУ — ПОЗВОНИТЕ ПРЯМО СЕЙЧАС

8 800 350 84 37

Виды и формы финансового контроля

Помимо типов финансового надзора в зависимости от субъектов, ниже кратко изложены типы проверок по направлениям финансовой деятельности:

  • Бюджетный – входит в список основных видов финансовой ревизии, задачей которой является сверка использованного бюджета с утверждённым;
  • Налоговый контроль;
  • Таможенный контроль осуществляется для своевременной и в полной объёме уплаты таможенных отчислений;
  • Валютный контроль;
  • Кредитный контроль;
  • Страховой контроль необходим для реализации правильного осуществления страховых действий.

Понятие финансового контроля, цель и задачи

В широком смысле представляет собой совокупность мер по проверке финансовой деятельности субъектов хозяйствования в отношении денежных и иных операций с помощью специфических форм и методов, осуществляемый как органами власти, так и самостоятельно компанией.

Целью финансового контроля внутри организации выступает соблюдение действующего законодательства в процессе формирования, распределения и управления ресурсами и защита интересов собственника.

Для достижения цели реализуются следующие задачи финансового контроля:

  • Изучение правильности ведения бухгалтерского учета: формирования отчетности, оформления документации по хозяйственным операциям;
  • Проверка своевременности осуществления бюджетных платежей и платежей во внебюджетные фонды и оптимизация налоговой нагрузки;
  • Изучения порядка принятия управленческих решений на предмет соответствия полномочиям;
  • Анализ ценовой политики, маркетинговых акций, ценообразования;
  • Изучение целевого расходования средств;
  • Рассмотрение оптимального использование собственных и заемных средств;
  • Анализ сохранности имущества и оценка эффективности использования;
  • Предупреждение нарушения финансовой дисциплины и применение мер ответственности.

Роль в компании заключается в повышении эффективности управления капиталом и обеспечение его прироста.

Основные подходы к классификации видов, форм и методов финансового контроля

Финансовый контроль — это совокупность мероприятий компетентных экономических субъектов, которые связаны с проверкой и анализом элементов финансовой инфраструктуры, управления и отчетности в той или иной организации. Рассмотрим их сущность подробнее.

Форма финансового контроля — признак, отражающий способ осуществления тем или иным субъектом контроля своих действий. Современные российские эксперты выделяют 3 ключевые формы финансового контроля:

Вид финансового контроля — признак, позволяющий отнести соответствующие контрольные мероприятия к той или иной категории. Актуальные теоретические концепции предполагают классификацию видов финансового контроля по следующим базовым основаниям:

  • субъект контроля;
  • направление контроля;
  • сроки выполнения.

Таким образом, фактически соответствующие виды и формы финансового контроля можно рассматривать как сходные признаки. Применение данной аналогии прослеживается во многих публикациях российских экспертов.

Метод финансового контроля — это признак, отражающий специфику конкретного инструмента осуществления проверок, задействуемого субъектом финансового контроля. Выделяют 3 основные категории:

  • методы, которые связаны с проверкой документов;
  • методы, которые связаны с проверкой содержания деятельности фирмы;
  • методы, которые связаны с проверкой компетенций.

Изучим подробнее ключевые признаки финансового контроля — виды, формы и методы — в соотнесении с отмеченными основаниями для их классификации.

Субъекты финансового контроля: органы власти

Органы исполнительной власти, которые чаще всего становятся субъектами контроля, — это Минфин, Федеральная служба по финансовому мониторингу, ФНС, ФТС, государственные внебюджетные фонды, Федеральное казначейство, а также структуры, подчиняющиеся им по вертикали в регионах.

Читайте так же:  Порядок исчисления и уплаты налогов на имущество

Можно отметить, что компетентное ведомство часто предопределяет конкретное наименование того или иного вида контроля. Например, ФНС проводит налоговый контроль, ФТС — таможенный.

Подробнее о налоговых проверках читайте в статье «Налоговая проверка — что это такое и каков порядок?».

Что касается органов законодательной власти, финансовый контроль чаще всего осуществляет Счетная палата, формируемая при участии обоих палат парламента РФ — Госдумы и Совета Федерации. В субъектах РФ также формируются счетные палаты — при участии региональных парламентов.

Правоохранительные структуры, которые могут применять финансовый контроль, — МВД, ФСБ, Генеральная прокуратура. Данные ведомства также функционируют централизованно — федеральным структурам подчиняются региональные.

Субъекты финансового контроля: вышестоящие структуры, общественники

Финансовый контроль может быть инициирован и проведен учреждением, которому подотчетна фирма или бюджетная организация, — холдингом, центральным офисом, главным управлением, центральным аппаратом и т. д.

Вполне возможно инициирование процедур финансового контроля общественными объединениями. При этом таковые могут являться как самостоятельными субъектами проверок (если в их составе есть компетентные сотрудники, способные проводить соответствующий контроль), так и направлять обращения в адрес иных субъектов контроля, работа которых каким-либо образом связана с организацией, на которую обратили внимание общественники.

Классификация видов контроля по срокам

Изучим теперь сущность различных видов финансового контроля в рамках классификации, рассмотренной выше. Первое ее основание, которое мы исследуем, — сроки выполнения контроля. Таковые могут соответствовать оперативным, плановым, внеплановым проверкам.

Оперативные финансовые проверки отличаются, прежде всего, непродолжительностью, а также в достаточной мере высокой частотой проведения. Они могут осуществляться субъектом контроля раз в неделю либо ежемесячно.

Плановые проверки, в свою очередь, считаются более длительными. Проводятся они обычно не так часто — раз в год, полугодие, иногда — раз в несколько лет. Проверяемая организация, как правило, имеет достаточно времени, чтобы подготовиться к плановому финансовому контролю.

Оперативные и плановые проверки имеют общий признак — наличие графика осуществления субъектами финансового контроля проверок. Даже если проверки проводятся очень часто, например, еженедельно, то руководство фирмы, как правило, заранее знает конкретное время визита проверяющих, а также то, что они будут изучать.

В свою очередь внеплановые проверки могут осуществляться без предупреждения, проводиться вне привязки к какому-либо графику и с любой частотой. Информация о том, чем будут заниматься проверяющие, а также о том, какие документы они могут запрашивать, непосредственно до проведения внепланового контроля может быть закрыта для проверяемых организаций.

Классификация финансового контроля и формы его осуществления

В зависимости от субъекта, его можно разделить на государственный, банковский, аудит, внутрихозяйственный и общественный.

Государственный контроль представляет собой надзор, который осуществляется органами власти различных уровней. В рамках него осуществляется проверка органов государственной власти и местного самоуправления по поводу формирования, распределения, управления и целевого использования бюджета, и иных участников экономической деятельности – организаций, предприятий, граждан в части соблюдения законодательства.

Банковский контроль осуществляется банковскими организациями при проведении финансовых операций физических и юридических лиц в соответствии с действующим законодательством.

Независимый контроль или аудит — это исследование бухгалтерской и иной отчетности, порядка управления и распоряжения имуществом, налоговых деклараций и др. на договорной основе. Аудиторский финансовый контроль может быть как добровольным по инициативе предприятия, так и обязательным. В Российской Федерации обязательному аудиту подлежат кредитные организации, биржи, страховые компании, некоторые внебюджетные фонды, публичные акционерные общества и иные предприятия в соответствии с действующим законодательством.

Внутрихозяйственный финансовый контроль осуществляют специально созданные службы. Он проводится самостоятельно фирмой в соответствии с внутренними нормативными документами. Службы анализируют целесообразность и эффективность заемных и собственных средств, денежных расходов, проводят анализ фактических результатов, оценивают устойчивость предприятия, оценивают результаты инвестиционных проектов.

Общественный надзор реализуется на основе принципа гласности функционирования органов власти и организаций и проводится главным образом средствами массовой информации, общественными союзами и отдельными гражданами. В большинстве случаев общественный надзор направлен на соблюдение целевого использования бюджета и средств внебюджетных фондов.

По времени проведения существуют следующие виды финансового контроля:

  • Предварительный носит профилактический характер, направлен на предотвращение нарушений и осуществляется до принятия решений.
  • Текущий осуществляется в момент совершения тех или иных денежных операций, проведения сделок.
  • Последующий надзор – анализ последствий принятых решений и совершенных операций.

В зависимости от источника финансирования выделяют исследование за счет проверяемого лица, за счет субъекта, осуществляющего проверку, за счет третьих лиц.

Независимо от вида контроль могут осуществляться в различных формах. Таких как: оперативный, проводимый в текущем порядке, плановый по заранее утвержденному плану, а также внезапный.

Финансовый контроль базируется на финансовых показателях. В то же время финансовый расчет как важная часть бизнес-плана, используется для планирования будущих показателей деятельности предприятия.

Виды и органы финансового контроля

Финансовый контроль В Российской Федерации производят различные структуры и ведомства. К органам, его осуществляющим, относятся:

  • Законодательная власть: Государственная дума, Совет Федерации (их комитеты) и Счётная палата;
  • Контрольное управление Президента;
  • Исполнительная власть: Правительство РФ, а также администрации и правительства субъектов Федерации;
  • Государственные органы, которые ведут свою деятельность исключительно в финансовой сфере. Сюда входят органы исполнительной власти, Федеральная таможенная служба и Федеральная служба по финансовым рынкам;
  • Кредитные организации (банки).

Примеры видов финансового контроля

И напоследок в качестве примера следует отметить предварительный финансовый надзор, результаты которого записываются в качестве экспертного заключения по проектам, сметам или же иным аспектам публичной финансовой деятельности.

О финансовом контроле деятельности организации, вы можете узнать, посмотрев данное видео:

Понятие и виды финансового контроля

Понятие финансового контроля

Существование финансового контроля объективно обусловлено наличием контрольной функци и, присущей финансам. Названная функция проявляется в контроле за распределением валового внутреннего продукта по соответствующим фондам и расходованием их по целевому назначению.

Контрольная функция финансов проявляется через деятельность государственных органов и органов местного самоуправления. Финансовый контроль охватывает своим воздействием общественные отношения, возникающие в сфере финансовой деятельности, т.е. в процессе создания, распределения и использования определенных фондов денежных средств.

Финансовый контроль — это контроль за финансовой и хозяйственной деятельностью хозяйствующих субъектов, что предполагает необходимость осуществления других видов контроля за хозяйственной деятельностью. Он охватывает комплекс тех хозяйственных отношений, от которых зависят размеры фондов денежных средств и эффективность их использования.

Читайте так же:  Налог с проданной квартиры менее 3 лет

Финансовый контроль — это регламентированная нормами права деятельность государственных, муниципальных, общественных органов и организаций, иных хозяйствующих субъектов по проверке своевременности и точности финансового планирования, обоснованности и полноты поступления доходов в соответствующие фонды денежных средств, правильности и эффективности их использования.

Финансовый контроль является важнейшим средством обеспечения законности в финансовой и хозяйственной деятельности. Он призван предупреждать бесхозяйственность и расточительность, выявлять факты злоупотреблений и хищений товарно-материальных ценностей и денежных средств.

Действенность финансового контроля, осуществляемого различными субъектами (органами государственной власти, местного самоуправления, аудиторами, аудиторскими фирмами), в значительной степени зависит от их взаимодействия.

Виды финансового контроля

Классификация финансового контроля в теории финансового права проводится по разным основаниям:

1) в зависимости от времени проведения (формы финансового контроля):

2) в зависимости от субъектов, осуществляющих финансовый контроль:

  • государственный (общегосударственный, надведомственный и внутриведомственный);
  • муниципальный;
  • внутрифирменный (внутрихозяйственный);
  • аудиторский.

Предварительный финансовый контроль осуществляется до совершения операций по созданию, распределению и использованию определенных фондов денежных средств. Он проводится при рассмотрении и утверждении бюджетов, других финансово-плановых актов, при приеме заявок и т.д.

Текущий финансовый контроль осуществляется повседневно при проведении финансовых операций.

Последующий финансовый контроль осуществляется после совершения хозяйственной или финансовой операции по использованию финансовых ресурсов из соответствующих фондов денежных средств.

Указом Президента РФ «О мерах по обеспечению государственного финансового контроля в РФ» установлено, что в РФ государственный финансовый контроль включает в себя контроль за исполнением федерального бюджета и бюджетов федеральных внебюджетных фондов, организацией денежного обращения, использованием кредитных ресурсов, состоянием государственного внутреннего и внешнего долга, государственных резервов, предоставлением финансовых и налоговых льгот и преимуществ.

Формы, виды и основные методы финансового контроля

Методы финансового контроля, а также его виды и формы представлены в довольно широком спектре разновидностей. Изучим те, которые используются чаще всего.

Формы финансового контроля: предварительный, текущий, последующий

Итак, есть 3 основные формы контрольной деятельности — предварительный, текущий, а также последующий финансовый контроль.

Предварительный контроль предполагает осуществление субъектом контрольных действий еще до того, как проверяемая организация реализует некие юридически значимые мероприятия. Например, расходование бюджетных средств по тем или иным статьям, если речь идет о государственной или муниципальной организации, либо инвестирование нераспределенной прибыли, если рассматривать деятельность коммерческих фирм.

Предварительный контроль предполагает проверку готовности соответствующих организаций к проведению финансового мероприятия. Проверяющий должен удостовериться в законности мероприятия, а также в том, что его проведение удовлетворяет интересам аффилированных лиц (инвесторов, вышестоящих менеджеров, государства, муниципалитета). Предварительный контроль позволяет выявить недоработки, допущенные организацией в части подготовки документов, необходимых для реализации того или иного мероприятия.

Текущий контроль предполагает проверку содержания финансовых мероприятий непосредственно в период их осуществления. Обычно подобные действия связаны с проверкой оправдательных документов, сопровождающих сделки, либо, например, мониторингом качества работы ответственных подразделений — бухгалтерии, финансовых отделов, склада, логистических служб, от которых зависит успешность решения задач, связанных с управлением финансами организации.

Последующий контроль — совокупность действий субъекта контроля, предполагающая проверку финансовых мероприятий, которые уже реализованы компанией. Он помогает выявить несоответствие результатов данных мероприятий закону, определить обоснованность тех или иных финансовых операций, сформировать рекомендации, направленные на улучшение реализации в будущем подобных мероприятий.

Методы финансового контроля: документальная проверка

Данная группа методов — ключевая с точки зрения проведения ревизий документооборота, о которых мы рассказали выше. По мнению многих экспертов, рассматриваемая группа методов финансового контроля — основная, наиболее востребованная проверяющимис точки зрения решения поставленных перед ними задач.

Методы, относящиеся к рассматриваемой группе, предусматривают:

Виды проверок финансового контроля

Проверку финансового контроля осуществляют с помощью:

  • Проверок, которые классифицируются на документальные (осуществляется непосредственно на предприятии) и камеральные (производится контрольным органом);
  • Обследование, при котором могут осуществляться контрольные замеры проводимых работ, расход материалов, энергии и так далее с помощью инспекции на месте (опроса либо анкетирования);
  • Надзор – это проверка соблюдения правил и нормативов, нарушение которых приводит к лишению лицензии;
  • Экономический анализ – тщательное изучение отчётности организации для последующей оценки эффективности её деятельности;
  • Наблюдение является системой постоянно осуществляемых проверочных действий для выявления текущих изменений сфере хозяйствующих объектов;
  • Ревизия – самый главный, наиболее тщательный и многогранный метод финансового контроля.

Методы финансового контроля: проверка компетентности

Проверка системы компетенций предполагает работу главным образом в направлении кадрового менеджмента. Проверяющие, задействующие рассматриваемую группу методов, взаимодействуют с сотрудниками, отвечающими за управление финансами предприятия, и выясняют, насколько их уровень опыта и навыков позволяет решать поставленные задачи.

Данные методы финансового контроля могут быть представлены тестированием, интервьюированием, проведением фокус-групп, мониторингом производственных возможностей работников, проведением опросов, изучением личных карточек сотрудников, профилей в соцсетях, в ряде случаев — выходом на контакт с предыдущими работодателями или образовательными учреждениями, в которых учились работники фирмы.

Понятие и виды финансового контроля

План

Тема 1.3. Финансовый контроль

1. Понятие и виды финансового контроля

2. Методы государственного финансового контроля

3. Государственные органы, осуществляющие финансовый контроль

4. Таможенный и валютный контроль

Финансовый контроль — это контроль за законностью и целесообразностью действий при образовании, распределении и использовании денежных фондов государства и муниципальных образований.

По сути, финансовый контроль представляет собой совокупность действий и операций по проверке финансовых и связанных с ними воп­росов деятельности субъектов хозяйствования и управления в области финансовой деятельности государства с применением специфических форм и методов его организации. Он осуществляется законодательными и исполнительными органами всех уровней, а также специально созданными учреждениями[15].

Финансовый контроль содействует успешной реализации финансовой политики государства, эффективному использованию финансовых ресурсов во всех сферах и звеньях народного хозяйства. Он присущ всем финансово-правовым институтам.

Основными направлениями финансового контроля является проверка:

1) выполнения органами государственной власти и местного самоуправления функций по аккумуляции, распределению и использованию финансовых ресурсов соответственно своей компетенции;

2) выполнения организациями и гражданами финансовых обязательств перед государством и органами местного самоуправления;

3) использования по целевому назначению государственными и муниципальными предприятиями, учреждениями, организациями находящихся в их хозяйственном ведении и оперативном управлении денежных ресурсов (бюджетных и собственных средств, банковских ссуд, внебюджетных и других средств);

Читайте так же:  Совместная налоговая проверка

4) соблюдения правил совершения финансовых операций, расчетов и хранения денежных средств предприятиями, организациями, учреждениями.

Задачами контроля являются:

— обеспечение соблюдения действующего законодатель­ства и нормативных актов;

— содействие сбалансированности между потребностью в финансовых ресурсах и размерами денежных доходов и фон­дов народного хозяйства;

— обеспечение своевременности и полноты выполнения финансовых обязательств перед государственным бюджетом;

— выявление внутрипроизводственных резервов роста финансовых ресурсов, в том числе, резервов снижения себе­стоимости и повышения рентабельности;

— содействие рациональному расходованию материальных ценностей и денежных ресурсов на предприятии;

— правильность ведения бухгалтерского учета и отчетно­сти;

— содействие высокой отдаче внешнеэкономической деятельности предприятия;

правильность ведения валютных операций;

— увеличение доходных поступлений в бюджет и сохранность государственной собственности.

Финансовый контроль подразделяется на несколько видов по разным основаниям.

В зависимости от субъектов различают следующие виды финансового контроля: государственный (президентский контроль, представительных органов власти и местного самоуправления, контроль исполнительных органов), внутрихозяйственный, ведомственный, общественный, аудиторский, контроль финансово-кредитных органов.

Государственный финансовый контроль осуществляется органами государственной власти и управления, и он направлен на объекты, подлежащие контролю независимо от ведомственной подчиненности.

Ведомственный финансовый контроль производят контрольно-ревизионные отделы министерств, ведомств, госкомитетов и других органов государственного управления.

Муниципальный – осуществляется органами муниципальных образований

Внутрихозяйственный финансовый контроль осуществляется экономическими службами предприятий, организаций, учреждений (бухгалтерией, финансовыми отделами, службой финансового менеджмента). Объектом здесь служат структурные подразделения своего же предприятия – цеха,участки, отделы, филиалы.

Общественный финансовый контроль выполняют группы, отдельные физические лица на добровольной и безвозмездной основе.

Аудиторский финансовый контроль – негосударственный контроль. Осуществляется специальными субъектами, обладающими лицензией на осуществление аудиторской деятельности.

По времени проведенияфинансовый контроль делится на: предварительный, текущий (оперативный) и последующий.

Предварительныйфинансовый контроль проводится до совершения финансовых операций и имеет важное значе­ние для предупреждения финансовых нарушений. Он пре­дусматривает оценку финансовой обоснованности расходов для предотвращения неэкономного и неэффективного рас­ходования средств. Примером такого контроля на макро­уровне является процесс составления и утверждения бюд­жетов всех уровней и финансовых планов внебюджетных фондов на основе прогноза макроэкономических показате­лей развития экономики страны. На микроуровне — это процесс разработки финансовых планов и смет, кредитных и кассовых заявок, финансовых разделов бизнес-планов, составление прогнозных балансов, договоров о совместной деятельности и т. д.

Текущий(оперативный) финансовый контроль про­водится в момент совершения денежных сделок, финансовых операций, выдачи ссуд и субсидий и т. д. Он пре­дупреждает возможные злоупотребления при получении и расходовании средств, способствует соблюдению финансовой дисциплины и своевременности осуществления денежных расчетов. Большую роль здесь играют бухгалтерские службы.

Последующийфинансовый контроль, проводимый путем анализа и ревизии отчетной финансовой и бухгалтерской документации, предназначен для оценки результатов финансовой деятельности экономических субъектов.

По форме проведения различают обязательный (внешний) и инициативный (внутренний) финансовый контроль.

Обязательный контрольза финансовой деятельностью физических и юридических лиц осуществляется на основе закона. Это относится, например, к налоговым проверкам, контролю за целевым использованием бюджетных ресурсов, обязательному аудиторскому подтверждению данных финансово-бухгалтерской отчетности предприятий и организаций осуществляемым в основном внешними, независимыми контролерами.

Инициативный (внутренний) контрольне вытекает из финансового законодательства, но является неотъемлемой частью управления финансами для достижения тактических и стратегических целей.

Видео (кликните для воспроизведения).

По сфере проверяемой финансовой деятельности финансовый конт­роль бывает: бюджетный, налоговый, валютный, кредит­ный, страховой, инвестиционный, контроль за денежной массой.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Лучшие изречения: При сдаче лабораторной работы, студент делает вид, что все знает; преподаватель делает вид, что верит ему. 9669 — | 7406 — или читать все.

9. Понятие и виды методов финансового контроля

Методы финансового контроля – это приемы и способы его осуществления. К ним относятся:

1) ревизия – это обследование с целью установления законности финансовой дисциплины на конкретном объекте. Виды ревизии:

документальная ревизия включает в себя проверку различных финансовых документов, определяется законность и целесообразность расходных средств;

фактическая ревизия – проверяются не только документы, но и наличие денег, ценных бумаг и материальных ценностей;

 по времени:плановая ревизия – предусмотрена в плане работы соответствующего органа;

внеплановая ревизия – назначена в связи с поступлением жалоб требующих безотлагательной проверки;комплексная ревизия – проводиться совместно несколькими органами контроля.

 по обследуемому периоду: ревизия полная – проверяется вся финансовая деятельность субъекта за определенный период;

выборочная ревизия – проверка финансовой деятельности за короткий период времени;

 по объему ревизуемой деятельности:комплексная ревизия – проверяется финансовая деятельность данного субъекта в различных областях. В них принимают участие одновременно ревизоры различных органов;

тематическая ревизия сводится к обследованию какой-либо сферы финансовой деятельности.

2) наблюдение направлено на ознакомление с состоянием финансовой деятельности объекта контроля;

4) обследование проводиться в отношении отдельных сторон финансовой деятельности и опирается на более широкий круг показателей, При обследовании используются такие приемы как опрос и анкетирование;

5) анализ нацелен на выявление нарушений финансовой дисциплины. Он проводится на базе текущей или годовой отчетности и отличается системным и по факторным подходом, а также использованием таких аналитических приемов как средней и относительной величин, группировки и т.д.

6) надзор проводится контролирующими органами за экономическими субъектами, которые осуществляют тот или иной вид финансовой деятельности с помощью лицензии, и предполагает соблюдение ими установленных правил и нормативов.

7) мониторинг – постоянный контроль, который осуществляется со стороны кредитных организаций за использованием выданной ссуды и финансовым состоянием организации-клиента. Неэффективное использование полученной ссуды и снижение ликвидности могут привести к ужесточению условий кредитования, требованию досрочного возврата ссуды.

8. Понятие и значение финансового контроля

Финансовый контроль –деятельность государства, муниципальных, общественных и иных хозяйствующих субъектов (юридических лиц) по проверке своевременности и точности финансового планирования, обоснованности и полноты поступления доходов в соответствующие фонды денежных средства, правильность и эффективность их использования.

призван предупреждать бесхозяйственность и расточительность, выявлять факты злоупотребления и хищения товарно-материальных ценностей и денежных средств.

Читайте так же:  Имущественный налоговый вычет дду

Значение финансового контроля особенно повышается в условиях рыночной экономики.

Основные задачи финансового контроля:

поддержание сбалансированности между потребностью в финансовых ресурсах и размером доходов государства;

обеспечение своевременности и полноты выполнения финансовых обязательств перед госбюджетом;

выявление внутрипроизводственных резервов повышения финансовых ресурсов;

обеспечение соблюдения требования действующего законодательства в области финансовой деятельности;

повышение эффективности внешнеэкономической деятельности и валютных операций и др.

Значение финансового контроля состоит в направлениях его совершения, т.е.: проверка выполнения органами государственной власти и местного самоуправления функций по созданию, распределению и использованию финансовых ресурсов соответственно своей компетенции;

проверка выполнения финансовых обязательств перед государством и органами местного самоуправления организациями и гражданами;

проверка правильности использования государственными и муниципальными предприятиями, учреждениями, организациями находящихся в их хозяйственном ведении или оперативном управлении денежных ресурсов;

проверка соблюдения правил совершения финансовых операций, расчетов и хранения денежных средств предприятиями, организациями, учреждениями;

выявление внутренних резервов производства – возможностей повышения рентабельности хозяйства, роста производительности труда, более экономного и эффективного использования материальных и денежных средств;

предупреждение и устранение нарушений финансовой дисциплины.

Сформированы и действуют новые органы финансового контроля: Государственная налоговая служба, Гос. страховой надзор; функции финансового контроля осуществляют органы Федерального казначейства.

Виды финансового контроля

Классификация финансового контроля в теории финансового права проводится по разным основаниям:

1) в зависимости от времени проведения (формы финансового контроля):предварительный;текущий;последующий.

2) в зависимости от субъектов, осуществляющих финансовый контроль:государственный (общегосударственный, надведомственный и внутриведомственный);муниципальный;внутрифирменный (внутрихозяйственный);аудиторский.

Предварительный финансовый контроль осуществляется до совершения операций по созданию, распределению и использованию определенных фондов денежных средств. Он проводится при рассмотрении и утверждении бюджетов, других финансово-плановых актов, при приеме заявок и т.д.

Текущий финансовый контроль осуществляется повседневно при проведении финансовых операций.

Последующий финансовый контроль осуществляется после совершения хозяйственной или финансовой операции по использованию финансовых ресурсов из соответствующих фондов денежных средств.

Классификация финансового контроля проводиться по различным основаниям:

1) в зависимости от органов, его осуществляющих:

внутрихозяйственный – осуществляется на предприятиях, учреждениях и организациях их руководителями и структурными подразделениями. Объект контроля – производственная и финансовая деятельность предприятия и входящих в него структурных подразделений;

аудиторский – независимый вневедомственный контроль, осуществляемый в качестве одного из видов предпринимательской деятельности – аудиторской деятельности.

2) по времени осуществления финансовый контроль делиться на:

предварительный финансовый контроль – до совершения операции по созданию, распределению и использованию определенных фондов денежных средств. Он проводится при рассмотрении и утверждении бюджетов и других финансово-плановых актов, а также при приеме финансовых заявок;

текущий контроль осуществляется во время проведения финансовой операции;

последующий финансовый контроль осуществляется после завершения финансовой или хозяйственной операции по использованию финансовых ресурсов из соответствующих фондов денежных средств;

3) в зависимости от инициативы субъекта финансовых правоотношений:

обязательный финансовый контроль проводиться в силу требований законодательства или по решению компетентных государственных органов;

добровольный финансовый контроль осуществляется по самостоятельному решению хозяйствующих субъектов;

4) по содержанию финансовый контроль делиться на:

бюджетный финансовый контроль проводит Федеральное собрание, Счетная палата, Правительство РФ и правоохранительные органы;

налоговый контроль осуществляет Минфин в лице Федеральной налоговой службы;

банковский контроль проводит ЦБ РФ, аудиторские фирмы с лицензией РФ, правоохранительные органы;

валютный контроль проводит Правительство РФ, Минэкономразвития;

контроль за страховой деятельностью проводит Федеральная служба страхового надзора;

таможенный контроль осуществляет Федеральная налоговая служба.

Финансовый контроль: понятие, виды и методы

Финансовый контроль выступает функцией управления и выражается в наблюдении за работой финансовой системы отдельно взятой организации и государства в целом. Его значение в Российской Федерации возросло в результате перехода к рыночной экономике. А разнообразие видов, форм и методов способствуют эффективному его применению.

Субъекты и объекты финансового контроля

Для более глубокого понимания сущности необходимо рассмотреть то, на что направлен контроль (объект) и тех, кто его осуществляет (субъекты).

В качестве объекта финансового контроля выступают процессы, направленные на формирование, распределение и управление деньгами.

Для мониторинга указанных процессов службы анализируют следующие показатели деятельности организаций: прибыль, рентабельность, размер налоговых отчислений, долговая нагрузка, себестоимость, цена, издержки и др.

Бизнес-план с расчетом представленных показателей можно заказать под ключ у нас или купить уже полностью готовый бизнес-план.

Надзор осуществляют субъекты финансового контроля, к которым относятся:

  • Органы власти;
  • Ревизионные группы;
  • Структурные единицы предприятий;
  • Аудиторские компании и частные аудиторы;
  • Некоммерческие объединения (партии, профессиональные союзы и т.д.)
  • Граждане страны и др.

В Российской Федерации его на федеральном уровне осуществляют такие органы власти, как Счетная палата, Главное управление Президента Российской Федерации, Министерство финансов Российской Федерации, Центральный банк, Федеральная налоговая служба, Пенсионный фонд, Фонд социального страхования, Фонд обязательного медицинского страхования, Федеральная таможенная служба, Федеральное казначейство. На региональном уровне надзор реализуют территориальные подразделения и управления указанных фондов и служб и финансовые ведомства региона. Муниципальные образования образуют финансовые управления органов местного самоуправления и действуют местные отделения территориальных единиц федеральных министерств и ведомств.

Ревизионные группы могут входить как в состав органов власти или компаний, так и действовать обособленно. Такие группы формируются для проведения единоразовой проверки или действуют постоянно.

В структуре предприятия формируются органы, осуществляющие контрольные мероприятия как на регулярной основе, так и на определенный срок. Как правило, данные службы находятся в подчинении у руководителя.

Аудиторская компания создается в соответствии с законодательством об аудиторской деятельности и бухгалтерском учете в целях получения прибыли за счет проведения независимой проверки финансовой деятельности фирмы на основе заключаемого между ними договора об оказании услуг. По результатам подготавливается аудиторское заключение.

Методы проведения финансового контроля

По времени проведения он классифицируется на:

  • Предварительный финансовый контроль реализуется до осуществления всех финансовых действий. Его суть состоит в прогнозе показателей, расчётов и финансовых планов. Данный вид проверки является предупредительным и направлен на предотвращение нецелесообразного использования денежных средств. С помощью предварительного контроля можно подобрать наиболее оптимальное решение по инвестиционным программам, которые принесут наибольший объём дивидендов;
  • Оперативный финансовый контроль (текущий) выполняется как раз в момент исполнения финансовых операций;
  • Последующий финансовый контроль выполняется после выполнения финансовых операций или по истечению финансового года.
Читайте так же:  Выплата дивидендов пенсионерам

Принципы финансового контроля

Принцип представляет собой фундаментальное положение, основополагающие убеждения, на которых строится тот или иной процесс. Среди принципов выделяют следующие.

Принцип законности заключается в соблюдении нормативно-правовых актов, принятых на территории государства и норм международного права, а также верховенство закона.

Принцип плановости выражается в планировании осуществления мероприятий и следование данному плану.

Принцип гласности проявляется в открытости деятельности надзорных служб и общедоступности информации о результатах такой деятельности.

Принцип компетентности и объективности подразумевает высокий профессионализм сотрудников, реализующих надзорные мероприятия и беспристрастности их деятельности.

Данный принцип неразрывно связан с принципом независимости органов контроля от других органов власти, в том числе в сфере финансирования.

Указанные принципы закрепляются в нормативно-правовых актах государства и его Конституции, а также в положениях о создании надзорных ведомств и внутренних документах компании. В некоторых случаях представленные принципы находят свое отражение в кодексах этики сотрудника.

Субъекты финансового контроля: банки, аудиторы

Субъектом финансового контроля может быть как ЦБ, так и коммерческие кредитные учреждения. При этом вторые в аспекте проведения основных финансовых мероприятий подотчетны ЦБ.

Аудиторы могут быть внешними и внутренними (или ведомственными). Первые, как правило, осуществляют финансовый контроль на коммерческой основе, как услугу. При этом результаты подобных проверок обычно предоставляются для какого-либо внешнего субъекта, например, инвестора или банка.

Внутренний аудит — подвид внутрикорпоративного или ведомственного финансового контроля. Его результаты обычно используются в пределах конкретной организации. Чаще всего он реализуется внутренними службами компании. Но иногда фирмы обращаются и к внешним аудиторам, предоставляющим услуги в форме аутсорсинга.

Классификация видов контроля по субъектам

Спектр возможных субъектов финансового контроля весьма широкий. Современные российские эксперты определяют следующие основные группы:

  • органы исполнительной власти (не связанные с правоохранительными структурами);
  • органы законодательной власти;
  • банки;
  • правоохранительные структуры;
  • аудиторы;
  • вышестоящие организации;
  • общественные организации;
  • внутрикорпоративные и ведомственные структуры.

Изучим их специфику подробнее.

Субъекты финансового контроля: внутрикорпоративные и внутриведомственные структуры

Работа внутрикорпоративных или внутриведомственных субъектов финансового контроля (ими могут быть службы и отделы финансового анализа или же структуры для проведения внутреннего аудита) характеризуется, как правило, существенно более узкой направленностью в сравнении с теми действиями, которые могут осуществлять структуры, рассмотренные выше.

Методы финансового контроля

Надзор осуществляется с помощью различных методов. Существует множество методов и выбор того или иного метода зависит от сотрудников. Наиболее часто применяются такие методы, как анализ, обследование, проверка, ревизия и наблюдение.

Целью анализа является детальное изучение проверяемого объекта, путем рассмотрения его отдельных сторон. Результаты анализа служат основой для выработки плана дальнейших действий.

Обследование представляет собой личное ознакомление лица, его осуществляющего с фактическими параметрами объекта. Наблюдение же выражается в общем ознакомлении с объектом, находящимся в определенных условиях.

Наиболее часто проводятся проверки – отслеживание соответствия исследуемого объекта определенным требованиям. Выделяют выездные и камеральные. Комплекс взаимосвязанных проверок называется ревизией.

Кстати, наша компания занимается разработкой различных типовых бизнес-планов. Например, вы можете выбрать для себя бизнес-план отеля гостиницы на 30 номеров с кафе рестораном или любой другой на ваше усмотрение.

Аудит как вид финансового контроля

Аудит (независимый контроль) – это вид деятельности, который даёт оценку функционирования организации и выражает мнение о правильности его бухгалтерской (финансовой) отчётности.

Независимый контроль относится к следующим видам аудиторских проверок:

  • Финансовая;
  • Ценовая;
  • Налоговая;
  • Аудит хозяйственной деятельности;
  • Управленческая.

Кроме того, стоит выделить такой вид независимого контроля, как особый (специальный) аудит, который направлен на анализ деятельности организации.

Внимание! Аудит – это негосударственный вид финансовых проверок, ключевыми целями которых являются проверка достоверности отчётности экономических субъектов.

Классификация видов контроля: направления проверок

Еще одно основание для классификации видов финансового контроля, которое выделяют российские исследователи — направление проверок. Оно представлено 3 основными категориями:

  • ревизии документооборота;
  • технические проверки;
  • проверки отчетности.

Что касается первого направления финансового контроля, проверяющие в данном случае чаще всего исследуют юридически значимые источники, на основании которых организация принимает те или иные решения по управлению капиталом.

В техническом аспекте может проверяться инфраструктура, задействуемая для реализации юридически значимых действий, например, тех, что связаны с подписанием банковских и иных документов с помощью ЭЦП. Данное направление проверок в ряде аспектов может быть связано с ревизионными мероприятиями, например, если требуется установить, соответствует ли ПО для электронных ключей требованиям законодательства.

Третье направление проверок предполагает изучение проверяющей структурой документов, имеющих отношение к бухгалтерской, налоговой и управленческой отчетности. Это могут быть первичные документы, унифицированные формы, бланки, внутрикорпоративные источники, выписки.

Методы финансового контроля: фактическая проверка

Методы финансового контроля, относящиеся к рассматриваемой группе, могут включать:

  • проверку качества инфраструктуры предприятия;
  • проведение замеров, тестов;
  • инвентаризацию.

Что касается первого пункта — инфраструктура, которой располагает предприятие, может проверяться на предмет соответствия нормам СанПиНа, экологического законодательства, различных ГОСТов, внутрикорпоративным нормам.

Замеры и тесты могут помочь проверяющим при поиске недостатков выпускаемых предприятием товаров, с выявлением несоответствия помещений требованиям законов в части обеспечения безопасности труда, а если речь идет о внутренней проверке — выявлением слабых мест в организации производства.

Инвентаризация — дополняющий метод, предназначенный для выявления недостатков в комплектности тех или иных элементов. Как с точки зрения объективных потребностей бизнеса, так и в контексте соответствия заявленных в отчетности объемов производственных фондов фактическим.

Выводы

Финансовый надзор осуществляется различными субъектами и направлен на формирование, распределение и управление деньгами. Он базируется на принципах законности, гласности, плановости, объективности и компетентности. Разнообразие применяемых видов, форм и методов определяют эффективность его осуществления.

Видео (кликните для воспроизведения).

В целях формирования органов внутреннего финансового контроля можно заказать детальный бизнес-план под ключ у нас либо купить уже полностью готовый бизнес-план со всеми расчетами.

Источники

Понятие и виды методов финансового контроля
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here